"внедрение фгос в доу" (из опыта работы). Реализация фгос до в практике работы дошкольных образовательных учреждений

27.09.2019

Современная политика в сфере образования, в том числе в сфере дошкольного образования, направлена на достижение его качества. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» современное дошкольное образование является первым уровнем системы общего образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Управленческая деятельность современного дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым (желаемым, требуемым обществом) состоянием педагогического процесса, достигнутым и требуемым качеством дошкольного образования .

Реалии сегодняшнего дня в системе дошкольного образования связаны с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Реализация ФГОС ДО предполагает создание определенного вида условий:

  • создание кадровых условий обеспечения качества освоения детьми основной образовательной программы ДОУ,
  • создание программно-методических условий реализации ФГОС ДО (проектирование и реализацию основной образовательной программы ДОУ, рабочих программ воспитателей и специалистов),
  • создание развивающей предметно-пространственной среды, как условия освоения детьми содержания основной образовательной программы ДОУ.

Создание выделенных выше условий обеспечивается управленческой деятельностью руководителя ДОУ. В этой связи определим и опишем необходимые управленческие механизмы реализации ФГОС ДО.

Нормативно-правовая база реализации ФГОС ДО

Одним из основополагающих управленческих механизмов реализации ФГОС ДО является опора на нормативные требования . Нормативная база реализации ФГОС ДО включает в себя документы, отражающие требования современной образовательной политики государства в сфере образования:

  • Стратегию инновационного развития Российской Федерации до 2020 года,
  • Федеральную целевую программу развития образования на период 2016-2020 года (далее ФЦПРО),
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. N 2/15) .

В стратегии до 2020 года поставлены следующие требования к профессиональной компетентности педагога:

  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию,
  • переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
  • способность к критическому мышлению;
  • способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать
  • самостоятельность, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде .

Выделенные в ФЦПРО требования становятся для руководителя ДОУ основанием для выстраивания управленческой системы развития кадрового потенциала, что в конечном итоге обеспечивает реализацию целей и задач ФГОС ДО.

В Федеральной целевой программе развития образования на период до 2020 года в качестве цели определено создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Одной из задач ФЦПРО определено развитие современных механизмов и технологий общего образования. Решение данной задачи обеспечивается поддержкой инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также реализацией Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также концепций развития других предметных областей, что в полной мере соотносится с первым уровнем общего образования – дошкольным образованием. Ведь в содержании ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» выделены задачи предматематического образования детей дошкольного возраста (формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) .

Все выше сказанное позволяет определить первым управленческим механизмом реализации ФГОС ДО проектирование «дорожной карты» в соответствии со стратегиями и целями развития дошкольного образования в Российской Федерации и в конкретном регионе и дальнейшее ее исполнение. В содержание «дорожной карты» входят следующие направления:

  • управление реализацией ФГОС ДО, включающее следующие мероприятия: проектирование основной образовательной программы ДОУ, мотивация педагогов к участию в данной методической деятельности, подготовка презентации ОПП для размещения на сайте ДОУ, организация разработки рабочих программ воспитателя и специалистов, управление созданием условий для реализации ООП;
  • методическое обеспечение реализации ФГОС ДО, включающее следующие мероприятия: ознакомление педагогического коллектива с навигатором примерных образовательных программ дошкольного образования для выбор содержания инвариантной части основной образовательной программы ДОУ, организация деятельности Творческих групп по проектированию рабочих программ воспитателей и специалистов, организация системы методической работы, обеспечивающей готовность педагогов к реализации стратегий ФГОС ДО (деятельностный подход к организации образовательного процесса, личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей, обеспечение субъектной позиции ребенка в образовательном процессе);
  • информационное обеспечение реализации ФГС ДО, включающее размещение на сайте ОУ информации по реализации «дорожной карты реализации ФГОС ДО» на текущий период, создание и организация работы сайта учреждения и блогов педагогов для информирования общественности о результатах реализации основной образовательной программы ДОУ, воспитательных мероприятиях.

Создание условий реализации ФГОС ДО

Управленческие механизмы реализации ФГОС ДО включают в себя также создание необходимых для этого условий: кадровых, материально-технических, программно-методических, методических , а также использование необходимых ресурсов, то есть финансовую обеспеченность реализации ФГОС ДО .

Управление кадровыми ресурсами призвано обеспечить укомплектованность кадрами, соответствующий образовательный уровень педагогов, повышение их квалификации через внешнюю систему обучения и внутрифирменное повышение квалификации (через систему методической работы). Образовательный уровень педагогов должен соответствовать требованиям Профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) .

В профессиональном стандарте выделены профессиональные компетенции педагогических работников, на формирование и развитие которых должна быть направлена управленческая деятельность руководителя ДОУ:

  • умение организовывать профессиональную деятельность, выстроенную на основных закономерностях возрастного развития детей дошкольного возраста, стадиях и кризисах развития, социализации личности, индикаторах индивидуальных особенностей траекторий развития;
  • умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;
  • умение создавать безопасную и психологически комфортную образовательную среду;
  • умение осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • умение сотрудничать со всеми участниками образовательных отношений.

Реалии сегодняшнего свидетельствуют о не полном соответствии педагогов требованиям Профессионального стандарта. И разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном учреждении инновационную методическую работу .

В современных условиях в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.

Это противоречия между:

  • возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике ДОУ;
  • необходимостью расширения арсенала форм методической работы и не многообразием последних в реальной практике образовательных учреждений;
  • необходимостью осуществления методической работы на диагностической основе и не всегда адекватным подходом к отбору содержания и форм её реализации.
  • необходимостью развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях и не разработанностью системы педагогических условий осуществления методической работы, направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что создание новой модели инновационной методической работы в ДОУ, отбор продуктивных форм ее организации, определение подходов к ее проектированию является одной из актуальных проблем в системе управления реализацией ФГОС ДО .

Ниже представляем модель построения инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО (таблица 1).

Таблица 1 — Модель построения инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

Модель построения инновационной методической работы является предпосылкой процесса обновления системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО.

Данная модель включила в себя основания обновления методической работы в ДОУ: содержание регионально-муниципальной политики в области обновления методической работы, приоритеты образовательного учреждения в обновлении методической работы, рейтинг образовательного учреждения, кадровый потенциал для осуществления инновационной методической работы, образовательные потребности потребителей образовательных услуг.

С точки зрения морфологического аспекта состава модели в качестве основного элемента нами выделяется основная цель обновления методической работы: повышение качества образовательных услуг в условиях реализации ФГОС ДО. Приоритетными направлениями в стратегии обновления методической работы определены: повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг, методическое, научно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Определение основной цели и задач, приоритетных направлений в стратегии обновления методической работы позволило выделить необходимые и достаточные условия:

  • отбор инновационного содержания дошкольного образования и организацию его оценивания педагогами;
  • проектирование продуктивных форм методической работы;
  • нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами ДОУ инновационных программ и технологий, на повышение их профессиональной компетентности.

Для осуществления всей системы работы, заложенной в данной модели, необходима конкретизация функций субъектов инновационной методической работы: руководителей методической работы и педагогов. Взаимосвязь всех выделенных позиций позволит спроектировать такую теоретическую модель построения инновационной методической работы, которая обеспечит развитие кадрового потенциала. Таким образом, управленческий механизм развития кадрового потенциала заложен в выстраивании системы инновационной методической работы .

Внешняя же система повышения квалификации должна соответствовать категории педагога, особенностям его профессиональной деятельности. Например, адекватной для воспитателя ДОУ может быть программа повышения квалификации «Педагогическая деятельности в условиях реализации ФГОС ДО», для воспитателя группы детей с ограниченными возможностями здоровья – «Теория и методика воспитания и обучения детей с ОВЗ», для руководителя ДОУ – «Инновационные методы управления» .

Материально-технические условия реализации ФГОС ДО должны соответствовать требованиям, предъявленным Примерной основной образовательной программой дошкольного образования. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  4. создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  5. обеспечивает открытость дошкольного образования;
  6. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Программно-методические условия включают проектирование и реализацию основной образовательной программы ДОУ.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему:

  • Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
  • Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.
  • Структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные Программы.
  • Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
  • Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
  • Программа разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

При разработке Программы ДОУ определяет продолжительность пребывания детей в учреждении, режим работы учреждения в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. ДОУ может разрабатывать и реализовывать в группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в ДОУ .

Управленческими механизмами проектирования основной образовательной программы ДОУ являются:

  • обеспечение высокого уровня методической компетентности педагогов, включенных в процесс проектирования,
  • мотивация педагогов к данному виду деятельности,
  • определение подходов к оценке качества разработанной основной образовательной программы ДОУ (определение критериев, показателей оценивания) .

В качестве одного из механизмов реализации ФГОС ДО нами выделено создание методических условий. Под методическими условиями подразумевается управление проектирование педагогами рабочих программ с календарно-тематическим планированием по неделям в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Система управления проектированием рабочих программ включает в себя модель мотивации педагогов, повышение их методической компетентности через систему методической работы (организацию теоретических семинаров, проблемно-проектных семинаров, мастер-классов и других продуктивных форм методической работы). Такая система внутрифирменного повышения квалификации должна строиться на диагностической основе, выявленных профессиональных затруднениях педагогов.

Заключение

Таким образом, в качестве механизмов управления реализацией ФГОС ДО нами выделены:

  • нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС ДО, проектирование и исполнение «дорожной карты»,
  • создание и развитие кадровых, материально-технических, программно-методических, методических условий, финансовая обеспеченность реализации ФГОС ДО.

В 2014 году коллектив МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» приступил к внедрению и реализации ФГОС ДО.

Период внедрения ФГОС ДО - 2014-2016 г.г.

Реализация ФГОС ДО осуществляется через:

Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС:

Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ:

Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС ДО:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Локальные акты ДОУ по введению ФГОС ДО:

1. Приказ № 65 от 25.08.2014 г. « О подготовке к внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42»Чебурашка»

2. Приказ № 133/1от 15.09.2014 г « Об утверждении рабочей группы по внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42 «Чебурашка» .

3. Приказ № 22/1 от 19.02.2015г. «О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» на основе ФГОС ДО».

4. Приказ № 133/1 от 15.09.2014г. «Об утверждении плана –графика мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС ДО. Плана-графика повышения квалификации педагогов МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» в рамках подготовки внедрения ФГОС ДО.

Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС ДО:

1. Моделирован учебный план ДОУ с учетом методических рекомендаций и социального запроса родителей воспитанников;

2. Внесены изменения в коллективный договор (в локальные акты, которые регламентируют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС).

Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО:

1. Педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ДОУ на работу по ФГОС (Протоколы заседания Рабочей группы за 2014 , 2015 год)

2. Разработаны необходимые для реализации ФГОС ДО локальные документы.)

3. В план внутрисадового контроля ДОУ на 2014-2015 уч. г. были включены мероприятия по контролю введения ФГОС (Тематический контроль «Создание условий для внедрения ФГОС»).

Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС.

В течение 2014 и 2015 года было организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:

1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО) и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ;

2. Проведен анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

3. Комплектование библиотеки ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.

4.Организация совместных мероприятий с средней школой № 13 - составление плана взаимодействия на на 2014-15 уч.год с включением проработки преемственности ФГОС НОО и ДО (Выступление учителя начальных классов Важнова Л.В. с презентацией "Преемственность между школой и ДОУ в свете введения ФГОС ДО")

Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ.

1.Должностные инструкции работников ДОУ приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников"».

2.Разработан перспективный план работы на 2014-2016гг. по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников.

Вывод по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО: в детском саду подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников.

Информационное обеспечение введения ФГОС в ДОУ.

В 2014-2015 гг. проводились консультации для родителей «ФГОС в образовательном процессе», « Работаем по новому. ФГОС ДО», где родителям (законным представителям) была представлена информация о переходе ДОУ на первую ступень образования, о введении ФГОС ДО, представлена программа действий по реализации стандарта.

Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, сайт.

Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в ДОУ происходит в полной мере, организовано ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОУ с введением ФГОС.

Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС ДОУ:

1. Продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС.

2. Обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС ДО, опубликовывать на сайте ДОУ.

3. Фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения воспитанниками ООП

Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;

2. Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;

3. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.

На основании введения проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в МДОУ № 42 «Чебурашка» проведены следующие мероприятия:

1. Старшим воспитателем разработан проект методического сопровождения педагогов при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Составлен план изучения педагогами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с ним в детском саду проведены следующие мероприятия:

Установочный педагогический совет № 1 от 26.08.2014 г. на котором педагоги ознакомились с проектом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Оформлены стенды для педагогов «Изучаем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » и родителей «Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?»;

Заседание методического объединения ДОУ № 1 от 25.09.2014г на тему «Обсуждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Обучающий семинар «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в ДОУ»

Для выполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в детском саду организованы следующие мероприятия:

Разработано «Положение о методическом сопровождении введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Педагоги ознакомились с приказом № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», провели сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО;

Составлены «Дорожная карта» и план сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

Старший воспитатель А.А.Манойлович прошла обучение на краткосрочных курсах»Деятельность старшего воспитателя по усовершенствованию работы в ДОУ»-72ч, «Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»-72ч, «Управление конфликтами в педагогических учреждениях»-72ч

На заседании педагогического совета № 2 от 27.11.2014 г. ознакомила педагогов с художественно-эстетическим развитием воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Семинар-практикум «Предметно- развивающая среда в группе и ее влияние на развитие творческой деятельности ребенка»

Организована работа постоянно действующего семинара «Введение ФГОС ДО»;

Внесены изменения в нормативно-правовую базу;

Проведен предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В соответствии с планом действий по обеспечению введения ФГОС ДО от 31 декабря 2013 года и приказа Министерства образования и науки Московской области «Об обеспечении введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду проведены следующие мероприятия:

Создана рабочая группа по введению ФГОС ДО;

На педагогическом совете № 2 от 27.11.2014г принят план-график курсовой подготовки педагогов по вопросам введения ФГОС ДО и составом рабочей группы по введению ФГОС ДО

На педагогическом совете № 3 от 19.02.2015 г педагоги ознакомилось с комментариями к ФГОС ДО.

Воспитатель Карпова А.М. прошли курсы повышения квалификации (72ч) по теме «Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования»(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)

воспитатель Кузнецова И.В. прошла курсы повышения квалификации (72ч) ««Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)

В апреле-мае 2015 года проведен мониторинг готовности педагогов и ДОУ к введению ФГОС ДО;

На итоговом заседании педагогического совета были подведены итоги I этапа введения ФГОС ДО;

На сайте ДОУ размещена информация по ключевым позициям введения ФГОС ДО.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что все запланированные мероприятия выполнены. Педагогический коллектив, в основном, ориентируется на Стандарт и готов к перестроению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ним.

Ольга Михайловна Матина
Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения

На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО ) . Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют от нас совершенствования образовательного процесса , определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ , который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать . С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование . (Слайд №2)

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования . (Слайд №3)

Основная разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ . Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ .

С 1 января 2014 года вступает в силу Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного . (Слайд № 4)

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации :

в действие федеральных государственных требований

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования »

От 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования »

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Стандарт отражает государственные, социальные и личностные интересы и потребности. (Слайд №5)

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы , в том числе : к структуре основных образовательных программ ; к условиям их реализации ; и к результатам их освоения. (Слайд №6)

Цели стандарта : (Слайд №7)

Повышение социального статуса ДО

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

Обеспечение государственных гарантий уровня

и качества образования на основе единства обязательных требований

Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Задачи Стандарта : (Слайд № 8, №9)

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

в том числе их эмоционального благополучия

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)

3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни , развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей , способностей и состояния здоровья детей

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей .

(Говорю когда листаю слайды № 7, 8, 9 цели и задачи ФГОС )

В соответствии с ФГТ, образовательная программа дошкольного образования должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Стандарт в качестве одного из принципов дошкольного образования провозглашает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений .

Задача Стандарта - объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества - перекликается с одним из принципов ФГТ : обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста .

Преемственность ФГТ и ФГОС ДО мы видим также в определении структурных единиц содержания дошкольного образования . Это образовательные области , соответствующие основным направлениям развития детей. (Слайд № 10)

Если мы сравним ФГТ и ФГОС то мы увидим , что в ФГТ таких образовательных областей 10 , а в Стандарте - 5, но по содержанию образовательные области очень близки. (Слайд № 11)

Хочется также отметить, что изменения произошли не только в образовательных областях , но так- же в документации : (Слайд № 12) 13

Тематическое планирование;

Календарное планирование;

Сетку – расписание непосредственной образовательной деятельности ;

Конспекты непосредственной образовательной деятельности ;

Список литературы

1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» .

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) дошкольного образования .

3. Федина Н. В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

// http://do.isiorao.ru/news/fgos_DO_Fedina.php .

4. Федина Н. В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание . 2008. № 8. – С. 7 – 12

" Внедрение ФГОС в ДОУ"

Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи

Система дошкольного образования переживает серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежат сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

ФГОС стали внедрять все дошкольные учреждения, не исключением стало и наше ДОУ.

Какие же мероприятия по введению ФГОС в ДОУ были проведены в средней группе № 1:

1. Первоначально мы ознакомились с проектом "Введение ФГОС ДО".

2. Прошли обучение в ФГБОУ ВПО "БГПИ" по программам: "ФГОС дошкольного образования: ключевые особенности и механизмы реализации" и "Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога".

Прослушали онлайн вебинары кандидатов педагогических наук изучающих и внедряющих ФГОС ДО.

Участвовали в работе круглого стола по теме: "Введение ФГОС ДО" на общесадовском уровне.

3. Обновили методическую литературу, которая соответствует требованиям ФГОС.

4. Пересмотрели и оформили предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с пятью образовательными областями: художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная, речевая, познавательная.

Выполняя требования по оснащению группы были созданы условия для реализации различных видов деятельности с детьми:

Центр сенсорного развития.

Центр математического развития.

Центр изобразительного искусства.

Центр активности (игровой центр).

Центр «Будь здоров!».

Уголок природы и экспериментирования.

Центр театрализованной деятельности.

Центр развития речи, чтения художественной литературы.

Центр «Маленькие строители»

Центр музыкальной деятельности.

По новым стандартам развивающая среда в группе доступная, содержательная, полифункциональная, безопасная, вариативная, соответствующая возрастным особенностям детей.

Так же нами была пересмотрена развивающая среда участка группы:

Приобрели новую трансформируемую песочницу для игр с песком и водой;

Установили стол с лавочками для настольных игр;

Домик для сюжетно-ролевых и театрализованных игр;

Оформили цветник для воспитания любви к природе, всему живому и формирования трудовых навыков;

Скамейка с навесом - место для уединения, чтения и рассматривания художественной литературы;

Машина - для сюжетно-ролевых игр.

5. В процессе разработки рабочая образовательная программа для средней группы, которая составлена на основе примерной основной образовательной программы, с использованием вариативной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой и основной образовательной программы ДОУ, на основе законов и нормативных актов.

6. Определили целевые ориентиры для проведения мониторинговых исследований достижений воспитанников. Оформляем индивидуальные карты развития воспитанников.

7. Разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты воспитанников.

8. Оформили и пополняем детские портфолио и портфолио воспитателя.

9. Пересмотрели организацию НОД. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

10. Как нам всем известно, свою воспитательно – образовательную работу мы не сможем организовать без наших основных партнёров – родителей. При взаимодействии работы двух структур мы учитываем дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности в воспитании своих детей.

Наша основная задача «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Поэтому мы обязаны были информировать родителей о введении ФГОС ДО. Внедрение ФГОС позволяет организовать совместную деятельность, используя традиционные и нетрадиционные формы работы.

Своих родителей мы информировали о ФГОС:

На общем собрании на тему: «Очень важный разговор»;

Через наглядную информацию (доступную для родителей):

* стенгазета «Федеральный государственный образовательный стандарт»;

* буклеты «Целевые ориентиры дошкольного образования»;

Совместное создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке ДОУ;

Совместные участия в конкурсах, выставках, праздниках, развлечениях;

День открытых дверей. Посещение НОД.

"Мы берём лучшее из прошлого и работаем на будущее.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт