Святые места в татарии. Святые места: где в Татарстане исцеляются и христиане, и мусульмане? . Казанская икона Пресвятой Богородицы

07.12.2023

Вода – одно из самых распространённых и в то же время одно из самых загадочных веществ на Земле. Та самая вода, которая заполняет моря, озёра, реки, падает на землю дождём, ложится на неё снежным покровом. Та самая вода, без которой немыслимо существование не только человека, но и всего живого.

С развитием человечества от самых древних времён и до наших дней вода приобретала всё большее значение.

Сначала она несла на себе первые утлые судёнышки. Потом ею начали орошать поля, создали первый примитивный водопровод. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несёт на себе гигантские корабли

Давайте посмотрим на карту мира. Практически все столицы государств и крупные города расположены либо на берегу моря или океана, либо у реки или озера. Действительно, Москва стоит на реке Москве, Париж – на Сене, Лондон – на Темзе.

Конечно, это не случайно. Люди стремились селиться там, где прежде всего была вода. Она необходима не только для питья и бытовых нужд, но и как естественная защита от нападения неприятеля, и, наконец, как удобный путь сообщения и торговли с соседями.

Можно утверждать, что и современная цивилизация не может существовать без больших количеств воды.

Сколько же воды нужно человеку? Если обратиться к цифрам, можно увидеть, что, например, один москвич в 1890 году расходовал в сутки 11 литров воды. В 1914-м уже 66 литров, в 1959 году расходы воды превысили полкубометра. В настоящее время жителю нашей столицы требуется около 700 литров воды. В то же время на одного жителя Лондона приходится 250 литров, а на одного парижанина – 450 литров воды в сутки. И всё это вода питьевого качества.

Когда где-то в округе бьёт из-под земли родничок, люди предпочитают брать воду в нём, а не из водопровода, потому что она намного чище и вкуснее. Когда-то эта вода попала на землю в виде дождя, но просачиваясь через грунт, она профильтровалась, очистилась. Она заполнила все пустоты, поры и трещины в горных породах. Над пластами пород, не пропускающими воду, такими, как глина, скала, лишённая трещин, вечная мерзлота, находится водоносный слой, в котором заключены грунтовые воды, питающие родник.

На земле есть материки с пустынями с степями, истосковавшиеся по капле воды. В этом смысле мы не обижены. Края наши богаты реками, ручьями и родниками, ведь мы живём между Волгой и Уралом под покровительством Солнца, Ветра и Воды. Как сказал татарский поэт Габдулла Тукай, «в час урочный бывает здесь дождь, в час урочный бывает и ветер. »

Задумывался ли кто-нибудь, почему на Юго-востоке Татарстана так много мелких рек и озёр? Расположенная на Бугульминско-Белебеевской возвышенности эта часть региона не зря называется «Швейцарией Татарстана». Крутые холмы покрыты прекрасными хвойными и лиственными лесами, над многочисленными реками возвышаются вековые скалы, а из-под древних камней, покрытым зелёным мхом, ручейками вытекают серебряные родники.

Оказалось, что земля Татарстана богата не только своей живительной водой. В пятидесятых годах в этом тихом крае было открыто одно из самых крупных – Ромашкинское нефтяное месторождение.

Ромашкинское месторождение стало огромной лабораторией ускоренных приёмов разведки недр, проходки скважин, осуществления проектов обустройства промыслов. Оно приметно не мазутными пятнами, не картинами чёрного нефтяного ада, которые описывал пролетарский писатель Максим Горький, побывавший в начале века в пекле промыслов Апшерона, а светлыми струями естественных родников, зеленью сохранённых берёзовых рощ.

В недрах Юго-Востока республики скрываются богатые водоносные горизонты. Именно родники питают такие некогда знаменитые своей чистотой и красотой реки, как Зай, Мензеля, Шешма, Сюнь и Ик. Однако, сегодня поймы многих малых рек затоплены водохранилищами. Огромные объёмы воды были использованы сельским хозяйством и промышленностью. Но особый урон природе был нанесён добычей «чёрного золота».

Поля, засеянные хлебами, осветились факелами сжигаемого газа, сотни километров трубопроводов были проложены по беспощадно изрытой земле. Прорвавшаяся нефть просачивалась в бассейны рек, озёр и в почву.

Ежегодно из недр выкачивалось до ста миллионов тонн татарской нефти. За пятьдесят лет из подземных кладовых добыто три миллиарда тонн «чёрного золота». В то время никто особо не горевал о чудовищном влиянии производственных рекордов на природу. А результат не заставил себя ждать: пресные воды в недрах изменили свой прежний тысячелетний путь и засорились; жилки подземной воды спрятались, и многие родники «закрыли глаза».

Отравление родников, колодцев вредными веществами, использование для пищи плохо очищенной камской воды стало причиной ослабления здоровья людей, разрушения генетического фонда нации.

Приближение физической, духовной трагедии первыми поняли сами нефтяники. Татнефть подняла серьёзные научные силы на изучение состояния природы и на разработку эффективных мер охраны окружающей среды. В результате этой деятельности родилась программа «Экология», которая включает в себя концепцию улучшения состояния недр, в том числе подземных и поверхностных вод. И тогда в акционерном обществе была задумана операция «Родник» по очищению и обустройству источников жизни. На территории больше тридцати тысяч квадратных километров, где ведёт свои разработки нефтяная компания, выявлено свыше пятисот источников питьевой воды для их последующего облагораживания.

В результате комплексной, целенаправленной и научно-обоснованной работы по защите окружающей среды экологическая обстановка на Юго-Востоке Татарстана ощутимо улучшилась. Одним из первых радостных признаков оздоровления природы стали родники с вкусной и целебной водой.

Испокон веков для наших народов родник был источником вдохновения. Образ родника воспевался в песнях как живое существо, отождествляясь с любимой родиной. В своих стихах родники воспевали такие поэты, как Закир Рамиев, Марсель Гали, Константин Иванов, Гумер Баширов, Равиль Файзуллин, Сибгат Хаким, Лена Шакирзянова, Клара Булатова, Сажида Сулейманова, Зульфат, Мударис Агълямов и многие дрегие. Вот как описал родник Фанис Яруллин в своём стихотворении «Кипящий ключ»:

Не льётся песня из груди –

Ключом бурливым бьёт.

И день и ночь к его воде

Торопиться народ.

Гурьбою девушки родник

Певучий навестят,

Наполнят вёдра до краёв

И жажду утолят.

Усталый путник припадёт,

И чистому ручью

Доверить сможет тайну он

Заветную свою.

Над ним влюблённая душа

Раскроется, легка.

И в сердце юное войдёт

Кипенье родника.

Старик молитву здесь прочтёт,

Монетку бросит он.

Ты слышишь в пении ключа

Чулпы негромкий звон?

А кто-то воду замутить

Захочет на ходу

Да, в этой жизни уберечь

Непросто чистоту.

(Перевод Б. Вайнера)

Юго-Восток Татарстана для нефтяников является древней землёй их предков. Они наконец осознали, что не только работают на процветание республики, добывая нефть, но, в первую очередь живут на этой земле.

Для того, чтобы успешно контролировать процесс возрождения естественных водных источников, экологи составили гидрокарту Юго-Врстока, где засолённые источники отмечены знаком бедствия – красными флажками. С каждым годом их становится всё меньше и меньше.

Конечно, в рамках одной работы невозможно рассказать о всех прекрасных местах Татарстана, многие из которых овеяны легендами и считаются святыми, но всё-таки о некоторых из них я с удовольствием напишу.

«Святой ключ», расположенный к северо-западу от села Биляр, в лесу, в самом живописном месте у подножия горы «Хужалар тавы», является примечательным памятником природы. Это языческое святилище берёт начало ещё, видимо, в IX – X веках. Традиция его посещения сохраняется и по сей день. Ключ почитается святым всеми – русскими, татарами, чувашами, марийцами. Паломники верят в целительную силу этого источника. Возле реки исполняют различные обряды, читают молитвы, оставляют подношения.

На вершине горы «Хужалар тавы», откуда берёт начало «Святой ключ», установлен мемориальный камень из мрамора, символизирующий единство народов Татарстана – представителей различных вероисповеданий. Святые источники притягивают к себе людей на протяжении веков не только своей целебной водой, но и способностью очищать их души и сердца.

Таким образом, «Святой ключ» стал духовно-оздоровительным комплексом, где различные религии, верования, обычаи демонстрируют взаимную терпимость и сосуществование.

Почти каждый святой источник хранит свою легенду, передаваемую из уст в уста из поколения в поколение. Память народа сохранила легенду. В древние времена на горе «Хужалар тавы» располагался булгарский город Маджан и управлял им Тырышмал Хужа. Было у него двенадцать дочерей: одна другой краше, одна другой умней.

Однажды напали на город враги. Они схватили правителя, его дочерей и привели к горе.

Здесь их заставили день и ночь таскать землю, чтобы возвести новую гору. Когда она была возведена, враги решили захоронить пленников живьём не её вершине. И в тот миг девушки превратились в двенадцать звёзд и вознеслись на небо, а Тырышмал Хужа бросился с горы и стал рекой. Народ и сейчас исток этой реки считает священным, а гору, возведённую дочерьми Тырышмала, называют Девичьей горой.

На воротах святого родника написано: «Аллах милосерден к тем, кто чист и светел душой, кто чтит мать и отца, кто живёт надеждой. »

Святые родники текут не только близ «Хужалар тавы», «Девичьей горы», но и во многих других местах Закамья.

«Баба-каль»- святой источник для мордвы.

Люди, добираясь сюда издалека, умываются водой, обливаются, увозят с собой воду. Бросают в родник монеты, к веткам старой ивы, растущей возле ключа, привязывают лоскутки.

В народной мифологии покровители родников представлены в женском образе. Су тенресе – Богиня воды входит в число двенадцати основных тюркских божеств.

Один из распространённых мифических образов у татар – образ девушки Зухры на Луне. По древнему преданию, однажды тёмной ночью по велению злой мачехи девушка-сирота, заливаясь горькими слезами, направилась к святому роднику за водой. За ней наблюдала звезда Венера. Внезапно небо осветилось. Бедная девушка была унесена в небеса и спасена от несправедливой судьбы. С тех пор образ Зухры воспевается в народных песнях, как символ ностальгии по родной земле.

Возможно, единство женщины с родниковой водой связано с зарождением человека в воде, в утробе матери. Именно этим объясняется наличие родников, названных в честь матерей. Обычно, они самые полноводные и чистые.

Что за диво, песня родника:

Век за веком нам её всё мало

Так бездонна святость родника-

Что твоя душа, о, мама

Чувашская молодёжь во время свадеб обязательно приезжает к роднику «Нарспи», чтобы проникнуться его чистотой, ощутить нескончаемый бег его студёных вод. Родник как бы говорит молодым: «Будьте достойны моих чистых вод».

Возле родника «Нарспи» проходит весёлый праздник «Шывы авы», что в переводе с чувашского означает «Пробуждение родников». Самое интересное происходит у впадения родника в реку Ирсубай.

Парни и девушки бросают в воду родника серебряную монету. Девушки наполняют родниковой водой ведро, и покрывают его вышитым полотенцем. Парень берёт из рук девушки ведро с водой и ставит его на стол. Потом он в ведро бросает девичьи колечки. Звучат обрядовые песни, а кольца поочерёдно вынимаются из воды. Слова песни, при которых вынимается очередное кольцо, и будут, по старинному поверью, определять дальнейшую судьбу его владелицы. Девушки, украсившие головы венками из полевых цветов, с трепетом слушают слова очередной песни: как бы не постигла красавиц печальная судьба Нарспи.

У высокого колодца,

Пробегая без следа,

Серебром звенящим льётся

Родниковая вода.

Девушка берёт здесь воду,

Стан свой гибкий наклоняя, русый парень подле брода в роднике поит коня.

Средь ветвей ветлы высокой

Пташка песнь свою поёт,

Парень в горести глубокой

Речь печальную ведёт:

«что ж, Нарспи, не жить мне с

Хоть люби, хоть не люби?

Увезёт тебя постылый

Из родимого Сильби?

Знать, в нужде моей проклятой

Будет жизнь всегда горька

Эх, всегда, всегда богатый

Презирает бедняка!»

Родник «Тырыш», что в переводе означает «Удалой», течёт с высоты трёх-четырёх метров.

Он обладает какой-то магией. Говорят, в лунную ночь влюблённые поднимаются к роднику, чтобы загадать заветные желания в старину в родниковую воду бросали кольцо: считалось, что в освящённой кольцом воде можно будет увидеть отражение лица любимого человека, узнать его отношение к себе.

В книге «Татарские мифы» написано: «старики говорят, что на характер человека влияет вода, которую он пьёт: «Каков родник в его краю – таков и человек»

Издавна возле горных родников проводились языческие обряды, «зовущие» дождь. Сначала вокруг родника усаживались старейшины, читали молитву, а потом преклонившись, по очереди отпивали из родника, ополаскивали лицо и грудь старейший и уважаемый в селе человек, прозванный Белым Дедом (Ак Бабай) или Белой Бабушкой (Ак Аби), отрывал от своей одежды нитку и повязывал её к желобу родника.

Если после такого обряда лил дождь, к роднику приходили снова и читали благодарственные молитвы».

Названия родников всегда наполнены какой-то поэтической сущностью, отражающей характер каждого родника. Сами за себя говорят названия родников «Городищенский», расположенный на крутом берегу Камы, «Гремящий», между Набережными Челнами и Казанью, «Поющиймежду Набережными Челнами и Казанью, "ческой сущностью, отражающей характер каждого родника. ет увидеть отражение лица любимог», затерянный в лесной тиши, «Лесная сказка» в Танаевском бору Елабуги и другие. И, как правило, народ называл родники именами лучших своих людей.

Обратите внимание на названия водоисточников: «Родник деда Нури», «Колодец Рабиги», «Ручей Закиджана», «Источник Мухамметши», «Василия головка», ключ «Шамгуна».

Это они «открыли глаз родника» - очистили его, приладили желоб к ручью, поставили сруб над колодцем. Всё это делалось по велению сердца, по зову души, по завету предков. И не удивительно, что вода обнаруживала себя именно там, где появлялись с лопатой или кайлом эти благочестивые люди: казалось бы сама их доброта материализуется в живительную влагу

Самым знаменитым именным ключом является родник в деревне Кичучат писателя, мыслителя, религиозного деятеля – Ризы Фахрутдинава, чьё творческое наследие является неиссякаемым источником духовности татарского народа. Кичучат – его родина. При жизни Ризаэтдина Фахретдина было издано сто сорок семь книг, после смерти осталось богатое рукописное наследие примерно в сто томов. И не удивительно, что именем такого человека был назван родник. Ведь Ризаэтдин Фахретдин – без преувеличения, самый полноводный источник духовности татарского народа.

Я рассказал только про маленькую капельку из полноводной системы родников, рек и озёр Татарстана. И мне очень хочется верить, что никогда не замолчит в нашем краю песня серебряных родников, ведь слова родник и Родина имеют один корень. Я очень люблю свою Родину и посвящаю ей своё стихотворение.

Я люблю тебя, милая Родина,

И берёзок задумчивый стан,

Я люблю тебя, милая Родина,

Я люблю тебя, мой Татарстан!

Безграничны родные просторы,

Налитые колосья в полях,

Мне милы и холмы, косогоры,

Вековые деревья в лесах.

Нет богаче земли Татарстана,

И природных достоинств не счесть!

Воспевать будем мы неустанно

Это «черное золото» - нефть!

Свою силу века набирали

Наши нефти и газа пласты,

Чтоб миллиардами тонн добывали

Ископаемых наши отцы!

Эстафету мы примем умело

Из отцовских заботливых рук,

Разрабатывать будем мы смело

Нефтяные просторы вокруг!

Процветай, нефтяная столица,

Вырастай за кварталом квартал,

Чтобы внук мой тобой возгордился,

И от чистого сердца сказал:

«Я люблю тебя, милая Родина,

И берёзок задумчивый стан,

Я люблю тебя, милая Родина,

Я люблю тебя, мой Татарстан!»

И в заключении я хочу привести высказывание Рината Галеева - бывшего генерального директора акционерного общества «Татнефть». Он сказал: «Оздоровление родников – это прежде всего оздоровление души. Ибо родник – это не только вода, это духовность. Воды наших ключей донесут до потомков духовную теплоту тех, кто возродил их к жизни. Серебряные струи источников исцелят больных, придадут силы труженикам, укрепят дух нации. Возрождая родники, мы приобретаем благословение народа.

Пусть чистые воды родной Земли станут мерилом чистоты наших помыслов. »

«Святой ключ» находится к северу-западу от села Билярска в Алексеевском районе Республики Татарстан, в лесу у подножия горы Худжалар тавы. Название «Святой ключ» можно отнести, как к почитаемому природному источнику воды, так и к самому урочищу, в котором он расположен. Кроме источника, почитаемыми являются священные деревья и сама гора Худжалар тавы. К востоку от урочища находится остатки древнего города Биляр. В русских исторических хрониках этот город начинает упоминаться с 1164 г. (Лаврентьевская летопись) под названием Великий город. В XII-XIII вв. Биляр являлся столицей Волжской Булгарии. Он был окружен тремя концентрическими валами: первый, около р. Билярки, имеет до 12 км в окружности; около второго видны развалины древних зданий; посреди третьего находилась высокая кирпичная башня. Последнее упоминание о Великом городе относится к 1236 г., когда во время монгольского нашествия город был разграблен и сожжён. Судя по преданиям, урочище «Святой ключ» почиталось как священное место ещё во время существования города Биляр. На горе Худжалар тавы находилось языческое святилище, где древние булгары приносили жертвы языческому Богу – Тенгре. В одной из легенд об источнике рассказывается правителе Биляра Тырышмал Ходже и его 40 дочерях, которые мужественно защищали город от, напавших на него врагов, были пленены и приговорены к смерти. Но в последний момент девушки обратились в звезды, а их отец Тырышмал Ходжа превратился в журчащий ручей, который и по сей день почитается как святой.

В урочище находится православная святыня – родник, святой источник иконы Живоносный источник Матери Божией. Этот источник, находится в 30-40 метрах от Святого ключа. Оба источника питаются из одной и той же водоносной жилы. Православные христиане связывают с источником следующее предание. Однажды из здешнего храма пропала икона. Вскоре татарская девушка, проходившая по берегу озера увидела плавающую икону, и икона сама подплыла к ней. Ее вернули на место, но ночью она опять пропала, и снова та девушка увидела ее посреди озера. Но в это раз икона не далась ей в руки, и услышала она голос: «Если желаешь меня поймать, прими христианство. Тогда я сама приду к тебе в руки и больше из храма не исчезну». Девушка приняла христианство и до самой смерти почиталась местным населением как святая. Похоронили ее на склоне горы, из-под которой забил ключ. Над святым ключом была устроена деревянная часовня, вмещавшая в себе три резервуара для воды. В ней, по окончании общего молебна, по чину церковному освящалась родниковая вода, и затем, пелись по традиции молебны Спасителю, архистратигу Божию Михаилу, а также преимущественно иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Урочище «Святой ключ» является местночтимым святым местом, и паломники стекаются к нему со всего Татарстана. Ежегодно к «Святому ключу» прибывают тысячи паломников самого разного вероисповедания. Святой источник особенно почитается паломниками трех религий: мусульманами, православными и язычниками. Последователи язычества поклоняются верховному божеству древних булгар Тенгре, вешают на ветви священных деревьев челомы, ленты из ткани. Мусульмане возносят молитвы Аллаху и приносят жертвы. Православные молятся и просят о помощи Пресвятую Богородицу. На основании постановления Правительства Республики Татарстан от 14.08.1992 г. был создан Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник. Архитектурно-религиозный комплекс «Святой ключ» стал его частью. В 1997 г. здесь были проведены работы по реконструкции и благоустройству древнейшего места паломничества в Татарстане, построены дороги. Рядом с источником были воздвигнуты павильоны для отдыха паломников, а также обустроены и оборудованы места для жертвоприношений, где мусульманские паломники приносят в жертву баранов. Все объекты комплекса соединены между собой асфальтированными дорожками.

Татарстан – удивительная республика на территории Российской Федерации. В этом уголке гармонично сочетаются Восток и Запад, христианство и ислам. Татарстан располагается в месте, слияния Волги и Камы. Республика богата природными и историческими достопримечательностями. Богатство духовной и материальной культуры привлекает тысячи туристов со всего мира. Казань входит в списки самых посещаемых городов России.

Мемориальный комплекс Габдулы Тукая

Габдула Тукай – это основоположник татарской поэзии. Он внес немалый вклад в развитие татарского языка. Написал много произведений для взрослых и детей.

Музей располагается в специально построенном двухэтажном здании на территории усадьбы Сагди в селе Новый Кырлый. Само здание построили из сосны. Археологи совместили современный стиль и восточные мотивы. В музее открыто 6 залов, знакомящих с историей села и жизнью Габдулы Тукая. На территории комплекса располагается памятник поэту, хозяйственные постройки, колодец. Музей окружает сад с персонажами произведений автора. Есть небольшое озеро, где катаются на катамаране.

Раифский монастырь

Один из крупнейших действующих мужских монастырей Казанской епархии. Был основан в 17 веке отшельником Филаретом на берегу озера Раиф. Находится в Зеленодольском районе Татарстана. Святыня монастыря – Грузинская икона Божией Матери.

В тридцатые годы Раифский Богородицкий монастырь отдали под тюрьму, затем под колонию для малолетних преступников. В 1991 году его вновь вернули во влияние РПЦ. Сегодня на территории монастыря сохранилось три храма. Двор монастыря украшен множеством цветников и скульптурами послушника Савельева – профессионального скульптора.

Волжско-Камский заповедник

Заповедник располагается в Зеленодольском районе, на левом берегу Волги. Занимает 10 тысяч гектар земли. Заповеднику насчитывается более пятидесяти лет, он – единственный на территории Татарстана.

Заповедник делится на Саралинский и Раифский участки. На его территории собрано чуть более 2 тысяч видов растений, 12 из них занесены в Красную книгу. В заповеднике стоят старейшие древесные леса Восточной Европы, которым уже более трехсот лет. Животный мир насчитывает 2644 вида особей.

Ананьинский могильник

Древнейший культурно-исторический памятник, открытый в середине 19 века. Находится в 3 километрах от села Ананьино Елабужского района. Могильник был образован в 8 – 7 веках до нашей эры.

До сих пор неизвестно, какой народ соорудил могильник. В нем встречаются захоронения черепов, но преобладают каменные ящики, деревянные гробницы и кремированные останки. В могильнике обнаружено много вещей скифо-сибирского стиля и сосудов со сложными узорами.

Долгая поляна

Деревня располагается в монастырском селе Тетюшского района. В ее окрестностях находится природный и исторический памятник «Долгая поляна». Общая площадь – 400 гектар.

На территории деревни находится усадьба 19 века семьи помещиков Молоствовых, широколиственный лес, березовые и липовые аллеи, насаждения экзотических растений. Рядом с усадьбой находится смотровая площадка, с нее открывается вид на Куйбышевское водохранилище. С 1974 года здание господского дома отдали под детский лагерь «Чайка», располагающийся здесь до сих пор.

Озеро Кара-Куль

Водоем находится в Балтасинском районе. В переводе с татарского языка означает «Черное озеро». Цвет воды темный и непрозрачный. С 1978 года озеро признано памятником природы регионального значения.

Кара-Куль – карстового происхождения, от озера не берет начало ни одна река. Средняя глубина – 8 метров, форма водоема – вытянутая, длина составляет 200 метров, максимальный размер ширины – 130 метров. Озеро питают подземные источники, оно богато разными сортами рыбы. Это одно из самых популярных мест рыбалки в Татарстане.

Юрьевская пещера

Располагается в Камско-Устьинском районе Татарстана. Возраст не превышает 10 тысяч лет. Пещера была открыта в 1971 году.

Это самая популярная пещера Татарстана и единственная, открытая для посещения туристами. Протяженность составляет 410 метров, общий объем – 12 500 кубических метров. В пещере несколько залов: «Гипсовый», «Грот Дождей», «Домик профессора», «Арена», «Камбала». Спелеологи оценивают Юрьевскую пещеру нулевым уровнем сложности.

Гора Чатыр-Тау

Самая высокая точка Татарстана. Высота – 321, 7 метра. Находится в 7 километрах от города Азнакаево. Чатыр-Тау – единственный хребет во всей республике, но он появился не после тектонических движений, а в результате эрозии соседних почв.

Чатыр-Тау был объявлен природным заказником регионального значения. На его склонах много провалов и воронок. По легенде на этом хребте стоял Емельян Пугачев со своим войском. Сегодня Чатыр-Тау облюбовали парапланеристы.

Белая мечеть

Современная мечеть находится в городе Болгаре. Строительство началось в 2010 году, архитектор – Сергей Шакуров.

Мечеть построена по стилю казанской мечети Кул-Шариф, но уступает ей по размерам. На оформление сооружения пошло 1200 тонн белого мрамора. Мечеть состоит из молельного зала, двух минаретов высотой 46,6 метров, медресе и резиденции муфтия. В комплекс входит большой водоем с фонтаном. Это придает мечети некоторое сходство с Тадж-Махалом.

Церковь Святой Троицы

Первая православная церковь на территории Среднего Поволжья, построена в 1551 году. Но в последующем церковь неоднократно перестраивалась. Находится в Свияжске.

Храм относится к памятникам архитектуры. Шедевр деревянного зодчества Руси. Его срубили за один день, не использовав ни одного гвоздя. Церковь построена в шатровом стиле. Большую ценность представляет деревянный четырехъярусный иконостас.

Собор во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Действующий собор, построенный в конце 19 – начале 20 века. Архитектор – Малиновский. Находится в 8 километрах от Свияжска.

Это крупный четырехстолпный храм был построен в неовизантийском стиле. При строительстве использовались и элементы эклектики. Внутреннюю роспись провели в 1914 году. На стенах храма полукруглые пилястры, нишки, тяги, карнизы и фризы разного уровня. Двери, кресты и лестницы сделаны из кованого железа. Собор выполнен из красного кирпича.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт