Флешбеки есть ли какие то ощущение. Что такое флэшбэк? Значение слова «флэшбэк

20.02.2019

Флэшбэк представляет собой воспоминания психотравмирующей ситуации, которые возникают непроизвольно, часто повторяются и иногда бывают навязчивыми и пугающими, провоцируя тревожное состояние человека.

Этот феномен является одним из видов посттравматического синдрома.

Такие воспоминания имеют небольшую длительность: от нескольких секунд до нескольких минут. Их частоту или интенсивность человек не может контролировать, поэтому такое явление относится к психопатологическим расстройствам.

Этот феномен иначе называется вспышкой пережитого прошлого, которое имеет отсроченный характер. Это явление не относится к самостоятельному диагностическому признаку, оно рассматривается с нескольких позиций.

Некоторые считают его расстройством памяти, другие специалисты отмечают, что флэшбэк нужно изучать как состояние нарушенного сознания. Врачи и психологи так и не пришли к единому мнению по поводу этого феномена.

В наркологии флэшбэком называется состояние человека после принятия галлюциногенных рекреационных наркотиков. Оно характеризуется продолжительными визуальными галлюцинациями.

Есть определенная группа людей, которые подвержены возникновению такого состояния. В каких случаях может возникнуть этот феномен, и каковы его причины?

  1. При сильной интоксикации организма алкогольными или наркотическими веществами человек может видеть галлюцинации. В результате употребления этих веществ, происходят нейробиологические изменения, которые являются причиной развития зависимости.
  2. Стрессовая ситуация, которая отложила отпечаток в психике человека. Не каждый стресс сопровождается расстройствами психики. Человек индивидуально воспринимает психотравмирующую ситуацию, вследствие которой может развиться посттравматический синдром. Причиной такого феномена могут быть шоковые травмы и сильные стрессы. Часто этот феномен встречается у людей, которые воевали. Наряду с постоянно возникающими картинами прошлого, они ощущают чувство вины из-за того, что остались живы.
  3. При обсессивно-фобических и депрессивных расстройствах часто возникает этот феномен, как составляющий элемент клинической картины заболевания.

Симптомы

Она характеризуется непроизвольно возникающими представлениями. Возникающие картинки вызывают различные эмоции у человека, происходит перенос переживаний прошлого в настоящее. Этот психопатологический феномен постоянно повторяется, возможна отсрочка переживаний. Среди основных признаков этого явления выделяют:

  1. Неконтролируемость появления вспышек прошлого – появление образов человек не может контролировать, они возникают без каких-либо волевых усилий со стороны пациента, вопреки его желанию. Но появление образов можно спровоцировать, начав фантазирование. Человек в своих фантазиях может потерять произвольность и допустить возникновение образов пережитой психотравмирующей ситуации.
  2. Чувственность переживаний (сенсориализация). В процессе обдумывания и переживания возникающих картин прошлого, человек может вполне буквально их воспринимать. Достигается высокая степень реалистичности за счет чувственной переработки в мышлении образов вплоть до мелочей. Например, ветеран может вспоминать, какого цвета пуговицы были на его рубашке в момент взрыва, и так далее.
  3. Аффективно насыщенные чувства переживания ситуации и образов. Когда возникают образы психотравмирующей ситуации, человек не может оставаться равнодушным, изменяется его эмоциональное состояние. Он становится уязвимым, тревожным, появляется страх, иногда паника, наступает бессонница, возможен разговор с самим собой. По виду человека видна эмоциональная насыщенность переживаний.
  4. Феномен в некоторых случаях сопровождается не только зрительными или акустическими образами (когда человек видит или слышит то, что было в прошлом), но также возможны варианты тактильного или обонятельного компонента. Больной может ощущать запах, который был во время стресса, особенно, если он был интенсивным.

Лечение

Это психопатологическое расстройство не является отдельной болезнью. Как мы уже определили, это феномен, который сопровождает другие проявления посттравматического стрессового расстройства. При ПТСР могут наблюдаться такие группы проявлений:

Такие симптомы ПТСР могут сопровождать и этот феномен. Вышеперечисленные состояния требуют немедленное медикаментозное вмешательство и психотерапевтическую работу с больным человеком.

Медикаментозное лечение

Часто в данном случае используются антидепрессанты, которые позволяют человеку немного уменьшить интенсивность переживаний. В некоторых случаях применяются успокоительные и снотворные средства, которые помогают больному полноценно отдохнуть после длительного переживания ситуации прошлого.

Психотерапия

Описанный феномен мешает человеку объективно воспринимать реальность. Его сложность заключается в том, что картинки прошлого могут возникать внезапно и длиться довольно долго. Поэтому важно проработать психотравмирующую ситуацию, чтобы у человека поменялось ее восприятие. Для лечения психотерапевтическими методами используются некоторые эффективные направления.

ДПДГ – движения глаз, рук или прослушивание звуков в определенном порядке, ритмично и продолжительно. Такая работа человека помогает головному мозгу снова вернуться к нормальной работе, обрабатывая поступающую информацию, так как этот процесс приостановился из-за стресса.

Когнитивно-поведенческая психотерапия – постепенно, с определенной подготовкой, человеку предоставляют ситуации, которые как-то связаны или напоминают о травмирующей ситуации. Иррациональные, искаженные мысли в процессе работы заменяются на более адаптивные. Человек учится в процессе общения с психологом или психотерапевтом, как управлять и контролировать навязчивые вспышки прошлого.

Гипносуггестивная психотерапия – применение гипноза и внушения. С помощью гипнотического воздействия, специалист изучает мысли и чувства, связанные с психотравмирующей ситуацией. Затем с помощью внушения происходит избавление от чувства вины, недоверия, самобичевания, угнетенного состояния. Человека ориентируют на позитивные моменты.

Феномен возникновения в памяти человека картин, произошедшей давно психотравмирующей ситуации, необходимо лечить медикаментозными средствами и психотерапевтическими методами.

Совокупность методов лечения помогут человеку взять под контроль возникающие образы, изменить свое отношение к стрессовой ситуации и адаптироваться к окружающим его условиям, внешнему миру.

flashback ) - в фильмографии означает отклонение от повествования в прошлое; сюжетная линия прерывается и мы наблюдаем действия, которые происходили ранее. Чаще всего обратный кадр объясняет поступки и действия героев повествования, раскрывает их мысли, движимые идеи. Довольно часто для оформления обратного используют тонирование кадра под сепию .

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Флэшбэк" в других словарях:

    - [англ. flashback взгляд в прошлое] 1) в телефильме или радиопередаче: вставка кадров из прошлого, прерывающих повествование, чтобы вернуть зрителя (слушателя) к прошлому; 2) ДИГРЕССИЯ на тему прошлых событий, воспоминания. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 воспоминания (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    флэшбэк - фл эшбэк, а … Русский орфографический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Flashback (значения). Флэшбэк Flashback Mörderische Ferien … Википедия

    F1х.70х Флэшбэк - Спонтанные краткосрочные рецидивы симптоматики острой интоксикации в отсутствие реального употребления психоактивного вещества. Встречается в любой стадии зависимости от психоактивного вещества … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    Флэшбэк (англ. flashback) в фильмографии означает отклонение от повествования в прошлое; сюжетная линия прерывается и мы наблюдаем действия, которые происходили ранее. Чаще всего обратный кадр объясняет поступки и действия героев повествования,… … Википедия

    - (исп. marijuana) психоактивное средство, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиноидов). В природе существует приблизительно 60 каннабиноидов, самый действенный из… … Википедия

    Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия

Книги

  • Флэшбэк , Лондон К.. Кейт Лондон - известная американская писательница, автор более сорока пяти книг, неоднократно удостаивавшихся звания «национальный бестселлер». После смерти сестры Рейчел Эверли возвращается…

Кадр из фильма «Она» (Спайк Джонс, 2013)

Флешбэком называют композиционный прием, нарушающий линейную хронологию повествования ретроспекцией. Иначе говоря, это сюжетный взгляд в прошлое. В большинстве случаев флешбэк является предысторией тех или иных событий и чаще всего представляет собой воспоминание персонажа, его рассказ или сон.

Оформление флешбэка

Отделить флешбэк от остального повествования помогают различные аудио-визуальные техники. Перечислим наиболее распространенные из них.

Титры

Переход к ретроспективным эпизодам прямо оформляется титрами: «Давным-давно», «За десять дней до этого», « » и так далее. Не оригинально, но понятно, экономно и эффективно.

Монтажный переход



Сцена из фильма «Касабланка» (Майкл Кертиц, 1942)

Начало или окончание флешбэка можно обозначить каким-либо переходом: например, затемнением, наплывом, наложением, а также различными звуковыми эффектами или музыкой. Как правило, такие переходы уже сами по себе задают атмосферу ретроспективной сцены: романтическую, гнетущую и так далее.

Изменение колорита



Сцена из фильма «Гладиатор» (Ридли Скотт, 2000)

От остальных эпизодов фильма флешбэк может отличаться цветовым решением. Подобная традиция восходит к немому кинематографу, где цвет ретроспективных сцен менялся с помощью тонирования. Сегодня для выделения флешбэков часто прибегают к черно-белому изображению, сепии, усилению холодных оттенков и так далее.

Изменение звука

Флэшбек можно передать не только с помощью изображения, но и звука. В фильме «Кон-Тики» мы видим тонущего героя, но слышим детские голоса из его памяти.

Изменение стиля



Сцена из фильма «Прирожденные убийцы» (Оливер Стоун, 1994)

Эпизоды флешбэка обычно обладают своим стилем, отличным от других сцен. Ярким примером могут служить « » , где ретроспективный эпизод знакомства главных героев стилизован под телевизионный ситком.

Отсутствует

Впрочем, иногда авторы фильма предпочитают никак не отделять флешбэки от остальных частей повествования. Иногда это не требуется из-за характера действия, которое говорит само за себя, а в других случаях зрителя хотят запутать намеренно (как, например, это частенько делал Луис Бунюэль).

Виды флешбэков

Рассказ


Сцена из фильма «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

Условный вид флешбэка, поскольку не предполагает перенесение действия в прошлое - герой просто рассказывает (иногда парой слов, иногда пространным монологом) о произошедшем. Несмотря на простоту приема, многие сценаристы и режиссеры признают, что это наиболее предпочтительный вид флешбэка, так как он не разрывает и не усложняет повествование. Убедительный пример такого решения - знаменитый монолог о нападении акул из « » .

Иллюстрация


Сцена из фильма «Бойцовский клуб» (Дэвид Финчер, 1997)

Фрагментарный флешбэк, служащий иллюстрацией некого эпизода из прошлого героя. Условный пример - ответ на вопрос детектива о том, что герой делал прошлой ночью. Другой вариант - неожиданные вспышки воспоминаний, возникающие в сознании героя и отражающие его состояние, как, например, в «Бойцовском клубе».


Обрамление

В этом случае некий фрагмент из прошлого предшествует основному действию, давая понять характер героя и поступки, которые мы будем наблюдать весь фильм. Так флешбэк использован в « ».


Превью


Сцена из фильма «На игле» (1996)
Переломный момент


Сцена из фильма «Вход в пустоту» (Гаспар Ноэ, 2009)

Флешбэк воспроизводит некий момент в прошлом персонажей, который в корне изменил их жизнь. Иногда такой эпизод используют как рефрен, повторяющийся на протяжении всей картины. Именно так Гаспар Ноэ применил флешбэк во «Входе в пустоту»: там переломным моментом в жизни героев стала автомобильная авария.


Весь фильм - флешбэк


Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума» (Мишуль Гондри, 2004)

Некоторые фильмы формально почти целиком являются флешбэками. Распространенная схема - главный герой, выступая в качестве рассказчика, вспоминает некую историю из прошлого. Ранний пример такого подхода - «Кабинет доктора Калигари». Пожалуй, один из самых изобретальных фильмов с подобным решением - «Вечное сияние чистого разума». И, конечно же, пример на поверхности - «Титаник».


Флешбэк во флешбэке


Высший пилотаж мастерства флешбэка. Сложная драматургическая конструкция, когда внутри одной истории из прошлого возникает еще одна. К такому прибегал Джон Форд в «Человеке, который застрелил Либерти Уоленса», Джоэл Шумахер в «Призраке оперы» или уже упоминавшийся Луис Бунюэль, например, в «Скромном обаянии буржуазии».

Для чего нужен флешбэк?

Объяснение

Флешбэк открывает какой-либо факт о герое, дополняет его характеристику, поясняет мотивацию или дает необходимую для понимания сюжета информацию. Подобные флешбэки, как правило, единичны, так как могут сбить зрителя с толку, нарушив последовательное повествование.


Ускорение истории

Флешбэк позволяет сократить историю, поскольку с помощью этого приема герои могут перейти от одного времени к другому сразу же, не растягивая это не несколько дополнительных эпизодов.


Раскрытие истины


Сцена из фильма «Лучшее предложение» (Джузеппе Торнаторе, 2014)

С помощью флешбэка можно открыть истинную картину событий. Здесь возможны два основных варианта: правду можно открывать постепенно, через череду флешбэков, как в фильме «Я - легенда», а можно - с помощью единичного флешбэка, чаще всего представляющего собой финальный твист. Например, в картине Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» такое решение полностью переворачивает смысл всей истории.


Интрига


Сцена из фильма «Казино» (Мартин Скорсезе, 1995)

Флэшбек как способ создать интригу и пробудить интерес смотреть кино дальше. Зритель хочет найти ответ на вопрос: «Как герой пришел к этому?». К подобному приему, например, прибегает в « ». Картина начинается со взрыва машины с главным героем внутри. Дальнейшее повествование - попытка проследить, как персонаж оказался в этой ситуации.


Характер истории


Поскольку флешбэк обычно связан с мотивом воспоминания, его используют как повод отразить именно субъективное восприятие мира. Например, в фильме Акиры Куросавы «Расемон» одна и та же история по-разному трактуется четырьмя героями. Соответственно зрителю предлагается смириться с тем, что истины не существует, или понять, что она находится где-то посередине. Впрочем, иногда авторы поступают с точностью до наоборот, сделав флешбэк объективным, отстраненным и истинным взглядом на историю. Такого рода прием можно увидеть в финале «Бойцовского клубе», продемонстрировавшем безумие главного героя, а также в сериале «Остаться в живых».


Сюжетообразующий элемент


Флешбэк можно применять как концептуальный сюжетообразующий элемент. То есть само его наличие составляет смысл истории и определяет весь характер повествования. Один из ранних примеров такого подхода - « » . Фильм представляет собой череду флешбэков - разные люди вспоминают главного героя, создавая мозаичный образ крайне противоречивой личности. Другой пример - « » Кристофера Нолана, где сложная драматургическая схема складывается из двух повествовательных линий, одна из которых ретроспективная (показаны предшествующие события), а другая разворачивается в обратном порядке (по сути, флешбэк идет за флешбэком).

Правила написания флешбэка

Прежде чем приступить к созданию флешбэка, задайте себе следующие вопросы:

  • Что зрителю необходимо знать о герое из того, что невозможно показать в настоящем времени?
  • Где происходит действие флешбэка и почему?
  • Когда происходит действие флешбэка и почему?
  • Какие герои присутствуют во флешбэке и почему они важны?
  • Что сопутствует появлению флешбэка? Следует ли он после определенного образа, звука, места, действия? Иными словами, что пробуждает память героя?
  • И последнее: не используйте флешбэк. Как считает сценарный гуру Сид Филд, это не панацея, а лишь крайняя мера, к которой стоит прибегать только когда другие средства, способные ответить вашим задачам, не подходят.

Напоследок - полезное видео о технике флешбэка в кино.

Каждый обыватель, имеющий минимальные знания английского языка, сможет пояснить - что такое флэшбэк (происхождение термина: от английского flash - мгновение и back- вспять). Этот термин применим к искусству: кино, литературе, театру. Термин флэшбэк в этих сферах трактуется как краткое возвращение к событиям прошлого, взгляд назад. В кино течение действия может прерваться на кадры, которые проходят в мыслях героя - его воспоминания, рассуждения, ощущения в прошлом. могут быть повтором уже показанных в фильме. Такой способ повествования может даже составить основную идею композиции. Этим же термином называют и кадры хроники минувших дней, которая может прерывать действия, такие вкрапления в сюжет часто подаются в черно-белой или серпиа-тонировке. В литературе флэшбэк позволяет понять мысли героя, объяснить его поступки. В театре такой прием, скорее, родственен интерлюдии. Данный способ подачи может досказать то, что по временным рамкам сюжета не может войти в основную часть картины или фильма. Вот что такое флэшбэк в искусстве. Этот прием позволяет лучше рассказать о герое, объяснить, почему он стал таким, какие события прошлого влияют на сегодняшнюю ситуацию.

Виды

Как и множество других, термин, разбираемый в данной статье, имеет свою классификацию. Рекомендуется ознакомиться с видами и типами понятия, прежде чем отвечать на вопрос, что такое флэшбэк.

  • Единичный эпизод из прошлого - это самый распространенный прием. Его применяют, когда нужно пояснить определенный факт из биографии главного героя или же дать дополнительную информацию, необходимую для понимания поворота сюжетной линии. Характерным примером, поясняющим, что такое флэшбэк, в кино может послужить комедия ужасов «Зомбилэнд». Там ненавязчивая и даже милая вставка доходчиво объясняет причины непопулярности центрального персонажа у представительниц женского пола и рассказывает, как на планете появились зомби. Подобные одноразовые флэшбэки режиссеры используют очень редко, так как они могут нарушить установленных ход повествования. Да и повторяющиеся часто отсылки к прошлому порой просто повторяют те эпизоды, которые известны зрителю из диалогов. Хорошего - понемножку.
  • Экспликация - объяснение, его часто используют в кинолентах, книгах с очень запутанной концовкой, преимущественно детективного жанра. Так что такое флэшбэк? Это когда детектив/сыщик рассказывает о том, как именно он нашел зацепку и распутал способ очень похож на предыдущий, но его главная цель - окончательно расставить все точки над «И». Его часто используют на телевидении и в сериалах, например, в телепроекте Lost. Именно такой прием делает похожим на мозаику сюжетное повествование сериала. В Lost каждому из главных героев посвящается минимум один флэшбэк, который рассказывает о его биографии в свете событий, происходящих в данное время на Острове. Хотите понять, что такое флэшбэк в сериале - смотрите Lost.

С места и в карьер

Сразу в начало - метод, в котором весь сюжет и есть флэшбэк. Традиционно действо начинается с рассказа уже пожилого главного героя, он как бы переносится в пору своей буйной молодости или относительной зрелости, а ближе к кульминации история возвращается в «настоящее» время и рассказчик заканчивает повествование. Этот прием использован более чем эффективно в фильмах: «Миллионер из трущоб», «Титаник» и в «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Зрительскую аудиторию всегда интригует начало из серии: «Однажды было дело...». Порой сценаристы начинают от обратного - демонстрируют на первых минутах гибель центрального персонажа, а после детально повествуют о его славных подвигах («Лоуренс Аравийский», «Ганди»).

А вот что такое флэшбэк и флэшаут в сценарии, можно понять, пересмотрев картины: «Стар Трэк», «Вверх», «Отступники». Эти кинопроекты имеют схожую структуру, фильм начинается с событий в прошлом, потом следуют их последствия в настоящем. Это позволяет зрителю понять предысторию конфликта и принять поступки персонажей. Если б зрителю не показали флэшбэк, содержащий информацию об обстоятельствах смерти отца Вильяма Волоса, возможно, они бы не поняли и не оценили страсть к свободе, испытываемую героем «Храброго сердца».

По крупинкам, не спеша

Поэтапным рассекречиванием истины называют серию флэшбэков, в которых каждый эпизод демонстрируется строго в хронологическом порядке в течение отведенного хронометража. Так зритель узнает о событиях, произошедших в прошлом и о самом герое. В киноленте «Я - легенда», согласно авторскому замыслу, зритель лишь к середине фильма узнает, что же произошло на самом деле. Этот флэшбэк является излюбленным приемом сценаристов картин - судебных драм («Несколько хороших парней», «Ничего личного») и кинолент о вроде «Долгого поцелуя на ночь», где сюжет сложен из «паззла». Понять, что такое флэшбэк в «Наруто», позволяют воспоминания персонажей о прошлом. Например - Обито и Какаши (встреча героя со своим родным отцом), а также Итачи и Саске. Это наиболее эффективный прием, он поддерживает саспенс на протяжении всего хронометража и позволяет создателям делиться со зрителем информацией о героях и событиях по частям.

Тизер

Встречается этот прием не часто: только в том случае, когда кино начинается с очень эмоциональной, сильной сцены, происходящей в «настоящем времени», а после повествование переносится назад, дабы подвести смысл истории к этой сцене и после продолжить повествование. Такой способ наглядно демонстрирует комедия «Мальчишник в Вегасе». Ее повествование начинается с кадра, где трое мужчин выглядят, будто собираются воевать: гордо стоят посреди пустыни, неподалеку от разбитого в хлам автомобиля, и один из них дрожащим голосом рассказывает о печальной участи друга, который в этот момент женится за сотню километров от них. Подобные образцы тизера-флэшбэка можно наблюдать в кинокартинах «Майкл Клейтон» и «Миссия невыполнима 3». Он, несомненно, позволяет захватить внимание смотрящего с первых минут.

Параллельные сюжетные линии

Сложнейшим приемом является одновременное развитие двух совершенно противоположных сюжетных линий («Обычные подозреваемые», «Английский пациент»). Они традиционно завязаны на одном и том же персонаже и обязательно пересекутся в определенный момент повествования. По сути, это как два фильма в одном. Во время каждого экскурса в прошлое или возвращения-перемотки в настоящее создатели особенно пристальное внимание уделяют деталям, которые держат зрительскую аудиторию в напряжении.

Альтернатива

Однако умудренные опытом мэтры кинематографа лучшей рекомендацией по использованию флэшбэков считают категоричное «не использовать их совсем». Независимо от перечисленного выше внушительного перечня картин в каждом подвиде, следует отдавать себе отчет в том, что там этот прием выполнен мастерски. А вот в преимущественном большинстве других картин - ничего, кроме печального ощущения, что создатели кино выбрали легкий путь, не формируется. Просто вместо того, чтобы преподнести в изящной форме повествование о прошлом своего персонажа, они вставляют флэшбэк, в большинстве своем неудачный. Ведь конфликты, происходящие в «настоящем» времени, намного интереснее, а о прошлых бедах можно рассказать при помощи обычных диалогов («Челюсти», «Секреты Лос-Анджелеса» и «Спасение рядового Райана»). Хорошо, что начинающие кинематографисты знают, что такое флэшбэк, еще бы они уяснили, что это не единственный выход из ситуации, а скорее - крайность.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт