Работников всей индийской промышленности основными. Общая характеристика Индии. Полные уроки — Гипермаркет знаний

22.09.2019

Индия входит в первую десятку стран мира по ряду показателей промышленного производства. Предприятия тяжелой индустрии сконцентрированы в основном на Кота-Нагпурском плато, где месторождения коксующегося угля соседствуют с месторождениями железной руды. В ранее отсталых глубинных районах также создаются новые промышленные центры (Бхилаи, Бокаро, Роуркела, Дургапур).

За годы политической независимости возникла мощная индустриальная база, накоплен научно-технический потенциал (более 3700 различных НИИ, КБ, исследовательских лабораторий), отвечающий передовому мировому уровню, создан один из самых мощных в мире суперкомпьютеров - «Парам-10000», налажено производство широкого спектра гражданских и военных ракетоносителей. Современная Индия владеет высокими технологиями, является крупным производителем и экспортером программного обеспечения - 140 из 500 ведущих компаний мира удовлетворяют свои потребности в программном обеспечении именно за счет Индии. Страна занимает третье место в мире по численности научно-технических кадров, а в 1998 г. стала космической и ядерной державой.

Доля государства в общем объеме инвестиций в сферу НИОКР выросла до 80 % . Половина этих средств государство направляет на НИОКР оборонной, космической и атомной промышленности. При этом 10 % направляется непосредственно на НИИ, а 30 % - на внедрение разработок в промышленность.

Впечатляет размах инфраструктуры в сфере НИОКР - это более 900 научных подразделений, включая университеты, частные НИИ, центры подготовки кадров, а также банковские, финансовые, страховые и прочие структуры.

При оценке экономической эффективности финансовых ассигнований в сферу НИОКР Индия использует такой критерий, как прирост валовой стоимости (Gloss Value Addition) каждого из секторов. В обороне, космической и атомной отрасли этот показатель равен 1,2 млрд дол. (для сравнения: в сельском хозяйстве страны он равен 100 млрд дол., а от внедрения разных ноу-хау в промышленности - 90 млрд дол.).

Легкая промышленность представлена кустарными и современными предприятиями. Всемирно известны индийские натуральные шелка, кашмирские шали, резьба по дереву, изделия из папье-маше, шафран, меха, ювелирные изделия. Каждый индийский штат, многие города и отдельные местности славятся своими ремесленными изделиями:

Варанаси (штат Бенарес) является известным центром шелкоткацкого производства, а также изделий из бронзы, серебра, золота;

Мирзапур и Алигархе славятся изделиями из металла, различного рода утварью, производством замков, железных сундуков и т.д.;

Фирозабад - самый большой в стране центр по изготовлению стеклянных браслетов;

Майсур (бывшая столица одноименного княжества) - центр производства изделий из слоновой кости, сандалового дерева, натурального шелка и т.д.

Предприятия по переработке сельхозпродукции и минеральных ископаемых обычно располагаются вблизи мест добычи сырья. Это заводы по очистке хлопка, переработке арахиса, сахарного тростника, заморозке и вялению продуктов, первичной обработке металлов. Правительства штатов всячески приветствуют развитие местной промышленности: повсеместно появляются так называемые промышленные парки - небольшие свободные зоны, где установлены пониженные налоги и низкие цены на землю.

В последние годы Индия стала известна как производитель лекарственных и фармацевтических препаратов, вполне конкурентоспособных с западной продукцией, но более дешевых. Сохраняет высокую долю в экспорте и такая традиционная для Индии отрасль, как огранка бриллиантов и других драгоценных камней.

Индийский промышленный капитал, как частный, так и государственный, охотно идет на деловые отношения с зарубежными партнерами с целью приобретения новейших технологий, а также возможности подвергнуть свой менеджмент зарубежной деловой экспертизе и получить доступ к зарубежным рынкам.

Росту индийской экономики во многом способствует обширный финансовый и банковский сектор. Индия может гордиться широкой и грамотно организованной банковской сферой. Она располагает сетью национальных финансовых институтов (свои и зарубежные инвестиционные фонды, инвесторы, лизинговые компании, венчурные фирмы и т.д.) и прекрасно развитым фондовым рынком, где сталкиваются интересы 23 фондовых бирж. Общая рыночная капитализация фондовых бирж в Бомбее (BSE) и Национальной Фондовой биржи (NSE) составила в 2008 г. более 8 млрд дол.

Глубина и масштабы индийских фондовых рынков превышают размеры фондовых рынков таких конкурирующих стран, как южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань («восточных драконов»), Филиппины, Таиланд, Малайзия. Индийские фондовые рынки оборудованы по последнему слову биржевой техники и завоевали признание в деловом мире благодаря высокому профессиональному уровню проведения фондовых операций, развитой рыночной инфраструктуре, особым условиям торговли через Интернет, 26 % -ному участию иностранных активов в секторе страхования, облегченной процедуре вложения и извлечения инвестиций для ряда компаний и предприятий и т.д.

Акции индийских компаний, стимулируемые ростом национальных наукоемких отраслей, основанных на знаниях, достигли серьезных успехов на фондовых рынках США. Не случайно Индия вызывает достаточно большую заинтересованность у национальных и зарубежных инвесторов. Проблема инвестирования наделена на ряд важных вопросов, а именно, какова инвестиционная привлекательность данной страны, способствует ли проводимая правительством политика либерализации притоку капитала в страну, актуальна ли проблема внешнего долга и т.д.

Активный приток капиталов за последние 5-6 лет составил около 56 % чистого притока капитала в развивающиеся страны в целом. При этом если в предыдущие годы портфельные инвестиции в страну были больше прямых, то сейчас картина заметно изменилась: прямые инвестиции вплоть до 100 % разрешены во всех отраслях и секторах индийской экономики, кроме областей, где инвестор уже имеет бизнес, либо индийская компания осуществляет финансовые услуги или прямые иностранные инвестиции, которые противоречат политике, проводимой в данной отрасли. Самая большая доля прямых иностранных инвестиций приходится на электротовары (16 %), транспорт (10 %), телекоммуникации (9,6 %), сферу услуг (9 %).

Один из важных факторов, определяющих интерес иностранных инвесторов к Индии, - это наличие в ней огромного внутреннего рынка. В самом деле, быстрый рост городского населения, прорыв электронных средств информации, образования, туризма, смена характера расходов индийской семьи, возрастающее повсеместно внимание индийских покупателей к качеству товаров, их дизайну, торговым маркам, комфорту, возросший интерес на услуги гостиниц, ресторанов, персонального транспорта и т.д. - все это обеспечивает внутреннему рынку устойчивую тенденцию к росту, активно подогревая интерес зарубежных инвесторов к этой стране.

Однако эффективность проводимых мероприятий не отвечает требованиям национальной экономики Индии в полной мере, поскольку доля прямых иностранных инвестиций пока составляет не более 1 % в общемировых прямых иностранных инвестициях. При этом почти половина из них приходится на два крупных промышленных центра страны - Дели и Бомбей. Тем не менее Индия кровно заинтересована в том, чтобы стать активным участником международной торговли и межгосударственных потоков капитала.

Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии имели далеко идущие последствия. GE Сapital называет эту страну уникальной, PepsiCo находит ее самой быстрорастущей, а Motorola уверена, что она превратиться в глобальный источник. Операции на территории Индии заняли центральную позицию в глобальной деятельности этих гигантов.

Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.

Индия внастоящее время находится на пути развития в экономику открытого рынка, однако все же следы прошлой политики страны остаются. Экономическая либерализация, включая отмену госконтроля промышленности, приватизацию государственных предприятий и снижение контроля над внешней торговлей и инвестициями, началась в начале 1990-ых и служила тому, чтобы ускорить экономический рост страны, который составил в среднем больше чем 7% ежегодно с 1997 года.

Экономика Индии разнообразна и охватывает традиционное деревенское сельское хозяйство, современное сельское хозяйство, изделия кустарного промысла, широкий диапазон современных отраслей промышленности и множество видов услуг. Немного больше половины рабочей силы находится в сельском хозяйстве, но сектор услуг - основной источник экономического роста. Он составляет больше половины ВВП Индии, а занята в нем только одна треть рабочей силы.

Индия извлекла выгоду из наличия многочисленного образованного англоговорящего населения и стала основным экспортером услуг в области информационных технологий и программистов. В 2010 году индийская экономика восстановилась после мирового финансового кризиса - в значительной степени из-за сильного внутреннего спроса - и рост превысил 8% в течение года в реальном исчислении. Экспорт товаров, который составляет приблизительно 15% ВВП, возвратился к докризисным уровням. Промышленное развитие и высокие цены на продовольственные товары, которые стали следствием совместного воздействия слабых муссонов 2009 года и неэффективности действий правительства системе распределения продовольствия, стали причиной высокой инфляции, которая достигла максимума приблизительно в 11% в первой половине 2010 года, однако затем постепенно уменьшалась к однозначным значениям, после серии увеличений процентной ставки Центрального банка страны.

В 2010 году власти уменьшили субсидии в сфере производства топлива и удобрений, продали небольшой процент акций в некоторых государственных предприятиях и продали с аукциона права на использование частот 3G телекоммуникаций в частности для того, чтобы снизить дефицит бюджета. Индийское правительство стремится удержать свой бюджетный дефицит на уровне 5,5% ВВП в 2010-11, финансовом году, что ниже чем 6,8% в предыдущем году.

Долгосрочные проблемы Индии включают широко распространенную бедность, несоответствующую физическую и социальную инфраструктуру, ограничение несельскохозяйственных возможностей трудоустройства, недостаточный доступ к качественному среднему и высшему образованию и миграцию сельского населения в города.

Сельское хозяйство Индии

Сельскохозяйственный сектор, который так долго был оплотом индийской экономики, теперь составляет только приблизительно 20% от валового национального продукта, тем не менее, обеспечивает занятость 60% населения. В течение нескольких лет после обретения независимости, в удовлетворении своих потребностей в продовольствии Индия зависела от иностранной помощи. В последние 50 лет пищевая промышленность неуклонно растет, главным образом из-за увеличения числа орошаемых земельи широко распространенном использовании высокопродуктивных семян, удобрений и пестицидов. Страна имеет большие запасы зерна (около 45 миллионов тонн) и является мировым экспортером зерна. Товарные культуры, особенно чай и кофе приносят главный экспортный доход. Индия - крупнейший в мире производитель чая, ежегодно производящий около 470 миллионов тонн, из которых 200 миллионов тонн экспортируется. Индия также занимает около 30% мирового рынка специй, экспорт которых составляет около 120,000 тонн в год.

В сельском хозяйстве Индии до сих пор сохраняются большие контрасты - крупные плантации соседствуют с мелкими крестьянскими хозяйствами. Многие крестьяне имеют мало земли или вообще её не имеют. В большинстве сёл вообще нет электричества. По площади орошаемых земель (54,8 млн га) Индия занимает первое место в мире. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Индии составляет 15%.

Основными потребительскими культурами Индии являются рис и пшеница. Современная Индия в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии, хотя и на очень низком уровне примерно в 250 кг на душу населения. В юго-восточной части Индо-Гангской низменности располагается главная рисоводческая зона Индии, где рис возделывают в сезон харифа (май-сентябрь) под муссонные дожди, а в сезон раби (октябрь-апрель) используется искусственное орошение.

Животноводство играет важную роль в сельском хозяйстве Индии. По количеству поголовья крупного рогатого скота (221,9 млн т) Индия занимает первое место в мире, однако по потреблению мяса - одно из последних в мире, что объясняется религиозными воззрениями индийцев - в индуизме корова является священным животным. Насчитывается 58,8 млн овец, 18 млн свиней, 9 млн верблюдов.

Индия занимает второе место в мире по объему производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство и сектора, с которыми оно связано, такие как лесоводство и рыболовство, составили 15,7% ВВП в 2009–10 фин. г., использовали 52,1% всей рабочей силы, и несмотря на устойчивое снижение доли в ВВП, все еще являются самым большим сектором экономики и существенной составляющей социально-экономического развития Индии. Урожаи всех зерновых культур выросли с 1950 года, из-за особого внимания к сельскому хозяйству в пятилетних планах и устойчивого совершенствования технологий, применения современных сельскохозяйственных методов и предоставления сельскохозяйственного кредита и субсидий. Однако, сравнения с другими странами мира показывают, что средний урожай в Индии - составляет только 30%-50% самого высокого среднего урожая среди стран мира. Индийские штаты Уттар-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Мадья-Прадеш, Андхра-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия и Махараштра - ключевые сельскохозяйственные регионы Индии.

В Индии орошается 546 820 квадратных километров земельной площади, или приблизительно 39% всех пахотных земель. Внутренние водные ресурсы Индии включая реки, каналы, водоемы и озера и морские ресурсы, включающие восточные и западные побережья Индийского океана и другие заливы, предоставляют занятость почти шести миллионам человек в рыбной отрасли. В 2008 году у Индии была третья по величине рыбная промышленность в мире.

Индия - крупнейший производитель в мире молока, джута и пульса, и также имеет вторую по величине популяцию крупного рогатого скота в мире - 175 миллионов животных в 2008 году. Индия - второй по величине производитель риса, пшеницы, сахарного тростника, хлопка и арахисов, так же как и второй по величине в мире производитель фруктов и овощей (10,9% и 8,6% мирового фруктового и овощного производства соответственно). Индия - также второй по величине производитель и крупнейший потребитель шелка в мире (77 миллионов тонн в 2005 году).

Промышленность Индии

После десятилетия реформ производственный сектор готовится удовлетворять потребности нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании к 1994 году достигли рекордного уровня, и множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индиис целью использования преимущества улучшенного финансового климата. С целью дальнейшего роста промышленного производственного сектора были разрешены прямые иностранные инвестиции по автоматическиому маршруту почти во всех отраслях промышленности с некоторыми ограничениями. Структурные реформы были предприняты в режиме акциза с целью введения единой ставки и упрощаения процедур и правил. Индийским филиалам транснациональных корпораций разрешили платить лицензионный платеж родительской компании для регистрации международных торговых марок, и т.д.

Темпы роста промышленного производства в Индии, % к предыдущему году

Компании в производственном секторе объединились в области их основной компетентности, налаживая связи с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, экспертизы менеджмента и доступа к иностранным рынкам. Выгодно низкие затраты, связанные с производством в Индии, зарекомендовали Индию как привлекательный сектор для производства и источник для мировых рынков.

Вступление Индии на путь индустриализации повысило роль её топливных и сырьевых ресурсов. Запасы полезных ископаемых значительны. Добывается железная руда (73,5 млн т), каменный уголь, нефть. Индия не обеспечивает полностью потребности в нефти и вынуждена импортировать её. Потребление нефти составляет около 100 млн т в год.

Главными центрами обрабатывающей промышленности Индии являются города Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас. По развитию атомной промышленности Индия является лидером в развивающемся мире. Главной отраслью лёгкой промышленности является текстильная промышленность, которая работает на отечественном сырье. Для металлургии используется собственная железная руда. Развиты такие отрасли, как автомобильная промышленность, сборка велосипедов, производство телевизоров и радиоприемников, бумаги, удобрений и цемента. Главными экспортными промышленными товарами являются транспортное оборудование, одежда и лекарства.

По состоянию на 2010 год на долю промышленности индии приходилось 28% ВВП, в промышленности было задействовано 14% трудоспособного населения. В абсолютных цифрах, Индия является 12-ой в мире по объему промышленного производства. Индийский промышленный сектор подвергся существенным изменениям в результате экономических реформ 1991 года, которые сняли ограничения импорта, ввели иностранную конкуренцию, привели к приватизации определенных отраслей промышленности государственного сектора, улучшенную инфраструктуру и привели к увеличению производства товаров народного потребления. После реформ, индийский частный сектор столкнулся с увеличением внутренней и иностранной конкуренции, включая угрозу более дешевого китайского импорта. Это заставило производителей снижать затраты, обновлять управление, полагаться на дешевую рабочую силу и новые технологии. Однако, это стало препятсивем к созданию новых рабочих мест даже в малом бизнесе, где ранее полагались на относительно трудоемкие процессы.

Текстильное производство - второй по величине источник занятости в Индии после сельского хозяйства - составляет 20% всего объема продукции обрабатывающей промышленности и предоставляет рабочие места более чем 20 миллионам человек. Согласно заявлениям правительства, преобразование текстильной промышленности от деградации до быстро развивающейся отрасли стало самым большим достижением центральных властей. После освобождения промышленности в 2004–2005 гг. от многих обременений, прежде всего финансовых, правительство дало зеленый свет потоку инвестиций – как внутренних, так и внешних. В период с 2004 по 2008 год общий объем инвестиций составил 27 миллиардов долларов. К 2012 году, как были убеждены в правительстве, этот показатель должен был достичь 38 миллиардов; инвестиции в 2012 году должны были создать дополнительно более чем 17 миллионов рабочих мест.

Однако спрос на индийский текстиль на мировых рынках в 2008 году стал падать. Согласно данным Министерства торговли и промышленности, только в течение 2008–2009 финансового года (который заканчивается 31 марта) текстильная и швейная промышленность вынуждены были сократить приблизительно 800 тысяч новых рабочих мест – почти половина от уровня в 2 миллиона рабочих мест, который должен сокращен в экспортно-ориентированных секторах индийской экономики, чтобы смягчить воздействие мирового кризиса.

Финансовый Сектор Индии

Обширный финансовый и банковский сектор способствует быстрому росту экономики Индии. Индия может гордиться широкой и хорошо развитой банковской сетью. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании, предприятия рискового капитала и пр. К тому же, страна имеет развитый фондовый рынок. Индийские фондовые рынки быстро трансформируются в сторону мирового рынка, который является современным в отношении инфраструктуры в соответствии с мировой практикой, типа производной торговли на фьючерсах, особые условия торгов для екоторых акций, торги через интернет и т.д.

Премьер-министр Индира Ганди национализировала 14 банков в 1969 году и еще 6 банков в 1980 году. Обязательным для банков стало направлять 40% кредитов приоритетным секторам экономики, таким как сельское хозяйство, мелкая промышленность, предприятия розничной торговли, предприятия малого бизнеса и т.д., а также гарантировать выполнение своих социальных обязательств и целей связанных с развитием экономики. С тех пор число филиалов банков увеличилось от 8260 в 1969 году до 72170 в 2007 году, и количество населения, приходящееся на одно отделение, за этот же период уменьшилось с 63800 до 15000 человек. Объем вкладов населения в банках увеличился с 1,2 млрд. долл. в 1970–71 гг. до 776,91 млрд. долл. в 2008–09 гг. Несмотря на увеличение сельских отделений с 1860 или 22% общего количества отделений в 1969 году до 30590 или 42% в 2007 году, только 32270 из 500000 деревень имели собственное отделение банка.

Более чем половина личных сбережений граждан инвестированы в физические активы, такие как земля, здания, рогатый скот, и золото. На долю банков государственного сектора приходится более чем 75% общей стоимости банковского имущества в стране, а на долю частных и иностранных банков - 18,2% и 6,5% соответственно. В период либерализации экономики правительство провело существенные банковские реформы. В то время как некоторые из них касаются национализированных банков, слияния компаний, уменьшения вмешательства государствав банковскую деятельности и увеличения доходности и конкурентоспособности, другие реформы послужили открытию частных и иностранных банков и страховых компаний.

Сектор Услуг Индии

Главный толчок к промышленному росту исходил из сектора услуг. Услуги составляют 55% от валового национального продукта. Быстрота, качество и сложность типа выставляемых на продажу услуг повышаются и стремятся соответствовать международным стандартам. Финансовые услуги, программными услугами или бухгалтeрские услуги, этот сектор высоко профессионален и является главным стимулом к экономическому развитию. Интересно, этот сектор заполнен участниками, каждый из которых занимает определенную нишу на рынке.

Индия быстро становится главной силой в секторе информационных технологий. Согласно Национальной Ассоциации Программных и Сервисных Компаний (NASSCOM), более чем 185 компаний Fortune 500 компаний пользуются индийскими программными услугами. Этот потенциал все более и более выявляется всемирными программными гигантами типа Microsoft, Hughes, и Computer Associates, которые сделали существенные вложения в Индии. Ряд транснациональных корпораций пользуются относительным преимуществом стоимости и высоко квалифицированным персоналом, доступными в Индии, и открыли центры услуг и центры обработки заказов в Индии с целью удовлетворения потребностей своих клиентов во всем мире.

Развитие инфраструктуры

Развитие инфраструктуры в Индии традиционно было заботой государственного сектора. После осознания потребности в быстром росте и усовершенствовании качества основных средств инфраструктуры, частное и иностранное участие было поощрено через пакет привлекательных стимулов и льгот. Индия сегодня раполагает большой инфраструктурой в виде развитой гражданской авиации, железных дорог, дорожной сети, отгрузки, передачи данных, выработки и распределения энергии. Индия имеет одну из самых больших дорожных сетей в мире. Страна делает большие успехи в области космических технологий и ракетостроения. Первый пробный запуск спутника Satellite Launch Vehicle, GSLV-D1 был успешно выполнен 18 апреля, 2001 Центром SHAR, Sriharikota. Правительство постепенно сняла с него роль единственного проводника средств инфраструктуры. Это выражается в прогрессивном инкорпорировании системных служб государственного сектора в области телекоммуникаций и портов, прекращении регулирования внутреннего обслуживания длинного расстояния, предложенное извлечение государственных инвестиций в авиакомпании (Air India и Индийские Авиалинии) и предложение по аренде аэропортов в Хайдарабаде, Ахмедабаде, Гоа, Кочи и Амритсаре. Следуя политике частного участия в дорожном секторе, Министерство Дорожного Транспорта представило 20 проектов общей стоимостью 10 млрд рупий. Из этих 20 проектов, 6 - по строительству окружных дорог, а остальные 14 - по строительству мостов и туннелей.

Внешняя торговля Индии

В последние годы объем внешней торговли Индии резко возрос, а его доля в ВВП страны увеличилась с 16% в 1990–91 гг. до 43% в 2005–06 гг. Главные торговые партнеры Индии - Европейский союз, Китай, Соединенные Штаты и Объединенные Арабские Эмираты. В 2006–07 гг. экспорт Индии включал в себя технические товары, нефтепродукты, химикаты и фармацевтические препараты, драгоценные камни и драгоценности, текстиль и предметы одежды, сельскохозяйственную продукцию, железную руду и другие полезные ископаемые. Импорт включал в себя сырую нефть и нефтепродукты, автомобили, электронные товары, золото и серебро. В 2010 году объем экспорта составил 225,4 млрд. долл., а объем импорта - 359,0 млрд. долл. Торговый дефицит в течение того же года составил 133,6 млрд. долл.

Внешний долг и государственный долг Индии

Отношение внешнего долга к ВВП снизилось от 38,7% в 1992 году до 14,6% в 2010 году. Государственный долг Индии в 2010 году составил 71,84% ВВП или 1171 млрд. долл.

Прогноз развития индийской экономики

В 2007 году ВВП Индии превысил отметку 1 трлн долл., благодаря чему страна вошла в клуб государств-триллионеров, став его двенадцатым участником. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном швейцарским банком Credit Suisse. Преодолению барьера способствовало укрепление национальной валюты Индии, рупии, по отношению к доллару.

Темпы роста индийской экономики в 2011/2012 финансовом году, который начинается 1 апреля 2011 года, могут составить 9,25%. Однако правительству страны необходимо принять меры для снижения уровня инфляции в стране, - заявил министр финансов Индии Пранаб Мухари. "Ожидают, что в следующем году экономика вернется на докризисный уровень, - отмечено в экономическом обзоре, подготовленном советниками министра. - Преобладают опасения относительно инфляции". Индии необходимо сократить дефицит бюджета наряду с повышением базовых ставок для сдерживания инфляции, которая в этом финансовом году была "неудобно высокой", полагает Мухари, сообщает "Интерфакс".

"Мы видим признаки того, что экономический рост останется по-прежнему мощным, а бюджетная политика будет направлена на сокращение дефицита и сдерживание инфляции", - отметил ведущий экономист компании Religare Capital Markets Ltd. Джей Шанкар.

Структура промышленности Индии

По структуре и уровню развития экономики Индия относится к аграрно-индустриальным странам. Более $60\%$ экономически активного населения страны занято в сельском хозяйстве, а $20\%$ - в промышленности и кустарном производстве.

Индийская промышленность производит примерно $1,5\%$ мировой промышленной продукции. Но структура промышленного комплекса еще недостаточно совершенна. Она находится в стадии формирования.

В промышленности Индии преобладают добывающие отрасли. Современные отрасли обрабатывающей промышленности развиваются быстрыми темпами.

Рассмотрим отраслевую и территориальную структуру промышленности Индии детальнее.

Топливно-энергетический комплекс

Основу топливной промышленности Индии составляет каменноугольная промышленность. Месторождения угля сосредоточены на востоке страны. Нефть и газ добывают на западе страны , в районе Мумбайи (Бомбея). Нефтеперерабатывающие предприятия размещены в Дели и в морских портах:

  • Калькутта,
  • Мумбайи,
  • Ченай (ориентированы на привозную нефть ).

Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции , которые дают $72\%$ электроэнергии. Значительное количество энергии в стране получают за счет сжигания древесины, соломы, отходов от переработки сахарного тростника.

На горных реках Гималаев и порожистых водотоках плоскогорья Декан построены гидроэлектростанции , производящие $26\%$ электроэнергии. Растет доля и атомной энергетики .

Металлургия

Металлургическими центрами являются:

  • Бокаро,
  • Дургапуре,
  • Бхилаи,
  • Джамшедпур.

Основной отраслью цветной металлургии является алюминиевая (Хиракуд, Риханд), которая работает на собственных бокситах с использованием местной электроэнергии. Плавятся также медь, свинец, цинк. Развивается золотоперерабатывающая промышленность. Для нужд машиностроения Индия довозит от $20$ до $60\%$ различных цветных металлов.

Химическая промышленность

Индия относится к странам со средним уровнем развития химической промышленности. Химическая промышленность занимает важное место в хозяйстве страны. Преобладает производство аминокислот, удобрений, искусственного и синтетического волокна, лаков и красок. Основные центры отрасли расположены в штатах:

  • Гуджарат,
  • Махараштра,
  • Тамилнад,
  • Пенджаб,
  • Бихар.

Химия полимеров на основе нефтепереработки развивается в Мумбайи.

Машиностроение

Машиностроение характеризуется развитием транспортной отрасли. Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизели - в Мумбаи, Колкатпи, железнодорожные вагоны, самолеты - в Ченнаи (Мадрасе), Бангалоре, морские и речные суда - в Мумбаи, Вишакхапатнами. В последнее время развивается тяжелое машиностроение в городах Дургапур и Ранчи.

Наряду со старыми отраслями тяжелого металлоемкого машиностроения развиваются трудоемкие и наукоемкие отрасли, использующие местную дешевую рабочую силу. Эти приятия, где собирают мотоциклы, велосипеды, станки, бытовую технику, разрабатывают компьютерные программы, развиваются в крупных городах:

  • Мумбаи,
  • Чена,
  • Калькутте,
  • Бангалоре.

Легкая промышленность

Легкая промышленность охватывает хлопчатобумажную, кожевенно-обувную отрасли. Индия производит самое большое в мире количество хлопчатобумажных тканей на $750$ фабриках, расположенных преимущественно в штатах Махараштра и Гуджарат. Продукция джутовых фабрик, сосредоточеных в Колкате, составляет большую долю в экспорте страны.

Пищевая промышленость

Пищевая промышленность характеризуется производством масла и растительного жира из арахиса, кунжута, клещевины, горчицы, льна, кокосовых орехов, а также тростникового сахара и чая.

Другие отрасли

Важную роль в хозяйстве Индии играет кустарное производство. Оно дает почти половину дешевой промышленной продукции, удовлетворяющей потребности внутреннего рынка и на экспорт. Это художественные ремесла, различные промыслы. К ним относятся ковроткачество, ювелирное дело, ткачество, резьба по слоновой кости, художественная работа по металлу. Маслобойни, кузницы, столярные, дубильные, гончарные, мыловаренные, швейные, мебельные предприятия есть в каждом населенном пункте. Они удовлетворяют повседневные потребности населения, служат ждя привлечения туристов.

Пример 1

Индия - единственная в мире государство, в котором производят мелкие бриллианты.

Мумбай является крупным центром киноиндустрии. Там расположены крупнейшие кинофабрики Индии, которые в народе называют «Болливуд» . Популярные киноактеры приравниваются индийцами к национальным героям.

Несмотря на ускоренное развитие индустрии, Индии в мировом промышленном производстве остается незначительной - 1,3%. В то же время если вспомнить, что на все развивающиеся страны, которых насчитывается более сотни, приходилось в середине 70-х годов 8,7% мировой продукции обрабатывающей промышленности, то Индия предстает как одна из крупнейших индустриальных держав среди развивающихся стран. Промышленность страны включает разнообразнейшие формы производства - от современных мощных фабрично-заводских предприятий государственного сектора индийского и иностранного монополистического капитала до промыслов и ремесел, составляющих наследственную профессию каст миллионов кустарей и ремесленников.

Между этими полюсами существует множество переходных форм мелкотоварного производства, начального капиталистического предпринимательства, мелкой средней капиталистической промышленности.

Известно, что опережающее развитие энергетики - необходимая создания тяжелой индустрии, повышения производительности труда во всех сферах производства, модернизации отсталых секторов хозяйства. В общем энергетическом балансе Индии продолжают преобладать непромышленные виды энергии; бытовое потребление топлива (в основном для приготовления пищи) почти целиком обеспечивается дровами, кизяком, сельскохозяйственными отходами. В стране прилагаются большие усилия, чтобы увеличить добычу угля, ресурсами которого она обеспечена лучше по сравнению с другими энергетическими источниками. За годы независимости угледобыча почти утроилась, превысив 100 млн. т в начале 80-х годов. Существенное воздействие на размещение и функционирование хозяйства оказывает угольной промышленности на северо-востоке полуостровной части страны: и разрезы, сосредоточенные на протяжении 300 км по долине р. , дают свыше 2/3 всего добываемого угля, в том числе весь коксующийся. Это вызывает длительные и дорогостоящие перевозки. составляет % всех грузов, перевозимых железными дорогами. Освоение угольных месторождений, расположенных вне Дамодарского бассейна, - одна из официально поставленных в Индии задач.

Небольшие современные механизированные предприятия образуют наиболее быстро развивающийся сектор мелкой промышленности. Потенциально они обладают возможностями специализироваться на производстве узлов и деталей для фабричных предприятий. Однако пока «японский» кооперации мелкой и крупной промышленности не получил широкого распространения в Индии.

Индия - одна из крупнейших железнодорожных держав : к концу 70-х годов протяженность ее железных дорог достигла почти 62 тыс. км, из них половина имеет узкую колею метровой ширины.

Первые железные дороги были проложены в начале 1850-х годов как классические «линии проникновения» от главных портов в глубь страны. После подавления Великого народного восстания 1857-1859 гг. строительство железных дорог стало главным орудием стратегического и экономического упрочения британского господства в Индии. Основные железные дороги, соединив порты между собой и с внутренними территориями, оставили связь глубинных районов друг с другом крайне слабой. Созданная к началу XX в. железнодорожная сеть позволила выкачивать сырье из глубинных районов, содействуя росту Калькутты, Бомбея, Мадраса и стимулируя в них возникновение фабричной промышленности. В то время как главные порты были связаны между собой ширококолейными путями, обширные внутренние территории (прежде всего княжества , территории Катхиявара и Раджастхана), а также -ское левобережье, получили лишь метровой колеи. Унаследовав большую по протяженности железнодорожную сеть, независимая Индия была поставлена перед задачей усиления межрайонных связей и изменения сети в интересах национального развития.

При большой протяженности железнодорожной сети основные перевозки грузов и пассажиров сосредоточены на нескольких магистральных направлениях ширококолейных дорог, связывающих Калькутту, Дели и Мадрас. Основная грузов, перевозимых по железным дорогам, - уголь, железная руда и другая продукция горнодобывающей промышленности, которые в сумме образуют около половины общего грузопотока. Среди готовых промышленных изделий в наибольших количествах перевозятся и продукция черной металлургии, а также . Важную роль играют перевозки зерновых. Железные дороги выполняют основную транспортную работу: на них приходится 3/4 грузовых и половина пассажирских перевозок.

За годы независимости протяженность автогужевых дорог почти утроилась , достигнув к концу 70-х годов 1 200 тыс. км. Однако лишь 480 тыс. км составляют дороги с твердым покрытием - «пакка», так называют в Индии дороги, проходимые круглый год. Крупнейшие города страны соединены между собой национальными автострадами, асфальтированными, обсаженными тенистыми деревьями. Но их общая протяженность составляет лишь 29 тыс. км. Национальные автострады расширяются и реконструируются. Индийский участок сооружаемой трансазиатской магистрали - проходит по направлению - Дели - Агра - - - Калькутта, что еще более усиливает значение этой главной североиндийской автострады.

Однако 3/4 дорог Индии - это грунтовые «качча», которые становятся в сезоны дождей труднопроходимыми. Тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира. Почти % сельских дорог считается непригодной для движения моторизованного транспорта. Упряжка волов или буйволов - основное средство передвижения крестьян, для доставки товаров на ближайший местный рынок «манди» - в среднем на расстояние 15-20 км. Гужом перевозится 200 млн. т грузов в год - столько же, сколько железными дорогами страны. Замена крестьянских упряжек моторизованными видами транспорта - длительный процесс, связанный с улучшением сельских дорог, повышением стоимостной ценности сельскохозяйственной продукции, удешевлением средств доставки и т. д.

Не менее роль автотранспорта в грузовых и особенно пассажирских перевозках быстро возрастает. В конце 1970-х годов автобусы перевозили 10 млрд. пассажиров в (железные дороги - 2,4 млрд.). Доля автотранспорта в грузовых перевозках повысилась с 1950 до 1980 г. втрое. К сожалению, развитие автомобильных перевозок затруднено тем, что они находятся в ведении правительств отдельных штатов и для переезда автомашин из одного штата в другой необходимо получение специальных разрешений. Посты, инспекции, налогообложение, существующие на всех дорогах при переезде из одного штата в другой, замедляют и удорожают грузовые автомобильные перевозки.

Индия - морская . осуществляет большую часть внешнеторговых грузоперевозок страны. Почти 90% морского грузооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них - Бомбей, через который в конце 70-х годов проходило 17-18 млн. т. , длительное время главенствовавшая в колониальный , находится в трудном положении. , в которой находится город-порт, быстро мелеет. Сооружение глубоководного аванпорта Халдии должно облегчить сложившееся . Крупнейшие порты Южной Индии - , Коччи. Наиболее быстро растут порты, специализирующиеся на вывозе железной руды, которая в годы независимости стала одним из главных экспортируемых Индией товаров. Благодаря этому порт Мармаган () выдвинулся по грузообороту на второе место в стране, был создан новый специализированный Парадип, быстро расширился Вишакхапатнама. порт Кандла, созданный в экономически пока слаборазвитой части Гуджарата, растет медленно.

Существенный прогресс за годы независимости достигнут в развитии авиатранспорта как на международных, так и на внутренних линиях. На комфортабельном самолете за пару часов можно перебраться из одного конца страны в другой. Начали появляться в промышленных районах специализированные виды транспорта: трубопроводы, канатные дороги. Внешние экономические связи. Индии в годы независимости динамично развивается, при этом не просто расширяется ее объем, но изменяется структура товарооборота и география внешних связей страны. Объем импорта почти постоянно превышает экспорт. Это связано с резким увеличением стоимости импортируемых нефти и нефтепродуктов, поглощающих свыше У4 средств, расходуемых на импорт. Второе место во ввозе занимают машины и оборудование, далее следуют черные и цветные . Среди капиталистических торговых партнеров Индии в импорте преобладают , в экспорте - . Великобритания, господствовавшая во внешней торговле страны в колониальный период, ныне отодвинулась на третье место. Значителен объем внешнеторговых операций Индии с . Расширяются торговые связи с развивающимися странами, особенно Азии и бассейна Тихого океана. Страны Ближнего и Среднего Востока - основные поставщики нефти, превосходящие другие государства по стоимости импорта и объему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Индии.

Важную роль в индустриализации, достижении хозяйственной самостоятельности и укреплении государственного сектора играет экономическое сотрудничество Индии с социалистическими странами, и в первую очередь с . Экономические связи между нашими странами развиваются на основе межправитель-ственньгх соглашений экономическом и техническом сотрудничестве. В результате успешной реализации этих соглашений в Индии с помощью СССР сооружены и введены в эксплуатацию 50 промышленных и других объектов в отраслях государственного сектора. Среди них такие мощные новостройки, Kajc введенные в и расширяющиеся металлургические комбинаты в и Бокаро, угольные шахты, железорудные разработки, нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, заводы тяжелого машиностроения в Ранни, горношахтного оборудования в Дур-гапуре, тяжелого электрооборудования в Хардваре, завод приборостроения в , предприятия медицинской промышленности в Ришикеше, Хайдарабаде и Мадрасе. В 1979 г. было подписано соглашение об оказании технического содействия СССР в строительстве нового металлургического завода близ Вишакхапат-нам.

Построенные в Индии при экономическом и техническом содействии других стран предприятия выплавляют 33% всей стали, добывают 16% железной руды и 60% нефти, производят 20% электроэнергии, практически все металлургическое оборудование и значительную часть горнодобывающего оборудования.

Большую роль играет помощь Советского Союза Индийской Республике в подготовке технических и научных кадров. Символом научно-технического сотрудничества наших стран стал запуск в 1975 и 1979 гг. советскими ракетами-носителями первых индийских научных спутников Земли - «Ариабата» и «Бха-скара».

В марте 1979 г. была подписана Долгосрочная программа экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР и Индией. программа рассчитана на 10-15 лет и предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества в строительстве в Индии промышленных и других объектов, включая сотрудничество на компенсационной основе в различных отраслях тяжелой и легкой промышленности. В декабре 1980 г. во время официального дружественного визита Генерального секретаря и Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева в Индию были подписаны Совместная советско-индийская , соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве и торговое соглашение на 1981-1985 гг.

Одним из элементов внешних экономических связей является международный , приносящий стране определенную часть дохода в иностранной валюте. Число иностранных туристов за последние полтора десятилетия быстро растет. В 1960 г. Индию посетило 120 тыс. туристов, а в 1979 г. - около 800 тыс. Из них больше половины прибыли из стран Западной Европы и Северной Америки.

Внутренний Валовый Продукт (ВВП) Индии по текущим ценам: 692 млрд. $ США (FY 2004-2005гг.). Средний рост Внутренного Валового Продукта: 7.5 % (FY 2004-2005гг.). Размер инфляции по оценкам ВПИ: 4.5 % (декабрь 2005 г.). Курс обмена: 44.20 рупии за 1 $ США (приблизительно) (январь 2006 г.) Валютный резерв: 143 млрд.$ США (декабрь 2005 г.).

Экспорт: 79.2. млрд. $ США (FY 2004-2005гг.); апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 66.43 млрд.$ США). Основной экспорт: Традиционный экспорт включает в себя хлопковую пряжу, текстильные изделия, одежды, кожевенные товары, драгоценные камни и ювелирные изделия, а также сельскохозяйственные продукты. Однако, орехи кешью, транспортное оборудование, програмное обеспечение, электроника и металлоизделия составляют наиболее быстро растущие статьи экспорта. Основные рынки экспорта: США, Канада, Соединенное Королевство, Германия, Япония и Бельгия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Чили, Аргентина, Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Шри Ланка в Азиатском регионе.

Импорт: 107.9 млрд.$ США (2004-2005гг.) апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 96.26 млрд.$ США). Основной импорт: Средства производства, бензин, нефть и смазочные материалы, драгоценные и полудрагоценные камни, химикаты, пищевое растительное масло и удобрения (для более детального ознокомления, посетите www.nic.in/commin). Основные рынки импорта: США, Соединенное Королевство, Япония, Германия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Бразилия, Чили в Латинской Америке, Египет, Гана, Южно - Африканская Республика в Африке, Китай, Гонконг, Малайзия и Таиланд в Азиатском регионе.

Внешний долг Индии: Отношение внешнего долга к ВВП снизилось от 38.7 % в конце марта 1992 г. до 21.9 % к концу марта 2000. Коэффициент обслуживания внешнего долга, который составлял 35.3 % в 1990-91, постоянно снижался и к 2000 году составил 20%. Кроме того, Индия пользуется преимуществом коэффициента выплаты по внешнему долгу в 4%, самым низким среди других стран должников.

Индия вошла в новое тысячелетие с сильными и прочными финансовыми перспективами. Надежность индийской экономики очевидна благодаря стабильности в азиатском рынке. На внешнем фронте экспорт повысился благодаря либерализации торговли, понижению тарифов и большей открытости зарубежным инвестициям в таких секторах интенсивного экспорта, как информационные технологии. Прямые зарубежные инвестиции составили 5.3 млрд. $ США, а 2005 году. Зарубежные непрямые инвестиции (FII) cоставили 10 млрд..$ США Валютный резерв в декабре 2005 года составляет 143 млрд.$ США.

Статистические показатели Индии
(по состоянию на 2012 год)

Десятилетние реформы являются успешными в очевидном высоком росте внутреннего валового продукта, значительном валютном резерве, умеренной инфляции и растущем экспорте.

Основные отрасли экономики Индии

Производственный сектор. После десятилетия реформ, производственный сектор растёт, принимая вызов нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании достигли рекордного уровня к 1994 году, когда многие международные компании решили открыть свои магазины, пользуясь улучшением финансового климата. Для дальнейшего развития промышленного производственного сектора, Зарубежным Прямым Инвестициям (FDI), почти для всех промышленных компаний было разрешено с определенными ограничениями пройти по автоматическому маршруту. Структурные реформы были предприняты в режиме акцизного сбора, с целью введения единого тарифа и упрощения правил и процедур. Индийским филиалам международных многонациональных компаний было разрешено заплатить учредителям за лицензию международных марок, и т.п. Компании в производственном секторе сгруппировались вокруг своей зоны компетентности, связавшись с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, опыта по менеджменту и доступа к иностранным рынкам. Прибыли от производства сделали Индию предпочтительной страной для производства и источником мировых рынков.

Нефть и природный газ. Индия является восьмым по величине потребителем нефти в мире и владеет 3.12 млн.кв.км. земель осадочных бассейнов. Спрос на сырую нефть возрастет вдвое, от 91 млн. метрических тонн в 2003-04 до 190 млн. метрических тонн в год к 2011 - 2012 гг. Внутреннее производство, однако, составляет только 34 млн. тонн. Мощность переработки сырой нефти близка к 170 млн. метрических тонн в год. Общая протяжённость газовых и нефтяных трубопроводов в Индии составляет около 9,000 км. Потребности в газе в Индии составляют 65 млрд.куб.м при собственном производстве только 23 млрд.куб.м. Однако, открытие огромных газовых запасов в бассейне Кришна-Годавари в прошлом году имеет огромное значение. В последнее время Индия делает всё от неё зависящее, чтобы сберечь свои энергетические запасы. Чтобы удовлетворить необходимые потребности в следующие 10 - 15 лет, понадобятся инвестиции в размере 100 - 150 млрд.$ США. ONGC, Правительственное предприятие инвестирует почти 5 млрд.долларов США в год для разведки/производства нефти в России, Австралии, Египте, Катаре, Иране,Кубе, Сирии, Судане, Берега Слоновой Кости, Мьянмара и Вьетнама.

Лекарства и медикаменты. По объему Индия является пятым фармацевтическим рынком в мире. Фармацевтический рынок Индии оценивается в 7 млрд. долларов США за 2005 финансовый год. Ожидается, что он возрастёт до 12 млрд. долларов США к 2008 г. Цель фармацевтической политики Правительства Индии состоит в том, чтобы обеспечить необходимыми и жизненно важными медикаментами высокого качества по умеренным ценам и укрепить местную основу производства. В 2004-05 финансовом году Индия экспортировала основные лекарства на более, чем 2.5.млрд. долларов США. Некоторые индийские компании имеют свои представительства в 60 странах, включая США, Европу и Китай.

Информационная Технология и Электроника. Сектор программного обеспечения продолжает вносить вклад в основную часть дохода информационных технологий Индии. Сеть базовых пользователей в Индии в настоящее время составляет 40 миллионов и ожидается, что эта цифра достигнет 100 млн. к 2007 г. В 2005 г. экспорт информационных технологий составил 23 млрд. долларов США. Ожидается доход от этого сектора равный 60 млрд. долларов США к 2010. Индустрия информационных технологий насчитывает свыше 150 основных производителей оснащения, к которым присоединяются свыше 800 дополнительных единиц, занимающихся сборкой и производством оборудования.

Автопромышленность. Отличный менеджмент, высокая производительность и опыт привели в Индию увеличивающееся число мировых производителей автомобилей. Судзуки и Хундай создали в Индии центр экспорта своих всемирно известных автомобилей. Собственность Индии Тата Моторс экспортирует Сити Ровер автомобили в Ровер (Соединённое Королевство). Дженерал Моторс, Форд, Даймлер Крайслер, Фиат, Тойота, а недавно и БМВ учредили свои заводы по производству автомобилей и комплектующих в Индии. Свыше миллиона автомобилей были произведены в 2005 г. Экспорт комплектующих составляет примерно 3 млрд. долларов США в год.

Туризм. Туризм это 3-я по величине сеть, которая приносит валюту Индии и, в настоящее время, туристическая отрасль дает 6% к Внутреннему Валовому Продукту. Путешествия и туризм в Индии составляют 32 млрд. долларов США, а валютный доход от туризма в 2005 г. составил 4.8 млрд. долларов США. Туризм очень приоритетная отрасль в Индии и все усилия направлены на его быстрое развитие. В секторе отелей и туризма можно получить автоматическое одобрение для иностранной инвестиции до 100%.

Переработка Пищевых Продуктов. Индия является одним из ведущих производителей пищевых продуктов в мире. Переработка пищевых продуктов в Индии составляет 70 млрд. $ США, включая продуктов с наценкой 22 млрд. $ США. Экспорт пищевых продуктов составляет около 120 млрд. рупии в год и является 18 % общего экспорта. Обьем полуфабрикатов и готовых пищевых продуктов составляет более 1 млрд. $ США с ростом более чем на 20 %. Правительство Индии предприняло некоторые ключевые инициативы в поддержку иностранных инвестиций в этом секторе.

Телекоммуникация. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым услугам и интернету. Инвестиционная потребность этого сектора около 37 млрд. $ США к 2005 году и около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены основной независимый орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган улаживания разногласий (Апелляционный Суд Улаживания Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Драгоценные камни и ювелирные изделия. Драгоценные камни и ювелирная промышленность Индии являются важным вкладом во внутренний валовой продукт. За 2004-05 г. экспорт перевалил за 13 млрд.$ США. Индия во всём мире известна, как страна, где обрабатывают и полируют бриллианты и более 80% драгоценных камней обрабатываются в Индии. Энергетика. Энергетический сектор Индии состоит из гидро, термального, ядерного и ветрового источников, генерировавших 105,656 мегаватт в 2002 г. и, предполагается, что к 2012 эта цифра достигнет 212,000 мегаватт. В настоящее время электромощность составляет 131,000 мегаватт. Это ведет к массивным инвестициям в 200 млрд. $ США для пополнения энергетической емкости, передачи и системы распределения. Правительственная политика энергетического сектора старается привлечь значительные инвестиции частного сектора. Частному сектору разрешено организовать термальные проекты жидких основ, газа, угля, и проекты по воде, ветру и солнцу любого объема. Для Прямых Иностранных Инвестиций в этих проектах нет ограничений, связанных с накоплением, передачей и распределением электричества.

Текстиль. Текстильная промышленность занимает важное место в экономике Индии и вносит значительный вклад в занятость населения и экспортные приобретения. Индия является вторым в мире производителем шёлка, важным производителем джута и одной из самых больших производительных баз хлопка. Индия является также большим экспортёром хлопковой пряжи, что составляет 25% от мировой доли. Экспорт текстиля составляет почти 14 миллиардов долларов США.

Телекоммуникации. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым и интернет услугам. Общее число телефонных линий составляет 116 миллионов, из которых 68 миллионов являются мобильными. Ожидается, что оборот телефонной связи увеличится с 8.6 млрд. долларов США в 2003 г. до 13 млрд. долларов США к 2007 г. Инвестиционная потребность этого сектора около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены независимый основной орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган урегулирования разногласий (Апелляционный Суд Урегулирования Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Сельское хозяйство Индии. Сельскохозяйственный сектор, который долгое время являлся опорой экономики Индии, сейчас составляет только около 22% ВВП и более 50% населения Индии работают в этом секторе. Несколько лет после обретения независимости Индия зависела от помощи других стран из - за нехватки пищевых продуктов, но за последние 40 лет производство пищевых продуктов устойчиво растет, в основном, благодаря расширению оросительных земель и широкому использованию высококачественных, урожайных семян, удобрений и пестицидов. Индия имеет огромный запас зерновых культур (около 19 млн. тонн), а также является экспортером зерновых культур. Доходная часть, особенно чай и кофе, являются главным экспортом. Индия является самым большим производителем чая в мире, ежегодное производство около 470 млн. тонн, 200 млн. тонн которого экспортируется. Индия также содержит около 30 % мирового рынка специй, с экспортом около 120, 000 тонн в год.

Рост ВВП для сельского хозяйства и связанной с ним экономической деятельности в 2000-01 гг. значительно сократился и упал до 0.9%. С целью к укреплению сектора, формированию инфраструктуры для обработки, транспортировки и хранения зерна и продовольствия был предоставлен статус инфраструктуры, что предполагает освобождение от налогов. К тому же, производители продовольствия и овощей освобожденны от режима акциза.

Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.

Леса обеспечивают внутренние потребности в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.

Индия является одной из ведущих стран, занимающихся переработкой пищевых продуктов. Переработка продуктов питания в индустрии Индии составляет 70 млрд. $ США, включая 22 млрд. $ США -добавочных продуктов. Экспорт пищевых и переработанных пищевых продуктов во время 2004-05 составляло 8.0 млрд. $ США. Сектор переработки пищевых продуктов был объявлен приоритетным и инвестиции в размере 28 млрд. $ США необходимы для удовлетворения возрастающего спроса в переработанных продуктах, вызванного быстрой урбанизацией и уровнем доходов. Эта промышленность является привлекательным конечным пунктом назначения для Зарубежных Прямых Инвестиций (FDI).

Финансовый сектор Индии. Обширный финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Более того, Индия имеет хороший сырьевой рынок, включающий в себя 23 биржи, более 9,000 компаний. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной практики. В дополнение, 26% зарубежных акций без фиксированного дивиденда было разрешено ввести в страховой сектор. В соответствии со списком бирж, перечисленных в Национальной Бирже, общий рынок капитализации на 31 января 2006 г. составлял.593.86 миллиардов долларов США.

Сектор обслуживания. Обслуживание составляет 56% ВВП Индии. Это - высокопрофессиональный сектор, который дает основной толчок экономике. Индия стала главной силой в секторе Информационной Технологии с более чем 220 компаниями из «500 успешных компаний», пользующимися услугами программного обеспечения Индии. Многие международные компании, осознав соотношение цен и базу высокопрофессиональной рабочей силы в Индии, основали акционерные организации и центры в этой стране для удовлетворения своих нужд по всему миру.

Транспорт Индии

Сегодня Индия имеет обширную инфраструктуру в следующих областях: гражданская авиация, железные дороги, судоходство, телекоммуникации и электроэнергия, она также владеет самой большой в мире сетью автодорог. Индия достигла больших успехов в области авиационно-космической и ракетной технологий. Первый полет геостационарного спутника был успешно выполнен в апреле 2001 года в центре SHAR, Срихарикоте. Индия готовится запустить свой первый спутник на луну Чандраяан-1, который должен быть готов в 2007 или начале 2008г. Правительство Индии постепенно снижает свою роль «единственного поставщика» средств инфраструктуры, что отмечается прогрессивной корпоратизацией в сферах телекоммуникации, введение новой регуляции во внутренних, междугородных службах, предложения разнообразить правительственные акции в национальных авиалайнерах, разрешение местным самолётам летать за рубеж и приватизация железными дорогами контейнерной службы.

«План Золотого Квадрата» (5850 км, стоимостью 12.6 млрд. долларов США) в соответствии с которым будут связаны четыре метрополя, города Дели, Мумбай, Ченнай и Кольката посредством современных автобанов, должен быть завершён к 2007 г. Также сооружаются автобан Север-Юг (Сринагар - Каньякумари) и Запад-Восток (Силчар-Порбандар), протяжённостью 10,000 км. Ещё один проект был запущен в январе 2004 г. В соответствии с ним все основные города будут соединены 10, 000 км дорогой. Стоимость этого проекта составляет 9 млрд. долларов США. Индия насчитывает 3, 300,000 км автодорог и 63, 000 железных дорог.

В Индии 12 больших портов, а также. 184 порта средней величины, девять верфей и 7517 км береговой линии. Примерно 140 корабельных компаний действуют в Индии. Проект «Сагар Мала», начатый в августе 2003 г. для расширения и модернизации портов, навигации и морского транспорта потребовал инвестиций 22 млрд. долларов США за период 10 лет. В то время, как Правительство инвестировало 15%,частный сектор позаботился об остальном. Ожидается, что объём грузоперевозок возрастёт до 565 миллионов тонн в 2006-2007 г. по сравнению с 412 млн. тонн в 2002-03 г. К 2008 г. только развитие автодорог потребует инвестиций, равных 24 млрд. долларов, а железнодорожный сектор 22 млрд. долларов США в следующие 10 лет.

Индия имеет сильную инфраструктуру гражданской авиации с 19 международными и 87 внутренними аэропортами. Внутренние авиационные услуги были либерализованы в 1994 году. В настоящее время действуют 12 плановых частных операторов и 22 неплановых операторов. В 2004-05 году авиалинии Индии перевезли около 60 млн. пассажиров. Аэропорты в Дели и Мумбае модернизируются и к 2010 смогут пропускать 75 миллионов пассажиров в год в Дели и 28 миллионов в Мумбае. Правительство Индии посредством гибкого подхода по сращению капитала, также поддерживает участие частного сектора в строительстве и приведении в действие новых аэропортов.

Участие Индии в интеграциональных группах

Индия начала стратегию региональной интеграции и двусторонних FTA(свободные торговые отношения) и PTA(предпочтительные торговые отношения). Индия уже подписала FTA с Шри-Ланка, тем самым положив начало подписанию дальнейших соглашений/договоров.

Договор был подписан 6 января 2004 г. В соответствии с ним устанавливалась юго-азиатская зона свободной торговли среди семи стран региона, а именно: Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал, Бутан и Мальдивы. Зона начала действовать с 1 января 2006 г. К 2008 г. Индия, Пакистан и Шри-Ланка понизят свои тарифы до 0-5% к 2013, а другие страны к 2018 году.

Соглашение об экономическом сотрудничестве (СЕСА) с Сингапуром было подписано в 2005, как составная часть политики «Взгляд на Восток». Экономическое сотрудничество между Бангладеш, Индией, Мьянмар, Шри-Ланка, Непалом, Бутаном и Таиландом (BIMST-EC) было подписано в рамках Соглашения FTA в феврале 2004 г.

FTA (свободные торговые отношения) и PTA (предпочтительные торговые отношения) уже подписаны с Шри-Ланка, Таиландом, Бутаном, Афганистаном, SAPTA и MERCOSUR. Ведутся переговоры о подписании FTA и PTA с ASEAN.

Индия либерализовала воздушные службы со странами SAАRС и ASEAN , а также разрешила своим самолётам летать в некоторые зарубежные страны.

Была организована исследовательская рабочая группа для более тесного торгово-экономического сотрудничества с Китаем, который является важнейшим торговым партнёром Индии.

Исследовательские рабочие группы также были образованы для СЕРА с Японией, Малайзией, Индонезией, Пакистаном, Израилем и Чили.

Рамочные соглашения по сотрудничеству были подписаны с южно-африканским таможенным союзом и СОМЕSА в Африке. Соглашение об экономическом сотрудничестве с Маврикием и Шри-Ланка находится в стадии переговоров.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт