Пословицы у семи нянек дитя без глазу. Семь нянек. Правила воспитания детей в патриархальной семье

10.03.2019

У семи нянек дитя.... нет вернее будет сказать вот так на самом деле:)

Именно эта поговорка пришла мне на ум после визита в прошедшую субботу на ТИМ «Бирюса» . Побывал я там ради участия в круглом столе «Субъекты инновационной деятельности как инфраструктура для реализации молодежных инновационных проектов». Кто-нибудь смог осилить это название с первого раза? Я тоже не смог.

Почему-то я был уверен, что в этом году 31-ое выпадает на пятницу. Потому и согласился примерно месяц назад поехать на круглый стол. Что же в итоге? Суббота, день рождения — а мне рано с утра выдвигаться в район причала на Красноярском море.

Ну, да ладно — в памяти еще свеж пример Тайваня с их более чем успешными технопарками (собственно говоря, технопарки это и есть те самые субъекты инновационной деятельности). И, главное, устроено у них все по-умному — научный Совет и приоритеты научной политики определяет, и научные исследования финансирует, и технопарки развивает. Все понятно, все последовательно, делом занимаются специалисты. В результате им есть что предъявить — действующие производства.

А что у нас? В панельной дискуссии принимали участие все субъекты той самой инновационной деятельности — и технопарк, и бизнес-инкубатор, и краевой фонд науки и аналогичные структуры из других регионов. Со списком участников читатели смогут ознакомиться, пролистав фотогалерею.

Начал совещание Владимир Осипенко, зам. министра экономики и регионального развития Красноярского края. Многочисленные квадратики, соединенные линиями в красивые схемы, показывали, по какому пути должен двигаться молодой инноватор для того, чтобы в конечном итоге стать молодым миллионером.

Дальнейшие выступления отличались разной степенью наполненности. Людмила Поддубная, специалист по венчурным инвестициям управляющей компании «Технологии молодежи» (Москва), была более конкретной и рассказала, как они пытаются довести до рынка конкретные проекты. Андрей Старков из Новосибирского технопарка показал, на какой стадии развития находится их проект. Судя по фундаментам зданий в разной степени достроенности и по открытым центрам 3-D прототипирования, Новосибирск уже приближается к некой финальной стадии готовности. И от нас они ушли очень далеко. А вот Наталья Чурсина, представитель Кузбасского технопарка, сама призналась, что они еще в самом начале пути.

В своих презентациях почти все — и представители бизнеса, и чиновники — оперировали похожими схемками — на стадии этого квадратика мы ищем идеи, потом мы их экспертируем, а потом мы им поможем выйти на рынок... Но заканчивали свой рассказ все примерно одинаково. Реализованных проектов и товаров на рынке пока нет, да и с идеями туговато. Интересно, почему-то заказчики наших разработок (сейчас я говорю за Институт биофизики) из Германии, США и даже Казахстана разглядывают идеи, а вот в Красноярске их заметить сложно. Я в своем коротком выступлении даже не совсем удачно (с точки зрения собравшейся аудитории) пошутил, что на сегодня чиновников и структур, что занимаются инновациями, у нас в несколько раз больше, чем самих инноваторов. Но ничего, кроме напряжения на лицах и снисходительных улыбок, это замечание не вызвало.

Итак. Хватит растекаться мыслью по страницам. В итоге мне абсолютно непонятно, почему так много желающих «заняться» инновациями. Заняться не в плане что-нибудь придумать или внедрить. Заняться в плане порулить. Причем здесь министерство спорта и молодежной политики или комитет по делам молодежи Государственной думы РФ (именно эти структуры и были официальными организаторами круглого стола)? Зачем мы создаем технопарки в каждом городе и регионе, если число идей измеряется единицами? Кстати, вчера из Дивногорской городской газеты «Огни Енисея » я узнал, что и в Дивногорске тоже решили создать технопарк. Вот глупые тайваньцы — первый технопарк создали в 1980 году, а второй только в 1997 году. Надо было сразу построить штук 40, в каждом городке, глядишь, продукции бы производили не на 66 миллиардов, как сегодня, а на все 666....

Пожалуй, наиболее конкретно на постоянные призывы депутата Госдумы РФ Сергея Белоконева: «Ну что же надо сделать конкретно?» ответили Алексей Сокольский и Сергей Богданов. Рецепт Алексея — представителя бизнеса — был короткий и простой: «Не мешайте работать». Сергей — как сотрудник промышленного гиганта «Красмаш» — был не менее прост и категоричен: «Хватит обсуждать бесконечные концепции и схемы. Дайте доделать хотя бы то, что уже начато. Все потенциальные проекты, по крайней мере, в Красноярске, известны. Нужно просто заняться их внедрением».

И, главное, я не могу сказать, что выступления были не по делу или участники стола чего-то не понимают. Вроде бы все радеют за развитие страны. Все хотят что-то изменить.

Наверное, все-таки прав Дмитрий Медведев, который на прошлой неделе на заседание комиссии при президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики сказал примерно следующее : «В сознании населения модернизация связана исключительно с технологическим развитием, но на самом деле это понятие намного шире и охватывает вопросы противодействия коррупции, развития честной конкуренции и устранения излишнего административного влияния». Лично у меня складывается мнение, что именно эти три пункта — коррупция, излишнее административное влияние и отсутствие конкуренции — и блокируют все благие намерения что-то изменить в нашей жизни.

На этот мудрый опыт я всегда опиралась в своей педагогической практике. Потому не апеллировала к родителям и не давила на детей родительским авторитетом в сложных ситуациях.

Объясню почему.

  • С ребенком мы находимся в разных отношениях. У меня отношения деловые, партнерские. Равнозависимые в том смысле, что успех обучения – это заслуга как учителя, так и ученика. У родителей же более повышенное чувство ответственности за судьбу ребенка, потому и спрос с него более строгий.
  • В семье больше возможности для индивидуальной работы с учетом особенностей характера и физиологии ребенка. По поводу общения с одноклассниками родители могут лишь теоретизировать (фантазировать). А в школе учитель вынужден на практике корректировать теоретически правильные установки родителей, но мало подходящие для конкретной ситуации.
  • У нас разная мотивация к успешной учебе. В школе ребенок находится в ситуации конкуренции, его авторитет зависит от успеваемости: пусть не отличник, но и не отстающий. А в семье его любят таким, какой он есть. Учеба в школе – не единственный повод отличиться: занятия в секциях, помощь по дому, уход за младшими и немощными.
  • Различны по форме и степени наказания. Метод семейного „кнута и пряника” чреват воспитанием циничного лицемера. Школьная отметка более лояльна в этом плане.
  • Общая тональность личного общения тоже принципиально отличается. Я встретилась с ребенком на этапе вызревания личности, со своим мнением, собственным взглядом на многие позиции, определенным жизненным опытом и манерой поведения. Родители же помнят его маленьким и с трудом привыкают к его взрослению, самостоятельности в выборе решений.

Если школа – „второй дом”, а учителя – „вторые родители”, - здесь могут быть принципиальные различия в понимании родительского долга и моделях воспитания.

„Наседки” назойливо опекают всегда и во всем, буквально на каждом шагу; они должны быть в курсе всего, что происходит с ребенком, требуют полного отчета обо всех его мыслях, чувствах и поступках. Представляете, как задыхается взрослеющий отрок в этих „удушающих объятиях”, если манеры родителей и учителей совпадают?! „Тепличному” ребенку будет привычно. Возможно, в будущем и на работе, и в собственной семье он тоже попадет в такие же условия и проживет вполне комфортную жизнь. А если не попадет (что случается гораздо чаще), - страданий, разочарований не избежать. Потому разные модели воспитания, как контрастный душ, только закаляют характер и формируют навыки и философию адаптации к разнообразным жизненным ситуациям.

Антиподом „наседок” можно считать „спартанцев" . Стремясь как можно лучше подготовить ребенка к превратностям судьбы, они руководствуются принципом: „Ты все должен делать сам: не просить совета, не ждать помощи, отвечать за свои ошибки”. Не каждый взрослый выдерживает груз жизненных проблем и забот, а неокрепшая детская психика – тем более: такой ребенок чувствует скорее подавленность, беспомощность, чем самостоятельность. В результате – тревожность, страх и, как следствие, непослушание, агрессия. И если в школе разделяют позицию родителей, где найти хотя бы искорку тепла? На улице, в подворотне?

Хорошо все же, что мы разные: мы можем взаимодополнять друг друга или влиять на контрастах, и у ребенка появится возможность опробовать различные модели поведения, сформировать собственный стиль общения и подготовить себя к борьбе за „место под солнцем” в будущей взрослой жизни.

©Людмила Андриевская

Большая семья – это «организация» с большим воспитательным потенциалом. Независимо от своего социального типа, будь то многодетная или патриархальная семья, где вместе живет несколько поколений, большая семья имеет большие воспитательные возможности, основанные на и передаче опыта. Ребенок в большой семье окружен заботой и вниманием.

Казалось бы, что в доме с большим количеством людей ребенок должен быть всегда под присмотром. Но не зря появилась народная пословица о том, что «у семи нянек дитя без глазу». Если в маленькой семье ответственность за воспитание целиком возложена на одного из родителей, обычно маму, пока папа работает, то в большой семье ответственность за ребенка является переходящей. И вот здесь-то и кроется основная проблема. Если за ребенка отвечают все сразу, то, возможно, что никто конкретно. Давайте разберемся, кто должен воспитывать ребенка в большой семье.

Воспитание ребенка в многодетной семье

Старшие дети, безусловно, должны помогать родителям. И вот здесь кроется ключевое слово «помогать». Нельзя полностью возлагать на хрупкие детские плечи ответственность за младших детей. Отвечать за воспитание и здоровье ребенка должны родители, а старшие дети должны иметь свою «зону ответственности». Следует помнить, что старшие дети – это, прежде всего, дети со своими трудностями и проблемами. Они остро нуждаются в участии родителей в своей жизни.

Как распределить обязанности, чтобы сохранить интересы всех членов семьи

    Хорошо, чтобы каждый член семьи имел свою четко сформулированную зону ответственности. Важно выявить задачу: не заставлять ребенка каждый день пылесосить или поливать цветы, а поручить, чтобы в доме всегда было чисто, а грунт цветов не пересыхал. Так вам будет удобнее предъявлять требования к качеству, а ребенок будет учиться выполнять свою работу добросовестно.

    Подбирать поручения по силам. Включать в домашние дела даже маленьких, подбирая поручения по возрасту: убрать игрушки, покормить котенка, полить цветок, повесить ровно полотенца.

    Определение времени выполнения поручения, по возможности, оставьте за детьми. Так они научатся панировать свой день.

    Проанализировать на семейном совете график всех членов семьи и определить задачи по уходу за младшими детьми так, чтобы они не ущемляли права старших детей.

Старшие дети по отношению к младшим могут:

    отводить и забирать из детского сада;

    кормить и гулять;

    занять игрой до прихода мамы или во время выполнения родителями домашних дел;

    проверить уроки (по возможности); проконтролировать выполнение домашних поручений.

: родители должны выполнять свою воспитательную функцию.

В многодетной семье забота о младших должна быть четко распределена между членами семьи..

Опыт воспитания в многодетной семье

Лилия, 40 лет. Младший брат родился, когда мне было 12 лет. Старшему брату было 15, но все решили, что именно я должна ухаживать за малышом, так как я девочка. Детство прошло с коляской в руках. Я искренне завидовала своим подругам, которые могли пойти в кино или весело играть на улице. Но самой обидной была ситуация с танцевальным кружком. Брату было 4 года. Мама работала до 18.00, а занятия в студии танца начинались в 17.30. И брат категорически отказывался сидеть с малышом два раза в неделю с 17.00 до 18.30. Я уговаривала его, звонила бабушке, встречала с братиком маму с работы, опаздывала на занятия. Однажды после долгих репетиций, меня не отпустили на конкурс в другой город, так как некому было быть с братом. После того, как я подвела коллектив, пришлось уйти из студии. Семья обрадовалась, и никто не заметил детского горя. А всего лишь нужно любить всех детей в семье, а не приносить одного ребенка в жертву другому.

Ольга, 37 лет. Я росла в многодетной семье третьим ребенком и имела двух младших братьев-близнецов. Мама с папой много работали. Но свое детство я вспоминаю как самое счастливое. Папа утром отвозил близнецов в сад, а забирал их старший брат по пути из школы. Старшая сестра разогревала ужин, а я сразу после школы помогала с уборкой. После ужина где-то около 1-2 часов я должна была побыть с малышами, играя, читая сказки или гуляя на улице. Потом их забирала старшая сестра. А к вечеру, ими занимались родители, которые играли, купали и укладывали спать. После того, как дверь в детской закрывалась, все собирались за чаем на семейный совет, где по минутам определялся завтрашний день. У нас были кружки по интересам, брат занимался спортом. Мы крепко дружим до сих пор и всегда навещаем своих родителей. У нас всех есть свои большие семьи, потому что дети из больших семей вырастают самыми лучшими.

Воспитание ребенка в патриархальной семье

Если в одном доме уживается несколько поколений, то такая семья является патриархальной: дети под одной крышей имеют родителей, бабушек-дедушек и прабабушек-прадедушек. Первой появляется мысль о повышенном внимании к ребенку и возможной его избалованности. Эти утверждения не лишены смысла. Действительно, что запретили родители – разрешит бабушка, а что нельзя у бабушки, позволит прабабушка. При этом возможны такие сценарии воспитания, которые приведут к гиперопеке или формированию «кумира семьи». Опасно и другое, когда прародители, надеясь друг на друга, просто оставляют ребенка без присмотра.

Несмотря на данные перспективы, воспитание ребенка в такой семье имеет большой потенциал, так как основано на передаче детям ценного житейского опыта и сохранении традиций. Кроме того, бабушки и прабабушки умеют четко расставлять приоритеты, самым важным из которых является ребенок. Чтобы избежать неприятных последствий неправильного воспитания, нужно четко соблюдать правила воспитания в большой семье.

Правила воспитания детей в патриархальной семье

    Единство требований. Обсудите на семейном совете тот перечень требований, которые нужно неукоснительно соблюдать всем. Сюда будут входить: соблюдение режима дня, правила питания, выполнение ребенком домашних обязанностей, трудовых поручений, школьных заданий.

    Распределите обязанности по уходу за ребенком. При занятости родителей, выявите, кто будет водить на дополнительные занятия, проверять домашнюю работу, организовывать досуг.

    Родители не должны все воспитание перекладывать на старшее поколение. Определите свою роль в ежедневных делах. Усталость в течение дня не должна быть оправданием отсутствия контакта с ребенком.

    Не позволяйте себе и своим детям отзываться неуважительно о любом члене семьи.

    Не позволяйте активным бабушкам и дедушкам «перетягивать одеяло на себя», заняв, фактически, роль отца и матери и отстранив при этом родителей.

    Не конфликтуйте со старшими на глазах ребенка. Проблемы решайте без детей спокойным тоном.

    Не лишайте ребенка общественного воспитания, обязательно отдавайте его в детский сад.

Опыт воспитания детей в патриархальной семье

Кирилл, 30 лет. Я рос «центром вселенной». Очень часто болел и не ходил в детский сад. Как же я любил эти дни, когда целый день одна бабушка мне читала книжки, а другая пекла блины. Мы даже в футбол играли втроем. У нас были свои секреты и тайны. Вечером я рассказывал, как провел день, умалчивая о некоторых вещах, и зная, что бабушки меня не выдадут. Став школьником, я стал делать уроки с бабушкой – учителем в прошлом, а другая бабушка, по-прежнему, заботилась об ужине и здоровье. Родители организовывали активные выходные и контролировали ежедневный процесс воспитания. Семья моя дружная и сплоченная. Я люблю и уважаю всех, потому что каждый из родных оставил во мне частичку себя.

Татьяна, 43 года. С самой свадьбы живу с родителями мужа и его бабушкой. Сначала думали, что временно, пока нет возможности купить жилье. Потом родились дети, а возможности постоянно быть с ними не было, а здесь бесплатные няни. Потом родители постарели, и им стала нужна помощь. Все это время мы воспитывали наших детей вместе. У каждого есть свои обязанности и зона ответственности. Дети выросли грамотные, интеллектуальные, ответственные, заботливые, уважительные и порядочные. Я спокойна за свою старость. Мы правильно воспитали детей.

В большой семье каждый член семьи вносит свой вклад в воспитание ребенка. Главное, чтобы цели воспитания были едины, а распределение обязанностей – правильное.

Светлана Садова

у семи нянек дитя без него

Альтернативные описания

Какой орган можно намозолить лишь понарошку

Кошачий... встречается только на Урале и на Шри-Ланке

Он один у циклопа

Орган зрения

Какой орган можно радовать?

Прищуренный орган

Одно из названий этого органа в русский язык пришло из западноевропейских языков, где это слово означало нечто блестящее на свету, что отражало свойство не только самого органа, но и его протезов, которые стали завозить из Европы при Петре I

. «стеклянный..., вставленный в дверной глазок, отпугнет воров от вашей квартиры» (шутка)

Что можно положить на понравившийся товар?

. «кругло, горбато, около мохнато, придет беда - потечет вода» (загадка)

Если не в бровь, так в него

Минерал цимофан известен под названием кошачий...

Орган, на котором вскакивает бельмо

Что Одиссей выколол циклопу Полифему?

. «береги бровь, ... цел будет» (пословица)

Свой - алмаз, чужой - стекло

То, что отсутствует у дитя при семи няньках

Наметанный

. «алмазная» часть лица

Его ворон ворону не выклюет

. «кто старое помянет, тому... вон» (посл.)

. «хоть... выколи»

Алмазный человеческий орган

Травмированное место Кутузова

Моргало

Завидущий орган

Место для бревна

Ползеркала души

Орган с сетчаткой

. «ах ты, рыбий...!»

Орган с хрусталиком

Наметанный орган

У какого органа есть хрусталик и сетчатка?

Меткий у снайпера

. «береги бровь, ... цел будет»

. «моргалка»

Рифма к алмазу

Орган любви мужчин (общеприн.)

Современное око

Недостающий орган у дитя семи нянек

Лицевой светоприемник

Око на современном этапе

Кто старое помянет, тому его вон

Парис или вороний...

. «алмаз» меткого стрелка

Травма подопечного семи нянек

Что Геркулес украл у мойр в мультике?

Прячется под веком

Орган со зрачком

Недостача у семи нянек

. «датчик» одного из пяти чувств

Орган зрения

У циклопа он один

Присмотр, надзор

. "Алмаз" меткого стрелка

. "Алмазная" часть лица

. "Береги бровь, ... цел будет"

. "Датчик" одного из пяти чувств

. "Моргалка"

. "У меня...-алмаз"

. "Хоть... выколи"

. "ах ты, рыбий...!"

. "береги бровь, ... цел будет" (пословица)

. "кругло, горбато, около мохнато, придет беда - потечет вода" (загадка)

. "кто старое помянет, тому... вон" (посл.)

. "стеклянный..., вставленный в дверной глазок, отпугнет воров от вашей квартиры" (шутка)

Ворон ворону его не выклюет

Какой орган можно "намозолить

Какой орган можно радовать

М. орудие чувственного зрения, око; глазное яблоко; шары сиб. талы вят. буркала; баньки южн. глядела, гляделки, зенки; мн. глаза, глазы; олон. глазья; собират. глазье; глазина, глазища увелич. глазик, глазок, глазочек. глазенок, глазеночек и пр. умалит. Зрение, видение, как чувство; зрение, как действие, смотрение, гляденье; взгляд, взор; пригляд, присмотр, над(при)зор. Глаз человека и высших животных, шар, пузырь из толстой плевы, кожи; это роговая темная, белок, которого перед занят как бы вставленным часовым стеклом, прозрачною или стеклянною роговою; позади ее радужная перепонка, кольцом, обнимающая зрачок, зеницу (пустоту); между стеклянною роговою и радужною водяная жидкость, позади радужной весь глаз наполнен стеклянистою жидкостью, густою и клейкою, а против зеницы сидитn хрусталик, как увеличительное стеклышко; толстый глазной нерв, вступив из мозга сзади в глаз, застилает сплошною полстью по нутру стенок шара. объемля стеклянистую, на которой рисуются видимые предметы. Глаз нечист, нехорош, черен. Хоть глаз выткни, темно. Недобрый глаз поглядел (не гляди) на нас, о порче, сглазе. Один глаз на Кесово, другой на (в) Размесово (Разлисово?). Один глаз на печь, другой в Галич. Один глаз на нас, другой на Арзамас, встарь, о Мордве. Один глаз, да и тот на Арзамас, касим. Глазами кос, да душою прям. На глаз, на глазомер. Пройти на глаз (или напрогляд, по уровню). Глаза да мера, то прямая вера. Глаз мера. Кто старое вспомянет, тому глаз вон. Жену выбирай не глазами, а ушами, т. е. по славе. Глазами гляди, рукам воли не давай. него глаза в затылке. Протри себе глаза. Ни глаза во лбу, ни зуба во рту. Глаза, как плошки, а не видят ни крошки. Видит глаз, да рука не осягнет. Что глазом не досмотришь, то мошною доплатишь. Одним глазом спи, а другим стереги (моргай). один глаз, да зорок, не надобно сорок. На свои глаза свидетелей не ставлю. Свой глаз лучше родного брата. Свой глаз дороже нахвалу. Не верь брату родному, верь своему глазу кривому. Твои деньги, твои и глаза, гляди, что покупаешь. Не видывал очами (такого дива), не то, что глазами, шутка. Глазами гусей паси, голосом песни пой, руками пряжу пряди, ногами дитя качай, говор. в песне, вышедшая из татарского полону женка. Егорий да Влас (покровители стад) всему богатству глаз. Прямо страху в глаза. На смерть, что на солнце, во все глаза не взглянешь. На правду, да на смерть, что на солнце, во все глаза не взглянешь. Где глаза окинут, тут жаль покинуть. Где больно, там рука: где мило, тут глаза. Бровь в бровь и глаз в глаз, схожи. На затылке глаз нету. Выше лба не живут глаза. Два глаза, да и те за носом, не видят. денег глаз нету: за что отдают, не видят. Свой глаз миленький дружок, а чужой вор (ворог). Хозяйский глаз всего дороже. Каким глазом взглянет. Кому перстом кивают, а нам и всем глазом (в оба глаза) мигают. хлопает глазами, и разводит руками, а толку нет. Все приедено, все прикушано: большие бояре глазами вертят, того же хотят, т. е. спать. Худые глаза заплевать, да другие продрать. Лихих (бесстыжих) глаз и чад неймет. Кошкой в глаза мечется. Стар да глуп: силы нет, а в глаза лезет. Брагу варить, глаза закурить. доброй девки ни ушей, ни глаз. Взглянь глазком, сделай с праздничком (подари рублем). глаза ласкает, а позаглазью лает. глазах мил, за глаза постыл. За глаза и про Царя говорят. глаза не льсти, а за глаза не брани (а за глаза, как знаешь). глаза, и Бога боится, и людей боится, а за глаза никого не боится. Глазами плачет, а сердцем смеется. Глаза говорят, глаза слушают. Не смею на глаза показаться. Глазища колом тычут, завистливые. Глаза завидущи, а руки загребущи. Глазом не наворотишь, упустив. Глаза человеку вороги. ненасытностью. Глазам-то стыдно, а душа-та рада. него поповские глаза. Глазы ямы, а руки грабли. Свиные глазы не боятся грязи. Нальются глаза, как прошибет слеза. Заплаканы глаза, так затерты а рукава. Глаза стращают. а руки делают. Гляди глазами, да не тронь руками. страха глаза велики. страха глаза что плошки, а не видят ни крошки. Кто возьмет без нас, будет без глаз, надпись на книге. Правый глаз чешется радоваться, левый плакать. Гляди глазами. Возьми глаза в руки (в зубы). Отсидел, что ли. глаза? Не глаза видят, а человек, не ухо слышит, душа. Тут нужен глаз, присмотр. Свой глаз всего дороже. Свой (хозяйский) глаз алмаз, чужой стекло. Свойглаз зорок, не надо и сорок. Свой глаз смотрок. Видел своими глазами, сам. Береги как глаз. Он мне дороже глаза. Царский глаз далеко видит. Чужому глазу не верь. Он своим глазам не верит, видя что неожиданное, или от недоверчивости. Пропустил мимо глаз, прозевал. При моих глазах, у меня в глазах, при мне, я видел. Из-под глаз украл. не устерег. Из глаз ушел, пропал или скрылся, из виду. Промеж глаз деревня сгорела, прозевал. ему это в глаза скажу. Он в глаза лжет. Ребенок всегда у меня на глазах или под глазами. Не спускай его с глаз, держи перед глазами. Как бы его сбыть с глаз? Пошел с глаз долой! Не кажись мне на глаза! его и в глаза не видывал, в глаза не знаю. Что на меня глаза уставил? глазом не смигну. Не успеешь глазом мигнуть. Окинь место глазом, смеряй глазом. На мой глаз близко. На мой глаз ладно. Пройди на глаз, напрогляд, по уровню. Глаз на глаз не придет, вкус на вкус. Что пялишь, что пучишь глаза? Съел бы глазами, сердит. Глаза, что рогатины уставил, грозно. Дать глазам волю, глядеть бесстыжими глазами. Сытых глаз на свете нет. меня в затылке нет глаз, сзади ее видать. него глаза так и ходят, все видит. Что вертишь глазами? смутясь. Он глаза потупил, смутился. Он глазами хлопает, глаза остолбенели, смутился, опешал. По глазам знать то и то. Распустить глаза, зевать. Глаза разбежались, растерялся, не знаю куда смотреть. Все глаза просмотрел, устал глядя. Он и глаз своих не кажет, его не видать, он не ходит. Потерять, утратить глаза, ослепнуть. Глаза притупели, стал плох глазами. Во всю ночь глаз не смежил, не сводил или не смыкаль. Закрыть глаза, от стыда, или умереть. него глаза посоловели, закатились под лоб, он обмер, умирает. Открыть кому глаза, указать правду. Протереть кому глаза, дать понять, указать; протереть глаза деньгам, промотать их. Пустить пыль в глаза, отуманить глаза, обморочить кого; мотать напоказ. Вставить кому золотые, серебряные глаза, подкупить, задарить. Ты мне глаза мозолишь, надоедаешь собою. Наплюй ему в глаза, врет он. Он аза в глаза не смыслить. Налить глаза, напиться пьяным. него фонари под глазами, глаза подбиты, пьяного побили. Темно, хоть выколи (выткни) глаз. Правда глаза колеть. Утыкать чем глаза, тыкать что в глаза, попрекать чем. Не в бровь, а прямо в глаз. Не лезь в глаза, будь скромнее. Глядеть кому в глаза, покорно услуживать; повиноваться, Забегать кому в глаза, выказываться или выслуживаться. Строить кому глазки, льстить; волочиться. него масляные глазки, глаза с поволокой, приторно нежные. глазу на глаз, один на один. Очки не по глазам, его обманывают. За глаза, за глазами, заглазно, заочно. За глаза много, за глаза довольно, достаточно. Хороший глаз, добрый глаз, счастливый, от которого не бывает порчи, призора, сглазу, противопол. худой, нехороший, дурной глаз, вредящий. Черный глаз, карий глаз, минуй нас. Это с глазу, с призору, с порчи. Верный глаз, опытный и безошибочный в глазомере. Морской глаз, опытный и зоркий в морском деле. Лопни глаза божба. Казаки, глаза армии. Глаз, казач. ведеты, форпосты, передовые конные караулы против неприятеля. Глаз, глазок в растущем дереве, очко, почка листовая, листовая распуколка; глазок картофеля, очко бородавкой, которое дает росток. перстне и о подобной вещи: одиночный камешек, жемчужинка. Слоистый агат, агат в разноцветных кружках; оникс. Ячейка, ячея сети. Ушко, проем, скважина, напр. петля нитченок, на ткацком стану, для продевки основы. Глазки, калужск. две родные или двоюродные сестры невесты, которые постоянно бывают при ней; на свадьбе, сидя возле нее держать в руках по блюду, в одном лежит ломоть хлеба и две ложки, а в другом гребень, зеркало, платок и повойник; после венца заплетают молодой волосы в две косы и надевают повойник (Наумов). Глазной, принадлежащий или относящийся к глазу, Глазное стекло, в зрительной трубе, обращенное к глазу; противопол. предметное. Глазковый, образующий глазок или к нему относящийся. Глазеть, глазопялить, зевать, смотреть издали, рассматривать без цели и толку. Глазенье ср. действие это. Глазить кого, сглазить, урочить, озе(е)вать, испортить глазом, опризорить. Глазливый кур. кого легко сглазить, изурочить; у кого урочливые глаза; глазливость ж. свойство это. глазничать пск. подсматривать из любопытства, соглядать. Глазун м. глазунья ж. ротозей, праздный зевака, кто шатаясь глазеет; кто нескромно вы(под)сматривает: у кого глаза на выкате. Глазунья, выпускная яичница, целушка, целышника, скородумка; ряз. овца (Шейн). Сеть глазун, волжск. самая редкая; за нею идет режа, а еще мельче частиковая, частик. Глазина, глазовина ж. арх. глазник м. олон. водья, вадья окошко или колодец в болоте Глазник также козырек на обручике, от свету. Глазена, глазенка ж. перм. вят. глазунья, целушка, выпускная яичница. Глазница ж. растение Euphrasia. Повальная глазная болезнь. Глазная впадина или ямка, в которой лежит глазное яблоко. Глазуха, глазушка ж. пск. калужск. гороховая кашка с крупой. Яичница глазунья. Быстроглазая женщина. Глазастый, о человеке пучеглазый, с глазами навыкате; смотрок, зоркий, кто хорошо, далеко видит, все видит, замечает. вещи: бросающийся в глаза: яркий, пестрый, странный или крупный узором. Поле глазасто, а лес ушаст, в поле видно, в лесу слышно. Глазастик, глазастый. Глазовье ср. новг. глажи, морошка. Глазобивец или глазоубивец м. арх. глазобитный вологодск. нахал, буян, наглец: бесстыжий неслух, своевольник. Глазолуп, -пка, глазопял м. -лка ж. -пучка об. праздный зевака, кто стоить выпучив глаза. Глазопялы, большие куски в тюре, ломти в окрошке, на которые едоки глаза пялят. Глазомер м. способ и навык определять счет, вес, меру, количество, пространство, на глаз, наугад, по опыту и навыку. Глазомерный, определенный глазомером, измеренный глазом. Глазоутешный, приятный глазу, виду

Свой алмаз, чужой стекло

У какого органа есть хрусталик и сетчатка

У циклопа он один

Чего лишено дитя семи нянек

Что Геркулес украл у мойр в мультике

Что Одиссей выколол циклопу Полифему

Что можно положить на понравившийся товар

Его прищуривают

Какой орган можно "намозолить?

. "... не видит - сердце не болит"

Головной приёмник зрительн. информац..

Зоркий прибор приблизит. измерения

. «... не видит - сердце не болит»

Головной приемник зрительн. информац.

— Сереж, я тебя прошу, посмотри за Никитой, мне надо пирогом заняться, — Наташа, на ходу собрала разбросанные семейством вещи и распихала их по шкафам. Потом погладила маленького сынишку. Тот увлеченно складывал пазлы.

— А? – Сергей оторвал взгляд от планшета, — Хорошо-хорошо.

Наташа тяжело вздохнула и направилась на кухню. Там ее ждало тесто. Оно требовала ее заботы и внимания.

— Данил, знаешь что? – Обратилась она к сыну третьекласснику, который смотрел мультики, — Давай ты пойдешь и присмотришь за Никитой и за папой, хорошо? Только внимательно, особенно за Никитой. Ты ведь пирог хочешь?

Данила взвесил условия поставленной задачи и, прихватив планшет, вышел из кухни.

Через минуту из комнаты послышался хныканье Никиты. Наташа заглянула в дверь и увидела, что муж и старший сын увлеченно уткнулись каждый в свой планшет, а младшенький пытался дотянуться до нужного, на его взгляд, кусочка пазла. Она собрала красочные кусочки картона и подвинула поближе к сынуле.

— Да, — вздохнула Наташа, — у семи нянек дитя без глазу.

У семи нянек дитя без глазу.

Странное выражение, не правда ли?

Сразу же в мыслях рисуется картина маленького ребенка с травмированным глазом, а вокруг него хлопочут семь мамок-нянек. Это если понимать буквально. Но тогда зачем нам логика и воображение?

Давайте посмотрим шире.

Ведь, кажется, чем больше людей уделяют внимание ребенку, тем в большей безопасности он находится. А следуя народной мудрости, получается все наоборот. И описанная ситуация, как нельзя кстати, подтверждает эту пословицу.

Много – это значит никто конкретно. Каждый надеется друг на друга, и ребенок остается сам по себе. Ну, или не ребенок, может быть какое-то дело. А именно предмет заботы.

Откуда появилась эта фраза?

Оказывается, она выкристаллизовалась в исторических событиях смутного времени на Руси.

Правление Василия Шуйского закончилось его свержением в 1610 году. Захватившие власть бояре решили сами править, да и законного наследника у Шуйского не было.

Но так как особого согласия между ними не было, Русь в эти времена пережила страшные времена. Действительно, смутные и непонятные.

Семь знатных бояр, возглавляемых Мстиславским, предательски сдали страну полякам. Это было сделано под угрозой столкновений с подходившими к Москве войсками Лжедмитрия. Бояре бросились на поклон к полякам за помощью, так ка сами уже ничего не могли ни решить, ни сделать. И именно эти семь знатнейших бояр отдали русский престол польскому королевичу.

Вот тогда и появилось понятие семибоярщина.

И только ополчения Мимина и Пожарского смогли изгнать поляков. Хотя желание поляков наложить лапу на русские территории даже тогда не прошли.

Вот и получается, что если нет одной, но верной и твердой руки, дело остается без присмотра. Т.е. именно эта историческая ситуация и создала эту поговорку: у семи нянек дитя без глазу. У семи знатных бояр Русь оказалась просто кинута на произвол, продана и предана.

Наташа улыбнулась уголками губ. Все семейство наконец-то собралось за столом. Гвоздем программы был пирог с персиками. Пусть не свежими, а из банки, но от этого торжество момента меньше не становилось.

— Наташенька, мы тебя любим, правда, мужики? – Отец семейства подмигнул своим сыновьям и обнял жену, — Вот, это тебе…

Он ловким движением повернул Наташу, и она увидела Данилу, который держал в руке букет роз. Кустовых, маленьких … именно такие она любила больше всего.

— Мам, а это от нас с Никитой, — Данила из-за дивана вытащил второй букет ярко-желтых мимоз.

У Наташи слезы радости заблестели на глазах. Она уже грешным делом думала, что ее мужчины совершенно забыли о женском празднике.

— Спасибо, — прошептала она, — Давайте пить чай и кушать пирог. Приятного аппетита.

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт