Заикание. Причины, виды, лечение патологии. Можно ли вылечиться от заикания? Как начинается заикание

12.07.2019

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей. По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей. Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях. С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге. Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается. Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется . На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам - у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможени я. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора . При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков - ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше - эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие , родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма , при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза - характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма - состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка . То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер . Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами . Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня . Ребенок обязательно не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером . Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения . Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим . Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится - не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание представляет собой нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции. Заикание происходит вследствие неправильного строения органов периферического речевого аппарата или от недостаточной их деятельности (слабость мышц языка, его неспособность делать некоторые движения, изменения в деятельности дыхательных органов и пр.). Начало заикания относится к периоду формирования у детей речи и потому его можно назвать эволюционным.

Причины

Речь в процессе эволюционного развития является поздним (а следовательно, и более молодым) приобретением человека и поэтому наиболее ранимой его функцией, особенно в раннем возрасте. Поэтому заикание возникает впервые обычно в преддошкольном или дошкольном возрасте. У детей, в этом возрасте речь находится в стадии формирования и становления, образующиеся речевые, нервные связи у них еще слабы, неустойчивы, хрупки и легко поэтому могут подвергаться нарушениям. Заикание возникает в 2-3-летнем возрасте, и

чаще всего оно возникает в 4-5-летнем возрасте, когда у ребенка образуются условные речевые связи более сложного, чем в предшествовавшем периоде, порядка.

Ребенок в своей речи чаще переходит от простых предложений к сложным, в его фразах появляются придаточные предложения, развивается и формируется логическое мышление. В этом возрасте у детей появляется много вопросов; к их речи предъявляются более высокие требования.

Рассматривая причины, вызывающие заикание, и наблюдая его развитие, можно выделись здесь первичные и вторичные явления.

К первичным относятся явления, возникающие под воздействием болезнетворного фактора. Они выражаются главным образом в судорожных нарушениях речи и в вегетативной реакции заболевшего.

К вторичным явлениям относятся последующие наслоения вокруг первичного ядра речедвигательных и вегетативных нарушений. Эти явления выражаются в прибавочных судорогах (сопутствующих движениях) и главным образом в тягостных переживаниях, вызываемое расстройством речи и обусловливающих некоторые особенности поведения больного.

Первичные явления заикания могут возникнуть у ребенка внезапно при эмоциональном потрясении, обычно под влиянием испуга, что стоит в связи с известными фактами внешнего выражения эмоций - мимикой, жестикуляцией и прочими выразительными движениями, а также с нарушениями в деятельности речевых мышц, органов дыхания, кровообращения. Так, ребенок, переживая огорчения, плачет, для внешнего выражения этого состояния характерны не только мимические движения (сокращение круговой мышцы глаз, опускание углов рта, приподнимание внутреннего конца бровей и пр.), но и изменения деятельности органов дыхания - всхлипывания, т. е. судорожные вдыхания, прерывистая «всхлипывающая» речь и т. д.

У ребенка страх, вызванный испугом может проявиться особенно тяжело. Состояние страха у испуганного ребенка наиболее резко сказывается на нервно-мышечной деятельности его речевого аппарата; одновременно возникает сильная вегетативная реакция. Испуганный ребенок говорит со спазматическими остановками и перерывами в речи, с судорожными повторениями звуков и слов. Он бледен, судорожно дышит, то задерживая дыхание на вдохе, то производя спазматические вдыхания и выдыхания; речь теряет свою плавность и ритмичность, она разорвана на отдельные звуки и слова. Таким образом, у испуганного ребенка сразу возникают первые явления заикания. Эти явления в дальнейшем могут зафиксироваться. Случается, что испуг вызывает длительное - на несколько часов, на сутки и более - молчание ребенка. Родители в таких случаях сообщают, что ребенок после перенесенного испуга не говорил несколько часов или дней, а потом начал говорить, но уже с заиканием.

Дети обычно переживают (случается - и не однажды) тот или другой испуг, однако заболевают заиканием далеко не все. Для того чтобы появилось заикание, должны существовать еще предрасполагающие причины. Этими причинами являются состояния какого-либо неблагополучия в отношении здоровья ребенка - соматического, нервно-психического. Такие состояния способствуют возникновению заикания.

О таком предрасположении к заиканию свидетельствуют иногда отмечаемые у ребенка остаточные явления перенесенного им заболевания - внутриутробного, в первые месяцы и годы жизни, родовой травмы (органические микросимптомы со стороны центральной нервной системы). Дети, страдающие так называемой «нервностью» - возбудимые, раздражительные, эмоционально неустойчивые, робкие, боязливые, с нарушениями сна, ночным энурезом , ночными страхами и т. д., чаще страдают заиканием. Все то, что ослабляет ребенка, предрасполагает к заиканию.

Заикание, остро возникшее, может вызвать и ночной испуг. Ребенок, говоривший накануне правильно, утром просыпается с плачем и совершенно неожиданно для тревожно взволнованных и изумленных родителей - с судорожной речью. Заикание может возникнуть после того, как ребенок упал и причинил себе ушиб .

В происхождении заикания также имеют значение всякие другие травмирующие влияния, которые хотя и менее выражены, но продолжительны и длительно вызывают у него эмоционально тягостные переживания боязни, огорчений и пр. Такими травмирующими влияниями могут быть «строгое» обращение с ребенком, угрозы наказанием, запугивание, постоянные замечания и выражения недовольства по поводу его шалостей, горе или конфликтные отношения в семье, ссоры с товарищами и т. д. Заикание в этих случаях развивается постепенно. В противоположность остро возникшему заиканию, когда судорожные нарушения речи бывают резко выражены, при постепенном развитии заикания они остаются вначале обычно незамеченными для окружающих, а если они их и замечают, то затруднения в речи ребенка объясняют тем, что он еще не научился подбирать в речи нужные слова.

Заикание в этих случаях может возникнуть и сразу, с острых явлений, так как длительные травмирующие переживания, накапливаясь, могут сразу, в случае так называемой «последней капли» обрушиться на ребенка со всей своей болезнетворной силой.

Заикание иногда появляется после коклюша, кори, скарлатины, дифтерии и пр. Особенно важное значение в происхождении заикания, как предрасполагающий фактор, имеет коклюш, протекающий с приступами судорожного кашля. В случаях, когда заикание, по словам родственников, возникло у ребенка после перенесенной им какой-либо инфекционной болезни, нередко выясняется, что заикание было и до заболевания, но ему не придавали значения и даже не считали заиканием, но после инфекционной болезни оно резко усилилось, его уже теперь заметили, с этого времени начали счет.

Заикание имеет психогенное происхождение, оно возникает под действием психотравмы - резкой, острой или менее резкой, но длительной. В тех случаях, когда даже и при раннем обращении за помощью не удается выяснить обстоятельств, с которыми может быть связано возникновение заикания, можно, полагать, что имевшая место психотравма была так слаба, что для родственников осталась незамеченной, но была достаточной для того, чтобы вызвать заикание у ребенка, предрасположенного к тому.

Симптомы

Заикание всегда начинается с прерывания течения речи. Но не всякое прерывание плавности речи является патологическим. У большинства людей в состоянии сильного возбуждения могут возникнуть запинки в речи. Когда же побуждение проходит, как правило, обычное течение речи самостоятельно восстанавливается.

Заикание чаще всего проявляет продолжительным повторением некоторых звуков или слогов (клонические судороги) или продолжительной задержкой на произношение отдельных звуков (тонические судороги).

Затруднения в области речевой моторики иногда сопровождаются первичными и вторичными сопутствующими движениями. Под первичными сопутствующими движениями понимают движения лицевых мышц, так, например, раздувание крыльев носа (симптом крыльев носа). Вторичными сопутствующими движениями являются различие некоординированные движения туловища и конечностей, провождающие речевые затруднения. Некоторые заикающиеся отбрасывают голову назад, другие топают ногой, машут рукой и т. п. Речь заикающегося в ситуации волнения или в период ожидания предстоящего разговора протекает на фоне нарушения ритма дыхания, учащенного сердцебиения, покраснения или побледнения лица и то подобных вегетативных реакций. Иногда из-за страха перед речевой неудачей он старается построить свою речь преимущественно из «легких» для произношения слов и во время речи вдруг меняет строй предложения. Это приводит нередко не только к нарушениям в построении фразы, но и к изменению смысла.

В дальнейшем у заикающегося могут появиться такие психические особенности, как страх речи, социальная изоляция и др.

Шкала этих взаимозависимостей очень разнообразна: насмешки, непонимание, несправедливость оказывают отрицательное действие на характер заикающегося, способствуя углублению невроза.

Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут обусловить мутизм и даже предшествующее ему потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи.

Невротическое заикание обычно начинается по психогенно-реактивному типу вслед за реакцией испуга у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. В этих случаях динамика клинической картины выражается в нарастании как речевых нарушений, так и общих невротических расстройств.

У детей с невротическим заиканием наблюдаются невротические расстройства различной степени выраженности. К ним относятся трудность засыпания, поверхностный, неглубокий сон, пугливость, склонность к появлению слез, снижение аппетита , встречающееся даже в грудном возрасте. У некоторых детей отмечаются заторможенность поведения, застенчивость, повышенная впечатлительности, трудности привыкания к новой обстановке.

В других случаях невротические проявления могут выражаться повышенной раздражительностью, капризностью, упрямством, демонстративным поведением, легкой возбудимостью, чрезмерной подвижностью. В отдельных наблюдениях встречается невротический энурез. Иногда период возрастного криза может характеризоваться истерическими проявлениями: возбудимостью, раздражительностью, демонстративностью поведения.

Диагностика

Лечение заикания осуществляется комплексно, проводимое совместно врачом и логопедом. Поэтому и обследование заикающихся проводится врачом и логопедом. Обследование должно быть всесторонним, так как заикание – это невроз, захватывающий не только функцию речи, но и весь организм особенно вегетативную нервную систему, и личность больного.

Исследование организма, больного и состояния его нервно-психической сферы проводится врачом, который и устанавливает диагноз. Логопед исследует состояние речи и особенности имеющегося ее нарушения, причем имеется в виду, что это нарушение не является изолированным, а представляет внешне первенствующий симптомом в общей картине невроза. Врачом изучаются жалобы больного заиканием. Жалобы различны, как различны личности больных и окружение, в условиях которого возник и развивается невроз. Изучение жалоб вместе с другими данными обследования позволяет по возможности указать в диагнозе имеющиеся особенности невроза обследуемого.


При обследовании важно установить, не было ли в наследственности обследуемого каких-либо нарушений речи, нервно-психических и других заболеваний, алкоголизма родителей и т. д., которые могли быть причиной наследственной слабости нервной системы, предрасполагающей к заиканию. У матери заикающегося ребенка выясняется, какое состояние здоровья было у нее во время беременности, не перенесла ли она в этот период инфекционных и других болезней, не было ли травм - физических и психических, как протекали роды, как шло физическое и психическое развитие ребенка, какие и когда он перенес болезни, не наблюдались ли частые и повторные заболевания (грипп, ангины, катары верхних дыхательных путей и пр.), ослабляющие нервную систему ребенка и способствующие тем самым возникновению заикания, нет ли каких-либо хронических заболеваний и недостатков в соматическом состоянии, также ослабляющих защитные и компенсаторные свойства организма.

При исследовании отмечается состояние общей моторики: моторное беспокойство, суетливость, угловатость, напряженность и заторможенность общих движений и т.д., у детей - хватание предметов со стола, разбрасывание игрушек и картинок, бегание по кабинету, открывание и закрывание с хлопанием дверей и т. д. или наоборот, общая вялость и малоподвижность.

Речь, больного исследуется примерно по следующей схеме:

  • спонтанная речь - беседа с обследуемым. Предлагается рассказать что-нибудь самостоятельно. Ребенку показывают картинки, лото с названиями, включающими разные звуки, игрушки, предлагают назвать их, рассказать содержание картинки и т.д. Школьника расспрашивают о преподавателях, о товарищах, предлагают рассказать содержание последнего урока по литературе или географий, рассказать, как привел каникулы и т. д. Взрослого спрашивают о последних газетных новостях, предлагают рассказать содержание последней кинокартины, которую, он видел, какой-либо эпизод из своих воспоминаний и т. д.;
  • отраженная речь. Врач или логопед произносит несложную фразу, которую обследуемый должен повторить. Фраза произносится сначала в обычном, потом в замедленном темпе;
  • шепотная речь (спонтанная и отраженная). Врач или логопед говорит шепотом, больной тоже шепотом говорит от себя и повторяет сказанное врачом или логопедом;
  • ритмическая речь. Чтение стихотворения наизусть (самостоятельное и содружественное, вместе с логопедом);
  • чтение (несложный текст, самостоятельное и содружественное);
  • пение;
  • темп речи (нормальный, торопливый, быстрый, замедленный, неровный и др.);
  • артикуляция (четкая, ясная, поверхностная, нечеткая, вялая, сжатая, «сквозь зубы», дефекты звукопроизношения и др.);
  • голос (тихий, громкий, фальцетный, «ломающийся», хриплый/слабый, с носовым оттенком и др.);
  • дыхание во время речи (плавное, прерывистое, толчкообразное, речевой выдох - нормальный, укороченный, наблюдается ли" произнесение слов и судорожность при инспирации, утечка воздуха через нос и др.);
  • сопутствующие движения: судорожные (раздувание крыльев носа, судороги лицевых мышц, шеи, рук и др.), вспомогательные, произвольно выполняемые и как бы облегчающие речь (движения головой, конечностями, туловищем и др.).

Профилактика

Целью лечения больных заиканием является:

  • устранение неправильного - судорожного произношения слов и выработка навыков правильной речи;
  • устранение вторичных тягостных психогенных наслоений и выработка уверенного речевого поведения.

Лечение заикания должно предусматривать воздействие не только на функции речи, но и на личность и общее состояние здоровья больного, главным образом на его нервно-психическое состояние.

Основными средствами патогенетически обоснованной терапии заикания о неврозах служат: а) речевой отдых; б) мероприятия по восстановлению нарушенного ритма деятельности корковых речевых механизмов; в)мероприятия по устранению накопившихся патологических условных связей и воспитанию новых условных рефлексов, нормализующих речь; г) регулирующее влияние окружающей среды; д) лекарственное и другие виды лечения для укрепления общесоматического и нервно-психического состояния больного заиканием.

Как дети, так и взрослые при лечении объединяются в группы проходят курсовое лечение.

Лечение заикания проводится врачом (психиатром, психоневрологом) совместно с логопедом. Врач и логопед взаимно помогают друг другу. Заикание является прежде всего функциональным нервным заболеванием. Условнорефлекторная деятельность коры/ мозга, посредством, которой осуществляется оздоровление личности и речи больного заиканием, зависит не только от раздражителей, но и от состояния коры, т. е. в конечном счете от состояния здоровья, человека.

Врач применяет нужное лечение (психотерапия, медикаментозное, физиотерапия и пр.), указывает логопеду имеющиеся с eгo точки зрения особенности нервной системы и речевых нарушении у больного и рекомендуемые приемы психотерапевтического подхода к нему,

получая в свою очередь наблюдения логопеда, помогающие ему, врачу, в деле лучшего изучения больного и, следовательно, его лечения.

Для устранения психогенных наслоений у заикающегося требуется оздоровление его личности, которое изменяет целью выработать y него способность говорить без

страха речи и неуверенности за свою речь (возникающих при преопределенных ситуациях).

Задача сложная, но осуществимая (представляющая по существу перевоспитание личности). С этой целью для необходимого оздоровления личности больного применяют психотерапию.

Работа по оздоровлению личности заикающегося проводится в подростковом, юношеском и более позднем возрасте, когда у заикающегося накапливаются указанные выше психогенные наслоения с реактивными сдвигами характера, формирующие невроз. В дошкольном и раннем школьном возрасте, когда психогенных наслоений еще сравнительно мало, преобладают приемы работы над речью. В остром периоде возникшего у ребенка заикания преимущественное значение имеет речевой отдых вместе с установлением соответственно нужного режима, обеспечивающего эмоциональный и общий покой заболевшего ребенка. Для подростков, юношей и взрослых назначают с целью речевого отдыха период возможного молчания.

Путем лечебного воздействия словом (убеждения, внушения), путем paботы над речью (приобретение способности, говорить без заикания), путем упражнений в речевом общении, в группе лечащихся и в окружающей социальной среде (воспитание уверенного речевого поведения) лечащегося постепенна устраняется страх речи и вместе с этим ее судорожность. У лечащихся вырабатываются новые, нормализующие речь нервные связи между словом без заикания и теми раздражителями, к которым это слово относится, с угасанием ранее образовавшихся патологических; условных рефлексов. В общении с окружающей средой у лечащихся, активно пользующихся приобретенными в группе опытом и приемами, возникают и укрепляются также положительные условные рефлексы на всесторонние - раздражители среды, включая и речь окружающих.

Из лекарственных веществ, применяемых при лечении заикания, особенно важное значение имеют бромиды и кальций. При назначении бромидов надо иметь в виду, что бром усиливает корковые процессы торможения, не снижая процессов возбуждения. Под влиянием бромидов могут быть восстановлены патологически ослабленные при неврозах процессы торможения и тем самым восстановлено нарушенное равновесие между корковыми процессами торможения и возбуждения.

Игорь: 23.12.2014
Добрый день! Мне 50 лет.Болит нога в колене в бедре и в паховой зоне.Тянет ногу выкручивает.Сделал МРТ заключение-задняя парасагиттальная грыжа до 4 мм. L5-S1 м\п диска.Вертебральный остеохондроз L5-S1. С 12 ноября 2014г. прохожу лечение в неврологическом стационаре.Лечение/-л-лизин эсцинат новокаин анальгин витамины В6 В12 папаверин платифилин сибазон прозерин цитофлавин плазмол трентал толперил нейробион Caглюконат ксефокам нуклео ЦМФацеллизин мильгамма нейромидин ревмоксикам. На сегодня улудшений практически нет.Боль в ноге присутствует динамика ноги снижена.Боли и выкручивание в ноге ночью.Пожалуста посоветуйте что делать дальше.Многие советуют лечение или операция в Ровно. Посоветуйте мне. Заранее спасибо.Игорь.Краматорск Донецкой обл.

Заикание у взрослых или детей является речевым нарушением, которое проявляется в виде повторяющихся слогов, букв, выражений, сокращений слога. Человек во время разговора запинается, останавливается, волнуется, «глотает» слова, речевой темп разрывается. На вопрос «почему люди заикаются» существует несколько ответов.

Заикание – нарушение, провоцируемое психологическими и физическими факторами. Медицинское название данной проблемы речи – логоневроз, его изучают как медицинские работники, так и психологи, объединяя по группам.

Биологические предпосылки (наследственность)

Отмечается, если заиканием страдали мать или отец, то шанс развития логоневроза с раннего детства у ребенка возрастает. Также это может передаваться через поколение, если у прародителей были легкие или осложненные стадии патологии.

Физиология

В большинстве случаев оказывает влияние соматика:

  • функционально поражается головной мозг;
  • были травмы головы в процессе нахождения в утробе матери;
  • перенесенное инфекционное заболевание;
  • расстройство вегетативной нервной системы и т. д.

Помимо этого, заикание провоцируется общим физическим или нервным истощением, ослаблением иммунной системы, дефектами при формировании аппарата речи, недостаточным развитием моторики и т. д.

Влияние социума

Социальный фактор, влияющий на человека, беспокоит и меняет общее внутреннее и внешнее состояние. Дети страдают от нарушений в функционировании речевого аппарата по причине проблем с общением:

  • ссоры и непонимание в семье;
  • не додаются какие-либо аспекты в воспитании;
  • не находят общий язык со сверстниками.

Психология

Дети и взрослые поддаются психологическим факторам, которые в будущем влияют на общение с окружающими. Логоневроз может развиться по причине:

  • психологических травм;
  • острых эмоциональных переживаний (они могут быть как положительными, так и отрицательными);
  • сильного испуга;
  • психологического переутомления;
  • информационной истощенности;
  • стрессовых ситуаций и т.д.

Эти факторы зависят от человека, не все жизненные обстоятельства способны привести к нарушениям и проблемам. Если правильно расставить приоритеты, справиться с психологическими барьерами, то речевых нарушений наверняка удастся избежать.

Те, кто подвержен заиканию, чаще всего замкнуты, что мешает им корректировать и восстанаваливать правильные речевые навыки. Логоневроз, возникший по психологическим предпосылкам, лечится быстрее и легче.

Сперва рассматриваются предпосылки начала проблемы, а затем уже назначается комплексная методика лечения. Логоневроз должен быть не только устранен физиологически, следует искоренить психологические причины заикания, чтобы в будущем они вновь не способствовали развитию патологии.

Статистика

Логоневроз считается проблемой, зарождающейся чаще в детском возрасте, чем в зрелом. По статистике, во всем мире около одного-трех процентов детей страдают заиканием. Эта статистика меняется в зависимости от местности, возрастных показателей и темперамента национальности.

При этом у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, так как патология может проявляться в облегченной форме.

Доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают именно с детства, встречается намного чаще у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат, влияет на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.

Также люди, проживающие в селах и поселках, менее подвержены речевым дефектам, чем живущие в мегаполисе. Это связано со спокойной средой. Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1% от населения, что говорит об успешном лечении этой патологии.

Родные братья и сестры перенимают это нарушение в 18% случаев. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%.

Фазы развития патологии

I фаза

Заикание с небольшими эпизодами, сокращением периода плавной речевой размеренности. Характеризуется такой симптоматикой:

  1. Трудность в произношении на начале слова и при построении предложения.
  2. Спотыкание в речи происходит в произношении кратких частей речи, союзов и частиц.
  3. Заикание возникает в результате «Коммуникативного давления» (волнение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
  4. Фобии речи не наблюдается.

II фаза

  1. Проявляется хроническая форма патологии.
  2. Произношение затруднено при быстрой речи и в сложных словесных сочетаниях.
  3. Осознание речевого дефекта, но это еще не мешает нормальной коммуникации.

III фаза

  1. Явный судорожный синдром. Но человек еще не воспринимает это как проблемы.
  2. Не могут быть произнесены некоторые звуки, слоги.
  3. Заторможенность речи, так как начинаются попытки замены одних слов на другие, менее проблемные.

IV фаза

  1. Заикание перерастает в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения и избегает контактов, сложных ситуаций, где потребуется общение. Если на более ранних стадиях иногда менялись слова и выражения, то сейчас это происходит постоянно.
  2. Антиципация – человек ждет своих речевых ошибок.
  3. Хроническая проблема в произношении слов. Развитие страха общения.

Виды заикания

Разделение касается судорожных форм, клинического проявления и течения патологии.

Судорожный формы заикания у взрослых и детей имеет такие разделения:

  • Клоническая форма - кратковременная судорога, сменяющаяся второй такой же, что приводит к непроизвольным повторам фраз и букв.
  • Тоническая форма - длительное или кратковременное мышечное сокращение. Как результат, человек долго не выговаривает одно слово.
  • Смешанное заикание в виде параллельной клонической и тонической формы.

Помимо этого, кроме функционала речевого аппарата страдает мимика: может сопровождаться судорогами лицевых мышц и частей конечностей.

Течение заикания

  1. Долговременное - когда дефект проявляется на постоянной основе во всех словах и в любой ситуации.
  2. Прерывистое - некоторые психологические ситуации провоцируют заикание (волнение, радость).
  3. Рецидив - после лечения проблема через некоторое время появляется. Неважно — вылечивается человек полностью или частично.

Клиническая форма заикания

Логоневроз проявляется в двух клинических формах: невротической и неврозоподобной. Каждая из них имеет свою причину с развивающимся механизмом.

Невротическое заикание

Заикание у взрослых и детей не было спровоцировано родовыми или послеродовыми травмами. Это не физические нарушения в коре головного мозга. К данной форме нарушения относят психологические и социальные факторы описанные выше. При данном виде патологии больного легче вылечить, чем при неврозоподобной форме. Занимается проблемой в основном психолог. Чаще подвержены хронической форме этой патологии взрослые.

Характеристика человека, имеющего невротическое заикание:

  • Человека с заиканием видно сразу: он молчалив, пуглив и взволнован, надумывает тревоги, часто обижается, раздражается, он замкнутый, его надуманные страхи мешают жить. Это меланхолики.
  • Физических отклонений в развитии у такого больного нет.

Неврозоподобная форма

Проявляется неожиданно, чаще всего в истории болезни имеют место родовые проблемы. К примеру, матерью была перенесена тяжелая беременность: осложнения, родовые травмы. В результате нарушение работы мозга и ЦНС, лечение занимает больше времени, и не всегда дается 100% гарантия на выздоровление.

Часто каждый из отделов аппарата речи подвержен тяжелым формам судорог. При разговоре люди могут сопровождать свою речь резкими кивками головы, подергиванием рук, сокращением лицевых мышц. Все это происходит непроизвольно.

Человек после длительного общения устает, поэтому такие люди более молчаливые. Помимо истощения больной жалуется на плохую память, ориентацию в пространстве и времени.

Заниматься со специалистом нужно комплексно, принимая специальные препараты. Длительная процедура восстановления может занять несколько лет.

Как происходит развитие заикания

Данный процесс окончательно не был изучен, на настоящий момент существует версия. В зависимости от предпосылок к нарушениям функции речевого аппарата затрагивается центр Брока (голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи). В результате перевозбуждения центра Брока скорость его работы возрастает. Нарушается функционирование так называемого речевого круга (центр Брока, область Вернике и ассоциативного центра).

Это вызывает судорожный эффект (язык, губы, мягкое небо и другие). У человека развивается заикание из-за нарушенных согласованных функций речевого аппарата при воспроизведении слов, слогов и фраз, которые вызывает судорога. Судорога начинается в одном из отделов речевого аппарата.

Если центр Брока сильно перевозбужден, то это отражается и на участках мозга, находящихся рядом. В результате чего — непроизвольные движения и судороги конечностей и т. д.

Интересно, что нервные импульсы при возбужденной нервной системе и согласные звуки (в особенности глухие) схожи по своей частотности. Поэтому заикание в основном возникает на согласных и крайне редко встречается на гласных звуках.

Специалисты

И взрослых схожи. В зависимости от определения причины проявления речевого дефекта назначается лечащий врач. Их несколько, иногда одним больным занимаются два и более специалиста.

  • Невропатолог и психиатр – назначают медикаментозное лечение для решения проблемы заикания.
  • Психотерапевт назначает психотерапию в зависимости от особенностей человека: гипнотизирование, тренинги.
  • Психологом изучается психосоматика и человеческая личность. Сначала больной выводится из психологического барьера. Его обучают находиться в социуме и принимать решение в стрессовых ситуациях.

Логопед является тем специалистом, который исправляет речь параллельно с оказанием помощи другим специалистом. Он помогает усовершенствовать речь, использовать дыхательные упражнения, выговаривать буквы и звуки.

Целью его терапии является не исправление неправильного произношения, а помощь в осознании того, что слова могут строиться в предложении легко в независимости от патологии. Больной уменьшает свой страх перед заиканием.

Иглорефлексотерапевт работает с улучшением кровообращения. Применяемые сеансы отвечают за определенный орган, в целом методика помогает при легких стадиях заикания.
Заикания достаточно редкое явление, может корректироваться долгое время. Если вовремя начать бороться с патологией и диагностировать верный фактор развития проблемы, то шансы на избавления от этого нарушения речи резко увеличиваются.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что такое заикание?

Заикание – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи. Одновременно с этим заикание сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука. Синонимом заикания является термин логоневроз.

Причины заикания

Заикание или логоневроз относится к нарушению ритмической организации речи, в развитии которого участвуют несколько факторов. В первую очередь – это слабость нервной системы, многочисленные психологические и даже психические проблемы, а также хронические вялотекущие патологии.

Функция речи

Для того чтобы понять причину заикания, важно знать, что речь является результатом взаимодействия одновременно нескольких систем. Функция речи реализуется благодаря слаженной работе двух мозговых центров - Вернике и Брока. Центр Вернике – это слуховой, ассоциативный центр, который анализирует воспринимаемую речь и принимает решение, что далее говорить. Центр Брока – это моторный, голосовой центр, который отвечает за работу мышц речевого аппарата. Только синхронная работа этих двух центров обеспечивает плавную и ритмичную речь. Когда работа одного из этих центров нарушается, происходят разрывы речевого круга. Данные разрывы объясняются неодинаковой скоростью работы вышеперечисленных речевых центров.

Механизм развития заикания

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи - одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.
Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Формы заикания

Заикание может классифицироваться по характеру его проявления или же по причине возникновения. По характеру проявления выделяют тоническую форму заикания и клоническую. При тонической форме заикания происходит пролонгация, то есть растягивание звуков или слогов. Клоническая форма логоневроза характеризуется повторением звуков, слогов или слов. Также может наблюдаться смешанная форма заикания, при которой отмечается и пролонгация (растягивание), и повторение слогов и звуков.
По причине появления условно выделяют невротическую и неврозоподобную форму.

Невротическая форма заикания

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью , нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.
Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.


Со временем формируется порочный круг - страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки , тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах . Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития - первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Признаки заикания

Основными проявлениями заикания являются прерывания в речи, вследствие чего речь теряет свою ритмичность. Прерывания могут проявляться в виде растягиваний звуков либо в виде их повторов. Как правило, изолировано логоневроз не протекает. Часто заболеванию сопутствуют фобические, тревожные или депрессивные расстройства. Заикание в 99 процентах случаях развивается в детском возрасте или в подростковый период. При своевременном и комплексном лечении заикание проходит. Злокачественные формы заикания, вовремя не вылеченные, остаются и сопровождают человека и во взрослой жизни.

Заикание у детей

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.
Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.
Ребенок начинает проявлять избегающее поведение - он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон - лабильностью.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением , ощущением удушья . Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия , как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе , боли в области сердца , кашель и так далее.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы . Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы , то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина .

Лекарства, применяемые для лечения заикания

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ…

Одной из форм речевых расстройств является заикание. Сегодня мы остановимся на этой проблеме более подробно, так как с каждым годом процент таких пациентов увеличивается.

Что такое заикание?

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Ребенок, страдающий заиканием, не способен свободно, без напряжения высказываться.

Каковы причины заикания?

Причиной заикания является ослабленность центральной нервной системы вследствие родовой травмы и частых заболеваний первых лет жизни, это и является предрасположенностью к недугу. При обследовании заикающихся детей находят признаки внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

Провоцирующие факторы это:

Длительная психическая невротизация

Изменение жизненных условий в худшую сторону

Большая речевая нагрузка у детей с рано развившейся речью

Бурно развивающаяся речь у детей, поздно начавших говорить

Психоэмоциональные потрясения

Нередко заикание развивается у детей робких, неуверенных в себе, застенчивых, тревожных, у них, как правило, возникают реакции паники, недовольство собой, колебания настроения, эти дети отличаются невыносливастью к нагрузкам и утомляемостью. Также в ряде случаев фоном для заикания может стать психический инфантилизм (незрелость психических процессов). Такие дети отличаются беззаботностью, необязательностью, легкомыслием.

В каком возрасте чаще всего возникает заикание?

Чаще всего в возрасте от двух до пяти лет. В этот период идет формирование речевой функции, она еще довольно хрупкая, поэтому «поломки» возникают в этот период. У мальчиков заикание возникает чаще, так как в речевом отношении они оказываются слабее девочек, а так же они отличаются меньшей эмоциональной устойчивостью.

Можно ли помочь заикающемуся ребенку?

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания.

На какие признаки следует обратить внимание:

Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от нескольких часов до суток), затем вновь начинает говорить, но уже заикаясь. Если обратиться до момента заикания, то его можно предотвратить

Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)

Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы

Затруднение перед началом речи

Какие существуют формы заикания

Невротическое заикание

Для этой формы характерно:

· отсутствие какого-либо органического поражения цнс

· до развития заикания речевое развитие идет по возрасту

· развивается остро, реже постепенно

· связано с психотравмирующей ситуацией

· судорожное состояние мышц речевого аппарата носит тонический характер

· течение с ремиссией (светлые промежутки)

Эти дети отличаются неуверенностью, тревожностью, они плохо переносят духоту, транспорт, у них отмечается повышенная потливость, не редки различные страхи.

Невроподобное заикание

· в этом случае имеет место поражение цнс (рассеянная симптоматика церебрального резидуального характера)

· до развития заикания возможно задержка речевого развития, легкая дизартрия

· развивается постепенно

· нет связи с психотравмирующей ситуацией

· судорожное состояние мышц речевого аппарата носит клонический характер

· течение стойкое

По характеру заикание подразделяется на тоническое, клоническое и смешанное (тонико-клоническое).

Как все-таки можно помочь заикающимся детям?

Прежде всего, необходимо объединение усилий разных специалистов и родителей.

Во-первых , необходима консультация врача психоневролога, который назначит успокаивающие средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет воспитательные «подходы».

Во-вторых , привлечение к лечению детей с заиканием психолога. С учетом характерологических особенностей детей психолог научит поведению в разных жизненных ситуациях.

В-третьих , необходима помощь логопеда. Логопедических методик много, все они существенно отличаются друг от друга. Одни специалисты предпочитают щадящие формы терапии. Другие логопеды предпочитают жесткую требовательность, стрессовые воздействия, упорные тренировки по технике речи.

Особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. С позиции этих методик заикание рассматривается как не как симптом заболевание, а как поведение, которое моно изменить. Все усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения».

Частым приемом в преодолении заикания является отвлечение внимания. Заикающихся детей учат говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи.

Для лечения заикания используется широкий спектра физиотерапевтических процедур (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебная физкультура, рефлексотерапия (прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки).

Какие существуют профилактические мероприятия?

1. Предупредить отрицательные воздействия на ребенка после его рождения

Беречь от ушибов голову

Не допускать хронических заболеваний

Своевременно проводить лечение и т.п.

2. Учитывая то, что устная речь развивается по подражанию, желательно ограничить общение детей с лицами с заиканием, тахилалией (патологически ускоренным темпом речи), спотыканием и другими нарушениями речи.

3. Стимулируя детей к общению, следует их удерживать от слишком обильной речевой продукции.

4. Особый подход необходим к нервно предрасположенным детям:

Спокойная обстановка

Ограничить речевое общение, шумные игры

Не баловать новыми игрушками

Избегать по возможности большого общества вокруг них

5. Учитывая то, что заикание и его рецидивы часто возникают при поступлении в школу, профилактические мероприятия необходимы в этот период:

Создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка

Нужно избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам

6. Имеет свои особенности и пубертатный период. Любые отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

Профилактика рецидивов исходит из причин их возникновения

Улучшение социально-бытовых условий

Прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий

Диспансеризация

Перевоспитание личности заикающегося

Лечение хронических заболеваний

Соблюдение режимных моментов (сон, питание, отдых)

Имея не устраненный травмирующий фактор (например, заикающиеся мать или отец), постоянно проводить профилактическую работу в процессе в процессе логопедических занятий и после их окончаний.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

· Необходима спокойная обстановка в семье.

· Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать чувство постоянного страха у ребенка.

· Нельзя позволять детям часто и долго смотреть телевизионные передачи (особенно те, которые не соответствуют их возрасту).

· Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять их прихоти, так как отказы в дальнейшем могут стать психической травмой.

· Требования, предъявляемые ребенку, должны соответствовать возрасту, быть постоянными со стороны членов семьи, а также за пределами ее (сад, школа).

· Нельзя пугать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении (особенно в плохо освещенном или темном). Если вы хотите

наказать вашего малыша, лучше заставьте его посидеть спокойно на стуле и т.п.

· В период выздоровления после перенесенного заболевания не перегружайте ребенка просмотром телепередач, чтением и т.п.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

· При поступлении заикающегося ребенка в детский сад или школу в первую очередь нужно установить связь с родителями, выяснить причины заикания.

· Постарайтесь проявить к такому ребенку больше внимания, наладьте с ним контакт, проследите, чтобы его не дразнили дети. Не фиксируйте внимание ребенка на недостатке.

· Говорите с ребенком четко, плавно, не торопясь (ни в коем случае не по слогам и не нараспев).

· Будьте одинаково требовательны к ребенку.

· Нельзя вовлекать детей с заболеванием в возбуждающие игры и в те игры, где от участников требуются индивидуальные речевые выступления.

· Полезно привлекать ребенка к участию в играх, где требуются хоровые ответы.

· Нельзя спрашивать детей с заиканием первыми на уроках.

· Если ребенок начал говорить запинаясь, нужно помочь ему произнести слово или отвлечь его внимание.

· Нужно вселять уверенность в силы ребенка, не лишать его возможности принимать участие в праздниках. Дайте возможность спеть песню, прочитать стихотворение.

· Заикающемуся ребенку полезны занятия пением, музыкой, танцами. Это способствует развитию речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Не препятствуйте ребенку в этом.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт