Поволжье сообщение. Нижегородская энциклопедия

29.09.2019

  • Состав: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики: Татарстан и Калмыкия.
  • Главные города: Самара — 1150 тыс. чел., — 1180 тыс. чел., Волгоград — 1005 тыс. чел., Саратов, Тольятти, Ульяновск, Пенза, Астрахань.

Поволжье входит в число трех наиболее крупных и развитых районов (Центр — Урал — Поволжье), составляющих хозяйственную основу России. В своем развитии район много воспринял от этих соседей и занимает промежуточное положение между ними, как с точки зрения географии, так и хозяйственного профиля. От Центра он воспринял традиции , от Урала получил металл на его развитие, а на собственных нефтегазовых, гидроэнергетических и земельных ресурсах создал мощную энергетическую, нефтеперерабатывающую и химическую индустрию и сильный аграрный комплекс. Сегодня эти отрасли определяют специализацию района. Таким образом, развитие района определялось благоприятным сочетанием удобного географического положения и значительных природных ресурсов.

Географическим «стержнем» района выступает Волга, которая издавна соединяла север и юг, запад и восток Европейской России и открывала ей выход к южным морям и странам востока. На Волге расположены все крупные города района. Железные дороги, пересекая ее в нескольких точках, соединяют с Уралом и Азиатской частью страны.

В 30-е годы аграрное в прошлом Поволжье (наряду с соседним Волго-Вятским районом) стало первым регионом на пути сдвига промышленности на восток. На его территории было размещено более 300 заводов, эвакуированных в годы второй мировой войны из прифронтовых районов. Эти предприятия вошли в хозяйственный комплекс . Создание каскада ГЭС на Волге и освоение нефтегазовой Волго-Уральской провинции в послевоенные годы укрепило энергетику района и сформировало мощную нефтепереработку, нефтехимию, отрасли органического синтеза. В Поволжье сформировались квалифицировнные кадры, которые, в свою очередь, стали привлекать сюда отрасли массового и высокотехнологичного машиностроения. Так постепенно наращивался производственный потенциал этого района, который из аграрно-торговой окраины старой Европейской России превратился в один из базовых районов российской экономики.

Главная отрасль промышленности — машиностроение, дающее более 1/3 его промышленной продукции и выпускающее транспортную и военную технику, технологическое оборудование. Ведущее место занимает автомобилестроение — единственная отрасль, которая в период экономического кризиса 90-х годов не испытала сильного обвала. В Поволжье построены самые крупные в стране автомобильные заводы — Волжский (ВАЗ), дающий сейчас 70% легковых машин в стране (в Тольятти), Камский (КАМАЗ) по выпуску грузовиков и дизельных двигателей (в Набережных Челнах), Ульяновский (УАЗ), завод троллейбусов в Энгельсе, и другие. В десятках городов Поволжья и других районов работают предприятия, выпускающие детали, оборудование, узлы для этих машин.

Поволжье выделяется производством аэрокосмической техники: самолеты строят в Казани, Самаре, Саратове, Ульяновске, вертолеты — в Казани, ракетные комплексы — в Пензе и Ульяновске. Судостроение развито в Астрахани и , в котором выпускают также и тракторы. Станки, приборы, технику для химической и нефтяной промышленности производят в Самаре, Волгограде, Саратове, Казани, Пензе и др. городах. Многие заводы выпускают военную технику.

Второе место в хозяйстве занимает нефтегазохимический комплекс. Район давал в 60-70 гг. более 60% нефти страны, сейчас истощенные запасы обеспечивают ему второе место по добыче нефти в России. Но здесь создана самая крупная в России нефтепереработка, нефтехимия, выпуск полимерных материалов и изделий их них — каучука, шин, пластмасс, волокон и многих других. В Самаре-Сызрани, Саратове-Энгельсе, Волгограде-Волжском, Нижнекамске, Астрахани созданы комплексы этих взаимосвязанных производств.

Среди других выделяются производства основной химии (серы, соли, соды), цемента и других стройматериалов, меховых и кожевенных изделий, обуви, суконных и хлопчатобумажных тканей. В важное место принадлежит рыбной промышленности, дающей основной улов осетровых и других ценных рыб страны (в последние годы вылов осетровых временно преостановлен).

Поволжье выделяется мощной энергетикой: крупные тепловые ГРЭС размещаются в центрах нефтепереработки и вырабатывают 35 энергии района, они дополняется Балаковской АЭС (Саратовская обл.) и Волжско-Камским каскадом из 4-х крупных ГЭС. Энергия отсюда поступает в Центр и на Урал.

Сельское хозяйство по масштабам производства находится на уровне Сев. Кавказа. Здесь в равной степени представлены земледелие и животноводство, дающие по 15% их продукции от общероссийского уровня. Большие земельные площади и кормовые ресурсы позволяют содержать самое крупное в России поголовье крупного рогатого скота и овец, возделывать озимую (в Правобережье) и яровую (в Заволжье) пшеницу. Поволжье производит также сахарную свеклу, подсолнечник, просо. В низовьях Волги выращивают бахчевые культуры, помидоры и другие теплолюбивые овощи. Вокруг крупных городов работают комплексы по выращиванию птицы, свиней, ранних овощей.

Крупное население района во многом сформировалось за счет притока его из Центральной России, что способствовало быстрому росту городов. И сегодня Поволжье — это район крупных городов, среди которых Самара, Казань, Волгоград имеют более 1 млн. чел, к ним приблизился и Саратов, а число городов с населением свыше 400 тыс. чел. больше, чем в самом «городском» — Центральном районе. Горожане составляют 3/4 всего населения района. Плотность сельского населения 10-15 чел., что существенно выше среднероссийского уровня. Население Поволжья в основном русское, но здесь проживают и другие народы, в т.ч. татары — титульная нация республики Татарстан, республика которых занимает самый сухой, полупустынный район России.

Поволжье, как и другие районы России, сильно затронул экономический спад 90-х гг. Вместе с тем в Самарской обл. и Татарстане, где велика доля автомобилестроения и нефтяной отрасли, спад производства был существенно меньше, и они, сохранив прибыльность производства, вошли в состав 10-12 регионов, обеспечивающих главные поступления в бюджет России.

Экологическая ситуация Поволжья определяется, в первую очередь волжскими проблемами. Разделенная плотинами по сути на ряд водохранилищ с малой скоростью течения, Волга и ее дно загрязнены соединениями металлов, нитратов, нефтепродуктами, пестицидами и другими отходами. Сильно сократилось количество осетровых рыб вследствие сооружения плотин на пути их миграций и браконьерства. Загрязненность превышает санитарные нормы во всех крупных городах Поволжья. В таких областях, как Самарская, Волгоградская, Астраханская, Саратовская, половина населения живет при постоянно повышенном ее загрязнении. Большинство пашни страдает от ветровой и водной эрозии, обусловленной сплошной распашкой земель, сильными ветрами из Заволжья и холмистым рельефом Правобережья. Многолетний смыв и выдувание почв привели к утрате ими половины запасов гумуса почв. Здесь необходимы серьезные почвозащитные меры, «мозаичное» землепользование, органические удобрения и т.д.

В перспективе можно ожидать восстановления выпуска транспортной и сельскохозяйственной техники с серийным ее производством для разных потребителей — от индивидуальных и мелкогрупповых до крупных. Особую роль может сыграть судостроение. В традициях волжских жителей — жить рядом с рекой, пользоваться ее благами. Этому может помочь создание средних и малых судов спортивного, рыболовного, транспортного, туристского назначения. Ожидается развитие сообщения судами «река — море» между морями Европейского региона, в котором Волга будет играть главную роль. В Поволжье сейчас мало выпускается бытовой техники и товаров народного потребления, слабо развит третичный сектор. Это все — возможные точки роста. В интересах экономики России — возрождение роли Поволжья как торгово-транспортного перекрестка России, развитие разнообразной инфраструктуры и услуг для этих целей.

Площадь - 536 тыс. км2.
Состав: 6 областей - Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская и 2 республики - Татария и Калмыкия.

Природные условия благоприятные: (правобережье, более возвышенное), мягкий , большие массив . Но характерна неравномерная обеспеченность влагой - по нижней Волге бывают засухи и суховеи.

Поволжье занимает 2 место после по добыче нефти и газа, в районе сосредоточены крупные нефтеперерабатывающие комбинаты и большая . Мощные нефтехимические узлы в Самаре, Казани, Саратове, Сызрани выпускают разнообразную химическую продукцию (пластмассы, полиэтилен, волокна, каучук, шины и др.). Специализируется Поволжье и на многоотраслевом , прежде всего - транспортном. Район называют автомобильным «цехом» страны: Тольятти — выпускает автомобили «Жигули», Ульяновск - вездеходы «УАЗ», Набережные Челны – большегрузные «КАМАЗы». Поволжье производит суда, самолёты, трактора, троллейбусы, развито также станко- и приборостроение. Крупными центрами являются Самара, Саратов, Волгоград. Важное значение имеет энергетический комплекс, включающий каскады ГЭС на Волге и Каме; ТЭС, использующие собственное и привозное топливо и АЭС (Балаковская и Дмитроврадская).

Поволжье - важнейший России. Северная часть района - поставщик твёрдых сортов пшеницы, подсолнечника, кукурузы, свеклы, а также мяса. На юге выращивают рис, овощи, бахчевые культуры. Волги и являются важнейшими рыбопромысловыми районами.

Чрезмерная концентрация нефтехимических производств и других промышленных предприятий, зарегулированность Волги создали в Поволжье крайне тяжёлую экологическую ситуацию.

Район, расположенный на древней Русской , покрытой мощным слоем осадочных , выделяется крупными запасами нефти - Ромашкинское (Татария) и Мухановское (Самарская область), месторождениями - Астраханское, серы - Астрахань и Самара, поваренной соли - озеро Эльтон (Волгоградская область) и озеро Баскунчак (Астраханская область), цементного сырья - Вольск (Саратовская область). Поволжье богато рыбными, агроклиматическими, почвенными и гидроэнергетическими ресурсами. Лишь Калмыкия, расположенная на юге Поволжья, находится в области сухого континентального () и испытывает нехватку водных ресурсов. В то же время практически вся территория района подвержена периодическим засухам и суховеям.

Население Поволжья насчитывает 15 млн. человек. Средняя плотность населения составляет более 30 человек на 1 км 2. Однако население района размещается неравномерно. Наиболее плотно заселены северные регионы (в Татарии средняя плотность превышает 55 человек на 1 км 2), а на юге плотность значительно снижается (например, в Калмыкии плотность населения равна 4 человекам на 1 км2). Повсеместно наблюдается естественная убыль населения, исключение составляет лишь Калмыкия. В целом в районе преобладают женщины и происходит старение населения. Население района характеризуется сложностью национального и . В Поволжье проживают русские, татары, немцы, казахи. Это единственный регион России, в котором проживают представители всех трёх - христианства (русские, немцы), ислама (татары, казахи) и буддизма (калмыки). В районе наблюдается высокий : 73% населения Поволжья проживает в городах. В районе три города - миллионера: Самара, и Волгоград. Другими крупнейшими городами Поволжья являются: Саратов, Астрахань, Пенза, Ульяновск, Тольятти, Набережные Челны.

Важнейшими отраслями промышленной специализации в Поволжье являются добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия алюминия, химическая и промышленность.

Добывающая промышленность Поволжья выделяется развитием нефтяной (Татария и Самарская область), газовой (Саратовская и Астраханская области) и горно-химической промышленности (Астраханская и Самарская области).

Электроэнергетика - одна из важнейших отраслей хозяйства региона, причём Поволжье выделяется развитием всех видов и особенно гидроэнергетики. Крупнейшими ГЭС в районе являются Волгоградская и Волжская, ТЭС - Заинская, работают две АЭС - Балаковская и Димитровградская.

Чёрная металлургия Поволжья представлена лишь передельной металлургией (Волгоград) и производством труб ().

Важное значение имеет металлургия алюминия (Волгоград).

Машиностроение - главная отрасль промышленной специализации района, где выделяется автомобилестроение (около 80% легковых автомобилей, 99% троллейбусов, значительная часть грузовых автомобилей и вездеходов России - Тольятти, Ульяновск, Набережные Челны, Елабуга, Волжский, Энгельс), судостроение (Астрахань, Волгоград, Зеленодольск), самолётостроение (Самара, Казань, Ульяновск, Саратов), промышленность (Пенза), станкостроение (Самара, Саратов), тракторостроение (Волгоград), сельскохозяйственное машиностроение (Сызрань, Котельниково, Фролово).

Выделяется производством полимеров (Самара, Тольятти, Саратов, Балаково, Волгоград, Волжский, Казань, Нижнекамск), переработкой нефти (Самара, Саратов, Волгоград, Новокуйбышевск) и газа (Саратов), а также производством удобрений (Тольятти и Балаково).

Среди отраслей лёгкой промышленности наибольшее развитие получили текстильная (Камышин) и меховая промышленность (Казань).

Многоотраслевой состав в Поволжье имеет пищевая промышленность: крупяная (Волгоград и Самара), мясная (Казань, Самара, Волгоград), маслобойная (Саратов), кондитерская (Самара), плодоовощная и рыбная (Астрахань).

Оборонная промышленность выделяется развитием авиационной, ракетно-космической и радиоэлектронной техники (Казань, Ульяновск, Самара, Саратов), производством бронетехники (Волгоград) и ядерного оружия (Заречный).

Специализация в Поволжье изменяется с севера на юг. Практически всё занимает зерновой район, специализирующийся на молочно-мясном скотоводстве, овцеводстве, свиноводстве и птицеводстве, производстве пшеницы, ржи, проса, сахарной свёклы, подсолнечника, картофеля, горчицы. Отраслями специализации являются: овцеводство и мясное скотоводство, производство риса, плодовых и бахчевых культур.

В Поволжье развиты все виды транспорта, но особое место играет речной региона, перевозящий около 1/3 всех грузов. Волга, называемая «главной улицей России» и связанная каналами с другими , образует единую глубоководную систему европейской части России. Крупными речными портами являются Казань, Самара, Саратов, Волгоград, а Астрахань, расположенная в является ещё и морским портом. Большая часть сухопутных дорог пересекает район в широтном направлении, связывая Россию с Казахстаном, Центр - с и Сибирью.

Из Поволжья вывозят: нефть и нефтепродукты, природный , соль, электроэнергию, алюминий, легковые и грузовые автомобили, самолёты и вертолёты, станки, приборы, часы, тракторы, каучук, шины, меховые изделия, зерно, крупы, бахчевые культуры, овощные и плодовые консервы, мясные продукты, рыбу, шерсть. Из других регионов России и из-за рубежа в район ввозят: глинозём, чёрные и цветные металлы, пушнину, ткани, товары народного потребления.

Основными направлениями развития хозяйства Поволжского экономического района должны стать: решение , связанных с загрязнением, воздушного и водного бассейнов, с истощением земельных, и рыбных ресурсов, строительство новых ирригационных систем, внедрение новейших энергоёмких, но водо- и материалосберегающих производств, внедрение безотходных технологий, развитие транспортного и точного , решение проблем конверсии и возрождения , всестороннее развитие АПК.

Состав: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Республики: Калмыкия и Татарстан.

Площадь - 536,4 тыс. км 2 .

Население - 16 млн. 787 тыс. чел.

Район располагается широкой полосой вдоль великой русской реки Волги на стыке европейской и азиатской частей России.

Выгоды экономико-географического положения района связаны с тем, что Поволжье граничит с высокораэвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черно земным, Уральским, Северо-Кавказским экономическими районами, а также с Казахстаном. Густая сеть железнодорожных, автомобильных и речных путей обеспечивает тесные хозяйственные связи Поволжья сдругими районами. Значительный объем перевозок приходится на Волго-Камский бассейн, являющийся «транспортным каркасом» района. Благоприятные для развития сельского хозяйства природные условия и богатые полезные ископаемые (нефть, газ) создают базу для развития хозяйственного комплекса.

Природные условия и ресурсы

Поволжье имеет благоприятные условия для жизни людей, что издавна притягивало сюда переселенцев из других районов России. Район расположен в пределах древней Русской платформы и частично - молодой плиты, погруженной на значительную глубину под осадочный чехол. Рельеф более низкой восточной части слабоволнистый, западная часть занимает более высокое гипсометрическое положение, на ее территории расположена останцовая Приволжская возвышенность. Рельеф западной части холмистый.

Климат района - умеренно континентальный, на юге - засушливый. Большая сумма активных температур, плодородные черноземы лесостепей, серые лесные почвы, черноземы степей и каштановые почвы сухих степей создают мощный аграрный потенциал района. Распаханные земли его составляют около 20% российской пашни. Но южные части района испытывают дефицит во влаге, здесь распространены бурые полупустынные почвы.

Основная часть территории занята степной и лесостепной зонами. На севере некогда произрастали смешанные хвойно-широколиственные и широколиственные леса, вследствие многовековой вырубки они почти не сохранились в естественном виде; на юге степь сменяется полупустыней.

Район обладает разнообразными минеральными ресурсами. Но запасы нефти, сделавшие Поволжье одним из первых в нефтедобыче, сильно истощены; добыча нефти снижается. Основные ресурсы нефти сосредоточены в Татарстане, Самарской области, газа - в Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях. Значительны также запасы соли в озерах Баскунчак и Эльтон и разнообразного сырья для производства стройматериалов.

Население

Современное население района сформировалось в результате многовековой сложной истории колонизации края. Коренное население - чуваши, марийцы, мордва. Затем здесь поселились булгары, половцы, монголы, ногайцы. С конца XV- начала XVI веков завоевание поволжских пространств было одной из главных целей Русского, а затем Российского государства. Многие крупнейшие города района (Волгоград, Самара, Саратов) возникли как крепости на природном рубеже (Волге), защищавшем Русь от кочевых племен.

Современное Поволжье - один из наиболее густозаселенных районов Российской Федерации. Средняя плотность населения - 31 чел. на 1 км 2 , особенно плотно заселены Самарская область. Татарстан, Саратовская область.

В национальной структуре сегодня почти повсеместно (кроме Калмыкии и Татарии) преобладают русские. Также значительна доля компактно проживающих татар (16%), чувашей и мордвы (2 и 3% соответственно).

Уровень урбанизации Поволжья составляет около 73%, причем население сконцентрировано в основном в столицах национальных республик и в крупных промышленных городах. Район обладает значительными трудовыми ресурсами. Население его растет, причем в основном вследствие значительного притока мигрантов.

Промышленная база района получила толчок к развитию в годы Великой Отечественной войны, когда сюда были перебазированы более 300 предприятий, И сегодня по многим показателям Поволжье не уступает таким развитым в индустриальном плане районам, как Центральный и Уральский, расположенным по соседству.

Основные отрасли специализации района: нефтяная, нефтеперерабатывающая, газовая промышленность, работающая на их сырье химическая промышленность, а также высококвалифицированное машиностроение, электроэнергетика и производство строительных материалов.

Ведущая роль принадлежит машиностроению. В структуре машиностроения выделяется, прежде всего, автомобилестроение. Район выпускает 70% легковых (Ульяновск, Тольятти), 10% грузовых (Набережные Челны) и значительное количество троллейбусов (Энгельс). В Елабуге планируется построить новый автомобильный завод совместно с зарубежными компаниями. Поволжье специализируется также на приборе- и станкостроении (Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волжский, Казань), авиастроении (Самара, Саратов, Казань), (тракторостроении (Волгоград). В районе представлены все отрасли химической промышленности. Прежде всего это горная химия (добыча серы - Самарская область, солей - озеро Баскунчак), химия органического синтеза, производство полимеров. Химическая промышленность развивается на базе переработки местной и эападно-сибирской нефти в Нижнекамском, Самарском и других нефтехимических комплексах. Основные центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Сара-. тов, Волжский, Тольятти.

На базе Астраханского газоконденсатного месторождения создается крупный газо-химический комплекс.

Топливно-энергетический комплекс высокоразвит. Район полностью обеспечен собственным топливом, и несмотря на то, что доля Поволжья в нефтедобыче России падает, район занимает второе место в Российской Федерации после Западно-Сибирского экономического района по добыче нефти и газа.

В Поволжье вырабатывается около 10% общероссийского производства электроэнергии, часть ее передается по ЛЭП и в другие районы России. На Волге и Каме создан каскад из 11 ГЭС общей мощностью 13,5 млн. кВт. Но водохранилища этих равнинных ГЭС очень мелководны, хотя и занимают огромные площади, поэтому себестоимость электроэнергии очень высока. Экологические же проблемы, вызванные строительством ГЭС, огромны. Во-первых, великая русская река Волга больше не существует в своем естественном виде - только система водохранилищ. Во-вторых, такое регулирование ее стока привело к замедлению течения и, следовательно, снижению способности реки к самоочищению. А в Волгу ежегодно попадают сотни тысяч тонн загрязняющих веществ (нитратов, нефтепродуктов, фенолов и т.д.). Огромное количество (до 600 тыс. т) взвешенных частиц в условиях измененного стока способствуют ее заиливанию, обмелению. Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к катастрофической ситуации остатки приволжских лесов, которые являются естественной защитой Волги. Плотины ГЭС - почти непреодолимое препятствие для рыбы, в том числе и для ценных осетровых, чье уникальное, самое большое в мире, стадо находится под угрозой исчезновения. В-третьих, затопление плодородных, некогда густозаселенных территорий привело к потере значительного земельного фонда, затоплению около 100 городов и поселков городского типа, 2,5 тысяч сел, деревень, тысяч исторических и культурных памятников. Сейчас же ситуация только ухудшается, потому что старые очистные сооружения (фильтровавшие всего около 40% сточных вод) приходят в негодность, средств на их ремонт и строительство новых не хватает. Кроме того, существовавшая в рамках СССР единая система регулирования (управления) водным хозяйством практически разрушена, а Волга пересекает территории многих административно- территориальных единиц. Поэтому само существование Волжской речной системы находится под угрозой, и решить эту прочему можно только объединенными усилиями всех субъектов РФ, расположенных в бассейне Волги.

ТЭС, дающие 3/5 электроэнергии, работают на местном сырье - мазуте и газе. Они, в основном, размещены в городах, где развита нефтепереработка и нефтехимия.

В районе действует также Балаховская (Саратовская) АЭС.

Афопромышлейный комплекс. По площади сельскохозяйственных угодий (более 40 млн. га) Поволжье лидирует среди всех экономических районов страны. Распахано до 50% территории района. Здесь выращивается 1/2 валового сбора ценных твердых сортов пшеницы России, значительная часть горчицы, крупяные (просо, гречиха), технические (сахарная свекла, подсолнечник). Развито мясомолочное животноводство. Южнее широты Волгограда расположены крупные овцеводческие хозяйства. В междуречье Волга и Ахтубы выращивают овощебахчевые культуры и рис.

Многие области Поволжья охвачены эрозионными процессами почв, которые явились результатом многовековой сельскохозяйственной нагрузки. Это, а также неустойчивые погодные условия и засухи требуют постоянного проведения мелиорации.

Развитая транспортная сеть района во многом обусловила его современный облик. Районообразу-ющей артерией района послужила Волга. Большое значение имеют также пересекающие ее автомобильные и железные дороги, густая сеть ЛЭП и трубопроводов. Система нефтепроводов «Дружба» имеет международное значение.

Среднее Поволжье занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производятся синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал

Территория Среднего Поволжья вытянулась по обоим берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ромашкинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Население и трудовые ресурсы

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Структура экономики образована межотраслевыми комплексами. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс КамАЗ в Нижнекамском районе Татарстана (его центр — г. Набережные Челны) включает группу заводов.

В группу компаний КамАЗ входит 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КАмАЗ» (г. Ставрополь).

Центром автомобилестроения является г. Тольятти (Самарская область), где размещается ОАО «АВТОВАЗ», выпускающий легковые автомобили.

Грузовые автомобили малого класса и полноприводные микроавтобусы производит автомобильный завод ОАО «УАЗ», расположенный в Ульяновске.

Предприятиями, входящими в группу компаний «СОЛЛЕРС» (SOLLERS-Елабуга, SOLLERS-Набережные Челны, ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» и др.), осуществляется выпуск автомобилей Fiat Ducato, г рузовых автомобилей ISUZU. внедорожников SsangYong.

Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в городах Самаре. Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в Энгельсе (ЗАО «Тролза»).

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов ЯК-42).

Центры точного машиностроения — Казань. Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался нефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской. Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетические ресурсы района вырабатываются Жигулевской, Саратовской, Волжской гидроэлектростанциями. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт и экономические связи

Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля.

В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия

На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 , отличается выгодностью географического положения, через ею территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль

Москва — Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТП К дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт надушу населения и т.д.).

На территории Елабужского района Республики Татарстан создана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» для оказания содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства. Промышленно-производственная направленность ОЭЗ включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую и нефтехимическую промышленность, обрабатывающую промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и многое другое.

Отрасли специализации Саратовской области — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития

На побережье Волги и ее притоков размешены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона была принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

Экологическая обстановка в бассейне реки Волги остается неблагополучной, цели, поставленные при утверждении программы, не достигнуты. Постановлением Правительства «О завершении реализации отдельных подпрограмм, входящих в ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» реализация программы «Возрождение Волги» завершена в 2004 г.

Экономика и хозяйство Среднего Поволжья

Этот район занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производится синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал. Территория Среднего Поволжья вытянулась по берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ро- маиткинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Отраслями специализации округа можно считать топливную промышленность, в том числе нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую, машиностроение и металлообработку, стекольную и фарфоро-фаянсовую и мукомольную отрасли промышленности.

Вблизи Сызрани расположено Кашпировское месторождение горючих сланцев.

Население. Наиболее густо заселены территории долины Волги в Самарской, Ульяновской областях и в Татарстане.

Население Поволжья отличается пестротой национального состава. При преобладающем русском населении значительный удельный вес в структуре населения занимают татары, калмыки.

Для населения Поволжья характерна высокая его концентрация в областных центрах и столице Татарстана. Численность населения Казани, Самары превышает миллион жителей.

Трудовые ресурсы Поволжья имеют высокую квалификацию, что определяется специализацией регионов. В промышленных центрах развиты научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера.

Хозяйство. Хозяйственный комплекс Среднего Поволжья начал складываться еще в дореволюционные годы, причем это развитие в значительной мере обусловливалось Волгой, на пути которой возникали крупные перевалочные и торговые пункты.

В структуре хозяйства выделяются сложившиеся межотраслевые комплексы. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс «КамАЗ» в Нижнекамском районе Татарстана включает группу заводов. Центр — г. Набережные Челны.

Центром автомобилестроения является Тольятти (Самарская область), где размещается «АвтоВАЗ», производящий легковые автомобили. Автомобильный завод «Авто- УАЗ» размещен в Ульяновске — производитель грузовых автомобилей малого класса, полноприводных микроавтобусов. Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в

Самаре, Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в г. Энгельсе. В Елабуге построен комплекс по производству легковых автомобилей «Ока».

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов «ЯК-42»).

Центры точного машиностроения — Казань, Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался пефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской, Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетика района представлена гидроэлектростанциями, работающими в объединенной системе: Самарская, Саратовская, Нижнекамская. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

Отраслью рыночной специализации Поволжья является производство строительных материалов, особенно цемента. В поволжских городах и пригородах издавна развито лесопиление и деревообрабатывающая промышленность.

В Поволжье развивается легкая промышленность: в Казани расположен крупнейший меховой комбинат, в Ульяновске и Пензе — предприятия шерстяной промышленности.

Агропромышленный комплекс имеет всероссийское значение. Району принадлежит ведущее место в России по производству зерна, в том числе ценной зерновой культуры — пшеницы, а также риса, бахчевых культур, овощей, горчицы, мяса. Поволжье также является производителем подсолнечника, молока, шерсти. Сельское хозяйство характеризуется высокой эффективностью, что связано с весьма благоприятными природными условиями. Основным резервом развития АПК является углубление его специализации с учетом экологической обстановки.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно- крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт . Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетыо, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога: Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля. В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефте- и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия. На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК, он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 . ТПК отличается выгодностью географического положения, через его территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль Москва -

Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТПК дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт на душу населения и т.д.).

В Пензенской и Ульяновской областях развиты машиностроение, легкая, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Ульяновск — крупный промышленный центр, в городе работают автомобильный завод, завод тяжелых станков, развита электротехническая промышленность. Пенза — центр машиностроения, заводы которого производят вычислительную технику, часы, технологическое оборудование.

Саратовскую область иногда относят к Нижнему Поволжью, отрасли специализации — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития. Экологические проблемы проявляются в нарушении земель горными разработками, вторичным засолением почв. Большой экологический ущерб нанесен промышленными выбросами и транспортом водным и рыбным ресурсам региона.

На побережье Волги и ее притоков размещены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт