Теоретические методы исследования: краткая характеристика. Характеристика словесных методов обучения

22.09.2019

  • Белоруссия и Литва в составе РФ (от 3 разделов до 1917). После трех разделов Польши. Характеристика бел и литовского этносов. Их этногенез.
  • Боли в грудной клетке, характеристика, диагностическое значение.
  • Браузери: типи браузерів; загальна характеристика, можливості та базові команди браузерів.
  • В мелочах, б повседневности мы Вполне можем придерживаться методов гибкого реагирования.
  • Стандартизация – не только вид деятельности, но и комплекс методов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил.

    Метод стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

    Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах, применяемых в работах по стандартизации.

    Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с его сокращением. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: классификации и систематизации, селекции и симплификации, типизации и оптимизации.

    Классификация – это разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

    Для классификации объектов технико-экономической и социальной информации используются иерархический и фасетный методы.

    Иерархический метод классификации характеризуется тем, что исходное множество объектов классификации последовательно разделяется на подмножества (классификационные группировки), а те, в свою очередь, делятся на подподмножества и т.д. Деление множества объектов на разделы, классы, группы идет по принципу от общего к частному по основным признакам, характеризующим эти объекты.

    Фасетный метод классификации характеризуется тем, что множество объектов разделяется на независимые подмножества (классификационные группировки, фасеты), обладающие определенными заданными признаками, необходимыми для решения конкретных задач. Из общего числа фасетов выбираются те, которые необходимы для решения поставленной задачи, устанавливается строгая последовательность с учетом поставленной задачи.

    Систематизация – это деятельность, заключающаяся в научно обоснованном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации.

    Примером результата работы по систематизации может служить Общереспубликанский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). По ОКП вся промышленная и сельскохозяйственная продукция на основании наиболее существенных признаков распределяется на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Видовые классификационные группировки получают дальнейшую конкретизацию в ассортиментной части отраслевых разделов ОКП.



    По признаку отраслевой принадлежности вся продукция разделена на 98 классов. Продукция пищевой промышленности относится к классу 91. Продукция консервной и овощесушильной промышленности – к подклассу 91 6. Подкласс 91 6 содержит 9 групп: консервы овощные, плодовые, продукция быстрозамороженная и т.д. Например, консервированная продукция «Перец, фаршированный овощами, в томатном соусе» высшего сорта, массой нетто 320-340г получит код 91 6111 4001.

    Селекция объектов стандартизации - деятельность, заключающаяся в отборе из множества видов продукции таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными и достаточными для удовлетворения потребностей и дальнейшего производства. Примером селекции может служить набор разновесов, позволяющий при минимуме гирь получить любое значение массы.



    Симплификация – деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве. Метод заключается в простом уменьшении количества типов (видов, сортов) изделий до количества экономически и технически целесообразного и достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей. При этом в объект стандартизации не вносится никаких изменений, не проводятся дополнительные исследования. Примером симплификации может служить градация одежды по росту, когда из целого ряда значений, соответствующих росту человека, нецелесообразными были признаны пять значений из шести:

    …157,158, 159,160,161,162,163,164 170 176 182

    Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и систематизация объектов.

    Типизация объектов стандартизации – это деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов (конструкций, технологических правил, форм документации) на основе прогрессивных методов и режимов работы и общих для ряда изделий характеристик. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

    Так, в начале 60-х гг. в эксплуатации находилось (включая ранее снятые с производства) более 100 конструктивных разновидностей телевизоров. Была поставлена задача – устранить неоправданное многообразие схем. Для этого всю совокупность конструкций подвергли систематизации, в результате которой были выделены исходя из размера экрана по диагонали три варианта - схемы телевизоров с экраном 35, 47 и 59см. В каждом варианте были отобраны наиболее удачные схемы, которые затем усовершенствованы с целью повышения безотказности и ремонтопригодности. В результате были созданы типовые (унифицированные) конструкции – УНТ-35, УНТ-47,УНТ-59.

    Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных параметров, оптимальных значений других показателей качества и экономичности.

    На государственном уровне основным критерием оптимизации является народохозяйственная эффективность. Однако часто используются более простые критерии оптимизации – запас прочности, допустимый нагрев и т.д., которые заранее оптимизированы исходя из условия получения максимальной народохозяйственной эффективности.

    В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и обоснования принимаемых решений, например на экспертных методах, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию

    Унификация продукции –деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией. Унификация заключается в приведении множества объектов к единой форме, к единообразию

    Унификация базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основными направлениями унификации являются:

    Разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

    Разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;

    Разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции -межотраслевого применения;

    Ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.

    Агрегатирование - это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

    Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении. Для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось прежде всего расчленить конструкцию машины на независимые сборочные единицы (агрегаты) так, чтобы каждая из них выполняла в машине определенную функцию. Это обеспечило изготовление агрегатов как самостоятельных изделий, работу которых можно проверить независимо от всей машины. Обобщение частных конструктивных решений, разработка унифицированных агрегатов, узлов и создание машин на основе этих агрегатов позволило снизить затраты на выпуск продукции и обеспечить частую сменяемость конструкции машин.

    Метод визуального исследования - наиважнейший из методов, применяемых в ТКЭД для поиска информативных признаков.

    Микроскопический метод - метод исследования вещественных доказательств с помощью специальных приборов - микроскопов, позволяющих получать увеличенные изображения внешнего строения объектов и их мельчайших деталей, невидимых невооруженным глазом.

    Метод исследования в косонаправленном свете - метод увеличения видимости деталей объекта при его освещении направленным пучком света с углом падения света значительно менее 90°: оптимально 10° * 35°. В ТКЭД этот метод применяется для выявления незначительного рельефа следов давления, трасс от пишущих приборов, повреждений поверхностного слоя бумаги в виде приподнятости волокна, наклеенных участков, находящихся не в одной плоскости с поверхностью документа, а также для выявления штрихов на фоне бумаги либо среди других фрагментов изображений по различию их блеска (зеркального отражения). Чтобы исключить мешающее воздействие постороннего света, наблюдение при косонаправленном освещении проводят в затемненном помещении.

    Метод исследования в проходящем свете (на просвет) - применяется для выявления деталей объекта с различной оптической плотностью. Такое исследование применяется для обнаружения участков документа, подвергшихся подчистке, травлению, смыванию, а также для изучения структуры бумаги, водяных знаков (или филиграни), для прочтения заклеенных текстов, залитых, замазанных, зачеркнутых записей, а также для прочтения текстов на копировальной бумаге.

    Спектральные методы - позволяют изучать результаты взаимодействия выделенного узкого диапазона светового спектра с веществом либо с материалом объекта. Лучистая энергия, проходя через вещество (материал) либо из одной среды в другую, изменяется под действием вещества объекта. При этом изменяются показатели отражения, поглощения, пропускания света. Зависимость коэффициента отражения (отношения отраженного от объекта излучения ко всему падающему потоку) от длины волны излучения является характеристикой любого вещества. Эта характеристика может быть зарегистрирована визуально, фотографически, с помощью электронной и оптической техники.

    Метод цветоразделения - выявляет различия в цвете и в оттенках объектов. При исследовании документов случается так, что один цветной объект невидим или слабо различим на окружающем фоне либо среди других окрашенных объектов. Усилить контраст между ними можно за счет преобразования спектральных различий в различие яркостей, такое преобразование именуется цветоделением цветоразличением).

    В ТКЭД метод цветоделения применяется для выявления залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, для установления факта дописки путем дифференциации красителей, штрихов, имеющих различную степень спектрального поглощения. Используют этот метод и для усиления контраста между слабовидимыми записями и фоном документа путем исследования в той зоне спектра, где вещество штрихов имеет максимум поглощения (определяется опытным путем).

    В цветоделении важно правильно подобрать светофильтр, следуя правилу дополнительного цвета и используя цветовой круг, известный всем со школьный скамьи.

    Например (рис. 1.1), для усиления контраста синего штриха на бумаге белого цвета находят в противоположном ему секторе круга дополнительный цвет - оранжевый и рассматривают документ через оранжевый светофильтр. При этом штрихи выглядят более темными и контрастными, поскольку светофильтр дополнительного цвета пропускает максимум лучей той части светового спектра, которые соответствуют максимуму поглощения вещества штрихов, бумага же эти лучи отражает. К желтому и оранжевому цветам дополнительным является фиолетовый и синий.

    Рис. 1.1. Взаимозависимость цветов при цветоразделении

    Методы исследования в отраженных УФ и ИК-лучах. Указанные методы исследования документов основаны на избирательном поглощении, пропускании и отражении веществом материалов документа воздействующего электромагнитного излучения в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра (на различной способности материала штрихов отражать, поглощать и пропускать эти лучи).

    Известно, УФЛ занимают область спектра от 10 * 400 нм: ближняя зона спектра (400 - 315 нм), средняя (315 - 280 нм), дальняя (280 - 10 нм). В практике ТКЭД чаще всего используется УФ-область спектра от 250 нм до 385 нм, выделение нужной зоны обеспечивается УФ- светофильтрами (УФС-1, ... УФС-4).

    В качестве источников УФЛ (рис. 1.2) используются ртутнокварцевые лампы высокого и сверхвысокого давления: в приборах различных модификаций, а также лазеры, генерирующие УФ-излучение. Также широко используются УФ-осветители ОИ-18, осветители специальных микроскопов, например, МЛД-1, ЛЮМАМ и других марок.

    Рис. 1.2. Схема фотосъемки в отраженных УФЛ, где: 1 - УФ-осветитель;

    2 - документ; 3 - УФ-светофильтр; 4 - объектив фотоаппарата

    Метод исследования в отраженных ИК-лучах (ИКЛ) основан на способности некоторых материалов письма, содержащих в качестве компонентов углеродистые вещества (тушь, графитный карандаш, типографская краска, копировальная бумага, машинописная лента, электрографических тонер, черные чернила струйных принтеров) и соли металлов поглощать инфракрасное излучение в отличие от других, не содержащих углерод, красящих веществ (паст шариковых ручек, чернил, штемпельной краски и пр.). Применяется для дифференциации одноцветных, но различных по составу материалов письма при выявлении дописки и допечатки, залитых и зачеркнутых текстов.

    Источники ИК-излучения (рис. 1.3) - это в основном, лампы накаливания и специальные импульсные лампы. Отсекание ИК-спектра осуществляется светофильтрами КС-17, КС-18, КС-19, ИКС-1, ИКС-2, ИКС-3, которые помещают перед приемником излучения. Для визуализации получаемой невидимой картины в инфракрасной зоне спектра существуют ЭОП, которые на экран выводят видимое изображение, а также обеспечивают его фотофиксацию в режиме «Фотосъемка».

    Рис. 1.3. Схема фотосъемки документа в отраженных ИКЛ, где: 1 - ИК-осветитель; 2 - документ; 3 - ИКЛ светофильтр;

    4 - объектив фотоаппарата; 5- ЭОП

    В основе методов люминесцентного анализа лежит способность некоторых веществ к флуоресценции при воздействии на них УФ либо сине-зеленных лучей в затемненном помещении.

    При флуоресценции свечение практически мгновенно затухает после прекращения возбуждения.

    В соответствии с законом Стокса спектр люминесценции всегда смещен в сторону больших длин волн по сравнению со спектром возбуждающего излучения (длина волны возбуждающего всегда короче длины волны люминесценции).

    В зависимости от спектрального состава возбуждающего излучения люминесценция может наблюдаться и в видимой, в дальней красной и в ближней инфракрасной областях светового спектра. При воздействии на вещество штрихов и на основу документа УФ лучами появляется видимая люминесценция, которую можно зафиксировать посредством фотосъемки. Для этого перед объективом помещается светофильтр, пропускающий видимые лучи по цвету люминесценции (если оранжевая, то ОС-12) и задерживающий УФ-лучи (см. рис. 1.4).

    Рис. 1.4. Схема фотосъемки видимой люминесценции, возбужденной УФЛ, где: 1 - УФ-осветитель; 2 - документ; 3 - УФ светофильтр; 4 - светофильтр по цвету люминесценции, 5- фотоаппарат

    Для возбуждения красной и ИК-люминесценции в материалах документов используют сине-зеленое излучение с помощью светофильтра СЗС-21, который пропускает сине-зеленные лучи. При фотосъемке люминесценции перед объективом помещают светофильры, задерживающий сине-зеленые лучи и пропускающий либо красные (с/ф КС-17 и КС-18 при люминесценции в дальней красной области), либо ИК-лучи (с/ф КС-19 и светофильтры ИКС при люминесценции в ИК-области) (рис. 1.5). Люминесценцию можно зафиксировать также с помощью ЭОП и иной более современной техники.

    Рис. 1.5. Схема фотосъемки красной и инфракрасной люминесценции, возбужденной СЗ лучами, где: 1 -осветитель; 2 - документ;

    3 - СЗ светофильтр; 4 - светофильтр по цвету люминесценции,

    5- фотоаппарат, 6 - ЭОП

    Люминесцентные методы применяются для выявления невидимых и слабовидимых записей, следов травления, смывания, подчистки, дописки, последовательности нанесения пересекающихся штрихов, а также для дифференциации материалов письма одного цвета.

    Метод исследования в поле токов высокой частоты. Метод основан на получении под действием высокочастотного электростатического разряда фотоизображения поверхностей и внутренней структуры объекта. Для этой цели используется конденсатор, между обкладками которого помещается документ и фотопленка (фотобумага). Конденсатор помещается в контур генератора токов высокой частоты, при включении которого возникает искровой разряд, засвечивающий соответствующие участки фотопленки.

    Фотосъемка в поле токов высокой частоты (ТВИ) позволяет:

    Выявлять вдавленные штрихи и подчищенные записи;

    Устанавливать содержание залитых, замазанных и зачеркнутых текстов;

    Определять следы замены фотокарточки на документе;

    Идентифицировать новые, не имеющие видимых дефектов, пишущие машины по рельефным следам на бумаге от ударов литер пишущей машины.

    Итак, перечисленные выше физические методы ТКЭД имеют одну общую, объединяющую их особенность - они недеструктивные, не разрушают документ, не изменяют его внешний вид и содержание. Поэтому при производстве ТКЭД данные методы находят первоочередное применение.

    Методы судебно-исследовательской фотографии. Особое место в ТКЭД занимают фотографические методы исследования, которые являются не разрушающими. Преимущество фотографических процессов перед обычным зрительным восприятием объясняется тремя факторами:

    1) чрезвычайно широкой спектральной чувствительностью, что позволяет регистрировать изображения не только в видимой части светового спектра, но и в УФ-, ИК-зонах спектра, а также в рентгеновских лучах;

    2) возможностью получить оптическое изображение с более высоким контрастом, нежели в действительности;

    3) способностью фотоприемного материала аккумулировать световую энергию, что позволяет получать изображение нормального качества при слабой освещенности объекта съемки.

    Методы судебно-исследовательской фотографии подразделяются на виды: а) масштабная фотосъемка со значительным увеличением; б) усиление контраста слабовидимого изображения; в) фотосъемка в невидимых зонах спектра; г) фотосъемка люминесценции (видимой и невидимой).

    Масштабная фотосъемка со значительным увеличением подразделяется на подвиды: макро- и микрофотографию (до 20 х и свыше 20 х раз).

    Под усилением контраста фотографическим путем понимаются методы, применяемые в целях изменения соотношения яркостей объекта на черно-белом ф/материале (цветоделение) или цветных тонов - на цветном (цветоразличение).

    Методы усиления контраста делятся на три подвида: усиление контраста в процессе съемки; в процессе проявления; готового негативного фотоизображения.

    Методы фотосъемки в отраженных невидимых лучах спектра подразделяются на четыре подвида: фотосъемка в ИК- и УФ-зонах спектра; в рентгеновских и гамма-лучах.

    Методы фотосъемки люминесценции: фотосъемка видимой люминесценции, возбужденной УФ- и сине-зелеными лучами; фотосъемка ИК-люминесценции, невидимой глазом.

    Метод влажного копирования (рис. 1.6). В основе данного метода лежит явление адгезии (прилипания) или диффузии на контактный материал, увлажненный простейшим органическим растворителем - водой.

    Методом влажного копирования выявляются различия материалов письма по степени их копируемости на влажную липкую поверхность. При контакте с увлажненной поверхностью отфиксированной фотобумаги частицы красящих веществ некоторых из материалов письма прилипают к ней, оставляя на этом новом носителе зеркальные штрихи письменных знаков, иных изображений.

    Метод применяется для выявления залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, установления дописки, определения последовательности выполнения пересекающихся штрихов (реквизитов документов).

    Рис. 1.6. Схема метода влажного копирования, где: 1 - отфиксированная фотобумага; 2 - слой органического растворителя - воды; 3 - красящее вещество штрихов на основе документа; 4 - основа документа (бумага и т.п.); 5 - красящее вещество штрихов, откопированное на отфиксированную фотобумагу

    Для копирования водорастворимых красящих веществ применяется увлажненный дистиллированной водой желатиновый слой отфикси- рованного фотоматериала (иногда фильтровальная бумага). Фотобумагу предварительно обрабатывают при неактиничном свете в фиксаже, тщательно промывают в проточной воде и высушивают. Поверхность отрезка фотобумаги увлажняется водой в течение 30-60 секунд. Полученная зеркальная копия фотографируется в нужном масштабе.

    Адсорбционно-люминесцентный метод (АЛМ). В основе метода лежит увеличение интенсивности люминесценции красящих веществ при адсорбировании их обработанной органическим растворителем полимерной пленкой. АЛМ применяется для дифференциации материалов письма с целью установления дописки, выявления залитых, зачеркнутых, замазанных текстов, определения последовательности выполнения пересекающихся штрихов.

    Копирование штрихов производится ПВХ-пленкой, смоченной растворителем (диметилформамидом, циклогексаноном, тетрагидрофура- ном и др.) Отпечаток облучают ультрафиолетовым светом и изучают его люминесценцию в затемненном помещении.

    Метод наиболее эффективен для дифференциации красителей, близких по цвету. При определении последовательности выполнения пересекающихся штрихов эффективны наблюдение и фиксация люминесценции откопированных штрихов в видимой и в дальней красной зонах спектра.

    Рекомендуется применять ПВХ-пленку белого цвета для беловых товаров. ПВХ-пленка растворится во многих органических растворителях (циклогексанон, диметилформамид, тетрагидофуран, ацетон, спирт этиловый). Растворители активно действуют на многие материалы письма.

    На пленку заранее выбранного размера пипеткой наносятся 1-3 капли растворителя, равномерно распределяются по поверхности в течение 4-10 секунд, чтобы впитался растворитель, а затем пленка приводится в плотный контакт с исследуемым участком документа на 1-3 секунды.

    Время контакта и сила нажима зависят от растворимости исследуемого вещества, решаемой задачи и от свойств бумаги документа, поэтому они подбираются экспериментально. О копировальной способности вещества штрихов судят по результатам экспериментов, т.е. предварительных испытаний на периферийных участках документа. Следует учитывать, что при неправильном особенно длительном по времени контакте возможно отслаивание поверхности бумаги доку- мента, его повреждение. Кроме того, в любом случае АЛМ приводит к необратимым изменениям штрихов реквизита документа: уменьшается количество красящего вещества, изменяется и структура бумаги в месте контакта.

    Диффузно-копировальный метод (ДКМ). В основе данного метода лежит явление диффузии - поверхностного проникновения молекул и ионов исследуемого вещества в увлажненный либо сухой желатиновый слой незасвеченной черно-белой (нецветной) фотобумаги (явление было открыто и экспериментально апробировано в 1903-1907 гг.).

    При выявлении невидимых и слабовидимых текстов часто удается добиться хороших результатов путем применения высокочувствительного ДКМ. Технология ДКМ задействует свойство некоторых органических водорастворимых красителей изменять при воздействии на фотоэмульсионный слой его изначальную светочувствительность (сенсибилизацию).

    Как известно, бесцветное галоидное серебро, входящее в состав фотографической эмульсии, обладает свойством разрушаться с образованием черного зернистого металлического серебра под действием света и химических восстановителей, содержащихся в проявляющих растворах. При этом на эмульсию действует только коротковолновое излучение сине-фиолетовой области спектра. Чувствительность несенсибилизированного фотографического слоя к коротковолновому синефиолетовому излучению является естественной светочувствительностью фотоматериала.

    При контакте исследуемого документа с увлажненным желатиновым фотоэмульсионным слоем частицы красителя, проникшие в результате диффузии в фотоэмульсию, вызывают изменение светочувствительности фотоматериала на участках их внедрения. В одних случаях краситель вызывает повышение чувствительности фотоэмульсии к излучению длинноволновой части спектра (желтым, оранжевым, красным лучам, к которым несенсибилизированный фотоматериал не очувст- влен): эффект носит название оптической сенсибилизации. В других случаях под воздействием красителя фотоэмульсия становится нечувствительной или весьма мало чувствительной к коротковолновому сине-фиолетовому излучению, к которому фотоматериал обладает естественной чувствительностью: явление называется десенсибилизацией. Кроме того, красители материалов письма в той или иной мере увеличивают фотографическую вуаль, повышая способность галоидного серебра разрушаться под действием проявителя без предварительной засветки фотографического слоя.

    В зависимости от концентрации красителя, диффундирующего в эмульсию, наблюдается либо сенсибилизирующий, либо десенсибилизирующий эффект. Обычно сенсибилизацию фотоэмульсии вызывает малое количество красителя, т.е. когда штрихи подлежащего выявлению текста практически невидимы или слаборазличимы. Краситель в более высокой концентрации вызывает обратное, десенсибилизирующее действие.

    Действие красителя на светочувствительный фотографический слой в значительной мере зависит от свойств самой фотографической эмульсии. Поскольку сущность метода состоит в изменении естественной чувствительности под действием красителей, то для диффузного копирования пригоден лишь несенсибилизированный фотоматериал (фотобумага).

    Применение ДКМ для выявления невидимых и слабовидимых текстов, а также записей, выполненных водорастворимыми красителями и затем замазанными, залитыми, зачеркнутыми нерастворимыми в воде красителями, состоит в последовательном выполнении в фотолаборатории при неактиничном красном свете следующих действий (рис. 1.7):

    Фотоматериал размачивается в воде (желательно дистиллированной) до набухания желатинового фотоэмульсионного слоя (от 1 до 20 минут);

    Излишек воды с эмульсионного слоя удаляется встряхиванием фотоматериала (фильтровальную бумагу прикладывать без нажатия на нее, так как при нажиме ее волокна могут прилипнуть к фотоэмульсии и помешают диффузии красителя);

    Набухший эмульсионный слой прикладывается к поверхности документа, на участке которого находится подлежащий выявлению текст либо оттиск печати (время контакта определяется экспериментально);

    Фотоматериал с диффундировавшими в фотоэмульсию молекулами красителя помещается в черно-белый контрастный проявитель в кювете, находящейся под объективом фотоувеличителя, и засвечивается через с/ф КС-2 или ОС-18 или ЖС-8: красным, оранжевым или желтым светом до момента появления контрастного изображения (либо вуали);

    Полученное зеркальное изображение репродуцируется и печатается прямое изображение выявленного реквизита документа.

    Рис. 1.7. Схема ДКМ, где:

    1 - диффузия красящего вещества штрихов в эмульсионный

    слой фотобумаги:

    2 - штрихи красящего вещества:

    3 - подложка документа:

    4 - источник неактиничного освещения:

    5,8 - источник фильтрованного света (с/ф ОС. КС. ФС)

    6 - фотоэмульсионный слой фотобумаги с скрытым изображением

    7 - кювета с проявителем;

    9 - фотоэмульсионный слой фотобумаги с видимым изображением:

    10 - кювета с фиксирующим раствором

    Вследствие высокой чувствительности ДКМ его применение часто дает хорошие результаты в тех случаях, когда краситель в штрихах почти отсутствует. При этом копирование можно производить неоднократно с одинаковым успехом, так как проникновение в фотоэмульсионный слой даже ничтожного количества красителя вызывает заметный эффект.

    ДКМ широко используется для выявления угасших, подчищенных, смытых текстов, «бледно» нанесенных оттисков печатей и штампов, текстов, замазанных графитным карандашом, черной тушью, а также слаборазличимых текстов на темных подложках.

    Традиционная методика ДКМ предполагает использовать увлажненный фотоматериал, тем самым не исключается опасность повреждения некоторых реквизитов или фрагментов документа либо существенного его изменения, повреждения. Применение модификаций ДКМ позволяет избежать этого недостатка.

    Модификация № 1: «сухой» ДКМ. На реквизит документа при неак- тиничном свете накладывается отрезок сухой незасвеченной глянцевой фотобумаги эмульсионным слоем к объекту. Фотобумагу плотно прижимают к документу и в течение 2-7 минут осуществляют интенсивное трение ее оборотной стороны лоскутом шерстяной ткани для получения электростатического заряда, способствующего диффузии красителя в фотоэмульсионный слой. Последующая обработка фотоматериала производится в соответствии с традиционной методикой ДКМ, изложенной выше.

    Модификация № 2: «дактилоскопический» ДКМ. На исследуемый фрагмент документа со слабовидимой записью накладывают отрезок прозрачной дактилоскопической пленки и плотно прижимают его, продолжительность контакта 15-30 секунд. Затем по отношению к пленке применяется традиционная технология ДКМ: с дактопленки на фотобумагу, ее засветка в проявителе до появления штрихов и т.д.

    – это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

    Источником получения знаний при этом считается слово, которое может быть устным или письменным.

    Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

    К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

    Рассказ и объяснение

    Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

    В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

    Объяснение - словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.

    Беседа и дискуссия

    Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция - побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.

    По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные - комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.

    Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею - запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.

    Лекция

    Лекция от других словесных методов отличается:

    1. более жесткой структурой;
    2. логикой изложения учебного материала;
    3. изобилием сообщаемой информации;
    4. системным характером освещения материала.

    Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

    Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.

    Работа с книгой

    Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

    Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

    Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.

    Для решения поставленных задач в исследовании применялися следующие методы: анализ и изучение научно-методической литературы и практической деятельности специалистов в области ф/к и спорта, психолого педагогические наблюдения, контрольные испытания(тестирования), эксперимент, методы математической статистики. И методы сравнительного и графического анализа

    Краткая характеристика методов исследования

    1. Анализ и изучение научно-методической литературы и практической деятельности специалистов в области ф/к и спорта

    Изучение научно - методической литературы применялось для выявления степени научной разработанности выбранной нами проблемы, определения общих теоретических позиций. Метод анализа литературных данных реализовывался по нескольким аспектам: рассмотрение теоретических аспектов умственной деятельности, технических приемов спортивного ориентирования и физиологических закономерностей утомления.

    2. Психолого-педагогические наблюдения

    Проводились на тренировочных занятиях

    3. Контрольные испытания (тестирования)

    Тесты - стандартизированные методики психодиагностики, представляющие собой серию относительно коротких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и т. д.). С помощью таких испытаний с известной вероятностью определяется уровень развития у индивида психологических свойств, необходимых теоретических знаний, практических умений, навыков и других личностных характеристик. Тестирование предполагает чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, последующий качественный анализ их и интерпретацию.

    По форме представления тесты можно разделить на два основных типа: стандартизированные и проективные. Стандартизированные в свою очередь делятся на два подтипа: тесты-опросники и тесты-задания.

    Стандартизированными называются тесты, прошедшие этап стандартизации (проверку на валидность и надёжность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к тестам). Такие тесты ориентированы на оценку и могут служить надёжным средством психодиагностики.

    Тесты- опросники содержат серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. В тестах - задания испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по итогам выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него характерологических черт (свойств личности).

    Проективные тесты предназначены для изучения психологических особенностей людей и их поведения, - особенностей, которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые психологические свойства личности и недостатки поведения индивид склонен приписывать другим людям. О психологических способностях испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает соответствующие ситуации, поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает.

    Проективные методики как бы «портретируют» всю индивидуальность человека, не прямо, а косвенным путем позволяют изучать его эмоциональные особенности и невротические реакции.

    Классификация проективных тестов по описанию И. Б. Гришпун:

    1. Конститутивные тесты. Содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование.

    2. Конструктивные тесты, предполагающие создание целого из отдельных частей.

    3. Интерпретативные тесты, предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений.

    4. Катартические тесты, предполагающие творческую деятельность в особо организованных условиях.

    5. Экспрессивные тесты, предполагающие рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему.

    6. Импрессивные тесты, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.

    7. Аддитивные тесты, предполагающие завершение фразы, рассказа.

    Проективные тесты по предмету психодиагностики можно отнести к личностным тестам - психодиагностическим приемам, направленным на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида .

    Выбранные нами тесты позволяют определить уровень развития наиболее значимых свойств умственной деятельности спортсменов - оринтировщиков и проследить их динамику.

    Для начального и итогового тестирования были предложены следующие тесты:

    1. Корректурный текст

    2. НОП (тест, определяющий наглядно-образную память)

    3. Тест на запоминание цифр по таблице Шульте(25 цифр однотонного цвета)

    Данное тестирование применялось в начале и в конце эксперимента на обеих группах, контрольной и экспериментальной.

    Следить за состоянием и динамикой развития внимания можно с помощью «корректурного теста». При помощи него оцениваются:

    Интенсивность внимания. На зачет - 1 мин. По сигналу «Марш!» открыть лист с «корректурным текстом» и начать отыскивать и зачеркивать сочетания букв «ВС». Зачеркивать найденные сочетания букв надо одной чертой (сверху - налево - вниз). Текст просматривать последовательно, строчка за строчкой, начиная с верхней. По сигналу «Стоп!» работу сразу же прекратить и вертикальной чертой отметить последнюю букву.

    Распределение внимания. На зачет - 2 мин. По сигналу «Марш!» необходимо сочетание «ВС» зачеркивать сверху - налево - вниз, а сочетание «АИ» подчеркивать.

    Переключение внимания. На зачет - 2 мин. По сигналу «Марш!» начать отыскивать и зачеркивать наклонной чертой сверху - налево - вниз сочетание «СХ». Через 30 сек. по сигналу «Черта! ВС» поставить на месте окончания вертикальную черту и тотчас же, не останавливаясь, зачеркивать тем же способом сочетание «ВС». Еще через 30 сек. после нового сигнала «Черта! ВС», поставить вертикальную черту и продолжать работу, отыскивая и зачеркивая сочетание «ВС».

    Устойчивость внимания. На зачет - 10 мин. Необходимо как можно быстрее и точнее вычеркивать сочетание «ВС», подчеркивать «АИ», а «СХ» обводить кружком.

    Показатели интенсивности, переключения, распределения и устойчивости внимания подсчитывают по формуле

    где а - общее число букв в просмотренном тексте, б - число сочетаний, которые должны быть вычеркнуты, в - общее число ошибок (сумма пропущенных сочетаний и излишне зачеркнутых) .

    Для изучения наглядно-образной памяти (НОП) разработаны пять комплексов условных знаков (каждый комплекс состоит из 15 условных знаков, расположенных в определенной последовательности). Спортсменам предлагается запомнить максимальное и число. Рисунок демонстрируется в течение 30 секунд. Затем условные знаки необходимо воспроизвести по памяти, нарисовав их в такой же последовательности, в какой они были расположены в таблице. НОП ориентировщиков можно изучать до и после тренировок, а также после пробегания трассы ориентирования .

    Тест на запоминание цифр заключается в следующем: на перфокартах пишутся цифры, начиная с двузначных и заканчивая девятизначными числами, которые в возрастающем порядке показываются занимающимся. За определенное количество времени надо запомнить цифры и записать их (время может быть различное: от 2 до 15 с) .

    4. Естественный педагогический эксперимент

    Эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выявления эффективности тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. Эксперимент предполагает создание нового опыта, активную роль в котором играет проверяемое нововведение. При обработке показателей, полученных в ходе эксперимента, широко используют математические методы, прежде всего методы математической статистики.

    5. Методы математической статистики

    Полученные нами данные были обработаны методами математической статистики. Стандартная статистическая обработка результатов экспериментального исследования проведена на персональном компьютере в программе Microsoft Excel.

    Среднее значение измеренных величин рассчитывали по формуле:

    где - результат измерений, - средний арифметический результат, n - число измерений.

    Среднее квадратичное отклонение, которое определяется по формуле

    Достоверность различий между двумя сравнительными группами определяли по критерию Стьюдента. Различия сравнительных групп рассчитывали по формуле

    где - среднее квадратичное отклонение, - средние величины первой и второй сравнительных групп соответственно, n1, n2 - число измерений.

    Критическое значение коэффициента Стьюдента (tst) находили по числу степеней свободы для 0,05%-го уровня значимости (б=0,95). Различия сравнительных групп считали достоверными при Р<0,05.

    6. Методы сравнительного и графического анализа

    Сравнивались показатели контрольной и экспериментальной групп.

    Из четырех выделенных нами групп методов наиболее подробно охарактеризуем организационные методы, так как их методологическое значение в общей системе исследования совершенно неудовлетворительно представлено в современной психологической литературе.

    Наиболее сложившимся и проверенным на опыте организационным методом является сравнительный, видоизменяющийся в различных психологических дисциплинах.

    В эволюционной биопсихологии, которую также называют сравнительной, исследование организуется посредством сопоставления (одновременного или последовательного) разных ступеней эволюции или разных уровней развития по определенным параметрам. Проектирование и осуществление такого исследования в течение длительного времени и различными методиками (особенно наблюдение и эксперименты) являются весьма сложным делом. Первоначально сравнительный метод использовался для целей изучения филогенеза поведения и психической деятельности, но затем специально был применен для изучения онтогенетической эволюции, например, у приматов (Ладыгина-Котс, 1935; Тих, 1966).

    Сравнительный метод как общий метод организации исследования, направляющий его ход и регулирующий взаимодействие всех методик, в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление различных контингентов испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп, демографических, профессиональных, этнографических и других контингентов), в патопсихологии и психодефектологии (сравнение больных со здоровыми, людей с дефектами - сенсорными, моторными, интеллектуальными - с нормально видящими, слышащими и т. д.).

    В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил в специальном виде метода «возрастных» или «поперечных» срезов. Подавляющее большинство исследований в этой области выполнены с помощью именно этого метода, хотя и отличаются по экспериментальной методике и технике, по проблемам и теоретическим конструкциям. Сравнительно-возрастные исследования могут охватывать различные фазы одного или двух смежных периодов (например, детства и отрочества), но в отношении всего комплекса изучаемых явлений (например, восприятия или мышления). Таковы капитальные работы Ж. Пиаже (Флейвелл, 1967), в том числе и одна из наиболее значительных в области генезиса мышления (Пиаже, Инельдер, 1963).

    Другую модификацию сравнительно-возрастного метода представляет выборочное сопоставление отдельных периодов, производимое с целью, выявления эволюционно-инволюционных характеристик динамики изучаемого психического процесса. Одним из наиболее интересных и поучительных исследований такого рода является цикл исследований А. А. Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти, где сопоставлялись особенности некоторых мнемических процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей (Смирнов, 1967).



    Полный цикл возрастных сопоставлений представлен в нашей коллективной работе, посвященной онтогенетическим изменениям перцептивных констант (Ананьев, Дворяшина, Кудрявцева, 1968). Основные периоды человеческой жизни (от раннего детства до глубокой старости) сравнивались по параметру зрительного восприятия - константности. Методом возрастных, или поперечных, срезов было выявлено значение этого параметра как индикатора индивидуального развития.

    В другом цикле наших исследований метод возрастных срезов был применен для определения онтогенетических преобразований комплекса зрительно-пространственных функций (поля зрения, остроты зрения, линейного глазомера). Посредством этого метода выявлены как особенности созревания и старения каждой из этих, функций, так и типы межфункциональных корреляций в различные периоды жизни (Ананьев, Рыбалко, 1964; Александрова, 1965; Рыбалко, 1969).

    Параллельно со сравнительным методом в возрастной и генетической психологии разрабатывался лонгитюдный метод (метод «длинника»), но он применялся в несравненно меньших масштабах. Специальному обсуждению принципов построения этого метода был посвящен один из симпозиумов XVIII Международного психологического конгресса («Изучение хода психического развития ребенка» - организатор Р. Заззо). Обобщение некоторого опыта его применения позволило Р. Заззо оценить эффективность лонгитюдного метода сравнительно с методом возрастных или поперечных срезов. Показано, что лонгитюдный метод более чувствителен в определении возможностей психического развития. Его преимущество перед методом возрастных срезов сказывается при решении двух проблем: 1) предсказания дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психического прогноза и 2) определения генетических связей между фазами психического развития.

    Лонгитюдный метод предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка их жизненного пути, измеряемого иногда десятками лет. Он устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно-возрастного), как уравнение всех индивидов данного возраста и данной популяции. Эти лица на самом деле могут не оказаться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. По сравнению с методом поперечных срезов лонгитюдный метод является более сложным и индивидуализированным методом организации исследования в области возрастной, генетической и дифференциальной психологии.

    Путь непрерывного прослеживания хода психического развития заранее определен программой, рассчитанной на ряд лет. Следует заметить, что чем короче период наблюдения, тем менее эффективно применение лонгитюдного метода. Длительное наблюдение и постоянное воспроизведение тех или иных функциональных проб (тестов), сопоставимых по определенным критериям экспериментальных заданий, при одновременном использовании других методов (биографического, анализа продуктов деятельности и т. д.) - все это характеризует полиоперациональный состав лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла. Непосредственным итогом его применения является индивидуальная монография или некоторая совокупность таких монографий, посвященных ходу психического развития, охватывающих несколько фаз периодов человеческой жизни. Сопоставление ряда таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой.

    Однако построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, - дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность и т. д. могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченного небольшим количеством объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, которое успешно осуществляется посредством сравнительного метода «поперечных срезов». Именно это обстоятельство и учитывал Р. Заззо, рекомендуя сочетать в генетической психологии оба метода (Заззо, 1966).

    Подобное сочетание лонгитюдного и сравнительного методов целесообразно и в других областях психологии, особенно в дифференциальной, где надежность индивидуального психологического диагноза имеет первостепенное значение. В клинической психологии (патопсихологии) казуистический анализ, основанный на лонгитюдных данных, обычно накладывается на патопсихологические синдромы, полученные сравнительным методом (при изучении больных разными нервно-психическими заболеваниями или сопоставлении их со здоровыми людьми). В психологии спорта лонгитюдные способы организации исследования имеют особое значение в сочетании с данными массового обследования спортсменов разных специальностей, квалификации, стажа и т. д.

    Как сравнительный, так и лонгитюдный методы могут применяться при изучении отдельных психофизиологических функций, психических процессов, состояний, свойств личности. От предмета исследования зависит масштаб организации всего цикла работы, состав методик и используемая техника. Надо учесть, однако, что в современных условиях психологические исследования все чаще включаются в сложные комплексные системы, в которых участвуют многие другие науки, необходимые для решения актуальных практических задач (например, научной организации труда). Исключительное значение человеческих факторов в различных видах общественной практики (от организации производства до массового обслуживания населения) определяет важность подобных комплексных, т. е. междисциплинарных исследований.

    Подобно сравнительному или лонгитюдному методу, вовсе не представляющим сами по себе какой-либо теории, но являющимся способами организации исследовательского цикла, комплексный метод сам по себе еще не есть концепция целостности изучаемых феноменов, но, бесспорно, направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем обоснование тайкой концепции.

    Программа комплексного междисциплинарного исследования объединяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающимся связей и зависимостей между явлениями разного рода (например, физического и психического развития, социального статуса личности и ее характерологических свойств, экономи­ческих показателей производительности труда и индивидуального стиля трудовой деятельности и т. п.). Социолого-психологические, экономико-эргономические, антрополого-психофизиологические и другие комплексные исследования предъявляют особые требования к построению оптимальных режимов исследования оперативного управления разнородным составом методик, с помощью которых добывается и обрабатывается (особенно статистически) большой материал. Результаты таких исследований дают основание для соответствующих выводов о совершенствовании тех или иных областей практики.

    Методика и техника комплексных исследований лишь начинает разрабатываться (Человек и общество. Вып. I-XIII, 1966-1973). Однако, учитывая возрастающее значение психологии в системе наук и взаимодействие между ними, следует особое внимание уделить вопросам построения организации комплексных исследований в области производства, массового обслуживания, здравоохранения и, конечно, образования и воспитания, имеющим первостепенное значение. Комплексные объединения психологов, педагогов и педиатров, физиологов и антропологов, методистов разных профилей могут оказаться особенно полезными для обеспечения единства педагогических воздействий и оптимальных взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием (Первоначальное обучение…, 1968; Анань­ев, 1974).

    Среди эмпирических методов психологии, с помощью которых добываются факты исследования, исходное значение имеет объективное наблюдение (сплошное или выборочное), методика которого претерпела за последнее время значительное преобразование благодаря применению различных фиксационных и других технических средств как для наблюдения, так и для обработки получаемых данных.

    О самонаблюдении как специфическом методе психологии и как главном орудии идеалистического интроспекционизма имеются диаметрально противоположные суждения противников и апологетов этого метода. Для нас самонаблюдение не методологическая, а методическая проблема, которая еще ожидает систематического изучения и технических совершенствований.

    Несомненно, что самая возможность самонаблюдения, т. е. уровень самоанализа, является показателем психического развития человека, отражающего особенности становления его самосознания. Однако не следует ставить знак равенства между самонаблюдением и специальным исследованием самосознания. Подобно всем явлениям психической деятельности самосознание объективируется в деятельности, в реальных позициях личности и ее поступках, в уровне притязаний и динамике отношений к окружающим, в различных типах коммуникации. С другой стороны, самонаблюдение выступает как компонент многих других методов при изучении психических реакций, актов поведения, форм деятельности в виде словесного отчета.

    Тем не менее очевидно, что самонаблюдение как обсервационный метод имеет особый смысл при изучении динамики сознания, являющегося одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним методом самопонимания человека; самосознания как субъективной программы личности и ее саморегуляции.

    В этом плане особую ценность имеют приемы и данные опосредствованного самонаблюдения (дневники, автобиографические материалы, переписка и т. д.). В различных областях психологии используют данные самонаблюдения в соответствии с предметом и общей организацией исследования. В медицинской практике всегда используется материал субъективного анамнеза, сопоставляемого с данными клинического и лабораторного исследования (объективного анамнеза).

    Во всех видах прикладной психологии - от психологии труда до космической психологии - самонаблюдение применяется в различных модификациях и в связи с другими, объективными методами. Особенное значение имеет описание самочувствия в тех или иных состояниях деятельности, динамики представлений и переживаний, мотивов поведения (Ланге, 1893).

    Экспериментальные методы в психологии столь многообразны, что ни в одном из пособий по экспериментальной психологии невозможно полное описание всех экспериментальных методик, так как это сложные системы специальных операций и процедур, осуществляемые в специально оборудованных камерах и кабинах с помощью сложных приборов, аппаратов и других технических устройств. Первой формой экспериментального метода в психологии является так называемый лабораторный эксперимент. Обозначение это, конечно, чисто формальное и имеет смысл лишь в сопоставлении с другими видами эксперимента - «естественным» и психолого-педагогическим.

    Классические формы лабораторного эксперимента - метод психических реакций, существующий во многих вариантах (простой, сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект и т.д.), психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности - абсолютной и дифференциальной - различных модальностей). Эти методы по­лучили исключительное развитие не только в психологии, но и во многих смежных науках. В самой психологии прогресс теории и экспериментальной техники обусловил дальнейшее совершенствование этих методов.

    Вслед за этими методами экспериментальная психология начала пополняться различными психометрическими методами исследования мнемических, перцептивных, апперцепционных и аттенционных процессов. Каждому из них соответствует особая аппаратура и специфическая техника проведения опытов. Несколько позже открылись возможности экспериментального изучения процессов мышления и речевых функций. Благодаря успешному развитию этого изучения созданы экспериментальные основы семиотики и современная эвристика, для которой экспериментальная психология мышления имеет не меньшее значение, чем математическая логика.

    Во многих функциональных и процессуальных экспериментально-психологических исследованиях используются разнообразные физиологические (особенно условнорефлекторные и электрофизиологические) и физико-химические методы, а при изучении речемыслительных процессов - лингвистические и логические методы исследования.

    Усложнение методов психологических измерений привело к созданию особой области экспериментальной психологии - инженерных и экономических основ экспериментальной психологии, - в ведении которой находится проектирование лабораторных помещений, выбор изоляционных материалов и устройств, конструирование новой техники (аппаратуры) и т. д.

    Все более широкое внедрение радиоэлектроники и автоматики в экспериментально-психологическую технику обеспечило создание программных сигнализационно-стимуляционных устройств с любыми комплексами сигналов и с любыми градациями их интенсивности. Благодаря распространению электрофизиологических устройств все более разнообразной и комплексной становится регистрационная аппаратура. В ряде случаев в эту аппаратуру включаются счетные операции, итоги которых выдаются в виде количественных показателей стимулов и реакций. Развитие сигнализационной и регистрационной аппаратуры пока недостаточно взаимосвязано, и поэтому еще нередки случаи, когда из сложного комплекса сигналов прибор обеспечивает регистрацию лишь хронометрических показателей двигательных или речевых реакций. В будущем надо ожидать боль­шего взаимосогласования и интеграции обоих типов аппаратуры.

    Одной из актуальнейших проблем современной экспериментальной психологии, по мнению П. Фресса (Фресс, Пиаже, 1966, с. 93-95), является переход от исследования психики в лабораторных условиях к изучению ее в условиях реальной жизни. В последние десятилетия благодаря электронике возникла возможность выхода экспериментально-психологической техники за пределы лаборатории, в те или иные условия реальной жизни. Этот вид экспериментально-психологического метода можно назвать полевым экспериментальным методом, использующим более портативную аппаратуру и сокращенные циклы экспериментальных процедур.

    В настоящее время полевые эксперименты широко практикуются в психофизиологии труда, авиационной и космической психологии и особенно в психологии спорта и военной психологии. Весьма интересные перспективы для развития лабораторного и полевого эксперимента открывает социально-психологическое исследование межличностных отношений в малых группах, групповые и коллективные эксперименты с помощью гомеостатов разных типов, телевизионных установок с обратной связью, методики «подставной группы» и т. д.

    Естественный и психолого-педагогический эксперимент весьма основательно разработаны в советской психологии и подробно описаны в психолого-педагогических исследованиях (Н. А. Менчинской, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, М. Н. Шардакова и др.).

    В современных условиях беседа представляет собой дополнительную к экспериментальным методам методику или, что характерно для генетической и патологической психологии, - вариант естественного эксперимента, воспроизводящего определенную ситуацию общения и взаимной информации. В социальной психологии беседа выступает в качестве самостоятельного метода интервью со своей специальной техникой сбора информации, принципами градуирования ответов и шкалой оценок. На основании интервью, так же как и анкет различных типов и вопросников, распознаются состояния (общественного мнения, общественных настроений, социальных ожиданий, ролевого поведения) и осуществляется принятие решений. Иначе говоря, интервью, анкеты и вопросники (например, вопросники Айзенка, на основании анализа которых определяется экстраверсия-интроверсия, мера нейротизма и т. д.) являются психодиагностическими средствами и должны быть отнесены к этой группе эмпирических методов.

    К психодиагностическим методам относятся также социометрические, посредством которых определяется статус личности в группах (малой и большой), показатели эмоциональной экспансии и т. д. Обширный и все более увеличивающийся ряд методических приемов представляют тесты, или массовые психологические испытания. Критика этого метода в советской научной литературе была обращена главным образом на тенденцию буржуазной интерпретации данных, получаемых с помощью одного из главнейших видов тестов, притязающих на определение интеллектуальных способностей или умственной одаренности. Использование этих тестов в целях социального отбора носит реакционный характер и направлено против демократизации образования и культуры.

    Обращалось внимание на чрезмерную формализацию оценок и ориентацию на результаты решений задач, игнорирующую своеобразие процесса интеллектуальной деятельности. Серьезным недостатком многих тестов на интеллект является их произвольный характер: конструирование и введение в массовую практику тестов и субтестов, не прошедших нормальный исследовательский цикл в условиях специальных лабораторий.

    В диагностические методы должны переходить наиболее эффективные и пригодные к скоростному массовому применению модификации экспериментальных методов, особенно полевых. Некоторые психодиагностические тестовые системы (например, система и шкала Д. Векслера) удовлетворяют этим требованиям, поскольку большинство субтестов взято из экспериментальной практики.

    Среди тестов следует различать стандартизованные и нестандартизованные, причем стандартизованные тесты имеют разное назначение: тесты успешности (шкала оценок знаний) бланковых типов, широко применяемые в процессе обучения; тесты интеллекта, среди которых имеются не только такие, которые преследуют цель прямого определения умственной одаренности, но и многие испытания, ориентированные на определение уровня и структуры интеллекта (вербального и невербального, общего); тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности, видоизменяющиеся в зависимости от профессиографических профилей.

    В целях психодиагностики свойств личности, ее характерологических черт и мотивов деятельности чаще применяются проэктивные тесты (например, «пятна Роршаха» и др.). Существующая техника обработки данных прожективных тестов еще очень несовершенна и не исключает возможности субъективистских толкований, особенно в психоаналитическом направлении. Однако усовершенствование прожективных тестов и построение объективных систем оценок их результатов вполне возможно и будет способствовать развитию психодиагностики.

    В качестве психодиагностических средств могут быть использованы психомоторные испытания (например, тесты Н. Озерецкого или бразильского психолога Мира Лопеца), психовегетативные пробы (особенно кожно-гальванической реактивности, потоотделения, измерения артериального давления при различных физических и умственных нагрузках).

    Благодаря успехам советской психофизиологической школы Б. М. Теплова вводится в систему психодиагностических средств много ценных функциональных проб или тестов нейродинамических свойств человека (силы возбудительного и тормозного процесса, подвижности, динамичности и т. д.). В этих же целях используется нейрохронометрия, разрабатываемая Е. И. Бойко и его сотрудниками. Создание единой системы современной психодиагностики - актуальная задача советской психологии, которую следует решить коллективными усилиями в ближайшие годы.

    Среди праксиметрических методов хорошо разработанные методику и технику имеют хронометраж рабочих или спортивных движений, циклографическая запись актов поведения или трудовых действий, профессиоведческое описание целостного производственного комплекса, художественных, литературных и научных произведений, изобретений и рационализаторских предложений, школьных сочинений и учебных работ). Для каждого из этих видов «продукции» человеческой деятельности должна быть разработана соответствующая техника анализа (измерения определенных количественных характеристик и оценка качества, в том числе новизны и индивидуализированности результатов теоретической и практической деятельности). В этом отношении могут оказаться полезными исследования подготовительных рукописных и готовых материалов литературного, художественного, технического и научного творчества.

    Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.) - еще слабо разработан в психологии. Даже в таких областях, как психология личности, характерология, психология искусства, пока отсутствует разработанная методика и техника составления коллекций документов и материалов, критериев оценки различных компонентов биографии и определения типов жизненного пути. Однако сравнительное изучение биографий, например биографии ученых, составленные Г. Леманом (Геман, 1953) для целей определения оптимальных периодов творчества и фаз становления таланта, может оказаться весьма полезным для разработки методик биографических исследований.

    Специальную группу «обрабатывающих» методов исследования составляют количественные (статистические) методы, подробно описанные в следующей главе. Качественный анализ заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, вообще в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследований. Одним из обрабатывающих способов качественного анализа является психологическая казуистика - описание случаев, как наиболее типичных для данной популяции или ее основных уровней, так и являющихся исключениями.

    Интерпретационные методы синтетического характера в психологии складываются в настоящее время в зависимости от двух основных видов взаимосвязей психических явлений - «вертикальных» генетических связей между фазами и уровнями развития и «горизонтальных» структурных связей между всеми изученными характеристиками личности. (Возрастные и индивидуальные различия..., 1967). Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т. д. Специфическое выражение этого метода представляет собой психография.

    В сущности говоря, на этом методологическом уровне метод становится в известном смысле теорией, определяет путь формирования концепций и новых гипотез, детерминирующих дальнейшие исследовательские циклы психологического познания. Именно поэтому в данной главе столь подробно описаны комплексный и лонгитюдный методы, организующие структуру и последовательность наших исследований. Из этих же соображений уделено значительное внимание нашему пониманию психодиагностических методов в структуре эмпирических измерений, обеспечивающих определенную направленность в изучении природы психических явлений.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт