Патология. Основы общей патологии человека
Патология (греч. pathos страдание, болезнь + logos учение) - наука о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней, основанная на фактическом материале различных медико-биологических дисциплин. Каждая из этих дисциплин фиксирует ту или иную сторону болезней человека: патологическая анатомия и гистология изучают морфологические изменения органов и тканей, биохимия - нарушение процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне, патологическая физиология - механизмы функциональных расстройств, генетика - причины наследственных болезней, микробиология и вирусология - взаимоотношения организма с возбудителями инфекционных болезней и др. На основе объединения всех этих данных складывались представления о наиболее общих закономерностях течения патологических процессов, т.е. формировалось учение о болезни. Термин «патология» используют также для обозначения болезненных состояний.
Учение о болезни прошло несколько этапов в своем развитии. До середины 19 в. полагали, что основой болезни является ненормальное состояние жидких сред организма (гуморальная патология); позже, в связи с созданной немецким патологом Вихровом (R. Virchow) концепцией целлюлярной патологии, рассматривающей клетку как материальный субстрат болезни, а саму болезнь как сумму поражений множества отдельных клеток, основное внимание в развитии болезни стали уделять изменениям, развивающимся в клетках и межклеточном веществе. Большую роль в развитии П. сыграло учение о реактивности организма, его взаимоотношениях с возбудителями инфекционных болезней, механизмах невосприимчивости к ним и др. Во второй половине 20 в. особое значение в развитии П. приобрели биохимия, генетика, иммунология, цитология.
Принято различать общую и частную патологию. Общая патология изучает наиболее общие закономерности патологических процессов, которые лежат в основе болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды и др. Основываясь на синтезе частных проявлений различных болезней, общая патология дает представление о типовых патологических процессах (дистрофия, регенерация и др.), формирует абстрактное представление о болезни как о совокупности важнейших явлений, обязательно присутствующих при любой форме недуга и составляющих его сущность.
В задачи общей патологии входит разработка теоретических аспектов этиологии и патогенеза болезней человека, проблем общего и местного детерминизма единства структуры и функции, компенсации нарушенных функций и др. Еще В.В. Пашутин справедливо отметил, что «общая патология представляет собой именно ту область знаний, в которой должно сконцентрироваться все выработанное различными науками, могущее служить к уяснению патологических процессов во всей их полноте». Следует считать необоснованными попытки отождествить общую патологию с одной из частных дисциплин (чаще с патологической физиологией и патологической анатомией). Для современного этапа развития общей патологии весьма характерным является то, что в связи с быстрым совершенствованием неинвазивных методов исследования (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика и др.) расширяется возможность составить представление о динамике структурно-функциональных изменений органов на различных этапах развития патологических процессов. В результате этого общая патология, формировавшаяся ранее в значительной мере на данных экспериментальных исследований, сейчас все в большей степени становится общей патологией человека, хотя эксперимент на животных сохраняет свое значение для выяснения механизмов развития патологических процессов и поисков путей борьбы с ними.Частная патология изучает конкретные болезни, например , язвенную болезнь желудка, различные инфекционные болезни и др., причины их возникновения, особенности а и морфологических проявлений, клинической картины, разрабатывает методы их диагностики, лечения и профилактики.
Особенности течения болезней, связанные с возрастом человека, изучаются возрастной П. Необходимость изучения болезней человека в связи с особенностями окружающей среды в различных районах земного шара обусловила развитие краевой и географической патологии. С появлением электронной микроскопии, гистохимии, авторадиографии, иммунохимии и др. получила быстрое развитие молекулярная П., изучающая биохимические процессы в их органической связи с клеточными мембранами,
ядерными и цитоплазматическими ультраструктурами. Молекулярная П. позволяет подойти к пониманию сущности начальных стадий развития болезней человека, того, что И.П. Павлов называл «местами полома». Опыт, накопленный медиками при оказании помощи раненым на поле боя и в процессе последующего лечения ранений различных органов, лежит в основе военной П. Многие проблемы этиологии иПатология - как наука.
Патология - фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Предметом ее исследования является больной организм. Как учебная дисциплина патология основывается на синтезе двух наук - патологической физиологии и патологической анатомии.
Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные клинического обследования, морфологического изучения прижизненно взятых участков тканей больного органа, результаты исследования трупов, а также факты, полученные в эксперименте при моделировании болезней на животных.
Патология включает два раздела - общую и частную патологию.
Общая патология изучает типовые (стереотипные) патологические процессы, лежащие в основе болезней, - дистрофию, некроз, атрофию, нарушение крово- и лимфообращения, воспаление, аллергию, лихорадку, гипоксию, а также компенсаторно-приспособительные реакции, шок, стресс и опухоли.
Частная патология изучает конкретные болезни. В основе методических подходов частной патологии лежит нозология, т.е. наука о причинах, механизмах развития, проявлениях, осложнениях и исходах отдельных заболеваний. Именно патология позволяет раскрыть сущность болезни, выявить ее функциональные и структурные проявления, указать направление поиска принципов профилактики и лечения болезней. Поэтому патология является теорией медицины.
Для решения стоящих перед ней задач патология изучает два подхода - патофизиологической и патоморфологический. первый подход позволяет изучить функциональные расстройства в организме на разных этапах развития отдельных патологических процессов и болезней в целом. Второй подход, используя разнообразные современные морфологические методы, дает возможность исследовать нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма. Вместе с тем единство и взаимообусловленность функции и структуры в норме и патологии стирают грань между этими двумя подходами, и они по существу лишь дополняют друг друга. Так, патофизиология в настоящее время широко использует для анализа патологических процессов морфологические методы. Патологическая анатомия в свою очередь располагает методами, позволяющими оценивать функцию поврежденных структур.
Патологическая анатомия - клиническая дисциплина, и поэтому патологоанатомы работают в патологоанатомических отделениях больниц. Патологическая анатомия использует несколько методов.
1. Вскрытие трупов умерших больных для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причин смерти; по результатом вскрытия составляется патологоанатомический диагноз.
2. Прижизненное исследование кусочков органов больного (биопсия). Высокое техническое оснащение современной клинической медицины позволяет получить фрагмент ткани любого органа человека (биоптат).
Патология – наука о причинах и условиях возникновения болезней, о закономерностях и механизмах развития, течении и исходе болезни. Эта дисциплина изучает самые общие закономерности отклонения от нормы, а также частные нарушения.
В патологии выделяют следующие разделы: общая нозология, учение о типических патологических процессах и частная патология (патология органов и систем).
Задачи патологии:
Научная – изучение причин и условий возникновения различных болезней, механизмов развития, изучение защитных и разрушительных механизмов, а также разработка и обоснование мер лечения и профилактики заболеваний.
Учебная – помочь специалисту овладеть экспериментальным методом, научить правильно понимать данные обследования у больного.
Философская – обеспечение теоретического обобщения клинических и теоретических исследований.
Основной метод патологии – экспериментальный, т.е. спровоцированное наблюдение, которое создает упрощенные комбинации явлений и позволяет истинные связи между ними.
Требования к эксперименту:
Выдвижение гипотезы – гипотеза определяет цель эксперимента и дает право на эксперимент;
Проверка правильности гипотезы;
Правильная оценка результатов.
Основные элементы постановки эксперимента:
Выбор животного;
Выбор формы эксперимента (острый или хронический);
Подбор приборов;
Постановка контрольных опытов.
Здесь стоит указать, что острый эксперимент – это аналитический метод, а хронический эксперимент – аналитико-синтетический метод. Контрольный опыт должен отличатся от основного только одним условием.
Методы воспроизведения патологического процесса:
исключение (например, органа);
раздражение;
парабиоз (сшивание 2-х животных в одно и др.);
метод изолирования органов;
метод тканевых культур;
метод сравнительного эксперимента (постановка опытов на животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития).
Требования к моделированию:
адекватность целям и задачам;
возможность экстраполяции данных (переноса результатов на человека).
Основные методы изучения экспериментальной модели:
наблюдение;
функциональные методы;
морфологические методы;
биохимические методы;
иммунологические методы;
физические методы.
Основные этапы:
клиническое наблюдение;
экспериментальное изучение сущности заболевания;
разработка методов терапии и профилактики;
клиническая апробация.
Особенности современной патологии:
переход на молекулярный уровень;
широкое использование биохимии;
применение сложных приборов;
максимальное приближение к клинике.
Основные принципы отечественной патофизиологической физиологии:
принцип целостности организма
принцип нервизма (признание ведущей роли нервной системы в регуляции организма);
эволюционный подход.
Лекция №2. Воспаление.
Воспаление – типический патологический процесс. Воспаление – сложная эволюционно выработанная защитная приспособительная реакция целостного организма, характеризующаяся развитием функциональных и структурных сосудисто-тканевых изменений в месте повреждения, направленных на устранение повреждающего агента и восстановление поврежденных тканей.
Существуют различные теории воспаления. Вирхов предложил нутритивную теорию воспаления (воспаление обусловлено нарушением питанием тканей и клеток). Ученик Вирхова Конгейм выдвинулсосудистую теорию воспаления (развитие воспаления связано с характерными изменениями в микроциркуляторных сосудах, в которых повышается проницаемость и происходит процесс экссудации). Эти теории относятся кXIXвеку. Позже Шаде выдвинулфизико-химическую теорию воспаления (важная причина воспаления – изменение электростатических зарядов, а также процессы гиперосмии, гиперионии, гиперонкии). Но стержневой теорией до сих пор остается теория Мечникова –биологическая или эволюционная теория – учение о фагоцитозе, эволюционный и системный подход в оценке воспаления.
Воспаление имеет два аспекта – местные изменения и общие.
Местные проявления воспаления:
боль или латинское dolo;
припухлость или tumo;
жар – calo;
покраснение – rubor;
нарушение функции.
Первые четыре признака сформулировал Клавдий Гален, последний выдвинул Цельс.
Признак воспаления | |
Покраснение |
Артериальная гиперемия |
Припухлость |
1.артериальная гиперемия; 3.пролиферация соединительной ткани. |
1.артериальная гиперемия; 2.повышение обмена веществ в очаге воспаления. |
|
1.действие БАВ на нервные окончания (гистамин, брадикинин, субстанция Pи др.); 2.механическое сдавление рецепторов отеком; 3.повышение возбудимости нервных окончаний вследствие избытка в очаге воспаления ионов водорода и калия. |
|
Нарушение функции |
1.альтерация (разрушение) тканей; 3.нарушение обмена веществ; 4.рефлекторное торможение на боль. |
Все локальные изменения при воспалении протекают в три стадии:
альтерация;
экссудация;
пролиферация.
По преобладанию того или иного локального изменения воспаление подразделяют на следующие типы:
катаральное;
серозное;
фибринозное;
геморрагическое;
гнилостное;
смешанное.
альтеративное;
экссудативное;
пролиферативное.
Другой принцип классификации воспаления – по длительности течения:
острое (до трех недель);
подострое (от трех до шести недель);
хроническое (свыше шести недель).
Третий принцип – по выраженности воспалительной реакции:
нормэргическое (сила воспалительного ответа равна силе раздражителя;
гипоэргическое (ответная реакция слабее);
гиперэргическое (ответная реакция сильнее).
)
Лекция №1. Патология как наука.
Патология (греч. Pathos- болезнь, logos- разум, учение) это наука, изучающая болезнь, ее сущность, закономерности ее развития.
По существу патология это синтез 2-х наук - патологической анатомии, которая изучает нарушения строения органов и тканей, возникающие во время болезни и после выздоровления.
Патологической физиологии, - которая изучает механизмы развития болезней, т.е. изучает жизнедеятельность больного организма, закономерности возникновения, развития и завершения патологических процессов.
Патология как наука, состоит из 2-х частей: общая и частная
Общая патология изучает закономерности возникновения, развития исходы болезней, расстройства обмена веществ, нарушения и общего и местного кровообращения, нарушения роста и развития организма.
Предметом исследования патологии является больной организм.
Частная патология изучает закономерности возникновения и развития отдельных заболеваний.
Таким образом, патология изучает многообразие отклонений в состоянии здоровья от нормы , причины и закономерности возникновения болезней, их сущность, структурные и функциональные проявления, объясняет внешние ее проявления, указывает направления патологических процессов и болезней.
Изучение патологических процессов и болезней проводится на уровне:
- молекулярных исследований в химической лаборатории
- субклеточном уровне (клеточных органелл) с помощью электронного микроскопа,
- клеточном уровне под микроскопом как в микробиологической лаборатории,
- органа самыми разнообразными методами, которые применяются в учреждениях здравоохранения (рентгенологические, клинические, функциональные и т.д.)
- организма в целом.
Для объяснения сущности болезней в современной медицине используется различные методы: - метод эксперимента, т.е. моделирование заболеваний на животных, а в клинической практике используются функциональные методы исследования организма - рентгенологические, лабораторные, метод биопсии тканей пациента для гистологического, гистохимического исследования.
Следовательно, предмет патология органически связан с биологией, нормальной анатомией, гистологией, цитологией, эмбриологией и другими клиническими медицинскими науками.
Перед изучением конкретных вопросов патологии необходимо дать определение некоторым общим понятиям, чтобы понять ряд важнейших биологических закономерностей при развитии заболеваний:
- здоровье и болезнь
- патологическая реакция
- патологический процесс
- патологическое состояние
- этиология
- патогенез
Содержание статьи
ПАТОЛОГИЯ, раздел медицины, изучающий природу и причины болезней, а также вызываемые ими структурные и функциональные изменения. Исследования в области патологии проводятся в рамках почти всех медицинских дисциплин, но в первую очередь патологической анатомии, включая патоморфологию, и патологической физиологии. Патологию обычно разделяют на общую и частную. Общая патология исследует основные процессы, вызывающие болезнь и определяющие ее развитие; предмет частной патологии – изучение отдельных заболеваний. Следует отметить, что словом «патология» обозначают также любое отклонение от нормы.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Античные представления о болезни.
Человекнесомненно размышлял о природе болезни с древнейших времен. Однако не только в первобытном обществе, но и в развитых древних цивилизациях Египта, Месопотамии и Персии болезнь оставалась таинственным событием, вызывавшим к себе религиозное отношение. Научный подход к проблеме впервые отразился в трудах школы Гиппократа (4 в. до н.э.). Ученые Древней Греции и Рима оставили множество отличных описаний внешних признаков болезней и травм, и сами такие описания впервые возникли в рамках научной патологии; однако без вскрытия трупов, конечно, невозможно было продвинуться дальше. Античные авторы допускали существование четырех жидкостей (крови, флегмы, желтой и черной желчи), четырех элементов (воздуха, воды, огня и земли) и четырех качеств (тепла, холода, влажности и сухости), которые все были связаны между собой. Так, кровь считалась теплой и влажной, как воздух; флегма – холодной и влажной, как вода; желтая желчь – теплой и сухой, как огонь; а черная желчь – холодной и сухой, как земля. Правильное сочетание жидкостей во всем теле и отдельных его частях обеспечивало здоровье; неправильное – порождало соответствующую болезнь.
Расцвет патологической анатомии.
Теория четырех жидкостей торжествовала до конца Средних веков, когда с общим пробуждением интереса к физическому миру, характерным для эпохи Возрождения , основным методом исследования стало вскрытие и препарирование трупов. Везалий (1514–1564), прославившийся в основном исследованиями и рисунками нормального строения тела, интересовался и многими отклонениями от нормы, а такие ученые, как Ж.Фернель из Амьена и М.Донатус из Мантуи, своими описаниями посмертных изменений положили в 16 в. начало современным структурным представлениям в области патологической анатомии. Многочисленные вскрытия, проводившиеся на протяжении последующих двух столетий во всей Европе, и все бóльшая точность наблюдений ученых позволили получить массу патологоанатомических сведений, к которым впоследствии немногое удалось добавить. Среди анатомов того времени выделялись У.Гарвей (1578–1657), прославившийся открытием кровообращения; К.Тульп из Амстердама (1593–1674), которого обессмертил Рембрандт картиной Урок анатомии доктора Тульпа ; и Дж.Морганьи (1682–1771), выдающийся анатом падуанской школы.
Роль Вирхова.
На протяжении 18 в. и первой половины 19 в. многие энергичные и выдающиеся исследователи заполняли пробелы и добавляли новые штрихи к изучению болезней. Однако не было ни новой концепции, ни общей идеи, которая явилась бы основой для дальнейшего продвижения вперед, пока в 1858 не вышел труд Р.Вирхова Целлюлярная патология . Уже поколения ученых пользовались микроскопом, а ботаник М.Шлейден (1804–1881) и анатом Т.Шванн (1810–1882) успели опубликовать свое учение о клетке как структурной основе всего живого, но вирховский постулат «всякая клетка из клетки », означавший, что только сами клетки являются теми живыми образованиями, которые воспроизводят друг друга, и все они возникают из других клеток, прозвучал как нечто совершенно новое. Вирхов подверг критике существовавшие мистические представления о природе болезней и показал, что болезнь тоже проявление жизни, протекающее, однако, в условиях нарушенной жизнедеятельности организма. Ученый применял свою концепцию к объяснению процессов воспаления, роста опухолей и практически ко всем другим областям патологии, поистине совершив революцию в умах патологов .
Инфекционная патология.
СОВРЕМЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ
Методы общей патологии.
Как и другие естественные науки, патология использует два метода: описательный и экспериментальный. Только их сочетание позволяет понять феномен болезни. Современная патология базируется на вскрытиях. Посмертное исследование внутренних органов, выявление тех структурных изменений в них, которые сопровождают многие заболевания, дают возможность понять саму болезнь. Знания анатомических отклонений от нормы самого по себе может быть достаточно для объяснения механизма функциональных нарушений, проявляющихся объективными признаками и субъективными симптомами болезни. Однако для окончательного решения проблемы нередко приходится воспроизводить аналогичные заболевания в экспериментах на животных, тем более что такой подход позволяет более точно установить причину болезни. Если отклонения от нормы, обнаруживающиеся в органах или тканях в результате болезни или повреждения, удается воспроизвести с помощью воздействий, которые предположительно играют причинную роль, то можно сделать вывод, что именно эти факторы и являются причиной данных изменений. Значение комбинированного подхода, включающего наблюдение и эксперимент, для выяснения причины болезни хорошо иллюстрирует история изучения туберкулеза . Эта болезнь имеет различные проявления и поражает различные органы; в результате несмотря на то, что многие авторы на основании посмертных исследований составили прекрасные описания ее разнообразных форм, долго не удавалось понять, что все эти формы отражают общий процесс и вызваны одной и той же причиной. Единство различных свойственных туберкулезу изменений удалось установить благодаря применению микроскопа и вирховской концепции клеточной патологии. Р.Кох (1843–1910) сделал важнейший шаг вперед, обнаружив постоянное присутствие туберкулезной палочки в пораженных тканях. Затем он дополнил это наблюдение экспериментом: выделил микроб из тканей, отделил от других микроорганизмов и ввел восприимчивому к туберкулезу животному. В очагах этой искусственно вызванной болезни вновь обнаруживалась та же палочка. Необходимость такой последовательности действий для подтверждения причины инфекционного заболевания получила название «постулатов Коха».
Частная патология.
Задача общей патологии – выявление основных закономерностей патологических процессов путем наблюдения и экспериментов. Частная патология использует полученные таким образом знания для установления точного диагноза в каждом отдельном случае. Патолог (патологоанатом, патоморфолог) регистрирует видимые изменения тканей и органов и исследует их под микроскопом для выявления морфологических (гистологических) изменений. Так исследуются ткани, удаленные при хирургической операции, а также ткани умерших людей.