Техники самостоятельного засыпания ребенка. Как уложить ребенка спать без слез и капризов. Самостоятельное засыпание: как научить

07.07.2019

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Однако в жизни каждой мамы настает момент, когда прежние уловки перестают работать.

Ребенок не укачивается, просыпается, как только его кладут в кроватку, спит только рядом с мамой, у которой еще столько дел! А тут еще и частые ночные пробуждения не дают выспаться даже ночью. Такие моменты действительно испытываю нас на прочность, причем не только маму, но и папу, который не получает нужного ему внимания и ласки, отдыха переда рабочим днем, старших детей, случайных жертв нашего недосыпа в виде продавщицы в магазине или неосторожного прохожего. Масштабы бедствия невозможно недооценить.

Как же уложить малыша, да еще и чтобы он поспал подольше?

Зачастую, причина сложных и длительных укладываний одна — неумение ребенка заснуть самостоятельно. Он постоянно полагается на помощь мамы (укачивания, кормления) или третьего предмета (соска, качели, машина), и когда этот «помощник» исчезает, ребенок просыпается, требуя продолжения режима усыпления. Так что, да, плохо засыпающий ребенок — это ваша вина, но хорошая новость в том, что это подтверждает и то, что вы хорошие родители! Вам очень долго было не в тягость укачивать, петь, вставать и укладывать вашу малютку. Вы были готовы дарить ей свою любовь и ласку по первому требованию, а иногда и от переизбытка чувств к ней.

Но время идет, и вы скорее всего уже понимаете, что пора поверить в ее (его) способность научиться этому важному делу — засыпать самостоятельно. Малыши растут и к 5-6 месяцам (а некоторые уже и сразу после четырех) неврологически готовы к освоению этого приема. Что уж и говорить о детках постарше — год, полтора, два.

Дело в том, что дети, как и взрослые, проходят несколько циклов сна — быстрый сменяется медленным. Новорожденные проводят большую часть времени в глубоком (медленном) сне, поэтому их так тяжело разбудить даже на кормление. Но когда ребенку исполняется 4 месяца, его организм перестраивается на «взрослый» режим сна. Теперь малыш спит циклами: быстрый сон — медленный (глубокий) сон. Полный цикл у детей младенческого возраста длится около 40-50 минут, и во время перехода к новому циклу они могут просыпаться на несколько секунд (взрослые тоже так спят, но мы сразу засыпаем и поэтому не помним этого) и… не суметь снова себя усыпить. Отсюда и появляются короткие дневные периоды сна в 40-50 минут, либо ночные подъемы каждый час.

Надо отдельно отметить, что самый глубокий сон наступает у малышей в первую половину ночи (некоторые могут счастливо проспать 3-5 часов с момента укладывания), а вот потом начинается бесконечная череда пробуждений — укачиваний — возвращения соски и т.д.

Основным препятствием для усвоения навыка самостоятельного засыпания становится наличие «костыля» или ассоциации, которые «помогают» малышу заснуть. Это может быть что угодно: соска, укачивание, пение, потребность, чтобы мама полежала рядом, бутылка. Я знаю семью, которая усаживала ребенка в машину и катала до тех пор, пока он не засыпал, повторяя этот трюк ежедневно по несколько раз! Другими словами «костыль» — это любой фактор или предмет на который ребенок не может повлиять самостоятельно.

Например, если ваш годовалый малыш отлично засыпает с соской и при этом в состоянии найти ее и вставить себе в рот, если она выпала посреди ночи — это не костыль и с соской бороться в целях сна нет нужды. Мой сын в 5 месяцев тоже отлично засыпал с соской во рту, но как только она выпадала он просыпался и плакал, т.к. не мог сам заставить ее вернуться на место, мне приходилось делать это за него, этот цикл мог повторяться до 18 раз за ночь — для него соска стала «костылем». Таких костылей может быть несколько у одного и того же ребенка: его могут укачивать, кормить до засыпания и давать соску одновременно. Представляете, как сложно такому малышу заснуть самому, когда за него это делали при помощи трех разных инструментов!

Приведу еще один пример: кратковременно просыпаясь между циклами сна, ребенок проверяет все ли вокруг так, как было при засыпании. Инстинкт самосохранения хочет увериться, что ему тепло, мама рядом, лежит он в том же месте, где и заснул, а не в медвежьей берлоге, куда его утащили, чтобы съесть. Если что-то изменилось — срочно нужно звать на помощь!

А теперь вспомните: вы укачиваете свое маленькое чудо, он засыпает у вас на руках, вы кладете его в кроватку и уже через небольшой промежуток времени бежите на зов и повторяете все снова. Знакомо? Но разве вас не встревожил бы тот факт, что, заснув на диване, вы проснулись в постели, или вообще у соседа? Вот, детям это тоже не нравится. С другой стороны, если малыш сам уснул в своей кроватке, он будет точно знать, что там он и должен быть и сможет спокойно продолжать сон даже после краткого пробуждения.

Другим (и едва ли не более сильным) препятствием часто является неверие родителей в то, что малыш уже готов засыпать сам. Мы видим, что наши детки рождаются такими беспомощными, знаем, что их всему нужно учить, и делим эти знания в соответствии с их возрастом и возможностями освоить новое (или нашим осознанием этих возможностей). А еще мамы часто слышат что-то вроде «ну, он же у тебя еще такой маленький!», «а ты как хотела, все дети часто просыпаются», «это нормально, вот мой стал спать всю ночь к 2,5 годам!». И это заставляет нас испытывать вину за то, что мы слишком многого хотим; убеждает нас, что годовалый ребенок ни у кого из существующих людей не спит всю ночь; укрепляет нас в мысли, что доля матери — терпеть и не спать ночами. Это вовсе не так!

Каждая мама мечтает, чтобы ребенок мог засыпать сам. Причем без слез, быстро и спокойно. Мы спросили Ольгу Александрову, врача-сомнолога, консультанта по детскому сну, как все-таки научить малыша спать самостоятельно.

Ритм дня ребенка

Для начала нужно наладить ритм дня ребенка, ночные и дневные сны (последние должны быть длиннее часа, так как более короткие сны, даже если их много, не дают ребенку чувства отдыха). Необходимо сделать так, чтобы распределение на дневной и ночной сон максимально соответствовало возрасту. «Без этого самостоятельное засыпание не сможет состояться. Кроме того, необходимо следить за временем бодрствования малыша, иначе он будет подходить ко сну перевозбужденным, раздраженным, и в итоге без помощи не уснет», - объясняет Ольга Александрова.

«БУСы», или благоприятные условия для сна

«На ниточку нанизывается все, что может помочь сну ребенка, и убирается все, что может ему помешать», - рассказывает врач-сомнолог. К «БУСам» относятся: температура воздуха в комнате, влажность, удобство одежды и спального места, ритуал перед сном, режим питания.

«Бесполезно учить ребенка засыпать самостоятельно, если, например, его мучит жажда. Он все равно не сможет уснуть», - утверждает эксперт.

Самостоятельное засыпание - это умение погружаться в сон без помощи извне - в тех условиях, в которых ребенок найдет себя ночью. Если ночью он окажется один в кроватке, то ему нужно научиться засыпать в такой же обстановке.

Ассоциации на засыпание

Все люди просыпаются ночью между циклами сна. В момент пробуждения мозг анализирует, все ли так, как было во время засыпания. Если условия меняются, человек не может спать дальше. Если ребенок уснул на груди с укачиванием, а проснулся один, мозг дает сигнал тревоги: ситуация изменилась, надо проснуться и кричать. «Научите ребенка засыпать с теми ассоциациями, которые останутся с ним в течение ночи. Если ночью его не будут укачивать и он не получит бутылку с компотом, то эти ассоциации на засыпание необходимо заменить на те, которые останутся: привычное место для сна, темнота, тишина, игрушка, любимый плед», - рассказывает эксперт.

Научитесь различать пробуждения ребенка из-за чувства голода и из-за неумения самостоятельно уснуть. Малыш, который привык засыпать с соской, грудью или укачиванием, просыпается каждые 40 минут - 1,5 часа.

Выбираем методику

Так что делать родителям, чтобы их малыш засыпал сам? Для начала выбрать методику, которая соответствует возрасту и развитию ребенка. Любая из описанных методик требует детальной проработки перед применением на практике.

Мягкие методики для малышей от 3 до 6 месяцев

В первые 3 месяца ребенок адаптируется к внеутробной жизни, у него свои ритмы, и обучение самостоятельному засыпанию в это время бессмысленно. «С 3 месяцев можно пробовать постепенно разделять грудь и сон. Укачивать ребенка не до полного засыпания, а до дремы, затем пытаться перекладывать в кровать», - поясняет эксперт.

Метод трех кубиков. Подходит для детей от 6 месяцев

Задача мамы - перевести слезы протеста в слезы тщетности («все же нормально было, мама, что ты удумала…»), а затем - в принятие. «Мы оказываем ребенку двойную услугу: и учим его засыпать, и учим его принимать то, что в жизни не всегда будет случается так, как он того хотел», - поясняет эксперт.

Методика «ЗЗЗ» (заговариваем зубы до засыпания - для детей от 2 до 3 лет)

Задача мамы - не дать ребенку разреветься: отвлечь, заболтать. «Важно ребенка заговаривать не до самого засыпания, а заговаривать, чтобы он не разревелся», - поясняет Ольга Александрова. Следующая задача - чтобы ребенок уснул в тишине и темноте (ровно в тех условиях, в которых он найдет себя ночью). Проснувшись, он просто перевернется на другой бок и продолжит спать. «Таким образом уменьшается количество просыпаний, которые мы слышим. Это средство сделать сон более спокойным, а засыпание - более быстрым», - поясняет эксперт.

А этого делать не нужно!

Есть методики, известные каждому, но которые использовать не стоит - они могут негативно сказаться на психике ребенка.

«Оставьте ребенка прокричаться!»

Подразумевается, что малыша оставляют в комнате одного, и он плачет, пока не уснет. Есть также методики контролируемого плача (родители выходят на время, затем возвращаются). «Ребенок не понимает что происходит, чувствует себя плохо. Плач означает: «я тебя зову», «мне нужна помощь». А мама не приходит. Или приходит и вдруг уходит. У ребенка происходит разрыв шаблона. Ребенок чувствует себя покинутым, ненужным, ему одиноко, страшно», - поясняет Ольга Александрова.

Эпопея со сном неспящего полуторагодовалого Миши продолжается! И я хотела написать пост о наших успехах и неудачах в этом вот чудесном возрасте, но потом вспомнила, что в нашем сериале про сон между тем:

Но при этом хочу предупредить, что когда начались зубы в 7 месяцев, все полетело в тартарары. Все перестало работать, об этом я писала в отдельной статье – выше вторая ссылка.

Ниже просто оставлю текст годовой давности, где я по горячим следам описала свой опыт в черновике.
_____

Сегодня, 24 февраля 2016 года, в 5,5 Мишкиных месяцев я могу сказать, что похоже я научила его самостоятельно засыпать! На все сегодняшные его сны, а их было 3 дневных и 1 раз на ночь, мне удалось его усыпить без укачиваний, ручек, груди и прочего. Просто немножко подержала на ручках-покормила, потом с открытыми глазками не спящего совершенно положила на бочок, укрыла одеялком, дала соску и похлопывала по попке 2 минуты. Где-то 5-7, ну 10 минут, и малыш засыпал сам!

Особенно это приятно после моего ужасного опыта с его засыпанием в 4 месяца – неделя-полторы до четырех и недели 2 после. Я

Итак, как мне это удалось

Во-первых, теория вопроса

Тонны изученной информации на сайтах американских и российских консультантов по сну по поводу оптимального времени бодрствования, регресса сна 4-х месяцев, неправильных ассоциаций на сон и разных методов отучения от этих неправильных ассоциаций : от мягкого постепенного (который я выбрала) до проораться (cry-it-out, который иногда я думала таки применить, так как все бесило). Для начала я рекомендую просто разбираться в этих терминах и понимать основные принципы.

Во-вторых, дзен

Все стало получаться только тогда, когда я перестала нервничать и давить на Мишу, в смысле раздражаться, если он хнычет и не засыпает, а мне приходится начинать все сначала. То есть надо запасаться огромным терпением и готовиться методично без раздражения начинать все заново по много раз . У меня получилось не сразу. И вообще я удивлена, что я могу быть такой терпеливой, оказывается.

В-третьих, четкое понимание масштаба проблемы

Нашей ассоциацией на сон было укачивание. Грудь Миша начал выплевывать где-то когда ему было 3,5-около четырех. То есть он перестал засыпать с грудью во рту и вместо этого ныл и ныл и ныл и не засыпал до тех пор, пока не начнешь укачивать. Вертикально! Т.к. ложиться он в позу колыбельки не хотел и начинал очень сильно возмущаться. Иногда в худших случаях его можно было уложить только завязав в слинг и высоко и активно прыгая из стороны в сторону. Громко при этом шипя. Ужас. Не знаю, что это было – несозревшая нервная система или еще что, но вот когда , пару раз с Лешей нам приходилось с коляской идти гулять поздно вечером, чтоб хоть как-то его усыпить.

В-четвертых, процесс

Главные слова здесь постепенно, методично и все сначала. Все вместе заняло у меня недели 3 .
Первым делом я пересадила Мишу с рук в эрго рюкзак – укачивать удобнее, спина не болит, а главное, нервы успокаиваются.
Сначала скакала с рюкзаком в спальне с выключенным светом и прохладой по возможности под засыпательную музыку на яндекс радио. Потом стала уменьшать скакание.

Начинала так: вижу, Миша хочет спать или определяю по времени бодрствования, что спать уже пора. Беру его на руки, сажаю в рюкзак, ухожу в спальню, закрываю дверь и опускаю блекауты, параллельно включаю музыку. Даю соску – придерживаю рукой если плюется. Шикаю. Начинаю перескакивать с ноги на ногу постепенно снижая скачки и переходя на шаг. Потом когда уже чувствую, что голову опустил на грудь – то есть тяжелая головка, останавливаюсь, не шикаю и жду. Если не шебуршится – перекладываю аккуратно на кровать бочком и укрываю одеялком, чуть-чуть похлопывая. Но если при любом каком-то шаге что-то шло не так – то есть он начинал протестовать – шаг назад. Терпение должно быть ангельское, я предупреждала 🙂

А дальше я просто стала отменять постепенно лишние движения. То есть сначала перестала подпрыгивать в принципе – стала активно пружинить. Естественно, если Миша позволял и сидел там спокойно. Если протестовал криком – то, конечно, скакала. Потом в какой-то момент перестала активно пружинить, просто ходила немного пружиня. Потом перестала пружинить вообще, только переступала. Потом просто брала в рюкзак и чуть-чуть двигалась. При этом все остальные ассоциации – темнота, музыка, соска – все присутствовало. А потом несколько дней подряд я стала замечать, что Мишка не засыпает у меня там в рюкзаке, а укладывает головку, но не спит, и вроде как хочет просто лечь. Ну мне так казалось!) Ну и я решила, что буду чуть-чуть его в рюкзаке успокаивать – просто держа рядом с собой, а потом буду класть на кровать ДО момента окончательного засыпания. И сделала так раз, другой, третий. Сначала кстати почти спящего. Потом менее. Потом еще с более открытыми глазами. Понятно, что несколько раз он отказывался лежать в кроватке и спать. Понятно, что приходилось обратно засовывать в рюкзак и начинать ВСЕ СНАЧАЛА. Или на более ранних этапах он тоже требовал иногда большего, чем я пыталась предложить – вот тут то и нужно спокойствие, чтобы начать ВСЕ ПО НОВОЙ 🙂 Но в итоге получилось!

Теперь я не использую рюкзак вообще, сразу перехожу к стадии укладывания на кровать – одеялко – придерживаю ручки и ножки – похлопываю чуть-чуть – жду. Он засыпает!
________________

К сожалению, история без счастливого конца, все нарушилось вместе с первыми зубами, как я уже писала) Но тем не менее опыт был очень интересный.

Знакомые мои американцы разных национальностей, например, в большинстве своем либо вообще не знают такой проблемы – дети засыпают как-то сами, либо без зазрения совести выбирают метод cry-it-out – то есть проораться оставить, по нашему. И статьи пишут аж в самом New York Times, что в этом нет ничего страшного и даже ссылки на научные исследования в подтверждение своих слов дают .
Кстати имхо исследование не совсем корректно было проведено, контрольной группы там как таковой не было, но это мои консультантсткие замашки вылезают) Главное, что люди предпочитают делать вот так.

Многие мне не верят, что моя дочь уже давно засыпает без моего присутствия самостоятельно. Пытаясь убедить в этом своих «коллег» я решила оглянуться назад и вспомнить, как же это все-таки стало возможным. Конечно, так было не всегда и если следовать различным существующим современным методам укладывания малышей, таким как методы Спока, Эствиля и тому подобным, то можно утверждать, что моя дочь достаточно поздно этому научилась. Упомянутые методы считают возможным применять достаточно в раннем возрасте, в то время как моя дочь стала на ночь засыпать самостоятельно с годика, а на дневной сон – даже чуть позже.

Главное, на что я ориентировалась, это, конечно же, на свою интуицию. О методах самостоятельного засыпания я знала, но применять их не торопилась. С восхищением читала подобные успешные истории с пятимесячными малышами, но пробовать не стремилась. И дело не в том считаю я их слишком «жесткими» или нет, просто факт отсутствия самостоятельного засыпания меня ни сколько не напрягал. Тем более что дневные сны и так часто случались у дочи без моего участия. На самом деле, если внимательно изучить эти методы, то ничего жесткого в них нет, все они вполне логичны, и никто силой не заставляет их применять, все остается на усмотрение мамы.

Первым кирпичиком в фундаменте нашего самостоятельного засыпания стало практически , вторым – отсутствие совместного сна. Я не являюсь его противницей, но все дело в том, что если доченька спала со мной, то я совсем не спала. Мне очень часто хотелось ее взять к себе (да и сейчас тоже) ведь это так приятно спать со своей крошкой, но каждый раз я себя останавливала. В общем доча спит в своей кроватке. Был такой момент, когда днем она засыпала на диване вместе со мной, мне казалось, что ей на нем лучше спится. Но затем стала замечать, что если она просыпалась вдруг, то тут же срочным образом ей надо было слезть с дивана и куда-то бежать, а вот кроватка была таким естественным барьером, который преодолевать совсем не хотелось, да и смысла в этом никакого не было. Даже сейчас по утрам она привыкла валяться еще какое-то время и как же я этому рада, ведь мне не надо вскакивать немедленно, могу позволить себе такое вот удовольствие — понежиться в пастельке.

С рождения до годика после купания, ей занимался муж – наносил крем, одевал и находился рядом с ней. Затем я кормила ее и чаще всего засыпала она на тите. Как то доченька заснула до моего прихода. Точно не помню, сколько ей было, может месяцев 9. Как раз в то время я подключила детский бифилин (детский кисломолочный продукт) на вечернее кормление, потому как она вдруг стала просыпаться по ночам (), и было очевидно, что доча не наедается. Не то, чтобы я стремилась как можно быстрее завязать (титю мы кушали до года с небольшим), просто решила понаблюдать, и в итоге это стало хорошей традицией — засыпать с папой. Выглядело это так: после всех процедур он укладывался с ней на диван, а она ползала вокруг него до тех пор, пока ее не настигал Морфей. Позже я узнала, что очень часто детки лучше засыпают с другими членами семьи и что это стоит практиковать. Да, иногда это занимало приличную кучу времени, но папа не жаловался – ведь он тоже отдыхал в это время, а иногда они «сопели» в унисон. И у меня появилось еще немного драгоценного времени на СЕБЯ!

Помню, что однажды я пробовала оставить дочу засыпать одну: положила в кроватку, дала бутылочку с молочком, выключила свет и вышла, закрыв дверь. Тут же раздался плач, она так даже есть отказывалась. Я настаивать не стала и поняла, что еще не время.

И вот однажды, когда мужу надо было срочно поработать вечером, мы договорились, что выступать этаким «живым» матрасом для нашей Принцессы в этот вечер буду я. Собственно все бы, наверное, так и осталось, если бы не мое решение попробовать положить ее в кроватку и лечь рядом с кроваткой, предложив доченьке свою руку. Каково же было мое удивление, когда доча очень быстро уснула, даже не возражая против новой традиции. К тому времени нам был уже годик.

Вообще такой вот «трюк» с кроваткой, когда вы вроде как и рядом и в то же время каждый спит отдельно, очень помогает малышу привыкнуть спать одному и если вдруг ночью ему понадобится внимание мамы, то он всегда сможет рассчитывать на ее руку, а мама при этом продолжит отдыхать.

Следующая веха в нашей эволюции засыпания началась 9 июля 2013 года (я так хорошо запомнила, потому что в тот день я возила ее на УЗИ сердца, которое сделать так и не удалось – ну не переносим мы учреждения здравоохранения, орем, что есть мочи, пугая тем самым и маму, и весь персонал). Уже и не помню почему, но я решила в этот раз не ложиться рядом с кроваткой, а вручить бутылочку, выключить свет и выйти из комнаты, чуть приоткрыв дверь. И опять свершилось – доча заснула не пикнув. Возможно, ключевым моментом здесь (и ошибкой в предыдущей попытке) явилась дверь, которую не стоило закрывать полностью, тем самым сохраняя некое подобие присутствия родителей, которые просто отошли ненадолго. Списав это на счастливый случай, я и не надеялась, что на следующий день история повторится… Но она повторилась и на этот, и на следующий день. Потом правда были два дня, когда я оставалась с ней, но это были исключения.

Подытоживая свои воспоминания, стоит отметить, что не всегда все проходит гладко, естественно бывает, что она плачет. Но в основном этот плач не беспричинный: беспокоит животик, надо сменить подгузник, попить воды. Ну а если она и капризничает, то этот «прием» мы с мужем уже знаем. Доча очень виртуозно, даже по театральному я бы сказала, воспроизводит различные звуки (обычно в таких случаях принято говорить: «выдавливает из себя»), которые, видимо, по ее мнению должны заставить нас поверить в то, что она не заснет самостоятельно. И, как правило, она ошибается, потому как спустя некоторое время, мы обнаруживаем ее мирно спящей в своей кроватке. Бывает и наоборот: думая, что она уснула, я частенько заставала ее спокойно лежащей или играющей со своими носочками. Признаюсь, в те моменты я испытывала даже чувство вины, но умиротворенность доченьки доказывала, что ей так тоже бывает вполне комфортно.

С рождением малыша у родителей появляется масса приятных хлопот, но вместе с тем возникает и немало вопросов. Особенно актуальной считается проблема сна. Надеясь на длительный и безмятежный отдых, присущий большинству новорожденных, некоторые родители сталкиваются с трудностями засыпания. Одним приходится часами укачивать младенца на руках, другим – лежать рядом, пока он успокоится. По мнению доктора Комаровского, трудности связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, а не с капризным характером или избалованностью. Правильные действия родителей и их безмерное терпение помогут справиться с ситуацией и сделать самостоятельное засыпание ребенка нормой жизни.

Стремясь научить своего ребенка заснуть в отдельной постели или комнате, нужно учитывать ряд факторов: возраст, темперамент, наличие сопутствующих заболеваний, индивидуальные особенности. Кроме того, необходимо выработать четкий алгоритм действий, который поможет малышу успокоиться и настроиться на сон.

Преимущества

В последние годы специалисты все чаще высказываются в пользу совместного сна мамы и младенца. Несомненно, имеется много плюсов от такого отдыха. Но вместе с тем, существует и ряд моментов, которые подталкивают родителей приучать ребенка к самостоятельному засыпанию.

  • Отсутствует вероятность травмирования со стороны мамы или отца (если малыш располагается в центре постели).
  • Увеличивается свободное пространство, позволяющее часто изменять позы во время сна как родителям, так и крохе.
  • Возрастает возможность для родителей полноценно выспаться и почувствовать себя бодрым и отдохнувшим.

Помехи для самостоятельного засыпания

Из-за несовершенства нервной системы малыши быстро устают, поэтому полноценный и качественный сон им необходим больше, чем взрослым. Но порой научить их самостоятельно засыпать является довольно сложным процессом. Сталкиваясь с такими трудностями, родители теряются, и не могут обойтись без посторонней помощи. Доктор Комаровский в беседах с молодыми мамами указывает на следующие причины, по которым ребенок старается завладеть вниманием мамы.

В каком возрасте начинать

Наиболее спокойными считаются дети, с раннего возраста привыкшие к режиму дня. По мере взросления распорядок постепенно преобразуется, что связано с увеличением периода бодрствования – малыши могут играть по нескольку часов в день. В первый триместр жизни время отдыха новорожденного постоянно меняется, что обусловлено адаптацией к новым условиям существования. Присутствие мамы на этом этапе считается важным моментом, поэтому она должна находиться всегда рядом. Не доставляют особых хлопот детки, находящиеся на искусственном вскармливании. Они, как правило, засыпают с пустышкой.

Планируя приучать ребенка к самостоятельному сну, врачи советуют проявлять индивидуальный подход с учетом особенностей организма малыша.

Внимание! Начинать процесс можно с месячного возраста. Главное, чтобы младенец чувствовал себя нормально, и не страдал от недомоганий. Оптимальным считается возраст старше трех месяцев.

Хороший вариант, как укладывать ребенка спать без укачивания, предлагает доктор Комаровский. Он советует поставить кроватку в комнате отдыха родителей сначала около их постели, затем на небольшом расстоянии. Это позволит малышу видеть маму, но находиться при этом на собственной территории.

Лучшее время для отхода ко сну

Начиная с четвертого месяца, следует четко определить, во сколько можно укладывать ребенка спать. Многие бабушки до сих пор советуют класть малыша в постель не позднее 21.00., а будить в 6-7 утра. Это вполне разумно и обоснованно. Общая продолжительность ночного отдыха составляет 9-10 часов, что при суточной норме в 12-15 ч. считается оптимальным. Такой график удобен как для ребенка, который в будущем пойдет в детский сад, так и для мамы, особенно, если она работающая.

Важно знать! По версии западных ученых период, в течение которого следует укладывать ребенка, составляет от 18.00 до 20-30, причем утренний подъем все равно намечается на 7 часов. По мнению специалистов, именно в этот период у малышей вырабатывается гормон мелатонин.

Идеальным принято считается следующее время для засыпания:

Возраст ребенка Время укладывания/час.
Грудничок и трехмесячный малыш 19.00-20.00
3-6 мес. 19.00-20.00
6-12 мес. 19.00
1-1,5 года 21.00
1,5-3 года 20.00-21.00
3-4 года 19.30-20.00
Дошкольники Не позднее 20.30

Однако с учетом особенностей организма собственного ребенка родители должны самостоятельно определить время вечернего погружения в сон, и придерживаться его ежедневно.

Важность вечерних ритуалов

Одним из методов организации самостоятельного засыпания считаются вечерние ритуалы. Выполняя ежедневно привычные действия в определенной последовательности, малыш научится быстро успокаиваться и погружаться в сон. Специалисты рекомендуют формировать данную привычку после 6-7 месяцев, и предлагают массу вариантов.

Подобрать наиболее оптимальный для своего ребенка можно экспериментальным путем, главное, проявлять терпение. Как правило, работают такие способы:

  • водные процедуры – купание необходимо проводить ежевечерне;
  • расслабляющий массаж;
  • прощание с солнышком и птичками;
  • рассматривание яркой цветной картинки;
  • пение колыбельной;
  • чтение сказок или иных книг;
  • проговаривание одних и тех же фраз, которые являются сигналом окончания ритуала.

При таком подходе намного легче уложить спать месячного ребенка, нежели годовалого. Положительных результатов можно добиться только при нормальном самочувствии новорожденного. Важно!В случае появления различного рода недомоганий (прорезывание зубов, температура, колики) или более серьезных заболеваний, ритуалы рекомендуется на время исключить из режима дня, и вновь вернуться к ним после выздоровления.

Известные методики обучения самостоятельному засыпанию

На сегодняшний день существует несколько эффективных методик, каждая из которых знакомит родителей, как уложить двухмесячного ребенка спать, или приучить малыша постарше к самостоятельному засыпанию.

«Самоуспокоение». Состоит в использовании мягкого тактильного воздействия и проговаривания определенных фраз, привыкая к которым малыш научится быстро засыпать. Ускорить процесс можно с помощью формирования вечернего ритуала, создания комфортных условий в спальне или детской комнате. Важно соблюдать последовательность действий и стараться воздержаться от тесного контакта (брать на руки, когда он плачет).

«Долгое прощание». Подходит тем родителям, которые не переносят плач малыша. Уложив его в постель, следует садиться в детской, но с каждым разом увеличивая расстояние между собой и кроваткой. Итогом станет привычка ребенка интуитивно чувствовать присутствие мамы, не подозревая о том, что она находится уже за пределами спальни. Укладывать его следует в состоянии, когда он начинает дремать, сопровождая ласковыми поглаживаниями и теплыми словами.

«Фейдинг». Довольно продолжительный по периодичности метод, предполагающий укладывание ребенка спать с помощью сказки или разговора. По мере привыкания чтение должно отнимать все меньше времени, пока малыш не научится засыпать самостоятельно. В случае необходимости можно погладить его, сделать легкий массаж или дать выпить молока или воды.

«Объяснение». Техника подходит родителям, которые не знают, как уложить вовремя двухлетнего ребенка спать. Метод состоит в том, чтобы отучить младенца от груди, бутылочки со смесью или кормления перед сном, особенно трехлетнего и более старшего малыша. С помощью придуманной истории о том, почему больше не будет молока (еды), которую следует рассказывать несколько раз в течение дня, укладывание станет более легким и безболезненным для малыша.

«Метод Фербера». Данный вариант приучения направлен на то, чтобы ребенок мог не реагировать на отсутствие матери в детской во время сна. Уложив его в постель, следует тут же покинуть комнату. При любом всхлипывании, плаче необходимо возвращаться обратно, но при этом каждый раз увеличивать интервал, при котором мама находится в коридоре. В первые дни такие циклы могут повторяться многократно до 20 раз за ночь, но постепенно они будут урежаться, и со временем у малыша выработается привычка засыпать самостоятельно.

Совет! Чтобы научить ребенка засыпать без слез, следует ознакомиться с одноименной книгой Элизабет Пентли.

Недостатки альтернативных методов укладывания

С первых дней жизни младенца родители стремятся к тому, чтобы он полноценно отдыхал, поэтому применяют довольно распространенные методы, которыми пользовались еще наши бабушки.

Однако современные специалисты утверждают, что это вызывает постепенное привыкание, и ребенок становится зависимым, не стараясь самостоятельно уснуть.

Укачивание

Наиболее распространенным вариантом считается качание в люльке, кроватке или просто на руках. Доводы врачей против такого метода являются вполне разумными и объяснимыми. В силу неразвитости вестибулярного аппарата у младенца при монотонных повторяющихся движениях увеличивается вероятность появления головокружений. Это не только отрицательно сказывается на его самочувствии, но и часто приводит к потере сознания. Качать – это значит вызывать психологическую зависимость, и малыш тяжелее привыкает к самостоятельному засыпанию.

Сон с грудью

Мамина грудь является для младенца не только источником пищи, но и привычным способом самоуспокоения в любой стрессовой ситуации. Он получает удовольствие от сосания, вследствие чего он расслабляется, успокаивается и засыпает. Но привычка укладывать в процессе кормления его грудью со временем создает проблемы как матери, так и самому малышу. По мере взросления, у карапуза уменьшается потребность в молоке, которое постепенно заменяется адекватной взрослой пищей. Однако зависимость мешает ему уснуть самостоятельно, и он начинает раздражаться и плакать. Мама тоже не может нормально отдыхать. С одной стороны из-за отсутствия сна у ребенка, с другой, потому приходится брать его в свою постель.

Совместный сон

Совместный ночной отдых играет огромную роль в психоэмоциональном развитии малыша. Чувствуя близость матери, он, как правило, быстро засыпает и спит спокойно. Тесный контакт необходим младенцу в первые три месяца жизни. Привыкшему к внутриутробному существованию, ему трудно находиться в одиночестве, не чувствуя тепла и запаха родного человека. Поэтому, приучать ребенка к самостоятельному засыпанию необходимо постепенно.

Врачи рекомендуют, начиная с четвертого месяца, приучать грудничка к засыпанию в собственной кроватке в целях гигиены. Здесь учитывается еще и тот факт, что присутствие в одной постели с обоими родителями вредит его здоровью, особенно если папа употребляет спиртное, пары которого могут вызвать удушение.

Выводы

Ребенку проще приучиться к самостоятельному засыпанию, если процедуру обучения начинать с раннего возраста, но не следует применять этот процесс в качестве дисциплинарной меры. Доказано, что каждое изменение и нововведение в жизни малыша сопровождается стрессом. Однако терпение и ласка близких людей помогут ему адаптироваться в собственной спальне и наслаждаться сном в удобной постели.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт