Технология орошения полости рта при стоматитах. Уход за полостью рта. Техника фракционного желудочного зондирования

28.06.2020

Приготовьте : 2% раствор натрия гидрокарбоната или 10-20% натрия тетрабората в глицерине, противогрибковые антибиотики, деревянные палочки с ватой, ватные шарики, марлевые салфетки, резиновый баллон или шприц, пинцет, лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, емкость, пеленку, фартук клеенчатый, емкость с дезинфицирующим раствором, резиновые перчатки, инструментальный столик.

Алгоритм действия

1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

3. Поставьте на инструментальный столик необходимое оснащение.

4. Приготовьте лекарственный раствор для орошения: 1 чайную ложку соды на 200мл воды.

5. Орошение полости рта с помощью стерильной салфетки или палочки с ватой:

Уложите ребенка на пеленальный стол, помощник фиксирует его положение;

Захватите зажимом стерильную салфетку, обернув ее вокруг зажима, смочите в растворе, вращая осторожно зажим легкими движениями, снимите налет;

6. Орошение полости рта резиновым баллоном (шприцем):

– уложите ребенка на колени помощника, фиксируйте левую руку на лоб, правой охватите руки, скрещенными ногами помощник удерживает ноги ребенка;

Грудь и шею ребенка закройте передником внизу, возле подбородка подставьте лоток;

Наберите в резиновый баллон (шприц), лекарственный раствор, откройте рот ребенку и введите баллон (шприц) в полость рта;

Сожмите баллон, направив струю к твердому нёбу

Голову ребенка наклоняйте вначале на одну сторону, затем на другую;

7. Осушите лицо ребенка.

8. Использованные предметы сложите в емкость с дезинфицирующим раствором.

9. Обработайте рабочие поверхности дезинфицирующим раствором.

10. Снимите перчатки поместите в КБУ, вымойте руки, осушите.

16 вопрос Измерение длины тела (у детей до 1 года)

Показания: оценка физического развития.
Оснащение:горизонтальный ростомер, пеленка, резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь, бумага, ручка.
Выполнение процедуры:
2. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой по верхности шкалой "к себе".
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5. Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши.
6. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).
7. Уложить ребенка на ростомер.
8. Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени.
9. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера.
10. По шкале определить длину тела ребенка.
11. Убрать ребенка с ростомера, записать результат.
12. Убрать пеленку с ростомера, протереть рабочую поверхность ростомера 1% раствором хлорамина! двукратно с интервалом 15 минут.
13. Снять перчатки, замочить в 3 % растворе хлорамина.
14. Вымыть руки на гигиеническом уровне.

Измерение длины тела стоя (дети старше года)

Показания: Оценка физического развития.
Оснащение: Вертикальный ростомер, резиновые перчатки, емкость с дез.р-ром, ветошь, бумажная салфетка одноразового применения.
Выполнение процедуры:
1. Объяснить маме, цель исследования.
2. Откинуть скамеечку ростомера.
3. Вымыть руки, надеть перчатки.
4. Обработать рабочую поверхность ростомера дез.р-ром с помощью ветоши, постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения.
5. Поднять подвижную планку ростомера.
6. Предварительно снять обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера:
а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок
б) расположить голову так, чтобы наружный угол таза и козелок располагались на одной горизонтальной линии.
7. Опустить подвижную планку ростомера к голове ребенка.
8. Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале деления).
9. Помочь ребенку сойти с ростомера.
10. Записать результат.
11. Убрать салфетку с ростомера, протереть рабочую поверхность ростомера 1% раствором хлорамина
двукратно с интервалом 15 минут.
12. Снять перчатки, замочить в 3 % растворе хлорамина на 60 минут.
13. Вымыть руки на гигиеническом уровне.

17 вопрос Техника измерения температуры тела детей различного возраста

Манипуляция - Техника измерения температуры тела детей различного возраста, графическая регистрация.
Цель: диагностическая.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: наличие гиперемии и местных воспалительных процессов в подмышечной области.
Оснащение: медицинский термометр в емкости "чистые термометры", температурный журнал, часы, ручка, температурный лист, лоток с дез.р-ром.
Техника измерения температуры тела детей, алгоритм действия.
Подготовка к процедуре:
1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки, маску;
2. Возьмите сухой, чистый термометр из емкости и встряхните его, убедитесь, что ртуть опустилась ниже 1 градусов;
3. Объясните пациенту цель исход процедуры;
4. Осмотрите подмышечную область пациента;
ВНИМАНИЕ! При наличии гиперемии, местных воспалительных процессах нельзя проводить измерение температуры в данной области.
5. Протрите насухо подмышечную впадину пациента;
6. Поместите резервуар термометра в подмышечную впадину, так чтобы он соприкасался с кожей, прижмите плечо пациента к грудной клетке, проверьте положение термометра, проведя кистью руки по заднему краю подмышечной впадины;
7. Придерживайте руку детям и ослабленным пациентам;
8. Извлеките термометр через 10 минут, и определите его показания;
Окончание процедуры:
9. Запишите показания термометра в температурный журнал.

Графическая запись.
Результаты измерения температуры переносят на температурный лист, где помимо графическое регистрации данных измерения температуры (шкала "Т") стоят кривые частоты пульса (шкала "П") и артериального давления (шкала "АД"). Чтобы правильно написать данные измерения температуры, следует помнить, что "цена" одного деления по шкале "Т" температурного листа 0,2 градуса. Графа "День пребывания в стационаре" разделена на 2 половины: "У» (утро) и "В" - (вечер). Утренняя температура регистрируется (черной или синей пастой) в графе "У", вечерняя - "В". При соединении точек получается температурная кривая - график изменения температуры, отражающий определенный тип температурной кривой, имеющий при некоторых заболеваниях диагностическое значение.

18 вопрос Техника подмывания грудных детей
Оснащение : проточная вода 37-38 градусов, марлевые салфетки, полотенце или мягкая пеленка, стерильное растительное масло или детская присыпка, чистое белье, расположенное на пеленальном столике, резиновые перчатки;
Обязательные УСЛОВИЯ: подмывать после дефекации обязательно, только проточной водой.
Подготовка к процедуре :
1.Информировать маму о правилах проведения процедуры;
2.Подготовить необходимое оснащение;
3.Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем;
4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
5.Снять с ребенка грязную одежду и сложить в мешок для "грязного белья".
6.Выполнение процедуры:
7.Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки;
8.Подмыть под проточной водой ребенка;
ПОМНИТЬ! Девочек подмывать только движениями спереди назад.
9.Уложить ребенка на пеленальный столик на чистую пеленку;
10.Промокательными движениями осушить кожу;
11.Переложить ребенка на чистый набор для пеленания;
12.Мокрую пеленку скиньте в мешок "грязное белье";
13.Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или припудрив присыпкой;
Окончание процедуры :
14.Запеленать ребенка (одеть ребенка).

19 вопрос Обработка культи пуповины и пупочной ранки.

Ежедневно проводит врач при осмотре.

ОБРАБОТКА КУЛЬТИ ПУПОВИНЫ: пуповинный остаток и кожу вокруг него обрабатывают сначала 95%-м этиловым спиртом марлевыми тампонами, затем 5%-м р-ром перманганата калия индивидуальной палочкой с ватой (не трогая кожу).

ОБРАБОТКА ПУПОЧНОЙ РАНКИ: сначала капают пипеткой 3%-й р-р перекиси водорода на область ранки, одновременно протирая её палочкой с ватой. Затем 95%-м этиловым спиртом стерильным марлевым тампоном промывают ранку и 5%-м р-ром перманганата калия одноразовой палочкой с ватой обрабатывают ранку, не трогая кожу вокруг пупочного кольца.

20 вопрос Алгоритм выполнения процедуры

В утренний туалет грудного ребенка входят подмывание, обработка глаз, носовых ходов, наружных слуховых проходов, осмотр полости рта и обработка кожных складок.

  1. Подготовка к процедуре:
  1. Выполнение процедуры:
1. Обработка глаз
- Взять 2 ватных шарика стерильным пинцетом из емкости (бикса), опустить их в мензурку с кипяченой водой комнатной температуры. Достать один из шариков, слегка отжать.
- осторожно протереть один глаз ватным шариком по направлению от наружного угла глаза к внутреннему.
- сбросить использованный шарик в емкость для использованного материала
- обработать второй глаз таким же способом
2. Обработка носовых ходов
- Взять стерильным пинцетом из бикса два ватных жгутика, смочить их в стерильном масле и слегка отжать.
- Взять ватный жгутик первым и вторым пальцами правой руки, ввести осторожными вращательными движениями его на 1-1,5 см, используя для каждого носового хода отдельный ватный шарик
- Удалить ватный жгутик вращательными движениями в том же направлении из носового хода.
- Сбросить использованный ватный жгутик в емкость для использованного материала
- Обработать второй носовой ход таким же способом
- При необходимости процедуру повторить
- Вымыть руки гигиеническим способом
3. Осмотр полости рта
- Открыть рот ребенка, надавливая на подбородок и опуская его вниз
- Осмотреть полость рта ребенка, используя стерильный шпатель, в следующей последовательности: слизистая оболочка боковых поверхностей ротовой полости, поверхность языка и десен.
- При обнаружении изменений со стороны слизистой оболочки обратиться к врачу
4. Обработка наружных слуховых проходов
- Осмотреть ушные раковины и наружные слуховые проходы (оттянув за верхний край ушных раковин вверх и кзади)
- При наличии серы, обработать наружные слуховые проходы сухими ватными жгутиками: ватный жгутик осторожно вводится вращательными движениями в наружный слуховой проход на глубину до 1 см.
- Удалить корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого слухового прохода отдельный жгутик
- Сбросить использованные ватные жгутики в емкость для сбора использованного материала
5. Обработка кожных складок
- Провести обработку кожных складок согласно алгоритму
  1. Окончание процедуры:

21 вопрос Манипуляция - Техника взвешивания детей разного возраста

Измерение массы тела детям до 2 лет.
Оснащение: чашечные весы, резиновые перчатки, емкость с дез.р-ром, ветошь.
Выполнение процедуры:
1. Объяснить маме цель исследования.
3. Подготовить необходимое оснащение.
5. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
6. Обработать лоток дез. р-ром.
7. Постелить на лоток сложенную в несколько раз пеленку (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов).
9. Открыть затвор.
10. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса, закрыть затвор.
11. Уложить ребенка на весы головой к широкой части (или усадить).
12. Открыть затвор.
13. Передвинуть "килограммовую" гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево.
14. Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения
установления равновесия.
15. Закрыть затвор и снять ребенка с весов.
16. 3аписть показатели массы.

Измерение массы тела детям старше 2 лет.

Оснащение: мед.весы, резиновые перчатки, бумажная салфетка одноразового применения, емкость с дез. р-ром, ветошь.
Обязательное условие: взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.
Выполнение процедуры:
1. Объяснить ребенку цель исследования.
2. Установить весы на ровной устойчивой поверхности.
3. Подготовить необходимое оснащение.
4. Проверить, закрыт ли затвор весов.
5. Вымыть руки, надеть перчатки.
6. Обработать площадку весов дез. р-ром.
7. Постелить на площадку весов салфетку.
8. Установить гири на нулевые деления.
9. Открыть затвор.
10. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса(уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом).
11. Закрыть затвор.
12. Помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов.
13. Открыть затвор.
14. Передвинуть "килограммовую" гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево.
15. Плавно передвинуть гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге до положения установления равновесия.
16. 3акрыт затвор, помочь ребенку сойти с весов.
17. Записать показатели массы тела.
18. Убрать салфетку с весов.

22 вопрос Кормление недоношенного ребенка через зонд.
Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса

Подготовка к процедуре
1. Рассчитайте необходимое количество молока,
2. Вымойте руки с антисептическим мылом,
3. Налейте в чистую бутылку молоко,
4. Возьмите небольшую кастрюлю или металлическую кружку:
- прикройте дно кастрюли марлевой салфеткой,
- налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов,
5. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока в бутылочке,
6. Температура молока для бутылочки 40-45 градусов. Определите температуру молока, капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья,
7. Подготовьте ребенка к кормлению: перепеленайте, проведите туалет носа, положите ребенка на спину, повернув голову набок,
8. Вымойте руки, наденьте перчатки,
9. Возьмите одноразовый зонд:
- измерьте расстояние от переносицы ребенка до мечевидного отростка,
- сделайте отметку на зонде,
- положите зонд в стерильный лоток,
- возьмите шприц из стерильного лотка в правую руку.
10. Наберите молоко в шприц:
- возьмите в левую руку зонд,
- откройте зонд,
- заполните зонд молоком,
- отсоедините шприц, положите в лоток,
- закройте зонд заглушкой или зажимом.
11. Смочите конец зонда в молоке или в р-ре буры в глицерине.
Выполнение процедуры
12. Возьмите зонд в правую руку на расстоянии 7-8 см от конца,
13. Введите зонд в носовой ход и продвиньте зонд до отметки.
ЗАПОМНИТЕ! Не начинайте кормить ребенка не убедившись, что зонд находится в желудке! Контролируйте дыхание и цвет кожи ребенка!
14. Откройте зонд и подсоедините к нему шприц с остатком молока:
- введите медленно молоко в желудок
- отсоедините шприц и положите в лоток
- закройте зонд
15. Наберите в другой шприц 1-2 мл кипяченой воды:
- откройте зонд,
- подсоедините шприц к зонду и промойте зонд кипяченой водой,
- отсоедините шприц и положите в лоток,
- закройте зонд.
Окончание процедуры.
16. Закрепите зонд на щечке лейкопластырем до следующего кормления,
17. Положите ребенка в кроватку на бочок.

Кормление ребенка из бутылочки .

Показания: наличие глотательного и сосательного рефлекса у недоношенного ребенка, искусственное и смешанное вскармливание.
Противопоказания: отсутствие сосательного рефлекса
Оснащение: набор для пеленания, тонкая пеленка, кастрюля с горячей водой, чистая бутылочка, емкость, чистые соски, пинцет в стакане, ватные шарики, емкость "1% р-р хлорамина", емкость " чистая ветошь", лоток для использованного материала.
Мед.сестра работает в маске!
Подготовка к процедуре
1. Рассчитать необходимое кол-во молока,
2. Вымойте руки,
3. Возьмите чистую бутылочку,
4. Налейте в бутылочку молоко:
- закройте бутылочку стерильным ватным шариком.
5. Возьмите кастрюлю:
- положите на дно ветошь,
- налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов.
6. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока. Время 10 минут.
7. Возьмите бутылочку из кастрюли:
- уберите шарик в лоток для использованного материала.
8. Возьмите пинцетом из емкости "чистые соски" соску с небольшим отверстием.
Примечание: отверстие в соске сделайте раскаленной иглой.
9. Наденьте соску на бутылочку.
10. Проверьте величину отверстия в соске и температуру смеси: перевернув бутылочку вниз соской и капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья.
11. Поставьте бутылочку на стол.
12. Подготовьте ребенка к кормлению:
- перепеленайте,
- проведите туалет носа ватными жгутиками,
- умойте ребенка ватными шариками, смочив их 0,02% р-ром фурацилина.
Выполнение процедуры
13. Возьмите ребенка на левую руку,
14. Сядьте удобно на стул,
15. Положите пеленку на грудь ребенка,
16. Возьмите бутылочку в правую руку снизу, приподняв ее под углом 45 градусов так, чтобы горлышко было
постоянно заполнено смесью.
17. Ребенок должен плотно охватить соску губами Окончание процедуры.
18. Уберите соску изо рта ребенка, бутылочку поставьте на стол.
19. Оботрите губы ребенка пеленкой:
- подержите ребенка несколько минут вертикально для профилактики срыгивания
- положите ребенка в кроватку на бочок.

23 вопрос Манипуляция - Техника проведения ребенку противотуберкулезной вакцинации и ревакцинации
Цель: профилактическая.
Показания: вакцино-профилактика туберкулеза
Противопоказания: вес ребенка меньше 2кг, высокая температура, положительная реакция Манту
Оснащение: стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом, перчатки, вакцина БЦЖ с растворителем, мензурка для помещения в нее ампулы с вакциной, светозащитный конус из черной бумаги, 2 шприца (туберкулиновый и на 2мл), лоток с дез.раствором для сбрасывания шприцев, емкость с дез.раствором для отработанного материала, 70% этиловый спирт
Подготовка к процедуре
1. Подготовить необходимое оснащение
2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
3. Достать из упаковки ампулы с вакциной и растворителем, протереть шейки ампул ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском
4. Накрыть стерильной салфеткой и надломить
5. Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в емкость с дез.раствором
6. Ампулы поставить в мензурку
7. Вскрыть упаковку шприца на 2мл
8. Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле шприца
9. Снять с иглы колпачок
10. Взять ампулу с растворителем и набрать его в шприц в количестве 2мл
11. Ввести растворитель (осторожно по стеночке) в ампулу с вакциной БЦЖ
12. Перемешать вакцину возвратно-поступательными движениями поршня в шприце
13. Сбросить шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв)
14. Вскрыть упаковку туберкулинового шприца
15. Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле
16. Снять с иглы колпачок
17. Взять ампулу с растворенной вакциной БЦЖ и набрать в шприц 0,2мл препарата
18. Ампулу с оставшейся растворенной вакциной возвратить в мензурку и прикрыть стерильным марлевым колпачком и светозащитным конусом
19. Взять пинцетом со стерильного столика салфетку и выпустить в нее воздух из шприца (сбросить салфетку в емкость с дезраствором)
20. В шприце должна остаться вакцина в количестве 0,1мл
21. Положить шприц внутрь стерильного столика
Выполнение процедуры
1. Обработать наружную поверхность средней трети левого плеча пациента ватным шариком, смоченным в 70% этиловом спирте, (сбросить ватный шарик в емкость с дезраствором)
2. Растянуть между 1 и 2 пальцами левой руки кожу инъекционного поля
3. Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов и медленно внутрикожно ввести вакцину под визуальным контролем образования лимонной корочки
4. Извлечь иглу
5. Место инъекции спиртом не обрабатывать!
6. Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв)
Завершение процедуры

24 вопрос ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

ОСНАЩЕНИЕ:1. Детская эмалированная или пластмассовая ванночка,2. Кувшин для воды,3. две кастрюли с кипячёной холодной и горячей водой,*4. водный термометр,5. детское мыло,**6. 2 тонких пелёнки,7. фланелевая рукавичка или салфетка,8. большое махровое полотенце или большая фланелевая пеленка,9. набор для пеленания, разложенный на пеленальном столике,10. стерильное растительное масло или детская присыпка.

Примечания: *Кипяченой водой ребенка купают до полного заживления пупочной ранки;**С мылом ребенка купают не чаще 3 раз в неделю.

ПОДГОТОВКА:

1. Помыть ванночку горячей водой с мылом щеткой, ополоснуть её кипятком.

2. Поставить ванночку в устойчивое положение.

3. Помыть руки.

4. Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько раз (края пеленки не должны заходить на стенки ванночки).

5. Налить воду температурой 36,50-38,00С (чтобы не образовывались водяные пары вливать горячую воду в холодную) на ½ или 2/3.

6. Проверить температуру водным термометров в различных частях ванны.

Помните! Недопустимо определять температуру воды путем погружения руки /локтя в воду.

7. Набрать из ванны кувшин с водой для ополаскивания.

8. При купании обеспечить температуру в помещении 22 – 240С.

9. Помыть руки.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Раздеть ребенка, при необходимость подмыть под проточной водой.

2. Левой рукой поддерживать ребёнка под спину и затылок, правой – ягодицы и бедра (при необходимости можно слегка завернуть ребенка в тонкую пеленку).

3. Медленно опустить в воду ноги и ягодицы малыша.

4. Погрузить в воду всё тело ребёнка (вода должна доходить до линии сосков).

5. Левой рукой поддерживать голову ребёнка над поверхностью воды, правую освободить для мытья.

6. Надеть на правую руку рукавичку (при необходимости намылить ее мылом).

7. Помыть ребенка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) – шея – туловище – конечности – область половых органов и межъягодичная область (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

8. Перевернуть ребёнка кверху спиной, чуть приподняв его над водой.

9. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 360-350С).

10. Накинуть на ребенка полотенце и осушить промокательными движениями.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

1. Положить ребенка на пеленальный столик.

2. Обработать естественные складки кожи растительным маслом или присыпкой.

3. Запеленать (одеть) ребёнка и положить в кроватку.

4. Вылить воду из ванночки и сполоснуть ее.

5. Пеленки из ванночки и пеленального столика, рукавичку сбросить в бак для грязного белья.

6. Вымыть и осушить руки.

25 вопрос Манипуляция - Техника взятия мазков из зева и носа на флору у детей
Цель: диагностическая.
Показания: воспаление носоглотки, миндалин.
Противопоказания; нет.
Оснащение: - резиновые перчатки, маска;
- стерильные пробирки с сухими ватными тампонами - 2шт.
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк-направление в лабораторию.
Обязательное условие: забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
Выполнение процедуры взятия мазков из зева и носа на флору у детей
1. Выписать направление в лабораторию.
2. Вымыть руки, надеть маску, перчатки.
3. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение, промаркировать пробирки "Н", "3" (нос, зев).
4. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощник»,
5. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированный знаком "Н" взяв его правой рукой за пробку в которую он вмонтирован.
6. Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка.
7. Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам.
8. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.
9. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.
10. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированный знаком "3".
11. Осторожно не касаясь языка и щек ввести тампон в полость рта.
12. Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин.
13. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев.
Окончание процедуры.
Заполните направление
НАПРАВЛЕНИЕ
В бактериологическую лабораторию направляется мазок из зева и носа на СД б-го: Петрова Олега, 7 лет Адрес: ул. Шевченко, 15 участок № 5 Диагноз - Обследование. Фолликулярная ангина Дата_ Подпись м/с
Отправьте материал в баклабораторию.

26 вопрос Санитарная обработка пациента при выявлении педикулеза (приказ МЗ РК № 236 от 11.03.2004)

Цель: предупреждение распространения ВБИ, уничтожение яиц, личинок и вшей на волосистых частях тела.

Показания: наличие вшей и гнид

Противопоказания: запрещена при заболеваниях кожи, детям до 5 лет, беременным женщинам, кормящим матерям.

Приготовьте: противопедикулезную укладку: медицинский халат, косынки (полиэтиленовая, матерчатая), 6% раствор уксусной кислоты, частый гребень один из педикулицидов (лосьоны «Ниттифо», «Антибит», шампунь «Педилин»), марлевые тампоны, лупу, бритвенный набор, мешок для отправки белья в дезинфекционную камеру, клеенку, резиновые перчатки, оцинкованное ведро и подставку, медицинскую карту стационарного больного, экстренное извещение об инфекционном заболевании (ф №058/у), журнал учета инфекционных заболеваний (ф-060/у).

Алгоритм действия:

1. Установите доверительные конфиденциальные отношения с пациентом.

2. Объясните цель и ход процедуры

3. Наденьте дополнительный халат, косынку, перчатки

4. Усадите пациента (если позволяет его состояние) на кушетку, накрытую клеенкой или стул. Накройте плечи полотенцем.

5. Обработайте (обильно увлажняйте) волосы пациента тампоном смоченным одним из педикулицидов последовательно, начиная с краев волосистой части головы.

6. Завяжите голову полиэтиленовой косынкой, сверху матерчатой, время выдержки зависит от вида применяемого педикулицида.

7. Промойте волосы теплой проточной водой, затем шампунем или мылом, просушите полотенцем.

8. Обработайте волосы теплым 6 % раствором уксусной кислоты, вновь завяжите голову полиэтиленовой косынкой на 20 минут.

9. Промойте волосы теплой проточной водой, высушите полотенцем.

10. Наклонив голову пациента над белой бумагой, тщательно счесывайте волосы течение 10 -15 минут частым гребнем, сквозь зубцы которого пропущена нитка, обильно смоченная уксусом.

11. Сбросьте марлевые тампоны, бумагу в ведро для сжигания.

12. Сложите в мешки одежду пациента и одежду медицинской сестры и отправьте в дезинфекционную камеру, а гребень, ножницы поместите в емкость с дезраствором.

13. Сделайте на титульном листе медицинской карты стационарного больного отметку «Р» о выявленном педикулезе, дату, время обработки и подпись медсестры, проводившей ее.

14. Зарегистрируйте пациента с педикулезом в приемном отделении стационара в журнале учета инфекционных заболеваний ф – 060/у.

15. Подайте экстренное извещение о педикулезе по телефону в районную СЭС с последующим заполнением направления ф-058/у.

16. Осматривайте пациента в лечебном отделении ежедневно и в случае обнаружении вшей проведите повторную санитарную обработку.

Примечание: стрижку и сбривание волос проводят в случае необходимости.

27 вопрос Манипуляция - Использование кувеза для ухода за новорожденным
Оснащение: кувез
Наиболее эффективным методом выживания недоношенных детей является инкубационный (кувезный) метод с индивидуальным микроклиматом и оксигенотерапией.
В кузеве поддерживается оптимальная температура и влажность. В кувезном методе выживания нуждаются дети 2-3-4 степени недоношенности.
Температура в кузове для детей с массой тела 1200-1500 г. равна 32-33°С, более 1500 г. - 31 -32°С.
Влажность в первые трое суток должна быть максимальной (90-100%), затем постепенно снижается до 60-65%. Для контроля за температурой тела ее измеряют каждые 3-4 часа в течение всего пребывания ребенка в кувезе.
Подключение в кувез кислорода и длительность его применения зависят от состояния ребенка, степени недоношенности и синдрома дыхательных расстройств.
Высокая концентрация кислорода в кувезе может оказать на ребенка токсическое действие. Поэтому концетрация кислорода в кувезе не должна превышать 30-38%.
При выживании детей в кувезе необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенический режим. Через каждые 2-3 дня нужно проводить дезинфекцию. А т.к. высокая температура способствует размножению микробов, пребывание детей в кувезе не должно быть продолжительным.
Дети с малой степенью недоношенности находятся в кувезе 2-4 дня или несколько часов, глубоко недоношенные дети с массой 1500г.- 8-14 дней, а с массой 1750г. - 7-8 дней.

28 вопрос Определение сахара в моче у ребенка
Цель: диагностическая
Показания: для лабораторного исследования
Противопоказания: нет
Оснащение:
- глюкотест
- моча в баночке
Техника выполнения.
Для быстрого определения сахара в моче у ребенка используют реактивные бумажки глюкотест.
1. Собрать в 200,0 баночку мочу.
2. Погрузить в мочу глюкотест и проследить за изменением его окраски.
3. Сравнить полученную окраску глюкотеста со шкалой в наборе.
4. Результаты исследования записать в историю болезни.

29 вопрос Методы подачи кислорода детям.

  1. Подачу кислорода можно осуществлять через два носовых катетера, которые вводятся одинаково в разные носовые ходы, а для подсоединения к аппарату Боброва необходим тройник. Носовые катетеры можно оставлять в носовой полости не более 12 часов, поэтому при длительной потребности в оксигенотерапии целесообразно пользоваться одним катетером и чередовать носовые ходы с целью профилактики пролежней и инфицирования.
  2. При осуществлении оксигенотерапию в домашних условиях используют подачу кислорода из кислородной подушки согласно алгоритму манипуляции (см. основы сестринского дела).
  3. Новорожденным детям кислород подается в кувез, детям раннего возраста можно использовать кислородную палатку.

Манипуляция - Техника подачи кислорода ребенку с помощью аппарата Боброва .
Цель: лечебная.
Показания: тяжелое состояние ребенка сопровождающиеся гипоксией организма.
Противопоказания: нет.
Оснащение: емкость «чистые баллончики», салфетки, пинцет, марлевые шарики, одеяло пеленка, подушка с кислородом, увлажнитель-банка от аппарата Боброва (столб воды 10-12см).
Примечание: существует несколько способов дачи кислорода ребенку: подачи кислорода к ротовой области через обычные мундштуки, воронку или соски, при помощи носовых катетеров, специальных масок, кислородной палатки (ДКП-1).
ВНИМАНИЕ! Струя кислорода подаваемая в дыхательные пути ребенка, должна быть увлажненной.
Подготовка к процедуре:
1. Приготовьте все необходимое согласно оснащению;
2. Вымойте руки;
3. Освободите дыхательные пути ребенка от слизи, мокроты отсасывая их с помощью баллончика;
4.Возьмите воронку, обработанную спиртом подсоедините к аппарату Боброва подсоедините кислородную подушку к аппарату Боброва Выполнение процедуры:
Манипуляция выполняется на пеленальном столике, кроватке.
1. Поднесите левой рукой воронку к лицу ребенка, захватив рот и нос.
Внимание! Не прижимайте воронку плотно.
2. Откройте пробку кислородной подушки правой рукой, закручивая подушку осуществляйте подачу кислорода;
Примечание: наличие пузырьков в аппарате Боброва говорит о поступлении кислорода Окончание процедуры.
3. закройте пробку подушки;
4. уберите воронку от лица ребенка;
5. отсоедините воронку и подушки от аппарата Боброва;
6. обработайте воронку спиртом;
7. вымойте руки;
ВНИМАНИЕ! Во время проведения оксигенотерапии ребенок должен быть под постоянным наблюдением медсестры. Продолжительность сеанса назначает врач! (от 30 мин до 2 час)

(в условиях реанимации и интенсивной терапии)

Цель: соблюдение личной гигиены пациента, предупреждение развития различных осложнений.

ПОКАЗАНИЯ : регулярный уход за полостью рта

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ :

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки, фартук.

II ПРИГОТОВЬТЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Ø раствор антисептика (2% раствор гидрокарбоната натрия, слабый раствор перманганата калия)

Ø стерильные пинцет, 2 шпателя, марлевые салфетки

Ø мягкая зубная щетка

Ø перчатки

Ø два почкообразных лотка

Ø глицерин

Ø стерильные марлевые шарик

Ø резиновые баллон или шприц Жане

Ø пеленку, клеенку.

1. Сообщите пациенту о назначенной манипуляции, получите разрешение на ее выполнение

2. Объясните пациенту ход манипуляции

3. Расположите пациента в одном из следующих положений:

4. - на спине, под углом более 45°, если это не противопоказано

5. - лежа на животе (или на спине), повернув голову набок

6. Надеть перчатки

7. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента

III . ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

1. Грудь пациента прикройте полотенцем

2. Придайте пациенту удобное положение

3. К углу рта на пеленку с клеенкой поставьте лоток для сбора промывной воды или раствора

4. Попросите больного широко открыть рот. Смочите щетку в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете

5. Произведите чистку зубов, начиная с задних, последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних зубов к передним. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз

6. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта

7. Попросите больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, то оберните язык стерильной салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть ее изо рта

8. Смочите салфетку антисептическим раствором и, снимая налет протрите язык, в направлении от корня языка к его кончику, меняя салфетки 2-3 раза. Отпустите язык.

9. Оберните конец шпателя стерильной салфеткой

10. Левой рукой введите шпатель в полость рта. Отведите им кверху верхнюю губу. Обработайте слизистую оболочку и зубы верхней челюсти пациента вторым шпателем, обернутым стерильной салфеткой и смоченной антисептическим раствором. Смените салфетку, обработайте её, отодвинув нижнюю губу, слизистую оболочку и зубы нижней челюсти



11. Смените салфетку

12. Оросите рот пациента из резинового баллончика и попросите сплюнуть в лоток

13. Трещины на языке и губах смажьте глицерином

IY.ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .

1. Убрать полотенце. Удобно уложить пациента

2. Снимите перчатки, поместите их в дезраствор, вымойте руки

3. Убедитесь, что у пациента нет к вам вопросов.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики

При сухости во рту или халитозе (неприятный запах) рот следует промывать 15-30 мл стандартного состава для полоскания рта (на 1 л воды 1 ч.л. пищевой соды, 1 ч.л. соли, мятная вода для запаха) через каждые 2-4 часа ].

Применение судна

Цель: обеспечение физиологических отравлений пациента

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ:

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Наденьте перчатки. Отгородите его ширмой от окружающих, подложите под таз клеенку. Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды

II ПРИГОТОВЬТЕ ОСНАЩЕНИЕ:

· клеенка.

· судно с теплой водой

· мочеприемник,

· туалетную бумагу

· перчатки

III. ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .

  1. Опустите изголовье до горизонтального уровня
  2. Встаньте сбоку от кровати и помогите пациенту повернуться на бок
  3. Если нельзя поворачиваться, то левую руку подведите сбоку под крестец, помогая больному приподнять таз (ноги больного согнуты в коленях)
  4. Правой рукой подведите судно под ягодицы больного, чтобы промежность оказалась над отверстием судна
  5. Мужчине одновременно подайте мочеприемник
  6. Поправьте подушку, или поднимите изголовье кровати, чтобы пациент мог находиться в положении полусидя
  7. Прикройте больного одеялом и оставьте одного, договоритесь о средстве связи с вами
  8. После получения «сигнала» от пациента наденьте чистые перчатки
  9. Опустите изголовье кровати
  10. Придерживая судно правой рукой уберите его из-под пациента
  11. Вытрите область анального отверстия туалетной бумагой, смените перчатки
  12. Подставьте пациенту чистое судно, подмойте больного, тщательно осушите про­межность, уберите судно и клеенку, ширму, помогите пациенту удобно лечь

IY.ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .

1. Вылейте содержимое судна в унитаз, ополосните судно горячей водой, можно добавить в судно порошок "Гигиена» или дезсредство

2. Вылейте содержимое судна в унитаз и поместите судно в дезинфицирующий раствор (0,5% хлорная известь) на 1 час или другой регламентированный раствор.

УХОД ЗА ГЛАЗАМИ

Ходячие больные во время утреннего туалета ухаживают за глазами самостоятельно. У тяжелобольных часто появляются выделения из глаз, склеивающие ресницы и мешающие смотреть. Таким больным необходимо ежедневно протирать глаза стерильными марлевыми ил ватными тампонами, смоченными дезинфицирующими растворами.

Гигиенический уход за полостью рта включает туалет полости рта утром, после каждого приема пищи, а также после рвоты. Если больной не принимает пищу, обработку рта необходимо проводить не менее 4 раз в сутки. Если он дышит ртом, процедура проводится чаще.

Уход за полостью рта включает в себя:

ü Уход за слизистыми полости рта (слизистыми губ, щек);

ü Уход за зубами.

Необходимые материалы:

· Мягкая зубная щетка и паста или марлевые тампоны, салфетка, зажим, емкость с раствором антисептика;

· Грушевидный баллон (для тех, кто не может удерживать воду во рту) или стакан;

· Емкость для сплевывания (лоток, миска или маленький тазик);

· Шпатель для отодвигания щеки и прижатия языка;

· Перчатки;

· Вазелин, гигиеническую губную помаду, крем.

Алгоритм обработки полости рта:

· Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры.

· Надеть чистые перчатки.

· Расположить пациента в одном из следующих положений:

На спине под углом 45°,

Лежа на боку,

Лежа на животе (или спине), повернуть голову набок.

· Смочить зубную щетку в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии зубной щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете.

· Произвести чистку зубов, начиная с задних зубов, и последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхности, выполняя движения вверх – вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура выполняется не менее двух раз.

· Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта.



· Попросить пациента высунуть язык, при невозможности обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вынуть его изо рта.

· Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть язык, снимая налет, в направлении от корня языка к его кончику. Отпустить язык. Сменить салфетку.

· Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек, пространство под языком, десны.

· При сухости языка смазать его стерильным глицерином.

· Обработать последовательно верхнюю и нижнюю губы тонким слоем вазелина (для профилактики трещин).

· Убрать полотенце. Разместить пациента в удобном положении.

· Собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки.

· Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции.

· Обработать руки спиртосодержащим антисептиком.

· Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Уход за полостью рта тяжелобольного пациента с использованием ватных палочек

Pagavit (Пагавит)

· Обработать руки спиртосодержащим антисептиком.

· Надеть чистые перчатки.

· Придать пациенту удобное положение.

· Обернуть полотенце вокруг шеи пациента или использовать одноразовую защитную простынь маленького размера.

· Поставить лоток под подбородок пациента.

· Осторожно открыть пациенту рот, 1 и 2 пальцы левой руки ввести между верхними и нижними зубами, вертикально поставить между зубами шпатель.

· Меняя по мере загрязнения палочки, обработать полость рта в следующем порядке: небо, внутреннюю поверхность щек, зубы, десны, язык, пространство под языком, губы.

· Сбросить использованные материалы в емкость для обеззараживания отходов класса Б.

· Снять перчатки, обработать руки спиртосодержащим антисептиком.

ИНТИМНАЯ ГИГИЕНА

Интимная гигиена – вопрос очень деликатный, персоналу следует проявить максимум такта. Останьтесь в комнате наедине с пациентом, попросите не беспокоить вас в течение нескольких минут, закройте дверь, поставьте ширму, будьте доброжелательны и серьезны – не смейтесь и не улыбайтесь, по окончании процедуры укройте пациента и только затем займитесь уборкой.

Алгоритм интимной гигиены у женщин с помощью влажных салфеток

· Помочь пациентке принять удобное положение (на спине).

· Подстелить под ягодицы впитывающую пеленку.

· Помочь пациентке согнуть ноги в коленях и развести их в стороны.

· Первой увлажненной салфеткой протереть кожу в области лобка, затем в области наружных половых губ движением сверху вниз.

· Второй салфеткой протереть лобок и большие половые губы движением салфетки сверху вниз.

· Третьей салфеткой протереть складку между большими и малыми половыми губами движением салфетки сверху вниз.

· Помочь пациентке повернуться на бок.

· Осмотреть область крестца и ягодиц для выявления ранних изменений на коже.

· Четвертой салфеткой протереть область крестца и ягодиц.

АЛГОРИТМ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ КОЖИ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО В ПОСТЕЛИ МЕТОДОМ ПРОТИРАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОЮЩЕГО ЛОСЬОНА

Необходимые расходные материалы, инструменты, приспособления

· Моющий лосьон

· Емкость для разведения моющего лосьона.

· Чистые перчатки.

· Два полотенца.

· Емкость для обработанных материалов, мешок для использованного белья.

· Комплект чистого белья.

· Рукавичку для обмывания кожи.

· Защитные пеленки и простыни.

Подготовительный этап

· Сообщить пациенту о предстоящей процедуре. Если он находится в общей палате – отгородить его ширмой.

· Опустить изголовье кровати. Вынуть одеяло из пододеяльника, оставив его на пациенте. Стараясь не обнажать пациента, снять с него нижнее белье. Отогнуть пододеяльник с груди пациента. На грудь поперек положить полотенце.

· В подготовленном тазу с моющим раствором смочить рукавичку и отжать ее.

МЫТЬЕ ЛИЦА, ШЕИ

· Протереть рукавичкой лицо пациента.

· Сполоснув и отжав рукавичку, обработать глаза пациента движением от наружного угла глаза к внутреннему. Правый и левый глаз обрабатывать разными сторонами рукавички. Промыв глаза, следует вытереть их насухо полотенцем.

· Добавить в таз с водой моющий лосьон (из расчета 1 колпачок лосьона на 3 л воды), ополоснуть рукавичку в мыльном растворе.

· Протереть переднюю поверхность шеи и ушные раковины, вытереть их полотенцем. Проверить, что кожа за ушами сухая.

МЫТЬЕ ТУЛОВИЩА

· Откинуть пододеяльник, подложить под правую половину тела защитную простыню. Ополоснув и отжав рукавичку, протереть ею переднюю боковую часть тела в следующей последовательности: шея, рука, грудь (складка под молочной железой), живот, бедро. Вытереть насухо и прикрыть полотенцем.

· Повернуть пациента на левый бок, промытой и отжатой рукавичкой протереть заднюю поверхность тела в следующем порядке: шея, спина, ягодицы, бедро. Вытереть насухо.

· Пока больной находится на боку, убрать защитную простыню, а затем убрать до половины грязную простыню, скатав ее до середины кровати (по всей ее длине).

· Постелить чистую простыню. Для этого ее следует сложить пополам по длине, расположить центральную складку посередине кровати, заправить нижнюю часть простыни под матрац, а верхнюю аккуратно скатать в плоский валик.

· Повернуть больного на спину так, чтобы обработанная часть тела оказалась на чистой простыне. Прикрыть обработанную часть тела (правую) чистым пододеяльником.

· Повторить обработку левой стороны тела со сменой простыни по той же схеме.

· После полной смены простыни и укладывания пациента на спину положить под его голову подушку в чистой наволочке, накрыть пациента одеялом в чистом пододеяльнике, оставив открытыми ноги.

МЫТЬЕ НОГ

· Положить под ноги защитную пеленку, прополосканной и отжатой пеленкой протереть ноги от колен к стопам. При обработке стоп обратить внимание на межпальцевые промежутки.

· Вытереть ноги насухо, постричь ногти, накрыть ноги одеялом.

ИНТИМНАЯ ГИГИЕНА

· Провести интимную гигиену. Перед проведением процедуры вымыть и продезинфицировать тазик, налить в него чистую воду, добавив лосьон из расчета 0,5 колпачка на 1,5 л теплой воды. Провести туалет промежности, используя рукавицу.

· Тщательно просушить область промежности чистым полотенцем.

МЫТЬЕ ГОЛОВЫ

Необходимое оснащение

· Пелёнка – простыня.

· Кувшин с водой комфортной температуры.

· Пелёнка.

· Полотенце.

Полость рта требует тщательного постоянного ухода. Большое количество микроорганизмов, скапливающихся в ней, при определенных условиях вызывают заболевания полости рта и способствуют ухудшению общего состояния и самочувствия человека. Особо бурно микробы размножаются при наличии в полости рта остатков пищи. При плохом гигиеническом состоянии полости рта в ней имеется много вязкой слизи, что значительно затрудняет процессы самоочищения зубов и слизистой. Ухудшают гигиеническое состояние рта и зубные протезы, особенно у тех, кто курит, злоупотребляет алкоголем. На протезах быстрее накапливаются зубные отложения, создается благоприятная среда для распространения микробов.

Состояние полости рта влияет на аппетит и возможность принимать пищу. Если язык обложен налетом, то вкус пищи не чувствуется, а потому и желания принимать пищу у пациента будет мало. В результате дефицита ухода возникают воспалительные заболевания полости рта (стоматит и др.), вызывающие боль при приеме пищи, слюнотечение, повышение температуры. Иногда возникают сухость губ и слизистых полости рта, болезненные трещины в углах рта. Появление болезненности при жевании заставляет больных полностью отказываться от приема пищи. Образовавшийся в результате воспалительного процесса налет на слизистых полости рта при дыхании больного через рот превращается в корки, что еще более усугубляет тяжесть состояния. Процессы гниения в полости рта сопровождаются появлением неприятного запаха изо рта, беспокоящего больного и окружающих его людей.

Если ротовая полость человека периодически не очищается, то во рту и горле накапливается все больше и больше болезнетворных бактерий, что в значительной мере увеличивает вероятность, особенно у ослабленных и пожилых больных, развития инфекционных заболеваний дыхательных путей.

Гигиенический уход должен включать туалет полости рта после полного сна и после каждого приема пищи, а также после рвоты.

Если пациент не принимает пищи, то обработку рта необходимо проводить не менее 4 раз в сутки. Если пациент дышит ртом, то и чаще.

Уход за полостью рта можно подразделить на:

  • уход за слизистыми полости рта (слизистыми губ, щек);
  • уход за поверхностью языка;
  • уход за зубами.

Для ухода за полостью рта следует использовать очень мягкую зубную щетку, а для слабых пациентов - марлевые тампоны. Если пациент в состоянии хорошо полоскать рот, можно использовать зубную пасту. После еды полезно полоскать рот теплой водой или отварами ромашки, шалфея, зверобоя.

Для тех, кто слаб, лучше использовать зубной эликсир или растворы антисептиков:

  • раствор фурациллина (2 таблетки на 400 мл воды);
  • раствор соды (1/2-1 чайная ложка на стакан воды);
  • раствор борной кислоты (1-2% раствор);
  • слабо-розовый раствор марганцовки (1:5000);
  • отвар ромашки;
  • отвар коры дуба (при кровоточащих деснах).

Для обработки полости необходимо приготовить:

  • зубную щетку и пасту или марлевые тампоны, салфетку, зажим и емкость с раствором антисептика;
  • грушевидный баллон - для тех, кто не может удерживать воду во рту, или стакан;
  • емкость для сплевывания (почкообразный лоток, обычная миска или маленький тазик);
  • шпатель (за его неимением можно использовать ручку ложки) - для отодвигания щеки и прижатия языка;
  • перчатки, лучше латексные;
  • вазелин или гигиеническую губную помаду.

Для обработки полости рта следует:

  • придать пациенту удобное положение сидя или лежа (лежа - голову необходимо повернуть набок);
  • надеть перчатки;
  • марлевым тампоном, смоченным раствором антисептика или зубной щеткой очистить зубы;
  • продолжить обработку, продвигаясь от коренных зубов к резцам и меняя тампоны (на обработку рта необходимо, в среднем, 10-15 тампонов);
  • движения зубной щетки проводят по оси зуба (вверх-вниз), захватывая часть десны. Не рекомендуется чистить зубы с помощью движений поперек оси зубов, так как это может приводить к стиранию эмали в области шейки зуба;
  • язык очистить в последнюю очередь. Если язык не удерживать, то очистка его будет затруднена, поэтому оберните его марлевой салфеткой и потяните на себя. Во время снятия налета не нажимайте на корень языка, чтобы случайно не вызвать рвоту;
  • попросить пациента хорошо прополоскать рот или промыть из грушевидного баллона раствором антисептика;
  • осушить губы и кожу вокруг рта;
  • смазать губы вазелином или гигиенической помадой;
  • убрать оборудование;
  • снять перчатки, вымыть руки.

Если больной пользуется съемными зубными протезами, их необходимо ежедневно снимать и обрабатывать два раза в день - утром и вечером - в специальных дезинфицирующих растворах (например, с помощью растворимых таблеток Протефикс, содержащих активный кислород. 1 таблетка растворяется в половине стакана воды. Протезы кладутся в раствор на 15 минут, после чего протезы очистятся, будут уничтожены все запахи и микробы. Затем протезы промываются проточной водой и снова надеваются).

Иногда возникает потребность в постоянном промывании полости рта водой, растворами лекарственных препаратов или отварами лекарственных трав. С этой целью используются ирригаторы - специальные аппараты, обеспечивающие непрерывное поступление жидкости в полость рта через наконечник под давлением 2-4 атм. перед проведением ирригации необходимо обеспечить чистку зубов с помощью зубной щетки.

Функциональное назначение простой медицинской услуги: обеспечение личной гигиены пациента.

Материальные ресурсы: лоток, корнцанг, пинцет, вакуумный электроотсос, антисептический раствор для обработки полости рта пациента, стерильный глицерин, вазелин или масляный раствор витамина, чистое полотенце, тампоны для обработки полости рта, стерильные марлевые салфетки, шпатель, перчатки нестерильные, зубная щетка.

Алгоритм ухода за полостью рта
I. Подготовка к процедуре.
1. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры (если он в сознании). Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3. Подготовить все необходимое оборудование.
4. Расположить пациента в одном из следующих положений:
- На спине под углом более 45°, если это не противопоказано, или
- Лежа на боку, или
- Лежа на животе (или спине), повернув голову вбок.
5. Надеть перчатки.
6. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента.

II. Выполнение процедуры.
7. Приготовить мягкую зубную щетку (без зубной пасты) для чистки зубов. Смочить ее в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии зубной щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете.
8. Произвести чистку зубов, начиная с задних зубов, и последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность зубов, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз. Использовать шпатель для обнажения зубов
9. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта.
10. Попросить пациента высунуть язык. Если он не может этого сделать, то необходимо обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта.
11. Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть язык, снимая налет, в направлении от корня языка к его кончику. Отпустить язык, сменить салфетку.
12. Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек, пространство под языком, десны пациента.
13. При сухости языка смазать его стерильным глицерином.
14. Обработать последовательно верхнюю и нижнюю губы тонким слоем вазелина (для профилактики трещин на губах).

III. Завершение процедуры.
15. Убрать полотенце. Разместить пациента в удобном положении.
16. Собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки.
17. Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции
18. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
19. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

1.2. Уход за зубным протезами.

Зубные протезы съемного типа:

1. снять протезы и поместить их в стакан со специальным дезинфецирующим раствором на 5 -10 минут;

2. провести туалет ротовой полости пациента;

3. тщательно почистить протез зубной щеткой.

Чистят протез минимум два раза в день, а лучше после каждого приема пищи, используя обычную щетку и пену для чистки протезов. Все поверхности протеза являются важными, но особое внимание должно быть уделено внутренней поверхности протеза, прилегающей к десне.

Зубные протезы несъемного типа: уход осуществляют также, как и при чистке зубов, но мягкой зубной щеткой с обязательным использованием зубной нити.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт