Восстание степана разина произошло во время правления. Восстание Степана Разина (1670–1671 гг.). Причины

14.10.2019

Причины: полное закрепощение крестьян на Руси Соборным уложением 1649 года и оттого массовые побеги крестьян на Дон, где беглый считался уже не крепостным рабом господина, а свободным казаком. Также сильный рост налогов в стране, голод и эпидемия сибирской язвы.

Участники: донские казаки, беглые крепостные, малые народы России – кумыки, черкесы, ногайцы, чуваши, мордва, татары

Требования и цели: свержение царя Алексея Михайловича Романова, расширение свобод вольницы казаков, отмена крепостного права и привилегий дворян.

Этапы восстания и его ход: восстание на Дону (1667-1670), крестьянская война в Поволжье (1670), заключительный этап и поражение восстания (длился до осени 1671 года)

Итоги: восстание провалилось и не достигло своих целей. Его участников царские власти массово казнили (десятками тысяч)

Причины поражения: стихийность и неорганизованность, отсутствие ясной программы, отсутствие поддержки верхушки донских казаков, непонимание крестьянами, за что именно они воюют, эгоизм повстанцев (часто они грабили население или дезертировали из войска, приходили и уходили как хотели, тем самым подводили командиров)

Хронологическая таблица по Разину

1667 год – казак Степан Разин становится предводителем казаков на Дону.

Май 1667 года – начало «похода за зипунами» под руководством Разина. Это перекрытие Волги и захват купеческих кораблей – как русских, так и персидских. Разин собирает бедняков в свое войско. Ими взят Яицкий укрепленный городок, оттуда изгнаны царские стрельцы.

Лето 1669 года – объявлен поход на Москву против царя. Войско Разина приобрело большие размеры.

Весна 1670 года – Начало Крестьянской войны на Руси. Осада Разиным Царицына (сейчас Волгоград). Бунт в городе помог Разину взять город.

Весна 1670 года – сражение с царским отрядом Ивана Лопатина. Победа Разина.

Весна 1670 года – взятие Разиным Камышина. Город разграблен и сожжен.

Лето 1670 года – стрельцы Астрахани перешли на сторону Разина и сдали ему город без боя.

Лето 1670 года – Разиным взяты Самара и Саратов. Отряд под командованием соратницы Разина, монахини Алены, взял Арзамас.

Сентябрь 1670 года – начало осады разинцами Симбирска (Ульяновска)

Октябрь 1670 года – сражение под Симбирском с царскими войсками князя Долгорукого. Поражение и тяжелое ранение Разина. Осада Симбирска снята.

Декабрь 1670 года – повстанцы, уже без своего лидера, вступили в бой с войсками Долгорукого в Мордовии, и потерпели поражение. Долгорукий сжег на костре, как ведьму, Алену Арзамасскую. Основные силы Разина разгромлены, но многие отряды еще продолжают войну.

Апрель 1671 года – часть казаков Дона предает Разина и выдает его царским стрельцам. Плененного Разина перевозят в Москву.

Ноябрь 1671 года – Астрахань, последний оплот отрядов разинцев, пала при штурме войск царя. Восстание было окончательно подавлено.

Семнадцатый век - один из самых бурных в истории России. Современники называли его «бунташным», так как через все это столетие проходит полоса ожесточенных классовых битв. В начале века в стране бушует первая крестьянская война, завершают его стрелецкие восстания. Между этими событиями Соляной бунт 1648 года в Москве, народные движения в Воронеже, Курске, Чугуеве, Козлове, Сольвычегодске, Великом Устюге, Соликамске, Чердыни, а позднее - в Новгороде и Пскове, Третья четверть XVII века по размаху классовой борьбы не только не уступает, но даже превосходит его середину. В 1662 году местом острого социального конфликта вновь становится столица, где проявления народного недовольства дороговизной товаров и продуктов в связи с выпуском казной медных денег, ходивших в одной цене с серебряными, привело к так называемому Медному бунту, а в 1667 году в России занимается пожар второй крестьянской войны-еще более внушительной и сильной по своему классовому накалу, чем первая.

Восстания середины XVII века и Медный бунт грозные предвестники мощного народного движения, возглавленного С.Т. Разиным. Эти предвестники - реакция угнетенных масс на усиление эксплуатации со стороны господствующего класса и выражавшего его интересы феодального государства.

ХVII век стоит как бы на переломе двух эпох - средневековья с его мракобесием и религиозным фанатизмом и времени поразительного взлета и многоцветья российской культуры, которыми ознаменовано следующее - ХVIII столетие. По отзывам современников, XVII век это время, когда «старина и новизна перемешалися». И действительно, новые явления материальной и духовной жизни причудливо переплетались тогда с приметами косной старины.

Пространство жизнедеятельности людей было сужено до предела. Правительственный чиновник доезжал отнюдь не до каждого уезда. Если в захолустную глушь добирался по бездорожью казенный обоз из Москвы, это было целое событие, долго потом обсуждавшееся и вспоминавшееся.

В деревне крестьянин жил своим мирком, своей общиной, замыкался интересами своего двора, своей семьи. Жизнь носила архаичный, привычный характер, люди жили древними нравами и обычаями, и господствующий класс феодалов стремился сохранить эти патриархальные черты в незыблемом виде. Традиции, неписаный и писаный церковный - кодексы поведения нормировали и регламентировали каждый шаг человека.

Соответственно ограниченности жизненного пространства до предела было сужено и сознание людей. Но те, кто находился у кормила власти, уже убеждались неоднократно в том, что это устойчивое, дремучее спокойствие весьма обманчиво, что задавленный беспросветной нуждой народ способен явить непокорство господам и восстать против них.

XVII век - это время раскола русской церкви в результате острой идейно - политической борьбы между сторонниками поворота к государственным реформам и ревнителями старины. Это время беспримерного идейного поединка между царем и патриархом, заявившим: «священство царства преболе есть» на столько, «елико земля от неба».

Между бурным XVII и блестящим XVIII веком так же много сходства и различий, как между царем Алексеем Михайловичем, с именем которого связано окончательное оформление общегосударственной системы крепостного права в России, и его сыном Петром 1, вошедшим в историю как император-преобразователь.

В правление Алексея Михайловича Б.И. Морозов достиг невероятного могущества. Он лично владел территорией, равной среднему западноевропейскому государству, сотнями сел и деревень, железоделательными, винокуренными, кирпичными, поташными (от слова поташ-продукт получаемый из древесной золы) заводами, в его власти были десятки тысяч зависимых крестьян. Морозов был крупнейшим землевладельцем, купцом, ростовщиком, промышленником в одном лице. Вокруг Морозова группировалась новая знать - люди, подобно Милославскому выдвинувшиеся по его протекции и обязанные ему своей карьерой.

IIровинциальное дворянство, имевшее ранг «городовых» дворян или детей боярских, в основной своей массе далеко отстояло от привилегированной и малочисленной группы думных людей, хотя в некоторых случаях в среду думцев и проникали выходцы из служилого сословия, а в ряды последних опускались по тем или иным причинам представители высшего слоя класса феодалов.

Помимо высоких чинов, существовали особые должности, Которых именитые отцы домогались для своих сыновей. Например, всегда много было охотников на место «спальника» - лица, несшего службу в царских покоях, так как с этой должности можно было продвинуться в «комнатные» или «ближние» бояре или окольничие.

Раздача чинов и должностей верным людям - излюбленный прием, которым широко пользуется клика Б.И. Морозова. Морозов с одобрения царя прибрал к рукам управление рядом приказов - государственных учреждений, ведавших важнейшими делами в стране, а во главе большинства других оказались ставленники властолюбивого боярина, причем в основном из фамильного ряда Милославских.

В середине XVII века в России еще были обширные земли, не захваченные феодалами. Но их количество быстро и неуклонно сокращалось под натиском бояр, дворян, церкви и самого феодального государства. Крестьяне, искони вольготно жившие и хозяйствовавшие на этих землях, теряли свою независимость, попадали в крепостную кабалу. Особенно стремительно господствующие классы и государство прибирало к рукам территорию с нерусским населением. Крупнейшим феодалом было само государство. В России были так называемые тяглые сословия, или тяглецы. К ним относились черносошные (закрепленные за государством) крестьяне и посадские люди - торгово-ремесленное население городов и промысловых местечек. Они должны были нести «тягло» - выполнять особые повинности в пользу феодального государства. Отсюда и их название.

Тяглецы должны были вносить в пользу государства многочисленные подати, выполнять до двадцати видов обременительных повинностей. С них брали сборы деньгами и натурой за провоз товаров, за пользование баней, за лавки и харчевни, если они вздумают их открыть, за землю и всякие угодья. За соль была предусмотрена специальная соляная пошлина. Пьющие платили кабацкие деньги за употребление спиртного, курящие - за табак, причем оба эти налога были введены отнюдь не из человеколюбия, не в заботе о здоровье людей, а исключительно в целях пополнения государственной казны. Тягло тянули и посадские люди. Это было имущественно крайне неоднородное сословие. На одном его полюсе - городские низы: ремесленники, которым «прокормиться нечем», мелкие торговцы, весь товар которых помещался на скамье или небольшом лотке, мастеровые, не находившие применения своим рукам, скитавшиеся по чужим дворам, вынужденные ночевать под лодками и питаться, как тогда горько шутили, похлебкой из яичной скорлупы. На другом полюсе - посадская верхушка, наиболее привилегированную часть которой составляла корпорация «гостей» - купцов и промышленников, купивших у государства право сбора с населения различных налогов. Например, именно на гостей было возложено взимание крайне непопулярной в народе, но очень выгодной соляной пошлины. Гости буквально выколачивали из тяглецов налоги. Они сосредоточили в своих руках торговлю наиболее прибыльными товарами. Низы и средние слои посадских людей терпели произвол не только со стороны представителей власти, гостей, богатых купцов. Они были беззащитны и перед сильными феодалами.

Возмущение посадского люда вызывали «белые» места и слободы - городские феодальные владения, «обеленные» (отсюда «белые»), то есть освобожденные от выплаты пошлин, налогов и выполнения натуральных повинностей в пользу государства. Правда, население «белых» слобод вынуждено было отдавать изрядную долю доходов деньгами и натурой своему господину, но это было несравненно меньше, чем вносили в казну посадские тяглецы, которых к тому же разоряли алчные государевы сборщики и те же владельцы «белых» слобод - феодалы.

Обстановка в стране накалялась. По городам и селам ходили тревожные слухи: «делается-де на Москве нестройно, и разделилась-де Москва натрое, бояре-де себе, а дворяне себе, а мирские и всяких чинов люди себе ж». Народная молва не ошибалась: дворянство набирало силы и требовало уравнять его в правах с аристократией, разрешить ему передавать свои поместья по наследству. Это вызывало протест у владельцев вотчин, считавших претензии дворян посягательством на свои льготы и привилегии.

Крестьян особо волновал вопрос о сроках их сыска в случае побега от феодала. Розыск и возврат беглых с 5 лет в 1613 году вырос до 15 в 1647 году. Прошел слух и о полной отмене «урочных лет», что не могло не взбудоражить огромную массу крестьянского населения.

Нижегородский сын боярский Прохор Колбецкий, находясь в столице, писал своему отцу, что «на Москве смятение стало великое» и что «боярам быть побитым…». Толпы челобитчиков осаждали приказы. У каждого, кто пришел в Кремль, были свои обиды, свой повод для недовольства. Из Москвы люди возвращались, не найдя правды, неудовлетворенные. И снова начиналось тяжкое, с горем пополам житье бытье.

Поистине бедственным было положение крестьянства - основного трудового класса тогдашней России. Задавленное нуждой, замученное подневольным трудом, кормившее множество ненасытных ртов, оно само нередко голодало. Конец сороковых годов XVII века выдался неурожайный. Не поднялся хлеб, от засухи зачахли травы. Начался падеж скота. Правительство официально заявляло, что «уездные и сошные люди от хлебной скудости стали бедны и с промыслов отбыли». Изнемогала под тяжестью феодального гнета городская беднота - мелкие ремесленники, торговцы, поденные работники. Роптали на свою рабскую долю холопы - люди, попавшие в полную зависимость от господ и лишенные всяких прав. Трудно приходилось военному люду, независимо от того, были ли это стрельцы и казаки, составлявшие старое российское войско, или солдаты новых, сформированных по европейскому образцу полков («нового строя»). Те и другие весьма скупо вознаграждались за свою нелегкую службу. И без того невысокое денежное и хлебное жалованье выплачивалось им в неполном объеме и с частыми перебоями. Они терпели рукоприкладство и произвол высших чинов. Последние расхищали деньги и продовольствие, предназначенные рядовому составу, принуждали своих подчиненных работать на себя, «наряжали службами маломочных людей» и за взятки освобождали от караулов тех, кто побогаче. Нараставшие исподволь глухое недовольство и брожение масс прорвались грозным возмущением 1 июня 1648 года в Москве. Негодование народа вылилось в разгром боярских усадеб. Уничтожались обнаруженные там крепостные документы, учинена была расправа над давними недругами - Н. Чистым, Л. Плещеевым, П. Траханиотовым.

События середины века были красноречивым проявлением непокорства угнетенных масс. Волнения в стране еще долго не улегались. Не затихали слухи о том, что «мир весь качается», «еще-де у нас замятне быть и кровопролитию великому».

Грозное предупреждение народа заставило правящий класс незамедлительно на него прореагировать и спешно перегруппировать свои силы. Верхи феодального общества предприняли двоякие меры: с одной стороны, пошли на некоторые уступки недовольным существующим порядком вещей дворянам и посадской элите, с другой - усилили крепостнический зажим основной массы подданных Российского государства.

По настоянию думных чинов, московских и провинциальных дворян, церковных иерархов, гостей, «лутчих людей» на Земском соборе в июле 1648 года было решено в срочном порядке приступить к составлению нового свода законов - Уложения, «чтобы впредь по той уложенной книге всякие дела делать и вершить».

В начале 1649 года Уложение было принято Земским собором, почему и получило название соборного. На этом своде законов лежит отблеск пламени прокатившихся по стране народных восстаний. В статьях Уложения, где говорится о запрете подавать царю челобитные в церкви во время службы, о недопустимости всяких бесчинств и брани на государевом дворе, явно ощущаются отголоски «Соляного бунта».

В начале 60-х годов Степан Разин - заметная фигура на Дону. О нем идет слава не только ратного умельца и лихого рубаки, но и большого знатока тактики казацкого боя.

На своем коротком веку С.Т. Разин испытал и повидал немало: пережил утрату отца, расправу со старшим братом, в жарких сражениях не раз был на волосок от смерти, познал тяготы и невзгоды полукочевой казацкой жизни, половина которой проходила на стругах, а другая в седле. Он прошел Русь от Азовского до Белого моря, путь его пролегал через Валуйки и Воронеж, Елец и Тулу, Ярославль и Тотьму, Великий Устюг и Архангельск. Трижды побывал Разин в Москве, причем в первый раз - вскоре после Соляного бунта и принятия Соборного уложения, а в третий - за год до восстания 1662 года.

Столица поразила молодого казака сказочной красотой Кремля, прочностью и затейливостью искусно возведенных боярских хором, множеством окон и изукрашенных узорами колонн. В городе, особенно в центре, возвышались выстроенные на европейский лад каменные и кирпичные здания. В далеких Соловках, куда ходил Разин по казацкому обычаю, на богомолье, и в златоглавой Москве, на родном Дону и на Слободской Украине, где жила названая мать Степана вдова Матрена Говоруха, - везде, где приходилось ему бывать, он сталкивался с одним и тем же - со злом, несправедливостью, гнетом и насилием, которые богатые и власть имущие чинили по отношению к тем, кто был от них в зависимости и, терпя нужду, голод, лишения, работал на них до седьмого пота. Насмотрелся Степан на народные страдания, наслушался стонов, жалоб и обид запоротых до полусмерти за недоимки, иссеченных до костей на правеже, обманутых и ограбленных воеводами и приказными, незаконно - без очереди и сроку - взятых в даточные люди (в войско), оставшихся из-за господского произвола без кормильца вдов и сирот, больных и калек, заезженных и изувеченных в прошлом непосильной работой. Часто натыкался Разин на бродяг - людей, хлебнувших лиха и некогда снявшихся с насиженного места, но так никуда и не приткнувшихся. Как перекати-поле скитались они с места на место, держась подальше от дорог, пробираясь рощами, перелесками да опушками.

Перенаселенность дона, скученность там массы беглого элемента, бедственное положение голутвенного казачества толкали недовольных выступить, несмотря на все препоны и преграды, в большой поход. доброхоты (добровольцы) стали группироваться вокруг слывшего удачливым головщиком (казачьим командиром) Степана Разина. Старшина, с одной стороны, косо смотрела на это происходившее помимо нее формирование казачьей ватаги, с другой - ее вполне устраивал отток с дона лишних ртов и голов, будораживших весь край. Однако она отнюдь не безучастно наблюдала за приготовлениями Разина и решительно воспрепятствовала попытке его отряда пробиться к Азовскому морю. «Домовитые» понимали, что такие действия могут нарушить мир с Турцией, а, следовательно, привести к новым осложнениям, а то и разрыву с Москвой, что вовсе не входило в их планы. Но когда в начале мая 1667 года Разин, собравший под своим началом более 600 человек, обосновался близ Паншина городка, между реками Тишиной и Иловлей, на высоких буграх, окруженных водой, старшина ему не препятствовала, хотя богатеи-донцы потерпели от разинцев немалый урон, поскольку те, снаряжая поход, запасаясь продуктами, одеждой, оружием, порохом и свинцом, силой взяли у «домовитых» немало добра и провизии. Не выступила старшина против, и когда в первой Половине мая Разин направился к Волге, где для него и его отряда открывался гораздо больший простор, чем на запертом у устья дону. У казачьей верхушки был свой прямой расчет, который заключался вовсе не только в том, чтобы сбагрить беспокойную голытьбу, но и в ожидании своей половинной доли добычи, ибо многие «домовитые» именно на этих условиях снабдили разинцев оружием, амуницией, предоставили свои речные суда и т.п.

Во второй половине мая 1667 года флотилия Разина по реке Камышенке вышла на Волгу. Крестьянская война начиналась как традиционный поход «за зипунами». Разве что на казачьих стругах следовало не 150-200 человек, как обычно во время таких рейдов, а около 1500.

Севернее Царицына повстанцы взяли на абордаж торговые струги и насады гостя Василия Шорина, других именитых купцов, патриарха Никона, а также самого царя. В атакованном разинцами караване были и суда с кандальниками - ссыльными, которых везли в Астрахань и на Терек. В короткой схватке донцы одолели сопровождавших корабли государевых стрельцов, расправились с начальными чинами и купеческими приказчиками. Разин да и другие казаки хорошо знали богатея Шорина как одного из тех, против кого был направлен Медный бунт в Москве в июле 1662 года. Сборами пятой деньги (поимущественного налога) этот финансовый магнат вызвал жгучую ненависть народа. В разгроме разинцами стругов Шорина, думается, правомерно без натяжки усматривать мотив социальной мести купцу-душегубу. Ссыльных восставшие не только не тронули, но и тотчас освободили. Им, как и ярыжкам (судорабочим), дали волю, «кто куда хочет», и «пошло в казаки работных людей человек со сто» с патриаршего насада, а с шоринского - шестьдесят. Раскованные кандальники не преминули воспользоваться возможностью проучить свой бывший конвой. Как говорится в документах, они набросились на государевых ратных людей «пуще прямых донских казаков».

Изображая Разина неуязвимым, народ переносил на него черты любимых героев, популярных в своей среде. Так, тут очевидна, например, аналогия с Егорием Храбрым - персонажем эпического духовного стиха, известного многим угнетенным и обездоленным в России XVII столетия. Егория мучают муками различными, его рубят топорами и пилят пилами, бросают в кипящую смолу и закапывают в погреба, но он остается невредимым. Преодолев все препятствия и невзгоды, Егорий Храбрый идет по светло-русской земле, возрождая ее.

23 марта 1668 года, упредив подход к Яицкому городку из Астрахани крупного карательного войска, Степан Тимофеевич Разин начал свой легендарный, воспетый в народных песнях и сказаниях поход на Каспий. Его маршрут проходит от устья Терека к Дербенту, из Дербента - к Ширвану и Баку, затем - к Свиному острову с заходом по реке Куре в «Грузинский уезд», далее через города Решт, Фарабат, Астрабат к полуострову Миян-Кале, где флотилия останавливается на зимовку.

На Каспий повстанцы вышли многочисленным отрядом, насчитывавшим около двух тысяч человек. В его первоначальный состав влились несколько сотен донских, яицких и терских казаков под предводительством своих атаманов. Они спешили на соединение с Разиным, чтобы действовать с ним заодно. Например, известный на Волге дерзкими налетами на купеческие караваны Сергей Кривой привел к западному каспийскому побережью, где был в это время Разин, 700 удальцов, разгромив преградивших ему путь стрельцов под командованием головы Г. Авксеньтьева. Значительно пополнились силы восставших и за счет переходивших на их сторону ратных людей, крестьян, по весне покинувших свои оголодавшие зимой деревни, чтобы наняться в бурлаки, городской бедноты, жившей судовой работой.

Разинцы плыли на десятках легкоманевренных, удобных на каспийском мелководье стругов, у них были свои и захваченные у стрельцов пушки, запас пороха и провианта. В целом они были неплохо экипированы для длительного похода. Документы свидетельствуют, что повстанцы не обращали оружия против низов местного населения. Это немедленно снискало симпатии к справедливым россиянам среди персидской бедноты. Известно даже, что к отряду Разина «пристали иноземцы скудные многие люди». Сочувствие и поддержка угнетенных масс Персии - вот одна из основных разгадок того, почему персидский щах, располагающий огромной армией, сильным флотом, почти в течение двух лет не мог сокрушить отважных разинцев.

Участники каспийского похода добывали «зипуны», не брезговали никакими попадавшими к ним в руки восточными товарами, но захват всякого добра, обогащение для них скорее не цель, а средство, которое они традиционно избрали, чтобы обеспечить существование своему отряду, чтобы сохранить его на будущее. Как в России, так и в Персии Разин не желает мириться с всесилием аристократии, с не знающими удержу в обирании и обмане простого люда толстосумамикупцами и по своему разумению стремится защитить народ и наказать виновников его бед.

С плаваньем к персидским берегам Разин связывал надежду отыскать «вольную землицу». Он посылает к шаху трех своих товарищей с просьбой «указать ему место, где им жить и питатца». Правитель Персии, ища способ положить конец хозяйничанью казаков в своем государстве, велел выделить им зону для поселения, но с явным расчетом заманить их в ловушку и расправиться с ними. Заподозрив это, Разин «на то место прийти не похотел, а просил себе… крепкого острова, на котором взять было ево… не мочно».

Сейчас трудно сказать, как устроили бы жизнь разинцы, если бы шах все-таки выделил им подходящую территорию для колонизации. Вероятно, эта область стала бы чем-то вроде второго дона. Однако главными помыслами Разин оставался на родине. Ряд фактов позволяет судить о том, что повстанческий атаман одно время вынашивал план собраться в Персии с силами и, учитывая напряженность русско-персидских отношений, давнее соперничество двух стран в восточной торговле, поссорить шаха с Москвой, а затем в союзе с ним двинуться вверх по Волге к центру России. Политическая наивность этих иллюзий была очевидна: устоявшиеся экономические связи с Москвой, опасность союза с казачьей ватагой против могущественного северного соседа, полное несовпадение классовых интересов и многое другое удерживали правительство Персии от совместных действий с разинцами. К тому же от царя Алексея Михайловича пришла грамота, в которой «шахову величеству» предлагалось «своей персидской области околь моря Хвалынского велеть остереганье учинить», позаботиться о том, чтоб «воровским людем пристани бы нихто не давал и с ними не дружился, а побивали бы их везде и смертью уморяли без пощады».

Получив такие «рекомендации», шах не только немедленно прервал всякие переговоры с Разиным, но и распорядился одного его посла отдать на растерзание голодным псам, а двух других заковать в кандалы. Эта расправа ожесточила участников похода. Они больше не пытаются дипломатическим путем склонить шаха на свою сторону, а отправляются «воевать многие кызылбашские городы и уезды». Опять в ход идет уже не раз выручавшая разинцев казацкая хитрость. Понимая по-персидски, Степан Тимофеевич, переодевшись в старое платье, неоднократно самолично отправлялся в Исфагань - богатейший персидский город послушать, о чем там говорят. Благодаря такой разведке он хорошо знал, что творится в неприятельском стане, и упреждал действия противника. В крупный торговый город Ферабат разницы проникли под видом купцов. Поскольку у них были полные трюмы самых завидных товаров, они в течение пяти дней продавали их по умеренным ценам и за это время узнали наперечет всех местных богатеев. Обобрав их до нитки, мнимые купцы покинули Ферабат, а в городе еще долго рассказывали о том, как Разин обвел вокруг пальца тех, кто столько лет обирал и обманывал других.

Персидский поход вошел в историю как победоносный. Действительно, поразительные успехи повстанческого отряда ошеломили не только персов, но произвели сильное впечатление и на царские власти. Разин чувствовал себя уверенно в сражениях как на суше, так и на море. Огромную славу ему принес бой у Свиного острова весной 1669 года. Опытный персидский флотоводец Мемед-хан, бросивший против разинцев 50 кораблей с почти четырьмя тысячами человек на борту, потерпел тогда катастрофическое поражение. У него уцелело всего три судна с жалкими остатками воинства. В плен попал сын Мемед-хана Шабын-дебей, а по преданию - также и его дочь, девушка необычайной красоты, широко известная из фольклора как персидская княжна. Вопрос о том, была ли эта прекрасная дева, позднее якобы принесенная Разиным в дар матушке-Волге, реальным историческим лицом или вымышленной фигурой.

В лучах славы вернулись князья казачьей вольницы на родной дон. Овеянное легендами, имя Степана Разина становится социальным магнитом, притягивающим к нему сотни и сотни обездоленных. Весть о народном заступнике «батюшке Степане Тимофеевиче разнеслась далеко по России. Простому люду не столько кружила голову молва о несметных богатствах, привезенных разинцами с персидских берегов, сколько согревала сердце мысль о том, что нашелся человек, посмевший спорить с боярами и вельможами, предъявлять им свои требования, а если надо, то и способный примерно их наказать, чтоб другим неповадно было обижать беззащитных.

На дону участники каспийского похода и его предводитель сильно потеснили казацкую старшину, поколебали ее авторитет и власть войскового атамана. Городок Кагальник, близ которого встал лагерем полуторатысячный отряд Разина, быстро затмил старую столицу казачьего края Черкасск. Обычно собранные тем или другим атаманом для похода за «зипунами» ватаги по возращении быстро распадались, - численность разинского воинства, напротив, неуклонно росла. В ноябре 1669 года оно насчитывало уже 2700 человек, к весне 1670 года достигло 4000.

Когда повстанческий отряд, несмотря на попытки задержать его, покинул пределы России, царское правительство приняло это известие с определенным облегчением: его куда больше устраивало, что Разин устремился к чужеземным берегам, чем если бы он действовал внутри страны. На первый раз социальная опасность, исходившая от князей казачьей вольницы, благополучно для класса феодалов миновала. Сравнительно быстро улеглись волнения и в связи с возвращением разинцев с Каспия через Астрахань и Царицын на дон.

Однако администрация Алексея Михайловича получала все новые и новые подтверждения тому, что после плаванья за «зипунами» его участники и не думали возвращаться к прежней жизни на дону. У властей были серьезные основания для опасений. Разин слишком явно продемонстрировал, что свободно может стать хозяином на Нижней Волге и Москва будет не в состоянии тягаться там с ним силами.

Крестьянская война привела к разделу обширной территории европейской части страны на две зоны: в одной по-прежнему заправляла царская администрация, в другой вся полнота власти была в руках восставших. Оба эти региона очень трудно географически разграничить. поскольку обстановка чуть ли не каждодневно менялась, населенные пункты переходили из рук в руки. Почти весь уезд мог находиться в руках повстанцев,

а его центр и отдельные города оставались за правительством. Бывало и наоборот. В общей сложности на разных отрезках крестьянской войны разинцы контролировали свыше 50 городов, некоторые из них, как Царицын, Астрахань, были очагами восстания более года, другие, подобно Пензе, Саранску, Темникову и др. - от осени до зимы, третьи - в их числе Алатырь, Козьмодемьянск и прочие - не больше месяца. Раздавленное в одном месте, восстание подымалось в другом. И все же к концу 1670 года в ходе затяжного классового единоборства произошел перелом в пользу правительственных сил. В декабре царские войска заняли Пензу. Жестокий бой, закончившийся поражением разинцев, разгорелся в районе Алатыря, под селом Тургеневом. «Они воры, - гласит воеводское донесение, - обоз и пехоту построя, и рогатками обметався, и конные их полки стали у их пехоты, и пушки постановили около обозу и около конных полков, и… ратные люди начали на них наступать, пехота на пехоту, а конные на конных, и учинился бой большой; побили воров наголову, пехоту их многую посекли и живых воров на том бою много, и… их велели всех казнить смертью». В последних числах января 1671 года восстание в Тамбовско-Пензенском районе, потопленное в крови, было подавлено.

Силы повстанцев были на исходе. Многие из них полегли на полях сражений, многие попали в плен к карателям. Немало было и таких, которые после разгрома своего отряда разуверились в движении и, считая дальнейшую борьбу бессмысленной, разошлись по домам.

Государевы войска захватывали местность за местностью, уезд за уездом. Один за другим под ударами правительственных ратей пали города, где долго держалась разинская вольница. Последними оплотами восстания стали Царицын и Астрахань. В Астрахани среди представителей повстанческой власти уже не было Василия Уса. Славный атаман умер от тяжелой болезни (предположительно - конского сапа), и основную роль в руководстве городом играл его товарищ и сподвижник Федор Шелудяк,

Оправившийся от ран Разин вынашивал планы начать новый поход и очень рассчитывал как на опорные пункты движения на Царицын и в особенности на Астрахань. Но события на дону помешали повстанческому атаману осуществить свои намерения. 14 апреля 1671 года Кагальницкий городок, где находился Разин с несколькими сотнями казаков, был атакован многотысячным отрядом «домовитых» донцов во главе с К. Яковлевым. Они подожгли деревянные стены Кагальника, проникли в городок и захватили в плен отчаянно отбивавшегося Разина, Позднее в их руки попал и брат Степана Фрол. Ценой выдачи братьев Разиных казацкая старшина надеялась купить себе прощение за прежнее потворство грозному атаману, за то, что изрядно поживилась от его щедрот. Монаршья милость по отношению к Яковлеву и другим «добрым» донцам превзошла их ожидания: они не только были прощены, но и получили в благодарность от «Тишайшего» 100 золотых червонцев.

2 июня 1671 года Степана и Фрола под усиленным конвоем, в кандалах доставили в Москву. 6 июня 1671 года Степан Разин при большом людском скоплении был казнен на Красной площади. Сказав по русскому обычаю «прости» и поклонившись на все четыре стороны народу, Разин мужественно принял страшную смерть - он был приговорен к четвертованию. Ему отсекли сначала правую руку, потом левую ногу у колена и лишь затем отрубили голову.

Степан Разин хорошо известен не только как историческая личность, но и как персонаж художественных произведений: народная песня о Стеньке Разине, исторический роман А.П. Чапыгина «Разин Степан» и др. Какие причины побудили простого донского казака Степана Тимофеевича восстать против царской власти Алексея Михайловича? Один из очевидцев тех событий голландец Ян Стрейс пишет, что бунтарь сам пояснял эту причину местью за брата, которого казнили по приказу полководца Юрия Долгорукого в 1665 году во время похода против поляков. Но все же, видимо, не это подвигло его выступить против царя, так как он выступал также и против персидского повелителя, который лично ему ничем не навредил.

Официально объясняет причины восстания общим недовольством крестьян жизнью в условиях крепостного права. Возглавив войско донских казаков, в которое влились и беглые крестьяне, недовольные царской политикой, Разин начал «гулять» по Волге, занимаясь грабежами русских и иностранных купцов (1667г.). Затем (1668 – 1669г.) вместе со своей шайкой голытьбы направился через Каспийское море в Персию – тоже с грабительской целью. Легенду о захваченной в плен персидской княжне и за строптивость утопленной в Волге пересказывает народ в песне. Этот факт доподлинно не известен, но вполне вероятен, учитывая необузданный характер казака-разбойника. После персидского похода отряды бунтаря вернулись на Волгу, затем перешли Дон. Везде его войско пополнялось «голутвенными» людьми, то есть, голытьбой из казаков и беглых крестьян. О беглых: убежав от крепостников центральной России на Волгу или Дон, они не могли обустраиваться на новых местах, живя мирным трудом, и тогда присоединялись к предводителю. Это уже не просто шайка, а целое разбойничье войско сформировалось у атамана.

Весной 1670-го года он повел своих людей на Волгу, летом того же года взял Астрахань, где его люди, по-разбойничьи, нещадно перерезали всех бояр и даже священников. Разграбив и разорив Астрахань, он направился по Волге на север. Беспорядочный крестьянский бунт с этого времени перерастает в восстание, а потом в полноценную крестьянскую войну. К Разину примкнула земщина, инородцы – все, кто был против царских законов и произвола бояр на местах. С катастрофической быстротой расширялась территория, охваченная огнем войны. Со своими войсками он по Волге быстро продвигался на север, завоевывал города и подошел к Симбирску - здесь произошел перелом в войне. Под Симбирском Степана встретило прекрасно обученное царское войско во главе с князем Ю.Н. Барятинским и разгромило крестьянские отряды бунтаря. Сам же предводитель со своими казаками под покровом ночи, оставив войско волжских крестьян, бежал на Дон. Утром повстанцы увидели, что их предали, и стремительно кинулись к Волге, где стояли их суда. Но Барятинский, конечно, предусмотрел такой вариант и опередил беглецов. Всех или расстреляли, повесили, либо взяли в плен. В назидание другим, на берегу Волги построили сотни виселиц, на которых еще долго болтались тела бунтовщиков. После поражения в этой войне, люди постепенно приходили в себя. А слухи о виселицах по берегу Волги сильно отрезвило отчаянных людей, готовых к бунту.

А самое главное – бегство Степана Разина. Оно не добавляло ни смелости, ни дерзости, ни мужества недовольным крестьянам. Он разочаровал их своим предательством, и бегством, поставил крест на своей судьбе. Но на Дону еще пытался воевать. Против него собрал войско донских казаков атаман Корнила Яковлев. Атаман отражал эти выступления, как всегда, жестоко расправляясь с противниками. Но его не спасла жестокость. Уже и Дон стал его отторгать. Разин предпринял еще одну попытку взять Черкасск. Она оказалась неудачной и он отступил в город Кагальник. Там его нашло казачье ополчение Корнилы Яковлева. Напав на Кагальник, разбив отряды повстанцев и взяв его вместе с братом Фролкой в плен, казаки сдали атамана Разина царскому правительству. Сам Яковлев доставил братьев в Москву, где они и были казнены.

§ 13. Восстание под предводительством Степана Разина

1. ПОХОД НА ВОЛГУ И ЯИК (1667-1668)

Весной 1667 г. с Дона на Волгу двинулся искать добычи атаман Стенька Разин. Тем временем караван судов с хлебом и прочим товаром, принадлежавшим московскому купцу В. Шорину и патриарху, спускался к Астрахани. Разинцы напали на корабли, перебили часть охраны и освободили колодников, которых обнаружили в трюме. Добычу поделили по-братски.

Часть стрельцов отправилась с атаманом. На 35 больших судах казаки миновали Астрахань, прошли Каспийским морем и объявились в устье Яика (река Урал). Зазвенел призыв русских абордажников: «Сарынь на кичку!» (все на палубу). Казаки овладели укрепленным Яицким городком (город Гурьев), где провели зиму.

2. ПОХОД НА ПЕРСИЮ (1668-1669)

Весной 1668 г. Степан Разин с несколькими сотнями казаков покинул Яицкий городок. Казачьи лодки вышли в Каспийское море. У устья Терека к Разину пристал отряд голутвенных казаков с Сергеем Хромым (Кривым) во главе. После этого у Разина насчитывалось 2 тыс. человек (по некоторым источникам – 6 тыс.).

Вскоре атаман Разин объявился у южного побережья Каспия. Персидский шах выслал против разбойников флот в 70 кораблей, но казаки разбили его. Шах жаловался на казацкие грабежи в Москву, где отвечали, что казаки Разина – «воровские» и царь московский их в Персию не посылал.

Осенью 1669 г. Разин вновь появился под Астраханью. Зная о «великой силе» атамана, астраханский воевода не решился вступить в бой. Договорились, что казаки сдадут оружие, а воевода пропустит их через Астрахань. Разинцы вошли в город, отдали несколько пушек, но с мушкетами, карабинами, пищалями, саблями и пиками, конечно, не расстались. Простой люд встречал героя, побившего персов, с восторгом. Разин «сулил вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского». «Чернь охотно то слушала», обещала прийти на помощь, «только бы он начал».

Стенька с добычей вернулся на Дон, где большинство домовитых и голутвенных казаков готово было признать его верховным атаманом. Молва о лихом атамане распространилась далеко за пределы вольного Дона.

Походы Разина на Волгу, Яик, Каспий размахом отличались от ординарного «разбойного предприятия» казаков. Разин везде отпускал на волю русских и нерусских колодников (кроме, конечно, захваченных казаками пленных), прощал сражавшихся с ним стрельцов и других ратников из простолюдинов, звал их и весь народ «в казаки», везде устраивал порядки «христианской казацкой республики»: с выборными «начальниками», казацким кругом, вершившим суд и решавшим все дела.

С. Т. Разин. Гравюра. XVII в.

3. ПОХОД НА ВОЛГУ 1670 г.

Взятие Астрахани. Весной 1670 г. Степан Разин вновь появился на Волге. Со всех сторон к атаману стекался народ – крестьяне, казаки, «работные люди» с волжских рыбных промыслов, «гулящие люди». На сей раз атаман действовал именем «великого государя» Алексея Алексеевича, сына Алексея Михайловича. По стране рассылались «прелестные письма» Стеньки, которые звали («прельщали») чернь к восстанию.

Царицын сдался Разину без боя.

В июне 1670 г. Стенька с атаманом В. Усом и своим братом Фролом двинулся к Астрахани. 19 июля 1670 г. мятежный атаман был уже под стенами сильнейшей крепости Юга России.

Жерла 400 орудий смотрели на повстанцев с каменных стен Астрахани. Воевода и дворяне готовились биться, а «черные люди» кричали казакам: «Взбирайтесь, братцы, давно вас ждем». Штурм начался в ночь на 20 июля, к утру Астрахань пала. Воевода был сброшен с колокольни, ненавистные бояре, купцы и приказные люди перебиты. Управлять городом Разин оставил Василия Уса и Федора Шелудяка, а сам отправился вверх по Волге.

Взятие Астрахани войсками С. Разина. Гравюра. XVII в.

1670-1671 Крестьянская война под предводительством С. Разина

Без боя атаману сдались хорошо укрепленные Саратов и Самара.

4 сентября 1670 г. Стенька Разин осадил Симбирск. Он пытался взять его в течение месяца. Посадские люди Симбирска сдали ему внешние укрепления города – «новый острог», но воевода И. Б. Милославский с ратными людьми и сбежавшимися к нему окрестными дворянами удержал Симбирский кремль, расположенный на крутом холме.

Из-под Симбирска Разин разослал по Поволжью и ближайшим к нему районам своих атаманов, которые везли призывы батьки «к русским людям, и к татарам, и к чуваше, и к мордве» громить бояр. В войске Разина появились отряды татар, черемисов и других волжских народов.

4. ПОРАЖЕНИЕ РАЗИНА ПОД СИМБИРСКОМ

Царь Алексей Михайлович, напуганный размахом мятежа, призвал всех столичных и провинциальных дворян и детей боярских «служить за великого государя и за свои дома». Шестьдесят тысяч конников собрались под Москвой. К ним прибавили стрельцов и полки «нового строя». Воевода Юрий Долгорукий с Константином Щербатовым, Юрием Барятинским и другими стягивал эти войска под Арзамас, дабы обрушиться на «мятежников и воров».

Барятинский с авангардом царских войск двинулся к Казани, потом к Свияжску. Попытки разинцев остановить его не увенчались успехом. 1 октября 1670 г. под симбирскими стенами закипел решающий бой. Стенька Разин сражался в самых жарких местах, пока не побежало его воинство. Атаман с казаками заперся в одной из башен нового острога. Барятинский решил применить хитрость. Он переправил через Свиягу один отряд и велел громко кричать. Заслышав «окрики», Стенька подумал, что идет новое царское войско, погрузил на струги донских казаков и отплыл с ними к Царицыну. Оттуда он ушел собирать новое войско на Дон, в Кагальницкий городок.

Оружие крестьянской армии С. Разина

Без пощады громили царские воеводы «осиротевших» повстанцев в Поволжье, на Тамбовщине и в Слободской Украине.

? «Страшно смотреть на Арзамас, – писал современник, – его предместья казались совершенным адом: всюду стояли виселицы, и на каждой висело по 40 и по 50 трупов; там валялись разбросанные головы и дымились свежею кровью; здесь торчали колья, на которых мучились преступники и часто были живы по три дня, испытывая неописуемые страдания. В течение трех месяцев казнили 11 тыс. человек».

Сподвижники Разина. Отряд атамана Максима Харитонова действовал в западном и юго-западном направлении. Харитонов взял Саранск, Корсунь, Инсар и с сотней всадников подошел к Пензе, жители которой, убив воеводу, отворили ворота. Силы Харитонова возросли до 900 человек. Без боя ему сдались Нижний Ломов, Верхний Ломов и Керенск. Атаман «раздул» восстание на Тамбовщине, несколько раз пытался взять Шацк и даже атаковал Арзамас, где стояло большое царское войско.

Атаман Максим Осипов взял города Алатырь, Курмыш, Козьмодемьянск. В октябре 1670 г. казаки Осипова и примкнувшие к ним местные крестьяне числом 15 тыс. человек «со знамены, с трубы и с литавры и барабаны, с пушками великими и малою стрельбою» после десятидневной осады и двух штурмов взяли Макарьев монастырь. Эта обитель владела многими селами, имела право устраивать у себя ежегодные всероссийские ярмарки, ей принадлежали все перевозы через Волгу. Кроме того, это была крепость, запиравшая путь на Нижний Новгород. После падения монастыря Осипов двинулся в направлении Нижнего Новгорода.

Ставшая атаманшей монахиня Алена (в прошлом крестьянка) со своим отрядом заняла город Темников.

В августе 1670 г. восстала Слободская Украина. Здесь повстанцами руководили младший брат Стеньки Фрол, названый брат «верховного батьки» запорожский казак Алексей Хромой, атаманы Федор Шадра и Яков Гаврилов.

5. ПЛЕНЕНИЕ И КАЗНЬ РАЗИНА

Слухи о казнях в Поволжье долетали до Дона, «низовые» казаки заволновались. Из-за него, Стеньки, царские воеводы со стрельцами и иноземными солдатами вот-вот нагрянут на Дон, начнутся здесь расправы, не жди тогда ни хлебной помощи, ни пороха, ни государева жалованья! Погибнет слава, вольности, сила Дона! А с этим донцы никак не могли согласиться.

Круг «низовых» казаков с крестным отцом Разина Корнилом Яковлевым во главе решил поймать Стеньку, дабы разогнать сгущавшиеся над Доном тучи. 4 апреля 1671 г. домовитые казаки взяли Кагальник. Разин попал в плен. Вскоре поймали и брата Стеньки Фрола.

Орудия наказания крестьян

Степана и Фрола Разиных везут на казнь. Гравюра. XVII в.

6 июня 1671 г. Лобное место на Красной площади, где обычно читали указы, вновь, как во времена Грозного, стало местом казни. Площадь была оцеплена тройным рядом стрельцов, место казни охраняли иноземные солдаты. По всей Москве стояли вооруженные ратники.

На позорной телеге Разиных привезли к месту казни. Дьяк прочитал приговор: Стеньку должны были подвергнуть «злой казни» – четвертовать. Атаман обвел взглядом запруженную народом площадь, поклонился до земли, произнеся: «Простите». По сигналу палача казака зажали между досками, топор отсек правую руку у локтя, левую ногу у колена, потом голову. Тело Степана Разина рассекли на части и воткнули на колья, а внутренности бросили на съедение собакам.

Потрясенный страшной казнью, Фрол Разин крикнул: «Государево слово и дело», т.е. заявил властям, что желает донести о каком-то преступлении, касавшемся самого государя. Казнь Фрола была отложена. Дальнейшая его судьба неизвестна. По некоторым сведениям, его отправили в пожизненное заточение, по другим – он умер при пытках.

6. КОНЕЦ ВОССТАНИЯ

Ко времени казни Степана Разина его атаманы еще продолжали борьбу. В их руках находилось все Нижнее Поволжье. Но царские войска наступали. Отказ домовитых казаков поддержать повстанцев лишил их возможности черпать силы на Дону. Восставшие крестьяне и казаки действовали разрозненно. В конце ноября 1671 г. царские войска взяли Астрахань. Опять последовали казни и расправы. Спасаясь, повстанцы бежали в Сибирь, на Урал, некоторые пробрались на Север к старообрядческому Соловецкому монастырю. Настоятель обители раскольник Никанор принимал всех.

1668-1676 Соловецкое восстание

Толстые каменные стены, пушки и пищали хранили монастырь. Все приступы царских войск заканчивались неудачей. Осада продолжалась восемь лет. Пали Соловки, как в свое время Смоленск, из-за предательства. Чернец Феоктист перебежал ночью на сторону врага и указал тайный вход в обитель. 22 января 1676 г., когда стемнело, стрельцы проникли в монастырь и после ожесточенного боя заняли его. Староверов перебили, а 60 человек, «пущих к воровству зачинщиков», подвергли жестоким казням. Одних вешали вниз головой, других, раздетых догола на лютом морозе, подцепляли крюком под ребра. Несчастные умирали в страшных мучениях.

Соловецкий монастырь

Вопросы и задания

1. В чем вы видите причины восстания Степана Разина? 2. Выделите этапы восстания под предводительством Степана Разина. 3. Кто участвовал в восстании? Какие цели преследовали повстанцы? 4. Почему Разин действовал от имени царского сына Алексея Алексеевича? 5. Почему восставшие потерпели поражение? 6. Каковы, на ваш взгляд, были последствия восстания Степана Разина?

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 13. Восстание под предводительством Степана Разина 1. ПОХОД НА ВОЛГУ И ЯИК (1667-1668)Весной 1667 г. с Дона на Волгу двинулся искать добычи атаман Стенька Разин. Тем временем караван судов с хлебом и прочим товаром, принадлежавшим московскому купцу В. Шорину и патриарху,

автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Восстание казаков и крестьян под предводительством С. Т. Разина Историки XIX в. называли движение казаков и крестьян на Дону и Волге в конце 60 - начале 70-х гг. XVII столетия «бунтом Стеньки Разина». Действия восставших считали антигосударственными (С. М. Соловьев),

Из книги Открытие Хазарии (историко-географический этюд) автора Гумилев Лев Николаевич

Бугор Степана Разина Астраханская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа прибыла на бугор Степана Разина 18 июля 1961 г., с одной стороны, своевременно, с другой - несколько поздно. Опоздали мы этак лет на 80.Под восточным склоном бугра построен небольшой

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Восстание Степана Разина Введение в действие нового кодекса законов, «Соборного уложения» 1649 г., жестокий сыск беглых, рост налогов на войну накаляли и без того напряженное положение в государстве. Войны с Польшей и Швецией разоряли основную часть трудовых слоев

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Степана Разина, улица 1770. Во второй половине XVIII века от современного Рижского проспекта к Екатерингофскому парку была пробита дорога, которую, в отличие от существовавшего тогда Екатерингофского проспекта, как тогда именовали Старо-Петергофский проспект, назвали

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТЕПАНА РАЗИНА Усиление крепостного гнета в России в середине XVII в. вызвало массовое бегство крестьян и посадских людей. Основной поток беглых отправлялся на Дон. Здесь многие из них были вынуждены идти в услужение к зажиточному

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Мост Степана Разина Мост находится в створе улиц Степана Разина и Лифляндской улицы. Он был построен в 1914 г. и до 1923 г. назывался Эстляндским мостом, так как находился на трассе, ведущей в Эстляндию (северную часть Эстонии). В 1923 г. его переименовали в мост Стеньки Разина, а

Из книги История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции автора Нефедов Сергей Александрович

1.9. Восстание Степана Разина Война с Польшей началась вскоре после «рокоша» 1648 года, закончившегося победой дворянства и утверждением крепостного права. Как отразилось это событие на положении помещичьих крестьян? Последствия отмены «урочных лет» сказались не сразу:

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

6. Сокровища Степана Разина В июне 1671 г. в Гамбурге вышла газета «Северный Меркурий», которая стала бойко раскупаться горожанами. В ней была помещена корреспонденция английского купца Томаса Хебдона, находящегося в далекой России, в Москве. Как очевидец, он

Из книги Тайны выцветших строк [С иллюстрациями Белова] автора Пересветов Роман

Из книги Тайны выцветших строк автора Пересветов Роман Тимофеевич

ПЫТОЧНЫЕ РЕЧИ СТЕПАНА РАЗИНА Показание первоеНаряду с разбойниками и ворами упоминается в «черной» переписной книге Приказа тайных дел и донской казак Степан Разин, народный герой, поднявший в жестокую пору крепостнического гнета широкое крестьянское восстание. Так

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Восстание Степана Разина У Москвы, как когда-то у Рима, были свои галлы в лице шведов, литовцев и поляков; Москва имела своего яростного и непримиримого Ганнибала в лице сразу нескольких крымских ханов - Менгли-Гирея, Девлет-Гирея, Казы-Гирея… У Москвы были свои этруски в

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Восстание Степана Разина Введение в действие нового кодекса законов, «Соборного уложения» 1649 г., жестокий сыск беглых, рост налогов на войну накаляли и без того напряженное положение в государстве.Войны с Польшей и Швецией разоряли основную часть трудовых слоев

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Крестьянская война Степана Разина Степан Тимофеевич Разин (г. р. неизв. - ум. 1671 г.) - донской казак, предводитель восстания крестьян 1667–1671 гг. Родился в семье зажиточного казака в станице Зимовейская на Дону (знаменательно, что там же родился Пугачев).Степан Тимофеевич

Разин Степан Тимофеевич, известный также как Стенька Разин (около 1630–1671). Донской атаман. Предводитель Крестьянской войны (Восстания Степана Разина) 1667–1671 гг.

Родился в станице Зимовейской в семье зажиточного - «домовитого» - казака Тимофея Рази, участника взятия турецкой крепости Азов и «азовского сидения», отца трех сыновей - Ивана, Степана и Фрола. Стенька рано набрался боевого опыта в порубежных схватках, которые постоянно происходили в задонских и кубанских степях. В молодости будущий казачий атаман отличался горячностью, гордостью и личной храбростью.

1652 год — по завету покойного отца совершил поездку на богомолье в Соловецкий монастырь, проехав все Русское царство с юга на север и обратно, побывал в Москве. Увиденные бесправия и нищета крестьянского и посадского населения оказали сильное влияние на миросозерцание молодого казака.

На войсковом кругу в 1658 г. был избран в состав станицы (посольства) от вольного Дона во главе с атаманом Наумом Васильевым в Москву. От того времени для истории сохранилось первое письменное свидетельство о Степане Тимофеевиче Разине.

Степан рано выдвинулся в число казачьих предводителей благодаря дипломатическим способностям и воинским дарованиям. 1661 год — вместе с атаманом Федором Буданом вел переговоры с калмыцкими тайшами (князьями) о заключении мира и совместных действиях против крымских татар в Задонье. Переговоры увенчались успехом, и в течении двух веков калмыцкая конница являлась частью регулярной военной силы Российского государства. А Разину в составе донских станиц довелось вновь побывать в первопрестольной Москве и Астрахани. Там он принимал участие в новых переговорах с калмыками, не нуждаясь при этом в переводчиках.

В 1662 и 1663 гг. во главе отряда донских казаков Разин совершил удачные походы в пределы Крымского ханства. Вместе с запорожцами Сары Малжика и конницей калмыцких тайшей разинские казаки в битвах под Перекопом и в урочище Молочные Воды разбили крымчаков, в рядах которых было немало турок. Захватили богатую добычу, в том числе конские табуны в 2000 голов.

Причины восстания

…События 1665 г. круто изменили судьбу братьев Разиных. По царскому повелению большой отряд донских казаков, который в походе возглавлял Иван Разин, вошел в состав войска воеводы князя Ю.А.Долгорукого. Шла война с Польско-Литовским государством, но велась она под Киевом крайне вяло.

Когда началась зимняя стужа, атаман Иван Разин пытался самовольно увести своих казаков обратно на Дон. По приказу князя Долгорукова его, как зачинщика «бунта», схватили и казнили на глазах младших братьев. Потому мотив мести за брата Ивана во многом определил антибоярские настроения Степана Разина, его враждебность к существующей «московской власти».

В конце 1666 г. по царскому повелению начали разыскивать беглых на Северном Дону, где скопилось в особенности много казачьей голытьбы. Ситуация там становилась взрывоопасной для боярской Москвы. Степан Разин, почувствовав настроение на Дону, решился действовать.

Перед восстанием

1667 год, весна — он с небольшим отрядом казачьей голытьбы и беглых крестьян-холопов двинулся на речных судах-стругах из войсковой станицы города Черкасска вверх по Дону. По пути разорялись хозяйства богатых домовитых казаков. Разинцы обосновались на островах между протоками Дона - Иловлей и Тишиной. Вырыли землянки и поставили шалаши. Так появился у волока с Дона на Волгу Паншин городок. Степана Разина провозгласили атаманом.

Уже в скором времени стоявший там отряд Степана Разина увеличился до 1500 вольных людей. Здесь и созрел окончательно план похода по Волге «за зипунами». Об этом узнали в Москве: казачья вольница в грамоте астраханскому воеводе объявлялась «воровскими казаками». По замыслу их предводителя, им предстояло перебраться со стругами на Волгу, спуститься по ней в Каспийское море и овладеть отдаленным Яицким городком, который они хотели сделать своей разбойной базой. С яицкими казаками Разин отношения уже «устроил».

1668 год, май — казачьи струги появились на Волге северней Царицына и спустились вниз по реке, выйдя в Каспийское море. Первый же встречный купеческий караван разграбили. Пройдя берегом моря, судовая рать вошла в Яик, и разинцы с бою взяли Яицкий городок, в котором стоял стрелецкий гарнизон. Подошедший из Астрахани отряд царских стрельцов разбили под стенами городка. Потом в песне пелось:

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны,
Выплывают острогруды
Стеньки Разина челны.

Разницами был взят древний город-крепость Дербент - «железные ворота Кавказа». На некоторое время он стал базой для разбойных набегов «за зипунами» для казачьей судовой рати на персидский берег.

Перезимовали разинцы на полуострове у Ферахабада, а потом перебрались на остров Свиной южней Баку, который был «обустроен» ими под казачий городок. Отсюда казаки продолжили свои морские набеги, почти всегда возвращаясь на остров с богатой добычей. В числе разоренных городов оказались богатые торговые Шемаха и Решт.

Богатую добычу казаки взяли в поселениях Гилянского залива и трухменских (туркменских) берегов, в окрестностях Баку. Из владений бакинского хана разинцы увели 7000 овец. Персидские воинские отряды в боях неизменно подвергались разгрому. Освободили немалое число русских пленников, находящихся здесь в рабстве.

Персидский шах из династии Аббасидов, обеспокоенный сложившейся ситуацией в своих прикаспийских владениях, выслал против Разина войско в 4000 человек. Однако персы оказались не только плохими мореходами, но еще и нестойкими воинами. 1669 год, июль — поблизости острова Свиного произошло настоящее морское сражение между казачьей флотилией и шахским войском. Из 70-ти персидских кораблей спаслись бегством только три: остальные или взяли на абордаж, или потопили. Однако и казаки в том морском бою потеряли около 500 человек.

Поход на Каспий «за зипунами» дал казакам богатую добычу. Обремененная ею флотилия казачьих стругов возвращалась на родину. В августе - сентябре 1669 г. Стенька Разин прошел Астрахань, где была стоянка, и оказался в Царицыне. Ему довелось отдать астраханскому воеводе князю Семену Львову часть взятой добычи и пушки крупных калибров за право свободного прохода к Царицыну. Отсюда казаки перешли на Дон и обосновались в Кагальницком городке.

В Кагальник начала стекаться казачья голытьба, и к концу года под предводительством атамана Разина здесь собралось до 3000 человек. К нему прибыл младший брат Фрол. Отношения с войсковой казачьей старшиной, обосновавшейся в Черкасске, становились натянутыми, враждебными.

А планы Разина все ширились. Задумав подняться на войну с боярской Москвой, он пытался найти себе в том союзников. Зимой он завязал переговоры с украинским гетманом Петром Дорошенко и кошевым атаманом запорожцев Иваном Серко. Однако те от войны с Москвой благоразумно отказались.

Восстание Степана Разина или Крестьянская война

Весной 1770 г. Стенька Разин двинулся из Кагальницкого городка к Волге. Его войско было разбито на отряды и сотни. Собственно говоря, это и было начало Крестьянской войны (восстания Степана Разина), которая в отечественной историографии сводится к 1667–1671 гг. Теперь удалой разбойный атаман превращался в вождя народной войны: он призвал вставшую под его знамена рать «идти в Русь».

Царицын открыл перед мятежниками городские ворота. Местного воеводу Тимофея Тургенева казнили. Подошедший сверху по Волге судовой караван с тысячей стрельцов во главе с головой Иваном Лопатиным разиницы разбили на воде около Денежного острова, а часть царских служилых людей перешла на их сторону.

Однако на Волге казаков уже поджидал со своими стрельцами астраханский воевода князь Семен Львов. Встреча сторон состоялась у Черного Яра. Но боя здесь не случилось: астраханские служилые люди подняли бунт и перешли на сторону противной стороны.

От Черного Яра казачий атаман послал вверх и вниз по Волге отряды. Они взяли Камышинку (сейчас город Камышин). Опираясь на полное сочувствие простого люда, Степан Разин без особого труда смог захватить волжские города Саратов и Самару. Теперь основную часть его войска, выросшего до 20 000 плохо вооруженных и организованных повстанцев, составляли помещичьи крестьяне.

Вокруг Разина появились другие начальные люди из казаков, командиры самостоятельных отрядов. Среди них выделялись Сергей Кривой, Василий Ус, Федор Шелудяк, Еремеев, Шумливый, Иван Лях и младший брат Разина Фрол.

Первый удар нанесли по Астрахани с ее каменным Кремлем. Флотилия восставших состояла теперь из 300 разных речных судов, на которых стояло больше 50 пушек. Казачья конница двигалась вдоль речного берега. Всего атаман вел за собой около 7000 человек.

Воевода князь Иван Прозоровский защитить город-крепость Астрахань не смог. Разинцы, поддержанные восстанием городской бедноты, 24 июня взяли его приступом. Воеводу казнили: его сбросили с башни на землю. Из Астрахани восставшие двинулись вверх по Волге: в городе Степан Разин оставил воеводами Уса и Шелудяка, наказав им крепко беречь город. Сам же он повел с собой около 12000 человек. Считается, что где-то примерно 8000 из них были вооружены «огненным боем».

После того как была взята Самара в огне народного восстания оказалась вся Средняя Волга. Повсюду Разин давал крепостным крестьянам «волю», а «животы» (имущество) воевод, дворян и приказных людей (чиновников) - на разграбление. Предводителя восставших встречали в городах и селах с хлебом и солью. От его имени во все стороны в большом числе рассылались «прелестные письма»-воззвания.

В Москве осознали всю серьезность сложившегося положения: по указу царя Алексея Михайловича Боярская дума начала стягивать в район восстания Степана Разина воинские отряды: стрелецкие полки и сотни, поместную (дворянскую) конницу, служилых иноземцев. В первую очередь царским воеводам приказано было защитить большие тогда города Симбирск и Казань.

Крестьянская война тем временем разрасталась. Отряды повстанцев начали появляться в местах, не столь отдаленных от Москвы. В силу своей стихийности и неорганизованности как военная сила, восставшие, громившие помещичьи имения и боярские вотчины, крайне редко могли оказать серьезное сопротивление воинским отрядам, которые рассылались властями. От имени царя Алексея Михайловича Стенька Разин был объявлен «воровским атаманом».

Симбирский воевода Иван Милославский смог организовать оборону города. Разинцы не смогли взять его: часть гарнизона (около 4000 человек) укрылась в местном кремле. В боях, которые шли под Симбирском с 1 по 4 октября 1670 г., они потерпели поражение от царских войск, под началом опытного воеводы князя Ю.А.Долгорукова.

Сам Степан Тимофеевич Разин в тех боях бился в первых рядах, и был тяжело ранен. Его доставили из-под Симбирска в Кагальницкий городок. Атаман надеялся на родном Дону снова собраться с силами. Тем временем территория, охваченная восстанием, резко сузилась: царские войска взяли Пензу, «замирили» силой оружия Тамбовщину и Слободскую Украину. Считается, что в ходе восстания Степана Разина погибло до 100 000 восставших.

Подавление восстания. Казнь

…Немного оправившись от ран, Разин задумал овладеть войсковой столицей - Черкасском. Но он не рассчитал своих сил и возможностей: к тому времени казачья старшина и домовитое казачество, под впечатлением побед царских воевод, было настроено по отношению к нему и восставшей голытьбе с откровенной враждебностью и само взялось за оружие.

Разинцы подступили к Черкасску в феврале 1671 г., однако взять его не смогли и отступили в Кагальник. 14 февраля отряд казачьих старшин во главе с войсковым атаманом Яковлевым захватили Кагальницкий городок. По другим данным, в поход выступило едва ли не все Донское войско, около 5000 человек.

В Кагальницком городке произошло избиение восставшей голытьбы. Сам Разин был пленен и вместе с младшим братом Фролом отправлен под крепкой стражей в Москву. Следует заметить, атаман Корнило (Корнилий) Яковлев был «по азовским делам» соратником отца Степана и его крестным отцом.

«Воровскго атамана» Стеньку Разина казнили в Москве на Красной площади 6 июня 1671 г. Палач сперва отсек ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено, а после отсек голову. Так закончил свою буйную жизнь самый легендарный казак-разбойник в истории России, о котором в народе было сложено немало популярных песен и легенд.

…Имя Степана Тимофеевича Разина в отечественной истории помнили всегда. До революции о нем пели песни и слагали легенды, после революции, в годы Гражданской войны, его имя носил 1-й Оренбургский казачий социалистический полк, который отличился в боях против Белой армии адмирала Колчака на Урале. Атаману мятежного казачества поставили памятник в городе Ростове-на-Дону. Его именем названы улицы и площади в разных городах современной России.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт