Потребность в самовыражении согласовали с теорией эволюции. Потребность в бескорыстном самовыражении

25.09.2019

Зачем мы вообще идем в общество? Что нам от общества нужно? И почему такое интимное проявление собственной личности, как самовыражение возможно только среди общества ?

В предыдущей статье речь шла о страхе одиночества и отвержения. Две составляющие: «одиночество» и «страх отвержения» ведут в одну сторону, но разными путями. Попробуем сначала разобраться со страхом отвержения. А в следующих публикациях к обсуждению будет подключено не умение быть наедине с собой и не понимание отсюда «Кто я?» и «Что я?».

Типичная жизненная ситуация:

К маме подходит девочка пяти лет:

Мама, посмотри на мой рисунок?!

Мама знает, что дочка сделала его быстро, небрежно, следовательно, хвалить не за что.

Доча, ну это некрасивый рисунок. Ты сделала его плохо.

Ну мааааамаааа, - начитает ныть ребенок.

Надо постараться, потратить время, силы, проявить фантазию и тогда у тебя получится стоящая вещь!

У девочки ничего не получается (а она и не сильно старается), появляются переживания, дерганья. Тогда мама подключается и помогает сделать красиво. В итоге ребенок слышит похвалу (за то, что половину сделала мама?) и, наверное, удовлетворенный отправляется заниматься своими делами.

Кажется, что-то здесь не так. Родитель пытается научить ребенка делать хорошо, а не как попало. Но, маленький человечек продолжает «лениться» и просить (одобрения?).

В данном случае поведение старших не самое худшее. В привычном варианте не замечают даже хорошее – что уж говорить про любое!

Ребенок нарисовал небрежно, но быстро рисунок. Потом так же быстро бежит его кому-то дарить. Возникает вопрос: на что ребенок направляет эту последовательность действий?

  1. Определенно можно говорить о потребности в выражении любых чувств посредством действа (процесс рисования). То есть, потребность самовыражения.
  2. Желание выразить искренние чувства по отношению к родителям, а больше всего их даже получить (об этом говорит скорость, с которой подарок отправляется к счастливчику)
  3. Желание получить внимание.
  4. Потребность в положительной оценке своих действий

В данном поведении очень мало времени и сил уделено самому рисунку, процессу его рисования. А ведь именно за этим стоит здоровое чувство самовыражения! – Все остальное нацелено на функцию настраивания коммуникаций с окружающими. Получается, что проявления собственной личности не так важны, как важно проявить себя «на людях», то есть, вовне! Получается, что (для взрослого человека тоже) главное, это «показать себя». А то что «за собой» ничего нет (ты плохо нарисовал рисунок!) – вопрос десятый. – Этот момент, кстати, способен значительно тормозить процесс обучения. Если ученика никто не видит и не хвалит, то обучения может и не состояться. И не дай Бог, если что-то не получается и некому помочь. – Герой, обжегшись о такую собственную неумелость, может от учения отвернуться совсем.

Вернемся к ситуации, с которой началось повествование. Ребенку из вышеописанного случая гораздо важнее получить признание его права проявлять себя так, как хочется ему, а не только когда хорошее исполнение. Это право, кажется что «дают» родители. Однако, оно относится к безусловной данности, такой же, как и само право жить. Прочувствовать это должен человек сам, и в результате наделить себя силой собственного решения всеми правами и обязанностями (это будет его личный выбор). Однако, роль родителей в формировании здоровых навыков у детей не так уж мала! Поэтому мамы и папы могут начать корректировать поведение ребенка.

Допустим, сегодня ребенок хочет выразить свои чувства экспромтом. Это импульсивный порыв, который тоже имеет право «на жизнь». От взрослого ожидается всего лишь обращение внимания на свершившийся факт. Это можно выразить так: «Я вижу, ты нарисовала дом с крышей. Крыша у него голубая».

Не надо никаких оценок: «хорошо», «плохо», «правильно», «неправильно». – Оценки это привилегия учителей, - их задача научить технике. А главная родительская функция – проявить к маленькому человеку те чувства, в которых он нуждается. А ему нужна любовь, принятие, тепло. И тогда есть шанс, что ребенок не попадет в круг заискивания и ожидания положительных подкреплений. А в будущем, когда вырастет, не станет доказывать правоту, давая себе, таким образом, право быть замеченным.

В случае же, когда ребенок хочет выразить личные чувства к родителю, эти чувства достаточно заметить и принять, искренне поблагодарить ребенка, за проявленное внимание и желание сделать приятно.

Является ли чрезмерно сильное желание успеха признаком здоровой потребности в самовыражении? – Нет! Здоровая потребность в самовыражении не нуждается в «зрителях». Главный зритель, приемщик и получатель – ты! А все, что просит внешних атрибутов (потребность признания и успеха среди общества), - нездоровые, ненужные проявления!

Приверженцы традиционной психологии с данным утверждением могут не согласиться. А в трансформационных сказках под названием «Люди из шкафа» один из главных героев стал самодостаточной личностью. Он начинает свой путь с заявленного желания успеха, даже обозначает сумму, за которой «охотится»: «А я хочу заработать миллионы»… В книге проходит путь «становления себя» (а вместе с ним этот путь может пройти каждый) и уверенно ближе к концу заключает: «В зрителях я больше не нуждаюсь!». – Такая трансформация стала возможна благодаря одному очень глубокому, прочувствованному на практике пониманию (автор дает читателю возможность вместе с главным героем пройти через все главные чувства и трансформации, ведущие к излечению). Понимание это простое, но прийти к нему не легко: только сам с собой я могу быть тем, кто я есть. А наивысшее счастье, по мнению героя, это позволить себе быть собой. Ведь именно к себе он свой путь и начал… И это счастье не оценивается миллионами. Счастье быть собой невозможно продать или купить…

Желание успеха как потребность в самовыражении.

5 Rating 5.00 (1 Vote)

Однажды моя шестилетняя дочка сделала очередную поделку, которую подразумевалось одеть на голову. Прихватила с собой в подготовительную школу и, нисколько не стесняясь, пошла на занятия в самодельных заячьих ушках, причем, поправила их так, чтобы они как можно заметнее висели на лице. Мои не очень уверенные попытки сделать «приличную красивую девочку» встретили такое явное и напористое сопротивление, что пришлось сдать свои позиции.

Я пребывала во мнении о том, как плохо выглядит моя дочь, которая пошла в подготовительную школу вовсе не в бантике, а с бумажными ушами, беспардонно закрывающими половину лица. Каково же было мое удивление, когда я услышала искреннее восхищение учителей: «Какая молодец, наша Олеся! Что-нибудь интересное, да всегда придумает! Сама сделала?»

Так я сделала вывод о том, что наши взгляды на «красиво» и «хорошо» далеко не всегда верные. И, пожалуй, самое красивое и хорошее, что может быть на свете, это не привычный белый бантик, а возможность не прятать свои творения, не стыдиться их: «А кто неправильно поймет – тот «сам дурак»».

Это позволение проявлять себя в той форме и в том образе, в котором хочется себе. Самовыражение невозможно без внимания, однако простым вниманием отсутствующую потребность не вылечить.

Право проявлять себя должно быть безоценочное! Это тот случай, когда важен процесс, а не результат. Только потом из качественного, продуманного процесса появится достойный признания результат. Но никак не наоборот! Однако социум нас учит противоположному. В обществе, в лучшем случае, принято замечать то, что достойно высокой оценки. Отсюда с детского возраста образуется проекция: «меня замечают, когда я делаю что-то хорошее». Здесь же берет свое начало чрезмерная потребность в похвале, не имеющая под собой никакой разумной почвы. И в цепочку странных реакций включается еще торопливость (желание получить похвалу быстро). Человек пытается быстрее закончить, чтобы получить результат, похвалу и почувствовать, наконец, важность своих действий. Естественно, в таком варианте о хорошем исполнении, собственно, о том, что является важным проявлением самой личности, говорить не приходится.

Таким образом, самоутверждение в общепринятых моделях поведения строится на ожидании всегда публичной (или внешней) положительной оценки. А критика воспринимается, как отрицание права быть собой, проявлять себя как ты хочешь и так далее. И вызывает ответную негативную реакцию. А как я еще отвоюю свое право на бытие?

По мере взросления ребенка окружающие в нем активно закрепляют ложное восприятие. Во взрослом мире работают все те же механизмы! «Если ты достиг успеха – твоя точка зрения имеет право на жизнь. Мы тебя послушаем, уважим, так сказать, вниманием». А если герой не стал известным, значит, он никто и зовут его никак, и слушать его никто не будет. Оценочная система разрушает индивидуальность!

А в истинном деле самовыражения важно твое, не похожее на остальных авторство. А мы мерим все одной линейкой, теряя за придуманными важностями человека, его право быть собой.

Но человек может поступать и мыслить, как он считает нужным. Любой достоин внимания (и уважения) по одной простой причине: он человек, член нашего общества, он есть и он имеет право.

А наше внимание должно быть безусловным. Именно в этом выражается то самое взаимное уважение друг к другу. Мы всего его требуем, но не знаем природу данного свойства, не представляем, какое оно настоящее. Таким образом, герой уважает свое право на свое мнение и принимает чужое право на другое мнение.

Когда человек осознает описанные моменты, может осознать и следующий: всякий враг и обидчик, вставший на праведной дороге и спорящий, подобно герою нуждается в прилюдном самовыражении. Чем агрессивнее поведение соперника, тем более он нуждается в проявлении себя. Как он проявляет собственную индивидуальность? Через отрицание точки зрения и права на индивидуальность окружающих (так же, как это делает пока и герой). И если участник наблюдает за собой, он может заметить странное ощущение – будто сам себя предает.

Есть и другая сторона медали. Рядом с конфликтами гуляет заискивание – согласие с оппонентом только лишь ради того, чтобы он не отрицал тебя. Согласие из-за страха отторжения имеет множественную природу. И здесь отсутствие возможности в самовыражении, как в праве на мое присутствие в этом мире играет яркую роль. Ты как бы выпрашиваешь хорошее отношение. Временами даже готов изменить свой ход, подстроиться под критикана – и все лишь ради того, чтобы он не выражал негативную точку зрения. И, странно, согласившись, снова предаешь себя.

Прототип одного из главных героев книг «Люди из шкафа» – типичный представитель клана зависимого общества, человек, существующий в реальности, и прошедший путь собственных ошибок и осознания, в начале повествования не чувствовал свое право на жизнь. Он, собственно, и обратился в книгу затем, чтобы научиться позволять себе быть таким, какой есть. В начале повествования он даже выставил цель: «Стать успешным» – думал, что так сможет получить человечность, участие в своей жизни и главное, принятие себя близкими и даже чужими людьми. Признание, как принятие казалось ему самым важным среди всего! Он жить без этого не мог! Завоевывал, как мог – в детстве хорошим показным поведением, заискиванием, удовлетворением. Во взрослой жизни – согласием, там, где не согласен; выслушиванием там, где не интересно; присутствием там, где не желает быть и т.д. Он вынужден постоянно «заслуживать» это место под солнцем – право быть, право жить в тепле и принятии. Привыкнув так жить, он заранее выпускает иголки, как еж. И находится в мире, где все наступают друг на друга – отвоевывают свое место под солнцем. Здесь привычна агрессия – все ее сполна получают и думают, что это норма. И всем хочется тепла – пока еще шаткого, неуверенного, хоть какого, только бы не пропасть.

Люди давно усвоили: чтобы получить тепло – надо заискивать.

Чтобы удовлетворить естественную потребность в праве на проявления себя – приходится воевать. Отсюда – неумение доброжелательно просить уменьшить громкость, неумение уступить место, неадекватная реакция на чужие просьбы («меня отрицают»).

Поиск любого внимания – хоть положительного, хоть отрицательного – тоже проявление потребности в самовыражении. Индивидуальность в своем проявлении требует публики. Будучи взрослой, я как бы «выпрашиваю»: «Послушайте, что я сказала! Ответьте мне! Обратите внимание на мой статус! Прочитайте мою статью?! Посмотрите на мой рисунок! Напишите мне в почту!»

Восприятие – болезненное, неудовлетворенное дает «на выходе» извращенные интерпретации (сходные с последствиями отсутствия личного пространства).

Нет ответа – меня не заметили.

Ответ негативный (спорят, критикуют) – меня отрицают.

Такой образ мыслей и поведения засасывает в сильный, кажется, непреодолимый круг, в котором нет выхода. Выбраться на самом деле сложно. Для этого придется акцент с ориентации на внешнюю оценку систематично переключать на внутреннее позволение быть самим собой. В основном это работа осознания и силы воли.

Описанная тема тесно переплетается с ранее рассмотренной потребностью в собственном эмоциональном пространстве. Личное эмоциональное пространство дает возможность быть таким, какой есть и никому ничего не доказывать (не оправдываться и не отстаивать). А восполненная потребность в самовыражении перестает нуждаться во внимании. Пребывание в пределах собственных границ дает возможность ни с кем не спорить и никому ничего не доказывать и оставляет, таким образом, в искомом состоянии не предательства по отношению к себе. Но этому нужно учиться.

Данная публикация продолжает цикл статей, написанных по серии книг «Люди из шкафа». Если читатель чувствует, что понимания, описанного здесь ему недостаточно, он может обратиться к материалу в книгах, изложенному в глубокой форме, на языке подсознания. Главный герой книг обретает независимость от общества через сознание личного пространства, в котором каждый имеет право быть таким, какой он есть. И, разумеется, дает это право другим. Так никто не наступает друг другу «на пятки». Каждый уважает права другого. Путешественник, однако на этом не останавливается. Он избавляется еще и от потребности внимания к себе и к своим трудам. Он соглашается оставить результаты самовыражения в пределах собственного пространства (не навязывать обществу).

Социальные потребности

1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

3. Проводите с подчиненными периодические совещания.

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.

5. Создайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности уважения

1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.

3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.

5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетенции.

Потребности в самовыражении

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

· Заработанная плата, как правило, не является мотивирующим фактором.

· Для устранения чувства неудовлетворенности, менеджеру необходимо особое внимание уделить факторам "здоровья ". В случае отсутствия чувства неудовлетворенности и раздражения мотивировать персонал с помощью факторов "здоровья" бесполезно.

· После того как работник обеспечен всем необходимым, для достижения поставленных целей, менеджер должен сконцентрировать все усилия на мотивационных факторах.

3. Трехфакторная теория Мак-Клеланда рассматривает только три вида приобретенных потребностей, активизирующих деятельность человека: власть, успех, причастность .

Есть определенное сходство этой теории с теорией А. Маслоу. Потребности во власти и успехе характерны для людей, достигших удовлетворения четвертого уровня иерархии потребностей - потребности в уважении. Потребность в причастности свойственна людям, достигшим удовлетворения третьего уровня потребностей - социальных потребностей.

В отличии от А. Маслоу, Мак-Клеланд считает, что только потребность во власти является мотивационным фактором. Поэтому на практике эта теория применима в большей мере для людей, стремящихся занять определенное положение в организации.

Процессуальные теории мотивации

В основе этих теорий лежит концепция И. Павлова о том, что любое поведение человека - это результат воздействия стимула. Поэтому поведение человека подвержено влиянию посредством перестраивания (изменения) среды или процесса, в котором работает человек. Так же поведение человека определяется и результатом (последствиями) выбранного в данной ситуации типа поведения.

К наиболее популярным процессуальным теориям можно отнести:

· теорию ожидания Виктора Врума;

· теорию справедливости С. Адамса;

· комплексную теорию Портера-Лоулера.

1. В соответствии с теорией ожидания мотивация рассматривается как функция трех видов ожиданий:

· ожидаемого результата работы;

· ожидаемого вознаграждения от этого результата;

· ожидаемой ценности вознаграждения.

Величина усилий, прилагаемых человеком для реализации поставленной перед ним задачи, будет непосредственно зависеть от того, какова оценка вероятности успеха при выполнении поставленной задачи, а также вероятность получения за приложенные усилия ценного для него вознаграждения.

Чем выше степень соответствия фактических событий ожидаемым, тем больше вероятность повторения данного типа поведения.

Практические выводы.

· Руководитель при постановке задач и должен четко формулировать цель в терминах результата, а также критерии оценки результата.

· Для повышения вероятности достижения цели, руководитель должен обеспечить условия (организационные и ресурсные) для успешной реализации задачи.

· Распределять задания между сотрудниками необходимо в соответствии с их способностями и профессиональными навыками.

· Только то вознаграждение будет представлять для работника ценность, которое соответствует его структуре потребностей.

· Только то вознаграждение будет повышать мотивацию, которое следует за достигнутым результатом. Аванс не является мотивирующим фактором.

2. Теория справедливости исходит из того, что человек субъективно оценивает результаты труда и полученное вознаграждение, сравнивая их с результатами и вознаграждением других сотрудников. При этом субъективной оценке подвергаются и затраченные усилия.

Если вознаграждение воспринимается как справедливое, производственное поведение повторяется, если нет - то возможны следующие реакции человека:

· сокращение затрат собственных сил ("Я не намерен полностью выкладываться за такую зарплату");

· попытка увеличить вознаграждение за свой труд (требование, шантаж);

· переоценка своих возможностей (снижение уверенности в себе);

· попытка повлиять на организацию или на руководителя с целью изменить оплату или нагрузку других сотрудников;

· выбор другого объекта сравнения ("Мне с ними не равняться");

· попытка перейти в другое подразделение или другую организацию .

3. Модель мотивации Портера-Лоулера рассматривает мотивацию как функцию затраченных усилий, полученных результатов, восприятия работниками вознаграждения (справедливое-несправедливое), степень удовлетворения.

Результаты труда зависят от затраченных усилий и способностей человека к выполнению конкретной работы.

В свою очередь усилия, затрачиваемые работником для достижения результата, будут зависеть от оценки вероятности получения вознаграждения и его ценности для работника. Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое, повышает мотивацию, и наоборот. Степень удовлетворенности есть результат как внешнего, так и внутреннего вознаграждения. Причем именно степень удовлетворенности является мерой ценности вознаграждения.

Внешнее вознаграждение дается организацией в виде заработанной платы, похвалы, поощрений, продвижения по службе и т. п. Внутреннее вознаграждение, исходит от самой работы, реализует потребности высокого уровня, и, как правило, является наиболее вероятной причиной чувства удовлетворенности (значимости, признания, самовыражения).

Важный вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как это принято считать.


Похожая информация.


Впервые иерархическую модель потребностей человека американский психолог Абрахам Маслоу предложил в 1943 году. В упрощенном виде она может быть представлена как пирамида из семи ступеней, восхождение на которую должно быть строго последовательным. Так, социальные мотивы (любовь, репутация), согласно концепции, невозможны без выражения физиологических - голода и безопасности, а положение в обществе (четвертая ступень) всегда важнее, чем познание (пятая). Пику пирамиды соответствует самоактуализация - полное раскрытие потенциала личности. Примерами поведения на этом уровне могут служить занятия искусством, при этом, по Маслоу, их конечной целью выступает собственное удовольствие.

Несмотря на популярность, эта модель неоднократно подвергалась критике (современная психология, в отличие от коучинга, относится к ней скептически). В частности, поступательное движение вида в рамках онто- и филогенеза от проблем выживания к развлечениям сомнительно с точки зрения эволюции. Тем не менее, ряд наблюдений подтверждают , что поведение человека могут определять автономные иерархические подсистемы мотивации, условно соответствующие ступеням пирамиды Маслоу. Авторы новой работы предположили, что в основе высшей, самоактуализации, лежит биологически значимый мотив поиска статуса. Причем такая связь, вероятно, может зависеть от пола, возраста, наличия семьи и детей.

Чтобы проверить это, они провели серию опросов. На первом этапе 517 человек в возрасте 18–74 лет попросили своими словами описать смысл понятия «самоактуализация». Затем добровольцам сообщили классическое определение и предложили представить, что бы они делали при условии уже состоявшегося раскрытия собственного потенциала. После этого участники оценили встречаемость в ответах семи фундаментальных потребностей: в безопасности, здоровье, принадлежности, уважении, формировании и поддержании романтических отношений и заботе о детях. Анализ показал, что значительно чаще респонденты ассоциировали самоактуализацию с поиском статуса.

Гипотеза о связи самоактуализации с личной историей также подтвердилась: в восприятии опрошенных потребность в повышении статуса нередко сопоставлялась с важностью формирования и поддержания романтических отношений. На втором этапе ученые выяснили, не объясняется ли тенденция индивидуальными особенностями. Для этого процедуру повторили на 565 других добровольцах, но на этот раз мотив сравнивался с тремя похожими категориями. Так, респонденты должны были рассказать, что бы они делали, имея четкую жизненную цель, широкий доступ к наслаждениям и ресурсы для избегания боли, обладали субъективным благополучием (во всех сферах жизни) или достигли самоактуализации.

Результаты этого исследования повторили прошлые. Поиск уважения был специфичен для самореализации и хуже ассоциировался с иными видами благополучия. Для сравнения, эвдемонизм (цель жизни) и субъективное счастье коррелировали скорее с потребностью в принадлежности к чему-либо, гедонизм (наслаждения) - со стремлением к защите. Примечательно, что у мужчин связь между статусом и самореализацией была более выраженной, тогда как для женщин в случае раскрытия своего потенциала примерно одинаковую значимость имели положение в обществе, безопасность и принадлежность. По мнению авторов, такая интерпретация лучше согласуется с эволюционным подходом, чем традиционная.

Статья опубликована в журнале Personality and Social Psychology Bulletin .

Ранее ученые воспользовались эволюционной биологией для сниженной мотивации женщин к спортивным достижениям.

2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)

Это духовные потребности. Проявление этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его нужно в этом убедить.

Стремление человека к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, достижению всего желаемого, быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением в настоящее время бесспорно и признается всеми. Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

В этой группе проявляются самые лучшие, более индивидуальные, чем другие, стороны и способности людей.

Для эффективного управления людьми необходимо:

1) возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;

2) дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.

Люди, которые испытывают потребность во власти и влиянии на других и даже равных по положению, мотивируются возможностью:

1) управлять и контролировать;

2) убеждать и влиять;

3) конкурировать;

4) лидировать;

5) достигать целей и задач.

Все это необходимо поддерживать похвалой за хорошую работу. Людям важно осознавать, что они работают хорошо и по-своему индивидуальны.

Важное значение для руководителей имеет факт, что все человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке.

Потребности низшего уровня.

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности).

4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении).

Потребности высшего уровня.

5. Потребность в самореализации (самовыражении).

Во-первых, потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.

Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

1) физиологические – 85 %;

2) безопасность и защита – 70 %;

3) любовь и принадлежность – 50 %;

4) самоуважение – 40 %;

5) самоактуализация – 10 %.

Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, на самом деле эта иерархия далеко не такая „жесткая“. Правда, что для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как представлено. Однако есть и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

С точки зрения Маслоу мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы.

К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.

Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Придается особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому считается, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.

Люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и довольно большого риска.

Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной лестнице.


| |

© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт