Венчальные иконы для молодых. Что необходимо приобрести для венчания в церкви. Для чего нужны

25.09.2019

Рукописные венчальные иконы. Таинство венчания без сомнения один из самых красивых и трогательных обрядов православной церкви. По традиции для проведения таинства венчания, используется композиция из двух икон. Эти иконы называют «венчальной парой». Наибольшей любовью у людей пользуется Казанская икона Божией матери и икона Спаса Вседержителя. Образом Спасителя Церковь и родители на совместную жизнь благославляют жениха, иконой Богородицы невесту. Причем как правило образ Богородицы преподносили в дар невесте её родители, образом Спасителя благославляли будущего главу малой церкви родители жениха.
Эта красивая традиция уходящая своими корнями в глубокую древность, возрождается и в наши времена. Венчальная пара служит связующим звеном между Богом и вновь созданной малой церковью в лице молодых супругов.
В каждой благочестивой семье в “красном углу” присутствовала венчальная пара. Перед которой в самые радостные моменты жизни и в дни печали молились Господу и Богородице все домочадцы. Эти иконы объединяют семью, постоянно напоминают о присутствии Господа и его святых в нашей жизни, ограждают от непродуманных поступков и укрепляют в добрых начинаниях.

Иконы для венчания купить, заказать венчальную пару

В иконописной мастерской Радонежъ вы всегда сможете купить или заказать иконы для венчания. Наши специалисты предложат Вам различные сюжеты и варианты оформления венчальных икон. Венчальная пара может быть выполнена как на простом цветном фоне, так и на золотом. С гравировкой всей поверхности иконы, либо отдельных её элементов. Так же купленная у нас икона может быть оформлена в киот.
Покупая венчальные иконы своим детям решившим начать семейную жизнь, Вы привнесете в их жизнь ещё один лучик света, ведь венчальная пара будет освящать их совместное существование на протяжении всей жизни, оберегать семейное благополучие. Такой подарок никогда не забывается и остается в семье на многие поколения, приобщая не только молодых супругов но и их будущих детей, внуков и правнуков к православной вере.

Венчальные иконы цена

Стоимость венчальной иконы зависит от размера иконы, степени её золочения, сложности образа. На представленных образцах венчальных икон указана цена на типовой образец иконы, включающий в себя цветной фон, золотые нимбы и золотая разделка одежд.
Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, предложим образцы из нашего электронного каталога, либо напишем икону по Вашему образцу. Ваша икона будет доставлена по Москве в день звонка, либо в удобное для Вас время. По Москве икона доставляется нашим представителем бесплатно. Если понравившейся Вам иконы нет в наличии мастерской, венчальная пара может быть выполнена в течении 15 дней (при желании срок изготовления можно сократить) и доставлена на следующий день по завершению работ.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какими должны быть иконы для венчания? До 1917 года, пока революция не ввергла страну в десятилетия воинствующего атеизма, ходить за ними далеко не было нужды - чуть ли не в каждой семье хранились свои святые образа, которыми благословляли на брак ещё пра-пра-родителей рода. Старинные, намоленные и оттого особенно драгоценные, они передавались от старшего поколения младшему и всегда занимали почётное место в красном углу дома. Жаль, что нынче эта традиция почти утеряна, а большинство молодожён, услышав слова «венчальная пара», не представляют, о чём, собственно, идёт речь?

Христос и Божья Матерь

Две главные иконы для венчания, занимающие центральное место в предстоящей церемонии –

  • те, которыми молодых благословляют на брак родители;
  • те, которые пребывают у царских врат во всё время таинства и словно бы являются свидетелями клятв, данных молодыми друг другу;
  • те, которые в заключительной части обряда священник вручает новоиспечённым супругам, чтобы святые лики служили им защитой и поддержкой в океане жизненных трудностей

— это, конечно, иконы Иисуса Христа и Божией Матери. Их выбор глубоко символичен. Сын Божий выступает здесь как образ твёрдого и непоколебимого несения взятого на себя креста. (Ведь не секрет, что процесс «притирки» супругов друг к другу порой превращается в настоящее испытание, сравнимое с тяжелейшим духовным подвигом!) А Царица Небесная воплощает собой материнство, бесконечную любовь и покорность Божьей воле, без которых невозможно существование настоящей православной семьи. Вместе, объединённые участием в святом таинстве, два образа становятся вечными спутниками супругов, хранителями мира и согласия в молодой семье и основой нового иконостаса, который новобрачным ещё только предстоит собрать.

Заметим, что традиция предписывает выбирать для таинства пару вполне определённых образов: Господа Вседержителя и Казанской Божией Матери (вы сможете увидеть, как они выглядят чуть ниже, на фото икон для венчания). Однако это далеко не каноническое правило. Скажем, если в семье вот уже несколько поколений хранится старинное и дорогое вашему сердцу изображение Христа или Богородицы, призовите его стать свидетелями предстоящего вам соединения с любимым человеком. Возражений со стороны священника наверняка не последует.

Зато категорически не годится для таинства образ, приобретённый в ювелирном магазине или ином «светском» месте. Пока вы не освятили свою покупку, это всего лишь красивая картинка в дорогом окладе и не более, так что не забудьте заглянуть в церковь за несколько дней до церемонии и попросить батюшку сделать всё необходимое.

Пётр и Феврония

Какие иконы нужны для венчания, кроме уже названных?

Как только последние слова таинства будут произнесены, а молодым возвестят многолетие, настанет время для поздравлений и подарков. И вот здесь, без всякого сомнения, уместно преподнести брачующимся изображение знаменитых муромских святых, покровительствующих семье - Петра и Февронии. Кто, как не праведники, прославившиеся ладным житьем в супружестве, смогут помочь молодым создать крепкий и счастливый союз? Такой подарок приятно получить и от родителей, и от друзей, но обычно эту роль берут на себя свидетели как главные наставники и помощники только что появившейся на свет супружеской четы.

Другие святые

А какую икону подарить на венчание друзьям, если на предстоящей церемонии вам досталась скромная роль рядового гостя? Выбор достаточно широк:

Изображение Ангела Хранителя.

Лики святых: Николая Чудотворца…

Сергия Радонежского…

Или Серафима Саровского.

Именной образ для каждого из супругов, с изображением того святого, в честь которого крещён человек.

…Или же подыщите в качестве подарка другой предмет, соответствующий случаю: ладанку, молитвослов, красочный календарь с указанием всех постов и православных праздников в году, диск с духовными песнопениями или, если супруги давно расписаны и на момент венчания успели обзавестись потомством, путёвку в православный лагерь летнего отдыха для взрослых с детьми.

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .

В данной статье будут рассматриваться вопросы о засвидетельствовании брака пред Очами Господа в православии, соответственно, рассматриваем то, что нужно для венчания в православной церкви.

Во времена наших далеких прабабушек и прадедушек венчание было единственно верным и признанным в обществе способом для того, чтобы влюбленные (и не совсем влюбленные) люди могли жить вместе и считаться семьей. Так называемое сожительство презиралось, считалось низкой и недостойной вещью. Мало какая девушка решалась на такое. Что нужно делать перед венчанием в церкви, люди знали так, как сейчас знают азбуку.

Как раньше относились к венчанию?

Даже тайно обвенчанных людей, впрочем, как и насильно обвенчанных (случалось и такое), почти невозможно было развенчать. Ведь для того, чтобы перед небесами такой брак считать недействительным, нужно было выполнить определенные условия. Так что в случае с тайным венчанием окружающим ничего не оставалось, как смириться с самостоятельностью молодоженов.

Запись о проведении обряда вносилась в Церковные книги, записывалось все со слов венчающихся, без предъявления подтверждающих документов. Церковные записи для некоторых людей были чуть ли не единственными документами в их жизни, подтверждающими рождение, крещение и венчание.

Церковь потеряла свои полномочия и больше не имела права заполнять какие-либо документальные бумаги.

Человек, решившийся в то время засвидетельствовать свой брак перед Богом, многим рисковал. Его могли исключить из партии, а стоит заметить, что быть "не коммунистом" в те времена было не только стыдно, но и опасно. Помимо исключения из партии, человеку грозило и увольнение с работы для того, чтобы церковный "опиум" не распространялся в коллективе. Потому-то и вырастали люди, даже не представляющие себе такой обряд, как венчание в православной церкви. Это, нужно сказать, не очень благостно отразилось на постреволюционном обществе.

Жениться и разводиться стало совсем просто. Пара, желавшая жить вместе, обязана была подать заявление в ЗАГС и в назначенное время прийти на регистрацию своего брака. Печать, роспись, и рождалась новая семья.

Венчание в наше время

Прошло еще несколько десятков лет, и теперь обряд венчания снова стал повсеместно распространяться. Но регистрацию брака никто не отменил.

Венчаются как молодожены, так и более зрелые пары, которые в свое время как раз подпадали под "запреты о венчании".

Не исключено, что и вы время от времени задумывались над тем, как можно обвенчаться. И возможно, вас, как и многих людей, интересовал вопрос о том, что нужно для венчания в церкви.

Самое главное

Нужно понять, идет ли желание связать себя нерушимыми узами от души. Понимает ли ваша пара, что такой обряд накладывает обязательства на венчающихся, которые нужно исполнять в этой жизни и до самой смерти. Благодаря прочитанным во время венчания молитвам, пара становится навечно соединенной. Развенчать такой союз будет весьма сложно, требуется соблюсти много условий, доказать, что вы не можете быть мужем и женой, дождаться разрешения Митрополита.

К огромному сожалению, многие молодожены не понимают всей серьезности данного таинства. Оттого и устраивают венчание как некий модный элемент бракосочетания. Не гнушаются встречать молодых на выходе из церкви, обливая невесту шампанским под радостные и совсем неуместные у церковных ворот крики: "Горько!"

И только после полного осознания ответственности за такой важный шаг вы имеете право думать над тем, что нужно для венчания в церкви, какие существуют нерушимые догмы и какие предметы нужно купить для проведения столь волнительной и серьезной церемонии.

Батюшка не обвенчает вас, если...

  • Вы состоите в родстве, вплоть до четвертого колена.
  • Один из вас атеист, который присутствует на обряде только для того, чтобы порадовать свою половину.
  • Не пытайтесь венчаться, если вы уже проходили в своей жизни через этот обряд и сейчас не развенчаны.
  • Духовное родство тоже не позволит вам стать супругами.
  • Кто-то из вас придерживается другого вероисповедания.
  • Психические отклонения у одного из пары.
  • В России не обвенчают также при отсутствии документов, разрешающих данное действие.

Полезно узнать заранее, какие документы нужны для венчания в церкви. Обычно обязательными документами являются, конечно же, паспорта и свидетельство о заключении брака. Органы ЗАГСа со времени революции так и остались уполномоченными для выдачи документов о бракосочетании. Поэтому без печатей в паспорте вас никто не обвенчает.

Что нужно на венчание в церкви: список необходимых атрибутов

  1. Образ Спасителя и образ Божией Матери. Хорошо, если в вашей семье сохранились эти иконы, можно (даже желательно) брать их. Если нет, то стоит приобрести заранее в церкви.
  2. купите их заранее в церковном киоске.
  3. Кольца обручальные для невесты и жениха.
  4. Рушник свадебный.
  5. Полотенце, салфетки для свечей (от обжигающих капель воска).
  6. Вполне может быть, что нужно перед венчанием в церкви сделать пожертвование храму. Обычно цена пожертвования фиксирована.
  7. Крестики нательные. Вы крещеные люди, поэтому кресты должны быть на вас.
  8. используемое при
  9. Каравай (по желанию).

Невеста во время церемонии обязана быть в белом наряде. Закрытые плечи, не просвечивающееся платье, неброский макияж - это то, что нужно, для венчания в православной церкви. И даже если венчается дама весьма преклонных лет, это не меняет дела. Обратите внимание на маникюр невесты, он не должен быть кричащим.

Самый "молодой" возраст невесты должен быть не менее чем шестнадцать лет. Жених может венчаться только с восемнадцати лет. Самая зрелая невеста, которой позволено будет обвенчаться в церкви - это дама, достигшая возраста шестидесяти лет. Самый "взрослый" мужчина, которому будет позволено обвенчаться, не должен быть старше семидесяти.

Кольца: какие нужны и что означают

О том, какие кольца нужны для венчания в церкви, все еще ходят споры. Раньше жених надевал будущей жене на палец серебряное кольцо, а вот невеста жениху надевала колечко из золота. Кольца для венчания признавались только гладкие, без гравировок и украшений. Потому что кольцо - это символ бесконечной любви супружеской пары, а гладкость этого изделия означала, что путь молодоженов по жизни будет таким же ровным, как поверхность колец. Но иногда люди делали гравировки на внутренней стороне кольца, это допускалось только в том случае, когда выгравировали какие-то слова из молитвы, для защиты брака.

Сегодня молодые надевают на пальцы друг другу золотые кольца, имеющие иногда рисунки, украшенные драгоценными камнями. Хотя если кольцо очень вычурное, батюшка может отказаться венчать вас. Поэтому постарайтесь придерживаться устава. Для венчания прекрасно подходят простые обручальные кольца, которыми вы обменивались в момент регистрации.

Для чего перед венчанием идти в церковь

Подготавливая себя к Таинству венчания, нужно посетить церковь, поговорить с батюшкой. Служитель церкви вам поведает, что нужно сделать перед венчанием в церкви именно вашей паре. Обычно оговаривается необходимость поста, Таинства Исповеди и Таинства Причастия. Батюшка также согласует с вами день венчания. Не получится обвенчаться в любой выбранный день, для такого обряда тоже существуют некоторые православные догмы. Прояснит для вас, нужны ли свидетели при венчании в церкви и что делать, если по каким-то причинам свидетелей все же нет. В жизни случаются разные ситуации, в некоторых храмах брачующимся идут навстречу и предоставляют людей, которые помогают во время обряда и держат венцы над головами жениха и невесты.

Кто такие свидетели? Кого нельзя ставить в свидетели на венчании?

Свидетели на церковном обряде венчания - люди, выполняющие роль поручителей. То есть данные люди перед Богом ручаются за ваш союз. Также они обязаны помогать в вашей супружеской жизни советами при конфликтах и других трудностях.

Позволено быть свидетелями:

  • Супружеской паре, особенно если пара много лет живет в браке, и их семья для вас - показатель хорошей и верной семьи.
  • Родственникам со стороны невесты и жениха. Здесь учтите один маленький нюанс: данные свидетели не имеют права вступать в освященный церковью брак после того, как были поручителями на вашем венчании. Объясняется это тем, что, пройдя обряд, эти люди уже стали духовными родственниками. А венчание духовных родичей строго запрещается!

Нельзя быть свидетелями на венчании:

  • Пара, которую вы хотели взять в свидетели, сейчас находится в разводе. Так как люди, не сумевшие сберечь свои узы брака, не смогут ничему путному научить молодых, а причинят только вред.
  • Пара свидетель-свидетельница живут в сожительстве, то есть не зарегистрировали свой брак даже в государственных органах.
  • Собираясь пригласить в свидетели пару, оповестите ее, что для венчания в церкви нужно предоставить их свидетельство о браке.

Обязанности свидетелей

Свидетели при церемонии исполняют некоторые функции, вот самые главные из них:

  • Держать венцы над головами молодых.
  • Помогать с обручальными кольцами, подать их во время обряда.
  • Стелить рушник под ноги молодых перед аналоем.
  • Во время прохождения троекратного шествия идти вместе с женихом и невестой.

Венчание в церкви происходит по времени от сорока минут и более. Стоит предупредить своих поручителей заранее, что венцы очень тяжело держать.

Что нужно для обряда венчания в православной церкви знать еще

  • Во время церемонии венчания молодожены не должны оглядываться на людей, также не должны рассматривать образа. Нужно смотреть только на священнослужителя, дабы не пропустить важные моменты и вовремя суметь ответить на вопросы.
  • Креститься следует обязательно только правой рукой. В православной вере к священнику принято обращаться словом "батюшка".
  • Опоздывать на таинство брака ни в коем случае нельзя! Продумайте этот момент и лучше войдите в церковь немножко пораньше (примерно на 20 минут).
  • Так как венчание - это достаточно длительный процесс, задумайтесь и позаботьтесь о своей обуви. Не стоит надевать тесные лодочки на высоком каблуке. Пусть обувь будет удобной, дабы не отвлекать вас от благостных мыслей и душевной радости во время церемонии.
  • Отключите на время посещения храма ваши телефоны.
  • Во время церемонии женская часть гостей должна находиться на левой стороне помещения, мужская часть, соответственно, на правой.
  • Вопросы, которые касаются фото- и видеосъемки, обговариваются заранее.
  • Во время церемонии не положено держать руки в карманах или держаться за руки.

Подарки для молодоженов на венчание. Какие следует подарить?

  • Обычно это икона с изображением Петра и Февронии Святых - покровителей всех влюбленных.
  • Можно также одарить молодых столовым серебром или золотом.
  • Уместным подарком станут цепочки из золота или серебра. Только цепи должны быть без крестиков.
  • Благородные подсвечники из благородных металлов.
  • Цветы - этот подарок уместен везде, и обряд венчания не является исключением.

Благословение родителей

Благословение самых близких и дорогих людей - родителей - один из важнейших пунктов для создания счастливой семьи. Дело все в том, что данное родителями благословение на счастливую и долгую супружескую жизнь считается очень сильным оберегом.

Приметы на венчание

  • Во время процесса венчания между парой молодых никому нельзя проходить, иначе семья разрушится.
  • Венчальный венец обязательно должен быть надет на голову. Если венец не надевался, брак перед Господом не действителен.
  • Для долгой и счастливой жизни необходимо во время венчания при задувании свечей сделать это одновременно.

Для наилучшего и правильного выбора, пожалуйста, посетите несколько соборов перед тем, как решить, в каком из них вы хотите быть обвенчаны.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт