Сообщение о станции в антарктиде. Русская Антарктида

22.09.2019

В этом разделе мы немного отвлечемся от темы военных тайн Антарктики. Но не будем далеко отходить от них. Почему? Ведь внешне совершенно мирные антарктические станции всегда хранили в своих сейфах немало военных секретов, часть из которых была непосредственно связана с существованием нацистских баз «Хорст Вессель» и «Новая Швабия». Впрочем судите сами!

О существовании Земли Новая Швабия послевоенные историки старались лишний раз не упоминать. Не удивительно, что в нынешнем веке уже редко кто верит в ее существование. Меж тем еще в прошлом веке некоторая информация о ней все же просочилась и в советскую печать.

В 1955 году несколько стран мира приступили к организации научно-исследовательских экспедиционных баз в западной Антарктиде. Они были размещены на побережье, как правило, далеко друг от друга; сравнительно большой «сгусток» станций нескольких стран был только на Земле Грейэма. Через 10 лет в нашей стране вышел двухтомный капитальный труд «Атлас Антарктики».

Он содержал в себе сотни подробных карт, графиков, диаграмм, и научных статей, знакомясь с которыми можно было получить интереснейшие сведения о рельефе, геологическом строении, материковом оледенении и морских льдах, климате, геофизических явлениях, растительности и животном мире загадочного Шестого континента. Одна из карт была посвящена Международному геофизическому году (МГГ), который начался поздней осенью 1957-го и закончился ранней весной 1959-го.

Тогда по единой программе к детальному изучению ледяного континента впервые после окончания Второй мировой войны приступили многочисленные международные экспедиции из Аргентины и Австралии, Бельгии и Великобритании, Новой Зеландии и Норвегии, СССР и США, Франции и Чили, ЮАР и Японии. Позже к ним присоединились Польша и Чехословакия. На этой карте были указаны 42 научных станции, принадлежавших 12 странам мира. Но была ли эта программа действительно единой? Внешне — да! Но были и весьма интересные различия.

В 1930-е годы, особенно в связи с проведением Международного полярного года (1932-1933), многие заинтересованные в том страны приступили к исследованию береговой полосы антарктического ледникового покрова и особенно в наиболее доступной части континента, на Земле Греэма, где начали постоянную работу сразу несколько метеорологических станций.

В результате их исследований появились первые достоверные карты побережья Антарктиды в масштабе 1:2 000 000, однако две трети южнополярной земли так и остались белыми пятнами. Долгое время Антарктида оставалась ничейным материком Но сразу после окончания Второй мировой войны она стала интересна многим странам мира, в том числе и совершенно далеким от антарктических берегов. Почему?

Неожиданно для всех американцы объявили Антарктиду «шкатулкой сокровищ». И каких ископаемых: уголь, золото, серебро, свинец, железо, а главное, уран! Более того, было признано, что западноантарктическая складчатая область рассматривалась как продолжение металлогенического пояса Анд с медью, молибденом, вольфрамом, оловом Когда же они успели провести глубокую геологическую разведку? Т

олько в предвоенное время! Начиная с осени 1948 года Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина и Чили, как по неведомой команде, стали наперебой заявлять свои претензии на отдельные районы Антарктиды.

Руководство Союза ССР, которое внимательно отслеживало факты иностранною проникновения в антарктические пустыни, вновь не на шутку забеспокоилось. В феврале 1949 года состоялось общее собрание членов Всесоюзного географическою общества в Ленинграде, где был заслушан доклад президента общества Л. Берга «Русские открытия в Антарктике и современный интерес к ней». В резолюции этого собрания говорилось, что «всякое решение вопроса о режиме Антарктики без участия Советского Союза не может иметь законной силы, и СССР имеет все основания не признать любого такого решения».

7 июня 1950 года советское правительство направило в вышеуказанные страны меморандумы по вопросу о режиме Антарктики. Здесь же было указано, что в Советском Союзе столь же внимательны к Антарктике еще и потому, что этот материк и прилегающие к ней острова являются удобной базой для важнейших метеорологических наблюдений, имеющих чрезвычайное значение и для Северного полушария. Скорее всего были тому и другие причины. Какие? Обо всех, видимо, мы узнаем еще не скоро. Но кое с чем уже познакомились!

Например, в 1974 году советские геологи обнаружили в антарктических горах Ямато (ряд крупных массивов, окаймленных обширными полями ледниковых валунов) уникальные полезные ископаемые — чарнокиты, которые указывают, что в очень далеком прошлом где-то здесь существовал единый материк Гондвана. Подобные чарнокиты ранее были найдены лишь в Индии.

Но вернемся на Антарктический полуостров.

Самыми близкими из послевоенных полярных станций к антрактической базе «Хорст Вессель» стали: британские «Остров Детай», «Остров Стонингтон», «Остров Хорсшу», «Ферин-Хед» и «Ротера», аргентинская «Генерал Сан Мартин». Хотелось бы рассмотреть историю каждой из них с максимально возможными подробностями, но всю ныне имеемую информацию пришлось ограничить данными об аргентинской базе «Генерал Сан Мартин». Британские базы «Остров Стонингтон» (База Е) и «Ферин-Хед» (База J) были закрыты в 1958 году. А, вот информация о британских базах «Остров Детай» (База W), «Остров Хорсшу» (База V) и «Ротера» так и осталась закрытой.

Ближе всех к «Новой Швабии» были: советская «Лазарев», британские «Халли-Бей» и «Шеклтон», норвежско-южноафриканская «Норвегия», норвежско-шведско-британская «Модхейм», аргентинские «Генерал Бельграно» и «Элсуэрт», бельгийская «Король Бодуэн», японская «Сёва», западногерманская «Георг фон Ноймаер», восточногерманская «Георг Форстер», индийская «Дакшин Ганготри», южноафриканская «Санаэ».

10 марта 1959 года на шельфовом леднике у мыса Седова (Берег Принцессы Астрид) была открыта советская полярная станция «Лазарев». Рядом с ней была создана бельгийская станция «Король Бодуэн». Обе станции как бы примыкали к правой стороне Земли Новая Швабия. Со станции «Лазарев» советские геологи под руководством М. Равича впервые исследовали центральную и восточную части гор Земли Королевы Мод.

В 1961 году советская полярная станция «Лазарев» была оставлена советскими учеными, а ее жильцы переселились на твердую землю… в оазис Ширмахера. Новая станция получила название «Новолазаревская». Тогда же, именно в районе «Новолазаревской» впервые в истории изучения Антарктики были выполнены глубинные сейсмические зондирования. Советские полярники имели в своем распоряжении аэрофотографии этого оазиса, сделанные еще нацистскими летчиками в 1939 году.

Британская база «Халли-Бей» (База Z) полностью соответствовала своему буквеннох\лу обозначению: найти что-либо о ее создании и деятельности не удалось.

По официальным документам, британская база «Шеклтон» была создана в январе 1956 года на берегу моря Уэдделла в координатах 77 градусов 59 минут южной широты и 37 градусов 09 минут западной долготы, но в январе 1958 года — покинута. Ценное оборудование и приборы были демонтированы и переданы на станцию «Халли-Бей». Причины, побудившие англичан срочно закрыть станцию, установить не удалось. А ведь именно отсюда британский исследователь Антарктиды Вивиан Фукс планировал начать свой трансконтинентальный поход к Южному полюсу в ноябре 1957 года.

Эта научная станция была неудачной с самого начала. Судно, доставившее сюда грузы для станции, из-за приближающегося шторма оставило содержимое своих трюмов на морском льду. Разразившийся шторм уничтожил значительную часть стройматериалов, угля, горючего, один из тракторов. Погибли химикалии для добычи водорода, вследствии чего британские ученые на станции не могли вести аэрологические наблюдения. Только через год удалось завезти на станцию все необходимое.

Норвежско-южноафриканская «Норвегия», считай британская научная станция была создана в январе 1957 года в координатах 70 градусов 30 минут южной широты и 37 градусов 48 минут западной долготы.

Норвежско-шведско-британская «Модхейм» действовала с 1950 по 1952 год.

Аргентинская база «Генерал Бельграно» была создана в начале 1956 года на берегу моря Уэдделла в координатах 77 градусов 58 минут южной широты и 37 градусов 48 минут западной долготы.

Американская база «Элсуэрт» (седьмая американская станция) была создана 11 февраля 1957 года на берегу моря Уэдделла к востоку от от залива Голден, на краю шельфового ледника Фильхнера, в координатах 76 градусов южной широты и 41 градус 07 минут западной долготы. Первоначально предполагалось построить ее в крайней юго-западной точке моря Уэдделла, у основания Земли Греэма, а точнее — в районе мыса Адаме До этого времени сюда не проникал еще ни один корабль, ни одно судно. Но затем это решение было пересмотрено. Ледник, на котором была сооружена станция, находился на плаву. Сооружение станции было стандартным.

Обычно на таких станциях имелось до 20 жилых и складских сооружений.

Они были сконструированы для Канадской Арктики и Гренландии, где и прошли испытания. Это типовые домики щитового типа Каждый щит примерно 2 метра длиной и 110 сантиметров шириной. Скреплялись они специальными клинообразными затворами. Крыша дома была плоской и держалась на легких металлических стропилах. Изнутри жилые домики были обшиты тонкими металлическими листами, напоминающими алюминий.

В каждом домике было до пяти комнат. Планировка его зависит от потребности, потому что перегородки представляют тонкие пятимиллиметровые фанерные листы, и менять расположение можно как угодно. Причем между двумя комнатами располагается нечто вроде кают-компании, где стоят стол, два металлических дивана и лампы на длинных ножках. В комнатах меблировка довольно незамысловатая: две кровати с пружинными сетками и матрасами из микропористой резины, два металлических платяных шкафа, две тумбочки и несколько стульев.

Каждый такой дом имеет два выхода — один главный и один запасной. Главные выходы каждого домика приводят в туннель, который соединяет все домики и проходит вдоль всего поселка.

Служебные сооружения точно такие, но у них отсутствуют перегородки и, естественно, мебель.


На станции осталось 39 человек, в том числе 10 научных работников, остальные — американские военные моряки. Начальником станции «Элсуэрт» был оставлен известный полярный исследователь Финн Роне. После окончания Международного геофизического года станция «Элсуэрт» была передана аргентинцам.

Бельгийская станция «Король Бодуэн» была создана на шельфовом леднике Берега Принцессы Ранхильды недалеко от советской антарктической станции «Лазарев».

Японская станция «Сёва» была создана в середине 1950-х годов в координатах 69 градусов 00 минут южной широты и 39 градусов 35 минут восточной долготы. Здесь было собрано три жилых здания панельного типа по типу американских. В четвертом помещении находилось два электрогенератора. В 1974 году на этой антарктической станции, созданной на острове Онгул (залив Лютцов-Хольм, Берег Принца Улафа) зимовало 18 полярников. Японцы соорудили свою станцию на самом краю Земли Королевы Мод.

От самой ближней советской станции «Молодежная» ее отделяли только 300 километров, а от «Новолазаревской» — почти 1 000 километров. На уступах скалистых скал острова Онгул были сложены бочки, различное снаряжение, стояли машины и чуть дальше, в глубине, виднелись ярко-красные домики. За зиму вокруг домиков образовывались большие наддувы снега. Смену полярников проводили ледоколы «Сойя» и «Фудзи».

От станции «Сёва» до вышеупомянутых гор Ямато около 300 километров. Но японцы были частыми гостями горного массива, названного в честь их любимой Родины. Правда, сначала, им приходилось лететь над береговыми нунатаками вглубь залива Аютцов-Хольм. Затем, повернув на юг, «вползти на купол», а проще — лететь вдоль ледяного купола над антарктической пустыней. В хорошую погоду в том не было сложности, но Антарктида никогда не славилась тихим и спокойным характером. И все же японские полярники постоянно туда летали.

Западногерманская база «Георг фон Ноймаер» и восточно-германская «Георг Форстер» скорее всего были созданы в своеобразный противовес друг другу.

Индийская научная станция «Дакшин Ганготри» создана в 1983-1984 годах в оазисе Ширмахера, в 18 километрах от станции «Новолазаревская».

Южноафриканская «Санаэ». По карте Антарктики, которая в 1955 году велась на борту китобойной плавбазы «Слава», она была создана неподалеку от северо-западной стороны шельфового ледника Нью-Швабеланд-1.

Советскую сторону всегда удивляло распределение научных станций Великобритании, Аргентины, Чили и США, на Антарктическом полуострове (он же Земля Грейма). Фактически они были расположены «на голове друг у друга», но ведь тогда мы и не подозревали, что нашим недавним союзникам во Второй мировой войне известно о мертвых городах внеземной цивилизации и антарктических базах нацистов.

Первые советские научные станции в Антарктиде были созданы в 1955 году нашими полярниками во время Международного геофизического года. Тогда в Антарктиду для выполнения научных работ прибыла Комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ) Академии наук СССР, состоявшая из нескольких научных отрядов. В ее морской группе было шесть отрядов: аэрометеорологический, гидрологический, гидрохимический, морской геологии, гидробиологический и гидрографический.

А в составе береговой группы — четыре научных отряда: аэрометеорологический, геолого-географический, комплексный геофизический и аэрофотосъемки. Именно полярники КАЭ присвоили первым двум антарктическим станциям имена кораблей Фаддея Беллинсгаузена, а третьей — «Советская».

В распоряжение экспедиции было выделено три судна. Дизель-электроходы в 12,5 тысячи тонн каждое — «Обь» и «Лена». Первое из этих ледокольных судов использовали для производства океанографических исследований, второе — в роли транспорта. Третьим было небольшое 500-тонное судно «Рефрижератор № 7», которое в основном использовали для доставки скоропортящихся продуктов. Советские полярники имели авиационный отряд: один самолет Ил-12, два самолета Ли-2, один легкий самолет Ан-2 и два вертолета Ми-4. А также — отряд наземного транспорта: тракторы АТТ-15 и бульдозеры С-80, легкие вездеходы Газ-47 и автомашины различных типов. Имелось до 50 ездовых собак.

Все советские станции были созданы в секторе, отведенном нам Специальным комитетом Международного геофизического года. Они сооружались из материалов, доставленных на борту дизель-электроходов. При выборе конкретных мест для научных станций руководствовались в основном соображениями удобства подходов с моря, возможностью разгрузки кораблей и стремлением разместить обсерваторию и жилой поселок на скальной поверхности, какой на побережье Антарктиды не так много, или, в крайнем случае, на участке неподвижного материкового льда.

При этом домики и склады были расположены таким образом, чтобы преобладающие ветры дули вдоль входной двери. На первую зимовку в «Мирном» осталось 92 полярника во главе с начальником КАЭ Михаилом Сомовым Уже эта зимовка показала, что те, кто проектировал будущие жилые и складские сооружения для полярников допустили серьезную ошибку. Они делали расчет на то, что в Антарктиде осадки выпадают только в виде снега, и не учли, что бывает и дождь.

Дожди, прошедшие летом 1957 года, заставили советских полярников испытать на себе, что значит протекающая крыша. А ведь об антарктических дождях писал не один путешественник, побывавший здесь. Но таков уж русский характер: пока не испытаешь — не поймешь. Только после того как жилые домики стали неуютными и сырыми, были сооружены дома с двускатными крышами.

Тогда же была построена первая внутриматериковая станция на высокогорном антарктическом плато — «Пионерская». Строительство этой станции, как и создание станции в оазисе Бангера, изначально не входило в планы КАЭ, но уже во время работы экспедиции было принято решение о развертывании двух этих научных станций. Официально — для получения более широкого представления о природе шестого континента.

Вероятно, да! Но, хотелось бы обратить внимание на то, что по своему местоположению эти станции близки к «Новой Швабии» и горам Центральный Вольтат. Только советские станции находятся недалеко от моря Дейвиса, а нацистские — моря У эдделла. Более того, к западу от «Мирного» во время воздушной разведки был обнаружен остров, по форме крайне похожий на остров Дригальского. Случайны ли эти совпадения? К сожалению, на этот вопрос пока еще никто внятно не ответил.

Для создания нашей станции были использованы помещения, имевшиеся на санях тракторного поезда, и строительный материал, доставленный из «Мирного» самолетом. При этом сани были сдвинуты так, чтобы вспомогательные помещения защищали жилье от ветра. Между сдвинутьши санями образовалось пространство, которое было быстро превращено в соединительный тамбур, с помощью которого можно было легко попасть в любое помещение станции. Из-за сложностей с доставкой горючего было принято решение, что на зимовку здесь останется лишь четыре человека во главе с Александром Гусевым.

В середине 1970-х годов в Антарктиде действовало свыше двух десятков научных станций, шесть из них принадлежало Советскому Союзу. Пять советских станций находилось на побережье антарктических морей («Мирный», «Молодежная», «Новолазаревская», «Ленинградская», «Беллинсгаузена») и одна — в центральной части материка, в районе геомагнитного полюса, в 1410 километрах от «Мирного» («Восток»).

Первая Комплексная антарктическая экспедиция Советского Союза (КАЭ) состоялась в 1955-1956 годах. За ней, в 1956-1958 годах, — вторая и третья соответственно. В дальнейшем все антарктические экспедиции стали именоваться САЭ, то есть — советские антарктические экспедиции.

Советский район исследования прилегал к Индийскому океану по обе стороны моря Дейвиса, на Земле Королевы Мэри. Материковая группа советской научной экспедиции под началом Михаила Сомова в составе 70 человек разных специальностей высадилась на берег у моря Дейвиса к западу от ледника Хелен. К началу зимы 1955-1956 года с помощью экипажей двух советских дизель-электроходов «Обь» и «Лена» она построила поселок Мирный, в те дни состоявший из нескольких жилых и служебных сооружений, освещаемых и отапливаемых электричеством; кроме электростанции, там имелись механическая мастерская, гаражи, ангары и складские помещения. Материковая группа делилась на шесть специальных отрядов. Авиаотряд под начальством Ивана Черевичного начал работу с пятью самолетами и двумя вертолетами.

Кроме основной базы, поселка «Мирный», к концу 1956 года были организованы две наши станции: «Пионерская» (в 375 километрах от «Мирного» на высоте 2 700 метров) приступила к работе 27 мая 1956 года; станция «Оазис», начала работу 15 октября 1956 года (в 360 километрах к востоку от «Мирного», в оазисе Бангер-Хилз). В январе 1959 года последняя была передана Польской академии наук и переименована в честь А. Добровольского — польского ученого, участника бельгийской антарктической экспедиции 1897-1899 годов.

Вторая советская антарктическая экспедиция, под руководством Алексея Трешникова, пришла на смену первой в декабре 1956 года. Она прибыла к Шестому континенту вновь на «Оби» и «Лене», а также на пассажирском теплоходе «Кооперация» и состояла из двух морских и одного берегового отрядов.

«Обь» подошла к Берегу Правды 12 декабря 1956 года, но вынуждена была остановиться на расстоянии 25 километров от «Мирного», у кромки далеко распространившегося в море припая. Встреча с прибывшими произошла утром. Весь день над припаем среди скопления айсбергов курсировали вертолеты, доставляя на «Обь» жителей «Мирного», а обратно — прибывших на «Оби». К 10 января 1957 года на рейд «Мирного» прибыла «Кооперация» с основным научным составом, которую пришлось встречать и вести через льды с помощью ледокола Последней (уже не к припаю, а к ледяному барьеру) пришла «Лена».

Разгрузка судов на ледяной барьер — тяжелая и опасная операция. Но это единственно возможный способ разгрузки, когда весь припай отрывает и уносит ветром в море. Для первой КАЭ такая разгрузка прошла благополучно. Но на этот раз во время разгрузки погибли люди. Сотни тонн отколовшегося льда рухнули на борт «Лены» и в воду, увлекая за собой людей. Двое погибли, а семь человек, упавшие за борт, получили тяжелые травмы, но были спасены. Погибших похоронили на острове Хасуэл, который первым встречает прибывающие к «Мирному» советские суда.

Каждая КАЭ начинается с корабля. Зачисленные в состав экспедиции (обычно их называют оформленными), то есть успешно прошедшие медкомиссию, получившие паспорт моряка, теплую одежду, заполнившие многочисленные бланки (в их числе даже завещание) отправляются в Антарктиду на экспедиционных судах. До середины 1970-х годов к Шестому материку почти каждый год ходили дизель-электроходы «Лена», «Наварин», «Обь». Приходили сюда и белые комфортабельные теплоходы «Кооперация», «Михаил Калинин», «Эстония», «Надежда Крупская». Горючее доставляли нефтеналивные суда. Использовались экспедиционные корабли — плавучие лаборатории «Профессор Визе» и «Профессор Зубов».

Плавание от Ленинграда до берегов южно-полярного континента составляет немногим больше месяца. А от Австралии, куда для экономии времени часть советских зимовщиков перебрасывалась на самолетах, всего 10 дней. Самолеты Ил-18 и Ан-10 с посадками в Средней Азии, Индии, Бирме, Индонезии, Австралии и Новой Зеландии затрачивали также примерно 10 дней. Правда, полетное время здесь составляло всего лишь 48 часов.

Вторая КАЭ для выполнения научной программы предстоящего Международного геофизического года оставила на зимовке в Мирном 188 человек, что было на 96 человек больше, чем годом ранее.

Зимовщики Трешникова создали несколько научных станций, которые приблизили Советский Союз к Южному полюсу. Так, они соорудили промежуточную базу для похода к Геомагнитному полюсу — станцию «Комсомольская», находившуюся более чем в 500 километрах от «Мирного», а между этой станцией и «Пионерской» — промежуточную станцию «Восток-1».

В декабре 1957 года на рейд «Мирного» прибыли суда с членами Третьей экспедиции (уже САЭ), которой руководил Е. Толстиков. На борту «Оби» будущие зимовщики доставили оборудование для новой внутриконтинентальной станции «Советская», новые вездеходы типа «Пингвин» и модернизированные самолеты Антарктического отряда. Встреча была радостной, но неожиданно во время передачи дел на рейд «Мирного» прибыл американский ледокол «Бэртон Айленд» с… заместителем командира 43-го оперативного соединения ВМС США кептеном Джеральдом Кетчумом.

Да-да, тем самым, который еще недавно возглавлял операцию «Ветряная мельница» («Windmill») — она поставила жирный крест на существовании «Новой Швабии» и «Хорсте Весселе». Официально Кетчум хотел ознакомиться с условиями жизни на станции «Мирный», достижениями советской науки и, естественно, техники.

Руководство советских экспедиций благодушно позволили ему это сделать. Но Джеральд Кетчум прибыл на советскую научную станцию не один. Вместе с ним на нашу старейшую антарктическую станцию прибыли офицеры «Бэртон Айленд» и научные сотрудники экспедиции, в том числе: начальник станции «Уилкс» биолог Карл Экленд, начальник станции «Халлет» географ Джеймс Шир, гляциолог с «Уилкс» Ричард Камерон, океанограф Стар, командир пришедшею ледокола Брэнингам.

Затем в «Мирном» побывало еще более сотни матросов с «Бэртон Айленд». В составе экипажа этого вооруженного ледокола (1x27-мм универсальное орудие и 4x40-мм автоматов), специально построенного для работы в Антарктике, всего 234 человека Таким образом, на советской станции 29 января 1958 года побывал каждый второй из американского экипажа Экая любознательность! А ранее вроде бы и не было никакою интереса.

Не успели советские зимовщики проводить американских коллег, как 31 января на рейд «Мирного» пришло судно австралийской экспедиции «Тала Дан», направлявшееся к станции «Моусон». И вновь гости захотели ознакомиться с советской станцией «Мирный». Наше руководство вновь радушно открыло все станционные помещения. Гости осмотрели «Мирный», его лаборатории и хозяйство.

Особенно детально австралийцы осматривали новые вездеходы «Пингвин», которые были переделаны из бронетранспортеров. Не последнюю роль в развитии любознательности иностранных коллег сыграло то, что на ярко-оранжевых корпусах новых машин кроме отштампованных краской пингвинов были нарисованы зеленые сердца, пронзенные желтой стрелой.

Кому пришла столь «гениальная» мысль: привезти в Антарктиду списанные бронетранспортеры, как бы скопированные с советских самоходок САУ, правда без орудий, крайне раздражавшие наших недавних союзников во Второй мировой войне, к тому же носившие военную символику? Команда сопровождения объяснить этою не смогла. А советские зимовщики — и тем более. Но и американцы, и австралийцы встревожились!

С 1960 по 1990 год СССР провел более 20 экспедиций по исследованию Антарктиды, постоянно сохраняя здесь около 10 постоянно действующих полярных станций. При этом несколько научных станций из ранее открытых были законсервированы, но полностью готовы к приему полярников. «Оазис» был законсервирован в конце 1958 года, «Пионерская» и «Советская» — в начале 1959 года. В 1968 году на острове Ватерлоо (архипелаг Южно-Шетландские острова) вблизи Антарктического полуострова была создана советская станция «Беллинсгаузен».

А в начале 1971 года на берегу Отса, станция «Ленинградская». Если не рассматривать эти законсервированные станции как запасные опорные пункты для дальнейшего освоения, а вернее — закрепления за СССР антарктических пустынь, то столь короткий срок жизни и частую консервацию наших антарктических станций, в отличие от иностранных полярных станций, весьма сложно объяснить.

***

Из книги Сергея Ковалёва „Загадки Шестого континента .

Начало работы станции знаменуется вовсе не торжественным моментом подъема российского флага над кают-компанией. Официально дрейфующая станция начинает свою работу с момента передачи первой метеосводки в ААНИИ, а оттуда — в глобальную метеорологическую сеть. Поскольку, как известно, «Арктика — кухня погоды», эти данные обеспечивают метеорологов чрезвычайно ценной информацией. Изучение барических (давление, скорость и направление ветра на различных высотах) и температурных профилей атмосферы с помощью зондов до высоты 30 км используется не только для предсказания погоды — эти данные в дальнейшем могут использоваться как для фундаментальных научных целей, таких как уточнение моделей физики атмосферы, так и для прикладных— например, обеспечения полетов самолетов. За все эти данные ответственны метеорологи и аэрологи.

Работа метеоролога может показаться простой — это снятие метеоданных и их отсылка в Росгидромет. Для этого на 10-метровой метеомачте расположен набор датчиков, измеряющих скорость и направление ветра, температуру и влажность, видимость и давление. Вся информация, в том числе от выносных датчиков (температуры снега и льда, интенсивности солнечной радиации), стекается на метеостанцию. Хотя данные снимаются со станции дистанционно, проводить измерения без выхода на метеоплощадку получается далеко не всегда. «Чашки анемометров и радиационная защита метеобудки, где расположены датчики температуры и влажности воздуха, обмерзают, их приходится очищать от изморози (для доступа к верхней части мачты последняя сделана ‘ломающейся"), — поясняет инженер-метеоролог СП-36 Илья Бобков.- А в период таяния растяжки постоянно приходится крепить, чтобы мачта была устойчивой. Кроме того, станция не рассчитана на работу в условиях столь суровых морозов, ниже — 40 °C, поэтому мы вмонтировали туда подогрев — обычную 40-ваттную лампу накаливания. Конечно, есть станции, рассчитанные на столь низкие температуры, но они менее точные».

Сверху видно все

На СП-36 впервые в истории арктических исследований был опробован в работе легкий 5-кг БПЛА казанской компании «Эникс» с размахом крыла 140 см и радиусом действия 15 км (такой же аппарат будет нести вахту и на СП-37). Правда, он использовался в первую очередь не для научных целей, а для обеспечения жизнедеятельности и безопасности станции — разведки ледовой обстановки в ближайшем окружении. В частности, аппарат очень четко зафиксировал те трещины, которые прошли по льдине СП-36 12 апреля — они хорошо просматривались на снимках. Методика использования БЛА пока еще отрабатывается, одна из компаний в Санкт-Петербурге сотрудничает с ААНИИ в области обработки и привязки изображений, передаваемых с борта БЛА. Со временем планируется оснастить БЛА различными датчиками для сбора научной информации (на станции уже экспериментировали с установкой аэрологических датчиков).

Выше 10 м — область работы аэрологов. «Мы изучаем верхние слои атмосферы с помощью аэрологических зондов, — объясняет ведущий инженер-аэролог СП-36 Сергей Овчинников. — Зонд — это коробочка массой 140 г, ее прикрепляют к аэростату — шару объемом около 1,5 м³, наполненному водородом, который получают химическим способом в газогенераторе высокого давления — из порошка ферросилициума, едкого натра и воды. В зонд встроены GPS-приемник, телеметрический передатчик, а также датчики температуры, давления и влажности. Каждые две секунды зонд передает информацию вместе со своими координатами на наземную приемную станцию». Координаты зонда позволяют рассчитать его перемещение, скорость и направление ветра на различных высотах (высота определяется барометрическим способом). Электроника зонда питается от водозаливной батареи, которую предварительно выдерживают в воде несколько минут (подобными источниками питания оснащаются спасательные жилеты с аварийными маяками).

«Зонды запускаются каждый день в 0 и в 12 часов по Гринвичу, если позволяют погодные условия, при сильном ветре зонд просто «прибивает» к земле. За неполный год состоялось 640 выпусков, — говорит Сергей Овчинников.- Средняя высота подъема составила 28770 м, максимальная — 32400 м. Скорость подъема зонда — около 300 м в минуту, так что предельной высоты он достигает приблизительно за час-полтора, шар по мере подъема раздувается, а потом лопается, и зонд падает на землю. Правда, найти его практически невозможно, так что прибор одноразовый, хоть и дорогой».


Вода

«Основной упор в нашей работе делается на измерение параметров течений, а также температуры, электропроводности, плотности воды, — говорит океанолог СП-36 Сергей Кузьмин.- За последние годы парк приборов значительно обновился, и теперь мы можем получать результаты с высокой точностью, соответствующей мировому уровню. Сейчас мы используем приборы-профилографы, которые позволяют измерять скорость течения с помощью поперечного эффекта Доплера в нескольких слоях.

В основном исследовали атлантические течения, верхняя граница которых находится на глубине 180−220 м, а ядро — 270−400 м». Кроме изучения течений было предусмотрено ежедневное изучение толщи воды с помощью зонда, измерявшего электропроводность и температуру, каждые шесть дней проводились исследования на глубине до 1000 м, чтобы «захватить» атлантические воды, а раз в неделю зонд опускался на всю максимальную длину троса — 3400 м, чтобы изучить глубоководные слои. «В некоторых районах, — объясняет Сергей Кузьмин, — в глубоких слоях можно наблюдать геотермальный эффект».

Домики на льдине

Дрейфующая станция представляет собой несколько домиков, расставленных на льдине. Домики, называемые ПДКО (Полярный дом Канаки-Овчинникова), собираются из щитов — слоев бакелитовой фанеры, между которыми проложен в качестве утеплителя толстый слой пенопласта. Щиты соединяются между собой специальными замками, в щели набивают утеплитель (войлок), и домик становится вполне пригодным для жилья. Разумеется, при условии наличия отопления — либо электрического (масляные калориферы и тепловентиляторы), либо специальные печки на керосине или солярке.
Жизнь людей на станции в прямом смысле слова зависит от топлива — солярки для дизельных электростанций (ДЭС). Поэтому топливо берут с запасом — почти тысячу бочек (около 180 тонн, за год было израсходовано около 110 тонн). Бочки распределяют по топливным депо — расставляют в различных местах льдины, на случай, если часть топлива будет потеряна при возникновении трещин. Энергию обеспечивают два 30-кВт дизеля ДЭС, которые работают поочередно по 500 моточасов (до смены масла), еще один дизель стоит в дежурном режиме. Кроме дизтоплива для ДЭС и тракторов, на станции есть небольшой запас бензина, на котором работают снегоходы, и авиационного керосина — это позволяет заправлять самолеты, прилетающие на станцию весной и летом.

В задачу океанологов на СП-36 входил также и сбор проб для последующего анализа гидрохимиками. «Три раза за время зимовки — весной, летом и осенью — мы отбирали керн льда, который затем растапливали при комнатной температуре, полученную воду пропускали через фильтр, затем снова замораживали, — говорит Сергей. — И фильтр, и лед специальным образом упаковывали для последующего анализа. Точно так же отбирали пробы снега и подледную воду. Брали и пробы воздуха — с помощью аспиратора, который прокачивал воздух через несколько фильтров, задерживавших мельчайшие частицы. Ранее таким образом удалось, например, обнаружить пыльцу некоторых видов растений, которая долетает в приполюсные районы из Канады и российской тайги».


Метеомачту стараются устанавливать подальше от «жилой зоны» и в особенности от дизельной электростанции, чтобы исключить влияние посторонних факторов на показания чувствительных датчиков.

Для чего изучают течения? «Путем сравнения с данными, накопленными за предыдущие годы, можно выяснить климатические тенденции, — отвечает Сергей. — Такой анализ позволит понять, например, поведение льдов в Северном Ледовитом океане, что чрезвычайно важно не только в фундаментальном отношении, но и в чисто прикладном — например, при освоении природных ресурсов Арктики».

Снег

Программа специальных метеорологических исследований включала несколько разделов. Исследовалась структура снежно-ледяного покрова, его теплофизические и радиационные свойства — то есть то, как он отражает и поглощает солнечную радиацию. «Дело в том, что у снега высокая отражающая способность, и по этой характеристике, например на спутниковых снимках, он очень напоминает облачный слой, — поясняет метеоролог Сергей Шутилин. — Особенно зимой, когда температура и там и там составляет несколько десятков градусов ниже нуля. Я изучал теплофизические свойства снега в зависимости от температуры, ветра, облачности и солнечной радиации». Измерялось также и проникновение солнечной радиации (разумеется, во время полярного дня) сквозь снег и лед на различные глубины (в том числе и в воду). Изучались также морфология снега и его теплофизические свойства — температура на различных глубинах, плотность, пористость, фракционный состав кристаллов в различных слоях. Эти данные совместно с радиационными характеристиками помогут уточнить описание снежно-ледяного покрова в моделях различного уровня — как в глобальных климатических, так и в региональных.


Слева: метеоданные снимаются с метеостанции дистанционно, но посидеть в тепле метеорологам удается редко — мачта часто обмерзает, анемометры перестают вращаться и их приходится очищать от изморози. Справа: толщина льда измеряется с помощью мерных реек, которые опускаются в лунки, высверленные мотобуром, на специальном ледовом полигоне.

Во время полярного дня проводили измерения доходящего до поверхности Земли ультрафиолета, а в полярную ночь с помощью газоанализаторов изучали концентрации углекислого газа, приземного озона и метана, выбросы которого в Арктике связаны, по‑видимому, с геологическими процессами. С помощью специального газоанализатора удалось также получить, по словам Сергея Шутилина, уникальные данные о потоках углекислого газа и водяного пара через поверхность снега и льда: «Ранее существовала модель, согласно которой талые воды с побережья попадали в океан, океан покрывался льдом, и под ним шли анаэробные процессы. А после того, как поверхность освобождалась от льда, в атмосферу шел поток углекислого газа. Мы обнаружили, что поток идет в обратную сторону: когда льда нет, то в океан, а когда есть — в атмосферу! Впрочем, это может зависеть и от района — например, измерения на СП-35, которая дрейфовала ближе к югу и к шельфовым морям в восточном полушарии, согласуются с приведенной гипотезой. Так что нужны дополнительные исследования».


Трещина, прошедшая по льдине, к счастью, обошла лагерь станции стороной. Такие трещины — одна из самых серьезных опасностей для людей на дрейфующей станции.

Лед

Ко льду сейчас привлечено самое пристальное внимание, ведь он — наглядный индикатор происходящих в Арктике процессов. Поэтому его изучение чрезвычайно важно. В первую очередь это оценка массового баланса льда. Летом он тает, зимой нарастает, поэтому регулярные измерения его толщины по мерным рейкам на выделенном полигоне дают возможность оценивать скорость таяния или нарастания льдины, и эти данные затем можно использовать для уточнения различных моделей образования многолетнего льда. «На СП-36 полигон занимал площадку 80х100 м, и с октября по май на нем наросло 8400 т льда, — говорит Владимир Чурун. — Можете себе представить, сколько льда наросло на всю льдину размером 5х6 км!»

«Мы также взяли несколько кернов молодого и старого льда, которые будут исследовать в ААНИИ, — химический состав, механические свойства, морфология, — рассказывает ледоисследователь СП-36 Никита Кузнецов. — Эта информация может быть использована при уточнении различных климатических моделей, а также, например, в инженерных целях, в том числе и для строительства ледоколов».

Научные станции СССР

Сеть советских антарктических станций стала создаваться в 1956 г. в связи с подготовкой к проведению Международного геофизического года и началом деятельности Советских антарктических экспедиций. Первой была построена на берегу моря Дейвиса главная база - обсерватория Мирный. Вначале советские антарктические станции открывались в центральной части побережья и в глубине Восточной Антарктиды. После МГГ большая часть этих станций была закрыта. В дальнейшем советские станции открывались в других районах.

Беллинсгаузен (62°12" ю.ш. 58°58" з.д., 16 м над уровнем моря). Станция расположена на юго-западной оконечности острова Кинг-Джордж (Ватерлоо), на полуострове Файлдс. Основные станционные сооружения построены на свободном от льда участке на берегу ручья, вытекающего из небольшого озера и впадающего в бухту Ардли.

Остров Кинг-Джордж (Ватерлоо), входящий в Южно-Шетландский архипелаг, впервые был нанесен на карту экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в феврале 1821 г. и назван Ватерлоо в память о знаменитой победе над войсками Наполеона. Название Кинг-Джордж дали ему позже англичане. Длина его около 80 км, ширина 30 км, площадь 1338 км 2 . Почти весь он покрыт льдом, и только юго-западная оконечность, где расположена станция, свободна от ледникового покрова. Этот участок имеет холмистый рельеф с высотами 100-200 м. Между холмами расположены многочисленные озера.

Климатические условия здесь более мягкие, чем в районах расположения других советских антарктических станций. Средняя годовая температура около -4°, в зимние месяцы морозы могут достигать -27°, но даже в середине зимы бывают оттепели. Летом температура воздуха поднимается до 6-8° выше нуля. Небо почти все время затянуто облаками, осадки выпадают почти каждый день. В районе станции много тюленей, в том числе морских слонов и морских леопардов, есть морские котики, много птиц.

В комплекс станционных сооружений входят электростанция, радиостанция, жилые, служебные и складские помещения, аэрологический павильон с радиолокатором, метеорологическая площадка, емкости для топлива и другие сооружения.

Станция открыта 22 февраля 1968 г. На первую зимовку осталось 11 человек, в последующие годы зимовочный персонал увеличился до 23 человек.

На станции ведутся аэрометеорологические, океанологические, гляциологические, геофизические наблюдения, а также биологические и медицинские исследования. Кроме того, она служит базой для полевых маршрутных исследований на острове.

В 1970 г. на полуострове Файлдс рядом с советской станцией Беллинсгаузен была открыта чилийская станция Президент Эдуарде Фрей.

Восток (78°28" ю.ш. 106°48" в.д., 3488 м над уровнем моря). Станция расположена в глубине Восточной Антарктиды в районе Южного геомагнитного полюса и полюса холода нашей планеты. Она находится на расстоянии 1260 км от берега и 1410 км от Мирного. Толщина ледникового покрова в этом районе составляет 3700 м, а верхних слоев снега и фирна - более 60 м.

В районе станции преобладает ясная, малооблачная погода с очень низкими температурами в течение всего года. Средняя годовая температура воздуха равна -55°, максимальная -13,6°, минимальная -88,3°. Круглосуточная полярная ночь длится почти 4 месяца (с 24 апреля до 20 августа).

Основные сооружения станции, размещенные на снежной поверхности ледникового плато, состоят из главного здания с кают-компанией, жилого здания, в котором оборудован небольшой зал для собраний и занятий спортом, аэрологический павильон с радиолокатором, электростанция, здание буровой установки и другие служебные помещения. Над станцией возвышаются две сорокаметровые металлические мачты, на которых подвешена антенна для специальных геофизических наблюдений. В 100 метрах от станции проложена взлетно-посадочная полоса.

Станция Восток открыта 16 декабря 1957 г. Первые годы зимовочный персонал состоял из 11-16 человек, а начиная с 1970 г. увеличился до 23 человек. 21 января 1962 г. в связи с временными трудностями в снабжении станция Восток была законсервирована и до 25 января 1963 г. работы на ней не производились.

На станции выполняются систематические наблюдения по аэрометеорологии, геофизике, гляциологии, а также медицинские исследования. С 1970 г. здесь ведется бурение ледникового покрова. Кроме того, она является базой для полевых маршрутных исследований в Центральной Антарктиде.

Снабжение станции и смена зимовочного персонала осуществляются из Мирного самолетами и санно-гусеничными поездами.

Ленинградская (69°30" ю.ш. 159°23" в.д., 300 м над уровнем моря). Расположена на Берегу Отса (северное побережье Земли Виктории). Станционные сооружения размещены на свободном от льда участке на вершине нунатака в одном километре от берега. Море в районе станции круглый год покрыто льдом. У берега устанавливается припай, ширина которого к концу зимы достигает 50-60 км. Температура воздуха в этом районе почти весь год отрицательна. Только в редкие летние дни она поднимается выше нуля, зимой же морозы превышают 30-40°. Часто бушуют ураганы, сопровождаемые метелями. Более полутора месяцев, с конца мая до середины июля, длится полярная ночь.

Сооружения станции состоят из нескольких домов и служебных построек, в которых разместились жилые помещения, кают-компания, медицинский пункт, радиостанция, электростанция, мастерская, склад, баня-прачечная и другие службы.

Станция открыта 25 февраля 1971 г. На ней проводятся наблюдения по метеорологии, земному магнетизму, океанологии и гляциологии. В первый год зимовочный персонал станции состоял из 7, а в последующие годы - 11-13 человек. Смена зимовочного персонала и снабжение станции осуществляются экспедиционными судами. При благоприятных условиях грузы доставляются по припаю санно-гусеничным транспортом, а когда это невозможно - вертолетами и самолетами.

Мирный (66°33" ю.ш. 93°01° в.д., 35 м над уровнем моря). Обсерватория Мирный расположена на берегу моря Дейвиса, получившего название Берега Правды. Море в этом районе почти круглый год покрыто дрейфующим льдом и айсбергами. У берега ежегодно устанавливается припай, ширина которого к концу зимы достигает 30-40 км.

Для побережья в районе Мирного характерны устойчивые по направлению и частые сильные ветры, а также отрицательные температуры в течение почти всего года. Средняя температура воздуха в Мирном -11,3°, максимальная +8°, минимальная -40°. Наиболее часты штормы и ураганы в зимний период, сопровождающиеся метелями. Обсерватория находится точно на полярном круге, поэтому круглосуточной полярной ночи здесь не бывает. Во время полярного дня в декабре благодаря рефракции даже в полночь солнце не опускается за горизонт; однако это наблюдается лишь в течение нескольких суток.

Здания научного поселка построены частично на выходах коренных скальных пород, а частично на поверхности ледника толщиною 80-100 м. В 1973 г. началась реконструкция Мирного. На свободных ото льда сопках Комсомольская и Радио построены три больших двухэтажных дома, в которых разместились жилые помещения, лаборатории, кают-компания, радиостанция и другие служебные помещения. На вершинах сопок Комсомольской и Моренной, а также на небольшом островке находятся топливные склады.

В районе обсерватории на поверхности ледника оборудована взлетно-посадочная полоса для самолетов на лыжах. Обсерватория имеет большой парк гусеничных машин (тягачи, трактора, вездеходы), используемых для разгрузки судов и снабжения станции Восток.

Обсерватория Мирный открыта 13 февраля 1956 г. До 1971 г. она была главной базой Советских антарктических экспедиций. Зимовочный персонал 57-145 человек. В Мирном осуществляется широкий комплекс аэрометеорологических и геофизических исследований. Проводятся также систематические гляциологические, океанологические, биологические наблюдения и медицинские исследования. Кроме того, Мирный является базой для полевых маршрутных исследований в глубине континента и на побережье, а также базой снабжения внутриконтинентальной станции Восток.

Молодежная (67°40" ю.ш. 45°50" в.д., 42 м над уровнем моря). Советский антарктический метеорологический центр Молодежная находится в западной части Земли Эндерби на берегу залива Алашеева (море Космонавтов). Поселок расположен в небольшом прибрежном оазисе (холмы Тала) в 0,5-0,6 км от берега. Оазис представляет собой холмистую местность с грядами свободных от льда и снега скальных пород, разобщенных заснеженными впадинами. К югу от поселка поверхность ледника повышается, и уже на расстоянии 10 км высота ее достигает 500 м с лишним.

Климат в районе Молодежной, так же как и в районе Мирного, отличается отрицательными температурами воздуха в течение почти всего года, а также сильными и частыми ветрами. Температуры воздуха: средняя годовая -11°, максимальная +8,5°, минимальная -42°. Море Космонавтов в районе Молодежной большую часть года покрыто льдом. Много айсбергов. Ширина припая к концу зимы достигает почти 100 км. Полярная ночь длится полмесяца, с 15 по 30 июня, а полярный день - почти полтора месяца, с начала декабря по середину января.

Строительство Молодежной началось 23 февраля 1962 г. С этого же времени начались и научные наблюдения. Однако в первый год обеспечить станцию всем необходимым для зимовки не удалось, и 31 марта она была законсервирована. Строительство станции и научные наблюдения были возобновлены 4 января 1963 г. С тех пор работы на Молодежной ведутся непрерывно.

Научный поселок Молодежная насчитывает более 70 различных сооружений В число этих сооружений входят жилые дома, столовая - кают-компания здания ЭВМ, приемной и передающей радиостанций, электростанция с четырьмя дизель-генераторами, станция ракетного зондирования, аэрологический павильон и другие служебные помещения. Склады топлива представляют собой металлические емкости, которые периодически пополняются танкерами.

В районе поселка на ледниковой поверхности оборудована взлетно-посадочная полоса для лыжных самолетов. Начато создание аэродрома для тяжелых самолетов.

Первые два года существования станции Молодежная ее зимовочный персонал состоял всего лишь из 11-12 человек, однако в последующие годы зимовочное «население» Молодежной постепенно увеличивалось и в 1971 г превысило 100 человек. Начиная с этого года Молодежная стала главной базой Советских антарктических экспедиций. Здесь находится руководство зимовочными экспедициями, а сама станция превратилась в Антарктический метеорологический центр На Молодежной выполняется комплекс агрометеорологических и геофизических исследований (в том числе ракетное зондирование атмосферы, прием спутниковой информации, радиолокация метеорных следов и т.д.), а также ведутся наблюдения по океанологии, гляциологии, биологические и медицинские исследования. Кроме того, на Молодежную возложены сбор метеорологической информации со всех советских антарктических станций и первичная ее обработка (с помощью ЭВМ «Минск-32»). Молодежная является также базой полевых маршрутных исследований в прилегающих районах Восточной Антарктиды

Снабжение и смена персонала производятся с помощью экспедиционных судов, для разгрузки которых применяются вертолеты и самолеты.

Новолазаревская (70°46" ю.ш. 11°50" в.д., 99 м над уровнем моря) Расположена на выходах коренных пород в восточной оконечности оазиса Ширмахера на побережье Земли Королевы Мод, примерно в 80 км от берега моря Лазарева К северу от станции, в сторону моря простирается слабоволнистая поверхность шельфового ледника, а с юга- склон материкового ледникового покрова поверхность которого уже в 50 км от станции достигает высоты 1000 м.

Море в этом районе круглый год покрыто дрейфующими льдами припай к концу зимы достигает ширины 15-25 км. Средняя годовая температура воздуха в районе станции -11°, минимальная -41°, максимальная +9,9° Часто особенно зимой, дуют ураганные ветры, сопровождаемые сильными метелями Полярная ночь длится около двух месяцев.

Сооружения станции состоят в основном из деревянных сборно-щитовых домов, в которых размещены жилые помещения, кают-компания, электростанция, радиостанция, научные лаборатории, склады и другие служебные помещения.

В районе станции на поверхности ледника имеются взлетно-посадочные полосы. Станция открыта 18 января 1961 г. На ней выполняется комплекс наблюдении по аэрометеорологии, геофизике, гляциологии, океанологии, а также

ведутся медицинские исследования. Станция служит базой для полевых маршрутных исследований в прилегающих районах материка.

Персонал станции - 12-23 человека. Смена персонала и снабжение станции осуществляются экспедиционными судами и наземным санно-гусеничным транспортом.

Советские антарктические станции, действовавшие ранее

Станция Оазис 21 января 1959 г. передана Польской Народной Республике, получила название Добровольская.

как живут полярники на станции “Беллинсгаузен”

Антарктида - самый холодный и непригодный для жизни континент на нашей планете, постоянно там проживают лишь пингвины и тюлени. На континенте запрещена добыча полезных ископаемых, заморожены все территориальные притязания, а ученые ведут важнейшие климатические и космические исследования. О том, как живут полярники с российской станции “Беллинсгаузен” читайте в репортаже корреспондента ТАСС Марии Дорохиной, которая посетила берега Антарктиды в составе экспедиции предпринимателей из “Клуба лидеров”.

Остров Кинг-Джордж охраняет вход в Антарктиду и первым встречает нас после двухдневного прохождения на судне ледового класса через пролив Дрейка. Этот пролив отделяет Огненную землю от Антарктиды и считается одним из самых опасных в мире из-за сильных штормов. Качка прекратилась, морская болезнь отступила, впереди - долгожданная высадка на землю. Причем встречи с нетерпением ждали не только участники экспедиции, но и полярники, поскольку наше судно прибыло первым в эти края после длинной антарктической зимы.

Российские полярники живут на острове не одни, а в окружении соседей с других станций - Китай, Чили, Уругвай, Аргентина, Бразилия, Перу, Южная Корея и Польша. Причем разные языки, политика и предрассудки не влияют на отношения: здесь все стараются дружить и помогать друг другу, иначе на краю света не выживешь.

“Когда мы ходим в гости, то говорим: я поехал в Китай, я пошел в Уругвай, сейчас сгоняю в Корею. Помогаем друг другу в бытовых вопросах, чинить поломки или с едой, если кому-то внезапно завезли свежих фруктов, - говорит начальник станции “Беллинсгаузен” Сергей Никитин. - Но, конечно, мы здесь не просто дружим, а представляем свою страну”.

Дом в миниатюре

С борта судна российская станция показалась большой - скопление убегающих вверх от воды домов-вагончиков, похожих на строительные бытовки, ангары, цистерны с топливом, антенны. Однако на берегу выяснилось, что на долю “Беллинсгаузена” приходится лишь треть из всего увиденного. Остальное - это чилийская станция “Фрей”, которая вплотную прилегает к нашей и похожа на село с населением около 100 человек.

Чилийцы живут на станции семьями, поэтому здесь есть детский сад и школа, большой спортивный зал, почта. Также на станции работает взлетно-посадочная полоса длиной 1300 метров. Она обслуживает все станции на острове, а также служит перевалочной базой для туристов, которые предпочитают добираться до Антарктиды по воздуху, а не морем.

Наша станция на этом фоне выглядит скромнее, но все необходимое для жизни имеется - столовая, больница (на консультацию к нашему врачу приходят даже полярники с иностранных станций), библиотека, баня, помещения для общих чаепитий, церковь. На станции также есть интернет, но его едва хватает для просмотра почты - сериал или фильм не скачаешь. Поэтому наши полярники покупают чилийские сим-карты с мобильным интернетом.

Живут на станции одни мужчины, а так и не скажешь - в домиках очень чисто и уютно. Внутри жилые помещения напомнили мне бабушкину дачу: обшитые вагонкой стены, немного потрепанные кресла словно из 80-х, обилие фотографий и книг, на столе - пряники и конфеты, чай. Удивительно, как можно улететь на край света, преодолеть 15 тыс. километров и оказаться дома, в России.

“Антарктида - это зеркало, все, что у нас дома, то и здесь, - соглашается со мной начальник станции Сергей Никитин. - Понимаете, здесь нотка патриотическая, она выше, чем дома”.

В этом году зимовать на станции осталось 14 человек - ученые, механики, врач, радист, повар, системный администратор и двое священников, которые выполняют бытовые работы наравне со всеми. В ноябре, когда в Антарктике началось лето, на станцию приехали двое немецких орнитологов - наблюдать за пингвинами на соседнем острове. Всего зимовочный состав пяти российских станций в Антарктиде в этом году составил порядка 90 человек.

Некоторые в шутку называют остров Кинг-Джордж курортом для полярников. Мол, и морозов 80-градусных здесь не бывает, и до соседних дружественных станций рукой подать. А еще летом на побережье частично сходит снег, обнажая робкую зелень - мхи и лишайники. Но когда говоришь об этом полярникам, они хмурятся.

“Какой такой курорт? Я понимаю на “Прогрессе” (материковая антарктическая станция РФ - прим. ТАСС) в это время светит сумасшедшее солнце, ходишь в очках, загораешь. А у нас такой туманище, сырость”, - говорит механик Герман.

Действительно, если основная часть Антарктиды - это ледяная пустыня с сухим воздухом и редкими осадками, то здесь все наоборот. Из-за большой влажности и ветра местные минус 20 зимой ощущаются как все 40, часто идет снег и небо серое.

Но главная беда - это сильная коррозия из-за соли и сырости. Здесь очень быстро приходит в негодность все металлическое - лестницы, сваи домов, ангары, емкости для хранения топлива, техника. А замена или материалы для лечения проржавевших предметов приходят не так оперативно, как хотелось бы. Да и в целом техническое оснащение станции отстает от конкурентов.

“У соседей даже в бытовом плане все более технологичное. Вон, пошли пацаны в гостях у корейцев в уборную и не знали, на какие кнопки нажимать - их там 40!”, - смеется один из полярников, а глаза при этом грустные.

Россия в последнее время оптимизирует объем научных исследований в Антарктиде, сетуют ученые. Выделяемого финансирования по сути хватает лишь на поддержание станций в рабочем состоянии. А ведь на станциях проводятся важные исследования, возможные лишь в уникальных условиях Антарктиды. Например, на “Беллинсгаузене” круглый год ведутся метеорологические, геофизические и океанографические наблюдения, изучаются аспекты возможного глобального потепления. Кроме того, станция осуществляет прием спутниковой информации для Роскосмоса.

Подарки с Большой земли

Прибытие большого судна к берегам Антарктиды - это всегда огромное событие для полярников, которые истосковались по новым лицам. Но главное - это возможность пополнить запасы продовольствия, которое завозится на станцию раз в год.

“Первое, что мы попросили - это свежие овощи. Не потому, что мы бедные какие-то. У меня овощи восьмой месяц лежат на складе. Попробуйте из такой капусты сварить суп, например”, - разводит руками начальник станции Никитин.

Предприниматели из “Клуба лидеров” приехали в Антарктиду с проектами по улучшению условий на станции. Среди основных - создание российского вездехода на гусеничном ходу на замену западным машинам, прибор для восполнение дефицита солнечного света в условиях полярной ночи, генераторы альтернативной энергии.

От некоторых идей после осмотра станции пришлось отказаться. Так, один из предпринимателей предлагал собрать частные средства и приобрести полярникам самолет для доставки грузов. Однако выяснилось, что самолет на станции не нужен, поскольку нет ресурсов для его обслуживания, а вот мелкая техника - квадроциклы и вездеходы - очень нужна.

В целом полярники неохотно говорят о своих проблемах. Но в личных беседах, а не на общих встречах, они признаются, что в первую очередь на станции необходимо менять ангары. “Они стоят с советских времен, уже прогнили”, - сказал один из сотрудников станции. Также “Беллинсгаузену” нужны новые морозильные камеры - в старых не поддерживается необходимая температура, в результате замороженные продукты оттаивают, портятся и их приходится выбрасывать. Например, однажды пришлось выкинуть 30 кг печенки.

По итогам бесед с полярниками предприниматели пообещали помочь им с решением озвученных бытовых проблем.

Китайская стена

На следующий день начальник “Беллинсгаузена” предложил журналистам съездить на китайскую станцию “Чанчэн” (“Великая стена”). Она находится всего в 2,5 километрах от нашей станции, однако путь туда через снежные завалы занимает более 20 минут. Взяв с собой в качестве сувенира бутылку водки, мы загрузились в машину на гусеничном ходу - ратрак.

Дорог на острове нет: полярники при помощи снегоуборочной техники прокладывают сквозь сугробы колею. Машину в пути сильно трясет и периодически она опасно наклоняется вбок. Видимость плохая: кругом туман, идет мокрый снег, завывает сильный ветер. Несколько раз нам встречались равнины, на которых дремали сотни тюленей, некоторые лежали прямо на дороге и не хотели пропускать машину.

Ближе к “Великой стене” начинают появляться валуны с красными китайскими иероглифами. А на въезде на территорию станции стоит здание в виде огромного футбольного мяча. Говорят, в нем находятся приборы связи. На станции нас встречает поклонами китайский доктор по прозвищу Рич (богатый).

“Мы дали ему такую кличку, потому что у него есть элитная недвижимость в Шанхае”, - сквозь смех поясняет начальник “Беллинсгаузена” Сергей Никитин. По его словам, в Китае полярники очень уважаемые люди, и зимовка на станции является хорошим трамплином для карьеры. Поэтому на одно место в полярной экспедиции одновременно могут претендовать до 18 человек.

Из развлечений на станции есть большой баскетбольный зал, караоке, музей, комната отдыха и безлимитный доступ к закускам - орешки, конфеты, соевое молоко, чай. Внутри помещения декорированы красными китайскими фонариками, масками, иероглифами. Снаружи станция мало чем отличается от соседних, разве что у домиков вид не такой уставший, как на “Беллинсгаузене”.

Экскурсию нам проводит начальник китайской станции, и Сергей все время просит меня побольше фотографировать, поскольку таким образом гость демонстрирует уважение к хозяевам. Если ничего не фотографировать, значит, тебе не интересно, поясняет он. После экскурсии полярники начинают вспоминать свои семьи, считать, сколько месяцев осталось до окончания зимовки. Сергей показал доктору Ричу фотографию, на которой изображены его дети и внуки.

“И после этого ты называешь меня богатым? Это ты Рич, потому что у тебя есть большая семья!”, - говорит китаец и улыбается.

Когда мы покидали “Великую стену”, Сергей попросил меня обратить внимание, выйдет ли начальник китайской станции провожать нас на порог. По его словам, это проявление глубочайшего уважения к гостям. Сев в машину, я оглянулась: и начальник станции, и доктор Рич стояли на пороге и кланялись нам вслед.

Сущ., кол во синонимов: 1 полярка (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

полярная станция - Место постоянных налюдений на побережье континента или острове Северного Ледовитого океана, а также в Антарктике … Словарь по географии

У этого термина существуют и другие значения, см. Борнео (значения). Борнео российская арктическая ледовая полярная станция, расположенная примерно в 100 километрах от северного полюса. Открыта 30 марта 2009 года после недельного строительства,… … Википедия

БЕЛЛИНСГАУЗЕН, первая российская полярная станция (с 1968) у берегов Зап. Антарктиды (см. АНТАРКТИДА) на о. Кинг Джордж (Ватерлоо), в арх. Южные Шетлендские о ва (см. ЮЖНЫЕ ШЕТЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА). Названа по имени Ф. Ф. Беллинсгаузена (см.… … Энциклопедический словарь

БЭРД, американская внутриконтинентальная полярная станция (1957 72), ныне база сезонных исследований на Земле Мэри Бэрд (см. МЭРИ БЭРД ЗЕМЛЯ) в Зап. Антарктиде, на высоте 1530 м, в 660 км от берега … Энциклопедический словарь

- «ВОСТОК», российская полярная станция в районе Южного геомагнитного полюса (см. ГЕОМАГНИТНЫЕ ПОЛЮСЫ) в Восточной Антарктиде, на высоте 3488 м, в 1250 км от берега. Работает с декабря 1957. Полюс холода (см. ПОЛЮСЫ ХОЛОДА) Земли (ок. 90 °С).… … Энциклопедический словарь

ДЕЙВИС (Davis), австралийская полярная станция на побережье зал. Прюдс (Вост. Антарктида). Работает с 1957 (с перерывом в 1964 69). Названа по имени капитана экспедиционного судна «Аврора» Дж. К. Дейвиса … Энциклопедический словарь

СЕВА (Syowa), японская полярная станция на о. Ист Онгуль, близ берегов Земли Королевы Мод (см. КОРОЛЕВЫ МОД ЗЕМЛЯ) в Вост. Антарктиде. Открыта в 1957, действует постоянно с 1966 … Энциклопедический словарь

СКОТТ, новозеландская полярная станция (с 1957) на южном берегу п ова Росса в море Росса (см. РОССА МОРЕ) (Зап. Антарктида), в 2 км к западу от американской базы Мак Мердо (см. МАК МЕРДО). Названа по имени Р. Скотта (см. СКОТТ Роберт Фолкон) … Энциклопедический словарь

Элсуорт (Ellsworth), научная станция на шельфовом леднике Фильхнера (77° 43 ю. ш., 41° 07 з. д.). Открыта США 11 февраля 1957; в 1959 передана Аргентине. В 1957‒62 на станции проводились метеорологические, актинометрические, геофизические и… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Полярная станция "Зет" , Маклин Алистер. Во льдах сурового Ледовитого океана терпит бедствие полярная станция "Зет" . Пожар, возникший на ее территории, погубил половину сотрудников, оставив уцелевших без тепла, пищи и света. На…
  • Полярная станция Зет , Маклин Алистер. Во льдах сурового Ледовитого океана терпит бедствие полярная станция`Зет`. Пожар, возникший на ее территории, погубил половину сотрудников, оставив уцелевших без тепла, пищи и света. На…


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт