Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в россии

22.09.2019

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест. В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае - более 60%, в России - пока не превышает 17%.

Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.

Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.

Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

Перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране. По последний данным Экономика России в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента по сравнению с первым месяцем прошлого года. 17 февраля Минэкономразвития озвучило пересмотренный прогноз по росту ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономика страны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП на 0,2 процента.

Причиной замедления темпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре прошлого года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении. По предварительным данным, снижение показателя в январе 2009 года составило 3,5 процента.

Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался.

Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса - новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Сами же руководители малого бизнеса выделяют следующие причины:

1. 44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

2. 17% - отсутствие управленческого опыта;

3. 16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

4. 15% - отсутствие опыта работы в отрасли;

5. 1% - небрежность в ведении дел;

6. 1% - мошенничество или бедствие;

7. 6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

Заключение.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость.

В целом в российских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть - перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть - перестала вообще функционировать.

Список литературы.

1. Бахмудов М.М. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы /М.М. Бахмудов М.: Финансы и статистика, 2008

2. Лапуста М.Г Старостин Ю.Л Малое предпринимательство. Москва: ИНФРА – М, 2007

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • -- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • -- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • -- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; -- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; -- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% -- что им нужны надежные законодательные гарантии». Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% -- в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий -- в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки. Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются: Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Второе условие -- необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры -- вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства -- медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Третье условие -- налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ. Четвертое условие -- активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Государственная политика поддержки малого предпринимательства -- самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах: первый -- широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки; второй -- умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий. Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления: -- «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; -- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; -- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности; -- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; -- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.». Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются: -- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; -- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; -- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др. Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат: соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки; соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства. В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня. Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В настоящее время основными источниками финансирования малого бизнеса, помимо собственных средств предпринимателей, средств их родственников и друзей, являются «прямая финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства, и банковское кредитование». Большинство экспертов отмечает невысокую эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который в настоящее время упразднен. Действовавшая система предусматривала перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходило прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей. В результате прежняя редакция Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не только устарела, но и во многом дискредитировала себя. Причина проста -- коррупция. Приближенные к органам распределения лица зачастую регистрировали малые предприятия, получали деньги, а потом искусственно банкротились, оставляя себе бюджетные средства. До реально действующих предпринимателей государственное финансирование доходило не часто. В результате государственное финансирование малого бизнеса в настоящее время свелось к четырем проектам. Первый проект -- создание бизнес -- инкубаторов. Бизнес-инкубатор -- это достаточно большие помещения, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется в зависимости от потребностей 2-3 рабочих места либо небольшая комната. Как правило, один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий компания должна выйти из инкубатора, а на ее место прийти другая. Субъекты РФ сами решают, где им создавать такие инкубаторы. Финансовая поддержка из федерального бюджета сводится к финансированию строительства или реконструкции здания, обеспечение связью, компьютерами и оргтехникой. Сам же объект находится в собственности субъекта РФ, и бремя расходов на его содержание несет собственник. Второй проект -- поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Если малое предприятие имеет возможность участвовать во внешнеэкономической деятельности, то его поддержка со стороны государственного бюджета выглядит следующим образом: -- «субсидирование процентной ставки, под которую малое предприятие получило в банке кредит под экспортный контракт в размере 50 процентов; -- компенсация 50 процентов затрат, связанных с оформлением выхода на внешний рынок, в виде стоимости сертификатов, лицензий, подтверждения соответствия; -- компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом в размере 75 процентов от стоимости аренды». На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Она определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок. Третий проект -- поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов). Суть кредитных кооперативов состоит в том, что физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств. Государственная поддержка состоит в том, что бюджет компенсирует процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, так, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была несколько ниже. Четвертый проект -- поддержка малых инновационных компаний. Основными препятствиями в получении банковских кредитов малым бизнесом являются следующие обстоятельства: -- высокая степень риска; -- высокий уровень издержек. Высокая степень риска заключается в том, что малые предприятия зачастую не могут выплатить высокую процентную ставка по кредиту, у них отсутствует залоговое обеспечение, кредитная история, имеются трудности при составлении бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Высокий уровень издержек состоит в том, что затраты банка на выдачу одного крупного кредита значительно меньше, чем на сотню мелких кредитов. Применяемые в настоящее время модели экспресс -- кредитования также отличаются рядом серьезных неудобств для предпринимателей. «Во-первых, размер кредита, полученный экспресс-методом без предоставления залога, не превышает 30 000 руб. Во-вторых, более крупные суммы кредита можно получить только под залог, которого у предпринимателей зачастую нет, или же он не удовлетворяет банк». В результате, для того чтобы поддержать малый бизнес в процессе получения банковских кредитов, государственный бюджет должен нести финансовые потери. Государственная финансовая поддержка заключается в следующем: -- производится оплата структурам поддержки малого предпринимательства за разработку бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов для малого бизнеса; -- частично субсидируется процентная ставка по банковским кредитам; -- предоставляется залог в качестве гарантии возврата кредита. Подводя итог изложенному в этой главе можно сделать следующие выводы. Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике многих стран, в том числе и России. В настоящее время разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса, определены критерии, по которых предприятие отнесено к малому или среднему бизнесу. Этапы развития малого бизнеса в России показывают недостатки и преимущества развития малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес имеет достаточное количество проблем, решать которые помогает государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса.

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы под­держки реализуются на практике.

Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого предпринимательства и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 2002 г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 21,6% общей численности малых предприятий страны. На них было занято более 1,3 млн. человек. Они обеспечивали около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений. Для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что Доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет не менее 51 % от общего размера капитала.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпри­нимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого предпринимательства правительство столицы организует и проводит для них открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений и земельных участков; открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников.

Субъекты малого предпринимательства, заинтересованные в реализации городских программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы:

Заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме;

Следующие приложения к заявке по установленной форме: паспорт предприятия; личная анкета руководителя предприятия-заявителя; описание предпринимательского проекта;

Бизнес-план проекта в соответствии с установленными ме­тодическими рекомендациями;

Копию регистрационной карты Реестра малых предприятий г. Москвы; копию учредительных документов предприятия-заявителя; копию бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией; перечень основного имущества предприятия-заявителя; документы, подтверждающие наличие производственных помещений; допол­нительные документы, имеющие отношение к проекту /по усмотрению заявителя).

В современных экономических условиях важное значение для развития предпринимательства имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок с последующим выкупом на льготных условиях.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса в США, органы конгресса США по делам малого бизнеса министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, фе­деральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

Большую роль в механизме поддержки развития малого пред­принимательства ранее играл Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, однако указом президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован.

В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.

Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. так в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы. В июне 2007 г. осуществлен уже одиннадцатый выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству.

Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно раз­вивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

По данным бывшего Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, почти во всех регионах Российской Федерации созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, в 70 регионах действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.). Однако наиболее развитая система государственных органов поддержки и развития малого предпринима­тельства функционирует в Москве, которая в 2008 г. торжественно отметила 20-летний период развития малого предпринимательства. Особенностью опыта развития малого предпринимательства в Москве является комплексный, системный подход в процессе как развития, так и реализации городских программ развития малого предпринимательства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль малого бизнеса в экономике. Этапы развития малого предпринимательства в России. Правовые основы деятельности малых предприятий. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения. Проблемы становления малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2010

    Проблемы развития малого предпринимательства в России, его история развития, правовые основы. Трудности на пути развития малого бизнеса. Существующая система его государственной поддержки. Формы и методы поддержки предпринимательства, налогообложение.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2009

    Организационно-правовые основы малого предпринимательства в Российской Федерации. Система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на примере Чановского р-на Новосибирской обл. Совершенствование поддержки малого предпринимательства.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2013

    Место и роль малого предприятия в рыночной экономике. Стимулирование развития малого предпринимательства в условиях кризиса. Опыт функционирования малых предприятий в разных странах. Особенности, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Развитие малого предпринимательства. Характерные особенности малого предпринимательства. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России. Государственная политика в области малого предпринимательства. Упрощенная система налогоо

    курсовая работа , добавлен 04.01.2003

    Необходимость развития малого бизнеса в России и его характеристика. Система и основные формы государственной поддержки малого бизнеса. Государственные механизмы регулирования бизнеса. Финансовое обеспечение малого предпринимательства в России.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Сущность и функции малого бизнеса в экономике государства, его правовое регулирование. Противоречия и проблемы развития малого предпринимательства в России. Поддержка малого бизнеса в Челябинской области, инфраструктура поддержки предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

Каковы перспективы развития малого бизнеса в России на ближайшие годы? Учитывая многочисленные санкции со стороны стран Евросоюза и США и мировой экономический кризис, можно ли вообще рассуждать о каком-либо развитии? Попытаемся разобраться.

Планы на будущее

Не секрет, что именно сектор малого предпринимательства обеспечивает большую часть ВВП любого развитого государства. Поэтому такой стратегически важный вид бизнеса просто необходимо тщательно оберегать и поддерживать.

Правительство РФ предлагает в данном направлении решить стратегические проблемы развития бизнеса путем использования инструментов государственной поддержки, к которым относятся:

  • внедрение инвестиционных проектов и программ;
  • совершенствование методов кредитной и налоговой политики.

Министерство экономического развития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны. В соответствии с положениями данного документа, запланировано, что к 2020 году субъекты малого и среднего предпринимательства достигнут следующих показателей:

  • В ВВП России удельный вес малого бизнеса будет занимать 30%, а суммарный удельный вес малого и среднего предпринимательства будут занимать половину от общей суммы ВВП страны.
  • Доля малых предприятий среди всех субъектов предпринимательства будет составлять 80%.
  • Число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60% населения страны.
  • Произойдет качественное изменение структуры отрасли и т. д.

Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.

Расстановка приоритетов

За последующие 5 лет планируется, что показатели отечественных субъектов малого бизнеса достигнут уровня предприятий западных стран, а возможно, и превысят их. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России полностью зависят от государства и оказываемой ему поддержки.

Поэтому для того чтобы достичь поставленных целей, необходимо в ближайшие годы осуществить следующее:

Также основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:

  • гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;
  • муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;
  • фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству РФ необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны.

Первые изменения

По данным аналитических служб, результаты некоторых из перечисленных пунктов уже проявились. Так, некоторые субъекты кредитных структур совершили переориентацию на небольшие и краткосрочные кредиты, которыми зачастую пользуются представители малого или среднего бизнеса.

По мнению большинства экспертов, перспективы развития малого бизнеса в России в 2019 году достаточно высоки, так как из-за множества факторов, повлиявших на падение курса рубля и цен на нефть, основные надежды возлагаются не на сильных мира сего, а на малые или средние предприятия.

Возлагаются большие надежды не только на подпитывание легальных предприятий, но и на выведение из «тени» незаконных коммерческих формирований. По данным Росстата, такие «нелегалы» составляют 20% от всех работающих на территории страны предприятий.

Государством были созданы специальные условия для скорейшего налаживания сотрудничества с такими структурами. Однако большинство из них так и не научилось своевременно платить налоги, что негативно сказывается на экономике страны.

C чего начать свой бизнес. Как начать малый бизнес с нуля: Видео



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт