Система гласных звуков современного русского языка. Система гласных фонем русского языка

23.09.2019

Фонема – это абстрактная единица языка, воплощающаяся в речи во множествах позиционно чередующихся звуков. Для обозначения фонемы используются угловые скобки – <>.

Видоизменения фонемы в зависимости от ее положения в слове называют ее аллофонами (от греческ. allos «другой», phone «звук») или вариантами фонемы.

Отношение между фонемой и звуком (аллофоном)·- это отношение между общим (фонемой) и частным (аллофоном). Фонема относится к аллофону как инвариант к варианту. (Вариант - от лат. varians - изменяющийся; инвариант - от лат. invarians - неизменяющийся. Инвариант - это абстрактная лингвистическая сущность, единица в отвлечении от ее конкретных реализаций, воплощений.) Все реально произносимые звуки - это аллофоны. Аллофоны объединяются в относительно небольшое число фонем. Таким образом, фонема - это общее, существующее во множестве частных проявлений - аллофонов.

Фонема, таким образом, всегда представлена одним из своих аллофонов и в этом смысле не является сама каким-то определенным звуком. Каждый из обязательных аллофонов - «равноправный» представитель фонемы, даже если он и не является основным. Это обстоятельство часто упускается из виду в связи с тем, что фонему обычно называют «именем» ее основного аллофона. Например, мы говорим «фонема <а> », произнося при этом один конкретный аллофон, но подразумевая все возможные. Свойства аллофонов предсказуемы, поскольку нам известны правила взаимодействия звуков и их изменений в разных позициях.

В чем отличие звука от фонемы?

1) Фонема – единица языка, характеризующаяся высокой степенью абстракции, а звук – единица речи. В речи в конкретном слове одна и та же фонема может реализоваться по-разному. (звук – это реализация фонемы в речи).

2) Количество произносимых звуков фактически бесконечно. Как свидетельствуют данные экспериментальной фонетики, нельзя воспроизвести один и тот же звук так, чтобы он полностью, во всех нюансах, соответствовал своему прототипу. Поэтому количество звуков, произносимых в речи, может быть определено по-разному, в зависимости от того, с какой степенью точности определяется звук - на слух или при помощи точных приборов.

Количество фонем конечно. В русском языке выделяется 5 гласных фонем (или 6 по П(Л)ФШ), а число согласных фонем колеблется от 32 до 37 в зависимости от фонологической позиции ученого.

Спорные вопросы в системе фонем русского языка.

Выделение 5 гласных фонем <а, о, и, э, у> и 32 согласных фонем <п – п’, б – б’, в – в’, ф – ф’, м – м’, т – т’, д – д’, с – с’, з – з’, ц, н – н’, л – л’, ш, ж, ч’, р – р’, к, г, х, j> не вызывает разногласий между фонологическими направлениями.

При установлении системы фонем русского языка вызывает дискуссию вопрос о фонематической самостоятельности ы и мягких заднеязычных г’, к’, х’ . Есть мнение, что ы является оттенком и, а мягкие заднеязычные - оттенками твердых. Рассмотрим подробнее эти вопросы.

1. Фонематическая самостоятельность ы. Известный параллелизм в употреблении и иы был отмечен давно (ещё Ломоносовым) в связи с противопоставлением букв, перед которыми употребляются твердые согласные, буквам, перед которыми употребляются лишь мягкие. При таком противопоставлении и оказывалось в одном ряду с „мягкими гласными" я, ё, ю, е и противопоставлялось ы, входившему в один ряд с „твердыми гласными" а, о, у, э.

Мысль о том, что и и ы составляют одну фонему, впервые высказал Бодуэн де Куртенэ. Он развил учение об «i mutabile» (т. е. и изменяемом) и в транскрипции вместо и и ы, употреблял значок im (буква т - сокращенное обозначение «mutabile»). При произношении im „нет единой нормы, нет единого типа данной фонемы или данного фонетического представления, а исполнение двоится сообразно с тем, что мыслится или представляется перед началом раздваивающейся фонемы im: мыслится приближение средней части языка к нёбу - im произносится более спереди и дает впечатление i (ассоциируемого с русскою графемою и или i ); представляя же себе перед im отсутствие приближения средней части языка к нёбу, мы исполняем im как более задний гласный, акустическое впечатление от которого ассоциируется с русскою графемою ы" (Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языкознание. Спб., 1917, стр. 85 – 86). Бодуэн признавал, что в древнерусском языке и и ы были самостоятельными фонемами, но позже, после превращения мягких согласных в особые фонемы, они слились в одну фонему - i m. В свете этого ясно, что для Бодуэна различие и иы какразновидностей im связано с мягкостью и твердостью предшествующего согласного.

Л. В. Щерба также рассматривал вопрос об и и ы, но пришел к иным выводам: „Безусловно, самостоятельными гласными фонемами русского языка являются а, э, и, о, у. Что касается ы, то это в значительной мере самостоятельная фонема, находящаяся в интимных отношениях с и, которого оно является как бы оттенком" (Л.В.Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Спб., 1912 с.50). Щерба указал признаки, свидетельствующие о несамостоятельности ы: 1)ы не употребляется в качестве отдельного слова; 2) не стоит в начале слова; 3) возможно лишь после твердых согласных, где оно заменяет и: <играт">-<сыграт">; 4) употребляется в твердом варианте склонения параллельно с и в мягком варианте: <вады> - <з"имл"и>. Однако Щерба все же считал возможным признать ы „самостоятельной фонемой, хотя, может, и не в той мере, как а, э, и, о, у" (Л.В.Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Спб., 1912 с.50), так каки и ы не чередуются в корнях под воздействием последующих согласных, тогда как оттенки других фонем чередуются, например: [жар] - [жар"].

В дальнейшем часть лингвистов (Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский и др.), основываясь главным образом на вышеприведенных соображениях Щербы, склонилась к признанию ы оттенком и ; точку зрения, утверждающую фонематическую самостоятельность ы, отстаивают Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Я. В. Лоя и др.

Не вдаваясь в детали спора по этому вопросу, отметим, что нет достаточных оснований отказывать ы в фонематической самостоятельности. В подтверждение этого могут быть представлены следующие аргументы.

а) Фонеме ы, подобно всем другим фонемам, свойственны образующая и опознавательная функции. Последняя проявляется также и в том, что присутствие данной фонемы в звуковой оболочке слова может разрушать связь звучания и значения; тем самым разрушается лингвистическая единица. Так, звуковая оболочка слова ил разрушается при подстановке на место и других гласных (ал, ол, эл, ал, ул), так как возникают бессмысленные звукосочетания. Ясно, что в этом случае ы обнаруживает указанные выше функции наравне с другими фонемами.

б) Фонемы и и ы могут выступать в тождественных фонетических условиях, а именно - в начале слова. Есть даже несколько пар слов, различающихся только начальными и - ы: икать (говорить на и) - ыкать, икающий - ыкающий, икание - ыкание. Эти слова образованы от названий соответствующих букв, которые являются несклоняемыми именами существительными среднего рода (ср. заглавное и, строчное ы). Также вначале стоит ы в некоторых иностранных географических названиях: Ыйсон, Ындин, Ым-Чон, Ынталы, Ытык-Кюёл, Ыныкчанский. Наконец, в начале слова ы встречается также в названии фильма „Операция Ы и другие приключения Шурика".

в) Ы не может считаться оттенком и, так как оттенки всегда возникают в определенных фонетических условиях и вне этих условий могут быть произнесены только после специальной тренировки. Так, носители русского языка легко произносят закрытое переднее у в слове [пл"ун"], но произнести его изолированно, не между мягкими согласными, вряд ли смогут и, конечно, не выделяют его в своем сознании как особую единицу, не совпадающую с „обычным" у в слове [тут].Совершенно иное положение с ы. Оно легко изолируется, произносится в независимом, фонетически не обусловленном положении и осознается носителями языка как особая языковая единица. Гласный [ы] можно сколько угодно тянуть, и о е переходит в [и], что происходит в другими аллофонами фонем, например при протягивании звука [ä] из слова пять [п’äт’] он переходит в [а].

г) звуки [ы] и [и] имеют различное происхождение, так как [ы] исторически восходит к , а не к [i]. Факты истории языка не являются прямым доказательством различий [ы] и [и], но вместе с другими играют определенную роль.

2. Фонематическая самостоятельность к", г’, х". Фонематическая самостоятельность мягких заднеязычных подвергается сомнению на основе следующих соображений:

1) к", г", х" могут находиться лишь в фонетически зависимом положении - перед гласными переднего ряда и и э. Поэтому не возможно определить, их мягкость является комбинаторно обусловленной (появляющейся под влиянием гласных переднего ряда) или мягкость у них самостоятельная, например ру[к]а, ру[к]у – ру[к’]и, ру[к’]е, но[г]а, но[г]у – но[г’]и, но[г’]е, со[х]а, со[х]у – со[х’]и, со[х’]е ;

2) к" , г", х" в исконно русских словах не могут сочетаться с гласными непереднего ряда а, о, у , а только перед ними можно установить, является ли мягкость у заднеязычных согласных позиционно независимой.Сочетаемость же с этими гласными в заимствованных словах не может быть принята во внимание при установлении системы фонем русского языка;

3) к" , г", х" не встречаются в сильной по твердости-мягкости позиции - в конце слова, где возможны остальные мягкие согласные.

В МФШ трудности по установлению фонемного статуса к’, г’, х’ преодолеваются следующим образом. Звук[к"] перед [а, о] выступает в формах слова ткать :<тк"ош>, <тк"от> и т. д. Это только одно старое исконное русское слово, но относится к разряду общеупотребительных. Следовательно, звук [к’] реализует фонему <к’>. из того, что [к] и [к’] противопоставлены в одной позиции, следует, что такая возможность существует и для других заднеязычных – [г] – [г’], [х] – [х’], в частности она реализуется в неологизмах типа швахятина от нем. Schwach - ‘слабый’ по модели серятина, сырятина, кислятина . Поэтому считается, что [к’, г’, х’] воплощают фонемы <к’, г’, х’>.

В СПФШ к’, г’, х’ считаются самостоятельными фонемами на том основании, что [к’, г’, х’] могут находится перед гласными не переднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах, например: кювет, маникюр, гюйс, Кюи, Хярмс, Кюрасао, Кёльн, Гюльсары, паникер. Следовательно, к", г", х" могут соотноситься с к, г, х также, как и другие мягкие согласные. Это и ставит их в ранг самостоятельных единиц системы фонем. Соответствия же типа к -к" в <рука> - <рук"э> вполне аналогичны соответствиям типа д - д" в <вада> - <вад"э>.

Признавая фонематическую самостоятельность ы по отношению к и и к", г", х" по отношению к к, г, х, нельзя не отметить в то же время, что эта самостоятельность имеет несколько ущербный характер, что объясняется недостаточной развитостью этих противопоставлений, находящихся в стадии роста.

Как же различить фонему и вариант фонемы?

Из сопоставления таких пар, как дом - том, дам – там, том - там, дом - дам, томный - темный можно сделать вывод, что д - т, о - а, т - т" используются для различения слов по смыслу. Значит, эти звуки являются отдельными фонемами.

Способы определения функции звука ( является ли он фонемой или аллофоном какой-либо фонемы):

1. Нужно подобрать хотя бы одну минимальную пару, т.е. два таких слова, которые различаются между собой только сопоставляемыми звуками: бар - пар, гора - кора, доска - тоска, жар - шар и т.д.

2. Для доказательства самостоятельности одних фонем можно привести большое количество минимальных пар, как, например, для т-т": потомки - потемки, тощ - тещ, ток - тек, быт - быть, брат - брать, убит - убить, умыт - умыть и т. д. Противопоставленные по твердости - мягкости д - д", з - з", с - с" используются в сравнительно небольшом количестве минимальных пар. Но для признания двух сопоставляемых звуков отдельными фонемами достаточно употребления этих звуков хотя бы в одной минимальной паре.

В случае отсутствия минимальных пар (или возникающих затруднений при их подборе) для определения функциональной нагрузки звука можно использовать и другой критерий, предложенный Н.С. Трубецким: если замена в слове одного звука другим искажает слово до неузнаваемости, то данный звук - самостоятельная фонема. Так, при замене /ч"/ на /ч/ или /ц/ на /ц"/ в словах, содержащих эти звуки, смысл слов не искажается до неузнаваемости, только «слова», образованные таким способом, приобретают неестественный «иноязычный акцент». Сравни: /ч"ас/ и /час/, /цырк/ и /ц"ирк/. Другой получится результат, если в словах с твердыми /г/ и /к/, например, год, кот эти же звуки заменить на соответствующие мягкие - полученные «слова» становятся непонятными. Поэтому можно сделать вывод, что /ч"/ и /ч/ - варианты одной фонемы, как и /ц/ и /ц"/, - в отличие от /г/ и /г"/, /к/ и /к"/, которые представляют собой отдельные фонемы.

Система гласных фонем

Гласные различаются по степени подъема языка и наличию или отсутствию лабиализации (огубления) (табл. 1).

Табл.1 Система гласных фонем

Подъем Лабиализация нелабиализованные лабиализованные

Верхний |и| |у|

Средний |е|

Нижний |а|

Система согласных фонем

Система согласных фонем

  • -губные
  • -зубные
  • -небные
  • 1)заднеязычные(гкх)
  • 2)незаднеязычные(сзрч j-йот)

По способу артекуляции делятся на смычные, носовые, взрывные и дрожащие аффрикаты ц ч

чисто щелевые –ф в

Понятие о редукции в фонетике

Редукция, в фонетике

  • - под этим термином в европейской фонетической литературе (главным образом в немецкой) разумеется сокращение и ослабление гласных или согласных звуков человеческой речи, влекущее за собой сначала неясное и неотчетливое произношение, а затем и совершенное исчезновение их.
  • 1. Закон редукции безударных гласныхРедукция - закон ослабления гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные - редактированные гласные. Различают позиции в первом предударном слоге(слабая позиция первой степени) и позицию в остальных безударных слога(второй степени)Гласные во второй позиции подвергаются большей редукции, чем в первом предударном слоге(первой слабой позиции)25) Позиционные чередования звуков. Аллофоны, как разновидности фонем

В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского языка имеются позиционные череования звуков. Они обусловлены фонетически, т. е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией гласных.

Аллофо?н (греч. ????? другой и???? звук) - реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Несмотря на широкий диапазон аллофонов одной фонемы, носитель языка всегда в состоянии их распознать.

В современном испанском языке согласные звуки д, г, б, имеют ослабленные леницией позиционные аллофоны в положении между гласными. В некоторых говорах, например в испанском языке Кубы и других странах Карибского региона межзубный аллофон "Д" между гласными вообще превращается в ноль звука: enamorado > enamoradho > enamorao "влюблённый". В данном конкретном примере замена звука -d- на межзубный -dh- или -ноль звука- не несёт никаких семантических или грамматических изменений значения слова, кроме разве что по ним можно судить (и то не всегда) о происхождении и/или уровне образования говорящего.

Система гласных фонем

Для русских гласных максимально независимой, сильной позицией является изолированная позиция и позиция под ударением. Однако под ударением гласная может оказаться в разном фонетическом окружении: в позиции абсолютного на- чала слова, в положении между твердыми согласными, после мягкого согласного перед твердым согласным и в позиции между мягкими согласными. Например:

Как показывают вышеприведенные данные, во всех позициях всегда высту-

пают четыре гласных – А, О, У, Е, что дает возможность считать их самостоя- тельными фонемами. Гласные же И и Ы являются взаимозаменяемыми и никогда не встречаются в одной позиции, поэтому многие лингвисты считают их одной фонемой /и/.

Мысль о том, что звук Ы не является самостоятельной фонемой, высказывал и И.А. Бодуэн де Куртенэ, который считал фонему /и/ изменяемой, т.е. такой, ко- торая в нашем представлении как бы раздваивается на два звукотипа И/Ы (к И[ы]ре, педи[ы]нститут, игра, но: сыграть). В древнерусском языке /ы/ была са- мостоятельной фонемой, исторически восходящей к /u:/, а не к /i/; её функцио- нальное ослабление связано с формированием ДП согласных твердость / мяг- кость, который вызвал ослабление дифференцирующей функции ДП ряд глас- ных. Большинство представителей МФШ объединяют И/Ы в одну фонему или признают её существование только в подсистеме заимствованных слов.

Сторонники признания самостоятельности фонемы /ы/ – СПФШ – находят,

хоть и ограниченный, но существующий в русском языке ряд слов, в которых зву-

ки И и Ы выступают в одной позиции: «операция Ы» / союз И; ыкать – икать; ыка- нье – иканье; а суффикс –ыня формирует новые слова от основы на мягкий со- гласный (гусь – гусыня, сударь – сударыня), Кроме того, в качестве доказатель- ства самостоятельности /ы/ используются заимствованные топонимы с началь- ным Ы: Ыйсон, Ындин, Ыныкчанский.

Выделение Ы целесообразно в практике преподавания РКИ, так как Ы не встречается во многих европейских языках и представляет сложность при усвое- нии артикуляционной базы русского языка. Таким образом, в зависимости от при- знания самостоятельности Ы, в современном русском языке выделяют шесть / пять гласных фонем – / а, о, е, у, и/ы /.

Традиционно в системе гласных фонем русского языка различительными,

дифференциальными признаками считались ряд, подъем и лабиализация глас- ных. Развитие у согласных ДП твердость/мягкость привело к ослаблению и утрате различительной способности ряда, который в современном русском языке явля- ется значимым только при различении фонем /и/ – /ы/. Для остальных фонем ряд является интегральным признаком. Подъем и лабиализация сохраняют свои дифференцирующие функции, так как могут образовывать одномерные (по одно- му признаку) оппозиции: /и/ – /у/, /е/ – /о/ – лабиализация (лик – люк, вес – вёз);

/е/ – /и/, /о/ – /у/, /а/ – /и/ – подъем (петь – пить, дол – дул, пять – пить). Гласный

/а/ включается в оппозицию только по подъему, лабиализация является для фо- немы /а/ интегральным признаком, так как в системе гласных фонем русского языка нет лабиализованной фонемы нижнего подъема.

Система согласных фонем

Для характеристики системы согласных фонем необходимо рассмотреть, сколько фонем встречается в максимально независимой, сильной по всем ДП признакам позиции. Такой позицией является позиция начала слова перед глас- ными непереднего ряда (например: бор – вор – гор – дол – жор – зол – кол – лом

– мор – нор – пол – ром – сор – тол – фон – хор – цок – шор; Бёрн – вёл – дёрн – зёрна – ёлка – лён – мёл – нёс – пёс – рёв – сёл – тётя – Фёдор – чёрт – щёк). Бесспорным для всех лингвистов является выделение в данной позиции 32 фо- нем, выделение ещё пяти согласных фонем является спорным и решается в разных фонологических школах с учетом различных аргументов.

Спорным является вопрос о фонемной сущности мягких заднеязычных со- гласных /к’, г’, х’ /. В древнерусском языке заднеязычные согласные вообще не могли смягчаться (хытрый, Кыев, гыбель), поэтому чередовались с мягкими со- гласными другого образования (лик – личина – лицо, берегу – бережёшь, тихо – тишина). В современном русском языке мягкие заднеязычные встречаются только перед гласными переднего ряда, где их мягкость может быть не фонологической, а фонетической, обусловленной передним рядом гласных: кит, кинуть, гибель, гибкий, химия, хитрый; кедр, кепка, генерал, гель, хек (сравн.: рука – руки – руке - рукой). Мягкие заднеязычные не встречаются в позиции перед гласными непе- реднего ряда (кя, гя, хя, кё, гё, хё, кю, гю, хю) и в конце слова, поэтому, по мнению части лингвистов, есть все основания считать мягкие заднеязычные согласные не самостоятельными фонемами, а вариантами, аллофонами твердых фонем /к, г, х/.

Фонемы - это неделимые звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различения их звукового вида. Так, каждая из словоформ вол, вёл (прош. вр. глагола вести ), гол, зол (краткая форма прилагательного злой , род. п. мн. ч. существительного зло ), кол, мол, мёл (прош. вр. глагола мести ), пол, сёл (род. п. мн. ч. существительного село ), шёл (прош. вр. глагола идти ) отличается от любой другой словоформы этого ряда только одной фонемой - соответственно первыми согласными |в| - |в’| - |г| - |з| - |к| - |м| - |м’| - |п| - |с’| - |ш|; вторая и третья фонемы этих словоформ одинаковы: |о| и |л|. Словоформы вол, вал и выл (прош. вр. глагола выть ) также различаются только одной фонемой - гласной: |о| - |а| - |и| (последняя в данном случае на письме передается буквой ы ). Различие состава фонем в словоформах может быть частичным (как в приведенных примерах) и полным, как, например, в парах словоформ стул - дом, год - час и т. п.

Фонема - обобщенная звуковая единица языка, отвлеченная от всех возможных звуков, выступающих на ее месте в потоке речи. Например, гласная фонема |а| видоизменяется по-разному в зависимости от того, с какими согласными она соседствует: так, в словоформе [с’ат’] (орфогр. сядь , повел. накл. глагола сесть ) в отличие от [сат] (орфогр. сад ) фонема |а| стоит между двумя мягкими согласными и потому представлена звуком, в своем образовании продвинутым вперед и вверх.

В русском литературном языке 5 гласных и 37 согласных фонем.

Гласные различаются по степени подъема языка и наличию или отсутствию лабиализации (огубления) (табл. 1).


Согласные делятся на сонорные и шумные. К сонорным относятся |м|, |м’|, |н|, |н’|, |л|, |л’|, |р|, |р’|, |j|, остальные - шумные. Сонорные произносятся при участии голоса с добавлением незначительного шума. Шумные произносятся при участии шума и голоса (звонкие) или только шума (глухие).

Как сонорные, так и шумные согласные различаются по месту образования (в зависимости от того, какие органы участвуют в артикуляции) и по способу образования (табл. 2).

Табл.2 Система согласных фонем
Способ образования Место образования
Губные Переднеязычные Среднеязычные Заднеязычные
Губно-губные Губно-зубные Зубные Передненёбные Средненёбные Задненёбные
Смычные |п| |б|
|п’| |п’|
|т| |д|
|т’| |д’|

|к’| |г’|
|к| |г|
Смычно-щелевые (аффрикаты) |ц| |ч|
Щелевые |ф| |в|
|ф’| |в’|
|с| |з|
|с’| |з’|
|ш| |ж|
|ш’’| |ж’’| |j|

|x’|
|x|
Носовые |м|
|м’|

|н|
|н’|
Боковые |л|
|л’|
Дрожащие |р|
|р’|

Согласные делятся также на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Парными по твердости - мягкости (т. е. различающимися только по этому признаку) являются согласные: |п| - |п’|, |б| - |б’|, |т| - |т’|, |д| - |д’|, |ф| - |ф’|, |в| - |в’|, |с|- |с’|, |з| - |з’|, |м| - |м’|, |н| -|н’|, |л| - |л’|, |р| - |р’|, |к| - |к’|, |г| - |г’|, |х| - |х’|. Непарные по этому признаку согласные: |ж|, |ш|, |ц| (твердые), |ж’’|, |ш’’|, |ч’|, |j| (мягкие).

Парными по глухости - звонкости являются согласные:, |п| - |б|, |п’| - |б’|, |т| - |д|, |т’| - |д’|, |ф| - |в|, |ф’| - |в’|, |с| - |з|, |с’| - |з’|, |ш| - |ж|, |ш’’| - |ж’’|, |к| - |г|, |к’| - |г’|. Непарные по этому признаку согласные: все сонорные (звонкие), |ц|, |ч|, |х|, |х’| (глухие).

Согласные |ш|, |ж|, |ш’’|, |ж’’| и |ч| объединяются в группу шипящих фонем, а согласные |с|, |з|, |с’|, |з’| и |ц| - в группу свистящих.

Согласные |ш’’| («ш долгая мягкая») и |ж’’| («ж долгая мягкая») в отличие от всех остальных согласных являются долгими (согласная |ж’| передается на письме сочетанием жж или зж : вожжи, поезжай, визжать ; в формах слова дождь - сочетанием жд : дожди, дождя ).

Позицией максимальной дифференциации (сильной позицией) для гласных фонем является позиция под ударением, а для согласных фонем - позиция перед гласными. В прочих позициях (слабых) некоторые фонемы не различаются. Так, в безударных слогах, как правило, не различаются фонемы |о| и |а|, а в позиции после мягких согласных - также |е| (см. ); на конце словоформ и перед глухими согласными парные звонкие совпадают с глухими, а перед звонкими согласными парные глухие - со звонкими (см. ), и следовательно, в обоих случаях не различаются; в ряде позиций перед согласными не различаются согласные, парные по твердости - мягкости (см. ). Состав фонем, выступающих в пределах того или иного морфа, выявляется в тех словоформах, где они выступают в сильной позиции, ср.: [в^дá] и [вóды], где гласная фонема корня находится в сильной позиции; [л’еc] и [л’éсу] (дат. п. ед. ч. существительного лес ), [л’éзу] (1 л. ед. ч. глагола лезть ), где конечная согласная корня находится в сильной позиции.

Примечание. Если во всех возможных словоформах, содержащих какой-либо морф, та или иная фонема в составе этого морфа остается в слабой позиции, то такая звуковая единица (гласная или согласная) является гиперфонемой . Например, в слове собака первая гласная фонема, представленная фонетически только звуком [л], является гиперфонемой, выступающей в позиции неразличения гласных фонем |о| и |а|; в слове второй первая согласная фонема, фонетически |ф|, представляет собой гиперфонему, находящуюся в позиции неразличения согласных фонем |ф|, |ф’|, |в| и |в’|.

Важнейшие позиционные (фонетически обусловленные) реализации фонем.

  1. В безударных слогах гласные |е|, |о| и |а| видоизменяются (ослабляются) и в ряде позиций не различаются (табл. 3).

    Здесь [ыэ] - гласный непереднего ряда, средний между [ы] и [э]; [^] - гласный средне-нижнего подъема, непереднего ряда, нелабиализованный; [ие] - гласный переднего ряда, средний между [и] и [е]; [ъ] и [ь] - редуцированные гласные средне-нижнего подъема, нелабиализованные: [ъ] - гласный непереднего ряда, [ь] - переднего ряда. Примеры:

    (1) [э]тика - [ыэ]тúческий, [э]кспорт - [ыэ]кспортúровать, [ó]сень - [^]сéнний, [ó]лово - [^]ловянный, [á]льт - [^]лéть, [á]збука - [^]збукóвник; (2) синт[э]тика - синт[ыэ]тúческий, ц[э]ны - ц[ыэ]нá, в[ó]ды - в[^]дá, д[a]р - д[^]рúть, букв[á]рь - букв[^]ря; (3) ш[э]сть - ш[ыэ]стú, ш[о]лк - ш[ыэ]лкá, ж[ó]ны - ж[ыэ]нá, ж[á]рко - ж[^]рá, ш[а]р - ш[^]ры; (4) [л’э]с (лес ) - [л’ие]са, [в’ó]дра (вёдра ) - [в’ие]дрó, [п’а]ть (пять ) - [п’ие]тáк; (5) т[э]мп - т[ъ]мповóй (спец.), малыш[э]й - вклáдыш[ъ]й, г[ó]род - г[ъ]родá, огурц[ó]м - зáйц[ъ]м, испуг[á]тъ - испуг[ъ]нный; (6) [б’э]рег (берег ) - [б’ъ]реговóй, [т’ó]мный (тёмный ) - [т’ь]мновáто, [п’а]ть - [п’ь]тачóк (пятачок ), [н’о]с (нёс ) - вы[н’ь]си (вынеси ), за[н’á]ть (занять ) - зá[н’ь]ты (заняты ), каланч[э] (каланче ) - дáч[ь] (даче ), ца[р’ó]м (царём ) - госудá[р’ъ]м, каланч[á] - дáч[ъ] (дача), ца[р’á] (царя ) - госудá[р’ъ] (государя ) ([ъ] произносится на месте |а| только в окончаниях слов).


    Таким образом, во всех безударных положениях (кроме позиции первого предударного слога после |ж|, |ш|) гласные |о| и |а| не различаются. Это явление называется аканьем.

  2. После твердых согласных гласная |и| изменяется в звук среднего ряда [ы]: игрá - под[ы]грыватъ, в [ы]грé; идéя - без[ы]дéйный.
  3. Звонкие парные согласные в положениях на конце словоформы и перед глухими согласными оглушаются: ду[б]ы - ду[п], но[ж]ú - но[ш], лá[в]ок (род. п. мн. ч.) - лá[ф]ка, по[д]брóсить - по[т]писáть.

    Примечание. В слове бог согласная |г| оглушается в [х]: бо[х].

    Глухие парные согласные в положениях перед звонкими (кроме [в], [в’] и сонорных) озвончаются: ко[с’]úтъ - ко[з’]бá, о[т]ложúть - о[д]брóситъ, [с] мостá - [з] дóма.

    Твердые зубные согласные |с|, |з| и |н| в положении перед мягкими зубными (кроме |л’|) смягчаются: боро[з]дá - боро[з’д’]úть, фра[н]т - фра[н’т’]úха, [с]катúть - [с’н’]ять, ромá[н]с - о ромá[н’с’]е.

    Твердая согласная |н| перед |ш’’|, |ч| смягчается: табу[н] - табу[н’ш’’]ик, стакá[н] - стакá[н’ч]ик.

    Мягкие губные перед всеми согласными, кроме мягких губных и |j|, отвердевают: питó[м’]ец - питó[м]цы, ру[б’]úть - рулю.

  4. Согласные |с|, |с’|, |з|, |з’| перед шипящими |ш|, |ш’’|, |ж|, |ч| заменяются на шипящие: [с]крепúтъ - [ш]шить (сшить ), ра[з]ломáть - ра[ш’’]епúтъ (расщепить ), разно[с’]úть - разнó[ш’’]ик (разносчик ), [с] кем; [ш’] чем; [с] любóвью; [ж] жáлостью.
  5. В сочетаниях стн, здн согласные т и д не произносятся: рáдость - рáдо[сн]ый (радостный ), звездá - звё[зн]ый (звёздный ), опоздáть - пó[з’н’]ий (поздний ).

    Не произносится также согласная |j| в положении после гласной перед |и| и в начале слова: клей, к[л’éjу] (клею ) - к[л’éи]ть (клеить ), стр[уjá] (струя ) - стр[уú], бой - б[^и] (бои ); (ей - дат. п. ед. ч. местоимения она ) - [и]м (дат. п. мн. ч.).

Различие морфов

Традиционное (исторически сложившееся) различие именного и глагольного корневого морфа, а также именной и глагольной основы в целом состоит в том, что именной корневой морф и именная основа оканчиваются на согласную, в то время как глагольный корневой морф и глагольная основа могут иметь исход как на гласную, так и на согласную, ср.: стен-а, стол, окн-о, арми (армия ) и зна-ли, смотре-ть, знат (знают), смотр-ит . Отклонение от этой закономерности представляют собой имена существительные и прилагательные поздно сформировавшегося структурного типа с основой на гласную (иноязычные заимствования и аббревиатуры): шоссе, пальто, кенгуру, колибри, нетто, ГАИ, АСУ, ЦСКА, МГУ (произносится: цээскá, эмгэу) и т. п. Однако подобные именные основы неспособны сочетаться с флексиями (сохранившими традиционную сочетаемость только с основами на согласную) и потому соответствующие имена принадлежат к разряду несклоняемых (см. § 183 , § 185).

Минимальный вид корневого морфа в знаменательных частях речи сводится к формулам CVC в именах, CV и CVC в глаголе (здесь и ниже C обозначает согласную фонему, консонант, V - гласную, вокальный элемент). При этом первая согласная может быть не представлена: ср. именные корни дом-, бок-, ус- и глагольные да- (да-ли), жи- (жи-тъ), -у- (об-у-ть), нес- (нес-ти), пиш-(пиш-ут), ид- (ид-ут) . Возможны и корневые морфы без гласной, но всегда с сочетаниями согласных: дн-я, зл-ой, жм-ут, лж-ёт, сп-ят .

Минимальный вид префиксального и постфиксального морфов и корневого морфа служебных слов - C и CV, причем в последнем случае согласная может быть не представлена: в/во, с/со, за, да, но, не, же/ж, бы/б, -ся/-съ, -те, а, и, о .

Минимальный вид суффиксального морфа: в именах - VC или C: плат-ёж, пуст-як, стол-ик, букв-арь, дух-от-а, мед-ов-ый, лед-ян-ой, лис-ий, резь-б-а, стряп-н-я, кры-т-ый; су[д’-j-а] (судья), суд-ей; руч-к-а, руч-ек; ум-н-ый, ум-ён; жар-к-ий, жар-ок ; в глаголе - CV (с возможным отсутствием согласной): прыг-ну-ть, бы-ва-ть, завтрак-а-ть, сол-и-ть , а также C и VC: прыг-н-ет, завтрак-ат {завтракают) .

Во всех этих структурах (кроме постфиксального морфа) вместо одного согласного может быть сочетание согласных: таковы, например, корневые морфы зна-, прост-, искр- , префиксальные при-, вне- , суффиксальные -ость, -изм, -ск, -ств-, -знь .

В неминимальном виде рассмотренные виды морфов расширяются путем сочетания минимальных структур; таковы корневые морфы: именные город-, озер-, муравей- , глагольные си- (сия-ть), уме- (уме-ли), уме[j]- (умей), колыш- {колыш-ет-ся), стерег- (сте-рег-ут) ; префиксальные пере-, недо-, раз-/разо- ; постфиксальный -либо (кто-либо) ; корневые морфы служебных слов или, над/надо, разве ; суффиксальные морфы: именные в словах цвет-ник, трус-лив-ый, бел-оват-ый , глагольные в зим-ова-ть, рас-сматр-ива-ть, лентяй-нича-ть .

Типичный вид флексийного морфа: V, VC или VCV: дом-у, в дом-е, город-а, ноч-и, нес-у, нес-и, несл-а, вид-ит, нес-ёшь, город-ам, болъш-их, дом-ами, нес-ёте, больш-у (большую) .

Слог

Слог - это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слоговыми (слогообразующими) являются только гласные звуки. Сколько в словоформе гласных, столько и слогов. Например, в словоформе строй один слог, в словоформе со-ци-а-ли-сти-че-ски-е - восемь, в словоформе пы-ле-вла-го-не-про-ни-ца-е-мость - девять и т. д. Для русского языка характерны как открытые слоги (кончающиеся на гласную: во-да ), так и закрытые (кончающиеся на согласную: кар-ман, сол-дат ); существуют такие открытые слоги, которые состоят только из гласного (и-ва ).

Слог строится по принципу восходящей звучности: в открытых слогах шумные согласные предшествуют сонорным, а сонорные - гласной (ца-пля, ка-стрю-ля, про-за ); аналогична структура предвокальной (предшествующей гласному) части закрытых слогов (ве-ксель, вер-теть, вы-стрел ). Поствокальная (находящаяся после гласного) часть неконечных закрытых слогов может содержать только сонорные согласные (вель-вет, о-бой-ма, свой-ство ). Конечные закрытые слоги могут, однако, завершаться шумными согласными (кар-кас ) и различными сочетаниями согласных (по-иск, па-спорт, ко-рабль, ци-линдр ). В начальных слогах словоформ предвокальная часть может как исключение (в нарушение принципа восходящей звучности) представлять собой сочетание «сонорный + шумный»: рдеть, лба, льсте-цы . В начале слога, а следовательно, и в начале словоформы, невозможны сочетания «[j] + согласный»; такие сочетания возможны только в поствокальной части закрытых слогов (слайд, свойств ). Зато в поствокальной части, и следовательно, в конце словоформы невозможны сочетания «согласный + [j]» [в предвокальной части они нормальны: бе-[л’jо] (бельё), соло-[в’jи] (соловьи) ].

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна

Урок: Система гласных и согласных звуков русского языка. Фонетический разбор.

Тип урока : повторительно – обобщающий урок.

Цели: активизировать, углубить и обобщить знания учащихся о звуковом составе русского языка; обобщить знания о соотношении звука и буквы в слове, повторить случаи количественного несоответствия звука и буквы в слове; развивать умения выполнять фонетический разбор.

Ход урока

I.Работа по теме урока

1.Фронтальный опрос. Повторение и обобщение уже известного о фонетике.

Примечание. Вопросы, которые могут вызвать затруднение у учащихся, разбираются совместно с учителем. К ним относятся: определение фонетики как раздела науки о языке; понятие фонемы; соотношение звука и буквы.

Организация совместной учебной деятельности на уроке начинается с поисков ответа на них.

В тетрадях делается запись: « Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, ударение, слог».

Звуков так много, что их не перечислить. Звуки речи передаются на письме буквами. Это их форма. В современном русском алфавите 33 буквы, каждый из которых имеет свое название: а [а], б [бэ], в [вэ] и. т. д. Различают строчную и прописную разновидности букв. Например: а – А, б – Б, в – В и. т. д.

Все ли звуки нужно одеть в форму? (Нет, например, человек картавит, но специальных букв для обозначения неправильно произносимых звуков нет и не нужно.)

Какие же звуки мы одеваем в буквы?

Задание 1. На доске пишется слово сом. Меняем первый звук: ком, лом, ром, дом, том; сок – сор, сон, сом. Меняя звуки мы получаем новые слова, наблюдаем, как с помощью звука мы слова различаем по смыслу. Эти смыслоразличительные звуки и есть фонемы.

Записываем в тетрадях определение фонемы:

Фонема – кратчайшая, неделимая единица в звуковом потоке, служащая для различения смысла слов.

Повторение сведений о транскрипции.

Примечание. В зависимости от уровня подготовки учащихся им предлагается или традиционная школьная фонетическая транскрипция, которая не свободна от недостатков: она не отражает в полной мере систему звуков речи русского языка, или предложенная авторами учебника, Н. Г. Гольцевой и И. В. Шамшиным, более сложную, полно отражающую систему гласных русского языка. (с. 37)

Классу предлагаются вопросы.

На какие две большие группы делятся звуки речи? (На главные и согласные)

В чем состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками? (При образовании гласных звуков воздух свободно проходит через полость рта, а при образовании согласного звука воздух всегда встречает преграду.)

На какие группы делятся согласные по участию голоса и шума? (На сонорные и шумные. В сонорных согласных голос преобладает над шумом, а в шумных – шум. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие.)

По какому еще признаку, кроме участия голоса и шума можно охарактеризовать согласный звук? (По твердости и мягкости.)

Какие согласные не имеют пар по глухости/звонкости? (Непарные глухие: х, ц, ч, непарный звонкий: й (j)

Какие согласные не имеют пар по твердости/мягкости? (ж, ш – непарные твердые, й (j), ч, щ - непарные мягкие)

2.Лабораторная работа (выполняется устно). Учащиеся произносят вслух звук, одновременно фиксируя что при этом происходит. Если при произнесении звука приложить ладонь к горлу, то можно почувствовать ладонью работу голосовых связок: звонкий звук заставляет голосовые связки вибрировать, если же звук глухой, то голосовые связки останутся в спокойном состоянии. Второй способ определения глухого или звонкого согласного звука состоит в том, что закрываем уши и пол голоса произносим согласные звуки. При этом звонкие согласные звуки будут давать резонанс барабанных перепонках.

3. Фронтальный опрос. Соотношение звука и буквы.

Одинаково ли количество звуков и букв в языке? (Нет.)

Сколько звуков и сколько букв в русском языке? (В русском языке 6 гласных, 37 согласных звуков).

Почему звуков больше чем букв? (Парные по твердости и мягкости согласные звуки обозначаются одной буквой)

Какие две буквы в русском языке сами по себе не обозначают звук? (В современном русском алфавите есть буквы, которые не обозначают звуков речи (ъ, ь)).

Как соотносятся в русском речи звуки и буквы? ()

Две буквы могут передавать один звук (например: счетчик [ш оч ик].

Одна буква может обозначать два звука (например: я ). Для звука j в русском алфавите отсутствует отдельная буква, и он передается йотированной буквой.

В современном русском алфавите четыре йотированные буквы: е, е, ю, я. Что они обозначают? Они передают разные звуки. Употребляясь после мягкого согласного. Они передают звуки [э], [о], [у], [а]: люк [лук], ряд [р ат]. В начале слова, после гласного звука, после разделительных твердого и мягкого знаков они передают два звука: , , , : ель , еж . В русском алфавите нет отдельных букв для обозначения мягких согласных звуков. Поэтому для обозначения мягкости согласных звуков используются буквы е, е, и, ю, я, ь.

Буквы русского языка характеризуются многозначностью, то есть одна буква может обозначать разные звуки. Например: сядь, сбор, косьба, сшить, сжать.

Задание 2. Сколько звуков в словах обозначают буквы е, е, ю, я: лень, мять, ехать, поездка, вьюга, Ялта.

Гласные звуки образуют слог, сколько в слове гласных звуков, столько слогов.

4.Упражнение на закрепление изученного. Предлагаются тесты в формате ЕГЭ.

В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) видение 3) пресечь

2) шепелявить 4) извержение

В каком слове все согласные звуки твердые?

1)конец 3) проглотил

2) пробуждал 4) дельта

В каком слове звуков больше чем букв?

1) туман 3) зимняя

2)ложь 4) осень

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) яд 3) вдоль

2)степь 4) желтый

В каком слове букв больше чем звуков?

1) кует 3) края

2) насквозь 4) труд

В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) предположил 3) редкость

2) проезд 4) отбил

5. Фонетический разбор слов

Проводя фонетический разбор, вы должны показать звуковой состав. Это значит, что при разборе вы отобразить как слышится слово, то есть описать звуки из которых состоит слово, учитывая орфоэпические нормы русского языка. Порядок фонетического разбора дан на с. 36. Особое внимание учитель обращает на то, что характеристикой гласного звука будет ударная / безударное положение. Характеристикой согласного звука будет его сонорность /глухость/звонкость. (+ парность /непарность по этому признаку), а так же твердость / мягкость, парность /непарность по этому признаку.

6. Фонетический разбор слова вьюга. Организация совместной учебной деятельности.

II.Итог урока

Учитель резюмирует изученное на уроке.

Домашнее задание.

1.Доделать упражнение 49.

2.Изучить §13 на с. 34 – 37.

«Фонетический анализ слова»

1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) Пишешь 2) шествие 3) чистить 4) житие

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) Конец 2) дельта 3) притеснял 4) пробуждал

3. В каком слове букв больше чем звуков?

1) Ночуют 2)поет 3) съешь 4) поздняя

4. В каком слове звуков больше чем букв?

1) Счет 2) значение 3) пять 4) адъютант

5. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1)Яд 2)степь 3) вдоль 4) желтый

6. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

1) Семья 2) песчаная 3) грамматика 4)честная

7. В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) Праздный 2) ирландский 3) движение 4) кредитор

8. В каком слове произносится согласный звук [З]?

1) Скользко 2) лазерный 3) разведать 4) въезжать

9. Сделать фонетический разбор слова поездка.

10. Слова Столб и стол различаются последними буквами. Имеются ли различия в звуковом составе этих слов? Аргументируйте ответ.

«Правописание приставок и буквы ы после приставок»

1. Выделить приставки в следующих словах

одеревенеть, оловянный, озабоченный, отчизна, офицер, проводить, производить, непроизводительный, непроизносимый, переподготовка, водопровод.

2. Вычеркните приставки, которых нет в русском языке:

Об, от, ф, в, па, ад, до, да, над, да, пад, з, оп, од.

3. Подчеркнуть с словах приставки и корни:

Рассвет, раскат, бессмертник, исследовать, бессонный, врассыпную, мировоззрение, беспристрастный.

4. Вставить пропущенные буквы

Пр…бывать в город – пр…бывать в неведении, пр…зирать врага – пр…зреть сироту, пр…емникрадиволн – пр…емник отца, пр…ступить закон – пр…ступить к работе, пр…клонить колени – пр…клонить к стене, пр…творить задуманное в жизнь – пр…творить форточку.

5. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

Пр…мировать, пр…большой, пр… емущество.

Без…интересный, меж…нститутский, пре…фарктный.

Ни…вергать, ни…послать, во…ходить.

6. Вставить пропущенные буквы.

Пр…жимистый, без…дейный, пр…дать друга, р…спись, р…списка, (с)здание.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт