С какого возраста новорожденный реагирует на звуки. Когда малыш начинает хорошо слышать и осознанно реагировать на звуки. Когда начинают слышать новорожденные дети

25.06.2020

Женщина во время беременности часто разговаривает с еще не родившимся малышом, читает ему сказки. Будущая мама старается слушать приятную музыку - ведь малыш все слышит! Уже в роддоме, когда ребенок появился на свет и сладко спит в кроватке, мама старается не шуметь и не тревожить его сон. А врачи не боятся громко разговаривать в палате, говоря, что кроха еще не воспринимает звуки. Кто же прав? Слышит ли новорожденный ребенок?

Как формируется слух до рождения

Детки начинают слышать окружающие звуки еще в утробе матери: на 17 неделе беременности - в общих чертах, а уже с 27 недели осознают их и четко воспринимают.

Этапы формирования слуха:

  1. 5 недель - формируются зачатки внутреннего уха.
  2. 8 недель - оформляется структура среднего уха.
  3. До 4-5 месяцев происходит образование ушного лабиринта, затем он начинает отвердевать (затвердение слуховых косточек продолжается практически до рождения малыша).
  4. После 6 месяцев - сформирована ушная раковина (наружное ухо), а ее хрящевая ткань затвердевает ближе к родам.

В утробе матери в возрасте 17 недель малыш может слышать стук маминого сердца, ее голос, перистальтику кишечника. Он улавливает вибрации звуковых волн. А примерно с конца второго триместра (с 27 недели) кроха может анализировать звуки и четко их воспринимать. Кроме того, он даже может поворачивать головку в сторону услышанного звука.

Особенности слуха у детей после рождения

Слышит ли новорожденный ребенок в первые дни жизни? Да, слышит. После появления на свет на малыша обрушиваются множество звуков, которые доставляют крохе немалый дискомфорт. Каждый громкий звук будет заставлять ребенка вздрагивать (это рефлекс).

С первых недель для малыша будет важна интонация, а не смысл произнесенного. К концу 1 месяца кроха сможет различать знакомые звуки (голос мамы и папы, близких родственников, мяуканье четвероногого питомца, тиканье часов в комнате) и незнакомые (голоса чужих людей, звуки новой бытовой техники). К знакомым звукам он относится спокойно, а к незнакомым - настороженно, с опаской. Теперь многим родителям известно, слышат ли новорожденные дети в 1 месяц.

Ближе к 3 месяцам происходит синхронизация речевого и слухового центров. В ответ на знакомый приятный звук малыш может всплеснуть ручками и начать «гулить». К 6 месяцам детки реагируют на собственное имя и могут уловить, с какой стороны идет звук.

Реакция крохи на звуки

Рассмотрим, слышат ли новорожденные дети звуки. На что именно они обращают внимание? Крохи уже могут воспринимать следующее:

  • Темп вашей речи.
  • Меняющийся тембр голоса.
  • Интонация.
  • Прочие звуки. Например, звон погремушки.

Как понять, слышит ли новорожденный ребенок? Для этого нужно понаблюдать за его реакцией:

  • замирание или вздрагивание при появлении новых звуков;
  • плач в ответ на громкий, резкий или неожиданный звук;
  • всплескивание ручками и дрыгание ножками;
  • прислушивание;
  • поиск глазками звукового раздражителя.

Если вы не раз наблюдали за подобной реакцией малыша, значит, он прекрасно все слышит. Если же во сне кроха не реагирует на некоторые звуки, то просто они не раздражают и тревожат его.

Как помочь ребенку в развитии слухового восприятия?

Основная задача родителей - помочь новорожденному малышу адаптироваться в новом мире. Для развития слухового восприятия с крохой необходимо чаще разговаривать, давать слушать звуки разных тональностей, музыку (желательно классическую). Следует избегать очень резких и громких звуков, а также абсолютной тишины.

Ежедневно необходимо делать с малышом гимнастику, массаж, купать его. Каждое из действий должно сопровождаться беседами с ребенком. Можно читать ему стишки, прибаутки, а перед сном напевать колыбельные. Так малыш начнет улавливать интонационные нотки, научится воспринимать слова. И вы не будете спрашивать о том, как определить, слышит ли новорожденный ребенок. Все будет понятно и так.

Как ухаживать за детскими ушками

Маленький человечек беззащитен в большом и новом для него мире. Он требует бережного и осторожного отношения. Любое неаккуратное действие во время ухода за ушками младенца может нарушить работу барабанной перепонки и повредить слух.

Основные правила ухода:

  • Один раз в неделю очищайте ушные раковины (после того как малыша искупали).
  • Не пользуйтесь ватными палочками, они могут навредить.
  • Скатайте небольшие ватные шарики, уберите ими серу. Протрите ушко салфеткой.
  • Следите за складочками за ушами, они могут пересыхать и трескаться, доставляя малышу дискомфорт. Смазывайте складки детскими маслами или кремами.

Как проверить, слышит ли новорожденный ребенок

Порой может оказаться, что у малыша имеются нарушения слуха: тугоухость или глухота. Об этом можно говорить, если он никак не реагирует на резкий звук (не пугается, не закрывает глазки или не вздрагивает).

Если трехмесячный малыш не проявляет реакции на звон погремушек или голос, обращенный к нему, то это является поводом для обращения к специалисту. Иногда случается, что у ребенка выражена некоторая степень тугоухости. Отдельные малыши не могут слышать высокие частоты, а воспринимают лишь низкие и средние. Попробуйте один эксперимент. В металлическую или стеклянную банку насыпьте немного манки. Потрясите банкой над головкой ребенка, чтобы манка издавала звук. Если малыш реагирует на звучание манной крупы, значит, со слухом у него все отлично. Это один из действенных способов, позволяющих понять, слышит ли новорожденный ребенок.

В группу риска по заболеваниям слуха входят дети рожениц:

  • переболевших корью, краснухой или гриппом в течение беременности (тем более, если это было на ранних сроках, когда у плода только зарождаются органы слуха);
  • родивших позже или раньше положенного срока;
  • употреблявших наркотики или алкоголь;
  • работавших на вредном производстве (где дышали они токсическими веществами).

Чтобы своевременно заметить и предотвратить возможные отклонения слуха у ребенка необходимо регулярно проходить медосмотры (обязательные плановые):

  1. Когда малышу исполнился 1 месяц. В этом возрасте на осмотре ему будут обследовать слуховые рефлексы.
  2. 6 месяцев. Малышам, родившимся преждевременно (недоношенным), советуют второй медосмотр проходить в 3 месяца.
  3. 1 год. На медицинском осмотре кроху будет тщательно обследовать ЛОР и другие специалисты. Врач назначит лечение (если в этом есть необходимость) или выдаст направление на прохождение дальнейшего обследования.

У кого проявляются проблемы со слухом

В основном проблемы со слухом затрагивают следующие категории детей:

  • недоношенные малыши;
  • дети с ишемическим поражением мозга;
  • перенесшие острую гипоксию при родах;
  • малыши, родившиеся от беременности, в которой резусы ребенка и мамы находились в конфликте;
  • дети, в старшем поколении которых были родственники с тугоухостью или глухотой.

Когда необходимо показать малыша ЛОРу

Чем раньше любящие родители поймут, слышит ли новорожденный ребенок или нет, тем эффективней пройдет лечение и для восстановления слуха будет больше шансов. Обязательно покажите ребенка врачу, если:

Возраст малыша

Признаки нарушений

во время бодрствования не реагирует на громкие резкие звуки, не прислушивается к знакомому папиному и маминому голосу

не «гулит», не поворачивается на звук, не обращает внимания на пение музыкальной игрушки

5 месяцев

не реагирует радостным лепетом на появление мамы и папы

6 месяцев

если при грохоте падающего предмета (или другом резком звуке) в состоянии бодрствования малыш не начинает реветь или не открывает глаза широко

10 месяцев

не старается произносить некоторые звуки

не реагирует на просьбы родителей, не исполняет их

ребенок не произносит отдельные фразы и слова

Все малыши разные и невозможно подогнать каждого под медицинские стандарты. Некоторые дети порой настолько увлекаются игрой, что не замечают происходящего вокруг. Если вы заметили какие-либо признаки нарушений у ребенка - это не повод отчаиваться, просто сходите к врачу провериться. Опытный специалист выяснит, слышит ли новорожденный ребенок, поможет советом или назначит лечение.

Самое главное - любите малыша. Читайте ему больше сказок, стихов, пойте песенки. В разговоре старайтесь использовать разные интонации, пробуйте разговаривать с крохой шепотом. Основной акцент делайте не на количество общения, а на его качество. Рано или поздно ваш дорогой малыш заговорит.

  • Когда слышит и видит
  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация - во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

    Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения - а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.

    Формирование слуха и зрения до рождения

    Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо - на 27 неделе.

    Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

    До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

    Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

    Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

    Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

    Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

    Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

    Особенности слуха после рождения

    Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

    Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша - пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

    Первое, что он улавливает - интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама - сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом - значения не имеет.

    К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

    Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

    Что видит ребенок?

    Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

    Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

    Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

    Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом - если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете - начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

    После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура - малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

    В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

    К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

    Как помочь малышу развить органы чувств?

    Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира - слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

    Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки - высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше - классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

    Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

    Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

    Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

    Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

    Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев - красные, с трех - красные и желтые, с полугода - всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

    С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

    Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

    Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, - внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

    Признаки патологий

    Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

    Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту - врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

    Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

    О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими

    Рождение нового члена семьи - это огромное счастье для молодых родителей. Очень часто мамы и папы задумываются над тем, когда новорождённый начинает слышать и видеть. Далеко не все родители знают об особенностях развития зрения и слуха у ребёнка после рождения, а это очень важно. Всё проявляется постепенно.

    Когда новорожденного забирают домой из родильного отделения, начинается самое интересное время, хотя зачастую и очень сложное. Молодая мама сталкивается с огромной ответственностью, ведь на неё возлагаются забота и уход за малышом. Родителей посещают смутные мысли, когда малыш не реагирует на голос или свет. Они переживают, что ребёнок ничего не слышит и не видит. Однако врачи не советуют тревожиться понапрасну.

    На самом деле малыш начинает слышать, находясь в животе у мамы, поэтому рекомендуется с ним разговаривать ещё до рождения. Появившись на свет, кроха уже знает голос мамы. В первый месяц жизни многие родители переживают, что у их ребёнка плохой слух, поскольку он может спокойно спать при включенном телевизоре, его не будят разговоры или громкая музыка. Из-за этого мамы и папы нередко интересуются у врачей, когда новорожденный начинает слышать и видеть.

    В природе настолько всё рассчитано, что порой происходят необъяснимые вещи. Маленький человечек, находясь в утробе, за 9 месяцев так привыкает к окружающей его среде, что если бы он после рождения слышал и видел всё наравне со взрослыми, у него случился бы стресс. Из-за этого всё происходит медленно: на протяжении первых недель жизни у малыша постепенно улучшаются слух и зрение.

    Видимую реакцию в первые дни после рождения малыш проявляет на громкие звуки. Если пошуметь рядом с ним погремушкой, он обязательно покажет свою заинтересованность .

    Всё это указывает на то, что с ребёнком всё в порядке, слышит он хорошо. Слух, как правило, проверяется в первые дни после рождения в родильном доме, поэтому молодые мамочки могут спать спокойно и не волноваться. Если новорожденный отреагировал на посторонний звук плачем, тоже не стоит впадать в панику. Скорее всего, он испугался, поскольку очень чувствителен к громким или резким звукам.

    Очень важно разговаривать с крохой и петь ему песенки. Не стоит оставлять его в комнате с включенным телевизором, так как постоянный шум вызывает переутомление у ребёнка. Разговаривать необходимо спокойным голосом и избегать криков вблизи малыша. Это очень важно, ведь когда грудничок начинает слышать и видеть, вокруг него должна быть спокойная и умиротворённая обстановка.

    «Полностью воспринимать сторонние звуки нормально малыш начинает в трехмесячном возрасте. Он осознанно поворачивает голову в сторону шума и внимательно следит за обстановкой, пытаясь уловить всё, что вокруг него происходит. На этом этапе грудничок полностью распознаёт голос своей мамы.»

    Мир глазами малыша

    Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, должны знать все мамы. Во время нахождения в роддоме врачи проверяют зрение у грудничка. Специальными приспособлениями у малыша определяют реакцию зрачка на яркий свет. Новорожденный не способен видеть этот огромный для него мир в ярких красках. В первый месяц своей жизни он видит всё в расплывчатых цветах и способен различить только светлое и тёмное.

    Крохе порой бывает тяжело открыть глазки, ведь рождение - это большой стресс для его организма. Яркие краски и свет для него непривычны и только постепенно он обретёт хорошее зрение. Это всё должна учитывать мать и не волноваться по поводу того, когда новорожденный начинает видеть нормально. В первый месяц своей жизни маленький человечек смотрит на этот мир особенно:

    • он не может осознанно задержать взгляд на чём-либо более 5 секунд;
    • грудничкам не под силу смотреть сразу двумя глазами, поэтому они часто косят, что является вполне нормальным;
    • только к концу первого месяца новорожденный начинает задерживать взгляд на предметах яркого цвета, в этот период рекомендуется подвешивать прикроватные погремушки на расстоянии 30 см.

    «Нет ничего интереснее, чем наблюдать за малышом. Ему необходима помощь взрослых, зрение его нужно развивать и делать это следует правильно.»

    Упражнения для развития зрения

    Контакт матери и ребёнка крайне важен с первых дней жизни. Доказанным является факт, что малыш, находясь в утробе, привыкает к голосу матери и после рождения без труда узнает его из тысячи других. Чтобы зрение у маленького члена семьи развивалось лучше, нужно выполнять несложные упражнения:

    Настал радостный день, вы с малышом приехали домой. Теперь у вас нет помощи врачей, и вы, конечно, беспокоитесь за здоровье маленького родного человечка. Вас волнует его общее состояние, реакция на окружающий мир двигательная активность, зрение и слух. Вы наверняка разговаривали с ребеночком находясь в положении и совершенно правильно делали, новорожденный начинает слышать во время беременности, на 25-27 неделе .

    Отметим, новорожденным ребенок считается в первый месяц своей жизни. Он уже вас точно слышит.

    Органы слуха у плода начинают развиваться еще в самом начале беременности, с 5 недели. К 16 неделе в утробе малыш начинает воспринимать на слух звуки. К 20 недели полностью формируется внутреннее ухо, и плод воспринимает высоту звука. На 26 неделе беременности малыш вдобавок реагирует на услышанное. Доказано экспериментально: после рождения у ребенка наблюдалась реакция «узнавания» на стихи, прочитанные еще в утробе – он начинал активно двигать ручками и ножками.

    Множество разнообразных звуков окружает кроху в материнском чреве, еще не родившись он тренерует свой слух. В животе у мамы слышно много интересного. Шипение крови. урчание желудка, стук сердца. Звуки естественны для малыша, но кроме них он отчетливо слышит мамин голос. Новорожденный способен отличать звук человеческого голоса от любого другого.

    Как дети реагируют на звуки

    К моменту рождения младенец достаточно хорошо слышит и различает интонацию, темп речи, тембр голоса и другие звуки.

    Почти все новорожденные дети реагируют на них вздрагиванием и плачем, иногда проявляются судорожные движения. Реакция нормальна; она связана с неразвитым избирательным вниманием, примерно до шести месяцев у грудных детей весь шум окружающего мира сливается в сумасшедшую какофонию и шокирует их, не стоит часто появляться с младенцем в шумных местах.

    Уши детей восприимчивы к ритму и мелодии, им больше нравятся продолжительные, низкие звуки, нежели прерывистые и высокие, старайтесь разговаривать с малышом спокойно и ровно. И помните:

    • темп речи убыстряется – ребенок начинает беспокоиться, и движения ускоряются;
    • речь становится размеренной и спокойной – малыш успокаивается, движения делаются плавными и ритмичными.

    Слышит малютка лучше высокие тона, ему полезна и интересна детская и классическая музыка.

    С двухмесячного возраста малыш начнет более спокойно и упорядоченно реагировать на происходящее вокруг – исчезнут судорожные движения, он начнет искать источник шума глазами, поворачивать голову в его сторону. Допустима увлеченность игрой, отсутствие реакции на мамин голос или посторонний шум. Все дети не похожи друг на друга, врачи отмечают, с какого возраста и как новорожденный будет реагировать на звук, предугадать достаточно сложно.

    Реакция проявляется по-разному: от легкого изменения в мимике и напряжении в мышцах, до полного поворота головы в сторону шума. Не стоит беспокоиться раньше времени отсутствию реакции на на посторонние раздражители. Возможно, вам просто досталось немного более послушное и спокойное чадо.

    Проверьте сами

    Беспокоит слух ребенка? Проверьте самостоятельно. Подойдите незаметно, покашляйте, негромко похлопайте и посмотрите на реакцию карапуза. Слух лучше проверять с помощью незнакомых предметов. Проконсультируйтесь с врачом в следующих ситуациях:

    • ребенок в 2-3 недели не вздрагивает от громких звуков;
    • в 1 месяц не поворачивает голову на шум;
    • его не успокаивает мамин голос в 3 месяца;
    • нет звукоподражания в 2-4 месяца.

    Подобные возрастные рамки на реакцию и слух — весьма условны и зависят от множества факторов.

    Уход за детскими ушами

    Родившийся человечек уязвим перед большим миром, проявите внимание к каждой частичке хрупкого тельца. Неосторожное действие способно повредить барабанную перепонку и навредить слуху, запомните несколько простых правил ухода за ушками маленьких детей.

    1. Очищайте ушные раковины раз в неделю. После купания;
    2. Не используйте ватные палочки, они вредят;
    3. Убирая серу, заложите ушки малыша небольшими ватными шариками во время купания, выньте ребенка и протрите ухо салфеткой;
    4. Уделите особое внимание складочкам за ушными раковинами. Смазывайте их детскими кремами или маслами, дабы избежать появления трещинок или сухости.

    Вы узнали немного больше о слухе наших любимых деток. Новорожденный знакомится и приспосабливается к нашему миру, но в силах взрослых сотворить комфорт ему и радость.

    Наш эксперт – врач-сурдолог поликлиники №3 УДП РФ Андрей Изосимов .

    Эта история – реальная. Первого сентября в одной из обычных московских школ учительница, прежде чем начать урок, попросила учеников выслушать маму их одноклассника. Мама показала ребятам маленький предмет: «Это слуховой аппарат моего сына. Без него он не слышит. Вы можете аккуратно рассмотреть его, а я вам расскажу, как он работает». У ребят – неподдельный интерес к диковинке. И даже уважение к ее обладателю. Мальчик теперь не стесняется своего недуга. Он, еще недавно обреченный на изоляцию, получил возможность общения со сверстниками на равных. И все потому, что мама вовремя поняла, что у сына нелады со слухом, и сделала все, чтобы вернуть ребенка в мир звуков.

    С первых дней

    Вот они – долгожданные первые слова, которые произносит кроха: «Мама, папа, ляля…». Один карапуз быстро осваивает премудрости общения, другому малышу мир слов дается труднее. А один из тысячи новорожденных упорно молчит, и взрослые подчас и не догадываются, что виной тому – нарушение слуха, с которым ребенок появился на свет. Если родители с первых месяцев жизни малыша не предпримут решительных мер, то ребенок так никогда и не услышит человеческую речь, а значит, не научится говорить.

    Как вовремя заподозрить, что у малыша проблемы со слухом?

    Причин тугоухости немало. Малыш может плохо слышать:

    ● если он родился раньше срока и/или весил при рождении меньше 1,5 кг;

    ● если сразу после рождения ребенок самостоятельно не смог вздохнуть, получил внутричерепную травму во время родов;

    ● если во время беременности мама перенесла опасную инфекцию (краснуху, грипп, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз);

    ● если маму во время беременности лечили ототоксическими препаратами (некоторыми антибиотиками, мочегонными средствами);

    ● если тугоухость – наследственный недуг в семье;

    ● при генетических отклонениях.

    На что обратить внимание

    Как же проверить слух младенца? Врачи пока не научились определять, слышит ли ребенок в утробе матери. Но методы, позволяющие практически сразу после рождения точно сказать, слышит ли младенец, существуют. В Cкандинавии, например, всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха методом регистрации отоакустической эмиссии. Это объективный метод диагностики, поэтому он может применяться для исследования слуха даже у самых маленьких. К сожалению, в нашей стране пока нет практики проверки слуха у всех новорожденных. Поэтому родителям самим надо быть внимательными и понаблюдать за крохой:

    ● Вздрагивает ли ребенок от громких звуков в первые 2–3 недели жизни?

    ● Реагирует ли в полтора-шесть месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

    ● Гулит ли в два-четыре месяца? Переходит ли это гуление в лепет к 4–5 месяцам?

    ● Появляется ли у него новый (эмоциональный) лепет при появлении родителей?

    ● Появляются у ребенка в возрасте 8–10 месяцев какие-либо новые звуки?

    Если после таких наблюдений родителей что-то настораживает, им следует показать малыша врачу.

    Последствие болезней

    В случае сомнений обратитесь к специалистам и с малышом постарше – его тоже подстерегают неприятности: слух может пострадать от болезни (менингита, энцефалита, тяжелых форм кори и свинки), частых отитов (причем воспаление среднего уха протекает порой без заметных симптомов), от лекарств, дающих осложнения на уши, от черепно-мозговых травм.

    Свою лепту вносит и технический прогресс, испытывая наше ухо непомерными нагрузками. От чрезмерно громких и длительных звуков чувствительные слуховые клетки во внутреннем ухе погибают. Один только гул улицы, не прекращающийся ни днем, ни ночью, – это почти 90 децибел. Что уж говорить об оглушительном реве реактивного самолета (120 децибел), подземки, рок-концерта. Уши просят пощады. А мы не слышим их мольбы и добавляем еще и музыку, льющуюся из наушников вездесущего плеера…

    Проведенное в Московской области обследование выявило снижение слуха более чем у половины второгодников! Дети превратились в отстающих просто потому, что их вовремя не обследовали.

    Модель «мультяшная»

    Как только доктор диагностировал поражение слуха и признал, что ни лечение, ни операция проблему не решат (а в 90% случаев это, увы, именно так), нужно без промедления обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его точно в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха. Только тогда ребенок с проблемами слуха сможет слышать, научится говорить, будет нормально развиваться, а потом сможет и обучаться в обычной школе. Но торопитесь: слуховые аппараты ребенку надо подбирать как можно раньше, сразу же после установления диагноза (в идеале – до шестимесячного возраста).

    Наиболее благоприятный период для овладения языком – от 7–12 месяцев до 3,5–4 лет. Чем позже – тем хуже результат, тем больше потребуется усилий родителей и сурдопедагогов, чтобы ребенок овладел речью. Если с коррекцией слуха протянуть до пяти лет, научить ребенка связно говорить будет практически невозможно.

    Конечно, малышу нужен особый аппарат: максимально прочный и легкий, незаметный для окружающих, чтобы ребенок не стеснялся его носить. Или, напротив, яркий, цветной, украшенный мультяшными персонажами, чтобы стал предметом зависти ровесников. Именно такие модели предлагают детям фирмы, специализирующиеся на выпуске современной цифровой техники. Специалисты предъявляют к слуховому прибору свои требования: он должен быть мощным, с широким диапазоном частот, максимально точно отображать звук. Ведь чем лучше аппарат, тем быстрее и лучше ребенок научится слышать и говорить, тем ярче и полнозвучнее будет его жизнь.



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт