Социальный статус: понятие, виды, примеры. Социальное положение

13.10.2019

Понятие

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Г. Д. С. Мейн.

Типология социальных статусов

Ральфом Линтоном были введены два понятия - ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус) и achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

  • Приписываемый статус - социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
  • Достигаемый статус - социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека.

Если положение занимаемое человеком обладает одновременно свойствами приписываемого и достигаемого статуса, то говорят о смешанном статусе.

Статусный набор

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

Cоциальный набор - введено американским социологом Мертоном.

В социальный набор входят: социальный статус и статусный набор.

Модель статусных групп (классов) Л. Уорнера

В качестве примера можно привести модель статусных групп Л. Уорнера:

  • Высший класс («higher class»)
    • Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи.
    • Нижний-высший класс, не включал старые родовые семьи.
  • Средний класс («middle class»)
    • Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов
    • Нижний-средний класс составляли низшие служащие, приказчики, клерки
  • Низший класс («lower class»)
    • Верхний-низший класс включал рабочих
    • Нижний-низший класс - «социальное дно»

Источники

  • Warner W.L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual co Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
  • Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Положение в обществе" в других словарях:

    Прил., кол во синонимов: 11 важная особа (36) важная персона (34) важная птица … Словарь синонимов

    Положения, ср. 1. Местонахождение, расположение в пространстве. Положение луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить часы в строго вертикальном положении. 2. Поза; особая… … Толковый словарь Ушакова

    ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ - ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ. По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, заложившая наряду с трудами К. Маркса Нищета философии (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4), Наёмный труд и капитал (там же,… … Демографический энциклопедический словарь

    Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? положения, чему? положению, (вижу) что? положение, чем? положением, о чём? о положении; мн. что? положения, (нет) чего? положений, чему? положениям, (вижу) что? положения, чем? положениями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/7 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно по … Википедия

    - («Положение рабочего класса в Англии») По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, представляющая собой первый обширный диалектико материалистический анализ капитализма, а также положения и роли пролетариата в … Большая советская энциклопедия

    положение - я; ср. см. тж. положеньице 1) Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое положе/ние. Менять положе/ние. Определить положе/ние судна. 2) Постановка тела или его частей; поза. Поло … Словарь многих выражений

    Ср. 1. Местонахождение кого либо, чего либо в пространстве. отт. Расположение какого либо пункта или участка земной поверхности. 2. Расположение, постановка тела или частей его; поза. отт. Расположение предметов. 3. Состояние, обусловленное… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Я; ср. 1. Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое п. Менять п. Определить п. судна. 2. Постановка тела или его частей; поза. П. рук при упоре. Неудобное п. головы. В сидячем, лежачем положении. Вернуться в исходное п. 3.… … Энциклопедический словарь

    ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ - – совокупность условий выживания, развития и жизнеобеспечения детей, сложившихся в обществе. К ним относятся: степень материальной обеспеченности жизни детей; состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений; система… … Терминологический ювенологический словарь

Книги

  • Положение об офицерском собрании Лейб-гвардии Егерского полка , . Лейб-гвардии Егерский полк свое старшинство относил к 1796 году, когда именным указом императора Павла I из егерских команд лейб-гвардии Семеновского и Измайловскогополков, а также роты…

1. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

2. Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируе­мых с одним статусом.

a. Ос­новные (типичные) роли

i. Семейно-бытовые, профес­сиональные, общественно-политические роли и

b. Ситуационные социальные роли.

i. Роли пассажира, пеше­хода, покупателя, зри­теля и др.

3. Ролевой набор формирует набор социальных отноше­ний. Они определяются ожиданиями людей. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социаль­ную роль. При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следу­ющие компоненты.

· Описание типа пове­дения, со­ответству­ющего дан­ной роли

· Предписания, или нормы, оп­ределяющие требования к выполнению той или иной роли

· Оценка выпол­нения данной роли

· Меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное вы­полнение роли

4. От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение ис­полнителя конкретной роли. личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценнос­тных ориентации. Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

· биопсихологические воз­можности человека;

· личностный образец;

· характер принятой в обществе системы социального контроля;

· структурагруппы.

5. Человек исполняет в различных ситуациях множество ролей, что порождает ролевой конфликт . Виды ролевых конфликтов:

· Внутриролевые (слушайся, но будь творческим);

· Межролевые

· Личностно-ролевые

Социализация индивида

1. Личность – субъект сознательной деятельности, совокупность социально значимых черт, свойств и качеств

2. Структура личности: статус, роль, направленность

3. Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, социального опыта и моделей поведения, необходимых для успешного функционирования общества

4. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.



5. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры. В процессе социализации устанавливаются взаимные отношения между человеком и обществом, когда обе стороны осознают не только свои права, но и обязанности.

6. Ответственность общества перед личностью непосредственно связана с предоставлением ей экономических, правовых, политических асоци­альных гарантий. Социально ориентированное государство обязано га­рантировать человеку рабочее место, медицинскую помощь, возмож­ность получить жилье и образование, право на отдых и т. д. Чтобы реализовать данные гарантии, государство должно быть экономически устойчивым, содержать на должном уровне системы здравоохранения, культуры, образования, расширять жилищное строительство и т. д.

7. Агенты социализации: семья, школа, социальное окружение, СМИ, государственная политика, национальные традиции, самовоспитание

8. Расширение и углубление социализации: в сферах деятельности, общения, самосознания

9. Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к постоянно меняющейся социальной среде. Отличают два вида социальной адаптации:

· - активный (когда личность не только осваивает социальную среду, но и пытается ее изменить);

· - пассивный (когда происходит только приспособление к окружающей среде).

10. Для динамики процессов социальной адаптации имеют значение:

· высокий социальный статус личности;

· успешное выполнение ею своих социальных ролей;

· в целом положительное восприятие личностью окружа­ющей социальной среды.

Семья и брак

1а. Семья - это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны



· общим бытом,

· взаимной помощью,

· моральной и правовой ответственностью.

1б. Семья - это социальный институт , его функция - воспроизводство (репродукция) населения.

2. Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая

· их права и обязанности,

· отношение к детям и к

· совместному имуществу.

3. Типы семьи)

По составу:

· Нуклеарная (в основе – супружеские связи; max 2 поколения);

· Расширенная (в основе – кровнородственные связи; несколько поколений)

По наследованию (фиксация своего происхождения):

Патрилинеальные – Матрилинеальные – Билинеальные (в т.ч. Россия)

По месту проживания:

Патрилокальные – Матрилокальные – Неолокальные

По власти в семье:

Патриархальные – Матриархальные – Эгалитарные (равные)

4. Формы брака

· моногамная (единобрачная) семья предусматривает появление брачной пары - мужа и жены;

· полигамная (многобрачная) семья реализует форму группового брака.

· В свою очередь полигамия бывает двух видов:

· полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

· полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами).

5. Функции семьи.

Роль семьи в обществе исторически менялась.

· В первобытном обществе семья – это единственный реально функционирующий институт

· Сегодня она передала часть своих полномочий институтам права, образования, религии.

6. Этапы становления брачно-семейных отношений

· Неупорядоченные половые связи (промискуитет)

· Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми)

· Парная (моногамная, единобрачная) семья

a. Парная патриархальная (Естественное неравенство полов; мужчина – обладатель богатств; у мужчин господствующее положение в общественной жизни (связь с военным и правовым статусом))

b. Парная демократическая

7. Функции современной семьи:

· репродуктивная (воспроизводство населения);

· сексуальная ;

· воспитательная (социализация молодого поколения и передача ему культурных ценностей и норм);

· хозяйственно-бытовая (= экономическая) (поддержание физического здоровья членов общества, забота о несовершеннолетних и нетрудоспособных);

· эмоциональная (стабилизирует психологическое состояние людей);

· контролирующая (поведение членов семьи);

8. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабили­зации личности взрослых.

9. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи».

10. Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

Современные символы статуса: что это такое? Какие символы статуса работают в наше время?

Каждый человек принадлежит к тем или иным социальным группам, классам. Эта принадлежность наделяет его какими-то отличительными чертами и характеристиками. Но не только социальная группа формирует человека. Зачастую ему самому приходится поддерживать и чем-то обозначать свое положение в обществе, выгодно «выделяться» из всей массы людей.

Они показывают достаток человека. С их помощью узнают «своих», находят ключ к общению с окружающими. Они - символы статуса . Зачем люди окружают себя символами положения в обществе? Давайте попробуем разобраться.


По определению, социальным статусом считается положение, занимаемое человеком (или социальной группой) в обществе. На бытовом уровне социальный статус считается важной частью самоопределения человека. Представление о положении в обществе на некоторых этапах развития личности помогает ставить цели и обозначать необходимый для их достижения круг задач.

Философская энциклопедия трактует статус как позицию человека в общественной системе. Позиция определяется по системе экономических, профессиональных и этических признаков. В зависимости от того, наследуется ли признак (как, например, пол, раса) или приобретается в ходе жизни (например, профессиональный опыт, личные достижения), выделяют предписанный и достигаемый статусы. Соответственно, предписанные статусы человек получает по факту рождения – принадлежность к определенному полу, национальности, расе, заданным биологически помимо человеческой воли и сознания. Достигаемые же статусы приобретаются человеком благодаря определенным усилиям – квалификация, образование, должность и т.п. Считается, что, чем свободнее общество, тем более важную роль играют достигаемые статусы, и менее важную – предписанные.

Положение в обществе тесно связано с социальной ролью, другими словами, с работой, выполняемой на благо людей. Стоит отметить, что понятие статуса и указанные выше признаки постоянно меняются.

Так, статус войскового офицера русской императорской армии век назад связывался с доходами выше среднего, всесторонним образованием по стандартам строже мировых и жестким кодексом чести. К середине 1980-х значительная часть офицеров армии СССР служила вдали от крупных городов, но обеспечивалась жильем. Размер жалования зависел от рода войск и места службы, однако доход был значительно выше среднего. Образование по-прежнему считалось лучшим. Кодекс чести хоть и соблюдался, но считался пережитком.

Сейчас войсковые офицеры материально обеспечены на среднем уровне, а местами и ниже. Образование на среднем уровне, а пресловутый кодекс чести восстанавливается.

Российские ветеринары, 100 лет назад входившие в элиту наравне с офицерами, сейчас на полном самообеспечении. Но так было далеко не всегда. Так, в начале прошлого века российские ветеринары при поступлении на государственную должность получали жилье и средства на самостоятельное оборудование лечебницы. Предварительно они обучались в лучших высших учебных заведениях и получали моральную закалку. Ведь работать приходилось буквально «у черта на куличках». После первой Мировой войны ветеринаров приходилось искать по всей стране. Специалистов не хватало настолько, что началась животноводческая катастрофа, и в конце 1920-х гг. ветеринарную службу передали в НКВД. Ветврачам присвоили офицерские звания, обеспечили соответствующим жалованием и даже пайками. Уровень образования упал.

К середине прошлого века уровень официальных доходов ветеринаров снизился, образование - тоже. Осталась только моральная закалка. В последнее время уровень образования ветеринаров поднимается, но неравномерно. Моральная закалка почти исчезла, а официальные доходы ниже среднего.

С подобной ситуацией сталкиваются представители других специальностей. Так, инженеры век назад были далеки от государственной элиты. Они получали разнообразное образование, определявшее уровень доходов. И, увы, были лишены как этической общности, так и понятия цехового кодекса. Поэтому одни подняли в воздух крупнейший по тем временам самолет «Илья Муромец», а другие ломали голову над повышением эффективности прессов для выдавливания масла. С оплатой, соответствующей задаче.

Поставленная перед представителями профессии социальная или трудовая задача в итоге определяет престиж. Он выступает одним из основных критериев социального статуса.

Однако статус не ограничивается всем выше перечисленным. Человеку важно проявлять положение в обществе не только в ближнем окружении. Поскольку люди – существа в том числе общественные, то проявления статуса нацелены прежде всего наружу, на других членов общества. Чтобы они оценили.

Символы статуса: виды

Символы статуса призваны показывать положение владельца в обществе. Такая демонстрация достигается разными способами. Однако способы показать собственное положение в обществе зависят от статуса и меняются со временем.

Так, в прошлом купцы, чтобы не теряться на общем фоне, носили одежду определенного фасона. Вельможи окружали себя свитой, гонцами. Выделялись фасоном одежды, геральдическими знаками на каретах, оружии и даже элементах одежды.

Сохранившиеся символы статуса можно разделить на общие и специфические, то есть характерные для общественных групп.


В категорию общих символов статуса относят вещи, подчеркивающие высокий доход и (или) общественную значимость владельца. Специфической принадлежности не имеют, иногда используются многочисленными группами людей на большой территории. Общими символами статуса считают:

Военный билет с записью о прохождении службы. В большинстве регионов страны с патриархальным укладом, а часто и центральных, воспринимается как единственно нормальное удостоверение здоровой личности мужского пола. Записи типа «не служил» или отсутствие военного билета вызывают сомнение: мужчина или серьезно болен, или судим, или неправильной сексуальной ориентации. В большинстве случаев на одном гектаре с «таким» находиться позорно.

Собственное жилье во всем мире служит признаком богатства. Уровень оплаты труда, позволяющий купить квартиру или дом, в оценке наемного работника значат признание заслуг специалиста. В оценке бизнесмена эти признаки выдают эффективного управленца и рачительного хозяина.

Собственный автомобиль имеет несколько знаковых значений. Для мужчин авто, в первую очередь, — аналог рыцарских доспехов и коня. Другими словами, символ власти, силы, мужественности. Для женщин машина олицетворяет подобие средневековой кареты – средства передвижения с роскошью, выделяющего хозяйку из толпы. Во вторую очередь, марка и состояние авто подчеркивают богатство владельца. В третью - показывают принадлежность владельца к социальному слою.

Семья тоже имеет ряд значений. Так, для женщины семья выступает одной из главных целей в жизни, и одновременно площадкой для полной реализации. Для мужчин же семья служит признаком состоятельности и организационных возможностей. Одновременно по семье оценивают уровень возможностей мужчины. Так, холостому часто не светит высокая должность. Не столько из-за организационных способностей, проявление которых –дело строго индивидуальное. Высокая должность подразумевает серьезные нагрузки. А вот отдыхать после изматывающей работы мужчина может или в баре с рюмочкой, или дома с женой. Рано или поздно отдых со спиртным заканчивается ухудшением здоровья. Работодателей в большинстве случаев интересует не здоровье сотрудника, а возможность справляться с поставленными задачами. Разумеется, здоровый всегда справляется с работой лучше больного.

Обувь , точнее, ее состояние, воспринимается вместе с положением дел у человека. Сверкающие туфли мужчины - часть безупречного образа успешного человека. Элегантная, чистая обувь женщины - часть образа успешной леди.

Одежда отражает занятия человека. Безусловно, в некоторых слоях общества единственно приемлемым стилем считается классический костюм. Однако едва заметные складки и потертости одежды выдают владельца с головой. Например, слишком дорогой костюм у начинающего бизнесмена потенциальным инвесторам указывает на транжиру, слабо заинтересованного в работе предприятия. И да, в дешевом костюме мужчина выглядит солидней, чем в дорогих джинсах и свитере. Дорогая, но со вкусом подобранная одежда на женщине показывает заработок ее мужа.

Наручные часы для мужчин отображают уровень заработка и стиль занятий. В подавляющем большинстве исключительно мужских.

Галстук является одним из фаллических символов и «вторичным половым признаком» в мужской одежде. Одновременно указывает на вкусы владельца и способность достигать поставленные цели. Классический символ успешного мужчины - синий галстук в полоску.

Татуировки — отдельная тема в символах успеха. Выделяют декоративные, специфические и опознавательные татуировки. К специфическим татуировкам относят уголовные. Они могут наноситься добровольно или принудительно, как, например, «перстняк подлости». Опознавательными служат большинство армейских и флотских татуировок. Иногда люди, занимающиеся экстремальными хобби, наносят татуировки с указанием группы крови. Декоративные татуировки отражают интересы владельца и служат средством выделиться.


Специфические символы статуса выполняют несколько функций. В большинстве случаев подчеркивание положения в обществе для таких символов является вторичной функцией. К специфическим символам статуса относят:

Сленг. В большинстве случаев жаргон служит как средство общения в профессиональной среде. «Веник» может означать не только инструмент подметания, но и устройство хранения данных в компьютере. А «Чебурашка» — не только сказочный персонаж, но и жаргонное название одного из передвижных радаров для армейских нужд.

Стиль аксессуаров к одежде подчеркивает направление занятий владельца. Причем, куда сильнее одежды. Например, оттягивающая плечо сумка для ноутбука вмещает лишь немного бумаг и само устройство. Однако, большинству людей нет нужды часто носить с собой ноутбук. Сочетание с другими деталями одежды выдает любопытного туриста или спешащего на работу программиста.

Регулярное ведение записей характерно для людей с высокой организацией труда и умственных процессов. В большинстве случаев это руководители среднего и высшего звена, писатели.

Описаны только символы статуса, встречающиеся почти на каждом шагу. Перечисление всех символов с рассказом о каждом на два предложения, займет целый том Большой Советской энциклопедии. Поэтому мы пока вынуждены остановиться в рамках данной статьи.

Символы и жизнь

Символы статуса в большинстве случаев используются неосознанно. Люди хотят признания своих заслуг, и пока желание не причиняет дискомфорта окружающим, оно вполне нормально. Ведь общество, ставшее для нас средой обитания, создается совместным трудом. Однако расшифровкой символов статуса можно пользоваться в повседневной жизни.

Мужской взгляд

Так, одежда и сленг могут выдать представителя определенной профессии в случайном попутчике. Поговорив с ним о его занятиях, вы узнаете много нового, обновите свои знания. И, по древней пословице, «дорога сократится вдвое».

В большинство организаций клиенты приходят с набором собственных нужд. Узнав о причинах беспокойства клиента, вы помогаете решить его проблему. Повышаете свой уровень как специалиста, «взращиваете» заработок и приобретаете постоянного клиента. Вот какие «бонусы» может принести понимание символов социального статуса человека.

Живите, общайтесь. И будьте счастливы.

Женский взгляд

Не зря ведь говорят, что «встречают по одежке». Внешний вид человека может сказать о многом: кто он, чем занимается, увлекается, что любит и куда сейчас спешит. Всемирный прогресс, шагающий семимильными шагами, побуждает нас постоянно выделяться на фоне других представителей того же общества. А что, мало кто хочет «пасти задних» или просто быть посредственностью. К тому же, многие профессии и социальные роли в буквальном смысле диктуют нам свои условия: ты должен выглядеть так-то и так-то, иметь то-то и то-то, и никак иначе. В другом случае, не быть тебе «своим» в «волчьей стае». Так в нашу жизнь приходят и прочно там обосновываются современные символы социального статуса. Хорошо это или нет – судить, скорее всего, не нам. Ведь, если такие символы имеют место быть, наверняка, они нужны людям и продолжают выполнять те роли, для которых их придумали те же представители человечества. А, следовательно, по-прежнему мужчина на «Бентли» будет больше похож на состоятельного бизнесмена, чем парнишка, приехавший на трамвае. Даже если на самом деле последний маринует доллары в трехлитровых банках под металлическими крышками. Впрочем, мы с вами об этом никогда не узнаем.

На мой взгляд, любые символы статуса, конечно же, имеют право на жизнь и процветание. Но главное, чтобы за ними не потерялось то единственное, важное, неповторимое, что олицетворяет собой сокровенную суть каждого из нас. Индивидуальность, личность, душа, если хотите. То, без чего человек становится просто «субъектом», без своего лица. Даже если он в дорогущем костюме и в его ботинках отражаются облака. Но это уже совершенно другая история…

«Желаем вам новых открытий, достижений, самореализации и огромного счастья!»
Евгений и Анна Кутявины


Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полеми­зируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверж­ дал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория ролевых конфликтов стали важным инструментом исследо­вателей, помогающим глубже осмысливать социальные про­цессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее оп­ределенные права и обязанности, называется социальным статусом.

Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. По­этому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для челове­ ка наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека. Постарайтесь определить, какой статус для Вас будет являться главным?
Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­ торые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них - пол, расовая принадлежность, возраст - не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, на­зывают предписанными. В то же время образованным, вла­ деющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют до­ стигаемыми. Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус. Назовите свои предписанные статусы?
В открытых, динамично развивающихся обществах до­ стигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого со­ циального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, тру­долюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «старто­вые» условия. К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, производящей часы и кальку­ ляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской семье. Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил букваль­ но на всем. Когда семья переехала в город, он отказался да­ же от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после окончания шко­ лы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в ар­ мии, что было для того времени величайшим позором. Известны ли Вам схожие примеры (в жизни, литературе) достижения высокого положения?
С понятием социального статуса связано другое поня­ тие - «престиж».
Престиж (от франц. prestige - влияние, уважение, кото­ рыми пользуется кто-либо) - это оценка обществом или со­ циальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность играет в них не последнюю роль.
Понятием «авторитет» (от лат. auctoritas - власть, влия­ ние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авто­ритетным - вполне определенный, конкретный человек. Как Вы понимаете, чем престиж отличается от авторитета?
Лучшая реализация личности возможна при нахождении
человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди от­ казываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о прести­же, связанном с принадлежностью к определенной социаль­ ной группе.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

От человека, занимающего определенное социальное по­
ложение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), до­ статочно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведе­ ния ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оце­ нивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как сле­дует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку дан­ ного социального положения. Подумайте, какое поведение и какие действия ожидают от вас окружающие как от социальной группы старшеклассников?

Ожидание, предписание соответствующего статусу пове­ дения называют в социологии социальной ролью.
Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас до­статочно много. Совокупность ролей, выполняемых челове­ком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Предста­ вим себе пожилого академика, который, выступая на науч­ ной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не знает таких жестких ог­ раничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпаде­ ние ожидаемого в соответствии со статусом поведения и ре­ альных поступков личности вызывает непонимание со сто­ роны окружающих, а нередко и осуждение. Сталкивались ли Вы с примерами несоответствия статуса человека и его роли?
Напряженные отношения - ролевой конфликт - возника­ ют и в тех ситуациях, когда человеку приходится придержи­ ваться требований трудносовместимых ролей. Например, про­фессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей при­ ходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою оче­ редь, предполагают широкий спектр обязанностей.
Ролевой набор, присущий отдельной личности, определя­ется многими факторами. Один из них - это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна роле­ вая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрос­ лого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека. Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и дол­жен добиваться собственного статуса, овладевать новыми со­ циальными ролями.
Опишите свой ролевой набор. Появились ли за последние годы в нем новые роли?

Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.

Именно сравнение роли человека в обществе и образного
ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру за­явить устами одного из героев пьесы «Как вам это понра­ вится? »:

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик

И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им са­мим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся тре­ бований общества по отношению к нему (не исключая, ко­ нечно, его собственных целей и способностей).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ


Овладение человеком набором ролей неразрывно связано
с усвоением социальных норм. Именно с их помощью обще­ ство предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. Какие виды социальных норм Вы помните?
П роцесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется социализацией.

Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрас­те. Известно немало случаев, когда дети в силу разных при­ чин были резко ограничены в общении с окружающими людь­ ми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.
Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавли­
ваются его отношения с матерью, а затем с другими близ­ кими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры - кем только вы в них не побывали! - строителями, шоферами, врачами, продавцами; мальчики играют «в войну», девочки - «в доч­ ки-матери».
В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно
учится видеть себя так, как его видят другие, у него разви­ вается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.
Примерно к 8-9 годам осваивается другой тип игр - иг­ры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил! Его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже воспринимается как нечто необходимое и соблюдаемое все­ ми. Возникает основа для начала довольно длительного про­цесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих иссле­дователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека - это освоение им новых социальных ро­ лей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других. Можете ли Вы привести примеры освоения новых социальных ролей за последний год?

КТО УЧИТ НАС «ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»?


Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в ма­лой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, ба­ бушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первич­ный социальный статус. В традиционном обществе она оп­ределяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе со­циальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в даль­ нейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь ее влияние очень существенно.
Как правило, родители стараются быть достойными вос­питателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препят­ствующих полноценной социализации ребенка, к сожале­ нию, немало. Дети могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут подвер­ гаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрос­ лые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений - равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определен­ная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном со­ гласии, а не на зависимости.
Одним из главных социализаторов каждого человека в
современном обществе является школа. Это оказалось воз­можным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через сис­ тему учебных занятий, организованных форм общения уча­щихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их ос­ воению.
Долгое время в школьном образовании господствовало от­
ношение к ученику лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Се­ годня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресур­ сы и возможности - важнейшая задача школы. Согласны ли Вы с точкой зрения, что школа признает индивидуальность каждого ребенка? Согласны ли Вы что школа помогает ребенку усвоении новых для него социальных ролей?
В современном обществе большую роль в социализации
личности играют средства массовой информации. Нынеш­ ний школьник проводит перед экраном телевизора, вероят­ но, не меньше времени, чем за учебниками. Воздействие СМИ уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы опре­ деленной группы лиц, а не общества в целом или государ­ ства. Поэтому сегодня многие сходятся во мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (от лат. manus - рука, в первоначальном смысле означает «ручное управление»), т. е. неявного, неза­метного для того, на кого оказывается воздействие, побуж­дения его к определенным действиям, настроениям, отно­ шению. Благодаря каким СМИ Вы получаете социально значимую информацию? Чем вызван Ва ш выбор?


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ


Одной из сторон социализации является социальная адаптация.

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособ­ ляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погру­жаются в мир собственных переживаний. Узкий круг пред­ метов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые пер­ сонажи литературных произведений. Какие примеры Вы можете привести ?
Однако большинство людей стремится органично впи­
саться в окружающую социальную среду. Свойство адапта­ ции присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее ус­ тойчивые свойства этой среды, типичные способы социаль­ного поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает школьному распорядку, усваивает правила поведения, ов­ладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние фор­ мы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются цен­ности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленнос­ ти о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, на­рушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и ав­тономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или да­ же на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно при­ дется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешивать­ ся в жизнь малознакомых людей будут приводить к посто­ янным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и но­
сит непрерывный характер, особенно активно она происхо­ дит при смене социального окружения, видов деятельности. Приходилось ли Вам адаптироваться к новым социальным условиям? На сколько тяжело это Вам далось? Показателями степени адаптации могут служить успеш­ ное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологичес­ кая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на соци­ альную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценнос­ти, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей
и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропот­ но выполняются все предписания. При этом, однако, внут­ренне человек может быть не согласен с групповыми норма­ ми и ценностями.

Как Вы считаете, какой тип адаптации присущ Вам?
  • От чего зависит положение человека в обществе?
  • Сколько у человека может быть социальных статусов?
  • Какой социальный статус главный?

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д.

Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Социальные «параметры личности»

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.

    Советуем запомнить!
    Темперамент - индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент проявляется также и в особенностях движений человека.

    Дополнительное чтение
    Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы обращаем внимание на различия в их поведении. Одни - быстры и порывисты в движениях, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте, присущем человеку от рождения. Существует четыре основных типа темперамента.
    Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
    Холерик - быстрый, порывистый, с резко меняющимся настроением, невыдержанный, конфликтный.
    Сангвиник - энергичный, жизнерадостный, общительный человек с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события. Он очень успешен в работе, когда ему интересно.
    Меланхолик - человек чувствительный и легкоранимый, он доброжелателен к людям и проявляет максимум сочувствия.

Понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента. Возможно, вы найдёте у себя черты разных типов темперамента.

Приобретённые качества - самостоятельность, трудолюбие, ответственность, характер, сила воли, умение общаться с людьми, доводить начатое дело до конца и др.

    Дополнительное чтение
    В отличие от темперамента характер не является врождённым. Он в основном формируется по мере взросления человека, к врождённым чертам добавляются приобретённые, главным образом нравственные качества.
    О характере человека говорят в тех случаях, когда им проявляются положительные или отрицательные качества.
    Положительные качества: трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость и др.
    Отрицательные качества: лень, безответственность, пассивность, чёрствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм, безалаберность и др.

Составьте перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Что в своём характере вы бы хотели изменить?

Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

Какие врождённые и приобретённые качества важны для спасателя, предпринимателя, балерины? Своё мнение обоснуйте.

    Советуем запомнить!
    Социальный статус - социальное положение человека в обществе.
    Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Социальное положение школьника

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

    Дополнительное чтение
    Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Права, обязанности и ответственность

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

    Интересные факты
    В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова одна из форм проявления ответственности.
    В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.
    В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

Многообразие социальных статусов

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

    Подведём итоги
    Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

    Основные термины и понятия
    Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Выберите одного из ваших любимых литературных или киногероев и опишите его социальное положение.
  2. Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.
  3. Какой социальный статус для вас является главным? Почему?
  4. Как вы понимаете, что такое социальные «параметры личности»? Свой ответ обоснуйте.
  5. Объясните значение следующих понятий: «социальный статус», «социальное положение», «ответственность».
  6. Каким образом права подростка раскрывают его социальное положение?


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт