Зной нестерпимый равнина безлесная. Н. А. Некрасов. Русская долюшка женская

23.09.2019

В полном разгаре страда деревенская

Начальная строка одноименного стихотворения (1863) Н. А. Некрасова (1821-1877).

Шутливо-иронически о пике бурной деятельности, самозабвенной работы.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "В полном разгаре страда деревенская" в других словарях:

    См. В полном разгаре страда деревенская. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …

    - (деревенская) иноск.: полевые работы (тяжелые) Ср. В полном разгаре страда деревенская. Доля ты! русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать... Некрасов. Страда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    СТРАДА, страды страды, мн. страды, жен. 1. Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба. «В полном разгаре страда деревенская.» Некрасов. 2. перен. Тяжкий труд, борьба (книжн.). «Вся жизнь крестьянина есть сплошная страда.»… … Толковый словарь Ушакова

    страда - ы, ж. Напряженная летняя работа в поле, пора такой работы; напряженная деятельность (переносн.). Не только мужики здесь преданы труду, Но даже дети их, беременные бабы Все терпят общую, по их словам, страду. // Некрасов. Стихотворения // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Нареч. к нещадный. [Онисим] начинает нещадно хлестать лошадей. Серафимович, В пути. Зной нестерпимый; равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная Солнце нещадно палит. Н. Некрасов, В полном разгаре страда деревенская … Малый академический словарь

    1) лю, лишь; прич. наст. палящий; прич. страд. прош. палённый, лён, лена, лено; несов., перех. 1. (несов. опалить). Держа над огнем, обжигать, удалять волосяной покров, пух и т. п. Палить гуся. □ На льду реки развевается красное пламя: мужики… … Малый академический словарь

    А, м. 1. Косьба. Тарас и косит и поет… Стога растут. Покос к концу подходит. И. Никитин, Тарас. Луговину уже скосили и убрали. Покос шел в лесу. Вересаев, В юные годы. Через три недели трава уже выросла для покоса и была такая густая, что косилки … Малый академический словарь

    Треплюсь, треплешься; сов. (несов. растрепываться). 1. Прийти в беспорядок, стать торчащим в разные стороны, спутанным. Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда растрепалися косыньки, Надо ребенка качать! Н. Некрасов, В полном разгаре… … Малый академический словарь

    Ая, ое; солон, солона, солоно. 1. Содержащий соль и имеющий придаваемый ею характерный вкус (о влаге). Соленые волны. □ На этом взморье диком Крутая зыбь мутна и солона. Бунин, Гальциона. Сильный ветер дул с той стороны, где сидела Елена, мелкие… … Малый академический словарь

    Из стихотворения «Неизвестному другу» (1866) Н. А. Некрасова (1821 1877). Иносказательно: о народе, который терпит то, что нетерпимо для людей с развитым гражданским чувством, чувством собственного достоинства (ирон., неодобр.). Сам поэт не раз… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Малое собрание сочинений , Некрасов, Николай Алексеевич. Николай Алексеевич Некрасов - одна из самых интересных и значимых фигур в истории русской поэзии. Он вошел в литературу с новыми поэтическими темами, ритмами и созвучиями, предложил новый…
  • Николай Некрасов. Малое собрание сочинений , Некрасов Н.. Николай Алексеевич Некрасов - одна из самых интересных и значимых фигур в истории русской поэзии. Он вошел в литературу с новыми поэтическими темами, ритмами и созвучиями, предложил новый…

Стихи Некрасова, посвящённые судьбе женщины-крестьянки, наполнены мотивами скорбного сочувствия, удивления и восхищения ежедневным её подвигом. Назвать эту долю счастливой поэт, конечно, не может, но минуты счастья и радости бывают даже в такой трудной жизни, какую описал автор, например, в поэме «Мороз, Красный нос». Если в крестьянской семье умели трудиться и стремились обеспечить достаток, то удавалось достигать благополучия.

Героиня поэмы Дарья жила в мире и согласии со своим мужем Проклом, не боялась тяжкого труда, растила детей. Однако после неожиданной, ранней смерти мужа крестьянка остаётся наедине с бедой и трудностями, которые не по плечу одинокой женщине. Пахать и сеять, работать в поле, косить траву, жать и молотить рожь, заготавливать зимой дрова – это и сильному мужчине в одиночку непросто. Поэтому Дарья чувствует, что она обречена, что семья теперь познает и нужду, и голод, и тоску непреодолимую. Жизнь молодой крестьянки заканчивается трагически: утомлённая непосильным трудом, она засыпает и замерзает в лесу, куда поехала одна, чтобы нарубить дров.

Русские женщины, воспетые Некрасовым, не были слабохарактерными и беззащитными, несмотря на то, что часто оставались бесправными в условиях крепостного права или же традиционного семейного уклада. Однако поддаваться унынию крестьянки считали грехом, они старались не показывать никому своей усталости, избегали тяжких дум о несчастной доле, и только наедине с собой могли уронить скупые слёзы в жбан, утоляя жажду во время полевых работ, как это описано в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...».

Некрасов изображает трудовые будни крестьянки жёсткими штрихами:

Приподнимая косулю тяжёлую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

И потому неутешителен вывод поэта:

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Поэт называет женщину терпеливой матерью, так как ей приходится превозмогать не только смертельную усталость от непосильного труда, но и жалость к малым, грудным детям, которых брали с собой в поле. Иногда трагедией оборачивалась необходимость бросать ребёнка из-за выездов в поле или на сенокос: дети гибли, как это случилось в семье Матрёны Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Матрёну Тимофеевну считали удачливой, а значит, счастливой, односельчане, которые отмечали и внешнюю красоту этой женщины, и силу характера, и её ум. Однако сама Матрёна рассказала о своей доле немало такого, чему не позавидуешь: и оговоры перенесла, и несправедливое, жестокое отношение к ней свекрови:
Что ни велят – работаю,
Как ни бранят – молчу...

Радость приносило рождение ребёнка, но материнство давало и новые испытания, так как никто не освобождал от повседневного крестьянского труда и в поле, и дома, и в лесу. И всё-таки именно Матрёна Тимофеевна заслужила уважение людей, потому что сумела побороться за будущее своей семьи, добилась возвращения домой отца семейства, своего мужа Филиппа, которого незаконно забрали в солдаты.

«Русская долюшка женская» трудна, тяжела, однако крестьянка, изображённая Н.А.Некрасовым, остаётся красивой как внешне, так и душой, своим внутренним миром, удивляя сильным характером, закалённой волей, способностью растить хороших детей, достойных граждан Отечества.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Тут представлены:

  • полный текст стихотворения Некрасова Н. А. "В полном разгаре страда деревенская...",
  • подробный анализ стихотворения Некрасова Н. А. "В полном разгаре страда деревенская..."
  • видео: Кубанский казачий хор исполняет песню "В полном разгаре страда деревенская".

Некрасов Н. А. "В полном разгаре страда деревенская..."

В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..

Анализ стихотворения Некрасова Н. А. "В полном разгаре страда деревенская..."

Творчество Николая Алексеевича Некрасова обращено к многострадальному русскому народу. В произведениях русского поэта живут образы простых крестьян. Эти люди, угнетённые и нищие, вызывают сочувствие в душе поэта.

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» стало литературным гимном простой русской женщине. Детство поэта трудно назвать счастливым, ведь ему приходилось видеть страдания собственной матери, тяжело трудившейся и терпевшей жестокий нрав отца. Эти переживания нашли отклик в произведении, объединив её образ с похожими судьбами других матерей, измученных нищетой и беспросветностью крестьянского быта.

Произведение написано в жанре философской лирики. Это яркий пример «народной» поэзии. «Народность» стихотворного стиля Некрасова заключается в использовании «непоэтического» языка, насыщенного просторечиями и разговорными формами. Поэт не только заговорил на языке народа, но и заставил его звучать так благозвучно, что многие его стихи были положены на музыку.

Николай Алексеевич Некрасов написал стихотворение, чередуя трёхстопный и четырёхстопный дактиль, именно эти размеры и ритм придают звучанию напевность, схожесть с горестным причитанием.

Используя метафоры и эпитеты, автор красочно и правдиво описывает страдания русской женщины: «вянешь до времени, многострадальная, бедная, зной нестерпимый, губы опалённые», выражая свою жалость к ней при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: «ноженьки, косыньки, долюшка».

Вся непростая судьба русской женщины прослеживается в этом коротком произведении: её безвременное увядание, непосильный труд, боль и кротость, с которой она переносит тяготы жизни. Не случайно и присутствие плачущего ребёнка, ведь доля крестьянских детей быта почти так же тяжела, как и жизнь их родителей. Что ждало их в будущем? Чаще всего – труд от зари и до темна, бедность, выживание, голод. Терпение, с которым женщина продолжает трудиться, несмотря на чудовищные условия, вызывает у поэта и восхищение, и душевный протест одновременно.

Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..

Так стоит ли терпеть? Это главный вопрос и идея произведения Некрасова.

Стихотворение заканчивается строками, пронизанными и острой жалостью и горькой иронией:

Вкусны ли, милая, слёзы солёные
С кислым кваском пополам?..

Несмотря на то, что стихотворение было написано и опубликовано уже после отмены крепостного права, оно нашло горячий отклик у читателей, ведь жизнь простого народа была по-прежнему тяжела.

Русский поэт обогатил искусство новыми поэтическими формами, особыми художественными приёмами, благодаря которым его поэтический стиль стал особенно узнаваем. В произведениях Николая Алексеевича Некрасова простой язык приобретает особенную грацию, становится частью искусства.

Свой поэтический талант Некрасов использовал, чтобы показать тяжёлую жизнь русского народа. В этом мы находим значение и роль поэзии Некрасова.

Кубанский казачий хор - "В полном разгаре страда деревенская..."

/ / / Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

Николай Некрасов с детства наблюдал, как отец издевался над женой, матерью поэта. Елена Закревская, так звали женщину, вышла замуж за помещика Алексея Некрасова против воли родителей. Она молча терпела издевательства, но прожила недолго. Николай знал, что не имеет права вмешиваться во взаимоотношения родителей, но они оставили горький след в его памяти. Кроме того, ему часто приходилось наблюдать, как жестоко относился его отец к крепостным женщинам и девушкам. Все это дало мощный толчок для развития темы женщины-матери в творчестве Николая Некрасова, в контексте которой в 1862 году было написано стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…».

Для создания фона автор выбирает лето – знойное время года, которое вынуждает людей работать на поле. Его внимание привлекает образ женщины, которая работает, не смотря на страшную жару и жужжащих насекомых, норовящих ужалить и пощекотать. Единственное, что отрывает ее от тяжелого труда – плач маленького ребенка. В один момент сильная, непокорная женщина превращается в нежную мать. Она качает малыша и поет о терпении. Автор не может понять, что скатывается с ее ресниц, слеза или пот.

С первых строк Н. Некрасов проявляет искреннее сочувствие к труженице-матери, говоря, что более трудную женскую «долю» врядли получится найти. В моральном и физическом истощении секрет преждевременного увядания красоты русской матери. Автор заканчивает стих метафорой, символизирующей судьбу русской женщины – «слезы соленый с кислым кваском пополам».

Идея произведения Н. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» воплощается при помощи художественных средств. В тексте используются метафоры («Доля ты! – русская долюшка женская», «столб насекомых… колыхается»), гипербола («всевыносящего русского племени многострадальная мать»), эпитеты («бедная баба», ноженька «голая»). Тяжелые условия труда воспроизводятся с помощью знойного пейзажа.

В стихотворении неоднократно употребляется лексема «баба» (синоним к «женщина»). Тем не менее, данное слово не воспринимается как грубое, оно лишь подчеркивает силу женщины. С ним контрастируют уменьшительно-ласкательные формы слов, посредством которых Н. Некрасов выражает свое трепетное отношение к многострадальной матери.

Текст разделен на 6 терцетов и два катрена с параллельной, кольцевой и перекрестной рифмой. Строчки терцетов рифмуются не только в одном куплете, но и со строками другой строфы. Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки произведения отличаются эмоциональностью, о чем говорит интонация (восклицательные и вопросительные предложения есть почти в каждом куплете).

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» создан прекрасный сборный образ русской женщины, сотканный из традиционных представлений и наблюдений автора.


Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Многострадальная мать!


Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.


Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!


Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать.


Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям.
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам.

«В полном разгаре страда деревенская», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» написано в 1862 г. и опубликовано в «Современнике» № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.

Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.

Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному.

Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё. Но стоит ли смиряться и терпеть?

Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы – это обращение к женской доле и к самой русской женщине.

Следующие 2 строфы описывают условия тяжёлого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.

Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога - не причина прервать работу. Только плач ребёнка заставляет женщину остановиться.

Строфа 7 – обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает её качать ребёнка и петь ему о терпении.

Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьёт горький квас с потом и слезами, а последняя - это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадёжной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.

Тропы и образы

Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре . Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.

С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты . Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом. В резких и неприятных вкусах – тоже часть её мучения.

Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная мать, бедная баба, ноженька голая . жадно подносит губы опалённые . слёзы солёные .

Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый . равнина безлесная . ширь поднебесная . солнце нещадно палит, косуля тяжёлая . жбан, заткнутый грязной тряпицею.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька .

В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова). Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении ) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее . а мать его многострадальна (эпитеты).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дактилем. В семи трёхстишьях две строчки четырёхстопного дактиля чередуются со строчкой трёхстопного.

В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырёхстопный и трёхстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой. Рифмовка в трёхстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з. Два последних четверостишья связаны перекрёстной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая чёткость. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.

Как представлена тема женской доли в лирике Некрасова?

Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе - житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки… На шее - нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!»

Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос». Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд - все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж - он виноват… А вам терпеть… за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно. » - говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.

Николай Некрасов - В полном разгаре страда деревенская

В полном разгаре страда деревенская.
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

№ 4 Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,
№ 8 Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
№ 12 Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

№ 16 Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки, -
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?
№ 20 Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать.

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
№ 24 В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - все равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям.
№ 28 Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам.

V polnom razgare strada derevenskaya.
Dolya ty! - russkaya dolyushka zhenskaya!
Vryad li trudneye syskat.

Ne mudreno, chto ty vyanesh do vremeni,
Vsevynosyashchego russkogo plemeni
Mnogostradalnaya mat!

Znoy nesterpimy: ravnina bezlesnaya,
Nivy, pokosy da shir podnebesnaya -
Solntse neshchadno palit.

Bednaya baba iz sil vybivayetsya,
Stolb nasekomykh nad ney kolykhayetsya,
Zhalit, shchekochet, zhuzhzhit!

Pripodnimaya kosulyu tyazheluyu,
Baba porezala nozhenku goluyu -
Nekogda krov unimat!

Slyshitsya krik u sosedney polosynki,
Baba tuda - rastrepalisya kosynki, -
Nado rebenka kachat!

Chto zhe ty stala nad nim v otupenii?
Poy yemu pesnyu o vechnom terpenii,
Poy, terpelivaya mat.

Slezy li, pot li u ney nad resnitseyu,
Pravo, skazat mudreno.
V zhban etot, zatknuty gryaznoy tryapitseyu,
Kanut oni - vse ravno!

Vot ona guby svoi opalennye
Zhadno podnosit k krayam.
Vkusny li, milaya, slezy solenye
S kislym kvaskom popolam.

D gjkyjv hfpufht cnhflf lthtdtycrfz///
Ljkz ns! - heccrfz ljk/irf ;tycrfz!
Dhzl kb nhelytt cscrfnm/

Yt velhtyj, xnj ns dzytim lj dhtvtyb,
Dctdsyjczotuj heccrjuj gktvtyb
Vyjujcnhflfkmyfz vfnm!

Pyjq ytcnthgbvsq: hfdybyf ,tpktcyfz,
Ybds, gjrjcs lf ibhm gjlyt,tcyfz -
Cjkywt ytoflyj gfkbn/

tlyfz ,f,f bp cbk ds,bdftncz,
Cnjk, yfctrjvs[ yfl ytq rjks}

© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт