Инфраструктура инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура: понятие, элементы

29.09.2019

Проблемы инновационного развития часто заключаются в неверных принципах построения инфраструктуры - базы, на которой находится инновационная деятельность предприятия, региона или даже страны. Что представляет собой такая база и какое значение она имеет для развития системы?

Понятие инновационной инфраструктуры

Любая система общественных или производственных отношений с течением времени должна занимать принципиально новый уровень. Благодаря постепенному развитию такая система эволюционирует, самосовершенствуется, а ее характеристики выходят на новый уровень. Именно благодаря такому поступательному развитию и происходит процесс потенциала общества, что дает толчок для развития цивилизации в целом.

В основном развитие инновационной инфраструктуры касается крупномасштабных процессов, таких как формирование нового подхода к управлению в государственных масштабах. Поэтому процессы становления в основном применимы к государственным масштабам и основываются на внедрении новых проектов в пределах одной страны.

Инновационная инфраструктура представляет собой основной механизм принципиально новой деятельности существующей системы. Это понятие может быть использовано с разным смыслом, но суть его сводится к следующему: это совокупность различных структур, тесно связанных между собой, которые обслуживают и стимулируют ростки новаторства в стране.

Элементы инновационной инфраструктуры

В нашей стране субъектами структуры новаторского развития являются: инновационно-технологические центры, научно-исследовательские лаборатории крупных университетов, технологические инкубаторы, деловые центры, прочее. Сюда входят все организации, стимулирующие новаторскую деятельность в различных областях науки и экономики.

Системный подход

Инновационная инфраструктура развивается и совершенствуется. Для наблюдения за ее развитием используются различные подходы. Системный метод исследования процессов является наиболее универсальным. Он исследует формирование инновационной инфраструктуры и заключается в делении всего разнообразия учебных центров и организаций на несколько блоков.

  1. Финансовый блок - отвечает за развитие финансовой инфраструктуры, за привлечение инвестиций в научно-исследовательские центры, за эффективное осваивание различных видов финансовой помощи.
  2. Производственно-технологический блок - отвечает за проведение экспериментов и опытов в рамках текущих исследований и проектов.
  3. Информационный блок - отвечает за освещение научно-исследовательской деятельности в СМИ, подготавливает пресс-релизы, конференции, интервью, собеседования.
  4. Кадровый блок - обеспечивает сотрудниками, способными привлечь в систему новые методы и знания.
  5. Консультационно-экспертный блок включает в себя организации, занятые оказанием услуг по проблемам патентования, защиты интеллектуальной собственности, сертификации и стандартизации, а также центры
  6. Блок сбыта - отвечает за привлекательность проектов для инвесторов, создает коммерческую привлекательность для инновационного продукта, прокладывает коридор от научно-исследовательского центра до производственных предприятий, в которых налаживается серийный выпуск инновационной продукции.

Создание инновационной инфраструктуры

Для образования необходимо тесное взаимодействие исследователей и ученых на стыке нескольких научных дисциплин. Отсюда возникают и предпосылки для создания конечного продукта, и препятствия, мешающие этому процессу.

К факторам, останавливающим развитие «коридора инноваций» в отдельных регионах страны, можно отнести:

  • недостаток квалифицированных кадров;
  • медленное обновление производственных мощностей;
  • слабая государственная поддержка новаторских начинаний и новых исследований;
  • недостаток информации о возможных рынках сбыта конечного продукта, в том числе и за рубежом.

Анализ инновационной инфраструктуры

Как можно видеть, базовые препятствия для развития инновационного климата заключаются, прежде всего, в отсутствии методического подхода к популяризации Там, где высок научный потенциал, инфраструктура инновационной деятельности раскрыта в разрезе всех системных блоков. При недостатке тех или иных ресурсов инновационная деятельность в регионе нуждается в поддержке со стороны государства и частных инвесторов.

Расположение инновационных центров

В России инновационная инфраструктура сосредоточена возле важнейших научно-технологических центров. В первую очередь это Москва и Московская область с ее огромным исследовательским потенциалом. В столице успешно ведут свою деятельность 652 организации, 34 крупнейших научных предприятия, работающих под эгидой государства, три ведущих наноцентра - известнейший «Т-Нано», Зеленоградский нанотехнологический центр, Нанотехнологический центр композитов. В столице также успешно работает Институт земного магнетизма - одно из самых первых научных заведений России. Много усилий для развития новаторской деятельности прикладывает и правительство Москвы. Так, благодаря его поддержке, был создан "Технополис" - ведущий индустриальный парк, предназначенный для разработки и развития высоких технологий. Мощностями этой исследовательской площадки пользуются около 20 компаний, работающих в различных сферах научной деятельности.

Подобные центры размещены по всей территории РФ, возле всех крупных научно-образовательных учреждений с хорошей лабораторной и исследовательский базой. Инфраструктура связывает такие центры общими разработками и интересами, выходит на взаимодействие с иностранными партнерами, делая возможным приток инвестиций в нашу страну.

Итоги

Таким образом, развитие инфраструктуры новаторских начинаний делает работу в НИИ нашего государства более привлекательной и для отечественных, и для зарубежных ученых. Наличие государственной поддержки помогает продолжить исследования. Конечный продукт может быть реализован немедленно и приносить коммерческую прибыль, а может и не нести немедленной коммерческой отдачи. Благодаря разработанному комплексу мер, инновационная инфраструктура продолжает развиваться и поднимать научную репутацию нашей страны во всем мире.

Инновационная инфраструктура РФ и ее развитие


Введение


В настоящее время создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной инфраструктуры. В данной работе мы рассмотрим понятие и задачи инновационной инфраструктуры, элементов инновационной инфраструктуры РФ, сущность и принципов, классификацию научных организаций, признаков и видов малых инновационных предприятий (компаний), а также укажем цели и задачи инновационной стратегии РФ до 2020 г.


1. Понятие и задачи инновационной инфраструктуры

инновационный инфраструктура наука

Под инновационной инфраструктурой понимают совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультативных и организационных услуг.

Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики .

Обычно выделяются, по крайне мере, следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:

финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п.;

информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Во всех перечисленных выше случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно:

к финансовым ресурсам напрямую, либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов;

к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т.д.;

к необходимой информации;

к кадровым ресурсам требуемой квалификации, либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации;

различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности.

Задачи инновационной инфраструктуры выражаются в следующем:

отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;

создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;

поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами;

формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм;

создание информационных сетей обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;

обучение предпринимательству в научно-технической сфере.


Элементы инновационной инфраструктуры


С помощью различных элементов инновационной инфраструктуры решаются такие основные задачи как:

информационное обеспечение;

производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности;

проведение выставок инновационных проектов и продуктов;

оказание консультационной помощи;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности.

Ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются:

) технопарковые структуры:

научные парки, технологические и исследовательские центры;

инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры;

центры трасфертатехнологий;

инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий;

виртуальные инкубаторы;

технополисы и др.

) информационно-технологические системы:

базы научной и технологической информации, технико-юридической и технико-экономической информации, другие базы данных.

Рассмотрим в отдельности представленные элементы инновационной инфраструктуры.

Информационно-технологические системы

Одним из ключевых элементов инновационной инфраструктуры являются информационно-технологические системы. Эти системы основаны на базах данных, содержащих самую разнообразную информацию о субъектах и результатах инновационной деятельности.

Быстрое развитие Интернет-технологий и других новых информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность решения задачи информационного обеспечения инновационной деятельности. Использование телематических сетей для интерактивного удаленного доступа к базам данных информационно-технологических систем содействуют более эффективному осуществлению инновационных процессов.

Примерами успешного функционирования этого элемента инновационной инфраструктуры являются информационно-технологические системы ARIST, CORDIS, EPIPOS, поддерживаемые странами ЕС.

Так, научно-технологическая информационная служба ARIST - это информационный инструмент для получения сведений о существующих на рынке инновационных технологиях. Он используется для установления контактов инновационных организаций, обладающих соответствующей технологией, с потенциальными клиентами. ARIST предоставляет целый ряд информационных услуг, которые можно разбить на три группы:

Научная и технологическая информация для анализа того, какой стадии достигла определенная инновационная технология.

Технико-юридическая информация - анализируются такие темы, как промышленная собственность (патенты, торговые марки, полезные модели, национальные и зарубежные технические стандарты), а также законодательства, нормативно-правовые акты разных стран.

Технико-экономическая информация включает рыночные исследования поставок и дистрибьюции.

Технопарковые структуры.

В настоящее время в мире существует большое множество разнообразных форм технопарковых структур:

научные парки, технологические и исследовательские парки,

инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры,

центры трансферта технологий,

инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий, виртуальные инкубаторы,

технополисы и другие.

Между некоторыми из этих форм существуют принципиальные отличия, связанные с различным функциональным предназначением, спецификой организационной формы, спектром решаемых задач, в то время как между другими технопарковыми структурами отличие носит скорее терминологический характер, иногда связанный с особенностями развития инновационной инфраструктуры в определенной стране.

Можно выделить основные три группа технопарковых структур:

. инкубаторы,

. технопарки,

. технополисы.

Рассмотрим отличительные особенности, характерные признаки каждой и этих форм и опыт их функционирования в различных странах.

Инкубаторы - это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления.

Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг.

Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность (предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг).

Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Инкубатор, как форма и элемент инновационной инфраструктуры, находится в постоянном развитии, логику которого во многом помогает понять история возникновения и распространения инкубаторов.

Под технопарком подразумевается компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорения продвижения новшеств в сферу материального производства.

Отличительные черты технопарка:

комплексность входящих в технологический парк юридически самостоятельных фирм и организаций по научно-производственному циклу создания новшеств (научные учреждения, вузы, промышленные предприятия, службы сервиса и т.д.);

компактность расположения;

ограниченность площади;

наличие качественной инфраструктуры;

расположение в экологически чистых живописных районах;

высокая эффективность инновационный деятельности.

Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельности. Оба эти элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. Различие между ними заключается в том, что спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.

Основной структурной единицей технопарка является центр. Обычно в структуре технопарка представлены:

инновационно-технологический центр;

учебный центр;

консультационный центр,

информационный центр,

маркетинговый центр,

промышленная зона.

Каждый из центров технопарка предоставляет специализированный набор услуг, например, услуги по переподготовке специалистов, поиску и предоставлению информации по определенной технологии, юридические консультации и т.п. В состав технопарка в качестве его отдельного структурного элемента может входить инкубатор.

Технополис, который нередко называют также научным городом или наукоградом, «городом мозгов», представляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой.

Целью строительства наукоградов, технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях, создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях. Как правило, одним из критериев, которым должен удовлетворять технополис, является его расположение в живописных районах, гармония с природными условиями и местными традициями.

В настоящее время успешное развитие инновационной инфраструктуры во многих странах связывают с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации деятельности различных элементов инновационной инфраструктуры. В нашей стране положительную интегрирующую роль в развитии инновационной инфраструктуры играет создание различных инновационных союзов и ассоциаций.

Одним из примеров служит начало по созданию территориально обособленного комплекса - инновационного центра "Сколково", в котором создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В рамках инновационного центра "Сколково" создается технический университет с целью достижения им в перспективе уровня ведущих мировых университетов. Формируется система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую компанию инновационного центра "Сколково", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития" и другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.


Сущность и принципы формирования организационных структур инновационных предприятий


Решение задач, стоящих перед инновационными предприятиями (ИП) (самостоятельными или входящими в объединения, концерны и другие организационные формы высокого уровня), осуществляется в рамках тех или иных организационных структур. Они предусматривают наличие определённого состава подразделений или отдельных функционеров, находящихся в установленных взаимосвязях и взаимодействии, и в рамках внутриструктурной деятельности того или иного вида, направленной на выполнение определённых функций и на достижение частных и генеральных целей функционирования ИП.

Организационная структура ИП - это совокупность научных, конструкторских, проектных, технологических и информационных подразделений (лабораторий, отделов, секторов, групп), осуществляющих основную творческую деятельность по созданию интеллектуального продукта - инноваций определённого профиля и специализации, а также производственных, вспомогательных и управленческих подразделений, обеспечивающих выполнение тематических планов НИОКР и реализацию созданных инноваций. Организационная структура любого ИП должна в каждый отрезок времени соответствовать её целевой и функциональной структуре. На практике такого полного совпадения структур может не быть. Это объясняется тем, что в условиях динамичных рыночных отношений отпадают одни цели и функции и появляются новые в соответствии с новыми идеями, заданиями, методами решения и т.д. .

Основополагающими факторами, под воздействием которых формируется организационная структура ИП, являются:

особенности отрасли знаний, науки и техники, производства;

степень самостоятельности ИП или место в структуре объединения;

направления исполняемых НИОКР и конкретных заданий тематического плана;

уровень специализации и степень кооперации конкретного ИП и его место в общественном разделении труда, а также технология проведения и уровень автоматизации научных, проектно-конструкторских, экономико-управленческих работ;

сроки решения научно-технических проблем;

структура располагаемых ресурсов ИП (трудовых, материальных, информационных и финансовых) и тенденции их развития.

Важнейшими принципами построения и совершенствования структур ИП являются:

первичность целей, функций, задач и вторичность решающих их подразделений;

рациональное разделение и кооперация труда (внешнего и внутреннего) и целесообразная специализация подразделений и исполнителей, что в свою очередь создаёт условия для научной организации труда работников всех уровней, ускорения документооборота и прохождения информации всех видов по вертикали и горизонтали, сокращения цикла и уменьшения затрат на создание инноваций;

иерархичность взаимодействия структурных подразделений с минимально возможным числом уровней иерархии для обеспечения кратчайших путей прохождения информации сверху вниз и снизу вверх;

обеспечение управляемости, для чего на каждом иерархическом уровне оптимально должны находиться 5-6, но не более 8-9 организационных ячеек;

специализация каждого структурного органа любого уровня на выполнении возможно узкого круга функций, предусмотренных положениями.


Классификация научных организаций по секторам науки и типам организации


Организации, для которых научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности, не всегда характеризуются принадлежностью к той или иной отрасли экономики, или организационно-правовой формой собственности. В этом случае действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации работ.


СекторТип научной организацииГосударственный Организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей и общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.), включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Они в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а занимаются, главным образов исследованиями общественных и административных функций. Предпринимательский Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличные от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.Высшее образование Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем высших учебных заведений или управляемые ими, или ассоциированные с ними. Организации, непосредственно обслуживающие сферу высшего образования (организации системы Министерства образования РФ)Частные бесприбыльные (некоммерческие) Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды), кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Частные индивидуальные организации.

Малые инновационные компании (предприятия) в РФ


Среди организационных структур инновационного менеджмента особо выделяются малые предприятия. В самом сложном положении оказывается не крупный бизнес, а малая инновационная компания (предприятие) (МИК, МИП) - наукоемкое предприятие, относящееся к так называемым high tech компаниям, которая производит товар или услуги определенного научно-технического уровня.

Виды малых инновационных компаний.

Малые инновационные компании бывают следующих видов:

. МИК в административной структуре крупных НИИ и НПО. Они являются самой первой, пробной рыночной формой малых наукоемких компаний. Организаторами практически всегда являлось руководство головной организации, МИК функционировала фактически как один из административных отделов головной организации, являясь частью ее бюрократического аппарата, а ее сотрудники выполняли заказы головной организации через счета МИК, завышая свою заработную плату в 5-10 раз. .

. «Теневые» МИК - организовывались и регистрировались сотрудниками самостоятельно, без согласия администрации головной организации, в которой работало подавляющее число их основателей и владельцев. Формально деятельность таких МИК уголовно наказуемы. Однако «теневые» МИК по сравнению с МИК, описанными выше, обладали двумя преимуществами:

Они осуществляли первоначальное накопление финансовых ресурсов для дальнейшей, самостоятельной деятельности;

Научно-технический персонал получал представление о том, что такое частное предпринимательство.

Однако сохранялся важнейший недостаток - отсутствие социального риска.

. МИК самоокупаемой административной единицы обособились от больших научно-исследовательских головных организаций, которые целиком являлись их бывшими отделами или лабораториями. Такие МИК практически полностью прекратили свою деятельность, во-первых, в связи с прекращением государственного финансирования и, во-вторых, с изменением точки зрения руководства головной организации.

. Наукоемкие МИК «свободного плавания» - чисто коммерческие предприятия, создание которых являлось по-настоящему ответственным решением для людей, принимавших его, поскольку предполагало на начальном этапе полное отсутствие основных фондов, сырья, оборотных средств в сочетании с отказом от социальных гарантий, существовавших при работе в головной организации.

Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного уровня.

Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежит Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.) .

В целях стимулирования инновационной активности МИП методы воздействия государства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулировании кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и научно-производственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд. К прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в инновационной сфере. К косвенным методам воздействия государства относятся законодательно-правовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятельности МИП. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.).

законодательная;

финансовая;

административно-организационная (порядок регистрации, лицензирования и сертификации);

информационная;

налоговая;

имущественная;

консультационная;

кадровая (подготовка и переподготовка);

товарная;

производственно-техническая;

страховая.

За реализацию поддержки малых предприятий отвечают многие органы власти. К ним относятся Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли РФ, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Министерство финансов РФ, Торгово-промышленная палата и департаменты (комитеты, комиссии и т. п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов местного самоуправления. Кроме того, поддержкой малых предприятий занимаются многочисленные некоммерческие союзы и ассоциации.


6. Цели и задачи формирования инновационной инфраструктуры РФ в рыночных условиях


Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закрепления геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственно возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социальную ориентированную модель развития. Мировой экономический кризис 2008-2009 годов осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и замедлил развитие российской инновационной системы. Тем не менее сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, а обуславливает повышение требований к темпу и качеству экономического развития в период до 2020 года.

Цель стратегии - перевод к 2020 году экономики России на инновационный пусть развития, характеризующийся следующими основными показателями:

доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40-50% в 2020 году (в 2009 году - 9,4%);

доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах к 2020 году;

удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 % в 2020 году (в 2008 году - 0,35%);

валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-18% в 2020 году (в 2009 году - 12,7%);

удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35% в 2020 году (в 2010 году - 4,9%);

внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3% валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора;

доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 году (в 2010 году - 2,13%);

число цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в WEB of Science, повысится до 2,1 ссылок в 2020 году (в 2006 году - 1,51 ссылки на статью);

не менее 4 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings (в 2010 году - 1);

количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит в 2020 году 2,5-3 тысячи (в 2009 году - 63);

доля средств, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счёт всех источников, достигнет 25%.

Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, рост доходов населения и объемов потребления и т.д.

По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

Основными задачами инновационной стратегии являются:

развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;

формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;

активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:

создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;

повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;

увеличение численности инновационных предпринимателей;

создание в обществе атмосферы терпимости к риску;

пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;

адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

Инновационная модель поведения бизнеса должна стать доминирующей в развитии компаний в целях повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках, а также в технологической модернизации ключевых секторов экономики, определяющих роль и место России в мировой экономике, и в повышении производительности труда во всех секторах.

Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий обеспечит в том числе формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.

Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечит расширенное воспроизводство знаний, а также повышение эффективности и результативности инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений позволит активизировать международное двустороннее и многостороннее научно-техническое сотрудничество.

Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, будет в том числе обеспечивать формирование территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

выявление проблем и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью;

тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования;

обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;

прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;

ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты;

стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);

координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.



В данной работе мы рассмотрели понятие и задачи инновационной инфраструктуры, элементов инновационной инфраструктуры РФ, сущность и принципов, классификацию научных организаций, признаков и видов малых инновационных предприятий (компаний), а также укали цели и задачи инновационной стратегии РФ до 2020 г. В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере инноваций. Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в результате инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы.


Задание № 2


Подчеркните правильный вариант ответа.

1. Роялти - это:

а) платежи в виде процентных отчислений;

б) цены с возмещением издержек;

в) цены с гарантированными максимальными выплатами;

г) твердая цена.

2. Маркетинг инноваций - это процесс, который включает в себя:

а) планирование цены;

б) исследование рынка;

в) планирование сбыта;

г) все вместе.

2.3. Получение экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт - это задача:

а) инжиниринга;

б) реинжиниринга;

в) бренд-стратегии;

г) бенчмаркинга.

2.4. Цель управления нововведения на предприятии -

а) определение основных направлений научной деятельности предприятия;

б) определение основных направлений экономической деятельности предприятия;

в) определение основных направлений производственной деятельности предприятия;

г) все ответы верны.


Задание №3


Перечислите источники финансирования инновационной деятельности. Финансирование инновационной деятельности представляет собой направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Источники финансирования инновационной деятельности организаций можно на следующие группы (таб. 1).


Таблица 1. Источники финансирования инновационной деятельности организаций.


Список использованной литературы


1. http://dic.academic.ru/

Http://economy.gov.ru/

Н.Р. Ковалев, В.А. Пирожков «Инновационный менеджмент», г. Екатеринбург 2006 г.

В.В. Жариков И.А. Жариков В.Г. Однолько А.И. Евсейчев. Управление инновационными процессами: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. Ун-та,. -180 с., 2009 г.

Инновационный менеджмент: учебно-методический комплекс/ С. П. Барабенко, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2010. - 287 с. - (Высшее образование)

Http://studopedia.ru/

Http://bzbook.ru/

Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под ред. Проф. С. Ильенковой. - 2-е издание, переработано и дополнено М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 -343 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Инновационная инфраструктура

Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.
В РФ инновационную инфраструктуру составляют: инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и др.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Инновационная инфраструктура" в других словарях:

    Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг... Источник: Федеральный… … Официальная терминология

    инновационная инфраструктура - 3.1.21 инновационная инфраструктура: Строение (устройство) организации (учреждения), способствующее осуществлению инновационной деятельности, то есть комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих …

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Инфраструктура. Инфраструктура экономики (лат. infra ниже, под + structura строение, расположение) совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом,… … Википедия

    Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

    Инфраструктура инновационная - совокупность организаций, обслуживающих и обеспечивающих инновационную деятельность предприятий (организаций) и отдельных инноваторов. Инновационная инфраструктура имеет различные комплексные формы, наиболее распространенными из которых… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    - (экономика знаний, интеллектуальная экономика) тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих… … Википедия

    Комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационно инвестиционных процессов. См. также: Инфраструктура Инновационная деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ГОСТ Р 54147-2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 54147 2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения оригинал документа: 3.3.17 активы (asset): Все, что имеет ценность для организации. Определения термина из разных документов: активы 3.2.62 анализ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    У этого термина существуют и другие значения, см. Институт генетики и цитологии. Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси (ИГиЦ НАНБ) Международное название Institute of Genetics and Cytology of the National Academy of… … Википедия

Книги

  • Инновационная экономика. Учебное пособие , Якушев А., Дубынина А.. Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего образования. Рассмотрены основные понятия инновационной экономики, содержание и структура…
  • Инновационная инфраструктура рынка. Учебное пособие для прикладного бакалавриата , Спицына Л.. Серия «Университеты России» позволит высшим учебным заведениям нашей страны использовать в образовательном процессе учебники и учебные пособия по различным дисциплинам, подготовленные…

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра ЭиУП

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Экономика инноваций"

Студента 5-го курса ЭУПЗ-021

Судько М.Н.

№ зач. кн. 20662

Адрес: Крылова 40А-43

Бобруйск 2008


1. Инновации, их сущность, классификация

2. Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы

На основании данных таблицы 2 оценить эффективность функционирования предприятий в составе технологической цепочки и их функционирование в качестве отдельных предприятий. Сделать выводы.

Таблица 2


1. Инновации, их сущность, классификация

Термин «инновация» был введён в оборот ещё в начале нашего столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В.Р. Спенс. «инновация - это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это».

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:

1. Инновация - это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;

2. Инновация - осознанное нами новое явление;

3. Инновация - такое новое явление, которое можно использовать.

Таким образом, инновации - это усовершенствования, обеспечивающие экономию затрат, создающие условия для увеличения прибыли или снижения цены и создающие дополнительный потребительский спрос.

Классификация инноваций:

Все виды инноваций условно можно разделить на следующие три группы:

Продуктовые инновации:

В товаре;

В услугах.

Социальные инновации:

В рынках и поведении покупателей;

В поведении сотрудников;

В развитии личности сотрудников.

Менеджерские инновации:

В технологии управления;

В организации производства;

В организационных структурах управления;

В функциях и методах управления;

В технике управления.

2. Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы

Исследование содержания инновационных процессов и особенностей венчурной деятельности позволяет прийти к выводу о необходимости формирования специальных организационно-экономических механизмов поддержки малых венчурных, инновационных и технологически ориентированных фирм. Сложилась ситуация, при которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую деятельность, не приводит к адекватному повышению экономического потенциала и эффективности хозяйствования. Проблема может быть решена путем формирования инфраструктуры, поддерживающей инновационные процессы, венчурную деятельность и создающей благоприятные условия для развития малых форм в научно-технической сфере.

Применение нового понятия "инновационная инфраструктура" обусловлено рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое развитие достигло такого уровня, при котором стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил, предложить новые методические подходы к решению поставленных задач.

Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении риска между участниками инновационного процесса.

С целью снижения риска целесообразно использовать методы анализа риска по отношению не к отдельным проектам, а к их совокупности, сформированной по определенным критериям, т. е. портфелю проектов. Оценка портфеля проектов позволяет снизить степень неопределенности. Такая оценка позволяет снизить не только техническую неопределенность, но и коммерческую. Особой оценке подвергаются высокотехнологичные проекты со значительными затратами на научные исследования и разработки. Это заставляет особенно тщательно искать пути снижения затрат на разработку и издержек на производство и коммерциализацию, а также внимательно обосновывать минимально возможные объемы выпуска высокотехнологичной продукции.

По мере продвижения по фазам инновационного цикла и уточнения получаемых данных необходимо снова проводить оценки проектов, их обеспеченность имеющимися ресурсами, принимать решения о прекращении разработки отдельных проектов и их корректировке в соответствии с требованиями рынка. Таким образом, в процессе оценки проектов по мере продвижения по фазам инновационного цикла можно снизить степень технического и коммерческого риска, при оценке в "контрольных точках", уточняя информацию и изменения, происходящие на рынке в целом и особенно в сегменте, на который ориентируется проект.

Снизить риск позволяет и формирование портфеля, содержащего различные по объему, фазам инновационного цикла, степени новизны проекты. При этом портфель, состоящий из множества малых проектов, является более устойчивым, чем портфель, состоящий из небольшого числа крупных проектов на такую же сумму, и тем более, чем единичный проект. При таком формировании портфеля увеличивается возможность включения венчурных проектов и не изменяется обоснованный уровень портфеля в целом.

Следовательно, снижение риска возможно за счет повышения качества и уровня квалификации специалистов менеджмента, маркетинга, в обязанности которых входят сопровождение проекта и продвижение продукта на рынок, формирование портфеля проектов, определение очередности их выполнения, корректировка решения в "контрольных точках" в условиях неопределенности и риска.

Обеспечить эти направления целесообразно с помощью создания специальной инфраструктуры. При этом создание инновационной инфраструктуры снижает степень риска вложений в инновационную деятельность в данном регионе в целом, привлекает дополнительные инвестиции, формирует новые модели технологического трансфера и коммерциализации научно-технической продукции в условиях национальной экономики.

Следует отметить, что создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс софтизации, характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией - опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

В задачи инновационной инфраструктуры входят:

Отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;

Создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;

поддержка венчурных проектов;

Система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;

Поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы); .

Формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;

Аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;

Создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;

Получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;

Развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;

Помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подаче заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах;

Помощь в проведении конверсии;

Обучение предпринимательству в научно-технической сфере.

Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных элементов:

1. Организационные структуры (администрация малого инновационного бизнеса или комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т. д.), обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т. д.).

Инновационная инфраструктура - это совокупность объектов, оказывающих информационную, материально-техническую, консалтинговую и другую помощь и создающих благоприятные условия для реализации инновационных проектов. Создание инновационной инфраструктуры необходимо осуществлять с учетом особенностей каждого региона, его специализации и особенностей экономики для раскрытия потенциала региона. В таком случае создание инфраструктуры даст мощный стимул для развития региональной экономики. К объектам инновационной инфраструктуры можно отнести: создание технопарков, особых экономических зон, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий.

Остановимся более подробно на основных объектах инновационной инфраструктуры. Особые экономические зоны являются важным механизмом государственной поддержки инновационной деятельности в России. Особая экономическая зона – это географически обособленная зона, которую государство наделяет налоговыми и таможенными льготами для привлечения российских и иностранных инвесторов в приоритетные отрасли науки, создает необходимую инфраструктуру для разработки передовых технологий. В особой экономической зоне действует режим свободной таможенной зоны, это позволяет размещать и использовать иностранные товары на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на НДС. Для экспорта российских товаров, резиденты оплачивают только акциз и не уплачивают вывозные таможенные пошлины.

Особую роль в поддержке инновационной деятельности в России, играют ОЭЗ технико-внедренческого типа. Цель создания технико-внедренческих зон - стимулирование инновационного процесса в них для развития научно-технического потенциала страны и формирования высокотехнологичных отраслей. В ОЭЗ данного типа инновационный проект проходит путь от «прорывной» идеи до коммерциализации разработки.

Другим примером развития инновационной инфраструктуры является создание технопарков. Технопарки нацелены на формирование устойчивого взаимодействия и кооперации между субъектами инновационной деятельности. Технопарки осуществляют обмен технологиями и знаниями между научными организациями, а также бизнес структурами. Управляя данным процессом, технопарки стимулируют создание и развитие инновационных предприятий. Основными задачами создания технопарков являются: воплощение знаний в технологии, затем превращение технологий в коммерческий продукт, доведение продукта до рынка с помощью малых инновационных предприятий, развитие и поддержка наукоемких предприятий. Таким образом, технопарки выступают в качестве объектов полного цикла реализации инновационного проекта. Технопарки создаются в соответствии со специализацией региона и особенностями экономики, потенциалом региона, тем самым позволяют дать мощный стимул для развития региональной экономики. Приоритет при формировании объектов инфраструктуры отводится регионам, обладающим большим промышленным и научным потенциалом, не каждый регион может получить государственную поддержку, проводится определенный конкурс.

Инициируют создание технопарка обычно различные научные и образовательные учреждения, органы государственно власти. Для частного бизнеса и научных организаций основным преимуществом создания технопарка и участия в его функционировании является получение новых возможностей инновационного развития собственных организаций, использование научно-исследовательского потенциала и совокупного технологического результата отдельных организаций, доступ к технологиям и знаниям, а также к финансовым ресурсам, которые обеспечиваются государством.

Важным этапом для дальнейшего развития технопарков стало создание в 2011 году некоммерческого партнерства «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий». Ассоциация возникла по инициативе частного бизнеса, а именно представителей технопарков, которая была поддержана Минкомсвязью России. Цель создания ассоциации выработать единые подходы и критерии к организации деятельности и функционированию технопарков. Также Ассоциация осуществляет взаимодействие с институтами развития, например с «Роснано».

Наиболее востребованной является практика создания бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубаторы играют важную роль в развитии малых инновационных компаний. Одним из преимуществ быть резидентом бизнес- инкубатора является возможность полностью сконцентрироваться на задачах, связанных с созданием инновационного продукта, его коммерциализацией, и не терять время на решение организационных вопросов. Цель создания бизнес-инкубаторов – формирование благоприятных условий для возникновения и дальнейшего эффективного функционирования малых инновационных компаний, которые реализуют научные идеи.

Вкладом со стороны государства в создании бизнес-инкубаторов, является финансовая помощь, так в настоящее время в России действует свыше 150 бизнес–инкубаторов, большинство из которых построены в рамках федеральной программы поддержки предпринимательства.

Помимо предоставления компаниям в совместное пользование физического пространства для работы на льготных условиях, бизнес-инкубаторы предоставляют доступ и к определенному спектру услуг, который включает в себя: проведение специализированных программ по обучению предпринимателей, постоянную помощь в управление инновационным проектом и компанией в целом, помощь в определении рынков сбыта, поиска инвесторов и партнеров, грамотного продвижения продукта.

Стоит отметить, что в 1997 году по инициативе существующих на тот момент бизнес-инкубаторов и соответствующих организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства, было создано «Национальное содружество бизнес-инкубаторов», целью которого явилось координация и управление процедурой становления региональных бизнес-инкубаторов. Предполагалось, что действующие бизнес- инкубаторы будут передавать накопленный опыт и будут способствовать тиражированию этого опыта для успешного становления бизнес-инкубаторов в регионах.

Сегодня основными направлениями деятельности НСБИ являются такие, как: поддержка действующих и начинающих бизнес-инкубаторов; содействие в финансировании, организация обучения и методическая поддержка; формирование информационной базы для обеспечения активного взаимодействия региональных бизнес-инкубаторов.

В заключение хотелось бы рассмотреть центры трансфера технологий. Центры трансфера технологий, созданные за счет государственного бюджета, играют решающую роль при ускоренном создании современной технологической базы, разработки высокотехнологичной продукции, коммерциализации результатов научных исследований. Трансфер технологий объективно необходим на каждом переходе инновационного цикла от одного этапа к другому, потому что обычно каждая последующая стадия осуществляется разными людьми, что и делает трансфер технологий и знаний неотъемлемой частью инновационного процесса. Центры трансфера являются одним из ключевых элементов инфраструктурной поддержки малых инновационных предприятий на начальной стадии их развития, обеспечивают помощь в разработке высокотехнологичной продукции и превращении разработки в реальный продукт, который будет привлекателен для инвесторов. Центры трансфера создаются на базе университетов и научных организаций, их постепенное развитие является важным механизмом при создании национальной инновационной системы.

В 2006 году была создана Сеть трансфера технологий высшей школы, деятельность которой финансировалась специальной структурой – Фондом содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. Сеть объединила на добровольной основе научные и образовательные учреждения, целью данной организации стало вовлечение университетов в лице центров трансфера в коммерциализацию своих научных результатов.

На данный момент существует еще одна структура, способствующая созданию эффективных каналов и условий для трансфера знаний между научно-исследовательскими институтами и бизнесом, это Совместный Центр Трансфера Технологий РАН и РОСНАНО. Данный центр был создан в 2010 году в форме некоммерческого партнерства. ЦТТ сотрудничает со всей инфраструктурой коммерциализации НИР, «растит» находящиеся на ранних стадиях развития проекты для РОСНАНО, получая финансирование для них в других источниках.

Таким образом, развитие инновационной инфраструктуры необходимо для создания благоприятного климата, стимулирующего развитие инноваций. Объекты инновационной инфраструктуры предоставляют различные виды поддержки: оказывают финансовую, консалтинговую помощь; создают особые условия для ведения бизнеса, предоставляют льготный режим налогообложения; обеспечивают каналы взаимодействия между участниками инновационного процесса, чтобы компании могли эффективно заниматься инновационной деятельностью.

Список литературы

1. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.

2. Савон Д.Ю. Государственно-частное партнерство в решении задач устойчивого развития регионов / Д.Ю. Савон, Е.Л. Карибжанова, Е.В. Маркер // Государственное и муниципальное управление. - 2013. - № 2.

3. Управление исследованиями и разработками в российских компаниях: Национальный доклад. - м.: ассоциация менеджеров, 2011. - 80 с.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт