Реформы политической системы в ссср. Реформы политической системы

29.09.2019

Приступая к преобразованиям в начале перестройки, руководство страны не предусматривало реформирование политической системы. Этому учил опыт проведения социально-экономических реформ в разные периоды развития советского общества. Однако попытка проведения экономических преобразований на этот раз столкнулась с невиданным ранее сопротивлением во всех структурах управления. Переход к демократическим принципам управления становился насущной потребностью, главным условием осуществления перестройки.

Цели и задачи реформы политической системы. Концепция реформы политической системы содержится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) пленумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в том, чтобы включить миллионы трудящихся в процесс управления страной", создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, способной ко все более активному развитию. Конечной целью реформы политической системы и главным ее критерием КПСС считала всестороннее расширение прав человека, повышение социальной активности советских людей . XIX партконференция наметила пути достижения этой цели: изменить избирательную систему, реорганизовать структуру органов власти и управления, обновить законодательство. По существу это означало формирование качественно новых Советов народных депутатов.

Установление полновластия советов. В декабре 1988 г. были приняты Законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». В соответствии с ними существенно менялась структура Советов. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов, который формировал на своей собственной основе двухпалатный Верховный Совет: Совет Союза и Совет национальностей.

Избирателям предоставлялось право выбора на альтернативной основе, как на стадии выдвижения кандидатур, так и на стадии голосования 1 . Наравне с трудовыми коллективами возможность выдвижения кандидатов в народные депутаты получили общественные организации и собрания избирателей по месту жительства. Впервые были организованы теледебаты кандидатов. На 2250 мандатов кандидатами в народные депутаты было выдвинуто 9505 человек .

Выборы народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Активность избирателей была очень высокой. Через год - 4 марта 1990 г. - состоялись выборы в республиканские и местные советы. Однако первый опыт выборов на альтернативной основе показал, что избирательное законодательство еще несовершенно. Провозгласив равенство выборов, закон не обеспечивал его. Например, процедура выборов кандидатов в депутаты от КПСС и общественных организаций была намного проще и легче, чем от территориальных или национально-территориальных округов. Неравными оказались и материальные возможности агитации. Рассчитанный на однопартийную систему, закон не предусматривал реальной межпартийной борьбы.

После формирования депутатского корпуса в центре и в республиках были созданы новые структуры власти, избраны Верховные советы, которые впервые стали работать на постоянной основе. Демократическим путем избирались председатели Верховных советов, их заместители, председатели палат Совета Союза и Совета национальностей. На сессиях Верховного Совета были утверждены министры. Каждая кандидатура тщательно обсуждалась, голосование проводилось на альтернативной основе. В активную депутатскую деятельность сразу же было вовлечено большое количество народных избранников. Например, в составе Верховного Совета насчитывалось 542 депутата , а в его комиссиях и комитетах - 900 депутатов. Готовились, обсуждались и принимались важные политические решения не узким кругом лиц, а широким народным представительством. «С 1918 г. советы никогда не имели таких полномочий, как в 1990 г. С 1917 г. советы не были так тесно связанными с избирателями» , - писал известный исследователь периода перестройки А.В. Шубин.

Новые структуры власти формировались в обстановке широкой гласности. Впервые в отечественной и даже мировой практике заседания съездов народных депутатов и сессий Верховного Совета транслировались по специальным теле- и радиоканалам. Работа в Верховных советах, комитетах и комиссиях выдвинула, а средства массовой информации помогли узнать многих, способных к парламентской деятельности, но к тому времени мало известных в стране людей - А.А. Собчака, Н.И. Травкина, Г.В. Старовойтову, А.А. Денисова, А.И. Казанника, Е.А. Гаер и др.

Наличие новых структур власти - законодательной и исполнительной - призвано было в соответствии с новыми положениями обеспечить разграничение их функций. Верховным советам предстояло сосредоточить усилия на законотворческой деятельности. Однако юридическая некомпетентность большинства депутатов, отсутствие опыта законотворческой деятельности, с одной стороны, а также сопротивление консервативных сил - с другой, привели к тому, что ни один из большого количества принятых в СССР законов не оказался действующим. Впоследствии это способствовало «войне законов», которую активно использовали различные политические силы в борьбе за власть, нередко парализуя деятельность центра.

Кризис в КПСС. КПСС, возглавив реформу политической системы, намеревалась многое изменить и во внутрипартийной жизни, в том числе расширить внутрипартийную демократию, покончить с «регулированием» приема в партию, освободиться от тех, кто компрометировал звание коммуниста, поднять авторитет партии. Однако руководству КПСС не хватило настойчивости и последовательности в решении этой задачи.

Первичные организации, которых насчитывалось более 400 тыс. и которые, в соответствии с Уставом КПСС, являлись основой партии и призваны были действовать в самой гуще масс, вовлекать их в решение задач перестройки, также заметно снизили свой статус и действенность. В этом отношении показательно комплексное социологическое исследование эффективности работы первичных парторганизаций, проведенное Академией общественных наук при ЦК КПСС в Алтайском крае в 1987 г. Оно свидетельствовало, что более половины трудящихся не знали или вообще не интересовались тем, что делает их парторганизация в плане перестройки. И лишь пятая часть выражала уверенность в том, что принимаемые на партийных собраниях решения будут выполнены.

В начале мая 1987 г. М.С. Горбачеву была направлена аналитическая записка о состоянии работы всех парткомов снизу доверху. Анализируя ход перестройки деятельности партии, авторы записки отмечали, что положение в КПСС преимущественно остается на доперестроечном уровне 1 .

Судя по всему, это было не упущение в работе партийных комитетов, а откровенное противодействие преобразованиям. «Уже с осени 86-го я стал получать все больше свидетельств, что перестроечные импульсы гасятся в среднем слое и внизу», - отмечал М.С. Горбачев. «На рубеже 86-87-го годов я стал чувствовать, как сильно сопротивляется партийная и управленческая номенклатура» . Немногие на деле поддерживали начатые преобразования и в высших эшелонах власти, в том числе в Политбюро ЦК КПСС.

Все это происходило потому, что большинство партийных функционеров в центре и на местах привыкли к так называемой стабильности, постоянству. Будучи номенклатурными работниками, они имели не только положение в обществе, но и целый ряд привилегий и ничего не хотели в своей жизни менять. Часть из них состарилась на партийной работе. «...Состав секретарей ЦК в первой половине 80-х годов был такой дряхлый, что порой вести заседание в течение двух часов было некому» , - вспоминал политолог В.А. Печенев, занимавший в то время различные руководящие посты.

Со временем партия не только не обрела новые силы и не укрепила свою авангардную роль, но даже начала отставать от перестроечных процессов в обществе. «Деятельность ряда партийных комитетов, - говорил М.С. Горбачев в апреле 1989 г., - и в своих подходах, и в стиле, и в методах работы, в осмыслении происходящих процессов не всегда поспевает за жизнью. Это относится и к ЦК партии, и к его Политбюро» .

Стремление КПСС сохранить руководящую роль. На основе решений XIX Всесоюзной конференции происходила структурная перестройка партийных органов. С целью снижения роли партийного аппарата в деле управления экономикой и передачи этих полномочий Советам в конце 1988 г. «отраслевые» отделы партийных комитетов (от ЦК до райкомов и горкомов) были преобразованы в один экономический отдел. Более чем в 2 раза уменьшилась численность партийного аппарата. Но освобождение КПСС от несвойственных политическим партиям функций происходило болезненно. Усиливая роль и значение советов в общественном развитии, КПСС тем не менее ставила задачу обеспечить свою руководящую роль в перестройке, на деле выполнять миссию политического авангарда трудящихся. Одним из важнейших условий осуществления этой задачи считалось углубление внутрипартийной демократии, критики и самокритики.

Однако провозглашаемые КПСС внутрипартийная демократия, демократизация общества и формирование правового государства не предусматривали возможности возрождения в стране многопартийной системы. Директор Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР Е.М. Примаков, выступая на XIX партийной конференции, не только подчеркнул особую значимость однопартийной системы и руководящей роли КПСС, но и пришел к выводу, что «...любая альтернатива этому... нанесет непоправимый вред перестройке в рамках социализма... Нельзя закрывать глаза и на то, что идеей многопартийности могут в первую очередь воспользоваться националистические, догматические элементы всех мастей. А это было бы страшным ударом по перестройке» .

Но ситуация уходила из-под контроля. На выборах в советы, проходивших 26 марта 1989 г., номенклатурные кандидаты от КПСС потерпели серьезное поражение. Из 169 первых секретарей обкомов партии избиратели забаллотировали 32. Из действовавших руководителей партийных и советских органов Ленинграда никто не был избран в число депутатов вновь формируемых советов. Избиратели отказали в доверии многим партийным работникам Прибалтики, Закавказья, Поволжья и Урала.

Запоздалые и не всегда правильные решения и инициативы по осуществлению социально-экономической политики, углубление кризиса в стране отрицательно сказались на авторитете не только партийной верхушки, но и рядовых коммунистов. Многие из них, не получая удовлетворения от работы в КПСС, выходили из ее рядов. Например, только в 1989 г. партию оставили более 136 тыс. человек 1 .

Ответственность за судьбу КПСС коммунисты, в том числе и руководящие партийные работники, возлагали на ЦК и его Политбюро. Выражалось недовольство «слабой работой» генерального секретаря ЦК М.С. Горбачева. Надежды на выход партии из кризиса многие связывали с ее XXVIII съездом. Однако этого не произошло. Еще в дни работы съезда, убедившись, что результаты его не повлияют на ситуацию в партии, ряды КПСС покинули такие известные политики, как Б.Н. Ельцин, А.А. Собчак, Г.Х. Попов и др. Впоследствии численность партии продолжала сокращаться, и в целом ее покинуло около 5 млн человек. Авторитет КПСС еще более снизился, положительное влияние ее на перестройку по существу прекратилось. Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей 6 и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от исполнения административно-управленческих функций . Партия оставила за собой лишь право законодательной инициативы.

Причины несостоятельности КПСС. Спустя годы, анализируя причины краха КПСС, политики считали, что процессы, происходящие в партии, были своего рода отражением общественных явлений в целом по стране. К этому времени она уже не была партией единомышленников, сплоченных вокруг своей программы. «...Все знали, - вспоминал М.С. Горбачев, - что КПСС - это уже давно не партия, а объединение многих течений и движений...» «Все бы это не произошло, если бы мы раньше занялись реформированием партии... Реформирование предполагает единую идеологическую базу, единую платформу. Но этой базы уже не было. Партия могла только размежеваться» 1 .

Другой непосредственный участник активной политики конца XX в. В.А. Печенев, рассматривая сложившуюся ситуацию в партии, считает ее прямым следствием тактических и стратегических ошибок и просчетов М.С. Горбачева и его команды, непродуманности последствий принимаемых решений. В итоге с середины 1988 г. КПСС не столько направляла ход событий, мощный импульс которым она дала в апреле 1985 г., сколько приспосабливалась к нему .

С течением времени стало ясно, что взгляды М.С. Горбачева на роль КПСС и отношение к партии были противоречивы. Например, в интервью итальянским журналистам, опубликованном 27 декабря 1991 г. в газетах «Република» и «Стампа», он говорил, что «партия всем руководила и всех направляла. Это была партия- государство. Попытки ее ликвидировать тогда были нереалистичны. Не было силы, способной ей противостоять». Означает ли это, как многие исследователи склонны считать, что М.С. Горбачев возглавил КПСС, чтобы развалить ее изнутри и, соприкоснувшись с незыблемостью КПСС, решил лишить ее власти, передать значительную часть управленческих полномочий Советам? Дескать «...если мы не изолируем партию от госструктуры, ничего не добьемся». Или же у генсека М.С. Горбачева не было понимания, как можно овладеть этой многомиллионной массой неглупых людей и мобилизовать на решение задач перестройки. И, если в 1988 г. организация КПСС была такой несокрушимой, как и многие предыдущие десятилетия, то почему всего через три года она «безропотно сошла с политической арены, позорно сдала позиции, развалилась» ? На эти и многие другие вопросы ответит время.

Компартия со времен Ленина являлась политическим инструментом единовластного партийно-государственного управления страной и народом. КПСС были присущи такие пороки, как отсутствие подлинной внутрипартийной демократии, отчуждение основной массы коммунистов от формирования партийной политики - все решалось Политбюро и Секретариатом и горсткой верхушки партаппарата . Запрещение в стране какой-либо оппозиции ставило компартию вне критики.

Формирование многопартийной системы. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным фактором формирования новых структур политической системы. За короткое время в стране возникли и получили признание созданные в годы перестройки десятки общественно-политических организаций, партий и движений. Среди них - народные фронты «Пробуждение» - Латвия; «Саюдис» - Литва; народные фронты Азербайджана и Грузии (1988); Армянское общенациональное движение, Белорусский народный фронт; украинское народное движение за перестройку «Рух» (1989); интерфронты в Латвии, Эстонии, Молдавии, Узбекистане, Бурятии, Татарии, Чечено-Ингушетии, Абхазии (1988- 1989); гражданские инициативы и общественно-политические клубы «Гласность» - Чита, «Диалог» - Омск, Пермь, Саратов; «Перестройка» - Алма-Ата, Киев, Махачкала, «Плюрализм» - Донецк, «Демократизация» - Москва, Полтава (1988-1989); самостоятельные политические объединения и партии: Социалистическая партия (1990), Демократическая партия (1989), Демократический союз (ДС, 1988), Союз конституционных демократов (СКД, 1989) и др. Многие из них обладали довольно устойчивыми организационными структурами, разработанными идейными платформами, вели активную пропагандистскую деятельность, в том числе и через собственные печатные органы. Спектр идеологических координат их деятельности характеризовался большой широтой: от леворадикального до правоконсервативного. В СССР стал реальностью политический плюрализм. КПСС высказывалась за широкое сотрудничество со всеми партиями и движениями прогрессивной ориентации.

Новые структуры государственной власти.

Вскоре после начала перестроечных изменений стало ясно, что меры принимаемые руководством партии и страны, недостаточны. Ими нельзя заставить работать изжившую себя систему. В определенной мере это нашло признание в речи М. С. Горбачева на январском пленуме ЦК КПСС 1987 Г.:

«...мы видим, что изменения к лучшему происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем - более глубокими, чем это представлялось нам раньше. Чем больше мы углубляемся в работу по перестройке, тем яснее становятся ее масштабность и значение, выявляются все новые нерешенные проблемы, оставшиеся в наследие от прошлого».

Было принято решение пойти на серьезные изменения в политическом строе страны. На пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества», «совершенствования советской избирательной системы», выборов руко¬водителей разных рангов на альтернативной основе. Отмечалась также необходимость «разработки правовых актов, гарантирующих гласность», выдвижения на руководящую работу беспартийных. Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX Всесоюзной партийной конференции, летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Тем не менее, подавляющее большинство делегатов было вынуждено признать кризисное состояние страны, необходимость проведения дальнейших реформ. Сказались также отсутствие у партийцев самостоятельного мышления, привычка повиноваться высшему руководству, которое в это время было нацелено на преобразования.

1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборе народных депутатов СССР».

Заседания съезда должны были проводиться один раз в год. На нем избирался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Они были равны по своему численному составу и равноправны. Съезд народных депутатов ежегодно должен был обновлять пятую часть Верховного Совета.

Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели целый ряд серьезных недостатков. Противоречило принципам демократии избрание одной трети народных депутатов от общественных организаций. Этим нарушалось положение: «один избиратель - один голос». Теперь руководители и активисты общественных организаций могли иметь несколько голосов на выборах, то есть проголосовать как граждане-избиратели, а также как члены общественных организаций и творческих союзов. Депутаты оказывались в неравном положении: одни прошли всенародные выборы в упорной борьбе со своими соперниками, другие получили мандат депутата от тех или иных организаций. Например, «красная сотня» - 100 депутатов от КПСС - была избрана на пленуме ЦК партии в январе 1989 г.

Большое количество депутатов, два органа - Съезд и Верховный Совет-все это делало структуру высших органов государственной власти громоздкой, неуклюжей и, в конечном счете, неэффективной. Подобная структура была создана специально, с тем, чтобы руководству легче было манипулировать депутатами, чтобы при необходимости блокировать деятельность демократически настроенных депутатов, прежде всего голосами тех, кто получил мандаты от общественных организаций.

Несмотря на недостатки новых законов, положенная ими политическая реформа явилась значительным шагом вперед на пути к освобождению советского народа от тоталитаризма, пут однопартийной системы, от формальных выборов без выбора, в которых участвовал один кандидат, предложенный коммунистической партией.

И межнациональные отношения.

Предыстория перестройки.

После смерти Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиций сохранения и обновления существующей системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежду на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС , а затем и государства стал К. У. Черненко. Человек старый и больной, он большинство времени проводил на лечении или отдыхе. Несмотря на то что в целом продолжался курс Андропова на очищение и спасение системы, краткое правление Черненко не замедлило, а, наоборот, ускорило ее разложение.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политический авторитет М. С. Горбачев, бывший при Черненко вторым человеком в партии. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК Горбачева.

«Кадровая революция».

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление «отдельных деформаций» социализма.
При таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров.

В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС признал необходимым в целях ускорения реформ осуществлять подбор кадров на основе главного критерия - поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей и их омоложение усилились под флагом борьбы с консерватизмом. По мере того как попытки реформирования оказывались неудачными, критика «консерваторов» усиливалась.

В 1985 - 1990 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно усиливалась роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, сонмом близких и преданных людей.

Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

Реформа 1988 г.

В январе 1987 г. ЦК КПСС, принял меры, способствовавшие развитию элементов демократии в партии и на производстве: вводились альтернативные выборы партийных секретарей, в ряде случаев открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Однако широкою применения эти нововведения так и не получили.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», «разделение властей» (одной из которых мыслилась КПСС), создание «советского парламентаризма». Для этого Горбачев предложил сформулировать новый высший opiaii власти - Сьезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент.

Было изменено избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций, а не в ходе обычных выборов.

Одной из главных идей конференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским (при сохранении в них партийного влияния). Для обеспечения «плавности» этого перехода предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей в одних руках (сверху донизу).

Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май - июнь 1989 г.) Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним, предлагавшим более радикальные перемены, теперь перешла и инициатива политического реформирования.

По предложению народных депутатов концепция политической реформы в 1990 - 1991 гг. была дополнена рядом важных положений. Главным из них стала идея построения правового государства (где обеспечивается равенство всех перед законом). Для этого III съезд народных депутатов (март 1990 г.) счел целесообразным ввести пост Президента СССР (Президентом СССР стал Горбачев). Инициаторам этих изменений было не понятно, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение власти, а полновластие Советов. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в Советском Союзе .

Формирование многопартийности.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.
В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. «Демократическая партия России » (лидер Н. Травкин). В ноябре 1990 г. возникла «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г.) оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России», а также «Социалистической партией». Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное.
Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде). Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек).

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали его отставки.

Национальная политика и межнациональные отношения.

Начавшаяся, пусть даже относительная, демократизация общества, политика «гласности» сделали неизбежной реанимацию, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок стали возвращаться и видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. В декабре 1987 г. в ответ па назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха было принято решение о ходатайстве перед Верховными советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава АзССР и включении ее в состав АрмССР. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это решение стали погромы и резня армян в Сумгаите. В этих условиях Горбачев ввел войска в Сумгаит. Жизнь требовала немедленного изменения национальной политики на общегосударственном уровне, однако центр не торопился делать этого.

В апреле 1989 г. в Тбилиси силами армии была разогнана демонстрация национально-демократических сил.

В то же время начавшая реализовываться реформа политической системы неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете. В июне последовал межнациональный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане.
11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня Декларацию о государственном суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство принять меры по оформлению нового союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур. Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер (глава правительства)В. Павлов, министр обороны Д. Язов, Председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пу-го и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана Чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы. Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказалось от подписания Союзного договора.

В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило первоначально 1 1 бывших союзных республик (без Грузии и Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.


Документы

Из доклада М. С. Горбачева на XIX всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нараста-ния застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и об-рекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее со-средоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руко-водства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взросло-го населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

В период застоя управленческий аппарат, разросшийся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств, практически стал диктовать свою волю и хозяйст-ву, и политике. Именно ведомства и другие управленческие структуры держали в руках ис-полнение принятых решений, своими действиями или бездействием определяли, чему бить, а чему нет.

Из предвыборной платформы А. Д. Сахарова. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с ры-ночными регуляторами и конкуренцией...
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений...
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД - МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях...

5. Поддержка политики разоружения и разрешения региональных конфликтов. Переход на полностью оборонную стратегическую доктрину.
6. Конвергенция (сближение) социалистической и капиталистической систем, сопровождаю-щаяся встречными плюралистическими процессами в экономике, социальной сфере, культуре и идеологии, - единственный путь радикального устранения опасности гибели человечества в результате термоядерной и экологической катастроф.


Из выступления на пленуме ЦК КПСС И. К. Полозкова - первого секретаря ЦК КП РСФСР. 31 января 1991 г.

Теперь уже ясно всем, что перестройка, задуманная в 1985 г. и начатая партией и народом как обновление социализма... не состоялась.
Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Общество оказалось на перепутье. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем... Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо - антикоммунизм.

Вопросы и задания :

1. Используя приведенные документы, объясните, почему существовавшая политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития.

2. Почему было необходимо предложенное на XIX конференции КПСС «разделение властей» между партийными органами и Советами? Происходило ли оно на самом деле?

3. Как вы понимаете суть идеи конвергенции (сближения) социалистической и капиталистической систем, выдвинутой А. Д. Сахаровым в предвыборной кампании 1989 г.?

4. В чем заключаются основные причины возникновения новых политических партий в СССР в конце 80-х гг.?

5. Дайте оценку политическим преобразованиям в стране за годы перестройки.

История России, XX - начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2003

аторами. Отдельные из них пользовались поддержкой Ю. Андропова. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Н. С. Горбачев, а Совет министров СССР возглавил Н. Рыжков. Оба были представителями молодого поколения в партийном руководстве и хорошо осознавали насущную необходимость проведения реформ.

Новыми лидерами почти сразу была выдвинута идея «обновления социализма» и «ускорение социально-экономического развития страны». При этом учитывался опыт времен правления Н. Хрущева. Тогда, как известно, проведение экономических реформ тормозилось отсутствием политических изменений. М. Горбачев предложил провести в первую очередь политические, а уже потом экономические преобразования. Обновление общества усматривалось инициаторами реформ в сочетании социализма и демократии.

В состав Политбюро ЦК КПСС было включено много новых людей, сторонников идей Генерального секретаря, а именно:

  • И. Лигачев,
  • В. Чебриков,
  • Э. Шеварднадзе,
  • С. Соколов.

Руководящие должности заняли Б. Ельцин и А. Яковлев. Зато были устранены противники Горбачева – Г. Романов, Н. Тихонов, В. Гришин, Д. Кунаев, Г. Алиев и др. Кадровые перестановки особенно активно происходили в течение 1985 – 1986 гг.

Замечание 1

В целом состав Политбюро был обновлен на две трети, на 60 % изменен руководителей областей на 40% членов ЦК КПСС. Произошли кадровые изменения в руководстве Госплана СССР, Министерстве внутренних дел, Министерстве иностранных дел. Только после этого было официально объявлено о смене политического и экономического курса страны и началось проведение реформ.

На ХXVII съезде КПСС в марте 1986 г. Генсек объявил о расширении гласности, без которой невозможна политическая демократия и творчество масс, их участие в управлении государством. Почти сразу после завершения работы съезда были расширены права средств массовой информации по освещению существующих в стране проблем. В ряде изданий сменились главные редакторы. До конца 1986 г. начали печатать ранее запрещенные литературные произведения, демонстрировать в кинотеатрах изъятые ранее из проката фильмы. Появились новые газеты и журналы.

В течение 1986 г. сменилось руководство большинства творческих союзов страны (Союза кинематографистов, Союза писателей и т. д.). 4 сентября 1986 г. была ограничена цензура, а 25 сентября 1986 г. специальным постановлением ЦК КПСС решено прекратить заглушать передачи ряда зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-Би-Си»). В 1987 г. начала свою работу специальная комиссия, которая занялась просмотром литературы из спецхранилищ с целью ее передачи в «открытые» фонды библиотек и архивов.

Демократические новации внутри партии

Первые изменения в сторону демократии начались в ходе подготовки Пленума ЦК КПСС в январе 1987 г. Впервые обычная советская практика, когда кандидатов Пленума назначали сверху, была заменена выборами по всей партийной вертикали. На самом Пленуме М. Горбачев выступил с докладом «О перестройке и кадровом вопросе в партии». Он призвал превратить КПСС из государственной структуры в настоящую политическую партию, позволить выдвигать на руководящие должности в стране беспартийных, расширить внутрипартийную демократию, полномочия и функции местных и республиканских Советов, провести выборы в Советы на альтернативной основе. Выступление Горбачева и решение Пленума способствовали проведению летом 1987 г. первых в истории страны альтернативных выборов в Советы.

В рамках политики гласности в средствах массовой информации разгорелась кампания критики преступных действий и коррупции среди партийного руководства ряда республик, областей, районов.

Параллельно с освещением проблемы коррупции решался вопрос реабилитации политических оппонентов Сталина, репрессированных в 1930 – 1950-х гг. крестьян, представителей интеллигенции, депортированных народов, диссидентов. Уже в декабре 1986 г. из ссылки в Москву вернулся известный диссидент А. Сахаров. Впоследствии из заключения было освобождено свыше 140 диссидентов. Они активно включались в политическую жизнь страны, требовали углубления реформ.

Проведение первых альтернативных выборов

Процессы демократизации приобрели необратимый характер после проведения в июне – июле 1988 г. XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС. На ней впервые с 1924 г. делегаты высказывали свои мнения, позволяли себе критиковать партийное руководство.

Работа конференции транслировалась по телевидению и получила поддержку в обществе. По инициативе Горбачева делегаты одобрили проведение политической реформы.

Замечание 2

Было принято принципиальное решение о проведении альтернативных выборов депутатов Советов всех уровней. Выдвигаться кандидатами могли все желающие. Создавался новый демократический орган – Съезд народных депутатов СССР. Из его членов избрали Верховный Совет СССР – постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались и в республиках.

Демократизация не была полной, поскольку предполагалось закрепить за представителями КПСС треть всех депутатских мест. Коммунисты оставляли за собой право претендовать и на другие места. В рамках политической реформы в 1990 г. была создана должность президента Советского Союза, который избирался на Съезде народных депутатов. Им стал М. Горбачев. В результате проведения первых демократических выборов Верховных Советов разных уровней было избрано значительное количество бывших диссидентов и сторонников радикальных реформ (Б. Ельцин, А. Сахаров, А. Собчак, Ю. Афанасьев и др).

Цели урока:

Обучающие:

  1. познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки;
  2. подойти к пониманию итогов политической реформы.

Развивающая : продолжить формирование умений работать с текстом учебника, документами, анализировать их, делать выводы.

Воспитательная : формирование социально активной личности, переживающей за судьбу России.

Оборудование: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР», письмо А.Г. Татаринова, документ «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.»

ПЛАН УРОКА:

  1. Цели реформы политической системы в СССР.
  2. Этапы реформы политической системы в СССР.
  3. Итоги реформы политической системы в СССР.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Учитель . Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985-1991 гг. Вы уже знаете причины ее начала и ход экономической реформы.

Каковы причины перестройки? Назовите их.

Какие экономические реформы были проведены в СССР в этот период?

Обратимся к документам: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР…», письмо рабочего А.Г. Татаринова «…Почему мы повторяемся?»

Каковы были итоги экономической реформы?

(Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста национального дохода и производительности труда.)

Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной. Если вспомнить, то таких реформ в СССР было уже несколько.

Кто и когда проводил подобные реформы?

(Обучающиеся: Маленков в середине 1950-х гг.; Н.С. Хрущев в начале 1960-х гг.; Косыгин в 1965 г)

Каковы были их результаты?

(Обучающиеся: Все они также не достигли поставленных целей.)

Возникает вопрос, почему так получилось? Ответ на него давайте найдем в документах, обратившись к мнению самого М.С. Горбачева.

В чем видел М.С. Горбачев причины неудач экономических реформ?

(Обучающиеся:

  1. Существующая политическая система;
  2. Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства;
  3. Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;
  4. Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел;
  5. Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;
  6. Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)

Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?

(Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)

В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?

(Обучающиеся: В политической сфере.)

Что надо было сделать?

(Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)

Это и является темой нашего урока.

2. Изучение нового материала.

Каковы были цели реформы политической системы?

(Обучающиеся: Избавиться от негативных факторов в политической жизни страны, которые тормозили экономические реформы.)

Существующая политическая система тормозила экономическое развитие страны. Нужны были политические преобразования.

Работа в группах по материалам учебника, заполнение таблицы

«Этапы политической реформы».

1. «Кадровая революция»

Массовая замена и омоложение кадров, подбиравшихся на основе критерия – поддерживает ли цели и идеи перестройки.

Осознали, что простой заменой кадров дело не решить.

2. Реформа 1988 г.

Соединение «социалистических ценностей с политической доктриной либерализма».

    Идея о создании парламента в СССР.

    Идея построения правового государства.

    Отмена ст. 6 Конституции СССР.

    Возможность создания многопартийности.

    Введение института президентства.

3. Формирование многопартийности

Снят запрет на деятельность политических партий и общественных организаций, не связанных с КПСС.

    Появление партий, которые отражали весь спектр политической мысли.

    Кризис КПСС, массовый выход из нее.

К чему привели эти действия в политической сфере?

(Обучающиеся: Поставлено под сомнение существование политической системы социализма с руководящей ролью КПСС.)

Обратимся к документу: «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.».

Каковы итоги реформы политической системы? Добился ли М.С. Горбачев и политическое руководство СССР тех целей, которые они ставили?

(Обучающиеся: Цели М.С. Горбачева:

В рамках социалистического выбора улучшить жизнь людей с помощью формирования рыночной инфраструктуры.

Итоги реформы:

  1. Многопартийность.
  2. Отмена ст. 6 Конституции СССР.
  3. Идея построения правового государства.)

Соответствуют ли конкретные итоги реформы политической системы тем целям, которые М.С. Горбачев ставил перед собой в начале реформы?

(Обучающиеся: Нет. Итоги реформ вышли за рамки целей, так как М.С. Горбачев пытался совместить несовместимое: классическую советскую политическую модель с либеральной, опиравшуюся на разделение властей.)

В итоге эта реформа и ряд других факторов привели к распаду СССР в 1991 г. и образованию суверенной России.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт