История и этнология. Факты. События. Вымысел. Массовая истерия: самые известные случаи 

16.04.2019

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980

«Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить» (Зигмунд Фрейд)

Особое место в современной психотерапии занимают массовые психозы. Они интересны наличием болезненных симптомов на фоне общего здоровья пациента. Массовый психоз характерен для отдельных групп людей или целых народов, подверженных внушаемости и подражаемости. Состояние, когда люди теряют адекватную способность к суждению и оценке, становятся одержимыми, еще называют психической эпидемией. Подобное явление мы часто наблюдаем вокруг себя, поэтому хотелось бы разобраться в его природе.

Эффект толпы

Толпа - это человеческая масса, находящаяся под гипнозом. (Зигмунд Фрейд)

В истории человечества можно найти множество случаев массового психоза, которые подтверждают общий механизм их формирования, выражающийся в понятии «толпы». Данный термин вошел в социальную психологию в конце 19 века во время подъема революционного движения. Толпа - это скопление людей, лишенных общих целей, но связанных эмоциональным состоянием и единым объектом внимания и интереса.

Интересно описал толпу Г. Лебон : «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Человек подвержен массовым психозам независимо от национальности, возраста и образования. Во все времена случались массовые самосожжения, религиозные поклонения, истерия, патриотический и лжепатриотический угар, а сегодня прибавились увлечения компьютерными играми и социальными сетями.
В основе эмоционального возбуждения толпы лежат стихийные действия, затрагивающие значимые ценности. Психология толпы отличается острой восприимчивостью к внушению. Каждую идею или верование толпа принимает или отвергает, как абсолютную истину или абсолютное заблуждение. В основе всех случаев лежит идея, иллюзия, возникшая у одного из лидеров. Иллюзия наполняет разум и парализует способность к анализу и критике. Особенно подвержены иллюзиям и психозам люди со слабой психикой, склонные к психическим заболеваниям и депрессиям.

Для иллюстрации приведем несколько ярких примеров массовых психозов. В 1998 году в Иордании после проведения вакцинации «мистическая болезнь» поразила 800 подростков. Результаты расследования показали, что причиной недуга стала не иммунизация, а массовая истерия (hysteria - состояние, при котором человек неосознанно копирует симптомы заболевания окружающих, пристрастно выискивая изъяны в собственном самочувствии) . Фатальную роль при этом сыграли средства массовой информации, убедившие население в том, что вакцина была испорчена, а шумиха, поднявшаяся после начала заболевания, усугубила ситуацию и увеличила количество подростков, обратившихся за помощью в больницы.
Один из феноменальных случаев массовой истерии случился во Франции в 1789 году на фоне революционных событий. «Великий страх» (фр. la Grande Peur) распространялся по стране, повергая в ужас жителей сел и городов, рассказывающих страшные истории о вторжении то ли австрийцев, то ли британцев, непобедимые полчища которых стирали с земли все живое. Интересно, что «Великий страх» не имел под собой совершенно никаких оснований, потому что вторжения не было.

Примеров массовых психозов и истерии можно приводить тысячи, при этом напрашивается вывод о влиянии средств массовой информации, которые имеют все возможности для управления толпой. Даже нормальный человек, попадающий в толпу, проникается общим настроением и теряет способность к критическому

мышлению.

Индуцированный бред или истоки массового психоза

Начнем раздел с простого примера, поясняющего суть данного явления. Супруги много лет прожили вместе, но в один далеко не прекрасный момент один из них заболевает шизофренией. Он убежденно рассказывает о пришествии инопланетян, американском заговоре и провозглашает себя проводником высших сил, предсказывая конец света.
Через определенное время в психиатрическую больницу поступает пациент, который вел себя неадекватно в общественных местах, бросался на людей и объявлял себя пророком. Интересно, что пациент - не больной шизофренией, а его супруг с индуцированным психозом, высказывающий идеи больного. Психиатр должен в первую очередь разобраться, с каким бредом он имеет дело (классическим или индуцированным) и прекратить взаимодействие пациентов. Через некоторое время здоровый супруг придет в себя и выздоровеет.
Подобные внушения происходят в повседневной жизни постоянно, но мы не замечаем этого, потому что находимся под постоянным внешним воздействием. Если больной человек пользуется уважением и авторитетом, то окружающие легко теряют здравый смысл и подвергаются убеждению, впитывая в себя больные фантазии и иллюзии.
Одного человека просто заставить поверить в очевидный бред, а еще проще воздействовать на толпу. Наша история имеет множество примеров того, как правитель, страдающий психическими расстройствами, индуцировал своим бредом целые народы. Немцы радостно бежали порабощать мир и создавать идеальную нацию, а русские - расстреливать друзей и соседей. Таким образом, индуцированный бред, распространенный на толпу, называется массовым психозом .

Классификация массовых психозов

Массовый психоз - это общее определение, объединяющее в себе разные группы явлений, которые хотелось бы систематизировать:

  • Стихийное поведение толпы (влияние момента).
  • Пролонгированное поведение больших групп, в рамках сложившихся на тот момент убеждений и системы ценностей.
  • Копирование чужого поведения.
  • Пролонгированное поведение больших групп, не вкладывающееся в рамки действующей системы убеждений и морали.
В чистом виде они практически не встречаются, а могут проявляться в различных комбинациях под воздействием дополнительных факторов и внешнего воздействия.

Стихийное поведение толпы , имеющей общую цель и лидера, реализует классический стадный инстинкт. Сознание отступает, присутствуют высокий уровень стресса и управляемая агрессия. Стадное поведение может выражаться в слепом копировании поведения массы и в подчинении толпе, ведомой лидером (социально обусловленное поведение). Ярким примером социального поведение являются сообщества макак, в которых физическое насилие применяют к тем, на кого указывает лидер. Подобное поведение называется «моббинг» , оно присуще практически всем группам млекопитающих и позволяет лидеру сохранить контроль над большими коллективами.

Эффект толпы ярко проявляется в формировании общественного мнения и двояком отношении к реальности. Например, бомбардировки мирного населения можно назвать геноцидом и преступлением или неизбежными жертвами защиты национальных интересов. Все зависит от того, какой идеи придерживается лидер.

Пролонгированное поведение больших групп. Массовым психозом обычно называют поведение, которое не вкладывается в рамки установленных в обществе приоритетов. «Единой истины» не существует, а общественное мнение моделируется в угоду лидеров через средства массовой информации. Яркими примерами подобной модели являются времена правления Гитлера или Сталина.

Копирование чужого поведения имеет такие же корни, как и ипохондрия. Например, страх заболеть вызывает повышенный интерес к болезни и перенос на себя симптомов заболевания. К данной группе психозов можно отнести выше описанную ситуацию с вакцинацией в Иордании, когда страх, навязанный СМИ, привел к индуцированию на себя побочных эффектов иммунизации.

Пролонгированное поведение больших групп, не вкладывающееся в рамки действующей морали. Полученные от родителей и воспитателей убеждения и нормы поведения люди воспринимают как данность, не оценивая их критически: «Отцы так делали, деды делали, и мы будем».

Известен эксперимент, в котором в клетку к обезьянам повесили бананы, но когда они пытались до них добраться, окатывали всех особей, в том числе и тех, которые не дотрагивались до бананов, ледяной водой. Через время обезьяны перестали тянуться к бананам, и тогда одну из них поменяли на новую особь, которая сразу направилась к бананам, однако остальные обезьяны агрессивно ее отогнали. Далее ученые по одной заменяли обезьян в клетке, и через время там не осталось ни одной обезьяны, участвовавшей в обливании, однако модель поведения закрепилась, и каждую новую обезьяну, желавшую попробовать бананы, колотили.

Как найти реальность среди иллюзий?

Человеку, к сожалению не свойственно критическое мышление. В основной массе люди являются продуктом веры, а граждане страны готовы поверить в любые идеи, транслируемые через СМИ: в превосходство своей расы, в справедливость войны на чужих территориях и массовых репрессий, необходимость сжигать женщин, подозреваемых в колдовстве, завоевательные войны и расстрелы мирных жителей. Все это происходит вопреки логике, а людей невозможно убедить в обратном, даже при наличии доказательств.
Человечество постоянно заражается индуцированными психозами в массовом порядке. Только далекие потомки смогут увидеть и понять, какие из наших убеждений и верований являются бредом. Они будут удивляться, как мы могли в век науки, прогресса и открытости информации подвергаться такому внушению вопреки логике, доказательствам и здравому смыслу и идти на поводу кровавых убийц и психически нездоровых людей.
Как же в мире обмана и иллюзий найти адекватную реальность? Необходимо отказаться от телевидения и других средств массового индуцирования, пользоваться информацией из разных источников, анализируя их достоверность, и верить не единичным случаям, а общей статистике. Кроме этого стоит учитывать, что массовый психоз обычно поражает людей, особенно склонных к внушению и отличающихся истеричностью и низким интеллектом.

В 1962 году странная эпидемия обрушилась на граждан африканской страны Танзании. На молодых жителей деревни Кашаша, расположенной у западного побережья озера Танганьика, внезапно обрушился приступ смеха. Когда стали расследовать это дело, то следы зачатков истории привели медиков к знаменитому озеру Виктория, что у самой границы с Кенией. Идя по следу, врачи пришли к деревне Кашаша, где в местной школе стартовал этот заразный смеходром.

В школе-интернате шёл рядовой урок, кто-то из учеников пошутил, раздался смех, которым заразились несколько одноклассников. И пошло-поехало. Дети заразили почти непроходящим смехом родителей, те соседей и коллег. И вскоре все жители Кашаши хохотали без перерыва на обед, и даже во сне.

Дальше сумасшествие перекинулось на соседние сёла. Вовлечёнными в истерию оказались тысячи людей. Веселье продолжалось, как потом подсчитали, в некоторых регионах страны от 6 до 18 месяцев. Любопытно, что феномен так же неожиданно сошёл на нет, как и начался.

Медики, привлечённые из разных стран мира к расследованию инцидента, долго разбирались с феноменом. Но до истинной причины эпидемии так и не докопались. У пациентов, вовлечённых в весёлую истерию, врачи обнаружили лишь боли в районе грудной клетки, некоторые из них теряли сознание, кое у кого возникли респираторные проблемы, сыпь. Более ничего установить не удалось, несмотря на массу документов и живых участников эпидемии.

21 сентября 1995 года любопытное событие произошло в индусском храме города Нью-Дели. Один из монахов, присутствовавших на религиозной службе, поднёс к мраморной статуе бога Ганеша ложку с молоком из кувшина. И молоко на глазах собравшихся с ложки исчезло, то есть, как поняли свидетели, Ганеша его принял. Весть об этом тут же разнеслась по всему городу. Интересно, что аналогичные ЧП отметили и в других храмах Индии, а поглотителем молока всегда становилась статуя Ганеши - сына бога Шивы.

Через пару дней о подобном «питье молока» статуей докладывали из индусских храмов соседних с Индией государств. Верующие воспринимали происходящее, как чудо, а вот учёные дали этому феномену иное имя - массовая истерия. Ганеша продолжал «пить молоко» до октября того же года.

В июне 1962 года США гудели от панического страха. На одной из ткацких фабрик среди работниц объявилась болезнь. Симптомы её назывались следующие: общее онемение тела, тошнота, головокружение и сильная рвота. Говорили о насекомом, чей укус выводил из строя работниц фабрики. 62 ткачихи указывали на вышеперечисленные симптомы, некоторых госпитализировали. Все СМИ страны подробно рассказывали об этой эпидемии. К расследованию подключились департамент здравоохранения США, центр инфекционных заболеваний и комиссия ведущих медиков страны. После исследовательских работ врачи сделали следующее заключение: это типичный случай массовой истерии. Хотя некоторые из работниц фабрики действительно показывали укусы неких жучков. Общий диагноз для всех заболевших был очень похож на обычный грипп. Уже через 2 месяца фабрика трудилась в обычном режиме, а новых больных не появлялось.

ЯДОВИТАЯ ЖЕНЩИНА

В 2006 году массовый вид истерии обрушился на Португалию. Причиной этого стал телевизионный мыльный сериал «Клубника с сахаром». Такой вид шизофрении знаком и нам, но не с такими последствиями. Данный онлайн фильм рассказывал о молодёжи и предназначался для просмотра школьникам и тинейджерам. В мае 2006 года истерия приобрела чудовищный вид, из-за чего более 300 школьников из 14 школ страны выказали одинаковые симптомы психоза с характерными признаками, которые включали в себя: сыпь на коже, проблемы с дыханием и сильное головокружение. По этой причине в стране были закрыты более десятка школ. На ноги подняли всю систему здравоохранения Португалии, которые отбросили идею о массовой истерии. История рикошетом ударила и по родителям «больных» учеников, так как о сериале в связи с поднятым шумом писали все газеты. Но если это не истерия, то что?

В 1994 году в городе Риверсайд (Калифорния) объявилась неординарная пациентка, которую врачи назвали «ядовитой женщиной». После обследования медики обнаружили у Глории Рамирес (так звали больную) рак шейной и затылочной области головы. Её срочно доставили в госпиталь, где стали происходить странные явления. Все врачи и медсестры, имевшие с пациенткой близкий контакт (осматривали и проводили с ней процедуры), чувствовали острое недомогание и часто теряли сознание. Медики отмечали, что тело Глории выделяло отчётливые запахи, они имели то чесночный, то фруктовый ароматы, а в её крови врачи нашли некие вкрапления и даже субстанцию, по своей структуре напоминающую обычную бумагу. Интересно, что в большинстве из-за работы с Глорией Рамирес страдали женщины. При этом кровь медиков оставалась по своему химическому составу нормальной.

Департамент здравоохранения Калифорнии создал специальную комиссию, которая, всесторонне изучив дело Глории Рамирес, пришла к такому выводу: мы имеем яркий пример массовой истерии. Кому-то из персонала случайно стало плохо после контакта с Рамирес, и это вызвало эффект принципа домино.

СИЛА ИСКУССТВА

«Война миров» - одно из произведений английского писателя Герберта Уэллса. 30 октября 1938 года (накануне Хэллоуина) по американской радиостанции «Колумбия» в прямом эфире транслировалась одноимённая радиопостановка. От автора текст читал известный актёр Орсон Уэллс.

Некоторые слушатели включили свои радиоприёмники не с начала постановки, но фабула романа так поглотила их, что, услышав мрачное и очень выразительное повествование в исполнении профессионального актёра, тут же пришли к выводу, мол, передают «последние новости», где объявляют о начале Второй мировой войны.

На следующее утро газеты живописали панику, начавшуюся накануне из-за обычной радиопостановки. Народ повалил на улицы, чтобы срочно эвакуироваться из городов. Паника была настолько велика, что многим казалось, что они дышат ядовитыми газами, который сбросил на США с бомбардировщиков невидимый враг.

Люди звонили на радиостанцию CBS и в полицию, чтобы получить разъяснения по поводу якобы начавшихся военных действий. Некоторые сообщали, что слышат выстрелы и даже взрывы, хотя их не было. Толпы людей собирались на центральных площадях, куда высылались наряды полиции, чтобы успокоить народ и уговорить людей вернуться по домам. А те, кто возвращался из пригородов с работы вечером, застали и вовсе волнующую картину. Везде носились перепуганные люди, мигалки и сирены полицейских машин только добавляли колорита к общей путанице. К концу дня паника стала распространяться уже по всей стране, охватив Нью-Йорк и Нью-Джерси, где беспорядки оказались наиболее существенными.

Этот случай считается ярчайшим примером фактически беспричинной панической массовой истерии, когда в ней были задействованы тысячи людей.

А самым древним примером массовой истерии является инцидент во Франции. Он зафиксирован документально, поэтому мы о нём знаем. 15 июля 1518 года в Страсбурге, который тогда считался частью Священной Римской Империи, толпа людей впала в странное состояние: народ без отдыха и перерывов танцевал прямо на улицах. Инициатором танцевального марафона стала некая фрау Трофея (немка по национальности). В неё будто вселился бес веселья, и она стала отплясывать, приглашая всех присоединиться к её хороводу.

Вскоре все жители деревни хохотали без перерыва на обед, и даже во сне. Это продолжалось 18 месяцев

В течение первой недели танцующих насчитали 34 человека. Но за месяц их количество не только не упало, а даже увеличилось до 400 человек. Многие из танцующих умирали прямо на улицах Страсбурга во время этой неестественной танцемании (не выдерживало сердце).

На этот счёт в архивах города сохранены записи медиков, в которых задокументирована эта истерия, а также даны описания отпевания и похорон погибших в данном безумстве, где умерших называют «жертвами сатанистской проказы».

Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. - М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В. И. Добреньков, А. И. Кравченко . 2003-2004 .

Смотреть что такое "Массовая истерия" в других словарях:

    Массовая истерия (моральная паника) - – разновидность передающегося коллективного поведения, когда люди реагируют на реальное или предполагаемое событие иррациональными чувствами (чаще всего – страхом) … Словарь-справочник по социальной работе

    истерия - Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут … Большая психологическая энциклопедия

    Истерия массовая - [гр. hyst?ra матка (медицина XIX в. приписывала И. заболеванию матки и считала И. присущей лишь женщинам)] формы массовых расстройств психики, носящие преходящий характер и имеющие локальное распространение. Для И. м. характерен активный поиск… … Психологический лексикон

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    Массовый психоз - это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает… … Википедия

    Репрессии 1937 года

    Большая чистка - Запрос «Большой террор» перенаправляется сюда. О терроре во времена французской революции см. Якобинский террор. «Ежовщина» наименование периода в истории СССР (1937 1938 годы), когда сталинские репрессии были резко усилены и доведены до… … Википедия

    Следы Дьявола в Девоне - Следы Дьявола. Рисунок, опубликованный в The Illustrated London News, 1855 год. Следы Дьявола в Девоне название инцидента, который, возможно, имел место в феврале 1855 года около лимана Эксе в Южном Девоне. После ночи обильного снегопада на … Википедия

    Февральская революция - У этого термина существуют и другие значения, см. Февральская революция (значения). Февральская революция Часовые охраняют арестованных царских министров в Таврическом д … Википедия

    Психология толпы (mob psychology) - Р. Браун определял Т. как «действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности». Т. могут подразделяться в зависимости от того, активны они или пассивны, первые при этом наз. собственно Т., а вторые… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Мужчина мечты: Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус К.. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус… Купить за 458 руб
  • Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус Кэрол. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус…

Одна из самых известных и часто встречаемых фобий – это боязнь толпы. Демофобия или, как ее называют современные специалисты, агорафобия является вполне обособленным страхом, который чаще проявляется в индивидуальной форме, нежели в качестве сопровождающего симптома более серьезных нервных расстройств и психических заболеваний. Она имеет достаточно скромное количество общих черт, связанных с социофобией, поскольку в основе этого страха обычно лежат совершенно другие причины.

Забавно, но именно боязнь толпы можно назвать одновременно и природным инстинктом, и выработанным свойством индивида. Все дело в том, что фобия эта проявляется обычно в 20-25 лет, в отличие от остальных, клиническая картина которых начинает прорисовываться уже в детстве или в подростковом возрасте. Обычно она не связана с социальными взаимодействиями как таковыми, эта фобия направлена лишь на подсознательную защиту от явления толпы, и это вполне объяснимо. Рассматривать агорафобию можно и в контексте естественного инстинкта, направленного на предупреждение возможных опасных ситуаций и возможность избежать их для сохранения жизни и физического здоровья, так и внутренних причин, связанных с эмоциями или предпочтениями, пережитыми страхами.

Подобная реакция многими психологами считается нормальной, ведь толпа – это совершенно неструктурированная система, легко поддающаяся внушению со стороны. В какой-то мере, любое общество может быть своеобразной толпой, поскольку отдельные группы людей любого размера вполне себе подвержены внешнему и внутреннему влиянию, что в свою очередь может вызывать негативные последствия. «Эффект стада» способен проявиться в рядах зрителей, скопившихся на выступлении политика, среди фанатов или ненавистников работ конкретного писателя на презентации и среди определенной религиозной группы, собравшейся по тематическому поводу. От неожиданного развития любого инцидента и достаточно резкого волнового преобразования поведения группы людей или целой системы общества, по какому-то признаку обособленной от остальной его части, не застрахован никто.

Этот самый «эффект стада» может стать лидирующим фактором, определяющим поведение индивидов, своеобразным способом управления хаотичным скоплением народа. В таком случае появляется общий объект, привлекающий внимание людей, или событие, вызывающее у всех членов толпы сходное эмоциональное состояние. В случае, если эти организующие факторы вызывают отторжение или другую негативную и – что важно! – неконтролируемую нормами закона, морали и логики реакцию, любая толпа, будь то стихийное, ведомое или организованное скопление людей, подвергается внушениям и настроениям, которые на начальных этапах выражается общей агрессией или паническим состоянием. Появление одного из них зачастую само не утихает и приводит если и не к катастрофам, то к неуправляемым беспорядкам. Именно этот факт подтверждает, что толпа опасна не только из-за потенциального развития агорафобии у отдельных ее представителей, но и из-за других последствий нахождения в местах столпотворения, которые могут принять негативные формы.

Одно из них – возникновение массовой истерии (массового истерического психоза) или появление неожиданных вспышек прочих психических эпидемий. И если любые индивидуальные заболевания такого рода страшны сами по себе и опасны для больного и окружающих его людей, то подобный массовый психический сбой какой-либо части общества и вовсе может стать настоящей атомной бомбой, несущей разрушения и хаос. Если верить Владимиру Бехтереву, русскому психиатру, невропатологу и физиологу, то толпа, охваченная истерией, ведет себя даже глупее, чем психически неуравновешенный индивид, и теряет всякие общие черты, связывающие ее с совокупностью действительно разумных существ.

Полиция и тайные агенты в попытке вывести Джона Ф. Кеннеди из толпы студентов Гарварда, окруживших его во дворе университета в Кембридже (9 января 1961 года) / (AP Photo)

Основателем «психологии толпы» стал Густав Лебон. Согласно его мнению, самым важным фактором мировых изменений является невероятное давление отдельных масс на все общество. Кроме того, Лебон сумел доказать, что толпа это не просто собрание индивидов, а что-то принципиально иное, словно отдельно взятый организм, пусть и временный, стихийно образовавшийся и также неожиданно распавшийся. Вкупе с властью внушенных идей подобная сила вполне имеет право называться всепоглощающей.

Первой опасностью и одним из проявлений развития массовой истерии в толпе может стать давка, как бы банально и просто это ни звучало. В особо крупных масштабах она приводит к многочисленным жертвам. Первый сценарий развития давки – состояние своеобразной эйфории, ажиотаж, желание увидеть большей на мероприятии или схватить нужный товар или бесплатную «плюшку» на раздаче. Второй сценарий более печален, но так же страшен, как и первый – давка, возникшая в результате паники и необходимости быстро покинуть опасную территорию.

Так, например, во время коронации Николая II на Ходынском поле погибло 1389 человек, и еще около 1000 были ранены. Такая реакция была вызвана весьма позитивными событиями – раздачей бесплатных сувениров и угощений, но движение сначала окаменевающей, а потом уже и монолитной толпы привело к более чем трагическим последствиям.

Эта ситуация отвечает основным критериям, позволяющим обозначить массовый психоз и конкретизировать его определение, – поражаемости и внушаемости. Неконтролируемое желание получить бесплатный подарок, конечно, не является прямым или даже косвенным симптомом массовой истерии, но вполне может рассматриваться как один из примеров причин ее развития. И таких примеров история знает много.

В одних лишь давках «Черной пятницы» в Америке по многочисленным свидетельствам ежегодно появляются погибшие. За первый десяток нового тысячелетия в крупных странах мира во время самых разных событий социологи насчитали три случая давки с количеством жертв, превысившим 150 человек, 17 – с количеством погибших, превысившим 50 человек, и примерно полсотни случаев, где погибших было больше десяти. Часть этих событий оказалась результатом вспыхнувшей в толпе паники по второму сценарию, как, например, при пожаре в печально известной «Хромой лошади», другие же случаи стали результатом участия большого количества людей в развлекательных мероприятиях, фестивалях или футбольных матчах, также вызывающих сильнейшие эмоции, и отрицательные, и положительные.

Обрушение стены не стадионе «Эйзель» (Брюссель, Бельгия), в результате которого во время матча между командами «Ювентус» и «Ливерпуль» погибло 39 человек (май 1985 года) / Eamonn McCabe

Интересно, что к симптому, свойственному смертельным давкам, психиатры в качестве примеров современной массовой истерии приписывают игровую зависимость и излишнюю привязанность к девайсам. Впрочем зависимость от социальных сетей весьма похожа на «халявоманию», существующую еще со времен Древней Руси и уже описанную на примере коронации Николая II, так что интернет в конце концов может стать дестабилизирующим поведение общества фактором. Общественную панику, касающуюся самолетов и сейсмической активности, также приписывают к массовому истерическому психозу, сюда же, как ни странно, относят и излишнюю активность в праздничные дни – Новый год, 8 Марта, 23 Февраля и прочие празднества.

Но все эти ситуации скучны и обыденны, их клиническое описание неинтересно ни обывателю, ни эксперту. Они настолько прочно влились в повседневную жизнь, что совершенно не выделяются в быту и обычно даже не рассматриваются как проявление нестабильного психического состояния отдельного индивида или целого общества. Гораздо более интересными случаями оказываются крайне редкие вспышки массового психоза, зачастую даже не связанные непосредственно с толпой, а основанные лишь на контактах внутри сформировавшегося общества и высокой скорости распространения информации, включая неподтвержденные слухи и домыслы.

Некоторые случаи массовой истерии проявляются всего лишь в высоком росте напряжения и паническом состоянии всех людей, затронутых происходящими событиями. Так, например, в отдаленных уголках Малайзии и Индонезии ничем не оправданный страх привел к введению и долгому существованию жесткого комендантского часа, постоянных патрулей, а также к практически полному отсутствию людей на улицах, которые предпочитали прятаться в своих домах даже в дневное время. Впервые такая ситуация возникла в 1937 году, когда среди местных распространился нелепый слух, что человеческие головы по разрешению правительства будут использовать в строительстве. Второй волной развития событий стали такие же неправдоподобные слухи 1979 года, утверждающие, что теперь правительство решило укрепить один из мостов с помощью человеческих костей. Обе истории обрастали новыми подробностями, и с каждым разом становились все более жуткими, а паранойя достигла критического значения, при котором способность адекватно мыслить вряд ли сохранилась хотя бы у кого-нибудь из местных. В конце концов, разумеется, все раздутые слухи были опровергнуты, но на это потребовалось не меньше года в каждом из случаев.

Впрочем, последствия истерии могут быть совсем не такими логичными, какими они оказались в Индонезии и Малайзии. История знает пример с едва ли не обезумевшими монахинями Средних веков из закрытого французского монастыря. События начались с одной женщины, которая совершенно неожиданно для всех начала мяукать, словно обычная домашняя кошка. Вскоре к ней присоединились ее сестры, и вот уже весь монастырь протяжно мяукал в течение всего дня. Остановила этот кошачий хор лишь угроза наказания – видимо, монахини побоялись продолжить свою кошачью литургию при появлении солдат с кнутами и палками, что вызвали напуганные и разъяренные жители города, которым «вирус» мяуканья не передался. Объяснить ситуацию никто не смог.

Другая «животная» ситуация тоже произошла в Средние века, но уже в немецком монастыре, и тоже началась с одной женщины, которая заразила своих сестер желанием кусаться. Эта эпидемия затронула и другие монастыри и даже дошла до Рима. Наверное, для истории огромным потрясением стал бы Папа Римский, пытающийся укусить какого-нибудь прохожего, но истерия прошла, так и не затронув главу католической церкви. И снова все забылось без каких-либо объяснений.

Истерический психоз в случае с монахинями современные психиатры неуверенно объяснили верой людей Средних веков во все сверхъестественное, а также социальной изоляцией монахинь, которая вылилась в их излишнюю восприимчивость и веру в рассказы о бесноватости. О запуганных послушниках того времени и говорить не приходится – они ловили каждое слово своих наставников и даже не смели подвергать их рассказы сомнению. Правда, результат этого психоза оказался более чем странным – мяуканье вряд ли можно назвать естественным процессом, вызванным паникой или прочими сильными эмоциями, почему мяукающие монахини до сих пор интересуют любопытных, а сама история не перестает удивлять, появляясь в подборках с интересными фактами и в сообществах в социальных сетях.

Конечно, интересно вспомнить такой своеобразный и забавный случай психоза, но массовая истерия Средних веков – это еще и жаркие выступления в пользу сожжения ведьм, и публичные казни, где люди с удовольствием наблюдали за происходящим и даже пытались внести свою лепту в события, начиная с выкрикиваемой брани, киданием камней и разного мусора и заканчивая попытками линчевать осужденного. Кстати, более современные публичные казни, которыми отличился двадцатый век, примером истерического психоза вряд ли могут послужить – большинство из них проходило вполне цивилизованно и культурно, если такими определениями можно описать повешение человека или использование для его умерщвления электрического стула. Но проходило подобное событие как культурное мероприятие – со сценой, оборудованными зрительскими местами и светскими беседами, которые лишь в редких случаях омрачались слезами, проклятьями и индивидуальными истериками пострадавшей стороны. О средневековых кострах инквизиции того же сказать нельзя. Фанатично настроенная толпа зачастую вела себя совершенно безумно, требуя новых и новых казней, словно это зрелище было единственным развлечением для всех местных.

Согласно исследованиям Александра Чижевского, вся история человеческого существования пестрит вспышками массовых истерий. В большинстве случаев именно их можно назвать основным фактором, дестабилизирующим нормальное функционирование всех социальных институтов и систем общества. Многие религиозные идеи, лежащие в основе психических эпидемий, являлись началом для разрушения отдельных частей укрепившихся цивилизаций.

Сам Чижевский, среди «определений» которого числится и биофизик, и изобретатель, и философ, и поэт, считал, что все массовые психозы прошлого можно условно разделить на религиозные и религиозно-истерические. Он считал, что во всей текущей повседневности есть совсем небольшое количество моментов, полностью свободных от стихийного умопомешательства, в остальное же время его интенсивность зависит от интенсивности самой жизни и происходящих в ней событий.

Среди эпидемий Александр Чижевский выделял даже повсеместное распространение религий и сект, а также религиозные движения, популяризацию ритуалов покаяния и мученичества и невероятно распространившуюся веру в бесоодержимость. По его словам, в России с конца семнадцатого и в течение всего восемнадцатого века по-настоящему свирепствовали эпидемии коллективных самоубийств: утоплений, самосожжений, смертельных голодовок. Европа же особенно отличилась Крестовыми походами одиннадцатого-тринадцатого веков, которые, как и другие аналогичные события, российские психиатры еще в конце девятнадцатого века назвали эпидемическими душевными расстройствами.

В свою очередь, Шерешевский уточнил, что под психической эпидемией можно понимать только те случаи, когда у группы людей возникает одинаковая или максимально близкая по смыслу болезненная идея. Также эта идея должна вызывать сходные действия у своих носителей. Примерно в это же время в Западной Европе появились работы Габриэля Тарда и его последователя Сципиона Сигеле, знаменитого дедушки Фрейда и других известных докторов, описывавших массовую истерию с позиции изучения толпы и процессов, способных ее активизировать.

Новейшая история России лишь подтвердила все проведенные исследования в психологии. Одна только повальная любовь к телевизионным процедурам Чумака и Кашпировского чего только стоила, а также ритуальные самоубийства и даже убийства, которые планировало «Белое братство».

Интересно, что массовая истерия может принимать не только формы стандартного психического заболевания или приводить к неконтролируемому росту уровня паники в обществе, но и вызывать вполне себе реальные болезни. В Каире в 1993 году более 1300 школьниц оказались жертвами неизвестной эпидемии, характеризующейся потерями сознания и общей слабостью. Все началось с одной-единственной девочки, которая упала в обморок на глазах своих подруг, и завертелось, как снежный ком. В итоге выяснилось, что причиной была легкая внушаемость девочек, испугавшихся инцидента с их подругой, и возникший на этой почве у всех них психоз.

В 1995 году в сельской части Нигерии тоже стала развиваться загадочная болезнь, поразившая на этот раз 600 школьниц. Необычная природа этого случая заставила подробно зафиксировать всю клиническую историю. На этот раз первую девочку доставили в больницу с подозрением на инфекцию, в результате которой у той полностью отказали ноги. В течение последующих двух недель в больницу обратились уже и другие девочки с родителями, но их состояние нормализовалось через несколько суток после поступления в больницу.

Современного Лондона тоже коснулись подобные события, правда, последний яркий случай датирован 1970 годом, когда пациентки одной из психиатрических клиник столицы запаниковали, подозревая, что беременны. Истерия коснулась всех, даже девственницы, также находдившейся в лечебном учреждении. Паника началась после заявления одной девушки, уверенной в своей беременности, на мнение которой, вероятно, повлияла смерть ее беременной подруги, а закончилась лишь после многократных заверений врачей при отсутствии каких-либо признаков ожидания ребенка у всех пациенток.

Еще раньше, в 1939 году в Луизиане случилась целая эпидемия судорог, которая охватила, опять же, исключительно представительниц прекрасного пола, более подверженных внушениям и психологическому воздействию. Одна из девушек, чтобы привлечь к себе внимание, спровоцировала болезненную судорогу, списав ее на уроки танцев, и в скором времени огромное количество ее подруг мучилось от аналогичных болей в ногах.

История знает невероятное количество массовых истерий, возникающих беспочвенно или же более-менее осмысленно. Это и средневековые танцы до потери сознания, истории о которых пугают до сих пор, и страх конца девятнадцатого века перед поцелуйными клопами, и уже совсем современная паника, касающаяся опасности продукции «Coca Cola». Пожалуй, только коллектив умелых психиатров сможет отделить настоящий психоз от ситуации, не имеющей в своем основании истерии или другой эпидемии. Митинги, демонстрации, в частности, яркие и агрессивные бунты – все это в равной степени сложные и простые формы массовой истерии. Простые они, поскольку в толпе либералов, вышедших на улицу, вряд ли кто-то будет пугающе мяукать или танцевать до упаду в прямом смысле этого слова, но сложные, так как реакции, протекающие в подобном обществе, практически не поддаются контролю, происходят совершенно стихийно. Тут любой оратор, взобравшийся на трибуну, может стать движущей силой, толчком вперед, способным завести в толпе механизмы индукции и превратить ее настроение в агрессивную мощь, настоящий ураган людских тел или даже поток людской крови. И если мирный протест оборачивается грандиозной бойней, если митингующие на улицах попадают в учебники по истории, значит, дело было не в простом недовольстве, но и в истерии, охватившей толпу на улице.

Конечно, самыми яркими событиями оказались религиозные истерии. Это связано с тем, что любой индивид, охваченный очередной религиозной идеей, с легкостью становится частью единой массы и легко движется в сторону полной дестабилизации всего человеческого общества. Правда, даже в этом случае все-таки желательно какое-то давление извне, например, наличие харизматичного вдохновителя, но и оно необязательно.

Рассматривать массовый истерический психоз можно с разных точек зрения: коллективного девиантного поведения, стадного эффекта, легкой внушаемости человеческой психики, обострения психических проблем, которыми в какой-то степени обладает каждый человек, сильнейших панических атак, большого количества развивающихся в обществе фобий и любых других. Главное, чтобы эти версии были из способных объяснить внезапно проявляющиеся действия, что затрагивают большие массы людей, но при этом не являются типичными для них. Подобное поведение, вызванной любым организующим фактором, в большинстве случаев весьма опасно и несет серьезную угрозу остальному обществу. Но вечное существование обезумевшей толпы уже закрепилось исторически, так что знание о массовых истериях лишь позволяет изучать подобные явления, но пока что не дает возможности с ними бороться.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт