Светлая седмица: пасхальная неделя. светлая среда. Светлая неделя в славянской традиции

25.09.2019

Све́тлая неде́ля (Пасхальная неделя) - праздничная неделя, длившаяся от Пасхи до Красной горки.

  • 1 Другие названия недели
  • 2 Обрядность недели
  • 3 Поливальный понедельник
  • 4 «Купалища», вторник
  • 5 Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница
  • 6 Навский четверг (белорус.)
  • 7 Пятница - прощёный день
  • 8 Суббота - Хороводницы
  • 9 «Окликанье молодых» в субботу
  • 10 «Улица»
  • 11 Поминки и сватовство
  • 12 Поговорки и приметы
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Литература
  • 16 Ссылки

Другие названия недели

Пасхальная, Христовочка (костр.), Проводная (белор.), Гремяцкая неделя (чернигов.), Красная неделя, Червоные святки, Святая неделя, Светлая, Великоденская, Великая, Радостная, Славная, Гревицкая неделя, «Велицидни» (полес.), Порознаа неделя, «Великоночные святки» (польск.).

Обрядность недели

Ф. Сычков. Игра в битки. Ф. Сычков. Игра в кучки.

Характерной чертой народной обрядности Светлой недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику. продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых.

Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Поливальный понедельник

Великоденский гостинец Подробнее по этой теме см.: Поливальный понедельник.

Сербы Побусный или Водяной понедельник (серб. Побусани понедаљак, Водени понедељак) посвящают поминовению предков и наведению порядка на могилах. этот день относят на могилы и раздают нищим крашеные яйца.

«Купалища», вторник

Обряд обливания водой проспавшего заутреню (М. Э. Андриолли. 1882)

Со вторником в народе связано имя «купалища». старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

В юго-восточной Болгарии в этот день совершался обряд Мара Лишанка, с целью вызвать дождь и защитить поля от града.

Навский четверг (белорус.)

Подробнее по этой теме см.: Пасха мёртвых.

Первый четверг после Пасхи. Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилы кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту».

В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны.

В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки.

Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.

Пятница - прощёный день

В Белоруссии на прощёный день (белор. Прашчэнне) в Красную (белор. Чырвоную, Вялiкую, Велiкодную) пятницу деревенские девушки умывались на рассвете холодной водой, чтобы в течение всего года быть красивыми и здоровыми. Верили, что «калi гарох пасеяць у Вялiкую П’ятнiцу, та ён вельмi добрэ зародзiць». Тесть и тёща приглашали зятя и его родню на «молодое пиво».

На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща также «сзывают зятниных родных» на молодое пиво. Костромской и Вологодской губерниях варили пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходились молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан был говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

А. П. Рябушкин. гости. 1896

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» (см. Вьюнишник) молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог надолго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период.

В этот день - самый разгар молодого веселья. Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

«Окликанье молодых» в субботу

Подробнее по этой теме см.: Вьюнишник.

В ряду весенне-летних увеселений выделяется сборище мужской молодёжи - «окликанье молодых», называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней - по 5, 10, 15 и более человек. Окликалыцики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. ней описывался самый приход окликалыциков, подчеркивалось множество их: «сила - армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» - обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветет», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою».

Эта часть песни отражала реальный обычай: посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликалыциков. Местный житель подчеркнул в описании ярко выраженную здесь тенденцию «ублажать гордых», то есть родственников жены, после свадьбы. «Особенно если снова попадётся подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить её к себе - к своему семейству, делают для неё и для родных её все, что только может ей понравиться». Приём родных в субботу пасхальной недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого после свадьбы года.

Мотив утешения молодой предстоящим приездом её родственников сменялся в песне окликалыциков советом или скорее назиданием отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко всей родне и шире «ко моей стороне». Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное содержание обычая - приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал весёлый перечень того, чем следует оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось всё выражением уважения молодожёнам.

«Окликанные молодые» выносили окликальщикам угощенье. По данному описанию, это пироги, пряники, орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье выставлялось на вечерней пирушке молодёжи.

В Махловской волости Юрьевского уезда наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским хором - «бабий вьюнец».

В некоторых местах молодожёнов приветствовали в течение дня две, три или более групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной последовательности. Рано утром - дети, с 12 часов - взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и женщин в качестве зрителей (Рожновская волость Семёновского уезда). Утром и в полдень - мальчики и девочки 10-15 лет, в 5-6 часов вечера - женская партия, ещё позже - мужская (Юрьевецкий уезд). Возможно, было и исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским молодёжным окликанием. Обходы дворов молодёжью, построенные по типу колядования, бывали на Масленицу, Пасху, Егорьев день, Семик. Местами отмечены также обходы дворов в середине Великого поста - в крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья.

На Украине также под окнами молодых, поженившихся за прошедший год и не имевших детей, парни под сопровождение музыкальных инструментов пели вьюницкие песни. Галиции (Яворовщина), сообщает В. Гнатюк, ещё в 1870 году исполняли «рындзивки». На второй или третий день компания ребят обходила поздно ночью с музыкой местных молодиц, которые вышли замуж после Рождества и пели:

Гречная панна, красна Ганунейка, Не сама з собою, з вiтцем, з матінкою. Тобі, Ганунейко, риндзівка, А нам писанок кобівка. Тобі, Ганунейко, виградзанє, А нам писанок ціле дзбане. Тобі, Ганунейко, красная пiснь. А нам писанок сорок і шість, Й в коморі на кілочку Висять писанки в ріжочку: Нема кому встати, писанок дати

После окончанию песни молодица выносила несколько яиц-писанок и мелкие деньги. Поблагодарив за подарки ватага шла до следующих молодожёнов.

«Улица»

«Улица» на Полтавщине. 1894

С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Одной из самых распространённых развлечений молодёжи были «улица» (на Украине) или «пятáк» (на юге России) - вечеринки парней и девушек под открытым небом. «Улица», как правило, собиралась в условном, заранее установленном месте: на площади посредине села, за околицей, на зелёном лугу возле реки - в зависимости от местности.

Начиналась «улица» с Великодня и гулялась всё лето - до Семёна-летопроводца (1 сентября). До начала полевых работ молодёжь собиралась ежевечерне, а когда начиналась работа в поле, то только в воскресенье и праздничные дни. Обычно «улица» проходила весело и живо: с музыкой, танцами, песнями, заигрываниями. Самым уважаемым на «улице» был гармонист. Кроме песен, танцев и хороводов во время «улицы», проводились ещё и другие весёлые забавы, которых много знала наша молодёжь. Там разучивались песни и танцы, жила народная традиция, развивались лучшие товарищеские качества и зарождалась настоящая чистая любовь.

Поминки и сватовство

Характерной чертой народной обрядности Пасхальной недели в некоторых местах было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминовений, которые на Пасхальной неделе не проводились, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поминальными днями этой недели были день Пасхи и Пасхальный четверг. эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Землю усопшие покидали, по распространённым представлениям, в Фомино воскресенье или на Радуницу. По другим представления души умерших естественной смертью возносились на Вознесение, когда «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские».

Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус.

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.

В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол.

Через неделю после Пасхи с Красной горки и Радоницы начинали играть весенние свадьбы.

Поговорки и приметы

Каково Благовещенье, такова и Светлая неделя (Пасха). Суббота на святой - юнец (местный обычай Нижегородской губернии).

См. также

  • Волочебный обряд
  • Пасха мёртвых
  • Пасха в славянской традиции
  • Страстная неделя в славянской традиции
  • Радоницкая неделя
  • Пасхальное яйцо

Примечания

  1. Платонов, 2007, с. 364
  2. Бальмонт, 1908, с. 92
  3. 1 2 3 4 Сахаров, 1885
  4. Примечание на стр. 71 // Вестник Западной России: историко-литературный журнал. Год 1867; Вильна; стр. 71
  5. Шангина, 2003, с. 98
  6. Амфитеатров, 1904, с. 159
  7. Шангина, 2007, с. 119-121
  8. Побусани понедељак (серб.)
  9. Панкеев, 2001, с. 156
  10. 1 2
  11. Агапкина, 2002, с. 657
  12. Христова, Ревнева, 2005
  13. Мацука, 2011, с. 145
  14. Коринфский, 1995
  15. Громыко, 1991
  16. Гнатюк, 1914
  17. Скуратівський, 1995
  18. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок.D0.93.D1.80.D1.83.D1.88.D0.B5.D0.B2.D1.81.D1.8C.D0.BA.D0.B8.D0.B9 не указан текст

Литература

  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М.: Индрик, 2002. - 816 с. - (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Амфитеатров А. В. Красное яичко // Сказочные были. Старое в новом. - СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1904.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М.: Современный писатель, 1995. - Т. 3. - 416 с. - ISBN 5-265-03309-2.
  • Бальмонт К. Д. Птицы в воздухе. (Червонные Святки). - СПб.: Шиповник, 1908. - 228 с.
  • Валачобныя песні / склад. Г. А. Барташэвіч, Л. М. Салавей; склад. музычнай часткі В. І. Ялатаў; рэд. К. П. Кабашнікаў; уступны артыкул Л. Салавей. - Мінск: Навука і тэхніка, 1980. - 560 с.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. - Мн., 1992. - С. 554–612.
  • Волочебный обход, Российский Этнографический музей.
  • Гнатюк В. Колядки і щедрівки. // Етнографічний збірник. - Львів, 1914. (укр.)
  • Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2.
  • Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. - 607 с.
  • Иваницкая З. Н. Писанка: 300 образцов. - М.: Мир, 2001. - 63 с. - ISBN 5-03-003407-2.
  • Грушевський М. С. Історія української літератури, 6 т. 9 кн / Упоряд. В. В. Яременко. - К.: Либідь, 1993. - Т. 1. (укр.)
  • Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. - 2001. - № 9, 16, 23 октября.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология - М.: Наука, 1990.
  • Коринфский А. А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995. - 656 с. - ISBN 5-88590-309-3.
  • Красавік // Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ.
  • Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. - 529 с.
  • Мацука В. Міфасемантыка дзён тыдня: пятніца (белор.) // Фальклор і сучасная культура: матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21-22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. - Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2011. - С. 145–146. - ISBN 978-985-476-946-2.
  • Народны каляндар беларусаў, Реферат, Крупенько Ю. У. - Мн.: Белорускi нацыянальны тэхнiчны унiверсiтэт, 2002.
  • Отмечаем Пасху по всем правилам // Газета «Магия и Жизнь» № 7 (2–15.04.2007.).
  • Пасха / Сост. И. А. Панкеев. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001. - 285 с. - ISBN 5-224-02154-5.
  • Пасхальная неделя // Российский Этнографический Музей.
  • Платонов О. А. Красная неделя // Русский образ жизни. - М.: Институт русской цивилизации, 2007. - С. 364. - ISBN 978-5-902725-05-3.
  • Преданья старины, Основные праздники.
  • Погодин М. П. Древняя русская история до монгольскаго ига - М.: Синодальная тип., 1871
  • Решетников Н. И. Русский народный календарь: пословицы, поговорки, обычаи, обряды, имена. - М.: Олма-пресс, 2005. - 608 с. - ISBN 5-224-04295-X.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. - М.: Современник, 1991. - 129 с. - ISBN 5-270-01376-2.
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. - К.: Т-во «Знання України», 1993.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. - СПб.: Издательство МГУ, 1885. - 245 с.
  • Скуратівський В. Т. Дiдух. - К.: Освiта, 1995. - 272 с. - ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
  • Славянские древности. Этнолингвинистический словарь под редакцией Н. И. Толстого - М.: Международные отношения, 1995.
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1979. - 286 с.
  • Толстая С. М. Ритуальные бесчинства молодёжи. Материалы к этнодиалектическому словарю: К - П. // Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. - М.: Наука, 1986.
  • Фаминцын А. С. Древне-Арийские и древне-Семитские элементы в обычаях, обpядax, верованиях и культах славян. "Этнографическое обозрение". - М., 1895. - 50 с.
  • Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. - М.: Издательство ВГУ, 2005. - С. 7-21.
  • Шангина И. И. Пасхальная неделя // Русские девушки. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-352-02194-1.
  • Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 552 с. - ISBN 5-352-00650-6.
  • Яндова Я. и др. Чешская республика: держава фольклора в сердце Европы. Folklorní sdružení české republiky. Архивировано из первоисточника 18 октября 2012.

Ссылки

  • Пасхальная неделя // Российский Этнографический Музей
  • Пасхальные молебны // Российский Этнографический Музей

Светлая неделя в славянской традиции Информацию О

Пасха - главный праздник для всех христиан, центр всего церковного года. Христиане долго готовились к этому событию, и радоваться Воскресению Христа, праздновать Церковь тоже призывает долго. Ведь пасхальная радость настолько огромна, что не вмещается в один день! Уже с древности праздник длится целую неделю - следом за Пасхой начинается Пасхальная неделя, или Светлая седмица. Светлым называется и каждый её день.

Когда-то, в первые века христианства, именно на Пасху (только раз в год) крестились все новообращенные. Они надевали самые лучшие, белые праздничные одежды и радовались, участвовали в богослужениях, праздновали это событие целую неделю, как один день.
В 2016 году Пасхальная неделя продолжается со 2 по 7 мая.

Ради такого большого праздника на эту неделю отменяются заупокойные молитвы, посты, земные поклоны. Даже венчание пока не совершается, чтобы ничто не отвлекало от главного Праздника, а при погребении умерших поются светлые пасхальные песнопения.

" Во все дни Пасхальной недели слышен праздничный звон, и интересно, что по традиции любой прихожанин (конечно, с разрешения) может подниматься на колокольню и звонить в колокола.

Каждое утро Светлой седмицы, после Литургии, совершается крестный ход - такой же, как в Пасхальную ночь. Поются пасхальные песнопения, все идут с зажженными свечами, а священник окропляет всех святой водой. И, конечно, опять радостно звонят колокола! Если по каким-то причинам вы не смогли побывать на ночной пасхальной службе, можно прийти на крестный ход в любой день Пасхальной недели.

Ещё одна особенность Пасхальной недели, связанная именно с богослужениями, - постоянно открытые Царские врата (главный вход в алтарь). Только в эти дни они никогда не закрываются, как символ соединения земного и небесного, победы над смертью.

Поговорим немного о том, какие основные события связаны с некоторыми из дней Пасхальной недели.

Светлый Понедельник

В первый день после воскресения Христос явился двум своим ученикам, шел вместе с ними и разделил с ними ужин, а они не сразу узнали Его. Но, когда это произошло, их наполнила великая радость, и весть о Воскресении начала распространяться по миру.

" Интересно, что этот день является официальным выходным в 25 странах!

Светлый Вторник

В этот день по традиции вспоминается обретение чудотворной иконы, прославившейся как Иверская икона Божией Матери. По преданию, оригинал ее был написан самим евангелистом Лукой, знавшим Богородицу. В IX веке икону опустили в море, чтобы спасти от поругания иконоборцами, а через два века она явилась в море монахам Иверского монастыря на Афоне. С ней связано множество чудес, и в Светлый Вторник верующие особо молятся перед этим образом.

Светлый Пяток

В пятницу Пасхальной недели празднуется память еще одной иконы Богородицы, называемой «Живоносный источник». Икона написана в честь чудесного прозрения слепого, исцеленного, по преданию, самой Божией Матерью у источника. Во время молебна перед этой иконой освящается вода и раздается верующим.

Светлая Суббота

Последний день собственно Пасхальной недели. В этот день особый освященный хлеб, артос, всю неделю стоявший у Царских врат (его выносят ежедневно на Крестный ход), раздробляется на части, которые раздаются всем желающим. Хлеб находился в храме по традиции, в память о том, что Господь после Воскресения участвовал в трапезах своих учеников. Частички артоса можно хранить дома, можно с молитвой съесть их (особенно во время болезни).
В субботу впервые Царские врата закрываются.

Антипасха, или Фомино воскресенье

Слово «антипасха» означает вовсе не «Пасха наоборот», а, скорее, «повторение Пасхи». В этот день Христос явился апостолу Фоме: как известно, все остальные ученики уже встретились с Ним, и лишь Фома, не увидев, не мог поверить в чудо Воскресения. Увидев раны Господа, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» - и в дальнейшем стал одним из самых горячих проповедников христианства, основав церкви в Африке и Индии.

" С этого дня, после долгого перерыва, разрешается венчаться. Поэтому издавна именно в этот день (называемый в народе также Красной горкой) совершалось много свадеб.

Пасхальная неделя закончилась, но торжество Пасхи, хоть и менее празднично, продолжается! Целых 40 дней, до самого праздника Вознесения Господня, в храме поются пасхальные песнопения, а христиане приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!». Ведь смысл христианства - это именно Пасхальная радость.

После наступления великого праздника всего христианского народа Пасхи, начинается пасхальный период, продолжающийся до дня Вознесения. В общем, этот период составляет всегда 40 дней. Первая неделя пасхального периода называется Светлой. Каждый день этой недели также имеет название Светлого, и сопровождается определенными традициями и обычаями. Многие современные люди желают больше узнать о старых традициях празднования больших славянских и церковных событий, поэтому тщательно изучают информацию об особенностях каждого дня Пасхальной или Светлой недели.

Особенности Светлой недели

Одной из главных особенностей этого периода была традиция поминать всех умерших предков. Но эта традиция была сугубо славянской, поскольку церковь не приветствовала мыслей о смерти и усопших в период празднования Воскресения Христова. Предки же считали, что в это время все духи умерших возвращаются на землю для празднования прихода весны и наступления Пасхи. Так, поминальным днем практически на всей территории страны на протяжении многих лет считался первый понедельник после наступления Пасхи. Первый день после Пасхи считался необычайно важным, поэтому предки в обязательном порядке ходили на кладбище, приглашая всех усопших родственников вернуться к праздничному столу. Считалось, что все родственники в загробном мире слышат приглашение, и приходят к праздничному столу, вкушают разные вкусности за одним столом с живыми, посещают литургию в церкви. Запрещалось в поминальный день шить, оставляя глаза умерших открытыми, стирать, чтобы вода перед приходом предков была не мутной. Также нельзя было горевать и плакать, навевая на вернувшихся для радости родственников печаль. Предки должны были насладиться радостью воскресения Иисуса Христа, поверить в возможность своего воскресения. Из домов родственников души умерших выходили на второй поминальный праздник Радуницу, а земной мир они оставляли только на Вознесение.

На протяжении Светлой недели принято было заключать браки, обещающие всегда быть свежими и полными радостных чувств. Также в это время парни и девушки выходили на гуляния. Считалось, что неделя после Пасхи является лучшим временем для новых знакомств, и поиска своей второй половины. Во многих губерниях девушки соблюдали различные обряды, чтобы привлечь новых кавалеров. В одних местах они собирались перед церковью в лучших одеждах, стараясь сразить наповал молодых парней своей красотой. В других местах девушки устраивали своеобразные девичники, выходя на поляны для традиционной жарки яиц. Естественно, парни не могли оставить без внимания этого гуляния, поэтому втайне наблюдали за молодицами. В третьих местах девушек приглашали на забавные игры, предлагая проявить свою ловкость и смекалистость.

На протяжении всей Светлой недели проводились шумные гуляния. Люди посещали хороших друзей и родственников, угощали гостей вкусностями и изысканными блюдами. Только излишне усердствовать с изысканностью блюд в этот период не разрешалось. Также воспрещались любые драки во время празднования. Нужно было отдыхать весело, прилично и достойно. В период пасхальной недели люди массово выходили на улицы, устраивали разные конкурсы и забавы, заводили песни, хвастались расшитыми нарядами и прочее.

Поливальный понедельник

В понедельник, следующий за Пасхой, крестникам надлежало навещать своих крестных родителей. Внуки радостно бежали в гости к бабушкам, одаривая их вкусными гостинцами. Всем гостям и приглашенным также выдавались презенты в качестве крашеных яиц или пирогов. Односельчане навещали друг друга, даря всем встречным крашеные яйца с лучшими пожеланиями.

Также в понедельник молодые пани ходили по домам односельчан, поздравляя всех с пришедшим праздником. За такое поздравления юноши получали презенты в виде денег, хлебцев и крашеных яиц. Все собранные средства молодежь разделяла между собой, и использовала преимущественно на запланированные гуляния и приглашения девушек.

Название дня произошло от другой традиции. В этот день молодицы прятали крашеное яичко, а их парни должны были найти тайник, встретив небольшое сопротивление. После получения трофея парни вели девушек к водоемам, чтобы облить водой, желая красоты и здоровья. Так и появилось название «поливальный».

Вторник – «Купалища»

Предки были очень набожными людьми, поэтому в обязательном порядке посещали важные богослужения. Если кто пропускал утреннюю службу, его принято было обливать холодной водой. Этот обычай происходит с давних времен, и связан с почитанием богини Земли и Плодородия.

Вечером все жители села собирались в кабаках петь песни и слушать музыку, проводя, таким образом, святки. Это время считалось наиболее веселым и праздничным, поэтому повсеместно проходили молодежные гуляния и народные забавы. Боле взрослое поколение отправлялось в лес, собирать цветы рясты. После обнаружения находки, растение весело топталось с пожеланиями и в следующем году участвовать в веселых гуляниях.

Градовая среда

Среда, следующая за Пасхой, называлась «градовой» или «ледовой». Принято было ставить в церквях свечи от внезапного выпадения града. Со среды начинались веселые хороводы, продолжающиеся до Троицы. Такие хороводы водили ежедневно.

Навский четверг

Люди посещали могилки родственников, оставляя на них крашеные яйца. На следующий день оставленные яички собирали нищие, используя по своему усмотрению. Принято было изначально посетить церковь, а после сразу идти на кладбище с традиционным набором продуктов. В набор входили яички, куличи, хлебцы и вино. Заниматься домашними делами строго запрещалось. Женщинам следовало одеть передника, а мужчинам – повязаться вышитыми лоскутами, выполненными в виде ленты.

Еще одним забавным обычаем четверга пасхальной недели было «вождение кобылы». Брали длинную палку, приделывали ей голову, а область седла покрывали старыми тряпками. На рукотворную лошадь могли сесть все желающие прокатиться. Один из мужчин рядился в разноцветные одежды, изображая цыгана, и водил бутафорскую лошадь по всему селению. Если кобыла падала или переворачивалась, цыган должен был укусить ее за ухо и продолжить шествие. Умелые цыганы заставляли лошадку не только идти без происшествий, но также вставать на дыбы, танцевать, лягать красивых представительниц женского пола.

Прощеная пятница

В пятницу тести и тещи должны были приглашать всех родственников зятя на свежее пиво. Иногда средства на изготовление свежего пива собирали обе семьи. Когда пиво разливалось, приходили все желающие, чтобы попробовать остатки. Все участвующие в этой необычной церемонии после первого глотка пива должны были сказать определенную фразу, желая мира и взаимопонимания всему семейству.

Суббота – «Хороводница»

Субботу принято было называть «Хороводницей». Она считалась пиком разгула молодежи. В Сибири в субботу принято было ходить с колоколами, «прощаясь». Поскольку всю пасхальную неделю церковные колокола били практически без остановки, вечером в субботу они переставали звонить.

Еще одной интересной традицией считалось «ублажение гордых». В обед субботы в дом молодой семьи приезжали все родственники жены. Если родня молодого мужа была довольна молодой невесткой, ее родственникам старались угодить, выполняя самые разнообразные пожелания. В других областях молодожены обязательно должны были наведаться в субботу к родне недавней невесты. Их встречали большим застольем. При этом к тестю и теще приезжали не только молодожены, но и родственники молодого супруга. Застолье было продолжительным и очень веселым, поэтому получило название «вьюнин». Этот обряд выступал своеобразным завершением послесвадебного периода для молодых. Их переставали называть молодоженами, начинали относиться, как к обычной семье. До «вьюнин» молодой супруг не имел права надолго покидать дом, оставляя молодую жену в одиночестве. После традиционного застолья, заслуженный муж получал право надолго отлучаться по разным делам для содержания семьи. Молодая жена после застолья получала все обязанности по ведению хозяйства. До «вьюнин» она могла выполнять лишь часть домашней работы, в остальном ей помогала родня мужа. Кроме всего прочего, в субботу после Пасхи во многих городах проводилось традиционное прощание с русалками.

Тип: народно-православный
Иначе: Гремяцкая
Также: Святая (христ.)
Отмечается: восточными славянами
В 2012 году: с 15 по 21 апреля
В 2013 году :с 5 по 11 мая
Традиции: разжигание костров, освящение яиц и куличей, поминание предков, весенне-летние гулянья парней и девушек, качание на качелях, смотры невест, хождение по гостям.

Обрядность недели

Характерной чертой народной обрядности Светлой недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику. Поминальными днями этой недели были первый (в некоторых местах второй) день Пасхи и Навский четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. Верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на по ним найти дом; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Дома усопшие покидали, по распространенным представлениям, на Радуницу, а Землю на Вознесение.

В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.
Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

«Поливальний или Волочильний понедiлок» (укр.)

В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки - к бабушкам, неся им гостинцы - пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.

«Купалища», вторник

Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

Градовая среда

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

Навский четверг (белорус.)

Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах и особенно у католиков бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту.

Пятница - прощёный день

На прощёный день в Тульской губернии сзывают тесть и тёща зятниных родных на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варят пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходятся молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания.
В этот день - самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт