Ввоз алкоголя и сигарет в Польшу: сколько можно провозить. Ввоз алкоголя в беларусь Сколько денег можно ввозить в Беларусь

02.07.2020

Контрабандная белорусская табачная продукция поступает также на Украину и даже в страны ЕС. © Фото Евгения Шабанова

Как сообщил «КоммерсантЪ», исследование, проведенное Nielsen, показало, что в III квартале 2017 года основной объем нелегальных сигарет, ввезенных в Россиию, как и прежде, пришелся на Белоруссию. Но если год назад ее доля была примерно 0,9% от всего российского табачного рынка, то теперь она выросла более чем в два раза, достигнув 1,89%. Большая часть незаконно ввезенной в Россию продукции выпускается на гродненской табачной фабрике «Нёман».

Исходя из исследования Nielsen, объем незаконно ввезенной продукции из Белоруссии составляет 6,2 млрд сигарет, подсчитал руководитель отдела «БАТ Россия» по противодействию нелегальному обороту табачных изделий Максим Курганский. И это, отмечает он, без учета Дагестана, где, по данным TNS, уровень нелегальной торговли превышает 40% и почти весь этот объем представлен белорусским продуктом.

По словам Курганского, белорусские сигареты стали настолько популярны в России, что здесь их уже даже начали подделывать. Кстати, еще два-три года назад то же самое происходило с белорусскими сырами, колбасами и мясными консервами. Тогда Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии, обнаружив на российском рынке такие подделки (причем низкого качества), даже созвало в Минске специальную пресс-конференцию. Теперь эта история повторяется с сигаретами.

Всего на российском рынке общая доля продаж нелегально ввезенных сигарет из стран Евразийского экономического союза в III квартале составила 2,72%: 0,46% пришлось на Кыргызстан, 0,21% — на Казахстан, 0,17% — на Армению. Ключевая причина продолжающегося роста доли нелегальной табачной продукции — значительный разрыв в ставках акцизов в России и других странах ЕАЭС. Минимальная ставка акциза в России сейчас составляет 2123 рублей за 1 тыс. сигарет, в Белоруссии она в четыре раза ниже — около 500 руб., а в Казахстане — примерно 1100 за 1 тыс. шт.

«Устранить причину перетока дешевых сигарет в Россию должно сближение ставок акцизов на табачные изделия в ЕАЭС», — убежден вице-президент JTI в России Сергей Киселев. Также, по его мнению, нужен четкий механизм ценового отсечения нелегальной продукции с рынка. Беспокойство российских табачников понятно: объем легального рынка сигарет в России падает уже не первый год. По оценке PMI, в 2016 году продажи сократились на 4,6%, до 280,7 млрд штук, в январе—сентябре нынешнего года они снизились еще на 7,2%, до 193,9 млрд штук.

Минск не хочет уступать

В Белоруссии вопросы производства изделий из табака курирует государственный концерн (аналог отраслевого министерства) «Белгоспищепром». Местный табачный рынок разделен между двумя владельцами производственных мощностей: ОАО «Гродненская табачная фабрика „Нёман“», в котором доля государства составляет 100%, и частное ООО «Табак-инвест» (Минск) с долями рынка 79,9% и 20,1% соответственно. ГТФ «Нёман» и «Табак-инвест» выпускают сигареты как под собственными брендами, так и по контрактному и лицензионному производству.

Каждый год экспорт белорусских табачных изделий увеличивается, тогда как внутреннее потребление — падает. И здесь есть важный момент, объясняющий, почему из Белоруссии идет большой объем контрафактных сигарет. Причем не только в Россию, но и в Украину, а также Литву и Польшу, где акцизы на табачные изделия таковы, что контрабанда сигарет приносит даже больший доход, чем контрабанда наркотиков.

В Белоруссии практикуемая система государственного квотирования и производственная квота для внутреннего рынка существенно превышает его реальную потребность. Расчетная емкость внутреннего белорусского рынка составляет не более 20 млрд штук, тогда как на 2017 год объем квоты составляет более 29 млрд. Помимо этого, в республике сложилась диспропорциональная структура акциза, при которой нагрузка на нижний ценовой сегмент в два-три раза ниже, чем на остальную продукцию. И такая структура поощряет перепроизводство дешевых марок, которые по нелегальным схемам отправляются за рубеж.

В апреле председатель «Белгоспищепрома» Александр Забелло заявил, что Белоруссия продолжит отстаивать свои интересы в вопросах акцизов на сигареты в рамках ЕАЭС. Но, по его словам, республика к 2022 году будет постепенно сокращать разрыв в ставках. Евразийская экономическая комиссия приняла решение к этой дате установить единую для стран Союза индикативную ставку на сигареты в размере 35 евро за тысячу штук. При этом для всех стран разработан диапазон отклонений фактических ставок от индикативной.

Забелло считает, что вопрос повышения государственных акцизов в Белоруссии ставят транснациональные компании, которые «кровно заинтересованы в том, чтобы поглотить табачный рынок Республики Беларусь». По его словам, если страна пойдет на полную «гармонизацию» акцизов, то получит «только высокий ценовой сегмент». А в целом «вернется к тому, что было раньше — контрабанде». «Если бы мы выровняли акцизы с Российской Федерацией, то сегодня небольшой объем продавался бы отечественной продукции, а остальное хлынуло бы к нам из Украины, России и других стран, и бюджет не получил бы ничего», — утверждает он.

«На самом деле белорусское правительство просто сознательно закрывает глаза на „экспорт через контрабанду“ и даже устанавливает такие акцизы, которые его стимулируют, — объяснила в комментарии для „Росбалта“ эксперт гражданской кампании „Наш Дом“ Светлана Гречулина. — Дело в том, что гродненский „Нёман“, во-первых, государственный производитель, то есть по умолчанию получает режим наибольшего благоприятствования. А во-вторых — это один из крупнейших региональных налогоплательщиков, который в значительной степени содержит небогатую Гродненскую область и платит хорошие зарплаты — то есть важна и социальная роль. И пока так — никто в правительстве менять табачную политику не будет».

Вечная тема

Российские табачные компании в этом году даже предлагали обусловить выдачу Минску кредита в $1 млрд гармонизацией акцизных ставок на сигареты, чтобы сократить поток нелегальной белорусской табачной продукции в Россию. Ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром» (входят «дочки» корпораций British American Tobacco, JTI, Imperial Tabacco, «Донской табак» и другие). Об этом говорилось в письмах, направленных 14 апреля нынешнего года первому вице-премьеру Игорю Шувалову и министру финансов Антону Силуанову.

Необходимость нового условия для предоставления кредита аргументировалась высокой долей нелегальной продукции, поступающей из Белоруссии, что приводит к потерям для российского бюджета. В своем обращении ассоциация приводила актуальные на тот момент данные аналитической компании TNS: в приграничных с Белоруссией российских регионах доля нелегальной торговли за год увеличилась с 8% в 2016 году до 20% в 2017-м, а доля белорусской продукции в общем объеме нелегального рынка в начале 2017-го составила почти 30% (в 2016-м она оценивалась в 9,4%).

Причина роста — в разнице ставок акцизов и, как следствие, цен на белорусскую и российскую табачную продукцию. В январе 2016 года средняя цена пачки сигарет в Белоруссии составляла 33 российских рубля, в январе 2017 года из-за укрепления валюты РФ она уже стоила всего 22 рубля. Стоимость пачки российских сигарет за тот же промежуток времени выросла на треть. По данным агентства Nielsen, средняя ее цена в «нижнем» сегменте в 2016 году составляла 63,9 рубля, в «премиальном» — 115. Если не произойдет сближения акцизных ставок, это приведет к дальнейшему росту нелегального рынка и росту потерь российского бюджета, утверждали в «Табакпроме». Так, собственно, и произошло.

Решить проблему помогло бы сближение цен на сигареты белорусских и российских производителей, считали в «Табакпроме» и потому предлагали включить в условия выдачи кредита пункт об индексации цен на самую дешевую табачную продукцию Белоруссии: до уровня 60% от российского в 2017 году и 70% к 2018-му. «Выравнивание табачных налогов в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) позволит устранить одну из главных причин распространения нелегальных сигарет в России — разницу в ценах с соседними странами, — рассказывала тогда журналистам Яна Гуськова, директор по юридическим вопросам и внешнекорпоративным связям „БАТ Россия“. — Из-за более высоких акцизов сигареты в России стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу».

Однако, кажется, «белорусские контрабандисты» могут спать спокойно. Источник в правительстве Белоруссии неофициально сообщил «Росбалту», что там не ждут какой-то официальной реакции высших должностных лиц РФ на сложившуюся ситуацию. Причина якобы в том, что лично Владимир Путин активно выступает против курения как такового и потому не склонен публично как-либо вообще поддерживать представителей табачной отрасли. Отсюда и аналогичная позиция чиновников правительства РФ.

Последний год был тяжёлым периодом не только для Российской Федерации и Украины, но и для их соседних стран. На фоне военных действий и размолвок между этими двумя странами Беларусь запретила ввоз достаточно большого количества товаров на свою территорию. Многие ограничения связаны напрямую с правилами и нормами таможенного союза.

Панорамный вид на центр Минска в ночное время

Также причиной запрета или ограничения стали заболевания некоторых животных, которые могут нести потенциальную опасность для белорусских граждан.

Беларусь является участником Таможенного Союза, членство в котором обязывает его участников придерживаться установленных союзом таможенных норм и правил. Согласно этим правилам любое физическое лицо может осуществлять на любом транспорте (автомобилем, поездом, автобусом) в количестве суммарных пятидесяти килограмм.

Исключением являются лишь товары, вес которых превышает 35 килограмм. Согласно таможенным нормам, товар такой категории относится к неделимым.

Также стоить помнить, что провозя товары, в обязательном порядке необходимо учитывать их суммарную стоимость.
Правительством Республики Беларусь разрешается ввоз товаров на сумму не более 1500 евро. Где и за какую валюту были приобретены эти товары, роли не играет. Стоимость товаров высчитывается по курсу Национального Банка Республики Беларусь.

Если пересечение границы осуществляется воздушным путём (на самолёте) человек вправе ввезти товары для личного использования на сумму в 10000 евро. Стоит помнить, что вышеперечисленные нормы ввозимого товара в обязательном порядке должны относиться к категории товаров для личного использования, то есть не использоваться на территории Беларуси в коммерческих целях.

К крупным товарам не для личного использования можно отнести:


Также запрещается ввозить беспошлинно алмазы. Остальные ювелирные изделия можно провозить.
Основным правилом является то, что ввозимые товары на сумму в полторы тысячи евро и весом не более пятидесяти килограмм не облагаются оплатой пошлинного сбора в государственный бюджет Беларуси. Все остальные товары, сверх этих норм, должны подвергаться декларированию на таможенных пунктах и оплачиваться согласно установленным тарифам за каждый «лишний килограмм».

За «лишний багаж» физическому лицу потребуется заплатить НДС в сумме тридцати процентов от общей стоимости товара. Но, НДС не должно быть меньше четырёх евро за килограмм.

Ввоз алкогольной продукции

Согласно требованиям Таможенного союза разрешается ввоз в Беларусь алкогольной продукции физическим лицом в количестве трёх литров. Максимальный объём ввоза алкоголя составляет пять литров.
Стоит учесть, что провозя три литра алкоголя, не нужно будет платить налог на добавленную стоимость (НДС). Но за превышение этого количества, человеку потребуется оплатить по десять евро за каждый «лишний» литр.

А так как, максимальный объём не может превышать пяти литров алкоголя, то соответственно максимальной суммой НДС будет двадцать евро.

Разрешается провозить алкоголь любой крепости. В этот список включается даже пиво. Причём место приобретения спиртных напитков значения не имеет. Исключение не составляет даже алкоголь, приобретённый в «дьюти-фри».

Осуществлять ввоз алкогольных товаров может лишь совершеннолетний представитель любой страны.

Карта административного деления Беларуси

Но для людей, пересекающих границу чаще одного раза в неделю, действуют другие правила, значительно ограничивающие ввоз спиртного. Так, если человек пересекает границу республики Беларусь на автомобиле один раз в семь дней (или чаще), он может ввезти лишь один литр спиртного. Если пересечение границы осуществляется пешком или на велосипеде, человек вправе провезти пол-литра алкогольной продукции.

Ввоз этилового спирта осуществляется лишь при условии декларирования и уплаты НДС. За один литр этилового спирта необходимо будет заплатить двадцать два евро в государственный бюджет.

Ввоз табачных изделий

Республикой Беларусь разрешается ввозить до двухсот сигарет (десять пачек или один блок) или пятидесяти сигар. Также вместо этого можно провезти 250 грамм табака.

Ввоз валюты

Беларусь является одной из стран, которая не регламентирует разрешаемое количество ввозимой валюты. Но стоить помнит, что ввезти на территорию этого государства без декларирования и оплаты НДС можно лишь 10000 евро (по можно провести такую же сумму но в долларах). Если сумма денежных средств превышает эти нормы, валюта подлежит обязательному письменному декларированию и оплате НДС.

Важным аспектом является то, что декларировать валюту, превышающую сумму в десять тысяч евро (по курсу Национального Банка Республики Беларусь) нужно лишь в случаях ввоза валюты в наличном виде. Если деньги хранятся на карте, декларированию они не подлежат.

Пример таможенной декларации для ввоза валюты

При заполнении таможенной декларации не нужно предоставлять особое разрешение на ввоз денежных средств (в любой валюте).

Сертификат с указанием дат прививок животного

Важно, что прививать животного необходимо за несколько недель до предположительного пересечения границы. Также необходимо позаботиться о переводе медицинского сертификата на русский или белорусский язык.

После того как животное пересечёт белорусскую границу, владелец животного должен его поставить на учёт в любой ветеринарной организации. Для осуществления ввоза диких животных изначально необходимо подать заявление в Министерство Природы вместе с фотографиями всех животных.

Также сотрудникам таможенной службы потребуется предъявить документы, свидетельствующие право собственности. Стоит помнить, что подавать заявление необходимо не позже чем за две недели до предполагаемой поездки.

Табачная продукция — сигареты, сигары, сигариллы, табак для трубок и кальянов, нюхательный и жевательный — требует особого подхода к перевозке и растаможке. Во-первых, сам табак нуждается в особых условиях хранения и перевозки, требует влагостойкой упаковки, которая не пропускает ни воздух, ни воду. Это в равной степени относится и к сигаретам, и к сигарам, и к нюхательному табаку. Однако у продукции в каждой форме выпуска есть свои требования.

Во-вторых, табачная продукция (а сейчас — и электронные сигареты, а также жидкости к ним) относится к подакцизным товарам, а значит, требует оформления на акцизной таможне. Ее обходится дороже: кроме пошлин, владельцу груза необходимо оплатить акциз и зафиксировать на упаковках акцизные марки.

Как и в чем перевозят табак?

Перевозку табака можно осуществлять на любых видах транспорта: , железнодорожном, автомобильном, . Чаще всего для перевозки , реже — морской и . Во время доставки важно защитить тару с табачной продукцией от воды и грязи, поэтому используют крытые фургоны или контейнеры. В контейнере нельзя перевозить другие виды товаров, тем более, продукты питания.

Табачную продукцию выкладывают в прочную, но не слишком жесткую тару. В противном случае товар может повредиться. Чаще всего такой тарой служат картонные коробки. В одной коробке перевозят табак одного типа и одного производителя. В противном случае товар может потерять свой запах.

При выкладке коробок в контейнер или фургон важно убедиться в том, что товар, лежащий внизу, не сомнется под тяжестью. Сама продукция может быть упакована в картон, бумагу и полиэтилен. Материал не должен пропускать воздух и влагу. Отдельные виды продукции (например, элитные сигары) перевозят и продают в специальной упаковке (например, в деревянных футлярах или шкатулках).

На упаковке (как товарной, так и грузовой) должно быть предупреждение о вреде курения.

Этапы перевозки табачной продукции

Торговать табачной продукцией (и быть участником внешнеэкономической деятельности) могут только те компании, которые имеют соответствующую лицензию. Поэтому перед тем, как проводить первую сделку с зарубежным (или российским) поставщиком, необходимо позаботиться о получении этой лицензии.

Обязательная сертификация в отношении табачной продукции отменена. Вместо сертификата необходимо получить декларацию о соответствии техрегламенту. Для этого часть товара направляется на экспертизу.

Наконец, третье, что нужно сделать прежде, чем начать перевозку, — оплатить акцизы и получить акцизные марки. Продукция уже должна быть промаркирована прежде, чем пройдет через границу.

В случае, если у вас уже есть лицензия и сертификация, вы получили и установили акцизные марки, вы можете приступать к непосредственной транспортировке:

  1. Погрузка на складе поставщика или производителя. Погрузку производят тем способом, который наиболее удобен для выбранного вами транспорта. Необходимо внимательно следить за размещением тары и ее состоянием.
  2. Перевозка. Во время транспортировки груз необходимо сопровождать. Сопровождение может взять на себя водитель автомобиля. Если это поезд, морское судно или самолет, предоставит специалиста.
  3. Прохождение границы. На границе сотрудники таможни проверяют документы, оставляют соответствующие пометки, осматривают и досматривают контейнер (фургон). Это предварительная проверка. Растаможить подакцизные товары непосредственно на границе вы не сможете.
  4. Растаможка на центральной или региональной акцизной таможне. Необходимо заранее уточнить, где именно находится таможенный пост, так как количество таких постов снизилось. С учетом их расположения прорабатывают оптимальный маршрут.
  5. Доставка по адресу клиента.

Порядок транспортировки зависит от ее способа, маршрута, схемы. Не всегда требуется прохождение границы, но акцизы оплачивают в любом случае, вне зависимости от того, где была изготовлена табачная продукция.

Таможенное оформление табачной продукции

Для вам необходимо подготовить документы, а также заранее получить декларацию о соответствии и акцизные марки. Сделав маркировку, оплатив все пошлины, сборы и акцизы, вы должны предоставить груз и транспортное средство сотрудникам акцизной таможни. Здесь также проводят досмотр и осмотр, изучают документы.

Инспекторам нужно предоставить:

  • лицензию;
  • декларацию;
  • грузовую таможенную декларацию;
  • договор с поставщиком;
  • документы, подтверждающие оплат;
  • транспортные документы.

Могут потребоваться и дополнительные бумаги. Если все данные соответствуют действительности, а документы оформлены по правилам, груз пропускают. С этого момента его можно отдать на реализацию.

Для тех, кто часто ездит в Польшу, будет интересным узнать о норме ввоза алкоголя и сигарет в эту страну. Незнание или недостаточные сведения могут привести к тому, что вас обвинят в контрабанде, что влечет за собой серьезные последствия и немаленький штраф за нарушение таможенных правил Европейского Союза.

Общие нормы

Следует отличать нормы провоза внутри самого от разрешенного количества товаров, которые можно провозить из стран, которые в него не входят. Итак, от уплаты налоговых и таможенных платежей освобождается физлицо, которое въезжает с территории так называемых «третьих стран» в Польшу или любое другое государство ЕС, и ввозит в своем лично багаже товары на следующую сумму:

  1. Самолетом или морским транспортом – до 430 евро.
  2. Автобусом, поездом, автомобилем и другими видами наземного транспорта – до 300 евро.

При этом, есть список исключений, которые не усчитываются при подсчете. Среди них значатся лекарства и таблетки, которые необходимы во время поездки, личных вещей путешественника, которые временно вывозились и ввозятся обратно, топлива, которое находится в бензобаке транспортного средства, пересекающего границу. Кроме того, разрешается иметь дополнительную канистру с топливом, количество которого не превышает 10 л. и также приравнивается к багажу. Не учитывается стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, которые ввозятся физическим лицом, достигшим 17-летнего возраста. При этом количество алкоголя и табака не должно превышать норм ввоза через границу.

Провоз алкогольных напитков и табачных изделий

Количество товаров этих двух категорий, разрешенных к провозу через польскую границу, строго регламентировано. За нарушение предусмотрены штрафы.

Алкоголь

Допустимое количество алкоголя, которое можно ввозить в Польшу (в литрах):

  • Пиво – 16л.
  • Вино (обычное, не игристое) – 4л.
  • Другие напитки с содержанием этилового спирта не более 22% – 2л.
  • Крепкие напитки, с долей спирта, превышающей 22% – 1л.
  1. Граждане, которые проживают и/или работают в так называемой приграничной зоне. К ней относится 15-км. зона вдоль .
  2. Сотрудники транспортах компаний, которые осуществляют перевозки (в том числе и пассажирские) между странами, не входящими в ЕС и его членами.

Для них нормы ввоза алкоголя в Польшу не должны превышать следующего объема:

  • Пиво – до 2л.
  • Вино, ликеры, крепкие напитки (водка, виски, коньяк, текила и так далее) – до 0,5л.

Табачные изделия

Что касается количества сигарет, которые можно ввозить в Польшу, то здесь также имеется разделение по видам транспорта, на котором производится пересечение границы. На ж/д или автотранспорте разрешается привезти (что-то одно, а не все сразу):

  • Сигареты – 40 шт. (стандартные 2 пачки).
  • Сигариллы – до 20 штук.
  • Сигары – до 10 шт.
  • Табак – максимум 50 грамм.

На морском или авиатранспорте:

  • Сигареты – 200 шт. (10 пачек/1 блок).
  • Сигариллы – до 100 шт.
  • Сигары – до 50 шт.
  • Табак – максимум 250 грамм.

О контрабанде и предусмотренных наказаниях

Причины контрабанды сигарет в Польшу, а также незаконного ввоза спиртного в этой страны – очевидны. Прежде всего, это выгодно благодаря разнице в ценах на подобные товары в этой стране и в соседних Украине, Беларуси, а также Калининградской области России.

Контрабандисты прекрасно знают, сколько табачных изделий и алкоголя можно ввозить, и сознательно идет на нарушение этих норм, зачастую не боясь штрафа. Причина проста: продать свой «груз», перевезя его через границу, можно по более высокой цене, ведь стоит пачка там стоит дороже. Поэтому они и везут контрабандные товары, несмотря на ограничения.

2018 год не является исключением: стоимость сигарет в западной соседке по-прежнему остается более высокой. На какие только ухищрения не идут контрабандисты и где только не прячут грузы ради получения незаконной прибыли.

Предусмотренные штрафы

Размер предусмотренного наказания зависит от целого ряда факторов, включая объем перевозимого груза, наличие или отсутствие аналогичных правонарушений в прошлом и так далее. Соответственно, при человек «попадается» не в первый раз, то и размер штрафа будет выше. В большинстве случаев он составляет 150-350 злотых, если речь не идет об особо крупных партиях.

Разумеется, весь незаконно перемещаемый товар подлежит конфискации. Польская виза будет аннулирована, а сам иностранный гражданин заносится в «черный список», как нежелательный для въезда в страну. Зачастую производится и изъятие транспортного средства, если незаконный груз перевозился на автомобиле. В ряде особых случаев может наступить и уголовная ответственность. Например, если перевозилась большая партия товаров, либо одно и то же лицо допустило многократные нарушения таможенных правил.

Население приграничных районов Белоруссии, Польши и Прибалтики нашло для себя рискованный, но весьма прибыльный вид заработка - контрабанда табачных изделий. Стоимость сигарет в России, Белоруссии и на Украине куда меньше, чем в ЕС, и потому товар в больших объемах тайком переправляют в Евросоюз без уплаты акцизов, пишет РИА Новости.

В приграничье уже многие годы идет необъявленная война: контрабандисты и сотрудники госорганов состязаются в смекалке и технической оснащенности.

Буханки хлеба, колеса велосипедов и дроны - куда прячут курево

На днях произошел случай, удививший даже привычных ко всему польских таможенников: они обнаружили в одном из вагонов пассажирского поезда, следовавшего из белорусского Гродно в польский Краков, 52 тысячи сигарет в целлофановых пакетах, спрятанных под потолком вагона. Контрабандисты заранее спилили и скрутили головки шурупов, крепивших панель потолка, таким образом, чтобы снять ее было максимально трудно. Когда сигареты все же нашли, вагон пришлось отцепить от состава, чтобы произвести тщательный осмотр. Таможенники жалуются, что установить владельца контрабандного товара оказалось невозможным, хотя это мог быть и один из пассажиров.

В конце июля польские пограничники задержали в Люблинском воеводстве целую организацию контрабандистов, ввозившую на автомобилях с тайниками сигареты с Украины. Среди них были как поляки, так и украинцы. Товар они везли не только в Польшу, но и дальше - в Германию. Всего на протяжении нескольких месяцев их стараниями на рынок Евросоюза было вброшено нелегальных сигарет на сумму почти 1,5 миллиона злотых (свыше 340 тысяч евро).

Предыдущее крупное задержание такого рода состоялось в марте - тогда у одиннадцати поляков и украинцев нашли и изъяли более 22 миллионов сигарет без польских акцизных марок. На Украине за пачку просят пять-двадцать гривен, а полякам сбывают по пять-шесть злотых (около 30-37 гривен). То есть навар с каждой пачки - больше 15 гривен.

Польские пограничники отмечают попытки провоза сигарет в раме и колесах велосипедов, в футбольных мячах, внутри музыкальных инструментов, книг, в буханках хлеба, между слоями вафель. Но чаще всего курево прячут в машинах и поездах, используя для тайников самые разные места, например автомобильные шины.

Водители-контрабандисты не всегда покорно ждут, пока таможенники просветят-простукают их транспорт. Бывает, что подозрительную машину отправляют на проверку, водитель паркуется для отвода глаз, а потом молниеносно заводит двигатель и жмет на газ. Начинается преследование, иногда даже с привлечением вертолетов. Не так давно в Польше во время такой погони контрабандист, явно насмотревшийся фильмов о Джеймсе Бонде, включил заранее смонтированное в автомобиль устройство постановки дымовой завесы. Фокус не сработал - любителя нестандартных решений все равно поймали.

Стоит отметить, что тайники в наземном транспорте считаются у контрабандистов вчерашним днем. Нынче "флибустьеры приграничий" активно применяют куда более изощренные в техническом плане способы доставки. Так, в Службе охраны государственной границы (СОГГ) Литвы жалуются на нашествие беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотники активно применяются не первый год. В мае 2014-го российские пограничники перехватили в Калининградской области аппарат с размахом крыльев в четыре метра, способный принять до десяти килограммов сигарет. Для навигации в него была интегрирована система GPS, оператор координировал полет по 3D-карте. То, что не удалось владельцам этого дрона, получилось у других - сигаретный "воздушный экспресс" набирает обороты.

На дрезине и на льдине с GPS-датчиком

Потерь, конечно, не избежать, но, по мнению таких "предпринимателей", игра стоит свеч. В одном только 2017-м в Литве зафиксировали 34 незаконных пересечения границы беспилотниками. В СОГГ отмечают, что летательные аппараты, запущенные с территории соседних государств, способны переносить груз весом до двадцати килограммов. Хотя глава госпогранохраны Ренатас Пожела подчеркивает, что беспилотники могут использовать как контрабандисты, так и представители "недружелюбных государств" (в Литве власти давно уже заявляют, что ждут "российской агрессии"), речь в первую очередь идет именно о криминальном элементе. Литовским пограничникам разрешено открывать огонь по дронам, пересекающим границу.

В июле прошлого года российские пограничники задержали ночью в районе Печор, неподалеку от границы с Эстонией, жителя Пскова. Он запустил в соседнюю страну дрон, нагруженный сигаретами, но вторую партию отправить не успел. Подобным образом россияне пытались доставлять курево и в Финляндию.

Впрочем, дроны - техника дорогостоящая, не всем по карману. Есть и более дешевые способы воздушной доставки. Так, в июле прошлого года трое безработных граждан Белоруссии приобрели два мотодельтаплана марки "Фрегат". К фюзеляжам прикрепили короба с табачными изделиями и ввели в навигаторы маршрут полета, конечной точкой которого должны были стать окрестности населенного пункта Робежниеки в Краславском крае Латвии. В случае успеха они рассчитывали наладить постоянные поставки. Но незадачливых контрабандистов задержали непосредственно перед стартом.

К слову, беспилотники в контрабандном промысле применяются не только воздушные, но и наземные. В январе этого года белорусские пограничники всего в двухстах метрах от литовского рубежа перехватили автоматизированный мини-поезд, ехавший по рельсам из соседней страны. Оснащенная электродвигателем с двумя аккумуляторами тележка оказалась столь мощной, что, прежде чем ее остановили, сбила с ног пограничника. На самодельном устройстве, похожем на миниатюрную дрезину, была растянута сетка для ящиков с сигаретами - пустая. В Пограничном комитете Белоруссии пришли к выводу, что это была пробная поездка, но новый метод переправки контрабанды оказался неудачным. Хотя не исключено, что дрезина-беспилотник возвращалась в Белоруссию уже после успешной переброски товара.

Еще один "перспективный" способ доставки, годящийся, правда, лишь для определенного времени года, - сплав контрабанды по рекам на льдинах. Контейнеры с сигаретами вмораживают в лед, маскируют и снабжают GPS-датчиками. Также табачные изделия провозят в вагонах с углем, лесом (в продолбленных стволах), прячут в цистернах с рапсовым маслом или переправляют под водой при помощи аквалангистов.

На карту поставлено многое: на Украине табачные фабрики изготавливают целые партии контрафакта или небрендовых сигарет - специально под контрабанду. В соседней Белоруссии производство сигарет, по оценкам, в два раза превышает спрос на внутреннем рынке. Местные табачные изделия идут не только в ЕС, но и в Россию.

Белорусские контрабандные сигареты стоят от 26 российских рублей за пачку. Цена аналогичной продукции, произведенной в России, минимум вдвое выше. Если сравнивать с западными странами, то разница выходит куда более впечатляющая: там цена на курево в четыре, пять с половиной раз выше, чем в Белоруссии. Если в Польше пачка в среднем стоит 3,17 евро, то в Белоруссии - 0,58 евро. Поэтому продукция местных табачных фабрик "Неман" и "Табак-Инвест" широко расходится за пределы республики.

Коррупция всему голова

Недели не проходит без сообщения о перехвате таможенниками или пограничниками очередной партии запретных грузов. Идет настоящая война нервов, выдержки и смекалки. То, что наиболее ходовым товаром у контрабандистов стал не алкоголь, а именно сигареты, объясняется их компактностью - пачки с куревом куда легче спрятать. У подпольных табачников хорошо налажен сбыт. Страны Балтии и Польша служат перевалочным пунктом для транспортировки контрабандных сигарет в Западную Европу. Скажем, в Великобритании пачка в четыре раза дороже, чем в той же Латвии.

За последнее время потребление контрабандного курева в одной только Латвии выросло до самых высоких показателей в ЕС - не менее 25 процентов соответствующего рыночного сектора. В течение пяти лет государство недополучило свыше 313,1 миллиона евро акцизного налога на сигареты. Литва по той же причине в одном 2017 году потеряла свыше 60 миллионов евро - в стране на контрабандные сигареты приходится 19 процентов рынка. Но это маленькие государства, а в больших и суммы ущерба огромные. К примеру, по оценкам "Бритиш Американ Тобакко Россия", в 2017-м российский бюджет из-за табачной контрабанды и контрафакта недополучил 30 миллиардов рублей налогов. В этом году ущерб может превысить 50 миллиардов.

Бороться с этим сложно. Применяются самые разные наказания: штрафы, аннулирование паспорта и визы с разрешением на въезд, конфискация автомобиля, в котором перевозился груз, занесение в черный список (если пойман иностранец). Перевозчикам "контрабаса" пришлось бы туго, если бы им не удавалось договариваться с сотрудниками таможни и пограничной охраны, готовыми за определенную "долю малую" закрывать глаза на некоторые машины.

"Причина (того, почему силовики не могут справиться с контрабандой. - Прим. ред.) общеизвестна - коррупция. Любой руководитель учреждения, ответственного за борьбу с контрабандой, мог бы утверждать обратное лишь с розовыми очками на глазах", - заявил директор Таможенного криминального управления Службы госдоходов Латвии Эдийс Цейпе. Ввозом сигарет занимаются не только одиночки, но и хорошо организованные группировки. "К сожалению, они действуют не без помощи коррумпированных чиновников - ведь эти сокрушительные для репутации сотрудников системы внутренних дел черные схемы выявить не так легко, как может показаться", - сетовал Цейпе.

В свою очередь, глава парламентской комиссии по защите, внутренним делам и предотвращению коррупции Айнарс Латковскис на вопрос о том, почему торговцам нелегальных сигарет много лет не мешают заниматься сбытом товара на рижском Центральном рынке, ответил, что их задержание ничего бы не дало. "Это всего лишь посредники, за которыми стоят прекрасно организованные группировки. Необходимо выявлять и блокировать эти цепочки. Но чтобы работа шла гладко, следует повышать мотивацию правоохранителей и пресекать коррупцию в их среде", - сказал латвийский депутат, намекая на низкие зарплаты работников госорганов. Поэтому ее, мотивации, не всегда хватает.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт