Басни хоть видит око да зуб неймет. Хоть видит око, да зуб неймет, или басня "лисица и виноград"

08.03.2019

Люди отличаются от животных тем, что способны мыслить и анализировать, но порой даже до самого остроумного человека сложно донести отвратительность совершаемых ним поступков. Как получается так, что некоторые представители человеческой цивилизации становятся порочными по своей натуре? Многое, а порой и все, на чем основано мышление человека, зависит от воспитания, ведь это именно в семье нас учат основным которые способны помочь либо навредить в дальнейшей жизни.

Крылов И. А. - знаток душ человеческих

В своих баснях Иван Андреевич Крылов удивительным образом раскрывает сущности порочных людей, сравнивая их с животными. По мнению литературных критиков, такой метод является негуманным по отношению ко всем людям, ведь пороки есть у каждого из нас. Но несмотря на это, иронические рифмованные истории Ивана Крылова продолжают пользоваться успехом и входить в обязательный курс изучения литературы младшими школьниками вот уже несколько десятков лет. «Лиса и виноград» - басня, наиболее точно передающая натуру хитрых и слабых людей. Давайте проанализируем данное произведение, чтобы убедиться в этом.

Басня «Лиса и виноград»: краткое содержание

История начинается с того, что голодная лиса приметила виноградные насаждения. Она готова была полакомиться ими, вот только гроздья висели очень высоко. Лисица залезла на забор и битый час пыталась ухватить хотя бы одну гроздь винограда, но у нее ничего не получалось. В конце концов плутовка спустилась вниз и сказала, что толку от этого растения вовсе нет: только оскомину набьешь, потому как нет ни одной зрелой ягоды!

Мораль басни «Лиса и виноград»

Несмотря на свое незамысловатое содержание, представленное произведение имеет глубокое смысловое значение. «Лиса и виноград» - басня, которая без какой-либо иронии раскрывает сущность хитрой, но в то же время никчемной личности. На примере такого животного, как лисица, Крылов показывает то, что неспособный сделать что-то самостоятельно человек всегда найдет способ отвертеться, прикрыть свой паскудный поступок какой-либо отговоркой или найти массу недостатков в том, на достижение чего у него не хватает ни смелости, ни силы.

«Лиса и виноград» - басня Крылова, способная многих людей, которые отличаются хитростью и неумением сделать что-то более ценное. Удачная аналогия с самой изворотливой жительницей леса - лисицей - отлично вписалась в составленный автором сюжет, ведь данное животное любит посещать человеческие угодья с целью воровства мелкого скота для прокорма. Также и некоторые люди, подобно лисе, способны пользоваться только тем, что создали другие, а если эта вещь им не по карману или они не знают, как с ней обращаться, то они могут только оставить в свое оправдание нелестные отзывы.

? Т ы узнаёшь в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом?
Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова. Какую басню тебе интереснее читать: написанную прозой или стихами? Какая из басен помогает тебе лучше представить виноградные кисти? А внешний вид лисицы и её поведение? Где выразительнее речь лисицы?

В баснях рассказана одна и та же история. В басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов: мы узнаём, что Лисица увидела «виноградную лозу со свисающими гроздьями», «хотела до них добраться, да не смогла». Из текста Крылова можно представить, насколько зрелым и сочным был виноград («винограду кисти рделись», «кисти сочные, как яхонты горят»). Крылов описывает реакцию лисы на спелый виноград («У кумушки глаза и зубы разгорелись») и то, как она старается достать виноград («отколь и как она к ним не зайдёт», «пробившись попусту час целый») и её разочарование («пошла и говорит с досадою…»). В басне Эзопа Лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они ещё зелёные». В басне Крылова Лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда («тотчас оскомину набьёшь»), как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.

? Найди пословицу в тексте басни Крылова.
Может ли она послужить моралью? Ещё раз вернись к басне Эзопа «Лисица и виноград». Применима ли мораль басни Эзопа к басне И. Крылова?

В тексте басни Крылова есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». Смысл этой пословицы в том, что иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь её по разным причинам он не может.
Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно, применима к басне Крылова. Но можно обратить внимание на тон, которым рассказаны обе басни. Эзоп, рассказывая про Лисицу, чрезвычайно серьёзен и делает очень серьёзный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту же историю остроумно и шутливо, называет Лису то кумой, то кумушкой, создаёт атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста Лисицы целое житейское рассуждение. Поэтому такая серьёзная мораль, как в басне Эзопа, нéсколько не соответствует тону повествования Крылова.

? Можно ли историю про лисицу и виноград считать бродя­чей историей?

Безусловно, историю про Лисицу и виноград можно считать бродячей историей.

? Рассмотри иллюстрацию Валентина Серова к этой басне.

Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья? Рассмотри фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко? Помогает ли поза лисицы понять, что она пытается с разных сторон подобраться к винограду?

Художник тончайшими линиями намечает контур дома, а также, видимо, тачку и какие-то инструменты для работы в саду: создаётся атмосфера близости человеческого жилья и, значит, опасности для Лисицы. Тело Лисицы изогнуто: она не просто стоит на задних лапах, она слегка откинулась назад и при этом задрала и чуть наклонила мордочку, чтобы лучше видеть висящий высоко виноград. Одной передней лапкой Лисица упирается в ствол дерева, а другая – по-собачьи опущена. Выражения мордочки не видно, лишь слегка угадывается досадливая гримаска, но поза настолько выразительна, что мы понимаем: Лисица разочарована, вот сейчас она опустится на передние лапы и побежит в лес.

? А ты понял(а), что смех бывает разным? Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен?

1. Сюжет басни “Лиса и виноград”

2. Основной смысл басни Крылова “Лиса и виноград”

3. Заключение

Иван Андреевич Крылов жил и творил на стыке 18 и 19 веков. Он издавал сатирико-просветительские журналы, публиковал различные публицистические очерки. Но больше он известен как баснописец. Его 236 басен были при жизни писателя сгруппированы в 9 сборников, которые увидели свет в период с 1809 по 1843 год. Сюжет ряда произведений подобного жанра восходит к басням Лафонтена, однако немало у писателя есть вещей подобного плана с оригинальным, своим сюжетом. Басня Крылова “Лиса и виноград” — короткое, но очень емкое произведение, показывающее один из основных человеческих пороков.

Сюжет басни “Лиса и виноград”

Голодная лиса пришла в сад, в котором рос прекрасный виноград — зрелый, сочный и очень вкусный. Она хотела им полакомиться, но виноградные ветви росли слишком высоко, и лиса, несмотря на все её старания, никак не могла дотянуться до них. Она промучилась целый час, пытаясь и так и эдак добраться до винограда — ведь он манил её одним своим видом. Однако ничего у неё не получилось. Через час, злая и раздосадованная, она пошла прочь из сада, сказав напоследок, что виноград хорош, но ещё зелен.

Основной смысл басни Крылова “Лиса и виноград”

Очень часто бывает так, что человек не в состоянии что-либо сделать. Психологически гораздо проще признать, что в том, что не удалось завершить какое-либо действие или дело, виноваты обстоятельства. Собственные ошибки признавать гораздо сложнее — для этого необходимо быть объективным, сильным и знать свои сильные и слабые стороны. Это дано далеко не каждому человеку, поэтому для подавляющего большинства людей проще обвинить внешние обстоятельства в том, что не получилось что-либо сделать, чем признаться в собственной несостоятельности.

Сюжет басни “Лиса и виноград” очень ярко показывает этот человеческий порок. Раздосадованная и злая лиса, безуспешно пытающаяся достать хоть одну ягодку винограда — олицетворение несостоятельного в своих делах и поступках человека. Виноград здесь играет пассивную роль. Фактически на месте плодов винограда могли быть сливы, груши, яблоки или любые другие плоды. От этого смысл басни нисколько бы не поменялся.

Заключение

Басня “Лиса и виноград” написана очень живым и разговорным языком, легко читается. Несмотря на краткость произведения, полностью раскрыта основная идея басни — высмеивание того факта, что человеку проще обвинить в несостоятельности внешние обстоятельства, чем признать собственную вину. События, происходящие в басне, описаны невероятно красочным языком, благодаря чему основная идея произведения воспринимается острее и ярче.


О том, как Лиса, не сумевшая достать высоко висящий виноград, решила его обесценить, поведает басня «Лисица и виноград» Крылова.

Читать текст басни:

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда - висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Басня впервые напечатана в 1808 году.
Самим автором она отнесена к «переводам или подражаниям» Ее сюжет восходит к древности и был использован еще Эзопом. Однако она очень близка к русским народным пословицам «Глаз видит, да зуб неймет», «Зелен виноград, не сладок».

Рдеть - наливаться и краснеть на солнце.
Яхонт - драгоценный самоцветный камень красного цвета, рубин.

Мораль басни Лисица и Виноград:

Мораль басни – когда человек не получает желаемого, он счесть это совершенно ничтожным. Вместо того, чтобы обратить внимания на собственную несостоятельность, он действует по принципу: «не очень-то и хотелось». Баснописец рассказывает о кумушке-лисице, захотевшей отведать вкусного винограда. Когда сделать этого не получилось, она назвала виноград «незрелым». Такое часто встречается и в жизни – к примеру, не сумев добиться благорасположения дамы, неспособный принять с честью свое поражения кавалер обесценивает ее достоинства. Баснописец в шутливой форме описывает ситуацию, случающуюся в реальности – если вещь не по зубам или не по карману, слабый духом человек оставляет о ней негативные отзывы.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт