Системный подход в управлении. Ситуационный подход к управлению. Системный подход к управлению

29.09.2019

Усиление взаимосвязи всех сторон деятельности организации – производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и др., а также расширение и усложнение ее внутренних и внешних отношений обусловливают формирование как системного и ситуационного – к управлению.

Исходя из их особенностей внутриорганизационное построение системы управления есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия внешней среды.

При системном подходе организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (таких, как люди, структура, задачи и технология), которые взаимодействуют с внешней средой.

В соответствии с этим элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, не просто функционально вытекают один из другого, как при процессном подходе, а все без исключения являются взаимосвязанными, т. е. оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное влияние. Изменения в одном из элементов неизбежно приводят к изменениям в остальных, а в конечном счете – во всей организации. Это требует комплексного решения любых ее проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных.

В рамках системного подхода существуют также многочисленные количественные теории управления, толчком к возникновению которых послужили появление и широкое распространение кибернетики и различных математических методов.

Однако системный подход еще не определяет того, как среда влияет на деятельность организации. Влияние среды на эффективность организации может быть установлено с помощью ситуационного подхода (вероятностный, зависящий от случайностей, от ситуации), который является логическим продолжением системного. Ситуационный подход базируется на ситуационных различиях между организациями и внутри них. Его цель – определить, какие средства профессионального управления могут быть использованы для конкретных условий с наибольшей эффективностью. Другими словами, посредством ситуационного подхода можно увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно, что, однако, не исключает прежних подходов к менеджменту.

При ситуационном подходе одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях, поэтому задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и возможностей применения.

Для реализации ситуационного подхода:

во-первых, требуются глубокие знания средств профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, использование системного анализа, методов планирования и количественных методов принятия решений;

во-вторых, с учетом того, что любая управленческая концепция и методика имеют свои преимущества и недостатки, которые можно сравнить в конкретных ситуациях, важно уметь предвидеть последствия (как позитивные, так и негативные) использования той или иной методики или концепции;

в-третьих, для успешной реализации ситуационного подхода требуется умение правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы наиболее важны и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

в-четвертых, необходимо тонко увязывать хорошо зарекомендовавшие себя на практике методы и приемы деятельности с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным способом при существующих обстоятельствах.

Таким образом, в качестве ключевых положений в концепции системного и ситуационного подходов к управлению используют взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации, а также выявление и учет ситуационных факторов окружающей среды. Основная же идея, используемая современным менеджментом, – это рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей, учитывающих специфику окружающей среды, их обратную связь, что обеспечивает достижение успеха организации (принятие управленческих решений на базе изучения всей совокупности ситуационных факторов).

Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению

Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено в оборот Р. Моклером. Однако, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. Так, например, Питер Дракер в своей книге «Практика управления», вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Новым в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на очень многие области исследования, подготовки и переподготовки управленческих кадров.
Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности.

Таким образом, возникновение концепции «ситуационного подхода» прямо связывается с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены подвергают критике теории управления за их «непрактичность», за «оторванность от реального мира», неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство.

Р. Моклер считает, что «в самом лучшем случае можно разработать условные или ситуационные принципы, которые являются полезными в определенных конкретных деловых ситуациях» . Эта исходная посылка становится сегодня наиболее распространенной в американских исследованиях в области организации и управления. Она начинает также постепенно доминировать в системе подготовки и переподготовки менеджеров. Новый подход в исследованиях и в системе подготовки управленческих кадров выразился в том, что акцент стал переноситься на изучение действительных условий, конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма, и разработку на этой основе специфической, уникальной, если это необходимо, организационной структуры, отвечающей конкретным условиям и требованиям.

Ситуационный подход к организационным структурам получил наиболее последовательную разработку в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и среда». Они называют свой подход «случайностной» теорией организации, исходным положением которой является утверждение, что не существует одного или единственного способа организации и что на различных стадиях развития того или иного предприятия необходимы различные типы организационных структур. Основное содержание книги Лоуренса и Лорша составляет анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, определяемых различными ступенями роста компании, ее взаимодействия со средой. На этой основе, полагают авторы книги, становится возможным выбор организационной структуры, отвечающей действительным нуждам фирмы. Такой подход послужил толчком и для специалистов, занимающихся изучением организационных структур, которые стали отказываться от разработок формальных схем и традиционных иерархических структур с тем, чтобы разрабатывать индивидуализированные, специфические организационные структуры, отвечающие конкретным потребностям тех или иных промышленных фирм.
Характерно, что ситуационный подход, как уже отмечалось выше, затрагивает сегодня почти все основные школы и направления теории организации и управления. Он не ограничивается областью организационных структур, но все более определенно проявляется и при изучении всех других элементов управления. Так, например, ситуационный подход к проблеме руководства разрабатывается Ф. Фидлером в его работе «Теория эффективности руководства». Этот автор пытается категориально определить различные типы и ситуации группового поведения людей в организации и соответственно стиль руководства, наиболее эффективный для данной ситуации. Аналогичный подход характерен и для У.

Системный, процессный и ситуационные подходы в управлении

Уайта, который в работе «Организационное поведение: теория и ее применение» стремится определить типы группового поведения в организации и исследует влияние различных методов руководства на групповое поведение и поведение индивидов. Эти и другие исследования свидетельствуют, что ситуационный подход начинает превалировать и в этой области, что означает определенный отход от традиционного стремления американской теории управления формировать универсальные принципы руководства людьми в организации.

Развитие концепций ситуационного подхода к теоретическим проблемам организации и управления преследует цель усилить практическую значимость научных исследований в этой области. В связи с этим он не связывается с той или иной отдельной школой или направлением, а представляется в качестве некоего общего принципа, который применяется во всех областях теории управления (включая системные разработки) с целью обеспечения более упорядоченной научной основы для разрешения управленческих проблем.

Как видно из вышеизложенного, ситуационный подход к проблемам управления начинает становиться доминирующей тенденцией в теории организации и управления. Хотя многие нынешние теоретики пытаются выдать его за «открытие» нового подхода, по существу он всегда имел достаточно широкое распространение. Новизна, пожалуй, проявляется лишь в том, что этот метод возводится в абсолют и превращается во всеобщий метод исследования проблем организации и управления. Разумеется, было бы нелепо отрицать важность анализа конкретных условий функционирования той или иной организации. Конкретный подход к изучению любого явления, в том числе и проблем организации и управления, является непременным условием научности.

3. Системный и ситуационный подходы в менеджменте. Современный интегративный менеджмент.

Усиление взаимозависимости всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной и др.), а также расширение, усложнение и интенсификация ее как внутренних, так и внешних отношений привели в формированию в середине ХХ века системного подхода к управлению. Системный подход в настоящий момент рассматривается как один из главных подходов в современной управленческой мысли.

Идеи системности применительно к управлению государством развивались также в работах польского ученого Б. Трентовского . В работе «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом» он подчеркивал, что действительно эффективное управление должно учитывать все важнейшие внешние и внутренние факторы, влияющие на объект управления. В частности он писал: «Наши успехи связаны с тем, насколько системно мы подходим к решению проблем, а наши неудачи вызваны отступлениями от системности. Сигналом о недостаточной системности существующей деятельности является появление проблемы».

К числу основоположников системного подхода можно отнести Александра Александровича Богданова . В 1911 г. вышел в свет первый том книги, а в 1925 г.- третий том его книги «Всеобщая организационная наука (тектология)». В его основу положена идея о том, что все существующие объекты и процессы имеют определенную степень, уровень организованности. В отличие от конкретных естественных наук, изучающих специфические особенности организации конкретных явлений, тектология должна изучать общие закономерности организации для всех уровней организованности.

подхода можно рассматривать идею южноафриканского юриста и полководца Яна-Кристиана Сматса о целостности различных форм жизни. В 1926 г. он изложил свое синеггетическое представление о вселенной, отметив, что «организм состоит из частей, но не является просто суммой этих частей». В научный обиход закон синергии, в соответствии с которымв сложных системах свойства и возможности целого превышают свой­ства и возможности их частей ввел И. Ансофф. Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе её самоорганизации и саморазвития.

Практическая ценность изучения синергического эффекта со­стоит прежде всего в использовании уникальных свойств больших систем – самоорганизации и возможности определения весьма ог­раниченного числа параметров, воздействием на которые можно управлять системой.

Методологическими предпосылками появления системного подхода можно считать разработку теории общих систем Л. Берталанфи, А. Рапопортом и К. Боулдингом, создание Н. Винером науки кибернетики и развитие теории информации.

По мнению Берталанфи, живой организм представляет собой нечто большее, чем сумму отдельных элементов, поскольку использует для организации их взаимодействия принцип синергизма. Все организмы существуют в тесной взаимосвязи с внешней средой, их функции и структура поддерживаются с помощью непрерывного обмена информацией с внешней средой. Поэтому любой организм, а применительно к управлению, любая организация может рассматриваться как открытая система.

Предметом кибернетики является исследование систем. Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т.е. достижения определенного уровня ее организации.

С кибернетикой Винера связаны такие продвижения в развитии системных представлений, как типизация моделей систем, выявление особого значения обратных связей в системе, подчеркивание принципа оптимальности в управлении и синтезе систем, осознание информации как всеобщего свойства материи и возможности ее количественного описания, развитие методологии моделирования вообще и в особенности идеи математического эксперимента с помощью ЭВМ.

Одновременно с исследованиями Н. Винера стала разрабатываться теория информации . Ее предметом стало кодирование, передача и расшифровка сообщений, емкости каналов и математическое изучение связи.

Попытку соединения идей Л. Берталанфи, кибернетики Н. Винера и теории информации в единую систему предпринял Кеннет Боулдинг . Особое место при этом он отводит теории общих систем, которая, по его мнению, «направлена на создание каркаса (структуры), на который надо нанизывать определенные дисциплины и предметы в соответствующем порядке».

Системный подход – это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов. Он представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследования и конструирования, способов описания и объяснения природных или искусственно создававших объектов.

Сущность системного подхода сводится к тому, что деятельность любой части системы оказывает некоторое влияние на деятельность всех других ее частей. Этот принцип является следствием известного положения диалектики, требующего рассмотрения всех явлений в их причинной зависимости. Опираясь на положение диалектики о том, что «целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят».

В соответствии с этим системный подход к менеджменту требует перехода от разрозненных, частных управленческих моделей и изолированного рассмотрения категорий и отдельных частных вопросов к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути развития организации и способствующих выполнению намеченных планов.

Соответственно, суть системного подхода в теории организации и управления заключается в представлении об организации как о системе. Кроме этого системный подход представляет любую систему как подсистему: над любой системой есть надсистема, которая находится на более высоком уровне иерархии систем.

Системный анализ – это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Особенности системного подхода . С точки зрения системного подхода управление рассматривается не как «одномерное», а как многоплановое, комплексное и динамичное явление, призванное обеспечить взаимосвязь внутренней среды предприятия с ее внешним окружением.

Основываясь на этом утверждении, можно выделить следующие особенности системного подхода к управлению.

Во-первых, системный подход признает наличие в управлении синергетического эффекта.

Во-вторых, организация и соответственно управление трактуются как «многомерные» явления, что требует учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации, оказывающих как прямое, так и косвенное влияние на предприятие.

В-третьих, при системном подходе изменение одного элемента управленческой деятельности рассматривается как неизбежно обусловленное обновление всех остальных элементов и в конечном счете изменение всей организации.

В-четвертых, системный подход требует комплексного решения любых проблем управления. Менеджеры должны осознавать как непосредственное, так и опосредованное воздействие принимаемых ими решений. Они должны принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и в свою очередь влияние организации на внешнее окружение.

Одно из главных преимуществ системного подхода состоит в том, что он позволяет интегрировать концепции всех школ, которые существовали и существуют в управленческой мысли, а также позволит синтезировать концепции и теории новых школ, которые появятся в будущем.

В настоящий момент системный подход вошел в современную теорию организации и управления как наиболее востребованная методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю, менеджеру. Овладение навыками системного подхода позволяет менеджеру более эффективно выполнять свои функции. Эти навыки особенно необходимы для менеджеров высшего звена или топ-менеджеров, направляющих все действия организации на достижение поставленных целей.

В 1980-е гг. одной из наиболее популярных концепций, разработанных в рамках системного подхода, стала так называемая концепция «Маккинси – 7С». Эту концепцию часто рассматривают как продолжение основных положений П. Друкера о результативности эффективного менеджмента. Создателями концепции «Маккинси – 7С» была группа специалистов из Гарвардской и Стэнфордской школ бизнеса и консультантов из фирмы McKinsey & Company: Томас Питерс , Роберт Уотерман , Ричард Паскаль и Энтони Атос (среди указанных авторов лидерство в разработке теории принадлежитТ. Питерсу и Р. Уотерману, изложивших в 1982 г. основные черты модели в работе «В поисках эффективного управления»).

Разработчики «Маккинси – 7С» пришли к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных. Эти семь составляющих были переименованы ими таким образом, чтобы их название по-английски начиналось с буквы «S» (на русский язык эти переменные также были переведены так, чтобы все они начинались с одной буквы «С»), что позволило бы им стать «своеобразными зацепками для памяти».

В соответствии с моделью «Маккинси – 7С» основными элементами от гармоничного сочетания которых зависит эффективность управления являются.

Стратегия (strategy)– избранный организацией путь дальнейшего развития, планы и направления действия.

Структура (structure) – внутренняя композиция организации, отражающая ее расчленение на подразделения, и их иерархическую субординацию и распределение власти между ними.

Системы (systems) – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации, в том числе: система управления информацией, система инновационной деятельности, финансовая система/система распределения капитала, система компенсаций/система поощрений, система контроля степени удовлетворенности потребителей.

Сотрудники (staff) – трудовые ресурсы организации, важные группы кадров, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т. д.;

Стиль (style) – способ руководства организацией, лидерский подход высшего руководства к делу и общий производственный подход организации, а также манера представления себя сотрудниками организации поставщикам и покупателям.

Сумма навыков (skills), – способности и умения, отличительные возможности ключевых фигур в организации.

Совместные ценности (shared values) – разделяемых всеми ценностные установки, смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

Значение модели «Маккинси – 7С» заключается в том, что управление понимается не только как процесс создания формальных схем и совокупности количественных показателей, но и как установление связи и согласия между сотрудниками, увязка их интересов, учет всех сторон деятельности человека на предприятии. Модель показывает важность планирования не только финансовых и количественных результатов, но и учета качества работы, квалификации сотрудников.

Модель «Маккинси – 7С» быстро стала одним из эффективных инструментов управленческого анализа и деятельности. Появление этой теории помогло изменить подход руководителей к вопросу о совершенствовании организаций. Она говорит о том, что недостаточно только лишь разработать новую стратегию и следовать ей, нельзя только создать новые системы, генерирующие улучшения. Для достижения эффективности, организация должна обладать высокой степенью соответствия между всеми элементами. Каждая «С» должна быть согласованной с другими «С» и подкреплять их. Невозможно добиться прогресса в одной сфере управленческой деятельности без прогресса по всем остальным направлениям. Поэтому, чтобы усовершенствовать организацию, необходимо уделять внимание одновременно всем семи элементам.

Во второй половине ХХ в. наиболее развитые страны мира вступили в стадию постиндустриального информационного развития. Дальнейшее ускорение научно-технического прогресса способствовало быстрым изменениям во внешней и внутренней среде организаций. В противоположность прежнему сравнительно плавному и во многом определенному ходу событий, начиная примерно с конца 1960-х гг. ситуация стала стремительно и часто непредсказуемо меняться. В результате конкурентоспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды. В этих условиях большое распространение и популярность стал приобретать ситуационный подход.

Подходы к управлению

Данное направление появилось в в 60-70-е года. Родоначальниками выступают американские менеджеры. Процесс управления рассматривается как постоянное реагирование менеджера на возникающие в бизнесе ситуации с целью эффективного разрешения каждой из них. Ситуационный подход подразумевает рассмотрение ситуации как совокупности различных ситуационных переменных в их взаимосвязи. При этом различают внешние (экономика, политика, технология, поставщики, потребители, конкуренты и т.д.) и внутренние(структура, культура и ресурсы) ситуационные переменные, по принципу возможности влияния на них.

Традиционно теоретические знания рассматриваются как научный компонент управления. При­менение принципов управления на практике традиционно рассматривалось как искус­ство, т.е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Сторонники ситуационного подхода предполагали необходимость прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Ситуационный подход включает следующие шаги:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это требует понимания процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов приня­тия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они при­ меняются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Не­ обходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. Если правильно определены ситуационные переменные, нет необходимости прибегать к догадкам или методу проб и ошибок.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями.

Таким образом, при ситуационном подходе к управлению, прежде всего, рассматри­вается конкретная ситуация, проблема, требующая решения, для чего необхо­димы следующие составляющие:

1. правильная интерпретация ситуации;

2. знание управленческих концепций и методик;

3. опыт управленческой деятельности;

4. умение предвидеть возможные последствия управленческих действий;

5. умение увязать конкретные действия с конкретной ситуацией

Трудовые споры.

Трудовые споры — это споры из правоотношений сферы действия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Трудовой спор — это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неисковые споры).

В Законе РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (отменен) дано следующее определение: «Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» (п. 1 ст. 2).

Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила его словами «а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации». Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.

Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, а в коллективных спорах - права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профсоюзного органа как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

По характеру спора все трудовые споры подразделяются на: споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективным или трудовыми договорами, социально-партнерскими соглашениями о правах и обязанностях; споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством.

Классификация трудовых споров по трем указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, спор о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

Порядок разрешения:

Примирительная комиссия - это паритетный орган спорящих сторон. Она создаётся самими сторонами из равного числа их представителей на равноправной основе. Она должна быть сформирована в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформлена приказом работодателя и решением представителя работников. Работодатель не вправе уклоняться от её создания и участия в её работе и обязан создать необходимые условия для её работы.

Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о её создании.

Если в примирительной комиссии стороны не пришли к согласию, то они продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже, как они об этом договорятся. Если по данному вопросу они не пришли к согласию, то должны приступить к созданию трудового арбитража.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника - это второй этап мирных процедур. Для этого по соглашению сторон приглашается посредник по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее просто Службы) (ст.407 ТК РФ) или независимо от неё. Служба является структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости. А если в течение трёх рабочих дней с момента обращения в Службу стороны не придут к соглашению о кандидатуре посредника, то он назначается Службой.

Он должен рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения (назначения). Это рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письменной форме, а при недостижении согласия - составлением протокола разногласий.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий, то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур - трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж - это временно действующий орган для разрешения конкретного коллективного трудового спора. Он создаётся сторонами спора и Службой в срок не позднее трёх рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или с участием посредника.

Формируется он в составе трёх трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора.

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудового арбитража.

Трудовой арбитраж в этот пятидневный срок может заседать не один раз. Он рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора. В случае необходимости он информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. Оканчивает трудовой арбитраж рассмотрение спора разработкой рекомендаций по существу спора в письменной форме. Эти рекомендации передаются сторонам. Они приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора о нём, а также от выполнения его рекомендаций, когда было соглашение об их обязательности, то предоставляется право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Хорошее качество рождается только в эффективной системе менеджмента качества.

Значение системного подхода в управлении

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем.

2.4. Системный и ситуационный подходы в управлении

Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

Подготовлено по материалам БИГ-Петербург

Также на сайте:
Почему же ничего не выходит?
Четыре фазы внедрения стратегического планирования в контексте поведения организации

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru — один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Введение………………...………………………………………………………3

1. Понятие и сущность системного подхода в менеджменте …..……...……5

2. Предприятие как система, состоящая из подсистем………………..……14

3. Подходы используемые в системном управлении……………………….19

Заключение…………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………..27

Введение

Актуальность курсовой работы. Современный деловой мир основан на принципах рыночной экономики. С развитием информационных технологий, технологий маркетинга и ведения предпринимательской деятельности перед организациями различных форм собственности открываются новые перспективы. Коммерческие организации являются основным инструментом достижения целей, сформированных собственниками, руководством и персоналом организации. Целью создания коммерческого предприятия, как правило, является извлечение прибыли в виде продукции, товара, имущества и/или финансового дохода. Значительное повышение целенаправленности и эффективности коммерческой деятельности может быть обеспечено использованием системного подхода, который нашел широкое применение в организации и управлении системами. Коммерческая деятельность обладает всеми свойствами и признаками, которые присущи системам.

Системный подход к управлению бизнесом заключается в построении такой структуры управления, которая позволит достигнуть целей деятельности предприятия; в определении состава комплекса и функций входящих в общую систему подразделений.

Деятельность любой организации состоит из множества взаимосвязанных бизнес-процессов, состав которых определяется спецификой ее деятельности. Для применения процессно-ориентированного управления организации необходимо понимать, какие именно бизнес-процессы у нее существуют, как они протекают и каким образом оценивать их эффективность. Поэтому в организации должны быть формализованы процессы, установлены показатели их эффективности, а также определены процедуры управления процессами.

Целью курсовой работы является исследование системного подхода в управлении.

Поставленная цель обусловила необходимость выполнения в ходе работы следующих задач:

  1. определить понятие и выявить сущность системного подхода в менеджменте;
  2. охарактеризовать предприятие как систему, состоящую из подсистем;
  3. рассмотреть положительные и отрицательные стороны подходов используемых в системном управлении.

Изучению системного подхода к управлению предприятием уделяли внимание многие исследователи, среди которых хочется отметить таких ученых, как: Виханский О.С., Гапоненко А.Л., Дафт Р.Л., Жариков О.Н., Игнатьева А.В., Коротков Э.М., Коренченко Р.А., Минеева Н.В., Максимцова М.М., Никаноров С.П., Рогожин С.В. и др.

Объектом курсовой работы являются сущность системного подхода в управлении.

Предметом исследования является теоретико-методологические и прикладные проблемы системного подхода в управлении.

1. Понятие и сущность системного подхода в менеджменте

Системный подход основан на общей теории систем (Людвиг фон Берталанфи) и кибернетике, то есть, теории управления (Норберт Винер, У. Росс Эшби, Стаффорд Бир). Теория систем была основана ими в 40-60-е годы ХХ века.

В настоящее время активным направлением системного подхода в менеджменте является системориентированный менеджмент, разработанный в Санкт-Галлене (Швейцария) школой менеджмента местного университета под руководством Малика Фредмунда. Переводов работ этого ученого на русском языке, к сожалению, пока нет. Истоки этой школы положены в исследованиях ее основателя, Ханса Ульриха. Дальнейшее развитие этой области в связи с тем, что Ф. Малик, являющийся одним из последователей Ульриха, использовал идею британского кибернетика С. Бира.

Стаффорд Бир создал свой собственный системный подход к управлению, с учетом социальной организации, похожей на живой организм. Он назвал это «модель жизнеспособной системы в своей книге «Мозг фирмы» (1981). Такой подход является актуальным и может рассматриваться как перспективный в науке управления.

Еще одно направление в системном подходе к управлению представлено ​​в книге соучредителя Института интерактивного управления (США) Джамшида Гаредаги «Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа архитектуры моделирование бизнеса» (2007). Здесь изложена комплексная интерактивная методика системного моделирования, с которой объединяется итеративный подход, системная динамика Джея Форрестера и идея самоорганизации социокультурных систем. В основе концепции моделирования целенаправленной системы, разработанной 70-е годы ХХ века, находятся научные труды Рассела Л. Акоффа.

Другое известное направление системного подхода развивает Питер Сенге. В своей книге «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации» (1990) он сделал системное мышление инструментом для анализа проблем управления и лидерства, а также предложил использовать систему архетипов для решения бизнес-задач. В соответствии с его идеями и инструментами моделирования системы написана книга консультантов-психологов Джозефа О"Коннора и Иана Макдермотта «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» (1997, на русском языке - 2006). Из более ранних работ этого направления выделяются работы Л. Стэнфорда Оптнера «Системный анализ для решения проблем бизнеса и промышленности» (1965).

Эффективным методом управления с использованием системного подхода признана «теория ограничений Голдратта». Она описана автором в его бизнес-романах «Цель: процесс непрерывного совершенствования» и «Цель-2: Дело не в везенье» и методично раскрывается в книге Уильяма Детмера «Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию» (2007).

В современной практике достаточно часто оперируют понятием системы управления, более того, идет активное формирование и внедрение подобных систем в хозяйственную деятельность отдельных субъектов экономических отношений. Тем не менее касательно понятия «система управления» нет единого мнения, а многие существующие определения носят достаточно общий характер. Большинство современных авторов определяют систему управления как определенную «конструкцию» организационной системы, характеризующую состав и структуру звеньев управления, и функциональные взаимосвязи, объединенные определенным управляющим воздействием.

В современных условиях более адекватным было бы не только рассматривать систему управления как структуру, но и учитывать все возможные ее взаимосвязи, как внешние, так и внутренние, в динамике, что обеспечивает гибкость системы, способность адаптироваться к меняющимся условиям.

Ввиду того что, как правило, имеет место двойное воздействие на субъект управления - со стороны внешних и внутренних факторов, система управления предприятием должна быть сформирована в соответствии с их требованиями, что обеспечит ее обоснованность и эффективность. Система управления кредитным риском лизинговой компании испытывает влияние внутренних факторов, относящихся к характеристикам рассматриваемого проекта. Вместе с тем данная система корректируется, принимает влияние внешних инвестиционных показателей и ограничений лизинговой компании. Таким образом, определение системы управления предприятием, учитывающей внешнее окружение и внутреннюю структуру, дает возможность более эффективной организации управления, адаптации к изменяющимся условиям среды.

Теории управления со второй половины XX века претерпели сильное влияние со стороны интенсивно развивающегося общенаучного направление «общей теории систем», то есть, общенаучного системного подхода. На стыке теории управления и теории систем был сформулирован простой, но фундаментальный вывод, что любая организация - это система в наиболее полном и строгом значении этого понятия.

В соответствии с этим подходом систему следует понимать как совокупность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. При этом не части, а именно целое является первичным, а его части - производными от него. Таким образом, основной задачей менеджера в соответствии с системным подходом является необходимость видеть подчиненную ему организацию в целом, в единстве ее частей, которые прямо или косвенно взаимодействуют друг с другом и с внешним миром. Он должен знать, что даже частный случай административного воздействия на компоненты организации, неизбежно приводит к многочисленным и часто непредсказуемым последствиям. Непредсказуемы они в том случае, если не учитывать принцип организации как единой взаимосвязанной системы, и для этого необходимо знать, каковы основные законы, по которым строятся системы.

Любая организация как система имеет свою внутреннюю логику, живет по своим правилам. Понимание этой внутренней логики является наиболее важным условием для организации эффективного управления. Но в то же время это - и основная трудность практики. Сложность усугубляется тем, что современные организации внутренне неоднородны и включают качественно различные компоненты (оборудование и людей), являясь так называемыми социально-техническими системами. Любая социотехническая система, согласно системному подходу, состоит из ряда подсистем, которые должны быть согласованы иерархически (по типу подчинения) и «горизонтально» (тип координации). Кроме того, в организационной системе не только могут, но и должны быть созданы в процессе работы необходимые для ее функционирования подсистемы - так называемые функциональные элементы управления.

Итак, системный подход в управлении по-новому трактует понимание организации как социально-технической системы. Это - способ мышления по отношению к практическим и теоретическим проблемам управления. Системный подход усилил междисциплинарные связи теории управления с другими науками и исследовательскими направлениями.

Системный подход - подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), которая имеет выход (цель), вход (ресурсы), связь с окружающей средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход к управлению. Системный подход базируется на основных свойствах системы:

1. Целостность - не элементы составляют целое, а целое создает в себе элементы системы. Целостность системы характеризуется тремя основными аспектами:

Каждая часть системы взаимодействует с другими, добавляя результат своего действия к общему результату системы в целом.

Совместная работа гетерогенных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого, которое не имеет аналогов со свойствами его компонентов. Это означает, что фундаментальные свойства системы не могут быть сведены к сумме свойств ее компонентов и свойств. Иными словами, систему в целом нельзя свести к простой аддитивности ее компонентов.

Свойства целостности системы заключаются в единстве многообразия форм, аспектов, организационных структур и т.д. в материальной и духовной жизни общества в целом.

2. Второе свойство системы - взаимозависимость и взаимодействие между системой и окружающей средой.

Система генерирует и отображает свои свойства только в процессе взаимодействия с окружающей средой. Система реагирует на внешнюю среду, ощущает ее влияние, но сохраняет качественное определение и свойства, которые обеспечивают относительную устойчивость и адаптивность системы. Без взаимодействия с окружающей средой фирма как открытая система не может функционировать. Однако, чем меньше возмущений в среде, тем более стабильно компания будет работать. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуации и мер по адаптации параметров системы к факторам окружающей среды.

3. Структура - это набор системных компонентов и их взаимосвязей, которые определяют внутреннюю структуру и организацию объекта как целостной системы. В исследовании системы структура играет роль способа отображения организации. В исследовании и проектировании системы осуществляется его разложение на составляющие, установить их функции и связи. Оптимальная структура системы должна иметь минимальное количество компонентов, но в то же время они должны в полной мере выполнять указанные функции. Структура должна быть мобильной, т.е. адаптирующейся к меняющимся потребностям и целям. Эволюция структуры в пространстве и времени отражает процесс ее развития.

4. Иерархия - каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы. Например, фирма является подсистемой системы более высокого уровня - корпоративной, партнерской, объединения, отрасли, региона и т.д. В свою очередь, последняя является частью более широкого объединения, региона или страны. Страна является подсистемой глобальной системы - мирового сообщества. Если рассматривать отдел (департамент) как систему, то это будет глобальная система фирмы, и департамент будет подсистемой бюро (группы). Технологическое оборудование, имеющееся в магазине, является техническим компонентом системы и в то же время дополняет ее как целое. Данное свойство системы учитывать при изучении эффективности любых подразделений фирмы и фирмы в целом.

5. Преемственность и эволюция. Система существует, но ее существование функционально. Все процессы в любой системе (социально - экономические, технологические, биологические и т.д.) являются непрерывными и взаимозависимыми. Функционирование компонентов определяет характер всей системы в целом, и наоборот. В то же время система должна быть в состоянии учиться и развиваться.

Источниками эволюции социально-экономических систем являются:

Противоречия в различных сферах деятельности;

Конкуренция;

Разнообразие форм и методов работы;

Диалектика единства и борьбы противоположностей, и т.д.

Каждая компания, если она хочет конкурировать на рынке, должна изучить варианты источников своего развития и учитывать их в своей работе. Фирмы, которые не в состоянии анализировать и прогнозировать внутренние и внешние источники саморазвития рискуют стать несостоятельными.

6. Фокусность, выражающаяся в виде построения дерева целей социально - экономической системы, дерева подсистем, и т.д. Например, глобальная цель фирмы на нулевом уровне целей состоит в том, чтобы максимизировать прибыль, в соответствии с законодательством, социально - экологическими нормами и правилами. Далее, используя методы анализа и синтеза, ранжирования и оптимизации данная компании может быть декомпозирована до 4-5 уровней.

7. Стремление системы к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию к изменению параметров системы согласно параметров окружающей среды, в конкретных ситуациях, обеспечивая высокий уровень динамики организации системы управления. Показатели организации системы управления включают в себя соотношение сторон (соотношение минимального набора основных параметров).

8. Альтернативность путей функционирования и развития. В зависимости от параметров ситуации (налоговые, таможенные пошлины, конкурентоспособности конкурентов, рыночной инфраструктуры, надежности, поставщики и т.д.), может быть несколько альтернативных путей достижения конкретной цели. Альтернативные способы функционирования и развития системы могут быть объективными или субъективными. Например, альтернативное развитие биологических систем в большей степени объективно. Развитие биологических систем во многом определяется генетикой и экологических факторов. Разработка же технических систем определяется субъективными факторами, а их производительность - надежностью системы. Альтернативные способы функционирования и развития социально - экономических систем определяются как объективными, так и субъективными факторами.

9. Наследственность, которая характеризует передачу структуре доминантных и рецессивных черт на разных стадиях развития от старой системы к новой генерации. Выделение доминирующих черт может повысить обоснованность направлений ее развития. Доминантные и рецессивные признаки по своей сути предвзяты. Субъективность контроля этих признаков должна быть учтена в их исследовании, выделении доминантных признаков инноваций и инвестиций в их развитие.

10. Приоритет качества. Практика показывает, что выживают те биологические, технические, социально - экономические системы, которые учитывают все факторы функционирования и уделяют приоритетное внимание развитию качества: качество экосистемы, качество товаров и услуг, качество инфраструктуры, качества жизни и т.д. потребительских цен, стоимость товаров, времени и других ресурсов. Качество пронизывает все от первых компонентов производственных циклов и нижних уровней дерева целей.

11. Приоритет интересов более широкого (глобального) уровня перед интересами компонентов системы. Индивидуальность среднего работника и большой социально - экономической системы не могут быть сопоставимы. В небольших системах могут иметь место исключения.

12. Надежность. Надежность системы (компании) характеризуется:

Бесперебойным функционированием системы в случае выхода из строя одного из ее компонентов;

Сохранение конструктивных параметров системы в течение планового периода;

Стабильностью финансового состояния компании;

Очевидно, что меры, предпринятые для совершенствования системы управления, должны улучшить ее надежность.

2. Предприятие как система, состоящая из подсистем

Анализ тенденций развития общей теории управления организационных систем, к которым относится какое-либо предприятие, показывает, что её современный этап характеризуется неуклонным переходом на новый принцип управления, суть которого состоит в двух основных взаимодополняющих положений.

Первое положение связано с признанием необходимости определенного отхода от традиционно принципа управления, то есть предположения, что успех предприятия зависит от оптимальности его внутренней структуры.

В традиционном подходе предприятие рассматривалось как «закрытая» система, его цели, задачи и условия деятельности считались известными, заданными и не изменяющимися в течение длительного периода времени. В новой управленческой системе предприятие должно рассматриваться как «открытая» система, способная постоянно корректировать свое взаимоотношение с внешней средой и целенаправленно взаимодействовать ней. При этом предполагается не только внутренняя самоорганизация, но и целенаправленная трансформация внешней сферы с целью создания благоприятных условий для своего роста развития. Фактически, это означает, что задача рационализации внутренней среды предприятия при всех их важности отходит на второй план, т.е. становиться не такой значимой.

Центральной проблемой устойчивого выживания современного предприятия и соответственно его подсистем становится разработка его концептуальных основ строительства и развития, выходящих за рамки внутренней области его интересов. Вторым положением управления является принципиально новый взгляд на подсистему как субъекта деятельности и на её роль в обеспечении жизнеспособности системы.

Прежний механистический принцип управления исходил из того, что

главным источником возмущения в системе являлись подсистемы. Перенос центра тяжести с оперативного управления на задачи стратегического планирования и развития предприятия поставил актуальный вопрос о необходимости расширить операторную (исполнительскую) функцию его подсистем.

Таким образом, суть нового подхода к проблеме подсистемы на предприятии требует отхода от признания тотального рационализма в моделях поведения и признания за ней права творческой иррациональности.

Отсюда основополагающим принципом модельного представления

подсистемы лесопромышленного предприятия является принцип её соответствия, требующий всестороннего описания с учётом эффективного решения текущих и перспективных задач.

С учетом сказанного, представляется возможным декомпозиция качества функциональной активности подсистем лесопромышленного предприятия на следующие основные его свойства и проявления: возбуждать и планировать активность; нести ответственность и проявлять индивидуальность.

Способность возбуждать активность обусловлена системой потребностей, которые существуют либо в виде процессов «стимул-реакция», либо в виде осознанных норм и ценностей («стимул-отклик»).

Способность планировать активность проявляется в следующих свойствах:

Осознавать свои потребности, понимать тенденции их изменения и влиять на их характер;

Формировать систему потенциальных интересов;

Анализировать ресурсные возможности и формировать актуальные интересы;

Разрабатывать согласованные по целям, задачам, месту и времени способы претворения своих актуальных интересов в жизнь;

Проявлять настойчивость в достижении цели;

Способность к самообучению, состоящей в расширении форм возможных стратегий поведения, обеспечивающих гибкость в разработке плана практических действий.

В основе способности системы планировать свою активность лежит фундаментальный принцип, на основе которого можно спрогнозировать последствия различных действий, а затем выбрать из них действия, обеспечивающие в конкретных условиях максимальную эффективность своего поведения при минимальных затратах.

Свойство ответственности предполагает у каждой подсистемы настоятельной потребности решать нормативно-правовые проблемы в отношении каждой другой подсистемы, входящей в ее окружение. Ответственность подсистем включает:

Принятие запросов с любой другой подсистемы;

Способность осуществлять оперативный анализ запросов;

Формирование предпринимаемых действий в соответствии с изменением состоянием других подсистем;

Способность реагировать на состояние окружающих ее подсистем и

стремиться к таким действиям, которые ведут у них к снятию негативных состояний.

В данном случае управление осуществляется в соответствии с принципом гармоничного сочетания особенностей всех подсистем, который предопределяет выполнение уникальных задач каждой из них и корпоративных процессов в составе общей системы в заданные сроки и с учётом установленных норм.

Таким образом, в концептуальной основе управления предприятиями лежит понятие нормативно-ценностной системы. В данном случае помимо описательной модели действительности, представляющей собой модель «возможного», должна содержать также и нормативную составляющую, называемую моделью «должного». Модель «должного» задается в виде значимой (для предприятия в целом и подсистем в отдельности) совокупности норм и ценностей (полезностей), формируемых на всем пространстве информационно-предметной среды. Следовательно, можно считать, что она как нормативно ценностная система организует всю совокупность процессов (экономических, технологических и др.), протекающих в информационной области и управляет этой совокупностью.

В соответствии с описанным выше принципом для управления предприятием на основании системного подхода может быть применена двухуровневая структурная модель управления.

Её нижний уровень описывает физические процессы, протекающие в ней, а верхний уровень описывает информационные процессы управления предметной области предприятием со стороны отдельных подсистем, входящих в его структуру.

Структурную модель предприятия можно представить в виде:

МОД 0 = [МОД 0 П, МОД 0 И, МОД 0 В ] (1)

МОД 0 П - модель предметной области;

МОД 0 И - модель информационной области;

МОД 0 В - модель взаимных отношений между подсистемами;

предприятия.

МОД 0 П, МОД 0 И, МОД 0 В для каждого отдельного предприятия индивидуальны и учитывают его технические, ресурсные и информационные составляющие.

Необходимость прогнозирования последствий, связанных с принятием системных управленческих решений, с позиции их вклада в уровень текущего индивидуального поведения отдельных подсистем и влияния этих решений на уровень стратегической стабильности предприятий в целом требует увязки всех протекающих физических процессов с возможностью их контроля и технологического управления.

Следовательно, все частные модели, входящие в состав модели (1), должны быть представлены как объекты управления, связанные с соответствующей информационной областью через ресурсные накопители, представляющие собой реализуемое управляющее решение.

Модель информационной области подсистемы включает, как правило, две взаимосвязанные вертикали. Первая вертикаль представляет собой совокупность подсистем, которые управляют независимыми технологиями, но связанными по входам и выходам процессами материального производства, протекающими в предметной области предприятия.

Вторая вертикаль обеспечивает целостность системы (вертикаль можно назвать административной) через создание условий так называемого «органического единства», которое выражается в способности всех подсистем осуществлять такое объединение труда, которое гармонично сочетает интересы части и целого относительно целей, задач и способов групповых действий.

Эта вертикаль должна также решать проблемные вопросы, направленные на защиту интересов системы от целей её отдельных подсистем.

4. Подходы используемые в системном управлении

Принципиальной особенностью концепции системного подхода к управлению является учет многомерности организации и управления ею. Поэтому подчеркивается необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. При этом подчеркивается достижение системного (синергетического) эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей.

Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х гг., рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий — функций управления (планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения.

Ситуационный подход к управлению, получивший распространение в 1970-е гг., предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией — конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой.

Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Используя ситуационный подход, находят методы и средства, наилучшим образом способствующие достижению целей организации в конкретной ситуации. В концепции ситуационного подхода к управлению нашли свое отражение проблемы взаимодействия с внешней средой и ориентации фирм на учет изменений внешней среды, в сложившихся условиях.

Система бизнес-процессов (СБП) является подсистемой системы процессов организации. Основной мотив выделения СБП из всей совокупности процессов организации - уменьшение размеров и уровня сложности объекта управления на этапе управления бизнес-процессами. Выбор СБП во многом осуществляется на основании субъективных оценок, хотя и существуют определенные правила, которых желательно придерживаться.

Трудно сказать, кто автор словосочетания «бизнес-процесс», но активно оно стало использоваться с начала 90-х годов прошлого столетия основателями реинжиниринга бизнес-процессов Дэвенпортом, Хаммером, Чампи и др. До этого для тех же целей употреблялся термин «процесс» (в основном в системах менеджмента качества).

Существует огромное количество определений терминов «процесс» и «бизнес-процесс».

Во-первых, специалисты в области менеджмента процессов/бизнес-процессов, как правило, не ограничивают себя буквальным (словарным) толкованием термина «процесс», а творчески перерабатывают его в соответствии с собственными представлениями, закладывая в определение значительную субъективную составляющую.

Во-вторых, существуют объективные причины для построения сложных и замысловатых определений, в частности:

Иногда хотят подчеркнуть, что совокупность последовательных действий на самом деле имеет сложную логическую и временную структуру (логические переходы, циклы, обработку исключений и т.д.);

С момента распространения в менеджменте системного подхода появилась тенденция рассматривать процессы как элементы систем, преобразующие вход системы в ее выход;

С появлением реинжиниринга и термина «бизнес-процесс» специалисты стали чаще анализировать процессы с точки зрения бизнеса.

в современной литературе термины «процесс» и «бизнес-процесс» обозначают примерно одно и то же. В связи с этим существуют как минимум два варианта их совместного использования:

В первом случае термины «процесс» и «бизнес-процесс» считаются эквивалентными и взаимозаменяемыми (как это и делают многие специалисты по бизнес-процессам);

Во втором случае предлагается критерий, с помощью которого осуществляется дифференциация «процессов» и «бизнес-процессов».

Можно привести несколько правил, которыми можно руководствоваться при выделении СБП из системы процессов (СП):

Желательно ограничить СБП двумя уровнями вертикальной структуры СП, назвав их, например, «бизнес-процессы» и «виды деятельности»;

Выбор уровней желательно осуществлять с учетом полномочий владельца СБП. Например, Система управления бизнес-процессами (СУБП) (СУБП) руководителя банка и СУБП руководителя департамента банка будут иметь существенно различные СБП;

Желательно ограничить СБП размером не более 20 бизнес-процессов. Оптимальным, по мнению автора, является число от 7 до 15 бизнес-процессов;

Размер каждого бизнес-процесса в рамках СБП желательно ограничить размером не более 50 видов деятельности. Оптимальным, по мнению автора курсовой работы, является число от 15 до 30 видов деятельности.

СУБП является подсистемой системы управления организацией в целом. Как правило, при выделении СУБП в отдельное направление менеджмента перед СУБП ставят две основные цели:

1) обеспечить конкурентоспособность бизнес-процессов;

2) обеспечить бесперебойную работу бизнес-процессов.

Для достижения первой цели СУБП должна решать задачи перспективного совершенствования бизнес-процессов и развития средств совершенствования бизнес-процессов.

Для достижения второй цели СУБП должна быть направлена на поддержание текущего функционирования бизнес-процессов и адаптацию бизнес-процессов к изменениям внешней и внутренней среды организации. Естественно, в данном случае также необходимо решать задачу развития средств поддержания и адаптации.

Чтобы понять, каким образом СУБП решает поставленные задачи, вспомним, что объект управления - СБП - имеет две грани: шаблон СБП и экземпляр СБП. Шаблон СБП, как обычно, представляет собой модель используемой СБП, а экземпляр СБП - реальную СБП, управление которой осуществляет владелец СБП.

Наличие у объекта управления двух граней - шаблона и экземпляра - дает возможность владельцу СБП управлять объектом по двум направлениям: с целью внесения изменений в шаблон СБП и с целью изменения параметров экземпляра СБП. Первое направление владелец СБП может использовать для перспективного совершенствования бизнес-процессов и адаптации бизнес-процессов к изменениям внешней и внутренней среды, а второе - для текущего управления бизнес-процессами в штатном режиме.

Необходимо отметить, что шаблон СБП обычно многократно меняется на протяжении жизненного цикла экземпляра СБП. В связи с этим шаблон СБП дополнительно должен содержать алгоритм перехода экземпляра СБП с одного шаблона на другой.

Что касается развития средств совершенствования, поддержания и адаптации СБП, то фактически речь идет о совершенствовании процессов совершенствования, поддержания и адаптации. Это уже следующий, более высокий уровень управления совершенствованием, инструментами которого являются прежде всего автоматизация бизнес-процессов, а также автоматизация средств проектирования, развертывания, мониторинга, анализа и оценки бизнес-процессов.

Заметим, что управление экземпляром СБП также включает два направления:

1) управление каждым бизнес-процессом в отдельности;

2) управление связями между отдельными бизнес-процессами.

Первое направление подробно будет рассмотрено в следующем разделе. Что же касается управления связями между отдельными бизнес-процессами, то, как неоднократно упоминалось, эти связи представляют собой соединения между выходами одних бизнес-процессов и входами других. Обычно они пересматриваются существенно реже, чем сами бизнес-процессы.

В заключение приведем определение термина «управление системой бизнес-процессов» (точнее «система управления бизнес-процессами», или СУБП), соответствующее вышеприведенным рассуждениям:

СУБП - это целенаправленная система с обратной связью, объектом управления которой является СБП, а в качестве процесса управления выступает совокупность взаимосвязанных действий владельца СБП, обеспечивающая такое изменение параметров объекта управления, которое необходимо для достижения целей организации.

Можно дать более короткое определение: СУБП - система управления, в рамках которой владелец СБП обеспечивает функционирование и совершенствование СБП для достижения целей организации.

Системный подход в теории управления – это:

Концентрация внимания на целостности структуры организации;

Взаимозависимость частей организации, работающих ради одной цели;

Ориентация управления на конечные результаты деятельности фирмы, в условиях быстро меняющейся внешней среды.

В управлении он основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей.

Его сущность заключается:

В понимании объекта исследования как системы;

В рассмотрении процесса исследования объекта как системного по своей логике и применяемым средствам.

Черты системного подхода:

 Системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

 Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - <вышестоящий> уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - <нижестоящий> уровень.

 Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями .

Основные принципы системного подхода:

1.Цели - ориентирует на то, что при исследовании объекта необходимо, прежде всего, выявить цель его функционирования. Данный принцип строится на соблюдении двух условий:

 цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень её достижения можно было оценить (задать) количественно;

 в системе должен быть механизм, позволяющий оценить степень достижения заданной цели.

2.Двойственности вытекает из принципа цели и означает, что система должна рассматриваться как часть системы более высокого уровня и в то же время как самостоятельная часть. Взаимосвязь с принципом цели состоит в том, что цель функционирования объекта должна быть подчинена решению задач функционирования системы более высокого уровня.

3.Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.



4.Целостности требует рассматривать объект как нечто выделенное из совокупности других объектов, выступающее целым по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по свойственным ему законам.

5.Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

6.Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

7.Историзма обязывает исследователя «вскрывать» прошлое системы и выявлять тенденции и закономерности её развития в будущем.

Недостатки системного подхода:

1.Системность означает определенность. Но мир неопределенен. Рыночная среда очень подвижна, неустойчива и лишь в какой-то мере моделируема, познаваема и поддается контролю. То же характерно и для поведения организаций, работников.

2.Системность означает непротиворечивость, но, скажем, ценностные ориентации в организации и даже у одного ее участника иногда противоречивы до несовместимости и никакой системы не образуют.

3.Системность означает целостность, но, скажем, клиентская база оптовых, розничных фирм, банков и т.п. никакой целостности не образует, поскольку она не всегда может быть интегрирована и каждый клиент имеет несколько поставщиков и может бесконечно их менять. Нет целостности и у информационных потоков в организации.

В целом, системный подход предполагает: постановку целей и выделение ресурсов, требующихся для достижения этих целей; чёткое определение количественных характеристик, взаимосвязей различных отраслей экономики – промышленности, транспорта, сельского хозяйства, а также отдельных территориальных комплексов; расчёт показателей эффективности затрат и обеспечение наиболее рациональной структуры потребления. При этом подходе исследование взаимосвязей осуществляется в каком– либо одном аспекте (чаще всего в экономическом) или с учётом комплекса политического и психологического аспектов управления, т. е. предполагается рассмотрение исследования во взаимосвязи всех его существенных характеристик. Наибольшее распространение системный подход получил в связи с решением задач оптимального планирования, требующих построения многокомпонентных систем разного уровня. Поэтому одним из важнейших его направлений является составление и реализация целевых комплексных программ.

История развития науки управления включает в себя ряд этапов, зачатки управления появились очень давно, а вот теоретические основы стали развиваться в конце XIX столетия.

Концепции менеджмента , которые сформировали его теоретическую базу, принято делить на две большие группы (по классификации Виханского и Наумова).

1. Одномерные учения об управлении – эта группа учений включает в себя самые первые концепции, которые принято именовать школами менеджмента. Здесь выделяются 4 школы – научная, административная, человеческих отношений и количественная. Каждая школа занималась изучением своего направления в менеджменте в отдельности, пытаясь доказывать свои гипотезы.
2. Синтетические учения об управлении – эта группа включает комплексные подходы к управленческим процессам. В отличие от одномерных учений, которые рассматривают один управленческий процесс в отдельности, синтетические учения говорят, что управление это сложное явление, включающее в себя множество процессов. На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.

Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.

Процессный подход к управлению

Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ .

Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.

Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий , каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления. Таким образом, мы и получаем что менеджмент это процесс управления, фактически набор определенных функций и правил, которые выполняет руководитель или вся система управления.
На рисунке приведем, вольную интерпретацию схемы цикла менеджмента. Последовательность функций всегда именно такая, лишь меняются направления работы. Или планируем новое, потом выполняем, потом проверяем. Или находим способы улучшения работы, потом выполняем ее, потом проверяем, а в заключении сравниваем так все или не так как намечали.

Учитывая особенность синтетических учений об управлении можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы.

Системный подход к управлению

Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.

Все организации являются открытыми системами.

Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.

Ситуационный подход к управлению

В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.

На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации, речь о которых пойдет в следующей лекции.

Структура организации часто изображается в виде плоской двухмерной организационной блок-схемы. Эти блок-схемы представляют собой удобные модели, которые помогают увидеть сложные взаимоотношения между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми в данной организации. Но, если бы это было возможно, более точно отобразить структуру помог бы нам «мобайл», - подвижное изображение, а не блок-схема. Как вы, наверное, знаете из опыта, когда касались какого-то участка подвижной структуры, конструкции «мобайл», все другие его части также приходят в движение или изменяют свое положение в большей или меньшей степени, в зависимости от того, какой части вы касаетесь и с какой силой вы воздействуете на нее. Более того, положение других частей меняется не сразу, - необходимо какое-то время на реакцию. И это время опять-таки зависит от того, в каком месте и насколько сильно вы касаетесь «мобайла». Точно также, когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другие части в определенной степени также испытывают воздействие этой перемены. Такого рода изменения могут сказаться на будущей эффективности организации в целом.

Такие эффекты возникают при изменениях физического характера, вроде необходимости нанимать новых людей или менять технологию при покупке новых машин и оборудования, а также при изменениях одной из управленческих функций. Например, если высшее руководство решает предоставить одному из подчиненных руководителей большую свободу действий, это повлияет на мотивацию данного руководителя, на то, как он будет вести себя со своими подчиненными, и на то, как подчиненные будут взаимодействовать с новым руководителем. Кроме того, может снизиться мотивация к работе других руководителей, которые находятся на той же ступени иерархической лестницы, но не получили никаких дополнительных прав. Они могут почувствовать себя ущемленными по многим организационным аспектам, влияющим на их работу. Все эти изменения будут происходить в разное время. Следовательно, в будущем организация станет некоей иной целостностью, находящейся в другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли.

Чтобы наглядно представить себе эти взаимодействия и многочисленные последствия, руководители, в особенности на высшем уровне, должны увидеть перспектив для организации в целом и для связей организации с окружающей средой. Руководители не просто должны знать свою собственную работу, но и то, как их собственная работа и обязанности, а также работа других членов организации влияет на цели, которых организация стремится достичь. Руководители должны осознавать непосредственное воздействие решений, принимаемых в организации, и их опосредованное воздействие на различные аспекты организационной деятельности. Они должны принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и влияние организации на окружающую среду. В сегодняшнем сложном мире организации чрезвычайно трудно увидеть «лес», поскольку тут растет так много «деревьев», которые либо отвлекают внимание, либо загораживают перспективу и не дают возможности воспринять картину в целом. Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Системные концепции

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, давайте сначала определим, что такое система.

СИСТЕМА - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Машины, компьютеры, телевизоры - все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы.

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Даже для монастыря - чтобы действовать в течение длительного времени - необходимо, чтобы приходили люди и поступали продукты, поддерживался контакт с основавшей его церковью. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

ПОДСИСТЕМЫ. Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится в последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Проржавевший проводок от аккумулятора не подает ток в электросистему автомобиля, вследствие чего не может работать вся машина. Точно также работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют - какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.

Переменные и системный подход

Поскольку это довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Неопределяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт