Аюрведа как совершенный подход к здоровью и жизни индийской медицины. Знания Древней Индии. Основные принципы ведической медицины Аюрведы

12.04.2019

Традиционно я говорю «Здравствуйте» всем открывшим этот блог о всестороннем развитии. И традиционное у нас сегодня не только приветствие, но и объект обсуждения. Я конечно же имею ввиду Аюрведу, хотя традиционной она признана именно в Индии. В странах Запада к ней стали проявлять интерес относительно недавно и, надо сказать, очень зря.

Я бы хотел, чтобы благодаря этой статье вы сами убедились, что индийская медицина Аюрведа – это совершенный подход к своему здоровью и жизни в целом. Давайте разбираться. Итак, Аюрведа с санскрита переводится как знание жизни (аюр – жизнь, веда – ведать, знать).

Датировки давних времен всегда неоднозначны, поэтому я не стану называть предположительные даты возникновения Аюрведы, да это и не так важно. Источники говорят, что возникла она примерно параллельно с индийскими Ведами, то есть очень и очень давно.

Аюрведа – это не просто медицина в общепринятом понимании, а целая философия, рассматривающая человека как часть вселенского порядка. Живя в гармонии с окружающим миром, человек пребывает в естественном, то есть здоровом состоянии духа и тела. Она способна вылечить многие болезни, но стремится к тому, чтобы предупредить эти болезни прежде, чем они появятся.

Для примера: аюрведа не борется против седины, она отодвигают момент ее появления на максимально поздний срок. Все это возможно, зная особенности своего здоровья и соблюдая определенные правила жизни. Основные из них – это соответствующее питание, допустимые физические нагрузки, контроль над эмоциями, позитивный настрой, йога, медитация и др.

Основные понятия

Эта древняя философия полностью основана на принципах Природы, которая, как известно, состоит из пяти элементов – Огня, Воды, Воздуха, Эфира и Земли.

  • Огонь . Свойства: трансформация, преобразование, выработка энергии, превращение твердого в жидкое, жидкого – в газ и т.д. Проявления в человеке: усвоение полезных элементов пищи, выработка нервных импульсов как реакция на внешний раздражитель.
  • Вода . Свойства: текучесть, разжижение, нестабильность. Проявления: все жидкости человеческого организма (вода, кровь, моча, пот и т.д.), поддерживает функциональность организма и температуру тела.
  • Воздух . Свойства: перемещение энергии, увеличение Огня. Проявления: кислород, дыхание, поддержание жизни.
  • Эфир . Свойства: впитывание энергии, вездесущность, разделение объектов. Проявления: все пустоты в теле, пространство между органами.
  • Земля . Свойства: твердость, постоянство. Проявления: все части тела – органы, ткани, мышцы, кости, хрящи, зубы и т.д.

Человеческое тело рассматривается здесь как результат соотношения этих стихий в определенных пропорциях. Каждое такое соотношение создает новое уникальное существо, не похожее ни на одно другое. Тем не менее влияние стихий глубоко изучено, а потому известно, как они влияют на жизнь человека и на его здоровье.

Начнем с того, что возникает такое соотношение в момент зачатия человека. Пропорции стихий зависят от таких факторов, как настроение и питание матери, состояние ее матки и период овуляции, время года и суток, погода и многое другое.


Выделены три основных доши (иначе – силы), каждая из которых это слияние двух элементов природы. В каждом человеке одна из трех сил обязательно преобладает в большей степени, чем две остальные. Ее доминирование проявлено на физическом и психическом уровнях. Называются они Вата, Питта и Капха. Коротко об их проявлениях ниже.

  1. Вата (Эфир с Воздухом). Это худые люди с тонкой сухой кожей, склонной к трещинам и шелушению. Мышечный корсет довольно слабый, поэтому выносливость организма невысокая. Чаще всего у них холодные конечности и хрустят суставы. Имеют предрасположенность к таким заболеваниям: психоневрологические нарушения, болезни суставов, онемения.
  2. Питта (Вода с Огнем). Это люди стандартных пропорций тела с жирной блестящей кожей, часто с румянцем на щеках. Выносливость хорошая засчет довольно развитого мышечного слоя. У них быстрый метаболизм и выведение продуктов распада. Несмотря на это имеют предрасположенность: болезни ЖКТ, печени, желчного пузыря, головные боли.
  3. Капха (Земля с Водой). Это люди крупного телосложения со склонностью к полноте. Выносливость у них отличная, но они не используют ее в полной мере, так как очень медлительны. Медлителен и их метаболизм – пища переваривается долго и тяжело. Болеют они редко, но если болеют, то это такие проблемы: отеки, болезни легких и носоглотки, рецидивы вирусных инфекций, диабет.

Как вы понимаете, зная о том, какая у вас основная доша, можно знать о своих слабых местах и грамотно подстраиваться под эти особенности. В Аюрведе то соотношение дош, с которым вы родились, называется Пракрити (по Природе). Это природная данность, с которой нужно не бороться, а, наоборот, жить с ней в гармонии. Важно понять, что кажущиеся недостатки весьма безобидны и совсем не мешают быть счастливым, если соблюдать определенные для себя правила.

Но если дисбаланс дош все же случился, то такое состояние называется Викрити (вне Природы). Согласно Аюрведе Викрити возникает по причине негармоничного существования в Природе. Недостаточное понимание своих природных данных ведет к ошибочной деятельности, приводящей к накоплению Амы (загрязнений тела и сознания), проблематичному выведению Малы (отходов тела – кал, моча, пот), затуханию Агни (внутреннего огня) и в итоге - к болезням.

Восемь разделов Аюрведы

В практическом отношении Аюрведа идеально упорядочена и имеет 8 отраслей, занимающихся конкретными показаниями. Вкратце рассмотрим каждую.

  1. Кайя чикитса – медицина, занимающая проблемами внутренних органов.
  2. Шаля чикитса – хирургия. Но учитывая то, как давно возникла Аюрведа, стоит восхититься тем, как ловко и безопасно делались операции в столь древние времена.
  3. Бала чикитса – педиатрия. Как правило, у детей нечетко проявлена основная доша вплоть до полового созревания, поэтому для их лечения существует отдельная ветвь.
  4. Граха чикитса – психиатрия. Современная психоневрология до сих пор считается малоизученной частью медицины, но только не в Индии. Они находят решение проблемы путем различных физических и дыхательных гимнастик.
  5. Урдхванга чикитса – лечение головы. Имеется ввиду лечение всех органов, находящихся на уровне головы – ухо, горло, нос, глаза и сама голова.
  6. Дамштра чикитса – токсикология. Отделение, занимающееся лечением отравлений, в том числе химическими и животными ядами.
  7. Расаяна – так называемая геронтология, но в индийском восприятии изучение этого вопроса более глубокое и дающее реальные результаты такие, как видимое омоложение тела, а также продление жизни свыше 100 лет.
  8. Вришья чикитса – искусство заведения здоровых детей. Этот филиал лечит такие отклонения как бесплодие мужчин и женщин, низкая скорость сперматозоидов, плохая эрекция и пр.

Методы диагностики и лечения

В Аюрведе очень важна правильность поставленного диагноза, поэтому подход к диагностике очень серьезный. Диагноз далеко не всегда бывает явным и приходится тщательно искать первопричину болезни. Тотальная проверка состоит из трех этапов:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Осязательный осмотр.
  3. Устный опрос.

Стандартное обследование предполагает проверку: пульса, языка, голоса, глаз, кожи и внешнего вида, стула и мочи. Диагностика по пульсу – это умение любого аюрведического врача, которому нужно долго учиться.
Определив причину заболевания, врач назначает ряд действий, которые должен совершать больной.

Эти рекомендации касаются всего образа жизни, начиная от того, что нужно есть, и заканчивая тем, во сколько нужно ложиться спать. Назначенные лекарственные средства всегда натурального растительного происхождения: травы, коренья, специи, масла, камни, минералы и пр. Также существует множество оздоравливающих процедур, подразделяющихся на две большие категории:

  • Шамана (процедуры, снимающие симптомы болезни);
  • Шодхана (процедуры, искореняющие саму болезнь).

Так как главной причиной всех болезней считается избыток Амы, то многие процедуры имеют именно очищающий эффект. Например, ставшая широко известной . Важную роль играет питание в период лечения. Все врачи аюрведы в один голос говорят о необходимости есть вегетарианскую пищу хотя бы на время прохождения курса. Это даст больший эффект от процедур, а также исключит неприятные побочные эффекты типа тошноты. Правила питания по аюрведе можно узнать .

Конечно, не все процедуры являются безболезненными, но есть много расслабляющих и приятных сеансов. Об Аюрведе можно говорить еще долго, но я надеюсь, что этой информации вам хватило, чтобы вдохновиться узнать о ней побольше.

Среди множества медицинских систем одной из наиболее популярных в последнее десятилетие стало индийское ведическое учение. Мы уже привыкли к слову "аюрведа". Что это такое? Может ли каждый человек следовать принципам этой системы, чтобы прожить долгую жизнь?

Историческая справка

Главным элементом благополучия в этой науке считается единство и равновесие тела, органов и души. Возникшее более 1000 лет назад, учение существенно повлияло на развитие не только восточной, но и европейской медицины. Целебные травы и пряности с давних времен везли из Индии в страны Средиземноморья и Средней Азии, в Китай и Южную Сибирь. Мы и сейчас с удовольствием используем мускус и сандал, корицу и алоэ.

Постепенно завоевывая популярность в мире, к середине XX века индийская аюрведическая медицина стала изучаться и использоваться на Западе. Центр аюрведы в Израиле, например, - колледж Ридман, в США работает Национальный Институт Медицины Аюрведы. Россия познакомилась и активно изучает базовые положения и процедуры индийской медицины лишь с конца XX века. Сегодня аюрведа в Москве почти так же популярна и востребована, как и во всем мире.

Основные методики восточной медицины плотно вошли в практику врачей, исповедующих научный подход к исцелению больных. Это и лечебные диеты, и ванны с обливаниями, и и дыханию. Около трехсот пятидесяти тысяч зарегистрированных врачей планеты практикуют аюрведу.

Индийская медицина основывается не только на Она базируется на философии Санкхья, астрологии и биокосморитмологии, при этом еще и использует знания из области натуропатии (естественные методы лечения болезней).

Согласно этому учению, астрология описывает связь микро- и макрокосма (человека и окружающей среды), дает представление о том, как влияют на нашу жизнь. Натуропатия известна тем, что предлагает заменить химические лекарства естественной пищей, целебными растениями и минералами. Главное - индивидуальный подход к каждому человеку. Знатоки утверждают, что, объективно оценив возраст, пол, телосложение, место проживания и биоритмы человека, можно с помощью лекарственных растений и пряностей откорректировать дисбаланс. Один из канонов аюрведы гласит: «Всё, что окружает нас, является лекар-ством, нужно только распознать его и пра-вильно использовать».

Врач в аюрведе

Человек со всеми своими хроническими заболеваниями - это система с нарушениями функционирования многих органов. Так утверждает аюрведа. Лечение должен проводить только один врач, который досконально изучит проблему и увидит пути помощи пациенту. Медик, пользующийся принципами аюрведы, должен быть специалистом во всех областях и уметь помочь всем без исключения пациентам, независимо от того, старик это или ребенок.

И еще одно важное замечание. Восточная медицина предполагает, что основную часть пути к излечению пациент должен пройти сам, строго следуя предписаниям врача. Только в этом случае возможно полное выздоровление.

С давних пор обследование больного проводится по методу «пяти зеркал» - пульс, диагностика по состоянию языка и кожи, иридо- и аурикулодиагностика. Это позволяет не только понять клиническую картину, но и выявить склонность пациента к тем или иным осложнениям.

Борьба стихий

Все мы состоим из элементов пяти стихий: воздуха, воды, земли, огня и космоса. Их баланс, равновесие («Пракрити») соответствует идеальному здоровью, утверждает аюрведа. Что это такое? Стремление целителей направить человека в русло гармонизации души и тела. Для простоты понимания вспомните о европейских психотипах - медлительные флегматики, вспыльчивые холерики, почти уравновешенные меланхолики и любознательные сангвиники. Найти человека, в котором не представлены все (или хотя бы три психотипа), почти невозможно. Но выделить доминантный - задача вполне простая.

Так же обстоят дела и в аюрведе. В идеальном состоянии мы должны жить в гармонии всех стихий. Но с самого рождения какая-то одна преобладает.

Доша

Этим понятием описывают не только но и скорость процессов, происходящих в человеке: метаболизм при пищеварении, мышление, психологическая подвижность и восприимчивость к физическим нагрузкам, темперамент и т. д.

В аюрведе выделено три типа доши. Вата - воздух, Питта - огонь и вода и Капха - вода, земля и космос. До тех пор, пока все доши находятся в балансе, мы здоровы и активны. Но постоянная изменчивость внешних условий и, соответственно, внутренние стрессы выбивают людей из состояния равновесия.

Целью аюрведы называют гармонизацию доши и гуны (психоэмоционального состояния) до Пракрити.

Вода камень точит

И все-таки аюрведа - что это такое? Большинство специалистов говорят, что это гибкая система охраны и корректировки состояния человека. Она предлагает использовать веками проверенные алгоритмы в любом месте и во все времена. При этом акцент делается на том, что нельзя механически применять известные методики - следует адаптировать их по схеме «место-время-обстоятельства». Только принимая во внимание особенности климата и географии, культуры и социума, в которых находится пациент, можно создать действенную систему лечения.

Многие лекарства (а точнее - практически все) действуют мягко и постепенно, активизируя внутренние процессы саморегуляции организма. Они не вызывают побочных эффектов, которыми известны химические лекарства. Центр восточной медицины предложит комплекс мер по «вытаскиванию» болезни наружу, а не залечиванию ее где-то глубоко внутри. И при этом аюрведические лекарства обладают омолаживающим и очищающим эффектом. Простота и доступность методов лечения позволяет корректировать свое состояние даже в домашних условиях.

Болезнь - учитель

Интересным кажется еще и тот факт, что все болезни рассматриваются не как «зло в последней инстанции», а как учителя, пришедшие указать нам на ошибки. Описать заболевание, связав его с образом мышления и поведением, и указать нам через «дружественные» болезни на более глубинные и тяжелые недуги - вот на что способна аюрведа. Что это такое и как это понимать? Современными учеными медиками уже доказано, например, что легкая форма туберкулеза, которую не стоит выгонять из своего тела, согласно ведической философии, отведет от больного бронхиальную астму.

Помните присказку «мысль материальна»? Это один из краеугольных камней учения под красивым названием аюрведа. Мы уже знаем, что эта система связывает воедино вселенную и людей (со всеми их помыслами и деяниями, которые могут повлиять на окружающую среду). Болезнь рассматривается как нечто, что может остановить и изменить ситуацию, предотвратить последствия того, что мог натворить человек, будучи здоровым. Именно так считает аюрведа. Лечение позволяет нам загасить энергию, которую мы копим для реализации недобрых, разрушительных намерений. Главное - усвоить, что речь не идет об осмысленном и запланированном зле. Зависть, критика окружающих, жалость к себе - все это тоже недобрые и пагубные семена для вселенной. А с помощью болезней мы переключаемся и учимся воспринимать действительность по-другому.

Оджас

Этим красивым словом восточная медицина называет жизненную энергию, от которой зависит статус человека. Причем заметьте: интеллектуальный, духовный и даже социальный. По мнению приверженцев аюрведы, каждый из нас не использует свой потенциал даже на 5%. И не столь важно, живе ммы в неподходящих условиях или сами очарованы сиюминутными желаниями (заработать больше, получить власть, взлететь по карьерной лестнице и т. д.) - природа с завидным постоянством подталкивает человека, указывая ему пути самореализации, но мы редко слышим эти подсказки…

Вот и уменьшается оджас. А вместе с этим появляются хронические заболевания и приближается старость. Кроме того, количество оджаса определяет нашу устойчивость ко всевозможным разрушительным факторам. Среди прочих уменьшающих жизненную энергию явлений можно назвать тяжелый физический труд, длительное голодание, алкоголь и наркотики, тревожные мысли, недосыпание, сухую еду и т. д. Все это ведет к так называемому умственному и физическому несварению, в результате образуются всяческого рода шлаки и токсины (физические и психические). Человека раздражает буквально все: шум, свет, смех других людей… В нем поселяются страх, нетерпимость и беспокойство. И, конечно, все это ведет к развитию заболеваний.

Как накопить оджас

Несмотря на то, что аюрведа (отзывы ученых-медиков только подкрепляют мнение испытавших на себе методики лечения) рассматривает индивидуальный и комплексный подходы к здоровью каждого пациента, существует множество конкретных рецептов. Например, для увеличения оджаса необходимы здоровый сон и качественная пища. Этой цели служат мед, имбирь, шафран и т. п.

Каждый человек, рождаясь с небольшим запасом оджаса, способен накапливать его в течение жизни. Но главным умением для адепта любой школы, которые предлагает центр восточной медицины, считается умение перераспределять и перенаправлять жизненную энергию. Это касается и йоги, и тантры, и цигун.

Самым действенным способом сохранения названо воздержание от слишком частых сексуальных отношений. Для обычного европейца это нонсенс. Ведь родиной знаменитой «Камасутры» является Индия. Аюрведа не требует полного отказа от сексуальных отношений. Адептам предлагается лишь упорядочить свою интимную жизнь, т. к. секс делает человека зависимым, подобно наркотикам. Есть даже результаты исследования, проведенного учеными из Нидерландов, согласно которым оргазм действует на психику почти как доза героина.

Фундамент здоровья

Восточные целители относятся к оджасу как к величайшему дару Всевышнего. Для сохранения и пополнения жизненной энергии нам необходимо прилагать усилия: придерживаться правил трансформироваться, заботиться о своей духовной чистоте, контролировать помыслы, чувства и желания. В «Бхагават Гите» - индийском священном писании - сказано: «Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания».

Опыт поколений - в жизнь

Ведические врачи говорят, что все болезни случаются с нами по незнанию. Мы не умеем прислушиваться к своему организму (а главное - слышать) и его потребностям. Умение распознать в себе Вселенную и научиться управлять ею - одна из задач адепта

Самым важным отличием аюрведы от европейской медицины признан комплексный подход к физическому и духовному благополучию человека, к его мировоззрению и образу жизни. Любой из нас, без исключения, применяя полученные знания, сможет добиться желаемого результата. Нужно лишь помнить, что чем больше усилий будет приложено, тем ярче окажется и достижение поставленной цели. В том, что результат действительно будет, сомнений нет, ведь не станут люди 5000 лет практиковать совершенно бесполезную систему.

Аюрведа – одна из старейших систем медицины на Земле. Она зародилась на территории Индии. Аюрведа – старейшая из всех систем медицины, которая не до сих пор, не прекращаясь со времени своего зарождения, практикуется в мире и пользуется огромной популярностью.

В системе аюрведы человек рассматривается как часть природы , и все лечение базируется на таком отношении к человеку. В аюрведе используются лекарства, которые дает сама природа. Самыми широкими ареалами распространения аюрведической медицины являются Индия, Непал, Шри-Ланка. Последнее время аюрведическая медицина получает все боьшую популярность и на Западе.

Аюрведа практиковалась еще с до-ведического периода, примерно с 5000 года до нашей эры. ЧАРАК САМХИТА и СУШРУТА САМХИТА – два основных классисических аюрведических текста, которые были записаны примерно в 1000 году до нашей эры. В других письменных памятниках , Ригведе и Артхарва-веде, тоже упоминается об этом виде медицины. В Индийском эпосе, в частности, в рамаяне и Махабхарате, лекарственным растениям придается особая важность.

Слово «аюрведа» означает «знание о долгой жизни» или «Мудрость для жизни ». Аюрведическое лечение принимает во внимание не только физическое состояние человека, но и астрологические и погодные условия (времена года, например).

Важнейшим в аюрведическом подходе к лечению является уровень энергии (праны) у человека. Выделяют 5 элементов, известных как «панчабутха», из которых состоит вся материя. Это Вода, Огонь, Земля, Воздух и Эфир. Наших ощущений тоже пять («Панча Индрия»). Каждое из этих ощущений соответствует какому-то из элементов. Все вместе они формируют 3 доши (Капха, Вата, Питта). Каждая их этих дош влияет на определенную часть тела – например, Капха влияет на легкие и грудную клетку.

Диагностика в Аюрведе

Аюрведическая диагностика базируется на анализе вышеупомянутых Дош: пределяется дисбаланс в дошах и таким образом ставится диагноз. Образ жизни, который ведет человек может повлиять на баланс дош в значительной мере. И поэтому зачастую пациенту рекомендуется определенная диета и соответствующие физические упражнения.

Основн ы е направления в Аюрведе:

В аюрведической медицине существует 8 основных направлений:

1. Кайа Чикитса (Общая Медицина)

2. Каумара Бхрутхйа (Педиатрия)

3. Бхутха Видхйа (Психиатрия)

4. Салакйа (ЛОР, Офтальмология и Лечение Зубов)

5. Шалья (Хирургия)

6. Агада Тантра (Токсикология)

7. Расаяна (Омоложение)

8. Ваджикарана (Афродизиатическая терапия)

Обучение Аюрведе

Профессиональное обучение аюрведической медицине проводится в основном на территории штата Керала в Индии. Там можно получить и легитимный диплом врача аюрведы.

Первые воспоминания о государстве, расположившемся в долине благодатной реки Инд, относятся к 3 тысячелетию до н. э. Священная река дала название огромной стране Индии, которая не уступает по величине своего культурного наследия таким очагам цивилизации, как Древний Египет и государства Месопотамии.

В долине Инда строились дома четко по разработанному плану. В самых нужных местах рыли колодцы, которые обкладывались обожженным кирпичом. Кирпич использовали при возведении стен домов. В сточную систему города выходили водосточные трубы. Нигде больше не известна подобная древняя цивилизация, оборудованная такой функциональной системой водоотвода.

Но такие высокоразвитые санитарно-технические сооружения нехарактерны для последующих периодов развития Древней Индии, далее наблюдается только снижение архитектурных разработок. Учение считают, что это связано с катаклизмами: засухами и наводнениями, а также с истощением внутренних ресурсов.

Но речь сегодня не о становлении Индии как государства, а о развитии медицины этой страны. Где лучше всего развивалась фармация и медицина древнего мира? Индия, Китай - именно здесь берут свое начало первые медицинские знания. Некоторые из них вызывают восхищение и в современном мире. Многие актуальны и сегодня.

Формирование древнеиндийских философских знаний

Во 2 тыс. до н. э. формируются первые древнеиндийские философские представления. До наших дней они дошли в виде литературных памятников, которые получили общее название «Веды». Здесь собраны древние гимны, песнопения, заклинания и прочее. Веды - первая попытка человека по-философски истолковать окружающую среду. Хотя здесь можно найти наполовину мифическое и суеверное толкование окружения человека, но этот труд является первым предфилософским источником.

В смешались разнообразные взгляды, где просматриваются идеалистичные и материалистические тенденции. В основном здесь содержится основная идея о мировой душе, которая находится в процессе саморазвития. Именно мировая душа побуждает первоматерию к созданию материального мира, в том числе человека. Древней Индии были нераздельны. Считалось, что человеческое тело является внешней оболочкой бессмертной души, которая есть часть мирового духа. Недостатком духовной сущности является чрезвычайная привязанность к миру материализма, поэтому от природы человек несовершенен. В этом и причины его телесных проблем.

Китайская медицина относительно философских учений

Достижения индийской медицины оказали влияние на медицину Китая. Для древнекитайской философии свойственен путь развития от поклонения природным стихиям до конструктивных религиозно-философских структур - конфуцианства и даосизма, а также до натурфилософии. Понятие о развитии мира китайскими философами заложили основы медицины и понятия причин болезни. Из очень глубокой древности стали формироваться представления об анатомии. Но во 2 веке до н. э. произошло утверждение конфуцианства, поэтому рассечение трупов попало под запрет. По убеждениям Конфуция, человеческое тело должно оставаться нетронутым и быть возвращено родителям в сохранности. Поэтому познания об анатомических особенностях организма у древних китайцев отставали от представлений древних индусов.

Представления о болезнях и здоровье в Древнем Китае основывались на традиционных понятиях философии. Традиционная китайская медицина связывала человеческие органы с первоосновами инь или янь. Инь отвечала за здоровье органов-цзан - сердца, печени, легких, селезенки и почек. Янь отводилось шесть органов-фу: желудок, желчный и мочевой пузыри, толстая и тонкая кишка и три обогревателя. Обогревателями называли систему для поддержки внутренней теплоты, зависящую от пищеварения, дыхания и мочеотделения. В человеческом организме инь и янь должны находиться в гармонии, а при болезни равновесие нарушалось.

Зарождение врачевания в ведийскую эпоху

Особенности медицины в ведийскую эпоху малоизвестны. Есть скудные данные в «Ригведе» о трех заболеваниях: чахотке, проказе и кровотечениях. В отдельных разделах «Ригведы» описываются магические обряды врачевания. Для ведийского периода свойственно переплетение лечебных познаний с магическими обрядами и религиозными верованиями.

Мифологические персонажи в ведийской религии связаны с понятиями о здоровье, болезнях и врачевании. Все представления древних индусов описаны в «Атхарваведе». Здесь собран весь народный опыт по исцелению травами, но для излечения от болезни необходимо молиться, произносить заклинания и приносить жертвоприношения. Бхишадш, или «изгоняющий бесов», - самое первое обозначение индийского врачевателя. Постепенно заклинатель превратился в целителя, но название осталось прежним. Также кардинально изменились понятия о причинах заболеваний.

Аюрведические познания

Развитие медицины в Древней Индии началось в начале нашей эры. Тогда появилась система врачевания аюрведа, или «учение о долгой жизни». Небольшая группа людей - вайдьями - наметила первые опыты в целительстве и врачевании. Они были детьми природы, проживали среди гор и лесов. Вайдьями тесно связывали человека с Вселенной, считали его частицей космической энергии, по их мнению, человек воплощает в себе пять первоэлементов, а также высшие силы и стихии. Они подметили зависимость людей от лунных циклов, а также считали, что у каждого органа в человеческом организме существует аналог среди животных или растений.

Аюрведа получила очень широкое признание и постепенно распространилась на территории Востока. Аюрведическое знание постепенно изменялось, но существовало везде. Иногда его относят к китайской медицине, но это неверно. Индийский философ в своем труде дает практические советы и описывает акупунктуру, или иглоукалывание. Очень давно, еще во время Дханвантари, при лечении болезней пользовались приемом акупунктуры и гирудотерапией, то есть применением пиявок, также делали пластические операции и проводили трансплантацию органов. Для аювердических приемов в лечении широко использовали многокомпонентные травяные сборы. Каждое растение занимает определенную нишу и применяется для достижения желаемого результата.

Первые понятия о жизнедеятельности организма

Медицина Древней Индии в классический период истории страны меняет представления о происхождении заболеваний. Происходит новый виток в развитии медицины - отброшены в прошлое сверхъестественные причины возникновения болезней, которые господствовали в ведический период. Отныне человек рассматривался как частица окружающей среды. Теперь, по представлениям древних индусов, он состоял из стихии огня, земли, воды, эфира и воздуха. Функционирование организма связывали со связью между собой огня, воздуха и воды, которые переносили три жидкости: желчь, ветер и слизь (желчь — между пупком и сердцем, ветер — ниже пупка, слизь — выше сердца). Три жидкости и пять стихий вместе образовали 6 органических продуктов человеческого организма: мышцы, кровь, кости, мозг, жировую прослойку и мужское семя.

Ветер переносит прохладу и свежесть, звук и потоки воздуха. Он в организме отвечает за выделения, пищеварение, кровообращение и обмен веществ. Если ветер замедляется, то циркуляция соков и веществ приостанавливается и нарушается нормальная жизнедеятельность организма.

Медицина Древней Индии базируется на следующих знаниях:

  • Флегма в человеке и космосе представляла собой мягкие вещества, она действовала, словно смазка, покрывала все неровные и шероховатые поверхности, отвечала за движение и взаимодействие.
  • Желчь - это огненная стихия, отвечающая за температурный режим в организме, за активность сердечной мышцы и за нормальную деятельность пищеварительного тракта.
  • При нарушении взаимодействия и нормального потока слизи, ветра и желчи начиналось заболевание. Его тяжесть и серьезность определялась степенью дисбаланса между тремя самыми важными первоэлементами.

Причины стремительного развития медицины в Древней Индии

В чем особенности развития медицины в Древней Индии? Не зря она получила второе название - страна мудрецов, ведь она всегда славилась врачевателями, которые стали известны далеко за пределами родной земли. Из буддийских преданий сквозь призму веков дошли сведения о древних целителях: Чараке, Дживаке и Сушруте.

К памятникам аюрведической литературы того времени относят «Сушрута-самхита» и «Чарвака-самхита». Первая из них является самым древним трактатом о хирургии, где описано проведение более 300 операций, рассказано о 120 медицинских инструментах и 650 лекарственных средствах.

Древнеиндийские врачеватели обладали самыми обширными знаниями о строении человеческого тела. Религиозные каноны не ставили под запрет исследование трупов, достаточно было искупить свои действия взглядом на солнце, прикосновением к священной корове или воспользоваться ванной для очищения.

Огромный вклад в развитие медицины врачевателя Сашутры

Конфуцианство и медицина Древней Индии во времена врачевателя Сашутры уже не имели ничего общего, так как начала развиваться хирургия. А Конфуций, как мы помним, был против нарушения целосности человеческого тела. Для Сашруты хирургия стала первой и самой выдающейся медицинской наукой. При нем индусы освоили изготовление хирургического инструментария из стали в отличие от других народов, применяющих для изготовления приборов бронзу и медь. Древние кузнецы умели их делать острыми, удобными в руке и способными расщепить волос. В названиях инструментов упоминались тигры, медведи, львы, олени, волки и множество видов насекомых. Их зубы, хоботы и когти стали образцом для скальпелей, игл и щипцов. А перед операцией хирург просил силы у этих животных, но не забывал обеззаразить инструменты прокаливанием на огне, мытьем горячей водой и соками специальных растений.

Древнеиндийские хирурги при переломах пользовались неподвижными повязками, вытяжениями и бамбуковыми шинами; сшивали края ран пеньковыми и льняными нитями; кровотечения останавливали холодом и золой; по особой методике лечили язвы, опухоли и ожоги. Еще тогда начали для болеутоления пользоваться беленой, вином, гашишем, опиумом и индийской коноплей.

Индийские хирурги успешно проводили пластические операции на лице. Они занимались восстановлением губ, носа и ушей (их теряли по приговору суда или в драке).

В трактате Сушруты детально описан способ ринопластики, который получил название «индийский метод» и с некоторыми изменениями успешно применяется до наших дней. В древнеиндийских текстах можно ознакомиться с методикой выполнения операции по удалению катаракты.

Медицина Древней Индии: школы врачевания

С удивлением можно узнать о передовой на то время школе Сушруты, в которой были специальные лаборатории, где изготавливались лекарственные средства, операционные залы, а также отдельно отведенные комнаты для теоретических и практических занятий. При обучении у Сушруты последователям надлежало пользоваться приспособлениями, напоминающими больные органы. Для ознакомления с пусканием крови использовали отростки водяных лилий, на плодах панаса учились извлечению твердых тел, искусству перевязок тренировались на макетах. При обучении врачеванию ученик должен был изучить философию, фармакологию, ботанику, химию, биологию, а также овладеть врачебными навыками.

Становление профессии врача в Древней Индии

Отношение к врачу в Древней Индии было неоднозначным на протяжении всей истории. В ведийский период профессия врачевателя пользовалась уважением и почитанием. Но при развитии кастовой системы ситуация кардинально изменилась, при появлении неравенства некоторые занятия занесли в разряд нечистых, а тех, кто ими занимается, объявили неприкасаемыми. В эту категорию попали врачеватели, рядом с ними оказались акробаты, плотники и те, кто ухаживает за лошадьми. Но все же из древних текстов можно узнать, что занятие врачеванием было в почете.

Среди ведущих лекарей Древней Индии оказались монахи, а сами монастыри стали центрами врачевания. Для монахов было позволительно оказывать медицинскую помощь нуждающимся, в этом было их предназначение и благодать.

Йога - способ заглянуть в себя

Медицина Древней Индии переплелась с религиозно-философскими учениями, особенно с йогой. Она соединила в себе морально-этическое учение, религиозную философию и комплекс тренировок (асаны). Для постижения учения необходимо пройти двухуровневую подготовку: постижение духа и физическую йогу. Для психического и физического здоровья надлежит содержать тело и мысли в чистоте, а также уметь полностью расслабляться. Йога до сих пор пользуется небывалой популярностью и имеет множество последователей.

Древнеиндийские центры врачевания

Медицина Древней Индии (кратко история становления представлена вашему вниманию в статье) на то время предусматривала своеобразные центры врачевания. Город Таксила являлся одним из центров медицинского образования на территории Древней Индии. Ученик должен был досконально обладать не только теоретическими знаниями, но и смело ими пользоваться на практике. После обучения учитель собирал своих учеников вместе, чтобы произнести специальное наставление.

Непосредственно право на врачевание должен выдавать раджа. Он и занимался наблюдением за работой врачей, и следил за соблюдением врачебной этики. Врачу надлежало всегда быть опрятным и чистым, носить надушенную одежду, коротко стричь бороду, всегда содержать ногти в порядке, выходить из дома с зонтиком и палкой, а самое главное, никому не рассказывать о состоянии своих пациентов. Существовали правила, по которым врач не брал плату с бедняков, брахманов и друзей. А если зажиточный человек отказывался платить, с него взимали часть имущества. За неправильно назначенное лечение надлежало выплатить штраф.

Древней Индии рассказывает о том, что для древнеиндийской культуры основной отличительной чертой являлося почитание знаний. Из многих стран именно в Индию приезжали набраться опыта молодые врачеватели. В городах открывались университеты, где уделяли внимание изучению астрономии, математики, астрологии, религиозно-философских текстов, санскрита и медицины.

История медицины Древней Индии кратко изложена в этом материале. Надеемся, что информация была интересна и полезна для вас.

В ведийскую эпоху была создана Аюрведа - «наука о долголетии». Часто индийские медицинские сочинения называют аюрведическими. Хранителями аюрведических знаний о долгой жизни, лишенной страданий, в Индии считались брахманы.

Аюрведическая система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов, в их числе: лечение ран; лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней, охватывающих весь организм; лечение душевных болезней и психических расстройств, которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о противоядиях.

Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами.

Часто для приготовления лекарственных средств употребляли экстракты лекарственных растений. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев.

Йога как способ управления.

Сведения о йоге были собраны в III в. до н.э. индийским мудрецом Патанджали в книге «Йога-сутра». В этом сборнике мировоззрение йогов, система дыхательных и физических упражнений изложены в виде кратких изречений - сутр. Как правило, современные представления о йоге придают большое значение физической тренировке. При этом философский аспект доктрины часто не принимается во внимание.

Философия йогов стремится привести человека к гармонии и уравновешенности не только физическими упражнениями, но всей системой мировоззрения. «Ясное, веселое и счастливое настроение ума, - учит йога, - создает нормальное функционирование физического тела; подавленное состояние ума, меланхолия, терзания, страх, ненависть, ревность и гнев также оказывают действие на тело и вызывают в нем физическую дисгармонию и временные заболевания».

Медицинские трактаты Древней Индии.

Лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах.

Чарака и Сушрута - великие врачи Древней Индии.

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» - о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» - о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке - великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.

Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе - чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач - Сушрута. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также - о лечении глазных болезней.

Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».

Хирургия.

Хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира. Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Он описал более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Об анатомических познаниях врачей Древней Индии можно судить по тому, что в труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.

Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице. Врачи умели восстанавливать носы, губы и уши, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились у индийцев искусству ринопластики (от греч. «rhinos» - нос) - восстановлению утраченного носа. Этот способ подробно описан в трактате Сушруты и вошел в историю медицины под названием «индийского метода»: нос восстанавливали с помощью лоскута кожи, вырезанного со лба или щеки.

Не менее блистательной была операция по удалению помутневшего глазного хрусталика - катаракты. Индийские хирурги сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт