Войска анубиса. Как выглядит анубис

29.09.2019

В глубокой древности, согласно Текстам пирамид, главным богом царства умерших считался Анубис (егип. Anupu), изображавшийся в виде лежащего черного шакала, или человека с головой шакала, или в виде дикой собаки Саб. По-египетски "саб" - "судья" писался со знаком шакала, и судя по всему, «в более ранний период Анубис был единственным судьей умерших". Он отождествлялся с богом-волком Упуатом, его основными эпитетами были Хентиаменти, "владыка Ра-сетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. роль верховного владыки подземного мира переходит к Осирису, а за Анубисом закрепляются функции хранителя некрополя и защитника Осириса. Лежащая черная собака или шакал изображались в качестве охранников на дверях многочисленных гробниц. Однако тексты сохраняют свидетельство первоначальной значительности этого бога-шакала. В одном из магических изречений текста, обращенного к умершему фараону, говорится: "Ты сидишь на троне Осириса… твои руки - руки [бога] Атума, твое чрево - чрево Атума, твоя спина - спина Атума… но голова твоя - голова Анубиса".

Анубис считался сыном Бастет или сыном белой божественной коровы Хесат, а после объединения Анубиса с Осирисом бога-шакала стали называть сыном (реже братом) Осириса или бога-солнца, или сыном Сета. Плутарх называет Анубиса сыном Осириса и Нефтиды. Анубис помогал Исиде в поисках расчлененного тела Осириса, в бальзамировании и составлении его мумии с целью предохранения от уничтожения. Именно это представление побуждало умерших молить Анубиса позаботиться об их телах. Когда-то, выполняя функции бога мертвых, Анубис считал сердца умерших, но войдя в круг богов, связанных с мистериями Осириса, он стал взвешивать сердца, определяя нравственную чистоту умершего и признавая его право занять место в загробном мире, избежав участи полного уничтожения в пасти чудовища. Атрибутом Анубиса становятся весы, на одну чашу которых кладется перо богини истины Маат, на другую - сердце умершего.

Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") представляла собой обезглавленную тушу быка или его шкуру, с хвостом в виде лотоса, своим стеблем обвивающим верхнюю часть шеста, в то время как передние конечности были привязаны к нижней части лентой, завязанной бантом. Конец шеста упирался в дно сосуда, похожего на цветочный горшок. Лотосу, как и Анубису, отводилась огромная роль в заупокойном культе: «Через лотос совершалось магическое оживление мертвых... Считаясь предвозвестником солнца, он символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости». Как символы воскресения букеты лотосов занимали видное место среди приношений в культе жертвенного быка Мневиса - священного быка Гелиополя. Иногда сам хвост Мневиса на изображениях ««процветает», подобно распустившемуся цветку».

По мнению Макса Мюллера символ Анубиса первоначально мог представлять совсем иного бога. «Во всяком случае этот символ-кожу постоянно изображали перед Осирисом». Титул Emi-uet (возможно, «Та, которая в городе»), означающий этот символ, «позднее переводили как «Бальзамировщик» и, таким образом, переадресовывали Анубису». При бальзамировании тела жрец в маске шакала играл роль Анубиса. Шкура, тесно связанная с представлениями о посмертном возрождении, вообще была главным компонентом погребального культа. В глубокой древности тела умерших хоронили в вырытых в песке ямах, завернув их в шкуру. Позже, в сопровождении богов с головой собаки, шакала, Сета, Анубиса и Упуата (двое последних были «богами шкуры») умерший царь или жрец, одетые в шкуру проходили "путь от возрождения до небес". Сущностью египетских таинств было "сохранение тела жрецов, специально для этого расчлененное с целью прославления". Таинства состояли из ряда обрядов, которые отправлялись в соответствии с Книгой жрецов и проходили в самых дальних и скрытых от людских взоров помещениях храма.

Главный обряд состоял из окуривания помещения с целью изгнания злых духов, окропления тела водой, соединения отдельных кусков тела воедино и призыв к душе умершего вернуться в мумифицированное тело. Затем описывалось возрождение Осириса в его растительном и животном проявлениях. На последнем этапе совершалось жертвоприношение коровы, шкура которой использовалась как колыбель, через которую бог мог возродиться как сын своей матери-коровы Нут, богини неба, "обретая в этом обряде вечную жизнь". Анубис сам ложился на шкуру, показывая пример Осирису, побуждая его сделать то же самое и тем самым возродиться. На раннем этапе в качестве жертвы приносили человека, позже эту роль стал играть "Тикену, человек, иногда карлик, завернутый в саван, раскрашенный в виде коровьей шкуры". Он играл роль человеческого зародыша, который "рождается" подобно новорожденному из шкуры-колыбели - чрева коровы-матери. Еще позже место Тикену занял служитель храма, который и имитировал сон и пробуждение, принося с собой возрожденную душу Осириса.

Анубису, как и другим богам Египта, полагалась семья. Войдя в круг Осириса, Анубис стал признаваться сыном Нефтиды и внебрачным сыном Осириса. Супругой бога-шакала была Анупет, которую называли "борзой", хотя, возможно она выступала женской формой Анубиса. Его дочерью признавалась Кебхут, богиня-покровительница 10-го нома и города Летополиса. Имя богини означает "Та, что прохладная" и восходит к представлениям раннего периода, отражая ее связь с небом или водой. Местность в районе первого порога тоже называлась Кебху. Воплощаясь в образе змеи, Кебхут отождествлялась с богиней Уто. Египтяне почитали ее как богиню прохладной, чистой воды, а Тексты пирамид «отчетливо характеризуют как богиню смерти». Именно она встречала первой царя после смерти, и царь вновь оживал при этой встрече, но «уже «очищенным» и принявшим образ шакала». «Характерно, что эта богиня, приносящая царю смерть, а потом воскресение, является его возлюбленной». Считалось, что Кебхут совершала возлияния всем умершим, помогая им подняться на небо.

Ряд фактов позволяет предположить, что древнейших правителей долины Нила предавали ритуальной смерти через утопление. Именно таким способом продолжали умерщвляться коровы, посвященные Исиде. «Тексты называют место утопления этих животных - kbhw . Анализ этого термина и других слов того же корня дает очень важный материал. Основное значение глагола - kbh - "быть холодным", но kbh значит и "прохлаждаться в тени гробницы", "умирать"». Об утопленной корове Исиды говорилось: «Она вышла из Кебху, ее душа поднялась к небу и соединилась с богом Ра», и Тексты пирамид прямо называют умершего царя «вышедшим из Кебху», «прошедшим через озеро Кебху»: «Ты вышел из озера жизни, ты чист из озера Кебху, ты - Вепуат...».

Во многих местах Египта Анубису были построены храмы. Центром культа был Ликополь в Верхнем Египте, современный Сиут. Здесь ему поклонялись под именем Упуат, Открывающий Путь, т. е. путь в подземное царство. В долине Нила ему же был посвящен второй город Ликополь, что вероятно, и обусловило представление египтян о двух Анубисах - Анубисе Юга и Анубисе Севера. На погребальных стелах изображались два шакала, охраняющих умершего.

Анубис (Анапа, Аном, Ануп) — один из главных богов древнеегипетского пантеона, изображался в образе мужчины с черной кожей и головой шакала, охраняющий вход в нижнее царство мертвых. Сын Осириса и Нефтиды (по другим версиям мать Анубиса — Хесат или ).
Символизм бога Анубиса подчеркивал мистический ужас обычного человека при набегах шакалов на кладбища и захоронения древних египтян.

Функции Анубиса

  • Является покровителем царства мертвых — Дуат (проводник в царство мертвых);
  • Один из 42-х судей в палате Сиута, где боги после смерти человека решали отправиться его душа в поля Иалу (поля Тростника — место блаженства в египетской мифологии, поля благодати) или отправиться снова на землю. Он руководит взвешиванием сердца «Эб» умершего на суде вместе с . В соответствии с обязанностью Анубис также назывался как Анубис-Саб — судья богов.
  • Покровительствовал магии, имел способность к предсказанию будущего.
  • Бальзамирование и последующая мумификация тела умершего. С помощью своей силы Анубис превращает, или отделяет благое воплощение души «Ах» в загробном мире.
  • Наказывает грешников в аду Загробного царства.
  • Отвечает за карму, мудрость и воздаяния (позитивные и негативные). Определяет срок пребывания души на Земле.

Считалось, что часть функций, а именно первичное бальзамирование и мумификацию с телом умершего выполняет жрец, который надевал маску шакала, таким образом указывающую на влияние бога Анубиса в этом процессе.
В настоящее время Анубис является покровителем психологов, психотерапевтов и анестезиологов. Считается, что он способен помочь человеку вернуть или исправить его прошлое, обнажить давно утраченное в нем. Помогает найти выход из сложных ситуаций.
Из всех богов древнеегипетского пантеона кроме Анубиса с головой шакала также в облике собаки изображались Хонтаменти — бог Абидосса и Упуаут — бог Ассиута.
Анубис отождествляется с псом Цербером из греческой мифологии (охранник в царство мертвых), а также Гермесом Психопомпом (проводник душ к Аиду).

Титулы Анубиса: Неб-Та-Джесер — «владыка земли священной»; Тепи-Джу-Эф — «тот, кто на своем холме»; Хенти-Сех-Нечер — «первый из божественного навеса»; уже упомянутый Анубис-Саб — «судья богов».
Другие титулы: «повелитель бау»; «оглашающий приказы Осириса»; «ведающий тайнами».

Культ Анубиса

Молитвы к Анубису найдены на стенах гробниц вельмож Древнего царства. Особенную популярность бог приобрел во времена Нового царства и Позднего времени, его изображения есть на росписях гробниц и виньетках к тексту Книги Мертвых.
Процветал в городах Верхнего и Нижнего Египта, особенно в Ассиуте и Кинополе, где отождествлялся с Упуатом. Вера в шакалоголового бога присутствует и в коптских песнях, а в музее Каира хранится икона с изображением двух святых с головами шакалов.

Канал бога Анубиса — это способ духовной и энергетической коммуникации с ним. Что дает практику канал бога Анубиса:
  1. Возможность путешествовать в прошлое;
  2. Сферы его помощи: бизнес, торговля, завершение дел, любовь и отношения;
  3. Погрузиться в банк собственной памяти, а также в пласты информационной памяти планеты (путешествие в прошлое);
  4. Он также способен переместить человека в любое место в настоящем через астральное или ментальное тело;
  5. Помогает выходить в другие энергоинформационные тонкие планы (астрал, возможно ментал);
  6. Способствует отработке блоков человека, его страхов, кармы;
  7. Дает ощущение спокойствия и уравновешанности;
  8. Используя его энергию становится намного проще выполнять дела и обязанности, приходит легкость.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Реальные опыты людей с каналом «Анубис»

Сегодня перед глазами были зеленые и золотые цвета. В самом начале мне что-то повторяло всё «собака, собака» и животинка рыжая перед глазами. Потом была будто во дворце египетском, вокруг слуги в бело-золотых одеждах. И я какого-то огромного размера в зеленом одеянии.
Чувствовала давление на макушку головы и на почему-то в носу, а под конец в груди распирало от воздуха. И даже казалось что я парю в небе.
На событийном уровне, действительно у меня последние дни движуха, легко успеваю намеченное, и самое интересное, что а связи с некоторыми событиями, произошедшими как раз за последние дни, я подхожу к окончательному принятию решения касающегося личной жизни. И при этом я не чувствую ничего, с трезвым и холодным умом.
Один раз Анубис предложил меня проводить в любое место куда я захочу в настоящем. Не знаю, почему но я захотела попасть в дом мужчины, с которым у меня личные отношения закончились, но он до сих пор проявляет ко мне тёплые и глубокие чувства. Анубис взял меня за руку, хотя я сомневалась в этом, и повел к двери(ну условная дверь), кажется был коридор яркий, и мы вместе оказались в саду дома этого мужчины (я там никогда не была). А дальше, если честно уже не вспомню что и было, но в сам дом мы не попали, потому что этот мужчина был на террасе, и мы вдвоем стояли и смотрели на него. Нас естественно этот мужчина не видел. Так вот именно за прошедшие дни этот мужчина снова стал активно проявлять свою симпатию, хотя виделись до этого мы с ним периодически и он был сдержан. А вот вчера мы с ним встретились поговорить, он снова начал о своих чувствах, но я понимала, что как было раньше я не хочу, а он менять ничего не собирался. И в связи с этим я осознаю, что мне не стоит тешить себя надеждами, хоть отношения и закончились полгода назад, но всё это время меня что-то по-прежнему связывало с ним, а после вчерашнего я кажется поняла, что это иллюзия, этой связи нет и она не нужна, она мешала мне двигаться дальше….
А вообще по обычной жизни заметила активность, желание делать дела, и как то не в напряг, как вы и говорили добавляется энергии, усталости особой нет.

Бог Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой шакала. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаменти. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Одним из особо почитаемых богов в Египте был Анубис.


В древнеегипетской мифологии - сын Осириса. Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада.

Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Исдес (также произносится как Астенну, Астен, Истен или Астес) - один из покровителей загробного мира (Дуат, Западной пустыни) в египетской мифологии, близкий в этом плане к Анубису. В Поздний период отождествлялся с Анубисом. Анубис помогал сохранить тело Осириса.

Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших. Обряд Анубиса. Бог Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями. Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис - обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь — «собачий город»).

Жрецы Бога Анубиса были самыми здоровыми людьми в Древнем Египте. Это потому, что Анубис отвечает и за обратный аспект смерти – жизнь. Бог мертвых и страж мумий - Анубис. В Древнем Египте не любили шакалов из-за того, что они часто рылись в могилах.

Так, бог мертвых Анубис приобрел облик собаки или шакала. Настенная картина (1) показывает Анубиса, бога-хранителя мумий, в человеческом облике с головой собаки. Согласно этой картине, мумифицирующие жрецы также носили маски шакалов из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в области бальзамирования. Священных животных бога, собак и шакалов, которых держали в соседних зданиях храма, после их смерти также бальзамировали и мумифицировали.

Бог изображен здесь в образе животного, лежащего на таинственном ящике. Предположительно, ящик может быть саркофагом или контейнером, в котором хранили внутренности. Один из вариантов написания показывает бога в образе человека с головой собаки. Этот иероглиф может относиться также к какому-либо другому богу в облике собаки, такому как Упуаут, бог Ассиута, или Хонтаменти, бог Абидоса.

Подобные статуи вместе с изображениями Осириса, Исиды и Нефтиды были важной частью заупокойного инвентаря гробницы каждого знатного человека. Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом, Анубис омывает тело умершего священной водой, в которой воплощена сила его дочери - богини Кебхут. Образ Анубиса, лежащего на девяти иноземных пленниках, символизирующих зло, издревле изображался на печатях стражи Долины царей, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы фараонов.

Особую популярность культ Анубиса приобрел в Новом царстве и Позднем времени; его часто изображали на виньетках к тексту «Книги мертвых» и росписях гробниц фараонов и их подданных. Отныне Анубис считается великим проводником души усопшего в загробном царстве, богом, который подводит умершего к престолу Осириса в великом «Чертоге Двух Истин».

Культ Анубиса процветал во многих городах Верхнего и Нижнего Египта, в особенности - в Кинополе и Ассиуте, где он отождествлялся с местным богом Упуатом. Вместе с египетскими религиозными представлениями культ Анубиса проник и в другие страны Средиземноморского бассейна. Образ бога оказал влияние и на коптскую культуру: в коптских песнопениях и поныне существует «волчий глас», а в коптском музее в Каире хранится икона с изображением двух святых с головами шакалов.

Мифы, связанные с Анубисом

Из глубины веков до нас дошли представления наших предков о мире и мироустройстве. Их взгляды отразились в мифах и легендах, потому что люди не могли объяснить все с научной точки зрения, поэтому они придумывали себе красивые сказки. Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» «судья» писался со знаком шакала). Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях.

Заключение: Анубис в современном мире

Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом. Когда египетский культ проник в Римскую империю, Анубис слился с Гермесом и его изображения с собачьей головой сопровождались знаками последнего.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

Представления об Анубисе оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который так же как и Анубис изображался с песьей головой. В современном мире египетские божества часто используют для создания образов компьютерных игр, мультфильмов и книг, по этой причине древние образы идущие из глубины веков следует знать и помнить.

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса. В одной из его глав приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал сердце на Весах истины.

Бог, покровитель мертвых, изображался в образе шакала или человека с шакальей головой. Поскольку Анубису приписывают изобретение обычая бальзамировать мертвых, жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, надевал маску шакала-Анубиса.

Анубис (греч.) - Инпу (егип.) Одним из древнейших и наиболее уважаемых богов пантеона Древнего Египта является Бог Анубис. Одна из функций Бога Анубиса - наказание грешников в Аду Египетского Загробного Мира.Так же Бог Анубис отвечает за мудрость, Карму, награды и наказания, которые заслужил человек в своей земной жизни. Именно Бог Анубис решает, сколько будет жить человек на Земле, он определяет - кому пора уходить, а кто еще не выполнил своих задач.

Бог Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой шакала. Это символизирует защиту, охоту, связь с мертвыми, верность и преданность.

Жрецы Бога Анубиса были самыми здоровыми людьми в Древнем Египте. Это потому, что Анубис отвечает и за обратный аспект смерти - жизнь. Бог мертвых и страж мумий - Анубис.

В Древнем Египте не любили шакалов из-за того, что они часто рылись в могилах. Люди надеялись положить конец этим действиям посредством обожествления. Так, бог мертвых Анубис приобрел облик собаки или шакала. То, что собаки бродили в ночное время между могилами, вызывало предположение, что эти животные будут защищать мертвых ночью.

Настенная картина показывает Анубиса, бога-хранителя мумий, в человеческом облике с головой собаки. Согласно этой картине, мумифицирующие жрецы также носили маски шакалов из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в области бальзамирования.

В более позднее время, когда в качестве бога мертвых выступал также Осирис, Анубис стал слугой и руководил в дальнейшем взвешиванием сердец (душ) на суде мертвых.

Священных животных бога, собак и шакалов, которых держали в соседних зданиях храма, после их смерти также бальзамировали и мумифицировали. Иероглиф, обозначающий бога Анубиса, имеет значение «ведающий тайнами». Бог изображен здесь в образе животного, лежащего на таинственном ящике. Предположительно, ящик может быть саркофагом или контейнером, в котором хранили внутренности.

Один из вариантов написания показывает бога в образе человека с головой собаки. Этот иероглиф может относиться также к какому-либо другому богу в облике собаки, такому как Упуаут, бог Ассиута, или Хонтаменти, бог Абидоса.

Элегантная фигура шакалоголового бога Анубиса, хранящаяся в музее Хильдесхайма, - один из интереснейших и, одновременно, крайне редко публикуемых памятников этой коллекции. Статуя выполнена из дерева сикоморы.Из-за того, что утерян цоколь статуи и отсутствует окраска, можно предположить, что статуя могла изображать как Анубиса, так и одного из сыновей Хора - покровителей каноп - шакалоголового духа Дуамутефа. Подобные статуи вместе с изображениями Осириса, Исиды и Нефтиды были важной частью заупокойного инвентаря гробницы каждого знатного человека.

Бог-покровитель некрополей и бальзамирования, Анубис изображался с телом черного цвета, не характерного для шакала в природе и связанного с цветом мумифицированной плоти и плодородием египетской земли, несущей в себе возрождение. Согласно легенде, шакалоголовый бог был сыном Осириса, рожденным богиней Нефтидой, (согласно другим версиям - коровой Хесат или даже кошкой Бастет), и забальзамировал тело убитого бога, изобретя процесс мумификации. Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом, Анубис омывает тело умершего священной водой, в которой воплощена сила его дочери - богини Кебхут.

Роль Анубиса - сторожа некрополя отразилась в двух его основных эпитетах - неб та джесер - «владыка земли священной» и хенти сех нечер - «первый из божественного навеса»; второй эпитет также указывал на его связь с помещением, в котором проходила мумификация и погребальной камерой гробницы. Не менее распространен был и другой титул бога - тепи джу эф - «тот, кто на своем холме», который подчеркивал роль Анубиса - стража могил, выслеживающего злоумышленников с высоты холмов пустынных некрополей. Образ Анубиса, лежащего на девяти иноземных пленниках, символизирующих зло, издревле изображался на печатях стражи Долины царей, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы фараонов.

Молитвы, обращенные к Анубису, встречаются уже на стенах гробниц вельмож Древнего царства; в «Текстах
пирамид» он упоминается как защитник умершего, исполнитель воли Осириса в мире ином, «оглашающий его приказы».

Часть человеческого тела, ассоциирующаяся, согласно «Текстам пирамид», с Анубисом - голова.

Особую популярность культ Анубиса приобрел в Новом царстве и Позднем времени; его часто изображали на виньетках к тексту «Книги мертвых» и росписях гробниц фараонов и их подданных. Отныне Анубис считается великим проводником души усопшего в загробном царстве, богом, который подводит умершего к престолу Осириса в великом «Чертоге Двух Истин».

В мировоззрении египтян Анубис был тесно связан с самыми различными областями магии. Тексты иногда называют его «повелителем бау», и уверяют, что под его командованием находятся целые легионы сущностей, которые могут быть как благожелательными, так и агрессивными. Особенно часто имя Анубиса использовалась в ритуалах защиты мага и предсказаниях. Культ Анубиса процветал во многих городах Верхнего и Нижнего Египта, в особенности - в Кинополе и Ассиуте, где он отождествлялся с местным богом Упуатом. Вместе с египетскими религиозными представлениями культ Анубиса проник и в другие страны Средиземноморского бассейна. Образ бога оказал влияние и на коптскую культуру: в коптских песнопениях и поныне существует «волчий глас», а в коптском музее в Каире хранится икона с изображением двух святых с головами шакалов.

Вне всяких сомнений, Анубис - самый знаменитый бог Египта. Его изображение можно увидеть в любой гробнице: в сцене взвешивания души умершего этот бог стоит рядом с Осирисом.

Анубис - бог-психопомп, или бог- проводник: тот, кто помогает душам на пути к новой участи. В сознании древних египтян он имел огромное значение. Загробный мир Осириса занимал их намного больше, нежели мимолетная земная жизнь. И потому Анубиса особенно почитали все те, кто желал после смерти оказаться «оправданным» богами и, следовательно, достойным войти в Царство мертвых. Кроме того, Анубис считался изобретателем бальзамирования. Напомним, что благодаря этой процедуре тело избегало разложения. Египтяне были глубоко убеждены в необходимости бальзамирования, так как верили, что после последнего суда они вернутся в свое прежнее тело. Спасение души без тела немыслимо, как невозможен и загробный мир без Анубиса!

Чаще всего Анубис принимает антропоморфный облик, с головой черной собаки или шакала. Египтяне замечали этих животных, рыскающих по кладбищам в пустыне, и соотнесли их с загробным миром. Так как звери напоминали стражей некрополей, почитатели Анубиса вскоре уподобили их своему богу, что и отразилось на его облике. Анубиса, как правило, изображают стоящим, с полуразвернутым торсом. Иногда он даже превращается в волка или шакала! В этом случае он полностью черный и лежит на сундуке в форме наоса (другое название - целла), помещения, где в египетском храме стояли статуи богов. Так он изображен и на иероглифе, обозначающем этого бога. Этот рисунок также имеет значение «ведающий тайнами».

Мифы об Анубисе

Анубис так тесно связан с загробным миром и со всеми погребальными ритуалами, что египтяне, больше, нежели другие народы древности, увлеченные идеей иной жизни, оставили его бесчисленные изображения на стенах гробниц. Именно он сопровождает умершего на суд Осириса. Каков будет приговор? Неудивительно, что египтяне, предвидя это мгновение, с таким почтением относились к этому богу!

Прежде чем власть над Верхним и Нижним Египтом оказалась в руках одного фараона и раздробленный Египет оказался объединен, в каждом городе или местности были свои боги. После того как произошло это объединение, образы многих богов слились, породив божества государственного значения. В процессе ассимиляции им были приписаны родственные связи. Все это привело к появлению весьма странных семей в египетском пантеоне!

Семья Анубиса

В Асьюте (главном городе культа Анубиса) этого бога отождествляли с Гором, и следовательно, считали сыном Осириса. Эта версия объясняет те трудности, через которые он прошел, чтобы оживить своего божественного отца в потустороннем мире. Но кто же в таком случае его мать? По одной версии, это жена Сета и сестра Осириса Нефтида. Она явилась Осирису приняв облик его жены, и бог не заметил подмены. Опасаясь, что муж накажет ее за измену, Нефтида спрятала младенца в зарослях камыша, а Исида нашла его и воспитала. В Мемфисе же верили, что матерью этого бога была Исида, законная супруга Осириса. А по самой необычной версии, бога-шакала родила богиня-кошка Бает, правое око Ра, творца всего сущего.

Но кое-что известно наверняка: Анубис - один из главных богов египетского пантеона, связанный с другими важнейшими божествами, и в силу этого он имел большую власть.

Анубис-психопомп

Это греческое слово означает, что Анубис сопровождает души. Роль проводника сделала Анубиса в глазах египтян внушающим доверие богом. Именно он будет их сопровождать и поддерживать в загробном путешествии.

Все начинается в момент смерти. Ка (душа-двойник) отделяется от ба (жизненной силы). Анубис встречает душу умершего на пороге в Аменти, загробный мир. Бог-пес будет охранять только что отлетевшую душу от всех опасностей, поджидающих ее на пути, и приведет к Осирису, судье и повелителю мира мертвых.

Анубис и душа умершего отправляются на край света, к одной из четырех гор, поддерживающих небо. Они садятся в лодку Хепер и начинают спускаться по галерее ночи, где течет река ада. В этих бурных водах скрывается коварный змей Апоп, извечный враг Ра, который пытается преградить лодке путь. На берегах живут чудовищные создания, бросающиеся на путешественников. Бабуины-великаны хотят поймать усопшего большими сетями. К реке собираются голодные змеи, вооруженные ножами, пятиглавые рептилии... Раздаются раздирающие душу рыдания, вокруг с воем мечутся бесприютные тени. Умершего сковывает ужас. Но верный Анубис защищает его.

Чтобы покинуть это устрашающее царство, необходимо преодолеть семь врат, каждые из которых охраняют божества. Анубис помогает угадать волшебные слова, открывающие врата. «Откройте дверь, будьте моими стражами!» - кричит человек. Теперь остается пересечь семь пилонов. Пройдя через последний, душа в сопровождении Анубиса оказывается в огромном зале, где вершит суд Осирис.

В центре возвышается ступенчатая пирамида, по которой нужно подняться. Обессилевшего усопшего поддерживает Анубис. На вершине стоит трон Осириса, а перед ним - весы, инструмент бога-судьи. Именно здесь решится участь смертного. И даже Анубис не имеет больше права вмешиваться в происходящее.

Психостазия, или «взвешивание души»

Душа в одиночестве предстает перед судьями: это не только Осирис, но и Маат (богиня истины и правосудия) и Тот (бог мудрости и письма, который запишет результат суда). И лучше для умершего, чтобы на сердце его были высокие идеалы, а не тяжелый груз ошибок. Кстати, те качества, которые боги Древнего Египта считали добродетелями, высоко ценятся и в современном мире. В зале присутствуют 42 члена суда, которые выслушивают последнюю исповедь усопшего. Сердце его помещается на одну из чаш весов, а другую чашу уравновешивает Маат. Если исповедь правдива, то сердце (которое никогда не лжет) сохранит равновесие. Если же грехов слишком много, оно отяжелеет и чаша весов склонится, вынося приговор. И тогда душа усопшего станет добычей Амат, пожирательницы, львицы с головой крокодила и туловищем бегемота.

Оправданным на суде Осириса откроются врата в вечность. На этом миссия Анубиса завершается, и он спешит вернуться к порогу Аменти, где его уже ждут другие умершие!

Культ Анубиса

Хотя в каждом городе есть часовня или даже целый храм, посвященный Анубису, культ этого бога скорее индивидуальный. Каждый египтянин, ощущавший свою смертность, осознавал и свою неразрывную связь с благим богом-псом. И в момент бальзамирования Анубис, изобретатель этой процедуры, приобретает еще большее значение.

Анубис - это имя, которое древние греки дали египетскому богу Инпу. Оно означает «молодое существо» или «молодой пес». В древнеегипетских текстах (в первую очередь погребальных) Анубис представляется, перечисляя все свои титулы. Их намного больше, нежели у других богов, и мы расскажем о них подробнее. Они уточняют имя бога, добавляя сведения о его происхождении и предназначении.

Анубис - о себе

«Я - владыка Асьюта». Действительно, именно в Асьюте, городе, расположенном в Верхнем Египте, были обнаружены следы самого древнего культа Анубиса. Асьют был столицей 17-го нома (административного округа) Египта. На его щите (гербе) изображался лежащий черный пес - Анубис. Позднее, в античную эпоху, Асьют даже получил имя Кинополь, что переводится с древнегреческого, как «город собаки». «Я - владыка покоев очищения». Покои очищения - это место, где происходило бальзамирование. Из этого наименования проистекает следующее.

«Я - бальзамировщик». Разумеется, Анубис - покровитель всех бальзамировщиков. Один из мифов гласит, что Анубис восстановил тело бога Осириса из 14 кусков, на которые его разрубил снедаемый завистью брат Сет. И во время процедуры бальзамирования жрецы-бальзамировщики часто надевали маску шакала или собаки из раскрашенной глины, чтобы произнести обрядовые фразы.

«Я - психопомп», то есть в буквальном смысле - проводник душ. Его роль - сопровождение душ умерших к весам суда Осириса - делала из него бога-защитника и помощника, хотя многие сегодня нашли бы его внешность пугающей. Но в наше время люди боятся совсем других вещей!

Другие имена Анубиса

У Анубиса было множество иных имен, которые свидетельствовали о силе его культа и большой значимости посвященных ему текстов. Анубиса называют «повелителем Священного края», что связывает его с огромным некрополем Абидоса, а также «повелителем Ро-Сетау», то есть некрополя Мемфиса. Анубис - «владыка пещер». Под пещерами подразумевается некрополь Асьюта. Также он (особенно для простонародья) «тот, кто погребает», «тот, кто носит повязки» (связь с мумификацией).

Наконец, главное: Анубис - «тот, кто считает сердца» на последнем суде Осириса. И хотя этот бог ничего не решает в процессе самого суда, для каждого египтянина он очень важен, ведь он поддерживает потерянные души.

Боги-собаки

Несколько богов внешне напоминали Анубиса, что характерно для Древнего Египта. И какими бы животными они ни были - собаками, шакалами или волками, все эти боги имели очевидную связь со смертью. Но не следует путать Анубиса с другими богами-собаками. Хотя функции их (проводники мертвых) были схожи, этих богов отличала меньшая распространенность их культа. Из богов-собак стоит упомянуть Хентаментиу, повелителя некрополя Мемфиса, а также Упуаута, которого изображали только в обличье животного, стоящего на четырех лапах. Этот бог из Асьюта в Верхнем Египте (где глубоко почитали Анубиса) тоже был черным, его связывали со смертью, но он всегда оставался местным божеством, так и не сравнявшись по славе со своим знаменитым собратом!

И наконец, был Дуамутеф, один из четырех сыновей Гора, охранявших умерших. В виде его головы изготавливали крышку одного из погребальных сосудов-каноп. Эти кувшины, в которые при бальзамировании помещались внутренности покойного, ставили в гробнице рядом с саркофагом. То есть, как мы видим, этот бог тоже был очень тесно связан со смертью. Постепенно, как это часто случалось в Древнем Египте, этих богов отождествили с Анубисом, ставшим в конце концов божеством, которому поклонялись во всем государстве. Напомним, что точно так же появились и другие главные боги египетского пантеона.

Анубис (Anubis)

Играя у себя в городе (и не только) с друзьями в мультиплейерные игры и подписываясь псевдонимом Анубис (Anubis) , столкнулся с множественными образчиками людской неграмотности и узкого кругозора. Меня все время спрашивали: "А что такое Анубис?"… Как только не коверкали это древнее и благородное имя. Сегодня я решил взять и исправить такое бедственное положение дел… Итак наступил черед и Вам, дорогие господа, узнать кто такой Анубис .

АНУБИС (греческое) - ИНПУ (египетское). В египетской мифологии бог-покровитель умерших, хранитель ядов и лекарств, "Хозяин священной страны" (т.е. некрополя) и "тот, кто перед залом богов" (в котором проводилось мумифицирование). Как покровитель магии, обладал даром предвидения. Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса на протяжении всей истории Древнего Египта был город Касса, столица XVII верхнеегипетского нома (греческое название города - Кинополь, то есть "Собакоград"), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты "Хентиаменти", т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид". Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Начиная с периода Среднего Царства (2100 г. до н. э.) функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис наряду с другими богами (Упуатом, Хентиаменти и др.), имеющими сходную иконографию, входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса (Анубис вводит мёртвого и на весах справедливости взвешивает сердце и пёрышко Маат, рядом находится страшный пёс Ануд, который поедает сердце умершего, если оно отягощено грехами). Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (бальзамировщик в процессе мумификации трупа надевал маску шакалоголового бога Анубиса). Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая черная собака, она и есть охраняющий бог.
В иконографии почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб. Изображался в виде шакала (собаки) или в виде человека с головой шакала или собаки (причем зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянином точно не отмечался, но предположительно он являет собою смешанное существо - помесь дикой собаки, волка-шакала и человека), держащим в руке иероглиф "анк" ("жизнь"). Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире.

Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут.
Священное животное : Шакал.
Отождествление: Хентиаменти, Упуаут (бог-волк Упуат), Исдес. В Древней Греции - Гермес, Крон.

В более поздний период Анубиса (Анпу), египетского психопомпа (проводника душ) начали путать с Тотом, хотя Энергии обоих архетипов весьма различаются и каждая имеет свою собственную сферу применения (с точки зрения мифологии и человеческой психологии). Анубис был божеством- покровителем путешественников, как внутри тела, так и за его пределами. В качестве посредника между этим миром и загробным, Анубис часто изображается в виде шакала или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом (причём последний вариант согласно Баджу, является более точным). Анубис мог беспрепятственно путешествовать по всем закоулкам позднего царства, что естественно делало его идеальным компаньоном для духа умершего, страстно желающего попасть в определённую область царства мёртвых. Как и в случае с Тотом, связи Анубиса с семьёй Исиды несомненны. Несмотря на то что в "Текстах пирамид" его называют четвёртым сыном Ра. Анубис более широко известен в качестве отпрыска Нефтис и Осириса; здесь мы вновь имеем дело со случаем, когда психологический смысл аллегории с участием Осириса становится очевидным. Нефтис, Скрытная, Открывательница, с психологической точки зрения, рассматривается как глубоко бессознательное; первоначально она была женою Сета (Хаоса). Их отношения были исключительно платоническими, что вполне понятно. Плодом же её союза с Осирисом (Стабильностью, Порядком) стал Анубис - Защитник души во мраке. Это подразумевает, что хаос не страшен тому, кто овладел скрытными аспектами глубоко бессознательного, - тому, кто способен взглянуть на лик устрашающей реальности, без чего невозможно открытие правды и гармонии. Анубис был (и остаётся - к сведению тех, кто захочет вызвать его энергию) покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего. Этого бога также называли "Открывающим пути", и в этом качестве Анубиса вызвал тот, кто желал выбраться из лабиринта земного существования или кому надоело бродить в потёмках сомнений и неопределённости.

А вот какую интересную точку зрения на то, почему Анубиса представляли в виде человека с головой шакала/собаки я нашел в теософском словаре:
ГЕРМАНУБИС (Греч.) Или Гермес Анубис, "раскрывающий тайны низшего мира", - не Ада и не Гадеса, как это преподносится, но нашей Земли (низшего мира семеричной цепи миров), - а также тайны пола. Кройцер, должно быть, угадал истину правильной интерпретации, так как он называет Анубис-Тот-Гермеса "символом науки и мира разума". Он всегда изображался с крестом в руке - одним из самых ранних символов тайны зарождения, или порождения на этой земле. В халдейской Каббале ("Книге Чисел") символ Тат, или +, рассматривается как Адам и Ева - последняя будучи поперечной или горизонтальной чертой, извлеченной из бока (или ребра) Хадама, перпендикулярной черты. Фактически, в эзотерическом значении Адам и Ева, представляя раннюю третью Коренную Расу - тех, кто, будучи еще лишенными разума, подражали животным и унизили себя с последними, - были также двойным символом полов. Отсюда Анубис, египетский бог зарождения, изображается с головой животного - собаки или шакала - и также считается "Владыкой подземного мира" или "Гадеса", в который он вводит души умерших (перевоплощающиеся сущности), ибо Гадес есть в одном смысле чрево, как ясно показывают некоторые писания Отцов Церкви.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт