Статистика потребления материальных благ и услуг. Экономические блага

13.10.2019

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками, представляющими отдельные отрасли знания, каждая из которых может быть полным хозяином в ограниченной сфере, в точно отмежеванных ей пределах исследования.

Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение разного рода их потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т. д., а с другой - в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом экономический субъект (т. е. человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т. е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений). И объясняется такое поведение следующим.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода "редкости"). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия на добывание и приспособление их к потребностям. Эти блага называются хозяйственными. Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста- теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, пожертвований. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведенном продукте. Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ. Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2.1.1).

Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь данных четырех стадий, важно отметить, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный; постоянно повторяясь, оно исторически развивается - идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью первобытных средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства (и с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы) можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.

Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

Хотя производство вообще - это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений.

Всякое производство характеризуется взаимодействием трех простых элементов: труда, предметов труда и средств труда.

Труд человека играет решающую роль в процессе производства. Он является основополагающим условием жизни общества. Именно труду принадлежит активная, творческая, созидательная роль. Труд - источник богатства. Все материальные блага и услуги являются результатом труда человека. Еще древние понимали особую роль труда. Например, известны слова Горация: "Смертным ничего не дается без большого труда" (рис. 2.1.2).

Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется посредством технологии и организации производства. Технология отражает техническую сторону производства и представляет собой способ воздействия человека на предметы труда, основанный на использовании механических, физических, химических свойств средств производства. Организация производства обеспечивает единство, взаимодействие всех работников, участвующих в производстве, связанных между собой разделением труда, а также организацию использования рабочей силы и средств производства. Через такие формы, как специализация, комбинирование, кооперация, концентрация производства и т. д. развивается взаимосвязь производства по отраслевому и территориальному направлениям. Совершенствование сложной и гибкой системы организационных связей является важным условием экономического роста.

Общественный характер производства, что дает основание для существования понятия "общественное производство", объясняется тем, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе в системе общественного разделения труда и специализации.

Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что означает специализацию в производстве тех или иных благ.

Именно в силу организации, кооперирования и разделения труда производство носит общественный характер. Поскольку производство всегда носит общественный характер, люди независимо от их воли и сознания вступают в нем в определенные отношения друг с другом и не только по системной организации факторов производства, но и по общественной форме участия в нем и характеру присвоения его результатов.

Сегодня серьезно возрастает значение энергии и информации. До недавнего времени основной двигательной силой и главным источником энергии, применяемой в производстве, были механические и особенно электрические двигатели. В 1924 г. в Лондоне на Международной энергетической конференции немецкий физик О. Винер подсчитал, что механические двигатели всего мира в то время, когда на земле проживало не более 2 млрд, человек, заменяли труд приблизительно 12 млрд, человек. C тех пор мощность механических двигателей на земном шаре значительно возросла, стали использоваться более мощные источники энергии, такие как атомная, внутриядерная, лазерная, энергия химических процессов и др. Подсчитано, что к концу XXI в.

атомные электростанции будут давать до 45% всей электроэнергии мира. Огромное значение сегодня играет информация, которая выступает условием работы современной системы машин, включающей в свой состав управляющее устройство, и условиям повышения качества, квалификации рабочей силы, а также необходимой предпосылкой успешной организации самого процесса производства.

Соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности человека выражается в следующем.

Производство - исходный пункт хозяйственной деятельности, потребление - конечный пункт, распределение и обмен, опосредствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством - появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но, в свою очередь, они не пассивны по отношению к производству, а оказывают активное обратное воздействие на производство. В самом общем виде, согласно принятым методам учета, структура общественного производства может быть представлена следующим образом (рис. 2.1.3).

В материальное производство, согласно официальной статистике, входят отрасли и предприятия, где производятся материальные блага: это промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, а также отрасли, оказывающие материальные услуги: транспорт, связь, коммунальное и личное подсобное хозяйство. Такое решение вопроса далеко не бесспорно, и в экономической литературе высказываются позиции, отрицающие правомерность отнесения отраслей народного хозяйства, представляющих сферу обращения (т. е. торговлю, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки) к материальному производству на том основании, что их главная функция - купля-продажа не создает нового продукта и не увеличивает стоимость товара.

От сферы материального производства следует отличать непроизводственную сферу, или сферу нематериального производства. К ней относятся: здравоохранение, просвещение, наука (дискуссионно), культура, искусство, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию, спорт и т. д.

Труд, затрачиваемый в сфере материального производства и создающий материальные блага, выступает как труд производительный.

Непроизводительный труд - это труд, не участвующий в создании материальных благ.

Производительный и непроизводительный труд является общественно полезным трудом, необходимым для развития общества, воздействующим на повышение эффективности совокупного общественного продукта труда.

Общественно полезными могут быть не только вещи, материальные блага, но и услуги материального (ремонт, транспорт, хранение) и нематериального характера (услуги образования, здравоохранения, культуры, быта). Производственные потребности удовлетворяются научными, информационными, транспортными и другими услугами. Совокупность всех услуг образует сферу услуг.

Производственные и личные услуги - это составная часть общественного продукта, а труд, затрачиваемый на их производство, выступает как часть производительного, общественно полезного труда.

HTP обусловила быстрое развитие сферы обслуживания, которая не создает самостоятельного материального продукта, но выполняет важные общественные функции. К этой сфере относятся производственная и социальная инфраструктуры.

Для современного воспроизводства существенную роль играет также сфера военной техники. Кроме того, в некоторых странах (с моноспециализацией - например, нефть) выделяют и нулевое подразделение - добычу нефти.

Минимально допустимым для общественного воспроизводства является наличие в воспроизводстве двух подразделений: Iu II. I - это производство средств производства, II - производство предметов потребления. Такое деление обусловлено тем, что средства производства и предметы потребления выполняют существенно различные функции в процессе воспроизводства. Если первые служат для воспроизводства преимущественно вещественных, материальных элементов производительных сил, то вторые - для воспроизводства личного фактора производства.

Все вышеизложенные процессы осуществляются при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Учение о среде человеческого хозяйства различает естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены: во-первых, природой; во-вторых, общественной организацией.

Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия наследственности, количество населения, качество питания, жилища, одежды и т. д. Мы уже знаем, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Так, известно, что площадь земного шара равна 510,2 млн. кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на моря. При этом различны почвенные условия земной коры, ограничен объем полезных ископаемых, разнообразна флора и фауна (леса, пушнина и т. д.) - все это обусловливает определенные условия хозяйствования.

Разнообразны и климатические условия жизнедеятельности людей. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный - 38,5, холодный - 12,2%.Климат обусловливает продолжительность и результативность сельскохозяйственных работ. Так, продолжительность сельхозработ в Европе колеблется от 11 до 4 месяцев (в России - 4 месяца, в Германии - 7, Южной Англии - 11 месяцев). Продолжительность определяет и время замерзания судоходных рек, что непременно сказывается на результатах хозяйственной деятельности (Волга замерзает на 150 дней, Рейн - на 26 дней, а реки Архангельской области - на 200 дней). По расчетам Гумбольта, поле бананов, произрастающих в южных широтах, может прокормить в 133 раза больше людей, чем равное по размерам поле пшеницы. На урожайность влияет и количество осадков. Так, в Тульской области сравнительно сухой климат (не более 200 мм дождей), в дождливые годы урожайность повышается почти в 1,5 раза. Наиболее благоприятными для хозяйственной деятельности считаются регионы со средними осадками (от 250 до 1000 мм), к ним относятся: Центральная и Западная Европа, Восточный Китай, восточная половина США.

Весьма существенную роль при достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. В древней Спарте убивали детей слабого телосложения, а на острове Кон- дии существовал закон, по которому отбирались молодые люди обоего пола, отличавшиеся красотой и силой. Их принуждали вступать в брак с тем, чтобы улучшить "породу" людей. Наука сегодня, безусловно, признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психические качества, не только здоровье, но и болезни (диабет, артрит, рак, склероз, эпилепсия, истерия и др.). Бедность, сопряженная с плохим питанием, дурные гигиенические условия отражаются не только на росте смертности и заболеваний настоящего, но и будущего поколения. Очень важно помнить, что все реформы по улучшению положения населения оказывают свое благотворное влияние не сразу, а постепенно.

C позиции современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом. Мысль о жизни и жизнедеятельности людей как космическом явлении существовала уже давно. В конце XVII в. голландский ученый X. Гюйгенс в своей работе "Космотеорос" отмечал, что жизнь это космическое явление. Эта идея получила всестороннее развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере. Ноосфера -это новое явление на Земле. В ней человек впервые становится крупнейшей геологической силой, ибо он своим трудом и мыслью может коренным образом перестраивать свою жизнь, менять условия жизнедеятельности по сравнению с прошлым. Мощь человека на Земле, согласно этому учению, связана не с его материей, а с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом - его трудом.

Отделить человека от природы можно только мысленно. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все они неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием с окружающей их материально - энергетической средой. Вне нее в природных условиях они существовать и тем более заниматься хозяйственной деятельностью не могут. Материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космическое вещество попадает на Землю и оказывает влияние на жизнедеятельность людей, а земное (результаты этой жизнедеятельности) уходит в космическое пространство, так называемое "дыхание Земли". Состояние биосферы всецело зависит от жизнедеятельности на Земле. Усиление сознания, мысли в хозяйственной деятельности людей, создание форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду, ведут к новому состоянию биосферы - ноосфере (царству человеческого разума).

Биологическое единство и равенство всех людей - это закон природы. Отсюда осуществление идеала равенства, а хозяйственной жизни - принципа социальной несправедливости закономерно и неизбежно. Идти же безнаказанно против выводов науки нельзя. Именно это и обусловливает неизбежность реформ в хозяйственной деятельности.

В XXI в. человечество своей жизнедеятельностью становится единым целым, ибо сегодня нет ни одного уголка Земли, где бы человек не мог бы жить и работать, возросла связь, сообщение с помощью радио, телевидения, ЭВМ, информации и т. д. Все это благодаря технике, созданной умом человека. В этих условиях на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, и в развитии мировой экономики главными проблемами являются глобальные общечеловеческие.

Важность и значение естественней среды хозяйственной деятельности безусловны, но не следует преувеличивать их влияние, ибо человек так хитро создан, что его организм приспосабливается к тем или иным условиям, развиваются знания людей о свойствах материалов, умение ими пользоваться на основе развития науки и техники, роста уровня социальной культуры, которые могут облегчать или затруднять их борьбу с природой.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основным из которых являются отношения собственности. Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности, что находит свое отражение на результативности хозяйствования. Адам Смит писал, что "человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, как есть побольше и работать поменьше". Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования "посткоммунистических" стран, где до недавнего времени преобладала "ничейная" общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.

Существенное влияние на условия хозяйственной деятельности оказывают различного рода государственные организации, устанавливающие законы, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, а также общества, товарищества, партии и профсоюзы, требующие улучшения условий труда. Замена абсолютно бюрократической системы хозяйствования свободными учреждениями как бы "очищает" социальную атмосферу, освобождая хозяйственников от гнетущего чувства связанности и подчинения, пробуждая в них личную инициативу, деловой размах, а у наемных рабочих поднимает чувство собственного достоинства, приучает к последовательному и настойчивому, хотя и более спокойному и корректному, отстаиванию своих интересов.

Отношения собственности порождают дифференциацию производителей, появляются бедные и богатые. Воспитание, образование и средняя продолжительность жизни в этих социальных группах различны. Воспитание же и образование, содействуя физическому и умственному развитию, улучшают организм человека, делают его более способным к труду и отражаются на наследственности. Поэтому, учась в вузах, Вы, уважаемые студенты, приносите пользу не только себе, но и своим детям, внукам, потомкам! Французский физиолог Флоренс утверждал, что при благоприятных условиях человек в конце XIX в. мог прожить 100 лет, средняя же продолжительность жизни тогда составляла 40 лет (для сравнения: сегодня во Франции - 76 лет, в России - 69,5 лет). Французский доктор Дипсон показал, что средняя продолжительность жизни богатых в конце XIX в. составляла 57 лет, а бедных - 37 лет.

Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен посвящаться отдыху: "Не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих". У евреев кроме дня субботнего был еще и субботний год (каждый седьмой и юбилейный 50-летний). В это время повелевалось прощать долги под страхом великих наказаний.

В период появления капитализма рабочий день составлял 15, 16, 17 и более часов в сутки. Сегодня наши фермеры трудятся столько же.

Стремление к "неразумному" увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня. Несомненно то, что человек может и должен работать без ущерба для своего организма только известное, определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток человек должен работать 8 часов, спать 8 часов, отдыхать 8 часов. Если эти границы превышаются, то человек сокращает жизненный период, в течение которого он будет способен к труду, и сделается жертвой преждевременной смерти. Чрезмерное физическое напряжение вызывает расширение легочной ткани, большие вены придавливаются, к сердцу поступает меньше крови, увеличивается кровяное давление, сильные сердцебиения, расстройство печени, селезенки. Продолжительное сидячее положение с наклоном туловища вперед ведет к расстройству кровообращения в груди, брюшной полости, вызывает затруднение дыхания, неправильность пищеварения, геморрой, судороги, боли в желудке и т. д., не менее вредно и постоянное стояние во время работы.

Таким образом, поведение "экономического человека" определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом и всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов в том, что первые проявляются через деятельность людей, которые определяются сознанием, проявляются обычно в среднем как тенденции и носят (большинство из них) исторически переходящий характер.

Благо - это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Примеры благ - продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго - это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг - выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

1. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача - отобрать из числа недостойных более достойных).

2. Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими - часто как зло. В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая - связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.


С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага - это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага - это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).

О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы - что они используются и при этом постепенно изнашиваются.

Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).

Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).

Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.

Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).

Для многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета и т.п.). Некоторые блага делимы почти абсолютно: «хлеба краюху - и ту пополам». Существуют также блага, которые крайне трудно отнести к делимым (например, пути сообщения, магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи). Достаточно изъять любую его часть, разрезать «поперек» - и все благо исчезает как предмет потребления (использования). В зависимости от характера (способа) получения блага субъектами различают две их категории (группы) - экономические и неэкономические.

1. Экономические блага - это блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Иначе говоря, по отношению к экономическим благам в той или иной степени существует проблема редкости, обусловливающая соответствующее поведение человека - выбор в условиях ограниченных ресурсов (кондиционированный воздух, электрическое освещение, водопроводная вода).

2. Неэкономические (даровые или свободные) блага - это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).

В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.

1. Частные блага - это такие блага, которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами. Примеры - зубная щетка, пара обуви, находящиеся в чьей-либо собственности. Маловероятно, чтобы кто-либо еще покусился (помимо их владельца) на их использование (потребление).

2. Общественные блага - это такие блага, доступ к которым не может быть ограничен, а их потребление может осуществляться одновременно многими субъектами. Примеры - знания, национальная безопасность. Блага «общие ресурсы» - это специфические блага, которые доступны (принадлежат) всем, но потребляются они только одним субъектом. Примеры - грибы в лесу, птицы в небе, рыба в реке. Блага «естественные монополии» - это специфические блага, доступные (принадлежащие) одному субъекту, а пользоваться им могут одновременно многие. Примеры - система кабельной сети, трубопроводные системы.

Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека - это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения - это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам.

Можно выделить следующие критерии классификации:

По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

По объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);

По возможности реализации (реальные, идеальные);

По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);

По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу . Ее наглядная интерпретация - в виде «пирамиды Маслоу» - имеет пять уровней. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Опосредствующим звеном между потребностями людей и ресурсами, при помощи которых их можно удовлетворить, является процесс производства .

Некоторые ресурсы являются готовыми для потребления благами. К ним можно отнести воздух, солнечный свет, воду. Но большинство ресурсов требуют некоторого видоизменения или воздействия со стороны человека, прежде чем станут готовыми для потребления благами. Прежде чем потребить многие полезности, требуют затрат труда на их добывание и присвоение. Под трудом, прежде всего, следует понимать «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Исторически исходными и на сегодня самыми простыми формами труда были и есть собирательство, охота, рыболовство. Они обеспечивают присвоение готовых продуктов природы. В таком случае имеется труд, но нет производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. В данном процессе человек видоизменяет вещество природы. При этом изменение вещества природы может происходить как под действием сил природы, так и под действием труда человека. Процесс труда невозможен без непосредственного участия человека, в то время как процесс производства может продолжаться и без него. Например, выращивание пшеницы требует относительно небольшого времени участия человека в процессе производства. Это в основном посев семян и уборка урожая и какие-то гидрохимические работы, предусмотренные технологией производства. В остальное время выращивание пшеницы происходит без участия человека, под действием сил природы.

Таким образом, производство не сводится только к труду. Процесс труда является главным, но не единственным составляющим процесса производства. Важная роль в производстве отводится природному фактору.

Процесс труда как главный элемент процесса производства невозможен без наличия трех простых его моментов: предметов труда, средств труда и собственно самого труда человека.

Предметы труда – это то, что преобразуется в процессе производства материальных благ. В процессе труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их до пригодного для потребления состояния. Предметы труда, претерпевшие уже воздействие человеческого труда, но предназначенные для дальнейшей обработки, называются сырым материалом, или сырьем . Например, железная руда в шахте – предмет труда, но не сырье, так как она еще не подвергалась воздействию человеческого труда. А железная руда, предназначенная для использования, например, в металлургии – это уже сырье и предмет дальнейшей переработки.

Человек воздействует на предметы труда не голыми руками. То, что он помещает между собой и предметами труда и воздействует с помощью этого на предметы труда, называется средствами труда .

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т. е. орудия производства. При помощи их человек непосредственно воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся также производственные здания, дороги, коммуникации и т. п., так называемая сосудистая система процесса производства. Орудия производства относятся к активной части средств труда, а здания, сооружения и т. п. – к пассивной.

Предметы и средства труда в совокупности называются средствами производства . В процессе производства они выступают как вещественный фактор .

Третьим компонентом процесса труда является сам труд или целесообразная деятельность человека. Труд – исключительное достояние человека. Человек – и в этом одно из главных его отличий от животного – трудится сознательно, т. е. целесообразно опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования.

Для того, чтобы трудиться, люди должны быть носителями рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, которые запускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо материальные блага. В процессе производства рабочая сила выступает как личный фактор.

Таким образом, впроцессе производства средства производства являются вещественным, а рабочая сила личным фактором производства. Заметим, что не все ресурсы являются факторами производства, а только те, которые используются в процессе производства.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – изд. 2-е. – Т. 23. – С. 188.

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

Способ производства материальных благ

Понятие «способ производства материальных благ» впервые ввели в социальную философию Маркс и Энгельс . Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе. Способ производства материальных благ - это определенный вид жизнедеятельности людей, определенный способ добывания средств к жизни, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Способ производства материальных благ - диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы - это те силы (человек, средства и предметы труда), при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Средства труда (машины, станки) - есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда (сырье, вспомогательные материалы). Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества, совершенствованию орудий труда, распределению материальных благ, оплаты труда.

Производственные отношения - это отношения по поводу собственности на средства производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Материальность производственных отношений выражается в том, что они складываются в процессе материального производства, существуют независимо от сознания людей, носят объективный характер.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Способ производства материальных благ" в других словарях:

    В марксизме исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений … Большой Энциклопедический словарь

    СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, исторически определ. способ добывания материальных благ; единство производит. сил и производств. отношений. Основа обществ. экон. формации. Смена одного С. п. другим происходит революц. путём. В ходе истории последовательно… … Демографический энциклопедический словарь

    В марксизме исторически определённый способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений. * * * СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в марксизме исторически определенный способ добывания материальных … Энциклопедический словарь

    Исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Две стороны С. п.… … Большая советская энциклопедия

    Исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Понятие «С. п.» характеризует социальные аспекты деятельности обществ. человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ. Его… … Философская энциклопедия

    В марксизме способ производства материальных благ, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда. По английски: Capitalist mode of production См. также: Способы производства Капитализм Финансовый… … Финансовый словарь

    Энциклопедия социологии

    КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - англ. capitalist mode of production; нем. Produktionswiese, kapitalistische. Способ производства материальных благ, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда, к рый определяет развитие капиталист,… … Толковый словарь по социологии

    Или политаризм название нескольких способов производства, общее между которыми состоит в том, что все они основаны на своеобразной форме частной собственности общеклассовой. Общеклассовая частная собственность всегда принимает форму… … Википедия

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? способа, чему? способу, (вижу) что? способ, чем? способом, о чём? о способе; мн. что? способы, (нет) чего? способов, чему? способам, (вижу) что? способы, чем? способами, о чём? о способах 1. Способом … Толковый словарь Дмитриева



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт