Сколько Белоруссия должна России? Сможет ли Белоруссия уйти от России

01.12.2021

­Внешний госдолг Беларуси в нынешнем году увеличился на 1 млрд долларов до рекордных 13,5 млрд долларов. Долговая нагрузка на экономику, констатируют эксперты, постоянно растет, и поэтому суммы, которые стране ежегодно приходить возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов. Кому и сколько должна Беларусь в 2017 году, разбиралось издание Naviny.by.

Главные кредиторы Беларуси

Начиная с 2013 года расходы по госдолгу ежегодно превышают 3 млрд долларов, и 2017-й исключением не станет.

В будущем году обслуживание госдолга обойдется в 2 млрд 496,3 млн деноминированных рублей, а на его погашение необходимо будет направить 5 млрд 232,2 млн деноминированных рублей. Таким образом, суммарно обязательства правительства составляют порядка 7,7 млрд рублей.

В валютном эквиваленте (среднегодовой курс, заложенный в бюджете на 2017 год - почти 2 рубля 20 копеек за доллар) получается, что по внутреннему и внешнему госдолгу Беларусь в 2017 году должна будет вернуть около 3,5 млрд долларов.

При этом расходы по внутреннему и внешнему госдолгу предусмотрены почти равные: на обслуживание и погашение внутреннего госдолга нужно будет направить около 1,65 млрд долларов, на платежи по внешнему - 1,86 млрд долларов.

По информации БелаПАН, крупнейшие внешние кредиторы, которым Беларусь в 2017 году должна будет вернуть наибольшие суммы, - это Россия (741,3 млн долларов), Евразийский фонд стабилизации и развития (487,9 млн долларов), а также Китай (381,7 млн).

Этим трем кредиторам Беларусь должна в будущем году перечислить около 1,5 млрд долларов, то есть почти 80% средств от совокупных расходов по внешнему госдолгу. При этом, учитывая, что основным донором евразийского фонда выступает Россия, можно сказать, что именно она является главным внешним кредитором Беларуси.

Что касается кредиторов, которые одалживают белорусскому правительству деньги на внутреннем рынке, то, по неофициальной информации ими выступают коммерческие банки с российским капиталом, которые регулярно покупают валютные гособлигации белорусского Минфина.

Если говорить о средствах, которые государство в будущем году планирует направить на погашение и обслуживание госдолга, то на эти цели в бюджете-2017 предусмотрены следующие суммы: поступления от размещения нового выпуска еврооблигаций (800 млн долларов), транши кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (700 млн долларов), средства от размещения валютных гособлигаций на внутреннем рынке (еще 360 млн долларов).

Кроме этого, на выплаты по долгам планируется в 2017 году направить профицит бюджета (1,5 млрд рублей), который планируется получить в основном за счет поступления в бюджет вывозных пошлин на нефтепродукты.

Также весьма вероятно, что часть обязательств по внутренним долгам правительство постарается рефинансировать - белорусским банкам, как это уже бывало ранее, предложат купить новые выпуски валютных гособлигаций, средства от которых пойдут на погашение предыдущих выпусков долговых бумаг.

Долговая нагрузка на экономику растет

Способность государства платить по долгам напрямую связана с результатами работы экономики, которые в последнее время не радуют. По прогнозу Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в 2016 году снизится на 2,8%, и в 2017-м рецессия может сохраниться (эксперты центра предполагают, что экономика сократится в будущем году на 0,9%).

В то же время величина государственного долга увеличивается - за январь-октябрь 2016-го внешний госдолг вырос примерно на 1 млрд долларов (или на 8,2%) и достиг 13,5 млрд долларов.

«Долговая нагрузка на экономику растет. С одной стороны, в этом году наблюдается рецессия, с другой - состоявшаяся девальвация привела к заметному уменьшению ВВП в долларовом эквиваленте, а величина госдолга на этом фоне увеличилась», - констатировала в комментарии для БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

По оценкам Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в долларовом эквиваленте в 2016 году составит (по среднегодовому курсу) 46,5 млрд долларов. Для сравнения: в 2015-м ВВП был равен 54,6 млрд долларов.

Рост госдолга, наблюдаемый на фоне рецессии и снижения ВВП в долларовом эквиваленте, приведет, вероятнее всего, к тому, что в Беларуси по итогам 2016 года не будет выполнен один из параметров экономической безопасности - пороговое значение, отражающее отношение внешнего госдолга к ВВП.

На 1 января 2016 года, по данным Минфина, отношение внешнего госдолга к ВВП составляло 22,7%. На 1 января 2017 года эта величина может достичь 29% (при условии, что внешний госдолг сохранится на уровне 13,5 млрд долларов, а ВВП составит прогнозируемые 46,5 млрд долларов). К слову, согласно параметрам экономической безопасности, приведенным на сайте Минфина, внешний госдолг по отношению к ВВП не должен превышать 25%.

По мнению экспертов, возможностей для снижения долговой нагрузки на экономику в этом году у страны не было.

«Рост долговой нагрузки на экономику - тревожная тенденция. Однако вряд ли в этом году ситуация могла развиваться иначе. Мы видим, что экономика не генерирует рост, и обеспечить на этом фоне снижение долговой нагрузки практически невозможно», - считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.

Год назад представители белорусского правительства заявляли, что не менее половины валютного долга будет выплачиваться за счет собственных источников, а вторая половина будет рефинансироваться.

Однако официальный экономический прогноз на 2016 год, отмечают эксперты, был весьма оптимистичным, и поэтому планы рассчитаться по долгам, минимизировав привлечение новых заимствований, реализовать не удалось.

«Изначально официально прогнозировался экономический рост на 0,3%, а по факту снижение ВВП составляет почти 3%. Нефтяные доходы бюджета в 2016 году из-за снижения цен также оказались ниже, чем планировало правительство. Поэтому возможности рассчитываться по долгам за счет собственных источников оказались меньше, чем ожидались», - комментирует ситуацию Ирина Точицкая.

По мнению наблюдателей, в 2017 году больших проблем с погашением долгов не возникнет, поскольку основным кредитором Беларуси выступает Россия, которая в будущем году будет готовиться к президентским выборам и по политическим причинам согласится рефинансировать задолженность Беларуси.

«Россия входит в предвыборную кампанию, и вряд ли на этом фоне Москва начнет оказывать большое давление на Минск», - предполагает Валерий Полховский.

При этом он считает, что корреляция между ростом долговой нагрузки на белорусскую экономику и готовностью властей проводить реформы присутствует, и в среднесрочной перспективе кредитором Беларуси может стать не только Россия, но и Международный валютный фонд.

«Рост долговой нагрузки на экономику приводит к ослаблению позиции Беларуси в переговорах с МВФ. Соответственно, можно предположить, что рано или поздно программа с МВФ на условиях валютного фонда может быть подписана, хотя сегодня это маловероятно», - считает Валерий Полховский.

Сотрудничество Беларуси с МВФ и шаги по реформированию экономики могут оказаться просто вынужденными, поскольку сегодня, как отмечают эксперты, привлечение новых заимствований не способствует экономическому росту страны.

«Серьезная проблема состоит в целях привлекаемых заимствований. Если займы государство осуществляет для обеспечения будущего экономического роста - это одна ситуация, которую можно приветствовать. У нас же новые долги привлекаются для погашения старых, и это совершенно другая история», - резюмировала Ирина Точицкая.

Не секрет, что в последние годы Беларусь активно занимала средства, а внешний государственный долг нашей страны возрастал. Сколько и кому должна Беларусь и каковы сроки возврата кредитов?

Как сообщил газете «Рэспублiка» первый заместитель министра финансов Владимир Амарин, по состоянию на 1 октября 2009 г. внешний государственный долг составил 6 191,2 млн долларов США. При этом лимит госдолга, утвержденный Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» составляет 8 млрд. долларов.

Что касается структуры внешнего государственного долга, то кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1%, или 6 074,1 млн. долл. 1,9%, или 117,1 млн. долларов США за счет собственных средств заемщиков.

По словам Владимира Амарина, на займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 25,2% внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств — 74,8%.

Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают кредиты:

  • (50,4%) Российской Федерации,
  • (24,4%) МВФ,
  • (12,7%) Китая.
Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными, т.е. предоставлены на срок более 1 года. При этом отсутствуют займы сроком менее 3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1% от общей суммы внешнего государственного долга, сроком более 5 лет — 98,9%.

Внешний долг государства — это абсолютно все обязательства ее субъектов перед зарубежными кредиторами. Как формировался внешний долг Беларуси?

Формирование внешнего госдолга страны началось после распада СССР. Республика Беларусь в отличие от России не перебрала на себя долговые обязательства СССР, поэтому долговая нагрузка на экономику государства в течении 1996-2006 годов была весьма низкой и составлял менее 10% от ВВП.

В первой половине 1990-х государство практически совсем не брало кредиты у РФ и Европы. А в 1996 году президент России и вовсе списал даже те небольшие задолженности, которые были у страны.

Как правильно? Белоруссия — название на русском языке. Беларусь — название страны на белорусском языке. Официальное название - Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь).

Благодаря льготным ценам на энергоносители, предоставляемые от Российской Федерации, и быстро растущий рынок, у экономики Белоруссии появилась возможность в 2000-е годы развиваться без займов. По данным Министерства Финансов Беларуси на начало 2007 года внешний долг равнялся 6,5%.

В 2018 году внешний государственный долг РБ продолжает расти и превысил отметку в 40%. Правительством определен критический максиму, который не должен превышать внутренний и внешний государственный долг – его размер 45% от ВВП.

Какие шаги предпринимает Республика Беларусь для снижения внешнего долга?

Увеличение кредиторской нагрузки влияет на бюджет не лучшим образом. В 2018 году на оплату процентов по займам уйдет свыше 1 миллиарда и еще 3 миллиарда долларов на погашение кредитов. Правительство выработало шаги по перекрытию кредиторских задолженностей. В период с 2019 по 2025 год намечено возмещение основной части займов.

Затраты на возврат займов закладываются в бюджете страны, также предусмотрено рефинансирование за счет новых займов.

Какой внешний долг Белоруссии и кому должна страна?

Внешний долг Беларуси на сегодняшний день достиг 16,6 миллиардов долларов.

Основными кредиторами являются:

  • Россия;
  • Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР);
  • Китай;
  • Держатели белорусских еврооблигаций;
  • Всемирный банк.

Самые крупные займы государства РБ:

  1. 80 0000 000 $ – ЕФСР;
  2. 55 2000 000 $ – займы у правительства и банков России (см. );
  3. 446 000 000 $ – банки Китая.
  4. 93 500 000 $ – задолженность перед западными партнерами;
  5. 95 000 000 $ – Всемирному банку.

Беларусь практически не берет кредиты в ЕС и США. У Международного валютного фонда, предоставляющего займы на выгодных условиях, Беларусь кредитов не берет.

На погашение госдолга в 2018 будет правленое 2,5 млрд. белорусских рублей. Расходы на погашения внешнего долга Республики Беларусь в 2018 году составят 5,4 млрд. рублей. Соответственно, будет погашена сумма в размере 8 млрд. белорусских рублей. С 2018 начинается динамика активного снижения госдолга страны.

Расходы Беларуси по внешнему государственному долгу в 2018 году (миллионов долларов США)

Интересно: 1 белорусский рубль = 31,49 российских рублей (белор. рубель; код ISO - BYN, до 1 января 2000 года - BYB, с 1 января 2000 года до 1 июля 2016 года - BYR).

Расходы по выплатам на внешний долг Беларуси за 2018 год:

  • 1 007 500 000 $ – Россия;
  • 938 600 000$ – владельцам национальных облигаций;
  • 563 400 000 $ – платежи Китаю;
  • 475 700 000$ – оплата Евразийскому фонду стабилизации и развития;
  • 95 300 000 $ – выплаты Всемирному банку;
  • 4 300 000$ – оплата США;
  • 2 700 000 $ – выплаты СВИ;
  • 2 400 000$ – оплата Европейский банк реконструкции и развития.

Минфин руководствуется правилом, которое заключается в том, что 75 % от суммы задолженности рефинансируется, а 25% буде выплачиваться за счет не долговых источников.

  1. Внешний госдолг Республики Беларусь за 20 лет увеличился практически в 20 раз с 946 миллионов до 16,6 миллиарда $.
  2. Беларусь занимает 77 место в рейтинге стран по размеру внешнего госдолга.
  3. По данным на 2018 год внешний долг на душу каждого белоруса составляет свыше 4 тысяч $.

Побывав в этой бывшей республике СССР, а ныне самостоятельном государстве, или услышав о том, как там живут люди, многие граждане Российской Федерации в течение последних лет ностальгически вздыхали: вот нам бы так! Совсем как в бывшем Союзе: и зарплаты большие, и цены низкие, и все вокруг государственное! Да еще и дороги! Почему у нас так сделать нельзя? Ответ прост: потому что у России нет рядом страны, у которой можно одалживать столько денег.

Беларусь после распада СССР

С того самого момента, который стал концом Советского Союза и дал начало образованию независимых государств на его бывшей территории, Беларусь не стремилась к внешнему заимствованию. Собственно, такая задача не ставилась из соображений реализма: никто бы и не дал. Россия в 90-е годы переживала системный кризис, связанный с болезненным разрывом хозяйственных связей и почти полной неразберихой, поэтому не только давать деньги не могла, но и сама искала, где бы одолжиться. Что касается международных финансовых учреждений, то они опасались кредитовать государство, не определившееся с вектором развития. Белорусское руководство не спешило переводить принципы хозяйствования на рыночные рельсы, поэтому даже переходный статус экономике присвоить было невозможно. Однако долго такое положение сохраняться не могло.

Рост задолженности

Начиная с 1996 года, сумма внешней задолженности увеличилась по сравнению с исходной цифрой в 28 раз, и этот показатель продолжает расти. В начале апреля госдолг Белоруссии достиг огромной суммы $ 13 млрд., и только за четыре первых месяца года вырос более чем на полмиллиарда (на $ 528 млн.). При этом совокупная задолженность (включая коммерческие кредиты предприятий, их примерно 40 % от общей суммы) теперь уже составляла сорок миллиардов. Следует учитывать, что порядки, царящие в стране, практически размывают разницу между займами государства и фирм, так как частный сектор представлен крайне узкой долей (20 %) всех субъектов хозяйствования. Почти любой кредит, полученный за границей, может и сейчас быть использован не по целевому назначению, а так, как сочтет нужным Министерство экономики.

Экономическая модель

Когда нынешнюю Беларусь сравнивают с бывшим Советским Союзом, то не всегда есть понимание того, как это близко к правде. В каком-то смысле можно считать заслугой сегодняшнего руководства страны то, что в отличие от большинства новых независимых государств, здесь не было беспощадно санировано (уничтожено) отечественное производство, в том числе и промышленное. Однако при этом для повышения их эффективности за долгие годы так практически ничего и не сделано. Ярким примером может служить положение с телевизорами «Горизонт», производившимися в Минске. Непосредственно белорусского в аппаратуре оставалось немного: крупноузловая «отверточная» сборка, упаковочная коробка, шильдик на корпусе и инструкция, напечатанная на национальном языке. Все остальное: жидкокристаллический экран, плата и даже сетевой шнур - сделаны в КНР, Южной Корее или на Тайване. Отсюда высокий уровень валютной составляющей (до 80 %) и низкая конкурентоспособность на российском рынке после девальвации рубля. Но на других производствах не делалось и таких попыток работать как-то по-новому, а советские методы на практике доказали свою неэффективность.

Текущие кредитные операции с Россией

За 2015 год Беларусь получила от России $1,572 млрд. Для сравнения, транш на сумму в 1,7 млрд. Украина вот уже почти год безуспешно пытается получить от МВФ, который ставит различные жесткие условия. Доступность этих средств обуславливает преимущественное направление кредитования (более 65 %) именно в РФ. Кроме этого одним из крупнейших доноров белорусской экономики остается Евразийский фонд реконструкции и развития, российская доля капитала которого весьма высока. Так вот, еще два миллиарда, обещанные 25 марта (соглашение уже подписано), имеют все то же происхождение. Кстати, речь первоначально шла о большей сумме (2,5 или даже 3 млрд.), но так как финансовые возможности РФ сейчас ухудшились, то «сторговались» на двух, то есть минимальной сумме, необходимой для поддержания национальной экономики на плаву. В какой-то степени Россия чувствует свою ответственность за сложившуюся ситуацию, ведь девальвация рубля нанесла убытки казне Беларуси, оцениваемые в $700 млн. Жесткие условия по использованию заемных средств практически не предъявляются. Правда, часть средств, выделенных ЕФСР ($110 млн.), предназначена на оплату российских долгов, то есть представляет собой перекредитование.

«Иностранные» займы

Беларусь привлекает средства и из дальнего зарубежья. В 2015 году Китай выделил более $528, однако эти средства предоставлены на условиях «связанности», что означает их жесткую целевую направленность и начало выплат после реализации инвестируемых проектов. Иными словами, эти деньги нельзя «проесть», ими невозможно рассчитаться по другим займам, сроки по которым уже подходят, или истратить их каким бы то ни было иным способом. Всемирный банк также кредитовал белорусскую экономику на сумму $72,9 и тоже целевым образом, на создание инфраструктуры. При этом долги перед «дальними» заемщиками из КНР и Европы Минск оплачивает регулярно, в отличие от российских, но Москва пока неизменно идет на встречу в вопросах отсрочки и реструктуризации, тем самым улучшая кредитную историю своего ближайшего партнера.

Активы

Естественно, даже проявляя немыслимую щедрость, каждый кредитор задумывается о способах осуществления возвратности задолженности. В настоящее время практически единственный источник средств, на которые может рассчитывать официальный Минск, это прибыль от сотрудничества с Россией, но и здесь в последнее время начали возникать трудности. Белорусские нефтеперерабатывающие предприятия, привыкшие получать сырье по низким оговоренным рублевым ценам в обмен на часть готовой продукции, в условиях кризиса начали экспортировать ее преимущественно в ЕС за валюту. Так, конечно, выгоднее, однако ответные меры не заставили себя ждать.

У Беларуси есть и значительные преференции по причине членства в Союзном государстве, можно продавать товары во всем ассортименте без пошлин, однако конкурентоспособность их страдает по внутреннеполитическим и экономическим причинам. Страна движется к дефолту, нечто похожее наблюдалось в 2011 году, и результатам стала продажа «Белтрансгаза».

Принимаемые меры

Несколько поправить дела в экономике Беларуси можно было бы, понизив курс национальной валюты, однако Министерство финансов упорно борется с девальвацией жесткими административными методами. Это приводит к крайне скверным последствиям, в том числе и к упрочнению позиций «черного рынка». Сегодня можно утверждать, что в плане экономических реформ в стране не делается почти ничего. Это сказывается на общей социальной ситуации. Если массовые увольнения запрещены по закону, то работодатели находят лазейку в виде введения неполной рабочей недели или отправки сотрудников в вынужденные отпуска. Только в течение последних двух лет среди ведущих экономистов страны началось обсуждение вопроса о том, как сделать прибыльным сельское хозяйство и превратить его в бизнес.

Интересы России

По всей видимости, Россия и впредь будет поддерживать белорусскую экономику, правда, в объемах меньших, чем прежде (до двух миллиардов долларов в год), а также оказывать иную помощь в виде субсидирования цен на углеводородное сырье, льгот на товары белорусских производителей и инвестирования в республику. Других источников пополнения казны просто нет, и это понимают не только в Москве, но и в Минске, несмотря на некоторые дерзкие реплики, раздающиеся время от времени. Еще одна Украина под боком России не нужна. Да и белорусам как-то тоже…

Давление на бюджет, обусловленное долговой нагрузкой, продолжит нарастать. В 2018 году Беларусь должна вернуть кредиторам около 8 млрд рублей. Расходы по обслуживанию госдолга становятся все больше и в нынешнем году увеличатся на четверть по сравнению с прошлым годом.

Как Беларусь будет рассчитываться по долгам

На обслуживание госдолга в 2018 году Беларуси предстоит направить 2,54 млрд рублей. Согласно оценкам властей, эта сумма будет примерно на 25% больше по сравнению с долговым бременем, которое нес бюджет в 2017 году в связи с необходимостью платить проценты по ранее привлеченным заимствованиям.

Расходы на погашение государственного долга в 2018 году составят 5,49 млрд рублей. Таким образом, с учетом платежей по погашению и обслуживанию госдолга Беларусь должна будет вернуть кредиторам около 8 млрд рублей.

Практически все долговые обязательства страны сформированы в иностранной валюте - валютные выплаты по госдолгу власти оценивают в 2018 году в размере 3,8 млрд долларов. Кстати, среднегодовой курс доллар, который заложен в бюджет на 2018 год, - 2,0379 рубля за доллар.

Основные выплаты связаны с долговыми обязательствами перед внешними кредиторами. В 2018 году платежи по внешнему госдолгу составят около 3,1 млрд долларов. Две трети этих денег Беларусь должна вернуть восточным кредиторам.

По информации БелаПАН, в нынешнем году Беларусь должна выплатить России (с учетом обслуживания и погашения долга) 1 млрд 7,5 млн долларов, Евразийскому фонду стабилизации и развития, которым де-факто управляет российский Минфин, - 475,7 млн долларов. Кроме этого, на выплату кредитов банков Китая нужно будет направить 563,4 млн долларов.

Более миллиарда долларов предстоит также выплатить западным кредиторам, в том числе владельцам белорусских еврооблигаций - 936,6 млн долларов, Всемирному банку - 95,3 млн долларов. Показательно, что Международного валютного фонда, который предоставляет дешевые финансовые ресурсы, сегодня нет среди кредиторов Беларуси.

Министерство финансов сейчас руководствуется бюджетным правилом, суть которого сводится к тому, что 75% от суммы погашения основного долга рефинансируется, а 25% выплачивается за счет недолговых источников.

В 2018 году на погашение государственного долга планируется направить поступления от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (486,5 млн долларов), часть валютных остатков (около 1 млрд долларов) бюджета, образовавшихся в связи с размещением в 2017-м еврооблигаций.

Также будут привлекаться новые заимствования для выплаты старых обязательств. В 2018 году планируется новый выпуск на внешнем рынке еврооблигаций на 600 млн долларов, а также новые выпуски бондов на внутреннем рынке на 400 млн долларов.

Кроме этого, в первом квартале 2018 году, как сообщил в декабре в парламенте министр финансов Владимир Амарин , отвечая на вопросы БелаПАН , белорусская сторона ожидает получение последних двух траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, а это еще 400 млн долларов.

Таким образом, в целом понятно, за счет каких источников Беларусь будет рассчитываться перед кредиторами в 2018 году, но совершенно непонятно, говорят эксперты, когда большие платежи Беларуси по госдолгу наконец-то станут снижаться.

Барьер для экономического роста

На 1 декабря 2017 года, согласно последним опубликованным данным Минфина, госдолг Беларуси составлял 39% к ВВП.

Министерство финансов не исключает, что к концу 2018 года данный показатель может увеличиться до 44,5% (об этом говорил министр финансов в декабре, выступая в парламенте). При этом пороговое значение уровня госдолга определено в Беларуси на уровне 45%.

Таким образом, величина госдолга Беларуси может приблизиться к максимальному значению за всю суверенную историю страны.

Эксперты отмечают, что снизиться уровень госдолга может только в случае ускорения роста экономики. За счет роста ВВП уровень долговой нагрузки мог бы снижаться естественным образом. Кроме того, появились бы недолговые источники для того, чтобы рассчитаться по старым долгам.

«Для ускорения экономики власти пытаются не реформировать госсектор, а создавать точки для развития новой, параллельной экономики. Последние документы (декреты о развитии предпринимательства и цифровизации экономики) подтверждают попытки в этом направлении» , - отметила научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая .

Однако, продолжила эксперт, параллельную экономику государство безуспешно пытается создать уже много лет, поэтому нет уверенности в том, что теперь это удастся сделать: «Фундаментальных предпосылок для ускорения белорусской экономики пока не видно» .

Схожей точки зрения придерживаются и зарубежные эксперты. Как считают аналитики российского «Сбербанка», рост белорусской экономики в 2018-м составит 2,2%, что будет сопоставимо с результатом прошлого года.

«Мы не видим факторов, которые могли бы оказать существенную поддержку экономическому ускорению в 2018 году. По нашим оценкам, рост ВВП Беларуси по итогам года составит около 2,2% и будет ограничен накопленными структурными проблемами в белорусской экономике» , - говорится в новом обзоре Центра макроэкономический исследований российского «Сбербанка».

Эксперты объясняют свой прогноз тем, что белорусские власти «все еще не решили вопрос крайне неэффективного, но внушительного по размеру госсектора» .

Белорусские экономисты считают, что страна попала в порочный круг: низкие темпы роста не позволяют снизить уровень госдолга, а высокий уровень долговой нагрузки является препятствием на пути к экономическому росту.

«Мы в этой ловушке находимся уже несколько лет. Большое давление на бюджет, связанное с платежами по госдолгу, приводит к недофинансированию статей бюджета (образования, здравоохранения), которые формируют основу для долгосрочного экономического роста» , - считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук .

Эксперт разделяет прогнозы многих зарубежных организаций, которые считают, что в ближайшие три-четыре года рост белорусской экономики будет оставаться низким - в районе 2%.

При отсутствии внешних шоков и наличии небольших темпов роста экономики уровень госдолга можно поддерживать на нынешнем уровне (40-45% к ВВП) еще длительное время, предполагает эксперт BEROC.

«Другое дело, что света в конце тоннеля, который бы выражался в снижении уровня госдолга, пока не видно, а любой внешний шок (например, девальвация российского рубля) может еще больше повысить долговую нагрузку на белорусскую экономику, учитывая, что заимствования страна привлекает в основном в иностранной валюте» , - резюмировал Дмитрий Крук.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт