Путешествие по святым местам. Израиль, святые места христианства: обзор, история и отзывы

13.10.2019

Святые места Израиля привлекают мой логотип туристов в первую очередь Святыми не только для христиан, но и для мусульман, для иудеев. Поэтому, находясь в Израиле, легко выбрать подходящий тематический тур. Также здесь на месте всегда можно найти туристическую фирму, которая предложит вам русскоязычного гида. Такую поездку предложили и мне: экскурсия по святым местам в Иерусалим с отдельным посещением Вифлеема.

Хочу сказать, что достопримечательностей и в Иерусалиме,и в Вифлиеме огромное количество, но я пишу только о том, что видела сама.

Автобус для туристов – очень комфортабельный, с обязательным кондиционером, поэтому палящее солнце туристам, пока они в автобусе, не страшно. Обязательны остановки в пути для отдыха, хотя по времени поездки по Израилю не такие продолжительные. По пути экскурсовод рассказывает много интересного про страну и встречаемые объекты; так, я узнала, что представляют собой израильские кибуцы: поселения, население которых сообща кибуцы1 занимается сельским хозяйством, (их еще сравнивают с колхозами по принципу устройства и владения, только они добровольные) Очень привлекательные, утопающие в зелени дома (по крайней мере, нам по пути встретились именно такие), небольшие, по сравнению с нашими угодьями, участки земли. Практически круглогодично они заняты какими-либо сельскохозяйственными культурами. Безусловно, земледелие в пустыне – непростое дело, и его развитию уделяется большое внимание.

Но перейдем к святому городу. Осмотр Иерусалима начинается с обзорной площадки (в том случае, если вы путешествуете с экскурсией). Открывающийся с нее вид просто впечатляет. Город поражает своей архитектурой. Старый Иерусалим сохранил в себе историю войн, побед, мирных лет, его улочки кажутся пришельцами из прошлого. Современный город – это высотные здания, парки, скверы. Надо сказать, сюда приезжают на работу практически со всего Израиля. Скоростные автострады позволяют добираться без особых потерь времени, хотя проблемы с пробками актуальны и здесь. К сожалению, я не смогла увидеть многого, т.к. экскурсия предусматривала посещение Вифлеема,и времени для знакомства с Иерусалимом было оставлено не так много.

Вифлеем

Вифлеем знают, как место рождения Иисуса и это территория Палестины. Вообще, туристам трудно определить, где чье. Справа – Израиль, слева – Палестина. Пограничные посты чисто символические и проблем с их пересечением не было. С другой стороны, турфирма не берет в поездку в Вифлеем людей без российского загранпаспорта или паспорта другой страны, кроме Израиля. Так что имейте ввиду и захватите паспорт, если собрались в Вифлием. Из нашей группы туда поехали только два человека. Предварительно было заказано такси, и от Иерусалима в Вифлеем мы отправились на нем. Здесь, надо сказать, с одним русским языком трудновато, если учесть, что водитель нас не понимал, точно так же, как мы его. Но все обошлось хорошо, и мы благополучно добрались до места. Да, еще, ехали мы по пустыне,и я впервые увидела песчаные просторы, только изредка встречались поселения, даже трудно сказать, что поселения, так несколько построек посреди пустыни.

Базилика Рождества Христова

Русскоязычный гид в Вифлееме нас встретил доброжелательно и провел экскурсию очень интересно. Основная достопримечательность города, собственно ради которой большинство туристов и едут туда – Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос Над пещерой построена Базилика Рождества Христова, которая находится на площади Яслей и снаружи больше похожа на небольшую крепость чем на храм.

Базилику окружают:

С юго-востока –православный греческий монастырь;

С севера – французский монастырь с церковью Святой Елены,главный католический храм города;

С Юго-запада армянский монастырь.

Несмотря на массу туристов, посещение пещеры впечатляет какой-то особой атмосферой,я бы сказала, волнует душу. Полумрак, горящие свечи, звезда Вифлиема кажутся нереальными, как будто находишься не в современном мире. Конечно, хотелось бы побыть там в тишине, спокойно, но сейчас вряд ли это возможно. Туризм прочно занял позиции, все происходит быстро, без расслаблений. Поэтому,показав саму пещеру, мозаичный пол (ему уделяют особое внимание, т.к. он сохранился почти в первозданном виде), по ходу рассказав об истории строительства,гид закончил свою экскурсию.

Еще раз хочется сказать, как удивительно гармонично вписывается все вокруг. На площади напротив христианского храма великолепная Вифлеем мечеть, а внутри храма выделены и костел для католиков, и место службы для православных. И великолепный вид открывается с площади: виден весь город, пустыня, и пространство кажется принадлежащим одинаково всем, но как сказал гид, указав рукой в это пространство:” Это мы, а это Израиль”. Вифлеем

Храм Гроба Господня

Возвращались мы обратно на этом же такси и приехав в Иерусалим, побывали с группой еще в нескольких местах: Храм Гроба Господня, Стена плача,Голгофа. Храм безусловно впечатляет. Но снова хочется сказать о массе туристов: чтобы попасть туда мы простояли не менее двух часов. Храм действующий, пока не прошла Иерусалим служба пришлось ждать. Конечно, в этом есть свои положительные моменты: увидели как проводят службу поочередно католики, православные, только жара и духота отвлекают от главного. Поэтому, если выбирать время посещения Израиля, лучше сделать это или осенью или ранней весной. Не буду описывать историю храма, просто это все стоит посмотреть.

Стена плача

Стена плача находится недалеко от храма, идти к ней приходится через сплошной торговый ряд: купить можно все и сувениры, и одежду, и посуду. Вы наверное знаете,что суббота-святой для евреев день, так вот у Стены плача, мы были в шабат, даже писать было нельзя (хотя многие стремятся оставить в стене свои записки), фотографировать тоже нельзя, так что остались только зрительные впечатления. Первоначально стена представляла из себя опорную стену, предназначенную для поддержания насыпи вокруг Храмовой горы. Сооружена она была без закрепляющего раствора из гладко обтесанных камней, которые укладывались рядами,и каждый последующий ряд несколько углублялся от нижележащего. Этим достигалась прочность стены. Название связано с историей еврейского народа, с верой и надеждой многих поколений евреев на лучшую жизнь. Это самое святое для евреев место, где они могут помолиться о возрождении народа Израиля. О значении Стены говорит следующее изречение:” Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача.” Более точно нельзя сказать о Стене Плача. Стеной Плача и закончилась моя экскурсии. Уставшая, но довольная, с массой впечатлений я вернулась домой.

Я постаралась рассказать о самых основных моментах этой поездки. Путешествуем вместе,делимся впечатлениями и жизнь становится еще интереснее.

Израиль может быть родина евреев, но христианская вера связана со Святой Землей уже более 2000 лет, благодаря истории Иисуса из Назарета. Независимо от вашей веры, в Израиле есть впечатляющие христианские места, которые нужно обязательно увидеть. Здесь вы найдете список мест которые нельзя не посетить.Если вы не успеете увидеть все за один визит, это будет поводом посетить Святую землю еще раз.

  • Вифлеем , где родился Иисус из Назарета и, который особенно интересно посетить во время праздников Пасхи и Рождества.
  • Иерусалим , обязательно посетите священный город в том числе множество достопримечательностей и звуков старого города.
  • Каср-эль-Яхуд , место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса, глубоко в пустыне.
  • Назарет , город детства Иисуса, который и сегодня является домом для крупнейшей христианской церкви на Ближнем Востоке и в других больших мест.
  • По следам Иисуса , недавно созданный маршрут, которая следует по стопам Иисуса в Галилее, работает из Назарета в Капернаум.
  • Капернаум , «город Иисуса», где несколько церквей и музей жизни и учения Иисуса.
  • Гора Блаженств , где Иисус произнес свою Нагорную проповедь и спокойный оазис с видом на озеро Кинерет.
  • Табха , легендарное место насыщении пяти тысяч (с пятью хлебами и двумя рыбами).
  • Георгиевский монастырь , потрясающе расположенный на утесе (один из старейших в мире) в самом сердце Иудейской пустыне.
  • Вифсаида , домом для трех апостолов:, Петра, Андрея и Филиппа, и ряда чудес Иисуса.

Вифлеем, место рождения Иисуса из Назарета


Вифлеем, известен, христианам во всем мире как родина Иисуса из Назарета. Вифлеем, на самом деле является домом для одной из старейших христианских общин в мире, даже если его численность сокращается. Обязательным местом для посещения, чтобы увидеть в Вифлееме является храм Рождества Христова , вероятно самое значительный христианский объект в мире и один из старейших в мире действующих храмов. И, безусловно, место, куда пойти, если вы хотите провести Рождество на Святой Земле.
Точное местонахождение рождения Иисуса находится в подземном гроте Церкви, отмеченном серебряной 14 лучевой звездой.Экскурсия в Вифлеем особенно привлекает верующих христиан, как возможность приобщиться к истокам веры и увидеть своими глазами и прикоснуться к святому месту рождения Иисуса Христа – Вифлеемской Звезде в Гроте Рождества. Если вы попали в пик туристического сезона, вы можете наблюдать страсть некоторых христианских паломников, когда они становятся на колени, чтобы быть немного ближе к этой магической звезде …

Малоизвестный факт о Вифлееме: он имеет большое значение для всех трех основных религий – а также самый важный христианский сайт в Израиле. Мусульмане верят что, Вифлеем был главной остановкой для молитвы на пути пророка Мухаммада в Иерусалим, в то время для евреев важна гробница праматери Рахели в Вифлееме.Сюда молиться приходит немало женщин, обделенных счастьем материнства.

В Вифлеем легче добраться с организованной автобусной экскурсией.См . .

Иерусалим

Невозможно представить визит в Израиль без посещения Иерусалима, содержащего святые места всех трех основных религий: христианства, ислама и иудаизма. Мы рекомендуем, чтобы любой визит в Израиль включал в себя Старый город в Иерусалиме, там так много интереснейших мест которые стоит увидеть! Основными христианскими объектами как в Иерусалиме, так и за пределами Старого города являются церковь Святого Гроба Господня, церковь Святого Иоанна Крестителя, и Церковь Всех Наций.


Церковь Гроба Господня считается местом распятия Иисуса и, следовательно, рассматривается как один из важнейших христианских сайтов в Израиле. Она более впечатляет изнутри, чем снаружи. Это одно из самых эмоциональных мест для посещения. Вход бесплатный, открытый для всех конфессий с утра до вечера большинство дней.

Церковь Всех Наций , наряду с Гефсиманским садом находится в нижней части Масличной горы. Здесь Иисус, как полагают, провел свои последние молитвы перед тем как был предан Иудой, а затем захвачен римлянами. Гефсиманский сад, который находится рядом с церковью Всех Наций, как полагают, существовал даже во времена Иисуса и является прекрасным, спокойным местом. Именно сюда Иисус и его ученики пришли после Тайной Вечери, и здесь Иисус дал свою последнюю проповедь.Церковь Святого Иоанна Крестителя находится на великолепном склоне в окрестности Эйн Керем, в нескольких минутах езды из центра Иерусалима. Эта церковь известна местом рождения Иоанна Крестителя. Сама церковь находится в живописном, тихом месте и заслуживает поездки из оживленного центра города.

Каср-эль-Яхуд

Легендарное место, где Иисус был крещен Иоанном Крестителем, от Матфея, 3: 13-17, Это также считается местом, где израильтяне перешли Иордан в землю Ханаан.

Ежегодно тысячи верующих собираются в Каср эль-Яхуд , чтобы принять участие в праздновании Крещения Господня на берегу реки Иордан.

Открыт ежедневно для публики после обширных ремонтных работ, это место должно быть в вашем списке обязательно, если вы заинтересованы в проверке христианских корней. Оно находится на дороге в Иерихон

Назарет, детство Иисуса


Назарет является крупнейшим арабским городом в Израиле с населением более 60 тысяч, из которых около 31 процентов являются христианами.

Поскольку Иисус провел большую часть своего детства здесь, Назарет тех пор был тесно связан с христианством и привлекает многих паломников на протяжении последних двух тысяч лет. Особо выдающимся в Назарете является базилика Благовещения, самое большое христианское здание церкви на Ближнем Востоке.

Имеется ряд дополнительных христианских мест в Назарете,которые стоит посетить, в том числе греческая православная церковь Архангела Гавриила, греко-католическая “Синагога Церковь” (месте синагоги где молодой Иисус учился, и где он впоследствии проповедовал), и церковь Святого Иосифа (построенная над пещерой, указанной в качестве “мастерской” отца Иисуса Иосифа). вы найдете 10 мест которые надо увидеть в Назарете.

По следам Иисуса Христа

Этот недавно созданный маршрут быстро стал одним из обязательным для христианских туристов. Он начинается в Назарете и заканчивается на озере Кинерет. Большинство из них может закончить его в течение 3-4 дней, как это относительно легкая экскурсия. Это идеальный экскурсия для тех, кто чувствует себя в форме и здоровым, и заинтересованы в том, чтобы увидеть потрясающий пейзаж Галилеи. Существует и однодневная автобусная экскурсия по следам Христа в Галилее.Вы можете найти ее .

“Город Иисуса”, Капернаум


Расположен на северном берегу озера Кинерет (море Галилейское), в маленьком городке Капернауме (или кфар Нахум на иврите) и является еще одним из важных христианских мест в Израиле, которые вы должны посетить. Он несколько раз упоминается в Библии и получил почетное звание города Христа, поскольку Иисус Христос, посещая Галилею, чаще всего останавливался именно там. В Капернауме имеется несколько церквей, посвященных жизни Иисуса, в том числе церковь Святого Петра, большой дом из нескольких комнат и внутреннего двора, который избрал Иисус, как и его дома, и синагоги, где Иисус часто проповедовал и совершал чудеса. Эти места были восстановлены и превращены в музей. Также монастырь 12-ти Апостолов.

В Капернаум можно легко добраться из других туристических объектов, таких как Назарета и Тверии на автобусе или на машине.

Гора Блаженств

Если вы хорошо знаете Библию, вам знакома Нагорная проповедь, одна из самых известных из всех проповедей, и возможно, одна из самых известных речей всех времен. Остаются некоторые вопросы о подлинности фактического места, где Иисус произнес свою проповедь, но с 1600 года им считается небольшой холм, известный как Гора Блаженств (Хар HaOsher на иврите), любимое стоп-место туристов благодаря великолепному виду на озеро Кинерет.

Табха

Долина Табха (Эйн Шева на иврите), расположена на северо-западном берегу озера Кинерет. Именно здесь произошло несколько важнейших для христианства евангелических событий.Самое известное из них - чудо умножения хлебов и рыб. Иисус накормил 5 тысяч человек Самое известное из них - чудо умножения хлебов и рыб. Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. “Он взял пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, он дал и благодарив, преломил хлебы. Тогда он дал их своим ученикам, чтобы раздать народу. Он также разделил две рыбы среди них всех.”.

Здесь же было совершено чудо хождения по воде. В этих же краях были совершены чудеса успокоения шторма и наполнения сетей. Здесь же Иисус появился в третий раз перед своими учениками после воскрешения.

Табха находится в около 2,5 км к югу от Капернаума, и всего в 12 километрах к северу от Тверии.

Монастырь Святого Георгия

Удивительный, словно висящий на утесе монастырь Святого Георгия в Иудейской пустыне является одним из старейших и, безусловно, одна из самых вдохновляющих церквей в Святой Земле и должен быть увиден!

И сегодня вы найдете греческих православных монахов, населяющих монастырь,которые, как правило, приветствуют посетителей (но учитывая что это церковь и местом поклонения – никаких коротких шорт). Поэтому вы, вероятно, увидите развевающийся греческий флаг на монастырской территории.

Вифсаида

Расположенная к северу от Кинерета, около городов Капернаума и Коразина. где река Иордан впадает в море Галилейское, Вифсаида, пожалуй, один из менее известных христианских сайтов в Израиле, но стоит посмотреть, если вы заинтересованы в посещении сайтов чудес: это здесь Иисус, как полагают, исцелил слепого. Вифсаида также известен как родина трех из апостолов, Петра, Андрея и Филиппа. Существует некоторый спор относительно его точного местоположения, но сайт, известный как Вифсаида, или э-Тел, предлагает много интересного для поклонникам археологии поклонников на своих 21 акров: есть даже старый мощеные улицы от дней Иисуса.

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса

Израиль - страна, в которую вот уже на протяжении многих десятилетий приезжают миллионы людей, чтобы собственными глазами увидеть города и места, связанные жизненными испытаниями Иисуса и его матери, прикоснуться к святыням и прочувствовать душой, стоя у Стены Плача, свою сопричастность истории, вне зависимости от того, какой ты национальности. Поэтому поездка в Израиль по святым местам - очень популярное туристическое направление.

Иерусалим

Город, который пережил времена подъема и упадка, видел различные культуры и цивилизации и является святыней для многих тысяч людей, исповедующих разные религии, - это Иерусалим. Здесь был совершен искупительный подвиг Христа. Любой тур по святым местам Израиля начинается именно отсюда, с одного из древних городов, колыбели трех религий - христианства, иудаизма и мусульманства.

Стены города в XVI веке построили турки, а камни, из которых они сложены, помнят времена Ирода и крестоносцев. На месте древних городских ворот стоят привлекающие внимание туристов Золотые ворота.

По верованиям евреев, Мессия должен был войти в город через эти ворота. Иисус через них совершил свой вход. Сейчас ворота замурованы мусульманами, чтобы следующий Мессия не смог в них войти. Много преданий связано с этими воротами. Туристам и паломникам экскурсоводы всегда рассказывают интересный факт, что находится на глубине 5 метров. То есть улицы Иерусалима - в подвалах.

Святыни Иерусалима

К святыням иудаизма относится Храмовая гора - Мория, почитаемое иудеями святое место - Стена Плача и пещера в Хевроне. К мусульманским святыням относят мечеть аль-Акса, куда перед вознесением на небо Аллахом был перенесен пророк Муххамад. Для мусульман это третий по духовной значимости город после Мекки и Медины. Христианские святыни, в первую очередь, - это места, связанные с рождением и жизнью Иисуса Христа. В Иерусалиме Христос вел проповеди, в Гефсиманском саду обращался к Отцу, здесь его предали и распяли, сюда на Виа Долороз приезжают со всего мира паломники. Поездка интересна и туристам, которые любят путешествия по историческим местам. Однако, поездка в Израиль по святым местам, по ценам не всегда доступна в период Пасхи и Рождества. Обычно, в этот период стоимость билета на самолет и сервисное обслуживание паломников и туристов становится выше.

Храмовая гора

В Ветхом Завете Библии Храмовая гора упоминается как место, на котором был выстроен Первый Храм. Именно здесь по пророчеству должен свершиться Страшный суд в Судный день. Интересен тот факт, что на эту святыню в равной степени претендуют евреи, христиане и мусульмане. Что только не происходило за 2000 лет на этой вершине Иерусалима! Иудеи и христиане, приезжающие на святые места в Израиль, считают себя причастными к упоминающейся в Библии Храмовой горе.

История происшедших событий за многие сотни лет внесла свои поправки. Сейчас гора обнесена высокими стенами с длиной по периметру порядка 1.5 км, а на площади над старым городом находятся мусульманские святыни - Купол над Скалой и мечеть аль-Акса. Христиане и евреи могут находиться на Храмовой горе, а вот молиться строго запрещено, как и проносить книги и культовые вещи, не относящиеся к мусульманской вере.

Стена Плача

Кто приезжает на экскурсии по святым местам Израиля, непременно приходят к уцелевшей чудом древней стене Второго Храма. Существуют правила, как вести себя у Стены Плача. Так, если стать к Стене лицом, мужчины молятся слева, женщины - справа. Мужчина должен быть обязательно в кипе. По неизвестно кем установленной традиции люди помещают записки между камнями в Стене с различными просьбами к Всевышнему. Пишут их в основном туристы. Когда таких записок собирается довольно много, их собирают и хоронят в отведенном месте у Масленичной горы.

Стена Плача для народа Израиля - не только символ скорби по разрушенным храмам. Где-то в подсознании евреев это скорее молитва, пронесенная через века, молитва изгнанного народа о возвращении из вечной ссылки и просьба к Господу Богу о мире и единстве израильского народа.

Как нашли место распятия Христа

Римляне, разрушившие Иерусалим, поставили свои языческие капища в новом городе. И только во времена святого Константина, когда прекратились гонения на христиан, в IV веке, встал вопрос поиска места захоронения Иисуса. Теперь начали уничтожать языческие капища и храмы, введенные Адрианом в 135 году, - такова история. Через множество военных экспедиций, называемых крестовыми походами, проходило освобождение святыни от неверных. И спустя некоторое время царицей Еленой было найдено место, где был распят Спаситель. По велению царицы было начато на этом месте возведение храма. В 335 году храм был освящен. Историки говорят о его красоте и величии. Но не прошло и 300 лет, как он пострадал от персов. В 1009 году его до основания разрушили мусульмане, и только в 1042 году он был восстановлен, но не в прежней красе.

Храм Вознесения Христова

Самым главным и посещаемым среди святых мест христианства Израиля всегда был храм Вознесения Христова, или храм Гроба Господня. Паломники, прибывающие в Иерусалим, в первую очередь приходят на поклон камню, на котором был помазан Иисус, в храм Гроба Господня. Место, где построен и действует сейчас храм, в начале первого века было вне стен Иерусалима, вдалеке от жилищ. Возле холма, где была совершена казнь Иисуса, находилась пещера, в ней и был захоронен Иисус. По своим обычаям иудеи хоронили умерших в пещерах, в которых было несколько залов с нишами для покойных и камень для помазания, на котором подготавливалось тело к погребению. Его умащали маслами и заворачивали в плащаницу. Вход в пещеру прикрывал камень.

Храм со множеством залов и переходов, включающий в себя Гроб Господень и Голгофу, находится в конце той дороги, по которой Иисус шел на Голгофу. Традиционно в Страстную Пятницу, перед православной Пасхой, по этому пути шествует Крестный ход. Процессия движется по Старому городу, по улице Via Dolorosa, что означает по-латыни «Путь Скорби», и завершается в храме Гроба Господня. Туристы, приехавшие совершить паломничество по святым местам в Израиле, принимают участие в этом ходе и богослужении.

Шесть христианских конфессий, армянская, греко-православная, католическая, коптская, эфиопская и сирийская, имеют право проводить в храме богослужения. Каждая конфессия имеет свою часть комплекса и время, отведенное для молитв.

Гефсиманский сад

Уникальная достопримечательность Иерусалима, которую нужно обязательно увидеть, посещая святые места Израиля - это сад, находящийся у подножья Масличной горы. По утверждению Евангелие, здесь перед распятием молился Иисус Христос. В этом саду растут восемь вековых олив, которые, как предполагают, могли быть свидетелями этой молитвы. Современные методы исследования позволили на основании выяснить реальный возраст растущих в саду олив.

Оказалось, что возраст их очень почтенный - девять столетий. Исследователи сделали вывод, что все эти деревья родственны между собой, так как имеют одно родительское дерево, рядом с которым, возможно, проходил сам Иисус. История сохранила факт, что при захвате Иерусалима римлянами были полностью вырублены все деревья сада. Но оливы имеют стойкую живучесть и из сильных корней могли дать хорошие побеги. Что дает тоже уверенность в том, что нынешние деревья сада - это прямые наследники тех самых, которые видел Иисус.

Место рождения Богородицы

В посещение святых мест в Израиле входит поход к месту рождения матери Иисуса Христа. Недалеко от Овечьих ворот, почти на выезде из города, было жилище родителей Марии, Иоакима и Анны. В настоящее время на этом месте находится греческий храм. Над входными дверями храма надпись: «The Birth Place of Virgin Mary», что в переводе - «Место Рождества Божией Матери». Чтобы попасть в помещение дома, нужно спуститься в подвал, так как нынешний Иерусалим, как говорил экскурсовод, выше прежнего примерно на 5 метров.

Вифлием и Назарет

Паломники, посещающие христианские святые места Израиля, приезжают в Вифлеем, чтобы сходить в церковь Рождества Христова, возведенную на месте, где предположительно родился Иисус.

Храму более 16 веков. Верующие приходят в храм, чтобы прикоснуться к звезде, установленной в месте, где стояли ясли; посещают пещеру Иосифа и пещеру с захоронением младенцев, убитых по приказу Ирода.

Следующее место паломничества - город, где Иисус провел детство и юность. Это Назарет. Здесь, в Назарете, Ангел принес Благую Весть будущей матери Христа Марии. Паломники и туристы, посещая святые места, всегда заходят в него и еще в 2 церкви: Святого Иосифа и За последнее десятилетие Старая часть Назарета была обновлена и восстановлена архитектурная красота узких улочек.

Другие святые места Израиля

Обычная программа для туристов, посещающих святые места Израиля, очень насыщенная. Только в одном Иерусалиме можно находиться неделями и каждый день открывать для себя что-то новое. Чтобы как-то сжать сроки и уложиться в отведенное время на тур, агентства организуют входящие в тур не имеющие цены поездки по святым местам Израиля в автобусах в сопровождении гида-переводчика. Конечно, делаются остановки, есть возможность сделать снимки на память. Из окна автобуса можно увидеть Гору Блаженства, где Иисус Христос произнес известную Нагорную проповедь; проехать через Кану Галилейскую, где Христос превратил воду в вино. Можно сделать остановку в городе Иерихоне, которому, по оценкам экспертов, более 6 тысяч лет.

Недалеко от города - Гора искушений и Сорокодневный монастырь, где постился 40 дней после крещения Иисус. Следующая остановка - у у места крещения Иисуса Иоаном Крестителем. И табличка, что купаться здесь запрещено, не останавливает группу туристов.

Время, отведенное на туристическую поездку, проходит быстро. Впечатления, фотографии и какие-то сувениры будут долго напоминать о днях, проведенных в святых местах. И, конечно же, рекомендации своим друзьям и близким: «Обязательно поедьте в Израиль». Мест, которые хотелось бы увидеть на Земле Обетованной, много, поэтому и едут сюда постоянно паломники и туристы, чтобы еще раз прикоснуться к святым местам.

Святая Земля – это творение Бога и человеческой памяти. Это единство священных событий, которые Бог совершил здесь ради спасения людей, и благодарной человеческой памяти об этих великих событиях. Память эта воплотилась во множестве русских монастырей и храмов в евангельской Палестине, потому что на протяжении более чем полутора столетий христианское чувство русского сердца находило свое воплощение в созидании здесь церковного и культурно-исторического богатства Руси.

Во главе удивительного исторического явления, получившего название русской Палестины, с 1847 года стоит Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Её попечением Русская Православная Церковь приобрела для своих паломников со всего огромного пространства исторической Руси целый ряд святых мест первой величины, на которых разворачивались события Священной истории.

Сегодня это уникальное достояние Русской Церкви включает в себя Троицкий собор и храм в честь св. царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме; Горненский женский монастырь на месте встречи Пресвятой Богородицы и св. праведной Елизаветы и родине св. Иоанна Предтечи; женский монастырь у места Вознесения Господня на горе Елеон; монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании, хранящий мощи свв. прпмчч. великой княгини Елисаветы и ее келейницы инокини Варвары; подворье святых Праотцев в Хевроне с Дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников; подворье с храмом в честь св. апостола Петра в Яффе и гробницей воскрешенной им св. праведной Тавифы; подворье св. Марии Магдалины на ее родине на берегу Галилейского озера; храм св. пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне близ дерева Закхея и неподалеку от Сорокадневной горы, крупный паломнический центр с гостиницей на месте Крещения Господня на территории сегодняшней Иордании, получивший название «Странноприимного дома», и многие-многие другие земельные участки.

Знаменательно, что русское присутствие в Святой Земле сложилось во многом благодаря пожертвованиям простых верующих со всех уголков исторической Руси. Сбор средств на нужды русской Палестины проводился круглый год, но главным был массовый всероссийский сбор, установленный в 1886 году, проводившийся в Вербное воскресенье и потому получивший название «Вербного». В преддверии праздника Входа Господня в Иерусалим во все епархии Русской Православной церкви направлялось воззвание, начинавшееся словами из псалма: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (Пс. 136,5). Это воззвание обязательно публиковали и местные «Епархиальные ведомости». Из епархий документ направляли в благочиния, а оттуда рассылали по всем храмам. За неделю до «Вербного сбора» его вывешивали в храмах, и духовенство знакомило паству с целями этого мероприятия, призванного содействовать развитию российского паломничества в Святую Землю и поддержать православных жителей Палестины. В праздник Входа Господня в Иерусалим духовенство во время богослужения обходило прихожан, собирая их доброхотные пожертвования. О сумме собранных средств составлялся акт в присутствии священника, церковного старосты и нескольких именитых прихожан. Через местного благочинного деньги направляли в духовную консисторию, а оттуда в Совет Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге, который распределял средства на нужды российского паломничества и социальных и просветительских проектов среди палестинских христиан. Ежегодно в одной лишь Владимирской губернии, к примеру, Вербный сбор составлял по несколько тысяч рублей, и складывались они в основном из копеек и иногда гривенников, которые жертвовали крестьяне. Состоятельные же прихожане в городах жертвовали по несколько рублей.

Так складывался фонд, позволявший приобретать в Святой Земле ценнейшие участки, возводить на них храмы в память событий Священной истории и подворья для приема паломников, проводить археологические раскопки на святых местах, заниматься организацией паломнических поездок, а также просветительской и издательской деятельностью, направленной как на нужды паломников, так и местных православных.

Размах русского присутствия в Святой Земле до годин лихолетья в России – это благодарный ответ русских сердец на прикосновение божественной благодати, которую многие из них уже ощутили у святых мест или к которой только желали приблизиться, пока еще не добравшись в Святую Землю. Послереволюционный же период в истории русской Палестины – это время немалых потерь, забвения и опустошения, но в то же время и усилий немногих по сохранению наследия предыдущих поколений. В течение многих лет русские священнослужители и монашествующие в Палестине жили с болью в сердце от пренебрежения народа к сокровищам родного достояния в Святой Земле, но и с надеждой на его возвращение к своим духовным истокам и осознание ценности своего наследия в библейской Палестине, воплотившего боголюбие и благочестие русских людей.

Милостью Божией, это возрождение совершается на наших глазах. Снова на Божественной литургии у Гроба Господня много паломников со всех концов исторической Руси, снова слышится русское «Христос воскресе!» на Благодатном огне, снова в Вифлееме наши соотечественники сорадуются Рождеству Богомладенца, снова на Иордане русские сердца внимают явлению Пресвятой Троицы, снова на Фаворе ищут преображения многие русские души. Сегодня паломничество в Святую Землю для многих становится путешествием, в которое отправляются в поисках Бога, самих себя и своих духовных корней; одним из наиболее важных вспомогательных средств для правильного устроения духовной жизни. Святая Земля становится местом встречи с Христом, где многие впервые по-настоящему открывают для себя Евангелие.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме видит свою главную задачу в том, чтобы всемерно содействовать развитию этого паломничества, создавать условия для созидательных и душеполезных путешествий православных верующих в Святую Землю, поддерживать существующие и открывать новые паломнические гостиницы у святых мест, продолжать восстановительные работы в русских монастырях и храмах, совершать здесь богослужения и молитву за наше Отечество.

Среди первоочередных задач Миссии – строительство Паломнических центров с гостиницами напротив храма Благовещения Пресвятой Богородицы в самом сердце евангельского Назарета и на территории сада с несколькими источниками у родины св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера; строительство второго корпуса Паломнической гостиницы в Вифлееме близ базилики Рождества Христова; создание сада библейских растений на подворье святых Праотцев в Хевроне; создание Этническо-библейского музея в Кане Галилейской; восстановительные работы в часовне св. Иоанна Предтечи на месте византийского храма VI века с сохранившейся мозаикой.

Мы приглашаем Вас поддержать эти проекты Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и по примеру наших благочестивых предшественников в Вербное воскресенье внести свой вклад в сохранение и преумножение церковного достояния Русской Православной Церкви в Святой Земле. Вместе мы сможем сделать это православное сокровище доступным все большему и большему числу наших соотечественников. Мы приглашаем Вас совершить паломничество в Святую Землю, чтобы обновиться сердцем через молитву у величайших святынь христианства, и будем рады принимать Вас здесь!



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт