Рассказы о животных для дошкольников короткие. Ондржей Секора “Муравей Ферда”. Котенок Пушинка, или Рождественское чудо

05.04.2019

Как написать небольшой рассказ про мое любимое животное? Это очень просто. В этой статье вы найдете несколько примеров таких рассказов как про домашних любимчиков, так и про диких животных из леса. Сами вы можете составить любой такой же рассказ, используя простую схему: сначала вы называете это животное, затем описываете его внешность, что характерно для него (например, длинные уши, короткий хвост, красивый мех, умные глаза — все, что вам кажется характерным для этого зверька).

Затем опишите немного его повадки, что оно умеет делать, как помогает людям, или как вы за ним ухаживаете, как это животное играет, где живет, какая его любимая еда и так далее. В конце вы можете написать небольшой вывод о том, почему вам нравится это животное. Главное, что вам может понадобиться — это запас прилагательных о животных, умение применять глаголы в , а проверить правильность написания своего сочинения можно бесплатно на сайте: www.paperrater.com.

Рассказы о животных:

Мое любимое животное — собака (dog)

My favourite pet is my dog. His name is Larry. He is white with a bit of brown. He has long fur and a short tail. He is very cute and funny. When he hears my voice his tail is wagging. He likes eating meat, cakes and even chocolate. He lives in our house. All my family likes to play with him. Larry loves to run in the fields. He often follows me around the house with a small ball in his teeth and drops it on my foot, so I will kick it. Larry takes care of me. If someone approaches me, he starts to bark. But he never bites. All these reasons show why I really love my wonderful dog Larry.

Мой любимый питомец — моя собака. Его зовут Ларри. Он в основном белого цвета с небольшим количеством коричневого. У него длинная шерсть и короткий хвост. Он очень милый и смешной. Когда он слышит мой голос, его хвост дружелюбно помахивает. Он любит есть мясо и пирожные. Он живет в нашем доме. Вся моя семья любит играть с ним. Ларри любит бегать в полях. Он часто бегает за мной по всему дому с маленьким мячом в зубах и опускает его на мою ногу, чтобы я пинал его. Ларри заботится обо мне. Если кто-то подходит ко мне, он начинает лаять. Но он никогда не кусается. Все эти причины показывают, почему я действительно люблю свою замечательную собаку Ларри.

Мое любимое животное — кошка (cat)

My favourite pet is my little cat. Its name is Musya. Her colour is white, grey and a little reddish. She has very sharp teeth and yellow eyes. I take care of my cat. She has soft fluffy fur. She cleans it by her selves, but I also keep her neat and clean. I feed Musya healthy dry food and milk, but she also likes fish and meat. She is playful. Sometimes she is scratching me with her claws. Musya likes to go out in our garden where she eats some grass and climbs a tree. Sometimes she catches mice or birds. I like playing with my cat very much.

Мой любимый питомец — моя маленькая кошка. Ее зовут Муся. Она белая с серым и рыжеватым. У нее очень острые зубы и желтые глаза. Я забочусь о своей кошке. У нее мягкий пушистый мех. Она чистит его сама, но я тоже держу ее в чистоте и порядке. Я кормлю Мусю здоровым сухим кормом и молоком, но она также любит рыбу и мясо. Она игривая. Она иногда царапает меня своими когтями. Муся любит ходить на улицу в нашем саду, где она ест траву, лазит на дерево. Иногда она ловит мышей или птиц. Мне очень нравится играть с моей кошкой.

Мое любимое животное — лошадь (horse)

My favourite animal is a horse. Its name is Mila. Its colour is brown. She is very tall and strong. Her teeth are very big and her tail is bushy and long. Horses are very useful. Mila lives on a farm and she helps farmers in their work. She likes eating grass, hay, apples, carrots and bread. Mila runs very fast. She is very friendly. I love to feed her, to take care of her, and I love riding her.

Мое любимое животное лошадь. Ее имя Мила. Она коричневая. Она очень высокая и сильная. Ее зубы очень большие, а ее хвост пушистый и длинный. Лошади очень полезны. Мила живет на ферме, и она помогает фермерам в их работе. Она любит есть траву, сено, яблоки, морковь и хлеб. Мила бегает очень быстро. Она очень дружелюбна. Я люблю кормить ее, заботиться о ней, и я люблю ездить на ней.

Еще маленькие рассказы про мое любимое животное

Hedgehog — Ежик

Мое любимое животное еж. У него острые иголки по всей спине. Он может свернуться в клубок. Он может лазать по деревьям и плавать в воде. Он любит есть жуков и рыть землю в поисках дождевых червей. Он использует свой нюх, чтобы найти еду.

Еж спит под камнями и в высокой траве. У него короткие ноги и короткий хвост. Он не любит зиму. Зима слишком холодная для ежиков, так что они сворачиваются в клубок и идут спать. Через несколько месяцев они просыпаются, и они очень голодные!

Fox — Лиса

Мое любимое животное лиса. Они похожи на собак. У них треугольные уши, а хвост длинный и пушистый. У лисицы красноватый мех и заостренная мордочка.

По ночам они любят ловить мышей и кроликов. Они также едят фрукты и овощи. Они живут в лесу. Иногда они ходят на фермы, чтобы охотиться на курицу. Фермеры не любят лисиц.

Есть много сказок о лисице. Лиса хитрая и осторожная. Я люблю их, потому что они очень красивые.

Monkey — Обезьяна

Мое любимое животное обезьяна. У обезьян пять пальцев на руках и пять пальцев на ногах, как и у людей. У них длинные руки и длинный хвост.

Обезьяна живет на деревьях в тропических лесах. В тропическом лесу очень жарко. Они с большим удовольствием качаются на ветвях.

Они любят жевать плоды и листья. Бананы — их любимая еда. Группа обезьян называется стая. Обезьяны очень умные животные.

Penguin — Пингвин

Мое любимое животное пингвин. Это тип птицы, но он не может летать. Он ходит вперевалку.
У них черные и белые перья. У них черный и оранжевый клюв и черные перепончатые лапы. Пингвины — хорошие пловцы. Они могут выскакивать из воды. Они живут в очень холодном месте под названием Антарктида.

Там много льда и вода очень холодная. У пингвинов много жира на теле, чтобы сохранять тепло. Они едят морепродукты, лучше всего рыбу и кальмары. Они могут лежать на животе и скользить по снегу. Мне нравятся пингвины, потому что они такие милые и замечательные.

Dolphin — Дельфин

Мое любимое животное дельфин. Дельфины живут в океане. У дельфинов длинный хвост и большой плавник в верхней части. Их кожа серая и белая, и у них нет волос.

Они могут плавать очень быстро и выпрыгивать из воды. Они очень умные. Есть много разновидностей дельфинов. Вы можете найти их во всех океанах планеты.

Они едят рыбу и морепродукты. Они могут играть. Они могут издавать звуки. Некоторые виды дельфинов могут задерживать дыхание в течение 30 минут. Дельфины могут спать с одним открытым глазом. Дельфины очень хорошие и дружелюбные, а иногда могут спасать жизни людей.

Parrot — Попугай

Моя любимая птица попугай. Попугай очень красивая и умная птица. Он живет в теплых странах. Его цвет зеленый, желтый, синий и красный. У него сильный и изогнутый клюв. Он ест зерна, фрукты, листья, семена, груши, орехи, и вареный рис. Он также может есть червей и других насекомых. Он моется каждое утро.

Некоторые попугаи могут говорить и свистеть. Они могут имитировать человеческий голос. Некоторые люди держат попугаев у себя дома в маленькой клетке. Некоторые люди обучают попугаев делать удивительные вещи.
Я люблю попугаев, потому что они очень красивые, умные и могут научиться делать много вещей.

Hamster — Хомяк

Мое любимое животное хомяк. У него маленькое тело, очень короткий хвост, усы, острые зубы и красные глаза. Хомяк выглядит как мышь. Хомячки любят есть семена, овощи, фрукты и орехи. Цвет хомяков черный, серый, медовый, белый, коричневый, желтый, красный или смешанный.

Хомяки милые и умные. Как правило, они спят днем и играют ночью. Они носят еду в своих щеках, и это увеличивает их голову в два раза. Это очень забавно. Хомяк игрив. Он любит упражняться, так что вы должны поставить игровое колесо в клетку. Мне нравятся хомяки, потому что они очень милые и веселые.

Fish — Рыбка

У меня есть золотая рыбка, и его зовут Майнор. Он живет в большом аквариуме. У Майнора большие черные глаза и пухлые щечки. У него длинный хвост, который помогает ему плавать очень быстро. Ночью он спит в отверстии большого камня. Ему, вероятно, снятся очень приятные рыбьи сны!

Майнор любит есть рыбий корм. Я кормлю его два раза в день. Майнор очень жадная рыбка, потому что он любит много еды. Его желудок выглядит, как будто он собирается лопнуть, но он никогда не перестает есть.

Мне нравится моя золотая рыбка, потому что он спокойный и тихий, о нем легко заботиться, и он очень смешной. Вот почему моя милая золотая рыбка — мой любимый питомец. Я абсолютно обожаю его.

Cow — Корова

У моей Зорьки, как и у всех коров есть хвост, два рога, вымя, и четыре ноги с копытами. Она черного цвета с большими белыми пятнами на боках. Зорька громко мычит. Летом Зорька весь день пасется на лугу, а вечером она сама идет домой, а я иду следом за ней, но зимой она остается в стойле. Она в основном ест траву и пьет воду. Мы также даем ей некоторые овощи и хлеб.

Зимой она ест сено и солому. В стойле в углу всегда лежит большой кусок соли и Зорька может лизать его, когда она хочет. Зорька все время жует.

Она дружелюбная и умная корова. Зорька дает нам молоко, и ее молоко очень вкусное. Моя мать доит ее два раза в день. Зорька любопытная и спокойная, но она может быть испугана, если кто-то захочет прикоснуться к ней. Мы делаем масло и сливки из молока Зорьки. Я люблю играть с моей любимой Зорькой, гладить ее и давать ей лакомые кусочки. Она смешно фыркает и пытается лизнуть меня в нос.

Mouse — Мышь

Молли очень маленькая, с коротким коричневым мехом и белым животиком. У нее закругленные уши, заостренный нос с вьющимися усами, красивые черные глаза и длинный хвост. Молли очень чистое животное, которое постоянно ухаживает за собой, вылизывая шерсть.

Я подкидываю измельченную бумагу и ткани к ней в клетку, чтобы она могла иметь удобную кровать. Моя Молли рвет ткани и делает огромное гнездо, в середине которого она спит, это очень мило.
Я люблю ее и даю ей самую лучшую еду и уход. Я чищу ее клетку каждые 3 недели, каждый день даю ей еду для мышей. Она также любит свежие овощи, семечки, сыр, фрукты и зерновые бары из зоомагазинов.

Всякий раз, когда я даю ей еду, она пищит в ответ: «спасибо!» и съедает ее. Больше всего она любит семечки.

Она делает много упражнений, сидит на моей руке, когда я протягиваю ее в клетку и любит, чтобы ее держали. Молли ручная и приятная.

Мыши замечательные домашние животные, если вы готовы потратить время, играя с ними и приручая их.
Я люблю мышей, потому что все они уникальные, игривые и любящие животные.

Turtle — Черепаха

Мое любимое животное — черепаха Соня, потому что она милая и ее легко содержать в качестве домашнего животного. У черепахи есть когти, но это ручное животное, которое никому не вредит. Эта рептилия также имеет толстый твердый панцирь, чтобы защитить себя. Она использует свои четыре пухлые лапы, чтобы ползти. Черепаха известна как никогда не спешащее животное.

Соня любит меня, и она медленно следует за мной по дому. Она находит меня и лежит на спине в ожидании щекотки. Я щекочу ее, поднимаю и достаю немного еды. Черепаха в основном вегетарианское животное. Питается растениями, а иногда и червями. Соня любит сыр, и я всегда кормлю ее им.

Соня также любит играть с маленькими шариками, я откатываю их на 30 см, и она следует за ними и пытается двигать шарик своими лапами.

Некоторые люди любят кошек или щенков в качестве домашних животных, но я бы определенно предпочел черепаху, потому что у нее долгая жизнь. Она может прожить более 150 лет.

Что поможет скоротать хмурые осенние вечера? Что позабавит ребятишек в безрадостные и скучные дни? Конечно же, это интересные рассказы о проделках животных, заботливо хранимые представителями старшего поколения и вовремя обнаруженные на книжной полке. Разнообразие изданий и авторов позволит каждому родителю подобрать для своего малыша ту книгу, которая вызовет интерес даже у самого равнодушного читателя. Итак, давайте разбираться, какие произведения стоит почитать детсадовцам и школьникам младшего возраста.

Воспоминания детства: рассказы о проделках животных

Короткие произведения, написанные известными русскими писателями-анималистами, по-прежнему актуальны. Книги таких авторов, как В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, К. Ушинский, И. Акимушкин, Б. Житков и способны оказать на юного читателя благотворное влияние. Произведения о животных делают детей более внимательными, чуткими и отзывчивыми.

Эти книги, знакомые с детства современным родителям, обязательно понравятся их сыновьям и дочерям, воспитанным на зарубежных мультсериалах и компьютерных программах.

Мир животных в произведениях зарубежных авторов

Есть некоторые книги иностранных писателей, которые нужно прочесть именно в детском возрасте. о проделках животных. Можно начать со сказок кота Мурлыки известного французского автора Марселя Эмме. Героинями книги являются две маленькие девочки, обожающие животных, а также их друзья - звери, живущие на ферме. Всех посетителей здесь ждет радушный прием. Кто только не побывал в гостях у сострадательных героинь сказки! И павлин, и волк, и пантера! Не всегда бывает легко убедить родителей, но благодаря помощи сообразительного кота и умного селезня Маринетта и Дельфина всегда находят выход из непростой ситуации.

Еще один французский писатель-анималист - Даниэль Пеннак. Рассказы о проделках животных этого автора интересны тем, что мир человека и животных в них неотделим. Дети и звери здесь дружат. Герой рассказа «Глаз волка» - мальчик по имени Африка - участвует в роли посредника, примиряя дикое животное с миром людей. А в повести о бездомной псине «Собака Пес» зверь оказывает влияние на испорченную девчонку, постепенно перевоспитывая ее. Эта книга придется по душе тем, кто любит трогательные истории со смыслом.

Маленьких детей не оставят равнодушными забавные истории канадского автора Эрнеста Сетон-Томпсона, которого считают родоначальником литературного направления о животных. Одним из наиболее известных произведений этого писателя является книга «Медвежонок Джонни», в которой автор описывает особенности поведения зверей, обитающих в Йеллоустонском заповеднике.

Лучшие рассказы о проделках животных для 3 класса

В обязательную программу для младших школьников также включены произведения о взаимоотношениях детей и зверей. Родителям будущих третьеклассников следует обратить внимание на книги таких авторов, как Юрий Коваль, Михаил Пришвин и Виталий Бианки.

Весьма интересный рассказ о проделках животных предлагает юным читателям Михаил Пришвин. В его рассказе для младших школьников «Синий лапоть» говорится о приключениях шустрого зайчонка. Неуловимый заяц-беляк, все время ускользающий от охотников, благодаря своей жизнерадостности и сообразительности непременно полюбится малышам и детям постарше.

Среди произведений школьной программы - рассказы о проделках животных для 3 класса автора-анималиста Виталия Бианки «Первая охота» и «Лис и мышонок». Писатель мастерски раскрывает повадки каждого представителя животного мира, показывает особенности характера любого зверя.

Сборник «Ребята и зверята» Ольги Перовской

Эта книга о животных была впервые издана в 1925 году, после чего многократно переиздавалась. По сюжету произведения в доме, где проживают четыре сестренки (Наташа, Соня, Юля и рассказчица), систематически обитают всевозможные животные. Гостями девочек становятся олененок, тигренок и даже породистый конь. Этот удивительный рассказ о проделках животных для детей в свое время читали еще наши бабушки с дедушками, а потом - наши родители. Современное поколение школьников не является исключением, поскольку книга способна увлечь любого ребенка.

Сборник произведений «Обезьяньи проделки»

В книгу вошли истории про обезьянок, написанные Борисом Жидковым, и Сашей Белым. Проделки этих животных никому не дадут скучать, поэтому родители могут не сомневаться: ребят ожидает веселое чтение.

Сколько хлопот окружающим приносит озорник Яшка, выдуманный Б. Жидковым (рассказ «Про обезьянку»)! Этот шалун никого не боится и держит в страхе всю округу. Обезьянка, описанная М. Зощенко в рассказе «Приключения обезьяны», еще более непоседливая, чем Яшка. К тому же ее воспитание оставляет желать лучшего. Обезьянообразные, придуманные С. Белым (произведение «Хитрый солдат»), тоже не отличаются кротким нравом. Забавные и смышленые задиры не дадут детям скучать.

Истории В. Л. Дурова из серии «Мои звери»

Рассказы о проделках животных написаны знаменитым дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым. Известный исследователь, внимательно изучив повадки и нравы зверей, создал удивительные произведения - и грустные, и смешные одновременно. Звери В. Дурова учатся за партами в школе, играют на музыкальных инструментах и раскланиваются в танце. Замечательные рассказы этого автора помогают высмеивать различные людские пороки.

Нужны ли детям рассказы о проделках животных? Короткие и длинные произведения различных авторов могут творить чудеса. Они способны изменить мировоззрение ребенка, укрепить веру малыша в свои силы, сделать добрее и отзывчивее. Без них наша литература не была бы такой, какая она есть.

Мы жили на море, и у моего папы была хорошая лодка с парусами. Я отлично умел на ней ходить - и на вёслах и под парусами. И всё равно одного меня папа никогда в море не пускал. А мне было двенадцать лет.

Вот раз мы с сестрой Ниной узнали, что отец на два дня уезжает из дому, и мы затеяли уйти на шлюпке на ту сторону; а на той стороне залива стоял очень хорошенький домик: беленький, с красной крышей. А кругом домика росла рощица. Мы там никогда не были и думали, что там очень хорошо. Наверно, живут добрые старик со старушкой. А Нина говорит, что непременно у них собачка и тоже добрая. А старики, наверное, простоквашу едят и нам обрадуются и простокваши дадут.

I

Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пес. Мохнатый, весь в черных пятнах, - Рябка. Он стерег дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду, куда Володька ушел. Воздух носом тянет, и всегда верно. Бывало, придешь с моря ни с чем, а Рябка ждет рыбы. Вытянется на цепи, подвизгивает.

Обернешься к нему и скажешь сердито:

Плохи наши дела, Рябка! Вот как…

Он вздохнет, ляжет и положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.

Когда я надолго уезжал в море, я всегда Рябку трепал по спине и уговаривал, чтобы хорошо стерег.

Один старик шёл ночью через лёд. И уж совсем подходил к берегу, как вдруг лёд подломился, и старик упал в воду. А у берега стоял пароход, и с парохода шла железная цепь в воду к якорю.

Старик добрался до цепи и стал по ней лезть. Вылез немного, устал и стал кричать: "Спасите!"

Матрос на пароходе услыхал, поглядел, - а на якорной цепи кто-то прицепился и кричит.

Три брата шли в горах по дороге. Они шли вниз. Был вечер, и внизу они уже видели, как засветилось окно в их доме.

Вдруг собрались тучи, стало сразу темно, грянул гром, и полил дождь. Дождь был такой сильный, что по дороге вниз потекла вода, как в речке. Старший сказал:

Стойте, вот тут скала, она нас немного прикроет от дождя.

Все трое присели под скалой и стали ждать.

Младшему, Ахмету, надоело сидеть, он сказал:


Идёт корова Маша искать сына своего, телёнка Алёшку. Не видать его нигде. Куда он запропастился? Домой уж пора.

А телёнок Алёшка набегался, устал, лёг в траву. Трава высокая - Алёшку и не видать.

Испугалась корова Маша, что пропал её сын Алёшка, да как замычит что есть силы:

Один колхозник проснулся рано утром, посмотрел в окно на двор, а на дворе у него волк. Волк стоял около хлева и скрёб лапой дверь. А в хлеву стояли овцы.

Колхозник схватил лопату - и во двор. Он хотел сзади ударить волка по голове. Но волк вмиг повернулся и поймал лопату зубами за ручку.

Колхозник стал вырывать у волка лопату. Не тут-то было! Волк так крепко уцепился зубами, что не вырвать.

Колхозник стал звать на помощь, а дома спят, не слышат.

"Ну, - думает колхозник, - не век же волк лопату держать будет; а как выпустит, я ему лопатой голову проломаю".

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, - поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

Ничего я не брал, - ответил брат.

У одного дяденьки была гармонь. Он на ней очень хорошо играл, и я приходил слушать. Он её прятал и никому не давал. Гармонь была очень хорошая, и он боялся, чтобы не сломали. А мне очень хотелось попробовать.

Вот раз пришёл я, когда дяденька обедал. Он кончил есть, а я стал просить, чтоб сыграл. А он сказал:

Какая игра! Мне спать охота.

Я стал просить и даже заплакал. Тогда дяденька сказал:

Ну ладно, разве немножко.

Девочке Кате захотелось улететь. Своих крыльев нет. А вдруг есть на свете такая птица - большая, как лошадь, крылья, как крыша. Если на такую птицу сесть, то можно улететь через моря в тёплые страны.

Только птицу надо раньше задобрить и кормить птицу чем-нибудь хорошим вишнями, например.

За обедом Катя спросила папу:

Никто этому не верит. А пожарные говорят:

Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. И ещё - в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу.

И пожарные надевают на лицо маски, а в маску по трубке идёт воздух. В такой маске можно долго быть в дыму, но только всё равно ничего не видно.

И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул:

А ну, посчитайте, все ли?

Одного жильца не хватало.

И мужчина закричал:

Петька-то наш в комнате остался!

Произведения разбиты на страницы

Рассказы Бориса Житкова

Детская литература всегда должна в собственной основе содержать вдохновение и талант. Борис Степанович Житков прежде всего исходил из уверенности в том, что она ни в коем разе не должна проявляться в качестве дополнения к литературе взрослой. Ведь большинство книг, которые обязательно будут читать дети, - это учебник жизни. Тот неоценимый опыт, который дети приобретают, читая книги, имеет точно такую же ценность, как и настоящий жизненный опыт. Ребёнок всегда стремится копировать героев литературного произведения или же в открытую не любит их – в любом случае литературные произведения позволяют прямо и очень естественно влиться в реальную жизнь, занять сторону добра и бороться со злом. Именно поэтому Житков рассказы о животных писал таким замечательным языком.

Он очень отчеливо понимал, что любая книга, которая будет прочитана ребёнком, останется в памяти на всю его жизнь. Именно благодаря этому рассказы Бориса Житкова быстро дают детям ясное представление о взаимосвязанности поколений, доблести энтузиастов и тружеников.

Все рассказы Житкова представлены в формате прозы, но поэтичность его повествований ясно чувствуется в любой строчке. Писатель был убежден в том, что без памяти о своем детстве не имеет особго смысла создавать литературу для детей. Житков ясно и ярко учит детей определять где плохое и хорошее. Он делится с читателем своим неоценимым опытом, стремится наиболее точно передать все свои мысли, пытается привлечь ребенка к активному взаимодействию.

Писатель Борис Житков рассказы о животных создавал так, что они ярко отражают весь его богатый и искренний внутренний мир, его принципы и моральные идеалы. К примеру, в замечательном рассказе «Про слона» Житков рассуждает об уважении к чужому труду, а его рассказ «Мангуста» отчетливо передаёт энергию, силу и меткость русского языка. На нашем сайте мы пострались собрать как можно больше его произведений, поэтому читать рассказы Житкова , а также посмотреть весь их список, вы можете абсолюно бесплатно.

Всё творчество любимого писателя неразрывно связано с думами о детях и заботой о их воспитании. Он на протяжении всей своей недолгой жизни общался с ними, и, подобно профессиональному исследователю, изучал как его сказки и рассказы влияют на чуткие и добрые детские души.

Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные думали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Н. Романова «Котька и птичка»

Мой рыжий маленький Котя (так зовут моего котёнка) был потрясён: птичка, жёлтенький кенар, сидела в клетке в его доме, рядом с ним.

Дело в том, что у Коти с птичками были свои взаимоотношения, свой счёт. Котя жил на девятом этаже, птички летали рядом. Казалось, протяни лапку — и птичка твоя.

Больше того: птички садились на подоконник. Котька мчался со всех ног, прыгал на окно, но ни разу ему не удавалось никого поймать.

Боясь, что Котька выпадет, я тут же закрывала окно, и Котька чувствовал, что его наказали. Ещё бы: птички словно дразнили его, а он по другую сторону стекла ничего не мог с ними сделать.

И вот теперь птичка в комнате. Живая птичка сидит в клетке и смотрит на него.

Конечно, зря радовался мой Котя. Птичка была приготовлена не для него.

Клетку с птичкой поставили на шкаф. Котька ещё маленький и на шкаф забраться не может. Тогда Котька делает вид, что птичка ему совсем не нужна, садится на стул и дремлет. Я выхожу из комнаты. Тем временем Котька, оставшись один, придумывает такое, чего я никак не могла предвидеть.

Открыв дверцу шкафа, Котька забирается сначала на первую полку, потом на вторую, на третью, ещё немножко — и он окажется на самом верху, где стоит клетка с птичкой. Но тут я вхожу в комнату.

Нет, это невозможно — спасения от Котьки нет. Я выгоняю Котьку за дверь.

Маленького жёлтенького кенара я вынимаю из клетки и слушаю, как часто и беспокойно бьётся его сердце.

— Хорошая птичка, — говорю я, — хорошая птичка.

Кенар трогательно и нежно смотрит на меня, словно понимает: во мне спасение.

— Хорошая птичка, милая птичка.

Я даю кенару поесть, кенар садится на жёрдочку и смотрит на меня.

Подумать только, я ощущаю, что птичка, маленький жёлтенький кенар, точно так же меня понимает, как мой Котька. Это новость для меня.

У меня в жизни было три кота, а птичек — никогда не было. И я не могла представить себе, что птичка, крохотное создание с маленькими глазками, может так разумно смотреть. Я даже как-то смущаюсь, ставлю клетку опять наверх, сажусь на диван и тихо сижу. Словно что-то я сейчас такое узнала, отчего просто так, сразу не займёшься другим делом, а надо сесть и подумать...

Вскоре Котя понял, что дело не в том, что он не сможет поймать птичку, а гораздо серьёзнее: в доме появилось ещё одно маленькое существо, и теперь все заняты не Котей, а птичкой.

Котя ревнует, Котя страдает. И это страдание, эта ревность видны в Котькиных глазах. И в хвосте, и во всем Котьке, вдруг увядшем и поникшем.

Я утешаю Котьку, я чешу ему шею (это он особенно любит), говорю ему, что по-прежнему его люблю, но ничего не помогает, Котька перестаёт есть и впадает в спячку. Он спит, и спит, и спит...

Животные очень чувствительны к отношению хозяев. Особенно мой Котька, которого я набаловала, и вот результат.

Однако я не очень горюю, потому что знаю то, чего не знает Котька. А именно, что жёлтенький кенар проездом в моей квартире. Временно у меня остановился, на несколько дней. Едет же он к Ивану Фёдоровичу, который живёт под Москвой в городе Железнодорожном.

Всё началось с того, что однажды открылась дверь, и к Ивану Фёдоровичу вошли две маленькие девочки. Одна из них держала клетку с птичкой.

— Это вам, — сказали девочки.

Когда-то у Ивана Фёдоровича жили птицы, но это было давно. До войны.

Я про войну вспомнила, потому что никак нельзя не вспомнить про войну, если рассказываешь об Иване Фёдоровиче.

Много прошло времени, а у Ивана Фёдоровича всё ещё болят раны, которые он на войне получил. Ходит он с костылём. Один живёт; правда, в квартире у себя он один, а в городе у него много друзей. И каждому хочется прийти к Ивану Фёдоровичу и сделать ему что-нибудь приятное.

Вот и девочки пришли и принесли птичку Машу.

И тогда Клуб певчих птиц, который в Москве находится (а в Москве у Ивана Фёдоровича тоже много друзей), подарил Ивану Фёдоровичу жёлтенького кенара, чтобы Маше было не скучно.

Так что жёлтенького кенара ждет канарейка Маша.

Только совсем они не похожи. Маша не жёлтая, как кенар, а рябая: и серая, и белая, и зеленоватая.

И вообще Маша попроще. Кенар изящный, одухотворённый, совсем особенный. Вот я и беспокоюсь, понравятся ли они друг другу? Ведь если, к примеру, самке не нравится самец, она может его и заклевать.

А мне так жёлтенький кенар очень нравится, даже захотелось свою птичку завести. Но с собаками, говорят, птицы ещё уживаются, а с кошками — никак. Только и следи, только двери и закрывай, и всё равно уследить невозможно — обязательно кошка подкараулит птичку. Ведь кошки умудряются даже клетки открывать. Так что, видно, жить мне без птиц.

К. Д. Ушинский «Бодливая корова»

Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда. Может быть, потому и молока у неё было мало. Помучились с ней и мать, и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придерёт, или в житах очутится — иди, выручай! Особенно, когда бывал у неё телёнок, — удержу нет! Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то всё откладывал, будто что предчувствовал старый. А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову да махнёт, — так и на лошади не догонишь.

Вот раз летом прибежала она от пастуха, ещё задолго до вечера, был у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре, девочке этак лет двенадцати: «Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку попасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко: что им тут без толку стоять!» Взяла Феня хворостину, погнала и теля, и корову; пригнала на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести из васильков, что по дороге во ржи нарвала; плетёт и песенку поёт.

Слышит Феня, что-то в лозняке зашуршало, а речка-то с обоих берегов густым лозняком обросла. Глядит Феня, что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака Серко. Известно: волк на собаку совсем похож, только шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая и глаза блестят; но Феня волка никогда вблизи не видала. Стала уже Феня собаку манить: «Серко, Серко!» — как смотрит: телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё, как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать; телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревёт, передними копытами землю роет, рогато прямо волку выставила. Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет — голосу нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил: с первого разу, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмёшь, и стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться или теля отхватить, — только куда ни кинется, везде рога ему навстречу. Феня всё ещё не догадывается, в чём дело, хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву. Стала тут девочка кричать, на помощь звать: «Ратуйте, кто в Бога вируе, ратуйте!» Наш казак пахал на взгорке, услышал, что и корова-то ревёт, и девочка кричит, кинул соху и прибежал на крик. Видит казак, что делается, да не смеет с голыми руками на волка сунуться; такой он был большой да остервенелый; стал казак сына кликать, что пахал тут же на поле. Как завидел волк, что люди бегут, унялся, огрызнулся ещё раз, два, завыл, да и в лозняк. Феню казаки едва домой довели — так перепугалась девочка. Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов.

К. Д. Ушинский «Лошадка»

Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — чёлка, на ногах — щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

— Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство!

Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

Вопросы для обсуждения

Какой момент рассказа Н. Романовой «Котька и птичка» понравился тебе больше всего? Почему? О ком этот рассказ? Как появилась птичка кенар в доме? Почему это не понравилось Котьке? Что он стал делать сначала? Почему он потом стал страдать? Как он вёл себя, когда ревновал? Что помогла понять тебе автор рассказа? Как ты понял слова автора: «Животные очень чувствительны к отношению хозяев»?

Послушай, как описывает коня К. Д. Ушинский в рассказе «Лошадка». Каким ты представляешь этого коня? Какого цвета у него шерсть? С чем автор сравнивает гриву коня? (С волной.) Какая у него шея? (Изогнута красиво, как лебединая.) Послушай ещё раз: «Конь храпит, ушами прядёт (шевелит), удила грызёт, копытом землю роет...» Как ты думаешь, этот конь спокойно отдыхает или нетерпеливо ждёт, когда хозяин поскачет на нём? Какие ещё слова в рассказе помогут тебе правильно ответить на этот вопрос? Есть ли в рассказе слова, которые часто встречаются в сказках?

В. Бианки «Музыкант»

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет? »

А из лесу опять: «Дзенн!..» —так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» —как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

Н. Сладков «Неслух»

Медведицы — строгие матери. А медвежата — неслухи. Пока ещё сосут — сами сзади бегают, в ногах путаются.

А подрастут — беда!

Да и медведицы сами со слабинкой: любят в холодке подремать. А весело ли медвежатам слушать их сонное сопение, когда кругом столько заманчивых шорохов, писков, песен!

От цветка к кусту, от куста к дереву — и забредут...

Вот такого неслуха, удравшего от матери, я однажды и встретил в лесу.

Я сидел у ручья и макал сухарь в воду. Был я голодный, а сухарь был жёсткий, потому трудился я над ним очень долго. Так долго, что лесным жителям надоело ждать, пока я уйду, и они стали вылезать из своих тайников.

Вот вылезли на пень два зверька-полчка. В камнях запищали мыши — видно, подрались. И вдруг на поляну выскочил медвежонок. Медвежонок как медвежонок: головастый, губастый, неловкий.

Увидел медвежонок пень, взбрыкнул курдючком — и боком с подскоком прямо к нему. Полчки — в норку, да что за беда! Медвежонок хорошо помнил, какими вкусными вещами угощала его мать у каждого такого пня. Успевай только облизываться!

Обошёл мишка пень слева — никого нет. Заглянул справа — никого. Сунул нос в щель — полчками пахнет! Влез на пень, поцарапал пень лапой. Пень как пень.

Растерялся мишка, притих. Оглянулся кругом.

А кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.

На пути камень. Повеселел мишка: дело знакомое! Подсунул лапу под камень, упёрся, нажал плечом. Поддался камень, пискнули под ним испуганные мышата.

Бросил мишка камень — да обеими лапами под него. Поторопился: камень упал и придавил мишке лапу. Взвыл мишка, затряс больной лапой. Потом полизал, полизал её — да и похромал дальше. Плетётся, по сторонам больше не глазеет, под ноги смотрит.

И видит: гриб. Пуглив стал мишка. Обошёл гриб кругом. Глазами видит: гриб, можно съесть. А носом чует: плохой гриб, нельзя есть! И есть хочется... и страшно!

Рассердился мишка — да как треснет по грибу здоровой лапой! Лопнул гриб. Пыль из него фонтаном жёлтая, едкая — прямо мишке в нос.

Это был гриб-пыхтун. Зачихал мишка, закашлял. Потом протёр глаза, сел на задок и завыл тихо-тихонечко.

А кто услышит? Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.

И вдруг — плюх! Лягушка! Мишка правой лапой — лягушка влево. Мишка левой лапой — лягушка вправо.

Нацелился мишка, рванулся вперёд — и подмял лягушку под себя. Зацепил лапой, вытащил из-под брюха. Тут бы ему и съесть лягушку с аппетитом — первую свою добычу.

А ему, дурачку, только бы играть.

Повалился на спину, катается с лягушкой, сопит, взвизгивает, будто его щекочут.

То подкинет лягушку. То из лапы в лапу передаст. Играл, играл, да и потерял лягушку.

Обнюхал траву кругом — нет лягушки. Так и брякнулся мишка на задок, разинул рот, чтоб заорать, да и остался с открытым ртом: из-за кустов на него глядела старая медведица.

Медвежонок очень обрадовался своей мохнатой мамаше; уж она-то приласкает его и лягушку ему найдёт.

Жалостно скуля и прихрамывая, он потрусил ей навстречу. Да вдруг получил такую затрещину, что разом уткнулся носом в землю. Вот так приласкала!

Обозлился мишка, вскинулся на дыбки, рявкнул на мать. Рявкнул и опять покатился в траву — от оплеухи.

Видит: плохо дело! Вскочил — и бегом в кусты.

Медведица за ним.

Долго слышал я, как трещали сучья и как рявкал медвежонок от мамашиных затрещин.

«Ишь как уму да осторожности его учит!» — подумал я.

Убежали медведи, так меня и не заметили. А впрочем, кто их знает? Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.

Лучше уйти поскорей: ружья-то у меня нету.

Н. Сладков «Отчего у лисы длинный хвост?»

От любопытства! Не от того же, в самом деле, что она следы свои будто бы хвостом заметает. Длинным лисий хвост становится от любопытства.

Начинается всё с той поры, как прорежутся у лисят глаза. Хвосты у них в эту пору совсем ещё маленькие и короткие. Но вот глаза прорезались — и хвосты сразу же начинают вытягиваться! Становятся всё длинней и длинней. И как же им не длиннеть, если лисята изо всех силёнок тянутся к светлому пятнышку — к выходу из норы. Ещё бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет нечуянным!

Только вот страшно. Страшно вдруг оторваться от обжитой норы. И потому высовываются лисята из неё только на длину своего короткого хвостика. Словно придерживаются кончиком хвоста за родимый порог. Чуть что — чур-чура — я дома!

А белый свет манит. Цветы кивают: понюхайте нас! Камни блестят: потрогайте нас! Жуки скрипят: поймайте нас!

Н. Сладков «Весёлая игра»

Притащила лиса лисятам мышей на обед. А лисята сыты — давай с мышами играть. Двое одну мышь схватили — тянут-потянут. А один сразу трёх мышей в па- стишку — хап! Только хвостики висят.

Играли, пока не надоело. Тогда мышей бросили — в нору залезли. Легли у входа, мордочки на передние лапки положили — смотрят из тёмной норы на светлый мир. И видят: прилетели к норе мухи. Закружили, зажужжали. За мухами — птичка трясогузка. Тоненькая такая, серенькая. Хвостиком качает и ножками семенит. Пробежит и остановится, пробежит и остановится. А остановится — и закачает хвостиком. На мух смотрит.

Съёжились лисята. Трясогузка вправо, и лисьи глаза вправо, трясогузка влево — глаза влево. Так и перекатываются.

Лисята как выскочат! Чуть-чуть птичку не поймали.

Опять в нору забились — караулят.

Опять слетелись мухи. За мухами — трясогузка. У самой норы хвостиком дразнит.

Лисята как выскочат — чуть не поймали!

Тут уж и не поймёшь: игра это или охота?

Вот в который раз выскочили — и опять зря. Сбились в кучку. А сверху, с синего неба, нависла тень, заслонила солнце.

Кинулись лисята разом в нору — еле протиснулись.

Это орёл их припугнул.

Видно, ещё молодой орёл, не бывалый. Тоже, наверное, играл — у всех зверят да у птиц все игры в охоту. Только игрушки у всех разные. У одних — мыши, у других лисята. Играй да поглядывай!

А удобная это игрушка — мышь. Хочешь — в охоту с ней играй, хочешь — в прятки. А надоело — хап! — и съел.

С виду кролик вроде совсем как заяц. Такие же у него длинные уши и задние ноги, такой же короткий хвост-цветок, такая же морда. Но повадками кролик на зайца не похож. Ой, как не похож!

Крольчата появляются на свет в норе, на подстилках из травы и пуха (пока я говорю только о диких кроликах — домашние в клетках родятся).

Так вот, родились крольчата. Совсем маленькие. Голые — без шерсти, слепые, глухие. Едва ползают. Недели через две только глаза у них откроются.

Мать-крольчиха детей своих почти не покидает. Побежит, листочков каких-нибудь поест и опять спешит в нору к своим малышам. Когда кормит их молоком — сидит, а не лежит, как зайчиха.

А где же кролик-отец?

Он с семьёй не живёт, о детях не заботится. Гуляет сам по себе. А вот заяц всегда охраняет затаившихся в траве зайчат. Малых врагов смело гонит прочь. Больших, с которыми ему не справиться, старается к себе привлечь, чтобы они за ним побежали, и уводит далеко от зайчат.

А те совсем не беспомощные. Не слепые, как крольчата. И не в норе родятся, а прямо на земле, в глубокой ямке. Как появились на свет, сразу же бегать умеют. Мать скоро их одних оставляет. Может, только на другой день к ним прибежит. За всю их жизнь она, бывает, покормит их молоком всего несколько раз. Да больше недели и не кормит. А потом они уже сами всякую зелень едят. Если чужая зайчиха, не мать, найдёт притаившегося в траве зайчонка, то обязательно покормит его, не пробежит мимо. А вот у кроликов нет такого порядка: крольчиха чужих детей кормить не будет.

И. С. Соколов-Микитов «Белка»

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.

В развилине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи.

Поздней осенью переменят белки свои красные платьица на серые зимние шубки.

В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах, белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шустрая белка.

Н. Сладков «Карлуха»

Карлуха — воронёнок. Живёт он во дворе. Тут он делает всё что хочет. А больше всего он хочет — прятать.

Прячет всё, что только в клюв попадёт. Корка попадёт — корку спрячет, кожура от колбасы — кожуру, камешек — камешек. Прячет он так. Шагает и по сторонам смотрит, а как высмотрит местечко укромное — тык в него носом! Положит и сверху травой прикроет. Оглядится — никто не видел? — и опять пошагает. Ещё что-нибудь прятать.

Раз он пуговицу прятал.

Сунул её в самую густую траву. Ромашки там росли, колокольчики, колоски разные и метёлки. Стал пуговицу травой прикрывать. Пригнул колосок, а колосок распрямился. Метёлочку пригнул — и метёлочка выпрямилась. Ромашку наклонил — и ромашка поднялась. Колокольчик согнул — и колокольчик поднялся! Старался-старался, прятал-прятал, а пуговица сверху лежит. Вот она. У всех на виду. Любая сорока украдёт.

Растерялся Карлуха. Даже крикнул от удивления. Забрал свою пуговицу и на новое место пошагал прятать.

Сунул в траву, колосок пригнул — а тот распрямился. Колокольчик нагнул — а тот поднялся!

А сороки уже близко в кустах тарахтят, прямо как спички в коробке. Вот-вот пуговицу увидят. Скорей запихнул Карлуха её под кирпич. Побежал, щепочку принёс, заткнул дырочку. Моху нащипал — все щёлочки законопатил. Камешек сбоку привалил. И для верности ещё и сам сверху на кирпич сел.

А сороки нахальные всё равно тарахтят! Уж, наверное, замышляют что-то.

Карлуха сердится. Ромашку сорвал, лапой прижал, клювом лепестки ощипывает — так и летят во все стороны. А мне со стороны кажется, что он на ромашке гадает: украдут — не украдут, украдут — не украдут?

И всё-таки пуговицу ту сороки у Карлухи украли.

Вопросы для обсуждения

О ком рассказ В. Бианки «Музыкант»? Кто такой медвежатник? Что любил делать старик-медвежатник? Расскажи о том, какого необычного медведя он однажды встретил в лесу. (Если ребёнку будет трудно рассказывать самому, можно предложить ему ответить на следующие вопросы: Что он услышал в лесу? Что он увидел на опушке? Кто играл на разбитом грозой дереве?) Кого в рассказе можно назвать музыкантами?

Ты знаешь, кого называют неслухом? Послушай рассказ Н. Сладкова об одном медвежонке-неслухе. Как выглядел этот медвежонок? Как ты понимаешь эти слова: головастый, лобастый, неловкий? Почему у медвежонка не получалось добыть себе еду? Этот рассказ весёлый или грустный? Что тебе показалось самым смешным в нём? А что поучительным? Тебе жалко медвежонка-неслуха или ты смеёшься над ним?

О ком рассказ Н. Сладкова «Весёлая игра»? Где жили лисята? Какими зверьками они были? С кем они играли? С какой птичкой лисята играли в охоту? Как выглядит птичка трясогузка? Какую птицу испугались лисята? Кто их припугнул?

Кто такой кролик? Он похож на зайца? А чем отличается от зайца? Чтобы сравнить этих животных, давай послушаем рассказ И. Акимушкина «Чем кролик на зайца не похож». Итак, чем кролик похож на зайца: внешним видом или своими повадками? Какие с виду заяц и кролик? (У них длинные уши и задние ноги, а передние короткие, короткий хвост, они пушистые.) Где рождаются кролики? А где зайчата? Какими рождаются крольчата? (Маленькими, голыми — без шерсти, слепыми и глухими.) Какими рождаются зайчата? (Не беспомощными, не слепыми, как появились на свет, сразу же бегать умеют.) В чьей помощи нуждаются кролики? А могут ли зайчата обходиться без матери? Заботится ли отец о кроликах? А как охраняет зайчат их отец? Что ты ещё узнал о зайчихах и крольчихах?

Почему И. С. Соколов-Микитов называет белку самым весёлым, самым проворным и хлопотливым зверьком? Расскажи, как белки себе готовят запасы на зиму. Когда белки меняют свои шубки? А почему они к зиме становятся серенькими? Где устроены гнёзда у белок? Почему у белочек гнёзда спрятаны высоко на деревьях?

РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ. УЧИМ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

Лиса.
У лисы длинная мордочка, глаза небольшие, ушки всегда настороже, лапки маленькие. Шубка у нее рыженькая и лоснится, как шелк. На горлышке у лисы белый галстучек. Крадется лиса осторожно, следы своим пушистым хвостом заметает. Бегает ночью в деревню, кур таскает.

Лиса.
Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.


Лиса.
Лисы – очень заботливые родители. Они вместе воспитывают малышей. Папа охраняет нору и приносит добычу для своего семейства. Мама-лисица ни на минуту не оставляет детёнышей. Лисята играют возле норы, возятся, рычат, тявкают, совсем как щенки. Если лисью нору обнаружит человек, лисица переносит малышей в более безопасное место.
Когда детёнышам исполняется полтора месяца, лиса начинает учить их охоте. Сначала мама показывает им, как ловить кузнечиков. Лисята пытаются ей подражать. Если научатся летом ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

1. Ответить на вопросы:
Какие родители у лисят? Что делает папа лисят? Что делает мама лисят? Как поступает лиса, если её нору найдёт человек? Когда лисят начинают учить охоте?
Кто является первой добычей лисят?
2. Пересказать.

Волк.
Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.

Волк.
Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут… Где сторожа нет да запоры плохи – несдобровать овце.


Заяц.
Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.


Белка.
Не страшен белке холод. У неё серенькая шубка тёплая. А лето пришло, белка шубку переменила – теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Белка.
Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.


Медведь.
Медведь - это дикое животное. Он очень большой и имеет коричневый окрас. У медведя есть туловище, голова, уши, маленький хвост, пасть и острые зубы. Тело покрыто густой, длинной шерстью. Медведь умеет рычать. Он ест всё: ягоды, траву, рыбу, мясо. Медведь - сладкоежка: он забирает у пчёл мёд. Медведь - хищное животное. Живёт он в лесу, далеко от людей. На зиму он делает себе берлогу и спит всю зиму. Для людей важен его мех.

Медведь.
Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Медведь.
К осени у медведя заканчивается линька, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.
Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.


Еж.
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху в клубочек свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в кепку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка на блюдечке. А еж лежит клубочком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова в клубочек свернулся. А потом ребята заигрались, зазевались – ежик и удрал к себе обратно в лес.

1. Ответить на вопросы:
Где ходили ребята? Кого они нашли? Где сидел еж? Что сделал ежик со страху?
Почему дети не укололись, когда брали ежа?
Что они ему дома дали? Что было дальше?
2. Пересказать.


Рысь.
Рысь – крупная и опасная лесная кошка. В апреле находит рысь укромное место для логова, где у нее появляются два-три котенка. Рысь – заботливая мать, она часто кормит детенышей молоком, облизывает, согревает теплом своего тела. К концу первого месяца жизни детенышей мать начинает приносить в логово мелких птичек, мышей. Рысята мало едят добычу, но набрасываются на нее и долго играют с ней.
На втором месяце рысь выводит рысят на охоту.


Слон.
Слон живет в индийских джунглях. Он громадный, шкура у него морщинистая, голая, без шерсти, хобот длинный и упругий. Шагает слон и хоботом покачивает. Он все, что захочет, хоботом сделает. Если приучить слона, он хорошим помощником будет: деревья в лесу клыками выкорчевывает, большие камни с места на место перетаскивает, даже за маленькими детьми умеет присматривать. Слон – очень умное животное.

Слоны.
Слоны – очень крупные животные высотой до трёх метров. Самое удивительное у слона – хобот. Это – сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьёт и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.
Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет.
Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 вёдер воды.
Слоны – умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причинённое им, они помнят всю жизнь.

1. Ответить на вопросы:
Зачем слону хобот? Как живут слоны? Чем слоны питаются? Какая у слонов память?
2. Пересказать.


Носорог.
Трещат сучья в лесу, качаются и трясутся деревья. Это напрямик сквозь тропическую чащу ломится громадный зверь – носорог. Нипочем ему колючки и шипы, твердые сучья и пни. У него шкура толстая и крепкая, как броня: копье от нее отскочит, стрела сломается. Пробьет такую шкуру только пуля от винтовки. У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберет, а сразу бросается бодаться. Вспыльчивый зверь и подозрительный.

Жираф.
Жираф – дикое животное. Шкура у жирафа пестрая, будто пятна наклеены. Шкура от врагов спасает: когда светит солнце сквозь листья деревьев, тень на земле ложится пестрая, пятнистая, совсем как шкура жирафа. Встанет жираф в эту тень, его и не видно. Ходит жираф от дерева к дереву, листья с деревьев щиплет. Удобно ему: шея у него длинная-длинная.

1. Ответить на вопросы:
Зачем жирафу пятна на шкуре? Чем питается жираф? Зачем жирафу длинная шея?
2. Пересказать.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт