Сферы общественной жизни. Что из перечисленного подпадает под определение социальной группы? участие в предвыборной кампании

29.09.2019

Общество, являясь сложной системой человеческой деятельности и взаимоотношений, состоит из материального производства, социального воспроизводства, организационной и духовной деятельности. В данной статье мы расскажем об основных сферах общественной жизни, укажем на их признаки и взаимосвязь. С помощью материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, составить план по теме.

Сферы общественной жизни

Общество состоит из определённых подсистем (сфер). Совокупность сфер общественной жизни – это устойчивые отношения между социальными субъектами.

В обществознании выделяют четыре подсистемы:

  • Экономическая;
  • Политическая;
  • Социальная;
  • Духовная.

Каждая из перечисленных сфер состоит из:

  • определённого вида деятельности;
  • социальных институтов (школа, семья, церковь, партии);
  • взаимоотношений, возникших во время деятельности человека.

Экономическая сфера

Данная область включает в себя отношения, которые возникают при материальном производстве жизненных благ, а именно изготовление, обмен, распределение, потребление услуг и товаров.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экономическая составляющая общества включает производственные силы (рабочие кадры, орудия труда) и производственные отношения (изготовление, распределение, обмен, потребление товара). Главными компонентами экономической подсистемы являются производство, потребление и торговля.

Политическая сфера

Включает в себя отношения, связанные с политикой, властью.

Первоначальное значение слова политика в переводе с древнегреческого языка обозначало «искусство управления государством». В современном мире термин употребляется для обозначения общественной жизни, проблемами которой являются приобретение, использование и удержание власти.

Основными составляющими данной группы общественной жизни являются:

  • политические институты (партии);
  • правовые и моральные нормы;
  • коммуникации;
  • культура и идеология.

Социальная сфера

К данной группе общественной жизни относятся отношения, возникающие при производстве и жизни человека, как индивида социума. Она включает в себя социальные общности и взаимоотношения между ними.

Социальная структура делится:

  • демографическую;
  • этническую;
  • поселенческую;
  • образовательную;
  • профессиональную;
  • сословно-классовую группы.

Духовная сфера

Данная система включает идеальные нематериальные образования, которые включают в себя ценности, идеи, религию, искусство, мораль.

Духовность направлена на удовлетворение потребностей в самосознании, мировоззрении и духовных качеств. Основными составляющими являются духовное производство (наука, искусство, религия) и духовное потребление (посещение культурно-массовых заведений, получение новых знаний).

Взаимосвязь сфер общества

Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.

В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения - научные знания и нравственность. Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции - праву и политике.

Характеристикой современного общества является совокупность всех составляющих. Пример - место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа.

Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:

Что мы узнали?

Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление - политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения - социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 93.

  • 1.6.Мир и человек, мышление и бытие в древнегреческой философии
  • 1.7 Объективный идеализм Платона. Метафизика Арестотеля
  • 1.8 Особенности философии Средних веков. Августин Блаженный.Схоластика. Фома Аквинский
  • 1,9. Эпоха Возрождения. Антропоцентризм и Гумманизм
  • 1.10. Основные особенности философии Нового времени. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта
  • 1.11. Английская философия 17-18 веков гоббс локк беркли юм
  • 1.13.Исторические корни и основные черты немецкой классической философии
  • 1.15. Философская система г. Гегеля и ее структура. Диалектика Гегеля
  • 1.16 Философия Ницше Фридрих
  • 1.17. Диалектический материализми социальная философия марксизма.
  • 1.19. Русская религиозная философия в.С.Соловьев и н.А.Бердяев
  • 1.20 Основные черты современной западной философии
  • 1.23.Западная религиозная философия. Неотомизм
  • 1.24.Фил-я экзинстенциализма к.Ясперс и м.Хайдегер. Экзинстенциализм ж.П.Сарта и а.Камю
  • 1.25.Психоанализ: главные идеи и основные понятия(Фрейд)Фрейд о бессознательном Неофрейдизм. К.Юнг о коллективном бессознательном
  • 2.1 .Проблема бытия в истории философии. Виды бытия материальное и идеальное.
  • 2.2. Пространство и время как философские категории. Теория относительности о связи пространства времени и массы.
  • 2.4. Проблема человека в истории философии. Философия о происхождения человека. Концепция происхождения человека в естествознании, религии, дарвинизме и марксизме.
  • 2.6. Концепции соотношения социального и биологического в человеке. Человек: индивид,личность, индивидуальность.
  • 2.7. .Структура сознания. Мышление, язык, эмоции, воля. Сознание, подсознательное и бессознательное.
  • 2.10. Представление о государстве в истории философии. Гражданское общество и государство.
  • 2.11 . Человек и исторический процесс. Проблема субьекта истории. Роль личности в истории.
  • 2.12. Концепции общественного развития. Общественно-экономические формации(к. Маркс) и цивилизации (а.Тойнби)
  • 2.13 Деятельность и ее виды. Субьекты и обьекты деятельности. Понятие практики.
  • 2.16. Чувствительное и рациональное познание. Формы чувств и рациональное познание. Рациональность и иррациональность в познавательной деятельности.
  • 2.17.Проблема истины в познании. Понятие объект, абсолют и относит истины.Критерии истины
  • Методы научного познанияПроблема, гипотеза, теория
  • Научные факты
  • Эмпирические методы познанияОсновой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
  • 2.19. Проблема смысла жизни человека. Жизнь, смерть, бессмертие. Проблема судьбы человека в истории философии.
  • 2.20. Ценность ориентации человека в мире. Иерархия ценностей. Ценности человека и человечества. Понятие идеала.
  • 2. 21.Этические проблемы в истории ф-фии.Свобода и ответств-ть.Мораль и право.Экзистенциализм о свободе и ответственности личности.
  • 1.Глобальные - это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара.
  • 2,24. Научно технический прогресс и общественное развитие. Отношение к техническому прогрессу и нтр. Философия техники. Технический детерминизм. Сциентизм и антисциентизм.
  • 2,5Сознание его происхождение и сущность
  • 2.9. Социальная структура общества. Сферы общественной жизни. Социальные институты и их роль в обществе

    Социальная структура общества - это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм. Чтобы более наглядно представить всю слож­ность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества. 1. Социальный состав общества - это совокупность взаимодей­ствующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, обра­зующих конкретное общество. 2. Институциональная структура общества - это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устой­чивые формы организации и управления обществом .

    3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общно­стей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент Украины в соответствии с Конституцией Украины переизбирается каждые пять лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; роди­тели стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения.

    4. В демократическом обществе все социальные институты фор­мально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, поли­тические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеются свои социаль­ные статусы, которые также не равнозначны. Например, статус пре­зидента в политических институтах является главным; статус депу­тата парламента более значим, чем статус рядового избирателя; ста­тус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника, и т. д.

    Сферы общественной жизни - области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.

    Учёные выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Такое деление условно, но оно помогает лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений.

    Экономическая сфера включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные материальные потребности людей - в пище, жилье, одежде, досуге и т.д.

    Основная задача экономической сферы - организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению (покупка и использование купленного в своих собственных целях) и распределению товаров и услуг.

    В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене - когда покупают товары в магазине, распределении - когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Вы ещё не создаёте материальные блага, но зато активно их потребляете.

    Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления. В России - это Президент, правительство, парламент (Федеральное Собрание), местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии. Основная задача политической сферы - обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т.д.

    Социальная сфера включает повседневные взаимоотношения граждан, а также взаимоотношения больших социальных групп общества: народов, классов и т.д.

    К социальной сфере относятся и различные учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (жилищные управляющие компании и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение (поликлиники и больницы), связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы).

    К духовной сфере относятся наука, образование, религия и искусство. Она включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т.д. Именно в этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования.

    Социальный институт - относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей в определенной сфере жизнедеятельности. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической и т. д.

    Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества и, наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношения собственности, наследования и др.

    Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации отношений называется институционализацией.

    Институционализация отношений в определенной сфере жизнедеятельности предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института. Кроме того, институционализация предполагает организационное (правовое) оформление социального института.

    Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Социальные институты (социальные системы) не состоят из конкретных людей, в них люди участвуют, занимая те или иные позиции, приобретая соответствующие социальные статусы и выполняя обусловленные статусом роли. Например, институт семьи - это не конкретные родители, дети и другие члены семьи. Это определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.

    Любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, обязан выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемые институтом социальные функции и роли, то его могут лишить занимаемого им социального статуса. Например, родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т. д.

    Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Так, для функционирования института образования создаются такие учреждения как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения; выделяются денежные средства и другие ресурсы.

    Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Например, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме; первичную социализацию проходит в институте семьи; получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.Основными социальными институтами в обществе являются:- семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;- политические (государство, партии и др.) - потребность в безопасности, порядке и управлении;

    Экономические (производство, собственность и др.) - потребность в добывании средств существования;- образования - потребность в социализации подрастающих поколений, передачи знаний, подготовке кадров;-культуры - потребность в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;- религии - потребность в решении духовных проблем. Институциональная система общества не остается неизменной.

    По мере развития общества, возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают совсем. Например, такие социальные институты, как институт рабства, крепостничества, монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, парламентаризма, гражданского общества. А такие институты, как институты семьи и брака, религии существенно трансформировались.

    • 1. К социальной сфере жизни общества относится институт

    • производства

    • государства

    • религии

    • семьи


    • 2. Сотрудничество нескольких индивидов для penie-ния общей задачи называется

    • поступком

    • конфликтом

    • кооперацией

    • конкуренцией


    • 3. Определение: «Установленные в обществе прави­ла, образцы поведения, регулирующие жизнь людей» от­носится к понятию

    • социальный статус

    • социальные нормы

    • социальные ценности

    • социальный престиж


    • 4. Что из перечисленного подпадает под определение социальной группы?

    • семья

    • социальный слой

    • производственное объединение

    • все перечисленное выше


    • 34. Социальная стратификация представляет

    • социальное различие, неравенство в положении

    • результат взаимодействия внутри общественной группы

    • любые изменения в статусе личности

    • освоение индивидом социальных норм


    • 35. Различный доступ людей к социальным отражен в понятии

    • социальное происхождение

    • социальное неравенство

    • социализация

    • социальная мобильность


    • 36. Перемещение людей из одной социальной, в другую составляет суть понятия

    • социальная мобильность

    • социальная стратификация

    • социальная адаптация

    • социальная стабильность


    • 37. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявления социального

    • стабильности

    • мобильности

    • неравенства

    • эволюции


    • 38. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример

    • актер перешел из одного областного театра в другой"

    • баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

    • начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

    • лейтенант был разжалован в прапорщики


    • 39. Многие римские императоры являлись выходцами из простых солдат. Данный факт - пример проявления

    • социальной стратификации

    • социального статуса


    • 40. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность директора этого учебного заведения. Данный факт является примером

    • горизонтальной социальной мобильности

    • социальной стратификации

    • социализации

    • вертикальной социальной мобильности


    • 41. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    • А. В процессе социальной мобильности происходит пере­мещение людей в рамках социальных страт.

    • Б. В процессе социальной мобильности происходит изме­нение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 42. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    • А. Под социальной мобильностью понимается переме­щение человека из одной социальной группы в другую.

    • Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

    • верно только А

    • верно только В

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 43. Социальные нормы

    • неизменны на протяжении всей истории человечества

    • одинаковы для всех обществ

    • неукоснительно выполняются всеми членами общества

    • распространяются на всех членов общества


    • 44. Древнейшей социальной нормой, выработанной человечеством, является

    • мораль

    • традиция

    • вежливость

    • табу


    • 45. Для всех социальных норм характерен следующий признак

    • закрепление в нормативных актах

    • выражение общественного мнения

    • обеспечение принудительной силой государства

    • выполнение роли регулятора поведения людей


    • 46. Мера, принимаемая против строны, которая нарушила правила поведения, называется

    • презумпцией

    • санкцией

    • девиацией

    • фикцией


    • 47. К социальным нормам не относится

    • обязанность заботиться о престарелых родителях

    • обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

    • запрещение разбирать электроприбор, если он ключей к электричеству

    • запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора


    • 48. Эстетические нормы

    • закреплены в официальных документах

    • обеспечены силой государственного принуждения

    • отражают представления о прекрасном я безобразном

    • представлены религиозными запретами и предписаниями


    • 49. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

    • этикета

    • морали

    • права

    • религии


    • 50. Преступное поведение, нарушающее формальные

    • нормы, называется

    • 1) конформистским

    • 2) девиантным

    • 3) неформальным

    • 4) деликвентным


    • 51. Новаторство является формой

    • негативного отклоняющегося поведения

    • позитивного отклоняющегося поведения

    • неправомерного поведения

    • неотклоняющегося поведения


    • 52. Молодой талантливый актер, стремящийся к по­пулярности, имеет обыкновение носить странные, необычные наряды. Этот пример иллюстрирует поведение

    • соответствующее обычаям

    • нарушающее нормы права

    • негативное отклоняющееся

    • позитивное отклоняющееся


    • 53. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

    • А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.

    • Б. Отклоняющееся поведение всегда расценивается как негативное явление.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 54. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

    • А. Отклоняющееся поведение может быть социально одобряемым

    • одобряемым.

    • Б. Проявлением отклоняющегося поведения является

    • участие в предвыборной кампании.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 55. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность - это

    • 1) социальный статус

    • 2) социальный контроль

    • 3) социальная норма

    • 4) социальная санкция


    • 56. К числу неформальных негативных санкций относится

    • осуждение

    • штраф

    • выговор


    • 57. Верны ли следующие суждения о функциях coциального контроля?

    • А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе

    • Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 58. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

    • А. Совесть - проявление внутреннего контроля.

    • Б. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем регулятивная функция внешнего контроля проявляется меньше.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 59. Официальной формой выражения одобрения со стороны начальства для человека является

    • устная характеристика

    • лестный отзыв на собрании коллектива

    • доброжелательное отношение

    • вручение премии


    • 60. Милиционер получил строгий выговор за превы­шение полномочий во время спецоперации по борьбе с уличной преступностью, в которой пострадали более десяти жителей города. Данное взыскание является проявлением санкций

    • формальных позитивных

    • формальных негативных

    • неформальных позитивных

    • неформальных негативных


    • 61. Известный бизнесмен учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример социального (-ой)

    • авторитета

    • нормы

    • санкции

    • стратификации


    • 62. Семью как малую группу характеризует

    • общность политических взглядов

    • общность быта

    • получение образования

    • осуществление профессиональной деятельности


    • 63. Семья относится к социологическому понятию:

    • 1) институт

    • 2) престиж

    • 3) статус

    • 4) мобильность


    • 64. Элементом механизма самоконтроля не является

    • общественное мнение

    • индивидуальное сознание

    • совесть

    • коммуникация


    • 65. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

    • А. Для подростка важны в первую очередь внешние бытия, поступки, друзья.

    • Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 66. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

    • 1) однородность, отсутствие дифференциации

    • 2) общность политических убеждений

    • 3) сходные черты поведения

    • 4) единство уровня доходов


    • 67. Принадлежность к семье А. предоставляет ее членам возможность получить известность в научных кругах. Данный пример отражает функцию семьи

    • эмоционально-психологическую

    • воспитательную

    • защитную

    • социально-статусную


    • 68. Суждения о молодежи:

    • А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.

    • Б. Для молодежи характерно наличие собственных

    • убеждений, ценностей.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 69. Признак этнической социальной общности

    • сословное деление

    • единое гражданство

    • язык и культура

    • религия и мораль


    • 70. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культры, происхождения, диалекта, религиозных представлений – это…»

    • семья

    • народ

    • племя

    • нация


    • 71. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

    • 1)народ

    • 2)национальность

    • 3)нация

    • 4) племя


    • 72. Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?

    • А. Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

    • Б. Этническое самосознание народа ещё не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 73. Верны ли следующие суждения о нации?

    • А. Люди, прввадлежащие к одной нации, объеденены общностью исторических и культурных традиций.

    • Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 74. Определение: «Идеология в политика, состоящие в проповеди национальной исключительности, национальвого превосходства, направленные на разжигание национальной вражды…» относится к понятию

    • ксенофобия

    • геноцид

    • дискриминация

    • национализм


    • 75. Верны ли следующие суждения о тенденциях развитии наций на современном этапе?

    • А. Процесс сближения, объединения наций на ocнове экономической интеграции.

    • Б. Процесс дифференциации наций, выражающийся их стремлении к самоопределению.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верны оба суждения

    • оба суждения неверны


    • 76. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

    • сепаратизм

    • сближение народов

    • национальная изоляция

    • национальная дифференциация


    • 77. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является (-ются)

    • усиление инфляционных процессов в экономике

    • ущемление прав национальных меньшинств

    • экологические проблемы в регионах

    • имущественная дифференциация населения


    • 78.Гевоцид - это

    • политика насильственного обособления населения на основе расовой дискриминации

    • политика, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической или религиозной группы

    • ограничение или лишение прав отдельных групп людей по национальным, политическим или другим соци­альным признакам

    • идеология и политика приоритета национального фактора в общественном развитии


    • 79. В демократическом государстве национальная политика реализуется через

    • 1) гарантирование прав малочисленных народов

    • 2) конституционное закрепление национального избирательного ценза

    • 3) предоставление прав гражданам по национальному

    • признаку

    • 4) ограничение использования национального языка


    • В2.2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».

    • Ассимиляция; расизм дискриминация; стратификация, этническая чистка.

    • Найдите термин не связанный с понятием

    • «национальная политика».


    • В 2.3 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальной конфликт».

    • Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

    • Найдите и укажите термин, не связанный с понятие «социальный конфликт»


    • В 3.1 Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности:

    • 1. достигаемый (приобретаемый)

    • 2. предписанный

    • А) русский

    • Б) люмпен

    • В) командир полка

    • Г) мужчина

    • Д) профессор вуза


    • В 3.2 Установите соответствие между позитивными санкциями и примерами, иллюстрирующими их применение

    • 1)формальные

    • 2) неформальные

    • А) гражданину В. присвоили звание Заслуженный артист РФ

    • Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

    • В) научный сотрудник В. получил на заводе премию за свое изобретение

    • Г) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук


    • В4.1 Найдите в приведенном ниже списке относящиеся к признакам стратификационного развития общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

    • уровень доходов

    • место в системе общественного производства

    • отношение к средствам производства

    • основные черты образа жизни

    • роль в общественной организации труда

    • социальный престиж

    • Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.


    • В 4. Найдите в приведенном ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны.

    • социальное происхождение

    • социальная революция

    • смена политического режима

    • уровень образования

    • гражданская война

    • социальный статус семьи


    • В 5.2 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    • (1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав; обязанностей. (2) Социальная роль - это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

    • А) фактический характер


    • В 5.3 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    • (1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. состав 143,3 млн человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в Росс отмечалось снижение числа родившихся и увеличен количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее много специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение четырех лет.

    • Определите, какие положения текста носят:

    • А) фактический характер

    • Б) характер оценочных суждений


    • В 6.1. Прочитайте приведенный ниже текст, в кото­ром пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место про­пусков.

    • «Семья - это основанная на ____ (1)

    • и/или кровном родстве малая _____ (2),

    • члены которой объединен совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью,

    • взаимными ____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ______(4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная ______(5), значительная часть бытового ухода,

    • образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных

    • норм и ____ (6)».

    • А) ценность Б) брак В) социализация Г) коллектив

    • Д) обязанность Е) институт Ж) родитель 3) группа И) любовь


    • С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содаржащие информацию о «социальной группе».


    • С 5.2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».


    • С 5.3. Укажите любые три фактора, влияющих на социальную мобильность.


    • С 6.1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.


    • С 6.2. Раскройте на двух примерах связь социальных статусов и ролей.


    • С 6.3. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.


      с 7.1. . В своде законов Киевской Руси «Русской Правде» были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о сериальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.


    • С 7.3. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.


      С 7.3. Проанализируйте сятуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Какой социальный процесс здесь происходит? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?


    В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

    СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    А) производство товаров и услуг

    1) экономическая

    Б) отношения «отцов» и «детей»

    2) социальная

    В) межнациональный конфликт

    Г) оказание банковских услуг

    В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:

    Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

    В3. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

    1) дифференциация

    2) эволюция

    3) мобильность

    4) стратификация

    5) революция

    В4. Запишите слово, пропущенной в приведенной ниже схеме:

    В5. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

    СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

    1) политическая

    А) Повышение налогов на бензин.

    2) экономическая

    Б) Выражение недоверия правительству.

    3) социальная

    В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

    4) духовная

    Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

    Запишите в таблицу выбранные цифры.

    Прочтите текст и выполните задания С1-С4

    Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным осно­ваниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на фор­мальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

    К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

    В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десят­ков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой груп­пой можно называть объединение не более 5-7 человек). К ос­новным характеристикам малой группы относят: прямой кон­такт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распреде­ление функций и социальных ролей, общность интересов, соци­альных норм, традиции, определенную локализацию в про­странстве и устойчивость во времени. Главное же в малой груп­пе - это сила, с которой группа действует на своего члена.

    (Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников

    С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

    СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия.

    С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном до­ме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка заби­рает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.

    Какие указанные в тексте признаки малой группы проявля­ются в данном примере?

    1. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества? А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно

    связаны. Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    1. Общества стран Африки и индустриальное общество объединяет: а) взаимосвязью всех сфер жизни общества

    б) применением мобильных телефонов

    в) высоким уровнем образования

    г) урбанизацией

    2. Процесс объединения наций и народностей, стирающий границы в культуре и экономике, проявляется в:

    а) доминировании массовой культуры в мире

    б) снижении роли ООН

    в) образовании международных корпораций

    г) ультиматумах странам третьего мира

    3. В государстве А. директивная экономическая система. Это означает, что там:

    а) существуют все формы собственности

    б) есть частная собственность на квартиры

    в) преобладает государственная собственность

    г) есть частная собственность на землю

    4. Какое из действий гражданин не должен совершать при защите своих прав потребителя?

    а) обращаться в суд

    б) обращаться к адвокату

    в) встретиться с нарушителем прав

    г) разбивать товар

    5. Политическая партия - это организованная группа людей, стремящаяся......... .:

    а) получить льготы

    б) получить ордена

    в) получить власть или возможность на нее влиять

    г) получить премию

    6. Политические партии бывают:

    а) правые, левые и центристские

    б) либеральные и коммунистические

    в) главные и второстепенные

    г) парламентские и оппозиционные

    7. Что из нижеперечисленного относится к проявлениям духовной культуры?

    а) жилой дом

    в) телевизор

    г) правила поведения

    8. Что из перечисленного ниже является лишним?

    а) членораздельная речь

    б) прямохождение

    в) наличие разума

    г) умение общаться

    9. Николай внес деньги на счет в банке. В данном случае деньги являются:

    а) средством обмена

    б) средством платежа

    в) средством накопления

    г) мерой стоимости

    10. Один из перечисленных источников семейного бюджета относится к социальным выплатам.

    а) заработная плата отца

    б) прибыль от семейного бизнеса

    в) стипендия сына - студента

    г) пенсия бабушки

    11. Некоторые понятия из приведенных ниже являются лишними. Исключите их.

    а) заработная плата

    б) банковский процент

    в) коммунальные платежи

    г) пенсия

    12. Что объединяет приведенные понятия? Фермерское хозяйство, коммерческий банк, туристическое агенство, ателье.

    а) они относятся к экономической сфере

    б) они относятся к сфере услуг

    в) они относятся к сфере производства

    г) они приносят прибыль владельцам

    13. Что объединяет приведенные понятия?

    Торговля, цена, продавцы, покупатели.

    а) они относятся к политической сфере

    б) это проявления социальной мобильности

    в) это элементы отношений купли-продажи

    г) они относятся к сфере управления экономикой

    14. Запрет на какие-то действия, древнейшая форма обычая, называемая:

    а) ограничение

    б) дозволение

    г) предостережение

    15. Исключите лишнее понятие среди приведенных:

    б) молодежь

    г) пожилые

    16. Ученые установили, что на выборы Президента РФ пришло больше молодежи, чем на выборы в Государственную Думу. С помощью каких методов исследования это могло быть установлено?

    а) наблюдение

    в) измерение

    г) эксперимент

    1. К потребностям человека, порожденным обществом, отно­сится потребность в: 1) трудовой деятельности; 2) нормальном

    теплообмене 3) сохранении здоровья; 4) физической активности.

    2. К потребностям человека, обусловленным его биологической

    организацией, относится потребность в:

    1) самореализации; 2) самосохранении; 3) самопознании; 4) самообразовании

    3. Личность - это:

    1) любой представитель человеческого общества; 2) социально значимые черты, характеризующие человека как члена об­щества; 3) всякий человеческий индивид; 4) совокупность биологических и социальных характеристик человека.

    4. Индивидуальность - это:

    1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму; 2) темперамент человека, его характер; 3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в чело­веке; 4) совокупность человеческих потребностей и способностей.

    5. Социализация личности - это:

    1) общение с окружающими; 2) изменение социального статуса; 3) усвоение социального опыта, накопленного человечеством; 4) переход из одной социальной группы в другую.

    6. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от по­ведения животных, является:

    1) проявление активности; 2) целеполагание; 3) приспособление к окружающему миру; 4) взаимодействие с природой.

    7. Что такое «нарушение экологического равновесия»?:

    а) резкое ухудшение состояния природной среды;

    б) изменения в экосистеме, ведущие, в конечном счете, к ее замене другой экосистемой на длительный или бесконечный срок.

    8. К какой сфере относится понятие «нравственность»:

    а) социальной;

    б) духовной;

    в) политической;

    г) экономической.

    9. Выберите правильные утверждения:

    а) Свобода человека состоит в его способности жить вне об­щества.

    б) Нет человека - нет общества.

    в) Каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения.

    г) Жизнь общества не подвержена изменениям.

    д) Знания, трудовые умения, нормы морали являются про­дуктами общественного развития.

    10. Выберите правильные утверждения:

    а) Труд создает все необходимое для жизни людей.

    б) На протяжении всей истории общество рассматривало труд как величайшее благо.

    в) Труд связан с природой и воздействует - прямо или кос­венно - на природные объекты.

    г) Появление автоматической техники освобождает челове­ка от необходимости трудиться.

    д) Внедрение в производство машин позволило заменить на многих операциях руку человека.

    11. Выберите правильные утверждения:

    а) Политические отношения всегда касаются власти, госу­дарства.

    б) Политика и политические отношения возникли вместе с появлением человеческого общества.

    в) Только государство издает законы, обязательные для всех его граждан.

    г) Интересы больших социальных общностей формулируют и выражают политические партии.

    д) Членство в одной из политических партий является обя­занностью каждого гражданина.

    12. Что является факторами производства?:

    3) капитал;

    4) предпринимательские способности;

    5) информация.

    13. Какой вид экономики встречается чаще всего?:

    а) традиционная;

    б) централизованная;

    в) рыночная;

    г) смешанная.

    14. Выберите верное утверждение:

    а) главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной или только для продавца, либо только для покупателя;

    б) основная проблема экономики – распределение безграничных ресурсов;

    в) три главных вопроса экономики – что, как и для кого производить.

    15. Приведите в соответствие:

    1) власть, государство, выборы прези­дента, избирательное право

    2) производство материальных благ, финансы, банки, торговля

    3) классы, нации, первичные коллек­тивы, неравенство

    4) театр, религия, наука, нравствен­ные нормы, ценности

    А) духовная сфера жизни общества

    Б) социальная сфера жизни общества

    В) экономическая сфе­ра жизни общества

    Г) политическая сфера жизни общества

    В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

    Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

    Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Каждая сфера включает в себя:

    • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
    • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
    • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
    • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
    • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
    • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

    Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

    Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

    Социальный институты в сферах общества

    В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

    В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

    Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

    В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

    В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

    Взаимосвязь сфер общественной жизни

    Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

    В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

    Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт