Влияние освещенности рабочего места школьника на зрение. Нормы освещения рабочего места. Анализ результатов анкетирования и медицинских осмотров

20.07.2019

С развитием компьютерных технологий и их доступностью компьютеры прочно прописались в нашей жизни. Это объективный факт. Поэтому стал вопрос, каким образом правильно организовать освещение такого рабочего места, чтобы минимизировать негативное влияние такой работы на зрительную системы человека, ведь как ни крути, а без этого все равно не обойтись.

Данная статья расскажет, почему необходимо правильно организовать подсветку компьютерного рабочего места, особенно для школьников и на что обратить внимание в первую очередь.

Почему важна подсветка компьютерного стола

Практически всю информацию (до 80 %) люди получают через зрение. Поэтому предельно важно беречь свое зрение, чтобы не пропускать важную информацию. Несмотря на высокую эффективность, какой обладают компьютеры, длительная работа за ними приводит к постепенному падению остроты зрения.

Обратите внимание! Наибольшую опасность несоблюдение правил работы за компьютером оказывает на школьников, которые не склонны считаться со своим здоровьем, пока она не даст сбой.

Это негативное влияние можно в определенной степени нивелировать, соблюдая правила работы, а также правильно организовав освещение за компьютером. Если этого не сделать, то в будущем возможно:

  • падение остроты зрения;
  • усталость глаз;
  • зуд и сухость глаз;
  • общее раздражение;
  • падение общего состояния здоровья;
  • боли в суставах;
  • патологические явления в нервной системе, которые проявляются в ухудшении сна, появлении бессонницы и т.д.

В первую очередь начинать организацию освещения необходимо с самого помещения. Оно должно иметь искусственное и естественное освещение. Причем большую роль следует уделять именно естественной подсветки.

Обратите внимание! Не допускается работа за компьютеров в подвальных и полуподвальных помещениях.

Помещение с компьютерами

Эти требования сохраняются как для классных комнат и офисов, так и по возможности, домашних комнат.
Для взрослого человека рабочее место за компьютером должно составлять не меньше 6 м2, а объем – более 20 м3. При этом надлежит учитывать отделку, имеющуюся в помещении на предмет коэффициента отражения. В норме она должна быть:

  • применимо к стенам - 0,5-0,6;
  • применимо к потолку - 0,7-0,8;
  • применимо к полу - 0,3-0,5.

Чтобы создать такой коэффициент отражения нужно применять диффузно-отражающие комплектующие.

Какие варианты подсветки существуют

Освещение рабочего места за ПК всегда должно организовываться с помощью двух типов подсветки:

  • естественное освещение. Оптимальный вариант. Это обусловлено тем, что для наших глаз естественный свет нашего светила является самым оптимальным. Для того, чтобы естественной подсветки были достаточно, необходимо разместить рабочее место вблизи оконных проемов;

Обратите внимание! Под естественным освещением понимается свет, который дает солнце утром, днем и вечером, а также световой поток, которых доходит до земли через тучи.

Естественная подсветка компьютера

  • искусственное освещение. Такой тип подсветки организуется с помощью разнообразных осветительных приборов. Они используются тогда, когда естественной подсветки недостаточно.

Искусственное освещение компьютерного стола

Использование искусственного освещения для рабочего места за компьютером актуально в следующих ситуациях:

  • когда работа за компьютером осуществляется в вечернее и ночное время;
  • когда естественного освещения недостаточно. Такая ситуация может возникнуть в пасмурный день, во время проливного дождя и т.д.;
  • в период, когда световой день короче. Например, в зимние и осенние месяца включать дополнительную подсветку необходимо намного раньше, чем весной и летом.

Кроме этого, искусственное освещение рабочего места за любым компьютером может быть следующим:

  • общим. Для создания такого уровня подсветки используется потолочная система освещения. К примеру, она может организовываться с помощью центральной люстры или точечных светильников, размещенных по периметру помещения;

Общее освещение стола

  • рабочее. В данной ситуации подсветка рабочего места осуществляться настенными, настольными или напольными осветительными приборами (бра, различные лампы, торшеры и т.д.).

Рабочая подсветка стола

Освещение рабочего стола при работе за компьютером максимально полно осуществляется с помощью рабочей подсветки. Но допускается и комбинирования общей и локальной подсветки.

Какие требования нужно соблюдать при организации подсветки компьютерного стола

Существует специальная документация, в которой прописаны все нормативы и нормы, которые следует учитывать при организации освещения при работе за компьютером. К такой специальной документации относиться СНиП. Все нормы здесь приведены в люксах.

Нормы СНиП

Согласно этой документации, для качественной подсветки рабочего места за ПК стоит руководствоваться следующими нормами:

  • естественное освещение, а точнее его коэффициент (КЕО) должен быть не ниже 1,5% — 1,2%;
  • световой поток естественной подсветки должен падать на стол слева;
  • искусственная подсветка должна создавать равномерное освещение общего плана.

При этом на рабочем столе световой поток должен достигать 300-500 люкс. Чтобы достичь такого высокого показателя допускается дополнительное размещение на поверхности стола осветительных приборов настольного типа.
Согласно СНиП, местное освещение должно отвечать следующим требованиям:

  • не продуцировать бликов на плоскости экрана монитора;
  • давать световой поток не менее 300 люкс;
  • ограничение прямой блёскости, исходящей от источника света;
  • яркость светящихся поверхностей, в роли которых выступают различные элементы осветительных приборов, а также оконные стекла, не должна преодолевать предел в 200 кд/м2.

Обратите внимание! Отраженная блескость для рабочих поверхностей может ограничиваться правильным подбором настольных ламп, а также оптимальным их расположением. Причем эти параметры должны соотноситься с естественным источником света.

Кроме этого в данном вопросе существуют следующие требования:

  • яркость бликов, появляющихся на экране монитора, должна быть ниже 40 кд/м2;
  • ослепленность, которая учитывается для светильников, не должна преодолевать предел в 20 кд/м2;
  • еще одним важным показателем является степень дискомфорта. Он для административно-общественных помещениях должен составлять менее 40 кд/м2;
  • яркость между рабочими поверхностями (ее соотношение) не должно быть выше 3:1 - 5:1. При этом данный показатель между поверхностями оборудования и стен и рабочими поверхностями должен быть 10:1.

Руководствуясь всем этим, имеется возможность организовать наилучшие условия для того, чтобы зрительная система во время работы за ПК не перетруждалась. Это позволит человеку, работающим за такой техникой, сохранить свое зрение и общее самочувствие на высоком уровне.

Какие осветительные приборы можно использовать

Главным аспектом в организации подобного освещения, после учета требований, приведенных в СНиП, является правильный выбор светильников. Ведь именно от них напрямую завесит качество светового потока и его положительное или пагубное воздействие на зрительный анализатор человека.
Чтобы создать качественное освещение компьютера во время работы следует использовать определенные светильники, которые оснащены специальными зеркализованными решетками. Такие решетки имеются у осветительных приборов типа ЛПО36.

Лампа типа ЛПО36

Также такие светильники должны быть укомплектованы пускорегулирующими высокочастотными аппаратами. Специалистами рекомендуются в данной ситуации использовать осветительные приборы прямого света с отражающей поверхностью. Под такие требования подходят следующие типы ламп:

  • ЛПО13;
  • ЛСО4;
  • ЛПО5;
  • ЛПО31;
  • ЛПО34.

Все они должны быть оборудованы люминесцентными лампами типа ЛБ, которые предназначены для организации системы освещения внутри помещений.
Кроме люминесцентных источников света допускается применение и ламп накаливания. Сегодня, когда самыми эффективными и выгодными по многим параметрам являются светодиодные лампочки. Их также можно использовать для освещения компьютерного стола.
Все осветительные приборы местной подсветки должны иметь в своём составе непросвечивающийся отражатель.

Дополнительные правила подбора осветительных приборов

Кроме вышеописанных параметров выбора светильников, которые основаны на требованиям нормативной документации (СНиП) можно подобрать наиболее оптимальные лампы для создания местной подсветки. Но это далеко не полный перечень всех параметров, которые должен выполнять светильник. Самым главным дополнительным требованием, которое должен выполнять светильник является его небольшие габариты при высоких показателях мощности.

Лампа-трансформер

Считается, что самым оптимальным вариантом будет покупка многофункциональной лампы на гибком держателе. Наличие у осветительного прибора функции трансформера позволит вам регулироваться высоту подачи светового потока или закрепить его на углу стола, где он не будет мешать проведению основных манипуляций, связанных с компьютером и офисным оборудованием.
Стоит помнить, что в выборе источника света можно руководствоваться не только требованиями, указанными в СНиП, но и собственными пожеланиями. Это в основном касается выбора цветовой температуры.

Цветовая температура светового потока

Кому-то более приятен холодный оттенок, а кому-то – теплый. Если вы не будете сочетать свои пожелания с имеющимися требованиями, то вам вряд л удастся создать качественное освещение своего места за ПК, чтобы оно идеально удовлетворяла ваши персональные потребности.

Как стоит размещать осветительные приборы над столом

Над рабочей поверхностью светильники стоит размещать в виде прерывистых или сплошных линий. Они должны размещаться сбоку и быть параллельными для зрения. Также нужно учитывать возможность изменения положения монитора во время его эксплуатации.

Вариант размещения лампы

Также допускается периментальное расположение светильников. Но при этом должна создаваться осветительная зона над поверхностью стола. Причем свет от нее должен большей частью падать на передний край рабочей поверхности.

Обратите внимание! Обязательно необходимо соблюдать защитный угол для ламп. Он должен быть не меньше 40 градусов.

Помните, что какой бы вариант размещения светильников вы бы ни выбрали, они не должны мешать вам выполнять вашу работу и не ослеплять в процессе своего функционирования.

Заключение

Взявшись правильно оформить место работы за ПК, нужно брать во внимание множество факторов и нюансов. Если за ПК вы работаете постоянно, то к этой задаче необходимо подходить ответственно. Только в такой ситуации подсветка компьютерного стола будет отвечать всем вашим пожеланиям, а также отвечать имеющимся в специальной документации требованиям.

Зрение – это бесценный дар, подаренный нам природой. «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира», писал А. М. Горький. Человек с помощью зрения получает 90% информации. Быстрое ухудшение зрения - одна из самых серьезных проблем во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения состояния здоровья детей в России – серьезная проблема. Пик ухудшения состояния здоровья ребенка приходится как раз на школьный период от 7 до 17 лет. Среди первоклассников нарушение зрения имеют 4% детей, а среди выпускников уже 40%.

Факторов, которые приводят к нарушению зрения достаточно много. Важнейшее значения для гигиены зрения имеет правильное освещение. Постоянный недостаток света при работе может привести к нарушению зрения. Так как ученики проводят большую часть дня в школе, где влияние компьютера и телевизора сведено до минимума, мы предположили, что недостаточная освещенность школьных помещений может быть причиной ухудшения зрения школьников. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Цель работы: Провести гигиеническую оценку естественной и искусственной освещенности классов и соответствие их нормам СанПин.

Задачи:

  1. Проанализировать данные по заболеваниям органов зрения среди учащихся школы по результатам медицинских осмотров;
  2. Провести анкетирование среди родителей и учащихся по вопросам причин нарушения зрения;
  3. С помощью расчетных методов определить уровень естественной и искусственной освещенности в классах и сравнить их с гигиеническими нормами;
  4. Сделать выводы по результатам исследования;
  5. Разработать практические рекомендации по профилактике заболеваний органов зрения для учащихся, родителей и педагогов.

В качестве объекта для своих исследований мы выбрали кабинеты 215, 216, 214, 409, 404,115,116. Предметом исследования является уровень искусственного и естественного освещения.

Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы :

  • теоретический – анализ литературы по данной проблеме;
  • анкетирование;
  • статистическая обработка данных медицинских осмотров;
  • расчетные методы определения уровня естественной и искусственной освещенности.

1. СТРОЕНИЕ И НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Проанализировав данные ежегодных медицинских осмотров в нашей школе мы обнаружили, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих те или иные нарушения зрения (Таблица 1).

Таблица 1. Показатели нарушения зрения по школе в сравнении с городскими показателями

Самым распространенным видом нарушением зрения у учеников нашей школы является близорукость (8-10%).

Приведенные цифры свидетельствуют о том, зрение школьников ухудшается. Чтобы рассмотреть причины такой ситуации нами были изучены различные источники, в том числе и интернет. Среди ведущих факторов, приводящих к нарушению зрения были выделены следующие:

  • Длительное пребывание у телевизора или за компьютером;
  • Нарушение гигиены зрения (чтение лежа или в транспорте, компьютерные игры);
  • Неполноценное питание (нехватка в рационе овощей, содержащих витамин А, который входит в состав зрительного пигмента);
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение режима освещенности рабочего места.

Для изучения мнения родителей по данному вопросу мы провели анкетирование. Всего в опросе принимали участие 38 родителей учеников с 5по8 класс. На диаграммах показано распределение результатов.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования родителей

Из диаграмм видно, что по мнению родителей до школы у большинства детей не было проблем со зрением, а за период обучения в школе у многих зрение ухудшилось. Среди факторов, которые могут стать причиной нарушения зрения 94% родителей выделили вредное влияние компьютера и телевизора, наследственную предрасположенность -30% и недостаток освещенности -27%.

Примерно такие же результаты получены и при опросе учеников 9 классов (Таблица 2).

Таблица 2. Результаты анкетирования учащихся

Количество опрошенных

Нарушение зрения

до школы, %

Нарушение зрения

за период обучения, %

Да

Нет

Да

Нет

Из таблицы видно, что сами школьники считают, что зрение за период их обучение в школе ухудшилось. Факторами, влияющими на зрение большинство также отметили влияние компьютера (52%), наследственность (19%), плохое освещение (29%). Кроме этого ученики высказали свое мнение и отметили причинами ухудшения зрения белый цвет школьной доски в некоторых классах, который вызывает перенапряжение и усталость глаз.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОСВЕЩЕНИЯ И МЕТОДОВ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Существует три типа освещения помещений естественное, искусственное и комбинированное.

Естественное освещение - освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

Ориентировочными показателями о состоянии естественной освещенности являются световой коэффициент и угол падения.

Световой коэффициент – это отношение площади световой (застекленной) поверхности всех окон к площади пола. Нормы для классов ¼-1/5.

Угол падения показывает, под каким углом падают лучи света на рабочую поверхность (парту). Чем больше угол, тем лучше освещенность. В данной работе измерение угла падения проводили на 4 парте в среднем и самом удаленном от окна ряду. Для определения угла падения определяют высоту стола, на окне делают отметку найденной высоты и определяют расстояние по горизонтали до центральной точки рабочего места(а) и по вертикали –до верхнего края окна(в). Отношение угла падения. С помощью таблицы натуральных значений тригонометрических функций определяют угол падения. В норме угол падения 27 ο на самом удаленном от окна рабочем месте.

Для прямого определения уровня освещения используют люксметр, с помощью которого определяют коэффициент естественной освещенности (КЕО). Это отношение естественной освещенности в данной точке помещения (е) к одновременно замеренной горизонтальной освещенности на открытом месте (Е). Для определения КЕО замеряют освещенность на самом удаленном от окна рабочем месте и снаружи в защищенной от прямых солнечных лучей точке. Измерения проводят одновременно. Минимальный КЕО в классах не должен быть менее 1,25%.

КЕО= е/Е х100%

Искусственное освещение - освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп - люминесцентных или накаливания.

Для расчета искусственной освещенности определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами.

Удельная мощность - это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м 2 площади помещения. По гигиеническим нормам на 1 м 2 площади необходимо 25 Вт.

Удельная мощность определяется по формуле:

Р= W*n/ S пола ,

где W- мощность лампы, n- количество ламп, S –площадь пола.

При переводе данной величины в люксы удельную мощность необходимо умножить на коэффициент V, который для люминесцентных ламп равен 12.5. Уровень фактического искусственного освещения данной площади рассчитывают по формуле:

ФИО= n* W,

где W- мощность лампы, n- количество ламп.

Для определения величины гигиенической нормы необходимо площадь помещения умножить на заданную нормативами величину удельной мощности.

Комбинированное освещение - освещение, при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным.

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

1) расположение здания и ориентация окон;

  1. достаточный коэффициент естественной освещенности

З) достаточный световой коэффициент (Кс);

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

  1. Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

(чистота окон).

  1. Окраска интерьера помещения;
  2. Расстановка и окраска мебели;
  3. Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.

4. РАСЧЕТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ

Для расчета уровня естественного освещения определяли ориентацию окон кабинетов, площадь застекленной поверхности, площадь пола, световой коэффициент, угол падения на самом удаленном от окна рабочем месте. Полученные данные сравнивали с установленными нормами. Результаты расчета представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень естественной освещенности классов

№ кабинета

S пола, м 2

S окон, м 2

Кс

Норма

0.20-0.25

Угол падения, 0

Норма 27 ο

0.14

Ниже нормы

Ниже нормы

10.5

0.20

В пределах

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.19

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

Из таблицы видно, что световой коэффициент во всех кабинетах ниже установленной нормы. Расчет угла падения проводился на самом удаленном от окон ряду на 4-5 парте. Во всех случаях угол падения также значительно ниже нормы. Это говорит о том, что на партах удаленных от окна освещенность рабочего места значительно хуже, чем у окна. В соответствие с гигиеническими нормами необходимо м енять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели . Это правило у нас в школе соблюдается не так часто. Большинство учеников из года в год сидят на одном и том же рабочем месте.

Также необходимо следить за санитарным состоянием окон, т.к запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи, что также не соблюдается.

5. РАСЧЕТ ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ

Для освещения классов применяются люминесцентные лампы Radium NL-T8 36W/765мощностью 36 Вт. Осветительные установки располагаются в 2 ряда. В каждой установке предусмотрено по 2 лампы. Согласно техническим характеристикам, указанным на упаковке, световой поток ламп составляет 2500 люменов. Срок горения рассчитан на 13000часов.

Для расчета искусственной освещенности мы определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели искусственной освещенности кабинетов

№ кабинета

Площадь, м 2

Количество ламп, шт.

Удельная мощность лампы, Вт/м 2

ФИО, Вт

Гигиеническая норма для данной площади

1225

13.8

1300

13.8

1300

15.0

1200

13.8

1300

13.8

1300

13.8

1300

Удельная мощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м 2 площади помещения. По гигиеническим нормам удельная мощность для люминесцентных ламп составляет 25 Вт на 1 м 2 площади. Искусственное освещение определяется как произведение удельной мощности (по нормативам) на площадь класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется как число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

Расчеты показывают, что уровень естественного и искусственного освещения не соответствует нормам, поэтому освещение классов должно быть комплексным. Особенно недостаток освещения проявляется в осенне-зимней период, когда уровень естественного освещения недостаточен. Кроме этого на уровень искусственного освещения влияет санитарное состояние осветительных приборов и срок службы ламп.

ВЫВОДЫ

Основываясь на полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Зрение школьников за период обучения в школе ухудшается из года в год, о чем свидетельствуют данные медицинской службы школы;

2. По данным анкетирования родителей и учащихся причинами нарушения зрения являются влияние компьютера и телевизора, а также плохое освещение рабочих мест;

3. Расчеты показали несоответствие уровня как искусственного, так и естественного освещения нормам, установленным по СанПин. В течение дня естественное освещение дополняется искусственным. Уровень освещения классов в осенне-зимней период является недостаточным, особенно по утрам и во второй половине дня, когда на улице темно;

4. В соответствие с гигиеническими нормами необходимо м енять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели.

5. Косвенными показателями, влияющими на освещенность помещений является санитарное состояние окон и плафонов, поэтому необходимо более жестко контролировать их чистоту;

6. Излишнее переутомление глаз практически не компенсируется с помощью гимнастики для глаз, поэтому медицинской службе школы и учителям необходимо проводить физкультминутки, чтобы научить детей правильно выполнять упражнения для снятия утомления для глаз.

Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам. Хотя лампы дневного света обладают спектром близким к естественному, но естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение , отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройства зрения.

Проведя исследование освещения школьных помещений, мы пришли к выводу, что недостаток освещенности может быть одной из причин нарушения зрения школьников и учителей. В связи с этим мы предлагаем следующие рекомендации:

  • Установить в каждом кабинете ….. для гимнастики глаз;
  • Менять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели;
  • Проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
  • на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (Приложение1);
  • Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: «Глобус», 2008.- 124с. Основы экологии.
  2. Обухова В.А., В.Б. Сапунова: Учебник для 9 класса средней школы к курсу «Человек и окружающая среда» -СПб: Специальная литература, 1998.

Излучение, воздействующее на орган зрения и тем самым вызывающее ощущение света, называется областью оптических (видимых) излучений. Эта область находится в пределах от 380 до 760 нм. Область видимых излучений с длиной волны до 380 нм граничит с ультрафиолетовым излучением и свыше 760 нм - с инфракрасным излучением.

В зависимости от длины волны излучения глаз человека ощущает тот или иной цвет. Как следует из рис. 4.1, глаз человека наиболее восприимчив к цвету, соответствующему длине волны 500...580 нм.

Рис. 4.1. Кривая чувствительности глаза к свету различной длины волны

Воздействуя на глаза, свет тем самым влияет на весь организм человека, включая центральную нервную систему. Излучения с длиной волны от 380 до 450 нм образуют зону угнетения, а в пределах от 650 до 760 нм - раздражения. При неудовлетворительном освещении зрительная способность глаз снижается, и у человека могут появиться такие глазные болезни, как близорукость, ожоги от света, резь в глазах, катаракта, а также головные боли. Кроме того, неудовлетворительное освещение часто служит причиной производственного травматизма.

Наличие резких теней в рабочей зоне нарушает постоянный уровень приспособляемости глаз к изменению яркости, т.е. нарушает адаптацию - свойство глаз приспосабливаться при переводе взгляда от светлого к темному, и наоборот.

Полное время, необходимое на адаптацию глаз от светлого к темному, 4…5 мин, а от темного к светлому - 1…10 мин. По гигиеническим условиям для глаз предпочтительнее естественное освещение.

Глаз человека лучше всего приспособлен к естественному освещению. При недостаточном естественном освещении или при его отсутствии применяют осветительные установки, которые обеспечивают возможность нормальной жизнедеятельности людей. Более того, искусственное освещение решает ряд задач, вообще недоступных естественному освещению. От особенностей устройства искусственного освещения, кажущихся иногда незначительными, во многом зависят и производительность труда, и безопасность работы, и сохранность зрения, и архитектурный облик помещения.

Одним из факторов, определяющих условия труда на рабочих местах производственных помещений и открытых производственных площадок, является правильно организованное освещение рабочих мест или благоприятный световой климат помещений и рабочих мест на открытых производственных площадках. Освещение, выполненное в соответствии с нормируемыми показателями, не только влияет на производственные показатели: повышает производительность труда, качество продукции и выполняемой работы, но и существенно снижает возможность неправильных или опасных операций.


Основными светотехническими величинами, применяемыми для расчета освещения, являются:

1) величины, характеризующие источник света: сила света (кандела, кд), световой поток (люмен, лм);

2) величины, характеризующие освещаемую поверхность: - освещенность (люкс, лк), яркость (кд/м 2).

Сила света I - основная светотехническая величина; единица ее измерения - кандела (кд). Кандела - сила света, испускаемого с поверхности площадью 1/600000 м 2 полного излучателя в перпендикулярном направлении при температуре излучателя, равной температуре затвердевания платины (2042 К) при давлении 101 325 Па.

Световой поток F - произведение силы света точечного источника на пространственный угол w (в стерадианах), в котором световой поток распространяется, т. е. F=I w. Единица светового потока - люмен (лм). Люмен - световой поток в телесном угле в 1 стерадиан при силе света 1, равной 1 кд.

Освещенность E - отношение светового потока к площади, на которую он падает. Единица освещенности -(лк). 1 лк=Г лм/м 5 . Освещенность измеряется люксметрами.

Яркость В поверхности источника света - отношение силы света к площади поверхности источника света. Яркость измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м 2). Яркость - светотехническая величина, на которую непосредственно реагирует глаз. При обычных условиях (без светозащитных очков) яркость 3×10 4 кд/м 2 является слепящей и вредно воздействует на зрение; гигиенически приемлема яркость до 0,75×10 4 кд/м 2 .

Мероприятия, направленные на организацию охраны труда, применяются в учреждениях и на предприятиях повсеместно. Каким бы это ни казалось нелепым, но и техника безопасности на рабочем месте за компьютером также требует пристального внимания к себе. Конечно, ее нарушения не приведут к трагическим последствиям, но вред здоровью неправильное оснащение рабочего места принести может.

Как понять, что ваше рабочее место за компьютером организовано неправильно?

Существует несколько факторов, испытав которые на себе, можно понять, что пора менять свои привычки и создавать правильное рабочее место за компьютером. К таким факторам относят:

  1. Покрасневшие и слезоточивые глаза в конце рабочего дня.
  2. Жжение в глазах.
  3. Сильные головные боли.
  4. Снижение зрения.
  5. Утомляемость.
  6. Раздражительность.
  7. Бессонница.
  8. Боль в шее, руках и пояснице.

Возможны и другие индивидуальные симптомы.

Кодекс по трудовым отношениям не регламентирует работу трудового персонала за компьютером. Где же искать поддержку? Куда обращаться гражданам, которые каждый день часы проводят за данным прибором? Защиту следует искать в санитарных нормах рабочего места за компьютером. Эти нормы специально разработаны для данной категории работников и направлены на поддержание их эмоционального и физического здорового состояния.

Что же мы делаем не так? Основные ошибки в организации рабочего места

Можно выделить следующие нарушения охраны труда при работе за компьютером:

  1. Недостаточная площадь помещения, где размещается компьютер.
  2. Неправильный температурный режим в помещении или повышенная влажность.
  3. Работа без перерывов на отдых.
  4. Несоблюдение освещения помещений и рабочих мест.
  5. Неспособность работника снимать сильное психоэмоциональное напряжение.
  6. Неправильная самопроизвольная расстановка техники в рабочем помещении.
  7. Высокий уровень низкочастотных магнитных полей, исходящих от мониторов.

Как должно быть освещено рабочее место?

Освещение рабочего места за компьютером играет важную роль в комплексе мероприятий по охране труда. Глаза не должны страдать от яркого света или, наоборот, от затемнения. Глазам должно быть удобно.

Монитор не следует располагать задней стороной к окну. Нежелательно, чтобы при работе за компьютером дневной свет из окна был направлен пользователю в глаза.

Если вы используете защитные очки или просто носите обычные окуляры ввиду плохого зрения, то позаботтесь о том, чтобы их стекла всегда были идеально чистыми.

Правильное освещение рабочего места за компьютером поможет сохранить ваше хорошее зрение.

Как правильно организовать рабочую зону вблизи компьютера?

Представте, как обычно за столом вы читаете книгу, так вот монитор следует расположить от лица немного дальше этого расстояния. Верхний край экрана следует наклонить так, чтобы он располагался немного ниже глаз или на уровне с ними.

Если работа идет попеременно с бумагами и компьютером, листы следует расположить поближе к монитору, чтобы избежать долгих и частых переводов взгляда с листов на экран и обратно.

Освещение рабочего места за компьютером должно быть таким, чтобы на экране монитора не возникали блики. Используйте в качестве источников света хорошие современные светильники, позволяющие хорошо освещать рабочую площадку.

В комнате, где располагается компьютер, не допустимы темные или холодные оттенки стен. Цвета должны быть теплыми и успокаивающими. Это желтая, лимонная, персиковая, бежевая цветовые гаммы. Сочетание правильного цветового решения и хорошего освещения рабочего места за компьютером защитит ваши глаза от перегрузки, и под конец рабочего дня вы заметите, что глаза не выглядят такими уставшими и покрасневшими, как обычно.

Основные требования к освещению рабочей зоны

Требования к организации рабочего места за компьютером включают в себя следующие положения:

  1. В комнате, помимо искусственного света, должно присутствовать естественное освещение.
  2. Освещенность не должна вызывать чувство дискомфорта.
  3. Каждое рабочее место должно быть освещено индивидуально, чтобы человеку было комфортно под себя регулировать свет.
  4. Недопустимо присутствие негативного влияния на зрение человека.

Виды освещения

Естественное освещение представлено тремя типами (боковое, верхнее, комбинированное). То, какой тип присутствует в определенном помещении, зависит от местонахождения световых проемов (окон). Этот свет лучше всего подходит для человеческих глаз, поэтому при проектировании зданий особое внимание уделяют месторасположению окон.

Естественный свет благоприятно влияет на человека. При достаточном его количестве улучшаются обменные процессы в организме, налаживается деятельность нервных процессов, люди испытывают положительные эмоции, им легче дышать. Все это приводит к увеличению производительности труда.

Искусственное освещение применяют для замены естественного в темное время суток или при недостатке дневного света в помещении. Использовать в помещении, где располагаются компьютеры, необходимо не только общее освещение, но и локальное на каждом столе.

На работах, которые требуют повышенной точности и внимания, используют совместное освещение.

Естественное освещение зависит от конструкции здания и количества оконных проемов, а искусственное контролируется энергетическими компаниями.

Как может быть освещено рабочее место искусственно?

Для создания искусственного освещения используют разнообразные лампы.

Теряют свои позиции лампы накаливания. Люди отдают все большее предпочтение светодиодным устройствам, так как их свет схож с естественным освещением, и приносящим экономию люминесцентным.

Виды светильников

Для освещения рабочей зоны за компьютером используют следующие виды светильников:

  1. Для направленного освещения рабочей зоны используют светильники прямого света.
  2. Световой поток направляется вверх, тем самым создавая равномерное освещение рабочей зоны, у светильников отраженного света.
  3. Специальные плафоны, способствующие рассеиванию света по всем сторонам, имеются у светильников рассеянного света.

Светильники могут быть встроенными, потолочными, напольными, настольными и настенными.

Встроенные и потолочные устройства освещают все помещение, а напольные, настенные и настольные прекрасно подходят для регулировки света непосредственно в компьютерной зоне.

Комбинируя несколько светильников, можно добиться оптимальных условий труда для всего коллектива.

Какое освещение выбрать для рабочей зоны непосредственно у компьютера?

Расчет освещения сводится к выбору необходимой системы освещения, локальных светильников и их количества.

Идеальным вариантом освещения рабочей зоны является естественное, но при его недостаточном количестве следует использовать светодиодные или галогенные лампы, которые устанавливают на расстоянии в полметра от монитора.

Свет от лампы не должен падать на глаза работнику и на монитор. Освещение должно быть рассеянным, направленный свет будет действовать раздражающе.

Цвет освещения должен быть равномерно желтым, который максимально приближен к естественному свету.

Идеальный вариант для освещения рабочей зоны - шарнирные светильники. Они помогают регулировать направление светового потока, что очень удобно.

Как выбирают местное электрическое освещение?

Существуют законодательно закрепленные документы, в которых прописываются необходимые нормативы освещения рабочего места за компьютером. К этой документации относят санитарные нормы и правила.

В помещении, где располагаются компьютеры, должно быть равномерное освещение. Световой поток на рабочем столе должен быть от 300 до 500 люкс. В специально разработанных нормах и правилах норма освещенности представлена в люксах (лк).

Искусственное освещение в рабочей зоне должно соответствовать следующим правилам:

  1. Не создавать на экране монитора блики.
  2. Давать поток света не ниже указанной нормы в 300 лк.
  3. Яркость элементов, входящих в состав осветительных приборов, не должна быть больше предела в 200 кд/м 2 .

Руководствуясь вышеуказанными нормами освещенности, можно создать прекрасные условия для работы за компьютером и при этом не навредить зрительной системе.

Расчет освещения производят на основе определения фактической освещенности рабочей зоны имеющимися светильниками. При этом сопоставляют фактическую освещенность с ее нормативным значением.

Что делать, если на рабочем месте отсутствует естественное освещение?

Если в рабочей зоне будет полностью отсутствовать дневной свет, то такие обстоятельства будут способствовать существенному подрыву здоровья.

Если же все-таки такое рабочее место существует, то необходимо проводить ряд профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда:

  1. Рабочие часы необходимо сократить.
  2. При размещении искусственного (электрического) освещения правильно пользоваться расчетом необходимого света, нормативами и правилами в этой области.
  3. Стены, пол и потолок в помещении должны иметь светлые оттенки.
  4. Для обогащения светового потока рекомендуется использовать дополнительное UV-излучение.
  5. Приложить все усилия и использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы перевести рабочий коллектив в помещение с естественным освещением.

Тот работодатель, который стремится улучшить качество труда своего персонала, всегда получит хорошую производительность труда. Несоблюдение вышепрописанных требований приведет к психоэмоциональным расстройствам внутри коллектива, потере зрения работниками, ухудшению их здоровья и, соответственно, поспособствует снижению производительности.

Как должно быть освещено место школьника?

В учреждениях образования все рабочие места освещены в соответствии с нормами и правилами. А как же правильно организовать рабочую зону в домашних условиях?

  1. Компьютерный стол должен стоять сбоку по отношению к оконному проему.
  2. Лампы, которые освещают рабочую поверхность, должны быть мощными (минимум 60 Вт).
  3. Свет, падающий от настольной лампы, должен иметь желтый оттенок.
  4. Идеальным вариантом в использовании будут светодиодные лампы.
  5. Помимо локального освещения, в комнате должно присутствовать хорошее общее освещение.
  6. При отсутствии местного освещения, необходимо приобрести настольную лампу.

Следите за здоровьем своих детей, пользуйтесь всеми советами по организации освещения рабочей зоны. Не забывайте, что пренебрежение основными правилами ведет к болезням зрительного аппарата.

Несколько заключительных слов

Подведем итоги и расскажем еще о нескольких рекомендациях по правильному освещению рабочей компьютерной зоны.

  1. Не забывайте: сильно яркий свет может привести к стрессу и быстрой утомляемости, а, наоборот, приглушенный заставит глаза напрягаться, что приведет к слезотечению, жжению и покраснению.
  2. Вокруг рабочей зоны, помимо локального освещения, должен быть комфортный фон общего освещения. Идеально, если это будет рассеянный свет.
  3. Используя комбинированное освещение, не забывайте о том, что рабочая зона должна быть выделена светом в несколько раз сильнее, чем другое пространство в помещении.
  4. Нельзя ставить настольную лампу на уровне глаз. Пускай она будет немного выше него или ниже. Лучше она будет располагаться у вас за спиной, но при этом не должны образовываться тени.
  5. Компьютерные столы лучше приобретать светлых оттенков.
  6. Не следует садиться спиной к окну, лучше всего сесть к нему боком.

Влияние недостатка освещения на развитие близорукости

Введение

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки происходит нарушение зрения – возникает близорукость.

2. Сущность близорукости

Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.
Близорукость бывает истинной и ложной. Истинная близорукость связана с увеличением передне-заднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов нет.
Причинами развития истинной близорукости могут быть и слабость аккомодационной мышцы (врожденная или приобретенная), и податливость оболочек глаза к характерному растяжению у ослабленных, часто болеющих детей, и наследственность.

Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной мышцы глаза при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в глазах.
Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, – все это помогает сохранить здоровое зрение.

3. Значение освещения как фактора гигиены зрения

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие миопии.
Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устраниить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты.
Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт.
Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

4. Цель и задачи работы

Целью работы было изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. При этом были поставлены следующие задачи:

– изучить освещение рабочего места учащихся начальных классов, за каждым из которых обычно закреплено свое постоянное место;
– пронаблюдать динамику развития миопии у учащихся начальных классов;
– изучить освещение рабочего места учащихся 5-го класса, занимающихся по кабинетной системе;
– продолжить наблюдать динамику развития миопии у учащихся, перешедших из начальной школы в 5-й класс.

Ход работы

1. Объекты исследования

Объектами исследования были классная комната начальной школы и ряд кабинетов, в которых занимаются старшеклассники: № 3 – английский язык; № 6 – математика; № 7 – русский язык; № 26 – биология; № 8 – рисование.
Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Мебель соответствует росту учащихся, цветовое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые и голубые тона). Использованы матовые краски, что снижает отражение солнечных лучей и возникновение бликов, оказывающих слепящее и утомляющее воздействие на глаза. Кубатура кабинетов также отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Методика работы

При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 3, 5, 7 и 9-го рядов. Измерения проводили при помощи люксметра Ю 116. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ.
В течение почти 4 лет (с 1988 по 2002 г.) отмечали случаи проявления миопии у 20 лицеистов одного класса. За это время они проучились 3 года в начальной школе и перешли в 5-й класс.

3. Результаты

Результаты измерения освещенности приведены в таблице. (К сожалению, автор не указывает ни условий (месяц, время суток, наличие включенных светильников), ни общего числа повторных измерений в каждой точке. Это в значительной степени обесценивает полученные результаты, переводя проделанную работу в разряд чисто учебных. – Ред. )

Из этих данных видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ во всех кабинетах, кроме комнаты начальных классов.
На начало 1998-1999 уч. г. в выбранном для наблюдения первом классе никто из 20 учащихся близорукостью не страдал. В группе риска – по наследственности – находилась Маша Т. В конце этого учебного года у Юли Р. и Оли П. была обнаружена ложная миопия, а у Вити К. – миопия слабой степени.
В 1999–2000 уч. г. миопия проявилась у четвертого ученика в классе – Маши Т., входившей в группу риска.
К концу 2000–2001 уч. г. ложная миопия выявлена у Андрея П.
Таким образом, за три года обучения в начальной школе признаки близорукости были обнаружены у 5 учащихся из 20.

На 1 февраля 2002 г., после почти 5 месяцев обучения в 5-м классе (кабинетная система), новых случаев близорукости в классе отмечено не было. Рецидивов ложной миопии у Юли Р. и Оли П. не наблюдалось, а миопия у Вити К. и Маши Т. не прогрессировала.

Заключение

Исходя из полученных результатов и учитывая примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах (Мичуринский лицей – школа полного дня, т.е. дети находятся в школе с 7.30 до 18.30), мы решили, что близорукость самым тесным образом связана с освещенностью в кабинетах. Для профилактики близорукости в сложившихся условиях можно рекомендовать:

– улучшить освещение в кабинете начальных классов;
– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;
– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и чернила;
– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение).

Приложение

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Литература

Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., 1974. С. 3–10.
Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, 1975. С. 11–12.
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина, 1987.
Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.
Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970.
Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, 1969.
Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.
Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, 1978.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт