Врачи педиатры xx века. Самые известные доктора и врачи за всю историю. Сергей Петрович Боткин

20.07.2019

Педиатрия: определение, краткая история Система охраны материнства и детства Периоды детского возраста

Краткая история педиатрии.

П е д и атр и я (от греч. paid - ребенок и iatria - лечение) - самостоятельная область медицинской науки, которая изучает закономерности развития ребенка, причины, патогенез, клинические проявления, лечение и профилактику заболеваний детского возраста. Она наблюдает за ростом и развитием человека от рождения до подросткового возраста и является, таким образом, медициной растущего организма.

Истоки развития педиатрии как науки лежат в глубокой древности. Первые отрывочные сведения о здоровом и больном ребенке появились в трудах ученых Индии, Китая, Древнего Египта. Они содержали советы по вскармливанию и уходу за детьми, лечению некоторых заболеваний. Учение о ребенке получило дальнейшее развитие в трудах Галена, Абу Али ибн Сины (Авиценны). В «Каноне врачебной науки», содержащем все имеющиеся сведения о медицине того времени, Авиценна описал физиологию и патологию детского возраста, подчеркнул важность вскармливания детей, особенно новорожденных, грудным молоком. В XV-XVII вв. появились первые работы, в которых были описаны корь, коклюш, оспа. В 1650 г. был опубликован труд Ф. Глиссона о происхождении, профилактике и лечении рахита. В связи с высокой заболеваемостью и смертностью детского населения ученые начали усиленно изучать патологию детского возраста. Были изданы работы: «Опыт вскармливания и ухода за детьми от рождения до 3 лет», «Очерк о наиболее опасных детских болезнях», «Руководство по детским болезням». В труде «Гражданство обычаев детских» известный просветитель XVII в., выходец из-под Пинска, Е. Славенецкий рассматривал вопросы диететики, укрепления здоровья и лечебной помощи детям. Отдельная глава была посвящена физическому воспитанию детей. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа» выдвигал на первое место меры по увеличению рождаемости детей и сохранению жизни новорожденных. Повивальные бабки, проходившие подготовку в акушерской школе в г. Гродно, в повивальном институте, основанном княгиней Яблонской в местечке Семятичи, на медицинском факультете в университете г. Вильно, должны были знать не только анатомофизиологические особенности женского организма и внутриутробное развитие плода, но и владеть методом «приведения в чувство» новорожденных, родившихся в состоянии асфиксии. Значительное влияние на развитие педиатрии оказал профессор Н. М. Максимович-Амбодик. В двухтомном труде «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» он описал вопросы ухода за ребенком и заболевания детей раннего возраста. Первый русский профессор-терапевт С. Г. Зыбелин в работе «Слово о правильном воспитании с младенчества» изложил правила вскармливания ребенка грудью, в своей деятельности большое внимание он уделял вопросам охраны здоровья детей. На территории Белоруссии, после присоединения ее к России, значительно расширились научные исследования по наиболее актуальным проблемам медицины. Ф. Римкевич, уроженец Могилева, один из самых крупных терапевтов (практиковал в Вильно), защитил диссертацию «Обсервация и эпикризы болезней, которые крупом называются» и написал ряд статей о методах диагностики детских болезней. Выдающаяся роль в развитии педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хото- вицкому. Он составил первое русское руководство по детским болезням, названное им «Педиятрика», определил цели и задачи педиатрии. С. Ф. Хотовицкий впервые высказал мысль, что детский организм растет и развивается только по присущим ему законам и ребенок - это не уменьшенная копия взрослого.

В XIX в. происходит постепенное выделение педиатрии в самостоятельную дисциплину. Во Франции создаются первые ясли для детей, организуются первые детские консультации, в Париже, Петербурге, Москве открываются первые больницы для детей. На территории Белоруссии при хирургических, туберкулезных и глазных отделениях в губернских больницах выделяются отдельные детские палаты.

В конце XIX - начале XX в. во всех развитых странах педиатрия становится обязательным предметом преподавания на медицинских факультетах. С этого времени в Европе и России создаются педиатрические кафедры, научные центры, издаются журналы, руководства, монографии, научные статьи по вопросам педиатрии. С 1902 г. начинает работать Лига по борьбе с детской смертностью.

На территории Белоруссии в начале XX в. было несколько средних учебных медицинских заведений, которые внесли существенный вклад в подготовку медицинских работников среднего звена: фельдшерская школа в Могилеве, центральные фельдшерско-акушерские школы в Гродно и Вильно, специальная школа при городской больнице Приказа общественного призрения в г. Минске, годичные курсы по подготовке сестер милосердия при Общине сестер милосердия Красного Креста в Минске, повивальные школы в Минске и Гомеле, фельдшерско-акушерские школы в Витебске и Минске и др.

Подъем в развитии педиатрии в России связан с именами Н. Ф. Филатова и Н. П. Гундобина. Профессор клиники детских болезней Московского университета Н. Ф. Филатов (1847-1902) считается основоположником отечественной педиатрии. Ему принадлежат такие известные труды, как «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей». Крупнейший русский врач Н. П. Гун- добин (1860-1908), заведующий кафедрой педиатрии в Медико-хирургической академии, исследовал анатомофизиологические особенности детского организма. Свой многолетний труд он обобщил в монографии «Особенности детского возраста». Им было написано «Руководство по детским болезням». Н. П. Гундобин - организатор «Союза борьбы с детской смертностью».

Заболеваемость и смертность среди детского населения в то время были очень высокими, и для их снижения минские врачи А. О. Гурвич и Л. Ф. Яроцинский предложили организовать на территории Белоруссии ясли, приюты, детские консультации, родильные дома, молочно-питательные станции «Капля молока», создать филиал общества «Союз борьбы с детской смертностью в России». Детские больницы возникали исключительно по частной инициативе и содержались на благотворительные средства и пожертвования. Под влиянием требований общественности царское правительство в 1913 г. издало «Именной Высочайший указ Правительственному Сенату», в котором снижение детской смертности, охрана материнства и младенчества признавались проблемами государственного значения, но действие указа не было реализовано из-за Первой мировой войны.

В 1919 г., согласно постановлению, принятому правительством Советской Белоруссии, в Минске был создан Белорусский государственный университет (БГУ) с медицинским факультетом. В 20-е гг. XIX в. в Минске была открыта детская больница, которая стала в Белоруссии первым лечебно-профилактическим учреждением для детей, начала работать первая амбулатория, был открыт первый детский санаторий для лечения детей, страдающих костным туберкулезом. В 1922 г. в Москве был организован Государственный научный институт охраны материнства и младенчества. В его задачи входила подготовка сестер-воспитательниц, средних медицинских кадров, а также врачей по охране здоровья матери и ребенка. В последующие годы научно-исследовательские институты охраны материнства и детства были открыты в Ленинграде, Киеве, Минске и других городах. В 1930 г. медицинский факультет БГУ был реорганизован в Минский государственный медицинский институт, где был создан факультет охраны материнства и младенчества, готовивший детских врачей и акушеров-гинекологов. Его деканом стал первый профессор педиатрии в Белоруссии В. А. Леонов. В 1945 г. в Белорусском институте усовершенствования врачей открылась кафедра акушерства и гинекологии, а затем 1 -я и 2-я кафедры педиатрии. Для подготовки детских врачей при медицинских институтах были созданы педиатрические факультеты. В медицинских училищах начала проводиться подготовка медицинских работников среднего звена.

В развитие педиатрической науки крупный вклад внесли такие советские ученые, как А. А. Кисель (1859-1938), Г. Н. Сперанский (1873-1969), В. И. Молчанов (1868-1959), М. С. Маслов (1885-1961), А. Ф. Тур (1894-1974), Ю. Ф. Домбровская (1891-1978).

Профессор Московского медицинского института А. А. Кисель в своих работах основное внимание уделил изучению туберкулезной интоксикации у детей, профилактике и лечению туберкулеза.

Член АМН СССР Г. Н. Сперанский был одним из организаторов Государственного научного института охраны материнства и младенчества. Под его редакцией издан «Учебник болезней раннего детского возраста».

Профессор Московского медицинского института им. Сеченова В. И. Молчанов внес большой вклад в изучение патогенеза, клиники и лечение детских инфекционных заболеваний. Совместно с профессорами Ю. Ф. Домбровской и Д. Д. Лебедевым он опубликовал учебник «Пропедевтика детских болезней».

Профессор Ленинградского педиатрического института М. С. Маслов - основоположник нефрологии детского возраста. Под его редакцией изданы два сборника по детской нефрологии. Большое внимание в своих работах он уделял изменениям биохимических показателей, возникающих при различных заболеваниях.

Академик АМН СССР Ю. Ф. Домбровская научные исследования посвятила вопросам этиопатогенеза, клиники и лечения заболеваний органов дыхания в детском возрасте. Широкую известность получили ее работы, посвященные особенностям течения пневмоний у детей.

Крупнейший педиатр, академик АМН СССР А. Ф. Тур опубликовал многочисленные работы по вскармливанию детей раннего возраста. Им было написано ряд монографий и учебников по детским болезням.

Развитие и успехи педиатрической науки и практики детского здравоохранения в Белоруссии связаны с именами академика АН БССР В. А. Леонова, заслуженного деятеля науки БССР, лауреата Государственной премии БССР профессора И. Н. Усова, лауреата Государственной премии БССР профессора Р. Э. Мазо, профессоров Л. Г. Кожарской, Т. Н. Суковатых, М. И. Легенченко, Л. Н. Астаховой, И. В. Коршун и других ведущих педиатров.

Признан вклад белорусских ученых в фундаментальные научные исследования по наиболее актуальным проблемам педиатрии.

Заслуженный деятель науки БССР, вице-президент АН БССР В. А. Леонов (1889-1972) - один из основателей педиатрической школы Белоруссии. Под его руководством подготовлено свыше 70 диссертаций. Им было создано общество детских врачей Белоруссии. В. А. Леонов опубликовал свыше 100 научных работ, посвященных исследованию высшей нервной деятельности ребенка, эпидемиологии, патогенеза, клинической картины и лечения эпидемического цереброспинального менингита, роли микроэлементов в организме здорового и больного ребенка. В своих научных публикациях ученый показал необходимость обогащения пищевого рациона ребенка, беременной и кормящей женщины жизненно важными микроэлементами.

Неонатологами Белоруссии (Г. А. Калюжин, Г. А. Шишко, А. К. Устинович, В. К. Зубович, Л. Т. Ломако) накоплен большой материал по изучению физиологии и патологии периода новорожденное™, физического развитая доношенных и недоношенных детей. Проведены исследования по научному обоснованию наиболее рациональных схем вскармливания новорожденных. Многочисленные работы белорусских ученых посвящены особенностям деятельности сердечно-сосудистой системы, центральной гемодинамике у новорожденных из загрязненных радионуклидами районов, влиянию гестозов, гипоксии, гемолитической болезни новорожденных на функцию сердечнососудистой системы плода и новорожденного. Изучены механизмы нарушения функции дыхания у новорожденных. Белорусским научно-исследовательским институтом охраны материнства и детства разработана тест-система для тотального скрининга новорожденных на врожденный гипотиреоз.

Белорусские педиатры внесли вклад в развитие кардиологии детского возраста. Ими проведены многоплановые исследования возрастных изменений сердечно-сосудистой системы у детей в норме и при патологии, впервые выявлены особенности ЭКГ в детском возрасте. Изучено клиническое течение первичной артериальной гипертензии у детей, предложены рабочая классификация и корригирующие методы лечения артериальных гипер- и гипотензий, составлены нормативы АД с центральным отсчетом (И. И. Усов, Р. Э. Мазо, М. В. Чичко, Л. Т. Ломако, Л. М. Беляева).

Научные исследования в области детской гастроэнтерологии посвящены клинике, новым методам диагностики и лечению кишечных заболеваний в раннем возрасте, хронической патологии желудка и двенадцатиперстной кишки у детей старшего возраста (М. П. Шейбак, Л. В. Ерец, 3. К. Капитонова, Е. П. Сушко).

Изучение заболеваний органов дыхания всегда было в центре внимания белорусских педиатров. Основное место в их работах занимали вопросы течения пневмоний у детей раннего возраста, своевременная диагностика гемодинамических нарушений и наиболее эффективная терапия бронхолегочных заболеваний (Р. Э. Мазо, М. И. Легенченко, Т. Н. Войтович, Е. С. Гордей).

Детскими нефрологами изучены вопросы этиологии, патогенеза, клинической картины и современные методы лечения нефритов. Показана роль наследственной предрасположенности при гломерулонефритах. Описаны наследственные и врожденные заболевания почек, дефекты развития мочевых путей (И. Н. Усов, Н. Е. Савченко, Л. Г. Кожарская, А. В. Сукало).

Педиатры Республики Беларусь продолжают развивать научные идеи, плодотворно трудятся над актуальными проблемами современной педиатрии и внедрением достижений медицинской науки в детское практическое здравоохранение. Научные труды белорусских ученых хорошо известны за пределами республики и служат охране здоровья детей.

История развития педиатрии. Этапы развития и становления отечественной педиатрии

Введение

медицина педиатрия наука

Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid - ребенок и iatria - врачевание.

Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.

Наука педиатрия начала свое развитие с 16 века. Формировалась она долго. Претерпела ряд изменений. Она не сразу стала самостоятельной наукой, а находилась во взаимосвязи с другими. Постепенно по мере развития, стала отделяться и обособилась. Со временем систематизировалась. Арабские врачи описывают некоторые заболевания. Но не один из этих ученых не оставил систематизированного изложения сведений о ребенке. Педиатрия в настоящее время одной из ведущих медицинских дисциплин, так как занимается самой главной проблемой-здоровьем.

В истории развития педиатрии выделяется 3 основных этапа.

период. Охватывает время с 16 века. Наука еще не систематизирована. Здесь большой вклад в развитие педиатрии вносят такие знаменитые люди как Ломоносов, Максимович-Алибодик, Зыбелин, Хатовицкий и другие.

период. Охватывает 19-20 век. Педиатрия развивается как самостоятельная наука, начинает систематизироваться. В России открывается первая детская больница. Состоялось это событие в городе Петербурге. Основоположником педиатрии является Филатов. Именно он описал симптомы кори, краснухи, мононуклеоза. Его труды посвящены инфекционным заболеваниям и желудочно-кишечным заболеваниям.

период. Начинается с 1917 года. В этот период выдающимися личностями в области педиатрии были Кисель, Сперанский, Молчанов, Домбровский и другие.

1. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития

В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии

После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ педиатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для детей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа педиатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробиологические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.

В России последовательность событий была очень близка той, что происходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья». М.В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставлений по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчивости и энергии И.И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специальностей. Это - терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми стали читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С.Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в развитие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С.Ф. Хотовицкий и Н.А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.

Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831-1847 1Г. он читал самостоятельный курс детских болезней, в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г. выпустил первый русский учебник педиатрии - «Педиятрика».

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает работать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Филатова), а еще через 2 года, в 1844 г., в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).

Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профессору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841-1906). Н.И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессорами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.

В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент кафедры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким образом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.

В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И.В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К.А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-педиатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундаментальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом европейских авторов под редакцией Гергардта (1877).

Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила деятельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н.А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова

2. Развитие педиатрии в советское время.

Следующий этап развития педиатрии связан с годами Советской власти, когда были изданы ряд декретов, изменивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г.Н. Сперанский. Его работы были посвящены физиологии и патологии детского возраста, расстройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932 г.), позже в Ленинграде - Ленинградский педиатрический медицинский институт (1935 г.), основной задачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.

Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки медицинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по специальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреждений и школ. 15 июня 1927 года под руководством Семашко было издано «Положение о медицинских сестрах», в котором впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.

В конце XIX-начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей - Н.Ф. Филатова в Москве и Н.П. Гундобина в Петербурге.

Н.Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н.Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н.Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н.П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н.П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н.П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н.П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки. Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности. Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое - это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977 г.).

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А.А. Кисель и его школа. А.А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А.А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А.А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г.Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г.Н. Сперанского.

Профессор В.И. Молчанов развил основные идеи учения Н.Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В.И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М.С. Маслов - выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю.Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н.Ф. Филатова и В.И. Молчанова. Научные исследования Ю.Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю.Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А.Ф. Тур - крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А.А. Колтыпин, П.С. Медовиков, А.И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О.Д. Соколова-Пономарева, Д.Д. Лебедев, Н.И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.


. Задачи современной педиатрии:

На сегодняшний день эта наука рассматривает широкий круг вопросов жизни и развития детей, так или иначе касающихся их здоровья.

Отличительной особенностью педиатрии считается то, что в центре внимания данного раздела медицины - ребёнок, рассматриваемый не как маленький - взрослый, а именно как человек ссобственными характеристиками развития и становления, с присущими лишь ему возрастными изменениями и характерными признаками формирования в физическом, умственном, эмоциональном плане.

В настоящее время педиатрия решает ряд важных и актуальных задач, среди которых можно выделить следующие:

·Профилактика и предупреждение детских заболеваний и ранней инвалидности;

·Выявление генеза и последствий детских заболеваний;

·Эффективность диагностических мероприятий;

·Качественное лечение и поэтапная реабилитация заболевшего ребёнка;

·Оптимальная организация оказания медицинской помощи;

·Выявление и последующее устранение социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье ребёнка;

·Разработка и апробация новейших методов и методик лечения;

·Повышение детского иммунитета и устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;

·Пропаганда правильного детского питания и здорового образа жизни.

Эти и другие проблемы, которые стоят перед современной педиатрией, направлены на самую главную ценность как отдельного родителя, так и общества в целом - здоровье ребёнка .

Список используемой литературы

1.#"justify">2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Педиатрия

.#"justify">.#"justify">.http://www.promedall.ru/pediatry

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. Возникновение педиатрии……………………………………………………….3

3. Основоположник педиатрии – С.Ф. Хотовицкий………………………………3

4. XIX – XX вв. Достижение высокого уровня развития педиатрии……….........5

5. Н.Ф. Филатов – один из основоположников российской педиатрии………….5

6. Работы Н.П. Гундобина о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей……………………………………………………………..6

7. Вклад А.А.Киселя в развитие советской педиатрии после Великой Социалистической революции…………………………………………………..7

8. Возникновение Центра педиатрических исследований (Г.Н.Сперанский)…..9

9. Открытие Институтов охраны здоровья детей и подростков в Ленинграде, Научно-исследовательского по охране здоровья матери и ребенка в Москве……………………………………………………………………………10

10. История педиатрии на Западном Урале………………………………………..11

11. XX в. Дифференциация и интеграция основных отраслей детской медицины (детская хирургия, невропатология, психиатрия, офтальмология, неонатология, перинатология, аллергология и др.)…………………………..14

12. Профилактическая направленность и этапность лечения в педиатрической деятельности…………………………………………………………………….18

13. Библиографический список…………………………………………………….21

Введение.

Медицина представляет практическую деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности.

Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением людей.

Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не соединение готовых, раз и навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса роста и обогащения.

История медицины не ограничивается изучением прошлого. Развитие медицины продолжается все более ускоренно на наших глазах. Прошлое, настоящее, будущее – звенья в цепи исторического развития. Изучение помогает лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления и уяснение современного его состояния помогают лучше понять и научно предвидеть (прогнозировать) пути его развития в будущем.

История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Особенно глубокие изменения в медицине произошли в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции и связанных с ней коренных преобразований во всех областях общественной жизни и культуры.

Лечение детских болезней издавна было связано с практикой родовспоможения и развитием представлений о заразных болезнях. Об этом свидетельствуют руды выдающихся врачей древнего мира (Сорана из Эфеса, Галена) и средневековья (Абу Бакра ар-Рази, давшего классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и других). Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV – начале XVI в.

Педиатрия как разветвление медицины возникла недавно. Самостоятельная профессия врач-педиатр тоже сравнительно молода. Однако короткие статьи и предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению встречаются в древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. Еще во времена Гиппократа встречаются упоминания о стабильном росте и развитии детей. В 15 - 16 веках выходят книги, в которых описывались детские болезни, однако в них недоставало рекомендаций. Начиная с 17 века, педиатрия все больше привлекает внимание медиков, а уже в 18 веке появляется учебная литература. Все это было следствием высокой смертности детей. Начинают открываться педиатрические больницы. Первая такая больница была открыта в 1802 году в Париже для детей от 2 до 15 лет. Впоследствии в ней готовили специалистов по детским болезням. В 1834 году открывается педиатрическая больница в Санкт - Петербурге. В 1865 годы были открыты кафедры детских болезней, медико-хирургической академии. А К. А. Раухфус построил несколько детских больниц в разных городах России. Со временем курс о детских заболеваниях стали читать в университетах.

Педиатрия как самостоятельная наука стала формироваться в 1830 – 1860-х гг.

Педиатрия - это область медицины, которая занимается лечением детей. Она основана не только на болезнях раннего периода жизни детей, но и на всех аспектах их жизни и развития. Её основоположником считается педиатр Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885). Став ординарным профессором кафедры акушерства, женских и детских болезней, он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней из 36 лекций и в 1847 г. издал его в расширенном виде под названием «Педиятрика». Это было первое в России в процессе развития оригинальное руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, качественно изменяющихся в процессе развития.

Изучение детского организма показало, что ребенок это не взрослый человек в миниатюре его организму свойственны как количественные, так и качественные отличия от взрослого.

Развитие клиники внутренних болезней, связанное с внедрением методов перкуссии, аускультации и патолого-анатомических исследований, привело к созданию системы обследования ребенка, которая позволила детализировать симптоматику детских болезней.

Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины ХIХ в. по подготовке специалистов в области детских болезней.

Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Санкт-Петербурге в 1834 г. (ныне Детская инфекционная больница № 18 им. Н. Ф. Филатова).

В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек - первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне Детская клин ическая больница № 13 им. Н.Ф. Филатова).

Третья детская больница в России - Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей - была открыта в Петербурге в 1844 г. Ее основное отличие от всех существовавших в то время детских больниц заключалось в том, что она специализировалась на лечении детей до трехлетнего возраста.

Детские больницы содержались в основном за счет благотворительных средств и частных пожертвований – государственные субсидии были незначительными.

В конце XIX - начале XX в. отечественная педиатрия достигает особенно высокого уровня, чему в значительной мере способствует плодотворная деятельность таких ученых-педиатров, как Н. Ф. Филатов и Н. П. Гундобин. Они изучили и описали большое количество детских болезней, издали ряд учебников, учебных пособий и трудов.

В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861), а затем практического (-1866) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней, который читал Н. А. Тольский (1832-1891), и завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил Н. Ф. Филатов.

Нил Федорович Филатов (1847- 1902) - один из основоположников российской педиатрии, создатель крупной научной школы - развивал клинико-физиологическое направление. Он впервые выделил и описал ветряную оспу (1872) и скарлатинозную краснуху (1885), открыл ранний признак кори - отрубевидное шелушение эпителия на слизистой полости рта (пятна Филатова - Вельского - Коплика). Его труды «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей» и «Краткий учебник детских болезней» многократно переиздавались. Большой популярностью пользовались лекции Филатова, записанные и изданные его учениками С. Васильевым, В. Григорьевым и Г. Сперанским.

В 1892 г. Н. Ф. Филатов организовал Московское общество детских врачей. Становление и развитие педиатрии как самостоятельной научной дисциплины связано с деятельностью многих выдающихся врачей мира. Среди них К. А. Раухфус, Д. А. Соколов, А. Н. Шкарин, Н. С. Корсаков, В. Б. Жуковский, Г. Н. Сперанский, И. В. Троицкий (Россия), К. Пирке (Австрия), М. Пфаундлер (Германия), В. Ютинель и Ж. Крюше (Франция), Г. Коплик и Дж. Гетчинсон (Англия) и многие другие.

В 1902 г. передовые педиатры различных стран Европы пришли к идее объединения своих усилий и создали Лигу по борьбе с детской смертностью, которая, несмотря на активную деятельность отдельных врачей, была все-таки высокой. Первый Международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

В 1911 году был издан журнал «Педиатрия». Появилось общество по борьбе с детской смертностью и общество педиатров, организовывались съезды детских врачей, на которых решались вопросы о том, как можно помочь новорожденным. М. С. Маслов написал книги о хронических расстройствах и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др., чем внес большой вклад в педиатрию.

Задача педиатрии заключается в том, чтобы состояние здоровья ребенка позволяло ему максимально реализовывать свой врожденный потенциал жизни.

Педиатрия делится на: профилактическую, клиническую, научную, социальную и экологическую.

Клиническая педиатрия - это комплекс мероприятий, основанный на диагностике, лечении и на процессе выздоровления больного ребенка.

Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», « Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Клинические лекции», и другие работы явились основой русской педиатрической литературы и быстро поставили ее в один ряд с зарубежной, насчитывающей тогда уже многие годы существования. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку врачей-педиатров.

Работы Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей.

Такая работа Н. П. Гундобина и его учеников, как «Особенности детского возраста», не потеряла своего научного значения и в наше время.

После Н. П. Гундобина кафедру педиатрии в ВМА возглавил А.П.Шкарин. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей и отделение для детей грудного возраста, что позволило расширить разработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

Однако условия царской России не обеспечивали быстрого роста и расцвета педиатрии и гигиены. Профилактические детские учреждения, детские ясли и сады, создаваемые, как правило, на благотворительные средства, были единичными; медленно росла сеть детских больниц и поликлиник, условия жизни и обучения детей малоимущего населения продолжали оставаться очень тяжелыми.

После Великой Октябрьской социалистической революции большой вклад в развитие советской педиатрии внесла плеяда выдающихся ученых. Среди них можно назвать имена профессоров Московской школы. Это Александр Андреевич Кисель (1859-1931), ученик Н. И. Быстрова и С. П. Боткина, много сделавший для изучения ревматизма, хронических неревматических полиартритов, туберкулеза, малярии.

Наибольшую известность в ХХ столетии получили школы Г.Н. Сперанского и А.А. Киселя. Академиками РАМН М.Я. Студеникиным, ВА. Таболиным, Ю.Ф. Домбровской и их школами успешно проводились исследования болезней детей всех возрастов. Общепризнанными стали исследования детского хирурга Ю.Ф. Исакова и его учеников, показывающих мастерство во всех сферах оперативного вмешательства при заболеваниях детей.

Александр Андреевич Кисель (1859-1938 гг.) в течение 48 лет работал в детской Ольгинской больнице в Москве, был заведующим кафедрой детских болезней высших женских курсов, далее в ММИ научным руководителем Центрального института охраны здоровья детей. Он автор более 600 работ. Известный своими исследованиями детского туберкулеза (бугорчатки), разработкой активного метода борьбы с ним, организацией противотуберкулезной работы, пропагандой профилактического направления, Кисель ввел понятие «Хроническая туберкулезная интоксикация» и установил ее признаки, доказал ревматическую природу хореи. Большое внимание он придавал строгому соблюдению гигиенического режима дома и в школе - чистоте помещения, воздуха, питания и др. По его рекомендациям стали создаваться лесные школы. Особое внимание Кисель уделял лабильной детской психике, физкультуре, воспитанию положительных эмоций, развитию чувства красоты: «В нашем воспитании, - говорил он, - мало уделяется места развитию в ребенке чувства красоты».

Кисель призывал врачей опираться на широкое профилактическое мероприятие государственного характера, развивая социально-профилактическое направление и не только по отношению к больным, но и здоровым детям. «Предохранительные меры, - писал он, - особенно желательны по отношению к тем детям, которые пока имеют совершенно здоровый вид или у которых имеются очень незначительные изменения». «Наша задача - предупредить заболевание». Он также подчеркивал необходимость неустанной профилактической и лечебной работы между приступами или обострениями болезней. «Болезнь наносит вред человеку главным образом не во время коротких приступов, обострений (например при малярии), а во время очень продолжительных промежутков (межприступные периоды), которые могут тянуться не только месяцами, но даже годами», - считал А.А. Кисель.

Возникновение основного центра педиатрических исследований.

Перу Г. Н. Сперанского принадлежит учебник по этой патологии - «Учебник болезней детей раннего возраста», многие годы служивший главным руководством для врачей отделений новорожденных и патологии младшего возраста. В течение многих лет Г. Н. Сперанский был редактором журнала «Педиатрия» и возглавлял Всесоюзное научное общество детских врачей.

Георгий Нестерович Сперанский (1873-1969 гг.) - один из основоположников педиатров в СССР, член-корреспондент АН СССР, академик РАМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. После окончания медицинского факультета Московского университета работал в клинике детских болезней у Н.Ф. Филатова, один из организаторов системы охраны материнства и младенчества, по его инициативе создан институт педиатрии АМН СССР; с 1932 г. Сперанский - заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Он автор более 200 научных работ, им обоснованы методы вскармливания и ухода за детьми, антенатальной профилактики, лечения заболеваний плода и новорожденных. Ряд работ Сперанского посвящен респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям детей, он разработал классификацию этих болезней. По его инициативе организован журнал «Педиатрия» и журнал по изучению раннего детского возраста, редактором которого он был.

Сперанский - председатель Всесоюзного общества педиатров. Ученый был почетным членом ряда научных обществ. В числе книг Г.Н. Сперанского - «Питание здорового и больного ребенка» (1959 г.), «Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста» (1964 г.).

А.А. Кисель и Г.П. Сперанский воспитали большую школу педиатров, среди которых В.Г. Таболин, В.А. Власов, З.А. Лебедева, А.А. Колотунин и многие другие.

В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета (с 1930 г.- Московский медицинский институт, с 1990 г. - Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет.

Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927-1936).

В течение десяти лет (1926-1936) ой возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК).

В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с огромной потребностью во врачах педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минестерства здравоохранения РСФСР. Позднее научно-исследовательские институты были открыты в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Казани, Свердловске, Горьком, Минске, Тбилиси, Баку, Алма-ате и других городах.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка Минестерства здравоохранения СССР. Он возглавляет все фундаментальные научные исследования по охране здоровья матери и новорожденного. Успехи в развитии системы охраны здоровья детей в СССР обусловлены достижениями отечественной педиатрической науки.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи, в том числе недоношенным детям и новорожденным, детям с рецидивирующими и хроническими заболеваниями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями почек, желудка и кишечника, обменными нарушениями. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

История педиатрии на Западном Урале начинается с 1920 года, когда медицинский факультет Пермского университета избрал заведующим кафедрой детских болезней приват-доцента из Казани Павла Ивановича Пичугина, и 23 февраля 1920 года студентам четвертого курса медицинского факультета была прочитана первая лекция по детским болезням. В те годы в Перми не было не только детской больницы, но даже амбулатории, и наряду с преподавательской деятельностью П.И. Пичугин занялся организацией клинической базы кафедры.

7 октября 1923 года начала работать, созданная Пичугиным детская амбулатория. 34 года кафедра детских болезней, возглавляемая П.М. Пичугиным, работала по проблемам детского туберкулеза, аномалий конституции, хронических расстройств питания, ревматизма, глистных заболеваний. П.И. Пичугин воспитал несколько поколений врачей-педиатров. Созданная им клиника детских болезней по заключению наркомата здравоохранения была одним из лучших медицинских учреждений того времени. К 1929 году уже было подготовлено 25 врачей педиатров, окончивших ординатуру у П.И. Пичугина.

Под руководством профессора П.И. Пичугина опубликовано более 50 научных работ, защищены 3 кандидатских диссертации (Л.Б. Красик - 1938 год, Г.М.. Рутенберг - 1954 год, Р.А. Зиф - 1946 год), «Записки по детским болезням» П.И. Пичугина - один из первых советских учебников по педиатрии.

С 1954 года по 1972 год кафедрой детских болезней заведовал доцент Лев Борисович Красик. Л.Б. Красик родился 28 мая 1904 года; в 1926 году окончил медицинский факультет Пермского университета и был принят ординатором на кафедру детских болезней. 1 сентября 1931 года стал штатным ассистентом детской клиники. 9 марта 1938 года им была защищена кандидатская диссертация о венозном давлении у детей, 23 декабря 1938 года - присвоено ученое звание доцента. Это было трудное время: высокая заболеваемость, смертность детей, особенно от эпидемического и туберкулезного менингита. Кафедра оказывала огромную помощь области, работа требовала больших лабораторных знаний. Лаборантов не было. Кровь, мочу, спинномозговую жидкость Лев Борисович исследовал сам, обучая лаборантов и врачей. Одновременно с лечебной работой выполнял большую педагогическую – занятия, лекции.

Преподавание педиатрии велось на трех факультетах: лечебном, санитарно-гигиеническом и стоматологическом. Лучшие студенты поступали в клиническую ординатуру по педиатрии, в дальнейшем из них формировался коллектив кафедры. Под руководством доцента Л.Б. Красика выполнено 5 кандидатских диссертаций (Г.К.Князькова, Н.М.Авдеева, А.М. Никитина, С.Г. Софронова, Н.Ф. Чурина). Научная тематика кафедры была связана с болезнями печени, ранней диагностикой туберкулеза, ревматизмом, патологией недоношенных и другими проблемами.

При активном содействии Л.Б. Красика были открыты детский санаторий "Светлана" и "Орленок".

Под его руководством изданы сборники научных трудов и методические пособия по различным разделам педиатрии. Лев Борисович Красик был необычайно дисциплинированным, пунктуальным человеком, всего себя отдавал работе, того же неукоснительно требовал и от сотрудников кафедры. За долгие годы его заведования на кафедре прошли обучение сотни врачей-педиатров, были подготовлены высококвалифицированные кадры, закончившие клиническую ординатуру, ставшие преподавателями и организаторами детского здравоохранения Перми и области, ведущими специалистами в различных областях педиатрии. Лев Борисович после выхода на пенсию продолжал консультативную работу, работал над усовершенствованием диспансеризации детского населения. Умер Лев Борисович 17 марта 1982 года.

В 1971 году в Пермском медицинском институте был открыт педиатрический факультет, в связи с чем встал вопрос о формировании целого ряда кафедр педиатрического профиля. Кафедрой детских болезней лечебного факультета с 1972 по 1983 год заведовала профессор А.И. Егорова, на плечи которой легли заботы по организации курса пропедевтики детских болезней и кафедры факультетской педиатрии. Сотрудники кафедры пропедевтики детских болезней, базой которой стала первая на Западном Урале клиника детских болезней, чтут и сохраняют традиции. На кафедре созданы стенды и альбомы, посвященные истории клиники и ее основателю, профессору П.И. Пичугину.

Кафедра постоянно сотрудничает с практическим здравоохранением оказывает научную консультативную и методическую помощь больницам, санаториям, школам и дошкольным учреждениям города и области. Большое внимание уделяется последипломной подготовке специалистов. Научная работа проводится в тесном сотрудничестве с Пермским техническим университетом, Клиническим институтом экопатологии детского возраста, кафедрами и подразделениями ПГМА.

Результаты научных исследований активно внедряются в работу практического здравоохранения и в учебный процесс. В период с 1983 года сотрудниками кафедры опубликовано более 500 научных работ.

На заре XX века началась дифференциация и интеграция основных отраслей медицины. Внутри педиатрии на протяжении XX столетия выделялись самостоятельные дисциплины: детская хирургия, детская невропатология, детская психиатрия, детская офтальмология, неонатология, перинатология и многие другие.

В педиатрии значительно шире изучаются физиологические особенности организма, роль возрастных факторов и влияния окружающей среды на развитие и рост ребенка.

Большое внимание советскими педиатрами уделено всестороннему изучению вопросов возрастной физиологии, особенностей развития высшей нервной деятельности, возрастной морфологии, закономерностей становления реактивности организма и физического развития, вопросов возрастной гигиены.

Система воспитания детей дошкольного возраста, разработанная советскими педиатрами и физиологами получила мировое признание, она послужила основой построения работы детских учреждений в нашей стране и в ряде зарубежных стран.

Весьма ценными достижениями советской педиатрии нужно считать изучение вопросов вскармливания здорового и больного ребенка. На основе научных исследований разработаны и внедрены новые молочные смеси, предназначенные для вскармливания детей раннего возраста, предложены обогащенные пищевые концентраты, диетические продукты для детей с различными заболеваниями.

Разработка основ физиологии и патологии раннего детского возраста позволила обосновать и внедрить комплекс эффективных мероприятий по снижению детской смертности, выяснены многие важные особенности внутриутробного развития, взаимоотношений организма матери и плода, влияния на развивающийся плод различных факторов внешней и внутренней среды.

Изучаются аллергические заболевания у детей; были разработаны принципы диагностики поллинозов, пищевой в лекарственной аллергии. Предложены и внедрены новые методы аллергологической диагностики (кожные пробы и провоцирующие тесты), а также принципы специфической гипосенсибилизации.

Разработаны принципы питания, режима, физического воспитания и санаторно-курортного лечения детей с аллергическими заболеваниями.

Несомненные успехи достигнуты в разработке научно обоснованных методов комплексного лечения, интенсивной терапии и реанимации детей с тяжелым течением пневмонии и дыхательной недостаточностью, включающих управляемое дыхание, бронхоскопию, коррекцию гомеостаза.

В разработке этих методов активное участие приняли детские хирурги, по инициативе которых были созданы палаты интенсивной терапии и отделения реанимации.

Создана система этапного лечения ревматизма у детей, широко внедрена в практику его профилактика, что позволило значительно снизить заболеваемость и частоту формирования пороков сердца. Широкое внедрение научных рекомендаций по борьбе с ревматизмом у детей было обеспечено путем создания кардиологических кабинетов. Разрабатываются методы раннего выявления начальных форм артериальной гипертензии, устанавливается ее частота и распространенность в связи с различными условиями окружающей среды.

Значительно изменилась структура заболеваемости детей инфекционными заболеваниями. Использование новейших достижений иммунологии, вирусологии, патологической физиологии позволило установить закономерности инфекционного процесса, иммунных реакций и аллергии при острых детских инфекциях. Большим достижением последних лет было выяснение эффективности лейкоцитарного интерферона как лечебного средства при вирусных заболеваниях. Внедряются новые вакцины для профилактики инфекционных болезней (кори, эпидемического паротита). Новым направлением в педиатрии является развитие неинфекционной иммунологии детского возраста, изучающей становление, развитие и нарушение специфической иммунологической реактивности ребенка.

Больших успехов достигла хирургия детского возраста: разработаны методы коррекции врожденных пороков развития, резко снизилась летальность от гнойных хирургических заболеваний, развиваются методы интенсивной терапии и реанимации.

Развитие нефрологии и урологии детского возраста тесно связано с достижениями иммунологии, биохимии, генетики, общей патологии. Отмечается изменение характера почечной патологии у детей, снижение частоты острого стрептококкового нефрита и относительное возрастание частоты рецидивирующих затяжных и хронических заболеваний почек, нередко ведущих к развитию хронической почечной недостаточности.

Значительно чаще, чем прежде, выявляются наследственные и врожденные болезни почек, обменные нефропатии, нефротический синдром у детей раннего возраста. Внимание педиатров-нефрологов привлекают различные формы гломерулонефрита, диагностика которых осуществляется на основе функциональных иммунологических и гистоморфологических методов. Получила развитие специализированная помощь детям с заболеваниями почек, организуются нефрологические стационары, а также санатории.

Проблемы гастроэнтерологии детского возраста разрабатываются в ряде научных центров - Институте педиатрии АМН СССР, Горьковском НИИ педиатрии, 2-м Московском ордена Ленина медицинском институтеимени Н.И.Пирогова и др. Проведенные исследования позволили получить важные сведения о распространенности желудочно-кишечных заболеваний, а также новые данные о патогенезе гастродуоденитов, синдроме нарушенного кишечного всасывания.

Изучение анемий у детей позволило добиться значительных успехов не только в их лечении но и профилактике. Крупным достижением отечественной педиатрии является разработка методов иммунотерапии гемобластозов у детей, позволивших значительно увеличить продолжительность ремиссии.

Основными достижениями эндокринологии детского возраста являются выяснение патогенеза и разработка лечебной тактики при диабетическом кетоацидозе, выяснение патогенеза ожирения у детей, получение данных об эндокринных взаимодействиях матери и плода, изучение наследственных и приобретенных заболеваний щитовидной железы.

Научные исследования в области невропатологии детского возраста направлены на разработку методов диагностики и лечения органических заболеваний нервной системы, а в последние годы сосредоточены на проблемах внутричерепной родовой травмы, наследственных болезней нервной системы.

Значительное влияние на развитие педиатрии оказала медицинская генетика, благодаря чему стала известна 6ольшая группа наследственных болезней детей.

Коммунистическая партия и советское государство уделяли огромное внимание охране здоровья подрастающего поколения, рассматривая это как важнейшую государственную задачу. В СССР созданы государственные системы охраны здоровья детей и подростков, охраны материнства и детства. Характерно, что в дореволюционной России насчитывалось всего 600 детских врачей, а в 1976 г. их было более 96 тысяч. Конституцией СССР гарантировано осуществление специальных мероприятий по охране труда и здоровья женщин; создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства.

В педиатрической службе особенно ярко реализуется ведущий принцип организации советского здравоохранения, как профилактическая направленность. В организации охраны детства особенно обязательной является диспансеризация, в которой воплощен синтез профилактической и лечебной медицины.

Постоянный и непрерывный процесс внедрения научных достижений в практику детского здравоохранения осуществляется одновременно с совершенствованием всей системы организации здравоохранения детского возраста. На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне прочно находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.

Заметно усиливается тенденция этапности лечения больных детей с хроническими заболеваниями: поликлиника - стационар - санаторий. Особое значение в профилактической работе среди детского населения приобретает развитие сети медико-генетической службы.

Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 в. вышло в свет десятитомное руководство по педиатрии в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения.

Заключение.

Советская клиническая медицина развивается в клинико-физиологическом и профилактическом направлениях. На новом, более высоком уровне развития находятся открытые ранее методы диагностики и техническая вооруженность врача-клинициста.

Достижения советской медицины велики во всех проявлениях – в ее связях с естествознанием, ее философских диалектико-материалистических концепциях, успехах науки, создании многочисленных крупных научных медицинских школ, широкой практической, профилактической деятельности, развитии общественных начинаний, деятельности обществ, съездов, медицинской периодической печати, привлечении трудящихся к делу охраны здоровья народа.

Медицинская наука и здравоохранение неразрывно гармонически связаны друг с другом. Государственный характер советского здравоохранения в значительной степени обусловливает возможности и пути развития медицинской науки.

Библиографический список.

1. П.Е.Заблудовский и др. «История медицины». Учебник.М.: «Медицина», 1981.

2. Ю.П. Лисицин «История медицины». Учебник. М.: «ГЕОТАР-МЕД» 2004.

3. Т.С.Сорокина «История медицины». Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: «Академия» 2005.

4. Б.В.Петровский «Большая медицинская энциклопедия», том 18,

М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982.

5. Шабалов Н.П. «Педиатрия». Учебник. С.-П.;СпецЛит 2002г.

В этот день мы решили вспомнить выдающихся отечественных врачей.

Фёдор Петрович Гааз (1780 — 1853)

Русский врач немецкого происхождения, известный под именем «святой доктор». С 1806 года состоял в качестве врача на русской службе. В 1809 и 1810 годах совершил путешествия по Кавказу, где изучал минеральные источники (ныне Кавказские Минеральные Воды), исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки. Во время войны 1812 года с Наполеоном работал в качестве хирурга в Российской Армии.

Гааз был членом Московского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Также он добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов.

Кроме этого Гааз боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, и принимал и снабжал лекарствами бедных больных.

Девиз доктора Гааза: «Спешите делать добро». В честь известного медика названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф. П. Гааза».

Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897)

Русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы. Окончил медицинский факультет Московского университета, был профессором по кафедре диагностики Московского университета, позднее - директором факультетской терапевтической клиники. В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III.

Захарьин стал одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Свои приемы диагностики и взгляды на лечение изложил в «Клинических лекциях».

Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. При этом Захарьин уделял мало внимания объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.

Доктор Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении с больными.

Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881)

Хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов, первым предложил ректальный наркоз и начал использовать эфирный наркоз. Впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии.

Пирогов впервые широко применил гипсовую повязку. До этого гипс в медицине почти не использовался. Ограниченное применение имела крахмальная повязка, медленно высыхающая, размокающая от гноя и крови и неудобная в полевых условиях.

Во время обороны Севастополя привлек женщин к уходу за ранеными на фронте. Также именно он впервые ввёл обязательную первичную сортировку раненых на четыре группы. Смертельно раненным помощь оказывали священники и медсёстры, тяжелоранеными, требующими немедленной помощи, врач занимался в первую очередь. Тех, кому не требовалась срочная операция, отправляли в тыл. Легкоранеными, которых можно было быстро вернуть в строй, занимались фельдшеры.

Ещё до появления антисептиков Пирогов отделил раненых с гнойными и гангренозными осложнениями от тех, у кого раны были чистыми, что помогало избежать распространения инфекции.

Как педагог Пирогов стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ. Также он боролся за отмену телесных наказаний в гимназии.

Николай Васильевич Склифосовский (1836 — 1904)

Заслуженный русский профессор, хирург, один из родоначальников полостной хирургии (оперативного лечения женских болезней, заболеваний желудка, печени и жёлчных путей, мочевого пузыря), способствовал внедрению принципов антисептики и асептики, разработал оригинальную операцию соединения костей при ложных суставах («русский замок»). Внес значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии, отстаивал приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей.

Склифосовскому принадлежат более чем семидесят научных работ по хирургии, развитию асептики и хирургии в целом.

Имя Склифосовского присвоено Московскому научно-исследовательскому институту скорой помощи.

Черным пятном в биографии Склифосовского стала судьба его семьи. Единственный сын легендарного врача покончил жизнь самоубийством. Владимир застрелился незадолго до Октябрьской революции. Он состоял в террористической организации и должен был убить полтавского губернатора, однако, не смог застрелить человека, с которым дружила его семья.

В 1919 году казаки пробольшевистского отряда зверски убили жену Николая Васильевича и его старшую дочь. Причем от расправы их не смог спасти документ, подписанный Лениным, в котором говорилось, что на семью известного хирурга репрессии не распространяются.

Сергей Петрович Боткин

(1832 — 1889)

Русский врач-терапевт, основатель учения о целостности организма человека, общественный деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был участником Крымской войны, работал в Симферопольском госпитале. Также работал в клиниках Кенигсберга, Берлина, Вены, Англии, Парижа.

В 1860 году Сергей Боткин переехал в Санкт-Петербург, где защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины.

Боткин стал одним из основателей женского медицинского образования, организовал школу для женщин-фельшеров, а также женские врачебные курсы. Впервые в России создал экспериментальную лабораторию, где исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Создал новое направление в медицине, названное нервизмом. Именно он установил инфекционный характер такого заболевания, как вирусный гепатит, разработал диагностику и клинику блуждающей почки.

В 1861 открыл первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе А. А. Нечаев, М. В. Яновский, Н. Я. Чистович, И. П. Павлов, А. Г. Полотебнов, Т. П. Павлов, Н. П. Симановский.

Иван Петрович Павлов

(1849 — 1936)

Павлов Иван Петрович — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Является основателем крупнейшей российской физиологической школы и лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

Основные направления научной деятельности Павлова — исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка», применил новый для своего времени «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным.

В результате его работы формировалась новая научная дисциплина — наука о высшей нервной деятельности, в основе которой лежало представление о разделении рефлексов на условные и безусловные. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, были исследованы разные типы и виды торможения, открыты законы основных нервных процессов, изучены проблемы сна и установлены его фазы, и многое другое.

Широкую известность Павлову принесли его учение о типах нервной системы, которое основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения, и учение о сигнальных системах.

Научная работа Павлова оказала влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, в том числе в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

Сергей Сергеевич Юдин (1891 — 1954)

Крупный советский хирург и учёный, главный хирург НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, директор НИИ хирургии им. А. В. Вишневского.

Юдин разработал методики резекции желудка при язвенной болезни, прободной язве желудка и желудочном кровотечении, операции создания искусственного пищевода.

Сергей Сергеевич Юин написал 15 монографий, опубликовал 181 научную работу.

В 1948 году был арестован НКВД по ложному обвинению, как «враг Советского государства, снабжавший английскую разведку шпионскими сведениями о нашей стране». Во время пребывания в тюрьме написал книгу «Размышления хирурга». С 1952 года до освобождения в сентябре 1953 года был в ссылке, во время которой работал хирургом в Бердске. Освобожден врач был только после смерти Сталина, в 1953 году.

Статья посвящена важному направлению развития медицины начала ХХ века - охране матери и младенца. Отражен вклад врачей педиатров и акушеров в предотвращение высокой младенческой смертности в Москве. Сообщается о деятельности Г. Н. Сперанского и других врачей в общественных благотворительных организациях.

Об авторах

Л. Е. Горелова

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко
Россия

Горелова Лариса Евгеньевна , доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Национального

105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1

В. Н. Шелкова

Детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского
Россия
Москва

Список литературы

1. Губерт В.О. Современное состояние вопроса о детской смертности в России и борьбе с нею // Журнал Русского Общества охранения народного здравия. - 1911. - № 9–10 - С. 1–20.

2. Московская городская больница для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера. Отчет Московской Городской больницы для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера за время с 15 ноября 1910 г. до 1 января 1912 г. - М.: Городская типография; 1913.

3. Грауэрман Г.Л. К вопросу об оказании акушерской помощи в Москве. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова; 1901.

4. ЦГА, фонд 179, опись 31, дело 97, лист 11.

5. Опыт устройства и ведения специальной лечебницы для детей грудного возраста. Материалы по изучению грудного возраста / Под ред. Г.Н. Сперанского. - М.: Лечебница для детей грудного возраста; 1914. - С. 10–19.

6. Московское общество борьбы с детской смертностью. Отчет и труды Московского общества борьбы с детской смертностью. - М.; 1911–1913.

7. Баландер А.И. Советы матерям. Описание показательной выставки по уходу и вскармливанию ребенка грудного возраста при лечебнице для детей грудного возраста, учрежденной Г.Н. Сперанским. - М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина; 1914.

8. Московская городская больница для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера. Отчет московской городской больницы для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера за 1914 год. - М.: Городская типография; 1916.

9. Овчинников А. Главный детский доктор. Г.Н. Сперанскому посвящается… - М.: ПедиатрЪ; 2009. - 280 с.

10. Грауэрман Г.Л. Что такое охрана материнства и как ее следует осуществлять? - М.: Отдел охраны материнства и младенчества народного Комиссариата Социального Обеспечения; 1919.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт