Шейх приехал не поддержать власть, но воздействовать на нее. Для чего приехал Аль-Карадаги

09.12.2020

Предлагаем Вашему вниманию выступление шейха Али Мухиддин Аль-Карадаги, в котором он осуждает религиозный экстремизм и настоятельно рекомендует боевикам признать ошибочность их деяний и вернуться на истинный путь Ислама – путь мира и добра.

Выступая на Международной богословской конференции в Махачкале в 2012 году в рамках обсуждения проблемы терроризма и религиозного экстремизма на Северном Кавказе, шейх Али Мухиддин Аль-Карадаги сказал следующее:

«Арабо-исламские мусульмане в нашем исламском мире, как известно, продолжают жить в условиях оккупации и колониализма на протяжение около трех десятилетий. Не успели они освободиться от колонизаторов, на их место в большинстве стран пришли, к великому сожалению, их агенты, которые вели себя хуже колонизаторов. Они претворяли в жизнь западные законы и положения и насаждали западные порядки.

Колонизаторы и их агенты не позволяют исламской умме возвратиться к своей славе, силе и цивилизации, используя все прямые и опосредованные средства, в том числе с помощью движений экстремизма и насилия, в нашем исламском мире, что извратило красоту и толерантность ислама и сделало возможным огульно делить мусульман на тех, кто прав и кто не прав. Эти движения экстремизма и насилия поначалу объявили других в неверии и в разврате, а потом начали взрывать. Все это закончилось большой смутой.

В такой опасной для мусульман ситуации большая ответственность перед Всевышним Аллахом, а затем перед своими народами и следующими поколениями ложится на плечи алимов, мыслителей и политиков. Следует учесть, что те радикально настроенные люди являются мусульманами, которые ошиблись в своих усердиях подобно тем своим братьям, которые выступили против нашего господина Али, да благоволит ему Аллах! Тогда к ним отправился ученый муж нации Абу Аббас и дискутировал с ними. В результате многие из них вернулись в лоно истины. Также поступили братья из Движения аль-Джихад в Египте. В результате бесед с ними шейха Мухаммада Аль Газали и шейха аш-Шаарави и других они вернулись и написали заявления об отказе от своих заблуждений.

Скажу всей молодежи: воспользуйтесь же этим опытом и извлеките уроки из заявлений-отказов, которые писали радикально настроенные молодые люди в тюрьмах Египта. Эти заявления составили 17 томов. И не повторяйте эти ошибки.

Братья и сестры! Священный Коран предельно ясно объясняет, что Аллах сотворил человека для созидания и развития, но никак для уничтожения. Аллах говорит: «Он создал вас из земли и поселил вас на ней» (сура «Худ», аят 61).

Наша религия - религия науки, религия справедливого мира. Всевышний говорит: «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру» (сура Аль-Анфал, аят 61). Потому ислам хочет приобрести не врагов, а друзей.

Ислам приблизил людей Писания, особенно христиан, к мусульманам. Даже сподвижники Посланники переживали, когда Христианский Рим потерпел поражение от огнепоклонников. Всевышний сказал: «Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает кому пожелает. Он - Могущественный, Милосердный, (сура Ар-Рум, аяты 2-5). Всевышний сказал: «Ты непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (сура «Аль Маида», аят 82).

Затем ислам пытался приблизить всех людей, даже атеистов, путем поиска общей истины. Так Всевышний сказал: «Воистину, одни из нас либо на прямом пути, либо в очевидном заблуждении» (сура «Саба», аят 24). Кроме того, в Коране делается упор на незыблемые вещи, являющиеся общими для всех детей Адама по происхождению и природе и наличию дуновения духа Всевышнего Аллаха в каждом человеке. Поэтому Он приказал нам применить благочестие и добродетель, который применялся по отношению к родителям, ко всем людям религий, которые не нападали на нас. Всевышний говорит: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вам из ваших жилищ. Воистину Аллах любит беспристрастных» (сура «Аль Мумтахина», аят 8).

Ваша религия также является религией цивилизации и прогресса. Вы не должны быть отсталыми. Вы должны идти по пути постоянного прогресса. Всевышний говорит: «для того чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучшими» (сура «Аль-Мульк», аят 2). Все коранические аяты делали упор на то, что мусульманин должен следовать лучшей морали, придерживаться лучшего из того, что было ниспослано.

Говорить, используя лучшие слова, относиться к людям лучшим образом. Всевышний сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», аят 34).

И наконец, у меня есть совет для народов Кавказа и всех мусульман в Российской Федерации, которым принадлежит огромная роль в исламской цивилизации и исламских науках, - заботиться о глобальном развитии и научном прогрессе, руководствуясь умеренной исламской мыслью - васатыйя. Особенно если учесть, что эти народы все еще испытывают на себя остатки коммунизма и отсталости, следовательно, они должны разработать стратегический план развития во всех областях, стратегию научного прогресса и стратегию развития современных технологий и договориться об общих для ислама незыблемых принципах и отойти от крайности, экстремизма, объявления других развратниками и неверующими.

Хватит разногласий, разобщенности, идейных, политических и военных сражений. Какую пользу все это принесло этим народам? Все это привело лишь к трагическим последствиям!

На наш взгляд, Московская декларация, которая была принята Всемирным советом мусульманских ученых совместно с алимами данного региона, зафиксировала как бы незыблемые исламские принципы. Если работа будет идти в соответствии с ними, то это решило бы многие проблемы, с позволения Аллаха.

Молимся Всевышнему Аллаху всячески вспомоществовать нам вместе с вами добиться подъема этой уммы и чтобы была нам оказана честь участвовать в нем. Мир вам, милость и благословения Аллаха», - заключил шейх.

Сегодня в Махачкале прошла международная конференция, на которую был приглашен знаменитый исламский ученый Шейх Али Мухиддин Аль-Карадаги, возглавивший делегацию Всемирного Союза мусульманских ученых.

Кроме того, в мероприятии приняли участие Али Вячеслав Полосин, председатель Российского центра «Аль-Васатыйя», Алексей Сикорский, директор Некоммерческого благотворительного фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, представители Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента России и другие общественные деятели, муфтий Дагестана, лидеры молодежных и религиозных общин Дагестана. Участвовал также глава Дагестана Магомедсалам Магомедов.



Очень хорошие советы шейх Аль-Карадаги дал чиновникам, молодежи и тем, кто запутался в понимании того или иного жизненного момента. Вот часть его выступления:

Понятно, что многие скептически настроенные обозреватели из числа мусульман или немусульман скажут, мол, проведение подобных мероприятий - это трата времени, что от них нет никакой пользы. Но я все-таки считаю, что, наоборот, конференции такого формата проводить важно и нужно. Тем более, когда на них приглашаются такие почетные гости и известные исламские ученые.

Так, например, позавчера 15 ноября важная встреча прошла в Нальчике, на которой приняли участие мусульмане из Азербайджана, главы ДУМ Северного Кавказа, ученые-исламоведы, эксперты, а также известные исламские ученые. Достаточно редкое мероприятие для республики, где отношения между властью и мусульманской общиной сложно назвать идеальными.

Слишком мало мероприятий международного уровня проводится на Северном Кавказе. Между тем, проблемы Кавказа не являются исключительными, они достаточно широко распространены и в других регионах. Здесь опыт мусульманских стран по налаживания внутриобщинного диалога может быть очень полезен и продуктивен.

В дни проведения Х Международного мусульманского форума корреспондент «Минбара ислама» побеседовала с генеральным секретарем Всемирного союза мусульманских ученых, доктором, шейхом Али Мухиддином аль-Карадаги.

Уважаемый шейх, в последние годы Вы в России - частый гость. Недавно Вы побывали в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, до этого были в Дагестане. Чем объяснить Ваши симпатии к России, ее регионам, к российской умме?

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха! Воистину, это важный вопрос. Да, действительно, я восхищен и в силу ряда причин с любовью отношусь к мусульманским народам, которые живут в этой стране - Российской Федерации. Во-первых, потому что эти народы сыграли огромную роль в исламской цивилизации. Это касается и мусульман Кавказа, и Татарстана, и любого другого региона России. Все они внесли значительный вклад в развитие исламской цивилизации. Во-вторых, и я это говорю абсолютно искренне, мое уважение и любовь распространяется не только на мусульман, не только на моих братьев по религии, по истории, по акиде. И на это тоже есть несколько причин. Мы все - дети Адама. И наши русские братья - не только мусульмане, но и христиане, и представители любой другой религии - тоже являются потомками Адама. Священный Коран указывает на эту близость, на это родство всего человечества. В этом смысле и вы - моя родственница, потому что 30–40 поколений назад (один Аллах знает, сколько) наши предки могли встретиться. Всевышний в Коране говорит: «О люди, мы создали вас от одного мужчины и от одной женщины...» Прародители у нас одни, а это значит, как я могу относиться с неприязнью к другому человеку без всякой на то причины?! Всевышний в суре «Женщины» говорит: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил человека из одной души, и из нее сотворил пару, и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрыва родственных связей...» Всевышний призывает нас стараться делать то, что угодно Ему, в том числе и поддерживать родственные связи. Ученые говорят, что чувство родства присуще, прежде всего, человеку, ведь все мы произошли от одной души. Поэтому и должны любить друг друга. Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) написал послание своему наместнику в Египет. В нем было сказано: каждый, проживающий в Египте - тебе брат либо по вере, либо по своей человеческой природе. Этот важнейший принцип, который заставляет мусульманина любить другого.

Третья причина, которая побуждает меня с любовью относиться к России, заключается в том, что эта страна - сейчас Россия, а раньше Советский Союз - всегда стояла на стороне арабов, и прежде всего, в решении палестинской проблемы. И с помощью русского оружия мы смогли в 1973-м году, на 10-й день священного Рамадана, одержать победу. Поэтому русские для нас, арабов, ближе, чем какой-либо другой народ.

И наконец, в‑четвертых, я как ученый, как генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых, считаю: нам нужно вместе попытаться наставить мир на правильный путь, устранить причины горестей и скорбей, причины смуты (фитны) и войн. Поистине, все это - не в интересах ислама, и не в интересах христиан, и не в интересах любой религии, которая уважает человеческое достоинство. Исходя из этого, я заинтересован в том, чтобы в России был порядок и стабильность. И не только в России. Я - не сторонник смуты. К этому нас призывает и наша религия. Поэтому я как мусульманский ученый, и как сотни ученых, входящих во Всемирный союз, выступаем за то, чтобы в этой стране была стабильность. И мусульманский мир, и Россия стремятся к развитию - техническому, научному, цивилизационному. А всякая война приводит к отсталости, к нарастанию проблем, и если и позволяет продвинуться вперед, то только в военно-технической области. Но при этом все другие области - техническое развитие, промышленность, будут отставать. Это не в наших интересах. Поэтому мы с симпатией относимся к России.

Ваши слова вполне отвечают названию X международного мусульманского форума в Москве: «Миссия религия и ответственность ее последователей перед вызовами современности». Какие из вызовов Вы считаете главными для мусульман?

Перед всеми нами стоит много вызовов: столкновения, фитна, религиозный фанатизм, усиление терроризма, насилие вместо диалога. Все это вызовы. К этому следует добавить и возрастающее господство тех сил, которые хотят завладеть нашими землями с их ресурсами - нефтью, газом и пр. Они не заинтересованы в стабильности и прилагают все усилия к тому, чтобы ее не было. Эти силы только выигрывают от нестабильности, она им идет на пользу. Все эти проблемы требуют решения. Я убежден, религии в этом могут сыграть большую роль. Представители трех основных религий - ислама, христианства и иудаизма, а также другие, не авраамические, но традиционные религии - должны договориться об основных ценностных, морально-этических критериях, общечеловеческих принципах, которые нас не разъединяют, а объединяют. Мы должны сформулировать эти вызовы, объяснять их и по возможности излечивать. Ведь многие проблемы, к сожалению, сегодня приобрели религиозную окраску. Израиль сегодня ведет активную иудаизацию государства. Это очень опасная вещь! Ведь Иерусалим священен для всех религий, не только для иудеев. Иудаизация Аль-Кудса (Иерусалима) - это очень большая проблема! Мы должны противостоять всем вызовам с помощью разума, общих религиозных принципов.

- Исламский мир сегодня болен..?

Да, вы правы.

И болезней много - это и ИГИЛ, и исход христиан из государств Ближнего Востока, и все большее распространение радикальных взглядов. В чем причины? Их нужно искать вне исламского мира или внутри него?

Появление ИГИЛ, или так называемого Исламского государства, деятельность других экстремистских организаций - все это вызвано целым рядом причин - и внешних, и внутренних. Я считаю, что к числу внутренних причин относится тирания, диктаторская форма правления, которые не позволяют обществу вести диалог. К этому добавляются экономическая отсталость, безработица, бедность. Помимо этого, есть и причины внешние. Они нацелены на то, чтобы подогревать общество. Некоторые силы - международные - ради своих собственных интересов провоцируют хаос, анархию. Некоторые аналитики на Западе говорят, что анархия губительна для Востока, но она позволяет, дает возможность господствовать, хозяйничать в той или иной стране, грабить ее. Сегодня страны коалиции выделили 600 миллиардов долларов на борьбу с ИГИЛ. Но что такое ИГИЛ? Она существовала в Ираке, в ар-Рамади, местные племена вооружили их, но потом выдворили из страны. Так было 3–4 года назад. ИГИЛ разросся. Но кто платил за это? Известно, кто - арабы, мусульмане. Кто получил эти деньги? Это также известно. Все это требует от нас, ученых, самого широкого осмысления и анализа.

В состав Всемирного союза мусульманских ученых в этом году вошли 40 российских муфтиев, глав духовных управлений мусульман разных регионов России, ученых. Вы заинтересованы в том, чтобы они были членами возглавляемой Вами организации?

Да, и я хочу поприветствовать этих людей. Они присоединились к нашей организации по одной простой причине: наш Всемирный союз ученых - независимая структура. Его позиция абсолютно ясна. Она не подчиняется какому-либо государству, мы против гегемонии какого-либо государства. С другой стороны, Всемирный союз отражает интересы всего исламского мира, ведь его членами являются 100 тысяч ученых, проживающих в десятках стран - начиная от Китая и заканчивая Андалузией. У Союза есть устав, программа, стратегические планы, и все они опираются на срединный путь, на умеренность, на мирное сосуществование, на диалог как единственное средство в решении проблем. Союз прилагает все усилия для распространения этого курса на умеренность, в том числе и в России, где наши братья живут рядом с христианами и представителями других религий. Религиозное разнообразие - полезно. Цивилизации не создаются одним народом, одной религией. Цивилизации создаются разными народами, представляющими разные религии, но которые находятся во взаимодействии. Поэтому мы рады, что российские мусульманские деятели присоединились к нашей организации.

Организатором форума в Москве стало Духовное управление мусульман Российской Федерации. Как Всемирный союз мусульманских ученых намерен сотрудничать с этой структурой?

Мы рассчитываем на стратегическое сотрудничество с Духовным управлением мусульман Российской Федерации, с Россией в целом, ее религиозными организациями для воплощения тех идей, о которых я говорил выше, - мирное сосуществование, диалог, показ истинного ислама. Все поможет мусульманам продвинуться вперед, добиться прогресса. У нас в Союзе есть три основных программы: общая программа подготовки ученых, программа подготовки специалистов по исламской экономике и подготовка ученых, специализирующихся по проблемам современности. Все эти программы нужны нам, нужны муфтиям, чтобы продолжать движение вперед. Ведь знанию предела нет, знание - бесконечно. Так что российским братьям будет полезен наш опыт. Мы заинтересованы в сотрудничестве с ДУМРФ в интересах народов, проживающих на этой территории.

На форуме было высказано предложение сделать его постоянно действующей площадкой для обсуждения насущных проблем уммы. Вы поддерживаете эту инициативу?

Да, если форум станет постоянной площадкой, это принесет пользу и мусульманам, и не мусульманам. Его работа побудит представителей других религий, в том числе христианства, к обсуждению проблем, которые важны для этого региона. Нужно, чтобы каждая сессия этого форума давала результаты. Я - за постоянно действующий форум и за выработку его стратегического курса.

Беседовала Ольга Семина

Газета "Минбар Ислама"

В последнее время механизмы исламского банкинга (неростовщической банковской системы) набирают все большую популярность за пределами исламских стран. В настоящее время они получают распространение в крупных финансовых центрах, таких как Лондон, Сингапур, Гонконг и др. В России этот вид банковской деятельности пока не нашел понимания у государства в лице его монетарных властей и законодательных органов. На этом фоне весьма своевременным выглядит недавняя инициатива представителя РПЦ Всеволода Чаплина о создании православно-мусульманской банковской системы, основанном на справедливом подходе к взаимодействию труда и капитала. О том, как это может работать на практике ИА IslamNews рассказал один из признанных международных специалистов по исламской экономике доктор Али Мухиддин аль-Карадаги.

Уважаемый шейх, как вы оценивайте призыв русской православной церкви к сотрудничеству с мусульманами в создании неростовщической банковской системы?

Считаю, что это прекрасное предложение. Мы всегда призывали всех, как мусульман, так и представителей других вероисповеданий, к сотрудничеству в этой сфере, которое основывается на совместных принципах и общих нравственных ценностях, в том числе и запрете ростовщичества.

Нам всем необходимо сотрудничать в этой области. Определенную деятельность проводит Всемирный союз мусульманских ученых – мы консолидируем инвесторов, спонсоров и других заинтересованных сторон на развитие этого проекта, который приветствуют и мусульмане, и христиане.

- Как вы видите формат такого взаимодействия в России?

Я думаю что, необходимо создать комиссию, в которой примут участие представители христианства и ислама, начать сотрудничать с международными организациями, которые наработали значительный опыт в исламском банкинге. Со своей стороны мы готовы привлечь инвесторов из Катара и Саудовской Аравии. В первую очередь комиссии необходимо получить одобрение государственных органов на деятельность финансовых организаций, воздерживающихся от процентных отношений. Такие организации функционируют уже во всем мире – в Европе, в Британии, даже Китай делает шаги для открытия исламского банкинга. Поэтому мы надеемся, что российские власти с пониманием отнесутся к этой теме, и издадут соответствующие законодательные акты, легализующие в России исламский банкинг. Например, в недавнем прошлом мы провели ряд конференций в Великобритании, после чего британское правительство издало законы, позволяющие исламским банкам вести свою деятельность на территории страны. На сегодня уже действуют 7 исламских банков с капиталом несколько десятков миллиардов фунтов стерлингов.

- Как могут исламские банки помочь экономике России?

Исламские банки, несомненно, окажут благоприятное влияние на развитие российской экономики. Это новый источник зарубежных инвестиций и капиталовложений. Также стоит учитывать тот фактор, что огромное количество мусульман России не пользуются банковскими услугами в виду того, что они не соответствуют исламским нормам. Эти огромные капиталы как из-за рубежа, так и деньги российских мусульман, которые можно задействовать в финансовом секторе. К этому можно добавить облигации сукук, использование которых позволяют капиталам участвовать в финансировании больших и средних проектов.

Возможен различный формат деятельности банка, в этом отношении ислам не ставит ограничений. Государство может принять участие в деятельности финансового учреждения. Это может быть общее соучастие, а может быть частное. Общее это когда участвует группа инвесторов, и каждый инвестор получает прибыль пропорционально вложенному капиталу. Инвестором может выступить любое физическое или юридическое лицо, в том числе государство.

В межконфессиональной конференции в Нальчике вы принимали участие наряду в иерархами Русской православной церкви. Видите ли вы общие вызовы стоящие перед исламом и восточным христианством.

Мы, мусульмане, взаимодействуем со всеми на основе благочестия, как нам заповедовал Всевышний Аллах: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности», с кем бы то ни было: с христианином, с мусульманином или с представителем другой религии, главное чтобы из этого сотрудничества исходило благо. И я убежден, что самые близкие к нам люди – это христиане. Это убеждение основывается на аяте Корана: «Ты непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (Трапеза.82 Прим.ред) Нам предстоит перенести этот принцип, заложенный в Коране, в практическую плоскость, претворить его в жизнь.

Позвольте задать вопрос, который не имеет прямого отношения к экономике, однако очень волнует российских мусульман. Существуют группа молодежи, призывающая присоединиться к «джихаду в Сирии». Они оперируют словами средневековых ученых о том, что каждый мусульманин обязан как минимум раз в год участвовать в военных действиях. Правы ли эти молодые люди?

Джихад не находится в компетенции отдельного человека или группы людей. Какая-то группировка не вправе объявлять джихад, тем более известная своим радикализмом. На самом деле в Сирии произошла большая смута. И я не советую молодежи ехать в Сирию, потому что в условиях отсутствия джихада, поездка туда не является религиозной обязанностью - ни индивидуальной, ни коллективной.

В основе, джихад – это правомочность полноценного государства с легитимной властью и наличием всех других атрибутов. Если руководство мусульманского государства объявляет джихад, то тогда разрешается принимать в нем участие. В качестве примера можно привести вступление в мировую войну Османской империи. Потому что результат ведения джихада имеет отношение ко всему мусульманскому сообществу - либо от него будет польза, либо вред.

В минувшие дни Дагестан посетил генеральный секретарь Всемирного совета исламских учёных шейх Али Аль-Карадаги . В рамках визита шейх провёл пятничные проповедь и намаз в Центральной джума-мечети Махачкалы, пресс-конференцию в Национальной библиотеке, а также личные встречи с исламской молодёжью. Журналист Абдулмумин Гаджиев побывал на этих мероприятиях и делится впечатлениями.

Организаторы сделали всё возможное, чтобы представить визит шейха как безоговорочную поддержку проводимой в регионе политики относительно растущих исламских настроений. О том, что Аль-Карадаги собирается приехать в Дагестан, заранее никто не знал; все тезисы, с которыми приехал шейх, были сведены к борьбе с терроризмом и экстремизмом; на пресс-конференцию были приглашены только представители официального духовенства и аккредитованные журналисты, среди которых не оказалось, например, Абаса Кебедова , первым выразившего идею о приглашении в республику учёных Всемирного исламского совета (фактически эта идея была у него украдена и переведена на государственные рельсы). Как-никак Кебедов хорошо владеет арабским языком и имеет желание поговорить о реальных проблемах республики, что явно не входило в планы организаторов.

Трудности перевода

Справедливости ради следует отметить, что встретиться с ним оказалось не так трудно, как предполагалось, и организаторы не установили для этого никаких препятствий. Впрочем, возможно на этом настоял сам шейх.

Для чего приехал Аль-Карадаги?

Мы донесли до шейха то, как представляется его визит к нам официальными СМИ, и что об этом думают простые мусульмане, которых такой подход подталкивает к сомнениям в исламских учёных и недоверию к ним. Шейх сказал, что он не приехал для поддержки властей или правоохранительных органов, что он приехал попытаться повлиять на них, а также наладить контакты с исламской молодёжью. «Передо мной есть только два варианта: либо не приезжать вообще, либо приехать и попытаться повлиять на ситуацию, принести какую-нибудь пользу. Мы ни от кого не зависим и не имеем от этого никакой личной выгоды» , – сказал шейх.

Также он прекрасно понимал, что на конференции в основном присутствовали лишь представители официального духовенства. По этой причине Аль-Карадаги взбодрился и обрадовался, услышав, как он выразился, и «другие голоса», сразу же поблагодарив организаторов встречи за то, что эти «другие голоса» были на неё допущены (правда, с большим трудом). А вопросы «других голосов» были следующими:

«Уважаемый шейх, что вы думаете о терроре со стороны спецслужб? Например, только в этом году было похищено, убито и посажено в тюрьмы без суда и следствия больше ста молодых людей из числа мусульман. Также у нас в школах запрещается хиджаб. Вы же приезжаете в Россию и Дагестан и сидите с государственными чиновниками и официальным алимами и не встречаетесь с да’ватчиками (ведущими призыв к Исламу – прим.ред.). Обсуждаете ли вы с ними эти проблемы? Да вознаградит вас Аллах» .

Также шейха спросили о том, где проходят границы экстремизма, является ли экстремизмом призыв к воплощению шариата, к шариатским судам, и является ли экстремизмом ношение в школах хиджаба?

Аль-Карадаги ответил, что он разговаривал с чиновниками на эту тему и отмечал, что одной из главных причин экстремизма является террор властей. Также шейх сказал, что призыв к применению шариата не только не является экстремизмом, но и является обязанностью мусульманина по единогласному мнению всех учёных, отметив при этом, что такой призыв должен быть разумным, а установление шариата – постепенным. Переводчик попытался исказить слова Аль-Карадаги, однако автор вопроса обратил на это внимание шейха . Данные вопросы были полностью вырезаны из официальных видеорепортажей со встречи.

Также интересно, что шейх не считает лесное подполье «террористами» и «хариджитами». Вместо этого он считает боевиков «своими сыновьями» и «частью уммы мусульман», с которыми он расходится в методах установления шариата. При этом шейх призывает всех мусульман к единству на основе Корана и Сунны.

Чему был удивлён Аль-Карадаги?

Шейх был сильно удивлён тем, что имам Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб (да помилует его Аллах) считается в официальном духовенстве Дагестана английским шпионом. Также он сказал, что заметил, как многим не нравится шейху-ль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах), на которого он постоянно ссылался в своих выступлениях. Шейх отметил, что очень любит Ибн Таймийю и черпает из его трудов много полезного. Напомню, что в официальном духовенстве Дагестана этого великого учёного принято поносить, а некоторые доходят и до обвинения его в лицемерии.

Шейх был сильно возмущён и удивлён тому, как из перевода «Аль-Васатыи» Али Полосина текста московской декларации были выкинуты целые абзацы о джихаде и халифате, написанные его рукой, и сильно искажены некоторые выражения.

Аль-Карадаги, памятуя конференцию в Москве, особо подчеркнул, что никаких фатв сейчас не давал, и это были всего лишь встречи и обращения. Что расходится с распространяемой по СМИ информацией.

Говоря же об относительной религиозной свободе на территории России, шейх не был в курсе о запретах хиджаба.

Таким образом, как видно, власти больше заинтересованы в том, чтобы оправдать свою политику словами исламских учёных, нежели в том, чтобы послушать и принять их советы. Как иначе объяснить все эти бесчисленные репортажи в официальных СМИ, подаваемые как во времена Советского Союза? Будем надеяться, что и сами гости сделают для себя соответствующие выводы и изменят условия своих визитов в наши края.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт