Когнитивно бихевиоральная терапия лучшие методы. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Кто работает в подобном русле

01.03.2019

Когнитивно-поведенческая терапия является видом лечения, помогающим пациентам осознать чувства и мысли, которые влияют на их поведение. Обычно она используется для лечения большого спектра заболеваний, в том числе и зависимости, фобии, тревоги и депрессии. Поведенческая терапия, обучение которой сегодня становится очень популярным, длится в основном недолго и в первую очередь направлена на оказание помощи людям с определенной проблемой. При лечении клиенты учатся изменять и определять тревожные или деструктивные модели мышления, которые оказывают на их поведение негативное влияние.

Истоки

Как возникла когнитивно- или Что приверженцев популярного психоанализа заставило обратиться к изучению различных моделей познания и поведения человека?

Который основал в 1879 году в Университете Лейпцига первую официальную лабораторию, предназначенную для психологических исследований, считается основателем экспериментальной психологии. Но стоит отметить, что то, что считалось тогда экспериментальной психологией, от сегодняшней экспериментальной психологии очень далеко. Кроме того, известно, что нынешняя психотерапия обязана своим появлением работам Зигмунда Фрейда, известного во всем мире.

При этом о том, что прикладная и экспериментальная психология нашли для своего развития благодатную почву в США, немногие знают. На самом деле после прибытия сюда Зигмунда Фрейда в 1911 году психоанализу удалось удивить даже видных специалистов психиатрии. Да так, что через несколько лет около 95 % психиатров страны прошли обучение способам работы в психоанализе.

Эта монополия в США на психотерапию продолжалась до 1970-х годов, при этом она задержалась в профильных кругах Старого Света еще на 10 лет. Стоит отметить, что кризис психоанализа — в плане его возможности отвечать на различные изменения требований социума после Второй мировой войны, а также способности его «лечить» — начался в 1950-х годах. В это время родились альтернативные Основную роль сыграла среди них, конечно же, когнитивно-поведенческая терапия. Упражнения самостоятельно из нее тогда мало кто осмеливался делать.

Возникшая сразу в разных частях света, благодаря и вкладу психоаналитиков, недовольных своими инструментами вмешательства и анализа, рационально-эмоционально-поведенческая терапия скоро распространилась по Европе. Она за короткое время себя зарекомендовала как метод лечения, способный обеспечить эффективное решение различных проблем клиентов.

С момента, как увидела свет работа Дж. Б. Уотсона по теме бихевиоризма, а также применения поведенческой терапии, прошло пятьдесят лет, только после этого времени она заняла среди работающих направлений психотерапии своё место. Но её дальнейшая эволюция проходила в ускоренном темпе. Этому была простая причина: как и остальные методики, которые были основаны на научной мысли, когнитивно-поведенческая терапия, упражнения которой приведены в статье ниже, для изменений оставалась открытой, интегрировалась и ассимилировалась с остальными техниками.

Она в себя вбирала результаты исследований, которые проводились в психологии, а также в остальных научных областях. Это привело к возникновению новых форм вмешательства и анализа.

За этой терапией 1-го поколения, характеризовал которую радикальный сдвиг от психодинамической известной терапии, последовал вскоре набор «новшеств». В них уже были учтены забытые ранее когнитивные аспекты. Данное слияние когнитивной и поведенческой терапии является поведенческой терапией следующего поколения, также известной как когнитивно-поведенческая терапия. Обучение ей проводится и в нынешнее время.

Её развитие до сих пор продолжается, возникают всё новые способы лечения, которые принадлежат терапии уже 3-го поколения.

Когнитивно-поведенческая терапия: основы

Базовая концепция предполагает, что наши чувства и мысли играют основную роль в формировании поведения человека. Так, человек, слишком много думающий об авариях на посадочной полосе, авиакатастрофах и прочих воздушных катастрофах, может избегать передвижения различным воздушным транспортом. Стоит отметить, что цель данной терапии в том, чтобы пациентов научить, что они каждый аспект окружающего мира контролировать не могут, при этом могут взять вполне под контроль собственную интерпретацию данного мира, а также взаимодействие с ним.

В последнее время когнитивно-поведенческая терапия самостоятельно используется все чаще. Данный вид лечения в основном много времени не занимает, благодаря чему считается доступней остальных видов терапии. Эмпирически была доказана его эффективность: специалисты установили, что он дает возможность пациентам справиться с неадекватным поведением в его различных проявлениях.

Виды терапии

Представители Британской ассоциации когнитивных и поведенческих терапевтов отмечают, что это целый ряд способов лечения, основанных на принципах и концепциях, созданных на основе моделей человеческого поведения и эмоций. Они в себя включают огромный спектр подходов к избавлению от эмоциональных расстройств, а также возможности самопомощи.

Специалистами регулярно применяются следующие виды:

  • когнитивная терапия;
  • эмоционально-рационально-поведенческая терапия;
  • мультимодальная терапия.

Методы поведенческой терапии

Их используют в когнитивном научении. Главный метод — это поведенческая рационально-эмоциональная терапия. Изначально устанавливают нерациональные мысли человека, далее выясняют причины нерациональной системы убеждений, после чего происходит приближение к цели.

Как правило, общие методы тренинга — это способы решения проблем. Главный метод — это тренировка биологической обратной связи, который используют в основном для избавления от последствий стресса. При этом происходит аппаратурное изучение общего состояния мышечного расслабления, а также оптически или акустически происходит обратная связь. Расслабление мышц с обратной связью положительно подкрепляется, после чего ведет и к самоуспокоению.

Когнитивная-поведенческая терапия: методы научения и усвоения

В поведенческой терапии систематически используют постулат воспитания, в соответствии с которым можно учить, а также учиться верному поведению. Научение по образцу принадлежит к важнейшим процессам. Способы усвоения ориентируются в основном на после чего люди строят свое желательное поведение. Очень важным методом является имитационное научение.

Образцу систематически подражают в заместительном научении — человеку или символу. Другими словами, к наследованию можно побуждать путем соучастия, символически или скрыто.

Активно используется при работе с детьми поведенческая терапия. Упражнения в этом случае содержат в себе подкрепляющие непосредственные стимулы, к примеру конфеты. У взрослых данной цели служат система привилегий, а также вознаграждений. Промптинг (поддержка терапевта, подающего пример) при успехе постепенно сокращается.

Методы отучивания

Одиссей в «Одиссее» Гомера по совету Цирцеи (волшебницы) приказывает себя привязать к мачте корабля для того, чтобы не подвергнуться пению обольщающих сирен. Спутникам он уши залепил воском. При явном избегании поведенческая терапия влияние ослабляет, при этом проводятся некоторые изменения, увеличивающие возможность успеха. Например, к негативному поведению, злоупотреблению алкоголем, добавляют аверсивный раздражитель, к примеру запах, вызывающий рвоту.

Когнитивно-поведенческая терапия упражнения имеет самые разные. Так, при помощи аппарата, предназначенного для лечения энуреза, получается избавиться от ночного недержания мочи — механизм пробуждения пациента сразу срабатывает при появлении первых капель мочи.

Методы устранения

Способы устранения должны бороться с неадекватным поведением. Стоит отметить, что один из главных методов — это систематическая десенсибилизация для разложения реакции страха при помощи 3 шагов: тренировки мышечного глубокого расслабления, составления полного списка страхов, а также чередования раздражения и расслабления страхов из списка в нарастающем порядке.

Методы конфронтации

Данные методы используют ускоренные контакты с начальными стимулами страха относительно периферических или центральных фобий при различных психических расстройствах. Главный метод — это флудинг (штурм различными раздражителями с применением твердых приемов). Клиента при этом подвергают непосредственному или интенсивному мысленному влиянию всевозможных стимулов страха.

Компоненты терапии

Часто люди испытывают чувства или мысли, которые только укрепляют их в неверном мнении. Эти убеждения и мнения ведут к проблемному поведению, способному оказать влияние на всевозможные сферы жизни, включая романтические отношения, семью, учёбу и работу. К примеру, у человека, который страдает низкой самооценкой, способны возникнуть отрицательные мысли о себе самом, своих способностях или внешности. Из-за этого человек начнет избегать ситуаций взаимодействия с людьми или отказаться от возможностей карьерного роста.

Для коррекции этого используется поведенческая терапия. Для борьбы с такими разрушительными мыслями и негативным поведением терапевт начинает с помощи клиенту в установке проблемных убеждений. Данный этап, также известный под названием «функциональный анализ», значение имеет для осознания того, как ситуации, чувства и мысли могут способствовать возникновению неадекватного поведения. Данный процесс способен вызвать затруднения, в особенности у клиентов, борющихся со склонностью к избыточному самоанализу, хотя в результате это способно привести к выводам и самопознанию, которые считаются обязательной частью процесса исцеления.

Когнитивно-поведенческая терапия включает и вторую часть. Фокусируется она на фактическом поведении, способствующем развитию проблемы. Человек начинает практиковать и осваивать новые навыки, которые затем могут быть применены в реальных ситуациях. Так, человек, который страдает от наркотической зависимости, способен освоить навыки преодоления данной тяги и может избежать социальных ситуаций, потенциально способных вызвать рецидив, а также справиться со всеми ними.

КПТ в большинстве случаев представляет собой плавный процесс, помогающий человеку сделать новые шаги к смене своего поведения. Так, социофоб может начать с простого воображения себя в определенной социальной ситуации, которая вызывает у него беспокойство. Потом он может пробовать поговорить с друзьями, знакомыми и членами семьи. Процесс при регулярном движении к цели кажется не таким сложным, при этом сами цели — абсолютно достижимыми.

Использование КПТ

Данная терапия применяется для лечения людей, которые страдают от большого спектра заболеваний — фобий, тревоги, зависимости и депрессии. КПТ считается одной из самых изученных разновидностей терапии — в некоторой части из-за того, что фокусируется лечение на определенных проблемах и его результаты относительно легко измерить.

Эта терапия подходит лучше всего для клиентов, склонных именно к самоанализу. Чтобы КПТ была по-настоящему эффективной, человек к ней должен быть готов, ему необходимо захотеть потратить усилия и время на анализ собственных чувств и мыслей. Подобный самоанализ бывает трудным, при этом это прекрасным способ узнать намного больше о влиянии внутреннего состояния на поведение.

Когнитивно-поведенческая терапия отлично подходит и для людей, которые нуждаются в быстром лечении, которое не предполагает использования определенных медикаментов. Так, одним из достоинств когнитивно-поведенческой терапии считается то, что клиентам она помогает разрабатывать навыки, способные быть полезными сегодня и потом.

Развитие уверенности в себе

Стоит сразу оговориться, что уверенность в себе появляется из различных качеств: возможность выражать потребности, чувства и мысли, кроме того, воспринимать потребности и чувства других людей, навыка сказать «нет»; кроме того, умения начинать, заканчивать и продолжать разговоры, при этом перед публикой выступать свободно и пр.

Данный тренинг направлен на преодоление возможных социальных страхов, а также трудностей при контактах. Аналогичные воздействия также применяют при гиперактивности и агрессивности, для активизации клиентов, находящихся длительное время на лечении у психиатров, и при умственной отсталости.

Этот тренинг прежде всего преследует две цели: формирование социальных умений и устранение социальных фобий. При этом применяются многие методики, к примеру поведенческие упражнения и ролевые игры, тренинг в ежедневных ситуациях, оперантные техники, обучение на модели, групповая терапия, видеотехники, способы самоконтроля и пр. А значит, при данном тренинге речь в большинстве случаев идет о программе с использованием всевозможных методов в некоторой последовательности.

Также используется поведенческая терапия для детей. Особые формы данного тренинга были созданы для малышей с трудностями в контактах и социальными фобиями. Петерман и Петерман предложили терапевтическую компактную программу, которая вместе с групповым и индивидуальным тренингом включает также консультирование родителей этих детей.

Критика КПТ

Некоторые пациенты в начале лечения сообщают, что, вне зависимости от достаточно простого осознания иррациональности некоторых мыслей, лишь одно осознание процесс избавления от этого не делает лёгким. Необходимо отметить, что поведенческая терапия подразумевает выявление данных моделей мышления, а также она направлена на помощь в избавлении от этих мыслей с применением огромного количества стратегий. Они способны включать ролевые игры, ведение журнала, методы отвлечения и релаксации.

Теперь рассмотрим некоторые упражнения, которые можно выполнить самостоятельно в домашних условиях.

Мышечная прогрессирующая релаксация по Джекобсону

Занятие проводится сидя. Голову нужно прислонить к стене, на подлокотники положить руки. Вначале следует вызвать у себя напряжение во всех мышцах последовательно, при этом это должно происходить на вдохе. Внушаем себе чувство тепла. При этом расслабление сопровождается очень быстрым и достаточно резким выдохом. Время напряжения мышц - около 5 секунд, расслабления - около 30 секунд. При этом каждое упражнение нужно сделать по 2 раза. Этот метод отлично подойдет и для детей.

  1. Мышцы рук. Вытянуть руки вперед, расставить в разные стороны пальцы. Нужно пытаться так дотянуться пальцами до стены.
  2. Кисти. Сжать кулаки максимально сильно. Представьте, что вы из сжимаемой сосульки выдавливаете воду.
  3. Плечи. Попытаться дотянуться до мочек ушей плечами.
  4. Стопы. Пальцами ног дотянуться до середины голени.
  5. Живот. Свой живот сделайте каменным, как будто отражаете удар.
  6. Бедра, голени. Фиксированы пальцы ног, поднимаются пятки.
  7. Средняя 1/3 лица. Сморщить нос, скосить глаза.
  8. Верхняя 1/3 лица. Сморщить лоб, удивленное лицо.
  9. Нижняя 1/3 лица. Губы сложить «хоботком».
  10. Нижняя 1/3 лица. Уголки рта отвести до ушей.

Самоинструкции

Все мы что-либо себе говорим. Мы себе даем указания, приказы, информацию для определенного решения проблем или инструкции. В данном случае человек может начать с вербализации, которая со временем будет частью всего поведенческого репертуара. Людей обучают таким прямым инструкциям. При этом в ряде случаев они становятся «контринструкциями» агрессии, страху, а также остальным При этом самоинструкции с примерными формулами применяются по приведенным ниже этапам.

1. Подготовка к стрессору.

  • «Это сделать легко. Помни о юморе».
  • «Я смогу создать план для того, чтобы с этим справиться».

2. Реагирование на провокации.

  • «Пока я храню спокойствие, я полностью контролирую всю ситуацию».
  • «В этой ситуации мне не поможет беспокойство. Я абсолютно уверен в себе».

3. Отражение опыта.

  • В случае если конфликт неразрешим: «О трудностях забудь. Думать о них — себя только разрушать».
  • Если конфликт разрешен или получилось с ситуацией справиться: «Это было не настолько страшно, как я ожидал».
  • 7. Уровни психического здоровья по б.С.Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический
  • 8. Психическая болезнь, психическое расстройство, симптом и синдром, основные виды психических расстройств
  • 9. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические
  • 10. Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии
  • 11. Понятие совладающего поведения (копинга) и виды копинг-стратегий
  • 12. Развитие медицинской психологии в дореволюционной России (экспериментально-психологические исследования в.М.Бехтерева, а.Ф.Лазурского и др.)
  • 14. Развитие медицинской психологии в Республике Беларусь
  • 16. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности
  • 17. Методы психоаналитической терапии: анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сноведений
  • 18. Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода
  • 19. Роль научения в развитии психических расстройств
  • 20. Объяснение психических расстройств с позиции классического и оперантного научения
  • 21. Социально-когнитивная терапия (Дж.Роттер, а.Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность
  • 22. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж.Вольпе
  • 23. Модель психической патологии в когнитивном подходе
  • 24. Рационально-эмотивная терапия (а.Эллис)
  • 25. Особенности рациональных иррациональных суждений
  • 26. Типичные иррациональные суждения, когнитивная терапия (а. Бек), модель возникновения психического расстройства по а. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы.
  • 27. Принципы и методы когнитивной психотерапии
  • 28. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия
  • 29. Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистической психологии
  • 30 Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах
  • 31. Факторы возникновения невротических расстройств по к.Роджерсу
  • 32. Принципы и методы экзист. Психотерапии (л.Бинсвангер, и.Ялом, р.Мэй)
  • 3. Работа с изоляцией.
  • 4. Работа с бессмысленностью.
  • 33. Соц. И культ. Факторы в разв.Пс. Патологии.
  • 34. Социальные факторы повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр.
  • 35. Работы р.Лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (д.Инглби, т.Шаш)
  • 37. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования
  • 38. Основные методики патопсихологической диагностики
  • 39. Нарушения сознания, умственной работоспособности.
  • 40. Нарушения памяти, восприятия, мышления, личности. Нарушения памяти.Нарушения степени активности памяти (Дисмнезии)
  • 2.Нарушения восприятия
  • 41. Отличие психологического диагноза от медицинского.
  • 42. Виды патопсихологических синдромов (по в.М. Блейхеру).
  • 43. Общая хар-ка нарушений психической деят-ти органического генеза.
  • 44. Диагностика деменции в патопсихологическом исслед-нии.
  • 45. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии
  • 46. Роль патопсихологического исслед-ния в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга.
  • 47. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.
  • 51. Концепции тревожных расстройств в различных теор. Подходах.
  • 53. Концепция истерии в класс. ПсАн. Соврем. Представления об истерии.
  • 55. Психотерапия диссоциативных расстройств.
  • 56. Общая характеристика синдрома депрессии, разновидности депрессивных синдромов.
  • 57. Психологические теории депрессии:
  • 58. Основные подходы к психотерапии больных с депрессией
  • 59. Нарушения психической деятельности при маниакальных состояниях.
  • 60. Современные подходы к определению и классификации расстройств личности.
  • 61. Виды личностных расстройств: шизоидное, шизотипическое
  • 63. Виды личностных расстройств: обсессивно-компульсивное, антисоциальное.
  • 64. Виды личностных расстройств: параноидное, эмоционально неустойчивое, пограничное.
  • 65. Патопсихологическая диагностика и психологическая помощь при расстройствах личности.
  • 67. Социальная адаптация больного шизофренией.
  • 68. Психотерапия и психологическая реабилитация больных шизофренией.
  • 69. Психологическая и физическая зависимость, толерантность, синдром отмены.
  • 70. Психологические теории зависимости.
  • 28. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия

    Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности. Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни. К-Б подход работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат. Представители современного когнитивно-бихевиорального подхода - А. Т. Бек, Д. Майхенбаум.

    Изначально подход формировался на развитии идей бихевиоризма . Бихевиоризм как теоретическое направление психологии возник и развивался примерно в то же время, что и психоанализ, с конца 19 века, попытки систематически применить принципы теории научения для психотерапевтических целей относятся к концу 50-х - началу 60-х годов. В это время в Англии в знаменитом госпитале Модели Г. Айзенк впервые применил принципы теории научения для лечения психических расстройств. В клиниках США повсеместно начинает применяться методика положительного подкрепления желаемых реакций у больных с сильно нарушенным поведением, так называемая техника «экономии жетонов». Все положительно оцениваемые действия больных получают подкрепление в виде выдачи специального жетона. Затем этот жетон больной может обменять на сладости или получить выходной для посещения семьи и т. д.

    В это время происходит когнитивная революция в психологии, доказавшая роль так называемых внутренних переменных, или внутренних когнитивных процессов, в человеческом поведении. Возникшая на основе бихевиоризма психотерапия стала назыв. бихевиорально-когнитивной.

    Виды терапии, базирующиеся на когнитивно-бихевиоральном подходе:

    1. Направления, более близкие классическому бихевиоризму и основанные преимущественно на теории научения, то есть на принципах прямого и скрытого обусловливания. Это собственно бихевиоральная психотерапия, а из российских подходов к этой группе методов можно отнести эмоционально-стрессовую психотерапию Рожнова.

    2. Направления, основанные на интеграции принципов теории научения и теории информации, а также принципов реконструкции так называемых дисфункциональных когнитивных процессов и некоторых принципов динамической психотерапии. Это, прежде всего, рационально-эмотивная психотерапия Альберта Эллиса и когнитивная психотерапия Арона Бека. Сюда же можно отнести подходы В. Гвидано

    3. Иные направления, как рациональная психотерапия, краткосрочная мультимодальная психотерапия и т.д.

    29. Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистической психологии

    Гуманистические психологи считают, что люди обладают врожденной тенденцией к дружбе, сотрудничеству и созиданию. Люди, заявляют эти теоретики, стремятся к самоактуализации - реализации этого потенциала добра и роста. Однако они могут этого добиться, только если наряду со своими достоинствами честно признают и примут свои недостатки и определят удовлетворительные личностные ценности, на которые следует ориентироваться в жизни.

    Самоактуализация - гуманистический процесс, в котором люди реализуют свой потенциал добра и роста.

    Экзистенциально-ориентированные психологи соглашаются, что люди должны иметь точное представление о самих себе и жить содержательной "аутентичной" жизнью, с тем чтобы быть психологически хорошо адаптированными. Однако их теории не предполагают, что люди от природы склонны жить в позитивном ключе. Эти теоретики считают, что мы от рождения обладаем полной свободой: либо открыто посмотреть на свое существование и придать смысл своей жизни, либо уклониться от этой ответственности. Те, кто предпочитают "прятаться" от ответственности и выбора, станут смотреть на себя как на беспомощных и слабых, в результате чего их жизнь может стать пустой, неаутентичной и привести к появлению тех или иных симптомов.

    И гуманистический и экзистенциальный взгляд на патологию восходят к 1940-м годам. В это время Карл Роджерс, часто рассматриваемый как пионер гуманистического направления, разработал клиент-центрированный метод терапии, принимающий клиента и обеспечивающий поддержку подход, который резко контрастировал с психодинамическими приемами того времени. Он также выдвинул теорию личности, которая не придавала большого значения иррациональным инстинктам и конфликтам.

    Экзистенциальный взгляд на личность и патологию возник в тот же самый период. Многие из его принципов опираются на идеи европейских философов-экзистенциалистов XIX века, которые считали, что люди постоянно определяют свое существование посредством своих действий, и таким образом придают ему смысл. В конце 1950-х годов Мэй, Эйнджел и Элленбергер выпустили в свет книгу под названием Existence, в которой были описаны несколько основных экзистенциальных идей и лечебных подходов, что помогло привлечь внимание к этому направлению.

    Может проводиться по разным направлениям. Одним из наиболее актуальных и развивающихся на сегодняшний день течением является когнитивно-бихевиоральная терапия.

    В основе данного метода лежит принятие того, что причины проблем необходимо искать в себе, в собственных мыслях и оценке окружающих, а также самого себя. Эмоциональные реакции негативного характера появляются как ответ на определенную ситуацию лишь потому, что в глубинном сознании человека существует некая внутренняя оценка. Чтобы разрешить проблему, понадобится изменить оценку сложной ситуации.

    Отличия бихевиоральной (поведенческой) терапии от других направлений психологии

    Любой вид психотерапии направлен на изменение личности пациента. Это глубинная работа, требующая от психотерапевта большой отдачи. Существует большое количество направлений психотерапии, каждый из которых имеет свои особенности:

    Гештальттерапия на первое место выдвигает «Я» пациента, призывая удовлетворять свои потребности и желания в момент их возникновения любыми социально приемлемыми способами. Считается, что различного рода психологические проблемы возникают у человека тогда, когда он не следует своим желаниям, а пытается соответствовать идеалу, навязанному ему окружающими людьми;

    Психоанализу подвергаются оценке сновидения пациента, а также ассоциации, которые вызывают различные предметы, люди и ситуации;

    Арт-терапия позволяет разрешить психологические проблемы путем воздействия художественных методов. Пациенту предлагают рисовать, лепить и т.д.

    Также существуют и другие направления, но только бихевиоральная терапия позволит человеку обнаружить в глубинном сознании иррациональную логику и предупреждения.

    align="justify">Внутренние убеждения ставятся под сомнение, им дается новая оценка. Для достижения таких результатов психотерапевт задает пациенту много разных вопросов, некоторые из них являются каверзными, другие – смешными или просто идиотскими.

    В результате когнитивно-поведенческой терапии пациент психолога получает возможность взглянуть на свои внутренние убеждения со стороны и понять абсурдность некоторых из них. Пересмотр своей оценки окружающего мира, людей и самого себя позволяет избавиться от таких психологических расстройств, как депрессия и тревожность, а также повысить самооценку и уверенность в своих силах.

    Методы, используемые в когнитивно-поведенческой психотерапии

    Все сеансы терапии по данному методу проходят в виде беседы, в ходе которой пациенту предлагается провести эксперименты и ответить на ряд вопросов. Это может быть индивидуальная терапия или групповые сеансы, которые больше напоминают тренинг, направленный на улучшение психологического состояния пациента сейчас и в будущем.

    Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств проводится с использованием таких методов:

    1. Когнитивная реструктуризация позволяет снизить тревожность пациента. Это достигается путем оценки своих страхов и реальности. Клиент психотерапевта самостоятельно заполняет таблицу, в которую вписывается пугающая его ситуация. Затем ему предлагается спрогнозировать несколько наихудших вариантов развития событий. Когда этот этап будет завершен, необходимо вспомнить похожие ситуации из прошлого и описать реальный их исход. Для большей наглядности, страхам присваивается коэффициент вероятности в процентах, после чего пациент может увидеть, что его самые страшные опасения были не оправданными.

    2. Сократовский (сократический) диалог может использоваться не только в ходе психотерапии, но и в любой другой беседе. Этот метод использовал Сократ в ходе занятий со своими учениками. Сначала необходимо согласиться с оппонентом, затем поставить под сомнение его правоту, после чего аргументировать свои мысли. Умелое использование этого метода позволяет разрешить любую спорную ситуацию.

    3. Когнитивный континуум позволяет работать с полярным мышлением. Условно говоря, пациенты уверены, что бывает только белое и черное, но в ходе сеанса выясняется, что существует много оттенков серого.

    4. АВС-анализ. Каждая ситуация, происходящая с нами в жизни (А) приводит к возникновению мыслей и внутреннего разговора (В). В зависимости от внутренних убеждений возникает реакция (С). В схеме А→В→С главную роль играют наши убеждения, именно от них зависят мысли, возникающие в ответ на ситуацию, приводящие к негативным или положительным эмоциям.

    Также психотерапевты, практикующие когнитивно-бихевиоральный метод коррекции психических расстройств, используют и другие методы в своей работе. Данное направление активно развивается, появляются новые труды, разработки и методики.

    Когнитивно-поведенческая психотерапия , также Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy ) - общее понятие, описывающие психотерапии, в основе которых лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т. п.) являются дисфункциональные убеждения и установки.
    Основу данному направлению психотерапии заложили труды А. Эллиса и А. Бека , также давшие толчок развитию когнитивного подхода в психологии . Впоследствии в методику были интегрированы методы поведенческой терапии, что привело к нынешнему наименованию.

    Основатели системы

    В средине XX века большую известность и распространение получили работы пионеров когнитивно-поведенческой терапии (далее КТ) А. Бека и А. Эллиса . Аарон Бек первоначально получил психоаналитическую подготовку, но, разочаровавшись в психоанализе, создал собственную модель депрессии и новый метод лечения аффективных расстройств, который получил название когнитивной терапии. Её основные положения он сформулировал независимо от А. Эллиса , разработавшего в 50-е годы похожий метод рационально-эмоциональной психотерапии .

    Джудит С. Бек. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. - М.: ООО "Изд. дом "Вильямс", 2006. - С. 19.

    Цели и задачи когнитивной терапии

    В предисловии к известной монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от ведущих школ, посвятивших себя изучению и лечению эмоциональных нарушений - традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии. Эти школы, несмотря на существенные различия между собой, разделяют общее фундаментальное допущение: пациента терзают скрытые силы, над которыми он не властен. …

    Эти три ведущие школы утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания. Они мало обращают внимания на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции . Новый подход - когнитивная терапия - полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти совершенно другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.

    Александров А. А. Современная психотерапия. - СПб.: Академический проект, 1997. - С. 82.

    Выделяют пять целей когнитивной терапии: 1) уменьшение и/или полное устранение симптомов расстройства; 2) снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения; 3) повышение эффективности фармакотерапии; 4) решение психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического расстройства, либо предшествовать его появлению); 5) устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений (схем), коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.

    Для достижения указанных целей когнитивный психотерапевт помогает клиенту решить следующие задачи: 1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение; 2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними; 3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»); 4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли; 5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

    Из указанных задач первая, как правило, решается уже в процессе первой (диагностической) сессии. Для решения остальных четырёх задач используются специальные техники, описание наиболее популярных из них приведено далее.

    Методология и особенности когнитивной психотерапии

    На сегодняшний день, КТ находится на стыке когнитивизма , бихевиоризма и психоанализа . Как правило, в учебных пособиях, изданных в последние годы на русском языке, не рассматривается вопрос о существовании различий между двумя наиболее влиятельными вариантами когнитивной терапии - КТ А. Бека и РЭПТ А. Эллиса. Исключением является монография Г. Кассинова и Р. Тафрейта с предисловием Альберта Эллиса .

    Как основателя рациональной эмотивной бихевиоральной терапии (РЭБТ/REBT), первой когнитивной бихевиоральной терапии, … меня, естественно, привлекли 13-я и 14-я главы этой книги. В 13-й главе описываются методы когнитивной терапии Аарона Бека, а в 14-й представлены некоторые основные методы РЭБТ. … Обе главы отлично написаны и раскрывают как многие сходные моменты, так и основные различия этих подходов. … Но я бы хотел также отметить, что РЭБТ-подход определенно в большей степени, чем когнитивная терапия, делает упор на эмоционально-воспоминательно-(эвокативно-)эмпирические способы.

    Предисловие / А. Эллис // Кассинов Г., Тафрейт Р. Ч. Психотерапия гнева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - С. 13.

    Несмотря на то что этот подход может показаться похожим на когнитивную терапию Бека, все же есть существенные различия. В модели РЭБТ первоначальное восприятие раздражителя и автоматических мыслей не обсуждается и не подвергается сомнению. … Психотерапевт не обсуждает достоверность, а выясняет, как клиент оценивает раздражитель. Таким образом, в РЭБТ основной акцент делается на … оценке раздражителя.

    Кассинов Г., Тафрейт Р. Ч. Психотерапия гнева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - С. 328.

    Особенности КТ:

    1. Естественнонаучный фундамент: наличие собственной психологической теории нормального развития и факторов возникновения психической патологии .
    2. Мишене-ориентированность и технологичность: для каждой нозологической группы существует психологическая модель, описывающая специфику нарушений; соответственно выделены «мишени психотерапии», её этапы и техники.
    3. Краткосрочность и экономичность подхода (в отличие, например, от психоанализа): от 20-30 сеансов.
    4. Наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических схемах КТ (и экзистенциально-гуманистическая направленность, и объектные отношения, и поведенческий тренинг и проч.).

    Основные теоретические положения

    1. Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его поведение и чувства. Т.о., в центре стоит интерпретация субъектом внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение). Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии.
    2. Аффективной патологией является сильное преувеличение нормальной эмоции, возникающее вследствие неправильной интерпретации под действием многих факторов (см. пункт № 3). Центральный фактор - «частные владения (личное пространство)» (personal domain ), в центре которого лежит Эго : эмоциональные нарушения зависят от того, воспринимает человек события как обогащающие, как истощающие, как угрожающие или как посягающие на его владения. Примеры:
      • Печаль возникает в результате утраты чего-либо ценного, то есть лишения частного владения.
      • Эйфория - ощущение или ожидание приобретения.
      • Тревога - угроза физиологическому или психологическому благополучию.
      • Гнев является следствием ощущения прямого нападения (намеренного или непреднамеренного) или нарушения законов, моральных норм или стандартов данного индивида.
    3. Индивидуальные различия. Они зависят от прошлого травматического опыта (например, ситуация длительного пребывания в замкнутом пространстве) и биологической предрасположенности (конституциональный фактор). Е. Т. Соколова предложила концепцию дифференциальной диагностики и психотерапии двух видов депрессии, основанную на интеграции КТ и психоаналитической теории объектных отношений :
      • Перфекционистская меланхолия (возникает у т. н. «автономной личности», по Беку). Провоцируется фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении, автономии. Следствие: развитие компенсаторной структуры «Грандиозного Я». Т.о., здесь речь идет об нарциссической личностной организации. Стратегия психотерапевтической работы: «контейнирование» (бережное отношение к обостренному самолюбию, уязвленной гордости и чувству стыда).
      • Анаклитическая депрессия (возникает у т. н. «социотропной личности», по Беку). Связана с эмоциональной депривацией . Следствие: неустойчивые паттерны межличностных отношений, где эмоциональное избегание, изоляция и «эмоциональная тупость» сменяются сверхзависимостью и эмоциональным прилипанием к Другому. Стратегия психотерапевтической работы: «холдинг» (эмоциональное «до-питывание»).
    4. Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под влиянием стресса . Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, нарушается концентрация внимания и проч.
    5. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром. Примеры: депрессия - утрата, тревожное расстройство - угроза или опасность и т. п.
    6. Напряженное взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций. Страдающая депрессией жена, неверно трактуя фрустрацию мужа («Мне всё равно, она мне не нужна…» вместо реальной «Я ничем не могу ей помочь»), приписывает ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и своих отношениях с мужем, отстраняется, и, как следствие, её неадаптивные когниции ещё более усиливаются.

    Ключевые понятия

    1. Схемы . Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть:
      • адаптивными/ неадаптивными. Пример дезадаптивной схемы: «все мужчины - сволочи» или «все женщины - стервы». Разумеется такие схемы не соответствуют действительности и являются чрезмерным обобщением, однако такая жизненная позиция может нанести урон прежде всего самому человеку, создав ему трудности в общении с противоположным полом, поскольку подсознательно он будет заранее негативно настроен, и собеседник это может понять и обидеться.
      • позитивными/негативными
      • идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия - неадаптивные, негативные, идиосинкразические.
    2. Автоматические мысли . Это мысли которые мозг записывает в «быструю» область памяти (т. н. «подсознание »), поскольку они часто повторяются или человек придаёт им особую важность. В этом случае, мозг не тратит много времени на повторное медленное обдумывание этой мысли, а принимает решение мгновенно, исходя из предыдущего решения записанного в «быстрой» памяти. Такая «автоматизация» мыслей может быть полезной когда надо быстро принять решение (например, быстро отдернуть руку от горячей сковороды), но может навредить когда автоматизируется неправильная или нелогичная мысль, поэтому одними из задач когнитивной психотерапии является распознать такие автоматические мысли, вернуть их из области быстрой памяти опять в область медленного переосмысления, с тем чтобы удалить из подсознания неверные суждения, и перезаписать их правильными контраргументами. Основные характеристики автоматических мыслей:
      • Рефлекторность
      • Свернутость и сжатость
      • Неподвластность сознательному контролю
      • Быстротечность
      • Персевераторность и стереотипность . Автоматические мысли не являются следствием размышлений или рассуждений, субъективно они воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающими нелепыми или противоречат очевидным фактам. Пример: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством», «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно».
    3. Когнитивные ошибки . Это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды:
      • Произвольные умозаключения - извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.
      • Сверхобобщение - умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией.
      • Избирательное абстрагирование - фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных её особенностей.
      • Преувеличение и преуменьшение - противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно преуменьшая свои возможности с ней справиться.
      • Персонализация - отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле.
      • Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) - причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках). В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует «диффузности самоидентичности».
      • Долженствование - чрезмерное фокусирование на «я должен» поступать или чувствовать определённым образом, без оценки реальных последствий такого поведения или альтернативных вариантов. Часто возникает из-за навязанных в прошлом стандартов поведения и схем мышления.
      • Предсказывание - индивид считает что может точно предсказать будущие последствия определённых событий, хотя он не знает или не учитывает всех факторов, не может правильно определить их влияние.
      • Чтение мыслей - индивид считает что точно знает что по этому поводу думают другие люди, хотя его предположения не всегда соответствуют реальности.
      • Наклеивание ярлыков - ассоциирование себя или других с определёнными шаблонами поведения или негативными типажами
    4. Когнитивные содержания («темы»), соответствующие тому или иному виду психопатологии (см. ниже).

    Теория психопатологии

    Депрессия

    Депрессия - это преувеличенное и хроническое переживание реальной или гипотетической утраты. Когнитивная триада депрессии :

    • Негативные представления о себе: «Я неполноценен, я неудачник, как минимум!».
    • Негативная оценка окружающего мира и внешних событий: «Мир беспощаден ко мне! Почему именно на меня всё это наваливается?».
    • Негативная оценка будущего. «А что тут говорить? У меня просто нет будущего!».

    Кроме того: повышенная зависимость, паралич воли, суицидальные мысли , соматический симптомокомплекс. На базе депрессивных схем формируются соответствующие автоматические мысли и имеют место когнитивные ошибки практически всех видов. Темы :

    • Фиксированность на реальной или мнимой утрате (смерть близких, крушение отношений, потеря самоуважения и проч.)
    • Негативное отношение к себе и окружающим, пессимистическая оценка будущего
    • Тирания долженствования

    Тревожно-фобические расстройства

    Тревожное расстройство - это преувеличенное и хроническое переживание реальной или гипотетической опасности или угрозы. Фобия - преувеличенное и хроническое переживание страха. Пример: страх утраты контроля (например, перед своим организмом, как в случае страха заболеть). Клаустрофобия - боязнь замкнутых пространств; механизм (и при агорафобии): страх того, что в случае опасности помощь может не подойти вовремя. Темы:

    • Предвосхищение отрицательных событий в будущем, т. н. «антиципация всевозможных несчастий». При агорафобии: страх умереть или обезуметь.
    • Расхождение между уровнем притязаний и убежденностью в собственной некомпетентности («Я должен получить оценку „отлично“ на экзамене, но ведь я же неудачник, ничего не знаю, ничего не понимаю»)
    • Опасение потерять поддержку.
    • Устойчивое представление о неизбежном провале в попытке наладить межличностные отношения, оказаться униженным, осмеянным или отвергнутым.

    Перфекционизм

    Феноменология перфекционизма . Основные параметры:

    • Высокие стандарты
    • Мышление в терминах «все или ничего» (или полный успех, или полное фиаско)
    • Концентрация на неудачах

    Перфекционизм очень тесно связан с депрессией, но не с анаклитической (из-за утраты или потери), а с той, которая связана с фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении и автономии (см. выше).

    Психотерапевтические взаимоотношения

    Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать. Именно решение проблем (!), а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента. Терапевт должен быть очень эмпатийным , естественным, конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы :

    • Психотерапевт и клиент сотрудничают при экспериментальной проверке ошибочного дезадаптивного мышления. Пример: клиент: «Когда я иду по улице, на меня все оборачиваются», терапевт: «Попробуйте нормально пройтись по улице и посчитать, сколько человек обернулось на вас». Обычно такая автоматическая мысль не совпадает с реальностью. Суть: есть гипотеза, она должна быть проверена эмпирическим путем. Однако, иногда утверждения психиатрических больных о том что на улице все на них оборачиваются, смотрят и обсуждают, таки имеют под собой реальную фактическую основу - всё дело в том как душевнобольной выглядит и как он себя ведёт в тот момент. Если человек тихо сам с собой разговаривает, беспричинно смеётся, или наоборот, не отрываясь смотрит в одну точку, не смотрит по сторонам вообще, или со страхом оглядывается на окружающих, - то такой человек непременно привлечет к себе внимание. На него действительно будут оборачиваться, смотреть и обсуждать - просто потому что прохожим интересно почему он так себя ведет. В этой ситуации психолог может помочь клиенту понять что интерес окружающих вызван его же необычным поведением, и объяснить человеку как надо себя вести на людях чтобы не привлекать излишнего внимания.
    • Сократический диалог как серия вопросов, имеющих следующие цели:
      1. Прояснить или определить проблемы
      2. Помочь в идентификации мыслей, образов, ощущений
      3. Исследовать смысл событий для пациента
      4. Оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения.
    • Направленное познание: терапевт-гид поощряет пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятность, собирать информацию и подвергать все это проверке.

    Техники и методики когнитивной психотерапии

    КТ в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

    • Обнаруживать свои негативные автоматические мысли.
    • Находить связь между знаниями, аффектами и поведением.
    • Находить факты «за» и «против» автоматических мыслей.
    • Подыскивать более реалистичные интерпретации для них.
    • Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.

    Конкретные методы выявления и корректировки автоматических мыслей:

    1. Записывание мыслей . Психолог может попросить клиета самого записать на бумаге, какие мысли у него возникают в голове, когда он пытается сделать нужное действие (или не делать ненужное действие). Мысли, приходящие в голову в момент принятия решения, желательно записывать строго в порядке их очередности (эта очередность важна, поскольку укажет на вес и важность этих мотивов в принятии решения).
    2. Дневник мыслей . Многие специалисты КТ предлагают своим клиентам кратко записывать свои мысли в дневник в течение нескольких дней, чтобы понять, о чём человек чаще всего думает, сколько времени на это тратит, и насколько сильные эмоции испытывает от своих мыслей. Например, американский психолог Матью Маккей рекомендовал своим клиентам разбить страницу в дневнике на три колонки, где указывать кратко саму мысль, потраченные на неё часы времени, и оценку своих эмоций по 100-бальной шкале в диапазоне между: «очень приятно/интересно» - «безразлично» - «очень неприятно/угнетающе». Ценность такого дневника ещё и в том, что иногда даже сам клиент не всегда может точно указать причину своих переживаний, тогда дневник помогает и ему самому и его психологу выяснить, какие мысли влияют на его самочувствие в течение дня.
    3. Отдаление . Суть этого этапа состоит в том, что пациент должен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, то есть отдалиться от них. Отстранение подразумевает 3 компонента:
      • осознание автоматичности «плохой» мысли, её самопроизвольности, понимание того, что данная схема возникла ранее при иных обстоятельствах или была навязана другими людьми извне;
      • осознание того, что «плохая» мысль неадаптивна, то есть вызывает страдание, страх или разочарование;
      • возникновение сомнения в истинности этой неадаптивной мысли, понимание того, что данная схема не соответствует новым требованиям или новой ситуации (например, мысль «Быть счастливым - значит быть во всем первым», сформированная у отличника в школе, может привести к разочарованию, если ему не удаётся стать первым в университете).
    4. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы:
      • Найти аргументы «за» и «против» автоматических мыслей. Эти аргументы также желательно записать на бумагу, чтобы пациент мог перечитывать её всякий раз, когда ему вновь приходят в голову эти мысли. Если человек будет часто это делать, то постепенно мозг запомнит «правильные» аргументы и удалит из быстрой памяти «неправильные» мотивы и решения.
      • Взвешивать достоинства и недостатки каждого варианта. Здесь также необходимо учитывать долговременную перспективу, а не только сиюминутную выгоду (например, в долговременной перспективе проблемы от наркотиков многократно превысят временное удовольствие).
      • Построение эксперимента для проверки суждения.
      • Разговор со свидетелями прошлых событий. Это особенно актуально при тех психических расстройствах, где память иногда искажается и подменяется фантазиями (например, при шизофрении) или, если заблуждение вызвано неверной интерпретацией мотивов другого человека.
      • Терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академической литературе, статистике .
      • Терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента.
    5. Методика переоценки . Проверка вероятности действия альтернативных причин того или иного события.
    6. Децентрация . При социофобии пациенты чувствуют себя в центре всеобщего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпирическая проверка этих автоматических мыслей.
    7. Самовыражение . Депрессивные, тревожные и проч. пациенты часто думают, что их недомогание контролируется высшими уровнями сознания , постоянно наблюдая за собой, они понимают, что симптомы ни от чего не зависят, а приступы имеют начало и конец. Сознательное самонаблюдение.
    8. Декатастрофикация . При тревожных расстройствах. Терапевт: «Давайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испытывать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?» и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки, и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.
    9. Целенаправленное повторение . Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практике, что ведет к усилению самоэффективности. Иногда пациент вполне согласен с правильными аргументами во время психотерапии, но быстро забывает их после сеанса и вновь возвращается к предыдущим «неправильным» доводам, поскольку они многократно записаны у него в памяти, хоть он и понимает их нелогичность. В таком случае, правильные аргументы лучше записать на бумагу и регулярно перечитывать.
    10. Использование воображения . У тревожных пациентов преобладают не столько «автоматические мысли», сколько «навязчивые образы», то есть дезадаптирует скорее не мышление, а воображение (фантазия). Виды:
      • Методика прекращения: громкая команда себе «прекратить!» - негативный образ мышления или воображения прекращается. Это также бывает эффективным для остановки навязчивых мыслей при некоторых психических заболеваниях.
      • Методика повторения: повторить несколько раз правильный образ мышления, чтобы разрушить сформировавшийся стереотип.
      • Метафоры , притчи , стихи : психолог использует такие примеры, чтобы объяснение было более понятным.
      • Модифицирующее воображение: пациент активно и постепенно меняет образ от негативного к более нейтральному и даже позитивному, тем самым, понимая возможности своего самосознания и сознательного контроля. Обычно, даже после тяжелой неудачи можно найти хоть что-то положительное в произошедшем (например, «я получил хороший урок») и сконцентрироваться на этом.
      • Позитивное воображение: положительный образ заменяет отрицательный и оказывает релаксирующее действие.
      • Конструктивное воображение (десензитизация): пациент ранжирует вероятность ожидаемого события, что приводит к тому, что прогноз лишается своей глобальности и неизбежности.
    11. Переоценка ценностей . Часто причиной депрессии являются несбыточные желания или чрезмерно завышенные требования. В таком случае, психолог может помочь клиенту взвесить цену достижения цели и цену проблемы, и решить стоит ли бороться дальше или будет разумнее вообще отказаться от достижения этой цели, отбросить неисполнимое желание, уменьшить запросы, поставить перед собой, для начала, более реалистические задачи, попытаться более комфортно устроится с тем, что есть или найти что-то замещающее. Это актуально в тех случаях, когда цена отказа от решения проблемы ниже, чем страдания от самой проблемы. Однако в других случаях, возможно, будет лучше напрячься и решить проблему, особенно, если откладывание решения только усугубляет ситуацию и доставляет человеку всё больше страданий.
    12. Замена эмоций . Иногда клиенту следует примириться со своим прошлым негативным опытом и изменить свои эмоции на более адекватные. Например, жертве преступления иногда будет лучше не прокручивать в памяти детали произошедшего, а сказать себе: «очень жаль, что это произошло со мной, но я не дам своим обидчикам испортить мне ещё и весь остаток моей жизни, я буду жить настоящим и будущим, а не постоянно оглядываться на прошлое.» Следует заменить эмоции обиды, злобы и ненависти на более мягкие и адекватные, которые позволят комфортнее построить свою дальнейшую жизнь.
    13. Смена ролей . Попросить клиета представить, что он пытается утешить друга, оказавшегося в подобной ситуации. Что ему можно было бы сказать? Что посоветовать? Какой совет самый любимый человек мог бы вам дать в такой ситуации?
    14. План действий на будущее . Клиент и терапевт совместно разрабатывают для клиента реалистический "план действий" на будущее, с конкретными условиями, действиями и сроками выполнения, записывают этот план на бумагу. Например, если случится катастрофическое событие, то клиент будет выполнять некоторую последовательность действий в обозначенное для этого время, а до того, как это событие случится, клиент не будет терзать себя понапрасну переживаниями.
    15. Выявление альтернативных причин поведения . Если все "правильные" аргументы изложены, и клиент с ними согласен, но продолжает думать или действовать явно нелогичным образом, то следует поискать альтернативные причины такого поведения, о которых сам клиент не подозревает или предпочитает умалчивать. Например, при навязчивых мыслях сам процесс обдумывания часто приносит человеку большое удовлетворение и облегчение, поскольку позволяет хотя бы мысленно вообразить себя "героем" или "спасителем", разрешить в фантазиях все проблемы, наказать в мечтах врагов, исправить в придуманном мире свои ошибки и т.д. Поэтому человек снова и снова прокручивает такие мысли уже не ради реального решения, а ради самого процесса обдумывания и удовлетворения, постепенно этот процесс затягивает человека всё глубже как своего рода наркотик, хоть человек и понимает нереальность и нелогичность такого мышления. В особо тяжелых случаях, иррациональное и нелогичное поведение может даже быть признаком серьёзного психического заболевания (например, обсессивно-компульсивного расстройства или шизофрении), тогда одной психотерапии может быть недостаточно, и клиенту для контроля за мышлением также необходима помощь лекарств (т.е. требуется вмешательство психиатра).

    Существуют специфические методы КТ, применяемые только при определённых видах тяжелых психических расстройств, в дополние к лечению лекарствами:

    • При шизофрении пациенты иногда начинают вести мысленные диалоги с воображаемыми образами людей или потусторонних существ (т. н. «голоса»). Психолог, в этом случае, может постараться объяснить шизофренику, что тот беседует не с реальными людьми или существами, а с созданными им художественными образами этих существ, думая по очереди то за себя, то за этого персонажа. Постепенно мозг "автоматизирует" этот процесс и начинает выдавать фразы, подходящие придуманному персонажу в данной ситуации автоматически, даже без сознательного запроса. Можно попытаться объяснить клиенту, что разговоры с придуманными персонажами нормальные люди тоже иногда ведут, но сознательно, когда хотят предугадать реакцию другого человека на определенное событие. Писатели и режиссёры, например, так даже целые книги пишут, думая по очереди сразу за нескольких персонажей. Однако, при этом нормальный человек хорошо понимает, что этот образ вымышленный, поэтому он его не боится и не обращается с ним как с реальным существом. Мозг здоровых людей не придаёт интереса и важности таким персонажам, поэтому не автоматизирует вымышленные разговоры с ними. Это как разница между фотографией и живым человеком: фотографию можно спокойно засунуть в стол и забыть о ней, поскольку это неважно, а если бы это был живой человек, то с ним так бы не поступили. Когда шизофреник поймет, что его персонаж - всего лишь плод его воображения, то он тоже начнет с ним гораздо проще обращаться и перестанет доставать этот образ из памяти, когда не нужно.
    • Также при шизофрении пациент иногда начинает многократно ментально прокручивать фантазийный образ или сюжет, постепенно такие фантазии глубоко записываются в память, обогащаются реалистичными деталями и становятся очень правдоподобными. Однако, в этом заключается опасность того, что шизофреник начинает путать память о своих фантазиях с реальной памятью и может из-за этого начать вести себя неадекватно, поэтому психологу можно попытаться восстановить реальные факты или события с помощью внешних достоверных источников: документы, люди, которым больной доверяет, научная литература, разговор со свидетелями, фотографии, видеозаписи, построение эксперимента для проверки суждения и т. д.
    • При обсессивно-компульсивном расстройстве , во время появления какой-либо навязчивой мысли пациенту может быть полезно несколько раз повторить контраргументы о том, как ему вредят навязчивые мысли, как он бесполезно расходует на них своё драгоценное время, что у него есть более важные дела, что навязчивые мечтания становятся для него своеобразным наркотиком, рассеивают его внимание и ухудшают память, что эти навязчивости могут вызвать насмешки окружающих, привести к проблемам в семье, на работе и т. д. Как сказано выше - такие полезные контраргументы лучше записать на бумагу, чтобы их регулярно перечитывать и постараться запомнить наизусть.

    Эффективность когнитивной психотерапии

    Факторы эффективности когнитивной терапии :

    1. Личность психотерапевта : естественность, эмпатийность, конгруэнтность . Терапевт должен уметь получать обратную связь от пациента. Поскольку КТ является довольно директивным (в определенном смысле слова) и структурированным процессом, как только хороший терапевт чувствует серость и обезличенность терапии («решение задач по формальной логике»), он не боится самораскрытия, не боится использования воображения, притч, метафор и т. п.
    2. Правильные психотерапевтические отношения . Учёт автоматических мыслей пациента о психотерапевте и о предлагаемых заданиях. Пример: Автоматическая мысль пациента: «Буду делать записи в моём дневнике - через пять дней стану самым счастливым человеком на свете, все проблемы и симптомы исчезнут, я начну жить по-настоящему». Терапевт: «Дневник - это всего лишь отдельное подспорье, мгновенных эффектов не будет; ваши записи в дневнике - мини-эксперименты, дающие вам новую информацию о себе и своих проблемах».
    3. Качественное применение методик , неформальный подход к процессу КТ. Техники должны применяться согласно конкретной ситуации, формальный подход резко снижает эффективность КТ и часто может сформировать новые автоматические мысли или фрустрировать пациента. Систематичность. Учёт обратной связи.
    4. Реальные проблемы - реальные эффекты . Эффективность снижается, если терапевт и клиент занимаются всем чем угодно, игнорируя реальные проблемы.

    Последнее обновление: 17/07/2014

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) - один из видов лечения, который помогает пациентам понять мысли и чувства, влияющие на поведение. Она обычно используется для лечения широкого спектра заболеваний, включая фобии, зависимости, депрессию и тревогу.Когнитивная поведенческая терапия длится, как правило, недолго и фокусируется на оказании помощи клиентам с конкретной проблемой. Во время курса лечения люди учатся определять и изменять деструктивные или тревожные модели мышления, оказывающие негативное влияние на поведение.

    Основы когнитивно-поведенческой терапии

    Базовая концепция подразумевает, что наши мысли и чувства играют фундаментальную роль в формировании нашего поведения. Например, человек, который слишком много размышляет об авиакатастрофах, авариях на взлетно-посадочной полосе и других воздушных катастрофах, может начать избегать передвижение воздушным транспортом. Цель когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, чтобы научить пациентов тому, что они не могут контролировать каждый аспект мира вокруг них, но вполне могут взять под контроль свою интерпретацию этого мира и взаимодействие с ним.
    В последние годы когнитивно-поведенческая терапия становится всё более популярной как среди клиентов, так и среди самих терапевтов. Потому что этот вид лечения, как правило, не занимает много времени, за счёт чего считается более доступным, чем другие виды терапии. Его эффективность доказана эмпирически: специалисты выяснили, что он помогает пациентам преодолеть неадекватное поведение в самом разном его проявлении.

    Виды когнитивно-поведенческой терапии

    Как отмечают представители Британской ассоциации поведенческих и когнитивных терапевтов, «когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой целый ряд методов лечения, основанных на концепциях и принципах, сформулированных на основе психологических моделей человеческих эмоций и поведения. Они включают в себя как широкий спектр подходов к лечению эмоциональных расстройств, так и возможности самопомощи».
    Профессионалами регулярно используются следующие из них:

    • рационально-эмоционально-поведенческая терапия;
    • когнитивная терапия;
    • мультимодальная терапия.

    Компоненты когнитивно-поведенческой терапии

    Люди часто испытывают мысли или чувства, которые лишь укрепляют их в неправильном мнении. Такие мнения и убеждения могут привести к проблемному поведению, которое может оказывать влияние на многочисленные сферы жизни, в том числе семью, романтические отношения, работу и учёбу. Например, у человека, страдающего заниженной самооценкой могут возникнуть негативные мысли о самом себе или собственных способностях либо внешности. В результате человек может начать избегать ситуаций социального взаимодействия или отказаться, например, от возможностей продвижения на работе.
    В целях борьбы с этими разрушительными мыслями и поведением терапевт начинает с того, что помогает клиенту установить проблемные убеждения. Этот этап, известный ещё как функциональный анализ, имеет важное значение для понимания того, как мысли, чувства и ситуации могут способствовать неадекватные поведения. Этот процесс может вызвать затруднения, особенно у пациентов, которые борются со склонностью к чрезмерному самоанализу, но в конечном итоге это может привести к самопознанию и выводам, которые являются неотъемлемой частью лечебного процесса.
    Вторая часть когнитивно-поведенческой терапии фокусируется на фактическом поведении, которое способствует развитию проблемы. Клиент начинает осваивать и практиковать новые навыки, которые затем могут быть использованы в реальных ситуациях. Например, человек, страдающий от наркотической зависимости, может освоить навыки преодоления тяги к наркотику и способы избежать социальные ситуации, которые потенциально могут вызвать рецидив, либо справиться с ними.
    В большинстве случаев, КПТ представляет собой постепенный процесс, который помогает человеку сделать дополнительные шаги к изменению поведения. Страдающий социофобией может начать с того, что просто вообразит себя в социальной ситуации, вызывающей беспокойство. Затем он может пробовать разговаривать с друзьями, членами семьи и знакомыми. При постоянном движении к цели процесс кажется менее сложным, а сами цели - вполне достижимыми.

    Применение КПТ

    Когнитивно-поведенческую терапию использую для лечения людей, страдающих от широкого спектра заболеваний - тревоги, фобий, депрессии и зависимости. КПТ является одним из наиболее изученных видов терапии - отчасти потому, что лечение фокусируется на конкретных проблемах и результаты его измерить относительно легко.
    Когнитивно-поведенческая терапия часто подходит лучше всего для тех клиентов, которые склонны к самоанализу. Для того, чтобы КПТ была эффективной, человек должен быть готов к ней, он должен захотеть потратить время и усилия на анализ своих мыслей и чувств. Такой самоанализ может быть трудным, но это отличный способ узнать больше о том, как внутреннее состояние влияет на поведение.
    Когнитивно-поведенческая терапия хорошо подходит и для тех, кто нуждается в краткосрочном лечении, не предполагающем использования медикаментов. Одним из преимуществ когнитивно-поведенческой терапии является то, что она помогает клиентам разрабатывать навыки, которые могут быть полезны и сейчас, и в будущем.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт