Виды психотерапии. В помощь начинающим: виды психотерапии Психотерапия и ее виды для детей

13.06.2019

Психотерапия - это специально составленная система воздействия на психику человека в лечебных целях. Она является особым видом межличностного взаимодействия, в котором больному оказывается необходимая профессиональная помощь различными психологическими средствами, часто с дополнительно назначенными лекарственными препаратами.

Важным условием для эффективности лечения при помощи психотерапии является контакт между больным и психотерапевтом. Умение врача чувствовать и сопереживать, правильно оценивать эмоциональное состояние больного создает необходимую атмосферу для успешного лечения, которая способствует выздоровлению.

Основные виды психотерапии в психологии

Психотерапию делят на несколько видов:

Личностно-ориентировочный;

Гипносуггестивный;

Рациональный;

Аутогенная тренировка

Поведенческий.

1. Личностно-ориентировочная направляется на осознание больным непосредственных причин болезни, а также корректирует неадекватные реакции и поведение.

2. Гипносуггестивную проводят при помощи внушения, которое в полной мере проявляется при гипнозе, то есть переходящем состоянии сознания, которое отличается от бодрствования и сна. Гипноз возникает при словестном или несловесном воздействии. Для этого используется ряд приемов.

3. Рациональную в лечебной практике применяют наиболее широко. В нее включаются приемы эмоционального воздействия, внушения и логической аргументации.

4. Аутогенная тренировка отличается от гипносуггестивного вида более активным участием самого больного в процессе лечения. Ее применяют для повышения реализации возможностей личности и организма. Основной элемент в ней – мышечная релаксация.

5. Поведенческая направляется на устранение симптомов самой болезни и изменение повеления, которое закрепляется привычками.

Хотя детский психотерапевт работает с ребенком, клиентом все же считается родитель. Это принципиальное отличие от работы с взрослым. Взрослый приходит сам и сам несет ответственность. Ребенка же, как правило, приводит родитель, на нем и лежит ответственность. Даже юридически детская психотерапия возможна только с согласия родителя или опекуна.

К тому же, ребенок не живет самостоятельно, отдельно. Все, что с ним происходит, происходит в каком-то семейном контексте. Потому детская психотерапия не может быть по-настоящему успешной без сотрудничества с родителями, которые должны понимать, что происходит с их ребенком. А для терапевта разговор с родителем позволяет понять меняется ли что-то за пределами терапевтической сессии. Периодически нужно «сверять карты».

При этом есть задача сохранения конфиденциальности. Я не рассказываю какие-то конкретные вещи родителям, я беседую с ними о смысле того, что происходит. Часто я даже не рассказываю о тех играх, в которые мы играем.

Пока родители, так или иначе, справляются сами, психотерапевт им не нужен. Приходят тогда, когда чувствуют растерянность, бессилие. Бывают плохие родители, асоциальные семьи. Но эти люди добровольно к детскому психотерапевту не приходят. А те, что приходят – это люди, которые заинтересованы в своем ребенке, даже если они сильно злятся на него. Эта злость не от холодного расчета, а от бессилия и от боли.

Обращаются по поводу страхов, тревожности у ребенка. Это, действительно, сфера психотерапевта, он может помочь. Хотя иногда требуется совместная работа с неврологом, но грамотный психотерапевт это увидит и направит на параллельное обследование к врачу.

Поведенческие проблемы тоже полезно решать с помощью психотерапии. Агрессивное поведение, трудности в общении у ребенка. С этим можно и нужно работать.

Обращаются и с проблемами в учебе. Но психотерапевт не будет заниматься интеллектуальной сферой, смотреть память или внимание ребенка, для этого есть другие специалисты. Психотерапевт скорее будет искать, что ребенку мешает учиться хорошо, о чем говорят его проблемы в школе.

Еще приходят, когда ребенок никак не заговорит, хотя логопед и невролог не видят никаких препятствий. Часто за этим стоят причины психологические. Например, когда ребенку не с кем говорить в семье или незачем.

Психотерапевт может заниматься и психосоматическими проблемами. Например, врачи говорят, что около половины случаев энуреза не имеют под собой физиологических причин, и надо разбираться с психологическими. Это может быть гастрит, астма, еще какие-то заболевания. Если обследования ничего не показывают на уровне тела, полезно поискать причины на уровне психики.

Психотерапевтическая помощь может быть полезна ребенку, попавшему в сложную жизненную ситуацию (развод родителей, потеря близких, тяжелой болезни или физической травмы самого ребенка или кого-то из близких).

За каждым запросом стоит индивидуальная ситуация. Поэтому эти первоначальные запросы довольно быстро отходят на второй план. Мы имеем дело каждый раз с абсолютно уникальным случаем, с которым и надо разбираться. Психотерапевт, по сути, всегда делает одно и то же. Он сопровождает человека в его переживаниях, работает с эмоциональной сферой. А внешне эти эмоциональные проблемы могут выглядеть как поведенческие, как интеллектуальные, как сложности в общении и так далее. Специалист может помочь адаптироваться к каким-то особенностям ребенка, если их нельзя изменить – какая-то болезнь или, например, заикание. Он научит ребенка жить с этим, не замыкаться на своей особенности.

Я не воспитываю ребенка, не меняю его, а поддерживаю, ищу вместе с ним способы, как он смог бы стать более живым и более успешно общаться с окружающими. Я работаю в недирективном ключе, предпочитаю следовать за тем, что делает ребенок и поддерживать в нем сильные части – выражение чувств, осмысление.

Психотерапевты обычно не уделяют много внимания какой-либо формальной диагностике, как, например, это делают нейропсихологии или логопеды. Вся диагностика происходит в режиме беседы, наблюдения. Просто есть какие-то точки, на которые психотерапевт обращает внимание на первых встречах. В целом, схема работы может быть очень разной, это зависит и от личности психотерапевта, и от его профессиональных предпочтений. Первая встреча проводится совместно с ребенком и родителем. Или может быть только с родителем. Я всегда спрашиваю родителя, хочет ли он встретиться со мной отдельно прежде, чем привести ко мне ребенка, есть ли у него что-то, о чем он хочет поговорить со мной один на один. Я расспрашиваю на первой встрече все очень подробно о жизни ребенка – как он родился, каким по счету был ребенком в семье, что происходило и происходит в семье, об отношениях между родителями и так далее.

Обычно приходит мама. Но последнее время чаще стали приходить оба родителя, что гораздо лучше, это ведь всегда два разных взгляда. К тому же, сразу на этой встрече можно решить, нужна ли какая-то помощь им (речь идет о семейной терапии), или сложности, которые заставили их ко мне обратиться, связаны именно с ребенком.

Дальше идет первая встреча с ребенком, где работа ведется уже с ним. Но она тоже чаще всего проводится в присутствии родителя (если ребенок младше 5 лет, то родитель и на последующих встречах всегда присутствует). Ребенка я обязательно спрашиваю, как он сам видит ситуацию, которую описывает родитель. На этих первых встречах мы заключаем своеобразный контракт. Договариваемся о том, с чем будем работать дальше, к чему стараться прийти.

На встрече я могу предлагать что-то ребенку – какое-то упражнение или игру. Но если он откажется, я не буду настаивать, а попробую решить эту задачу как-то иначе. Детский психотерапевт больше всего, конечно, играет с ребенком – в игрушки, в ролевые, подвижные игры. Ну и разговаривает, конечно, беседует, особенно с ребенком постарше. Иногда мы также рисуем.

Очень хороший вопрос, почему родитель всего этого сам делать не может – играть, рисовать, разговаривать. В принципе, может, но здесь есть, как минимум, один важный момент. В рамках психотерапевтической встречи очень важно ребенку дать максимальную свободу. У родителя такой возможности, на самом деле, обычно нет, а отделить то время, когда все можно и когда многого нельзя – очень сложно. Это основная проблема. А объяснить сами методы родителям можно, и даже какие-то элементы со встречи они берут в свою жизнь. Например, как играть, чтобы игра была психотерапевтичной для ребенка. Этому можно обучить родителей.

Еще важно то, что выделен этот час. Он выделен именно на такую работу, в этот час основная ответственность – на психотерапевте, и сам родитель тоже может быть более свободным. В повседневной жизни такая возможность у родителя редко есть, у него всегда стоят еще какие-то задачи. На нашей встрече если ребенок, например, скандалит, у меня есть много времени и возможностей с этим разбираться, а мама, даже если знает, что делала бы в этом месте психотерапевт, часто не имеет такой возможности – у нее может быть другой ребенок, она может опаздывать на автобус и так далее…

Надо сказать, что психотерапевтическая работа чаще всего длительная, в отличие от консультирования, это как минимум 10 встреч. Периодичность вполне оптимальная раз в неделю. Консультант отличается от психотерапевта тем, что у него немного другая цель и позиция. Консультирование – это такой процесс, когда консультант и клиент рассматривают проблему, обдумывают пути решения. Консультант расскажет о каких-то психологических механизмах, как они срабатывают в вашей конкретной ситуации, на это часто хватает и одной встречи. Психотерапия – это скорее процесс сопровождения ребенка в его переживаниях, методы и позиция специалиста тоже, соответственно, отличаются.

Лучшим методом поиска психотерапевта у нас по-прежнему остается сарафанное радио. Может быть это нормально. Но я вполне могу рекомендовать комплексный подход, который есть, например, в психолого-медико-социальных центрах. Ведь не всегда можно сразу понять, какой специалист нужен ребенку, а там, на первичном приеме, ребенка обычно смотрят сразу несколько специалистов, и каждый обозначает, есть ли какие-то проблемы по его части.

Психолог – это более общая специальность по сравнению с психотерапевтом. Чтобы заниматься психотерапией, нужно и базовое психологическое, и дополнительное психотерапевтическое образование, причем именно по детской психотерапии.

Нужно иметь в виду, что это может быть очень хороший специалист, но вам конкретно не подойдет. Не получится как с врачом – человек мне неприятен, но покажу ему свою руку. Душа так просто не покажется. Поэтому важно ориентироваться на себя, на интуицию.

Виды и формы психотерапии

Психотерапия (от греч. «душа», «дух» + греч. «лечение», «оздоровление», «лекарство») - это система лечебного воздействия на психику и через психику, адресованная организму человека. Часто она определяется как деятельность, направленная на преодоление различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т. п.) или хотя бы изменение отношения к ним.

Психотерапию проводят специалисты-психотерапевты при установлении глубокого личного контакта с пациентом (в основном путем бесед обсуждений), а также в зависимости от специфики его состояния - применяя различные психотерапевтические методики.

Основная задача любой психотерапии - это повышение качества жизни человека. И главное лечебное средство при этом - беседа, которая ведет пациента к пониманию истинного смысла имеющихся у него симптомов в атмосфере личностной поддержки и доверительности, что способствует обретению человеком нового опыта - принятия и понимания еще и такого себя. Это не так просто, как может показаться поначалу.

Главная цель психотерапевта - расширить диапазон доступных человеку форм поведения и глубинных ресурсов личности с целью облегчить симптомы болезни и, в меру возможности, устранить их причины.

На сегодняшний день в мире не существует единого взгляда на определение понятия «психотерапия», и слово «психотерапевт» часто используется в разных смыслах. Не претендуя на роль носителей истины в последней инстанции, мы хотим предложить вашему вниманию подходы и техники психотерапии, проверенные опытом нашей многолетней работы в современной России - стране, где всем нам некогда было суждено родиться и где продолжается наша с вами жизнь.

ВИДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Индивидуальная психотерапия - при ее проведении в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в системе отношений «врач-пациент». В отличие от индивидуальной существуют такие виды психотерапии, как групповая (где инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа), коллективная и семейная. Индивидуальная психотерапия используется в рамках практически всех направлений психотерапии.

Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, изредка - двумя (т. н. биполярная терапия) или же несколькими терапевтами. Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, а также - с фармако-, физио- или социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Следует отметить, что индивидуальная психотерапия лежит в основе всех видов современной психотерапии, во многом ориентирующейся на воззрения основоположника психоанализа З. Фрейда и его первых последователей, впервые поставивших во главу угла проблемы и интересы отдельно взятой личности. Их наиболее известные предшественники (Ф. Месмер, Ж.-М. Шарко и др.), наоборот, прежде всего апеллировали к массовым процессам, таким как психическая индукция, массовый гипноз и т. п.

А. Адлер выделил три основных этапа индивидуальной психотерапии: 1) понимание психотерапевтом специфического для пациента жизненного стиля; 2) помощь больному в понимании себя и своего поведения; 3) формирование у него повышенного социального интереса.

Преимущества индивидуальной психотерапии

Индивидуальная психотерапия – это шанс для человека измениться в лучшую сторону. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту определиться в своих жизненных целях и найти наиболее краткий путь к достижению желаемого. В зависимости от интересующих клиента проблем часто рекомендуют сочетать индивидуальный психотерапевтический формат с групповым.

Главное преимущество индивидуальной психотерапии – это интимность атмосферы её проведения, благодаря которой легче установить доверительные отношения между пациентом и психотерапевтом. Раскрыться один на один на консультации психотерапевта легче, нежели в группе. Однако при проведении групповой психотерапии положительный эффект умножается благодаря получению обратной связи от каждого участника группы и всей группы в целом.

В рамках индивидуальной психотерапии пациенту помогают пережить утрату, исправить недовольство собой, наладить семейные и личные отношения. Основная задача любой психотерапии – это повышение качества жизни человека. Индивидуальную форму работы с пациентом можно применить в рамках практически любого психотерапевтического подхода – психоанализа, гештальта, когнитивно-поведенческого и других. В зависимости от того или иного подхода варьируются основные мишени психотерапии, способы воздействия на пациента, длительность и особенности отношений между психотерапевтом и его пациентом.

Основные факторы лечебного воздействия индивидуальной формы психотерапии – это доверие и сотрудничество между пациентом и терапевтом, снятие напряжения при обсуждении клиентом своей проблемы, обучение пациента психотерапевтом с помощью подаваемой информации, коррекция поведения клиента благодаря поощрению или осуждению врача, а также обучение клиента на основе подражания психотерапевту.

И. п. представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При И. п. особенно важна роль психотерапевта. Согласно исследованиям Бютлера (Beutler L. E. et al., 1994), характеристики психотерапевта, влияющие на процесс психотерапии, могут разделяться на объективные: возраст, пол, этнические особенности, профессиональная основа, терапевтический стиль, психотерапевтические техники и субъективные: личностные копинговые особенности, эмоциональное состояние, ценности, отношения, убеждения, культурные взаимоотношения, терапевтические взаимоотношения, характер социального влияния, ожидания, философская терапевтическая ориентация.

По срокам проведения И. п. может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей, психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы И. п. наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю. Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса (краткосрочная психодинамическая психотерапия фокусируется на разрешении главного конфликта). Частые встречи с пациентом позволяют психотерапевту проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному развитию переноса, а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения. В ходе долговременной психотерапии расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутриличностные бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что позволяет завершать процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R. J., Sonnenberg S. M., Lazar S. G., 1992) выделяют следующие критерии окончания терапии. Пациент:

1) чувствует ослабление симптомов, которые воспринимаются как чуждые;

2) осознает свои характерные защитные механизмы;

3) способен принять и признать типичные для себя реакции переноса;

4) продолжает самоанализ в качестве метода разрешения своих внутренних конфликтов. Вопрос о завершении лечения поднимает пациент, но его может поставить и психотерапевт в результате анализа рассуждений и переживаний пациента по этому поводу. Дата завершения лечения устанавливается заранее по взаимному согласию психотерапевта и пациента.

Долговременная И. п. используется в рамках и других направлений, помимо психодинамического. Так, при наличии сложной, множественной симптоматики или выраженных личностных нарушений наиболее склонная к краткосрочности поведенческая психотерапия может продолжаться до 80-120 занятий в попытках достижения желаемого эффекта. Не редкостью является длительность лечения при психотерапии экзистенциально-гуманистической направленности, представители которой иногда считают необходимым оказывать пожизненную помощь и поддержку пациентам.

При проведении длительной психотерапии необходимо иметь в виду зависимость скорости улучшения состояния пациентов от числа психотерапевтических занятий. Как показали современные, выполненные на большом материале исследования Ховарда (Howard K. I., 1997), в общем, скорость такого улучшения быстро нарастает лишь до 24-го занятия, а затем резко замедляется. Психотерапевт должен быть готов к такой динамике и при необходимости последовательно продолжать выполнение намеченных и обоснованных психотерапевтических планов.

Выбор конкретных форм и методов психотерапии для индивидуальной помощи пациенту является непростой задачей. Не прекращаются споры о преимуществах и возможностях того или иного психотерапевтического направления или «школы». Современные научные достижения позволяют рассматривать психотерапию не просто как собрание методов, основанных на личных свидетельствах или системе убеждений, созданной той или иной «школой», что больше характерно для религиозных культов, чем научного подхода. Создаются критерии научности психотерапии, а научный анализ (например, метаанализ) позволяет реально предсказывать эффективность конкретного метода психотерапии при той или иной патологии, требующей психотерапевтического вмешательства (Perrez M., 1989), показателями научной обоснованности того или иного метода психотерапии являются прежде всего:

1) доказательства эффективности;

2) обоснование предположениями, которые не противоречат современным научным данным.

При выборе методов психотерапии целесообразно учитывать данные Граве и соавт. (Grawe K. et al., 1994). Применительно к индивидуальной психотерапии метаанализ эффективности различных видов психотерапии показал, что многие методы не исследовались научно приемлемым образом, а эффективность других существенно различается. Достаточно убедительными были результаты интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман (Klerman G. L., Weissman M. M.) у пациентов с депрессией и нервной булимией. Клиент-центрированная психотерапия Роджерса эффективна при невротических расстройствах, а также показана для лечения алкоголизма и даже шизофрении, при этом часто в комбинации с методами поведенческой психотерапии. Высокую эффективность, но при ограниченном спектре патологии, показали методы когнитивно-поведенческого направления. Специфические фобии хорошо поддаются лечению систематической десенсибилизацией. При полиморфных фобиях, включавших и панические атаки, наиболее эффективными оказались методики конфронтации с ситуациями, которых боялись пациенты. Когнитивная психотерапия (Бек (Beck А. Т.)) была успешной при лечении депрессий, а также страхов и личностных расстройств.

Требов-я к личности индивид. п/терапевта. Во всех п/тер-х подходах в той или иной форме исп-ся модельный эффект личности п/терапевта. Сторонники социального научения пользуются этим эффектом для запуска процессов заместительного научения. В поведенч. п/терапии с его пом. подкрепляется науче-ние путем подражания. Психоаналитики делают акцент на процессах идентификации, кот. происходят в рамках позитивного переноса. Когнитивные п/тер-ты демонстрируют варианты внутреннего монолога (self-talk), а экзистенциальные терапевты раскрывают перед клиентами собственную индивидуальность. Если клиенты общаются с п/терапевтом в теч. прод-ного времени, это происх. не тол. потому, что их устраивают рез-ты терапии, т. е. изменения, кот. они набл-ют в себе, но и из-за притягат-ти личности п/терапевта. П/терапия опирается на эффект специфич. влияния повед-я терапевта, вызыв-го у клиента стремление ему подражать.

При сравнении работы выдающихся п/терапевтов психоаналитич. и поведенч. направл-й было обнаружено значит. сходство. Исследователи пришли к выводу, что клиенты счит. п/терапевтов – представителей обоих направлений – облад-ми сходных кач-в и находят эти качества обязательными предпосылками успешной п/терапии. По мнению клиентов, эффективные п/терапевты: 1) привлекательны как люди (что психоаналитики считают совер-шенно неважным), 2) помогают клиенту понять самого себя (чему не придают знач. сторонники поведенч. подхода). Кроме того, для хорошего п/терапевта важно быть понимающим, уверенным в своих силах, квалифицир. специалистом, способным помочь клиенту постепенно обрести уверенность в себе.

Исходя из всего этого, а также учитывая результаты других исследований, которые свидетельствует в пользу существования универсальных терапевтических принципов, действующих в рамках всех теоретических подходов, Бергин (Bergin, 1980) пришел к выводу, что психотерапевты придают особую важность используемым техникам, в то время как клиентов гораздо больше привлекают личные качества психотерапевта.

Больш-во эффективно работающих п/терапевтов предстают перед клиентом в образе чрезвыч. привлекат-го, уверенного в себе, контактного чел-ка. Стремление клиентов подражать своим п/тер-там позвол. объяснить, почему такие разные клиницисты, как, например, З. Фрейд и Ф. Перлз, работали одинаково успешно. Эллис, Сатир, Роджерс или Франкл также добивались хороших результатов, хотя, на первый взгляд, между ними нет ничего общего. Выдающихся п/терапевтов объединяет то, что все они явл-ся сильными личностями. Они отн. к тем людям, кот. буквально излучают положит. энергию. Они активны, полны энтузиазма, обладают острым умом и высокой подвижностью, умело пользуются своим, как правило, красивым голосом. В обществе большинства хороших клиницистов находиться одно удо-вольствие. Они облад. теми кач-ми, кот. другие люди желали бы иметь.

Рез-ты практических наблюдений позволяют утверждать, что эффективно работающие п/терапевты, как правило, облад. хоро-шим душевным здоровьем и успешно разрешают собственные проблемы. Эти кач-ва хороши не только для того, чтобы иметь возможность демонстрировать их клиентам в кач. образца д/подражания. Уверенный в себе, уравновешенный человек лучше контролирует собственное поведение, что так важно во время сессий. К качествам эффективных п/терапевтов относят: влияние сильной личности, силу убеждения и влияния в терап-ких отно-шениях, заразительность энтузиазма, чувства юмора, заботу и сердечность, надежность и доверие.

Групповая терапия – форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно и под руководством психотерапевта встречается для достижения таких целей, как разрешение внутренних конфликтов, снятие напряжения, коррекция отклонений в поведении и пр.

Принципиально групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт. Наряду с другими психотерапевтическими методами групповая психотерапия (точно так же, как и индивидуальная) применяется в рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее своеобразие и специфику: конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику психотерапевта, психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и пр. Все эти переменные во многом объясняются также нозологической принадлежностью контингента больных, принимающих участие в психотерапевтической группе.

В качестве самостоятельного направления групповая психотерапия выступает лишь в том смысле, что рассматривает пациента в социально-психологическом плане, в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы психотерапевтического процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематике, но и на индивиде в совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни, где индивид проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции.

Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Одним из ключевых понятий групповой психотерапии является групповая динамика. Групповая динамика - это совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая также и группового психотерапевта.

К процессам групповой динамики относятся:

    руководство,

    лидерство,

    формирование группового мнения,

    сплочённость группы,

    конфликты между участниками группы,

    групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей человеку адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Психотерапевтическая группа как живой организм, единое целое проходит в своей работе несколько фаз развития :

    Фаза ориентации и зависимости. Участники присматриваются друг к другу и к ведущему, ориентируются в новой для себя обстановке. Группа ориентирована на ведущего и ждёт от него конкретных указаний и инструкций

    Фаза конфликтов. Начинается активное распределение основных ролей в группе, возникает напряжение и агрессия. Участники начинают относиться друг к другу враждебно и слабо ориентированы на конструктивную помощь друг другу.

    Фаза сотрудничества и целенаправленной работы. У участников появляется чувство принадлежности к группе, вырабатываются общие ценности. В группе появляется доверие и искренность в выражении собственных мыслей и чувств. Именно на этом этапе группа обретает способность обеспечивать развитие личности её членов.

    Фаза завершения (умирания) группы . После того как группа выполнила свою задачу её работа подходит к логическому завершению. Группа распадается или может продолжить работу в другом составе и с другими задачами.

Длительность групповой терапии зависит от потребностей группы и теоретической ориентации терапевта. В среднем курс групповой терапии составляет 15–25 встреч (длительность одной встречи от 1,5 до 3–4 ч). По количеству участников оптимальной считается группа 8–12 человек .

Групповая психотерапия позволяет решить многие проблемы, среди которых:

    проблемы взаимоотношений (с родителями, детьми, с противоположным полом, коллегами и т.д.);

    депрессии, тревожность, страхи, одиночество;

    психосоматические заболевания;

    различные кризисные состояния

    и многое другое.

Опыт, полученный в ходе работы психотерапевтической группы, участник легко включает в повседневную жизнь. Человек становится более раскрепощённым, уверенным в себе и в своих силах. Участие в групповая психотерапии может стать первым шагов в новую и осознанную жизнь.

РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП

Исходя из основной цели, направляющей работу психотерапевтической группы, среди разнообразия существующих групп, можно выделить 3 типа групп.

    Группы совершенствования личности и обучающие группы (участники – здоровые люди).

    Группы решения проблем (участники – люди, имеющие жизненные и личностные трудности).

    Лечебные группы (клиническая психотерапия) (участники – люди с различными психическими расстройствами, проявляющимися в поведении и эмоциональной сфере).

Группы первого типа лучше всего представляют так называемые группы встреч и Т-группы.

Группы встреч (encounter)

Это наиболее распространенный тип групп совершенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах нашего столетия и были важнейшим стимулом движения гуманистической психологии, призывающей к реализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных возможностей человека, спонтанность жизни, преодоление барьеров, мешающих самовыражению и открытости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возникли в США, но потом получили распространение во всем мире.

Эти группы предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью группового опыта лучше познать себя, завязать более тесные и искренние отношения с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спонтанность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками группы. Процесс группы встреч развивается в пространстве "здесь и теперь", т.е. обсуждаются появляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосредственный опыт. Продолжительность групп встреч обычно бывает ограничена несколькими десятками часов.

Группы встреч неоднородны – их характер различается в зависимости от теоретической ориентации, установок, ценности терапевта. Так, например, по мнению одного из самых основных теоретиков и практиков групп встреч C.Rogers (1970), ход работы, содержание группового процесса должны определяться самими участниками. Будучи терапевтом группы, он не указывал никакого направления группе, не определял правил работы, а заботился лишь о создании атмосферы взаимного доверия и заботы друг о друге. C.Rogers никогда не использовал упражнений и техник для повышения интенсивности жизни группы, полагаясь на "мудрость" группы и способность творить жизнь и направлять ее в конструктивное русло.

Другой классик групп встреч, W.Schutz (1971, 1973), наоборот, был сторонником более строгого руководства группой. Для интенсификации групповых процессов и поощрения интенсивных чувств и столкновений участников между собой он широко использовал различные групповые игры и приемы.

G.M.Gazda (1989) выразил мнение, что опыт групп встреч, способы повышения интенсивности жизни могут успешно применяться и в терапевтических группах других типов.

Т-группы

Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их еще называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности (sensitivity training). Группы такого типа возникли под непосредственным влиянием теории групп K.Levin"a. В этих группах, как и в группах встреч, также не ставятся лечебные цели. Но в отличие от групп встреч в Т-группах акцентируется не столько совершенствование личности (хотя это может быть одним из результатов работы группы), сколько анализ развития группы – что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-группы указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредственно в свою жизненную среду.

R.T.Golembiewski и A.Blumberg (1977) выделяют три основные черты Т-групп.

    Т-группа – это учебная лаборатория. Ее цель – помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми. Т-группа:

    создает миниатюрную модель общества.

    подчеркивает постоянное стремление искать новые способы поведения;

    помогает участникам понять, как учиться.

    создает безопасную атмосферу, благоприятную для обучения.

    ответственность за то, чему хочется научиться, перелагает на самих участников группы.

Обычно в Т-группу приходят с неопределенным желанием стать более чуткими в общении. Т-группа предоставляет возможность узнать, как этому научиться. Участникам показывают, что каждый член группы, помогающий учиться, является учителем.

В Т-группе дискутируют только о "здесь и теперь" происходящих процессах. Участникам не рекомендуется говорить о происходившем в прошлом за пределами группы. Важно говорить лишь о том, что происходит в группе в настоящее время и какие чувства это вызывает у участников.

Опыт Т-групп также можно успешно применять в группах решения проблем и в клинических группах.

Группы решения проблем (консультирования )

Их выделение связано с происходящим в последние десятилетия отделением психологического консультирования от психотерапии. В группах консультирования решаются различные психологические проблемы, а психотерапия понимается как лечение эмоциональных и поведенческих нарушений.

В данных группах обсуждаются личные, социально-психологические и профессиональные проблемы. Обычно они организуются в определенных учреждениях, например, в школах, центрах консультирования и т.п. Группы решения проблем отличаются от клинических психотерапевтических групп тем, что в своей работе они не стремятся к структурным изменениям личности, работают с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного времени (например, года или более). В них ставятся больше профилактические и восстановительные цели. Проблемы, "приносимые" участниками в группы такого рода, чаще всего касаются трудностей в личной или профессиональной жизни, кризисных ситуаций. Многие проблемы такого рода, как правило, имеют межличностный контекст, и группа является идеальным местом для их обсуждения и решения. В группе словно воссоздается жизнь участников вне ее, так как участники приносят и реализуют в ней стиль своей жизни, и в особенности – стиль общения, попадают в конфликтные ситуации, аналогичные встречающимся в повседневной жизни. Участники группы, реагируя друг на друга, помогают друг другу в контексте группы заново пережить свою реальную жизнь, ошибки общения, конфликты с близкими и значимыми людьми в жизни вне группы. Тем самым в группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержке группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми.

Основатель: Зигмунд Фрейд, Австрия (1856–1939)

Что это? Система методов, с помощью которых можно погружаться в бессознательное, изучать его, чтобы помочь человеку понять причину внутренних конфликтов, возникших в результате детских переживаний, и тем самым избавить его от проблем невротического характера.

Как это происходит? Главное в психотерапевтическом процессе - преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий... Во время сеанса пациент лежит на кушетке, говорит все, что приходит в голову, даже то, что кажется несущественным, нелепым, тягостным, неприличным. Аналитик (сидит за кушеткой, пациент не видит его), интерпретируя скрытое значение слов, поступков, снов и фантазий, пытается распутать клубок свободных ассоциаций в поисках главной проблемы. Это долгий и строго регламентированный вид психотерапии. Психоанализ проходит 3–5 раз в неделю в течение 3–6 лет.

Об этом: З. Фрейд «Психопатология обыденной жизни»; «Введение в психоанализ» (Питер, 2005, 2004); «Антология современного психоанализа». Под ред. А. Жибо и А. Россохина (Питер, 2005).

Аналитическая психология

Основатель: Карл Юнг, Швейцария (1875–1961)

Что это? Целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов. Анализ освобождает жизненную энергию человека из-под власти комплексов, направляет ее на преодоление психологических проблем и развитие личности.

Как это происходит? Аналитик обсуждает с пациентом его переживания на языке образов, символов и метафор. Используются методы активного воображения, свободного ассоциирования и рисования, аналитической песочной психотерапии. Встречи проходят 1–3 раза в неделю в течение 1–3 лет.

Об этом: К. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления» (Air Land, 1994); «Кембриджское руководство по аналитической психологии» (Добросвет, 2000).

Психодрама

Основатель: Якоб Морено, Румыния (1889–1974)

Что это? Исследование жизненных ситуаций и конфликтов в действии, с помощью актерских приемов. Цель психодрамы - научить человека решать личные проблемы, проигрывая свои фантазии, конфликты и страхи.

Как это происходит? В безопасной терапевтической обстановке с помощью психотерапевта и других участников группы разыгрываются значимые ситуации из жизни человека. Ролевая игра позволяет прочувствовать эмоции, противостоять глубинным конфликтам, совершить действия, которые невозможны в реальной жизни. Исторически психодрама - первая форма групповой психотерапии. Продолжительность - от одной сессии до 2–3 лет еженедельных встреч. Оптимальная продолжительность одной встречи - 2,5 часа.

Об этом: «Психодрама: вдохновение и техника». Под ред. П. Холмса и М. Карп (Класс, 2000); П. Келлерман «Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов» (Класс, 1998).

Гештальт-терапия

Основатель: Фриц Перлз, Германия (1893–1970)

Что это? Исследование человека как целостной системы, его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Гештальт-терапия помогает обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире прошлого и фантазий, а «здесь и теперь».

Как это происходит? При поддержке терапевта клиент работает с тем, что переживает и чувствует сейчас. Выполняя упражнения, он проживает свои внутренние конфликты, анализирует эмоции и физические ощущения, учится осознавать «язык тела», интонации своего голоса и даже движения рук и глаз... В результате он достигает осознания собственного «Я», учится нести ответственность за свои чувства и поступки. Методика сочетает элементы психоаналитического (перевод в сознание неосознаваемых чувств) и гуманистического подхода (акцент на «согласии с собой»). Продолжительность терапии - не менее 6 месяцев еженедельных встреч.

Об этом: Ф. Перлз «Практика гештальт-терапии», «Эго, голод и агрессия» (ИОИ, 1993, Смысл, 2005); С. Гингер «Гештальт: искусство контакта» (Пер Сэ, 2002).

Экзистенциальный анализ

Основатели: Людвиг Бинсвангер, Швейцария (1881–1966), Виктор Франкл, Австрия (1905–1997), Альфрид Лэнгле, Австрия (р. 1951)

Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежат идеи философии экзистенциализма. Ее исходное понятие - «экзистенция», или «настоящая», хорошая жизнь. Жизнь, в которой человек справляется с трудностями, реализует собственные установки, которую проживает свободно и ответственно, в которой видит смысл.

Как это происходит? Экзистенциальный терапевт не использует просто техники. Его работа - это открытый диалог с клиентом. Стиль общения, глубина обсуждаемых тем и вопросов оставляют у человека ощущение, что он понят - не только профессионально, но и по-человечески. В ходе терапии клиент учится задавать себе смысловые вопросы, обращать внимание на то, что рождает чувство согласия с собственной жизнью, какой бы непростой она ни была. Продолжительность терапии - от 3–6 консультаций до нескольких лет.

Об этом: А. Лэнгле «Жизнь, наполненная смыслом» (Генезис, 2003); В. Франкл «Человек в поисках смысла» (Прогресс, 1990); И. Ялом «Экзистенциальная психотерапия» (Класс, 1999).

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Основатели: Ричард Бандлер США (р. 1940), Джон Гриндер США (р. 1949)

Что это? НЛП - техника общения, направленная на изменение привычных схем взаимодействия, обретение уверенности в жизни, оптимизацию творческого потенциала.

Как это происходит? Техника НЛП работает не с содержанием, а с процессом. В ходе группового или индивидуального обучения стратегиям поведения клиент анализирует собственный опыт и пошагово моделирует эффективное общение. Занятия - от нескольких недель до 2 лет.

Семейная психотерапия

Основатели: Мара Сельвини Палаццоли, Италия (1916–1999), Мюррей Боуэн, США (1913–1990), Вирджиния Сатир, США (1916–1988), Карл Витакер, США (1912–1995)

Что это? Современная семейная психотерапия включает несколько подходов; общее для всех - работа не с одним человеком, а с семьей в целом. Поступки и намерения людей в данной терапии воспринимаются не как индивидуальные проявления, а как следствие законов и правил семейной системы.

Как это происходит? Используются разные методы, среди них генограмма - нарисованная со слов клиентов «схема» семьи, отражающая рождения, смерти, браки и разводы ее членов. В процессе ее составления часто и обнаруживается источник проблем, заставляющий членов семьи вести себя определенным образом. Обычно встречи семейного терапевта и клиентов проходят раз в неделю и длятся несколько месяцев.

Об этом: К. Витакер «Полночные размышления семейного терапевта» (Класс, 1998); М. Боуэн «Теория семейных систем» (Когито-Центр, 2005); А. Варга «Системная семейная психотерапия» (Речь, 2001).

Клиент-центрированная терапия

Основатель: Карл Роджерс, США (1902–1987)

Что это? Самая популярная в мире (после психоанализа) система психотерапевтической работы. В ее основе убеждение в том, что человек, обращаясь за помощью, способен сам определить причины и найти способ решения своих проблем - нужна лишь поддержка психотерапевта. Название метода подчеркивает: именно клиент осуществляет направляющие изменения.

Как это происходит? Терапия проходит в форме диалога, который устанавливается между клиентом и терапевтом. Самое важное в нем - эмоциональная атмосфера доверия, уважения и неоценивающего понимания. Она позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть; он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. Учитывая, что человек сам определяет, достиг ли он желаемых целей, терапию в любой момент можно прекратить или принять решение о ее продолжении. Позитивные изменения возникают уже на первых сеансах, более глубокие возможны после 10–15 встреч.

Об этом: К. Роджерс «Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение» (Эксмо-пресс, 2002).

Эриксоновский гипноз

Основатель: Милтон Эриксон, США (1901–1980)

Что это? Эриксоновский гипноз использует способность человека к непроизвольному гипнотическому трансу - состоянию психики, в котором она наиболее открыта и готова к позитивным изменениям. Это «мягкий», недирективный гипноз, при котором человек остается в бодрствующем состоянии.

Как это происходит? Психотерапевт не прибегает к прямому внушению, а использует метафоры, притчи, сказки - и бессознательное само находит дорогу к правильному решению. Эффект может наступить после первого сеанса, иногда требуется несколько месяцев работы.

Об этом: М. Эриксон, Э. Росси «Человек из февраля» (Класс,1995).

Транзактный анализ

Основатель: Эрик Берн, Канада (1910–1970)

Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежит теория о трех состояниях нашего «Я» - детском, взрослом и родительском, а также влиянии бессознательно выбираемого человеком состояния на взаимодействие с другими людьми. Цель терапии в том, чтобы клиент осознал принципы своего поведения и взял его под свой взрослый контроль.

Как это происходит? Терапевт помогает определить, какая ипостась нашего «Я» задействована в конкретной ситуации, а также понять, каков вообще бессознательный сценарий нашей жизни. В результате этой работы меняются стереотипы поведения. В терапии используются элементы психодрамы, ролевой игры, семейного моделирования. Этот вид терапии эффективен в групповой работе; ее длительность зависит от желания клиента.

Об этом: Э. Берн «Игры, в которые играют люди...», «Что вы говорите после того, как сказали «привет» (ФАИР, 2001; Рипол классик, 2004).

Телесно-ориентированная терапия

Основатели: Вильгельм Райх, Австрия (1897–1957); Александр Лоуэн, США (р. 1910)

Что это? Метод основан на применении особых физических упражнений в сочетании с психологическим анализом телесных ощущений и эмоциональных реакций человека. В его основе положение В. Райха о том, что все травмирующие переживания прошлого остаются в нашем теле в виде «мышечных зажимов».

Как это происходит? Проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Задача человека, выполняющего упражнения, - понять свое тело, осознать телесные проявления своих потребностей, желаний, чувств. Познание и работа тела меняют жизненные установки, дают ощущение полноты жизни. Занятия проходят индивидуально и в группе.

Об этом: А. Лоуэн «Физическая динамика структуры характера» (ПАНИ, 1996); М. Сандомирский «Психосоматика и телесная психотерапия» (Класс, 2005).

Психотерапия - это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой. В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов. В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.

Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.

    Показать всё

    Виды психотерапевтических техник

    Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

    Психотерапевтическое вмешательство

    Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.

    В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:

    • конфронтация;
    • разъяснение;
    • уточнение;
    • стимуляция;
    • интерпретация;
    • научение;
    • тренинг;
    • советы.

    Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.

    Клинико-психологическое вмешательство

    Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.

    Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.

    Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:

    • искоренение страха публичных выступлений;
    • тренировка памяти и внимания;
    • тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.

    Психологическое консультирование

    Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:

    • Проблемно-ориентированное направление, задача которого - фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
    • Личностно-ориентированное консультирование - анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
    • Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.

    Условия эффективного использования психотерапевтических методик

    Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.

    В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:

    Предпосылки эффективности приемов психотерапии

    Примечание

    Позитивное ожидание обеих сторон - психотерапевта и пациента

    Установлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата

    Установление прочного и надежного терапевтического альянса

    Продуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента

    Хоторнский эффект

    Выявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека

    Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапии

    Пациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи

    Когнитивное научение

    Интерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы

    Суггестия (скрытая и явная)

    Внушение - это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии

    Идентификация

    Основы идентификации - в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции

    Оперантное обусловливание

    Это разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая

    Корректирующий эмоциональный опыт

    Специалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента

    Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизни

    Для отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания

    Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствам

    Десенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает

    Показания к психотерапии

    Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:

    • склонности к паническим атакам;
    • алкоголизма;
    • ожирения;
    • некоторых разновидностей депрессии.

    Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.

    Методы и подходы

    Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

    • рациональная терапия;
    • поведенческая терапия;
    • классический транзактный анализ.

    Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

    • семейная психотерапия;
    • интегративный транзактный анализ.

    Классификация психотерапевтических техник:

    • интегративный транзактный анализ;
    • приемы классического гипноза;
    • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
    • рациональная психотерапия;
    • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
    • использование сократической техники диалога;
    • гештальт-терапия;
    • дыхательные техники медитативного направления.

    Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

    • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
    • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
    • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.

    Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

    Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

    Когнитивный - опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта - изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

    Классификация психотерапии

    В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:

    Психотерапия Фрейда

    Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:

    1. 1. Динамический - объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
    2. 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
    3. 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
    4. 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.

    З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: "ситуация ребенка". Больной приравниается к ребенку, от "выходок" которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:

    • осознание патологии;
    • добовольное решение к терапии;
    • воля к выздоровлению.

    Психотерапия Адлера

    Система Альфреда Адлера называется индивидуальной психологией.

    Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.

    Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.

    Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях - формирование невроза.

    Юнгианство

    Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, - следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.

    Позитивная психотерапия Пезешкиана

    Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.

    От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт