Аюрведа - что это такое? Традиционная система индийской медицины. Основные принципы древнеиндийской медицины Аюрведы. Опыт поколений - в жизнь

30.03.2019

Аюрведа - система древней индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед — Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош — Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия.

Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики - последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа — это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши — это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Доши в АюрведеЭфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Основные принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации.

Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов.

Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам, которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре. Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае, одному из семи индийских мудрецов.

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари, аватар Вишну, упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы, способности соли залечивать раны.

Влияние аюрведы на медицинские традиции других стран

Будучи одной из древнейших медицинских систем, Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями везли в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, корица, алоэ и другие растения и благовония.

Трактат «Аштанга Хридая самхита», написанный в IV в. до н. э. лег в основу трактата по тибетской медицине Чжуд Ши. В область Тибета аюрведа стала проникать с VII в. н.э., когда личным врачом правителя Тибета Сонгцена Гампо стал один из представителей школы Бхарадваджи.

В период расцвета Аббасидского халифата в Багдаде работало много врачей из Индии, некоторые из которых пользовались влиянием при дворе халифа. Математические, медицинские, в том числе фармакологические и аювердические тексты (среди них Сушрута Самхита) переводились на арабский язык в Багдаде в конце первого тысячелетия нашей эры.

Вероятно, что арабским переводом трактата («Аштанкар») пользовался персидский философ и врач Ибн-Сина при написании «Канона врачебной науки». В дальнейшем тексты Ибн-Сины изучались европейскими алхимиками, труды которых оказали существенное влияние на формирование европейской медицины и химии.

Древние мудрецы - риши - в период своего бытия на Земле обнаружили, что в жизнь людей вошли страдания и боль. Поэтому они собрались в Гималаях и длительно медитировали. В результате этого их руководитель Барадваджа принял знание по Аюрведе от Абсолюта и передал их всем остальным мудрецам в устной форме Эта традиция сохранялась длительное время, но 6000 лет тому назад риши Агни Веса написал трактат по Аюрведе и передал первые эти тексты своему ученику Чараке. С тех пор эти тексты по Аюрведе называются Чаракасамгита. Чаракасамгита состоит из трех больших и трех маленьких трактатов. В них древнеиндийская медицина - Аюрведа представлена в виде десяти разделов.

    В Аюрведе существует восемь специальностей:

    Каячикица - внутренняя медицина.

    Шалакая - знания от заболевания головы, шеи, до подключичной области.

    Шалья - хирургия.

    Агадья - тантра - токсикология.

    Пхутвидья - психиатрия.

    Каумарбхритья - педиатрия, акушерство.

    Рассаяна - омоложение, укрепление имунной системы.

    Ваджикорана - как дать системе дополнительную энергию.

Основные принципы древнеиндийской медицины Аюрведы

Опираясь на знания о том, что Шакти - Пракрити - Природа рожает пять татв, пять первоэлементов, древнеиндийская медицина - Аюрведа указывает на то, что в основе этой Природы заложены три основных принципа, три основных управителя природой - это Доши. Эти три Доши образуются от взаимодействия между собой пяти первоэлементов. Так, первая Доша называется Вата, она образуется от взаимодействия таких первоэлементов, как Пространство и Воздух. Вторая Доша - Питта - это комбинация первоэлементов - Огня, Воды. Третья Доша - Кафа - это комбинация Воды и Земли.

      Вата - управляет движением, жизненной энергией, дыханием и кровью.

      Питта - управляет Огнем, желчью, пищеварением, обменом веществ.

      Капха - управляет структурой, выделением и лимфой.

Эти принципы, индивидуализируюсь в каждом конкретном человеке, образуют десять основных типов Пракрити.

Итак, основные космические Первоэлементы, число которых равно пяти, проявляются в теле человека как три фундаментальных принципа, как три признака Активности.

Они были известны в индо-тибетской медицине традиции под названием “ Тридоша”. Из Эфира и Воздуха рождается “телесный воздух” , или Вата. Огонь в соединении с Водой порождает “ телесный огонь”, или Питта. Земля с водой образует воду тела или Капха.

Три элемента - Вата, Питта и Капха - ответственны за все биологические, физиопатологические и психические функции организма, ума и сознания. Эти три силы действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер против агрессивных факторов окружения, создающий нормальный психологический статус организма.

В тибетской медицине традиции эти Силы носят соответственно названия Рлунг (“воздух”), Мкхрис (“огонь”) и Бадкан (“вода”). Когда эти три силы находятся в полном равновесии, здоровье организма достигает максимума. При разбалансировке этих Трех Сил и развивается болезнь.

Концепция Трех Сил, или “Тридоша”, очень трудно перевести на язык современных объективно-научных понятий Запада, хотя понимание сути этой модели, по мнению многих специалистов по Восточной медицине, в будущем должно оказать революционизирующее влияние на совершенствование западной медицинской теории, не говоря уже о развитии практики, диагностики и лечения в русле Восточной медицины.

Древнеиндийские врачи считали, что Три Силы, Три Процесса, Три Качества-Энергии совершают свое действие постоянно и сразу во всем организме, соединяя разные участки тела и органы, находящиеся далеко друг от друга. Непосредственно во всем и везде движутся Три Силы - и в дереве, и в ручье, и в каждой мельчайшей частичке организма человека. Движение этих трех сил происходит во всех органах и тканях, в каждой клеточке тела. Нет в организме человека ни единого места, где бы не совершались постоянно все Три Процесса в их непрерывном взаимодействии.

Необходимо уяснить, что сами по себе термины Ватта, Питта и Капха - абстрактные понятия, сложные конструкты теоретико-прикладной модели индо-тибетской патофизиологии. Они носят сложный системный характер - характер многоуровневый и функционально, и структурно. Поэтому в настоящее время они не имеют адекватной расшифровки на языке современной патофизиологии, ориентированной на изучение связей тех или иных определенных функций с конкретными, четко локализованными анатомическими (органными или субклеточными)структурами. Эти Три Силы - системы, проявляющие признаки единства в пределах определения каждой из них через спектр функций и структурных элементов. И причины заболевания рассматривались в древности исключительно как нарушения гармоничного единства этих регулирующих Сил.

Не следует забывать, что Три Силы имеют не только вещественно-телесное и тонко - энергетическое (“биополевое”) значение, но и смысл высоко-информационный, т.е. психоэнергетический. Все Три Сила в своем взаимодействии обуславливают высокодуховные процессы в человеческом сознании. Кстати, именно ввиду применимости, концепция Трех Сил активно используется не только в медицине, но и в психосоматической практики Йоги в форме понятий “Прана” (в узком смысле - одна из разновидностей Вата), “внутренний огонь” (одна из форм Питта) и “сома” (“животворящий нектар” - форма Капха, ответственная за энергетическое обеспечение интуиции и проявляющаяся в области основания мозга).

Одна из ценнейших идей индо-тибетской медицины, древней аюр-ведической и йогической медицины, как и Восточного Человековедения вообще, заключается в том, что вся мудрость физиологического, естественного лечения имеет свое полноправное представительство в высоких духовных сферах сознания человека.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЧЕЛОВЕКА

Первое, что необходимо сделать врачу, - это определить для каждого человека его индивидуальные черты.

    1 тип - Вата
    2 тип - Питта
    3 тип - Капха
    4 тип - Вата - Питта
    5 тип - Питта - Капха
    6 тип - Питта - Вата
    7 тип - Капха - Питта
    8 тип - Вата - Капха
    9 тип - Капха - Вата
    10 тип - Вата - Питта - Капха

Таким образом, с помощью пульсовой диагностики определяет к какому из десяти типов относится конкретный больной. С помощью той же пульсовой диагностики он определяет уровень нарушения функций в человеческом организме. Далее, опираясь на двадцать подходов к лечению, которые существуют в Аюрведе, он производит лечение.

АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

    1. Первым методом лечения является метод воздействия на сознание пациента. Для этого его обучают по специальной техники трансцендентальной медитации, результатом чего является достижение определенной степени безмолвия . Это приводит пациента к достижению Чистого Сознания - как состояние соединения индивидуума с источником его бытия.

    2. Второй метод - где используется премордиальный звук . Это ведические первозвуки , которые синхронизируют всю человеческую сущность. Их врачи подбирают индивидуально к каждому больному и рекомендуют произносить их про себя или прослушивать определенное количество раз в день для улучшения самочувствия.

    3. Третий метод - интеллектуальный, то есть просят больного заняться самопознанием себя. Так как причина болезни по Аюрведе всегда кроется в ошибках интеллекта - (Пратья парад), поэтому, разобравшись в своих неправильных мыслях, поступках, больной постепенно восстанавливает порядок в своей природе.

    4. Четвертый подход - эмоциональный. Больному объясняют, что основной эмоцией является блаженство . Оживив блаженство в пациенте, врачи добиваются того, что оживляют точку перехода его сознания в его материальное тело. И это приводит к гармонизации биохимических процессов в организме.

    5. Пятый подход - язык. Суть этого метода заключается в том, чтобы правильно подобрать нужные слова для данного больного, которые могли бы вселить надежду на выздоровление.

    6. Шестой - Гандарваведа . Это использование специальных мелодических звуков, мелодий, подобранных согласно времени суток, которые как и премордиальные звуки восстанавливают гармонию внутри человека, вызывают профилактику и лечение болезней.

    7. Седьмой подход на уровне чувств. Для лечения может быть использовано каждое чувство. Так, зрение используют для цветотерапии , слух - для звукотерапии (музыкотерапии), запах - для запахотерапии (различные ароматы), вкус - травы - диетотерапии , осязание - массаж .

    8. Восьмой - пульсовая диагностика . Используя этот метод, врач не только устанавливает диагноз, но и по принципу обратной связи производит этим лечение.

    9. Девятый - психофармакологическая целостность . Это умственная техника, подобная аутогенной тренировке.

    10. Десятый - нейромышечная интеграция. Иными словами - это йогические упражнения - асаны .

    11. Одиннадцатый - нейрореспираторная интеграция или дыхательные упражнения - пранаяма .

    12. Двенадцатый - физиологические очищения различных полостей организма.

    13. Тринадцатый - диетотерапия .

    14. Четырнадцатый - травы, минералы .

    15. Пятнадцатый - рассаяны . Это особая категория травяных сборов для омоложения, долголетия и укрепление имунной системы.

    16.Шестнадцатый - поведенческий подход . Больной обучается правильному поведению в семье, обществе и по отношению к самому себе.

    17. Семнадцатый - ДЖЙОТИШ , что означает изучение натальной карты больного, то есть астрологической карты.

    18. Восемнадцатый - Ягья - это ведическая инженерия, которая восстанавливает гармонию между окружающей обстановкой и человеком через Джйотиш .

    19. Девятнадцатый - создание коллективного сознания через занятия трансцендентальной медитацией в группах.

    20. Двадцатый - мир - миру, здоровье миру .

Таким образом, мы видим, что ответственность врача Аюрведы не ограничивается одним пациентом. Он создает здоровье не только себе и больному, но и здоровье всему миру, что выделяет медицину Аюрведы среди других восточных медицин .

Наверняка многие люди слышали об аюрведе. И каждый человек примерно представляет, о чем идёт речь, когда слышит данное слово.

Древняя наука

Давайте разберемся, аюрведа - что это? Древнее учение о секретах долголетия. Последнее, следуя принципам науки, достигается посредством гармонии души, тела и ума.

История возникновения

Как появилась аюрведа? Что это за направление? Следует знать, что аюрведа считается одной из самых древних наук. Принципы данного учения оказали влияние на развитие медицины в арабских и европейских странах. С давних времён известно, что такие лечебные средства, как алоэ, мускус, сандал и другие, привозились из Индии в европейские и арабские страны. Помимо лекарственных сборов, из этой страны везли и различные благовония. Также аювердические учения использовались в Тибете.

В середине прошлого века данное учение стало популярно в западных странах, в том числе в России. Аюрведа имеет целый ряд основных принципов, которые в настоящее время используются во всем мире. К ним относятся особое дыхание, специальная диета, очищение организма посредством клизм, приёма ванн и обертываний. Существуют зарегистрированные врачи, которые практикуют аюрведу. Их количество по всему миру составляет 350 000.

Основные принципы науки. Аюрведа

Что это за учение, мы уже выяснили. Теперь поговорим об особенностях. Под основным принципом аюрведы понимается гармоничное состояние человека. Здоровым считается тот, у кого тела и душа находятся в единстве. А вот если у человека тело само по себе, а душа - сама по себе, то он находится в дисбалансе. Это значит, что ему необходимо лечение. Данный принцип в какой-то степени пересекается с традиционной медициной, так как если у человека стресс, то вероятность возникновения каких-либо заболеваний увеличивается.

Аюрведа говорит о том, что каждый из нас состоит из пяти компонентов:

  1. Воздух.
  2. Земля.
  3. Вода.
  4. Огонь.
  5. Космос.

Когда все вышеперечисленные стихии находятся в равновесии, есть определённое название такому состоянию - пракрити (это полностью здоровый организм).

Аюрведическое учение говорит о том, что в одном человеке собраны все стихии. Но одна из составляющих может преобладать над другими.

Доша

Помимо этого, в аюрведе есть такое понятие, как доша, которое включает в себя несколько составляющих:

  1. Вата . Оно подразумевает под собой воздух.
  2. Питта - огонь и вода.
  3. Капха . Оно включает в себя воду, землю и космос.

Все три составляющих также присутствуют в организме и балансируют между собой. Но одно из состояний может преобладать над другими.

Физическое состояние - это доши, а эмоциональное - гуны. Жизнь такова, что может подвергать обычного человека разбалансировке, то есть нарушать гармонию доши и гуны. Человек не справляется с воздействием внешних факторов. Возможно, он обратил внимание на чьё-то плохое настроение и сам стал нервничать либо подвергся какому-то стрессу. Причин может быть великое множество. Такое состояние человека, когда у него отсутствует гармония, называется викрити.

Переходим в состояние пракрити

Аюрведическая медицина заключается в том, чтобы перевести человека из состояния викрити в пракрити. Необходимо достичь такого самочувствия пациента, чтобы он находился в гармонии с самим собой. На самом деле это очень важно, чтобы человек перестал беспокоиться, расслабился. Потому что большинство заболеваний начинаются с расстройства нервной системы. Нарушение гармонии, согласно данной науке, является основной причиной болезней человеческого организма.

Основные отличия аюрведического лечения

Прежде всего, стоит сказать о том, что аюрведическая медицина ищет причину дисбаланса питты, ваты и капхи. Предполагается, что в человеческом организме не может отсутствовать ни одна из этих составляющих. Поэтому для оздоровления нужно найти причину нарушения баланса. Считается, что если вы находите ее, то делаете шаг на пути к оздоровлению.

Врач аюрведы определяет, какая доша создаёт дисбаланс в организме, и назначает лечение для ее восстановления. В этом и заключается основное отличие данной медицины от традиционной. В последней врач проводит обследование и ставит диагноз. Далее назначаются препараты, направленные на лечение конкретного пораженного органа. Комплексную терапию нарушения гармонии всего организма в целом предлагает аюрведа. Препараты с содержанием химических элементов не используются.

Устранение дисбаланса

Аюрведическая медицина направлена на лечение, которое состоит в комплексном подходе к выздоровлению человека. То есть в нормализации его физических и психологических состояний. Часто люди не задумываются об эмоциональных причинах возникновения того или иного заболевания. Но на самом деле это очень важный момент, о котором говорит аюрведа. Лечение должно быть комплексным. Не стоит относиться к нему легкомысленно. Иногда эмоциональная нормализация ведёт за собой выздоровление других систем человеческого организма. Необходимо иметь положительный настрой. В этом смысле аюрвердическая медицина намного превосходит традиционные методы лечения.

Об эффективности такой терапии говорит то, что эти древние знания и методы применяются уже больше 5000 лет. Центр аюрведы находится в Индии. Сомневаться в этом учении нет никакого смысла.

Питание

Каким должно быть питание по аюрведе? Так как подобное лечение подразумевает очищение организма, то основными составляющими данного процесса являются правильный рацион и режим потребления пищи. Существуют определённые правила, которым рекомендует следовать аюрведа. Рецепты блюд составляются на основании базовых принципов питания.

Давайте их рассмотрим:

  1. Основной приём пищи должен осуществляться в полдень по местному времени.
  2. Не стоит начинать обедать в возбужденном или расстроенном состоянии. Нужно дать себе время успокоиться, и только потом приступать к еде.
  3. Важную роль в приеме пищи играет окружающая обстановка. В комнате должно быть спокойно, без работы каких-либо приборов, например, телевизора. Не стоит читать или отвлекаться на что-нибудь.
  4. После того как употребление пищи закончено, не стоит сразу вставать из-за стола, необходимо посидеть в течение 5 минут.
  5. Следует делать перерывы между едой не меньше 3 часов. Это необходимо для того, чтобы пища, которая была съедена ранее, уже переварилась в организме.
  6. Процесс приема пищи должно осуществляться в сидячем положении.
  7. Не рекомендуется ужинать после того как солнце сядет за горизонт.
  8. Употреблять пищу следует только тогда, когда наступает чувство голода.
  9. Важным моментом является тщательное пережевывание еды.
  10. Не стоит торопиться во время приема пищи.
  11. Не нужно переедать. Необходимо рассчитывать количество потребляемой пищи так, чтобы не доедать примерно одну четвертую часть до сытого состояния. Так рекомендует делать аюрведа. Продукты должны быть не холодными.
  12. Следует есть блюда, которые приготовлены непосредственно перед обедом или ужином. Если такой возможности нет, то существует другое правило. Рекомендуется есть то, что приготовлено сегодня. Не нужно кушать вчерашние или позавчерашние блюда.
  13. Во время приема пищи не рекомендуется пить в большом количестве. Если есть потребность, можно пить воду, которая была согрета специальным способом. А именно подвергалась кипячению в течение четверти часа. Ни в коем случае нельзя пить холодную жидкость, так как это неблагоприятно для желудка.
  14. Не рекомендуется смешивать молоко с другими продуктами. Его можно пить отдельно в горячем виде с добавлением специй или сахара.
  15. Нужно следить за сочетанием продуктов питания.
  16. Использование специй рекомендуется в аюверде, так как они способствуют процессу пищеварения.
  17. Питание по аюрведе подразумевает исключение из рациона сыра, приготовленного промышленным способом, йогурта, мороженого и холодного молока.
  18. Меню должно соответствовать индивидуальным особенностям организма и времени года.
  19. Существует такое понятие, как аювердический вкус. Он включает в себя 6 составляющих. Все они должны входить в обед или другой приём пищи.
  20. Кислую и солёную еду ни в коем случае нельзя употреблять вечером, также в этот перечень входит кефир.
  21. Следует отказаться от жареной, кислой и солёной пищи.
  22. Рекомендуется заниматься физкультурой. Особенно подойдёт йога.

Аюрведическая совместимость продуктов в еде

Считается несовместимыми молочные продукты и цитрусовые. Также не сочетаются молоко и кислая еда.

Не рекомендуется употреблять в пищу картошку, так как в ее состав входит крахмал. Данный продукт долго переваривается. Поэтому он обуславливает появление токсинов, что не соответствует аюрведическим принципам правильного питания.

Нельзя сочетать дыню с зерновыми культурами. Это связано с тем, что процесс переваривания первой очень быстрый. А зерно, наоборот, долго переваривается. Поэтому не нужно сочетать эти продукты. Лучше дыню есть отдельно от другой пищи.

Не стоит употреблять теплый мёд. Так как данный продукт в разогретом виде превращается в клейкую массу, которая прикрепляется к стенкам сосудов и создаёт неблагоприятную обстановку внутри организма. При обычной температуре мед будет полезным.

Молоко и продукты, содержащие большое количество белка, нельзя употреблять друг с другом. Почему? Потому что белок согревает, а молоко охлаждает. Поэтому сочетание данных групп продуктов приводит к возникновению токсинов.

Молоко и дыня также являются двумя несовместимыми продуктами. Несмотря на то что они оба охлаждают, молоко имеет свойство сворачиваться. Также последний продукт обладает слабительным свойствами. Дыня же имеет мочегонные свойства. Ещё у этих продуктов разное время переваривания в желудке.

Аюрведа для женщин

Известно, что данное учение подразумевает использование только натуральных средств. В том числе они применяются и в косметических целях. Аюрведа для женщин прежде всего интересна тем, что она предлагает широкое использование масел.

Сделаны они на растительной или животной основе. Предназначены для внутреннего и наружного использования. Помимо масел женщинам предлагаются различные косметические средства, также изготовленные из натуральных составляющих.

Можно справиться с такими проблемами кожи, как сухость, жирность, увядание и угревая сыпь, используя знания, которые дает такое учение, как аюрведа. Отзывы о натуральных средствах только положительные. Женщины остаются довольны использованием даров природы.

Аюрведа: достоинства учения

Еще одним плюсом использования аювердических средств по уходу за лицом, телом и волосами является то, что они направлены на комплексное оздоровление организма. Помимо кремов и масок индийские производители предлагают средства по уходу за зубами и волосами. Интересен тот факт, что даже декоративная косметика обладает восстанавливающим и питательным действием. Например, такое средство, как сурьма, используется индийскими женщинами для окрашивания бровей. И в то же время она ухаживает за волосками.

Кремы и маски по рецептам аюрведы содержат в своем составе не только натуральные вытяжки и масла, но и ряд минералов и других полезных компонентов. Причем данные элементы в косметологических целях стали использоваться индийцами раньше, чем европейцами.

А масло амлы способствует росту и укреплению волос. Оно добывается из местного крыжовника.

Заключение

Мы разобрались в том, что такое аюрведа, что это за наука, тоже выяснили, описали ее особенности. Также были рассмотрены основные принципы этой разновидности древней медицины.

Индия удивляет как своими экзотическими многовековыми архитектурными «изюминками», так и не менее экзотическими древнейшими трудами, в которых заложены уникальнейшие познания об окружающем мире и природе самого человека. Буддийские традиции обладают уходящими в далёкое прошлое корнями, но хранят в себе поистине впечатляющие знания, которые не так уж уступают современным достижениям. К числу таких древнейших индийских познаний относится и традиционная медицинская система аюрведа, основы которой сформировались в глубокой древности, но до сегодняшних дней пользуются немалым авторитетом в сфере медицины.

Наука о долгой жизни от буддийского божества

Основная цель аюрведы заключается в том, чтобы помочь каждому человеку прожить долгую и не омрачённую болезнями жизнь. В переводе с санскрита наименование этой древнейшей системы упорядоченных медицинских сведений и рекомендаций звучит как «знание о жизни» («знание о продолжительной жизни») или же «учение о принципах здоровой жизни», что наиболее тонко определяет её основное предназначение.

Согласно древнеиндийским преданиям, аюрведа является частью великих знаний о Вселенной и возникла ещё до появления людей, а её создателем был бог-врачеватель Дханвантари. Именно он передал эту систему медицинских знаний земным мудрецам.

Первые упоминания об этой системе врачевания встречаются ещё в Ведах. Один из сборников этих древнейших индийских писаний посвящён исключительно медицинским аспектам. В нём не только описаны разнообразные лекарственные растения и применение первых антибиотиков (лишайников, обладающих подобными свойствами), но и приводится описание костей человека. В старинных аюрведических трактатах, которые созданы древнейшими индийскими медицинскими династиями, содержатся сведения о более 600 лекарственных средствах растительного и животного происхождения и областях их применения, об ядах и противоядиях, о проведении операций и инструментах для хирургических вмешательств.



Искусство врачевания с философским подтекстом

Аюрведа – это сочетание медицины и философии. В отличие от западной медицины эта практика базируется на 6 философских идеях, изложенных в Ведах, которые предполагают тесную взаимосвязь человека с Вселенной. Аюрведа рассматривает человека как единое целое, подразумевая единство тела и духа, мыслей и чувств и учитывая не только физическое, но и психологическое, эмоциональное состояние человека, принимая во внимание гармоничное их сочетание. Нарушение этого состояния провоцирует возникновение болезней, поэтому главная задача аюрведической медицины – вернуть эту гармоничную целостность. Согласно аюрведе, ключ к здоровой жизни — в гармонии человека с самим собой и с природой, а один из базовых принципов исцеления заключается в изменении образа жизни. Если организм человека находится в равновесии, то никакие, даже наиболее опасные микробы, не способны повредить его. Поэтому первым делом врач стремится вернуть организм к такому состоянию.

Древнеиндийская методика лечения предусматривает 2 пути борьбы с болезнью: шамана и шодхана. Первый путь предусматривает лишь смягчение признаков болезни, второе направление отвечает за устранение причины болезни, которая зачастую может заключаться вовсе не в инфекции. Если в первом случае болезнь может продолжать прогрессировать, то вторая методика полностью исключает прогресс болезни, предусматривая лишь полное выздоровление больного.

Принципы аюрведической медицины

Принципы лечения аюрведы сильно отличаются от иных медицинских систем. Эта методика предполагает индивидуальный подход к каждому человеку. Лечение базируется на изучении пракрити — особенностей строения отдельного человека и его психофизиологических параметров. Лечебные смеси и препараты также подбираются сугубо индивидуально.

Большинство аюрведических лекарств создано исключительно на травах, которые произрастают преимущественно в Гималаях. В Ригведе перечислено около 700 лекарственных растений. Также аюрведа предусматривает применение лекарств животного происхождения и лечение минералами (в т.ч. драгоценными и полудрагоценными камнями). Одно лекарство приготавливается так, что может помогать от нескольких недугов. Оно должно обладать сильным медицинским эффектом и при этом хорошо сохраняться длительное время. Аюрведические тексты хранят более 1000 рецептов лекарств, но каждый врач должен уметь сочетать их, основываясь на своём опыте и интуиции.

Для очищения организма от нарушающих его равновесие структур в аюрведе используется методика панчакарма, что означает «5 действий», поскольку её курс включает 5 направлений, основными из которых являются диеты, применение лекарственных трав и массаж с использованием специфических масел. Это самая настоящая терапия очистки организма. Религиозные практики (пение мантр, медитации и поклонение божествам) также имеют место в аюрведической практике. Эта медицинская система предлагает больше, чем просто ценные рекомендации по диагностике и лечению, и при многих хронических заболеваниях способна оказать большую помощь, чем традиционная западная медицина.

Аюрведа в современном мире

Аюрведа оказала существенное влияние на развитие традиционной тибетской медицины и медицины арабского мира, а также лежит в основе многих современных методик оздоровления. К середине 20 в. традиционное индийское учение, касающееся здоровья и медицинских аспектов, получило широкое распространение на Западе. Уже к концу 20 в. аюрведу начали изучать студенты медицинских ВУЗов в США и Израиле. Такое обучение включает обязательную стажировку в Индии.

Основные процедуры аюрведы вошли в мировую медицинскую практику, а многие её древнейшие практики полностью перешли в современную медицину. В современном мире аюрведа, как и прежде, широко распространена и популярна в Индии, где является признанной государством медицинской практикой, а также в Непале и на Шри-Ланке, и вызывает особый интерес туристов, стремящихся ознакомиться с древнейшими методиками лечения именно на родине этой альтернативной медицины.

Традиционно я говорю «Здравствуйте» всем открывшим этот блог о всестороннем развитии. И традиционное у нас сегодня не только приветствие, но и объект обсуждения. Я конечно же имею ввиду Аюрведу, хотя традиционной она признана именно в Индии. В странах Запада к ней стали проявлять интерес относительно недавно и, надо сказать, очень зря.

Я бы хотел, чтобы благодаря этой статье вы сами убедились, что индийская медицина Аюрведа – это совершенный подход к своему здоровью и жизни в целом. Давайте разбираться. Итак, Аюрведа с санскрита переводится как знание жизни (аюр – жизнь, веда – ведать, знать).

Датировки давних времен всегда неоднозначны, поэтому я не стану называть предположительные даты возникновения Аюрведы, да это и не так важно. Источники говорят, что возникла она примерно параллельно с индийскими Ведами, то есть очень и очень давно.

Аюрведа – это не просто медицина в общепринятом понимании, а целая философия, рассматривающая человека как часть вселенского порядка. Живя в гармонии с окружающим миром, человек пребывает в естественном, то есть здоровом состоянии духа и тела. Она способна вылечить многие болезни, но стремится к тому, чтобы предупредить эти болезни прежде, чем они появятся.

Для примера: аюрведа не борется против седины, она отодвигают момент ее появления на максимально поздний срок. Все это возможно, зная особенности своего здоровья и соблюдая определенные правила жизни. Основные из них – это соответствующее питание, допустимые физические нагрузки, контроль над эмоциями, позитивный настрой, йога, медитация и др.

Основные понятия

Эта древняя философия полностью основана на принципах Природы, которая, как известно, состоит из пяти элементов – Огня, Воды, Воздуха, Эфира и Земли.

  • Огонь . Свойства: трансформация, преобразование, выработка энергии, превращение твердого в жидкое, жидкого – в газ и т.д. Проявления в человеке: усвоение полезных элементов пищи, выработка нервных импульсов как реакция на внешний раздражитель.
  • Вода . Свойства: текучесть, разжижение, нестабильность. Проявления: все жидкости человеческого организма (вода, кровь, моча, пот и т.д.), поддерживает функциональность организма и температуру тела.
  • Воздух . Свойства: перемещение энергии, увеличение Огня. Проявления: кислород, дыхание, поддержание жизни.
  • Эфир . Свойства: впитывание энергии, вездесущность, разделение объектов. Проявления: все пустоты в теле, пространство между органами.
  • Земля . Свойства: твердость, постоянство. Проявления: все части тела – органы, ткани, мышцы, кости, хрящи, зубы и т.д.

Человеческое тело рассматривается здесь как результат соотношения этих стихий в определенных пропорциях. Каждое такое соотношение создает новое уникальное существо, не похожее ни на одно другое. Тем не менее влияние стихий глубоко изучено, а потому известно, как они влияют на жизнь человека и на его здоровье.

Начнем с того, что возникает такое соотношение в момент зачатия человека. Пропорции стихий зависят от таких факторов, как настроение и питание матери, состояние ее матки и период овуляции, время года и суток, погода и многое другое.


Выделены три основных доши (иначе – силы), каждая из которых это слияние двух элементов природы. В каждом человеке одна из трех сил обязательно преобладает в большей степени, чем две остальные. Ее доминирование проявлено на физическом и психическом уровнях. Называются они Вата, Питта и Капха. Коротко об их проявлениях ниже.

  1. Вата (Эфир с Воздухом). Это худые люди с тонкой сухой кожей, склонной к трещинам и шелушению. Мышечный корсет довольно слабый, поэтому выносливость организма невысокая. Чаще всего у них холодные конечности и хрустят суставы. Имеют предрасположенность к таким заболеваниям: психоневрологические нарушения, болезни суставов, онемения.
  2. Питта (Вода с Огнем). Это люди стандартных пропорций тела с жирной блестящей кожей, часто с румянцем на щеках. Выносливость хорошая засчет довольно развитого мышечного слоя. У них быстрый метаболизм и выведение продуктов распада. Несмотря на это имеют предрасположенность: болезни ЖКТ, печени, желчного пузыря, головные боли.
  3. Капха (Земля с Водой). Это люди крупного телосложения со склонностью к полноте. Выносливость у них отличная, но они не используют ее в полной мере, так как очень медлительны. Медлителен и их метаболизм – пища переваривается долго и тяжело. Болеют они редко, но если болеют, то это такие проблемы: отеки, болезни легких и носоглотки, рецидивы вирусных инфекций, диабет.

Как вы понимаете, зная о том, какая у вас основная доша, можно знать о своих слабых местах и грамотно подстраиваться под эти особенности. В Аюрведе то соотношение дош, с которым вы родились, называется Пракрити (по Природе). Это природная данность, с которой нужно не бороться, а, наоборот, жить с ней в гармонии. Важно понять, что кажущиеся недостатки весьма безобидны и совсем не мешают быть счастливым, если соблюдать определенные для себя правила.

Но если дисбаланс дош все же случился, то такое состояние называется Викрити (вне Природы). Согласно Аюрведе Викрити возникает по причине негармоничного существования в Природе. Недостаточное понимание своих природных данных ведет к ошибочной деятельности, приводящей к накоплению Амы (загрязнений тела и сознания), проблематичному выведению Малы (отходов тела – кал, моча, пот), затуханию Агни (внутреннего огня) и в итоге - к болезням.

Восемь разделов Аюрведы

В практическом отношении Аюрведа идеально упорядочена и имеет 8 отраслей, занимающихся конкретными показаниями. Вкратце рассмотрим каждую.

  1. Кайя чикитса – медицина, занимающая проблемами внутренних органов.
  2. Шаля чикитса – хирургия. Но учитывая то, как давно возникла Аюрведа, стоит восхититься тем, как ловко и безопасно делались операции в столь древние времена.
  3. Бала чикитса – педиатрия. Как правило, у детей нечетко проявлена основная доша вплоть до полового созревания, поэтому для их лечения существует отдельная ветвь.
  4. Граха чикитса – психиатрия. Современная психоневрология до сих пор считается малоизученной частью медицины, но только не в Индии. Они находят решение проблемы путем различных физических и дыхательных гимнастик.
  5. Урдхванга чикитса – лечение головы. Имеется ввиду лечение всех органов, находящихся на уровне головы – ухо, горло, нос, глаза и сама голова.
  6. Дамштра чикитса – токсикология. Отделение, занимающееся лечением отравлений, в том числе химическими и животными ядами.
  7. Расаяна – так называемая геронтология, но в индийском восприятии изучение этого вопроса более глубокое и дающее реальные результаты такие, как видимое омоложение тела, а также продление жизни свыше 100 лет.
  8. Вришья чикитса – искусство заведения здоровых детей. Этот филиал лечит такие отклонения как бесплодие мужчин и женщин, низкая скорость сперматозоидов, плохая эрекция и пр.

Методы диагностики и лечения

В Аюрведе очень важна правильность поставленного диагноза, поэтому подход к диагностике очень серьезный. Диагноз далеко не всегда бывает явным и приходится тщательно искать первопричину болезни. Тотальная проверка состоит из трех этапов:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Осязательный осмотр.
  3. Устный опрос.

Стандартное обследование предполагает проверку: пульса, языка, голоса, глаз, кожи и внешнего вида, стула и мочи. Диагностика по пульсу – это умение любого аюрведического врача, которому нужно долго учиться.
Определив причину заболевания, врач назначает ряд действий, которые должен совершать больной.

Эти рекомендации касаются всего образа жизни, начиная от того, что нужно есть, и заканчивая тем, во сколько нужно ложиться спать. Назначенные лекарственные средства всегда натурального растительного происхождения: травы, коренья, специи, масла, камни, минералы и пр. Также существует множество оздоравливающих процедур, подразделяющихся на две большие категории:

  • Шамана (процедуры, снимающие симптомы болезни);
  • Шодхана (процедуры, искореняющие саму болезнь).

Так как главной причиной всех болезней считается избыток Амы, то многие процедуры имеют именно очищающий эффект. Например, ставшая широко известной . Важную роль играет питание в период лечения. Все врачи аюрведы в один голос говорят о необходимости есть вегетарианскую пищу хотя бы на время прохождения курса. Это даст больший эффект от процедур, а также исключит неприятные побочные эффекты типа тошноты. Правила питания по аюрведе можно узнать .

Конечно, не все процедуры являются безболезненными, но есть много расслабляющих и приятных сеансов. Об Аюрведе можно говорить еще долго, но я надеюсь, что этой информации вам хватило, чтобы вдохновиться узнать о ней побольше.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт