Списание недоимки по страховым взносам. Амнистия страховых взносов ИП: как закрыть расчеты с ПФР. Как будет списываться задолженность

07.01.2024

На ежегодной пресс-коференции 14 декабря 2017 года Путин сообщил о налоговой амнистии для физических лиц. В связи с этим был оперативно подготовлен и принят Федеральный закон, определяющий условия и порядок списания долгов по налогам. По каким именно долгам граждан предусмотрено списание? Подпадают ли под амнистию транспортный налог и налог на недвижимость? Какую максимальную сумму долга спишут? Амнистируют ли задолженность по налогам индивидуальным предпринимателям? Что будет с недоимкой по фиксированным страховым взносам ИП? Подпадают ли под амнистию юридические лица? Куда, когда и с какими документами обращаться за аннулированием задолженности? Требуется ли писать заявление или приходить на комиссию? Подобного рода вопросы возникают у многих должников. Давайте разбираться.

Что такое «налоговая амнистия»

Понятие «налоговая амнистия» не раскрывается нормативных актах, но в среде налоговых юристов под данным термином чаще всего понимается освобождение налогоплательщика:

    • от фактических обязательств по уплате (исчислению и уплате) налогов по тем или иным основаниям;
    • ответственности за нарушения тех или иных обязательств, связанных с уплатой (исчислением и уплатой) налогов.

«Налоговой амнистией» также называют ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. Об этом говорится Википедии. Приведем некоторые примеры налоговых амнистий, которые имели место в недавнем времени.

Год Амнистия
1993 Указом Президента была проведена налоговая амнистия. Юридические и физические лица могли открыто заявлять о своих недоимках и перечислять их в казну без последствий. Амнистия длилась месяц и 3 дня.
2007 – период амнистии распространялся на весь 2007 год;

В мероприятии могли участвовать только физические лица - ИП и обычные граждане;

– к погашению предъявлялись доходы, полученные до 2006 года, т. е. в 2005 году.

2015 Государство позволило некоторым налогоплательщикам подавать специальные декларации с указанием своих активов в виде имущества и денежных средств, прежде хранимых тайно в течение полугода - июль-декабрь 2015 года. Основание: Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

При этом стоит заметить, что амнистии прошлых лет предусматривали, что налогоплательщики были обязаны или уплатить в бюджет налоги без штрафных санкций или сдать декларацию о налогах. При этом полного прощения задолженности не было. Поэтому широкомасштабными амнистиями назвать их можно «с натяжкой». Однако характер новой налоговой амнистии иной – предусматривается полное прощение некоторых видов задолженности по налогам и страховым взносам.

Широкомасштабная амнистия объявленная Президентом

На пресс-конференции 14 декабря 2017 года В. Путин заявил: «Налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы – эти задолженности касаются где-то 42 млн человек, и общий объем этой задолженности 41 млрд руб. Я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат, и сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции». Также Президент высказался и о необходимости списания задолженности с индивидуальных предпринимателей.

После этого заявления был подготовлен и в сжатые сроки принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».ожидается, нормы о прощении долгов вступят в силу 1 января 2018 года.

Но на кого же конкретно распространится налоговая амнистия и какие условия для списания задолженности? Какие справки и кому собирать? Разберемся в деталях.

Какие налоговые долги спишут физическим лицам и ИП

Сразу скажем, что налоговая амнистия затронула физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, для более ясного восприятия материала, поясним различие между этими категориями.

Физические лица ИП
Субъектами прав и обязанностей являются физические лица, а именно граждане обладающие право и дееспособностью. Правоспособность возникает с рождения у всех граждан без исключения, дееспособность после совершеннолетия. Индивидуальный предприниматель (ИП) является физическим лицом, прошедшим определенную процедуру регистрации в таком качестве. Только получив такой статус, физлицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, т.е. заключать сделки, с целью получения прибыли. При отсутствии статуса ИП, физлицо может совершать сделки, направленные только на удовлетворение собственных нужд.

Налоговая амнистия для физических лиц

Перечислим основные виды имущественных налогов, которые обязаны самостоятельно платить физические лица:

Вид налога Кто платит
Транспортный налог Транспортный налог обязан платить человек, на которого зарегистрировано транспортное средство, облагаемое этим налогом (абз. 1 ст. 357 НК РФ).
Налога на имущество Платить налог на имущество должны все собственники недвижимости, которая является объектом налогообложения и находится в России. При этом не важно, кем является собственник: иностранным гражданином, гражданином России или лицом без гражданства (ст. 400 НК РФ).
Земельный налог Земельным налогом облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Земельный и транспортный налоги, налог на имущество физических лиц граждане уплачивают на основании налоговых уведомлений. Также см. « », « ». Получая уведомления от ФНС люди, зачастую, видят в них начисленные налоги, а также задолженность по ним и накрученные пени.

Все перечисленные налоги физических лиц попали под новую налоговую амнистию. Благодаря комментируемым поправкам полностью списывается недоимка по ним, образовавшаяся у «физиков» по состоянию на 1 января 2015 года. Также списанию подлежат пени, начисленным на эту недоимку (статья 12 комментируемого закона).

Заметим, что никаких особых условий для списания долгов по транспортному, земельному и налогу на имущество не предусмотрено, в частности:

  • не имеет значения, является ли человек пенсионером или нет;
  • не имеет значения размер доходов должника и его семьи;
  • не имеет значения причина, по которой человек вовремя не заплатил налоги.

Также нет никаких ограничений по минимальной и максимальной сумме налогов – списанию подлежит вся недоимка по состоянию на 1 января 2015 года. А пени аннулируются по состоянию на дату принятия налоговой инспекцией (ИФНС) решения о списании.

Предположим, что у физического лица по состоянию на 1 января 2015 года имелась недоимка по транспортному налогу – 9000 рублей. К концу 2017 года на недоимку были начислены пени – 3447 рублей. Итого задолженность: 12 3447 рублей. Вся эта сумма попадет под «путинскую» налоговую амнистию.

Недоимка по транспортному, земельному и имущественному налогу по состоянию на 1 января 2015 года и начисленные пени принятым законом признаны безнадежными к взысканию.

Налоговая амнистия для индивидуальных предпринимателей

ИП может применять одну из пяти систем налогообложения и платить налоги в рамках этой системы. Перечислим основные налоги, которые платят бизнесмены.

Статья 12 комментируемого закона предусматривает списание налоговой задолженности индивидуальных предпринимателей. Предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию:

  • недоимка по всем налогам по состоянию на 1 января 2015 года (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате связи с перемещением товаров через границу РФ);
  • задолженность по пеням на указанную недоимку и задолженность по штрафам на дату принятия налоговой инспекцией решения о списании долгов.

Списание обозначенной задолженности касается также ИП, утративших статус бизнесмена.

Речь в отношении ИП идет о списании любых сумм налоговой задолженности. Так, например, налоговики будет обязаны списать долги на любую сумму, например, по УСН, ЕНВД или патентному налогу. Также аннулируются все пени и штрафы. Никаких особых требований и условий для применения амнистии по налогам для ИП также нет. То есть, сам факт наличия долга по налогам по состоянию на 1 января 2015 года сам по себе является основанием для амнистии.

Куда «физикам» и ИП обращаться для списания долгов

Задолженность физических лиц по транспортному, земельному и имущественным налогам будет приниматься налоговой инспекцией самостоятельно. Никаких заявлений и документов от человека для этого не потребуется. ИФНС по месту жительства физического лица (месту нахождения недвижимости и транспорта) пример решение о списании долгов на основании своих данных.

Решение о списании: что из себя представляет

Решение ИФНС о списании задолженности и пеней составляется в произвольной форме и должно содержать:

  • Ф.И.О.;
  • Сведения о сумме недоимки и задолженности по пеням.

Такая же ситуация и ИП. Налоговики по месту жительства (или учета) ИП должны самостоятельно списать налоговые долги. Комментируемый закон не предусматривает, что предприниматели должны направлять в ИФНС заявления с просьбой о списании долгов.

За налоговыми инспекциями не закрепили обязанностей по информированию физических лиц и ИП о принятии решений об амнистии. В связи с этим, человек может и не узнать, что попал под налоговую амнистию и его долги “прощены”. Однако полагаем целесообразным уточнить в своей ИФНС принято ли в отношении вас такое решение. Если да, то рекомендуем пройти сверку с ИФНС и получить соответствующий акт. Если такое решение еще не принято, то поинтересуйтесь, когда налоговики это сделают.

Обратите внимание: если человек или ИП исправно платил налоги и никакой задолженности у него нет, то налоговая амнистия не является основанием для того, чтобы требовать возврата уплаченных налогов для «восстановления справедливости».

Налоговую амнистию также распространили на некоторые доходы физлиц

Налоговая амнистия» также объявлена в отношении доходов, полученных физическими с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом и сведения о которых представлены налоговым агентом в ИФНС в виде справки 2-НДФЛ с признаком «2». Остановимся на этом подробнее.

Налоговый агент обязан удерживать НДФЛ с доходов физлиц. В справке 2-НДФЛ налоговый агент должен сообщить ИФНС, какие доходы выплатили физлицу за год и сколько налога удержали. При этом у справки 2-НДФЛ бывает два признака (разд. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ):

Предположим, что организация «Стелла» вручила бывшему работнику подарок стоимостью более 4 000 руб. Подарок – это доход в натуральной форме, удержать с него НДФЛ сразу при выдаче не получится. В таком случае организация должна удержать НДФЛ из ближайшего денежного дохода, выплаченного этому человеку (п. 4 ст. 226 НК РФ). Но поскольку человек уже не работает, удержать НДФЛ с доходов никак нельзя. Поэтому нужно сообщить об этом в инспекцию путем направления справки с признаком «2». Справку 2-НДФЛ с признаком «2» также нужно выдать физлицу (п. 5 ст. 226 НК РФ). Человек, в свою очередь, обязан самостоятельно сдать декларацию и уплатить налог. Если этого не сделать, то человек становится должником по уплате НДФЛ.

Исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, приведен в статье 217 Налогового кодекса РФ. Это, например, суточные в рамках нормативов, пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком, некоторые виды материальной помощи.

03 Республика Бурятия

Дата публикации: 06.06.2017

Издание: сайт «Байкал Медиа Консалтинг»
Тема: Страховые взносы
Источник:   https://www.baikal-media.ru/news/society/341418/

Начиная с 1 января 2017 года страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также страховые взносы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации администрируются Федеральной налоговой службой. Эти полномочия переданы налоговым органам Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации…».

Актуальным на сегодня у плательщиков является вопрос наличия задолженности, либо переплаты по взносам, возникшим за отчетные периоды до 01.01.2017 – как быть, куда идти и к кому обращаться. К сведению плательщиков – на текущий момент налоговые органы работают с данными (остатками), полученными в электронном виде от фондов по состоянию на 01.01.2017.

В данном случае необходимо обратить особое внимание, что вопросы наличия задолженности и переплаты по взносам, образовавшиеся по отчетным периодам до 01.01.2017 плательщикам взносов необходимо урегулировать с фондами.Данная проблема характерна не только для нашего региона, но и в целом по стране. И, во избежание ущемления прав и законных интересов плательщиков взносов, а также, в целях координации дальнейших совместных действий, все три ведомства – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и налоговая служба - на федеральном уровне подписали тройственное соглашение о действиях сотрудников, при установлении фактов несогласия плательщиков с суммами остатков, переданными фондами в налоговые органы. В данном случае фонды должны провести сверочные мероприятия и в 3-хдневный срок направить откорректированные сведения по остаткам в налоговые органы.

Схема Ваших действий в данном случае проста: если при обращении в налоговые органы, в целях получения справки об исполнении обязанности устанавливается факт наличия задолженности по взносам за отчетные периоды до 01.01.2017 и, с которыми Вы не согласны, то необходимо:

1.Обратиться с письменным обращением в фонды для проведения сверки и подтверждения наличия/отсутствия задолженности по взносам;

2. В случае не подтверждения факта наличия задолженности представить в налоговый орган информационное письмо от фондов об отсутствии задолженности за отчетные периоды до 01.01.2017. Данная мера необходима для временного приостановления принудительного взыскания «задолженности», до того момента пока налоговыми органами будут получены откорректированные данные по остаткам на 01.01.2017.

3. По истечение определенного промежутка времени (в данном случае от 10 до 12 дней) уточниться в налоговом органе об отсутствии задолженности, т.е. получить окончательную справку об исполнении обязанности.

Что касается переплаты, в данном случае Вам, так же необходимо обратиться в фонды с заявлением о возврате переплаты и, в случае подтверждения фонды принимают решение о возврате и направляют его в налоговые органы по месту Вашего учета для обработки в целях возврата денежных средств на расчетный счет.

Нужно учесть, что федеральным законом не предусмотрено принятие решений о зачете излишне уплаченных сумм по переплате за отчетные периоды до 01.01.2017 в счет начислений текущего года. Единственный выход вернуть остатки переплаты по «старым» взносам и оплатить задолженность по «новым» взносам.

Кроме того, следует обратить внимание, что при перечислении задолженности по «старым» взносам и для перечисления «новых» взносов за 2017 и последующие, действуют разные Коды бюджетной классификации, подробности на сайте ФНС России www.сайт.

"Кадровый вопрос", 2011, N 8

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: СПИСАНИЕ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Законодательством Российской Федерации о страховых взносах установлены конкретные сроки для уплаты начисленных сумм страховых взносов и на плательщиков страховых взносов возложена обязанность по своевременному и полному их перечислению. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок образуется недоимка, порядок взыскания которой установлен законодательством. Если в силу разных причин недоимку, числящуюся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплатить или взыскать не представляется возможным, то такая недоимка признается безнадежной. Об особенностях списания безнадежных долгов по страховым взносам мы расскажем в этой статье.

С 1 января 2010 г. на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Названный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов:

В Пенсионный фонд Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхование;

В Фонд социального страхования Российской Федерации - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

В Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование.

Помимо этого, Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Не забывайте о том, что действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена для плательщиков страховых взносов п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ (взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке):

Ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках;

Ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ определен порядок взыскания недоимки за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой недоимка взыскивается за счет имущества плательщика страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 212-ФЗ безнадежной признается недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.

Списывается безнадежная недоимка в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление N 820).

Согласно п. 1 Постановления N 820 признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками, и задолженность по начисленным пеням и штрафам (далее - задолженность) в следующих случаях:

Ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным документом, устанавливающим порядок ликвидации юридических лиц, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Отметим, что в соответствии с нормами ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей юридического лица, принудительная - в судебном порядке.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем сказано в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

Признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника).

Статьей 214 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено, что основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) погасить задолженность по обязательным платежам.

Обращаем ваше внимание на Письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. N 03-02-08/32, в котором рассмотрен вопрос применения ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной статье недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с индивидуального предпринимателя - плательщика страховых взносов, признанного банкротом в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, акты сверки расчетов по которой налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности.

На основании ст. 60 Закона N 212-ФЗ, регулирующей порядок взыскания Пенсионным фондом Российской Федерации недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. (включительно), указанная недоимка (задолженность), взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Закона N 212-ФЗ.

Вопрос о признании индивидуального предпринимателя банкротом в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ рассмотрен также в Письме Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N Д06-4750. В Письме отмечено, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в том числе если:

Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

Обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

Должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

При этом заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона N 127-ФЗ нарушение обязанности по подаче заявления в срок в случаях, установленных ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока;

Смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по организации работы по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 24 июня 2011 г. N 228р (далее - Методические рекомендации N 228р), решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается на основании:

Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о прекращении деятельности юридического лица, - в случае ликвидации организации - плательщика страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенного гербовой печатью арбитражного суда, вынесенного в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, - в случае признания плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя банкротом;

Копии свидетельства о смерти физического лица - в случае смерти плательщика страховых взносов - физического лица;

Копии свидетельства о смерти физического лица либо копии решения суда об объявлении физического лица умершим - в случае объявления судом плательщика страховых взносов - физического лица умершим.

Обратите внимание! В зависимости от вида страхового взноса решение о признании безнадежными к взысканию недоимки и задолженности и об их списании принимают разные органы:

В отношении взносов по нетрудоспособности и материнству его принимает ФСС РФ (пп. "б" п. 2 Постановления N 820);

В отношении взносов на ОПС и ОМС органом, уполномоченным на его принятие, является ПФР (пп. "а" п. 2 Постановления N 820). При этом фактически его принимают отделения ПФР и подведомственные им территориальные органы ПФР, которым Пенсионный фонд РФ передал соответствующее полномочие (п. 3 Методических рекомендаций N 228р).

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности, согласно п. 3 Методических рекомендаций N 228р, принимается:

Отделениями ПФР, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет 1 млн руб. и более;

Территориальными органами ПФР, подведомственными отделениям ПФР, по месту регистрации плательщика страховых взносов, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет менее 1 млн руб.

Для принятия решения в отделениях ПФР и подведомственных им территориальных органах ПФР создаются комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам (п. 4 Методических рекомендаций N 228р).

Комиссия состоит не менее чем из трех работников территориального органа ПФР. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить:

Руководитель или заместитель руководителя территориального органа ПФР, осуществляющий контроль и координацию деятельности территориального органа ПФР по администрированию страховых взносов;

Руководитель структурного подразделения, в компетенцию которого входит организация администрирования страховых взносов;

Главный бухгалтер территориального органа ПФР.

Заседание комиссии является правомочным при участии в нем всех ее членов. На заседании комиссии ведется протокол.

Порядок работы комиссии и ее персональный состав утверждаются приказом территориального органа ПФР.

В целях рассмотрения вопроса о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности территориальный орган ПФР с использованием программно-технического комплекса "Страхователи" (далее - ПТК "Страхователи") формирует списки плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в таком территориальном органе ПФР, по календарным годам снятия с учета и по вышеперечисленным случаям снятия с учета плательщиков (страхователей).

При наличии документов, указанных в п. 2 Методических рекомендаций N 228р, в отношении каждого плательщика подготавливается справка о недоимке по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям N 228р).

Сумма недоимки и задолженности, включенная в справку, должна подтверждаться данными, содержащимися в документах плательщика страховых взносов:

Ведомостях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11), содержащихся в ПТК "Страхователи";

Расчетах авансовых платежей (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за период, в котором образовались недоимка и задолженность, подлежащая признанию безнадежной и списанию;

Расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования, учитываемых в программно-техническом комплексе "Администрирование страховых взносов" (далее - ПТК АСВ);

Реестрах платежей (платежных документах) начиная со дня образования недоимки по день поступления последнего платежа;

Требованиях об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;

Решениях о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенных территориальным органом ПФР до 1 января 2010 г.;

Решениях территориальных органов ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках;

Постановлениях территориальных органов ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя;

Судебных актах;

Других документах, подтверждающих сумму недоимки и задолженности.

Документ, подтверждающий основание для принятия решения, указанный в п. 2 Методических рекомендаций N 228р;

Справка;

Документы, подтверждающие сумму недоимки и задолженности.

Такая опись и указанные в ней документы передаются на рассмотрение в комиссию.

Обратите внимание! Форма принимаемого комиссией решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2010 г. N 5н "Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям N 228р).

Решение изготавливается в подлинных экземплярах по количеству внебюджетных фондов, недоимка и задолженность в которые признана безнадежной, плюс один подлинный экземпляр.

В отношении недоимки, образовавшейся за расчетные периоды 2002 - 2009 гг. и за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным на соответствующую недоимку в отношении одного и того же плательщика страховых взносов, принимаются отдельные решения.

В случаях если по результатам рассмотрения документов в отношении плательщика страховых взносов комиссия признает, что для принятия решения оснований не имеется либо представлены не все документы, необходимые для его принятия, документы возвращаются с пояснениями в письменной форме. Информация о таком плательщике в протокол комиссии не включается.

В соответствии с п. 13 Методических рекомендаций N 228р регистрация решений осуществляется в журнале учета решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам того территориального органа ПФР, в котором принято решение.

Территориальные органы ПФР ежемесячно составляют реестр принятых комиссией этого территориального органа ПФР в предыдущем месяце решений в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам (далее - реестр). Такой реестр должен быть представлен в ПФР не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, с приложением одного подлинного экземпляра каждого из решений.

Структурное подразделение отделения ПФР, в компетенцию которого входят функции организации администрирования страховых взносов, ежемесячно до 25 числа формирует ведомость принятых в предыдущем месяце решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по пеням и штрафам (далее - ведомость). В ведомость включаются решения, принятые комиссиями отделения ПФР и подведомственных им территориальных органов ПФР, в отношении недоимки, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам. Ведомость на бумажном носителе и в электронном виде передается в отдел казначейства отделения ПФР. Ведомость передается с приложением одного подлинного экземпляра решения.

Отдел казначейства отделения ПФР списывает суммы дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию в порядке, установленном бюджетным законодательством и в соответствии с требованиями инструкции Минфина России по бюджетному учету. После отражения в бухгалтерском учете отделения ПФР операции по списанию недоимки и задолженности ведомости и один экземпляр решения остаются на хранении в отделе казначейства отделения ПФР.

Подлинные экземпляры решений по количеству внебюджетных фондов направляются в территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР.

В налоговые органы - решения о признании безнадежными к взысканию и списании в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за расчетные периоды 2002 - 2009 гг., а также задолженности по пеням и штрафам;

В Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - решения о признании безнадежными к взысканию и списании в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г.

На основании решения территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР, вносит сведения о списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам:

В ПТК "Страхователи";

В ПТК АСВ.

Плательщику страховых взносов присваивается статус страхователя "Снят с учета с признанной безнадежной к взысканию недоимки". Один подлинный экземпляр решения хранится в деле плательщика.

Со дня принятия решения списанная недоимка и задолженность не учитываются при формировании отчетности по недоимке.

А. Рыжков

Эксперт журнала

Подписано в печать

ПФР принял ведомственный акт, которым определен порядок признания безнадежными к взысканию и списания финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС сведений либо представление неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение порядка представления сведений индивидуального учета в форме электронных документов ( , зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2017 года).

Согласно установленному порядку, органы ПФР должны признавать безнадежными к взысканию и списывать долги за непредставление сведений о застрахованных лицах в следующих случаях:

  • ликвидация организации;
  • признание банкротом ИП, признание гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " ;
  • принятие судом акта, в соответствии с которым ПФР утрачивает возможность взыскания финансовых санкций в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании финансовых санкций;
  • исключение юрлица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ;
  • вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3-4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ " ", если с даты образования задолженности по уплате финансовых санкций прошло более пяти лет и других случаях.

ПФР также утвердил перечень документов, которые необходимо предоставить для списания задолженности. При этом решение о признании безнадежными к взысканию и списании финансовых санкций, подлежащих уплате в бюджет ПФР, принимается территориальным органом фонда в течение 1 рабочего дня с даты оформления Справки о задолженности по финансовым санкциям.

Напомним, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах к нему применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов – санкции в размере 1000 руб. (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ " ").

Здравствуйте!

Как можно решить вопрос по списанию задолженности?

наличие задолженности не препятствует Вам закрыть ИП.

касательно же имеющихся долгов, то ФНС обязана их списать самостоятельно и обращаться туда не требуется (как минимум до июля-августа), да и не может она сразу списать все задолженности в виду большого количества таких должников.

помимо этого, ФНС права и действительно подлежит списанию не любая задолженность, а начисленная в соответствии с нормой п.11 ст.14 №212-ФЗ, поэтому надо подробно разбирать что и как.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 28.02.2018 по вопросу списания задолженности индивидуальных предпринимателей, сформировавшейся до 1 января 2017 года, и сообщает.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года , в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
При этом согласно пункту 11 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ положения пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Федерального закона N 436-ФЗ.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт