Статьи о снах и сновидениях. Женщины и мужчины видят сны по-разному. Все видят сны

14.06.2019

Работа мозга чрезвычайно сложна и во многом еще не изучена. Это подтверждают и особенности мыслительных и физиологических процессов, проявляющиеся, когда человек спит. Расскажем о некоторых из них.

Источник: depositphotos.com

Ученые выяснили, что в первые пять минут после пробуждения из памяти улетучивается половина содержания сновидения, а в следующие пять минут – еще 40% информации. Физиологический смысл этого процесса не установлен. Зато о случаях запоминания оставшихся 10% знают практически все: именно к ним можно отнести образ Франкенштейна, приснившийся Мэри Шелли, периодическую таблицу Д. И. Менделеева и еще целый ряд широко известных научных открытий и художественных достижений.

На содержание сна может влиять обстановка, в которой находится спящий

Большинство людей хорошо знакомы и с феноменом слияния реальности и сна. Он проявляется, когда внешние факторы как бы встраиваются в ткань сновидения. В такой роли могут выступать звуки, запахи, колебания воздуха и изменения его температуры, даже особенности физического состояния спящего. Например, если организм нуждается в пополнении запасов жидкости, человек видит себя во сне ищущим родник, пьющим воду и т. д. Аналогичным образом проголодавшийся видит во сне продукты и ест их. Интересно, что при этом чувство жажды или голода пропадает на некоторое время, затем возвращается и эпизод удовлетворения желаний повторяется с тем же результатом.

Слепые люди тоже видят сны

Люди, страдающие приобретенной слепотой, видят такие же сны, как зрячие. Если слепота врожденная, сновидения тоже есть. Они основаны на других ощущениях (обонятельных, осязательных, слуховых), но могут быть очень насыщенными и эмоциональными.

Содержание сновидений зависит от пола и возраста

Психически здоровый человек обычно видит сны о себе (что-то вроде фильмов с самим собой в главной роли). Подобные сновидения появляются у ребенка с трехлетнего возраста (самые маленькие себя во сне не видят). У детей очень часто бывают кошмары, но годам к семи-восьми эта особенность, как правило, исчезает.

Представители сильного пола видят сны преимущественно с участием мужчин. В женских сновидениях женщины и мужчины возникают одинаково часто.

Сон, лишенный сновидений, плохо влияет на психическое здоровье

Полное отсутствие сновидений – тревожный признак. Установлено, что таким образом проявляются тяжелые психические расстройства.

Экспериментально подтвержден и другой факт: если человеку в течение двух-трех суток не удается переживать фазу быстрого сна, во время которой и приходят сновидения, он становится рассеянным, раздражительным, агрессивным. При продолжении исследования у испытуемых появлялись галлюцинации и другие признаки расстройства психики. При этом общая длительность ночного сна была вполне достаточной для полноценного отдыха. Кроме того, ученые заметили, что мозг людей, которым возвращали возможность нормально видеть сны, начинал наверстывать утраченные впечатления: испытуемые в течение нескольких суток после окончания эксперимента видели чрезвычайно яркие и содержательные сновидения, длительность которых была гораздо больше нормальной.

Сны не всегда бывают цветными

Бытует мнение, что цветные сновидения свидетельствуют о наличии психических отклонений. Это не так. Большинство людей видят в цвете около 88% снов. Причем содержание сновидения никак не связано с его цветовым восприятием.

События и люди, которых мы видим во сне, отчасти нам знакомы

В период сна мозг продолжает обрабатывать ощущения и эмоции, испытанные в реальности, создавая причудливые сочетания знакомых ситуаций и образов. Поэтому уверенность в том, что мы видим во сне незнакомцев, ни на чем не основана. Каждое лицо, появившееся перед человеком в сновидении, хотя бы мельком было им увидено наяву.

В жизни разные люди часто попадают в схожие ситуации и именно поэтому могут видеть сны одинакового содержания. Чаще всего встречаются сновидения, в которых мы куда-то торопимся, опаздываем, едем в транспорте, сдаем экзамены, кого-то догоняем (или убегаем).

Раньше считалось, что сами боги посылают сновидения людям, наделенным высоким общественным статусом, а толкователи снов сопровождали полководцев во время военных походов. Во времена Римской империи некоторые сны даже становились предметом судебных разбирательства.

Известно множество случаев, когда людям искусства и науки их лучшие идеи приходили во сне.

Культовый создатель психоанализа Зигмунд Фрейд верил, что сон — это время, когда человек отказывается от взаимодействия с внешним миром и вступает в общение с миром внутренним, со своим подсознанием.

Так что же такое сон, с точки зрения физиологии, и чем интересен непосредственно процесс сновидения? Во Всемирный день сна, который в этом году отмечается в мире 17 марта, Sputnik Грузия предлагает топ-20 наиболее малоизвестных фактов о сновидениях.

1. Сколько мы спим?

Прискорбно, но факт. Среднестатистический человек проводит во сне треть своей жизни. Как известно, во время правильно протекающего сна организм восстанавливает силы, потраченные на дневную активность и "приводит себя в порядок". Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил. Ну в лучшем случае!

2. Сновидения против психозов

Сны - это прекрасное средство против психоза. В ходе одного исследования его участникам не давали видеть сны, хотя позволяли спать как минимум 8 часов в сутки. Через три дня все участники эксперимента стали испытывать трудности с концентрацией внимания, раздражительность, галлюцинации и первые признаки психоза. Когда испытуемым предоставили возможность видеть сны, все признаки начинающегося психоза исчезли, а сами испытуемые стали видеть больше снов, чем обычно.

3. Что таится за снами?

Самые таинственные, захватывающие и интересные впечатления в жизни мы получаем, когда спим и видим сны. Когда мы засыпаем, наша воля утрачивает контроль за мыслями, возникает совершенно особый тип мышления. Именно благодаря ему мы способны наблюдать фантастические образы, искаженные и не связанные друг с другом сюжетные сцены, где время течет не так, как в реальной жизни. И это прекрасно!

4. Мы помним лишь 10% наших снов

Вы знаете, что в течение первых пяти минут после пробуждения у нас есть реальный шанс "ухватить за хвост" примерно половину сюжета сна, но уже через десять минут 90% содержания, увы, будет потеряно, и смысл сна рассыплется, как карточный домик.

5. Не видеть сны - нельзя

Многие уверяют, что никогда не видят снов. Но полное отсутствие сновидений является проявлением некоторых тяжелых психических заболеваний. Все нормальные люди, погружаясь в дрему, видят сны, но большинство при пробуждении моментально их забывает. Это подтверждают энцефалограммы, снятые во время сна. За всю историю лишь у одного пациента военного госпиталя в Израиле такое обследование не показало "присутствия" сновидений. Тот человек до этого был ранен в голову.

6. Сны видят даже слепые

Доказано, что люди, потерявшие зрение в течение жизни, видят сны наравне со зрячими людьми. Люди, слепые от рождения, не видят изображений в привычном нам понимании, но точно так же переживают в снах различные эмоции: образы в их подсознании формируются через запахи, звуки и тактильные ощущения.

7. Во сне мы видим только реальных людей

Примечательно, что наше подсознание не в силах самостоятельно и произвольно генерировать лица людей. А это значит, что абсолютно всех незнакомцев в наших снах мы когда-то да видели, но, возможно, не запомнили. За время жизни при разных обстоятельствах мимо нас проходят миллионы лиц, а значит, наш мозг никогда не испытает дефицита в новых актерах на самые неожиданные роли в сценариях наших сновидений.

8. Не всем дано видеть цветные сны

Неприятно, но факт! Около 12% зрячих людей видят исключительно монохромные сны. Точнее, так было до середины шестидесятых годов. Позже доля людей, видящих сны исключительно в черно-белом варианте, упала по 4.4% от общей выборки исследования. Интересно, что многие исследователи сна предполагают, что причина этой тенденции заключается в повсеместном распространении цветного телевизионного вещания.

© photo: Sputnik / Cheprunov

Заставка передачи "Спокойной ночи, малыши"

9. Сны символичны

Вы наверняка слышали анекдот про Зигмунда Фрейда и его племянницу: "Иногда банан - это просто банан". Однако, серьезно, сны нельзя толковать прямолинейно и однозначно, так как любой образ во сне может быть символом другого объекта. Через сновидение наше подсознание обращается к нам на языке метафор и символов. Некоторые из них имеют глобальное однозначное толкование на всех континентах, другие содержат понятные лишь нам одним знаки.

10. Игры подсознания

Психоаналитики давно обратили внимание на то, что сновидения — это способ решения каких-то психологических проблем. Человек в нереальных условиях "проигрывает" критические ситуации и находит из них тот выход, который его устраивает и не травмирует психику. И, даже если в действительной жизни ему порой приходится смириться с другим решением, он дает выход эмоциям во сне. Возможно, именно поэтому мужчины в своих снах гораздо более агрессивны, чем в жизни, а женщины — более сексуальны.

11. Поразительный факт

Известно, что туземцы острова Бали при неожиданном испуге впадают в сон, как это свойственно некоторым насекомым.

12. Сны-печальки

Как бы это грустно ни звучало, но самыми частыми эмоциями, переживаемыми во сне, являются тоска, тревога или отчаяние, и, в целом, негативные эмоции в сновидениях превалируют над позитивными.

13. Количество снов

Всем знакомо выражение: "Видеть седьмой сон". Оказывается, за ночь мы, действительно, способны увидеть от четырех до семи снов. В среднем, сновидения занимают два часа за ночь.

14. Осознанное сновидение

Большинство картинок в вашем сновидении являются уникальными для одного конкретного случая. Ученые знают это, потому, что у некоторых людей есть способность видеть свои сны в качестве наблюдателей, при этом они не просыпаются. Это состояние сознания называется осознанным сновидением, что является большой загадкой.

Как доказывают исследования, проведенные над разными группами животных, очень многие из них во сне переживают аналогичные режимы нервной активности. Мыслительные импульсы высокоразвитых животных во время сна по рисунку практически не отличаются от человеческих, из чего можно сделать уверенный вывод - звери тоже видят сны. Причем многие из них переживают увиденное не менее эмоционально, нежели наяву.

© photo: Sputnik / Александр Кряжев

16. Паралич тела во сне

Ученые-сомнологи выделяют две ключевые фазы сна - глубокий сон и сон с быстрым движением глаз (REM). REM-фаза - это абсолютно нормальное состояние сна, занимающее от 20 до 25% всего времени во сне. Именно в фазе быстрого сна человек видит сны. Чтобы исключить непроизвольные физические движения тела, подсознание буквально парализует его на время REM-фазы сна, однако по неизвестным причинам этот механизм часто дает сбои.

17. Женщины и мужчины видят сны по-разному

Как известно, представители слабой и сильной половины человечества видят сны по-разному. В двух случаях из трех мужчина во сне общается, воюет или устанавливает отношения с мужчиной. В снах женщин такого перекоса нет, и они видят примерно одинаковое количество женщин и мужчин.

18. Сон курильщика

Говорят, что люди, которые бросили курить, видят гораздо более яркие сны, нежели курильщики, или те, кто никогда не курил.

19. Сон - предсказание

Согласно результатам исследований, от 18% и до 38% респондентов хотя бы раз в жизни видели сон-предсказание, а 70% граждан переживали дежа вю. Вера в саму возможность вещего сна распространена практически повсеместно - от 63 до 98% опрошенных в разных странах мира.

20. Горе от ума

История гласит, что некоторые исторические личности были способны спать всего 3-4 часа в сутки. Эдисон, Да Винчи, Франклин, Тесла, Черчилль - все они спали гораздо меньше признанной нормы и чувствовали себя вполне здоровыми. Однако учёные утверждают, что подобные нарушения сна - обратная сторона большого таланта или гениальности, которая не всегда во благо.

Впервые Всемирный день сна (World Sleep Day) был проведен 14 марта 2008 года и с тех пор проводится ежегодно, в пятницу второй полной недели марта, в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по проблемам сна и здоровья. Каждый год мероприятия в рамках дня посвящены определенной теме. Во Всемирный день сна активизируется социальная реклама, устраиваются конференции и симпозиумы, посвященные повышению осведомленности о важности сна, проблемам сна и влиянию расстройств, связанных с его нарушением, на здоровье человека и общество в целом.

Сон — это периодически наступающее физиологическое состояние, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители. Картины, видимые в состоянии сна, являются результатом естественной работы мозга, и большинство сновидений вполне можно объяснить физиологическими и психическими причинами. Однако если отвлечься от сухого языка медицины и психологии, нужно признать, что сны являются для человека чем-то более существенным, чем просто «физиологическое состояние». Треть нашей жизни мы проводим во сне — спим и видим сны. Сны представляют обрывки ничего не значащих образов, воспоминаний, облеченных в форму эмоциональных переживаний, душевных стремлений. Другие сны есть более сложные, развернутые действия, связанные между собой сюжеты. Иные сны извлекают нечто затаенное из глубин сердца, из тайников совести, представляются страданием, расплатой за совершенные ошибки и злые поступки. Сны позволяют пережить и вспомнить давно забытое, увидеть живыми давно умерших и наоборот, показывают в тревожном или бедственном виде близких нам живых и здравствующих людей. Трудно себе представить человека, которого бы не обеспокоило сновидение, где бы он увидел, что с его родными или детьми происходит несчастье или болезнь. И что являет собой подобный сон — предостережение, некий знак свыше или просто облеченную в образ подсознательную вину за недостаток заботы и внимания?

Область сновидений бесконечна и многообразна, как сама жизнь, а порой достоверна и реальна более, чем повседневная действительность. Но она, эта область, сама по себе не жизнь и не смерть, а что-то промежуточное между первым и вторым. Образы сновидений издревле воспринимались как особый язык знаков и символов. В древних языческих верованиях снам отводилась роль образных текстов, которыми высшие силы и божества общаются со смертными. В греческой мифологии сон олицетворяло соответствующее божество — Гипнос, сын Ночи и брат Смерти. Латинский поэт Овидий (I в. н. э.) описывает в «Метаморфозах» обиталище Гипноса в Киммерийской земле: «... пещера есть, углубленье в горе — неподвижного Сна там покои... там смутные сумраки вечно... подражая обличиям разным, всё сновиденья лежат, и столько их, сколько колосьев на поле, листьев в лесу иль песка, нанесенного морем...»

Первый из известных систематизированных сборников толкования снов — «Онейрокритика», предшественник позднейших «Сонников», принадлежит Артемид ору Далдианскому (2-я пол. II в. н. э.). Во вступлении к своему труду автор ссылается на «книги древних» и «древние сочинения», а также на то, что, «во-первых, почитал делом чести добыть любую книгу о сновидениях, а во-вторых, ...много лет, пренебрегая клеветой, водился с теми оболганными рыночными гадателями, которых люди важные и надменные обзывают нищими, обманщиками и шутами». Артемидор описывает различие между обычным сновидением и вещим сном. Причина обычных снов, по Артемидору, — воспоминание о настоящем, то есть отображение в сновидении жизненных впечатлений. В свою очередь, вещие сны подразделяются им на «прямосозерцательные» и «аллегорические». Прямосозерцательные сны — это те, исполнение которых в реальности схоже с тем, что привиделось во сне. Аллегорические же сны знаменуют одно через другое и делятся на пять видов.

Любопытно отметить, что люди, жившие две тысячи лет назад, во времена Артемидора Далдианского, и гораздо раньше, как показывают тексты табличек из библиотеки царя Ассирии Ашшурбанипала (668-627 гг. до н. э.), видели такие же сны, какие видим мы, — о восхождении на небеса и нисхождении в подземное царство, сны о полетах, выпадении зубов, ссорах с родственниками, получении подарков, о переездах, торговых сделках...

Люди, жившие в глубокой древности, как и сегодня, пытались угадать за образами и картинами снов предуказания своей будущности, счастливых или горестных событий. Если картина, привидевшаяся во сне, представлялась неясной, в помощь привлекались профессиональные гадатели или пособия, подобные «Онейрокритике» Артемидора. Сомнительная наука часто занимается усложнением пустоты, когда относится к своему предмету слишком серьезно. О том, насколько разнообразны вариации толкований по отдельному предмету, существовавшие в древности, подтверждает, к примеру, раздел, посвященный снам о зубах, в книге Артемидора. И поныне в наших народных суевериях сохранились приметы, связанные со сновидениями о выпавших зубах, которые однозначно понимаются как «к худу», «выпавшие зубы во сне — к смерти» и т. д. В «Онейрокритике» (Книга 1, 31) различаются сны о верхних зубах и о нижних, правых и левых, причем «средние зубы, называемые резцами, указывают на молодых, клыки — на людей средних лет, а коренные — на стариков. Какой зуб кто теряет, такого человека и лишится». Одновременно, непонятным образом, выпавшие во сне зубы указывают и на имущество, причем «коренные означают сокровища, клыки — не очень ценные вещи, а резцы — домашнюю утварь», также «должникам любые выпавшие зубы сулят уплату долгов», рабу — освобождение, торговцам — распродажу товара и т. д. Как видно из перечня древнего автора, приснившееся выпадение зуба можно подвести под какое угодно событие, приключившееся в жизни, была бы соответствующая примета.

Примета сама по себе еще не есть суеверие — она может быть естественным следствием житейской наблюдательности, например — приметы погоды, урожая, внешние приметы характера человека. В самом слове «примета» (от — приметывать, наживлять, наметывать что-либо на скорую руку) содержится частичное объяснение устойчивости этого явления. Примета соединяет, «наметывает» события, придавая им видимость причинно-следственной связи, и претендует быть своего рода «тайным пророчеством», выраженным посредством знака, или собственно знаком, указывающим на нечто, что должно случиться. Другое дело суеверное или языческое состояние приметчивости — веры в приметы, выведение из каких-либо случайных предпосылок таинственных и мистических связей, имеющих отношение к настоящему или будущему. Все, что касается веры, в том числе и вера в приметы, — есть уже область духовного, то есть область верности и упования. Христианская вера есть освобождение человека от низменных верований в темные и магические силы. Отношение к приметам, в том числе и во снах, в христианстве очень осторожное и строго ограниченное определенными условиями, о которых мы поговорим ниже. Область сна, сновидений, — с точки зрения исследования, правильное, не ложное и уклоняющееся в соблазн отношение в этой области, тщательно разъяснялось духовными подвижниками и аскетами: «Приметы есть предчувствия, и иногда правильные, имеющих сотвориться событий, если перед этими событиями не попросить Бога, чтобы Он избавил нас от беды», — говорил преподобный старец Нектарий Оптинский.

Отношение к снам в Священном Писании

Отношение Библии к снам и сновидениям двоякое: с одной стороны, она сравнивает сны с мякиной, а с другой, — говорит, что и Бог вразумляет людей сно-видениями (Деян. 2,17).
Библия связывает способность человека видеть сны с деятельностью нашего мозга как физической ос-новы ума: она показывает, что сновидения бывают и естественными, и сверхъестественными.

Естественные сновидения вызываются физиологической и психологической деятельностью человека, а сверхъестественные приходят к людям из двух источников — от Бога и от сатаны.
Екклесиаст (5, 2) говорит, что сны бывают при множестве забот, которые так сильно отягощают нашу психику. «...Даже и ночью сердце его не знает покоя» (Еккл. 2,23). Этот мудрый проповедник учит не придавать снам большого значения как суетным видениям. «Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5, 6). С пробуждением и наступлением трудового дня с его обязанностями и неотложными задачами такие снови-дения вместе с ночью исчезают, как туман, ибо не имеют никакого значения (Пс. 72, 20; Ис. 29, 7). Под наплывом новых забот и дум, под впечатлением свежей информации человек быстро их забывает.

Ночи считаются благоприятным временем для посещения и откровения воли Божией, и таких ссылок в Библии очень много (Быт. 15,12; 20, 3; 28,10-12; 37, 5; Мф. 1, 20 и др.).
Так, патриархи Исаак и Иаков получали свои откровения и наставления в сновидении (Быт. 26, 2-4; 46, 2). Господь говорил с Иаковом по-разному, но в первый раз Он заговорил с ним во сне, когда Иаков бежал от своего брата в Харран и по дороге заснул, положив камень у изголовья. Во сне ему явился Господь и подтвердил то благословение, которое было дано Аврааму и Исааку, а теперь переходило на него. «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной...и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою» (Быт. 28,13-15).

Праведники Божии всех времен использовали тишину ночи для общения с Господом. В псалмах Давидовых имеются об этом следующие строки: «...Даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15, 7); «... и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей» (Пс. 41, 9). Он размышляет о Боге «в ночные стражи» (Пс. 62,7), находя в этом ответы на вопросы и назидание для себя. Праведный Иов предается размышлениям «о ночных видениях, когда сон находит на людей» (Иов. 4,13).

Согласно книге Иова (4,13; 7,14), сновидения в те древние времена, когда еще не было Библии, писанного слова Божия, являлись особой формой откровения и наставления Господня. Вот как это объясняет Елиуй страдающему Иову: «Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов. 33,14-18).

Моисей говорил с Господом устами к устам и «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 12-23). С другими пророками Он разговаривал двумя путями: либо вкладывал весть в их уста, либо показывал им видения и сновидения. Пророк Иеремия получал свои откровения через посредство Духа Святого, но судьбу еврейского народа Бог ему открыл через сновидение. «При этом я пробудился и посмотрел, — пишет он, — и сон мой был приятен мне» (Иер. 31, 26).

Пророки Божии, чьи речи и деяния записаны в Библии и чьи книги составляют более четверти общего объема Ветхого Завета, призывались быть проводниками откровений Божиих. Они составляют лишь малую часть людей, которые считаются истинными пророками. Бедой Израиля были лжепророки. Они готовы были идти на любой компромисс, даже идти против Истины и высказывать то, что было угодно их покровителям, т. е. царям. Пророк Иеремия (14,14) записал: «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и задания, и пустое и мечты сердца своего».

Ложных пророков было много (3 Цар. 18, 19; 22, 6). Они были очень активны, обольщая людей своими ложными снами: «Я не посылал этих пророков, а они сами побежали... Они говорили: "мне снилось, мне снилось"... Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?.. Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?» — говорит Господь... «Вот, Я — на пророков ложных снов, — говорит Господь, — которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им...» (Иер. 23, 21—32).

Этот большой отрывок из пророка Иеремии разъясняет нам коренное отличие одних снов, будто бы «вещих», в которых что-то «привиделось», — от тех снов, где Сам Господь говорит с избранными, праведниками и святыми. Мнимые пророки, как это происходит и сегодня, смущали своими видениями и пророчествами народ Израиля. Одни лицемерили, другие лукавили, третьим казалось, что они действительно что-то видят и принимают в видениях некие знамения от Бога. Им, этим ложным пророкам, что-то «казалось», «мнилось» во снах, что давало им повод затем выходить к людям и говорить: «мне снилось». То есть, таким образом, возвещать свое видение как волю Божью, так, как возвещали ее с властью и силой истинные пророки. И те и другие, настоящие и ложные пророки, утверждали, что Бог являет им во снах Свою волю, дает им Свое слово к народу, наставление, выбор. Но, как говорит пророк Захария: «вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые» (Зах. 10, 2). Вещуны, то есть лжепророки, видят такие сны, которые только мнятся быть вещими, но самом деле они не от Бога исходят, а от лукавого. Уже Ветхий Завет затрагивает эту разницу в подлинных и ложных откровениях. В Новом Завете устами Самого Господа подводится определяющая черта: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде» (Мф. 7,15); «не всякий говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 24).

Вопрос о различении подлинных и ложных видений будет с новой силой поднят позднее, в святоотеческой, аскетической письменности, когда это различие станет поистине вопросом жизни и смерти для монахов и подвижников.

В первые века водительства Божия народом Израилем, когда Господь терпеливо выпасал избранный народ, проводя его через страны и народы, явление воли Божьей во снах было частым. В Писании неоднократно встречается: «пришел Бог к Авимелеху во сне» (Быт. 20, 3), «пришел Бог к Лавану во сне» (Быт. 31, 24), «явился Господь Соломону во сне» (3 Цар. 3, 5)... С завершением эпохи Ветхого Завета и наступлением Нового явление Божие во снах встречается все реже. Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, приходит на землю — вочеловечивается, и отпадает нужда в обращении к отдельным, избранным из среды людей пророкам, потому что Сам Господь проповедует благую весть спасения. Еще благочестивому Иосифу, по велению Божию, трижды во сне явился ангел Господень с откровением, наставляя, чтобы он не боялся принять Деву Марию и что «родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1, 20); приказывая бежать в Египет ради сохранения жизни Богомладенца (Мф. 2,13), и, наконец, по прошествии времени, вернуться обратно в землю Израилеву (Мф. 2,19).

Апостол Павел, во всем послушный водительству Духа Святого, тоже получал откровения во сне. Ему в видении «предстал некий муж» (Деян. 16,9). Он слышит во сне наставление от ангела Божия (Деян. 27, 23). В видении Господь укрепляет его (Деян. 18,9) и затем приказывает отправиться на проповедь в Рим (Деян. 23,11).

Нужно отметить, что в Новом Завете, по сравнению с Ветхим, изменяется если не отношение к сновидениям, то их роль в Промысле Божьем. В Новом Завете сновидения как средство откровения от Бога теряют свое первостепенное значение. Если Бог использует сновидения, то исключительно в целях предупрежде-ния об опасности, угрозе; одним словом, в редких случаях. Ни в одном из апостольских посланий мы не на-ходим даже намека на использование снов в качестве духовной помощи или руководства. Из важнейшего средства водительства и провозвещения воли Божьей сновидения становятся чем-то частным, касающимся судьбы одного человека, пусть и апостола. Дух Божий говорит и действует теперь через Церковь, через апостолов и учеников Христовых.

О сновидениях в православной аскетике

Ключевыми моментами, определяющими всю духовную жизнь подвижника, являются состояния ума и сердца. Истинный монах именуется духовным воином, и его воинская доблесть заключается прежде всего в том, чтобы, пребывая непрестанно на посту, то есть бодрствуя в молитве, хранить в чистоте свои мысли и чувства, отражая все посторонние помыслы и прилоги. Ученик прп. Макария Египетского выдающийся подвижник Евагрий Понтийский (IV в.), в своих сочинениях неоднократно обращается к теме снов. Примечательно, сколь глубокая пропасть разделяет «специалиста по сновидениям», язычника Артемидора, и христианского подвижника и наставника духовного ведения — аскетики, аввы Евагрия. Разница не только в том, что первый по своему мировоззрению — язычник, а второй — христианин. Разница, на которую прежде всего хотелось бы указать нашим читателям, — в духовном, в самом что ни на есть буквальном смысле. Для языческого сознания сны — есть предзнаменовывающие что-либо внешние знаки и аллегории, ниспосылаемые свыше, и человеку ничего не остается, как принимать их хорошую или плохую неизбежность. Иногда, при соответствующем истолковании, для язычника есть надежда переменить свою участь умилостивляющей божество жертвой. Язычник покорно отдается року, принимая все могущее с ним приключиться впоследствии как исполнение знамений сна. Язычник — суеверен, он целиком во власти вещих знаков и поэтому обуславливает взаимосвязями между приметами и собы-тиями своей жизни. Он исключительно зависим, то есть не свободен, — он игрушка темных непостижимых случайностей, которые «исполняются» в нем, и которые он «исполняет» своей ложной верой в них.

Кардинально иное отношение к области сновидений и образам сна открывает христианский духовный опыт. Согласно авве Евагрию, бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти (О помыслах, 25). Бесы есть духи, и как духи, имеющие способность проникать в нематериальную сферу сознания, они конкретным образом творцы многих наших снов. Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием — обычный человек, не аскет, полностью отдается во власть сна. Сны, которые снятся человеку, порождаются в его сознании, это фантазмы (термин Артемидора), могущие принять любое направление не только в силу естественных причин, например от болезни или переедания, но и быть изменяемы и создаваемы под воздействием злых духов — бесов. И тогда сновидения становятся наущениями, внушениями, лукавыми соблазнами, кошмарами, ложными вещими знаками и знамениями. Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сновидении как действие таков свыше, но верующий человек должен принимать их как действие падших духов. И зачастую сны есть не просто сложные картины образов, подкрепленных силой эмоций и чувств, но действия нечистых духов, овладевающих спящим сознанием.

Согласно терминологии аввы Евагрия, душе присуще некое яростное начало, являющееся составной частью человеческого естества, т. е. говоря привычным языком, — ей присущи страсти, оказывающие воздействие на нашу свободную волю. Бесы изыскивают изощренные способы воздействия на душу подвижника, любым способом стараясь посеять в ней смятение и привести в действие обуздываемые и умерщвляемые страсти. Евагрий пишет: «Когда бесы приводят во сне в смятение яростное начало души, то заставляют нас шествовать труднодоступными горными путями, наводят на нас вооруженных мужей, ядовитых змей и плотоядных зверей». Когда же они видят, что подвижники не страшатся, то «тут же пре вращаются в женщин, непристойно жеманствующих и жаждущих предаться постыдным игрищам» (О помыс-лах, 27). Если душа приходит в смятение, то становится податливой на искушения, отмечает авва Евагрий. И да-лее: «Когда бесы не могут ночью привести в смятение яростное и желательное начала души, тогда они измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. В качестве примера этих бесовских сновидений можно привести следующее: часто кто-нибудь видит себя во сне либо распределяющим наказание бесам, либо исцеляющим какие-либо телесные недуги, либо достойно носящим облачение пастыря и пасущим свое небольшое словесное стадо. А проснувшись, он сразу начинает мечтать о том, как он будет рукоположен в иереи... Или же он мечтает о том, что ему будет дан дар исцеления... А часто бесы ввергают отшельников в неудержимую печаль, являя им некоторых из сродников тяжко больными и подвергающимися опасностям либо на земле, либо на море...»

Евагрий различает бесов, пробуждающих тщеславие, отмечая, что им свойственно предсказывать нечто, но суть этих мнимых предсказаний в том, что они предсказывают то, что всеми силами стараются сами осуществить, — соблазн и падение подвижника. Когда это не удается, они всячески злобствуют. Пожалуй, одним из первых Евагрий формулирует отличительные свойства ангельских и бесовских сновидений. Бесовское сновидение приводит сердце в смятение; «ангельские же сны совсем не такие: они даруют душе ясный покой, неизреченную радость, лишают ее в течение дня страстных помыслов, приносят чистую молитву, тихо обнаруживают смыслытварных вещей, которые являются Самим Господом, и открывают Премудрость Господню» (О помыслах, 28). Определение, приводимое подвижником, является клю-чом к различению снов для всякого христианина.

Синайский подвижник VII века преподобный игумен Иоанн, прозванный Лествичником в честь одно-именной книги духовного восхождения, говорит о сновидениях как о движениях ума при недвижности тела; они есть мечтание, обман очей в усыплении мысли (3, 25).

Прп. Иоанн продолжает мысль аввы Евагрия, говоря, что «бесы тщеславия — пророки во снах». И открывает механизм многих так называемых «вещих снов» — «будучи пронырливыми, они (бесы) заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное. (...) Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом». Важно остановить внимание на этом замечании подвижника — исполнение тех или иных «вещих снов», сновидений, содержащих пророчества не от Бога, мнимые знамения и приметы зависят напрямую от веры в них! Если человек малодушно вверяет свою волю этим знакам, принимая их за истинные, то тем самым загоняет себя в ловушку, ибо падшие духи приложат все свои силы и возможности, дабы воплотить их в дейст-вии. Еще одно свойство бесов, согласно Лествичнику, — их вездесущность: «Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут предсказывать нам смерть» (3, 27). Еще один важный момент в различении снов находим мы у Лествичника: если сны приводят в отчаяние, то они от бесов (3, 28).

Преподобный Григорий Синаит, постриженный в монашество на горе Синай и подвизавшийся на Афонской горе в XIV веке, касаясь причин возникновения помыслов и мечтаний, имеющих непосредственное отношения ко снам, подчеркивает: «Само по себе — независимо от бесов — ничего не возникает» (Главы изложенные акростихами, 70). Демоны наполняют образами ум, приражаются в зависимости от наклонности души к действующей страсти. «Они во сне и в бодрственном состоянии показывают нам относящееся к богатой и многообразной фантазии» (Главы... 71). Сама «ночь есть рождающая страсти область» (73). Посему, как говорит авва Исаак Сирин (VII в.), «когда приближаешься к постели своей, скажи ей: "в эту ночь, может быть, ты будешь мне гробом, постель; и не знаю, не придет ли на меня в эту ночь, вместо сна временного, вечный, будущий сон". <...> Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу целому миру своим лицезрением. Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангелов» (Слово 41).

Дорогие друзья!

Прежде чем Вы начнёте искать толкование своего сновидения в нашем соннике, мы хотим ознакомить Вас с некоторыми знаниями, которые обязательно пойдут Вам на пользу.

Что такое сны?

Во-первых. Что такое наш сон вообще? Человеческий мозг до сих пор остаётся до конца не изученным. В нём хранится много неизвестного и неразгаданного. Так вот, сны, не что иное, как некий его посыл человеку. Если объяснять просто, то в нашем мозгу существует блок, несущий в себе память о прошлом и проекцию событий, нацеленную на будущее. То есть, что-то, вроде кинопленки, на которой запечатлены все картины прошлого и возможного будущего. Далее, Вы поймёте, почему мы сделали акцент на слове «возможного».

Какие бывают сны (сумбурные и вещие)?

Во-вторых. Какие же сны нас посещают? Как отличить сумбурный сон от вещего?

Зачастую нам снятся сны, в которых одно событие наслаивается на другое, одно меняется другим, третьим, четвёртым, и так одно за другим! Событий этих много! В них присутствует множество людей: знакомых и незнакомых; какие-то разговоры и действия с этими людьми, в общем, полный ералаш, иногда даже с элементами кошмара. Такой сон и является сумбурным. И ни в коем случае не надо «выдёргивать» из своего сна какое-то событие, элемент, запомнившиеся Вами и искать толкование оных. Даже, если и найдёте Вы значение какой-то части Вашего сна, это ровным счётом ничего не значит! Это не вещий сон и предсказание не сбудется!

Вещий сон. Это сон, снящийся Вам на протяжении всей ночи. Или же, проснувшись, Вы будете помнить только его. Однако существует одно «НО». Есть люди, которые видят только вещие сны. То есть, если этому сновидению имеется толкование, то оно вещее. Только вот в нынешнее время таких людей всё меньше и меньше: это эзотерики, люди, которые чувствуют и предугадывают будущее, имеют, так сказать, «седьмое чувство». Люди, которые понимают и делают некоторые вещи на ментальном уровне, люди, которые обладают даром целительства, и так далее. Словом, это те люди, которые отличаются от других чем-то особенным, неподвластным остальному множеству людей. Да, зачастую, это могут быть люди, наделённые творческой душой, талантами, тонко и глубоко чувствующие. Если же Вы не обладаете ни чем из выше перечисленного, если Вы обычный человек, то, как же понять вещий сон Вы видели или нет?

Повторимся, это сон, снящийся Вам на протяжении всей ночи. Или же, проснувшись, Вы будете помнить только его. Кроме этого очень важны Ваши ощущения. Поверьте, Вы сами почувствуете немножко необычное состояние: задумчивость, какую-то внутреннюю уверенность, что это Вам приснилось не просто так! Это что-то значит! Так подумаете Вы! В таком случае, это и есть Ваш вещий сон. Теперь осталось ознакомиться с его толкованием.

Как отвести плохой вещий сон?

В-третьих. Как же отвести от себя нехороший вещий сон? В самом начале мы объяснили Вам, что есть наши сновидения. Мы не зря написали, что сны наши - это что-то, вроде кинопленки, на которой запечатлены все картины прошлого и возможного будущего.

Почему же мы сделали акцент на слово «возможного»? Да потому, что вещий сон - это не предсказание чего-то НЕИЗМЕННОГО, что в любом случае с Вами произойдёт. Нет! Сон только показывает и предсказывает то, что может произойти! А дальше уж дело за Вами. Если, прочитав нехорошее толкование сна, Вы сумеете правильно проанализировать недалёкое прошлое и настоящее, понять причины, которые могут к этому привести, понять, как нужно поступить, чтобы этого не случилось; Вы поступите так, чтобы не случилось ошибки! Чтобы не случилось того, что подсказал (предсказал) Вам сон! Помните, человек сам творит свою судьбу, совершая те или иные поступки, некоторые из которых могут привести к ошибке, иногда к роковой ошибке….

Но не каждый человек может точно всё проанализировать, сделать правильные выводы и самостоятельными действиями не дать сбыться плохому предсказанию. В этом случае, мы научим Вас, что надо сделать, чтобы плохой вещий сон не сбылся, не коснулся Вашей жизни.

Итак, Вы проснулись, прочитали толкование своего сновидения и расстроились. Не надо! Сразу подойдите к оконному стеклу, прикоснитесь к нему лбом, закройте глаза и прокрутите в голове свой сон. Затем, открыв глаза, глядя вдаль, скажите следующие слова:

«Сон мой вещий, лети на топкие болота и завязни в них; лети на сухие колючие ветви бурелома и зацепись за них; лети в непроходимые чащобы и заблудись в них. Я стою на берегу желаний Океана моего сознания, ты же, сон мой вещий, лети на другой берег и останься там, на берегу нежелаемого. Нас разделяет Океан. Тебе не достичь и не коснуться меня, моей семьи, нашей жизни. Я так говорю, я так хочу, и так будет ».

Затем откройте окно, и со словами: «Лети и не возвращайся», - дуньте сильно, как будто Вы сдуваете сон, и закройте окно. Этого достаточно. Но, хорошо бы иметь под рукой перо, из подушки, из одеяла, из пуховой куртки. Если пёрышко есть, то, открывая окно, отпустите пёрышко и дуньте ему вслед, произнеся те же слова: «Лети и не возвращайся»!

Ну, и совсем уж на всякий случай и для пущей уверенности, расскажите свой сон кому-нибудь из знакомых, родственников, можно мужу. Но только не детям! О своих «манипуляциях» рассказывать ни в коем случае не надо!

Посоветовать как-нибудь межу делом можно, но только не надо говорить: «Я так всегда делаю»! Просто скажите, что читали об этом, слышали. А что касается лично Вас, должны знать только Вы. Никогда не следует посвящать людей в сокровенное.

Как видите, всё в Ваших руках!

Желаем Вам приятных снов и Счастья в жизни!

Сновидения являются результатом того, что мы живем не только в физической реальности. Сны - это еще не достаточно известная, но существенная часть нашей жизни. Они остаются одной из самых волнующих загадок человечества. Изучением воздействия сна на человеческий организм занимается особая наука - сомнология. День 21 марта - это Международный день сна.
По научному определению, сон - это периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных. Он характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности физиологических процессов. Различают нормальный (физиологический) сон и несколько видов патологического сна (летаргический сон, наркотический сон и др.).
Наше сознание во сне из привычного реального мира перемещается в другой, таинственный духовный мир. По ту сторону границы между сном и бодрствованием сосредоточен Высший разум. Именно поэтому наша душа во время сна распахнута для удивительных открытий и откровений. Благодаря снам мы имеем возможность жить одновременно в двух мирах - материальном и астральном - и от каждого мира получать нужные знания и наполняться космической мудростью. Из сновидений мы можем почерпнуть ответы на многие интересующие нас вопросы.
Сны являются зеркалом нашей жизни - всего, что происходит в нашем сознании, подсознании и сверхсознании. То, что не регистрируют наши чувства, отражается во сне. На сон приходится треть жизни человека. Однако сон - это не только отдых, но и работа подсознания, направленная на переработку разнообразной информации, которая накопилась у человека за день в бодрствующем состоянии. Эта работа направлена на то, чтобы мозг человека был способен воспринимать эту информацию и на следующий день.
Во сне человеку может явиться то, что в бодрствующем состоянии он может не заметить и не обратить на это внимание. История полна фактами того, как сны приводили к великим научным и техническим открытиям. Многие знаменитости именно во сне получали ответы на те проблемы, которые их мучили наяву. Менделеев во сне увидел периодическую таблицу, Карл Гаусс - закон индукции, Нильс Бор - модель атома. Элиас Хоу, изобретатель швейной машинки, во время сна увидел в виде копья вариант формы машинной иглы. Сын Данте во сне получил подсказку от умершего отца, где хранится утерянная глава текста «Божественной комедии». Самюэль Тейлор Кольридж создал свою замечательную комедию, описывая необыкновенные явления, увиденные им в сновидениях. Примеров таких удивительных случаев очень много. На Руси в деревнях существовал такой обычай. Перед тем как строить новую избу, хозяин уходит на ночь в одиночестве на предполагаемое место, чтобы спросить совета о месте строительства у своих умерших предков по мужской линии. Если в том месте были деревья, он срубал дерево так, чтобы был пень. Если деревьев не было, он выкорчевывал пень в другом месте и приносил его с собой. Для сна он простилал свой тулуп, рядом ставил пень, на него клал трубку для курева и огниво. Считалось, что совет был верен и правилен, если родной человек снился сидящим на пне и курившим трубку. Иногда спящему давался совет покинуть это место, и при этом объяснялось почему.
Сны - часть нашей живой реальности, существующей в пространственной форме. Интересен рассказ китайского учителя-философа Чуанг-Цзи (369-286 гг. до н. э.) об одном из сновидений: «Однажды мне приснилось, что я, Чуанг-Цзи, превратился в мотылька - порхающего беззаботного мотылька. Мне было очень хорошо, не было у меня никаких желаний, и я ничего не знал во сне о Чуанг-Цзи. Вдруг я проснулся и почувствовал, что я снова действительно не кто иной, как Чуанг-Цзи. Теперь я не знаю, являюсь ли я Чуанг, которому приснилось, что я мотылек, или же я мотылек, которому теперь снится, что я Чуанг. Однако я знаю совершенно точно, что между Чуанг-Цзи и мотыльком существует какое-то различие. Поэтому мы говорим: «Феномены меняются».

Сны делятся на следующие группы:
1. Сны, отражающие нашу повседневную жизнь. В основном в таких снах показаны события в последние дни, месяцы или годы.
2. Кармические сны. Отражают образы, связанные с нашими предыдущими воплощениями.
3 Ясные сны, в которых мы можем делать выбор. Разъясняют природу нашего сознания.
4.Обычные сны. Отражают дела, ситуации или проблемы в нашей повседневной действительности.
5. Сны подтверждающие. Чаще всего подтверждают варианты наших решений.
6. Сны, связанные с будущим. В таких снах показывается потенциальное будущее и отдельные фрагменты соответствующих событий.
7. Сны беспокоящие. Кошмары со сне, страхи, опасения, агрессия, печаль или разочарование, различные беспокойства то, что нельзя сознательно опровергнуть.
8. Сны, отражающие большие события. Часто являются источником вдохновения в выборе нужных решений и дальнейших жизненных планов.
9. Сны с внесознательным восприятием. Показывают явления, которые отдалены от нас временем и пространством, и их сложно объяснить.
10. Сны ощущаемых состояний. Показывают наше внутреннее отношение к повседневным событиям, интуитивное восприятие.

Первым из известных интерпретаторов снов является Артемидор из Эфеса. Во втором веке нашей эры он создал пятитомный труд о толковании снов. Он разработал толкование снов конкретными символами, и развернутыми метафорами жизни. Артемидор делил сны:
- на визуальные (человек видел наяву то, что видел во сне);
- пророческие (послания от высших духовных существ);
- фантазийные (сны иллюзий, во сне отражаются пустые мечты);
- сны с ночными призраками (чаще всего снятся во время болезней или под впечатлением от «страшных» рассказов, после просмотра соответствующих фильмов и пр.).

Профессор Вернер Уайт писал относительно снов: «Различают три основные вида сновидений. Первый вид - это сны от Бога. В Библии говорится о некоторых сновидениях, посредством которых Бог говорил с людьми (например, с Иосифом). В этих случаях человек, видящий сон, либо узнавал Бога, как непосредственно пославшего сон (Соломон, Даниил), либо Бог посылал исполнителей своей вести (например, Иосиф истолковал в темнице сны хлебодара и виночерпия). Сновидения, в которых с нами говорят Высшие Духовные Силы, можно распознать по тому, что они не отягощают и не пугают, они вскоре могут появиться в виде особой помощи в каких-то жизненных ситуациях. Однако такие разговоры, как подсказывает опыт, происходят в исключительных случаях.
Второй вид - сны, которые отражают еще не осмысленные переживания. Из подсознательного, недоступного преднамеренной воле и разуму, могут возникнуть сновидения особого смысла. Это сны, обусловленные явно знакомыми жизненными ситуациями: непреодолимый страх, непризнанная вина, не вполне преодоленные переживания (например, переживания в связи с войной, волнения перед экзаменами, кризисы в супружеской жизни). Если пугают сны такого типа, освободиться от них возможно, поскольку в большинстве подобных случаев все связано с чувством вины, лучший из выход из положения - простить себя и других.
Третий вид снов - мимолетные, мало значащие, как об этом говорил Иов (Библия): «Как сон улетит и не найдут его, и как ночное видение исчезнет».
Обычно сон имеет два этапа:
- первый, когда мы утрачиваем сознание, а наше тело отдыхает и набирается силы;
- второй, когда к нам приходят сновидения.

В первом случае сон спокойный - медленный (ортодоксальный), во втором - сон - активный (парадоксальный). Во время медленного сна частота дыхания, ритм сердца уменьшаются, замедляется движение глаз. При активном сне эти показатели учащаются. Из этого следует вывод, что спящий не пассивно наблюдает события во сне, а реагирует на них физиологически, то есть он активный участник в своих сновидениях. Его чувства, ощущения функционируют, как во время бодрствования. При этом активный сон всегда более глубокий, чем спокойный, мышцы тела во время глубокого сна предельно расслаблены. В течение ночи активный и спокойный сон чередуются, однако активный сон длится намного меньше, чем спокойный, на его долю приходится 20-25 % всего сна.
При погружении в различные состояния сна происходит изменение нашего сознания. Четыре вида сознания названы греческими буквами: альфа, бета, тета и дельта. Во время бодрствования наш мозг находится в состоянии бета. Это состояние нормальной ежедневной активности. Во время аутогенных тренировок, глубокой релаксации в нашем мозгу появляется ритм альфа. Во время медитации через состояние альфа может быть достигнуто состояние тета. Состояние дельта - это состояние глубокого сна, в котором мы находимся без сознания, характерная частота мозговых волн при состоянии дельта - 0,5-4 Гц (для сравнения: в состоянии тета, когда человек находится без сна, - частота волн составляет 14-30 Гц).



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт