Замок Нойшванштайн – жемчужина Германии. Замок Нойшванштайн. Полная история строительства

10.10.2019

Замок Нойшванштайн (Бавария)

В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн (Neuschwanstein; вариант написания - НЕЙШВАНШТЕЙН), замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему "сказочный" замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
Но сначала несколько слов о трагической судьбе самого короля.

О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн


"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других"
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II (1864-1886гг.) сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, после смерти…, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. Каждый турист в королевском замке Нойшванштайн сегодня видит то, что ближе ему по восприятию: кто трагедию одинокого романтика, кто - галлюцинации безумного, а кто - банальные чудачества богача.
С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Hohenschwangau (Хохеншвангау), который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн (Schwanstein). Как видим, в названиях всех замков центральным сохраняется слово «schwan», лебедь. Лебедь был геральдической птицей древнего рода графов Швангау, преемником которых считал себя король Максимилиан II. Он также украсил новый замок изображениями сцен из средневековых легенд и рыцарских романов, объединив, таким образом, идеализированную старину с конкретной местной традицией.


В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный.
Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр.


Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд.
Тем временем Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему "старинного" рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Король писал Вагнеру: «…Мое намерение - восстановить былое королевское величие в замке, возведенном в подлинном стиле старых замков немецких рыцарей… Местоположение будущего дворца - одно из самых красивых. А сам он, надеюсь, будет пригоден для жилья через три года. Вас я намерен поселить в нем в качестве многоуважаемого гостя. Замок станет святым храмом для божественного друга…Он каждой своей деталью будет более красивым и комфортным, чем Хохеншвангау внизу».


На горе Югенд, в одном из самых живописных уголков, были руины двух маленьких замков. Это место выбрал Людвиг II для строительства своего «Нового замка Хохеншвангау» (это только после смерти короля он стал называться Нойшванштайн).

Наверное, не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником.
Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.


Нойшванштайн не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива.


Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны! Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.


То, что король практически забросил государственные дела, отказывался жениться ради продолжения рода, был нелюдим - все это настроило против него и семью, и высший свет. Еще когда король был молод, его поведение, манера одеваться, вообще образ жизни многим казались по меньшей мере странными. В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Но, без сомнения, лучшим памятником Людвигу II Баварскому являются его восхитительные замки и прежде всего - Нойшванштайн.


Наружное убранство ворот.

Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской.



Neuschwanstein from Mary"s Bridge


Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.


Озеро, вид с галереи замка.


Интерьеры замка.


Внутреннее убранство замка, его интерьеры впечатляют, пожалуй, не меньше, чем его внешний облик.
Каждый зал замка - это гимн операм Вагнера, героям германской мифологии.
Здесь Вы увидите сочетание сразу нескольких архитектурно-художественных стилей, мавританских, готических и барочных элементов: колонны-сталактиты, тронный зал в византийском духе, певческий зал с изысканным освещением, предназначавшимся для постановок опер Вагнера. При этом здание было оборудовано современной системой отопления, в кухне имелся водопровод с горячей и холодной водой. Вот уж действительно, Людвиг II Баварский во многом опередил свое время!

Вестибюль.



К королевским покоям ведедет вестибюль замка. Его стены украшены изображениями из древнейшего издания Саги о Зигфриде. На картине слева: «Регин кует для Сигурта меч Грам». Мраморный портал ведет в Тронный зал.

Тронный зал.



План его разработан Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом.
Под сияющим голубым куполом потолка, словно под небосводом, восседает Христос, окруженный Марией и Иоганнесом, а также рядом возведенных в святые королей. Это Казимир, Штефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и св. Людовик.


На переднем плане - драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди, предназначенный для 96 свечей. Весит этот драгоценный канделябр 18 центнеров.


Мозаичный пол, созданный венским мастером Дермонтом, изображает стилизованный растительный и животный мир. Зал заканчивается полукругом позолоченной апсиды.


Девять ступеней из белого мрамора Каррара, обрамленные изображениями 12 апостолов, ведут к помосту, где, согласно первоначальному замыслу, должен был стоять трон из золота и слоновой кости. Увы, этому уже не суждено было осуществиться.


Вид на зал с тронного возвышения.


Зал певцов.



Corridor by the singers hall


Безусловно, центральное место замка - это так называемый Зал певцов. Это самый большой, высокий и богато убранный зал с бесчисленными деталями росписей, посвященных главному герою этого зала - Парсифалю. Парсифаль — юноша, проходящий путь от наивности к идеалам рыцарства, любви и еще выше - к обретению святого Грааля. Кульминацией легенды о Парсифале является момент, когда герой попадает в Замок Грааля. Именно эпизод, когда Парсифаль впервые видит Грааль, изображен на центральной, самой большой картине Зала певцов.

Спальня.



Королевская спальня выделяется изобилием резных украшений и великолепным убранством. В отличие от преобладающего в других помещениях романского стиля, здесь царят новоготические формы. Над их созданием трудились четырнадцать резчиков на протяжении четырех с половиной лет. Драгоценнейшей филигранью украшено ложе монарха. В убранстве помещения использованы картины из истории о Тристане и Изольде, которая так глубоко потрясла двадцатилетнего короля, услышавшего музыкальную драму Рихарда Вагнера. Первое исполнение оперы состоялось в 1865 г., в присутствии короля Людвига II в Мюнхене. Над балдахином умывального столика изображен сюжет «Тристан и Изольда в саду замка Корнвалль». Справа над кроватью - «Прощание Тристана с Изольдой». Умывальник снабжался проточной водой, которая подавалась от источника, расположенного выше замка. Из балконного окна спальни открывается изумительный вид на девственно-романтичное ущелье Пеллат с водопадом 45-метровой высоты.

Гостиная.



Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так называемым "лебединым" углом, посвящена образу лебедя-рыцаря Лоэнгрина, такому дорогому для короля Людвига II. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине: "Чудо Грааля" и "Прибытие Лоэнгрина в Антверпен". Лебединый мотив присутствует и в резных украшениях деревянной обшивки, и в золотом шитье на шелковых обивках, и в портьерах.

Столовая.



Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда фон Пилоти и Йозефа Айгнера. На них запечатлены изображения миннезингеров («певцов любви»), а также сцены легендарного состязания певцов в г. Вартбурге в 1207 г. Свод арки над правой дверью украшен портретом Вольфрама фон Эшенбаха, автора «Парсифаля» и «Лоэнгрина». Слева, над служебной дверью - Готтфрид фон Штрассбург, автор любовной драмы «Тристан и Изольда». Эскизы для оформления помещения разработаны Юлиусом Гофманном. Настольная статуя из позолоченной бронзы, высотой более метра, изображает «Зигфрида в бою с драконом». Это - дар мюнхенских скульпторов Людвигу II.

Рабочий кабинет.


Рабочий кабинет короля выполнен в романском стиле и представляет богатую событиями и мифами историю Вартбурга. Темой легенды о Тангейзере и состязания певцов в Вартбурге объединены гобелены работы Иосифа Айгнера, вмонтированные в обшивку из дубовых панелей, которая покрыта тонкой чеканкой. На поверхности арки рядом с дверью изображен Тангейзер, кающийся перед папой Урбаном IV. Над увенчанным башенкой стенным шкафом - в нем хранились планы замка - изображен Тангейзер в Хёрзель-берге в объятиях Венеры.

В рабочем кабинете столешница обтянута тяжелым зеленым шелком, расшитым золотом, из него же сделаны портьеры. Женщины нескольких баварских деревень в течение многих лет выполняли по эскизам художников и самого короля эти великолепные вышивки. Украшенные шитьем ширмы отделяли кабинет от небольшой домашней молельни. Ревностный католик, Людвиг многие часы проводил в молитве, соблюдал посты, практиковал медитации.
Письменные принадлежности также изысканны: чистое золото, слоновая кость и драгоценные камни. Везде и на всем - изображение лебедя.

Часовня.



К спальне примыкает небольшая молельня Людвига II. Она посвящена Людовику Святому - королю Франции Людовику IX, в честь которого получил свое имя монарх. В расписной стрельчатый свод встроен створчатый алтарь, украшенный богатой резьбой. На картине в средней части триптиха изображен Людовик Святой. Витраж боковой стены: «Людовик Святой принимает последние утешения» создан в придворной художественной мастерской Майера.

Комната для одевания.



Комната для одевания, выдержанная в строгом оформлении дубовыми панелями, чудесным образом переходит в стилизованную беседку Настенная живопись повествует о поэзии и жизни Вальтера фонд дер Фогельвейде и Ганса Сакса. После картин из «Зигфрида» в вестибюле, после мотивов «Тристана» в спальне нас встречает здесь мир «Мейстерзингера» в избранных сценах из представления. Роспись стен принадлежит кисти Эдуарда Илле, ученика Морица фон Швинда. Над умывальником, украшенным гарнитуром из метлахской майолики работы Виллероя и Боха: «Вальтер поет при дворе герцога Вельфа». На стене напротив: иллюстрация к знаменитому стихотворению Вальтера «Под липами...» На столике стоит шкатулка с драгоценностями короля.

Кухня.



Кухня замка полностью сохранилась и подкупает и своей функциональностью, и поразительным для того времени техническим оснащением: проточной горячей и холодной водой и автоматическим вращением вертелов для жаркого.


Музыкальная комната.


Замок Нойшванштайн – главная достопримечательность Баварии, расположенная у подножия Альп. Он словно сошел с иллюстраций детской книги сказок. Прекрасные пейзажи, неприступные горы и прозрачные озера окружают яркие стены и остроконечные башенки замка. Именно Нойшванштайн вдохновлял Чайковского при написании «Лебединого озера» и Диснея при создании мультфильма «Спящая красавица». Во всей Германии трудно найти более красивый снаружи и искусно оформленный внутри замок. Оказавшись в Германии, туристы обязательно стараются посетить живописный Нойшванштайн, чем вносят немалую лепту в бюджет страны.

История Нойшванштайна

В живописных землях Баварии, в стенах замка Хоэншвангау прошли годы юности будущего короля Людвига II. До 18 лет он жил в родительском имении, но и тогда отличался любовью к уединению. В год своего совершеннолетия Людвиг II приступил к строительству нового королевского дворца. Для своей резиденции он подобрал уединенное место по соседству, на отвесной скале.

В 1868 году рабочие начали готовить площадку для будущего дворца. С помощью подрывных работ предполагалось снести вершину скалы и подготовить небольшое плато. После расчистки территории, завершения дорожных работ и прокладки водопровода был заложен фундамент Нойшванштайна.















Король поставил перед строителями очень сложную задачу. Он хотел, чтобы замок был построен в кратчайшие сроки. Строителям пришлось работать не только днем, но и ночью, чтобы успеть выполнить приказ правителя. Задача усложнялась непростым расположением и сложностью доставки строительных материалов.

Для строительства понадобилось почти 500 тонн цемента, несколько тысяч вагонеток песчаника и 200 тонн извести. Доставить материалы на такую высоту можно было с помощью крана у западной стороны скалы.

К 1873 году были закончены крепостные стены и ворота, а также первые три этажа замка. Спустя еще десять лет завершились почти все строительные и часть отделочных работ. С весны 1884 г. Людвиг II смог поселиться в личных покоях, где и проводил большую часть времени. Увы, но наслаждаться новой обителью ему оставалось только два года. В 1886 г. король был признан душевнобольным и переведен в лечебницу. Спустя короткое время он загадочным образом скончался.

До смерти Людвига II замок не был достроен. Оставались незавершенными западная терраса, купальни и башни замковой церкви. Завершен Нойшванштайн был только в 1891 г. Хотя нелюдимый король искал в этих стенах уединение, сегодня замок считается наиболее многолюдной достопримечательностью Баварии.

Архитектура

Окрестности замка поражают своей красотой. Само строение расположено на фоне неприступных Альп, на высоком холме, густо покрытом растительностью. Дорога к замку довольно извилиста и заканчивается дворцовыми воротами с высокими башнями. Врата стали не меньшей достопримечательностью, чем сам дворец. Они выполнены из красного кирпича, что контрастирует с белоснежными стенами Нойшванштайна.

Сводчатый проход главных ворот приводит посетителей в Нижний двор. Чтобы попасть в Верхний двор, следует подняться по лестнице в Квадратной башне. На территории внутреннего двора разбит очень красивый сад с искусственной пещерой.

По периметру Верхнего двора расположены основные постройки замка. С двух сторон находятся Палата рыцарей и Женская башня. По центру расположен сам дворец. Здание высотой в пять этажей благодаря остроконечным башням вытянуто до самого неба и кажется бесконечным. Декоративные элементы отделаны Зальбургским мрамором. Многочисленные резные окошки и балконы на белоснежных стенах подчеркивают сказочность образа Нойшванштайна.

Удивительные интерьеры замка

В оформлении Нойшванштайна трудно угадать единый стиль. Здесь встречаются мавританские, готические и барочные составляющие. Внутреннее убранство дворца напоминает яркие сказочные декорации. Мастера очень тщательно прорабатывали каждую деталь. Например, спальня Людвига II поражает великолепной резьбой по дереву. Только кровать пятнадцать резчиков мастерили три года. Огромные и очень яркие гобелены на стенах пронизаны сказочными мотивами легенды о Тристане и Изольде.

Тронный зал является самым большим и светлым помещением. Трон в нем так и не был установлен. Подготовлено лишь возвышение, куда его следовало поставить. В зале выделено два яруса, по периметру расположены ряды колон. Все поверхности покрыты яркой мозаикой и отливают сочными красками. Особого внимания заслуживает напольная кладка. Потолок и стены украшают библейские образы. Они должны были подчеркнуть связь короля с Богом.

Не меньшее восхищение вызывает Большой салон. В нем прослеживаются мотивы «Лебединого озера». Людвиг II, впечатленный музыкой Вагнера, видел себя в роли одного из героев этого произведения. Для концертов и выступлений был предусмотрен Зал певцов, однако королю так и не пришлось насладиться музыкой в этом помещении. Первый концерт был дан здесь уже после его смерти. Начиная с 1933 года в стенах Нойшванштайна проходит часть выступлений Вагнеровского фестиваля. Потолок зала украшают резные деревянные панели с зодиакальными узорами. Стены и певческая аркада испещрены замысловатым орнаментом.

Рабочий кабинет выполнен с особой помпезностью и строгостью. Огромный стол покрыт зеленым сукном с золотой вышивкой. Такие же тона присутствуют на шторах. Канцелярские принадлежности короля выполнены из золота и слоновой кости с инкрустацией драгоценными камнями. В кабинете за небольшой ширмой оборудована маленькая молельня. Людвиг был очень набожным и уделял молитве значительную часть своего времени.

Экскурсии

Посетить Нойшванштайн можно только в составе экскурсионных групп, которые отправляются к нему ежедневно, кроме Рождества и Нового года. Режим работы замка следующий:

  • 9:00-18:00 (апрель-октябрь);
  • 10:00-16:00 (ноябрь-март).

Экскурсии в замке гиды проводят по-английски и по-немецки, они длятся около получаса. По желанию посетители могут воспользоваться услугой аудиогид, в том числе на русском языке.

Стоимость полного билета на посещение Нойшванштайна составляет 23 евро. Для льготных категорий предусмотрены скидки. В билетные кассы выстраивается довольно большая очередь, а в послеобеденное время можно уже не попасть в замок в этот же день. Чтобы избежать неудобств, лучше бронировать билеты заранее на официальном сайте (www.neuschwanstein.de/).

На территории замка запрещено проводить съемку, объемные сумки также придется оставить за воротами. По запросу бесплатно выдается схема помещений дворца, которая значительно облегчит путешествие по дворцу.

Как добраться

Ближайшим населенным пунктом к Нойшванштайну является город Фюссен. В нем расположен железнодорожный вокзал. Расстояние до него от Мюнхена составляет 130 км. По живописной дороге до Фюссена можно доехать на автомобиле. От этого населенного пункта до поселения Хоэншвангау регулярно курсируют автобусы. Они прибывают на удобную парковку между двумя замками, где также есть небольшой ресторан и билетные кассы.

От парковки до ворот замка можно дойти пешком за 20 минут или воспользоваться услугами извозчиков и доехать на микроавтобусе или повозке с лошадьми за 4 евро.



Прекрасный баварский замок Нойшванштайн — один из самых посещаемых в Германии. Нойшванштайн входит в десятку самых красивых подобных сооружений мира и считается одним из самых романтичных мест. Замок построен на скале высотой 92 метра и гармонично вписывается в сказочной красоты местный пейзаж.

Чудо Света, жемчужина Баварских Альп — так нередко называют это сооружение. Название Нойшванштайн (Neuschwanstein) в точном переводе означает «Новый лебединый утес». Людям с богатым воображением изящный белый силуэт строения напоминает лебедей. Замком Нойшванштайн считать вообще-то неверно. Это дворец, не имеющий никакого оборонного значения.

Всем знаком логотип мультипликационной компании Уолта Диснея, на котором изображены очертания Нойшванштайна. Именно этот замок стал прообразом замка Золушки, и потому многими называется сказочным. Стройный, устремленный ввысь белокаменный дворец венчают изящные островерхие башни с бойницами и арочными балконами. Высота главной башни составляет 80 метров.

От билетных касс в Швангау вверх к замку Нойшвайнштайн можно пройти пешком по живописной дороге, расстояние около 2 километров. Но можно доехать на автобусе, билет туда-обратно стоит 2,60 евро. Аттракцион не для слабонервных, надо отметить. По довольно сложному серпантину водитель несется с большой скоростью. К услугам туристов также конные экипажи, пользующиеся популярностью.

Из огромных узорчатых окна замка открываются прекрасные виды на окрестные пейзажи и замок Хоэншвангау.

Самые красивые виды на сам замок открываются с моста Марии.

За замком видно искусственное озеро Форгензее. Лучшие фото замка Нойшванштайн можно сделать отсюда, или поднявшись на гору по так называемой Королевской тропе, начинающейся сразу за мостом.

Мост Марии (Мариенбрюке) переброшен через ущелье Пеллат на высоте 92 метра. Все любуются 45-метровым водопадом, который сверху совсем не кажется большим.

Мост назван в честь матери Людвига Второго - Прусской кронпринцессы Марии Фридерики. Первоначально мост был деревянным, а в 1866 году его заменили на металлические конструкции.

Когда-то Людвиг в одиночестве любовался отсюда своим замком, а в наши дни на мосту просто не протолкнуться. Мост увешан замочками любви. Логика тех, кто это делает, совершенно непонятна. Замок очень красив, но с ним не связаны никакие романтические истории. Людвиг считался самым красивым монархом своего времени, но женщин избегал, категорически не желал жениться и продолжать свой род, предпочитая проводить время в уединении со своими мечтами и красивыми юношами. Хотя, считается, что король всю жизнь был влюблён в свою кузину, австрийскую императрицу Елизавету, известную под именем Сисси. Однозначно, король Людвиг был человеком противоречивым и странным.

Фантазии Людвига начались еще в детстве, которое он провел в фамильном замке Хоэншвангау, обильно украшенном фресками с сюжетами из средневековых легенд. Сказки в детстве принцу рассказывал сам Ганс-Христиан Андерсен, специально приглашаемый для этого родителями. Так, в сказках, король и прожил всю свою жизнь, получив в том числе прозвище «сказочный король».

Геральдическим символом графского рода Швангау был лебедь. Изображения лебедей окружали обитателей замка. Так Людвиг II погрузился в свой мир, главным в котором был рыцарь Лебедя Лоэнгрина. В 1861 году Людвиг побывал на опере Вагнера «Лоэнгрин», сюжет оперы зародил в голове юного принца идею постройки сказочного замка. После восшествия на престол в 1864 году Людвиг II стал покровительствовать Рихарду Вагнеру, дав ему неограниченные возможности для творчества.

В 1869 году на месте руин старинных фортов на горе Югенд начали строить «Новый замок Хоэншвангау». «Прекраснейшее место из всех, что можно найти. Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей», — писал Людвиг любимому композитору. Известное всем название «Нойшванштайн» замок получил после смерти короля.

Король лично руководил проектом, постоянно внося в него изменения. Намеченный трехлетний срок постоянно увеличивался из-за невероятных трудностей строительства на скале. Работы по строительству замка были завершены лишь в 1883 году. Из 360 комнат окончательно были закончена отделка лишь 14.

В оформлении интерьеров замка превалируют изображения лебедей в самых различных вариантах. Лебеди на стенах и потолках, на лестницах и переходах, резные, каменные, рисованные, металлические, стеклянные. В замке есть Тронный зал, но трона в этом зале нет, его не успели изготовить до смерти короля. Работы над спальней короля велись более 4 лет, резная деревянная кровать представляет из себя настоящее произведение искусства.

Настенные росписи многих помещений выполнены по мотивам вагнеровских опер. Четвертый этаж целиком занимает зал певцов, он полностью украшен изображениями персонажей опер Вагнера.

Замок Нойшванштайн строили в средневековом стиле, но с современным комфортом. Здесь имелось воздушное центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация, телефонные аппараты и электрические звонки и электроподъемники.

«Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других», — так сказал сам о себе молодой король. Он так и остался тайной для потомков, по сей день его кто-то считает романтиком, а кто-то безумцем. Современники в конечном итоге все-таки склонились к второму, прозвав короля Людвигом Безумным. Отчасти безумным короля называли из-за огромных трат на строительство замка, ведь «Игрушки короля» обходились казне именно в безумную сумму. Помимо замка Нойшванштайн Людвиг воздвиг еще 2 замка. Лидергоф и Герренхиимзее, каждый по своему прекрасен и потребовал огромных средств.

С 1875 года Людвиг II вел странную жизнь, отправляясь по ночам на прогулки в горы и переодеваясь в историческую одежду. При свете Луны он декламировал любимого Шиллера, за что его стали называть «лунным королём». Во всех помещениях Нойшванштайна вечером зажигали свет, чтобы король мог издали любоваться своим сказочным замком. В июне 1886 года психиатры официально признали короля душевнобольным, он был отстранен от престола. Через 3 дня после этого Людвиг ушел на прогулку с личным врачом, и больше их живыми не видели. Тела позже нашли в озере Штарнбергзее.

Через 2 месяца после смерти короля Людвига II замок Нойшванштайн был открыт для платных посещений. В первую очередь такое решение принималось, чтобы погасить кредиты умершего. Через 12 лет долги Людвига Безумного были выплачены, а замок и по сей день приносит ощутимый доход в казну страны. Достраивать замок не стали, в нем в том числе должна была быть еще одна башня, выше существующей.

Посетить замок Нойшванштайн можно только с экскурсией. Когда на установленном при входе табло загорается номер группы, указанный на билете, можно проходить через турникет, приложив к сканеру билет с штрих-кодом. Группы уходят летом каждые 5 минут. Зимой и осенью реже.

В течение года замок посещают около 1,3 миллиона туристов. А король Людвиг мечтал тут уединиться…

Известняковые фасады замка регулярно реставрируют. В день нашей поездки тоже активно шли работы.

В годы Второй Мировой войны замок Нойшванштайн дополнительно оброс тайнами. По слухам здесь находился идеологический гарнизон третьего рейха, занимавшийся изучением оккультизма. Историки считают, что в замке Нойшванштайн могло находиться золото Рейхсбанка, которое, возможно, утопили в близлежащем озере.

С 1970 года каждый сентябрь в замке Нойшванштайн проходит Вагнеровский фестиваль, на котором звучит любимая музыка короля Людвига II.

Мы не побывали внутри, но внешне замок Нойшванштайн впечатляет невероятно. Он огромен, но грациозен и изящен одновременно. Романтичен ли? Не уверена… Баварский король Людвиг Второй был редкостным красавцем, но избегал женщин и вообще людей. Король неумеренно пил коньяк и шампанское, страдал галлюцинациями, прячась здесь в своих фантазиях от реального мира. Считается, что замок Нойшванштайн воплотил в жизнь романтические мечты короля Людвига, а они были романтическими? Этот прекрасный замок, построенный в романтическом стиле — дом безумного затворника, и оттого, скорее, грустен и трагичен, а не романтичен, хотя и необыкновенно красив, каким был и сам лунный король Людвиг…

Замок Нойшванштайн больше напоминает сказочное строение, в котором хотела бы жить каждая принцесса. Высокие башни в окружении лесов, расположенные на холме Альпов, мгновенно приковывают к себе взгляд, но то, как украшен музей изнутри, описать словами невозможно. Многие деятели культуры специально приезжают сюда, чтобы вдохновиться на создание очередного шедевра.

Основные данные о замке Нойшванштайн

Сказочный дворец находится в Германии. Дословно его название переводят как «Новый лебединый камень». Такое лирическое имя строению дал баварский король, который мечтал построить романтичный замок для своей резиденции. Архитектурное строение расположено на скалистой местности, что и отражается в названии.

Для тех, кто хочет посетить это уникальное место, стоит знать, где находится Нойшванштайн. Точного адреса у достопримечательности нет, так как она расположена в некотором отдалении от крупных населенных пунктов, но до музея ходят поезда и автобусы, а любой местный житель даст подробные указания, как добраться из города Мюнхена до городка Фюссен в Баварии. Доехать до замка можно и на арендованном автомобиле, используя координаты в навигаторе: 47.5575°, 10.75°.

Режим работы романтичного дворца зависит от сезона. С апреля по сентябрь внутрь можно попасть с 8:00 до 17:00, в остальные месяцы вход разрешен с 9:00 до 15:00. Зимой в декабре не стоит забывать про рождественские праздники, в это время музей не работает. Официально замок закрыт четыре дня в году: на Рождество 24 и 25 декабря и в Новый год 31 декабря и 1 января.

Замок Нойшванштайн выполнен в неоготическом стиле. Над проектом трудился Кристиан Жанк, но ни одно решение не принималось без одобрения Людвига Баварского, так как воплощались в жизнь исключительно идеи короля, затеявшего это непростое строительство. В результате сооружение в длину составляет 135 метров, а возвышается от основания на 65 метров.

История создания замка Нойшванштайн

Ни для кого в Германии не секрет, какой правитель построил знаменитый дворец в Баварии, так как фактически этот проект завладел правителем на многие годы. Начало было положено 5 сентября 1869. До этого на месте будущего «романтичного гнездышка» были руины старых крепостей. Людвиг II отдал приказ взорвать плато, чтобы опустить его на восемь метров и создать идеальную площадку для замка. Сначала провели дорогу к месту строительства, потом соорудили трубопровод.

Работа над проектом была поручена Эдуарду Риделю, а мастером был назначен Кристиан Жанк. Каждый чертеж создавался из описаний короля, после чего им же и утверждался. В течение первых четырех лет возвели величественные ворота, а также подготовили королевские покои на третьем этаже. Второй этаж был практически полностью оборудован для комфортного проживания в резиденции.

Дальнейшее строительство велось в еще более ускоренном режиме, так как Людвиг II мечтал уже скорее поселиться в замке Нойшванштайн, но за десять лет завершить его так и не удалось. В результате в 1884 г. король не выдержал и решил переехать во дворец, независимо от того, что работы еще продолжались. Фактически создатель этого архитектурного творения прожил в нем всего 172 дня, а последние детали по отделке замка заканчивали уже после его смерти.

Особенности экстерьера и интерьера

Большая часть замка выполнена из мрамора. Его специально привозили из Зальцбурга. Портал и эркер сделан из песчаника. Внешнее оформление полностью соответствует законам неоготики, а в качестве прототипов для создания дворца были приняты замки Хохеншвангау и Вартбург.

Изнутри творение Людвига Баварского не может не впечатлять, ведь здесь повсюду царит роскошь. Ключевым считается зал певцов, повторяющий исполнение Праздничного и Песенного залов Вартбурга. Складывается впечатление, что весь замок Нойшванштайн построен в окружении этого помещения. В качестве украшения использованы полотна, иллюстрирующие легенду про Парцифаля.

Несмотря на свое назначение, комната так и не была использована во время жизни короля. Впервые в ней состоялся концерт спустя 50 лет после смерти Рихарда Вагнера. С 1933 по 1939 годы в зале певцов регулярно проводились мероприятия, но из-за войны и вплоть до 1969 года помещение вновь опустело.

Нельзя не отметить самый красивый тронный зал, который так и не удалось завершить в полной мере. При его строительстве были использованы религиозные мотивы. Трон установлен в специальной нише, напоминающей базилику, что говорит о связи короля с богом. Все окружающее убранство изображает святых. Пол из мозаики выполнен в виде небосвода с изображенными на нем представителями флоры и фауны.

В интерьере всего замка Нойшванштайн четко прослеживается тесная дружба Людвига II и Рихарда Вагнера. Огромное множество картинок изображают сцены из опер немецкого композитора. Существуют сообщения от короля Вагнеру, в которых он описывает свой будущий проект и говорит другу, что однажды он поселится в этом сказочном месте. Еще одной особенностью украшения является использование лебедей, которые стали основной идеей для возведения романтичного дворца. Птица считается символом рода графов Швангау, чьим потомком был Людвиг II.

Во Вторую мировую войну все ценности Рейха хранились в сказочном дворце. Личная коллекция Гитлера, состоящая из драгоценностей, произведений искусства, мебели, была размещена по залам, но позднее все вывезли в неизвестном направлении. Ходят слухи, что большая часть ценностей была затоплена в озере Алат, поэтому сегодня на фото внутри замка уже не увидеть этих красот.

Замок имеет не только удивительную архитектуру и внутреннее убранство, но и интересную историю. Правда, не все задумки короля были воплощены в жизнь из-за нехватки средств на строительство. За время возведения Нойшванштайна бюджет был превышен более чем вдвое, поэтому царь оставил огромный долг после своей смерти. Кредиторам было важно, кто наследник этого творения, так как сумма задолженности составляла несколько миллионов марок.

Осенью 1886 года замок Нойшванштайн был открыт для платного посещения, что позволило завершить строительство и в течение десятка лет практически полностью покрыть накопившийся долг. В результате среди невоплощенных идей остались:

  • рыцарский зал;
  • башня высотой в 90 метров с церковью;
  • парк с фонтаном и террасами.


В настоящий момент лебединый дворец является одной из главных достопримечательностей Германии. Стоит также упомянуть, чем прославился этот музей, помимо своей удивительной истории. Во-первых, по рассказам Чайковский вдохновился на создание «Лебединого озера» после посещения этого романтичного места.

Во-вторых, увидеть замок можно на монете номиналом 2 евро, выпущенную специально для коллекционеров. Появилась она в 2012 году в рамках серии «Федеральные земли Германии». Цветное изображение дворца подчеркивает дух романтизма, свойственный этому строению.

В-третьих, в докладе нередко упоминают о том, что замок Нойшванштайн стал основой для создания дворца Спящей красавицы в знаменитом парке Диснея в Париже. Неудивительно, что архитектурный памятник нередко используют для съемок в фильмах или в качестве места действия видеоигр.

Замок на юге Германии по праву считается ключевой достопримечательностью страны, ведь его красота недаром привлекает тысячи туристов. «Лебединое гнездышко» прославилось на весь мир, и по сей день история его творения пересказывается и обрастает новыми легендами.

В красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, поросшем тёмно-зелёными елями, величаво возвышается . Его стройный силуэт с заострёнными, «игрушечными» башнями напоминает картинку из сказки.

Замок Нойшванштайн (Германия): факты

Его создатель Людвиг II воплотил в замка свои фантазии и мечты. Ещё с детства будущий король увлекался средневековыми легендами о рыцарях и древнегерманскими сагами, а с 16 лет он стал страстным поклонником творчества Рихарда Вагнера.

Вступив на престол, Людвиг II сделал Вагнера своим фаворитом, предоставил в распоряжение композитора роскошную загородную виллу и под впечатлением от его опер решил построить .

Замок Нойшванштайн: легенда о лебеде

Замок Нойшванштайн (Германия) был воздвигнут в 1869-1886 годах в стиле рыцарской крепости. Неслучайно король назначил архитектором и руководителем работ театрального художника Христиана Янка. Прежде всего, Людвиг II добивался архитектурной живописности. Название замка Нойшванштайн - «Новый лебединый камень» - связано с оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, написанной по мотивам легенды о Рыцаре — Лебеде.

Предание гласит, что однажды в герцогстве Брабант правитель умер без наследника. Дочь герцога Эльза боится, что королевство будет потеряно, но вдруг появляется рыцарь на лодке, запряжённой лебедем. Он женится на герцогине Эльзе, обещает защищать и любить её, а в ответ просит только одного - возлюбленная никогда не должна спрашивать о его происхождении. Много лет Рыцарь-Лебедь правит Брабантом, но однажды герцогиня задаёт запрещённый вопрос. Тут к рыцарю немедленно является лебедь и увозит его в неизвестные края, из которых он когда-то явился. Весь свой замок монарх украсил лебедями. Они повсюду - в виде ваз и настенной живописи, вышитые золотом на гардинах, высеченные на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке. Лебедь стал символом замка ещё и потому, что он был изображён на гербе рода графов Швангау, из которого происходил Людвиг II.

Тронный зал

Замок Нойшванштайн состоит из более чем 360 залов, и каждый из них посвящён героям Вагнера. Самое внушительное помещение - это, конечно, Тронный зал, оформленный в византийском стиле. В нём король хотел воплотить «Зал Святого Грааля» из драмы Вагнера «Парсифаль». Огромное помещение с высокими потолками поддерживают два ряда колонн.

Нижний ряд пурпурных колонн отделан под порфир, а верхний ряд изготовлен из искусственного лазурита. Ступени мраморной лестницы, обрамлённые изображениями 12 апостолов, ведут к нише, где должен был стоять королевский трон, украшенный крестом и гербом Баварии. Но трон так и не успели изготовить. Росписи на стенах иллюстрируют раннехристианские сюжеты. На уровне галереи со вторым ярусом колонн подвешена огромная позолоченная люстра в форме византийской короны. Пол, выложенный мозаикой, изображает стилизованный растительный и животный мир.

Певческий зал

Певческий зал предназначался для постановок опер Вагнера. При жизни Людвига II в Певческом зале не было дано ни одного концерта, но зато в наши дни здесь ежегодно проводится фестиваль классической музыки. Это самый большой и пышно убранный зал с многочисленными полотнами и гобеленами, посвящёнными рыцарю Парцифалю. Парцифаль - герой средневековой легенды и одной из опер Вагнера, прошедший путь от наивного, не знающего жизни юноши до короля Грааля. На самой большой, центральной картине Певческого зала запечатлён кульминационный момент легенды, когда Парцифаль впервые попадает в замок Грааль.

Замок Нойшванштайн: королевские покои

Резные дубовые панели, массивная деревянная мебель и расшитые шёлком портьеры (шторы) присутствуют во всех комнатах, составляющих королевские покои - в спальне, часовне, столовой, гостиной, рабочем кабинете. Весьма примечательна королевская опочивальня, выполненная в неоготическом стиле. Она изобилует резными украшениями и орнаментами, над изготовлением которых трудились 14 мастеров в течение 4,5 лет. На стенах висят картины, повествующие о трагической любви Тристана и Изольды. Оформление гостиной пронизывает лебединый мотив, её интерьер подчинён единому замыслу - легенде о Рыцаре-Лебеде.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт