Невербальные средства коммуникации. Психология невербального общения

01.05.2019

Может иметь не только языковую форму (вербальную, словесную), но и невербальную, т. е. общение может осуществляться с помощью мимики, жестов, внешнего вида, цветовой гаммы и т. п. Конечно, язык является методом познания мира, сохранения и передачи информации, частью культурного менталитета, который составляет сферу духа, ценностей и значения.

Но и несловесными формами общения передается около 50% информации. В свое время видный политический деятель М.Н.Сперанский отмечал, что «оратор должен призывать на помощь другой язык — язык движения, тона и интонации. Он должен дополнить лицом, рукой и интонацией то, чего нельзя выразить словом... Рука дополняет мысли, которые невозможно выразить языком..., рука только тогда должна действовать, когда нудно дополнять понятие» .

Некоторые ученые (Дж. Г. Мид) считают, что формирование индивидуального сознания в процессе взаимодействия началось с понятия жеста . Жест как форма межличностного общения соотнесен с некоторыми элементами опыта человека и вызывает в сознании воспринимающего такой же отзыв, что и в сознании совершающего этот жест.

Семантика жестов разнообразна и становится значимой на уровне межнационального значения. Ошибки в интерпретации жестов бывают лишь при формальном совладении: подобному жесту придается то значение, которым он владеет в своей культуре. Хрестоматийный пример: кивок головой у болгар означает несогласие («нет») у русских и украинцев — согласие («да») и наоборот: покачивание головой из стороны в сторону в болгарском общении означает «согласен» («да»), в нашем — «нет».

Нередки случаи, кода одинаковым жестам в разных культурах придается разное значение. Например, открытая ладонь в Греции означает обиду. Для испанцев, греков и итальянцев обидным является жест касания мочки уха. В Португалии этот жест означает, что человек не расслышал сказанного (глухой).

Исследования в области эволюции человеческих систем общения позволяют предположить, что исторически язык жестов предшествовал словесному общению . Уже у высших антропоидов отмечены жесты и позы, соответствующие поведению человека: объятия, поклон, кивок головой, поза угрозы и др. Скорее всего, эти жесты заложены в генетическом коде матери, которая учила ребенка ходить, переносила его на спине, играла в «прятки» и т. п. Во многих культурных традициях существовали отработанные системы жестов: некоторые монашеские ордена и дервиши давали обет молчания и общались с помощью жестов, не уступающих современному языку жестов глухонемых.

Визуальное общение (жесты, мимика) отчетливо преобладают в . Это особенно характерно для ритуала. В некоторых ритуалах вообще предусматривается обязательное молчание, а словесное общение сводится к выкрикам, призывам божества. И сейчас можно наблюдать, что при оглашении лечебного заговора больной не воспринимает его как связную речь, а слышит только некоторый ритмичный словесный поток, в котором улавливает лишь отдельные слова — все это в совокупности с определенной обстановкой завораживает.

Языком жестов, поз, с помощью особого поведения в ритуале передается наиболее значимая информация, та, которая имеет ключевое значение для данного социума.

Особая роль в истории коммуникативного поведения при­ надлежат руке. Жест — это ведь тоже, в первую очередь, какие-то значимые движения рук. Жесты движущихся рук имеют древнее происхождение, они связаны с ритуально-мифологической символикой руки. Вот некоторые из многочисленных значений жестов руки :

  • Многорукие боги и богини в индийской традиции сим­волизируют многократное усиление своего могущества и силы.
  • В культуре эскимосов внутренняя сила шамана символизируется изображением человеческих рук и ног, расположенных по четыре стороны вокруг человеческого лица.
  • Ритуальная одежда некоторых индейских племен украшена изображением руки с распростертыми вытянутыми пальцами — это символизирует ограждение от нечистой силы. Этот знак распространен и в других культурах Средиземноморья и Ближнего Востока. (Обратите внимание на изображение «Оранты» в Софийском соборе г. Киева).

Рука в невербальном общении нередко передает тот смысл, который вкладывается в слова «взять власть в свои руки». Власть руки часто встречается на хеттских государственных договорах, где руки обнимают союзника. Современное поднятие рук при голосовании ведет свое начало из доколумбовой Мексики: парные изображения рук встречаются у ацтеков, где они символизировали связь с культом богини Земли. Во время пира последнего вавилонского царя Валтасара в храме появилась рука, которая начертала таинственные слова, который присутствующий мудрец перевел как пророчество гибели Вавилона.

Исследователи этого вопроса насчитывают около 2-х тысяч символических жестов руки. Руки плачут, жалуются, проклинают, бьют, ласкают. Когда человек волнуется, нервничает, об этом говорят руки: их некуда деть, кисти рук мнут друг друга, пальцы дрожат. Все это говорит о том, что рука — умнейший орган, который говорит символическим языком.

В древнерусской культуре существовала своя традиция руки. О «славной руке», «легкой руке» мечтали квартирные воры. Существовало поверье о засушенной руке мертвеца, которая наводит непробудный сон на тех, кто не спит. Просить руки или отказать в руке было в свадебном кодексе символом будущего бракосочетания. Словесная практика тоже отражает символическое отражение руки: «рука руку моет» — процедура мытья рук означала снятие вины и нежелание брать вину на себя. Отсюда и выражение Понтия Пилата во время суда над Иисусом: «Я умываю руки».

«Рука Москвы» — это выражение в наше время трактуется как тайные пути власти. Популярное изображение соединенных рук, как символ союза и дружбы (рукопожатие) впервые появилось в компании «Hancl in Hancl Fire Office», основанной в 1696 году. Жест раскрытой руки — пятерня — означает отказ, разъединенные пальцы руки, вытянутые прямо на зрителя являются архаичным жестом ограждения от нечистой силы.

Рука выступает и как символ власти и высокого положения в известных выражениях: «Божья рука — владыка», «он моя правая рука», «у него длинные (или короткие) руки» (много власти — мало власти).

Невербальные формы общения способны выражать оп­ределенные отношения и . Правое — правдивое, правильное («наше дело правое»), левое — неправильное, неправдивое («не ходи на лево», т.е. не изменяй). Культурные установки поддерживают праворукость: функции правой и левой руки различны. С этим связаны особенности . У многих народов довольно строго разграничены действия, которые следует выполнять левой и правой рукой. У монголов правая рука — «рука благодати», только этой рукой можно доить скот, принимать подарки, отдавать что-нибудь. Сербы, пеленая ребенка, оставляют свободной правую руку, чтобы он имел возможность защищаться от черта. Мусульмане считают правую руку ритуально чистой, поэтому только ею можно приветствовать человека, брать еду, касаться «чистых» частей тела.

Язык жестов тесно связан с мышлением . Вместо того, чтобы сказать «да» или «согласен», можно кивнуть головой. Вместо того, чтобы сказать «здравствуйте», можно протянуть руку или наклонить голову. Поднятый вверх палец выражает важность какой-то вашей мысли. Указательным пальцем угрожают шаловливому ребенку — этот жест заменяет приказ «прекрати». Здесь легко прослеживается эквивалентность языка жестов языку звуков.

Следует учитывать, что невербальные формы коммуникации имеют различия в национальных культурах. Жест прощания у многих народов — это помахивание рукой. Но у россиян, украинцев и др. — это движение руки (кисти) впереди назад, у итальянцев — развернутой к себе ладонью вперед-назад, что у русских означает «идите сюда».

Украинский студент, желая выступить на занятии, поднимает руку, вытянув кисть, немецкий поднимает два пальца. Оценивая блестяще прочитанную преподавателем лекцию, украинские, русские студенты аплодируют, западноевропейские в такой же ситуации стучат кистями пальцев по столу. В Индии знакомые при встрече складывают руки лодочкой, притискивая их к груди и наклоняя вперед голову, и не пожимают рук. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь: «это я», японец показывает на нос.

  • жесты, которые заменяют слова (приветствие);
  • жесты, сопровождающие речь (поднятый палец);
  • жесты-символы («отдание чести» в армии);
  • экспрессивные жесты (жест угрозы);
  • описательные жесты (например, зажигание спички). Этикетная роль жестов в межличностной коммуникации тоже разнообразна.

Прикосновение к собеседнику, человеку, с которым вступают в физический контакт, означает интимную склонность, нежность, а также власть. Прикосновения зависят от ситуации, условий и настроений. Часто они служат выражением нашего отношения к человеку.

Рукопожатие — один из наиболее привычных этикетных жестов при встрече, знакомстве, прощании. Но в странах Восточной и Южной Азии рукопожатие не было известно до знакомства с европейской культурой и расценивалось, как и всякое прикосновение при встрече, как нарушение правил общения или как выражение недружелюбия. Арабы, латиноамериканцы и представители Южной Европы во время приветствий касаются один одного очень активно, вместо рукопожатия часто используют объятия, поцелуи в щеку.

У славянских народов рукопожатие, кроме ритуала приветствия, означало утверждение какой-то договоренности («ударить по рукам», «бить по рукам»). Известный обычай разнимания рук третьим человеком (судьей) стал символом справедливого выполнения условий договора. Рукопожатие было и остается центральным моментом примирения. На Руси рукопожатия сначала были приняты только среди мужчин, при этом первым подавал руку старший, хозяин, начальник. Потом рукопожатие вошло в повседневную практику как жест равных. Но и теперь инициатором этого жеста является старший человек или начальник. Рукопожатие с использованием обеих рук выражает особую искренность и любовь, доверие и бескорыстие по отношению к собеседнику.

Своеобразной формой общения является поцелуй . В мифологии поцелуй символизирует слияние людских душ, внутреннее искусственное родство. Именно такое значение несут поцелуи между родственниками, женихом и невестой, хозяином дома и почетным гостем. Этимология слова «поцелуй» связана с корнем «целый», что выражает желание быть целым, здоровым. Распространенный ранее обычай целовать детей в лицо, голову, губы выражал желание защитить их от «порчи».

В христианской культуре поцелуй-приветствие сближается с поцелуем почитания, уважения. Отсюда ритуал поцелуя руки, плеча, но не в губы: поцелуй руки священника, панской или державной руки, руки родителей или почетных людей пожилого возраста и др. Обычай целовать руку женщине во время приветствия и в знак высокого уважения на Руси в целом не получил широкого распространения. А. Куприн в романе «Колесо истории» писал: «Поцелуй руки — это высшая интимная ласка. С какой стати мы мусолим руку каждой женщине без смысла для нее и для себя?». Может быть, поэтому и не принято целовать руки девушкам, а женщинам во время еды и на улице. В большом сообществе стоит поцеловать руку только гостеприимной хозяйке.

В украинской традиции прощания или расставания распространено взаимное прощение грехов, которое сопровождается поцелуями, как между мужчинами, так и между женщинами. У восточных славян существует особенный обычай — обряд пасхального целования со словами: «Христос воскрес!» — ответ: «Воистину воскрес!». Люди при встрече троекратно целуются в губы или щеки. Этот обряд имеет общий характер и утверждает равенство всех людей перед лицом всеобщей радости — воскрешением Христа.

В целом все вышеназванные способы невербального общения являются показателями статусно-ролевых отношений, степени близости людей, которые общаются. Они представляют собой «бессловесные знаки» человека. Они выполняют следующие функции:

  • несут информацию об эмоциональном состоянии человека, его чувствах и отношениях к другому;
  • дополняют, уточняют, а иногда изменяют речь;
  • являются показателями статусно-ролевых характеристик партнеров;
  • служат средством межличностного влияния в общении, регулируют отношения;
  • являются способом создания и обыгрывания определенного образа человека.

Их ценность в сравнении с языком состоит в том, что они более естественны и в меньшей степени находятся под контролем сознания и поэтому бывают более правдивы в плане отражения чувств и отношений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Невербальное общение — это коммуникация между инди-видами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, об-ладающее исключительно широким диапазоном средств и спо-собов передачи информации или обмена ею. Как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интер-претировать информацию, переданную в невербальной форме. Исследования А. Мейерабиана показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, прочее неречевое взаимодействие 53%.

Та-ким образом, большая часть информации передается посред-ством невербальных средств общения, которые необходимы для того, чтобы:

1) создавать и поддерживать психологический контакт, ре-гулировать течение процесса общения;

2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

3) выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл си-туации.

Основными средствами, которыми обладает «язык тела», яв-ляются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «простран-ственное повеление», характеристики голоса. В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к не-вербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представля-лось ранее. Знание особенностей невербальной коммуникации позволяет адекватно «считывать» мимику, позу, жесты, дыхание, голос, положение глаз, что способствует межличностному взаи-модействию и решению проблемных ситуаций. Невербальных знаков общения очень много, одни из них совершаются умыш-ленно, другие — почти умышлено, а третьи — бессознательно.

Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и куль-туру. Как известно, для животных то, что мы называем невер-бальными способами общения, является основным инстин-ктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях.

Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сход-стве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволю-ционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.


Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах име-ет различное, иногда прямо противоположное значение Кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собе-седник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуа-ции будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямо-го контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т.д. Такого рода на-блюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и пове-дения.

Среди неясных в плане формирования средств невербально-го общения остается, в частности, вопрос о том, как люди при-обретают навыки невербальной коммуникации. Многое объ-ясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопро-вождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам чело-век не может в большинстве случаев сказать: почему он исполь-зует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.

Типы невербальных средств общения

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владе-ют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Невербальное поведение личности полуфункционально, по-скольку:

Создает образ партнера по общению;

Выражает качество и изменение, взаимоотношений пар-тнеров по общению, формирует эти отношения;

Является индикатором актуальных психических состоя-ний личности;

Выступает в роли уточнения, изменения понимания вер-бального сообщения, усиливает эмоциональную насы-щенность сказанного;

Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отно-шений.

Существуют различные классификации невербальных средств общения, что обусловлено их богатством и многогран-ностью.

Рассмотрим следующую систематизацию невербаль-ных средств общения, которая строится на выделении четырех групп:

1) визуальные;

2) акустические;

3) тактильные;

4) ольфакторные.

Первая группа включает те невербальные средства обще-ния, которые человек, в первую очередь, воспринимает при по-мощи органа зрения.

Визуальные невербальные средства общения включают:

Мимика — это выражение лица, положение головы чело-века. Мимика является одним из главных показателей чувств говорящего. Она позволяет лучше понять партне-ра по общению, разобраться, какие чувства он испыты-вает.

Кинестезические выражения включают: поза; движение рук (жестикуляция), головы, ног, туловища человека, его походка и осанка.

Движение глаз—направление взгляда, визуальный кон-такт, частота и длительность фиксации глаз другого че-ловека.

Кожные реакции: покраснение, побледнение.

Проксемика — характеристика межличностной дистан-ции: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. Общение всегда простран-ственно организовано. Одним из первых пространствен-ную структуру общения стал изучать американский ан-трополог Э. Холл , который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». На проксемические характеристики общения прямое вли-яние оказывают культурные и национальные факторы.

Э. Холл описал нормы приближения человека к челове-ку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояни-ями: интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение са-мых близких людей; персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми; социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными ауди-ториями.

Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Вспомогательные средства общения: признаки пола, воз-раста, расы; одежда, прическа, косметика, украшения, очки.

Невербальное общение – это важная и неотъемлемая часть процесса коммуникации. Мимика, жесты, движения, интонация и тон голоса, взгляд – все эти факторы влияют на эффективность процесса обмена информацией между адресантом и адресатом.

Учёные пришли к выводу о том, что, с помощью языка тела люди передают очень важную, а главное, правдивую, информацию в процессе коммуникации. Невербальные средства общения и их формы попали в поле зрения исследователей сравнительно недавно. Результатом их детального изучения стало появление новой науки – невербальной психологии.

В каждом человеке в той или иной степени противодействуют две силы: потребность в уединении и жажда общения с людьми.
Владимир Набоков. Лекции по русской литературе.

Вся правда о невербальной коммуникации

Анализируя, правду ли говорит наш собеседник, мы на подсознательном уровне учитываем не только слова, но и сообщения, передаваемые с помощью языка тела. Учёные сумели доказать, что почти 50% информации передаётся жестами и мимикой, и лишь только 7% - словами.

Несомненно, жестово-мимическое сопровождение речи может рассказать об окружающих гораздо больше, чем их полная автобиография.

ВикиСправка
Невербальная коммуникация - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

Если для полного описания эмоционального состояния понадобиться несколько слов или предложений, то для выражения любого чувства невербальными средствами достаточно выполнить всего одно движение (например, поднять бровь, выражая удивление или кивнуть).

Основные элементы невербального общения

Изучение средств невербальной коммуникации позволит сделать наше повседневное общение более эффективным. Умение читать между строк очень важно в процессе построения стратегии поведения, поскольку различные проявления несловесного обмена информацией могут стать ключом ко многим тайнам и секретам.

Считается, что ни один человек не в состоянии полностью управлять движениями мимики и жестами во время разговора. Даже слабые сигналы, инстинктивно подаваемые собеседником, помогут сделать его оппоненту правильные выводы.

  • Поведение : наблюдая за изменениями в поведении человека в зависимости от ситуации можно извлечь много полезной информации. Экспрессия – выразительные средства: жесты, мимика. Тактильное взаимодействие : прикосновения, рукопожатие, объятия, похлопывания по спине. Взгляд : длительность, направление, изменение размеров зрачка. Передвижение в пространстве : походка, поза во время сидения, стояния и др. Индивидуальные реакции на различные события : быстрота движений, их характер (резкие или плавные), завершённость и др.

Современные учёные всё-таки смогли разработать специальные методики, которые позволяют ввести в заблуждения даже знатоков языка жестов. Досконально изучив некоторые невербальные приёмы, можно использовать определённые элементы, чтобы убедить собеседника в искренности ваших намерений. Но это довольно сложно, поскольку невербальное сопровождение речи активизируется во время диалога нашим подсознанием.

Значение некоторых поз и жестов

Практически каждый день человек вступает в контакт с другими людьми, между ними возникает общение. Как известно, общение подразделяется на вербальное и невербальное. К способам невербального общения может относиться все, кроме речи, то есть, это мимика, жесты, интонация, позы и другое.

Рассмотрим ниже наиболее популярные позы при невербальной коммуникации:

  • Если человек прячет руки за спину, скорее всего, он хочет вас обмануть Широко раскрытые руки, повёрнутые ладонями вверх, говорят о том, что собеседник настроен дружелюбно и расположен к общению Если ваш визави скрестил руки на груди, значит, он испытывает дискомфорт и не хочет продолжать диалог. Сосредоточенно размышляя над серьёзным вопросом, человек будет непроизвольно потирать подбородок или пощипывать переносицу. Если слушая вас, человек постоянно прикрывает рот рукой, значит, вы говорите недостаточно убедительно Если собеседник скучает, он подпирает голову рукой Энергичное рукопожатие, сопровождаемое радостным вербальным приветствием, говорит об искренних намерениях человека Если ваш визави не может уловить суть разговора, он будет почёсывать ухо или шею.

    Жесты рук при разговоре

    Жесты рук могут достаточно подробно рассказать об общем настрое на разговор собеседника. Насыщенность речи человека жестами добавляет беседе яркие оттенки. При этом чересчур активная жестикуляция либо периодически повторяющиеся жесты могут говорить о неуверенности в себе и наличии внутреннего напряжения. В целом жесты рук можно разделить на открытые и закрытые:

    • Открытые жесты свидетельствуют о доверии и доброжелательном отношении собеседника. Дополнением может служить немного выдвинутый вперед корпус.
    • Закрытые жесты рук практически во всех случаях указывают на некий дискомфорт и желание человека «закрыться». К примеру, руки, расположенные на локтях и «сцепленные в замок» говорят о неготовности собеседника к прямому разговору и принятия решения в данный момент. Если у человека на пальце имеется кольцо, и он его периодически трогает и прокручивает, то данный жест говорит о нервном напряжении.
    В случае если собеседник, находясь за столом, подносит руку к губам, то, вероятнее всего, он хочет скрыть определенную информацию либо обмануть. Следует обратить внимание и на жест, когда собеседник притрагивается пальцами к своему уху, так как он означает желание прекратить разговор.

    Положение ног при общении

    • Положение внимания : Открытая поза, при которой ноги находятся вместе, носки немного врозь. Данное положение свидетельствует о нейтральном поведении человека.
    • Положение, при котором ноги расставлены наиболее характерно для мужской половины человечества , поскольку является некоторым сигналом доминирования. Вместе с тем данное положение свидетельствует об уверенности, человек твердо стоит на ногах.
    • Если одна нога собеседника выставлена вперед другой , то данный жест может раскрыть его намерения относительно беседы. В случае когда носок человека при разговоре с вами направлен в сторону, это означает, что он не прочь поскорее уйти. И, напротив, при обращении носка в сторону собеседника, человек увлечен беседой.

    Вариации скрещенных ног

    Все скрещенные положения ног говорят о закрытом настрое и обороне. Зачастую, человек принимает такую позу ног, испытывая дискомфорт и стрессовое состояние. В сочетании со скрещенными руками (чаще всего в области груди), поза говорит о желании человека оградиться от происходящего и невозможности воспринимать информацию. Положение под названием «зацепление ног», характерное для женщин, означает страх, неудобство и зажим.

    Заключение

    Жесты человека порой оказываются гораздо красноречивее, нежели его слова. Поэтому при разговоре с собеседником следует уделять жестам должное внимание.

    Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному – отношение к партнёру по общению.

    НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов имеет свои специфические характеристики.

    В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксемику, визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

    НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - это неречевые средства общения. Они нужны для того, чтобы:

    а) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

    б) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

    Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Обычно они оказываются так или иначе скоординированными между собой и со словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово - с солистом на его фоне. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

    Невербальные средства общения делятся на:

    · визуальные (кинесику - движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; позы, в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

    Визуальное общение – это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

    Кинесика – это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук – жестикуляция; лица – мимика; позы – пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения представляют своего рода "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии. "Этот язык, - писал С. Л. Рубинштейн, - располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвысится над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей".

    · кожные реакции (покраснение, появление пота);

    · отражающие дистанцию (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.); Проксемика – особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

    · акустические или звуковые (паралингвистические, т. е. связанные с речью - интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность.

    · экстралингвистические, то есть не связанные с речью - смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “шмыганье” носом и т. п.; Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации.

    · тактильно-кинестезические (физическое воздействие - ведение слепого за руку, контактный танец и др.; такесика - пожатие руки, хлопанье по плечу) и ольфакторные (приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека).

    На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

    Ряд исследований в области проксемики связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название "хронотопов". Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп "вагонного попутчика" и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это "вагонный попутчик".

    Виды невербальных средств общения

    Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.

    К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика. Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

    Мимика

    Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Основные характеристики мимики – её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

    Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее, основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

    Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

    Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

    Мимика бывает разная:

    Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

    Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

    Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

    Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

    Также мимические движения подразделяются на:

    1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

    2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

    3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

    4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

    5) мимику удовольствия-неудовольствия;

    6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

    Взгляд

    С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

    Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения.

    Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтерс установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

    Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

    Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

    С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбуждён или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

    Таким образом, не только экспрессия лицевая несёт информацию о человеке, но и его взгляд.

    Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересо­вывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество.

    Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуника­ции показывает, что они, несомненно, играют большую вспомога­тельную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаб­лять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуни­кации помогают выявить такой существенный параметр коммуни­кативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вер­бальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

    Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определённых обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передаёт заведомо ложную информацию, лицо становиться малоинформативным, а тело – главным источником информации для партнёра. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержать очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

    Жесты

    Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения, и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем:

    Указательные;

    они направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.

    Подчеркивающие (усиливающие);

    Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

    Демонстративные; Демонстративные жесты поясняют положение дел.

    Касательные жесты. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

    От той информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбуждённости человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнёрами, особенно если оно почему-то затруднено.

    Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

    1) коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

    2) модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);

    3) описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

    Различают также:

    Произвольные

    Непроизвольные жесты.

    Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

    Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

    Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей – перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды – в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

    Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

    Также невербальные сигналы могут быть конгруентными , т.е. соответствующими словесному высказыванию, и неконгруентными . Например, вы попросили вашего собеседника выразить мнение по поводу только что сказанного вами. Он при этом находиться в позе, в общем выражающей критически оценочное отношение.

    Главным здесь является жест "подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен".

    Если ваш собеседник ответил бы вам, что он с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными , т. е. соответ­ствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут неконгруэнтными. Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

    Поза это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.

    Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведённых В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

    Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза – стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

    Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе. Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не все понимают, как они это делают.

    Одежда

    Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда. В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “По одежке встречают…” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность такова, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

    И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» рассказывает, как странник расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого различия в одежде воспитанников. «Разгадка тут вот в чем, - отвечал надзиратель, - для нас это средство узнать характер каждого мальчика… Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а также любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой – об образе жизни человека…».

    То, что в этом наблюдении действительно кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест Люшера.

    Швейцарский психолог М. Люшер предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.

    Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся. Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.

    Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналы и сенаторы. Отвергают кранный цвет, как правило, астенизированные, уставшие люди.

    Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего», такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды («разбитые мечты»), истощение нервной системы.

    Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности.

    Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.

    Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.

    Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или иной экстремальной ситуации.

    Но вернемся к И. Гете. «Правда, - продолжает надзиратель, - есть в человеческой природе черта, отчасти затрудняющая точные суждения: это дух подражания, склонность примыкать к большинству».

    Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, но по тому, как человек одевается, можно судить, в какой он степени подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

    Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя.

    Украшения

    Важной деталью в одежде являются украшения.

    К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.

    С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.

    Престижные украшения. Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом, можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя представляете, утерев им нос и поставив на место.

    Членский значок той или иной организации . Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.

    Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.

    Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.

    Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и, судя по ним, можно определить победителя.

    Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.

    Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.

    Крупные украшения . Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.

    Походка человека, т. е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая, угнетённая походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.

    С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.

    31. Особенности содержания каждого из компонентов и этапов коммуникативного процесса наиболее полно отражены в требованиях к «хорошей коммуникации» (в принципах и правилах реализации коммуникативной функции), а также - в наиболее типичных для них ошибках и «барьерах» коммуникации. Труд­ности и источники ошибок («барьеры») коммуникаций столь же разнообразны, как многообразна сама психика. Вместе с тем среди них выделяются наиболее типичные и повторяющиеся. Их преодоление составляет неотъемлемую часть коммуникативной функции деятельности руководителя.

    Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием). Люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации, выделяют в них главные, по их мнению, особенности. Они обычно убеждены, что их индивидуальная точка зрения и есть правильная. В зависимости от опыта, сферы профессиональной компетенции, интересов и многого другого одна и та же информация будет восприниматься и интерпретироваться с очень большими разли­чиями или вообще - не пониматься и даже активно отторгаться.

    Диспозиционные ошибки обусловлены различиями в социаль­ных, профессиональных и жизненных установках людей, вступа­ющих в коммуникативный обмен. Если, допустим, у руководите­ля в прошлом опыте сложилась стойкая отрицательная установка к восприятию какого-либо члена организации, ее будет чрезвы­чайно трудно преодолеть даже в том случае, если подчиненный сообщает действительно важную и нужную информацию. Эта информация будет либо отторгаться, либо пониматься ошибоч­но, либо, по крайней мере, восприниматься с повышенным не­доверием.

    Статусные ошибки возможны вследствие больших различий в организационном статусе коммуникантов. Очень хорошо из­вестно, как трудно бывает понять «большому руководителю» нужды «простого рабочего». Общим здесь является правило: чем больше статусные различия, тем выше вероятность такого рода ошибок.

    Семантические барьеры возникают из-за того, что понятия естественного языка обладают свойством полисемичности, то есть многозначности и наличием ряда смысловых оттенков. Следовательно, они допускают возможность неоднозначного понимания говорящим и слушающим, что усиливается при различиях в их установках, целях, статусе, а также зависит от общего контексте коммуникаций. Личностный контекст у каждого свой, что и приводит к семантическим различиям, ошибкам. Они могут затрагивать не только различное понимание отдельных слов,но и целых высказываний. Например, если руководитель говорит: «Займитесь этим, как только у вас выдастся свободное время», то сразу же возникнет вопрос о том, как он понимает это «свободное время» и как это трактует подчиненный.

    В целом все отмеченные типы ошибок можно суммировать, если вспомнить известный афоризм: «Мысль изреченная есть ложь». Перефразируя его, можно сказать, что мысль изреченная и воспринятая есть ложь вдвойне. В связи с этим в психологии коммуникации сформулировано правило: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего».

    Невербальные преграды.

    Неэффективная обратная связь также является одним из, источников ошибок коммуникаций, о чем, так же, как еще об одной ошибке - неумении слушать, подробнее будет сказано ниже.

    Плохо сформулированное сообщение. «Туманность» распоря­жений, их двусмысленность, наличие в них неопределенных по­нятий, бедность лексических средств, использование слов в пере­носном смысле, повторы, использование жаргона и «бытовиз­мов», просто косноязычие - все это непосредственные, очень распространенные и достаточно очевидные причины ошибок коммуникаций.

    Потери информации в коммуникативных циклах включают дна основных вида ошибок.Во-первых, если коммуникативное сообщение является слишком длинным, громоздким и сложным, а зачастую - витиеватым, то слушающий успевает забыть, о чем ему говорилось в начале сообщения. В этом случае перегружается кратковременная память слушателя, и возникают информационные потери (отсюда - требование лаконичности сообщений). Иссле­дования показывают, что из-за этого теряется до 50% всей комму­никативной информации.

    Во-вторых, нисходящие вертикальные коммуникации, наиболее типичные для руководителя, образуют цепь, Они передаются от высшего руководителя на следующий по иерархии уровень, оттуда - на еще более низкий уровень и так далее - до уровня непосредственного исполнения. Показано, что при каждой последующей передаче теряется или искажается около Ю% информации. Согласно исследованиям, лишь 63% информации, отправляемой советом директоров, доходило до вице-президентов; 40% - до начальников цехов; 20% - до рабочих.

    Фальсификационные ошибки. Восходящие коммуникативные потоки имеют своими источниками не «беспристрастных» пере­датчиков, а конкретных людей. Однако ни один другой «пере­датчик» не способен искажать (осознанно или нет) информа­цию столь явно и сильно, а порой - изощренно, нежели чело­век. Наиболее типичным является предоставление подчиненным информации вышестоящему лицу в свете, благо­приятном и для него, и для самого отправителя. Фальсификационные ошибки составляют поэтому один из главных источников возникновения у руководителя недоверия к осведомительной ин­формации и, как следствие, - неопределенности в его деятель­ности.

    Преждевременная оценка. Эта ошибка связана с тем, что слушающий делает преждевременную эмоциональную оценку сообщению, не дождавшись его окончания. Эта эмоциональная оценка формирует неадекватную установку восприятия, а в итоге ведет к неправильному пониманию всего сообщения. Ради­кальным вариантом этой ошибки является ситуация, когда такая установка блокирует восприятие информации.

    «Ошибки страха». Часто руководитель не получает истинную информацию от подчиненных или получает ее в искаженном и приукрашенном виде по причине страха подчиненных перед ним.

    Правила преодоления.

    Наиболее общим является правило, согласно которому не следует приступать к сообщению идеи, если она не понятна или не ко

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Язык тела - язык, который понимает почти каждый человек. Обычно это делается совершенно неосознанно, даже не задумываясь. Язык тела - это сигналы, посылаемые одним человеком другому, поэтому ученые такое общение еще называют «невербальной коммуникацией». Во время интимного контакта чаше всего взгляд, прикосновение являются более выразительными и предоставляют более полную информацию, чем множество сказанных слов.

    Языку телодвижений придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам и детям, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности.

    ХVII-ХVIII вв. в западных странах издавались книги, посвященные правилам хорошего тона. Например, в 1735 г. вышла в свет книга С. Ван Пара «Большая церемониальная книга о добронравии» объемом 500 страниц.

    Первой книгой, полностью посвященной жестам, была работа Д. Балвера «Хирология: или естественный язык руки и хирономия, или искусство риторики рук». А Френсис Бэкон предложил даже создать науку о жестах. В конце XIX в. жесты стали изучать антропологи и психологи.

    В 1939 г. в России вышла трехтомная монография И. А. Соболевского, в которой автор изложил свой взгляд на невербальное общение.

    Изучение значения языка телодвижения человека продолжается, свидетельством чему являются международные конференции и сборники научных докладов, например вышедший в Англии сборник «Жесты и умонастроения от глубокой древности до наших дней».

    1. Невербальные средства общения

    Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть приходится на жесты, мимику, пантомимику, визуальный контакт, прикосновения и интонацию. Для первого интуитивного «сканирования» человека необходимо примерно 20 секунд. Люди далеко не всегда говорят то, что думают, но тело не умеет врать. Скрытые чувства находят выход через жесты. Психология невербального общения очень широка и многогранна. Научившись понимать жесты человека и их значения, узнать правду будет намного проще.

    Когда повышается эмоциональный фон человека, он перестает следить за своим телом. Но при попытке разгадать мысли окружающих необходимо учитывать и ситуативные факторы, чтобы суждение было верным. Например, если человек скрещивает руки на груди в сильные морозы, это может означать только то, что ему холодно, а не скрытость и замкнутость.

    Рассмотрим невербальные средства общения.

    1.1 Жесты

    невербальный общение жест мимика

    Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции.

    Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

    Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

    1. Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)

    2. Модальные , т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).

    3. Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

    Жесты могут быть открытыми и закрытыми . К отрытым жестам относятся движения, когда человек разводит руки в сторону или демонстрирует ладони. Они свидетельствуют о том, что он готов к контакту и открыт для общения. К закрытым жестам относят те, которые помогают человеку выстроить психологический барьер. Тело может закрываться не только руками, но и посторонними предметами. Такие манипуляции говорят о том, что человек не доверяет собеседнику и не готов перед ним открываться. Это могут быть сцепленные «в замочек» пальцы или скрещенные руки.

    1.2 Мимика

    Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение - см. Приложение №1) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

    1.3 Пантомимика

    Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

    Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте, узнавали такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных.

    Поза -- это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

    Главное смысловое содержание позы состоит в размещении своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости (человек перекрещивает руки и ноги), либо о расположении к общению.

    Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

    Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

    Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

    Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

    1.4 Визуальный контакт

    Визуальный контакт , также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

    Взгляд может быть: деловой, социальный, интимный, взгляд искоса.

    Роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Использование человеком в общении прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

    Неадекватное использование личностью прикосновений может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

    В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению: как высота, громкость голоса, его тембр, включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д

    Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

    Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

    За ключение

    В настоящее время появилось большое количество книг, в которых рассматривается значение различных жестов как сигналов состояний, желаний, намерений, отношений человека к партнеру по общению и его предложениям. Создаются словари жестов, в которых каждый жест связывается с каким-нибудь одним проявлением поведения человека. Такой путь представляется не очень продуктивным, так как часто одни и те же жесты могут означать различные вещи. Важнее знать комплекс жестов, характеризующих разные состояния субъектов. Именно по их сочетанию можно делать прогноз об этих состояниях, настроениях, намерениях людей.

    Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

    Эти данные заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на язык телодвижений, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая этого.

    Литература

    1. Ильин Е.П. И46 Психология общения и межличностных отношений. -- СПб.: Питер, 2009. -- 576 с.: ил. -- (Серия «Мастера психологии»).

    2. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. - М. : Интерэксперт: Инфра - М, 1996. - 277с.

    Прил ожение

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

      курсовая работа , добавлен 13.01.2011

      Что такое вербальное общение: устная речь как самый распространенный способ коммуникации. Совершенствование навыков письменной речи, денотаты и коннотации, структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения: язык поз, жестов и телодвижений.

      реферат , добавлен 23.01.2011

      Невербальные элементы во время делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция. Невербальные средства повышения делового статуса. Особенности невербального общения в разных странах.

      контрольная работа , добавлен 21.12.2007

      Сущность невербального общения как наиболее древней и базисной формы коммуникации. Виды невербального общения. Роль невербального общения. Расстояние между собеседниками, как показатель отношения людей друг к другу. Национальный колорит в жестах.

      реферат , добавлен 13.12.2011

      Проблемы невербальных компонентов общения как ориентировочной основы для оратора. Виды неречевых средств коммуникации. Фонационные невербальные средства передачи информации. Кинетические компоненты речи. Национальный характер жестов и их особенности.

      реферат , добавлен 17.12.2011

      Психологический смысл понятия "субъект". Смысл, заложеннный в словосочетаниях "субьект деятельности", "субъект общения", "субъект труда". Средства коммуникации: невербальные средства общения. Обмен невербальной информацией.

      курсовая работа , добавлен 23.05.2007

      Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Коммуникативная компетентность, тактики, виды общения. Социально-психологический тренинг, вербальные и невербальные средства общения, оценка коммуникабельности.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2010

      Классификация невербальных средств общения. Обусловленность невербального языка импульсами подсознания. Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения. Просодические и экстралингвистические, такесические и проксемические средства общения.

      курсовая работа , добавлен 25.04.2012

      Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

      курсовая работа , добавлен 26.03.2012

      Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Факторы, способствующие установлению контакта. Свойства характера, психологические установки, эмпатия.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт