Великие стройки. Убойные стройки хх века

27.09.2019

КОМСОМОЛЬСКИЕ СТРОЙКИ В СССР:

1) Один из спо-со-бов ор-га-ни-за-ции строи-тель-ст-ва и пе-ре-рас-пре-де-ле-ния ра-бо-чей си-лы в народном хо-зяй-ст-ве.

2) На-род-но-хо-зяй-ст-вен-ные объ-ек-ты, от-вет-ст-вен-ность за строи-тель-ст-во ко-то-рых брал на се-бя ком-со-мол .

Име-ли так-же идео-ло-гическое зна-че-ние: долж-ны бы-ли слу-жить при-ме-ром ком-му-ни-стического от-но-ше-ния к тру-ду.

Ста-тус комсомольских строек при-да-вал-ся стро-ительным объ-ек-там для обес-пе-че-ния свое-вре-мен-но-го и ка-че-ст-вен-но-го за-вер-ше-ния их строи-тель-ст-ва при наи-мень-ших за-тра-тах. Наи-бо-лее зна-чи-мые на-род-но-хо-зяй-ст-вен-ные объ-ек-ты по-лу-ча-ли ста-тус Все-со-юз-ных удар-ных комсомольских строек. На-хо-ди-лись главным образом в труд-но-дос-туп-ных и ма-ло-об-жи-тых рай-онах.

Пе-ре-чень комсомольских строек ут-вер-ждал-ся Бю-ро ЦК ВЛКСМ на ос-но-ве пред-ло-же-ний партийных, проф-со-юз-ных и ком-со-моль-ских ор-га-нов, ми-ни-стерств и ве-домств и по со-гла-со-ва-нию с Гос-пла-ном СССР и ВЦСПС. Комсомльские стройки ком-плек-то-ва-лись ра-бо-чей си-лой по-сред-ст-вом про-во-ди-мых ЦК ВЛКСМ так называемых об-щественных при-зы-вов мо-ло-дё-жи и уволь-няе-мых в за-пас во-ен-нослу-жа-щих, а так-же за счёт временных доб-ро-воль-ных ком-со-моль-ско-мо-ло-дёж-ных стро-ительных от-ря-дов.

На комсомльских стройках прак-ти-ко-ва-лись свои ме-то-ды ор-га-ни-за-ции тру-да. Дей-ст-во-ва-ли ком-со-моль-ские шта-бы (ра-бо-та-ли под ру-ко-во-дством комитета ВЛКСМ строй-ки), в со-став ко-то-рых вхо-ди-ли мо-ло-дые ра-бо-чие, бри-га-ди-ры и спе-циа-листы, пред-ста-ви-те-ли хо-зяй-ст-вен-ных и проф-со-юз-ных ор-га-нов, ком-со-моль-ские ак-ти-ви-сты мон-таж-ных и спе-циа-ли-зированных ор-га-ни-за-ций, суб-под-ряд-ных под-раз-де-ле-ний. Шта-бы совместных с проф-со-юз-ны-ми ор-га-ни-за-ция-ми про-во-ди-ли со-рев-но-ва-ние сре-ди ком-со-моль-ско-мо-ло-дёж-ных кол-лек-ти-вов. В бри-га-дах, на стро-ительных уча-ст-ках соз-да-ва-лись по-сты «Ком-со-моль-ско-го про-жек-то-ра» для борь-бы за ук-ре-п-ле-ние тру-до-вой дис-ци-п-ли-ны, эко-но-мию стро-ительных ма-те-риа-лов, эф-фек-тив-ное ис-поль-зо-ва-ние тех-ни-ки. Ве-лась «Ле-то-пись удар-ной строй-ки», в ко-то-рую за-но-си-лись име-на мо-ло-дых ра-бо-чих и спе-циа-ли-стов, ком-со-моль-ско-мо-ло-дёж-ных кол-лек-ти-вов, внёс-ших зна-чительный вклад в вы-пол-не-ние пла-нов строи-тель-ст-ва.

Пер-вой комсомльской стройкой ста-ло строи-тель-ст-во Вол-хов-ской ГЭС. В 1920-1930-е годы комсомолькие стройки бы-ли объ-яв-ле-ны Сель-маш-ст-рой (Рос-тов-на-До-ну), Трак-то-ро-строй (Ста-лин-град), Урал-маш-ст-рой, строи-тель-ст-во Ура-ло-Куз-нец-ко-го ме-тал-лур-гического ком-би-на-та, Ком-со-моль-ска-на-Аму-ре, пер-вой оче-ре-ди Московского мет-ро-по-ли-те-на, железнодорожной ма-ги-ст-ра-ли Ак-мо-линск - Кар-та-лы, раз-работ-ка неф-тя-ных ме-сто-ро-ж-де-ний Вол-го-Ураль-ской неф-те-га-зо-нос-ной про-вин-ции и др.

В 1950-1970-е годы к Все-со-юз-ным удар-ным комсомльским стройкам от-но-си-лось строи-тель-ст-во Брат-ской, Днеп-ро-дзер-жин-ской, Крас-но-яр-ской ГЭС, атом-ных элек-тро-стан-ций, неф-те-про-во-да Уфа - Омск, Омск - Ир-кутск, га-зо-вых ма-ги-ст-ра-лей Бу-ха-ра - Урал, Са-ра-тов - Горь-кий, железнодорожной ли-нии Аба-кан - Тай-шет, Бай-ка-ло-Амур-ской железнодорожной ма-ги-ст-ра-ли, пер-вых оче-ре-дей ря-да за-во-дов (Крас-но-яр-ско-го, Ир-кут-ско-го и Пав-ло-дар-ско-го алю-ми-ние-вых, Ан-гар-ско-го и Ом-ско-го неф-те-пе-ре-ра-ба-ты-ваю-щих, За-пад-но-Си-бир-ско-го и Ка-ра-ган-дин-ско-го ме-тал-лур-ги-че-ских) и др. Все-со-юз-ны-ми удар-ны-ми комсомольскими стройками в 1959 году бы-ло строи-тель-ст-во 114 пред-при-ятий промышленности и транс-пор-та (154 в 1962 году, 135 в 1982 году, 63 в 1987 году). Прин-ци-пы ор-га-ни-зации тру-да, при-ня-тые на комсомольских стройках, при-ме-ня-лись так-же при ос-вое-нии це-лин-ных зе-мель Ка-зах-ста-на, Ал-тая, Но-во-си-бир-ской области. В свя-зи с рос-пус-ком ком-со-мо-ла в сентябре 1991 года ор-га-ни-за-ция комсомольских строек пре-кра-ти-лась.

Великие стройки коммунизма – именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.
О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии – проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки – менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные – так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года – и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам – суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров – именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис – с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ – Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги – близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Великие стройки

Партия, страна взялись за трудную работу по выполнению «пятилетки», как сокращенно стали называть план. Целое созвездие строительных площадок возникло как в старых промышленных областях, так и в новых многообещающих районах, где раньше не было или почти не было промышленности. Шла реконструкция старых заводов в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, в Донбассе: их расширяли и оснащали новым импортным оборудованием. Строились совершенно новые предприятия, они были задуманы масштабно и в расчете на самую современную технику; строительство велось зачастую по проектам, заказанным за границей: в Америке, Германии. План отдавал приоритет отраслям тяжелой индустрии: топливной, металлургической, химической, электроэнергетике, а также машиностроению в целом, то есть тому сектору, который призван будет сделать СССР технически независимым, иначе говоря, способным производить собственные машины. Для этих отраслей и создавались гигантские строительные площадки, возводились предприятия, с которыми навек будет связана память о первой пятилетке, о которых будет говорить вся страна, весь мир: Сталинградский и Челябинский, а потом и Харьковский тракторные заводы, огромные заводы тяжелого машиностроения в Свердловске и Краматорске, автомобильные заводы в Нижнем Новгороде и Москве, первый шарикоподшипниковый завод, химические комбинаты в Бобриках и Березниках.

Самыми знаменитыми среди новостроек были два металлургических комбината: Магнитогорский – на Урале и Кузнецкий – в Западной Сибири. Решение об их сооружении было принято после долгих и острых споров между украинскими и сибирско-уральскими руководителями, начавшихся в 1926 г. и затянувшихся до конца 1929 г. Первые подчеркивали, что расширение уже существующих металлургических предприятий на юге страны потребует меньших расходов; вторые – перспективность индустриального преобразования советского Востока. Наконец, соображения военного порядка склонили чашу весов в пользу вторых. В 1930 г. решение получило развернутый крупномасштабный характер – создание в России наряду с южной «второй промышленной базы», «второго угольно-металлургического центра». Топливом должен был служить уголь Кузбасса, а руда – доставляться с Урала, из недр знаменитой горы Магнитной, давшей название городу Магнитогорску. Расстояние между двумя этими пунктами составляло 2 тыс. км. Длинные железнодорожные составы должны были совершать челночные рейсы от одного к другому, перевозя руду в одном направлении и уголь в обратном. Вопрос о расходах, связанных со всем этим, не принимался во внимание, раз речь шла о создании нового мощного индустриального района, удаленного от границ и, следовательно, защищенного от угрозы нападения извне.

Многие предприятия, начиная с двух колоссов металлургии, сооружались в голой степи или, во всяком случае, в местах, где отсутствовала инфраструктура, за пределами или вообще вдали от населенных пунктов. Апатитовые рудники в Хибинах, призванные дать сырье для производства суперфосфата, размещались вообще в тундре на Кольском полуострове, за Полярным кругом.

История великих строек необычна и драматична. Они вошли в историю как одно из самых потрясающих свершений XX в. России не хватало опыта, специалистов, техники для осуществления работ такого размаха. Десятки тысяч людей принимались строить, практически рассчитывая лишь на собственные руки. Лопатами они копали землю, нагружали ее на деревянные повозки – знаменитые грабарки, которые бесконечной вереницей тянулись взад и вперед с утра до ночи. Очевидец рассказывает: «Издали строительная площадка казалась муравейником… В тучах пыли работали тысячи людей, лошадей и даже… верблюды». Сначала строители ютились в палатках, потом – в деревянных бараках: по 80 человек в каждом, меньше 2 кв. м на душу.

На сооружении Сталинградского тракторного завода впервые было решено продолжать стройку и зимой. Нужно было торопиться. Поэтому работали и при 20, 30, 40 градусах мороза. На глазах у иностранных консультантов, порой восхищенных, но чаще скептически относящихся к этой картине, которую они воспринимали прежде всего как зрелище грандиозного хаоса, устанавливалось дорогостоящее и самое современное оборудование, купленное за границей.

Один из руководящих участников так вспоминает рождение первого Сталинградского тракторного завода: «Даже тем, кто видел это время своими глазами, нелегко бывает вспомнить сейчас, как все это выглядело. Людям помоложе и вовсе невозможно представить все то, что встает со страниц старой книги. Одна из глав ее называется так: «Да, мы ломали станки». Эту главу написал Л. Макарьянц – комсомолец, рабочий, приехавший в Сталинград с московского завода. Даже для него были дивом американские станки без ременных трансмиссий, с индивидуальным мотором. Он не умел с ними обращаться. А что говорить о крестьянах, пришедших из деревни? Были неграмотные – читать и писать было для них проблемой. Все было тогда проблемой. Не было ложек в столовой… Были проблемой клопы в бараке…». А вот что писал первый директор Сталинградского тракторного завода в книге, вышедшей в начале 30-х гг.: «В механосборочном цехе я подошел к парню, который стоял на шлифовке гильз. Я предложил ему: “Померь”. Он стал мерить пальцами… Инструмента, мерительного инструмента у нас не было». Одним словом, это был скорее массовый штурм, нежели планомерная работа. В этих условиях многочисленными были акты самоотверженности, личного мужества, бесстрашия, тем более героические, так как в большинстве своем им суждено было остаться безвестными. Были люди, которые ныряли в ледяную воду, чтобы заделать пробоину; которые даже с температурой, без сна и отдыха, по несколько суток не уходили с рабочего поста; которые не спускались с лесов, даже чтобы перекусить, лишь бы поскорее пустить в ход домну…

Среди советских авторов, доверяющих сегодня бумаге свои размышления о том периоде и оценивающих его в соответствии с собственными идейными предпочтениями, одни склоняются к тому, чтобы приписать заслугу этого порыва необыкновенной стойкости русского народа в самых тяжелых испытаниях, другие, напротив, скрытой энергии, таившейся в народных массах и высвобожденной революцией. Как бы то ни было, из многих воспоминаний явствует, что мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, то есть социалистическое, будущее. Об этом говорилось на митингах. На собраниях вспоминали о подвигах отцов в 1917–1920 гг. и призывали молодежь «преодолеть все трудности» ради закладки фундамента «светлого здания социализма». В то время когда во всем остальном мире свирепствовал кризис, «молодежь и рабочие в России, – как заметил один английский банкир, – жили надеждой, которой, к сожалению, так недостает сегодня в капиталистических странах». Подобные коллективные чувства не рождаются путем стихийного размножения. Несомненно, суметь вызвать и поддержать подобную волну энтузиазма и доверия само по себе немалая заслуга; и эта заслуга принадлежала партии и сталинскому течению, которое отныне полностью руководило ею. Нельзя отказать в обоснованности рассуждению Сталина, когда он в июне 1930 г. на XVI съезде ВКП(б) заявил, по сути дела выдавая свою сокровенную мысль, что, не будь идеи «социализма в одной стране», не был бы возможен и этот порыв. «Отнимите у него (рабочего класса. – Прим. ред.) уверенность в возможности построения социализма, и вы уничтожите всякую почву для соревнования, для трудового подъема, для ударничества».

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги История Франции глазами Сан-Антонио, или Берюрье сквозь века автора Дар Фредерик

Из книги Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры автора Хлевнюк Олег Витальевич

Бюджетный перегрев. Гонка вооружений и «стройки коммунизма» Характерной чертой сталинской модели было преимущественное развитие тяжелой промышленности и форсированное наращивание капитальных вложений, периодически выходящее за пределы экономической

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 7. Снижение цен и «великие стройки коммунизма» Психологическое воздействие репрессий на общество, преследующее цель парализации коллективной способности к сопротивлению, основано тем не менее на принципе избирательности террора, каким бы масштабным тот ни был.

Из книги 50 знаменитых загадок истории XX века автора Рудычева Ирина Анатольевна

«Алгемба» и другие кровавые стройки века Строительство грандиозных сооружений всегда связано с огромными материальными затратами и человеческими потерями. Но многие великие стройки Советского Союза были кровавыми в полном смысле этого слова. И если о строительстве

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Стройки Артаксеркса Артаксеркс приближался к концу своего долгого и, несмотря на многочисленные восстания, довольно успешного правления. Большая часть его богатств пошла на строительство. В начале своего правления он восстановил дворец Дария I в Сузах, уничтоженный

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ Династия правителей государства, возникшего на территории северной Индии и Афганистана в XVI веке после завоевания правителем Кабула Делийского султаната. В XVIII веке империя Великих Моголов распалась на ряд государств, большинство из которых в конце XVIII -

Из книги Ливонский поход Ивана Грозного. 1570–1582 автора Новодворский Витольд Вячеславович

V. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ Между тем король думал не о мирных переговорах, а о продолжении войны. Если он приостановил военные действия в конце 1579 года, то сделал это по необходимости и главным образом вследствие недостатка в финансовых средствах. Расходы на первую кампанию были

Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Великие походы в IV в. К концу Ханьской династии южные хунны, оттесненные сяньби, пришли в большую излучину Хуанхэ, в Ордоские степи и в соседний Алашань, где и расселились. Южные хунны выполняли для Китайской империи функции федератов – примерно такие же, что осуществляли

Из книги Прибалтийские дивизии Сталина автора Петренко Андрей Иванович

6. Великие Луки 6.1.Корпусу предстояло принять участие в Великолукской наступательной операции Калининского фронта, проведенной с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года силами 3-й ударной армии и 3-й воздушной армии. Фронту была поставлена задача - окружить и уничтожить

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

III Великие камни Алмаз «Великий Могол» Великие Моголы обожали бриллианты, которые большей частью попадали к ним из Голконды - исторической области в центре Индостана. Марко Поло в 1298 г. писал об этой местности: «В этом царстве находят алмазы, и скажу вам, много тут гор,

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Пять целей стройки века Полвека назад я, тогдашний корреспондент «Правды» в Китае, отправился из Пекина в захолустный городок Ичан. Там трудились мои земляки – специалисты из Ленинградского института «Гидропроект». В их распоряжении был катер. На нем мы проплыли по

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

7. Великие стройки независимости: геополитика вместо экономики Для победы над «Великой депрессией» Рузвельт в США строил автомобильные дороги, трудоустраивая таким образом безработных и создавая своей стране транспортную инфраструктуру. Большие инфраструктурные

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Стройки Аполлона Когда король и двор прибывают в Версаль 6 мая 1682 года, прекрасный замок еще «заполнен каменщиками»{97}. Когда они сюда возвращаются 16 ноября, после пребывания сначала в Шамборе, а потом в Фонтенбло, то поселяются среди стройки. Несмотря на невозмутимо

Одним из самых скрываемых и подлых мифов в расхваливаемом ныне воздыхателями СССР было воспевание якобы участия единственно силами свободных и идейных комсомольцев-коммунистов в индустриализации или очередной, чаще всего ненужной "великой стройке коммунизма" , на самом деле на них использовались миллионные армии рабов - ЗэКа: на строительстве любого объекта - гражданского, военного, культурного, на котором не щадя бесплатный труд и жизни заключенных выполнялись задания Коммунистической партии.

На стройке МГУ. Фото: pastvu.com

«Дешевая рабочая сила» заключенных широко использовалась в первой половине прошлого века — во времена ГУЛАГов.

О высотке на Котельнической набережной ходит много рассказов и легенд. Одна из историй гласит, что в квартире писателя Василия Аксенова есть нацарапанная надпись «строили зеки». Рассказывают также, что заключенные позировали скульпторам, лепившим барельефы. Осужденные действительно строили высотку на Котельнической набережной, а также здание МГУ . Масштаб привлечения рабочей силы из исправительных учреждений был таким, что позволял задействовать зеков для строительства не только промышленных и военных, но и гражданских объектов.

С 1934 года все исправительно-трудовые лагеря и колонии были переданы в ведение главного управления лагерей трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР. В системе ГУЛАГов создавались главки с определенными экономическими задачами: главное управление лагерной лесной промышленности (ГУЛЛП), главное управление лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП), главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), главное управление аэродромного строительства (ГУАС), главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой), главное управление лагерей гидротехнического строительства (Главгидрострой) и так далее.

Одним из направлений деятельности Главпромстроя было жилищное и культурно-бытовое строительство. Именно силами заключенных лагерей Главпромстроя были возведены высотки на Котельнической набережной и Воробьевых горах. Отделочные работы главного здания МГУ произвели заключенные лагпункта «Высотный» — это 368 человек, из них 208 женщин.

Рабочие на стройке Беломорканала, 1930-1933 годы. Фото: Laski Diffusion / East News

* * * * *
Одна из многих тщательно скрываемых коммунистами все 70 лет своей краткой истории Союза ужасных страниц:

Нижнетагильский Драматический театр им. Мамина-Сибиряка на проспекте, разумеется, Ленина . Кем строился? Сознательными комсомольцами? Конечно, архитектор и часть строителей были строителями, а сколько там погибло ЗэКа на нем и других стройках?

«Эта надпись замурована 15 марта 1954 года не под гром оркестров и шум толпы, но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, как об этом будут утверждать летописи, а создан на крови и костях заключенных — рабов ХХ столетия. Привет! грядущему поколению, и пусть ваша жизнь и ваша эпоха не знает рабства и унижения человека человеком.

С приветом заключенные
И. Л. Кожин
Р. Г. Шарипов,
Ю. Н. Нигматулин.
15. III 1954 г.

Со слов Льва Самуиловича Либенштейна, который в 50-е годы работал в домостроительном комбинате и курировал возведение зданий на Театральной площади, заключенные, лишенные права переписки, замуровали под одной из колонн бутыл-ки со своими письмами. Что в них написано, никто не знает...

P.S. Данная ссылка с фото "нежданно пропала", позаботились об этом: источник: http://tagildrama.ru/hidden-partition/127-poslanie-potomkam
Ничего, это письмо и описание использования рабов-ЗЭКа широко известны, коммунистам свои преступления замолчать не удастся:

" Когда Вера Августовна Лотар-Шевченко работала в драматическом театре, его здание ещё строилось. Строили его заключённые Тагиллага, которых привозили каждое утро на работу, а вечером увозили обратно. Стройка, как было положено, была огорожена колючей проволокой, а по углам ограждения стояли вышки, на которых часовые с винтовками внимательно наблюдали за перемещениями заключённых.

Тем не менее, в марте 1954 года строители-заключённые ухитрились замуровать лист железа с посланием «грядущему поколению».

Уже через два года оно было найдено, во время ремонта полов, но времена были уже другие, - прошел ХХ съезд КПСС, поэтому текст послания сохранился. Вот, что написали заключенные:

“Эта надпись замурована 15 марта 1954 года, не под гром оркестров и шум толпы. Но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, …

Видела ли эту стройку Вера Августовна? Конечно, видела. И эту, и другие стройки в Нижнем Тагиле. Труд заключённых, «рабов ХХ столетия» широко использовался и в Нижнем Тагиле, и в Свердловске, и еще в сотнях городов СССР.

Использовался он и в Академгородке в первые годы, начиная с 1959 и вплоть до середины 60-х, когда к нам стали ездить иностранцы, в т.ч. и высокопоставленные особы. Поэтому академик Лаврентьев стал просить полковника Иванова, начальника Управления строительства «Сибакадемстрой» отказаться от использования заключенных на строительстве или, по крайней мере использовать на таких объектах строительствах, где их бы не могли видеть иностранцы.

Николай Маркелович Иванов в ответ всегда говорил, что у него огромная нехватка рабочих, без заключённых он обойтись не может, и если академик Лаврентьев будет ставить ему палки в колёса, он не сможет гарантировать выполнение плана.

Дело доходило до разбирательства в райкоме КПСС, куда, конечно, академик Лаврентьев не приходил, а был его заместитель Б.В. Белянин и начальник УКСа Каргальцев. Разговор шел обычно на повышенном тоне. Я сам пару раз присутствовал при этом, поскольку обсуждалось именно выполнение планов строительства.

Положение секретаря райкома было при этом весьма незавидное. Он не мог игнорировать мнение академика Лаврентьева, но и не мог заставить полковника Иванова отказаться от даровой рабочей силы - заключённых. Напомню, что объекты Минсредмаша в те годы строились с массовым использованием труда заключённых, а Управление строительства «Сибакадемстрой» подчинялось именно этому министерству..." http://www.proza.ru/2014/01/23/152

Фото из строительства драматического театра в Нижнем Тагиле

Строительство Драматического театра. Фото 1953 года. Первые работы по строительству драматического театра были начаты в 1951 году. 3 декабря 1951 года приступили к кладке стен Драматического театра. К весне 1952 года цокольный этаж был готов.


Позади драматического театра. Вид от нынешнего ДППна пр. Ленина. Справа часть здания пожарной башни позади драматического
театра. Фото 1953 года. http://historyntagil.ru/cards/9_old_tagil_50_open.htm

Такая память только на одном театре, построенном узниками Тагиллаг. Это был настоящий лагерь смерти.


Одно из крупных лагерных образований на территории Урала военного и послевоенного времени Тагиллаг НКВД — это десятки лагерных пунктов с ужасающими условиями труда и быта заключенных, страшные штрафные лагеря на Винновке и в Серебрянке, многочисленные массовые захоронения, тысячи никому не известных жертв голода, болезней, физического насилия ; это судьбы русских, поляков, латышей, советских немцев, жителей среднеазиатских республик, военнопленных из спецлагерей № 153 и 245. В лагерях свирепствовал сыпной тиф, люди умирали от авитаминоза, цинги, дизентерии, замерзали от жуткого холода в землянках и бараках. Узники Тагиллага, несмотря на голод, холод, болезни, моральные и физические унижения, строили город и его промышленные объекты, восстанавливая страну. Вот лишь краткий перечень строек, где труд заключенных составлял от 50 до 100 %: НТМЗ мартеновские печи № 4 и 5, домна № 3, фасонно-литейный и прокатный цеха, блюминг; аглофабрика, Верхне-Выйская плотина, Северо-Лебяжинский карьер, клуб ВЖР, здание управления рудника; коксовые батареи № 3 и 4, цех ректификации и другие объекты коксохимпроизводства; цементный, шиферный и кирпичный заводы; гофмановские печи № 3 и 4 на огнеупорном заводе; улицы жилых домов в городе; танкодром и подъездные дороги на Уралвагонстрое; Черноисточинская плотина; вторая очередь Гороблагодатского рудника и многое другое.

И вот уже не стало Сталина, а заключенные остались, и рабский труд оказался востребован при строительстве драмтеатра, память о них постарались вообще вычеркнуть из нашей истории, а трудовые подвиги узников-рабов записали на счет комсомольцев и коммунистов, возвеличив и укрепив идеологические догмы тоталитарного режима.


Тагиллаг прекратил свое существование в 1953 г., но не ушел из города, оставив после себя «богатое наследие» — более десятка ИТЛ и множество спецкомендатур. Нижний Тагил стал мрачным символом всего тоталитарного режима — городом тюрем и лагерей, населенным людьми с раздавленным прошлым, лишенными будущего. http://kp74.ru/nizhnetagilskij-teatr-dramy.html

Вы прекрасно помните огромную карту советских концлагерей, покрывавших Страну Советов? Нет? Уже "забыли" или вообще не знали и не подозревали?

Но такие "продуманные нужные" стройки для Советской власти, на которых гнобили безсчетно тысячи жизней начались не при Джугашвили, тот был всего лишь верным продолжателем дела главного упыря СССР - Ленина:
Одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина. И неудивительно что о ней неизвестно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, — долгое время были засекречены.
В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Использование бесплатного труда приветствовалось и поощрялось заботливыми коммунистическими правителями, вспомним, доблестную страницу из авиастроения, шарашки для ученых появились гораздо раньше в 1928-29 г.г. - легендарный советский истребитель "Ишачок", созданный, разумеется, ЗэКа.
Руководителям ОГПУ пришла в голову блестящая мысль: почему бы, вместо того чтобы отправлять арестованных на Соловки, не заставить их в тюремных условиях, под бдительным оком стражей государственной безопасности, строить самолеты и двигатели? «...Только условия работы в военизированной обстановке способны обеспечить эффективную деятельность специалистов в противовес разлагающей обстановке гражданских учереждений» , — писал позднее в письме Молотову заместитель председателя ОГПУ Ягода.
Первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро было организовано в декабре 1929 г. Оно находилось «по месту жительства» заключенных — в Бутырской тюрьме. Две комнаты для работы оборудовали чертежными досками и другими необходимыми чертежными принадлежностями. Новой организации присвоили громкий титул — Особое конструкторское бюро.

В ноябре 1929 г. Бутырской тюрьме было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ). В январе следующего года ОКБ перевели на авиазавод No. 39, где начали создавать Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). На территории завода имелся деревянный одноэтажный ангар No. 7, приспособленный под жилье для арестантов. В нем под охраной жили и работали 20 заключенных. Коллектив был невелик, но отличался очень высокой квалификацией. Костяк конструкторов составили работники Отдела морского опытного самолетостроения (ОМОС, ранее им руководил Д.П.Григорович), которые разделили участь своего начальника: А.Н.Седельников (бывший заместитель начальника отдела), В.Л.Корвин (заведующий производством) и Н.Г.Михельсон (начальник чертежного бюро). Вместе с Поликарповым в ЦКБ попали его коллеги Е.И.Майоранов и В.А.Тисов. Кроме них в ОКБ сидели крупный специалист по стрелковому оружию А.В.Надашкевич (создатель авиационного пулемета ПВ-1), бывший директор опытного завода No. 25 Б.Ф.Гончаров, инженер по статиспытаниям П.М.Крейсон, помощник директора завода No. 1 И.М.Косткин и др. Главным конструктором ОКБ назначили Григоровича, но фактически все основные вопросы проектирования решались коллегиально. Связь арестантов с производственными подразделениями завода обеспечивал свободный инженер С.М.Данскер. Перед "вредителями" поставили нелегкую задачу - срочно спроектировать одноместный истребитель смешанной конструкции с мотором воздушного охлаждения. - "за месяц не сделаете - расстреляем"

Меньше чем за два месяца маленький коллектив ОКБ спроектировал новый истребитель. Тюремная администрация запрещала проводить продувки моделей и другие виды испытаний в лабораториях ЦАГИ (которым управлял А. Туполев, ставший впоследствии «заключенным специалистом» ЦКБ-29), МВТУ, Военно-воздушной академии. Конструкторы могли рассчитывать только на свой опыт и те материалы, которые им разрешалось получать из некоторых организаций...


<...> Амнистировать нижеследующих конструкторов — бывших вредителей, приговоренных коллегией ОГПУ к различным мерам социальной защиты [каков термин! — Д. С. ], с одновременным их награждением:
а) главного конструктора по опытному самолетостроению Григоровича Дмитрия Павловича, раскаявшегося в своих прежних поступках и годичной работой доказавшего на деле свое раскаяние — грамотой ЦИК Союза ССР и денежной наградой в 10000 рублей;
б) главного конструктора Надашкевича Александра Васильевича — грамотой ЦИК Союза ССР и денежной премией в 10000 рублей;
в) бывшего технического директора завода № 1 Косткина Ивана Михайловича — денежной наградой в 1000 рублей;
г) Крейсона Павла Мартыновича — денежной наградой в 1000 рублей;
д) Корвин-Кербер Виктора Львовича — денежной наградой в 1000 рублей;
е) амнистировать всех инженеров и техников, приговоренных ОГПУ к различным мерам социальной защиты за вредительство и ныне добросовестно работающих в Центральном конструкторском бюро.
Среди арестованных авиационных специалистов были не только самолетостроители, но и конструкторы двигателей: А.А.Бессонов, Н.Р.Бриллинг, Б.С.Стечкин... 25 октября 1929 г. был арестован Н. Н. Поликарпов — выдающийся авиаконструкто р, прославившийся в 30-е гг. как создатель первоклассных истребителей. Ему инкриминировали участие в контрреволюционной вредительской организации и, так же, как других товарищей по несчастью, посадили в Бутырскую тюрьму.
Биограф Поликарпова В. П. Иванов приводит в своей книге письмо конструктора к жене и дочери, написанное им вскоре после ареста: "...Я все время беспокоюсь, как вы живете, как ваше здоровье, как вы переживаете наше общее несчастье. Об этом не стоит и вспоминать, я совсем убит этим горем. Изредка ночью или рано утром я слышу звуки жизни: трамвай, автобус, автомобиль, звон к заутрене, а в остальном моя жизнь течет монотонно, удручающе. Внешне я живу ничего, камера сухая, теплая, ем сейчас постное, покупаю консервы, ем кашу, пью чай или, вернее, воду. Читаю книги, гуляю по 10 минут в день... Помолись за меня св. Николаю, поставь свечку и не забывай про меня..."
Полностью - ИСТОРИЯ АВИАЦИОННОЙ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ
http://voenoboz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109%3A2011-03-09-17-32-27&catid=34%3A2011-02-14-00-01-20&Itemid=28&showall=1
http://topos-lite.memo.ru/vnutrennyaya-lubyanskaya-tyurma
"Репрессии в советской авиапромышленности" http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm

* * * * *
Канал смерти - Беломорско-Балтийский , воспетый лучшими писателями и поэтами СССР, всеми этими горькими, демьянами0, бедными и другими вылизывателями коммунистических преступников.

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно — без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.

Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий — десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе — награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…
"Убойные стройки XX века" http://arman71.livejournal.com/65154.html , фото из "Канала Смерти" https://mexanic2.livejournal.com/445955.html
* * * * *

Немедленно по подыхании массового убийцы Сталина все "великие стройки коммунизма" пришлось сворачивать,

Немного от allin777 в Неоконченные стройки сталинизма.
Проект постановления Совета Министров СССР «Об изменении строительной программы 1953 года»
21.03.1953
Совершенно секретно
Проект Об изменении строительной программы 1953 года

Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановляет:

1. Прекратить строительство следующих объектов:

Б) железных и автомобильных дорог —

железная дорога Чум—Салехард—Игарка , судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки ;

Из письма Л.П. Берия в Президиум Совета Министров СССР об изменении строительной программы 1953 года

Выполнено работ на 1.I/1953 г. в миллионах рублей:

Железная дорога Чум—Салехард—Игарка , судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки- 3724,0

ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 416. Лл. 14-16. Заверенная копия.

ИТОГО: Ликвидировались строительства, в которые было вложено 6 миллиардов 293 миллиона рублей и тысячи жизней советских заключенных.
* * * * *
В одном материале невозможно перечислить все бессчисленные стройки и понесенные на них жертвы советских заключенных во имя достижения мифического и так и не построенного коммунизма.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт