Ю платонов юшка песчаная учительница. Мои интересы

23.09.2019

В 1927 году был написан рассказ А. Платонова «Песчаная учительница». Прототипом главной героини стала невеста самого писателя М. Кашинцева, которая, подобно Марии Нарышкиной из произведения, занималась ликвидацией неграмотности в глухом селе под Воронежем.

В рассказе Платонов обращается к не раз поднимаемой им в 20-е годы теме борьбы человека-энтузиаста с природной стихией. Предлагаем для чтения его краткое содержание.

«Песчаная учительница»: знакомство с героиней

Марии Нарышкиной исполнилось двадцать лет, и она только окончила педагогические курсы. Это была здоровая, сильная девушка, чье детство и юность прошли в Ей хорошо были знакомы прикаспийские пески, но родители оберегали дочь от подробностей и отголосков недавно произошедших в стране событий: революции и Таково начало рассказа (и его краткое содержание) Платонова «Песчаная учительница».

Мария увлекалась географией, пережила влюбленность, а теперь с блестящими глазами слушала завгубоно и ожидала перемен. Ее направили в школу села Хошутово, находящегося на границе с мертвой пустыней в

Долгий путь и знакомство с новым местом жительства

Вторая глава открывается описанием песчаной бури. Зной, похожие на пылающие костры барханы, нескончаемые потоки движущегося песка - вот его краткое содержание. Песчаная учительница - так будем называть Марию - видела подобную картину впервые, поэтому испытала тоску.

Лишь на третий день девушка добралась до села. Несколько десятков домов, редкие кустарники у колодцев, каменная школа и все те же сугробы песка, приносимого с Памира. Жители отчаянно пытались очистить от него дворы, но это был «тяжкий и почти ненужный труд». Как следствие - бедность и отчаяние уставших от борьбы крестьян. Этой картиной завершается вторая глава и ее краткое содержание.

Песчаная учительница поселилась при школе, чем очень обрадовала уставшего от одиночества сторожа.

Первые трудности

Мария Никифоровна кое-как подготовила помещение к учебе и через два месяца встретила учеников. Они ходили то по пять, то по двадцать человек. А с наступлением холодов учить и вовсе стало некого. У родителей не было средств, чтобы одеть детей. Хлеба почти не осталось, двое учеников умерли от голода. У девушки опускались руки, так как крестьянам в условиях, когда речь шла о выживании, школа была не нужна.

Долго думала Мария Никифоровна над тем, что предпринять. Наконец, поняла: учить нужно борьбе с песками, и отправилась в округ. Ей посочувствовали, дали книг и посоветовали обратиться за помощью к агроному, жившему за полтораста верст от Хошутово. Так можно описать состоявшуюся встречу и ее краткое содержание.

«Песчаная учительница»: спустя два года

Мария Никифоровна не без труда уговорила жителей выходить весной и осенью на общественные работы. Вскоре у нее нашлись помощники в лице двух активистов. Через год село окружили зеленые шелюговые посадки. В результате намного увеличились урожаи, так как земля была защищена от песка и хранила больше влаги. Появилось и дополнительное топливо. А еще жители освоили дополнительный заработок: они плели из прутьев корзины и мебель. Вот итоги двухгодичной деятельности Марии Никифоровны и ее краткое содержание. Платонова песчаная учительница привлекала своим энтузиазмом и верой в будущее. В ближайшее время она планировала разбить у школы сосновый питомник.

Жизнь в селе стала налаживаться - только в первую зиму было получено дополнительно две тысячи рублей. Взрослые теперь наряду с детьми постоянно посещали школу, где знакомились с новыми способами борьбы с пустыней.

Таково краткое содержание (песчаная учительница за это время располнела и еще больше лицом «заневестилась») четвертой главы.

Первая настоящая печаль

Беда случилась в августе третьего года. Жители давно уже ждали кочевников, которые проходили через эти места раз в пятнадцать лет. Обычно это происходило весной, когда еще была какая-то зелень. А к концу лета все высохло, даже птицы и звери отправились искать места получше.

Пришедшие стада за трое суток уничтожили все, что с огромным трудом создавалось три года. Растерянная и озлобленная Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников. Девушка обвинила пришедших в разбое, на что услышала: «Степь наша… Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник». Разговор получился малоприятным, что доказывает его краткое содержание. Песчаная учительница (Платонов отмечает, что Мария Никифоровна все же посчитала вождя умным) сразу отправилась в округ.

Жизнь ради благополучия других

Заведующий сразу же заявив, что теперь в Хошутово вполне обойдутся без нее. А затем пояснил, что крестьяне села уже сами смогут бороться с песком, а вот ее хотят отправить в Сафуту, где живут осевшие кочевники. Мария Никифорова сначала возмутилась, однако заведующий тут же объяснил свой замысел. Приводим его краткое содержание. Песчаная учительница должна будет научить кочевников бороться со стихией. Тогда исчезнет опасение, что в какой-то момент они сорвутся из занесенных песком мест и вновь отправятся уничтожать посадки русских переселенцев.

Мария Никифоровна задумалась. А как же молодость? Семья? Но затем вспомнила умного вождя, подумала о безысходности племен, зажатых песками, и удовлетворенно ответила: «Я согласна». Завокроно подошел к девушке: «Вы … могли бы заведовать целым народом, а не школой… Мне … почему-то стыдно. Но пустыня - будущий мир…».

Таково краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» А. Платонова.

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Платоновым в 1926 г. и напечатан в сборнике «Епифанские шлюзы» (1927), а также в газете «Литературные среды» №21 за 1927 г. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена Платонова Мария Кашинцева. В 1921 г. невеста Платонова ликвидировала безграмотность в селе за 60 км от Воронежа, убегая от отношений со своим будущим мужем.

В 1931 г. по рассказу был создан фильм «Айна».

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.
Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо .

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя - умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

1

Двадцатилетняя Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. Это был молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами.

Всем этим добром Мария Никифоровна была обязана не только родителям, но и тому, что ни война, ни революция ее почти не коснулись. Ее глухая пустынная родина осталась в стороне от маршевых дорог красных и белых армий, а сознание расцвело в эпоху, когда социализм уже затвердел.

Отец-учитель не разъяснял девочке событий, жалея ее детство, боясь нанести глубокие незаживающие рубцы ее некрепкому растущему сердцу.

Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. Пустыня была ее родиной, а география – поэзией.

Шестнадцати лет отец свез ее в Астрахань на педагогические курсы, где знали и ценили отца. И Мария Никифоровна стала курсисткой.

Прошло четыре года – самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста. Когда-нибудь молодость не будет беззащитной.

Была, конечно, у Марии и любовь, и жажда самоубийства, – эта горькая влага орошает всякую растущую жизнь.

Но все минуло. Настал конец ученья. Собрали девушек в зал, вышел завгубоно и разъяснил нетерпеливым существам великое значение их будущей терпеливой деятельности. Девушки слушали и улыбались, неясно сознавая речь. В их годы человек шумит внутри и внешний мир сильно искажается, потому что на него глядят блестящими глазами.

Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район – село Хошутово, на границе с мертвой среднеазиатской пустыней.

2

Тоскливое, медленное чувство охватило путешественницу – Марию Никифоровну, когда она очутилась среди безлюдных песков на пути в Хошутово.

В тихий июльский полдень открылся перед нею пустынный ландшафт.

Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскаленные барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солонца. А во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой лёссовой пыли и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка. Чем сильнее становится ветер, тем гуще дымятся верхушки барханов, воздух наполняется песком и становится непрозрачным. Среди дня, при безоблачном небе, нельзя определить положение солнца, а яркий день кажется мрачной лунной ночью.

Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни.

К вечеру буря кончилась. Пустыня приняла прежний вид: безбрежное море дымящихся на верхушках барханов, сухое томящее пространство, за которым чудилась влажная, молодая, неутомимая земля, наполненная звоном жизни.

В Хошутово Нарышкина приехала на третий день к вечеру.

Она увидела селение в несколько десятков дворов, каменную земскую школу и редкий кустарник – шелюгу у глубоких колодцев. Колодцы на ее родине были самыми драгоценными сооружениями, из них сочилась жизнь в пустыне, и на устройство их требовалось много труда и ума.

Хошутово было почти совсем занесено песком. На улицах лежали целые сугробы мельчайшего беловатого песка, надутого с плоскогорий Памира. Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов.

Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, – потому что расчищенные места снова заваливались песком, – молчаливую бедность и смиренное отчаяние. Усталый голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли.

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе. Сторож-старик, очумевший от молчания и одиночества, обрадовался ей, как вернувшейся дочке, и хлопотал, не жалея здоровья, над устройством ее жилья.

3

Оборудовав кое-как школу, выписав самое необходимое из округа, Мария Никифоровна через два месяца начала ученье.

Ребята ходили неисправно. Придут то пять человек, то все двадцать.

Наступила ранняя зима, такая же злобная в этой пустыне, как лето. Застонали страшные снежные бураны, перемешанные с колким, жалящим песком, захлопали ставни в селе, и люди окончательно замолчали. Крестьяне заскорбели от нищеты.

Ребятам не во что было ни одеться, ни обуться. Часто школа совсем пустовала. Хлеб в селе подходил к концу, и дети на глазах Марии Никифоровны худели и теряли интерес к сказкам.

К Новому году из двадцати учеников двое умерли, и их закопали в песчаные зыбкие могилы.

Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать.

Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание. Было ясно: нельзя учить голодных и больных детей.

Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела.

И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю.

Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про свое намерение. Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное.

Мария Никифоровна написала большое заявление в окружной отдел народного образования, собрала подписи крестьян и поехала в округ.

В округе к ней отнеслись сочувственно, но кое с чем не согласились. Особого преподавателя по песчаной науке ей не дали, а дали книги и посоветовали самой преподавать песчаное дело. А за помощью следует обращаться к участковому агроному.

Мария Никифоровна рассмеялась:

– Агроном жил где-то за полтораста верст и никогда не бывал в Хошутове.

Ей улыбнулись и пожали руку в знак конца разговора и прощания.

4

Прошло два года. С большим трудом, к концу первого лета, удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью.

И уже через год Хошутова было не узнать. Шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни и зауютили неприветливые усадьбы.

Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник, чтобы перейти уже к решительной борьбе с пустыней.

У нее было много друзей в селе, особенно двое – Никита Гавкин и Ермолай Кобозев, – настоящие пророки новой веры в пустыне.

Мария Никифоровна вычитала, что посевы, заключенные меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережет снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. Даже шелюговые посадки увеличили намного урожай трав, а сосна – дерево попрочней.

Хошутово извека страдало от недостатка топлива. Топили почти одними смрадными кизяками и коровьими лепешками. Теперь шелюга дала жителям топливо. Крестьяне не имели никакого побочного заработка и страдали от вечного безденежья. Та же шелюга дала жителям прут, из которого они научились делать корзины, ящички, а особо искусные – даже стулья, столы и прочую мебель. Это дало деревне в первую зиму две тысячи рублей приработка.

Поселенцы в Хошутове стали жить спокойнее и сытее, а пустыня помалости зеленела и становилась приветливей.

Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи.

Мария Никифоровна пополнела, несмотря на заботы, и еще больше заневестилась лицом.

5

На третий год жизни Марии Никифоровны в Хошутове, когда стоял август, когда вся степь выгорела и зеленели только сосновые и шелюговые посадки, случилась беда.

В Хошутове старики знали, что в этом году должны близ села пройти кочевники со своими стадами: через каждые пятнадцать лет они проходили здесь по своему кочевому кольцу в пустыне. Эти пятнадцать лет хошутовская степь паровала, и вот кочевники завершили свой круг и должны явиться здесь снова, чтобы подобрать то, что отдохнувшая степь вымогла из себя.

Но кочевники почему-то запоздали: они должны быть поближе к весне, когда еще была кое-какая растительность.

– Все равно придут, – говорили старики. – Беда будет.

Мария Никифоровна не все понимала и ждала. Степь давно умерла – птицы улетели, черепахи спрятались в норы, мелкие животные ушли на север, к естественным водоемам. 25 августа в Хошутово прибежал колодезник с дальней шелюговой посадки и начал обегать хаты, постукивая в ставни:

– Кочуи прискакали!..

Безветренная в этот час степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада.

Через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны – все обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. Вода пропала: кочевники ночью пригоняли животных к колодцам села и выбирали воду начисто.

Хошутово замерло, поселенцы лепились друг к другу и молчали.

Мария Никифоровна заметалась от этой первой, настоящей в ее жизни печали и с молодой злобой пошла к вождю кочевников.

Вождь выслушал ее молча и вежливо, потом сказал:

– Травы мало, людей и скота много: нечего делать, барышня. Если в Хошутове будет больше людей, чем кочевников, они нас прогонят в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас. Мы не злы, и вы не злы, но мало травы. Кто-нибудь умирает и ругается.

– Все равно вы негодяй! – сказала Нарышкина. – Мы работали три года, а вы стравили посадки в трое суток... Я буду жаловаться на вас Советской власти, и вас будут судить...

– Степь наша, барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

Мария Никифоровна втайне подумала, что вождь умен, и в ту же ночь уехала в округ с подробным докладом.

В округе ее выслушал завокроно и ответил:

– Знаете что, Мария Никифоровна, пожалуй, теперь в Хошутове обойдутся и без вас.

– Это как же? – изумилась Мария Никифоровна и нечаянно подумала об умном вожде кочевников, не сравнимом с этим начальником.

– А так: население уже обучилось бороться с песками и, когда уйдут кочевники, начнет шелюгу сажать снова. А вы не согласились бы перевестись в Сафуту?

– Что это за Сафута? – спросила Мария Никифоровна.

– Сафута – тоже село, – ответил завокроно, – только там селятся не русские переселенцы, а кочевники, переходящие на оседлость. С каждым годом их становится все больше. В Сафуте пески были задернелые и не действовали, а мы боимся вот чего – пески растопчутся, двинутся на Сафуту, население обеднеет и снова станет кочевать...

– А при чем тут я? – спросила Нарышкина. – Что я вам, укротительница кочевников, что ли?

– Послушайте меня, Мария Никифоровна, – сказал заведующий и встал перед ней. – Если бы вы, Мария Никифоровна, поехали в Сафуту и обучили бы осевших там кочевников культуре песков, тогда Сафута привлекла бы к себе и остальных кочевников, а те, кто уже поселился там, не разбежались бы. Вы понимаете меня теперь, Мария Никифоровна?.. Посадки же русских поселенцев истреблялись бы все реже и реже... Кстати, мы давно не можем найти кандидатку в Сафуту: глушь, даль – все отказываются. Как вы на это смотрите, Мария Никифоровна?..

Мария Никифоровна задумалась:

«Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумертвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..»

А где же ее муж и спутник?..

Потом Мария Никифоровна второй раз вспомнила умного спокойного вождя кочевников, сложную и глубокую жизнь племен пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков, и сказала удовлетворенно:

– Ладно. Я согласна... Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... Приеду не по песку, а по лесной дороге. Будьте здоровы – дожидайтесь!

Завокроно в удивленье подошел к ней.

– Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Я очень рад, мне жалко как-то вас и почему-то стыдно... Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево... Желаю вам всякого благополучия.

В 1927 году был написан рассказ А. Платонова «Песчаная учительница». Прототипом главной героини стала невеста самого писателя М. Кашинцева, которая, подобно Марии Нарышкиной из произведения, занималась ликвидацией неграмотности в глухом селе под Воронежем.

В рассказе Платонов обращается к не раз поднимаемой им в 20-е годы теме борьбы человека-энтузиаста с природной стихией. Предлагаем для чтения его краткое содержание.

«Песчаная учительница»: знакомство с героиней

Марии Нарышкиной исполнилось двадцать лет, и она только окончила педагогические курсы. Это была здоровая, сильная девушка, чье детство и юность прошли в Астраханской губернии. Ей хорошо были знакомы прикаспийские пески, но родители оберегали дочь от подробностей и отголосков недавно произошедших в стране событий: революции и гражданской войны. Таково начало рассказа (и его краткое содержание) Платонова «Песчаная учительница».

Мария увлекалась географией, пережила влюбленность, а теперь с блестящими глазами слушала завгубоно и ожидала перемен. Ее направили в школу села Хошутово, находящегося на границе с мертвой пустыней в Средней Азии.

Долгий путь и знакомство с новым местом жительства

Вторая глава открывается описанием песчаной бури. Зной, похожие на пылающие костры барханы, нескончаемые потоки движущегося песка - вот его краткое содержание. Песчаная учительница - так будем называть Марию - видела подобную картину впервые, поэтому испытала тоску.

Лишь на третий день девушка добралась до села. Несколько десятков домов, редкие кустарники у колодцев, каменная школа и все те же сугробы песка, приносимого с Памира. Жители отчаянно пытались очистить от него дворы, но это был «тяжкий и почти ненужный труд». Как следствие - бедность и отчаяние уставших от борьбы крестьян. Этой картиной завершается вторая глава и ее краткое содержание.

Песчаная учительница поселилась при школе, чем очень обрадовала уставшего от одиночества сторожа.

Первые трудности

Мария Никифоровна кое-как подготовила помещение к учебе и через два месяца встретила учеников. Они ходили то по пять, то по двадцать человек. А с наступлением холодов учить и вовсе стало некого. У родителей не было средств, чтобы одеть детей. Хлеба почти не осталось, двое учеников умерли от голода. У девушки опускались руки, так как крестьянам в условиях, когда речь шла о выживании, школа была не нужна.

Долго думала Мария Никифоровна над тем, что предпринять. Наконец, поняла: учить нужно борьбе с песками, и отправилась в округ. Ей посочувствовали, дали книг и посоветовали обратиться за помощью к агроному, жившему за полтораста верст от Хошутово. Так можно описать состоявшуюся встречу и ее краткое содержание.

«Песчаная учительница»: спустя два года

Мария Никифоровна не без труда уговорила жителей выходить весной и осенью на общественные работы. Вскоре у нее нашлись помощники в лице двух активистов. Через год село окружили зеленые шелюговые посадки. В результате намного увеличились урожаи, так как земля была защищена от песка и хранила больше влаги. Появилось и дополнительное топливо. А еще жители освоили дополнительный заработок: они плели из прутьев корзины и мебель. Вот итоги двухгодичной деятельности Марии Никифоровны и ее краткое содержание. Платонова песчаная учительница привлекала своим энтузиазмом и верой в будущее. В ближайшее время она планировала разбить у школы сосновый питомник.

Жизнь в селе стала налаживаться - только в первую зиму было получено дополнительно две тысячи рублей. Взрослые теперь наряду с детьми постоянно посещали школу, где знакомились с новыми способами борьбы с пустыней.

Таково краткое содержание (песчаная учительница за это время располнела и еще больше лицом «заневестилась») четвертой главы.

Первая настоящая печаль

Беда случилась в августе третьего года. Жители давно уже ждали кочевников, которые проходили через эти места раз в пятнадцать лет. Обычно это происходило весной, когда еще была какая-то зелень. А к концу лета все высохло, даже птицы и звери отправились искать места получше.

Пришедшие стада за трое суток уничтожили все, что с огромным трудом создавалось три года. Растерянная и озлобленная Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников. Девушка обвинила пришедших в разбое, на что услышала: «Степь наша… Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник». Разговор получился малоприятным, что доказывает его краткое содержание. Песчаная учительница (Платонов отмечает, что Мария Никифоровна все же посчитала вождя умным) сразу отправилась в округ.

Жизнь ради благополучия других

Заведующий удивил девушку, сразу же заявив, что теперь в Хошутово вполне обойдутся без нее. А затем пояснил, что крестьяне села уже сами смогут бороться с песком, а вот ее хотят отправить в Сафуту, где живут осевшие кочевники. Мария Никифорова сначала возмутилась, однако заведующий тут же объяснил свой замысел. Приводим его краткое содержание. Песчаная учительница должна будет научить кочевников бороться со стихией. Тогда исчезнет опасение, что в какой-то момент они сорвутся из занесенных песком мест и вновь отправятся уничтожать посадки русских переселенцев.

Мария Никифоровна задумалась. А как же молодость? Семья? Но затем вспомнила умного вождя, подумала о безысходности племен, зажатых песками, и удовлетворенно ответила: «Я согласна». Завокроно подошел к девушке: «Вы … могли бы заведовать целым народом, а не школой… Мне … почему-то стыдно. Но пустыня - будущий мир…».

Таково краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» А. Платонова.

Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.

Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.

Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

2 вариант

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Главной героиней рассказа является молодая женщина Нарышкина Мария, представленная писателем в образе двадцатилетней девушки, закончившей Астраханские курсы педагогов и назначенной педагогом для обучения детей в дальнем районе, в селе Хошутово, расположенной в районе среднеазиатских пустынных территорий.

Работа молодой учительницы начинается в трудных условиях, поскольку село ощущает тотальный дефицит водного баланса, необходимого для питья и полива, и постоянно оказывается атакованным песчаными бурями, следствием которых становится нищета деревни, а также невозможность детей посещать занятия, в том числе и в зимний период из-за снежных ураганов и отсутствия необходимой теплой одежды и обуви.

Отличаясь мужественной и активной натурой, Мария решает организовать с помощью местного населения работу по превращению пустынных мест в живые территории. При этом, не получив поддержки от собственного руководства, девушка полагается исключительно на собственные силы и имеющиеся знания, которые помогают ей в налаживании общественных работ по высадке зеленых кустарников в виде шелюги, а также сосновых питомников, способных стать защитой при песчаных бурях, задерживая песок, и сберегающих снежную влагу и преграждающих движение горячего ветра.

Спустя несколько лет после начала борьбы с пустыней под руководством Марии Нарышкиной село преображается в живой, зеленеющий поселок, при этом крестьяне, используя прутья разросшихся кустарников, имеют дополнительный заработок от продажи плетеных корзинок, мебели, ящичков.

Однако вскоре весь труд односельчан оказывается уничтоженным кочевниками, прошедшими через поселок. Мария не отчаивается и призывает местных жителей возобновить прежнюю работу по высадке зеленых растений, а сама лично посещает предводителя кочевого племени с просьбой оградить их родное село в будущем от подобных набегов. Беседа двух думающих людей приводит к положительному результату, а глава кочевников проникается симпатией к активной, молодой и неравнодушной женщине.

Через некоторое время Марию переводят на работу в дальнюю деревню, в которой располагаются кочевники, решившие вести оседлую жизнь, где девушка продолжает начатое ей дело в форме образования местного населения, а также обучения культуре жизни в условиях песчаных мест. Девушка немного тоскует об отсутствии собственной личной жизни, которой она жертвует ради общественного блага.

Рассказ «Песчаная учительница» отличается отображением в повествовательном содержании многочисленной проблематики в виде раскрытия роли педагога в человеческой жизни, изображения сильных черт характера борца с природными стихиями, а также вопросы нравственного выбора человека, поставившего целью своей собственной судьбы искреннее служение людям.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что толкает человека на месть? Итоговое

    На протяжении истории, месть тесно связана с жизнью человека. Ее проявления видны в повседневной деятельности людей, а также в политике и в менталитете целых народов. Это связано с тем, что у человека возникает потребность ответить

  • Решетников Ф.П.

    Решетников Павел Фёдорович родился в июле 1906 года в творческой семье. С ранних лет мальчик работал, так как денег на пропитание не хватало. 1929 год Решетников поступает в Высший художественно-технический институт.

  • Образ и характеристика Васьки Пепла в пьесе На дне Горького сочинение

    В пьесе «На дне» Горького, участвуют разные персонажи, попавшие в ночлежку Костылева по различным причинам. Люди, когда-то имевшие определенный статус, относящиеся к разным социальным слоям, а теперь просто опустившиеся на дно жизни изгои

  • Может ли реальность порождать мечту? Итоговое сочинение

    Все зависит от перспективы. Это правда, что мечты - это не более чем желания, которые служат выдающемуся эго в каждом из нас и отвлекают нас от наших отношений с целым миром. Однако, с другой стороны, мечты могут вдохновить человека

  • Образ и характеристика князя Всеволода в Слове о полку Игореве сочинение

    Всеволод – один из главных героев, он был младшим братом главного героя – Игоря. Его жена – Ольга, внучка Юрия Долгорукого.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт