Теоретические и методические основы эпидемиологии неинфекционных болезней. И основы эпидемиологии Классификация инфекционных болезней

19.07.2019

Эпидемический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем.

Эпидемический процесс обусловлен непрерывностью взаимо­действия трех его элементов:

1) источника инфекции;

2) механиз­мов, путей и факторов передачи;

3) восприимчивости коллектива.

Отсутствие любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпи­демического процесса. На развитие эпидемического процесса боль­шое влияние оказывают также социальные факторы окружающей среды.

1) Источник инфекции или «источник возбудителя инфекции» оз­начает живой или абиотический объект, являющийся местом есте­ственной жизнедеятельности и размножения патогенных микро­бов, из которого происходит заражение людей или животных. Ис­точником инфекции могут быть организмы человека и животного (больного или носителя), а также абиотические объекты окружаю­щей среды (вода, пища и др.). Инфекции, при которых источни­ком инфекции служит только человек, называются антропонозными , а инфекции, при которых источником являются больные жи­вотные, но может болеть и человек - зоонозными . Кроме того, выделяют группу сапронозов , при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды. К сапронозам, например, относятся легионеллезы, иерсиниозы.

2) Подмеханизмом передачи (табл.) понимают способ переме­щения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Этот механизм вклю­чает последовательную смену трех фаз (стадий):

1) выведение воз­будителя из организма хозяина в окружающую среду;

2) пребы­вание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических или абиотических);

3) внедрение возбудителя в восприимчивый организм.

Различают фекалъно-оралъный, аэрогенный (респиратор­ный), кровяной (трансмиссивный), контактный и вертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи.

Факторы передачи - элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, воздух, почва, пища, живые членистоногие, предметы окру­жающей обстановки.

Таблица 1 - Механизмы, пути и факторы передачи инфекции для различных групп инфекционных болезней (по Л.В.Громашевскому)

3) Следующим элементом эпидемического процесса является восприимчивость людей в коллективе . Установлено, что если иммун­ная «прослойка» в популяции составляет 95% и выше, то в дан­ном коллективе достигается состояние эпидемического благопо­лучия, и циркуляция возбудителя прекращается. Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной «прослойки» путем проведения массовой вакцинации против определенных возбудителей.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости и смертности на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают 3 степени интен­сивности эпидемического процесса :

спорадическая заболеваемость - обычный формой на данной территории в
данный исторический отрезок времени;

эпидемия - уровень заболеваемости данной нозологической
резко превышает уровень спорадической заболеваемости;

пандемия - уровень заболеваемости данной нозологической
формой на данной территории в конкретный отрезок времени
резко превышает уровень обычных эпидемий. Как правило, такой
уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного
географического региона, и инфекция обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например,
пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.).

Понятие об иммунитете.

Под термином «иммунитет» (от лат. immunitas - освобожде­ние, избавление от чего-либо) понимают способ защиты организ­ма от генетически чужеродных веществ - антигенов экзогенного и эндогенного происхождения с целью сохранения и поддержания гомеостаза, структурной и функциональной целостности орга­низма, а также биологической (антигенной) индивидуальности и видовых различий.

Различают иммунитет врожденный и приобретенный .

Врожденным (или видовым ) иммунитетом называют присущую данному виду животных или человека генетически закрепленную невосприимчивость (нечувствительность) к определенным возбу­дителям болезней или антигенам. Этот вид иммунитета передается из поколения в поколение и обусловлен генетическими и биологическими особенностями вида.

Врожденный иммунитет может быть абсолютным и относительным.

Приобретенный иммунитет формируется в процессе жизни индивидуума, в результате перенесенного инфекционного заболевания (постинфекционный иммунитет) или вакцинации (поствакцинальный иммунитет), а также пассивной передачи антител от матери плоду при внутриутробном развитии. Приобретенный иммунитет может возникать естественным путем (естественно приобретенный иммунитет) как результат перенесенных инфекций или искусственным путем (искус­ственно приобретенный иммунитет) после иммунизации, вакци­нации, серотерапии и других манипуляций.

Иммунитет по своему механизму бывает активным и пассивным. Активный иммунитет - это вид невосприимчивости, который формируется в результате активного вовлечения в процесс иммунной системы под влиянием конкретного антигена, например, при вакцинации или инфекции. Пассивный иммунитет обеспечи­вается введением в организм извне уже готовых специфически «настроенных» к определенному антигену иммунореагентов, например, иммуноглобулинов, иммунных сывороток или сенсиби­лизированных лимфоцитов.

Как активный, так и пассивный виды иммунитета могут быть гуморальными (обусловлены преимущественно антителами), клеточными (обусловлены преимущественно иммунными клетками) и гуморально-клеточными (смешанная форма реагирования).

Различают также иммунитет стерильный и нестерильный. Сте­рильный иммунитет сохраняется и в отсутствие антигена в орга­низме, а нестерильный существует только при наличии в организ­ме возбудителя (например, при туберкулезе).

В зависимости от локализации иммунитет может быть также общим и местным. Местный иммунитет осуществляет защиту кожных покровов и слизистых оболочек - наиболее вероятных путей попадания в организм экзогенных инфекционных агентов. Общий иммунитет обеспечивает генерализованную иммунную защиту внутренней среды макроорганизма.

По направленности к тому или иному антигену иммунитет подразделяют на противобактериальный, противовирусный, противогрибковый, противогельминтный, антитоксический, противоопухолевый, трансплан­тационный .

Защита организма от антигенов, т.е. поддержание гомеостаза, осуществляется двумя группами факторов :

Факторами, обеспечивающими неспецифическую резистентность (устойчивость) организма к антигенам независимо от их
происхождения;

- специфическими факторами иммунитета, которые направлены против конкретных антигенов.

К факторам неспецифической резистентности относятся меха­нические, физико-химические и иммунобиологические барьеры.

Основными защитными факторами этих барьеров являются кожа и слизистые оболочки, фагоцитирующие клетки, комплемент, интерферон, ингибиторы сыворотки крови.

Факторы неспецифической резистентности участвуют в защите организма от любых антигенов независимо от их природы и характера. Они не имеют специфической направленности действия применительно к конкретному антигену, поэтому их и называют факторами неспецифической резистентности.

Специфическая защита , направленная против конкретного антигена, осуществляется комплексом специальных форм реагирования иммунной системы:

Антителообразование;

Иммунный фагоцитоз;

Киллерная функция лимфоцитов;

Аллергические реакции, протекающие в виде гиперчувствительности немедленного типа (ГНТ) и гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ);

Иммунологическая память;

Иммунологическая толерантность.

Между факторами неспецифической резистентности и специфи­ческими иммунными реакциями существуют тесная связь и взаи­модействие. Так, антигены прежде чем проникнуть в организм, должны преодолеть механические и физико-химические барьеры. Если эти барьеры преодолены, на пути антигена возникает третий мощный барьер в виде клеточной реакции (фагоцитоз) и много­численных гуморальных факторов (комплемент, интерферон, за­щитные белки крови). В случае прорыва третьего барьера начинает функционировать клеточная система Т-и В-лимфоцитов. Происходит распознавание антигена и включение одной или нескольких специфических реакций иммунитета с целью полной нейтрализации и обезвреживания антигена.

Тема: ПИЩЕВЫЕ ИНФЕКЦИИ. пищевые отравления: интоксикации и токсикоинфекции.

1. Пищевые инфекции.

1.1. Антропонозные (кишечные) инфекции.

1.2. Зоонозные инфекции.

2. Пищевые отравления.

2.1. Токсикоинфекции

2.2. токсикозы (интоксикации)

Пищевые инфекции.

К пищевым инфекциям относят инфекционные заболевания, при которых пищевой продукт является только передатчиком патогенных микроорганизмов. Как правило, возбудители инфекционных заболеваний в пищевом продукте не размножаются, при этом они могут длительное время сохранять жизнеспособность и вирулентность, большинство из них выживают в продуктах и при криозамораживании.

Среди инфекционных заболеваний, передающихся пищевыми продуктами, различают антропонозные (кишечные) и зоонозные инфекции .


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Эпидемиология. Определение и ее разделы

Эпидемиология - это общемедицинская наука, изучающая процессы возникновения, развития и распространения любых патологических состояний в человеческой популяции и разрабатывания меры борьбы и профилактики с ними.

Предметом изучения в эпидемиологии является эпидемический процесс.

Разделы эпидемиологии:

1-учение об эпидемиологическом процессе

2-противоэпидемич.средства и мероприятия (вакцины, дез.средства)

3-организация противоэпид. обслуживания населения (ЛПУ, госпитали, центры гигиены и эпидемиологии и др.)

4-частная эпидемиология (напр. эпидемиология туберкулеза и т.п.)

5-эпидемиологическая диагностика

2. Формирование и развитие эпидемиологии

Термин эпидемия - Гиппократ. Эпидемия («полюдие»).

Древний или «догиппократовский» -- XII--V в.в. до н.э. -- период эмпирических догадок и накопления некоторых фактов.

1. Гиппократовский -- V--IV в.в. до н.э. до XV--XVI в.в. -- впервые задумались над причиной (этиологией) массовых болезней, учение о конституции мест и лет.

2. Добактериологический -- XV--XVI в.в. до второй половины XIX в. -- Д. Фракосторо, Т. Сиденгейм, Д.С. Самойлович, Э. Дженнер и др.

3. Бактериологический -- 2-я половина XIX в. до 1-й четверти XX в. -- Л. Пастер, Р. Кох, И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, Д.И. Ивановский и др.

4. Современный или научной эпидемиологии -- с 1-й четверти XX в. до настоящего времени - становление эпидемиологии как науки (Д.К. Заболотный, Л.В. Громашевский, И.И. Елкин, В.Д. Беляков и др.).

1 этап - добактериальный (до посл. четверти 19 века): 3 признака эпидемий (приуроченность к определенной местности, сезонность заболеваний, неравномерное поражение людей).

Самойлович - внедрение нового метода изучения заболеваний (статистический метод)-1837г. 1870 г.-эпидемиологический листок.

2 этап-бактериологический - период открытия вакцин и сывороток (1-е десятилетие и до начала 20 века):

Луи Пастер-иммунопрофилактика - метод атенуации (ослабление микробов на модели бешенства)

Дженнер - вакцина против кори

Роберт Кох - метод выделения чистых культур, метод окраски культур, микобактериальные поражения (туберкулез)

И.И. Мечников - фагоцитоз

3 этап-спад эпидемиологии и формирование микробиологии возр-ие и развитие эпидемиол. на новой научной основе 2 четв.20 века; теоретическое обоснование эпидемиологии как науки.

4 этап- Возрождение эпидемиологии как общей медицинской науки.

5 этап-50е годы

Исторический период учения об эпидемиях начинается с Гиппократа (460 -377 гг. до н. э.). В трудах под общим названием "Семь книг об эпидемиях" Гиппократ обосновал гипотезу "эпидемической конституции". Предполагалось, что при определенной "конституции местности и времени" возникают миазмы - некие вещества, проникающие в организм из воздуха и обусловливающие заболевания людей.

итальянский врач Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг.) создал цельное учение о причинах и способах распространения эпидемических болезней. Фракасторо установил, что существуют заразные болезни, обусловленные зародышами (контагиями), которые размножаются. Болезни передаются контактом (прикосновением) - прямым и непрямым и на расстоянии. Ученый считал, что контагии способны воспроизводить себе подобных. Основоположником отечественной эпидемиологии является Данила Самойлович (1724-1810 гг.), который был последовательным сторонником представления о контагиозной природе эпидемий. Данила Самойлович принимал личное участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве в 1771-1772 гг., организовывал карантинную и противоэпидемическую службу, Д. Самойлович одним из первых сделал попытку применить микроскоп для обнаружения живых возбудителей инфекционных болезней, существование которых он твердо защищал. Благодаря работам Л.Пастера, Р. Коха, И. Мечникова и многих других ученых, в 70-90-х годах прошлого века инфекционная природа эпидемических болезней стала уже не гипотезой, а фактом. Появилась новая наука - бактериология. Д.К. Заболотный выполнил многочисленные классические исследования по микробиологии и эпидемиологии холеры, сыпного тифа. Он совместно с Л.М. Исаевым установил в 1911 году роль тарбаганов в качестве источника чумной инфекции в Восточной Азии. Д.К. Заболотный является автором первой отечественной книги "Основы эпидемиологии". Ему же принадлежит заслуга организации в 1922 году первой кафедры эпидемиологии на медицинском факультете в г. Одессе.

Особое значение имеют исследования выдающегося ученого, одного из основателей советской школы эпидемиологов Л.В. Громашевского (1887-1980 гг.). Л.В. Громашевским создано учение об эпидемическом процессе, разработано классическое учение о механизмах передачи возбудителей инфекционных заболеваний, предложена классификация инфекционных болезней.

3. Место эпидемиологии в системе медицинских наук

Эпидемиология - комплексная наука, интегрирующая достижения целого ряда отраслей знаний. «Клиническая медицина, патология, бактериология, иммунология - все несут помол на мельницу эпидемиологии», - эпидемиолог К. Сталлибрасс.

за последние годы эпидемиология, как и многие другие науки, становится целой системой взаимосвязанных дисциплин. В ней все более выделяется ряд сравнительно самостоятельных областей и направлений исследований, среди которых наиболее очерчены следующие разделы.

Количественная эпидемиология - включает специфические приемы и методы исследования, начиная от обычных статистических оценок и кончая математическим моделированием с применением электронной вычислительной техники.

Географическая эпидемиология - изучает закономерности и особенности территориального распространения и распределения инфекционных болезней.

Историческая эпидемиология - исследует эпидемиологические особенности заразных болезней в том или ином периоде исторического развития общества.

Эпидемиологическая микробиология - предполагает выяснение источников инфекции и путей циркуляции возбудителей инфекционных болезней.

Эпидемиологическая иммунология - изучает иммунологические сдвиги у населения и иммунологические факторы в развитии и угасании эпидемий.

Эпидемиологическая генетика - изучает механизмы формирования естественного иммунитета (который во многом генетически детерминирован), а также генетику патогенных микробов, изменчивость которых сказывается на течении эпидемического процесса. Экологическая эпидемиология - включает изучение комплексного воздействия факторов социальной и природной среды на развитие эпидемического процесса в различных временных и социальных условиях. Таким образом, эпидемиология как наука представлена целым комплексом взаимосвязанных направлений, включающих микробиологические, иммунологические, кибернетические, экологические и другие области знаний.

4. Механизмы развития эпидемического процесса

Эпидемический процесс является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского"):

Источника возбудителя инфекции,

Механизма передачи возбудителя и

Восприимчивого организма (коллектива)

Эпидемический процесс

Источник инфекции (1-е звено)

Зараженные люди, зараженные животные

Бактерионосители

Механизм передачи (2-е звено)

I фаза -- выделение возбудителя из организма

II фаза -- пребывание возбудителя во внешней среде

III фаза -- внедрение возбудителя в новый организм

Восприимчивый организм или коллектив (3-е звено)

В рамках данного раздела учения об эпидемическом процессе выделяют три теории:

1) теория саморегуляции эпидемического процесса;

2) теория механизма передачи возбудителей инфекционных болезней;

3) теория природной очаговости инфекционных болезней.

5. Влияние биологических факторов на эпидемический процесс

6. Учение об эпидпроцессе, его разделы

Современное учение об эпидемическом процессе включает три раздела: атенуация вакцина эпидемиология

Факторы эпидемического процесса;

Механизм развития эпидемического процесса;

Проявления эпидемического процесса.

7. Эпидемический процесс. Факторы и формы проявления эпидпроцесса.

Факторы эпидемического процесса:

Различают спорадическую заболеваемость (единичные, как бы не связанные между собой случаи болезни) и эпидемическую (групповую) заболеваемость

Эндемические инфекционные болезни (эндемия) -- постоянно существующие на данной территории в силу ряда природных, бытовых или социальных условий.

Экзотические инфекционные болезни -- это болезни, несвойственные данной территории. Они могут быть следствием завоза возбудителя инфицированными людьми или животными, с пищевыми продуктами или различными изделиями. При появлении экзотических болезней даже небольшое число больных дает основание для употребления термина "вспышка" или "эпидемия", например при холере.

8. Учение о природной очаговости. Основные положения теории Павловского Е.Н.

Природная очаговость (Павловский)- эпидемия - явление, при котором возбудитель инфекции, специфический его живой переносчик (кровососущее, членистоногие) животные-резервуар возбудителя инфекции в природе в течение смены своих поколений неограниченно долгое время существует в природных условиях в составе различных биоценозов вне зависимости от человека как походу прошедшей эволюции, так и в настоящее время.

Павловским для некоторых инфекционных болезней человека (так называемых трансмиссивных болезней). Характерной чертой этой группы болезней является то, что они имеют природные резервуары возбудителей среди диких животных (преимущественно грызунов) и птиц, среди которых постоянно существуют эпизоотии. Распространение же болезни происходит при посредстве кровососущих членистоногих. Так, клещи, зараженные от больных животных, нападая на здоровых, передают им инфекцию. Таким образом, возбудитель заболевания циркулирует в природе по цепи: животное -- переносчик -- животное.

9. Влияние социального фактора на эпидпроцесс

а) с позиции влияния социальных условий на эволюцию возбудителей, историческое формирование инфекционных болезней человека, становление эпидемического процесса;

б) с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней на различных этапах развития человеческого общества, а также при различных социальных потрясениях (войны, голод и т.д.);

в) с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней в современных условиях.

10. Проявление эпидемического процесса

1) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на качественной основе;

2) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на количественной основе.

11. Факторы эпидемического процесса

Колебания интенсивности эпидемического процесса в пространстве и во времени соответствует 4 фазам его развития:

Резервации;

Эпидемического становления возбудителя инфекции (предэпидемическую);

Эпидемическую;

Резервационного становления возбудителя инфекции (предрезервационную), переходящая затем в первую фазу.

Положение о фазности развития эпидемического процесса имеет наряду с теоретическим, большое практическое значение, конретизируя мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями на различных этапах - фазах развития эпидемического процесса.

Основные положения теории саморегуляции эпидемического процесса следующие:

5. Формирование эпидемического штамма начинается при достижении определенного порога восприимчивых лиц в цепи циркуляции возбудителя.

6. Переход к фазе резервации наступает при достижении определенного порога иммунных лиц в цепи циркуляции возбудителя.

7. Качественные и количественные изменения в развитиии эпидемического процесса являются результатом саморегуляции эпидемического процесса под воздействием как меняющихся социальных и природных условий, внутренних механизмов функционирования системы.

8. Механизм саморегуляции эпидемического процесса при отдельных нозологических формах и диапазон необходимых и достаточных природных и социальных условий его развития определяют направление его профилактики.

Теория саморегуляции эпидемического процесса применима к тем инфекциям, механизм передачи которых формирует иммунитет, т.е. обеспечивает постоянное массовое распространение возбудителя.

Теория саморегуляции эпидемического процесса открыла новые подходы к:

Группировке противоэпидемических мероприятий - соотвественно фазам развития эпидемического процесса;

Создала предпосылки к развитию раздела эпидемиологии - эпидемиологическая диагностика;

Обосновала систему оценки качества и эффективности противоэпидемических мероприятий, как обязательного компонента в управленческой деятельности в системе противоэпидемического обслуживания и дальнейшего развития эпидемиологического надзора.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика эпидемиологии - науки о закономерностях возникновения и распространения заразных болезней в человеческом обществе, методах их профилактики и ликвидации. Анализ признаков эпидемии, природных и социальных факторов эпидемического процесса.

    презентация , добавлен 23.01.2010

    Ознакомление с биографией Роберта Коха. Изучение основных работ данного немецкого врача в области бактериологии и эпидемиологии. Рассмотрение роли открытия бациллы сибирской язвы, холерного вибриона и туберкулезной палочки для общего развития медицины.

    реферат , добавлен 06.12.2015

    Место вакцинопрофилактики в борьбе с инфекционными болезнями. Общие сведения о вакцинах, история их появления, определение и классификация. Свойства и получение вакцин, применение сывороток в биотехнологии, их общая характеристика и способы получения.

    реферат , добавлен 21.01.2010

    Патологическая анатомия является составной частью патологии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний человека. Четыре основных периода в истории развития патологической анатомии.

    учебное пособие , добавлен 24.05.2009

    Определение понятия, предмета и методов эпидемиологии как одной из современных медицинских наук. Изучение закономерностей возникновения и распространения неинфекционных заболеваний. Рассмотрение основных вопросов профилактики заболеваемости населения.

    реферат , добавлен 15.10.2015

    История возникновения клинической эпидемиологии. Цели, основные положения, принципы и значение науки для медицинского персонала при принятии правильных решений в лечении больных. Примеры возможных систематических ошибок. Клинические вопросы и исходы.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Определение эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Области исследования науки. Организменный уровень формирования патологии. Эпидемиология неинфекционных заболеваний, показатели и характеристики заболеваемости. Профилактика соматических болезней.

    реферат , добавлен 13.10.2015

    Изучение причин воздействия и развития эпидемий. Выявление факторов риска возникновения заболевания. Информированное согласие пациентов в клинических испытаниях и медицинской практике. Значение Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации.

    презентация , добавлен 25.12.2014

    Понятие и история изучения инфекционных болезней, главные причины их возникновения, источники и пути заражения человека. Эпидемический процесс, его основные этапы и анализ возможных последствий, пути и принципы профилактики, оценка ее эффективности.

    презентация , добавлен 03.09.2014

    Характерные особенности внутрибольничной инфекции, природа ее возникновения, классификация и факторы эпидемиологии, отличающие ее от классических инфекций. Источники внутрибольничной инфекции в хирургических стационарах. Классификация хирургических ран.

Эпидемиологиянаука, которая изучает источники инфекционных заболеваний, пути их распространения, восприимчивость и меры предотвращения развития инфекции.

Распространение инфекции происходит по эпидемиологической цепочке:

источник инфекции – механизмы передачи – восприимчивость

Возбудители: бактерии, вирусы.

Источник инфекции – организм, в котором возбудитель инфекции живёт, размножается, выделяется жизнеспособным: больной человек, животное, бациллоноситель.

Механизм передачи – способ, при котором происходит передача возбудителя из заражённого организма в восприимчивый:

  • воздушно-капельный

Слизистые оболочки, верхние дыхательные пути, кашель, чихание, разговор. Пути передачи: воздух и предметы обихода.

  • фекально-оральный

Пути передачи: водный, пищевой, грязные руки, мухи.

  • трансмиссивный

Пути передачи: естественный (насекомые) и искусственный (переливание).

  • контактно-бытовой

Пути передачи: кожа, слизистые оболочки.

Индекс контагиозности (восприимчивости) =число заболевших/на общее число человек *100 %

Профилактика ИЗ

Карантин – система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения ИЗ через контактных лиц.

Дезинфекция – уничтожение возбудителя болезни. Используется:

  • физический способ (температура, облучение)
  • химический способ (мыло, хлор)

Дезинсекция – уничтожение насекомых – переносчиков ИБ. Выделяются два направления:

  • профилактическое (отпугивание)
  • истребительное (уничтожение насекомых во всех местах на всех стадиях развития)

Дератизация – уничтожение грызунов – переносчиков ИБ. Выделяются два направления:

  • профилактическое (защита жилища)
  • истребительное

· механический (ловушки)

· химический (отравленные приманки)

· биологический (естественные враги)

Иммунитет – комплекс реакций, направленных на защиту организма от чужеродных веществ и инфекционных агентов.

Основной механизм – способность организма вырабатывать антитела.

Антигены – вещества, вызывающие в организме выработку антител и способности специфически реагировать с этими антителами.

Антитела – особые белки имунноглобулина, продуцирующиеся лимфоцитами под действием антигенов.

Виды иммунитета:

  • видовой

· абсолютный

· относительный

· приобретенный

· естественный (активный и пассивный)

· искусственный (активный и пассивный)

Видовой иммунитет – наследственный признак данного вида.

Абсолютный иммунитет – иммунитет, возникающий с рождения.

Относительный иммунитет – менее прочный, зависит от воздействия внешней среды.

Естественный активный иммунитет – возникает после перенесённого заболевания.

Естественный пассивный иммунитет – обусловлен переходом антител из плаценты матери в кровь ребёнка.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается при вакцинации здоровых людей.

Искусственный пассивный иммунитет возникает после введения человеку сыворотки, содержащей антитела против данного микроба.

Вакцины – препараты из убитых или ослабленных живых микроорганизмов, токсинов, которые вырабатывают искусственно активный иммунитет к данному заболеванию.

Вакцины вводят только здоровым людям!!!

Сыворотки и гаммоглобулины содержат готовые антитела против конкретного возбудителя, и после их введения создается кратковременный иммунитет. Их получают из крови переболевших или искусственно имевших иммунитет животных и человека.

Сыворотки и гаммоглобулины вводят заболевшим или бывшим в контакте с больным!!!

Кишечные инфекции

Брюшной тиф – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, поражением кишечника, кожными высыпаниями, увеличением печени и селезёнки.

Возбудитель: палочка брюшного тифа

Источник: больной человек, бактерионоситель

Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой; локализуется на слизистых оболочках

Инкубационный период: 7-21 дн.

Симптомы: Внезапного проявления нет. Сначала температура 39-40 ° C. Головная боль, слабость, бессонница, к концу первой недели увеличивается печень и селезёнка. Через неделю на фоне повышения температуры появляется сыпь на коже. Изменяется стул (гороховый суп).

Осложнения: кишечные и кровяные кровотечения, образование язв в кишечнике и их перфорация с развитием перитонита.

Профилактика: изоляция больного, соблюдение правил личной гигиены, контроль над качеством воды, предметами общественного питания, борьба с мухами, вакцинация.

Дизентерия – острое инфекционное заболевание. Поражает слизистые оболочки толстой кишки.

Возбудитель: дизентерийная палочка

Источник: больной человек и бациллоноситель

Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой

Инкубационный период: 2-7 дн.

Симптомы: повышается температура, снижается аппетит, головная боль, слабость, боль в животе (внизу слева) носит схваткообразный характер, усиливается перед актом дефекации, жидкий стул с примесью крови.

Осложнения: при недолеченной острой формы может развиться хроническая.

Профилактика: см. выше, нет вакцинации

Холера относится к группе особо опасных инфекций, характеризуется поражением тонкого кишечника с развитием обезвоживания. Отмечается сезонность: летне-осенний период.

Возбудитель: холерный вибрион

Эпидемический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем.

Эпидемический процесс обусловлен непрерывностью взаимо­действия трех его элементов:

1) источника инфекции;

2) механиз­мов, путей и факторов передачи;

3) восприимчивости коллектива.

Отсутствие любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпи­демического процесса. На развитие эпидемического процесса боль­шое влияние оказывают также социальные факторы окружающей среды.

1) Источник инфекции или «источник возбудителя инфекции» оз­начает живой или абиотический объект, являющийся местом есте­ственной жизнедеятельности и размножения патогенных микро­бов, из которого происходит заражение людей или животных. Ис­точником инфекции могут быть организмы человека и животного (больного или носителя), а также абиотические объекты окружаю­щей среды (вода, пища и др.). Инфекции, при которых источни­ком инфекции служит только человек, называются антропонозными , а инфекции, при которых источником являются больные жи­вотные, но может болеть и человек - зоонозными . Кроме того, выделяют группу сапронозов , при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды. К сапронозам, например, относятся легионеллезы, иерсиниозы.

2) Подмеханизмом передачи (табл.) понимают способ переме­щения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Этот механизм вклю­чает последовательную смену трех фаз (стадий):

1) выведение воз­будителя из организма хозяина в окружающую среду;

2) пребы­вание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических или абиотических);

3) внедрение возбудителя в восприимчивый организм.

Различают фекалъно-оралъный, аэрогенный (респиратор­ный), кровяной (трансмиссивный), контактный и вертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи.



Факторы передачи - элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, воздух, почва, пища, живые членистоногие, предметы окру­жающей обстановки.

Таблица 1 - Механизмы, пути и факторы передачи инфекции для различных групп инфекционных болезней (по Л.В.Громашевскому)

3) Следующим элементом эпидемического процесса является восприимчивость людей в коллективе . Установлено, что если иммун­ная «прослойка» в популяции составляет 95% и выше, то в дан­ном коллективе достигается состояние эпидемического благопо­лучия, и циркуляция возбудителя прекращается. Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной «прослойки» путем проведения массовой вакцинации против определенных возбудителей.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости и смертности на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают 3 степени интен­сивности эпидемического процесса :

спорадическая заболеваемость - обычный формой на данной территории в
данный исторический отрезок времени;

эпидемия - уровень заболеваемости данной нозологической
резко превышает уровень спорадической заболеваемости;

пандемия - уровень заболеваемости данной нозологической
формой на данной территории в конкретный отрезок времени
резко превышает уровень обычных эпидемий. Как правило, такой
уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного
географического региона, и инфекция обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например,
пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.).

Понятие об иммунитете.

Под термином «иммунитет» (от лат. immunitas - освобожде­ние, избавление от чего-либо) понимают способ защиты организ­ма от генетически чужеродных веществ - антигенов экзогенного и эндогенного происхождения с целью сохранения и поддержания гомеостаза, структурной и функциональной целостности орга­низма, а также биологической (антигенной) индивидуальности и видовых различий.

Различают иммунитет врожденный и приобретенный .

Врожденным (или видовым ) иммунитетом называют присущую данному виду животных или человека генетически закрепленную невосприимчивость (нечувствительность) к определенным возбу­дителям болезней или антигенам. Этот вид иммунитета передается из поколения в поколение и обусловлен генетическими и биологическими особенностями вида.

Врожденный иммунитет может быть абсолютным и относительным.

Приобретенный иммунитет формируется в процессе жизни индивидуума, в результате перенесенного инфекционного заболевания (постинфекционный иммунитет) или вакцинации (поствакцинальный иммунитет), а также пассивной передачи антител от матери плоду при внутриутробном развитии. Приобретенный иммунитет может возникать естественным путем (естественно приобретенный иммунитет) как результат перенесенных инфекций или искусственным путем (искус­ственно приобретенный иммунитет) после иммунизации, вакци­нации, серотерапии и других манипуляций.

Иммунитет по своему механизму бывает активным и пассивным. Активный иммунитет - это вид невосприимчивости, который формируется в результате активного вовлечения в процесс иммунной системы под влиянием конкретного антигена, например, при вакцинации или инфекции. Пассивный иммунитет обеспечи­вается введением в организм извне уже готовых специфически «настроенных» к определенному антигену иммунореагентов, например, иммуноглобулинов, иммунных сывороток или сенсиби­лизированных лимфоцитов.

Как активный, так и пассивный виды иммунитета могут быть гуморальными (обусловлены преимущественно антителами), клеточными (обусловлены преимущественно иммунными клетками) и гуморально-клеточными (смешанная форма реагирования).

Различают также иммунитет стерильный и нестерильный. Сте­рильный иммунитет сохраняется и в отсутствие антигена в орга­низме, а нестерильный существует только при наличии в организ­ме возбудителя (например, при туберкулезе).

В зависимости от локализации иммунитет может быть также общим и местным. Местный иммунитет осуществляет защиту кожных покровов и слизистых оболочек - наиболее вероятных путей попадания в организм экзогенных инфекционных агентов. Общий иммунитет обеспечивает генерализованную иммунную защиту внутренней среды макроорганизма.

По направленности к тому или иному антигену иммунитет подразделяют на противобактериальный, противовирусный, противогрибковый, противогельминтный, антитоксический, противоопухолевый, трансплан­тационный .

Защита организма от антигенов, т.е. поддержание гомеостаза, осуществляется двумя группами факторов :

Факторами, обеспечивающими неспецифическую резистентность (устойчивость) организма к антигенам независимо от их
происхождения;

- специфическими факторами иммунитета, которые направлены против конкретных антигенов.

К факторам неспецифической резистентности относятся меха­нические, физико-химические и иммунобиологические барьеры.

Основными защитными факторами этих барьеров являются кожа и слизистые оболочки, фагоцитирующие клетки, комплемент, интерферон, ингибиторы сыворотки крови.

Факторы неспецифической резистентности участвуют в защите организма от любых антигенов независимо от их природы и характера. Они не имеют специфической направленности действия применительно к конкретному антигену, поэтому их и называют факторами неспецифической резистентности.

Специфическая защита , направленная против конкретного антигена, осуществляется комплексом специальных форм реагирования иммунной системы:

Антителообразование;

Иммунный фагоцитоз;

Киллерная функция лимфоцитов;

Аллергические реакции, протекающие в виде гиперчувствительности немедленного типа (ГНТ) и гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ);

Иммунологическая память;

Иммунологическая толерантность.

Между факторами неспецифической резистентности и специфи­ческими иммунными реакциями существуют тесная связь и взаи­модействие. Так, антигены прежде чем проникнуть в организм, должны преодолеть механические и физико-химические барьеры. Если эти барьеры преодолены, на пути антигена возникает третий мощный барьер в виде клеточной реакции (фагоцитоз) и много­численных гуморальных факторов (комплемент, интерферон, за­щитные белки крови). В случае прорыва третьего барьера начинает функционировать клеточная система Т-и В-лимфоцитов. Происходит распознавание антигена и включение одной или нескольких специфических реакций иммунитета с целью полной нейтрализации и обезвреживания антигена.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт