В каком государстве существует парламент. Парламент и его правовой статус

22.09.2019

англ. parliament от фр. раrler - говорить) - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Собственно "П." этот орган именуется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки он называется конгрессом, в РФ - Федеральным Собранием, в Литве и Латвии - сеймом и т. д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. (см. Двухпалатная система. Однопалатная система).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАРЛАМЕНТ

или легислатура - высший общенациональный (общегосударственный) представительный орган государственной власти, правомочный выполнять в конституционно заданных параметрах законодательную, контрольную и некоторые другие функции. П. в различных странах именуются по-разному: в Великобритании и Японии - парламент, в России и Швейцарии - Федеральное Собрание, в США - Конгресс, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, и т д. Они могут быть в целом подразделены на П. с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные. П. первых двух категорий, т.е. легислатуры с неограниченными и ограниченными полномочиями, занимают центральное место в политико-правовых механизмах своих стран, во многом предопределяя само содержание и особенности избранной формы правления (собственно парламентской, президентской, смешанной). Учреждением консультативных легислатур, или квазипарламентов, характеризуются политические режимы типа абсолютных монархий в мусульманских странах с фундаменталистскими традициями (например, в Кувейте, ОАЭ). Что касается высших представительных органов государственной власти стран тоталитарного социализма, то они вообще П. не являются, поскольку весь порядок их организации и деятельности построен на началах, противоположных принципам парламентаризма. Обычно П. бывают однопалатными и двухпалатными. П. с большим числом палат, как это было в Югославии или ЮАР, - редкое исключение. В двухпалатном П. создаются так называемые нижняя и верхняя палаты (например в Великобритании - палаты Общин и Лордов, в России - Государственная Дума и Совет Федерации, в Швейцарии - Национальный Совет и Совет кантонов (Совет государств по Конституции 1999), в США - Палата представителей и Сенат, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, в Японии - Палаты представителей и советников и т.д.). Во всяком случае конституирование верхних палат больше связывается в современную эпоху с задачами усиления ответственности и профессионализма П. в целом, нежели с целями учреждения инструмента сдерживания, торможения нижних палат в их «ультрадемократических» устремлениях, как это было на заре парламентаризма. Верхние палаты способны более широко и рационально представлять и защищать региональные и локальные интересы: в федеративных государствах - своих субъектов федерации, в унитарных - территориальных коллективов. Палаты значительно различаются по способам формирования - от выборного (нижние и многие верхние) до занятия места в палате по должности, по назначению (многие верхние). Палата лордов в Великобритании в известной части формировалась д о 1999 по праву наследования. По численному составу в среднем нижние палаты состоят из 400-600 депутатов, верхние - от 100 до 300 членов. Нижние палаты обычно избираются на 4-5 лет, верхние формируются на 6- 9 лет с периодической ротацией определенной части общего состава. Компетенция каждой палаты закреплена Конституцией, имеет свой исключительный круг прав и обязанностей, выявляющих ее социальное и юридическое предназначение. Однако в принципе только совместно, в творческом единстве обеих палат П. может в полном объеме реализовать свои функции высшего представительного органа государственной власти. Главное назначение П. - прежде всего законодательная функция, т.е. разработка и принятие законов, в т.ч. финансово-бюджетного назначения, которые составляют основополагающую базу всей правовой системы страны. Контрольная функция заключается в контроле П. за деятельностью правительства, других высших органов государственной власти и выражается в таких формах, как заслушивание отчетов, проверка качества и эффективности норм делегированного законодательства, ратификация международных договоров и т.д. (с м. также Парламентский контроль). В функциональные прерогативы П. входит, кроме того, ряд полномочий административно-управленческих (например назначение и освобождение от должности некоторых высших должностных лиц), судебных, точнее квазисудебных (импичмент, амнистия), а также учредительного плана (создание государственных институтов или участие в их формировании). П. по определению должен быть полновластным авторитетным органом, порядок формирования и работы которого всецело подчинены задачам реализации общенациональных задач. В этом суть его представительской функции. См. также Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации. И.М. Степанов

Отличное определение

Неполное определение ↓

Определение парламента

Сущностным выражением представительной демократии является парламент - общенациональный представительный орган власти, существующей на постоянной основе и имеет титульную функцию законотворчества. Функционирование парламента является реальным только при демократического политического режима.

Термин "парламент" происходит из средневековой латыни. Во Франции слово parlamentum сначала употреблялось для обозначения любого собрания. Впоследствии в XV в. парламентами назвали королевские судебные палаты (суды), которые прекратили существование с началом революции XVIII в.

В Англии в том же XV в. парламентом стали называть сословно-представительных учреждений. Однако в период сословно-представительной монархии термин "парламент" для обозначения соответствующих учреждений в других странах не использовался, поэтому не стал родовым. Такое положение не изменилось до конца XVIII в.

В следующем веке термин "парламент" как собственное законодательного органа использовали только в отдельных странах. Законодательный орган называли по-другому - национальный конгресс, национальное собрание, законодательное собрание и тому подобное. В Испании и Нидерландах такой орган получил название исторически имела сословно-представительное учреждение - соответственно генеральные кортесы и генеральные штаты.

Сейчас все такие названия также используются в конституциях, хотя родовой и наиболее часто употребляемой собственным названием законодательного органа является парламент.

В советской литературе термин "парламент" связывали с транскрипцией глагола "говорить" (от фр. Parier) и провозглашали тезис о том, что парламент - это "говорильня". Такой тезис является идеологемой и по своему смыслу не соответствует реалиям демократических стран.

Имена парламента обычно отражают его представительный характер. Самой распространенной таким названием парламента или его нижней палаты является национальное собрание. Слово «собрание» и его соответствия других языках (ассамблея, конгресс, скупщина, сабор т.п.) использовано и в других названиях, чем указывается на коллегиальный характер парламента. Коллегиальность свидетельствует также присутствие в названии парламента слова "совет".

На Кипре, Мальте и в Новой Зеландии парламент называется палаты представителей, в Австралии, Бельгии, Ирландии, США, Японии и в ряде других стран так назван нижнюю палату парламента.

На характер парламента как представительного органа могут указывать его конституционные дефиниции. Например, в Литве парламент определен как таковой, в состав которого входят представители народа, в Беларуси, Кыргызстане, России и Узбекистане - как представительный орган. В Андорре, Испании и Нидерландах парламент конституировано как орган, представляющий народ или граждан, в Португалии - как представительное собрание народа и тому подобное.

В некоторых основных законах сформулировано определение парламента как верховного или высшего представительного органа (Грузия, Казахстан, Молдова, Румыния, Сербия, Таджикистан, Венгрия, Узбекистан).

Такое определение может восприниматься как констатация существования системы представительных органов власти, подобной "системы советов", существовавшей в советский период. В теории и практике конституционализма, в основу которых положена идея разделения властей, соответствующая система оспаривается.

Характер парламента как представительного органа отражен в таком титуле его членов, как депутат. Термин "депутат" означает то, что член парламента избран (буквально - направлен, посланный) с целью соответствующего политического представительства.

Формирование государства происходило на протяжении большого количества времени. По сути, с момента достижения человечеством пика своей эволюции оно начинает осуществлять попытки организации групп. Постепенно созданные формации расширяются. Но в данном процессе возникла одна достаточно серьезная проблема - регулирование деятельности больших социальных групп. Ведь, по мере своего развития, люди смогли создать настолько громоздкие структуры, что их функционированием стало трудно управлять. Поэтому начал постепенно развиваться вопрос власти в государстве.

Следует отметить, что наиболее древние формации государственного типа в большей части случаев управлялись посредством власти, воплощённой в лице единого правителя. Незначительные попытки создания республик, примерами которых является Древняя Греция и Рим, не увенчались успехом. В итоге представленные государства управлялись посредством власти единого лидера.

Такой социальный строй управления просуществовал вплоть до конца XVIII века. В это время в Европе начинаются революционные движения. Единовластие полностью показало свою беспомощность в некоторых социальных вопросах. Поэтому в данный период возникает идея о создании универсального коллективного органа, который будет выполнять основные

На сегодняшний день данная структура существует практически в каждом государстве. Её называют парламентом. Функции и задачи этого органа имеют свою специфику. Помимо того, парламент является наглядным проявлением принципа о чем будет более детально рассказано далее в статье.

Суть разделения власти

Основные функции парламента и его характерные особенности невозможно рассматривать без анализа принципа разделения власти, о котором уже упоминалось ранее.

Что касается последней категории, то она характеризуется учением о том, что власть в любом государстве должна быть распределена между соответствующими и независящими друг от друга органами. Это позволит намного эффективнее координировать жизнедеятельность населения страны, а также даст возможность избежать злоупотребления властью, что достаточно часто, можно увидеть в государствах с монархической формой правления и тоталитарным режимом.

Созданию принципа предшествовала череда важных исторических событий. Помимо того, учение было создано на основе знаний и опыта государств древности и Средневековья.

История развития принципа разделения власти

Идею разделения власти, которая сегодня живет во многих государственных структурах, ученые заимствовали у таких государств как Древняя Греция и Рим. Именно в них коллективный способ правления был изобретен раньше всего. Например, римская власть была полностью разделена между комициями, консулами и сенатом. При этом последний элемент отыгрывал роль современного парламента.

В эпоху Средневековья доминировал что исключало наличие коллективной власти. Однако в эпоху просвещения такие ученые как Джон Локк и Шарль Луи Монтескье разработали принцип разделения государственного управления. Согласно их учению, власть в стране должна существовать в лице трех типов органов:

  • исполнительных;
  • законодательных;
  • судебных.

Данный принцип приобрел такую популярность, что нашел свое применение во многих государствах. На сегодняшний день принцип разделения власти функционирует практически во всем мире. При этом парламент - это орган именно законодательной власти. По мнению многих ученых, это самая важная роль, ведь нормотворчество, по сути, создает акты, которые непосредственно регулируют деятельность населения государства.

Особенности парламента

Итак, парламент, функции которого будут рассмотрены в статье, является высшим представительным органом. Однако его форма комплектования в данном случае не является самым главным характеризующим фактором. Более важным является тот факт, что парламент имеет возможность издавать законы - нормативные акты наивысшей юридической силы после конституции державы.

На сегодняшний день этот орган в том или ином виде существует практически в каждом государстве. Что касается полномочий законодательного органа, то они могут меняться в зависимости от формы правления конкретно взятой страны. В классическом виде парламент (виды, функции его представлены в статье) может выносить вотум недоверия правительству, что свидетельствует о его контроле центрального исполнительного органа, а также освобождать главу государства, то есть президента, от его полномочий в порядке импичмента.

Следует отметить, что этот орган может существовать практически в любом государстве, вне зависимости от формы правления в нем. Иными словами, даже в монархических державах наличие парламента не вызывает каких-либо недоумений. Отличным примером тому является парламентская монархия. В подобных государствах власть главы державы ограничивается законодательным органом, который реализует одноименную функцию.

Если мы говорим о республиканской форме правления, то в этом случае парламент, структура, функции которого могут несколько меняться, отыгрывает ключевую роль. По сути, именно он является воплощением республиканской демократии, а также принципов свободы и равенства, потому что большая часть вопросов решается коллективно представителями народа.

Что же касается политического режима в государстве, то эта категория достаточно сильно влияет на деятельность законодательных и иных органов государства. Однако в некоторых случаях именно посредством законодательной структуры можно существенно сдерживать негативное влияние тоталитаризма или же авторитаризма.

Структура главного законодательного органа

Парламент, функции, полномочия которого мы с вами рассматриваем, представляет собой достаточно сложную и действенную структуру. Иными словами, современный орган данного типа не является чем-то подобным народному вече. Это достаточно упорядоченный механизм, главной целью которого является издание законов, о чем детальнее пойдет речь далее в статье. Таким образом, парламент имеет свою внутреннюю структуру. Нужно отметить, что она может меняться, в зависимости от специфики политического режима и территориальных особенностей государства.

В первоначальном, классическом виде любой парламент имеет двухпалатную структуру. Следует помнить, что она зародилась в Великобритании - родине мирового парламентаризма. Двухпалатная структура была создана для обеспечения компромисса между буржуазией и, конечно же, аристократами - высшим сословием. В данном случае двойственная система вполне оправдывается необходимостью рассмотрения идей и взглядов всех без исключения сословий. Ведь дворянство, как основная сила монархического строя, стало существенно терять свои позиции в период буржуазной революции в Европе. Поэтому с влиянием этого сословия необходимо было смириться.

Под действием революционных движений, в некоторых странах появились Они отлично подходят для мобильного решения определенных проблем, однако достаточно часто используются в качестве поддержания тоталитарного лидера. Тем не менее однопалатные парламенты существуют и в современном мире. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: "Какие виды структур существуют на сегодняшний день?" В XXI веке в мире можно встретить следующие системы парламента, а именно:

  1. Двухпалатные.
  2. Однопалатные.

Первый вид наиболее популярен в современном мире. Однако стоит учитывать тот факт, что палаты имеют свои четко разграниченные полномочия. При этом в подавляющем количестве случаев они являются абсолютно равными по своему юридическому статусу.

Особенности двухпалатной структуры

Давайте рассмотрим двухпалатный парламент. Виды и функции его имеют большое количество особенностей. Главной из них является процесс принятия законов.

Например, имеет двухпалатную структуру. Её главной особенностью является тот факт, что любой законопроект должен быть рассмотрен и принят в обеих палатах. Если хотя бы в одной из них его отвергнут, то он автоматически не принимается. Таким образом двухпалатный парламент позволяет учесть особенности практически всех социальных слоев. Помимо того, во многих случаях, на каждый структурный элемент законодательного органа возлагаются иные специфические функции. К примеру, нижняя палата может отвечать за финансовые вопросы в государстве, а верхняя, в свою очередь, назначает людей на определенные должности, ратифицирует проводит импичмент и т. п.

Следует отметить, что все представленные моменты могут отличаться в зависимости от конкретного государства. Как показывает практика, идентичных по своим функциям и полномочиям парламентов не существует.

Двухпалатные структуры на сегодняшний день в большей части существуют в федеративных государствах. С учетом данной формы территориального устройства, парламент, состоящий из двух элементов попросту необходим. Ведь в федерации вторая палата, как правило, представляет интересы прежде всего субъектов. К числу подобных государств можно отнести Австралию, Российскую Федерацию, Индию, Мексику, Соединенные Штаты Америки, Великобританию и т. п.

Однако двухпалатные парламенты можно также встретить и в унитарных странах. Как правило, даже в таких случаях законодательный орган организовывается по принципу территориальности, что позволяет учитывать интересы отдельных элементов державы.

Внутренние органы законодательного центра

Следует отметить тот факт, что парламент, функции которого будут представлены далее, для реализации своих основных задач используют внутренние органы специального назначения. В большей части случаев организация структуры этих парламентских ведомств имеет общие черты во многих государствах. Стоит выделить главные задачи парламентских органов:

  1. Координация работы законодательного центра.
  2. Организация всех необходимых условий для реализации парламентом своих непосредственных функций.

Эти задачи являются ключевыми в деятельности законодательного органа. Их исполнение, как уже указывалось ранее, возлагается на плечи внутренних ведомств. Ключевым парламентским органом является спикер или же председатель. Как правило, деятельность этого элемента воплощается в отдельном лице, то есть, конкретном человеке. При этом роль спикера достаточно важна для всей деятельности парламента того или иного государства. Он исполняет ряд специальных функций, к числу которых относятся следующие:

  • представление законодательного органа на международной арене;
  • обеспечение рассмотрения тех или иных важных вопросов;
  • определение повестки дня;
  • обеспечение рассмотрения законопроектов;
  • определение конкретных видов процедур обсуждения законопроектов либо иных вопросов;
  • руководство парламентскими обсуждениями;
  • предоставление слова депутатам;
  • определение типа голосования и его итогов и т. п.

Достаточно важной функцией парламентского председателя является руководство денежными средствами этого органа, а также парламентскими подразделениями полиции. Для облегчения работы спикера, ему, как правило, предоставляются заместители - вице-председатели.

Такая форма организации управляющего парламентского органа чаще всего встречается в двухпалатных парламентах. Помимо того, далеко не во всех государствах роль спикера столь важна. Например, в Швейцарском парламенте председатель и его заместители избираются лишь на время проведения соответствующих сессий. В данном случае спикер не является важной политической фигурой вообще.

Еще одним важным элементом внутренней организации законодательного органа являются парламентские комиссии. Они представляют собой специализированные органы, создающиеся из депутатов. Их главной целью является оценка и непосредственное создание законодательных актов, контроль за деятельность власти исполнительной, а также решение специфических задач.

При этом существует два основных вида комиссий, а именно: временные и постоянные. Последние создаются на срок деятельности соответствующей парламентской палаты. В подавляющем большинстве случаев постоянные комиссии создаются по вопросам обороны, финансов, законодательства и законотворчества, международного сотрудничества и т. п.

Что касается временных органов, то они, как правило, занимаются решением конкретных задач. Подобными комиссиями являются следственные, специальные, ревизионные и т. д. Следует заметить, что парламентские органы имеют широкий ряд полномочий. Чаще всего они проявляются в процессе законотворчества, потому что именно в составе комиссий происходит разработка законопроектов, а также их научный регламент.

Фракции парламента

Внутренняя деятельность многих законодательных органов обеспечивается его фракциями. Они, по сути, представляют собой депутатские объединения. Численное количество каждой в отдельности фракции, как правило, влияет на политическую программу государства.

Ведь депутаты той или иной партии в законодательном органе пытаются провести интересующие их законопроекты. Что касается образования фракций, то этот процесс, как правило, происходит на основе регламента в каждом отдельном государстве.

Парламент: функции, полномочия

Как основной законодательный центр любого государства, представленный в статье орган наделен определенными полномочиями, а также имеет ряд специфических функций. Эти категории, по сути, показывают его реальные возможности в том или ином государстве.

Но если основные функции парламента, как правило, практически везде одинаковы, то полномочия бывают как полные, так и ограниченные. Как правило, конкретные возможности парламента обуславливаются основным государственным законом, то есть конституцией. На основе этого все без исключения полномочия главного законодательного органа можно распределить между тремя группами:

  1. Неограниченными полномочиями наделены далеко не все парламенты. В данном случае, законодательный орган может заниматься решением даже тех вопросов, которые не закреплены в конституции.
  2. Противоположностью первого вида органов являются парламенты с ограниченными полномочиями. Как правило, их возможности четко перечислены в конституции государства. К числу подобных относятся парламенты Франции, Сенегала и др.
  3. Наиболее специфическим видом парламентских возможностей являются консультативные полномочия законодательного органа. Подобные структуры, чаще всего, возникают в странах мусульманского права. Суть в том, что в них главой государства является монарх, а парламент существует для помощи в процессе его правления. Иными словами, данный орган лишь консультирует главу страны в некоторых вопросах и не осуществляет свою первостепенную функцию.

Помимо представленной ранее классификации, функции парламента можно также разделить в зависимости от сфер деятельности данного органа. Например, рядом универсальных возможностей законодательные органы многих стран наделены для регулирования финансовой, налоговой системы, обороны, международных отношений и т. п.

Кроме упомянутых полномочий, необходимо рассмотреть также основные направления деятельности законодательного органа. Каковы функции парламента? В научной среде существует множество подходов к рассмотрению данной проблемы. Но в большинстве случаев выделяют основные полномочия этого органа, состоящие из четырех элементов. К ним относятся следующие:

  1. Наиважнейшей функцией парламента, бесспорно, является функция законотворчества. Ведь данный орган изначально был создан именно для создания нормативных актов высшей юридической силы. Функция позволяет учесть мнение большинства, а также исключает возможность издания антисоциальных законов, которые бы угнетали права той или иной группы людей. При этом законодательная функция парламента состоит из ряда специфических стадий, а именно: создания законопроекта, обсуждения, поправок и принятия, согласования интересов и подписания. Таким образом, процесс создания нормативных актов высшей юридической силы имеет профессиональный характер. Помимо того, законодательная функция парламента, фактически утверждает юридическую систему государства. Так как именно законами регулируются наиважнейшие общественные отношения.
  2. Представительская функция парламента заключается в том, что избранные в данный орган депутаты, должны защищать интересы той части населения, которая отдала за них свои голоса.
  3. Функция обратной связи основана на том, что депутаты проводят брифинги, круглые столы и званые вечера для обсуждения насущных государственных проблем, которые требуют решения.
  4. Одной из наиболее важных парламентских функций является формирование бюджета. По сути, именно законодательный орган отвечает за создание надлежащего уровня жизни населения страны.

Функции парламента РФ

Федеральное собрание - это законодательный орган Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией государства, парламент РФ осуществляет следующие функции:

  1. Создание законодательных актов.
  2. Назначение на должности и освобождение от них председателя Счетной палаты и Центрального банка.
  3. Проведение импичмента.
  4. Объявление амнистии.
  5. Осуществление контроля над органами исполнительной власти.
  6. Представительство народа.

Таким образом, функции российского парламента в целом имеют общий характер с классической тенденцией функционирования законодательных органов в мире. Это достаточно позитивный фактор. Ведь он свидетельствует прежде всего о том, что функции парламента РФ воплощают лучшие европейские тенденции. Но это далеко не все позитивные моменты представленной структуры. Ведь сам парламент, его признаки и функции позволяют говорить о реальном народовластии в государстве. Если в стране нет представленного органа, или же он действует не должным образом, то о демократии не стоит и говорить.

Заключение

Итак, в статье мы выяснили, что такое парламент и его функции. Кратко мы рассмотрели ключевые полномочия законодательных органов, их структуру, а также историю становления парламентаризма и принципа разделения власти в мире.

Следует отметить, что функционирование представленного в статье органа играет ключевое значение для многих держав, поэтому разработка теоретических концепций о деятельности парламента необходима для развития всех без исключения государств.

Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.

3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.

Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

Принятие решения об отставке Правительства РФ;

Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;

Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

Назначение выборов ГД;

Роспуск ГД;

Внесение законопроектов в ГД;

Подписание и обнародование ФЗ;


Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.

3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:

Решение вопросов гражданства;

Предоставление политического убежища;

Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

4. В сфере обороны:

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

Утверждение военной доктрины РФ;

Введение военного положения;

Введение чрезвычайного положения.

5. В сфере судебной власти и прокуратуры:

Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение судей других федеральных судов;

Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.

Румынии, и Грузии, в Науру и Новой Зеландии, а также других.

В ряде стран депутаты через Конституцию установили собственные наименования парламента. Например,
- в России парламент называется Федеральное собрание (состоит Совет Федерации - высшая палата и Государственная Дума - нижняя палата парламента),
- Швеции - Риксдаг,
- Финляндии - Эдускунта,
- — двухпалатный парламент Конгресс (состоит из высшей палаты - Сената и нижней - Палатыпредставителей)
- в - Бундестаг,
- Китае - парламент называется Всекитайское собрание народных представителей
- Туркмении - Меджлис,
- - Кнессет,
- Монголии - Хурал,
- Украине - Верховная Рада
- парламент называется Народное собрание
- в , Польши и название парламента - Сейм
- — парламент называется Федеральное Собрание (Штендерат и Национальрат)
- Сербии - Скупщина
- — Рийгикогу
- в - парламент называется Коккай (Палата советников и Палата представителей)
- в - Сабор
- в - двухпалатный парламент называется Маджлиси Оли (Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон)
- в Туркмении - Меджлис
- в - двухпалатный парламент называется Олий Мажлис (Сенат и Законодательная палата)
- в - название парламента Народный совет

Парламент назван представительным органом, так как в нем регионы страны и всё население имеют представителей - депутатов, которые выбираются
- или по одномандатному округу - голосование за политические партии
- или по много мандатным (мажоритарным) округам, в каждом из которых население избирает свое кандидата.

Парламент может состоять из одной или двух палат, которые называются нижняя и верхняя. Обычно весь парламент или его нижняя палата формируется путем проведения всеобщих выборов. Так, в России - нижняя палата называется Государственной Думой, верхняя палата - Советом Федерации.

Законодательным органом парламент назван из-за того, что он наделен властью принимать законы, обязанные для граждан всего государства, в т.ч. для всех ветвей власти, включая Президента, кабинета министров, суда.

В некоторых случаях парламент также наделяется такими полномочиями как формирование и контролирование исполнительной власти. Например, он может правительству выносить вотум недоверия или проводить процедуру импичмента президента.

В каких странах нет парламентов

Нет парламентов в монархических государствах, где власть главы страны не ограничена.

  • Ватикан - абсолютная монархия, государство управляется Святым Престолом. Вся полнота власти принадлежит Папе Римскому, который выбирается кардиналами на пожизненный срок.
  • Саудовская Аравия - абсолютная монархия, где с 2005г. появились (по утверждению западным , явно симпатизирующих главному союзнику США на Ближнем Востоке) "признаки парламентаризма" в виде "муниципальных выборов" в местные органы власти. К выборам были допущены только мужчины старше 21 года. В местные органы власти были избраны, как правило, имамы местных мечетей.
  • Оман - абсолютная монархия в котором султан (опять же под нажимом США и Великобритании) с 1998г ввел "Совет шуры" - совещательный орган, в котором "спикер" назначается самим султаном, а 82 имеют право рекомендовать султаны меры по экономическому и экологическому развитию государства, не касаясь международных вопросов.
  • Катар - абсолютная монархия в которой эмир сам назначает прообраз "парламента" (Консультативный Совет) из 45 членов, обещая в будущем, что 30 из них будут избираться.
  • Бруней - абсолютная монархия нет даже прообраза парламента, султан сам назначает исполнительную власть - , состоящее из его ближайших родственников, которые руководят вооруженными силами, нефтедобычей, руководят регионами (4 административных округа - даера)
  • Мальтийский орден - выборная монархия, управляется Суверенным Советом. Возглавляет государство Великий Магистр, избраемый на пожизненный срок. Вместе с Великим Магистром на 5 лет избираются четыре главных чиновника государства (Великий Командор, Великий Канцлер, Хранитель Общей Казны, Великий Госпитальер).
Содержание парламента для госбюджета

Любая демократия требует жертв, в том числе средств на содержание парламента и работы депутатов. Они состоят из
- прямых затрат - финансирование аппарата парламента (от зарплаты спикера до уборщиц здания, коммунальных платежей, автопарка и т.д.)
- косвенных платежей - бесплатный проезд депутатов по стране железно дорожным и авиа транспортом, командировки за рубеж, бесплатная и лечение депутатов, бесплатный и отдых депутатов парламента в санаториях и домах отдыха, бесплатная недвижимость (аренда квартиры или постройка депутату квартиры), бесплатное авто и т.д.

Так,
- бюджет Госдумы России составляет чуть более 6.1 млрд (около 190 млн. долларов США), из которых 4 млрд. рублей - фонд зарплаты депутатов парламента.
- содержание Верховной Рады - аппарата парламента в 2012г. обошлись в 865 (или 105.5 млн. долларов США)
- в переживающий глубочайший кризис Греции - содержание парламента обходится народу Греции в 148.751 млн. (в 2012г. на 22 млн. больше), в т.ч. финансирование самих депутатов парламента обходится в 19.326 миллионов евро (против 21.226 млн. евро в 2012г.)
- сейм - парламент Латвии расходует на свое содержание 11.462 млн. латов (около 21 млн. долларов США)

Льготы депутатов парламента

В каждой из стран мира льготы депутатов парламента отличаются друг от друга, но имеют и много общего между собой. Так, депутаты Государственной Думы России имеют
- депутатская неприкосновенность по которой депутат парламента не имеет права быть задержанным и арестованным милицией, прокуратурой, судом.
- право на бесплатный проезд воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным транспортом (кроме такси), право вне очереди приобретать бесплатно билеты на этот транспорт.
- использование бесплатно служебный транспорта
- прибыв в командировку депутата обязана у трапа встретить машина из местного органа власти
- бесплатная гостиница
- бесплатное жилье в в гостиничном номере разряда «Высший-А»
- при окончании депутатских полномочий в парламенте государство им оплачиваюет все расходы по переезду и выдается единовременное пособие «на устройство» в размере 1/2 жалованья депутата и 1/4 жалования членов депутата парламента
- отпуск депутатов обеих палат парламента России (членов Совфеда и депутатов Госдумы) составляет 48 рабочих дней (по нормам самой вредной и опасной профессии в России)
- кроме отпускных депутатам парламента России выплачивается, так называемое, пособие на лечение в размере двух депутатских зарплат.
- после ухода на пенсию депутата (если он проработал в Совете Федерации или Госдуме России более 1 года) полагается надбавка к ежемесячной зарплате в размере от 55 до 75% заработка депутата, который ежегодно индексируется.
- депутату Госдуму выдается дипломатический паспорт.

История создания парламента

В древних государствах уже существовали органы народного представительства. Например, в Древнем Риме был Сенат. Самые древние парламенты - Тинвальд (Острова Мэн) и Альтинг (Исландия). Они были созданы в X веке. В других государствах имелись народные собрания, советы старейшин, вече и так далее. В Средние века распространилась сословно-представительная система. То есть органы, которые состояли из представителей разных сословий, выполняли роль, подобную парламенту. Например, во были Генеральные штаты, в - Кортесы, в России - Земский собор.

Считается, что родоначальником современного парламента является Англия. Еще в XIII веке там образовался прообраз парламента. Произошло это в тот момент, когда была подписана «Великая хартия вольностей» королем Иоанном Безземельным. Этот документ гласил о том, что король не имеет права без согласия королевского совета вводить новые налоги. Так что стала первой страной, в которой всю полноту власти принял на себя парламент.

История свидетельствует о том, что парламенту была отведена роль амортизатора между обществом и властью. Также благодаря ему общество имело во власти своих представителей. Во время социальных катаклизмов парламент часто играл решающую роль. Примером может служить Английская революция XVII века.

Сначала парламент был всё-таки второстепенным органом, призванным просто сглаживать конфликтные ситуации между народом и властью. Но постепенно в большинстве стран он превратился в высший государственный орган.

О выборах в парламент

По демократическим меркам необходимо, чтобы парламент избирался непосредственно населением. Хотя бы одна его палата. Выборы, как индикатор, показывают настроение общества. Свое выражение они находят в политических партиях, имеющих разную направленность. Формирует правительство обычно партия, которая набрала большинство голосов. Иногда это может быть коалиция. Проходить выборы могут по двум системам: пропорциональной, когда выбираются партии и мажоритарной, когда выбираются депутаты от избирательных округов. Проводятся выборы регулярно (обычно 1 раз в 4-5 лет).

О составе парламентов

Парламентарии нижней палаты называются депутатами, а верхней - сенаторами. В парламент может входить разное количество людей - от нескольких десятков до двух-трех тысяч, но в среднем это 300-500 человек.

Если парламент двухпалатный, они называются по-разному. Например, нижняя палата в Великобритании называется Палата общин, а верхняя - Палата лордов. В России парламент разделен на Государственную думу и Совет Федераций, в США - на Палату представителей и Сенат, в Казахстане - на Мажилис и Сенат. Верхняя палата обычно формируется не таким демократическим путем как нижняя.

Парламент разделяется на палаты для того чтобы законопроекты, которые инициируются и принимаются нижней палатой, были одобрены верхней. Последняя чаще всего занимает позиции, которые близки правительству. Существует вариант многопалатного парламента, но только в одной стране - Испании.

Внутри парламента, как правило, создаются комиссии и комитеты, курирующие определенные вопросы. Например, вопросы экономики или иностранных дел. Задачи таких подразделений - готовить решения парламента на соответствующую тему.

Также в парламенте имеются фракции. Создаются они по политическому принципу обычно из представителей партии. Депутаты, которые не вошли во фракции, объединяются в депутатские группы.

Пример стран, в которых парламент однопалатный.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт