Психология жизни. Разные точки зрения на психосоматические заболевания. Критерии психологического здоровья по Альберту Эллису

16.02.2019

Мы завидуем, и нам завидуют. Нехорошо? Вовсе нет. Зависть отнюдь не всегда во вред. Более того, она может и должна приносить пользу, главное - «научиться ее готовить». Зависть с точки зрения психологии - чувство, которое служит началом для плохого отношения к окружающим и окружающих к вам.

1 85562

Фотогалерея: Зависть с точки зрения психологии

Скажем откровенно: сама мысль, что мы в состоянии кому-либо банально завидовать, для нас нестерпима. Впрочем, то, что могут завидовать нам, любимым, мы допускаем с большей охотой. Причем чем больше отрицаем, что способны на такое низменное чувство, тем чаще оно нас терзает. Поэтому психологи советуют хотя бы наедине с собой отбросить всякий политес и вспомнить, что этим чувством нас наградила природа. Отсюда следует вывод: зачем-то ей это было нужно. В какой-то мере тут можно провести аналогию с сексом, где мы позволили себе признать простую истину: все, что естественно, абсолютно не стыдно.

Проблема зависти волновала еще философов эллинской поры. Аристотель предложил хорошо известную сегодня «цветовую гамму» зависти - черную и белую. В первом случае доминирует желание: «Я хочу, чтобы вы потеряли то, что имеете». Это классический пример деструктивной, или черной, зависти. Во втором же случае: «Я хочу иметь то, что имеете вы», - акценты резко меняются. Ведь это уже ядро белой, соревновательной зависти. В конце концов, именно такая вот белая зависть становится двигателем большинства грандиозных бизнес-проектов и оказывается основой здоровой конкуренции и соперничества.

Как пить дать!

Подобно тому, как добро не существует без зла, так и белая зависть совершенно немыслима без черной. Или даже так: будучи в целом полезной и необходимой, зависть может «воспалиться». Но ведь если у вас заболел желудок, вы не спешите от него избавиться? Точно так же стоит «лечить» зависть, чтобы она поменяла свой цвет- с темного на более светлый. И это вполне в наших силах.

Одна из самых известных работ, посвященных проблеме зависти, принадлежит английскому аналитику Мелани Кляйн. В своей книге «Исследование зависти и благодарности» она утверждает, что чувство это бессознательно закладывается еще в младенческом возрасте во взаимоотношениях мамы и ребенка. Оказывается, малыш испытывает к материнской груди весьма противоречивые чувства. С одной стороны, для него это олицетворение комфорта, покоя и безопасности, то есть самых важных на тот момент вещей. С другой - он не в состоянии всем этим полностью и безраздельно владеть и вынужден плачем напоминать о своих желаниях. Таким образом, основы зависти с точки зрения психологии закладываются буквально с первыми каплями материнского молока. А вот дальше многое, как всегда, зависит от того, кому какое досталось детство. Ведь особенности нашего характера во многом складываются под крышей родительского дома, и случай с завистью тут не исключение.

Родом из детства

Оттого, как воспитывали ребенка и в каких условиях он существовал, зависть будет приобретать те или иные формы. Чем более самодостаточным и уверенным в себе он растет, чем сильнее в нем развита привычка полагаться на свои силы и не уповать на других, тем менее будет выражена зависть во взрослом возрасте.

А вот провоцирует это чувство отсутствие у родителей должного внимания к ребенку. Классический пример: вечно занятые взрослые забирают малыша из детского сада последним. При этом он видит, что за Петей или Машей мамы всегда приходят вовремя. Таким образом, зависть может выражаться в агрессии: «Родители не заберут меня, как Петю, и за это я сломаю его новую машинку».

Медвежью услугу оказывает и чрезмерная избалованность. Ребенок привыкает к тому, что любая его прихоть моментально исполняется, и переносит эту модель во взрослую жизнь, где продолжает пассивно ждать благ, которые ему принесут на блюдечке с голубой каемочкой. Поскольку ничего подобного не происходит, человек начинает завидовать более удачливому, как ему кажется, окружению. Вообще проблема завидующего в том, что он в определенном смысле становится похожим на художника-абстракциониста, глаз которого крайне своеобразно отражает реальность.

Однако детство, как известно, мы не выбираем. А потому наступает момент, когда необходимо отнестись к себе критически, иначе есть риск превратиться в короля из «Обыкновенного чуда», оправдывающегося тем, что подсыпать придворным яд его заставляет привычка, доставшаяся от дяди.

Вандербильдиха лопнет!

В зависти с точки зрения психологии есть один интересный феномен: по-настоящему мы завидуем лишь тому, кто близок нашему кругу и нашей жизни. И чем меньше дистанция между нами и объектом зависти, тем выше опасность, что чувство это усилится. Ведь не завидуем же мы урожденной принцессе Каролине или Анджелине Джоли! Скорее мы следим за их историями, о которых регулярно рапортует пресса, примерно с тем же чувством, с которым в детстве слушали сказки о похождениях Кота в сапогах. Звезды для нас - персонажи сказочного порядка, живущие в параллельной, полумифической реальности.

Чего никак не скажешь о старшем аудиторе Л. Однако же именно эта П., а не какая-нибудь Камерой Диас, - существенная часть нашей жизни. Ведь именно она, а не голливудская дива, обскакала нас по карьерной лестнице и заняла позицию, на которую мы претендовали. И теперь разгуливает по коридорам с оскорбительно-победоносным видом.

Глаза завидущие

На социальном уровне отношение к людям завистливым чаще всего - негативное. Поэтому на вопрос: «Завидуете ли вы?» - наиболее частый ответ: «Нет, ну что вы, я никому не желаю зла».

Конечно, можно попытаться уничтожить сам мотив зависти. Бесконечно жаловаться на то, что новые обязанности, свалившиеся на вас в связи с повышением в должности, совсем не оставляют личного времени. И при этом следить, чтобы информация достигла ушей адресата. Однако психологи призывают нас не переигрывать и быть крайне осторожными: таким поведением мы бессознательно программируем себя на неудачи.

Можно также пойти прямо противоположным путем и объявить завистнику войну. Раз вы знаете его слабые места, то способны до бесконечности уязвлять его самолюбие, невзначай наступая на «мозоли». Скажем, если завидуют вашей внешности и успеху у противоположного пола, щедро делитесь счастливыми моментами своей личной жизни. А если завистница не обременена мужским вниманием, пускайтесь в рассуждения о странностях и незавидной доли «синих чулков». Срабатывает психологический закон: чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем труднее ему сохранить выбранную линию поведения. И наши шансы выиграть возрастают. Однако такой способ подходит только тем, кто искренне любит многоступенчатые театральные интриги. И если вы не входите в их число, лучше приберечь силы для более конструктивных задач.

Другой вариант - вместо оборонительной позиции попробовать дистанцироваться от завистника. То есть вывести этого человека за границы вашего интереса. Смысл в том, чтобы не усиливать отрицательные эмоции недруга собственным ответным раздражением, а рассеять их. Отнеситесь к зависти как... к очень плохой погоде. Вы же не выходите из себя, когда идет дождь, а просто берете с собой зонт. Если удается установить внутреннюю дистанцию и забыть про агрессора, тогда происходит самое главное: мы перестаем быть для него привлекательной жертвой.

И самое главное: не осуждайте завистника. Да, это чувство не назовешь приятным, однако оно естественно и присуще всем людям. И очень неплохо научиться им управлять. Потому что, если вдуматься, альтернатива зависти - мир фантастических романов. Обитатели которого - роботоподобные существа с единым набором возможностей и талантов. Вот где не будет места зависти. Однако едва ли это ободряющая альтернатива, неправда ли?

Шутки ради заметим, что обращающиеся к нам пациенты не всегда лукавят. Порой они просто сами не догадываются, что причиной их внутреннего дискомфорта служит именно это чувство. Вот показательный пример: девушка пожаловалась на то, что ей быстро надоедает любая деятельность - будь то новые проекты на работе или занятия танцами. И при общительном и доброжелательном характере ей не удается долго поддерживать отношения с людьми. Мы подошли к тому, что в основе ее переживаний - неосознаваемая зависть. Когда в новом виде деятельности она не могла занять лидирующего положения, то начинала испытывать негативные чувства к тому, кто преуспел. И бросала занятие. То же самое и с друзьями - информация об их успехах была для нее непереносима». Но если зависть - чувство столь трудноуловимое, то, как же с ним бороться?

Найти и обезвредить!

Сигналом того, что в вас говорит зависть, может служить осознание собственной обделенности на фоне чужих успехов. Иными словами, когда вас неожиданно одолевает хандра от рассказа о том, как А. крайне удачно провела шопинг в Милане, а К. наконец, определилась с дизайном новой квартиры, причем подруги кажутся при этом безрассудными стрекозами, которые «все на свете пропели», а вы - чертовски невезучим, уставшим от всего муравьем, то, скорее всего, это именно она -тема нашего повествования.

Надо сказать, что зависть - не так уж и безобидна не только для настроения и жизненного тонуса, но и для здоровья. И вполне способна погрузить завидующего в самую настоящую депрессию. Можно, конечно, все оставить как есть, понадеявшись, что «само собой рассосется». Однако психологи утверждают, что наши проблемы, с которыми мы не находим мужества по-настоящему разобраться, портят характер, заставляя видеть все в черном цвете.

Поэтому если вас подтачивает ржавчина зависти, стоит как можно скорее предпринять определенные шаги. И первый из них - осознать, что завидовать нужно с пользой. Если, разумеется, рассматривать ее как повод стать успешнее.

Прежде всего, перестаньте глушить в себе это «неправильное» переживание. Если оно есть, значит, стоит его признать, в конце концов, никто не требует от вас каяться публично. Помните, что зависть - чувство нормальное, оно абсолютно естественно и не завидовать никому и ничему невозможно. Перестав убеждать себя в том, что «зависть - удел неудачников», начинайте переводить эмоции из негативного русла в позитивное.

У всякой медали есть обратная сторона. Было бы полезно поговорить с «объектом зависти» о том, что стоит за теми или иными благами. Карьера подруги стремительно взлетела? Но задумайтесь, как часто за последний месяц вам удалось с ней встретиться. Поэтому иногда нелишне задать себе вопрос: «А действительно ли мне это так необходимо?» Если ответ окажется положительным, тогда стоит из пассивной позиции переходить к активной.

Сформулируйте то, чему вы завидуете, и оцените свои возможности получить то же самое. Постарайтесь определить, при каких обстоятельствах вы можете добиться такого результата. Если для этого нужны дополнительное образование, деловые контакты или более ухоженная внешность, согласитесь, все это вполне в ваших силах.

Теперь переходите к делу. Разделите лист бумаги на две колонки. В первой обозначьте то, что вызывает у вас зависть. Составьте пошаговый план действий и занесите его во вторую колонку. Однако к желаниям своим стоит все же отнестись критично. В конце концов, никакие ухищрения не помогут вам сравняться по росту с Наоми Кэмпбелл. Будьте реалисткой!

Если ваши мечты все же довольно дерзки, есть два способа смириться с ситуацией. Первый - сконцентрироваться на собственных выигрышных сторонах, перестав себя постоянно с кем-то сравнивать. Второй - это, как ни странно, путь Эллочки Людоедки, когда для ощущения победы над «проклятой Вандербильдихой» требовалось всего лишь перекрасить кролика в шанхайского барса. И от этой экстравагантной выходки тут же почувствовать себя счастливой. И пока мы смотрим на Эллочку как на воплощение безмозглой «бимбо», психологи, между прочим, аплодируют этому примеру пластичной психики и позитивной зависти.

Если вас одолевает черная зависть, стоит попробовать остудить эмоции и направить ход рассуждений в практическое русло. Представьте, что новую машину вашей подруги угнали. Какую лично вы получите от этого выгоду? А ведь раньше вы могли при необходимости рассчитывать на ее транспортное средство. Да, звучит несколько цинично. Но порой для того чтобы вырваться из оков неприятных нам же самих чувств и пойти своей независимой дорогой, стоит проделывать такие вот откровенные упражнения. А чтобы перестать бесконечно, сравнивать себя с окружающими, почаще обращайтесь к тем, кто вас любит такими, какие вы есть.

Сегодня я хочу открыть вам одну большую тайну психологии. Она касается такой непонятной и загадочной для многих вещи как - причины, по которым нас сначала сильно восхваляют, внезапно навязывая нам свою дружбу, а потом — хладнокровно отталкивают от себя навсегда, часто ещё и обливая помоями вслед.

Когда кто-то нас начинает неумеренно восхвалять и нами восхищаться — ведь это же сразу «неспроста», не так ли? И очень нервирует...

И даже очень далёкий от психологии человек сразу смекнёт - что-то тут не так, пахнет как-то нехорошо...

В общем, никто не любит, когда вдруг кто-то ни с того ни с сего принимается за его неумеренное восхваление.

И верно. Культура и искусство учит нас тысячелетиями - остерегаться так называемых льстецов, лисиц.

«Эти шекспировские льстецы...» — кто они с точки зрения психологии?

Мы же с вами - на психологическом сайте? Поэтому будем говорить о жизненных вещах языком психологии и стоя на её холме, с которого всё видно немного по-другому. Видно, как партизаны ходят в лесу и что они замышляют...

Давайте сразу отбросим тот легчайший и простейший случай, когда нам льстят с целью тут же нас использовать как дурачков.

Этот простой случай описан ещё Литваком в его «Психологическом айкидо» и тот, кто его не знает ещё - я, что называется, удивляюсь этим людям...

Простейший случай же таков: «Ах, Людочка, какая у вас стрижка модная... Вы такая красивая! Людочка, отправь мне два факса в Москву и отредактируй текст — ты ж у нас здесь единственная грамотная, не то, что это быдло, которое говорит «ложит», «звонит»...!»

Мы не будем говорить об этих детсадовских примерах коварного восхваления с целью попахать на нас как на лошади забесплатно.

Похвала как симптом внутренней пустоты Хвалящего

Есть другой, сложный случай. Некоторые люди хвалят нас очень долго, днями и месяцами и без явной дешёвой пользы для себя. Они создают из нас себе кумира. Они рассказывают всем, какие мы молодцы. Они отдают нам многое, чем владеют сами. Они не просят ничего взамен.

Мы думаем: «Гля, странные!...» Но в конце-концов, разрешаем себя любить - даже так неумеренно.

А потом происходит страшное. В один прекрасный день эти люди смотрят на нас как на пустырь, загаженный бомжами, и проходят мимо. В обнимку с новым фаворитом, блаженно улыбающемся миру как идиот...

Ты мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок!
Не играй в мои игрушки
И не писяй в мой горшок!

Тогда у нас происходит фрустрация, от которой многие так и не оправляются всю жизнь. Не смешно.

Главный вопрос, которым мучают потом бесконечно — себя, Бога и друзей эти пострадавшие: «Объясните, в чём был смысл всей этой комедии?»

Объясняю.

Люди-инвесторы

Некоторым людям очень скучно жить на свете. Им скучно с самими собой, они себя не ценят, не любят и не уважают. Не имеют от себя дивидендов.

И тогда они начинают фантазировать «об инвестициях в что-то такое стоящее, лучшее, чем они». Фантазии у них получаются богатые и качественные.

Фантазируют они — используя других живых людей, в качестве актёров-статистов в своей гениальной пьесе.

Эти люди любят во что-нибудь «влюбляться». Чаще всего они влюбляются в «интересных», «подающих надежды» или «редких качеств души» людей.

Влюбляются не с целью «интимной встречи без обязательств», а с целью раскрасить в яркие эмоциональные краски свой «серый, скучный мир» вместе. И построить быстренько рай на земле.

Они приписывают другому человеку какие-то, может быть — совсем несвойственные ему качества, дорисовывают его портрет до шедевра, достойного пера Достоевского, и - пошло-поехало...

Такие люди любят «спасать»:

    погибающих, но «святых» алкоголиков, непонятых обществом,

    трудных, но чем-то невидимо «одарённых» подростков, непонятых педсоветом учителей,

    заброшенных своей эгоисткой-женой не «наглаженных» мужчин в несвежих рубашках,

    недоедающих худеньких студентов-гениев,

    бедных одиноких стариков, нуждающихся в общении,

    будущих поэтов и художников,

девушек со «странной красотой», над которыми можно чуть-чуть поработать и превратить их в новую Биркин или Твигги, в пику этому купеческому городу, по которому ходят одни уродины с накачанными губами.

Такие люди любят объединяться в партии и коалиции:

    с «единственным прилично одевающимся человеком на этой работе, который не красит волосы в этот ужасный цвет»,

    с «единственным начитанным культурным человеком на этой работе, который, между прочим, в театры ходит»,

    с «единственным человеком на этой работе, кому небезразлично, что будет с этой работой»,

Итак, эти люди- ИНВЕСТОРЫ любят инвестировать все свои эмоциональные и материальные ресурсы в единственного (на сегодняшний день!) человека, который каким-то образом, вызвал у этих пустых внутренне людей - жажду буйно пофантазировать о рае на земле...

Инвесторы быстро охладевают к предмету своей страсти, потому что рая на земле так не построить.

Вот, деревья сажать - да, бездомных животных пристраивать - да, мусор у себя около дома убирать - да, так можно построить на земле, если не рай, то Европу точно. А ходить «влюблённым» в какую-то химеру и «Дружить против кого-то» с идеализированным тобой средним человеком, который об этом не просил, — разве так строят на земле рай?..

И тогда происходит то, что произошло с героиней одного известного цветаевского стихотворения. Разочарование. Да пошёл ты вон, неблагодарный, бездарный, надоевший мне пупс.

Мой милый, что тебе я сделала?!

«Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!
Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?»

Люди- «ИНВЕСТОРЫ»: прочь от таких инвестиций!

Когда кто-то валяется у вас в ногах, сравнивает (зачем-то) с китайской державой, сидит с вами до птиц, до геморроя, до печёночных колик - знайте: перед вами внутренне пустой на сегодняшний день человек (по крайней мере - сам, на 100% подсознательно ощущающий себя таковым!), который не знает, как можно самостоятельно развлечься, самостоятельно восхититься Бытием, самостоятельно улучшить себя, стать довольным и счастливым, не знает как занять себя действительно полезным делом.

Его единственное развлечение - надувать мыльные пузыри из живых людей. И сейчас он надувает вас. Но вы лопнете, так и не став Биркин. Причём довольно скоро. Оставив на полу мокрую от слёз лужу...

Экология жизни. Здоровье. На сегодняшний день терапевтический процессинг пациента, страдающего от различных заболеваний, прочно стоит на трех основных "врачующих" китах: это медицина, нетрадиционная медицина и психосоматическая медицина.

На сегодняшний день терапевтический процессинг пациента, страдающего от различных заболеваний, прочно стоит на трех основных "врачующих" китах: это медицина, нетрадиционная медицина и психосоматическая медицина.

Первый "кит" хорошо знаком каждому из нас: это официальные лечебные учреждения, деятельность которых подчинена академическим представлениям о причинах болезни и способах ее излечения. Болезнь всегда – это "телесная поломка", вызванная той или иной причиной, а её лечение заключается или в устранении причины "поломки" (например, неправильный образ жизни), или в её "ремонте" (гипс), или профилактически (употребление витаминов).

Второй "кит" , пользующийся традиционной популярностью в народных массах, основан на представлениях о неэмпирических (непроверяемых, недоказуемых) причинах болезни: порча и сглаз, проклятье и "слабая энергетика", плохая карма, "божье наказание", и многое другое. Болезнь в этом случае является последствием или влияния неких "злых сил", или же неправильным духовно-нравственным образом жизни, а ваше лечение заключается или в устранении влияния "злых сил" (снятие порчи), или в усилении вашей защиты (обереги и талисманы), или в понуждении вести "правильный образ жизни" (прощать обиды, быть честным, не красть и не лгать).

И, наконец, наш третий "кит" , – это новомодное психосоматическое лечение болезни, ставшее очень популярным со времен зарождения Зигмунда Фрейда.

В этом случае большинство болезней вызвано психологическими причинами: и невыраженная и подавляемая нами агрессия становится причиной кариеса и хрупкости костей, нежелание видеть мир буквально ведет к близорукости, раздражительность приводит к кожным заболеваниям, и так далее. В этих случаях психолог (психотерапевт) рассматривает физическую болезнь лишь как симптом, проявление психологической болезни, и работает исключительно с первым. И как только психологическая проблема устраняется, то и болезнь исчезает сама собой.

Ни в одном из фундаментальных подходов к лечению пациента – единства нет, и нет его, конечно, и в психосоматической медицине. И, например, строго в психологическом ключе толкования болезни, она может рассматриваться с разных точек зрения, а именно:

Болезнь – как следствие

В этом случае болезнь есть вынужденное состояние организма, вызванное наличием психологических проблем.

Возьмем, например, агрессию: если её всё время подавлять волевым усилием, то тем самым вы словно бы отдаете "приказ" организму не вырабатывать определенные химические вещества, способствующих выражению агрессии. И гормоны "атаки и нападения" перестают вырабатываться телом в нужном количестве, а какие-нибудь "гормоны страха и паники", напротив, появляются в избыточном количестве. И это приводит к "телесной поломке".

В этом случае считается, что устранение неблагоприятного психологического состояния автоматически устраняет и его последствие, болезнь. Параметры организма приходят в норму, и болезнь исчезает.

Болезнь – как сигнал или метафора

Более сложный случай психологической трактовки заболевания. В этом случае предполагается, что наша болезнь есть информационное сообщение на ту или иную деятельность человека, которая угрожает травматическими последствиями психологического или физического плана. Предположим, что ребенка в детстве очень сильно напугал большой чернобородый дядька. Он, возможно, и не хотел этого, но так нечаянно вышло. Ребенок вырос, и он уже давно забыл об этом дядьке с черной бородой. И все бы хорошо, вот только устраивается он на новую работу, а его начальник – большой дядька с густой черной бородой. И начинается.

Бессознательно человек помнит о своем испуге и боли, а вот сознательно он этого не помнит. Подсознание кричит: "Опасность! Спасайся, кто может!". Но сознание не видит никакой опасности, – и человек продолжает находиться в опасном (с бессознательной точки зрения) положении.

В этом случае болезнь рассматривается как символьное сообщение от нашего бессознательного о том, что некоторая деятельность является очень опасной. Например, на работе постоянно начинает сильно болеть голова. Это как бы сообщение: "Уйди отсюда, тебе здесь больно"! И любой недуг в этом смысле предполагается как предупреждение подсознания об опасности.

Излечение в этом случае возможно, как минимум, двумя путями. Первый из них наиболее простой: как только раздражитель исчезнет из поля зрения, то исчезнет и болезнь. Но с точки зрения психологии это неэффективный и даже вредоносный путь: если человек на все бы реагировал только избеганием, то он огня бы не мог зажечь. Так что более продуктивным будет второй путь: это осознание истинной причины тревоги нашего бессознательного. И в процессе психоанализа, или какой-нибудь другой терапии мы вспоминаем и понимаем, что именно хочет сказать нам наше подсознание. Как только осознание происходит, болезнь начинает идти на поправку.

Болезнь – как источник выгоды

Чем дальше в лес, тем толще партизаны, как говорится. А болезнь – это частный случай психологического понятия "вторичной выгоды", или такой ситуации (и состояния), когда некая негативная причина имеет позитивное следствие, которое не возникает без наличия негативной причины. Простой пример: если вы болеете, то внимание и забота к вам родных и близких усиливается. Если вы не хотите общаться (что-то делать), то головная боль может освободить вас от этого действия. И тому подобное.

Болезнь – как компенсация

А в этом случае болезнь интерпретируется как способность выразить свою психологическую потребность в телесной форме. Что это значит? Возьмем в пример человека, который запретил себе плакать. Мальчики, типа, не плачут, и все такое прочее. В этом случае человек может "заплакать" телом: или он начнет потеть, или у него появятся постоянные "непонятные" позывы к мочеиспусканию. Потребность в безопасности может спровоцировать излишнее отложение жировых тканей ("броня") или кожные заболевания ("вторая кожа"). Резюмируя, мы можем сказать так: если человек не может удовлетворить свою потребность психологически, – то он частично удовлетворит ее телесно, иррационально порождая болезнь, "удобную" для удовлетворения этой потребности.

Болезнь – как синхронизация

Синхронизируя часы, мы приводим их к одному общепринятому значению. Например, если у вас в комнате двое часов, которые показывают разное время, то одни из них (как минимум) врут. И что делает человек в этом случае?! Он приводит все часы к единому значению, которое он предполагает эталонным.

А как это "работает" на уровне заболевания? Допустим, у нас есть господин, который часто "канючит" о том, как ему плохо, однако на физическом плане это никак не проявлено. И в этом случае через некоторое время болезнь действительно может появиться, так как одни из "часов" (или телесные, или психологические) явно идут неправильно. А дальше многое зависит от того, что субъект считает своим истинным, эталонным "временем": и если это болезнь, то он может действительно заболеть.

Другой вероятный вариант такого противоречия связан с ситуацией, когда части телесное ощущение и психологическое ощущение одного и того же акта явно противоречат друг другу.

И, например, вы можете думать, что способны поднять сто килограммов веса, хотя, на самом деле, вам рискованно поднимать даже треть от этого веса. Или, допустим, в силу тех или иных причин вы должны ежедневно работать (хоть умственно, хоть физически) по десять часов в сутки, хотя, на самом деле, вы способны работать продуктивно гораздо меньшее время, и плюс к тому же каждые два часа вам желательно вздремнуть. И в этом случае как болезни, так и третьи состояния (промежуточные состояния между здоровьем и болезнью) будут возникать строго пропорционально вашим усилиям превозмочь ваш ресурс тела. До тех пор, пока вы не станете адекватны к вашим ресурсам (правильно использовать их, или накапливать, или перераспределять), ваше болезненное состояние будет усугубляться.

Болезнь – как программа

В трансе любого человека можно убедить в том, что сосулька, которая прикасается к его коже, есть раскаленный прут, – и на коже появится натуральный ожог.

И если наш разум способен так видоизменять физиологические реакции на раздражители, полагаясь на представления и убеждения о природе этих раздражителей (в трансе или не в трансе, не имеет значения), то почему бы не предположить, что в основе большинства болезней или третьих состояний лежат ошибочные (вредоносные) представления нашего умного ума?!

В этом случае болезнь есть ошибочная, вредоносная, ложная, неправильная, нечеткая или противоречивая программа, которая и ведет к повреждениям и поломкам. И аллергия или фобия, например, – это типичные программы реакции на раздражитель, сформированные единичным опытом или вообще абстрактно. Все зависит от того, как вы мыслите. И если вы скушали апельсин, и вам было плохо, то можно подумать разные вещи. Можно будет подумать, что это плохой апельсин, пойти и поругаться с продавцом, который вам продал его. А можно подумать, что у вас аллергия на апельсины. И тогда у вас будет аллергия на апельсины, без проблем.

Понимаете, есть люди, которые думают, что они смогут пройти по раскаленным углям и не обожгутся. И они ходят и не обжигаются. А есть люди, которые думают, что у них или аллергия, или фобия, или еще чего-нибудь. И у них это есть. И, в зависимости от того, что вы думаете, вы имеете это.

Психосоматика на примере плохого зрения

С позиции окулиста плохое зрение может быть следствием какой-либо из трех причин: это наследственность, или травма, или вредные для зрения привычки (читать в полутьме, смотреть телевизор слишком близко или слишком долго, и т.п.).

Но с позиции психолога-психосоматика его первое предположение о причине заболевания может означать бессознательное нежелание пациента что-то видеть, что-то замечать. Окулист на приеме спросит: "Много ли вы, батенька, читаете, и какое зрение у ваших родителей?", а психолог может спросить: "Подумайте и скажите мне, что и кого вы так сильно не хотите видеть, но вынуждены это делать!?"

При такой постановке вопроса нетрудно понять, что все перечисленные нами объяснения причин возникновения болезни имеют право на существование, – причем одновременно.

И плохое зрение будет – как прямое следствие подавленного желания не видеть чего-то и (или) кого-то. И плохое зрение будет – как сигнал (метафора, сообщение) о том, что нужда и потребность чего-то и кого-то не видеть стала непереносимой, а удовлетворить ее, избежать зловредного раздражителя, нет никакой возможности. Теряя зрение, человек за это получает "вторичную выгоду", то есть обретает возможность не видеть пристально то, что он так не хочет видеть. И он не может распорядиться жизнью так, чтобы раздражитель исчез с его поля зрения, так что ослаблением своего зрения он облегчает психологическое переживание (компенсация).

А вынужденный видеть то, чего он видеть не хочет, человек порождает противоречие между частями своего опыта (хорошие зрение с одной стороны и "плохое" психологическое зрение с другой), – и его хорошее зрение уравнивается к "плохому психологическому зрению" (синхронизация). Ну и, наконец, очевидно, что человек тем самым порождает в своем уме жесткие программы "плохого" визуального опыта (он проявляется в словах: "видеть тебя не хочу", "уйди с моих глаз", "глаза бы мои тебя не видели", "и не показывайся мне на глаза", "видеть тебя тошно", и так далее, и тому подобное).

Разумеется, что нежелание видеть кого-то – не есть единственная причина плохого зрения, и я лишь для примера её ввернул. С равным "успехом" зрение может испортиться от столь же сильного желания увидеть кого-либо. Не обращали ли вы, кстати, внимание на то, что у молодежи зрение портится, как правило, со знаком минус (миопия или близорукость), а у людей пожилого возраста – со знаком плюс (дальнозоркость)!?

У меня даже на эту оказию появилась одна интересная теория: дело в том, что наши прошлое и будущее независимы от нашего зрения. Нам не нужно зрение, как таковое, чтобы увидеть желаемое будущее, и нам не нужно зрение, чтобы прокрутить в голове "пленку прошлого". Мы используем, так сказать, "внутреннее зрение", мы способны или зрительно вспомнить увиденные картины, или сконструировать новые картины из элементов ранее увиденного. Наши глаза при этом могут быть закрыты.

У пожилых людей много прошлого, весь их прошлый опыт доминирует над настоящим и будущим. А у молодых людей – это "перспективы", это "всё еще впереди", это "будущее".

В этом случае можно предположить, что частое обращение к образам будущего ведет нас к близорукости, а частое обращение к прошлому – к дальнозоркости. Не собираюсь я вас убеждать в том, что это именно так, это всего лишь теория.

Но, по крайней мере, мне это дает ответ, каким таким удивительным образом зрение у людей с возрастом меняется с минуса на плюс, с близорукости на дальнозоркость. Можно также отметить, что люди в настоящем времени, все время "здесь и сейчас" имеют очень мало шансов испортить зрение, потому как все время пользуются только физиологическим зрением, и очень мало – зрением, так сказать, психологическим.

Еще об одной теории ухудшающегося зрения я как-то уже вам рассказывал: по моему мнению, это сопряжено с установлением принудительной физической границы на расстояние взгляда. Подобными границами являются стены домов, заборы, книги, экран монитора и телевизора, и т.д.

Перед глазами все время возникает препятствие, на котором вы фокусируете взгляд, и это расстояние устанавливается принудительно, от вас не зависит, что домов все больше, что на улицах все теснее, что читать нужно все больше и больше, что взгляд все время словно в клетке, ограниченный физически непроницаемыми барьерами. Это проблема, в первую очередь, относится к крупным городам, мегаполисам, типа Нью-Йорка или Москвы, и чем выше их плотность, чем теснее спрессована жизнь, – тем у большего числа людей портится зрение.

А косвенно это может подтвердить тот факт, что на открывающихся больших пространствах без какого-либо препятствия (чертово колесо, верхний этаж многоэтажного дома) появляется какая-та странная "зрительная эйфория". Наверное, наши глаза в этот момент чувствуют себя сбежавшим из тюрьмы узником, который наслаждается свободой.

Наконец, есть у меня еще одна теория о том, что нарушения зрения могут быть связаны с типом и стилем мышления. Дело в том, что помимо наших глаз, у нас есть еще один вид "глаз", которые способны видеть на любые расстояния, которые способны преодолевать любые преграды, которые одинаково хорошо могут видеть и ночью, и днем. Эти "глаза" – наш разум. Разум способен моделировать зрительные ощущения без какой-либо связи с тем, что в данный момент времени видят наши собственные глаза. И интересно отметить, что есть масса идиоматических выражений, которые четко указывают на этот тип "зрения": "какой ты дальновидный", "зри в корень", "не видит дальше своего носа", и так далее.

Правда, я пока не нашел внятного ответа на вопрос, как одно соотносится с другим. Например, мы можем утверждать, что тот человек, который много читает, имеет много шансов ослабить свое зрение. Но можно сказать и нечто совершенно иное: человек, который много читает, все время порождает зрительные картины в своей голове, которых нет в реальности. Или, говоря иначе, он использует физическое зрение для того, чтобы увидеть психологическим "взглядом", его глаза, фактически, становятся сенсорным рудиментом психологического зрения. Истинная зрительная функция всё время угнетается, и мы уже вынуждены делать нечто такое (например, смотреть кино), чтобы восстановить её (как, например, мы идём в спортзал, побегать на тренажере и покрутить педали, чтобы хоть как-то сохранить ресурс мышечной активности).

Но это всё, вышеперечисленное, как говорил товарищ Гамлет, "слова, слова, слова". Как видите, возможных причин и следствий очень много, – и в каждом из них, вероятно, есть свой "намёк", своя изюминка. Скажем так: всё это хороший повод подумать для всех тех, кто считает данную тему актуальной и интересной.

Символической болезни – символическое лечение

Не важно, какая из теорий будет правильнее всех остальных, а важно то, что малополезное это занятие, – лечить медициной психологию. И если некая болезнь – это симптом, да плюс еще и дающий вам какое-то вторичное облегчение (вторичная выгода, снижение противоречия и компенсация), – то медицинское вмешательство ставит организмикус пациента в крайне сложное положение. Если человек "плачет телом", потому как вдолбил себе в голову, что он не может плакать, что он выше всего этого, – а врач начнет устранять его болезнь тем или иным лекарством, то подсознание пациента оказывается в состоянии крысы, которую загнали в угол. Для подсознания в этом случае лечение болезни равносильно покушению на убийство, и очевидно, что оно будет отчаянно сопротивляться, а болезнь усугубляться или проявляться в новых неожиданных ипостасях.

Поэтому, если вы страдаете тем или иным недугом, а медицина так и не смогла вам ничем помочь, – тогда подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к психотерапевту. Психотерапевты сегодня эффективно работают со многими заболеваниями, и результаты там очень хорошие. Психотерапии поддается бесплодие и астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, импотенция, энурез, кожные заболевания, и другие. В любом случае стоит, как минимум, проконсультироваться у психолога, работающего с психосоматическими заболеваниями.

Однако, не нужно ожидать от психологического подхода к лечению чего-то сверхъестественного и молниеносного. Молниеносно только по телевизору у Кашпировского, а вообще терапия психосоматических заболеваний – процесс небыстрый, понадобится от 3 до 15 сеансов, и даже больше. Точнее скажет психотерапевт в каждом конкретном случае.

Теоретически вы и сами сможете справиться со многими своими болезнями. Ибо если вы разделяете концепцию психосоматического объяснения причин заболеваний, то очевидно, что, устранив неблагоприятные психологические переживания, вы устраните и саму болезнь.

Излечение в психосоматике – точно такое же следствие, как и сама болезнь, на нем никто не "циклится": это будет "ключ" к вашему психологическому состоянию, и болезнь подскажет путь и поможет психотерапевту найти причину вашей проблемы. Вот ее, родимую (истинную проблему вашу) психотерапевт "и будет кушать". А до болезней ваших ему нет никакого дела. Сами пройдут постепенно, никуда не денутся. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Иоганн Гёте

Психология жизни – это, если говорить упрощенно, набор прикладных знаний и навыков по взаимоотношениям между людьми, которыми мы пользуемся в своей жизни при решении различных проблем и задач. Но не только. С моей точки зрения, психологией жизни можно также назвать умение погружать свой ум в такое состояние, при котором человек живет в гармонии с собой и с окружающим миром. То есть, мы должны не только что-то знать и уметь, что помогает нам жить и выживать, но и испытывать необходимые нам чувства, чтобы радоваться жизни. Все-таки, психология, это не только, а иногда и не столько ум, но и душа, чувства, эмоции. Не зря же изначально психологией называли науку о душе. Таким образом, как вы сами понимаете, все эти знания и навыки, связанные с взаимоотношениями между людьми и с нашим отношением к самим себе, а также наше понимание своих чувств, эмоций, переживаний и умение ими управлять и даже вызывать их в себе, все это очень ценно для нас, так как непосредственно связано с нашей жизнью. И именно поэтому мы называем все эти вещи не просто психологией, а психологией жизни, то есть такой психологией, которая вбирает в себя самые важные для нас аспекты нашей жизни. Эта психология учит нас жить в гармонии с внешним миром, принимая его таким, какой он есть. Поэтому, давайте с вами, друзья, внимательно и подробно изучим эту тему, чтобы извлечь из нее максимум выгоды для себя. В конце концов, психологию жизни, хотя бы чуть-чуть, но знают все. Нам нужно только объединить и правильно структурировать знания и опыт большинства людей, чтобы выделить для себя наиболее важные и полезные закономерности, которыми можно воспользоваться в жизни, в качестве подсказок. Вот этим мы с вами и займемся в этой статье.

Итак, как я уже сказал, с психологией жизни в определенной мере знакомы все люди, поскольку всем нам в своей жизни приходилось иметь дело с другими людьми, как-то на них влиять, чего-то от них добиваться, в чем-то их убеждать и переубеждать, как-то помогать им морально и так далее. О себе мы тоже что-то знаем и худо-бедно понимаем некоторые закономерности своего поведения, а значит и с этой точки зрения разбираемся в психологии жизни. Кто-то хуже, кто-то лучше. Вот скажем, есть такие люди, которые прекрасно понимают природу своих желаний, чувств и эмоций, и некоторые даже могут их контролировать, управлять ими. Всему этому мы учимся по ходу жизни, благодаря, как собственным наблюдениям за собой и другими людьми, так и с помощью различных источников информации, например, таких, как этот сайт. Поэтому, благодаря таким вот знаниями и опыту, с помощью которых мы можем объяснить свое собственное поведение и поведение других людей и можем повлиять на него, иной раз говорят о том или ином человеке, как о хорошем психологе, который при этом к психологии никакого профессионального отношения не имеет. Но несмотря на это, этот человек понимает многие вещи, связанные с поведением людей. И это понимание делает его психологом, иногда очень даже хорошим. Речь может идти о каком-нибудь политике, общественном деятеле, бизнесмене, менеджере, продавце, журналисте, юристе и вообще о любом человеке, который отличается хорошими коммуникативными навыками и обладает способностью выстраивать отношения с другими людьми таким образом, чтобы добиваться от них нужного ему поведения, нужных действий, нужных решений и благодаря этому достигать поставленных целей.

Вы, наверняка встречали в своей жизни людей, или хотя бы слышали о них, которые умеют, что называется, влезть другим людям в душу и повлиять на их эмоциональное и душевное состояние. Мало того, есть люди, которые могут полностью изменить картину мира другого человека, навязать ему свои идеалы и ценности, заразить его какими-то идеями, внушить ему какие-то свои убеждения. Вне всяких сомнений, такие люди являются первоклассными психологами, или, говоря более основательно, специалистами по человеческим душам. Особенно мне хочется выделить таких людей, как писатели, которые могут даже не обладать хорошо развитыми коммуникативными навыками, но с помощью своего текста, с помощью печатного слова, способны так глубоко проникнуть в душу человека, что могут полностью завладеть ею и сделают ее такой, какой пожелают. Давайте посмотрим, что нам нужно знать о самих себе и о других людях, чтобы вот так хорошо в них разбираться.

Человеческая сущность

Давайте зададимся вопросом – в чем суть перечисленных выше умений, какие знания может объединять в себе психология жизни, чтобы позволять нам так тонко чувствовать других людей и уметь оказывать на них сильное влияние, добиваясь таким образом своих целей? И еще один вопрос – в чем может заключается суть нашего понимания самих себя? Я считаю, друзья, что все дело в знании и понимании природы и сущности человека. Человеческая сущность – это ключ к пониманию поведения человека и ключ к контролю над этим поведением. Зная о том, как мы устроены и чего мы хотим и почему мы этого хотим, а также о том, во что мы верим и почему мы в этом верим – мы можем очень тонко и эффективно управлять собой и другими людьми, и добиваться таким образом любых поставленных целей, как с помощью своих собственных внутренних ресурсов (характер, уверенность в себе, сила воли, решимость, смелость, интеллект и так далее), так и с помощью внутренних ресурсов других людей. Есть некоторые присущие нам всем качества, которые делают наше поведение, скажем так, чудовищно предсказуемым и потому управляемым. Заметьте, как легко люди верят в различные абсурдные обещания, если они выглядят очень красиво и заманчиво, и как отказываются верить в то, что выглядит более реалистичным и более достижимым, но при этом менее привлекательным. Почему такое происходит? Почему мы такие? Все дело в тех врожденных человеческих качествах, которые делают людей податливыми к внушению и заставляют их верить в то, чего нет, но что им хотелось бы видеть в своей жизни. Что это за качества? Это такие качества, как лень, страх, жадность, тщеславие, гордость, зависть, любопытство, жажда соперничества, сексуальное влечение и ряд других качеств. Все это, как видите, в основном, условно низшие человеческие качества. Есть и высшие качества, такие как любовь, совесть, справедливость, милосердие, честь, альтруизм, самопожертвование, сострадание и другие. Часть из них является врожденными, часть приобретенными, или точнее говоря, развившимися в человеке в процессе жизни, и они, разумеется, также оказывают сильное влияние на каждого из нас.

Так вот, в общении с другими людьми мы всегда имеем дело с чувствами, которые вызваны именно этими качествами, и чем лучше мы их понимаем, чем больше о них и их влиянии на человека, а также об их взаимосвязях друг с другом знаем, тем проще нам влиять на других, воздействуя на их чувства. Чувства порождают эмоции, эмоции порождают желания, которые служат источником активности человека. И когда мы знаем о том, что желает другой человек – мы можем его заинтересовать, увлечь и к чему-то побудить, с помощью обещания это его желание удовлетворить. Желания ведь хочется удовлетворить как можно побыстрее, а как это сделать? Вот тут и проявляется умение людей влиять на других с помощью слов, с помощью языка. Ведь для специалиста по человеческим душам, крайне важно уметь рисовать в головах других людей красивые образы, в которые хочется верить. От того, насколько убедительны вы будете, говоря людям о том, о чем они хотят слышать, будет зависеть ваш успех в делах, прямо или косвенно связанных с людьми. А такие дела – это большинство наших дел. И большинство наших потребностей связаны именно с людьми. Так вот, еще один вопрос к вам, уважаемые читатели – вы знаете о том, какие качества присущи человеку и как они работают, а вернее, как человек себя ведет в тех или иных ситуациях, под воздействием этих качеств? Вот если не знаете, то психология жизни – поможет вам о них узнать. Она расскажет вам о том, что у человека есть инстинкты, есть определенные убеждения, мировоззрение, миропонимание, привычки и много чего еще, что имеет отношение к его природе. И он руководствуется ими, когда принимает какие-то решения и совершает какие-то действия. Поэтому мы должны знать обо всем этом, — об инстинктах, о мировоззрении разных людей, о том, каким оно может быть, об их привычках и прочих сторонах их природы, их сущности, из которых складывается их поведение. Ибо как можно жить в обществе людей и ничего о них не знать? А заодно и о самих себе, что еще важнее? Друзья, без этих знаний, без знаний о природе и сущности человека, в мире людей далеко не уйдешь. Поэтому сразу хочу сказать, что на этом сайте вы узнаете обо всем, о чем вам нужно знать, чтобы знать о людях все то, что о них в настоящий момент известно.

Пойдем дальше. Понимание пониманием, знания знаниями, но действительно высшим пилотажем в деле воздействия на людей, при взаимодействии с ними, является умение пробуждать в них нужные вам чувства и эмоции, и чуть реже, вызывать у них нужные мысли, обращаясь к определенным их качествам, инстинктивным качествам, если говорить точнее, присущих их природе. Вы только подумайте, какого это – убедить, к примеру, голодного человека в том, что он не голоден, или помочь человеку преодолеть вполне обоснованный и очень сильный страх, или пробудить в нем чувство любви к кому-то или чему-то. Это же здорово, согласитесь. Да эту способность, вполне можно было бы назвать даром, если бы не возможность научиться ей, которая есть у каждого человека. Но мы сейчас не о силе внушения говорим, этому вопросу я посвящу отдельную статью. Мы говорим с вами о тех основах, которые заложены нами в такое понятие как “психология жизни”. То есть, это психология, которая не где-то там в лабораториях и институтах изучается, а в жизни в нашей встречается сплошь и рядом. И мы должны понимать, какие причинно-следственные связи лежат в основе тех или иных закономерностей, с которыми мы чаще всего сталкиваемся, когда имеем дело с людьми. Вот у нас у всех есть какое-то мировоззрение, какие-то установки, какая-то жизненная философия. Мы все имеем определенное представление о добре и зле, о правильном и неправильном, о хорошем и плохом и так далее. Все эти вещи, все это богатство нашего внутреннего мира, так или иначе связано с упомянутыми мною выше качествами, присущими природе человека, а говоря иначе, возможно для кого-то более точно, с нашими врожденными и в меньшей степени приобретенными потребностями. Поэтому, когда мы с вами говорим о хорошем психологе, мы говорим не о каком-то там дипломированном специалисте, который, несмотря на все свое образование, может даже в самом себе плохо разбираться, а о человеке, который, как я уже сказал, хорошо знает, что ему нужно и что нужно другим людям, и умеет использовать эти свои и чужие желания и потребности в своих интересах. Скажем, если вы будете понимать природу своих желаний и сможете их в себе вызывать, то они могут стать хорошей мотиваций для вас. А мотивация в нашей жизни играет огромнейшую роль. Можно быть очень умным человеком и многое знать, многое уметь, но при этом ничего не делать, ни к чему не стремиться, из-за отсутствия хорошей мотивации. А если вы будете понимать природу желаний других людей, тогда вы их сможете нужным вам и им образом мотивировать. Что тоже очень нужно и полезно уметь делать. Понимаете, какая власть может появиться в ваших руках, если вы будете разбираться в таких вещах?

Очень хороший психолог, это в нашем случае такой психолог, который понимает и умеет формировать желания самых разных людей и исходит в своем взаимодействии с ними из, прежде всего, их желаний. Вот на этой основе можно и в идеале нужно выстраивать свои взаимоотношения с другими людьми, со всеми без исключения. Заметьте, как многое у нас начинает получаться, когда мы в своем общении с людьми, исходим не из своих, а в первую очередь из их интересов, стараясь плясать именно от них и увязывая их со своими интересами. В этом случае люди становятся более сговорчивыми и более уступчивыми, потому что видят, что их, как минимум, слышат. Да, не всегда наш искренний интерес к другим людям, к их потребностям и желаниям и стремление эти потребности и желания удовлетворить, помогает нам добиваться от них нужных нам решений. Но все же это очень хороший подход к людям, к взаимодействию с ними, так как он позволяет нам существенно расширить наши возможности повлиять на них. Кому вы нужны, со своими проблемами и желаниями, ну, кроме тех, кто посвятил свою жизнь решению чужих проблем и удовлетворению чужих желаний? Мало кому, правильно? Большинству людей вы со своими проблемами и желаниями сто лет не нужны. У них есть свои проблемы и желания, их интересуют прежде всего они сами, а не вы. Так стоит ли к ним подходить со своими интересами, или лучше поговорить с ними о них самих, о том, что их волнует и что им интересно? Совершенно очевидно, что искренне интересуясь другими людьми, вы можете добиться от них гораздо большего, чем если будете идти к ним со своими проблемами, потребностями, желаниями. Вот вам и простая жизненная истина, усвоив которую, каждый из вас может довольно сильно изменить свою жизнь в лучшую сторону. Ведь умение договариваться – это настоящее сокровище, в копилке каждого разумного человека. Да, я эту истину упросил, сведя ее к банальному проявлению интереса к чужим потребностям и желаниям, к пониманию человеческой природы и человеческих качеств, которые из нее вытекают. Но согласитесь – это неплохая отправная точка для тех людей, которые хотят, а значит и смогут, разобраться в важных для них жизненных законах, правилах, закономерностях, как хотите называйте. Давайте теперь посмотрим, что там еще интересного нам предлагает психология жизни.

Человеческий опыт

Говоря о психологии жизни крайне важно понимать, что многое из того, что мы знаем о людях, об их поведении, их привычках, желаниях и потребностях и о способах их удовлетворения, мы знаем благодаря, в больше степени чужому и в меньшей степени своему собственному жизненному опыту. Хотя свой опыт, конечно же, отпечатывается в нашей голове намного лучше. Но чужой опыт особенно важен, потому что он гораздо богаче и насыщеннее, его можно изучать бесконечно. И это изучение всегда будет оправданным. Понимаете, многое из того, что сейчас происходит с вами, уже много раз происходило с другими людьми, и зная об их опыте, вам будет гораздо легче найти решение каких-то своих проблем и задач, не совершая при этом ненужных ошибок. Учитывая это, особую ценность для нас приобретает история, которая, если ее изучать по разным источникам, может сделать нас очень мудрыми людьми. Беда в том, что вся история, с моей точки зрения, фальсифицирована и искажена, за исключением, быть может, каких-нибудь архивных документов, к которым имеет доступ ограниченный круг лиц. Поэтому, порой очень сложно понять, что в действительности было в прошлом, чем это было вызвано и к чему на самом деле привело. Причинно-следственные связи в данном случае могут быть сильно искажены, что соответственно, приведет нас к неправильным выводам. Сами историки, если они честные люди, говорят о том, что история постоянно сильно искажается, ибо это выгодно тем, кто управляет людьми. Но нас интересует не это, нас интересует методология извлечения из чужого опыта нужных нам знаний. А она заключается в глубоком обобщении разного рода событий, о которых мы должны узнавать, повторю, из разных источников, с целью выведения из них общих закономерностей, на основании которых мы можем сделать более или менее точные выводы относительно тех или иных жизненных ситуаций.

К примеру, хотите вы понять, как поведет себя человек, если дать ему все, что он в настоящий момент хочет – успокоится ли он, будет ли он доволен, станете ли вы для него самым лучшим другом на свете, для которого он так же будет готов многое сделать? Скорее всего, нет. Опыт предыдущих поколений нам это доказывает. И тут даже не надо знать психологию, чтобы понять, что человек никогда не будет удовлетворенным в полной мере, что сколько ему не дай, ему все равно будет мало, что часто сделанное кому-то добро возвращается в виде зла к тому, кто его сделал, ну и так далее. Таких закономерностей в человеческой истории полно. Поэтому о них нужно узнавать и их нужно изучать, чтобы знать, к чему теоретически нас могут привести те или иные наши решения и поступки. Учите историю, еще раз повторю, по разным источникам, и она покажет вам, какие бывают люди и почему они такими бывают.

Вот я, как психолог, да и просто как человек, со своим жизненным опытом, глядя на некоторых людей, на их жизнь, их поведение, решения, желания, могу с высокой степенью вероятности предсказать, к чему в итоге эти люди придут, какой будет их жизнь в ближайшем и отдаленном будущем. При этом, я не пророк, будущего не вижу, но я понимаю, каким оно может быть для того или иного человека и даже общества в целом, если в его жизни дела будут складываться определенным образом. Конечно, это, далеко не самый точный прогноз и он вполне может не сбыться, ибо в жизни людей много всего может произойти, что мы не всегда в силах учесть. Но тем не менее, такое, пусть даже весьма туманное предвидение, многое нам дает. И я часто оказывался прав в своих предсказаниях, относительно будущего некоторых людей.

От нас действительно многое зависит, мы только этого не понимаем или не хотим понимать, чтобы не нести ответственности за свою судьбу. Но я считаю, что лучше знать, чем не знать, о чем бы ни шла речь. Ведь благодаря пониманию тех или иных закономерностей, мы можем приближать или не приближать те события, которых не хотим видеть в своей жизни, мы можем давать людям полезные советы, которые помогут им избежать катастрофы и позволят прийти к определенному успеху, что может быть выгодно и для нас, и для всего нашего общества, или мы можем сами сделать свое и чужое будущее таким, каким оно нам нужно, запустив здесь и сейчас тот или иной процесс. Так что чем больше мы знаем о том, что когда-то было, тем легче нам понять то, что есть сейчас, и тем проще предсказать или даже сформировать то, что будет потом. И в общении с людьми, это, согласитесь, очень полезные знания. Вряд ли вы станете злить психопата, зная, что в состоянии сильного возбуждения он может причинить вам серьезный вред. Вряд ли вы станете обижать людей, которые хорошо к вам относятся, зная, что вы можете их потерять и тогда ваша жизнь сильно ухудшится, потому что на место этих людей придут другие люди, и вполне возможно такие, которые начнут обижать вас. Вряд ли вы будете врать людям, зная, что потеряв их доверие, вы потеряете и многие привилегии, которые вам сейчас доступны благодаря им. Другими словами – ваше поведение станет более разумным, если вы будете многое знать об опыте других людей, хоть с помощью истории, хоть с помощью историй. В данном случае уместна такая фраза: ничто не ново под Луной, нужно только историю знать. Так что изучайте историю, изучайте чужой опыт и проводите глубокие аналогии, чтобы выявить для всех более или менее одинаковых событий общие закономерности. Это многое вам даст, поверьте. Из этих закономерностей складывается наша жизнь, наша судьба.

Общение

Теперь давайте поговорим об общении, которое для психологии жизни и в целом для жизни имеет ключевое значение. Ведь общение, в самом широком смысле этого слова – это самый лучший способ получения и донесения информации, а значит и очень эффективный способ воздействия на других людей. Благодаря общению и коммуникациям мы учимся и учим, а значит и развиваемся благодаря ему. Давайте задумаемся, как мы с вами приобретаем социальные навыки, не знания, а именно навыки, то есть, сознательные привычки, благодаря которым мы устанавливаем с людьми контакты и поддерживаем с ними нужную нам связь? Мы делаем это с помощью общения. И таким образом, благодаря общению, мы вливаемся в социум и приспосабливаемся к нему, а в некоторых случаях, приспосабливаем его под себя. Без живого или полуживого общения, под которым я понимаю дистанционное общение, в частности, с помощью интернета, никакие знания, подчерпнутые где бы то ни было, не помогут вам должным образом социализироваться. А социализация для жизни человека крайне важна. Без нее раньше было очень сложно выжить, а сегодня крайне сложно комфортно жить. Следовательно, уметь не просто общаться, а общаться умно и грамотно, так, чтобы со всеми людьми находить общий язык и уметь с ними договариваться, для человека также важно, как дышать.

Общение, очень важный процесс, помогающий людям понять друг друга. К тому же, общение развивает наше мышление, что само по себе полезно для нас. Здесь нужно понимать, что для психологии жизни важно все то, что очень тесно связано с жизнью людей, поэтому мы с вами должны обращать внимание на все те вещи, которые оказывают на нашу жизнь наибольшее влияние и с которыми мы сталкиваемся чаще всего. А общение, как видите, это такой процесс, с которым мы постоянно имеем дело. Оно присутствует в большинстве сфер нашей жизни, поэтому нам нужно в совершенстве владеть этим навыкам, в ущерб многим другим навыкам, значение которых для нашей жизни намного ниже. Мы должны уметь сотрудничать друг с другом, мы вынуждены это делать, это одно из правил жизни. А для сотрудничества важно уметь грамотно общаться с разными людьми. Грамотно – значит так, как это надо делать с каждым конкретным человеком или группой людей, а не так, как мы считаем это нужно правильно делать. Ведь когда мы говорим о психологии жизни, мы с вами рассматриваем не абы какое общение, а, скажем так, житейски мудрое общение, к которому мы приходим, имея очень богатый опыт общения с самыми разными людьми.

Ну вот, к примеру, мы с вами знаем, что многие люди – не хотят слышать правду, в которой что-то нехорошее о них говорится, в которой ответственность за их проблемы ложится на них, в которой именно их собственные ошибки являются причиной того, что с ними происходит. Вы с этим сталкивались? Я постоянно с этим сталкиваюсь. Так вот, в итоге, такие люди закрываются от тех собеседников, которые им эту правду говорят, начинают им лгать или вовсе прекращают общение с ними, просто не желая слышать того, чего они не хотят слышать, к чему они не готовы. Ну и кому от этого становится лучше – кому нужно такое общение, которое приводит к тому, что люди закрываются друг от друга? Да никому. Вот, в частности, люди нередко закрываются от психолога, если он говорит им не то, что они хотят слышать, а то, что он считает правильным им сказать. Конечно, для помощи человеку это важно – сказать ему, как в действительности у него обстоят дела в жизни, но это не мудрое общение, если в итоге оно ни к чему не приводит, если человек его прекращает. Вот и мне, по мере обретения опыта, пришлось изменить свою модель общения с некоторыми людьми. Мне пришлось научиться находить обходные пути для объяснения им причин и способов решения их проблем, пришлось начать льстить им, чтобы они принимали мои слова и следовали моим советам. Вот этот навык я продолжаю в себе развивать, чтобы стать еще более привлекательным для людей, как собеседник и как специалист. Да, это сложнее, чем просто говорить людям, что ты думаешь об их ситуации и о них самих, что ты в них видишь и что ты понимаешь, и работы получается больше, из-за того, что с людьми приходится играть в такие вот игры, чтобы им было психологически комфортно со мной. Но такова жизнь, таковы люди, и мы должны это понимать. На то и дана нам психология, и в частности, психология жизни, чтобы мы вели себя друг с другом правильно, правильно с точки зрения каждого из нас.

Поэтому правильное общение, друзья, это не просто передача и получение информации, это умение ее доносить и умение ее воспринимать. Вот именно этому психология жизни нас и учит, когда мы, хотя бы на своем собственном опыте убеждаемся в том, что одна манера общения позволяет нам добиться от людей нужных нам результатов, а другая нет, что с одними людьми общаться приятно и интересно, а от других хочется держаться подальше и так далее. Другими словами, мы понимаем, должны во всяком случае понимать, что все люди разные, и даже те из них, которые кажутся одинаковыми, могут по-разному смотреть на жизнь и поэтому чтобы найти с ними общий язык, необходимо получше их узнать. Ведь в действительности, мы, как я уже сказал, должны уметь находить общий язык со всеми людьми, со всеми без исключения – это повышает нашу выживаемость, позволяет добиваться успеха в разных делах, позволяет практически в компании любых людей чувствовать себя как рыба в воде. Но как к этому прийти, как научиться продуктивно общаться со всеми, с кем жизнь нас может свести? Для этого необходимо изучать культуру других людей, их образ жизни, их интересы, увлечения, вкусы. Проявите к этому интерес – узнайте о том, как и чем живут люди в разных группах, сообществах, странах, каких ценностей придерживаются те или иные люди, какие у них интересы, привычки, нравы ну и так далее. То есть, расширьте свой кругозор в отношении жизни разных людей, не ограничивайтесь только теми знаниями о людях, которые вы получили, общаясь с окружающими вас людьми.

Но уметь общаться со всеми, не значит, со всеми общаться, в том числе и с теми, кто вам неприятен. Круг вашего общения должен соответствовать вашим жизненным целям. Мы с вами с детства знаем о том, что не со всеми людьми нужно общаться, а только с теми из них, кто, во-первых, не представляет для нас опасности и кто не станет учить нас чему-то дурному, а во-вторых, с теми, на кого мы хотели бы быть похожими, то есть с теми, у кого мы можем научиться чему-то полезному и кто способен помочь нам прийти к своим целям. Почему-то многие взрослые и вполне разумные люди часто забывают об этом, и связываются с такими людьми, которые не только не позволяют им расти и развиваться, но и наоборот, способствуют их деградации. Это прямо-таки болезнь для многих людей, их так и тянет к плохим по многим показателям индивидам, или в дурные компании, от которых кроме проблем ничего полезного не получишь. Обратите на этот момент свое внимание, уважаемые читатели. Поймите, что умение находить правильных людей для общения, для постоянного скажем так общения, для создания своего рода микросреды, в которой вы будете большую часть своего времени обитать, не менее важно, чем уметь общаться со всеми без исключения людьми. Да, жизнь может свести вас с разными людьми, с которыми вам нужно уметь находить общий язык, чтобы у вас не было никаких проблем, но сами вы должны тянуться к тем, кто является образцом для подражания, к тем, благодаря кому вы сможете подняться по жизни, кто поспособствует вашему личностному развитию. Возможность такая, у подавляющего большинства из вас есть, нужно только ею воспользоваться, нужно просто сделать выбор в пользу правильных людей. С кем поведешься, о того и наберешься – не забывайте эту простую народную мудрость.

Лидерство

Еще один очень важный момент в жизни, которому также следует уделять особое внимание – это лидерство. Наверное, хотя я в этом полностью не уверен, лидерами в этой жизни могут быть не все. И тем не менее, никогда нельзя сказать с абсолютной точностью – способен тот или иной человек быть лидером или нет. А значит, каждый из нас должен видеть в себе, уж если не абсолютного, то хотя бы какого-нибудь лидера, которым он может стать, если приложит для этого определенные усилия. Зачем это нужно? Материальные блага, безопасность, более, скажем так, выгодная позиция для продолжения своего рода, и не абы каким, а вполне себе достойным образом – все это и многое другое доступно лидерам. Ведь что не говори, а у лидеров жизнь на порядок слаще и интереснее, чем у тех, кто вынужден им подчиняться. И поскольку мы с вами говорим о психологии жизни, как о наборе навыков, помогающих нам взаимодействовать с другими людьми таким образом, чтобы получать от этого пользу, то имейте в виду, что общаться “сверху вниз”, то есть, находясь “наверху” намного интереснее и приятнее, чем общаться “снизу вверх”, то есть, находясь “внизу”. То есть, я имею в виду, что человек, обладающий определенной властью, как лидер, как вожак, как признанный авторитет, всегда будет иметь определенное преимущество перед теми, кто находится ниже него в социальной иерархии. Воля лидера будет иметь приоритет по сравнению с волей других людей, ниже его по статусу, так что имейте это в виду. У нас сегодня хоть и принято говорить о правах человека, свободе личности, всеобщем равенстве перед законом и тому подобных вещах, но вы сами видите, что люди не равны, что правами обладают не все, что свобода – понятие ну очень условное. Так что особо надеяться в этом мире не на что и не на кого, кроме себя. Мы или стремимся к лидерству, а говоря более основательно – к власти, хотя бы к самой несущественной, либо будем вынуждены подчиняться воле других людей, которые, как вы, я надеюсь, знаете, не всегда гуманно и справедливо поступают. О том, как развить в себе лидерские качества и как получить хоть какую-то власть, вы можете узнать в других моих статьях. Я человек адекватный, что называется, на земле живу, поэтому такие темы стороной не обхожу и рассказываю о них все, что знаю сам и так, как есть.

Ответственность

Сейчас, я, наверное, скажу чудовищно банальную вещь о том, что человек обязательно должен взять ответственность за свою жизнь, за свою судьбу – на себя, если он хочет, чтобы она у него складывалась хорошо, так, как ему хочется. Но как бы банально это не выглядело и не звучало, на деле очень многие люди, можно даже сказать, что большинство – ответственность за свою жизнь на себя не берут. Вот этот вот, детский подход к жизни, когда человеку кажется, что есть люди, которые все сделают за него, которые решат все его проблемы и помогут ему добиться своих целей – это настоящая отрава для ума взрослого человека. Друзья, как бы вам не было неприятно это слышать, но поверьте, вы в этом мире особо никому не нужны, чтобы о вас заботиться, чтобы что-то для вас делать и помогать вам. Да, у вас могут быть заботливые родители, более или менее преданные друзья, и даже так называемые добрые люди вам могли попадаться в жизни, которые вам чем-то и в чем-то помогали и до сих пор помогают. Все это прекрасно, все это делает нашу жизнь лучше, но все же рассчитывать на других людей, на их помощь, крайне безответственно и мало того, опасно. Попадется вам хороший человек, который сделает для вас доброе дело, чем-то поможет вам, чему-то вас научит, от чего-то спасет – хорошо, очень хорошо. Постарайтесь быть достаточно благодарными ему за это. Но мудрость психологии жизни заключается помимо всего прочего в том, что она показывает нам, прежде всего на примере опыта других людей, что, скажем так, не очень хорошие люди в этом мире, к сожалению, встречаются гораздо чаще. Следовательно, нужно учитывать в первую очередь поведение именно этих людей, а не тех, кого вам хотелось бы видеть в каждом встреченном вами в своей жизни человеке. И для этого – вы должны сами нести ответственность за свою жизнь, за свое общение с другими людьми, за свою связь с ними. Не надо видеть во всех людях святых, чтобы потом не перекладывать ответственность на них за то, что они сделали вам зло, будьте более благоразумными. Сначала допускайте вероятность того, что человек может оказаться плохим и будьте с ним на стороже, не спешите раскрывать перед ним душу и полностью доверяться ему, а уже затем, если он покажет себя с хорошей стороны, можно начать по чуть-чуть доверять ему. Конечно, некоторые люди умеют очень красиво входить в доверие к другим, чтобы потом использовать их в своих интересах. Но мы все-таки с вами в большинстве случаев не с разведчиками и не шпионами дело имеем, поэтому совсем уж становиться подозрительными ко всем и ко всему, нам, пожалуй, не нужно. Но самые неблагоприятные сценарии своего общения с другими людьми обязательно учитывайте, и старайтесь подготовиться к ним. Как говорится: хочешь мира – готовься к войне.

Саморазвитие

Ну и последнее, о чем я хотел бы вам рассказать, в контексте данной темы – это саморазвитие. Саморазвитие – это вершина человеческой мудрости. По истине мудр тот, кто понимает, что ему всегда, в течение всей его жизни, нужно чему-то учиться, нужно развиваться и совершенствоваться, нужно становиться лучше и сильнее. Думаете, почему многие люди проявляют такой большой интерес к саморазвитию и самосовершенствованию? Ведь это не просто какая-то там мода на работу над собой. А потому что люди понимают, что это необходимо, что развитие – это один из смыслов жизни. Зачем жить, если не развиваться? Сами подумайте. Мы ведь пришли в этот мир не просто так, а с какой-то целью, с какой-то, если хотите, миссией. И неважно, какая это цель, какая у нас миссия, важно то, что в нас заложено стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит, мы должны это делать, должны развиваться и совершенствоваться. А там видно будет, чем и как жизнь вознаградит нас за это. Но в том, что она это сделает, сомневаться не приходиться. Все свои базовые потребности мы сегодня удовлетворить в состоянии, но на этом нельзя останавливаться, нужно двигаться дальше – нужно развивать себя, становиться лучше, чтобы полностью раскрыться, как личность. Тогда и свои базовые потребности нам станет легче удовлетворять.

Нужно также понимать, что саморазвитие – это не пустое слово, не абстрактное понятие. Оно не означает интерес человека к каким-то далеким от жизни вещам, таким как например, размышления о жизни после смерти или о том, как устроена Вселенная, или о существовании параллельных миров и так далее. Хотя и об этом иногда полезно поразмышлять. Под саморазвитием мы можем и, я считаю, должны понимать конкретную работу человека над собой, с целью достижения определенного, нужного ему результата. Например, человек может заняться изучением иностранного языка. Вот сегодня он еще его не знает, а через некоторое время будет владеть им в совершенстве, и у него сразу же появятся новые возможности, он сможет общаться с большим числом людей во всем мире, сможет узнать о чем-то новом от них, сможет работать с этими людьми, что позволит ему улучшить свое материальное положение. Или, скажем, человек сегодня ходит на работу, а завтра, благодаря специальному обучению, он уже свое собственно дело решает открыть и его жизнь сразу же меняется, как правило, в лучшую сторону. Он уже не будет зависеть от воли своего начальника – он будет зависеть от себя, от своего ума, от своих способностей. Или человек может приобрести новые навыки и освоить новые области, чтобы начать заниматься чем-то более интересным и выгодным для него. В общем, саморазвитие – это ни в коем случае не пустая трата времени и не бессмысленная деятельность, далекая от жизни, а очень даже серьезная и ответственная работа человека над самим собой. А уж в чем именно и для какой цели вы хотите себя улучшить – это пусть будет вашим личным делом.

Вот и изучение психологии жизни, стремление понять себя и других людей, стремление сделать свое поведение более совершенным – это развитие. Вы добьетесь всех своих целей, исполните все свои желания, найдете ответы на все свои вопросы, если будете постоянно развиваться. Что, звучит слишком сильно? А вы не думайте об ограничениях и о невозможном, просто развивайтесь, совершенствуйтесь, работайте над собой, учитесь новому, и сами увидите, сколько всего вы сможете благодаря такой работе получить. Другими словами, саморазвитие для жизни каждого человека – имеет большое значение. Это действительно важно для нас, как для разумных существ. Сложно ли это делать – развивать себя? На самом деле нет – если вам это интересно. Вот если вам было интересно читать эту статью, которая вне всяких сомнений развивала вас, пока вы ее читали, — она помогала вам сосредоточиться на важных для вас вещах, то о какой сложности саморазвития может идти речь? Все легко, когда интересно. Так что я вам от всей души желаю – с интересом изучать то, что вам действительно нужно, что важно для вас и вашей жизни, и таким образом развиваться и совершенствоваться, каждый день. И благодаря этому, хотя бы понемногу, но делать себя и свою жизнь лучше.

Подобные сны видят как мужчины, так и женщины. Зачастую именно с нападениями и погонями связаны детские кошмары, которые запоминаются на всю жизнь. Что может за ними скрываться?

Нападающий может быть отражением скрытого внутри нас страха или желания, которое подавляется нашим эго, пока мы бодрствуем. Или же угроза во сне может быть отражением какой-то настоящей опасности. Наконец, подобные сновидения могут быть отголосками инстинктов, доставшихся нам от первобытных предков, которым все время приходилось быть настороже и опасаться атак крупных хищников.

2. Учебные заведения, учителя

В нашем опросе в основном участвовали студенты, для которых проблема учебы была особенно актуальной (причем для женщин – в большей степени). Такие сны характерны не только для нашей эпохи: встречаются свидетельства того, что в Древнем Китае похожие кошмары снились тем, кто готовился к государственным экзаменам, от которых зависела вся последующая судьба человека.

3. Секс

Оказалось, что мужчинам сны сексуального содержания снятся чаще, чем женщинам. Трудно сказать, врожденные ли это различия или же они возникают в результате воспитания и влияния общества и среды. Не исключено, что культура подавляет сексуальность женщин, и из-за этого они реже видят такие сны.

Современные исследования пока не готовы дать однозначный ответ на эти вопросы. Возможно, в подобных снах проявляется наш биологический инстинкт размножения и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь реализовать его в условиях моральных ограничений, которые налагает общество.

4. Падение

Падения снятся нам гораздо чаще, чем полеты. Велика вероятность, что такие сны связаны c резким перепадом уровня нейротрансмиттеров (химических веществ, посредством которых импульс передается от одного нейрона к другому. – Прим. ред.) в мозге при смене фазы сна.

Но кроме физиологических причин, сны о падении могут иметь и символическое значение, отражая резкие изменения, разрушение привычного уклада жизни, потери и психологические травмы. Изредка в подобном сне падение может перерасти в глобальную катастрофу, апокалипсис, обрушение всего мира.

5. Многократные попытки что-то сделать

Иногда спящий разум словно застревает в размышлениях о чем-то. Обычно это касается ситуаций из реальной жизни, вызывающих стресс. Нередко при этом мы испытываем неприятные ощущения: недовольство, страх, чувство бессилия.

На то может быть физиологическая причина – паралич мышц, наступающий во время сна. Но помимо этого подобный сон отражает скрытый глубоко внутри нас страх попасть в порочный круг, выйти из которого мы не сможем, несмотря на все усилия. Этот страх лежит в основе древнегреческого мифа о Сизифе. У современного человека такое ощущение экзистенциального ужаса могут вызывать, например, работа, учеба, личные отношения.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт