Зеленый ельник у дороги бунин. Бунин И - Густой зеленый ельник у дороги (стих. чит. В.Балашов)

23.09.2019

И.А. Бунин - один из самых известных русских авторов, в том числе обладатель Нобелевской премии по литературе. Он создавал не только прозаические произведения, но и стихи, многие из которых посвящены теме красоты природы. К данному типу можно отнести и стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги...".

Импрессионизм в поэзии Бунина

Бунина считают одним из родоначальников импрессионистического стиля в русской традиции. Импрессионизм в искусстве появился во Франции. Он подразумевает передачу впечатлений автора от увиденного вокруг. Именно на основе этих впечатлений и создаются художественные образы.

В случае с Буниным импрессионистичность лучше всего выражается в пейзажных зарисовках. И в стихотворных, и в прозаических произведениях автор уделяет особое место описаниям природы, детально передавая ее красоту. Для Бунина уникальный окружающий мир является главным источником вдохновения. Он использует многочисленные художественные средства, чтобы подчеркнуть, как прекрасен каждый день.

Анализ стихотворения "Густой зеленый ельник у дороги..."

Стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги..." - образец пейзажной лирики. Сюжет его достаточно прост и описывает столкновение лирического героя с оленем в зимнем лесу. Однако в небольшом по объему произведении заключается особый, важный для автора, смысл.

Главными средствами художественной выразительности, используемыми автором, являются:

  • эпитеты ("пушистые снега", "хвойных крестиков" и т.д.);
  • анафора ("Вот след его... / Вот снова след...");
  • инверсия ("олень, могучий, тонконогий...").

Основная мысль произведения заключена в последней фразе: "Он красоту от смерти уносил...". Это предложение заставило меня задуматься над такими вопросами, как отношения красоты и смерти, важность жизни в целом. Для самого Бунина смерть убивает прекрасное, именно поэтому лирического героя переполняет радость, когда он видит, как олень спасается от охотников. Ведь это значит, что очень красивое живое существо сможет радовать своим видом окружающих еще какое-то время.

Тема : И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…" 3 класс

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • Развивать представление о средствах создания образа в литературе и в изобразительном искусстве.
  • Обучать выразительному чтению.
  • Формировать систему читательских умений.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы
  • Пользоваться элементарными приемами анализа текста.
  • Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.
  • Анализировать стихотворение И.А. Бунина "Густой зелёный ельник у дороги…" с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.
  • Оценивать свои результаты работы в парах с помощью шкалы «успеха».

Личностные:

  • Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов.
  • Любовь к Родине.

Метапредметные связи : Русский язык, темы «Лексика», «Текст».

Ресурсы урока : Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение. Учебник 3 класс», портрет И.А. Бунина; фотографии оленей;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Пожелаю вам сейчас

Новых знаний, в добрый час.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Чтение стихотворения «Полевые цветы»

Вчера мы изучали стихотворение «Полевые цветы» Ивана Алексеевича Бунина и дома вы должны были подготовить его выразительное чтение. Сейчас порадуйте нас своим выразительным чтением.

б) Вопросы после чтения:

  1. Сообщение темы урока

Да, природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.

Ребята! Произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.

1 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)

Напомню вам некоторые факты из жизни Бунина.

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением « Густой зеленый ельник». Закройте учебники.

  1. Первичное чтение

Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

Вам понравилось это стихотворение? Почему?

Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

Что вызывает в вас эту радость?

Откройте учебники на странице 176.

Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

  1. Физминутка
  2. Чтение детьми и работа нал словарем

Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа (работа в парах)

Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. Работать можно в парах.

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

2 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы)

1 строфа

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

2 строфа

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

3 строфа

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

4 строфа

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

  1. Анализ стихотворения

Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

3 слайд (пейзаж ельника)

Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)

Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

4 слайд (Фотографии оленей)

Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)

В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

Любит ли он природу?

Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

Выразительное чтение стихотворения

  1. Рефлексия, оценивание

Что вас взволновало? О чём задумались? (Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?

– (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

– Я благодарю вас за работу на уроке.

  1. Домашнее задание

Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой из стихотворения.

5 слайд (Благодарность)


Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги» было написано в 1905 г. и напечатано в сборнике «Стихотворения 1903 – 1906». Первоначально оно называлось «Олень». Позже Бунин снял название, исходя из художественного замысла: олень – эпический герой стихотворения, но идея сосредоточена не на образе оленя, хотя этот образ помогает её осознать.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики. Бунин традиционно считается писателем-реалистом, хотя этот вопрос оспаривается некоторыми литературоведами. Лирический герой вглядывается в окружающий мир, как следопыт, прочитывает историю своего оленя, которую видит в природе, как в зеркале. По способу создания художественного образа стихотворение реалистическое. Но черты модернизма проскальзывают в самом выборе предмета описания: олень показан в миг смертельной опасности, Бунин изображает жизнь как краткий миг, подчёркивая её хрупкость. Такое мировосприятие характерно для модернизма.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов. В первой строфе автор описывает идиллическую картину зимнего леса, на фоне которой появляется главный герой стихотворения – могучий олень.

Во второй строфе читатель вдруг понимает, что лирический герой оленя не видел. Он судит о внешности и поведении оленя только по его следам. Таким образом, со второй строфы лирический герой сам появляется в стихотворении, будто ведёт читателя, указывая ему на важные детали.

В третьей строфе появляется конфликт и есть даже подобие кульминации эпического произведения. Прыжок оленя связан с нападением стаи собак. Кажется, будто лирический герой вышел на опушку и на лугу видит собачий гон (или слышит лай этого гона). А может быть, он только предполагает, узнаёт по следам, что олень побежал в долину, а за ним – стая собак. Остаётся загадочной последняя строфа: лирический герой видит уносящегося вдаль оленя или только представляет себе этого оленя, предполагает, как он мог себя вести?

Эпический сюжет стихотворения может длиться буквально несколько мгновений, если лирический герой наблюдает следы на дороге и оленя, убегающего вдали. Или герой может несколько часов идти по зимнему лесу, рассматривая следы оленя и воображая его гордый вид и произошедшие с ним события.

Независимо от того, какой вариант предполагал Бунин и какой увидел читатель, у лирического героя в результате рождается философское рассуждение о красоте и смерти, о квинтэссенции жизни. Эпическая развязка в стихотворении отсутствует: олень уносил красоту от смерти, но унёс ли? Эта борьба красоты как воплощения жизни и смерти длится вечно, как и кульминация стихотворения.

Тема стихотворения – красота природы, которая заставляет остановиться и присмотреться. Олень как воплощение этой красоты. Основная мысль словесно выражена в последней строфе: красота - это сила, побеждающая смерть.

Тропы и образы

Первая строфа – описание зимнего леса и оленя с помощью эпитетов: густой зелёный ельник, глубокие пушистые снега, могучий тонконогий олень, тяжкие рога. Инверсия при описании оленя становится причиной обособления эпитетов, выделяет благородного оленя из остальной природы.

Во второй строфе описаны следы жизнедеятельности оленя. Взгляд лирического героя максимально приближен к предметам. Виден след оленя, и даже по отпечаткам зубов лирический герой угадывает их белизну, а значит, крепость (эпитет белый зуб).

Ёлка в этой строфе приобретает человеческие черты: у неё есть макушка (олицетворение), с которой, подобно волосам, осыпаются хвоинки и остинки.

В третьей строфе неторопливость повествования, которая похожа на размеренный и редкий след оленя (эпитеты), нарушается. Им противопоставляется прыжок. Внезапность Бунин подчёркивает словом «вдруг». Отсутствие глаголов-сказуемых в первом, втором и второй части последнего предложения рождает скорость, динамику. Единственное сказуемое в этой строфе – теряется (о собачьем гоне). В отличие от второй строфы, взгляд лирического героя максимально удалён от объекта, собачий гон и олень перед ним теряется вдали. Незаконченное последнее предложение – это и незаконченная конкретная мысль, и напряжённое ожидание развязки.

Последняя строфа, в которой содержится вывод и надежда лирического героя, но не развязка эпического сюжета, полна эпитетами и наречными эпитетами: легко, бешено, свежие силы, радостно-звериная стремительность. Всё это – качества прекрасного оленя, позволяющие ему победить и выжить. В сущности, это составляющие истинной природной красоты, будь она в человеке или звере. В этой строфе два предложения, и оба восклицательные. Междометие передаёт эмоции лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил! Thick green spruce near the road ,
Deep fluffy snow.
They went deer, mighty , legged ,
To back throwing heavy horn.

Here is a trace of it . Here trodden paths ,
Here the tree bent and white teeth scraped -
And many conifers crosses, ostinok
Crumbled from the top on the snow .

Here again measured trace and rare ,
And suddenly - jump! And far away in the meadow
Lost dog rut - and branches ,
Studded horns on the run ...

Oh, how easily he left the valley !
Wildly in excess of fresh forces ,
In a rapidly gleefully brutal ,
He took away the beauty of death !



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт